СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по элективному учебному предмету « Методы решения физических задач »

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

          Рабочая программа по элективному учебному предмету «Методы решения физических задач» составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования   и авторской программы элективного учебного предмета Н.И.Зорина «Элективный курс «Методы решения физических задач»: 10-11 классы.- М.: ВАКО, 2007».

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по элективному учебному предмету « Методы решения физических задач »»


РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ЯМАЛО-НЕНЕЦКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА НОЯБРЬСКА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №7»

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД НОЯБРЬСК



Рассмотрено

на заседании методического

объединения учителей предметной области «Естественно-научные предметы»

Протокол № 8

от «30» августа 2017 года


Руководитель методического объединения: ____/ Беренкеева Т.М.

Согласовано

заместитель директора по УВР

___________ Мезина О.М.


от «31» августа 2017 года


Утверждаю

директор МБОУ СОШ №7

______________А.А. Голиков

Приказ от 31.08.2017 г. № 350-од



Рабочая программа

по элективному учебному предмету

« Методы решения физических задач »

для 11 класса



1 час в неделю (всего 34 часа)





Авторы-составители:

учитель физики Изибаев А.В.





2017 / 2018 учебный год





1. Пояснительная записка


Рабочая программа по элективному учебному предмету «Методы решения физических задач» составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования и авторской программы элективного учебного предмета Н.И.Зорина «Элективный курс «Методы решения физических задач»: 10-11 классы.- М.: ВАКО, 2007», требований к результатам освоения ОП СОО МБОУ СОШ № 7.



Общая характеристика учебного предмета


Для решения задач формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников в процессе изучения элективного предмета основное внимание уделяется не передаче суммы готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению.

Занятия по решению теоретических задач дают возможность обеспечить учащихся материалами для самостоятельной работы. С этой целью после разбора двух-трех ключевых задач на занятии в классе дается комплект из 5-10 задач по данной теме для самостоятельной работы с обязательным полным письменным оформлением.


Цели и задачи курса:

- развитие логического мышления, алгоритмической культуры познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения физических задач и самостоятельного приобретения новых знаний;

- воспитание духа сотрудничества в процессе совместного выполнения задач,

уважительного отношения к мнению оппонента, обоснованности высказываемой

позиции, готовности к морально-этической оценке использования научных достижений,

уважения к творцам науки и техники, обеспечивающим ведущую роль физики в создании

современного мира техники;

- овладение умениями строить модели, устанавливать границы их применимости;

- применения знания по физике для объяснения явлений природы, свойств вещества,

решения физических задач, самостоятельного приобретения и оценки новой информации

физического содержания, использования современных информационных технологий;

- использование приобретенных знаний и умений для решения практических, жизненных

задач рационального природопользования и защиты окружающей среды, обеспечения

безопасности жизнедеятельности человека и общества.

- развитие логического мышления, алгоритмической культуры, познавательных интересов,

интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения физических задач и

самостоятельного приобретения новых знаний, выполнения экспериментальных

исследований, подготовки докладов, рефератов и других творческих работ;

Принципы отбора основного и дополнительного содержания программы связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.

Элективный учебный предмет, прежде всего, ориентирован на развитие у школьников интереса к знаниям, на организацию самостоятельного познавательного процесса и самостоятельной практической деятельности.

При изучении предмета прослеживаются межпредметные связи с математикой, биологией, химией, физической географией, основами безопасности жизнедеятельности.






Описание места учебного предмета в учебном плане


Программа рассчитана на 34 часа в год (1 час в неделю).

Программой предусмотрено проведение:

контрольных работ - 3;

лабораторных работ- 0.

Годовая промежуточная аттестация проводится в соответствии с положением о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации учащихся, в форме утвержденной учебным планом на 2017-2018 учебный год.


Учебно-методический комплект, включая электронные ресурсы

- Зорин Н.И. Элективный курс «Методы решения физических задач»: 10-11 классы.- М.: ВАКО , 2007. – 336с. – (Мастерская учителя).

- Баканина Л.П. и др. Сборник задач по физике: Учебное. Пособие для углубл.изуч. физики в 10-11 кл. общеобазоват. учреждений/ под. С.М. Козела. – М.: Просвещение, 1995.

- Сборник задач по физике. 10-11 классы: учеб. пособие для общеобразоват. организаций: базовый уровень/ Н.А. Парфентьева. –7-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 2017. – 208 с. – (Классический курс). –ISBN 978-5-09-028567-



Литература для учащегося


- Электронный вариант Зорин Н.И. Элективный курс «Методы решения физических задач»: 10-11 классы.- М.: ВАКО , 2007. – 336с. – (Мастерская учителя).

- Баканина Л.П. и др. Сборник задач по физике: Учебное. Пособие для углубл. изуч. физики в

10-11 кл. общеобазоват. Учреждений/ под. С.М. Козела. – М.: Просвещение, 1995.


2. Планируемые результаты освоения учебного предмета

В рабочей программе заложены возможности формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций:

Познавательная деятельность:

– использование для познания окружающего мира различных естественнонаучных методов: наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование;

– формирование умений различать факты, гипотезы, причины, следствия, доказательства, законы, теории;

– овладение адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач;

– приобретение опыта выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез.


Информационно-коммуникативная деятельность:

– владение монологической и диалогической речью, развитие способности понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение;

– использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации.

Рефлексивная деятельность:

– владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные результаты своих действий:

– организация учебной деятельности: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств.




В результате обучения учащиеся должны

знать/понимать:

смысл понятий: физическое явление, физическая величина, модель, гипотеза, принцип, постулат, теория, пространство, время, вещество, взаимодействие, основные положения молекулярно-кинетической теории, массы и размеры молекул, идеальный газ, изопроцессы, точечный заряд, электромагнитное поле,

  • смысл физических величин: перемещение, скорость, масса, сила, количество вещества, внутренняя энергия, работа в термодинамике, напряжённость электрического поля, магнитный поток, индукция магнитного поля;

  • смысл физических законов, принципов и постулатов (формулировка, границы применимости): законы динамики Ньютона, законы сохранения энергии, импульса, закон Авогадро, закон Кулона, закон Ампера, принципы суперпозиции полей;

  • вклад российских и зарубежных ученых, оказавших наибольшее влияние на развитие физики;


уметь:

  • приводить примеры опытов, иллюстрирующих, что наблюдения и эксперимент служат основой для выдвижения гипотез и построения научных теорий; эксперимент позволяет проверить истинность теоретических выводов; физическая теория дает возможность объяснять явления природы и научные факты; физическая теория позволяет предсказывать еще неизвестные явления и их особенности; при объяснении природных явлений используются физические модели; один и тот же природный объект или явление можно исследовать на основе использования разных моделей; законы физики и физические теории имеют свои определенные границы применимости;

  • применять полученные знания для решения физических задач;

  • определять характер физического процесса по графику, таблице, формуле;

  • приводить примеры практического применения физических знаний: различных видов электромагнитных излучений для развития радио- и телекоммуникаций;

  • воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, научно-популярных статьях; использовать новые информационные технологии для поиска, обработки и предъявления информации по физике в компьютерных базах данных и сетях (сети Интернет);

Требования направлены на реализацию деятельностного и личностно ориентированного подходов; освоение учащимися навыков интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.



3. Содержание учебного предмета


Основы молекулярно-кинетической теории (4 ч)


Количество вещества. Постоянная Авогадро. Масса и размеры молекул. Основное уравнение МКТ. Энергия теплового движения молекул. Зависимость давления газа от концентрации молекул и температуры. Скорость молекул газа. Уравнение состояния идеального газа. Изопроцессы.


Основы термодинамики (4 ч)


Внутренняя энергия одноатомного газа. Работа и количество теплоты. Первый закон термодинамики. Адиабатный процесс. Изменение внутренней энергии тел в процессе теплопередачи. Изменение внутренней энергии тел в процессе совершения работы. Тепловые двигатели.

Свойства паров, жидких и твердых тел (4 ч)


Свойства паров. Влажность воздуха. Поверхностное натяжение. Капиллярные явления. Механические свойства твердых тел.


Электрическое поле (5 ч)


Закон Кулона. Напряженность поля. Проводники в электрическом поле. Поле заряженного шара и пластины. Диэлектрики в электрическом поле. Энергия заряженного тела в электрическом поле. Разность потенциалов. Электроемкость конденсатора. Энергия заряженного конденсатора.


Законы постоянного тока (5 ч)


Сила тока. Сопротивление. Закон Ома. Работа и мощность тока. Электродвижущая сила. Закон Ома для замкнутой цепи. Законы Кирхгофа.


Электрический ток в различных средах (4 ч)


Электрический ток в металлах и электролитах. Электрический ток в газах, вакууме, полупроводниках.


Электромагнитные явления (4 ч)


Магнитное поле тока. Магнитная индукция. Магнитный поток. Закон Ампера. Сила Лоренца. Магнитные свойства вещества.


Избранное (3 ч)

Решение олимпиадных задач.

Итоговая контрольная работа.


Программой предусмотрено проведение текущего контроля успеваемости обучающихся по разделам курса; проведение практических и лабораторных работ.




раздела


Наименование разделов


Количество часов


Контрольные работы (количество)

Практическая часть (лабораторные, практические работы)

1

Основы молекулярно-кинетической теории


4



2

Основы термодинамики

4

1


3

Свойства паров, жидких и твердых тел

4



4

Электрическое поле

5



5

Законы постоянного тока

5



6

Электрический ток в различных средах

4


1


7

Электромагнитные явления

4



8

Решение задач.

2



9

Итоговая контрольная работа

1

1



Резерв

1




Итого

34

3



4. Тематическое планирование





Дата по плану


Дата по факту


Наименование темы




Количество часов


Примечание


Раздел «Основы молекулярно-кинетической теории». Всего часов: 4


  1. 3



Техника безопасности в кабинете физики

Количество вещества. Постоянная Авогадро. Масса и размеры молекул. Основное уравнение МКТ.

1




Уравнение состояния идеального газа. Изопроцессы.

1




Решение задач.

1




Решение задач.

1



Раздел «Основы термодинамики». Всего часов: 4




Внутренняя энергия одноатомного газа. Работа и количество теплоты. Первый закон термодинамики. Адиабатный процесс.

1




Изменение внутренней энергии тел в процессе теплопередачи. Изменение внутренней энергии тел в процессе совершения работы. Тепловые двигатели.

1


7.



Обобщение по теме « Тепловые явления»

1


8.



Контрольная работа по теме «Основы МКТ и термодинамики»


1



Раздел «Свойства паров, жидких и твердых тел». Всего часов: 4


9.



Особенности внутреннего строения и свойства газообразных, жидких и твердых тел.

1


10.



Особенности внутреннего строения и свойства газообразных, жидких и твердых тел

1


11.



Особенности внутреннего строения и свойства газообразных, жидких и твердых тел

1




Особенности внутреннего строения и свойства газообразных, жидких и твердых тел

1



Раздел «Электрическое поле». Всего часов: 5




Закон Кулона.

1




Закон Кулона. Решение задач.

1




Напряженность поля. Проводники в электрическом поле. Диэлектрики в электрическом поле. Эквипотенциальные поверхности. Конденсаторы.

1




Решение задач по теме «Электрическое поле».

1




Решение задач по теме «Электрическое поле».

1



Раздел «Законы постоянного тока». Всего часов: 5




Сила тока. Сопротивление.

1




Закон Ома для участка цепи.

1




Работа и мощность тока.

1




Электродвижущая сила. Закон Ома для замкнутой цепи.

1




Решение задач по теме «Закон Ома».

1



Раздел «Электрический ток в различных средах». Всего часов: 4




Электрический ток в металлах, электролитах, газах, вакууме и полупроводниках.

1




Электрический ток в металлах, электролитах, газах, вакууме и полупроводниках.

1




Электрический ток в металлах, электролитах, газах, вакууме и полупроводниках.

1




Контрольная работа по теме «Электрическое поле. Электрический ток».

1



Раздел «Электромагнитные явления». Всего часов: 4




Магнитное поле тока. Магнитная индукция. Магнитный поток.

1




Закон Ампера.

1




Сила Лоренца.

1




Магнитные свойства вещества.

1


Раздел «Избранное». Всего часов: 3




Решение олимпиадных задач.

1




Решение олимпиадных задач

1




Итоговая контрольная работа

1




Резерв

1




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!