СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по физике для 10 класса

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по физике для 10 класса разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования (базовый уровень) и примерной программы среднего (полного) общего образования по физике под редакцией Мякишева Г.Я. (базовый уровень). Программа имеет следующую структуру: пояснительная записка, в которой конкретизируются цели, задачи, стержневые идеи предмета, приоритетные формы, методы, технологии и средства обучения, особенности контроля за качеством освоения программы; основное содержание предмета; компетенции, формируемые учителем у обучающихся; требования к уровню подготовки обучающихся 10 класса по предмету; задания для самостоятельной работы обучающихся; список литературы для учителя и учащихся; организация итоговой аттестации.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по физике для 10 класса»

ПРИНЯТА УТВЕРЖДЕНА

решением педагогического совета приказом МБОУ «СОШ № 41

протокол от «__»______________ им. В.В.Сизова" г.Курска

от « » ____________________

Директор школы

_________________ Т.П. Бринева

М.П.






Рабочая программа

по физике

для 10 класса


2015-2016 учебный год











Автор-составитель

Терехова Валерия Алексеевна,

учитель физики МБОУ «СОШ №41

им.В.В.Сизова» г.Курска













Пояснительная записка.

Физика как наука о наиболее общих законах природы вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире, способствует формированию научного мировоззрения. Гуманитарное значение физики как составной части общего образования состоит в том, что она вооружает школьника научным методом познания, позволяющим получить объективные знания об окружающем мире. Школьный курс физики – системообразующий для естественных учебных предметов, поскольку физические законы лежат в основе содержания курсов химии, биологии, географии, астрономии. Он является неотъемлемой частью естественно-научного образования. Изучение физики является необходимым не только для овладения основами одной из естественных наук, являющейся компонентой современной культуры. Без знания физики в ее историческом развитии человек не поймет историю формирования других составляющих современной культуры. Изучение физики необходимо человеку для формирования миропонимания, для развития научного способа мышления. Для решения задач формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников в процессе изучения физики основное внимание следует уделять не передаче суммы готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению.

Основанием для разработки программы является Федеральный компонент государственного стандарта среднего (полного) общего образования (базовый уровень), базисный учебный план, учебный план школы, примерная программа среднего (полного) общего образования по физике под редакцией Мякишева Г.Я. (базовый уровень). Общее количество часов – 102, в том числе КР – 5, ЛР – 10.


Цели изучения физики

Изучение физики в средних (полных) образовательных учреждениях на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

усвоение знаний о фундаментальных физических законах и принципах, лежащих в основе современной физической картины мира; наиболее важных открытиях в области физики, оказавших определяющее влияние на развитие техники и технологии; методах научного познания природы;

овладение умениями проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, выдвигать гипотезы и строить модели, применять полученные знания по физике для объяснения разнообразных физических явлений и свойств веществ; практического использования физических знаний; оценивать достоверность естественно - научной информации;

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний и умений по физике с использованием различных источников информации и современных информационных технологий;

воспитание убежденности в возможности познания законов природы, использования достижений физики на благо развития человеческой цивилизации; в необходимости сотрудничества в процессе совместного выполнения задач, уважительного отношения к мнению оппонента при обсуждении проблем естественно - научного содержания; готовности к морально-этической оценке использования научных достижений; чувства ответственности за защиту окружающей среды;

использование приобретенных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности собственной жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.


Задачи:

  • формирование научного диалектико-материалистического мировоззрения обучающихся, основанного на осознании материалистичности физических явлений, возможности познания законов природы;

  • ознакомление обучающихся с основными физическими теориями как важнейшим компонентом общечеловеческой культуры, создание представлений о современной научной картине мира;

  • осуществление политехнического образования обучающихся, подготовка их к осознанному выбору профессии.


Стержневые идеи физики

  • Индивидуальная (самостоятельная с элементами инициативы) учебная деятельность в рамках дисциплин, которые осваивались с начала школы.

  • Освоение новой системной предметности в учебной деятельности с элементами исследования при усилении коллективно-индивидуальной творческой самостоятельности.

  • Опробование освоенных способов действия в широких (межтемных и межпредметных) задачных контекстах.


Приоритетные формы, методы и средства обучения

  • Актуализация у учащихся прежних знаний, необходимых для понимания, осмысления и усвоения нового материала (индивидуальный опрос, собеседование с классом, упражнения по повторению), постановка учебной проблемы.

  • Активизация мышления учащихся (система вопросов, создание проблемных ситуаций, проблемно-эвристическое решение задач, использование задач с недостающими и лишними данными, организация поисковой, исследовательской работы на уроке).

  • Использование на уроке различных видов творческой работы учащихся, активизация творческого воображения (аналогии, схематизации, гиперболизации).

  • Организация самостоятельной работы учащихся.

  • Чередование различных видов работы (теоретических, практических, исследовательских).

  • Рациональность использования классной доски, наглядных пособий, ТСО.

  • Создание ситуаций успеха и оказание максимальной помощи в выполнении индивидуальных заданий.

  • Реализация на уроке индивидуального и дифференцированного подходов.

  • Использование приемов развития познавательной активности и самостоятельности учащихся.

  • Опора на эмоциональную сферу при организации мыслительной деятельности.



Особенности контроля за качеством освоения программы

  • Устный опрос.

  • Фронтальный опрос.

  • Физические диктанты.

  • Контрольные работы.

  • Лабораторные работы.

  • Тесты.

  • Самостоятельные работы.

  • Зачеты.



Основное содержание предмета

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 204 часа для обязательного изучения физики на базовом уровне ступени среднего (полного) общего образования, в том числе в 10—11 классах по 102 учебных часа из расчета 3 учебных часа в неделю.


Физика и методы научного познания

( 6 ч )

Физика как наука. Роль эксперимента и теории в процессе познания природы. Научные гипотезы. Физические законы и границы их применимости. Физические теории. Моделирование явлений и объектов природы.


Механика

( 47 ч )

Механика Ньютона. Механическое движение и его виды. Способы описания движения. Вектор перемещения. Скорость равномерного прямолинейного движения. Уравнение равномерного прямолинейного движения материальной точки. Мгновенная скорость. Средняя скорость. Сложение скоростей. Ускорение. Единица ускорения. Уравнения прямолинейного равноускоренного движения. Свободное падение тел. Движение тела с постоянным ускорением свободного падения. Равномерное движение точки по окружности. Поступательное и вращательное движение твердого тела. Угловая и линейная скорости вращения.

Взаимодействие тел. Принцип причинности в механике. Первый закон Ньютона. Сила. Связь ускорения и силы. Второй закон Ньютона. Третий закон Ньютона. Принцип относительности Галилея.

Силы в природе. Гравитационные силы. Закон всемирного тяготения. Сила тяжести и вес. Невесомость. Предсказательная сила законов классической механики. Деформация. Закон Гука. Трение. Закон трения скольжения. Движение тела под действием нескольких сил в горизонтальном направлении. Движение по наклонной плоскости. Движение по окружности. Движение связанных тел.

Сила и импульс. Закон сохранения импульса. Реактивное движение. Работа силы. Мощность. Энергия. Кинетическая энергия. Работа силы тяжести. Работа силы упругости. Потенциальная энергия. Закон сохранения энергии в механике. Механическая картина мира. Границы применимости классической механики. Условия равновесия тел.



Фронтальные лабораторные работы.

1. Исследование движения тела под действием постоянной силы.

2. Измерение жесткости пружины.

3. Измерение коэффициента жесткости пружины.

4. Изучение движения тела по окружности под действием силы тяжести и упругости.

5. Изучение закона сохранения механической энергии.





Молекулярная физика

( 28 ч )

Возникновение атомистической гипотезы и ее экспериментальные доказательства. Количество вещества. Моль. Постоянная Авогадро. Строение и свойства газов, жидкостей и твердых тел. Модель идеального газа. Давление газа. Основное уравнение МКТ. Абсолютная температура как мера средней кинетической энергии теплового движения частиц вещества. Опыт Штерна. Уравнение состояния идеального газа. Изопроцессы. Газовые законы.

Насыщенный пар. Зависимость давления насыщенного пара от температуры. Кипение. Влажность воздуха. Поверхностное натяжение. Кристаллические и аморфные тела.

Внутренняя энергия. Работа в термодинамике. Количество теплоты. Первый закон термодинамики. Применение первого закона термодинамики к различным процессам. Порядок и хаос. Необратимость процессов в природе. Второй закон термодинамики. Тепловые двигатели. КПД теплового двигателя. Тепловые двигатели и охрана окружающей среды.



Фронтальные лабораторные работы.

1. Измерение влажности воздуха.

2. Измерение поверхностного натяжения жидкости.

3. Измерение удельной теплоты плавления льда.



Электродинамика

( 21 ч )

Элементарный электрический заряд. Закон сохранения электрического заряда. Электрическое взаимодействие. Закон Кулона. Электрическое поле. Проводники в электростатическом поле. Диэлектрики в электростатическом поле. Поляризация диэлектриков. Потенциальность электрического поля. Потенциал и разность потенциалов. Связь между напряженностью поля и напряжением. Электроемкость. Конденсатор. Энергия электрического поля конденсатора.

Электрический ток и условия его существования. Закон Ома для участка цепи. Электрические цепи. Работа и мощность тока. Закон Джоуля-Ленца. Электродвижущая сила. Закон Ома для полной электрической цепи. Электрический ток в различных средах: проводимость металлов, полупроводников. Электрический ток в вакууме. Электрический ток в жидкостях. Электрический ток в газах. Плазма.


Фронтальные лабораторные работы.

1. Изучение последовательного и параллельного соединения проводников.

2. Измерение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока.













Компетенции, формируемые у обучающихся 10 класса на уроках физики


1. Информационные:

  • приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач.

2. Учебно-познавательные:

  • понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами, овладение универсальными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез;

  • формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символьной формах, в виде таблицы.

3. Коммуникативные:

  • формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей;

  • умение докладывать о результатах своего исследования, участвовать в дискуссии, кратко и точно отвечать на вопросы.

4. Личностное самосовершенствование:

  • формирование умений самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность;

  • освоение приемов действий в нестандартных ситуациях.

5. Социально-трудовые:

  • формирование умений и навыков применять полученные знания для объяснения принципов действия важнейших технических устройств;

  • решение практических задач повседневной жизни;

  • обеспечение безопасности своей жизни, рационального природоиспользования и охраны окружающей среды;

  • готовность к выбору жизненного пути в соответствии с собственными интересами и возможностями.

6. Общекультурные:

  • убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологии для дальнейшего развития человеческого общества;

  • уважение к творцам науки и техники;

  • отношение к физике как элементу общечеловеческой культуры.


Требования к уровню подготовки обучающихся 10 класса

по физике


Обязательные результаты изучения курса «Физика» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного и личностно ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и здоровья.

Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и воспроизводится учащимися. Выпускники должны понимать смысл изучаемых физических понятий, физических величин и законов.

Рубрика «Уметь» включает требования, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: описывать и объяснять физические явления и свойства тел; отличать гипотезы от научных теорий; делать выводы на основании экспериментальных данных; приводить примеры практического использования полученных знаний; воспринимать и самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в СМИ, Интернете, научно-популярных статьях.

В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, выходящие за рамки учебного процесса и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач.


В результате изучения физики на базовом уровне ученик должен

знать/понимать

смысл понятий: физическое явление, гипотеза, закон, теория, вещество, взаимодействие;

смысл физических величин: скорость, ускорение, масса, сила, импульс, работа, механическая энергия, внутренняя энергия, абсолютная температура, средняя кинетическая энергия частиц вещества, количество теплоты, элементарный электрический заряд;

смысл физических законов классической механики, всемирного тяготения, сохранения энергии, импульса и электрического заряда, термодинамики;

• вклад российских и зарубежных ученых, оказавших значительное влияние на развитие физики;

уметь

описывать и объяснять физические явления и свойства тел: движение небесных тел и искусственных спутников Земли; свойства газов, жидкостей и твердых тел;

отличать гипотезы от научных теорий; делать выводы на основе экспериментальных данных; приводить примеры, показывающие, что наблюдения и эксперименты являются основой для выдвижения гипотез и теорий, позволяют проверить истинность теоретических выводов; физическая теория дает возможность объяснять известные явления природы и научные факты, предсказывать еще неизвестные явления;

приводить примеры практического использования физических знаний: законов механики, термодинамики и электродинамики в энергетике;

воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

• обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе использования транспортных средств, бытовых электроприборов;

• оценки влияния на организм человека и другие организмы загрязнения окружающей среды;

• рационального природопользования и защиты окружающей среды.


Задания для самостоятельной работы обучающихся


Тема «Механика»

1. Составление задач по теме «Средняя скорость».

2. Презентации по теме «Галилео Галилей – великий ученый, физик и астроном», «Исаак Ньютон – основоположник классической механики».

3. Создание видеофильма «День космонавтики».

4. Индивидуальное сообщение по теме «Механическая картина мира».

Тема «Молекулярная физика»

1. Индивидуальные сообщения по теме «Вечные двигатели. История проблемы».

2. Презентации по теме «Тепловые двигатели и охрана окружающей среды».

Тема «Электродинамика»

1. Проекты по теме «Электромобили», «История развития ламп», «Берегите свет!».

Список литературы для учителя

1. Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б., Сотский Н.Н. Физика: учеб. для 10 кл. общеобразоват. учреждений, базовый уровень – М: просвещение, 2012.


2. Рымкевич А.П. Сборник задач по физике: Для 9-11 кл. сред. шк. – 14-е изд. – М.: Просвещение, 1992.


3. Громцева О.И. Сборник задач по физике: 10-11 классы. – М.: Издательство Экзамен», 2015.

4. Кирик Л.А. Самостоятельные и контрольные работы по физике. Разноуровневые дидактические материалы. 10-11 классы. Электричество и магнетизм. – М.: Илекса, Харьков: Гимназия, 1998.

5. Кирик Л.А., Дик Ю.И. Физика. 10 кл.: Сборник заданий и самостоятельных работ. – 2-е изд. – М.: Илекса, 2009.


6. Кирик Л.А. Физика – 10. Разноуровневые самостоятельные и контрольные работы. М.: «Илекса», 2004.


7. Шевцов А.В. Задачи для подготовки к олимпиадам по физике для учащихся 9-11 классов. Тепловые явления. Расширение твердых и жидких тел. Газы. Издательство «Учитель», Волгоград, 2001.


8. Горяинов В.С., Карайчев Г.В., Коваленко М.И. Школьные олимпиады: физика, математика, информатика. 8-11 класс / Серия «Здравствуй, школа!». – Ростов н/Д: Феникс, 2004.



Список литературы для обучающихся

1. Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б., Сотский Н.Н. Физика: учеб. для 10 кл. общеобразоват. учреждений, базовый уровень – М: просвещение, 2012.


2. Рымкевич А.П. Сборник задач по физике: Для 9-11 кл. сред. шк. – 14-е изд. – М.: Просвещение, 1992.


3. Громцева О.И. Сборник задач по физике: 10-11 классы. – М.: Издательство Экзамен», 2015.


4. Касаткина И.Л. Репетитор по физике. Механика. Молекулярная физика. Термодинамика / И.Л.Касаткина. – Изд-е 7-е, перер. И дополн. / Под ред. Т.В.Шкиль. – Ростов н/Д: Феникс, 2007.


5. ЕГЭ 2015. Физика. Типовые тестовые задания / М. Ю. Демидова, В. А. Грибов, — М. : Издательство «Экзамен», 2015.



Организация проведения итоговой аттестации в 10 классе

  • Административная контрольная работа за 1 полугодие.

  • Итоговая контрольная работа по тексту администрации.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!