Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Верхнеднепровская средняя общеобразовательная школа №3»
Рассмотрена на МС (МО) Протокол № 1 от 30.08. 2016 г. | Принята на педагогическом совете Протокол № 1 от 30. 08. 2016 г. | Утверждена приказом по МБОУ Верхнеднепровская СОШ №3 от 30.08.2016г. №______ |
Рабочая программа
учебного курса «Информатика»
для 8А класса
Учитель: Карцев А.Н.
пгт. Верхнеднепровский
2016 год
Нормативная основа разработки рабочей программы :
ФГОС основного общего образования (утвержден приказом от 17 декабря 2010 года №1897 (зарегистрирован Минюстом России 01 февраля 2011 года №19644 ).
Приказ Минобрнауки России от 31.12.2015 г № 1577.
Учебная программа (авторская) по информатике для 5-7 классов (ФГОС) средней общеобразовательной школы Л.Л. Босовой, размещенная на сайте методической поддержки предмета http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/ Л.Л. Босова. М., БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013 г
Учебный план МБОУ Верхнеднепровская СОШ №3 на 2016 – 2017 учебный год
СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».
Программа рассчитана на 34 часа (1 час в неделю);
используемый учебно-методический комплект Босовой Л.Л.:
учебник для 8 класса / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2016
Босова Л.Л. Информатика: рабочая тетрадь для 8 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2016
Методическое пособие 7 класс (ФГОС)/ Л.Л.Босова, Ю.А.Босова, 2013. (http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/)
Материалы авторской мастерской Босовой Л.Л. (http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/)
Планируемые результаты освоения учебного предмета информатика
Раздел 1. Введение в информатику
Выпускник научится:
декодировать и кодировать информацию при заданных правилах кодирования;
оперировать единицами измерения количества информации;
оценивать количественные параметры информационных объектов и процессов (объём памяти, необходимый для хранения информации; время передачи информации и др.);
записывать в двоичной системе целые числа от 0 до 256;
составлять логические выражения с операциями И, ИЛИ, НЕ; определять значение логического выражения; строить таблицы истинности;
анализировать информационные модели (таблицы, графики, диаграммы, схемы и др.);
перекодировать информацию из одной пространственно-графической или знаково-символической формы в другую, в том числе использовать графическое представление (визуализацию) числовой информации;
выбирать форму представления данных (таблица, схема, график, диаграмма) в соответствии с поставленной задачей;
строить простые информационные модели объектов и процессов из различных предметных областей с использованием типовых средств (таблиц, графиков, диаграмм, формул и пр.), оценивать адекватность построенной модели объекту-оригиналу и целям моделирования.
Выпускник получит возможность:
углубить и развить представления о современной научной картине мира, об информации как одном из основных понятий современной науки, об информационных процессах и их роли в современном мире;
научиться определять мощность алфавита, используемого для записи сообщения;
научиться оценивать информационный объём сообщения, записанного символами произвольного алфавита
переводить небольшие десятичные числа из восьмеричной и шестнадцатеричной системы счисления в десятичную систему счисления;
познакомиться с тем, как информация представляется в компьютере, в том числе с двоичным кодированием текстов, графических изображений, звука;
научиться решать логические задачи с использованием таблиц истинности;
научиться решать логические задачи путем составления логических выражений и их преобразования с использованием основных свойств логических операций.
сформировать представление о моделировании как методе научного познания; о компьютерных моделях и их использовании для исследования объектов окружающего мира;
познакомиться с примерами использования графов и деревьев при описании реальных объектов и процессов
научиться строить математическую модель задачи – выделять исходные данные и результаты, выявлять соотношения между ними.
Раздел 2. Алгоритмы и начала программирования
Выпускник научится:
понимать смысл понятия «алгоритм» и широту сферы его применения; анализировать предлагаемые последовательности команд на предмет наличия у них таких свойств алгоритма как дискретность, детерминированность, понятность, результативность, массовость;
оперировать алгоритмическими конструкциями «следование», «ветвление», «цикл» (подбирать алгоритмическую конструкцию, соответствующую той или иной ситуации; переходить от записи алгоритмической конструкции на алгоритмическом языке к блок-схеме и обратно);
понимать термины «исполнитель», «формальный исполнитель», «среда исполнителя», «система команд исполнителя» и др.; понимать ограничения, накладываемые средой исполнителя и системой команд, на круг задач, решаемых исполнителем;
исполнять линейный алгоритм для формального исполнителя с заданной системой команд;
составлять линейные алгоритмы, число команд в которых не превышает заданное;
ученик научится исполнять записанный на естественном языке алгоритм, обрабатывающий цепочки символов.
исполнять линейные алгоритмы, записанные на алгоритмическом языке.
исполнять алгоритмы c ветвлениями, записанные на алгоритмическом языке;
понимать правила записи и выполнения алгоритмов, содержащих цикл с параметром или цикл с условием продолжения работы;
определять значения переменных после исполнения простейших циклических алгоритмов, записанных на алгоритмическом языке;
разрабатывать и записывать на языке программирования короткие алгоритмы, содержащие базовые алгоритмические конструкции.
Выпускник получит возможность научиться:
исполнять алгоритмы, содержащие ветвления и повторения, для формального исполнителя с заданной системой команд;
составлять все возможные алгоритмы фиксированной длины для формального исполнителя с заданной системой команд;
определять количество линейных алгоритмов, обеспечивающих решение поставленной задачи, которые могут быть составлены для формального исполнителя с заданной системой команд;
подсчитывать количество тех или иных символов в цепочке символов, являющейся результатом работы алгоритма;
по данному алгоритму определять, для решения какой задачи он предназначен;
исполнять записанные на алгоритмическом языке циклические алгоритмы обработки одномерного массива чисел (суммирование всех элементов массива; суммирование элементов массива с определёнными индексами; суммирование элементов массива, с заданными свойствами; определение количества элементов массива с заданными свойствами; поиск наибольшего/ наименьшего элементов массива и др.);
разрабатывать в среде формального исполнителя короткие алгоритмы, содержащие базовые алгоритмические конструкции;
разрабатывать и записывать на языке программирования эффективные алгоритмы, содержащие базовые алгоритмические конструкции.
Личностные результаты – это сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений учащихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания, результатам образовательной деятельности. Основными личностными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:
наличие представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества; понимание роли информационных процессов в современном мире;
владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации; ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;
способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества; готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ;
способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.
Метапредметные результаты – освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях. Основными метапредметными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:
владение общепредметными понятиями «объект», «система», «модель», «алгоритм», «исполнитель» и др.
владение умениями организации собственной учебной деятельности, включающими: целеполагание как постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что требуется установить; планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, разбиение задачи на подзадачи, разработка последовательности и структуры действий, необходимых для достижения цели при помощи фиксированного набора средств; прогнозирование – предвосхищение результата; контроль – интерпретация полученного результата, его соотнесение с имеющимися данными с целью установления соответствия или несоответствия (обнаружения ошибки); коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план действий в случае обнаружения ошибки; оценка – осознание учащимся того, насколько качественно им решена учебно-познавательная задача;
опыт принятия решений и управления объектами (исполнителями) с помощью составленных для них алгоритмов (программ);
владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель; умение строить разнообразные информационные структуры для описания объектов; умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т.д., самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;
широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации, навыки создания личного информационного пространства.
Предметные результаты включают в себя: освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами. Основными предметными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:
формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель – и их свойствах;
развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами — линейной, условной и циклической;
формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;
формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей – таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных;
формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права
Содержание учебного предмета
Математические основы информатики (12 ч)
Основы алгоритмизации (12 ч)
Начала программирования (11 ч)
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема раздела Тема урока | Кол-во часов | Дата | Д/З |
План | Факт |
1. | Вводный инструктаж по ОТ. Инструкция № .Цели изучения курса информатики и ИКТ. Техника безопасности и организация рабочего места. | 1 | | | Введение. |
Тема «Математические основы информатики» 12 часов |
2. | Общие сведения о системах счисления | 1 | | | §1.1. |
3. | Двоичная система счисления. Двоичная арифметика | 1 | | | §1.1. |
4. | Восьмеричная и шестнадцатеричные системы счисления. «Компьютерные» системы счисления | 1 | | | §1.1. |
5. | Правило перевода целых десятичных чисел в систему счисления с основанием q | 1 | | | §1.1. |
6. | Представление целых чисел | 1 | | | §1.2. |
7 | Представление вещественных чисел | 1 | | | §1.2. |
8. | Высказывание. Логические операции. | 1 | | | §1.3. |
9. | Построение таблиц истинности для логических выражений | 1 | | | §1.3. |
10. | Свойства логических операций. | 1 | | | §1.3. |
11. | Решение логических задач | 1 | | | §1.3. |
12. | Логические элементы | 1 | | | §1.3. |
13. | Обобщение и систематизация основных понятий темы «Математические основы информатики». Проверочная работа | 1 | | | п/р |
Тема «Основы алгоритмизации» 12 часов |
14 | Алгоритмы и исполнители | 1 | | | §2 |
15 | Способы записи алгоритмов | 1 | | | §2 |
16 | Объекты алгоритмов | 1 | | | §2 |
17 | Алгоритмическая конструкция «следование». | 1 | | | §2 |
18 | Алгоритмическая конструкция «ветвление». Полная форма ветвления. | 1 | | | §2 |
19 | Сокращённая форма ветвления. | 1 | | | §2 |
20 | Алгоритмическая конструкция «повторение». Цикл с заданным условием продолжения работы. | 1 | | | §2 |
21 | Цикл с заданным условием окончания работы. | 1 | | | §2 |
22 | Цикл с заданным числом повторений. | 1 | | | §2 |
23 | Конструирование алгоритмов | 1 | | | §2 |
24 | Алгоритмы управления | 1 | | | §2 |
25 | Обобщение и систематизация основных понятий темы «Основы алгоритмизации». Проверочная работа | 1 | | | п/р |
Тема «Начала программирования» 8 часов |
26 | Общие сведения о языке программирования Паскаль | 1 | | | §3 |
27 | Организация ввода и вывода данных | 1 | | | §3 |
28 | Программирование линейных алгоритмов | 1 | | | §3 |
29 | Программирование разветвляющихся алгоритмов. Условный оператор. | 1 | | | §3 |
30 | Составной оператор. Многообразие способов записи ветвлений. | 1 | | | §3 |
31 | Программирование циклов с заданным условием продолжения работы. | 1 | | | §3 |
32 | Различные варианты программирования циклического алгоритма. | 1 | | | §3 |
33 | Обобщение и систематизация основных понятий темы «Начала программирования». Проверочная работа. | 1 | | | п/р |
Итоговое повторение 1час |
34 | Итоговое тестирование. | 1 | | | к/тест |