СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по информатике и ИКТ 11 класс

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по информатике и ИКТ для 11 класса составлена на основе авторской программы «Информатика и ИКТ» И. Г. Семакина, Е.К Хеннера с учетом примерной программы среднего (полного) общего образования по курсу «Информатика и ИКТ» на базовом уровне.

 

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по информатике и ИКТ 11 класс»

Муниципальное казённое образовательное учреждение

Смаглеевская средняя общеобразовательная школа

Кантемировского муниципального района Воронежской области

396735, Воронежская область, Кантемировский район, село Смаглеевка, улица 50-летия Октября, 16, тел. 59-132, E-mail: [email protected] ОГРН 1023600847269, ИНН 3612005709, ОКПО 49759251


«Рассмотрено»

Протокол заседания ШМО учителей естественнонаучных дисциплин №_____от «______»________2015 г


Руководитель ШМО _________ Яицкая М.Н..

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР_____ Зябкина Е.П.

«______»____________2015 г.

«Утверждаю»

Директор МКОУ Смаглеевской СОШ________Квитко О.О


Приказ № ____ от «_______»______2015 г.






РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по информатике и ИКТ

11 класс


Составлена учителем

математики, информатики и ИКТ, 1 КК

Шестопаловой В.Ф.




2015 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа по информатике и ИКТ для 11 класса составлена на основе авторской программы «Информатика и ИКТ» И. Г. Семакина, Е.К Хеннера с учетом примерной программы среднего (полного) общего образования по курсу «Информатика и ИКТ» на базовом уровне.

Данная рабочая программа соответствует федеральному компоненту государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования.



Нормативно – правовые документы

Рабочая программа по информатике и ИКТ для 11 класса составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:

    • Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

    • Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;

    • Приказом Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;

    • Приказом Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;

    • Приказом департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области от 27.07.2012 № 760 «Об утверждении регионального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Воронежской области, реализующих государственные образовательные стандарты начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;

    • Приказом департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области от 30.08.2013 № 840 «О внесении изменений в приказ департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области от 27.07.2012 № 760»;

    • Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2,4,2,2821-10 «Санитарно эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;

  • Учебным планом МКОУ Смаглеевской СОШ на 2015 – 2016 учебный год.


Актуальность изучения данного курса

 Современный этап развития общества определяет высокие требования к уровню знаний человека в области информационных технологий. Он должен обладать определенным уровнем информационной культуры, который и определяет его умение оперативно и качественно работать с информацией.
Учащиеся универсального профиля, обучаясь по программе Информатика и ИКТ, будут иметь необходимый кругозор в данной предметной области. Данная программа развивает у них логическое мышление, способность к анализу.

Место предмета в учебном плане школы

Согласно учебному плану МКОУ Смаглеевской СОШ на 2015 – 2016 учебный год на изучение информатики и ИКТ в 11 классе отводится 1 час в неделю. Итого – 34 часа в год.


Информация о внесенных изменениях в авторскую программу и их обоснование


В связи с тем, что в учебном плане школы на изучение предмета отводится 34 часа в 11 классе, а не 35 часов, то в рабочей программе уменьшено количество часов на 1 час в отличие от авторской программы.


Сравнительная таблица


п/п

Раздел

Количество часов в авторской программе

Количество часов в рабочей программе

1.

Технология использования и разработки информационных систем

24

23

2.

Технологии информационного моделирования


8

8

3

Основы социальной информатики


3

3



Цели и задачи данной программы обучения в области формирования системы знаний, умений


Изучение информатики и информационно-коммуникационных технологий на базовом уров­не среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:

освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информати­ки в формирование современной научной картины мира, роль ин­формационных процессов в обществе, биологических и техниче­ских системах;

овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, ис­пользуя при этом информационные и коммуникационные техно­логии (ИКТ), в том числе при изучении других школьных дисциплин;

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творче­ских способностей путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов;

воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности;

приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности.


Основная задача базового уровня старшей школы состоит в изучении общих закономерностей функционирования, создания и применения информационных систем, преимущественно автоматизированных.

С точки зрения содержания это позволяет развить основы системного видения мира, расширить возможности информационного моделирования, обеспечив тем самым значительное расширение и углубление межпредметных связей информатики с другими дисциплинами.

С точки зрения деятельности, это дает возможность сформировать методологию использования основных автоматизированных информационных систем в решении конкретных задач, связанных с анализом и представлением основных информационных процессов:

  • автоматизированные информационные системы (АИС) хранения массивов информации (системы управления базами данных, информационно-поисковые системы, геоинформационные системы);

  • АИС обработки информации (системное программное обеспечение, инструментальное программное обеспечение, автоматизированное рабочее место, офисные пакеты);

  • АИС передачи информации (сети, телекоммуникации);

  • АИС управления (системы автоматизированного управления, автоматизированные системы управления, операционная система как система управления компьютером).



Изучение курса обеспечивается учебно-методическим комплексом, включающим в себя:

  1. Информатика. Базовый уровень: учебник для 11 класса/ И.Г. Семакин, Е.К. Хеннер, Т.Ю. Шеина. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014.

  2. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: практикум для 10-11 классов./ И. Г. Семакина, Е. К. Хеннера, Т.Ю. Шеина, 2011


Учебник и компьютерный практикум в совокупности обеспечивают выполнение всех требований образовательного стандарта и примерной программы в их теоретической и практической составляющих: освоение системы базовых знаний, овладение умениями информационной деятельности, развитие и воспитание учащихся, применение опыта использования ИКТ в различных сферах индивидуальной деятельности.









Общая характеристика учебного предмета


Информационные процессы являются фундаментальной составляющей современной картине мира. Они отражают феномен реальности, важность которого в развитии биологических, социальных и технических систем сегодня уже не подвергается сомнению. Собственно говоря, именно благодаря этому феномену стало возможным говорить о самой дисциплине и учебном предмете информатики.

Как и всякий феномен реальности, информационный процесс, в процессе познания из «вещи в себе» должен стать «вещью для нас». Для этого его, прежде всего, надо проанализировать этот информационный процесс на предмет выявления взаимосвязей его отдельных компонент. Во-вторых, надо каким - либо образом представить, эти взаимосвязи, т.е. отразить в некотором языке. В результате мы будем иметь информационную модель данного процесса. Процедура создания информационной модели, т.е. нахождение (или создание) некоторой формы представления информационного процесса составляет сущность формализации. Второй момент связан с тем, что найденная форма должна быть «материализована», т.е. «овеществлена» с помощью некоторого материального носителя.

Представление любого процесса, в частности информационного в некотором языке, в соответствие с классической методологией познания является моделью (соответственно, - информационной моделью). Важнейшим свойством информационной модели является ее адекватность моделируемому процессу и целям моделирования. Информационные модели чрезвычайно разнообразны, - тексты, таблицы, рисунки, алгоритмы, программы – все это информационные модели. Выбор формы представления информационного процесса, т.е. выбор языка определяется задачей, которая в данный момент решается субъектом.

Автоматизация информационного процесса, т.е. возможность его реализации с помощью некоторого технического устройства, требует его представления в форме доступной данному техническому устройству, например, компьютеру. Это может быть сделано в два этапа: представление информационного процесса в виде алгоритма и использования универсального двоичного кода (языка – «0», «1»). В этом случае информационный процесс становится «информационной технологией».

Эта общая логика развития курса информатики от информационных процессов к информационных технологиям проявляется и конкретизируется в процессе решения задачи. В этом случае можно говорить об информационной технологии решения задачи.

Приоритетными объектами изучения информатики в старшей школе являются информационные системы, преимущественно автоматизированные информационные системы, связанные с информационными процессами, и информационные технологии, рассматриваемые с позиций системного подхода.

Это связано с тем, что базовый уровень старшей школы, ориентирован, прежде всего, на учащихся – гуманитариев. При этом, сам термин "гуманитарный" понимается как синоним широкой, "гуманитарной", культуры, а не простое противопоставление "естественнонаучному" образованию. При таком подходе важнейшая роль отводиться методологии решения нетиповых задач из различных образовательных областей. Основным моментом этой методологии является представления данных в виде информационных систем и моделей с целью последующего использования типовых программных средств.

Это позволяет:

  • обеспечить преемственность курса информатики основной и старшей школы (типовые задачи – типовые программные средства в основной школе; нетиповые задачи – типовые программные средства в рамках базового уровня старшей школы);

  • систематизировать знания в области информатики и информационных технологий, полученные в основной школе, и углубить их с учетом выбранного профиля обучения;

  • заложить основу для дальнейшего профессионального обучения, поскольку современная информационная деятельность носит, по преимуществу, системный характер;

  • сформировать необходимые знания и навыки работы с информационными моделями и технологиями, позволяющие использовать их при изучении других предметов.

Все курсы информатики основной и старшей школы строятся на основе содержательных линий представленных в общеобразовательном стандарте. Вместе с тем следует отметить, что все эти содержательные линии можно сгруппировать в три основных направления: "Информационные процессы", "Информационные модели" и "Информационные основы управления". В этих направлениях отражены обобщающие понятия, которые в явном или не явном виде присутствуют во всех современных учебниках информатики.


Информационные процессы не существуют сами по себе (как не существует движение само по себе, - всегда существует “носитель” этого движения), они всегда протекают в каких-либо системах. Осуществление информационных процессов в системах может быть целенаправленным или стихийным, организованным или хаотичным, детерминированным или стохастическим, но какую бы мы не рассматривали систему, в ней всегда присутствуют информационные процессы, и какой бы информационный процесс мы не рассматривали, он всегда реализуется в рамках какой-либо системы.

Одним из важнейших понятий курса информатики является понятие информационной модели. Оно является одним из основных понятий и в информационной деятельности. При работе с информацией мы всегда имеем дело либо с готовыми информационными моделями (выступаем в роли их наблюдателя), либо разрабатываем информационные модели. Алгоритм и программа - разные виды информационных моделей. Создание базы данных требует, прежде всего, определения модели представления данных. Формирование запроса к любой информационно-справочной системе - также относится к информационному моделированию. Изучение любых процессов, происходящих в компьютере, невозможно без построения и исследования соответствующей информационной модели.

Важно подчеркнуть деятельностный характер процесса моделирования. Информационное моделирование является не только объектом изучения в информатике, но и важнейшим способом познавательной, учебной и практической деятельности. Его также можно рассматривать как метод научного исследования и как самостоятельный вид деятельности.

Принципиально важным моментом является изучение информационных основ управления, которые является неотъемлемым компонентом курса информатики. В ней речь идет, прежде всего, об управлении в технических и социотехнических системах, хотя общие закономерности управления и самоуправления справедливы для систем различной природы. Управление также носит деятельностный характер.

Информационные технологии, которые изучаются в базовом уровне – это, прежде всего, автоматизированы информационные системы. Это связано с тем, что возможности информационных систем и технологий широко используются в производственной, управленческой и финансовой деятельности. Очень важным является следующее обстоятельство. В последнее время все большее число информационных технологий строятся по принципу "открытой автоматизированной системы", т.е. системы, способной к взаимодействию с другими системами. Характерной особенностью этих систем является возможность модификации любого функционального компонента в соответствии с решаемой задачей. Это придает особое значение таким компонентам информационное моделирование и информационные основы управления.

Обучение информатики в школе организовано "по спирали": первоначальное знакомство с понятиями всех изучаемых линий (модулей), затем на следующей ступени обучения изучение вопросов тех же модулей, но уже на качественно новой основе, более подробное, с включением некоторых новых понятий, относящихся к данному модулю и т.д. Таких “витков” два: базовый курс основной школы и базовый курс старшей школы. В базовом уровне старшей школы это позволяет перейти к более глубокому всестороннему изучению основных содержательных линий курса информатики основной школы.



Формы организации образовательного процесса


Единицей учебного процесса является урок. В первой части урока проводиться объяснение нового материала, а на конец урока планируется компьютерный практикум (практические работы). Работа учеников за компьютером в 11 классе 25-30минут. В ходе обучения учащимся предлагаются короткие проверочные работы (в форме тестирования).



Виды и формы контроля


Обучение сопровождается практикой работы на современных профессиональных ПК с выполнением практических работ по всем темам программы.

Данная рабочая программа предусматривает проведение традиционных уроков, проведение практических работ, обобщающих уроков, зачётных занятий.

Виды контроля:

  • текущий - осуществляется внутри каждого урока. Стимулирует активность, поддерживает интерактивность обучения, обеспечивает необходимый уровень внимания, позволяет убедиться в усвоении обучаемым порций материала;

  • промежуточный – осуществляется в конце каждой темы;

  • итоговый – осуществляется по завершении всего курса; позволяет оценить знания и умения.














Содержание программы курса «Информатика и ИКТ»


  1. Технология использования и разработки информационных систем (23 ч)

Назначение информационных систем. Состав информационных систем. Разновидности информационных систем.

Гипертекст, гиперссылка. Средства, существующие в текстовом процессоре, для организации документа с гиперструктурой (оглавления, указатели, закладки, гиперссылки).

Практика на компьютере: практическое освоение приемов создания гипертекстовой структуры документа средствами табличного процессора.

Назначение коммуникационных служб Интернета. Назначение информационных служб Интернета. Прикладные протоколы. Основные понятия WWW: web-страница, web-сервер, web-сайт, web-браузер, HTTP-протокол, URL-адрес. Поисковый каталог: организация, назначение. Поисковый указатель: организация, назначение.

Практика на компьютере: знакомство и практическое освоение работы с двумя видами информационных услуг глобальной сети: электронной почтой и телеконференциями; освоение приемов работы с браузером, изучение среды браузера и настройка браузера; освоение приемов извлечения фрагментов из загруженных Web-страниц, их вставка и сохранение в текстовых документах; освоение приемов работы с поисковыми системами Интернета: поиск информации с помощью поискового каталога; поиск информации с помощью поискового указателя

Средства для создания web-страниц. Проектирование web-сайта. Публикация web-сайта. Возможности текстового процессора по созданию web-страниц. Знакомство с элементами HTML и структурой HTML-документа.

Практика на компьютере: освоение приемов создания Web-страниц и Web-сайтов с помощью текстового процессора; освоение приемов создания Web-страниц и Web-сайтов на языке HTМL.

ГИС. Области приложения ГИС. Структура ГИС. Приемы навигации в ГИС.

Практика на компьютере: освоение приемов поиска информации в геоинформационной системе.

Понятие базы данных (БД). Модели данных используемые в БД. Основные понятия реляционных БД: запись, поле, тип поля, главный ключ. Определение и назначение СУБД. Основы организации многотабличной БД. Схема БД. Целостность данных. Этапы создания многотабличной БД с помощью реляционной СУБД.

Практика на компьютере: освоение простейших приемов работы с готовой базой данных в среде СУБД: открытие БД; просмотр структуры БД в режиме конструктора; просмотр содержимого БД в режимах Форма и Таблица; добавление записей через форму; быстрая сортировка таблицы; использование фильтра; освоение приемов работы с СУБД в процессе создания спроектированной БД.

Структура команды запроса на выборку данных из БД. Организация запроса на выборку в многотабличной БД. Основные логические операции, используемые в запросах. Правила представления условия выборки на языке запросов и в конструкторе запросов.

Практика на компьютере: освоение приемов реализации запросов на выборку с помощью конструктора запросов; создание формы таблицы; создание многотабличной БД; заполнение таблицы данными с помощью формы; отработка приемов реализации сложных запросов на выборку.




  1. Технология информационного моделирования (8 ч)

Понятия: величина, имя величины, тип величины, значение величины. Математическая модель. Формы представления зависимостей между величинами. Использование статистики к решению практических задач. Регрессионная модель. Прогнозирование по регрессионной модели.

Практика на компьютере: освоение способов построения по экспериментальным данным регрессионной модели и графического тренда средствами табличного процессора; освоение приемов прогнозирования количественных характеристик системы по регрессионной модели путем восстановления значений и экстраполяции.

Корреляционная зависимость. Коэффициент корреляции. Возможности табличного процессора для выполнения корреляционного анализа.

Практика на компьютере: получение представления о корреляционной зависимости величин; освоение способа вычисления коэффициента корреляции .

Оптимальное планирование. Ресурсы; как в модели описывается ограниченность ресурсов. Стратегическая цель планирования; какие условия для нее могут быть поставлены. Задача линейного программирования для нахождения оптимального плана. Возможности у табличного процессора для решения задачи линейного программирования.

Практика на компьютере: получение представления о построении оптимального плана методом линейного программирования; практическое освоение раздела табличного процессора «Поиск решения» для построения оптимального плана.

3. Основы социальной информатики (3 ч)

Информационные ресурсы общества. Составные части рынка информационных ресурсов. Виды информационных услуг. Основные черты информационного общества. Причины информационного кризиса и пути его преодоления. Какие изменения в быту, в сфере образования будут происходить с формированием информационного общества. Основные законодательные акты в информационной сфере. Суть Доктрины информационной безопасности Российской Федерации. Основные правовые и этические нормы в информационной сфере деятельности.


Учебно-тематический план


Раздел

Всего часов

Теория


Практика


Технология использования и разработки информационных систем

23

10

13

Технологии информационного моделирования


8

5

4

Основы социальной информатики


3

3


Всего

34

17

17


Программой предусмотрено: Практических работ – 17 Контрольных работ - 3

Требования к уровню подготовки выпускников:


В результате изучения информатики и ИКТ на базовом уровне ученик должен

знать/понимать:

  • основные технологии создания, редактирования, оформления, сохранения, передачи информационных объектов различного типа с помощью современных программных средств информационных и коммуникационных технологий;

  • назначение и виды информационных моделей, описывающих реальные объекты и процессы;

  • назначение и функции операционных систем;

уметь:

  • оперировать различными видами информационных объектов, в том числе с помощью компьютера, соотносить полученные результаты с реальными объектами;

  • распознавать и описывать информационные процессы в социальных, биологических и технических системах;

  • использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному объекту и целям моделирования;

  • оценивать достоверность информации, сопоставляя различные источники;

  • иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий;

  • создавать информационные объекты сложной структуры, в том числе гипертекстовые документы;

  • просматривать, создавать, редактировать, сохранять записи в базах данных, получать необходимую информацию по запросу пользователя;

  • наглядно представлять числовые показатели и динамику их изменения с помощью программ деловой графики;

  • соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • эффективного применения информационных образовательных ресурсов в учебной деятельности, в том числе самообразовании;

  • ориентации в информационном пространстве, работы с распространенными автоматизированными информационными системами;

  • автоматизация коммуникационной деятельности;

  • соблюдение этических и правовых норм при работе и информацией;

  • эффективной организации индивидуального информационного пространства.











Учебно–методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Методические и учебные пособия

  1. Информатика. Базовый уровень: учебник для 11 класса/ И.Г. Семакин, Е.К. Хеннер, Т.Ю. Шеина. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014.

  2. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: практикум для 10-11 классов./ И. Г. Семакина, Е. К. Хеннера, Т.Ю. Шеина, 2011

  3. И.Г. Семакин, Е.К. Хеннер. Информатика и ИКТ. Базовый уровень. 10-11 классы: методическое пособие. - М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008.

4. Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2-11 классы / Составитель М.Н. Бородин. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012

5. Информатика. 9 -11 классы: тесты (базовый уровень)/авт.-сост. Е. В. Полякова. – Волгоград: Учитель, 2008

6. М.В. Кошелев. Итоговые тесты по информатике: 10-11 классы. – М: Издательство «экзамен», 2009

7. Информатика: тесты к олимпиадам и итоговому тестированию/ авт.-сост. А.А. Чернов, А.Ф. Чернов. – Волгоград: Учитель, 2006

Электронные образовательные ресурсы


  • Авторская мастерская И.Г. Семакина http://www/school-collection.ru

  • Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) http://school-collection.edu.ru,

  • Библиотека методических материалов для учителя http://metod-kopilka.ru,

  • Информатика и информационно-коммуникационные технологии в школе http://klyaksa.net ,

  • Бесплатная электронная библиотека http://window.edu.ru/,

  • Открытый класс (сетевые образовательные сообщества) http://www.openclass.ru/,

  • Педсовет (сообщество взаимопомощи учителей) http://pedsovet.su/,

  • Учительский портал http://www.uchportal.ru/,

  • ЗАВУЧ. инфо http://zavuch.info/,

  • Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» http://festival.1september.ru/,


Технические средства обучения

  1. Рабочее место ученика (системный блок, монитор, клавиатура, мышь).

  2. Рабочее место учителя (системный блок, монитор, клавиатура, мышь).

  3. Мультипроектор.

  4. Экран настенный.

  5. Принтер.

  6. Акустическая система.

  7. Выход в Интернет с каждого рабочего места.


Программные средства

  1. Операционная система.

  2. Файловый менеджер Проводник (входит в состав операционной системы).

  3. Простой текстовый редактор Блокнот (входит в состав операционной системы).

  4. Почтовый клиент Outlook Express (входит в состав операционной системы).

  5. Браузер (входит в состав операционной системы).

  6. Антивирусная программа.

  7. Программа-архиватор.

  8. Мультимедиа-проигрыватель (входит в состав операционных систем).

  9. Офисное приложение Microsoft Office 2007, включающее текстовый процессор Microsoft Word со встроенным векторным графическим редактором, программу разработки презентаций Microsoft PowerPoint, электронные таблицы Microsoft Excel, систему управления базами данных Microsoft Access.

  10. Цифровые образовательные ресурсы по информатике.

  11. Комплекты презентационных слайдов по всем разделам курса.























Календарно-тематическое планирование по информатике и ИКТ.


урока


Наименование

раздела


Тема урока


Кол-во

часов


Тип урока


Элементы содержания


Требования к уровню подготовки обучающихся

Вид контроля


Дата проведения

план

факт.

1

Технология использования и разработки информационных систем

(23 ч)

Информационные системы. Техника безопасности и организация рабочего места.

1

УИНМ

Информационные системы: назначение, состав, области приложения, техническая база, разновидности

Знать: роль информационных процессов в системах, состав и структуру систем управления. Уметь анализировать состав и структуру систем, различать связи материальные и информационные

ФО



2

Гипертекст


1

УИНМ


Гипертекст: гиперссылка, приемы создания гипертекста: оглавления и указатели, закладки и ссылки, внешние гиперссылки

Знать: что такое гипертекст, гиперссылка; средства, существующие в текстовом процессоре, для орга­низации документа с гиперструктурой (оглавления, указа­тели, закладки, гиперссылки).

Уметь: автоматически создавать оглавление документа; организовывать внутренние и внешние связи в текстовом документе.

ФО



3

Практическая работа

1 «Гипертекстовые структуры»

1

УПЗУ

ПР

.


4

Интернет как глобальная информационная система

1

КУ


Интернет. Службы Интернета: коммуникационные, информационные

Знать: назначение коммуникационных служб Интернета;

назначение информационных служб Интернета; что такое прикладные протоколы;

основные понятия WWW: Web-страница, Web-сервер, Web-сайт, Web-браузер, HTTP-протокол, URL-адрес.

Уметь: работать с электронной почтой; извлекать данные из файловых архивов;







Знать: что такое поисковый каталог: организация, назначение; что такое поисковый указатель: организация, назначение.

Уметь: осуществлять поиск информации в Интернете с помощью поисковых каталогов и указателей.


ФО



5

Практическая работа №2 «Интернет: работа с электронной почтой и телеконференциями»

1

УПЗУ

ПР



6

World Wide Web –всемирная паутина

1

КУ

ФО



7

Практическая работа №3 «Интернет: работа с браузером. Просмотр Web-страниц»

1

УПЗУ

ПР



8

Практическая работа №4 «Интернет: сохранение загруженных Web-страниц»


1

УПЗУ

ПР



9

Средства поиска данных в Интернете.

Практическая работа №5 «Интернет: работа с поисковыми системами»

1

КУ

Поисковая служба Интернета: поисковые каталоги, поисковые указатели.

ФО

ПР



10

Контрольная работа

1 «Интернет»

Web-сайт


1

КОЗ


Структура Web-сайта: внутренние гиперсвязи, внешние гиперсвязи. Средства создания Web-страниц, публикация сайта.


Знать: какие существуют средства для создания Web-страниц; в чем состоит проектирование Web-сайта; что значит опубликовать Web-сайт; возможности текстового процессора по созданию web-стра­ниц.

Уметь: создать несложный Web-сайт с помощью Microsoft Word;

КР



11

Практическая работа

6

«Интернет: создание Web-сайта с помощью Microsoft Word»


1

УПЗУ

ПР



12

Практическая работа №7 «Создание собственного сайта»


1

УПЗУ

ПР



13

Геоинформационные системы


1

УИНМ

Геоинформационные системы: ГИС: области приложения, устройство



Знать: что такое ГИС; области приложения ГИС; как устроена ГИС; приемы навигации в ГИС.

Уметь: осуществлять поиск информации в общедоступной ГИС.

ФО



14

Практическая работа №8 «Поиск информации в геоинформационных системах»


1

УПЗУ

ПР



15

База данных – основа информационной системы

Практическая работа

9 «Знакомство СУБД MS Access»

1

КУ

Базы данных: назначение БД, виды моделей данных структура реляционной модели, СУБД

Знать: что такое база данных (БД); какие модели данных используются в БД; основные понятия реляционных БД: запись, поле, тип поля, главный ключ; определение и назначение СУБД;


ФО

ПР



16

Проектирование многотабличной базы данных

1

КУ

Табличная форма модели данных.

Проектирование многотабличной базы данных. Реляционная модель данных (система таблиц)

Знать: основы организации многотабличной БД; что такое схема БД; что такое целостность данных.


ФО



17

Создание базы данных


1

КУ

Создание базы данных: создание структуры БД, ввод данных

Знать: этапы создания многотабличной БД с помощью реляционной СУБД

Уметь: создавать многотабличную БД средствами конкретной СУБД (например, Microsoft Access).

ФО



18

Практическая работа №10 «Создание базы данных «Приемная комиссия»


1

УПЗУ

ПР



19

Запросы как приложения информационной системы


1

КУ

Запросы – приложения ИС. Средства формирования запросов. Структура запроса на выборку: список полей, условие выбора записей, ключи и порядок сортировки.

Знать: структуру команды запроса на выборку данных из БД;

организацию запроса на выборку в многотабличной БД

Уметь: реализовывать простые запросы на выборку данных в кон­структоре запросов;



ФО



20

Практическая работа

11 «Реализация простых запросов с помощью конструктора»

1

УПЗУ

ПР



21

Логические условия выбора

Практическая работа

12 «Расширение базы данных Приемная комиссия. Работа с формой»

1

КУ


Условие выбора – логическое выражение: простые и сложные логические выражения.

Основные логические операции.


Знать: основные логические операции, используемые в запросах; правила представления условия выборки на языке запро­сов и в конструкторе запросов.


ФО

ПР



22

Практическая работа

13

«Реализация сложных запросов к базе данных Приемная комиссия.

1

УПЗУ

ПР



23

Контрольная работа

2 по теме «Базы данных»


1

КОЗ

Проектирование многотабличной базы данных. Реляционная модель данных. Создание базы данных: создание структуры БД, ввод данных. Средства формирования запросов. Условие выбора – логическое выражение: простые и сложные логические выражения.

Основные логические операции

Уметь: создавать многотабличную БД средствами конкретной СУБД (например, Microsoft Access), реализовывать запросы со сложными условиями выборки

КР



24

Технологии информационного моделирования (8 ч)

Моделирование зависимостей между величинами.

1

КУ

Величина, функциональная зависимость, динамическая, математическая модель.

Знать зависимости величин. Уметь моделировать зависимости между величинами и способы их отображения.

ФО



25

Модели статистического прогнозирования

1

КУ

Статистические данные, метод наименьших квадратов, регрессивная модель

Знать о методах сбора, измерения и анализа массовых количественных данных.

ФО



26

Практическая работа

14 «Получение регрессионных моделей в Microsoft Excel»

1

УПЗУ

Моделирование зависимостей между величинами. Характеристики величины: имя, тип, значение. Виды зависимостей. Способы отображения зависимостей.

Знать: понятия: величина, имя величины, тип величины, значе­ние величины; что такое математическая модель; формы представления зависимостей между величинами; для решения каких практических задач используется ста­тистика; что такое регрессионная модель; как происходит прогнозирование по регрессионной моде­ли.

Уметь: понятия: величина, имя величины, тип величины, значе­ние величины; что такое математическая модель; формы представления зависимостей между величинами; для решения каких практических задач используется ста­тистика; что такое регрессионная модель; как происходит прогнозирование по регрессионной моде­ли.

ПР



27

Практическая работа

15 «Прогнозирование в Microsoft Excel»

1

УПЗУ

ПР



28

Корреляционное моделирование


1

УИНМ

Корреляционная зависимость и анализ, коэффициент корреляции.

Знать зависимости между величинами, каждая из которых подвергается неконтролируемому разбросу.

ФО



29

Практическая работа

16 «Расчет корреляционных зависимостей в Microsoft Excel»

1

УПЗУ

ПР



30

Оптимальное планирование

Практическая работа

17 «Решение задачи оптимального планирования в Microsoft Excel»

1

УИНМ

Оптимальное планирование, целевая функция, математическое программирование.

Знать как определять значения плановых показателей с учетом ограниченности ресурсов при условии достижения заданной цели.

ФО

ПР



31

Контрольная работа №3 «Информационное моделирование»

1

КОЗ

Моделирование зависимостей между величинами. Характеристики величины: имя, тип, значение. Виды зависимостей. Способы отображения зависимостей. Корреляционные зависимости. Модели оптимального планирования

Знать: что такое ресурсы; как в модели описывается ограничен­ность ресурсов; что такое стратегическая цель планирования; какие усло­вия для нее могут быть поставлены; в чем состоит задача линейного программирования для на­хождения оптимального плана; какие существуют возможности у табличного процессора для решения задачи линейного программирования.

КР



32

Основы социальной информатики

(3 ч)

Информационные ресурсы. Информационное общество

1

КУ

Информационные ресурсы. Национальные информационные ресурсы. Рынок информационных ресурсов и услуг. Основные черты информационного общества. Изменение структуры экономики и труда. Развитие и массовое использование информационных и коммуникационных технологий. Информационный кризис. Доступ к информации. Информационная культура

Знать: что такое информационные ресурсы общества; из чего складывается рынок информационных ресурсов; что относится к информационным услугам; в чем состоят основные черты информационного общества; причины информационного кризиса и пути его преодоления; какие изменения в быту, в сфере образования будут проис­ходить с формированием информационного общества; основные законодательные акты в информационной сфере; суть Доктрины информационной безопасности Российской Федерации.

Уметь: соблюдать основные правовые и этические нормы в инфор­мационной сфере деятельности.

ФО



33

Правовое регулирование в информационной сфере

1

КУ

Правовое регулирование в информационной сфере

ФО



34

Проблема информационной безопасности

1

КУ

Национальная безопасность и интересы РФ. Методы обеспечения национальной безопасности. Проблема информационного неравенства.

ФО




Используемые сокращения в календарно-тематическом планировании



Тип урока


Формы контроля

УИНМ

Урок изучения нового материала


ФО

Фронтальный опрос

КУ

Комбинированный урок


КР

Контрольная работа

КОЗ

Контроль и оценка знаний


ПР

Практическая работа

УОСЗ

Урок обобщения и систематизации знаний




УПЗУ

Урок применения знаний и умений




УЗИ

Урок закрепления изученного








30



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!