СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по истории. 7 класс.

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая про грамма создана на основе:

  • Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. NQ 1897);
  • Примерной программы по истории для 5-9 классов;
  • авторской программы по истории для 7 классов ( «Новая история»: под редакцией м.в.пономарёв, С.В.Тырин; издательство «Дрофа»
  • Историко-культурного стандарта. 

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по истории. 7 класс.»



МБОУ ИСАДСКАЯ СОШ


«Рассмотрено»

на заседании педагогического совета. Протокол № 1 от

«З1» августа 2017г.


«Проверено»

Заместитель директора по УВР - Ларкина Л. В.

« З1» августа 2017г.


____________________


«Утверждаю»

И. о. директора -

Ларкина Л. В.

« З1» августа 2017г


__________________


Рабочая программа

по истории

для 7 класса

Срок реализации с 01.09.2017 по 31.05.2018г.

2 часа в неделю - всего 70 часов

Программа составлена в соответствии с ФГОС 000, на основании авторских программ М.В.Пономарёва, С.В. Тырина «Всеобщая история. Новая история» и И.Л. Андреева, О.В. Волобуева, Л.М. Ляшенко «История России», учебников для 7 класса Ведюшкина В.А., Бурина С.Н. «Всеобщая история. История Нового времени» и И.Л. Андреева, И.Н. Федорова, И.В. Амосовой «История России XVI - конец XVIl векa»


Учитель истории и обществознания

первой квалификационной категории Устименко Т. Н.



с. Исады

2017-2018 учебный год

история. 7 класс Пояснительная записка

Рабочая про грамма создана на основе:

      • Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. NQ 1897);

      • Примерной программы по истории для 5-9 классов;

      • авторской программы по истории для 7 классов ( «Новая история»: под редакцией м.в.пономарёв, С.В.Тырин; издательство «Дрофа»

      • Историко-культурного стандарта.

Программа определяет содержание и структуру учебного материала, последовательность его изучения, пути формирования системы знаний, умений и способов деятельности, развития, воспитания и социализации учащихся.

Программа включает пояснительную записку, в которой прописаны личностные, метапредметные и предметные требования к результатам обучения; содержание курса с перечнем разделов и указанием числа часов, отводимых на их изучение; место предмета в учебном плане; примерное тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности школьников; материально-техническое обеспечение образовательного процесса.

Общая характеристика учебного предмета

Место и роль исторического знания в образовании молодого поколения обусловлены его познавательными и мировоззренческими свойствами, вкладом в духовно-нравственное становление личности человека.

В современной России историческое образование служит важнейшим ресурсом социально-экономического, политического и культурного развития общества и его граждан. Динамизм социальных процессов в стране и мире в ХХI в., широкие информационные контакты, глобализация в различных сферах жизни, взаимодействие представителей различных этнических и социальных групп и многое другое порождают новые требования к изучению истории.

Уровень подготовки учащихся 6-9 классов в значительной мере определяется тем, насколько изучение истории помогает им ответить на вопросы миропознания, миропонимания и мировоззрения: кто я? Кто мы? Кто они? Что значит жить вместе в одном мире? Как связаны прошлое и современность? Учебный предмет «История» дает учащимся широкие возможности самоидентификации в культурной среде, соотнесения себя как личности с социальным опытом человечества.

Цели изучения курса

- Образование, развитие и воспитание личности школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов;

- осмысление исторического опыта своей страны и человечества в целом;

- активное и творческое применение исторических знаний в учебной и социальной деятельности. Вклад основной школы в достижение этой цели

состоит в базовой исторической подготовке и социализации учащихся. Задачи изучения курса

- Формирование у молодого поколения ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации в окружающем мире;

- овладение учащимися знаниями об основных этапах развития человеческого общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политической, духовной и нравственной сферах при особом внимании к месту и роли России во всемирно-историческом процессе;

- воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству - многонациональному Российскому государству, в соответствии с идеями взаимопонимания, толерантности и мира между людьми и народами, в духе демократических ценностей современного общества; - развитие способности учащихся анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, руководствуясь принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности;

- формирование у школьников умений применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений, в общении с другими тодьми в современном поликультурном, полиэтническом и многоконфессиональном обществе.

В программе предусмотрены повторительно-обобщающие уроки, которые способствуют активизации учебной работы школьников, формированию у них целостных исторических представлений, установлению преемственности в изучении всеобщей и отечественной истории.

Результаты освоения курса

Личностные результаты:

- осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;

освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;

- осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;

- понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность. Метапредметные результаты:

способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность учебную, общественную и др.;

- владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях; - способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);

- готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении .

Предметные результаты:

- овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и человечества как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества;

- способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;

- умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;

- расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом;

- готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.


СОДЕРЖАНИЕ ПРОГАММЫ РОССИЯ В XVI-XVII ВЕКАХ: ОТ ВЕЛИКОГО КНЯЖЕСТВА К ЦАРСТВУ

Россия в XVI веке

Княжение Василия ПI. Завершение объединения русских земель вокруг Москвы: присоединение Псковской, Смоленской, Рязанской земель.

Отмирание удельной системы. Укрепление великокняжеской власти. Внешняя политика Московского княжества в первой трети ХУI в.: война с Великим княжеством Литовским, отношения с Крымским и Казанским ханствами, посольства в европейские государства.

Органы государственной власти. Приказная система, формирование первых приказных учреждений. Боярская дума, ее роль в управлении государством. «Малая дума». Местничество. Местное управление: наместники и волостели, система кормлений. Государство и Церковь.

Регентство Елены Глинской. Сопротивление удельных князей великокняжеской власти. Мятеж князя Андрея Старицкого. Унификация денежной системы. Стародубская война с Польшей и Литвой.

Период боярского правления. Борьба за власть между боярскими кланами Шуйских, Бельских и Глинских. Губная реформа. Московское восстание 1547 г. Ереси Матвея Башкина и Феодосия Косого.

Принятие Иваном IV царского титула. Реформы середины ХУI в. «Избранная рада»: ее состав и значение. Появление Земских соборов.

Дискуссии о характере народного представительства. Отмена кормлений. Система налогообложения. Судебник 1550 г. Стоглавый собор. Земская реформа, формирование органов местного самоуправления.

Внешняя политика России в ХУ в. Создание стрелецких полков и «Уложения о службе». Присоединение Казанского и Астраханского ханств.

Значение включения Среднего и Нижнего Поволжья в состав Российского государства. Войны с Крымским ханством. Набег Девлет-Гирея 1571 г. и сожжение Москвы. Битва при Молодях. Ливонская война: причины и характер. Ликвидация Ливонского ордена. Причины и результаты поражения России в Ливонской войне. Поход Ермака Тимофеевича на Сибирское ханство. Начало присоединения к России Западной Сибири.

Социальная структура российского общества. Дворянство. Служилые и неслужилые люди. Формирование Государева двора и «служилых городов». Торгово-ремесленное население городов. Духовенство. Начало закрепощения крестьян, указ о «заповедных летах». Формирование вольного казачества.

Многонациональный состав населения Русского государства. Финно-угорские народы. Народы Поволжья после присоединения к России. служилыIe татары. Выходцы из стран Европы на государевой службе. Сосуществование религий в Российском государстве. Русская православная церковь. Мусульманское духовенство.

Россия в конце ХУI в. Опричнина, дискуссия о ее причинах характере. Опричный террор. Разгром Новгорода и Пскова. Московские казни 1570 г. Результаты и последствия опричнины. Противоречивость личности Ивана Грозного и про водимых им преобразований. Цена реформ.

Царь Федор Иоаннович. Борьба за власть в боярском окружении. Правление Бориса Годунова. Учреждение патриаршества. Тявзинский мирный договор со Швецией, восстановление позиций России в Прибалтике. Противостояние с Крымским ханством. Отражение набега Гази-Гирея в 1591 г. Строительство российских крепостей и засечных черт. Продолжение закрепощения крестьянства, указ об «урочных летах». Пресечение царской династии Рюриковичей.

Смута в России

Династический кризис. Земский собор 1598 г. и избрание на царство Бориса Годунова. Политика Бориса Годунова, в том числе в отношении боярства. Опала семейства Романовых. Голод 1601-1603 гг. и обострение социально-экономического кризиса.

Смутное время начала ХУН в., дискуссия о его причинах. Самозванцы и самозванство. Личность Лжедмитрия 1 и его политика. Восстание 1606 г. и убийство самозванца.

Царь Василий Шуйский. Восстание Ивана Болотникова. Перерастание внутреннего кризиса в гражданскую войну. Лжедмитрий П. Вторжение на

территорию России польско-литовских отрядов. Тушинский лагерь самозванца под Москвой. Оборона Троице-Сергиева монастыря. Выборгский договор между Россией и Швецией. Поход войска М. В. Скопина-Шуйского и Делагарди и распад тушинского лагеря. Открытое вступление в войну против России Речи Посполитой. Оборона Смоленска.

Свержение Василия Шуйского и переход власти к Семибоярщине. Договор об избрании на престол польского принца Владислава и вступление польско-литовского гарнизона в Москву. Подъем национально-освободительного движения. Патриарх Гермоген. Московское восстание 1611 г. и сожжение города оккупантами. Первое и второе ополчения. Захват Новгорода шведскими войсками. «Совет всей земли». Освобождение Москвы в 1612 г.

Земский собор 1613 г. и его роль в укреплении государственности. Избрание на царство Михаила Федоровича Романова. Борьба с казачьими выступлениями против центральной власти. Столбовский мир со Швецией, утрата выхода к Балтийскому морю. Продолжение войны с Речью Посполитой. Поход принца Владислава на Москву. Заключение Деулинского перемирия с Речью Посполитой. Итоги и последствия Смутного времени.

Россия в XVH веке

Россия при первых Романовых. Царствование Михаила Федоровича. Восстановление экономического потенциала страны. Продолжение закрепощения крестьян. Земские соборы. Роль патриарха Филарета в управлении государством.

Царь Алексей Михайлович. Укрепление самодержавия. Ослабление роли Боярской думы в управлении государством. Развитие приказного строя.

Приказ Тайных дел. Усиление воеводской власти в уездах и постепенная ликвидация земского самоуправления. Затухание деятельности Земских соборов. Правительство Б. И. Морозова и И. Д. Милославского, итоги его деятельности. Патриарх Никон. Раскол в Церкви. Протопоп Аввакум, формирование религиозной традиции старообрядчества.

Царь Федор Алексеевич. Отмена местничества. Налоговая (податная) реформа.

Экономическое развитие России в ХУН в. Первые мануфактуры. Ярмарки. Укрепление внутренних торговых связей и развитие хозяйственной специализации регионов Российского государства. Торговый и Новоторговый уставы. Торговля с европейскими странами, Прибалтикой, Востоком.

Социальная структура российского общества. Государев двор, служилый город, духовенство, торговые люди, посадское население, стрельцы, служилые иноземцы, казаки, крестьяне, холопы. Русская деревня в ХУН в. Городские восстания середины ХУН в. Соляной бунт в Москве. Псковско-Новгородское восстание. Соборное уложение 1649 г. Юридическое оформление крепостного права и территория его распространения. Русский Север, Дон и Сибирь как регионы, свободные от крепостничества. Денежная реформа 1654 г. Медный бунт. Побеги крестьян на Дон и в Сибирь. Восстание под руководством Степана Разина.

Внешняя политика России в ХУН в. Возобновление дипломатических контактов со странами Европы и Азии после Смуты. Смоленская война.

Поляновский мир. Контакты с православным населением Речи Посполитой; противодействие полонизации, распространению католичества. Контакты с Запорожской Сечью. Восстание Богдана Хмельницкого. Переяславская рада. Вхождение Украины в состав России. Война между Россией и Речью Посполитой 1654-1667 гг. Андрусовское перемирие. Русско-шведская война 1656-1658 гг. и ее результаты. Конфликты с Османской империей. «Азовское осадное сидение». «Чигиринская война» и Бахчисарайский мирный договор. Отношения России со странами Западной Европы. Военные столкновения с маньчжурами и империей Цин.

Культурное пространство

Эпоха Великих географических открытий и русские географические открытия. Плавание Семена Дежнева. Выход к Тихому океану. Походы Ерофея Хабарова и Василия Пояркова и исследование бассейна реки Амур. Коч - корабль русских первопроходцев. Освоение Поволжья, Урала и Сибири. Калмыцкое ханство. Ясачное налогообложение. Переселение русских на новые земли. Миссионерство и христианизация. Межэтнические отношения. Формирование многонациональной элиты.

Изменения в картине мира в XVI-XVII вв. и повседневная жизнь человека. Жилище и предметы быта. Семья и семейные отношения. Религия и суеверия. Синтез европейской и восточной культур в быте высших слоев населения страны.

Архитектура. Дворцово-храмовый ансамбль Соборной площади в Москве. Шатровый стиль в архитектуре. Антонио Солари, Алев из Фрязин, Петрок Малой. Собор Покрова на Рву. Монастырские ансамбли (Кирилло-Белозерский, Соловецкий, Новый Иерусалим). Крепости (Китай-город, Смоленский, Казанский, Тобольский Астраханский, Ростовский кремли). Федор Конь. Приказ каменных дел. Деревянное зодчество.

Изобразительное искусство. Симон Ушаков. Ярославская школа иконописи. Парсунная живопись.

Летописание и начало книгопечатания. Лицевой свод. «Домострой». Переписка Ивана Грозного с князем Андреем Курбским. Публицистика Смутного времени. Усиление светского начала в российской культуре. Симеон Полоцкий. Немецкая слобода как про водник европейского культурного влияния. Посадская сатира XVII в.

Развитие образования и научных знаний. Школы при Аптекарском и Посольском приказах. «Синопсис» Иннокентия Гизе-ля - первое учебное пособие по истории.

Региональный компонент Наш регион в XVI-XVII вв.

ИСТОРИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ (28 ч) Введение (1 ч)

Понятие «Новое время». Хронологические рамки Нового времени. Различные подходы к периодизации Нового времени. Основное содержание первого периода Нового времени. Капиталистические отношения. Система ценностей Нового времени в духовной и политической жизни общества. Противоречивость новой эпохи. Новое время - важная часть исторического опыта современности.

Европа и мир в эпоху Великих географических открытий (3 ч)

Причины Великих географических открытий. Необходимость поиска европейцами морского пути в Индию. Научно-технические предпосылки для дальних морских путешествий. Технические изобретения конца XV в. Каравелла, астролябия, компас. Португальцы на пути в Индию. Благоприятное географическое положение Португалии и Испании для плавания в Атлантическом океане. Энрике Мореплаватель­ - организатор первых дальних путешествий. Плавания португальцев вокруг Африки. Экспедиция Бартоломеу Диаша. Морской путь из Европы в страны Востока, проделанный Васко да Гамой. Открытие Америки Христофором Колумбом. Новый Свет. Америго Веспуччи. Первое кругосветное путешествие Фернана Магеллана и его значение. Европейцы в Северной Америке. Особенности открытия Австралии. Португальское владычество на Востоке. Колония. Монополия. Открытие португальцами Бразилии. Испанская конкиста Нового Света. Конкистадор. Завоевание державы ацтеков Эрнаном Кортесом. Покорение Франсиско Писарро империи инков. Причины успешных завоеваний конкистадорами американских государств. Устройство португальской и испанской колониальных империй. «Серебряный флот». «Золотой век» морского разбоя. Фрэнсис Дрейк. Пиратские «республики». Утрата Испанией морского могущества. Последствия Великих географических открытий. Новые представления европейцев о мире. Последствия открытий для народов Азии, Африки и Америки. Начало складывания мирового рынка. «Революция цен». Продовольственная революция. Изменения в экономике и жизни европейского общества в начале Нового времени. Прогресс в военном деле. Препятствия для внедрения изобретений. Крестьянин и рынок. Разрушение феодальных и возникновение капиталистических отношений. Изменения в отношениях между сеньором и крестьянином. Аренда. Конкуренция. Фермер. Деловые люди - предприниматели. Ломбард. Мануфактура. Ремесленная мастерская и мануфактура. Наемные рабочие. Производительность труда. Централизованные мануфактуры. Рассеянные мануфактуры. Изменения в структуре западноевропейского общества. Финансист. Буржуазия.

Европейские государства в XVI-XVII вв.: Реформация и абсолютизм (9ч)

Причины Реформации. Нарастание недовольства католической церковью в Европе. Реформация в Германии. Мартин Лютер против папы римского. Теология. «95 тезисов» Мартина Лютера. Идея Лютера об оправдании верой. Принципы лютеранства. Направления в Реформации. Крестьянская война в Германии. Царство справедливости Томаса Мюнцера. Программы восставших крестьян - «Статейное письмо», «Двенадцать статей», «Хайльброннская программа». Поражение крестьян. Дальнейшая судьба лютеранства. Происхождение понятия «протестанты».

Аугсбургский религиозный мир. Значение Аугсбургского мира и Нантского эдикта для формирования новой религиозно политической системы в Западной Европе. Распространение лютеранства в Европе. Итоги Реформации.

Жан Кальвин и его учение о предопределении. Возникновение нового направления в протестантизме. Отличия в устройстве кальвинистской церкви от католической. Деятельность Жана Кальвина в Женеве. Первые жертвы протестантского фанатизма.

Контрреформация. Условия, благоприятствовавшие борьбе католической церкви с Реформацией. Игнатий Лойола. Иезуиты. Особенности ордена иезуитов, методы борьбы с врагами католической церкви. Контрреформация в действии. Способы борьбы католицизма с Реформацией. Инквизиционный трибунал. Книжная цензура- Индекс запрещенных книг. Тридентский собор и его решения.

Основные черты французского абсолютизма. Абсолютная монархия. Фаворит. «Дворянство мантии» и «дворянство шпаги». Причины и ход религиозных войн во Франции. Гугеноты. Варфоломеевская ночь. Эдикт Генриха IV о веротерпимости. Государственная деятельность кардинала Ришелье. Меценат. Экономическое и политическое положение Франции после смерти Людовика ХIII Фронда. Кардинал Мазарини. Людовик XIV - «король-солнце». Абсолютистские черты правления Людовика XIV. Жан Батист Кольбер. Преследование гугенотов при Людовике XIV. Итоги правления «короля-солнца».

Развитие экономики и перемены в английском обществе. Экспорт. Ускорение процесса расслоения дворянства. Старое дворянство. Джентри - новое дворянство. Аграрный переворот в Англии. Лендлорды. Сущность и последствия огораживаний. Батраки. Пауперы. Королевская власть и Реформация. Английский абсолютизм династии Тюдоров. «Акт о супрематии» и возникновение англиканской церкви. Век Елизаветы. Внутренняя политика королевы Елизаветы I. Протекционизм. Англия - «владычица морей». Причины англо-испанского морского соперничества. Мария Стюарт. Гибель «Непобедимой армады» и значение этого события для возвышения Англии. Особенности взаимоотношений английского парламента и королевской власти.

Испания вправление Изабеллы Кастильской и Фернандо Арагонского: политика и вера. Победа Реконкисты и преследование испанской инквизицией иудеев и мусульман. Мориски. Последствия религиозных гонений для внутреннего и внешнеполитического положения Испании. Держава Карла V и ее раздел. Борьба Карла V за создание мировой католической империи. Австрийская и испанская ветви Габсбургов. Победы и поражения Филиппа П. Эскориал - воплощение духа католицизма и Контрреформации. Последствия Великих географических открытий для Испании. Причины экономического упадка Испании. Идальго. Политический и военный упадок Испании. Превращение Испании во второразрядное государство.

Географическое положение Нидерландов. Нидерланды под властью Испании. Развитие капиталистических отношений в экономике Нидерландов. Нидерланды в составе владений испанских Габсбургов. Реформация в Нидерландах и усиление противоречий с испанской монархией. Начало освободительной войны. Восстание иконоборцев. Герцог Альба против «гёзов». «Кровавый совет Последствия кровавого террора Альбы. «Лесные гёзы» и «морские гёзы» против испанской армии. Вильгельм Оранский - лидер освободительной борьбы. Испано­нидерландская война как социальная революция, ее буржуазный характер. Буржуазная революция. Утрехтская уния и про возглашение независимости страны от Испании. Создание республики - Соединенных провинций Нидерландов. Причины и проявление экономического и политического расцвета Голландии.

Страны Центральной Европы. «Революция цен» и распространение крепостного труда. Политическое развитие Венгрии и Чехии. Борьба Венгрии с османской угрозой в XIV- ХУ вв. Ослабление королевской власти в Польше. Речь Посполитая в ХVI-ХVП вв.

Черты старого и нового в международных отношениях. «Государственный интерес» и возникновение централизованных государств.

Средневековый династический принцип в европейской политике. Конфликты католиков и протестантов. Возрастание масштабов военных столкновений. Система «политического равновесия» в Европе. Рождение современной дипломатии. Система постоянного дипломатического представительства. Дипломатическая неприкосновенность. Зарождение основ современного международного права. Тридцатилетняя война - ­первая общеевропейская война и последняя религиозная война в Европе. Вестфальский мир и изменение соотношения сил в Европе. Войны и дипломатические отношения после Тридцатилетней войны.

Век революций в Англии (2 ч)

Англия в начале столетия. Господство Англии на морских торговых путях после разгрома испанской «Непобедимой армады». Колонизация Северной Америки. Монополизация английскими компаниями внешней торговли. Развитие английской промышленности. Буржуазные отношения в сельском хозяйстве: фригольды, копигольды и лизгольды. Обострение общественных отношений. Пуританизм - идеология английской буржуазии. Пуритане и англиканская церковь: усиление недовольства результатами «королевской реформации». Пресвитериане и индепенденты. Начало конфликта между королем Карлом I и парламентом. Война с Шотландией и начало революции. Уния Шотландии и Англии. Восстание шотландцев.

«Короткий» и «долгий» парламенты. Великая ремонстрация и попытка парламента ограничить власть короля. Оппозиция. Бегство Карла I из Лондона в северные графства. Понятие «гражданская война». Начальный период гражданской войны. Экипировка. Соотношение сил в начале войны. Перелом в ходе войны. Оливер Кромвель как политик и военный деятель. Железнобокие. Армия «новой модели» - первая в истории Англии регулярная армия. Победа войск парламента при Нейзби. Обострение борьбы индепендентов и пресвитериан. Памфлеты Джона Мильтона.

Движение левеллеров во главе с Джоном Лилберном. Завершение гражданской войны. «Вторая» гражданская война. Республиканский этап революции. «Прайдова чистка». Казнь короля и провозглашение в Англии республики. Диктатура Кромвеля. Социально-политические и религиозные противоречия Английской революции. Период кромвелевской республики. Завоевание Ирландии и Шотландии. Навигационный акт и англо-голландская война. Движение диггеров во главе с Джерардом Уинстэнли. Внутренняя и внешняя политика Англии в период протектората Кромвеля. Причины падения протектората Кромвеля. Англия в·период реставрации династии Стюартов. Политические партии - тори и виги. «Хабеас корпус акт». Попытка короля Якова II вернуть страну к абсолютистским порядкам. Роспуск Яковом II парламента. Декларация веротерпимости. «Славная революция». Вильгельм Оранский - король Англии. «Билль о правах». Акт о престолонаследии. Понятие «конституционная монархия». Установление в Англии конституционной (парламентской) монархии. Утверждение буржуазного уклада._ Культура стран Европы в XVI-XVII вв. (4 ч)

Основные черты Возрождения. Истоки и предпосылки Возрождения в Италии. Влияние меценатства на развитие культуры эпохи Возрождения. Гуманизм и гуманисты. Хронологические рамки Высокого Возрождения. Титаны итальянского Возрождения: Леонардо да Винчи, Микеланджело Буонарроти, Рафаэль Санти, Тициан. Капелла. Возрождение в странах Европы. Северное Возрождение. Эразм Роттердамский ­«король гуманистов». Творчество Альбрехта Дюрера. Познание законов государства и общества. Трактат «Государь» Никколо Макиавелли. «Утопия» Томаса Мора. Трагический гуманизм романа «Дон Кихот» Мигеля де Сервантеса. Драматургия Уильяма Шекспира. Стиль барокко в архитектуре и живописи. Творчество Лоренцо Бернини, Питера Рубенса, Рембрандта и Диего Веласкеса. Зарождение классицизма. Представители французского классицизма: Пьер Корнель, Жан Расин, Мольер, Никола Пуссен.

Гелиоцентрическая система мира Н. Коперника. Законы движения планет Иоганна Кеплера. Бесконечная Вселенная Джордано Бруно.

Открытия Галилео Галилея. Новые идеи в философии. Основоположники эмпиризма и рационализма Фрэнсис Бэкон и Рене Декарт. Математическая картина мира Исаака Ньютона и Готфрида Вильгельма Лейбница. Достижения медицины. Анатомия Мигеля Сервета и Уильяма Гарвея. Отличие картины мира, сложившейся в Новое время, от средневековой. Сущность и значение революции в естествознании. Причины быстрого роста населения в Европе. Три страшных бедствия Европы: голод, болезни и войны. Изменения в облике европейских городов.

Европейский городской дом. Гобелен. Человек за обеденным столом. Изменения в питании европейцев. Значение моды в европейском обществе. Христианство и язычество в представлениях простых европейцев.

Страны Востока в XVI - XVH в.в.(3 ч.)

Воз6никновение исламского мира. Исламские страны в раннее Новое время. Основные черты исламской цивилизации. Образование, расцвет и распад Арабского халифата. Социально-экономическое положение политический строй Османской империи. Тимары. Правление султана Сулеймана Великолепного - вершина внешнего и внутреннего могущества Османской империи.

Завоевания турок - османов. Янычары. Начало упадка Османской империи и его причины. Прекращение военной и религиозной экспансии турок в Европе. Персия (Иран). Политические и культурные традиции Ирана. Попытки Надир-шаха восстановить значение Персии. Соперничество Ирана и Османской империи

Особенности индийской цивилизации. Индуизм. Кастовый строй. Политическая раздробленность Индии. Раджи и махараджи. Начало завоевания Индии европейцами. Открытие Васко да Гамой морского пути и проникновение в страну португальцев, голландцев, французов, англичан. Причины, способствовавшие завоеванию Индии. Захват Северной Индии тюрками. Образование и распад державы Великих Моголов. Укрепление позиций английской Ост-Индской компании. Фактория. Сипаи. Захват англичанами Бенгалии. Управление захваченными территориями. Ограбление Индии.

Особенности китайской цивилизации. Роль государства в Китае. Конфуцианство. Внешнее и внутреннее положение Китая. Народные восстания и завоевание Китая маньчжурами. Проникновение европейцев в Китай. Миссионеры. Попытки китайских властей «закрыть» страну. Особенности японской цивилизации. Синтоизм и буддизм. Общество и власть в Японии. Социальная структура японского общества. даймё. Самураи. Внутренняя политика сёгуната Токугава. Про6никновение европейцев в Японию. Причины «закрытия» старны. Кризис империи Токугава.

Понятия и термины1: Местничество. «Избранная рада». Реформы. Челобитная. Самодержавие. Государев двор. Сословно-представительная монархия. Земские соборы. Приказы. Опричнина. Заповедные лета. Урочные лета. Крепостное право. Соборное уложение. Казачество. Гетман. Засечная черта. Самозванство. Посад. Слобода. Мануфактура. Ярмарка. Старообрядчество. Раскол. Парсуна. Полки нового (иноземного) строя. Стрельцы. Ясак.


Персоналии2:

Василий III. Елена Глинская. Иосиф Волоцкий. Иван IV Грозный. Федор Иванович. Борис Годунов. Лжедмитрий I. Лжедмитрий II. Василий Шуйский. Михаил Федорович. Алексей Михайлович. Федор Алексеевич.

А.Ф. Адашев. Протопоп Сильвестр. А.М. Курбский. Малюта Скуратов. Митрополит Филипп (Колычев). Ермак. Хан Кучум. И.И.Болотников. Патриарх Гермоген. М.В. Скопин-Шуйский. К.Минин. Д.М.Пожарский. Патриарх Филарет. Б.И.Морозов. Патриарх Никон. Протопоп Аввакум. А.Л.Ордин-Нащокин. А.С. Матвеев. Степан Разин. Б. Хмельницкий.

Дионисий. Иван Федоров. Андрей Чохов. Симон Ушаков. Симеон Полоцкий. Епифаний Славинецкий. Карион Истомин. Сильвестр Медведев. Ерофей Хабаров. Семен Дежнев. Василий Поярков.


События/даты3:

1505 – 1533 – княжение Василия III

1533 – 1584 – княжение (царствование) Ивана IV Васильевича Грозного.

1533 – 1538 – регентство Елены Глинской

1547 – принятие Иваном Грозным царского титула

1549 – первый Земский собор

1550 – принятие Судебника

1552 – взятие русскими войсками Казани

1556 – присоединение к России Астраханского ханства.

1556 – отмена кормлений

1558 – 1583 – Ливонская война

1564 – издание первой российской печатной книги

1565 – 1572 – опричнина

1581 – 1585 – покорение Сибири Ермаком

1584 – 1598 – царствование Федора Ивановича

1589 – учреждение в России патриаршества

1598 – 1605 – царствование Бориса Годунова

1604 – 1618 – Смута в России

1605 – 1606 – правление Лжедмитрия I.

1606 – 1610 – царствование Василия Шуйского.

1606-1607 – восстание Ивана Болотникова.

1607 – 1610 – движение Лжедмитрия II.


1611 – 1612 – I и II Ополчения. Освобождение Москвы.

1613 – 1645 – царствование Михаила Федоровича.

1617 – Столбовский мир со Швецией

1618 – Деулинское перемирие с Речью Посполитой.

1632 – 1634 – Смоленская война.

1645 – 1676 – царствование Алексея Михайловича

1648 – Соляной бунт в Москве

1648 – поход Семена Дежнева

1649 – принятие Соборного Уложения. Оформление крепостного права в центральных регионах страны

1649 – 1653 – походы Ерофея Хабарова

1653 – реформы патриарха Никона, начало церковного раскола

1654 – Переяславская Рада. Переход под власть России Левобережной Украины

1654 – 1667 – война с Речью Посполитой.

1656 – 1658 – война со Швецией.

1662 – Медный бунт

1667 – Андрусовское перемирие

1670 – 1672 – восстание Степана Разина.

1676 – 1682 – царствование Федора Алексеевича.




Учебно - тематический план


NQ

Наименование темы

Количество часов


История России


1.

Создание Московского царства

11

2.

Смута в России

5

3.

Россия в 17 веке.

5

4.

«Бунташный век»

6

5.

Россия на новых рубежах.

4

6.

Закат Московского царства

6


Всеобщая история


7.

Европа и мир в эпоху Великих географических открытий.

5

8.

Европейские государства в 16-17 в.в: Реформация и абсолютизм

10

9.

Век революций в Англии

5

10.

Культура стран Европы в 16-17 В.в

5

11.

Стран6ы Востока в 16-17 в.в

3

12.

Итоговое повторение

3


Итого

69+ 1 ч. резерв

Равнозначность и относительная самостоятельность блоков истории России и Всеобщей истории позволяет при необходимости изменить очередность их изучения.

Критерии оценки устного ответа

Оценка «5» ставится в том случае, если ответ полный и правильный на основании изученного материала, материал изложен в определённой логической последовательности литературным языком.

Оценка «4» ставится, если ответ полный и правильный на основании изученного материала, материал изложен в определённой логической последовательности, при этом допущены 2-3 незначительных ошибки, исправленные по требованию учителя.

Оценка «3» ставится, если ответ полный, но при этом допущены 2-3 существенных ошибки, или ответ неполный, несвязный.

Оценка «2» ставится, если при ответе обнаружено полное непонимание основного материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не может исправить при наводящих вопросах учителя.

Критерии оценивания письменного ответа

При оценке письменного ответа необходимо выделить следующие элементы:

  1. Представление собственной точки зрения (позиции, отношения) при раскрытии проблемы.

  2. Раскрытие проблемы на теоретическом уровне (в связях и с обоснованиями) или без использования обществоведческих понятий в контексте ответа.

3. Аргументация своей позиции с опорой на факты общественной жизни или собственный опыт.

Оценка «5» ставится, если представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы. Проблема раскрыта на теоретическом уровне, в связях и с обоснованиями, с корректным использованием исторических терминов и понятий в контексте ответа. Дана аргументация своего мнения с опорой на факты.

Оценка «4» ставится, если представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы. Проблема раскрыта с корректным использованием исторических терминов и понятий в контексте ответа (теоретические связи и обоснования не присутствуют или явно не прослеживаются). Дана аргументация своего мнения с опорой на факты.

Оценка

Оценка ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ШКОЛЬНИКОВ

В результате изучения истории ученик должен знать:

хронологию событий - основные этапы и ключевые события истории России и мира с древнейших времен до наших дней; выдающихся деятелей отечественной и всеобщей истории;

важнейшие достижения культуры; системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития; основные виды исторических источников;

уметь:

соотносить даты событий отечественной и всеобщей истории с веком; определять последовательность и длительность важнейших событий отечественной и всеобщей истории;

отвечать на вопросы и решать поставленные учебные задачи, опираясь на текст исторического документа;

использовать факты, содержащиеся в источниках, в рассказе об исторических событиях; сравнивать свидетельства разных источников; показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий;

рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, демонстрируя знание необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников; использовать приобретенные знания при написании творческих работ, рефератов, сочинений, отчетов об экскурсиях; соотносить общие исторические процессы и отдельные факты;

выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий; группировать исторические явления и события по заданному признаку;

объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений;

определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;

объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории России и всеобщей истории, достижениям отечественной и мировой культуры;

использовать при обретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни;

высказывать собственные суждения об историческом наследии народов России и мира; соблюдать исторически сложившиеся норы социального поведения;

применять знания об историческом пути и традициях народов России и мира в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности;

способствовать сохранению памятников истории и культуры.

Выпускник научится:

- локализовать во времени основные этапы отечественной истории Нового времени, соотносить хронологию истории России и всеобщей истории в Новое время;

- использовать историческую карту как источник информации о границах России в Новое время, об основных процессах социально­экономического развития, о местах важнейших событий, направлениях значительных передвижений - походов, завоеваний, колонизаций и др.;

- анализировать информацию различных источников по отечественной истории Нового времени;

- составлять описание положения и образа жизни основных социальных групп в России в Новое время, памятников материальной и

художественной культуры; рассказывать о значительных событиях и личностях отечественной истории периода Нового времени;

систематизировать исторический материал, содержащийся

- учебной и дополнительной литературе по отечественной истории Нового времени;

- раскрывать характерные, существенные черты: а) экономического и социального развития России в Новое время; б) эволюции

политического строя (включая понятия «монархия», «самодержавие», «абсолютизм» и др.); в) развития общественного движения (

- объяснять причины и следствия ключевых событий и процессов отечественной истории периода Нового времени (социальных движений, реформ и революций, взаимодействия между народами и др.);

- сопоставлять развитие России и других стран в Новое время; сравнивать исторические ситуации и события;

- давать оценку событиям и личностям отечественной истории периода Нового времени.

Учащийся получит возможность научиться:

- используя историческую карту, характеризовать социально-экономическое и политическое развитие России в Новое время;

- использовать элементы источниковедческого анализа при работе с историческими материалами (определение принадлежности и

достоверности источника, позиции автора и др.);

- сравнивать развитие России и других стран в Новое время; объяснять, в чем заключались общие черты и особенности;

- применять знания по истории России и своего края в Новое время при составлении описаний исторических и культурных памятников своего

города, края и т. д.

УМК:

Предлагаемая рабочая про грамма написана к учебникам по истории России для основной школы: 7 класс – и.л. Андреев, И.Н. Федоров, И.В. Амосова «История России ХУI - конец ХУIIвека.» - М.: Дрофа; 2016

- ВедюшкинВ.А., Бурин с.н. Всеобщая история. История Нового времени. 7 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений

/Ведюшкин В.А., Бурин С.Н. - М.: Дрофа; Московские учебники, 2010

КАЛЕНДАРНО- ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ИСТОРИИ РОССИИ


Тема урока

Элементы содержания

Виды деятельности учащихся

Метапредметные и

предметные рез. обучения

Д/з

Дата


план

факт

Создание Московского царства (11 часов)

1

Василий III и его время


Личность Василия III. Завершение объединения русских земель вокруг Москвы: присоединение Псковской, Смоленской, Рязанской земель

Отношения

Крымом и Казанью. Отмирание

удельной системы

Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока;

Планировать свою работу на уроке;

Актуализировать знания по истории России XIV-XV вв. об объединении земель вокруг Москвы;

Раскрывать смысл понятия челобитная;

Показывать на карте территориальные приобретения Московского государства в первой трети XVI века;

Характеризовать особенности развития России во время правления Василия III;

Осуществлять самооценку и взаимооценку.

Объяснять значение

выражения «Москва - Третий Рим»

Составлять исторический

портрет Василия III

Уметь обосновать выбор

варианта ответа на главный

вопрос урока.

§ 1

09


2.

§ 2

1н.О9


3

Русское

государство

и общество в

середине ХУI

в.

Территория И население.

Особенности социально-

экономического развития.

Организация власти.

Правление Елены Глинской.

боярское правление

Показывать на карте территорию и

лавные города Московского государства в

середине ХVI в. Характеризовать

социально-экономическое и политическое

развитие Русского государства в середине

XVI в. Начать составление характеристики

Ивана IV

[Подводить итоги правления

Елены Глинской и боярского

правления, сравнивать их между собой

§3

2н.О9


4.

-Начало

реформ.

Избранная

ада»

Венчание Ивана IV на царство.

восстание

Москве. «Избранная рада».

Земский собор

Объяснять причины и значение принятия

Иваном IV царского титула

Анализировать события 1547 г., указывать

их причины и последствия

Характеризовать «Избранную раду» и

Земский собор как правительственные

учреждения Продолжать составление

характеристики (исторического портрета)

Ивана IV


§4

2н.О9


5.


Строительство

царства

Судебник Ивана Грозного. Реформы

центрального и местного

управления. Военная реформа.

Стоглавый собор

Характеризовать основные мероприятия

и значение реформ 1550-х годов

Изучать исторические документы

(отрывки из переписки Ивана IV с

Андреем Курбским, записок иностранцев

о России) и использовать их для рассказа

о положении различных слоев населения

Руси, о политике власти

Объяснять значение

понятий: централизованное

государство, приказ

Земский собор, стрелецкое

войско

§5

3н.О9


§6

3н.О9


б.

7.

Внешняя

политика

Ивана IV

При соединение Казанского и

Астраханского ханств. Значение

присоединения Поволжья к России и его последствия. Покорение Западной Сибири. Причины и начало

Ливонской войны

Объяснять, какие цели преследовал Иван IV, организуя походы и военные действия на южных, западных и восточных рубежах

Московской Руси.

характеризовать причины успехов Руси в

Поволжье и Сибири и неудач в Ливонской

войне

Использовать историческую карту для характеристики роста территории Московского

государства, хода Ливонской

войны, похода Ермака

§7

4Н.О9


8.


Опричнина.

Итоги

царствования

Ивана

Грозного

Отмена внутриполитического курса.

опричнина, ее возможные причины

последствия. Завершение

Ливонской войны. Итоги

Царствования Ивана Грозного

завершить составление характеристики

(исторического портрета) Ивана IV

Обосновывать оценку итогов правления

Ивана Грозного

Объяснять причины,

сущность и последствия

опричнины Определять свое

отношение к опричному

террору на основе анализа

документов, отрывков из

работ историков

§8

4Н.О9



9

§9

1Н.10


10

Русская культура ХVI в

Публицистика. Начало книгопечатания. Развитие

архитектуры. Иконопись.

Произведения декоративно-

Прикладного искусства. Народная

культура.

Составлять описание памятников

материальной и художественной культуры,

объяснять, в чем состояло их назначение,

оценивать их достоинства

характеризовать основные жанры

литературы, существовавшие в России

ХVI в. Рассказывать о нравах и быте русского

общества ХVI в. (используя отрывки из

Домостроя» и записок иностранцев,

изобразительные материалы и др.)

Осуществлять поиск

информации для

подготовки сообщений

/презентаций о памятниках

культуры ХУ! в. и их

создателях (в том числе

связанных с историей

своего региона) Собирать

информацию и готовить

сообщения / презентации

об иконах и храмах ХУI в.

(используя интернет-

ресурсы и другие

источники информации)

§10

1н10


11.

Повторение и

контроль

Итоги уроков 1-1 О

Характеризовать общие черты и

особенности развития в ХУI в. России и

государств Западной Европы

Высказывать суждения о значении

наследия ХУ! в. для современного

общества

Систематизировать

исторический материал по

изученному периоду

Подводить итоги

проектной деятельности


2Н.10.


Смута в России (5 часов)

12.


Кризис власти

на рубеже

ХVI-ХVII в.

Фeдop Иоаннович и Борис

Годунов. Внутренняя и внешняя

политика Бориса Годунова.

династический кризис.

царствование Бориса Годунова

Объяснять причины кризиса власти

Объяснять смысл понятий: заповедные

лета, урочные лета, крепостное право

Характеризовать личность и

деятельность Бориса Годунова и давать

им оценку Объяснять значение

учреждения в России патриаршества

анализировать состояние

российского общества на

рубеже XVI-XVII вв.,

выделяя причины Смуты,

умение объяснять смысл

этого понятия, причины,

ход и последствия этого

явления; умение давать

оценку личности и

деятельности Бориса

Годунова, Лжедмитрия 1, В.

И. Шуйского, Кузьмы

Минина, Дмитрия

Пожарского; способность

показывать на карте

направления движения

отрядов, возглавляемых

самозванцами, Болотниковым,

руководителями Первого и

Второго ополчения;

способность составлять

рассказ о каком-либо

периоде Смутного времени

и одном из его участников,

оценивая его действия;

умение использовать

историческую карту для

характеристики

международного

положения России в начале

ХУП в.

§11

2н10


13.

Начало

Смуты.

Правление

Лжедмитрия 1

Причины и суть Смутного времени.

Обострение социальных

противоречий. Царствование

Лжедмитрия 1. Боярский заговор.

Воцарение

Василия Шуйского

Раскрывать, какие противоречия

существовали в русском обществе в конце

ХУI в. Объяснять смысл понятий:

Смута, самозванец

Раскрывать, в чем заключались

причины Смуты

§12

3н10


14

Разгар Смуты. Власть и народ

Восстание под предводительством Ивана Болотникова. Лжедмитрий 2. Польская и шведская интервенция. Первое ополчение.

Показывать на карте направления походов противоборствующих сторон. Систематизировать материал в виде хронологической таблицы «Смутное время в России», Аргументировать оценку действий участников ополчений. Характеризовать последствия Смуты для Русского государства.

§13

3н10


15

Окончание Смутного времени. Утверждение новой династии

Второе ополчение. Земский собор 1613 г. Столбовский мир и Деулинское перемирие

Показывать на карте направления движения Второго ополчения. Систематизировать материал в виде хронологической таблицы «Смутное время в России». Аргументировать оценку действий участников ополчений. Характеризовать последствия Смуты для Русского государства

§14

4н10


16

Повторение и контроль

Итоги уроков 12-15

Систематизировать исторический материал о Смутном времени. Высказывать суждения о деятелях Смутного времени. Выполнять контрольные тестовые задания по образцу ОГЭ


4н10


Россия в XVII веке (5 часов)

17

Социально-экономическое развитие России в XVII веке

Территория и население. Социально-экономические последствия Смуты и их преодоление. Развитие сельского хозяйства и ремесел. Возникновение мануфaктyp. Торговля. Рост городов

Характеризовать прогресс в сельском

хозяйстве в XVH в. Объяснять причины и

последствия новых явлений в экономике

России

рассказывать о

представителях династии,

используя дополнительную

литературу и ресурсы

Интернета;

анализировать

содержание Соборного

уложения, использовать

этот документ для

объяснения вопроса об

окончательном

закрепощении крестьян;

умение составлять схему

государственного

устройства России в

середине XVII в.;

выявлять причины и

последствия новых явлений

в экономике, используя

исторические карты;

умение составлять

таблицу «Основные

сословия России в XVII в..»;

§15

2Н.ll


18

Сословия в

в XVII веке: верхи общества

Бояре и дворяне. Требования дворянства. Служилые люди «по прибору». Духовенство

Начать составлять таблицу «Основные

сословия в России ХУН в.» и использовать ее данные для характеристики изменений в социальной структуре общества Объяснять смысл понятий: сословие, дворянство, Государев двор. Характеризовать требования дворянства и причины его недовольства.

§16

2Н.ll


19

Сословия

в XVII в.: низы

общества

3ладельческие и черносошные крестьяне. Окончательное закрепощение крестьян. основные категории городского населения.

Экономическая политика

Завершить составление таблицы

Основные сословия в России XVII в. и

использовать ее данные для характеристики

изменений в социальной структуре общества

анализировать отрывки из Соборного

ложения 1649 г. при рассмотрении

опроса об окончательном закрепощении

крестьян. Объяснять смысл понятий: посс

1Оди, черносошные крестьяне

§17

3н11


20.

Государственное

устройство

России в XVII в.

Образ власти. Боярская дума. Приказная система. Местное

управление. Военная реформа

Анализировать отрывки из записок

Г. К. Котошихина и использовать их для характеристики государственного устройства России Разъяснять, в чем заключались функции отдельных органов власти (Земский собор, Боярская дума, приказы и др.) в системе управления государством Характеризовать власть первых

Романовых, сравнивать ее с властью

Ивана Грозного Описывать заседания

Боярской думы и работу приказов;

характеризовать сильные и слабые

стороны приказной системы Объяснять

причины реорганизации вооруженных

сил

§18

3Н.l I


21.

Повторение и контроль

Итоги уроков 17-20

Систематизировать исторический материал о России XVII в.. Выполнять контрольные тестовые задания по истории вXVII в.. (по образцу ОГ3, в упрощенном варианте)

Подводить итоги проектной деятельности



4Н.l1


Бунташный век (6 часов)

22

Внутренняя политика

Алексея

Михайловича

Начало правления Алексея Михайловича. Соляной бунт и его

последствия. Псковское восстание

Характеризовать личность и деятель-

ость царя Алексея Михайловича; начать

составление его исторического портрета

Объяснять причины и последствия

Соляного бунта, Псковского восстания

способность объяснять

смысл понятия «раскол»,

причины и последствия

этого явления, суть конфликта «священства» и «царства», давать оценку личностей умение раскрывать причины народных движений в XVII в.. и систематизировать

материал в виде аналогичной таблицы; своеобразие отечественной культуры в XVII в.; умение участвовать в ролевых играх,

§19

4H.II


23

Формирование

абсолютизма

Падение роли Земских соборов. Соборное уложение 1649 г. и его значение. Абсолютизм. Окружение царя Алексея Михайловича

Объяснять смысл понятия абсолютизм;

соотносить понятия: монархия,

абсолютная монархия, сословно-

представительная монархия, самодержавие

Объяснять, как изменялись функции

отдельных органов власти в системе

управления государством на протяжении

в. Продолжать составление характеристики

(исторического портрета) Алексея

Михайловича

§20

5H.ll


24

Церковный

раскол

Церковь в первой половине XVII в.Патриарх Никон. Никониане и

старообрядцы. Конфликт Никона с царем. Церковный собор 1666-1667 гг. Гонения старообрядцев

Давать определения понятий: церковный

раскол, старообрядцы. Объяснять

причины поддержки светской властью

церковных реформ Раскрывать сущносТI

конфликта «священства» и (

причины и последствия раскола

Характеризовать позиции патриарха

Никона и протопопа Аввакума, используя

для подтверждения своего мнения

отрывки из исторических источников

§21

1 H.12


25

§22

1H.12


26

Народные

движения

Причины и особенности народных волнений. Городские восстания,

Медный бунт. Восстание под предводительством Степана Разина. Значение выступления Разина

Показывать территории и характери-

зовать масштабы народных движений

(используя историческую карту)

Раскрывать причины и последствия

народных движений в России XVII в. Сравнивать Соляной и Медный бунты, выявляя сходство и отличия Характеризовать личность и поступки

Степана Разина, значение народной войны под его предводительством Давать определение понятия крестьянская война

§23

2Н.12


27

Повторение

и контроль

Итоги уроков 22-26

Систематизировать исторический

материал в форме таблицы «Народные

движения в России в XVII в.» Выполнять контрольные тестовые задания по истории народных движений (по образцу ОГЭ, в упрощенном варианте Подводить итоги проектной деятельности



2н12


Россия на новых рубежах (4 часа)

28

Внешняя пол

России в ХУН

Международное положение Русского государства. Русская дипломатия

в XVII в.Россия и Речь Посполитая

Присоединение Левобережной

Украины и Киева к России. Войны с Османской Империей и Крымским

ханством. Отношения с Калмьщкш

ханством

Показывать на карте территорию России и области, при соединенные к ней в XVII в. на западе и юге; ход войн и направления военных походов Объяснять, в чем заключались задачи и результаты внешней политики России в XVII в. Систематизировать информацию

внешней политике в форме таблицы

«Внешняя политика России в ХУН в.»

Раскрывать причины и последствия

присоединения Украины к России,

аргументировать оценку этого события

способность показывать

на карте области, присоединенные к России в XVII в., маршруты

землепроходцев, места

расселения народов;

способность обсуждать

цели и результаты внешней

политики России;

умение участвовать в ролевых играх,

§24

3н12


29

§25

3н12


30

Освоение Сибири

и Дальнего Востока

Причины и характер продвижения

русских на восток. Народы Сибири

и Дальнего Востока. Русские первопроходцы. Взаимоотношения с

Китаем

Раскрывать причины и последствия

продвижения русских в Сибирь

и на Дальний Восток в XVII в.

Характеризовать взаимоотношения

русских людей с местным населением

Объяснять причины заключения

Нерчинского договора и уступок России

§26

4н12


31

Повторение

и контроль

Итоги уроков 26-30

Систематизировать исторический

материал в форме таблицы «Народные

движения в России XVII в..» Выполнять контрольные тестовые задания по истории народных движений и внешней политике и освоению Сибири (по образцу ОГ3, в упрощенном варианте Подводить итоги проектной деятельности Систематизировать исторический

материал по внешней политике России


4н12


Закат Московского царства (6 часов)

32

Политика Федора

Алексеевича

Царь Федор Алексеевич. Реформы органов управления. Военные и социально-экономические изменения. Духовная и культурная :жизнь

Составлять характеристику (исторический портрет) Федора Алексеевича Характеризовать причины и последствия реформ органов управления, отмены местничества Указать особенности духовной и культурной :жизни в период правления Федора Алексеевича

умение анализировать

положение в стране

накануне царствования

Петра 1; своеобразие отечественной культуры XVII в. ; умение участвовать в ролевых играх,

§27

2н01


33

Борьба за власть в конце XVII в.

Стрелецкое восстание 1682 г. Правление царевны Софьи. Приход к власти Петра. Россия накануне петровского времени

Объяснять причины борьбы за власть

между различными группировками при

дворе, временной победы царевны Софьи,

утверждения на престоле Петра 1

Оценивать политику царевны Софьи

Высказывать предположения о влиянии

детских впечатлений на характер Петра 1

§28

2н01


34

Культура Росс

XVII в.

Усиление светского характера культуры. Литература. Архитектура.

Изобразительное искусство. Просвещение и образование,

основание Славяно-греко-латинско

академии

Составлять описание памятников культуры XVII в.. (в том числе находящихся на территории края, города), характеризуя назначение, художественные достоинства и др. Объяснять, в чем заключались новь веяния в отечественной культуре XVII в.Проводить поиск информации для подготовки сообщений о достижениях и деятелях отечественной культуры XVII в. в.


§29

3н01


35

Мир человека

XVII в.

Особенности мировоззрения

русских людей XVII в. А. Л. Ордин-Нащокин. Перемены в быте. Интерес к западной культуре, начало распространения западных обычаев -

Характеризовать особенности жизни и

быта отдельных слоев русского общества,

традиции и новации XVII в.. Готовить

сообщение / презентацию о жизни, быте и

картине мира отдельных сословий (используя учебник, рассказы иностранцев о России, опубликованные на интернет-сайте «Востлитература»: http://www.vostlit.info/ и др. информацию, в том числе по истории

Приводить примеры западного и

восточного влияния на быт и нравы

населения России в XVII в.. Составлять

характеристику (исторический портрет) А

Ордин - Нащокина


§30

3н01


36

Повторение

и контроль

Итоги уроков 32-35

Систематизировать исторический материал по изученному периоду

Характеризовать общие черты и особен-

ности развития России и ведущих стран

Западной Европы в XVII в. Высказывать

суждения о значении наследия XVII в.. для

современного общества. Выполнять

контрольные тестовые задания (по

образцу ОГ3, в упрощенном варианте)

Подводить итоги проектной деятельности



4н01


37

Итоговое повторение


Систематизировать исторический

материал по истории России XVI - XVII в.

вв. Выполнять контрольные тестовые

задания по истории России XVI. - XVII в.

образцу ОГ3, в упрощенном варианте)



4н01


38

Контрольная работа





5н 01


39

Работа над ошибками







40

резерв







Модуль 2. Всеобщая история. История Нового времени.

Тема 1. Европа и мир в эпоху Великих географических открытий (5 ч.)

41

Введение.

Новые изобретения и усовершенствования. Источники энергии. Книгопечатание.

Объяснять значение понятия «Новое

время»; раскрывать различные подходы

к периодизации Нового времени;

отмечать основное содержание первого

периода Нового времени

Использовать ранее

изученный материал; анализировать источники

Работать с картой показывать

маршруты путешествий); выделять главное в тексте;

анализировать документы

Знать последствия географических открытий,

уметь характеризовать

деятельность конкистадоров. Объяснять

значение абсолютизма для

развития общества. Устанавливать причинно-

следственные связи

объяснять процесс

модернизации в Европе в

ХVI-ХVП вв. Уметь представлять сословия

европейского общества,

называть условия их жизни.

Характеризовать технические достижения

европейцев в 16 в., раскрывать причинно-

следственные связи между

техническими изобретениями и эпохой Великих географических открытий. суждения о последствиях географических открытий

для Европы и мира

введ

lH.02


42

Великие

Географичес-кие открытия

Новое в военном деле и судостроении. Географические

представления. Энрике Мореплаватель. Васко да Гама.

Вокруг Африки в Индию

Объяснять причины Великих

географических открытий; показывать

на карте маршруты мореплавателей эпохи

Великих географических открытий

§ 1,

с. 17

(таб

л.)

lH.02.


43

Первые

колониальные

империи

Западноевропейская колонизация новых земель. Значение Великих

географических открытий.

Рассказывать о создании колониальных

империй Португалии и Испании, используя информацию учебника и карты; объяснять значение терминов и понятий «колониальная империя», «колония», «монополия», «конкиста» «пиратство», «мировой рынок»,

«революция цен»; показывать на карте колониальные владения европейцев в

Америке, Азии, Африке; раскрывать

экономические и социальные последствия

Великих географических открытий для

Европы и стран Нового Света

§2,

2Н.О2


44

Рождение

капитализма

Рост городов и торговли. Мировая

торговля. Банки, биржи и торговые компании. Переход от ремесла к

мануфактуре. Наемный труд. Причины возникновения и развития мануфактур. Зарождение апитализма

Объяснять предпосылки формирования

и сущность капиталистического

производства; характеризовать важнейшие изменения в социальной структуре европейского общества ХVI-XVП вв. по сравнению с предшествующим периодом;

раскрывать значение понятий «капитализм», «мануфактура», «наемные

рабочие», «буржуазия», «расслоение

крестьянства», «фермер», «конкуренция»

§3,

табл

стр.

35

2Н.О2


45

Повторение и

контроль




3Н.О2


Тема П. Европейские государства в XVI - ХVП веках (1 О)

46

Реформация и

Крестьянская

война в

Германии

Причины Реформации и её распространение в Европе. М. Лютер. Лютеранская церковь. Протестантизм. Т. Мюнцер. Крестьянская война в Германии: причины, события, значение.

Объяснять, почему Реформация началась

именно в Германии; раскрывать основные направления в Реформации, опираясь на текст учебника; характеризовать причины и итоги социальных выступлений в Германии, раскрывая значение понятия «крестьянская война»; рассказывать о крупнейших деятелях европейской Реформации: Мартин Лютер, томас Мюнцер; раскрывать значение понятий «Реформация», «протестантизм», «лютеранство».

Сравнивать и анализировать

взгляды ученых Объяснять

термины и понятия, знать причины и последствия религиозной революции. Использовать документы при ответе на вопрос. Делать сравнительный анализ кальвинистской, лютеранской и католической церквей. Составлять характеристику исторических деятелей. Оценивать исторические явления. Самостоятельно готовить сообщения по заданной теме работать с картой. Определять основные причины Реформации, называть идеологов движения. Выявлять основные цели участия в Реформации различных слоёв населения. Выявлять основные положения лютеранского учения. Характеризовать основные положения кальвинизма. Раскрывать причины и последствия религиозных войн во Франции. Сравнивать основные проявления абсолютизма в Англии и во Франции. Описывать и показывать на карте географическое положение страны. Называть основные этапы и события Нидерландской революции. Систематизировать материал в виде ОК, раскрывать причины, итоги и значение революции в Нидерландах Называть существенные черты

международных отношений в данный период.

Систематизировать материал в виде таблицы

§4

3Н.О2


47

Реформация и Контрреформация в Европе.

Учение и церковь Ж. Кальвина. Борьба католической церкви против Реформации. Игнатий Лойола и орден иезуитов. Борьба пап с Реформацией.

Характеризовать идеи Кальвина, отличия кальвинистской церкви от католической. Рассказывать о крупнейших деятелях европейской Реформации: Жан Кальвин. Рассказывать о методах борьбы католической церкви с Реформацией. Объяснять значение понятий «кальвинизм», «контрреформация».

§5

4н02


48

Франция в XVI – XVII в.в.

Усиление королевской власти. Абсолютизм. Значение абсолютизма для развития общества на указанном этапе.

Характеризовать основные черты французского абсолютизма, раскрывая значение понятия «абсолютная монархия». Излагать основные итоги религиозных войн XVI – XVII в.в. Давать оценку сущности и последствий религиозных конфликтов в изучаемый период, вы сказывать и аргументировать свое отношение к ним.

§6

4н02


49

Англия в эпоху Тюдоров

Королевская власть и Реформация в Англии. Генрих VIII. Англиканская церковь. Усилениие могущества Англии

Характеризовать социальные и экономические изменения в Англии XVI в., используя понятия «экспорт», «аграрный переворот», «огораживание», «протекционизм»; раскрывать влияние реформации на положение королевской власти в Англии; представлять характеристику политической деятельности королевы Елизаветы I Тюдор.

§7

1н03


50

Могущество и упадок Испании


Причины могущества и упадка Испании


Объяснять причины расцвета и упадка Испании XVII в..; рассказывать о державе Карла V и ее разделе, победах и поражениях Филиппа П

§8

1н03


51

Повторение и контроль




2н03


52

Нидерланды в борьбе за свободу.


Нидерландская революция и рождение Республики Голландии. Особенности экономического и политического развития Нидерландов в XVII в.


Рассказывать о национально-­освободительной борьбе в Нидерландах, раскрывая значение понятия «буржуазная революция»; характеризовать значение Нидерландской революции для истории страны и европейской истории


§9

2н03


53

Страны Восточной

Европы

Оборотная сторона европейского рынка. Политическое развитие Венгрии и Чехии. Рудольф II. Польша: короли, магнаты и шляхта. Речь Посполитая


Объяснять влияние общеевропейского исторического процесса на развитие стран

Центральной Европы в ХVI-ХVП вв., используя текст учебника; раскрывать влияние внешней угрозы на историю стран Центральной Европы в изучаемый период; отмечать особенности политического развития Чехии, Венгрии, Речи Посполитой

§10

3н03


54

Международ-ные отношения в ХVI-ХVП вв.


Старое и новое в международных отношениях. Тридцатилетняя война. Рождение европейской дипломатии

Объяснять причины военных конфликтов между европейскими державами в раннее Новое время; характеризовать масштабы и последствия военных действий в ходе Тридцатилетней войны, значение Вестфальского мира

§11

3н03


55

. Кр




4н03


Тема HI. Английская революция ХVП века.

56

Причины и первые этапы Английской революции.


Англия в начале ХVП в. Обострение общественных противоречий. Причины и начало конфликта между королем и парламентом. Война с Шотландией и начало революции. Начальный период войны. Перелом в ходе войны. Обострение борьбы индепендентов и пресвитериан.

Характеризовать особенности экономического развития Англии в начале XVII в.; раскрывать позиции сторонников буржуазных перемен и их противников, используя понятия «новое дворянство», пуританизм», «пресвитериане», индепенденты»; рассказывать о начале конфликта между королем и парламентом; раскрывать содержание этапов граждан­кой войны, используя карту и текст

Составлять характеристику историческим деятелям и явлениям. Иметь представление об организации управления страной в ХVI в.


§12

4н03


57

Англия во второй половине XVII в.

Период кромвелевской республики. Протекторат Кромвеля и реставрация Стюартов. «Славная революция» и ее итоги.

Характеризовать позиции участников Английской революции, выявляя их различие на отдельных этапах борьбы; излагать основные события и итоги «Славной революции; высказывать суждение о значении Английской революции для британской и европейской истории; объяснять значение понятий «протекторат», «революция», «политическая партия»; «конституционная (парламентская) монархия».

§13

2н04


58

Повторение и контроль.





2н04


Культура стран Европы в XVI - XVII в.в.

59

Культура эпохи Возрождения

На пути к Высокому Возрождению. Эпоха титанов. Северное Возрождение. Познание законов государства и общества.

Представлять описание произведений периода Высокого Возрождения, высказывая и аргументируя свои оценочные суждения. Объяснять особенности культуры Возрождения по сравнению с культурой предшествующего периода. Высказывать суждения о значении идей гуманизма для развития европейского общества.

Характеризовать особенности культуры, описывать ее достижения. Сравнивать и анализировать взгляды ученых. Называть представителей европейской науки и их открытия, последствия открытий. Систематизировать материал в виде таблицы.

Называть имена представителей эпохи Высокого Возрождения и их произведения. Характеризовать

особенности духовной

жизни Европы в 16-18 вв

имена

§14

3н04


60

Литература и искусство XVII в.

Трагический гуманизм Сервантеса и Шекспира. Барокко. Вечные ценности Рембрандта и Веласкеса. Литература и искусство классицизма


Объяснять основные признаки барокко и классицизма, иллюстрируя их примерами; представлять описание, характеристику творчества мастеров искусства ХУН в. в форме презентаций, докладов, сообщений и др.; раскрывать значение понятий «барокко», «классицизм

§15

3н04


61

Образ мира: наука и философия в XVI - XVII в

Как жили европейцы и во что верили Человек смотрит на звезды. Новые идеи в философии. математическая картина мира. Достижения медицины. Население Европы. Облик жилищ. Человек у себя дома. Человек за обеденным столом. Одежда и мода. Мир страхов и суеверий

Называть важнейшие научные открытия и технические изобретения XVI - XVII в.в . объяснять , в чем заключалось их значение для того времени и для последующего развития. Выявлять отличия картины мира, сложившейся в XVI - XVII в. с картиной мира Средневековья. Объяснять значение понятий «эмпиризм» и «рационализм».

§16

4н04


62

§17

4н04


63

Обобщающий урок «Буржуазные революции и абсолютизм: два варианта развития стран Западной Европы в Новое время».


1н05


Страны Востока в XVI-XVIII вв. (3 ч)

64

Мусульман- ский мир и Индия


Внутреннее положение Османской империи. Начало упадка Османской империи и его причины. Персия (Иран). Особенности индийской цивилизации. Начало завоевания Индии. Укрепление позиций английской Ост-Индской компании. Ограбление Индии

Раскрывать значение понятий «ислам», «мусульманин», «Коран», «шариат», «халиф»; объяснять причины и следствия арабских завоеваний, называть причины распада Арабского халифата; характеризовать внутреннее положение Османской империи, причины ее упадка, опираясь на текст учебника; рассказывать о колониальном периоде истории Индии; показывать на карте территории крупнейших государств Азии XVI-XVII вв.

Использовать ранее изученный материал для решения проблемных

задач. Называть

характерные черты

политического устройства и экономического развития стран Востока. Выявлять

последствия

§26, 27

1н05


65

Страны

Дальнего

Востока

Особенности жизни Китая.

Внешнее и внутреннее положение

Китая. Духовная культура Японии.

Общество и власть

в Японии

Раскрывать основные черты

экономической и политической жизни

Китая и Японии в изучаемый период;

объяснять, как складывались отношения

Китая и Японии с европейскими

государствами в XVI-XVH вв.;

"оказывать на карте территории Китая и

Японии в XVI-XVII вв.


§28

2н05


66

Повторение и

контроль





2н05


67

Урок систематизации и обобщения знаний по теме «Мир в эпоху раннего Нового времени.

Итоги развития европейской цивилизации и цивилизаций Востока к началу XVIII в.


3н05


68

Итоговая к/р





3н05


69-70

Работа над ошибками




4н05



1 В соответствии с Историко-культурным стандартом

2 В соответствии с Историко-культурным стандартом

3 В соответствии с Историко-культурным стандартом


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!