СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по истории России (ФГОС) 7 класс

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по истории России к. 16 – 18 вв. составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 г. № 1897, с учётом авторской программы Данилова А.А., Косулиной Л.Г., Морозова А.Ю. Программы История России. 6-9 кл. Рабочие программы (ФГОС). М.: Просвещение, 2011, планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования в соответствии с Примерной программой по истории для 5-9 классов.

Программа адресована учащимся 7-х классов муниципального общеобразовательного учреждения  «Средняя общеобразовательная школа № 4 г. Ртищево Саратовской области».

Курс входит в число дисциплин, включенных  в учебный план Муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 4 г. Ртищево Саратовской области».

Главная цель изучения истории в современной школе — образование, развитие и воспитание личности школьника, способного к самоидентификации и определению своих цен­ностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и твор­чески применяющего исторические знания в учебной и со­циальной деятельности. Вклад основной школы в достижение этой цели состоит в базовой исторической подготовке и со­циализации учащихся.

Задачи изучения истории в основной школе:

—  формирование у молодого поколения ориентиров для гражданской, этнической, социальной, культурной са­моидентификации в окружающем мире;

—  формирование у учащихся целостного представления об историческом пути России и о судьбах населяющих её наро­дов, об основных этапах, о важнейших событиях и крупных деятелях отечественной истории, о месте и роли России во всемирно-историческом процессе;

—  воспитание патриотизма, уважения к своему Отечеству, правам и свободам другого человека, социальной ответствен­ности, приверженности к гуманистическим и демократиче­ским ценностям, убеждённости в необходимости соблюдения моральных норм, принятых в обществе;

—  развитие способности учащихся анализировать содержа­щуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, руководствуясь принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловлен­ности;

—  формирование умений применять исторические зна­ния для осмысления сущности современных общественных явлений, в общении с другими людьми в современном об­ществе.

Просмотр содержимого документа
«рабочая программа по истории России (ФГОС) 7 класс»

«Рассмотрено»

Руководитель МО

_____________/__________/

Протокол №_______ от

________________________

«_____»_______2010-2011 г.


«Согласовано»

Заместитель руководителя по УВР МОУ «СОШ № 4»

____________/___________/

_________________________

«_____»_______2010-2011 г.


«Утверждено»

Руководитель МОУ «СОШ № 4»

_____________/___________/

Авдеева Ольга Николаевна

Приказ № _______ от

«_____»_______2010-2011 г.












Рабочая программа педагога

Панкратовой Жанны Александровны

Категория 1

по истории России в 7 А,Б классе









Рассмотрено на заседании

педагогического совета

протокол №_______

от «_____»2010-2011 г.











Ртищево - 2010-2011 учебный год


Пояснительная записка

Рабочая программа составлена для 7 А,Б общеобразовательных классов общеобразовательной школы по истории России.

Программа составлена на основе типовой программы основного общего образования по истории МО РФ и авторских программ: «История России 6-9 кл.» А.А.Данилова и Л.Г. Косулиной, Москва, «Просвещение», 2006, в соответствии Стандарту основного общего образования.

Изучение данного курса истории имеет большое значение для ориентации учащихся в событиях истории нашей Родины и для дальнейшего изучения и понимания процессов, происходивших в истории России. Также изучение истории России способствует формированию у учащихся гражданственности, патриотизма, личной ориентации, самосознания, приобщению к национальным культурным и историческим традициям.

Данный курс входит в образовательную область «история», является гуманитарным предметом.

Цели курса: в результате изучения курса истории России учащиеся 7 класса должны получить знания об основных чертах развития России в 17 – н. 18 вв., формирование у учащихся целостного представления об историческом пути России, основных этапах, важнейших событиях и крупных деятелях отечественной истории. Определённой новизной программы является обращение к проблематике истории быта, православной церкви, российской ментальности, национальной политики, роли личности в истории.

Основная функция курса – формирование исторического мышления, под которым подразумевается определённый набор мыслительных стратегий, позволяющий учащимся самостоятельно истолковывать факты и события, выстраивать свою версию событий, отвечающую данным исторической науки, умение анализировать и описывать события с разных, часто противоположных точек зрения.

Данная программа должна быть реализована в течение 2009 – 2010 учебного года.

Данная программа рассчитана на 2 час в неделю учебного времени (45 мин.)

Логически данный предмет связан с такими предметами и науками как Всеобщая история, экономика, искусство (живопись, скульптура, архитектура, музыка, литература) и естественные науки, политология и др.


Инструментарием для оценивания результатов учащихся являются следующие оценки: «5» («отлично»), «4» («хорошо»), «3» («удовлетворительно»), «2» («неудовлетворительно»), «зачёт», «незачёт».

Система оценивания результатов учащихся:

Оценка «5» («отлично») ставится, если учащиеся свободно ориентируются в тексте параграфа, могут кратко изложить его; знают, понимают, могут объяснить необходимые термины и понятия, для их иллюстрации могут привести примеры; выполняют верно задания и проблемные задания к тексту параграфа или в тетради на печатной основе; отвечают на вопросы в учебнике к тексту параграфа; отвечают на дополнительные вопросы учителя; умеют составлять хронологические и сравнительные таблицы; анализируют исторические явления и процессы; умеют работать с картой.

Оценка «4» («хорошо») ставится, если учащиеся свободно ориентируются в тексте параграфа, могут кратко изложить его; знают, понимают необходимые термины и понятия, для их иллюстрации могут привести примеры; выполняют верно часть заданий к тексту параграфа или в тетради на печатной основе; отвечают на вопросы в учебнике к тексту параграфа; умеют составлять хронологические и сравнительные таблицы; умеют работать с картой.

Оценка «3» («удовлетворительно») ставится, если учащиеся ориентируются в тексте параграфа, могут частично или при помощи наводящих вопросов учителя изложить его; знают необходимые термины и понятия; выполняют верно некоторые задания к тексту параграфа или в тетради на печатной основе; отвечают на вопросы в учебнике к тексту параграфа; имеют навыки составления хронологических и сравнительных таблиц; умеют работать с картой.

Оценка «2» («неудовлетворительно») ставится, если учащиеся не ориентируются в тексте параграфа, не могут при помощи наводящих вопросов учителя изложить его; не знают необходимые термины и понятия; не выполняют задания к тексту параграфа или в тетради на печатной основе; не могут ответить на вопросы в учебнике к тексту параграфа; не умеют составлять хронологические и сравнительные таблицы; не умеют работать с картой.


















Учебно-тематическое планирование

по истории России

Классы: 7А, 7Б

Учитель: Панкратова Жанна Александровна

Количество часов: всего ____40___; в неделю ____2___ час

Плановых контрольных уроков ___4__, зачётов ______, тестов ___7__ ч.;

Административных контрольных уроков ________ ч.

Учебник: Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России. Конец XVI-XVIII век: учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2008.















Содержание тем учебного курса

История России XVII XVIII вв.

7 класс (40 ч)

Тема 1. Россия на рубеже XVII - XVIII вв. (6 ч.)

Вводный урок. Внутренняя и внешняя политика Бориса Годунова. (1ч.) Территория российского государства, население, социально-экономическая характеристика, политический строй. Внутриполитическое положение в стране после смерти Ива­на Грозного. Царь Федор Иоаннович. Борьба за власть. Бо­рис Годунов. Учреждение патриаршества. Пресечение динас­тии Рюриковичей. Избрание на царство Бориса Годунова. Социально-экономическая политика. Голод 1601 —1603 гг. Обострение социальных противоречий. Международная поли­тика. Торговые и культурные связи со странами Западной Европы.

Учащиеся должны уметь работать с исторической картой, сравнивать территорию Российского государства в различные периоды; обобщать знания по истории царствования Б. Годунова, отмечать основные тенденции развития государства; совершенствовать навыки работы с картой и текстом, сравнивать социально-экономическое развитие России до и во время Смуты.

Учащиеся должны знать, понимать и уметь объяснять исторические термины: сословно-представительная монархия, патриаршество, самозванство, крестьянское восстание


Смута. (2 ч.) Причины и суть Смутного времени. Лжедмитрий I. Поход на Москву. Внутренняя и внешняя политика Лжедмитрия I. Боярский заговор. Воцарение Василия Шуйского. Вос­стание Ивана Болотникова. Лжедмитрий II. Тушинский ла­герь. Вторжение Польши и Швеции.

Учащиеся должны уметь определять причины Смутного времени, показывать на карте города, охваченные гражданской войной, знать основных действующих лиц этого периода истории.

Учащиеся должны знать, понимать и уметь объяснять исторические термины: Смута, интервенция


Окончание Смутного времени. (1 ч.) Агрессия Речи Посполитой и Швеции. Семибоярщина. Освобо­дительная борьба против польских и шведских интервентов. Ополчение Козьмы Минина и Дмитрия Пожарского. Осво­бождение Москвы. Земский собор 1613 г. Начало династии Романовых.

Учащиеся должны уметь делать выводы о том, почему в России не реализовалась западная модель государственного устройства, а выбор был сделан в пользу самодержавной власти; выделять главное из текста, формулировать и доказывать своё мнение.

Учащиеся должны знать, понимать и уметь объяснять исторические термины: Семибоярщина, «тушинские перелёты»


Наш край в период Смуты. (1 ч.) Социально-экономическое развитие Саратовского края в к. 16-н. 17 вв., появление самозванца сына Фёдора Ивановича «царевича Петра».

Учащиеся должны уметь готовить сообщения с использованием краеведческого материала; выделять главное в устной речи, выделять общее и особенное в истории государства и края


Россия на руб. XVI – XVII вв. (1 ч.) Повторно-обобщающий урок.


Основные понятия темы: смута, патриаршество, крестьянское восстание, самозванство, интервенция, Семибоярщина.


Тема 2. Россия в XVII в. (10 ч.)

Новые явления в экономике. (1 ч.) Экономические последствия Смуты. Усиление роли барщины и оброка. Но­вые явления в экономике. Рост товарно-денежных отноше­ний. Развитие мелкотоварного производства. Возникновение мануфактур и наемного труда. Развитие торговли. Ярмарки. Формирование всероссийского рынка. Рост городов.

Учащиеся должны уметь устанавливать межкурсовые связи, объяснять объективные причины отставания России.

Учащиеся должны знать, понимать и уметь объяснять исторические термины: мелкотоварное производство, мануфактура. Всероссийский рынок, предприниматель, социальная база, рассеянное предприятие, ярмарка


Основные сословия российского общества. (1 ч.) Усиление позиций дворянства. Соборное уложение 1649 г. Окончательное закрепощение крестьян. Основные категории городского населения. Духовенство. Казачество.

Учащиеся должны уметь характеризовать положение, наличие или отсутствие прав, обязанностей, привилегий у различных слоёв общества.

Учащиеся должны знать, понимать и уметь объяснять исторические термины: феодалы, дворянское сословие, местничество, владельческие, черносошные крестьяне, барщина, оброк, холопы, поземельная и подворная подати, тягло, посадское население, белые слободы, духовенство белое и чёрное


Политический строй. (1 ч.) Первые Романовы: усиление само­державной власти. Ослабление роли Земских соборов и Бо­ярской думы. Начало становления абсолютизма. Возрастание роли государственного аппарата и армии. Реформаторская де­ятельность А. Л. Ордина-Нащокина и В. В. Голицына, царя Федора Алексеевича.

Учащиеся должны уметь характеризовать органы власти во времена первых Романовых, уметь рассказывать об органах власти по схемам (читать схемы).

Учащиеся должны знать, понимать и уметь объяснять исторические термины: волость, крепостничество, самодержавие, стан, приказ, уезд, воевода, разряд, самодержавие


Власть и церковь. Церковный раскол. (1 ч.) Церковь после Смуты. Патриарх Филарет. Патриарх Никон. Церковный раскол. Протопоп Аввакум. Церковный собор 1666—1667 гг.

Учащиеся должны уметь приводить примеры подтверждающие, что раскол православной церкви есть продолжение общеевропейской Реформации; объяснять причины конфликта власти и церкви; готовить сравнительные характеристики Никона и Аввакума.

Учащиеся должны знать, понимать и уметь объяснять исторические термины: протопоп, церковный раскол, старообрядчество


Народные движения. (1 ч.) Причины и особенности народных волнений. Городские восстания (Соляной бунт, Медный бунт). Восстание под предводительством Степана Разина.

Учащиеся должны уметь выделять причины выступлений, обосновывать понятие «Бунташный век»; знать основные персоналии, показывать на карте основные территории, охваченные движениями.

Учащиеся должны знать, понимать и уметь объяснять исторические термины: «Бунташный век», прелестные письма»


Внешняя политика. (1 ч.) Россия и Речь Посполитая. Смолен­ская война. Присоединение Левобережной Украины и Киева к России. Русско-польская война 1653—1667 гг. Русско-турец­кие отношения. Русско-турецкая война 1676—1681 гг. Крым­ские походы. Народы России в XVII в. Освоение Сибири.

Учащиеся должны знать основные направления внешней политики; определять причины войн, показывать на карте театр военных действий; составлять устный рассказ о вхождении Украины в состав России.

Учащиеся должны знать, понимать и уметь объяснять исторические термины: гетман, голытьба, реестровые казаки


Образование и культура в XVII в. (1 ч.) Усиление светского характера культуры. Образование. Научные знания. Русские первопроходцы. С. И. Дежнев. В. Д. Поярков. М. В. Стадухин. Е. П. Хабаров. Литература. Сатирические повести («О Шемякином суде», «О Ерше Ершовиче»). Автобиографические по­вести («Житие» протопопа Аввакума). Зодчество. Б. Огурцов. Шатровый стиль. Коломенский дворец. Церковная архитекту­ра. Живопись. Симон Ушаков.

Учащиеся должны уметь выделять особенности развития отечественной культуры, составлять сообщения; учиться слушать сообщения одноклассников и выделять главное.

Учащиеся должны знать, понимать и уметь объяснять исторические термины: секуляризация культуры, парсуны, обмирщение культуры


Сословный быт. Обычаи и нравы. (1 ч.) Царский двор. Бояр­ский и дворянский быт. Жизнь посадского населения. Пов­седневный быт и обычаи крестьян.

Учащиеся должны уметь выделять особенности развития отечественной культуры, составлять сообщения; учиться слушать сообщения одноклассников и выделять главное.

Учащиеся должны знать, понимать и уметь объяснять исторические термины: изразцы, тафта, парча, секуляризация, терем


Основные понятия темы: мелкотоварное ремесло, мануфактура, фабрика, ярмарка, всероссийский рынок, протекционизм, тягло, белые слобо­ды, крепостное право, абсолютизм, крестьянская война, цер­ковный раскол, старообрядчество, обмирщение культуры, парсуны.

Россия в XVII в. (1 ч.) Повторно-обобщающий урок.

Родной край в XVII в. (1 ч) развитие хозяйства, культура и быт края, народы Поволжья в 17 в.: традиции и новые веяния.


Тема 3. Россия в первой четверти XVIII в. (9 ч.)

Предпосылки петровских преобразований. (1 ч.) Предпосылки петровских преобразований. Попытки реформ, проекты Симеона Полоцкого, реформы Ордина-Нащокина А.Л., преобразовательные планы Голицына В.В., идеи Юрия Крижанича.

Учащиеся должны уметь характеризовать реформаторские проекты передовых мыслителей и политиков России, сравнивать их, анализировать и делать выводы, к каким последствиям привела бы их реализация; высказывать аргументировано своё мнение по проектам, степени их реальности.

Учащиеся должны знать, понимать и уметь объяснять исторические термины: Немецкая слобода, воинский устав, рекрутская повинность, постоянная армия


Пётр I . Россия на рубеже веков. (1 ч.) Детство и юность Петра. Двоецарствие. Царевна Софья. Личность Петра. Азовские походы. Великое посольство 1697— 1698 гг.

Учащиеся должны уметь анализировать причины поступков, их последствия, устанавливать причинно-следственные связи между причинами и последствиями.

Учащиеся должны знать, понимать и уметь объяснять исторические термины: лавра, брандер, волонтёр, «потешные полки», регентство, гвардия, верфь


Внешняя политика Петра 1. (1 ч.) Северная война 1700—1721 гг. «Нарвская конфузия». Полтавская битва. Победы русского флота у мыса Гангут и острова Гренгам. Ништадтский мир. Восточное направление внешней политики. Прутский по­ход. Каспийский поход. Итоги внешней политики Петра I.

Учащиеся должны знать хронологию Северной войны, уметь показывать на карте основной театр военных действий, объяснять причины войны и её необходимость, её итоги и их значение для дальнейшего развития страны.

Учащиеся должны знать, понимать и уметь объяснять исторические термины: рекрутская система, конфузия, регулярная армия, генеральное сражение, редут


Реформы Пётра I . (1 ч.) Реорганизация армии. Упразднение Боярской думы и при­казной системы. Учреждение Правительствующего сената, коллегий, Тайной канцелярии. Указ о единонаследии. Табель о рангах. Губернская реформа. Изменение системы городско­го управления. Церковная реформа. Упразднение патриаршества. Учреж­дение Святейшего Правительствующего синода. Утверждение абсолютизма. Провозглашение России им­перией.

Учащиеся должны уметь характеризовать по схемам органы центральной власти, территориально-административное деление, органы городского управления, знать значение реформ Петра 1.

Учащиеся должны знать, понимать и уметь объяснять исторические термины: Правительствующий сенат, коллегии, Генеральный регламент, Табель о рангах, аристократия, губернии, провинции, Бурмистерская палата, бурмистр, Главный магистрат, Правительствующий синод, обер-прокурор


Экономика России в перв. четв. XVIII века. (1 ч.) Реформы в экономике. Политика протекционизма и мер­кантилизма. Использование зарубежного опыта в сельском хозяйстве, мануфактурном производстве, судостроении. Ре­месленные цехи. Денежная реформа. Налоговая реформа. По­душная подать. Развитие путей сообщения. Начало строитель­ства Вышневолоцкого, Ладожского обводного, Волго-Донско­го каналов. Цена и последствия реформ Петра 1.

Учащиеся должны уметь характеризовать экономическое состояние России при Петре 1; давать объяснение перестройке экономической структуры страны, сравнивать положение сословий в петровскую эпоху с прежним положением сословий

Учащиеся должны знать, понимать и уметь объяснять исторические термины: меркантилизм, протекционизм, приписные крестьяне, подушная подать


Народные движения в перв. четв. XVIII века. (1 ч.) Причины народных восстаний в Петровскую эпоху. Астраханское восстание. Восстание под руководством К. А. Булавина. Башкирское восстание. Религи­озные выступления. Восстания работных людей. Значение и последствия народных выступлений.

Учащиеся должны знать причины восстаний, социальный состав восставших; уметь показывать районы восстаний, рассуждать о причинах поражения.

Учащиеся должны знать, понимать и уметь объяснять исторические термины:


Изменения в культуре и быте. (2 ч.) Культура «верхов» и культура «низов». Распространение просвещения, научных знаний. Я. В. Брюс. Л. Ф. Магницкий. Развитие техники. А. К. Нартов. Создание Академии наук, Кунсткамеры, Военно-морского и Артиллерийского музеев. Открытие первой научной библи­отеки. Архитектура. Петропавловская крепость, Дворец двенад­цати коллегий в Петербурге. Начало сооружения дворцового ансамбля в Петергофе. Д. Трезини. В. В. Растрелли. И. К. Ко­робов. Изобразительное искусство. Гравюра. А. Ф. Зубов. Свет­ская живопись. И. Н. Никитин. Изменения в быту. Новый порядок летосчисления. Внед­рение европейской одежды и кухни. Ассамблеи. «Юности честное зерцало». Значение культурного наследия Петровской эпохи.

Учащиеся должны уметь готовить сообщения и делать таблицы, выступать с сообщениями, слушать и выделять в них главное.

Учащиеся должны знать, понимать и уметь объяснять исторические термины: ассамблея, гравюра, кант, кунсткамера, цифирные школы


Основные понятия темы: рекрутская система, «потешные войска», посессионные крестьяне, приписные крестьяне, подушная подать, протекци­онизм, меркантилизм, камерализм, ассамблеи, политес, кунсткамера, цифирные школы, домовитое казачество, прелестные письма.


Россия впервой четверти XVIII в. (1 ч) повторно-обобщающий урок.


Тема 4. Россия в 1725-1762 гг. (4 ч)

Дворцовые перевороты. (2 ч.) Причины, сущность, последствия дворцовых переворотов. Фаворитизм. Елизавета Петровна.

Учащиеся должны знать причины дворцовых переворотов, хронику событий и главных действующих лиц; учиться обобщать знания, делать выводы, доказывать свои суждения, работать с дополнительной литературой.

Учащиеся должны знать, понимать и уметь объяснять исторические термины: Дворцовый переворот, Верховный Тайный Совет, Конституционная монархия, кондиции, фаворитизм


Внутренняя политика. (1 ч.) Изменение системы центрального управления. Верховный тайный совет. Кабинет министров. «Конференция при высочайшем дворе». Расширение приви­легий дворянства. Ужесточение политики в отношении крестьянства, казачества, национальных окраин. Экономиче­ская политика. Рост мануфактурного производства. Учрежде­ние Дворянского и Купеческого банков.

Учащиеся должны знать особенности внутренней политики российских императоров после Петра 1, развитие умений работать с текстом учебника.

Учащиеся должны знать, понимать и уметь объяснять исторические термины: манифест о вольности дворянской, отмена внутренних таможен, усиление крепостничества


Внешняя политика. (1 ч.) Основные направления внешней по­литики. Русско-турецкая война 1735—1739 гг. Русско-швед­ская война 1741 — 1742 гг. Присоединение к России казахских земель. Россия в Семилетней войне 1757—1762 гг. П.А.Ру­мянцев. П. С. Салтыков.

Учащиеся должны знать главные направления внешней политики, особенности внешней политики, развивать умение работать с картой, составлять хронологические таблицы и уметь их читать.

Учащиеся должны знать, понимать и уметь объяснять исторические термины: восточный барьер, гаубица, Семилетняя война


Основные понятия темы: кондиции, олигархия, фаворит, дворянские монополии, Дворянский банк.

Тема 5. Россия в 1762-1801 гг. (11 ч)

Особенности внутренней политики. Политика просвещенно- го абсолютизма. Вольное экономическое общество. Уложен­ная комиссия. Золотой век российского дворянства. Жалован­ные грамоты дворянству и городам. Ужесточение внутрен­ней политики в 70—90-е гг. XVIII в.: причины и последствия. Губернская (областная) реформа. Ужесточение крепостни­чества.

Учащиеся должны уметь анализировать политику Екатерины II, выделять цели и подводить итоги, развивать умение работать с историческими документами.

Учащиеся должны знать, понимать и уметь объяснять исторические термины: просвещённый абсолютизм, «Золотой век» русского дворянства, либерализм


Крестьянская война под предводительством Е. И. Пу­гачева. (1 ч.) Причины войны. Пугачев и его программа. Основные этапы борьбы. Значение и последствия войны.

Учащиеся должны уметь объяснять причины, повод, ход, итоги, значение, различные оценки восстания; давать собственные аргументированные суждения, уметь работать с картой.

Учащиеся должны знать, понимать и уметь объяснять исторические термины: крестьянская война, уложенная комиссия


Экономическое развитие России во втор. пол. XVIII в. (1 ч.) Начало разложения феодально-крепостнической системы. Сельское хозяйство. Рост ману­фактур и промыслов. Предпринимательство, торгово-про­мышленные компании. Торговля. Финансы. Итоги экономи­ческого развития.

Учащиеся должны уметь определять основные черты экономического развития, (тенденции и противоречия.), делать выводы. Фермерство

Учащиеся должны знать, понимать и уметь объяснять исторические термины: миссионеры, секуляризация, экономические крестьяне, отходники, служащие в банке.


Внешняя политика. (2 ч.) Основные направления внешней по­литики. Русско-турецкие войны. Русское военное искусство. А. В. Суворов. Ф. Ф. Ушаков. Присоединение Крыма, Се­верного Причерноморья. Греческий проект Екатерины II. Г. А. Потемкин. Георгиевский трактат. Участие России в раз­делах Речи Посполитой. Присоединение Правобережной Ук­раины, Белоруссии, Литвы, части Латвии. Русско-шведская война 1787—1791 гг. и ее значение. Политика «вооруженного нейтралитета». Борьба с революционной Францией. Итоги внешней политики Екатерины II.

Учащиеся должны уметь определять направления внешней политики, показывать на карте

Учащиеся должны знать, понимать и уметь объяснять исторические термины: протекторат, повод и причина к войне.


Россия при Павле I.(1 ч) Внешняя политика Павла I. Изменение порядка престолонаследия. Ставка на мелкопоместное дворя­нство. Политика в отношении крестьян. Комиссия для со­ставления законов Российской империи. Репрессивная по­литика.

Учащиеся должны уметь показывать противоречивый характер политики Павла 1. Объяснять причины последнего дворцового переворота, высказывать своё отношение, устанавливать связь между развитием экономики

Учащиеся должны знать, понимать и уметь объяснять исторические термины: эскадра


Наука и образование. Культура и быт во второй половине XVIII в. Развитие общественной мысли. (3 ч.) Проникновение либе­ральных идей в Россию. Н. И. Новиков. А. Н. Радищев. Борь­ба самодержавия с вольнодумством. Развитие образования. Зарождение общеобразовательной школы. От­крытие Московского университета (1745 г.). Становление отечественной науки. Академия наук. М. В. Ломоносов. М. И. Шеин. Г. В. Рихман. В. Н. Татищев. Академические экспедиции. В. Беринг. С. П. Крашенинников. Освоение Рус­ской Америки. Развитие техники. И. Ф. и М. И. Моторины. И. И. Ползунов. К. Д. Фролов. И. П. Кулибин. Литература. Новое стихосложение. В. К. Тредиаковский. Драматургия. А. П. Сумароков. Русские просветители. Д- И. Фонвизин. Г. Р. Державин. А. Н. Радищев. Н. И. Нови­ков. Русский сентиментализм. Н. М. Карамзин. Театр. Ф. Г. Волков. Крепостные театры. П. И. Ковалева-Жемчугова. Т. В. Шлыкова-Гранатова. Музыка. Д. С. Бортнянский. В. А. Пашкевич. Е. И. Фо­мин. Русская народная музыка. Изобразительное искусство. Историческая живопись. А. П. Лосенко. Г. И. Угрюмов. Портрет. А. П. Антропов. И. П. и Н. И. Аргуновы. Ф. С. Рокотов. В. Л. Боровиковский. Крестьянский быт в картинах М. Шибанова. Зарождение рус­ской скульптуры. Ф. И. Шубин. Архитектура. Барокко. В. В. Растрелли (Зимний дворец, Большой Петергофский дворец, Большой Екатерининский дворец в Царском Селе). Русский классицизм. В. И. Баженов (Дом Пашкова, Царицынский ансамбль, Гатчинский и Пав­ловский дворцы). М. Ф. Казаков (здание Сената в Москов­ском Кремле, Московский университет, Петровский дворец, дом князей Долгоруких в Москве). И. Е. Старое (Александро-Невская лавра, Таврический дворец). Начало ансамблевой застройки городов. Перемены в жизни крестьян и горожан: жилище, одежда, питание, досуг, обычаи.

Учащиеся должны уметь работать с иллюстрацией, готовить сообщения, выделять главное в сообщении товарища

Учащиеся должны знать, понимать и уметь объяснять исторические термины: воспитательный дом, солдатская школа, духовная семинария, Институт благородных, университет, ода, барокко, классицизм, классическая архитектура, самосознание, нация, патриотизм


Основные понятия темы: просвещенный абсолютизм, Манифест о вольности дво-рянства, секуляризация церковных земель, Уложенная комис­сия, месячина, отхожие промыслы, капиталистые крестьяне, ассигнации, крестьянская война, классицизм, сентимента­лизм, деспотия.


Родной край в XVIII в. (1 ч) развитие хозяйства, культура и быт края, народы Поволжья в 18 в.


Итоговое повторение и обобщение (1 ч) Россия и мир на рубеже XVIII—XIX вв. Повторно-обобщающий урок.










Календарно-тематическое планирование по курсу история России в 7 А, Б классе (40 ч.)

№ п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

Контрольные

Дата план/факт

Тип урока

Вид контроля

Наглядн. Пособия, ТСО

Домашнее задание, повторение


Тема 1. Россия на руб. XVI-XVII вв.

6







1

Вводный урок. Внутренняя и внешняя политика Бориса Годунова.

1



Лекция

Работа с источником. Контурной картой.

Карта, презентация

§ 1, ? с. 11-12, источник

2-3

Смута.

2



Комбинированный

Письменные задания

Презентация

§ 2, ? с. 20-23, источник

4

Окончание Смутного времени.

1



Комбинированный

Письменные задания, карта

Презентация

§ 3, ? с. 31-32, карта с. 25, источник

5

Наш край в период Смуты.

1



Лекция

Подготовка сообщения

Презентация

Записи в тетради

6

Россия на руб. XVI – XVII вв.

1



Урок контроля знаний, умений, навыков

Тест


Повт. § 1-3


Тема II. Россия в XVII вв.

10







7

Новые явления в экономике.

1



Лекция

Словарик терминов, карта

Презентация

§ 4, ? источник с. 40-41, карта с. 39

8

Основные сословия российского общества.

1



Комбинированный

Таблица, письменные задания

Презентация

§ 5,? источник с. 47-48

9

Политическое развитие страны.

1



Комбинированный

Схемы, письменные задания

Презентация

§ 6, ? источник с. 54-55

10

Власть и церковь. Церковный раскол.

1



Комбинированный

Сообщения, письменные задания

Презентация

§ 7,? источник с. 60-61

11

Народные движения.

1



Комбинированный

Сообщения, письменные задания, источник

Презентация

§ 8, ? карта с. 66-67

12

Внешняя политика.

1



Комбинированный

Работа с картами

Презентация

§ 9, ? карты с. 71, 74

13

Образование и культура в 17 в.

1



Комбинированный

Таблица, сообщения

Презентация

§ 10, ? с. 84, таблица

14

Сословный быт. Обычаи и нравы.

1



Комбинированный

Сообщения, словарик терминов

Презентация

§ 11, ? источник с. 90-92

15

Россия в XVII в.

1



Урок контроля знаний, умений, навыков

Тест


Повт. § 4-11

16

Родной край в 17 в.

1



Лекция

Записи в тетради


Записи в тетради


Тема III. Россия в перв. четв. XVIII в.

9







17

Предпосылки петровских преобразований.

1



Лекция

Сообщения, письменные задания

Презентация

§ 12, ? источник с. 97-99

18

Пётр 1. Россия на руб. веков.

1



Комбинированный

Сообщения, письменные задания

Презентация

§ 13, ? источник с. 104-105

19

Внешняя политика Петра 1.

1



Комбинированный

Таблица, работа с картой

Презентация

§ 14, ? источник, карта с.109, 113, 114-115

20

Реформы Петра 1.

1



Комбинированный

Записи в тетради, схема

Презентация

§ 15, ? источник с. 120-122

21

Экономика России в перв. четв. XVIII в.

1



Комбинированный

Работа с картой, письменные задания

Презентация

§ 16, ? источник, карта с. 127, 130

22

Народные движения в перв. четв. XVIII в.

1



Комбинированный

Словарик терминов, работа с картой

Презентация

§ 17,? источник с. 136, карта с. 127

23-24

Изменения в культуре и быте.

2



Комбинированный

Таблица, сообщения

Презентация

§ 18-19, ? источник с. 143-145

25

Россия в перв. четв. XVIII в.

1



Урок контроля знаний, умений, навыков

Тест


Повт. § 12-19


Тема IV . Россия в 1762-1801 гг.

4







26-27

Дворцовые перевороты.

2



Лекция

Тест, схема, сообщения

Презентация

§ 20-21, ? источник с. 154-155, схема

28

Внутренняя политика в 1725-1762 гг.

1



Комбинированный

Тест

Презентация

§ 22, ? источник с. 161-163

29

Внешняя политика России в 1725-1762 гг.

1



Комбинированный

Работа с картой. тест

Презентация

§ 23, ? источник с. 169


Тема V. Россия в 1762-1801 гг.

11







30

Внутренняя политика Екатерины II.

1



Комбинированный

Сообщения, письменные задания

Презентация

§ 24, ? источник с. 176-178

31

Крестьянская война под предводительством Е. Пугачёва.

1



Комбинированный

Сообщение, письменные задания

Презентация

§ 25, ? источник с. 183-184, карта с. 185

32

Экономическое развитие России во втор. пол. XVIII в.

1



Комбинированный

Работа с картой

Презентация

§ 26, ? источник, карта с. 185, 191-192

33-34

Внешняя политика Екатерины II.

2



Комбинированный

Таблицы, работа с картой, тест, сообщения

Презентация

§27-28, ? источник, карта с. 194, 196, 200, 203-205

35

Россия при Павле 1

1



Комбинированный

Сообщение, работа с картой

Презентация

§ 29, ? источник, карта с. 209, 211-214

З6-38

Наука и образование. Культура и быт во второй половине XVIII в. Развитие общественной мысли.

3



Комбинированный

Таблица, сообщения, тест

Презентация

§ 30-33, ? источник с. 220-222, 231-232, 239-240

39

Родной край в XVIII в.

1



Лекция

Записи в тетради

Презентация

Записи в тетради

40

Итоговое повторение.

1



Урок контроля знаний, умений, навыков

Тест


Повт. § 24-33



Требования к уровню подготовки учащихся

-должны научиться общим принципам в решении познавательных проблем, методам исторического анализа;

- приобрести устойчивый интерес и уважение к истории человечества и культуре, включая культуру своей страны;

-анализировать конкретные научные ситуации. Уметь видеть и решать проблемы, поставленные перед жизнью;

-уметь анализировать и описывать события с разных, часто противоположных точек зрения.

В результате изучения истории ученик должен знать/ понимать:

  • Основные даты и ключевые события истории России в XVII-XVIII вв.

  • Рассказывать о важнейших исторических событиях, их участниках, показывая знания необ­ходимых фактов, дат, терминов, давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников

  • Показывать на исторической карте: территории, присоединенные к империи в XVIII в.; центры промышленности и торговли; места военных действий и походов, крестьянских восстаний.

  • Составлять описание памятников: зданий и технических сооружений; машин; предметов быта; произведений художественной культуры.

  • Соотносить и общие исторические процессы и отдельные факты и явления, выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий, группировать исторические явления и события по заданному признаку, объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений, определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий.

  • Называть характерные, существенные черты: социально-экономического развития и по­литического строя; положения разных слоев населения; внут­ренней и внешней политики самодержавия.

  • Объяснять значение изучаемых понятий

  • Объяснять, в чем состояли цели и результаты деятельности государственных и общест­венных деятелей, представителей социальных и политических движений, науки и культуры.

  • Приводить изложенные в учебной литературе оценки исторических деятелей, характе­ра и значения социальных реформ и контрреформ, внешнеполитических событий и войн, ре­волюций. Высказывать и аргументировать свою оценку событий и личностей.

В процессе изучения курса истории России учащиеся должны овладеть умениями:

  • Определять и объяснять понятия

  • Выделять главную мысль, идею в учебнике и рассказе учителя, в докладе одноклассника, письменном тексте, документе

  • Рассматривать общественные явления в развитии, в конкретно-исторических явлениях, применяя принципы историзма

  • Раскрывать во взаимосвязи и взаимозависимости явления экономики, политики, культуры, искусства

  • Анализировать исторические явления, процессы, факты

  • Обобщать и систематизировать полученную информацию

  • Давать на основе анализа конкретного материала научные объяснения сущности фактов и связей между ними

  • Осуществлять перенос знаний (межпредметные и внутрипредметные связи), решать ситуативные задачи, в том числе на основе анализа действительности и собственного социального опыта

  • Определять личную точку зрения, уметь её формулировать и аргументировать, осуществлять оценочные суждения

  • Обладать необходимыми коммуникативными умениями: владеть устной и письменной речью, вести диалог, грамотно строить монологическую речь, участвовать в дискуссии, формулировать вопрос, сжато давать ответ, выступать с сообщениями, докладами, писать рецензии

  • Участвовать в групповых формах работы, в ролевых играх

  • Определять цели своей деятельности и представлять её результаты

  • Выбирать и использовать нужные средства для учебной деятельности

  • Осуществлять самоконтроль и самооценку






Формы контроля знаний уч-ся

  • Тестирование

  • Устный ответ

  • Выполнение заданий после параграфа

  • Выполнение заданий в тетради на печатной основе

  • Подготовка докладов и сообщений

  • Контрольные работы

  • Работа с текстом учебника

  • Работа с текстом документа

  • Работа со схемами и таблицами

  • Работа с картами



Перечень учебно-методического обеспечения

Литература для учащихся:

Учебник: Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России. Конец XVI-XVIII век: учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2008.

Литература для учителя:

Поурочные разработки: История России. Конец XVI-XVIII века. 7 класс: Поурочные планы по учебнику А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной / авт.-сост. Н.Ю. Колесниченко. – Волгоград: Учитель, 2005.

Поурочные разработки: Серов Б.Н., Гаркуша Л.М. Поурочные разработки по истории России с конца XVI-XVIII века. 7 класс. М.: ВАКО, 2004.

Дидактический материал:

Рабочая тетрадь на печатной основе: Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России. Конец XVI-XVIII век. 7 класс. Рабочая тетрадь. Пособие для общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2006.

Рабочая тетрадь на печатной основе: Репин А.В. История России. 7 класс. – Саратов: Лицей, 2009.

Список дополнительной литературы для учащихся:

  1. Анисимов Е.В. Елизавета Петровна. М., 1999.

  2. Буганов В.И. Крестьянские войны в России в XVII-XVIII вв. М., 1987.

  3. Буганов В.И. Емельян Пугачёв. М., 1990.

  4. Житие протопопа Аввакума. М., 1997.

  5. Забелин И.Е. Домашний быт русского народа в XVI-XVII столетиях. Т. 1-2. М., 1895-1901.

  6. Зеньковский С. Русское старообрядчество. М., 1995.

  7. История внешней политики России XVIII век. М., 2000.

  8. История России в лицах. М., 1997.

  9. Ключевский В.О. Исторические портреты. М., 1991.

  10. Ключевский В.О. Русская история. Полный курс лекций.

  11. Короткова М.В. Путешествие в историю русского быта. М., 1998.

  12. Костомаров Н.И. Русская история в жизнеописаниях её главнейших деятелей. Т. 1-3. М., 1991.

  13. Красницкий А.И. Русский чудо-вождь. Граф Суворов-Рымникский, князь Италийский, его жизнь и подвиги. М., 1995.

  14. Леонтьев Г.А. и др. Ключи к тайнам Клио. М., 1994.

  15. Митяев А.В. Героические страницы истории нашей Родины. IX-XVIII вв. М., 1991.

  16. Моряков В.И. Русское просветительство второй половины XVIII века. М., 1994.

  17. Муравьёв А.В., Сахаров А.М. Очерки истории русской культуры IX-XVII вв. М., 1984.

  18. Павленко Н.И. Екатерина Великая. М., 1999.

  19. Павленко Н.И. Меншиков. М., 2000.

  20. Павленко Н.И. Пётр 1. М., 1976.

  21. Памятники литературы Древней Руси. Конец XVI - начало XVII веков. М., 1987.

  22. Платонов С.Ф. Лекции по русской истории. М., 1993.

  23. Преображенский А.А. История раскрывает свои тайны. М., 1991.

  24. Преображенский А.А., Перхавко В.Б. Купечество Руси. IX-XVII вв. Екатеринбург, 1997.

  25. Россия под скипетром Романовых. 1613-1913 гг., М., 1990.

  26. Соловьёв С.А. Чтения и рассказы по истории России. М., 1989.

  27. 1000 лет русского предпринимательства. Из истории купеческих родов. М., 1997.

  28. Христианство. Энциклопедический словарь. М., 1993-1995. Т. 1-3

  29. Энциклопедия для детей. Т. 5. Ч. 1-2. История России и её соседей. / Под ред. М.Д. Аксёнва. М.: Аванта +, 2003.

  30. Энциклопедический словарь юного историка. М., 1997.


Список дополнительной литературы для учителя:

  1. Безвременье и временщики: Воспоминания об «эпохе дворцовых переворотов» (1720-е-1760-е гг.) / Сост. Е. Анисимова. Л.: Художественная литература, 1991.

  2. Вороржейкина А.И. Дидактические материалы по истории России с древнейших времён до конца XVIII в. 6-7 класс. М.: ВЛАДОС, 2003.

  3. Березовая Л.Г., Берлякова Н.П. История русской культуры. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений: В 2 ч. М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2002.

  4. Борзова Л.П. Игры на уроке истории. Методическое пособие для учителя. М.: ВЛАДОС – Пресс, 2001.

  5. Васильева В.М. Изучение вопросов культуры XI-XVIII вв. на уроках истории СССР. Книга для учителя. Из опыта работы. Просвещение, 1990.

  6. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Методические рекомендации учителю истории: Основы профессионального мастерства; практическое пособие. М.: ВЛАДОС, 2001.

  7. Емельян Пугачёв на следствии. Сборник документов и материалов. М, 1997.

  8. История государства российского. Хрестоматия. XVII век. М., 2000.

  9. Короткова М.В., Студеникин М.Г. Методика обучения истории в схемах, таблицах, описаниях: Практическое пособие для учителей. М.: ВЛАДОС, 1999

  10. Короткова М.В. Наглядность на уроке истории: Практическое пособие для учителей. М.: ВЛАДОС, 2000.

  11. Олеарий А. Описание путешествия в Московию и через Московию в Персию и обратно. СПб, 1906.

  12. Орлов А.С. и другие. Хрестоматия по истории России с древнейших времён до наших дней. М., 1999.

  13. Рассказы русских летописей IV-XVII веков. М., 1976.

  14. Реформы России в XVI-XIX вв. М., 1992.

Образовательные диски

  1. Презентации уроков Панкратовой Ж. А.

  2. Энциклопедия России 862-1917 гг.

  3. Шедевры русской живописи

  4. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия (на 10 дисках)

  5. История Росси XX век (на 4-х дисках)

  6. История России и её ближайших соседей. Энциклопедия для детей

  7. История России 1945 – 2008 гг.

  8. Карамзин Н.М. История государства Российского (5 дисков)

  9. История России в летописях, сказаниях, былинах, научных трудах и архивных материалах (на 2-х дисках)

  10. Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

  11. Большая советская энциклопедия (на 3-х дисках)


Приложения к программе

Понятия курса

Абсолютизм, авантюрист, Академия наук, ассамблея, барокко, барщина, брандер, бурмистр, буферное государство, бюрократия, верфь, Верховный тайный совет, гаубица, генерал-прокурор, гетман, гравюра, гражданская война, губерния, дети боярские, десант, дворцовый переворот, засечная черта, изразцы, импорт, интервенция, коллегии, кондиции, конституционная монархия, крепостные крестьяне. Лепнина, мануфактура, мелкотоварное производство, меркантилизм, нейтралитет, обмирщение культуры, оброк, обсерватория, острог, отходники, подушная подать, посессионные крестьяне, «приборные» служилые люди, приказные люди, приписные крестьяне, просвещённый абсолютизм, протекторат, протекционизм, работные люди, рада, раскол, ратуши, регентство, регулярная армия, реестровые казаки, редут, рекрут, самодержавие, секуляризация, семибоярщина, сентиментализм, Синод, уложение, фабрика, фаворит, фискалы, целовальники, экспорт, эскадра, янычары, ярмарка, ясак



Творческие работы учащихся:

1. сообщение по теме «Восстание Болотникова»

2. сообщение по теме «Михаил Фёдорович – первый царь из династии Романовых»

3. сообщение по теме «Демидовы – русские купцы – предприниматели»

4. сообщение по теме «Алексей Михайлович Тишайший»

5. сообщение по теме «Патриарх Никон»

6. сообщение по теме «Протопоп Аввакум»

7. сообщение по теме «Соляной бунт»

8. сообщение по теме «Медный бунт»

9. сообщение по теме «Степан Разин»

10. сообщение по теме «Восстание 1670-1671 гг.»

11. сообщение по теме «Богдан Хмельницкий и присоединение Украины к России»

12. сообщение по теме « Василий Васильевич Голицын»

13. сообщение по теме «Землепроходец Василий Поярков»

14. сообщение по теме «Экспедиция Федота Потапова и Семёна Дежнева»

15. сообщение по теме «Ерофей Хабаров»

16. сообщение по теме «Живопись Симона Ушакова»

17. сообщение по теме «Пётр и Софья: противостояние двух систем?»

18. сообщение по теме «Азовские походы Петра»

19. сообщение по теме «Александр Меншиков – полудержавный властелин»

20. сообщение по теме «Дело царевича Алексея»

21. сообщение по теме «Восстание Кондратия Булавина»

22. сообщения на выбор по теме «Культура России 18 в.»

23. сообщение по теме «Великие полководцы России: П.А. Румянцев»

24. сообщение по теме «Великие полководцы России: Суворов А.В.»

25. сообщение по теме «Радищев А.Н.»

26. сообщение по теме «Е.И. Пугачёв»

27. сообщение по теме «Крестьянская война 1773-1775»

28. сообщение по теме «Великие флотоводцы России: Ф.Ф. Ушаков»

29. сообщение по теме «Последний рыцарь Европы – Павел»

30. сообщение по теме «Ломоносов М.В.»

31. сообщение по теме «Воронцова-Дашкова Е.Р. – женщина первый президент Российской академии»

32. сообщение по теме «В.Н. Татищев»

33. сообщения на выбор по теме «Культура России во втор. пол. 18 в.»


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!