СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по истории за курс 11 класса

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по истории за курс 11 класса. Программа составлена на основе концентрической системы изучения предмета.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по истории за курс 11 класса»

«Рассмотрено»

«Согласовано»

«Утверждено»

Руководитель УМНЦ

МБОУ «Лицей №145»

Заместитель руководителя по УВР
МБОУ «Лицей №145»

Руководитель
МБОУ «Лицей №145»

Е.В. Большакова

Н.В. Валиуллина

Д.Г. Идиятов




Протокол № от


Приказ № от

« » 201 г.

« » 201 г.

« » 201 г.






РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


МБОУ «Лицей №145»


Федотова А.Ю.

Учитель I квалификационной категории


по курсу «История» (11 класс)





Рассмотрено на заседании
педагогического совета
Протокол № от
« » 20 г.













2016 - 2017 учебный год

Пояснительная записка


Курс истории на ступени среднего полного образования является частью концентрической системы исторического образования. Второй концентр предполагает переход от изучения фактов к их осмыслению и сравнительно-историческому анализу; а на этой основе – к развитию исторического мышления учащихся. Особенностью исторического образования на последней ступени образования является необходимость организации предпрофильной подготовки учащихся.

Реализация программы исторического образования предполагает широкое использование межпредметных связей. Интегрированное взаимодействие курсов истории позволяет учащимся сформировать целостное представление о динамике развития и исторической обусловленности современных форм общественной жизни, критически воспринимать получаемую социальную информацию, осмысленно изучать многообразие моделей поведения, существующих в современном многокультурном, полиэтническом и поликонфессиональном сообществе.

Целью курса «История» за 11 класс является: воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений учащихся на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных, этнонациональных традиций, нравственных и социальных установок, идеологических доктрин на основе изучения новейшего истории мира в целом и России как его неотъемлемой части.

Задачи:

  • Развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности, соотносить свои взгляды и принципы с исторически возникшими мировоззренческими системами;

  • Освоение систематизированных знаний об истории человечества, формирование целостного представления о месте и роли России во всемирно-историческом процессе;

  • Овладение умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации;

  • Формирование исторического мышления – способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, сопоставлять различные версии и оценки исторических событий и личностей, определять собственное отношение к дискуссионным проблемам прошлого и современности..

В результате изучения истории в 10 классе учащиеся должны:

Знать / понимать: факты, явления, процессы, понятия, характеризующие целостность исторического процесса; особенности исторического, социологического, политологического, культурологического анализа событий, явлений, процессов прошлого, взаимосвязь и особенности истории России и мира; периодизацию отечественной и всемирной истории, современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории; особенности исторического пути России, ее роль в мировом сообществе.

Должны уметь: проводить комплексный поиск информации в источниках разного типа; критически анализировать источник исторической информации, систематизировать разнообразную историческую информацию на основе своих представлений об общих закономерностях всемирно-исторического процесса; анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема); формировать собственный алгоритм решения историко-познавательных задач; участвовать в дискуссиях по историческим проблемам, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам.

Владеть компетенциями: информационной, коммуникативной, рефлексивной, познавательной.

В результате изучения истории в 11 классе учащиеся должны:

Называть: даты Первой и Второй мировых войн, экономического кризиса, революций в Германии, распада колониальных империй и образования новых государств, основные этапы холодной войны, российских революций ХХ в., создания Государственной думы, реформ Столыпина, русско-японской, Гражданской войн, образования СССР, важнейших преобразований в 20-30-е гг., советско-финляндской и Великой Отечественной войн, ХХ съезда КПСС, реформ 60-х гг., афганской войны, преобразований второй половины 80-х-начала 90-х гг., распада СССР, образования РФ; место, обстоятельства, участников событий; крупнейших государственных и общественных деятелей ХХ в.; основные политические течения, партии, организации, их наиболее известных представителей и достижения отечественной науки и культуры ХХ в.; известных полководцев, участников военных событий.

Показывать на исторической карте: территорию современных государств, России, СССР и их изменение на протяжении ХХ в.; промышленные центры, крупнейшие стройки; места военных сражений.

Рассказывать о наиболее значительных событиях отечественной и всеобщей истории ХХ в. и их участниках.

Описывать условия и образ жизни людей разного социального положения в разные периоды отечественной и всеобщей истории ХХ в.

Составлять описание: зданий, технических сооружений, машин; предметов быта; памятников художественной культуры.

Соотносить факты и общие процессы и явления: изменения политического строя в ХХ в.; внутренней и внешней политики; модернизации, индустриализации; развития общественной мысли, художественной культуры.

Называть характерные, существенные черты: политических режимов (самодержавия, тоталитаризм, фашизм, советская власть, постсоветский строй); явлений политической жизни стран; экономического и социального развития, государственной политики в разные периоды ХХ в.; развития духовной культуры общества в разные периоды его истории; внешней политики, наиболее значительных военных событий.

Систематизировать исторический материал, составлять таблицы, схемы.

Объяснять значение основных понятий и терминов по курсу всеобщей и отечественной истории 9 класс.

Сравнивать: развитие стран Европы и Америки, Азии и Африки, России, СССР в разные периоды истории ХХ в.; темпы и характер модернизации в России и других странах; политические режимы в России и других странах.

Излагать суждения о причинах и последствиях основных событий всеобщей и отечественной истории.

Объяснять, в чем состояли результаты деятельности государственных и политических деятелей, представителей общественных движений, науки и культуры.

Излагать приведенные в учебной литературе оценки: поворотных, ключевых событий отечественной истории ХХ в.; известных исторических личностей.

Высказывать и аргументировать свою оценку событий и личностей.


Рабочая программа по истории за 11 класс создана на основе примерной программы основного общего образования по истории Федерального Государственного образовательного стандарта и рассчитана на 70 часов учебного времени. Основное содержание базового уровня исторического образования состоит из двух курсов истории – «Истории России» и «Всеобщей истории». Предполагается интегрированное изучение, путем включения некоторых тем из состава обоих курсов. Изучение каждого из этих курсов основывается на проблемно-хронологическом подходе с приоритетом учебного материала, связанного с воспитательными и развивающими задачами. Кроме того, за счет резерва учебного времени в рабочую программу входят темы, отражающие национально-региональный компонент. Эта содержательная линия предусмотрена государственным стандартом общего образования и ориентирована на обязательное изучение. Темы по курсу «Истории татарского народа Татарстана» интегрированы в курс «Истории России».


Примерная программа устанавливает следующую систему распределения учебного материала и времени для 11 класса:

Объем учебного времени – 70 часов (2 часа в неделю),

Всеобщая история (с древнейших времен до конца XIX в.) – не менее 24 часов,

История России (с древнейших времен до конца XIX в.) – не менее 36 часов,

Резерв учебного времени – 10 часов.

В данной рабочей программе предусматривается распределение учебного времени: в соответствии с учебным планом образовательного учреждения:

Объем учебного времени – 68 часов (2 часа в неделю),

Всеобщая история – 24 часов,

История России - 39 часов,

История Татарстана (интегрирован в курс «История России») – 8 часов,

Контрольно-повторительных уроков – 2 часа.

Количество часов учебного времени изменено за счет включения в рабочую программу тем и контрольно-повторительных уроков, не предусмотренных в программе.

Педагогические технологии и средства обучения, применяемые на уроках истории:

  • Личностно-ориентированные технологии;

  • Технологии развивающего обучения;

  • Проблемное обучение и другие.

Широко используются электронные средства обучения

Учебно-тематическое планирование по истории

Классы 11

Учитель Федотова А.Ю.

Количество часов:

Всего 68 часов, в неделю 2 часа.

Плановых контрольных уроков – 2 ч.


Планирование составлено на основе:

  • Сборник нормативных документов. История /сост. Э.Д. Днепров, А.Г.Аркадьев. – М.: Дрофа, 2007.

  • Фокеева И.М. Национально-региональный компонент исторического образования. – Казань, 2003.


Учебник:

  • Загладин Н.В. Всеобщая история. Конец XIX – начало XXIв.: учебник для 11 класса общеобразовательных учреждений. –М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2010. – 416 с.

  • Левандовский А.А. История России, XX – начало XXI. 11класс: учебник для общеобразовательных учреждений: базовый уровень. / А.А. Левандовский, Ю.А. Щетинов, С.В. Мироненко – М.: Просвещение, 2008. – 384 с.

  • Галлямова А. Г. История Татарстана и татарского народа. XX – начало XXI в. : Учебное пособие для 11 класса общеобразовательных учреждений / А.Г. Галлямова, А.А. Иванов, В.И. Пискарев, Б.Ф. Султанбеков. – Казань: Хэтер, 2009. – 255 с.


Методическая литература учителя:

  • Волобуев О.В. Россия в 90-е годя XX – начале XXI века: Доп. Материалы к учебнику практикуму для 11 кл. общеобразоват. Учреждений. – М.: Мнемозина, 2002. – 63 с.

  • История России, 1900 – 1945 гг. Книга для учителя.11 класс. – М.: Просвещение, 2009. – 447 с.

  • Филиппов А.В. Новейшая история России, 1945 – 2006 гг. Книга для учителя. 11 класс. – М.: Просвещение, 2007. – 494 с.

  • Морозов А.Ю. Картографический практикум по истории России с древнейших времен до конца XVIII века: 9-11 классы. – М.: ООО «Русское слово - учебник», 2013. – 88 с.

  • Пазин Р.В. История. Подготовка к ЕГЭ. 10-11 классы. 120 исторических личностей: материалы биографий. Задание С6: историческое сочинение. – Ростов н/Д: Легион, 2013. – 248 с.

  • Крамаров Н.И. История 10 – 11 классы. Тематические тесты для подготовки к ЕГЭ. Задания базового уровня сложности: учебно-методическое пособие. - Ростов н/Д: Легион, 2012. – 208 с.


Электронные ресурсы:

http://www.worldwar1.com – Интернет-история Первой мировой войны

http://ww2.kulichki.ru/ - Вторая мировая война

http://www.hartford-hwp.com/archives/60/index.html - новейшая история стран Западной Европы

http://www.whiteforce.newmail.ru – Белая гвардия

http://www.obd-memorial.ru/ - Мемориал

http://www.praviteli.org/main/about.php - правители России и СССР

http://www.cccp.narod.ru/ - ссср

http://stalinism.ru/ - Сталин: жизнь и деятельность
























Учебно-тематическое планирование


Тема
урока

Кол
час

Тип
урока

Харак-ка
деятельности
учащихся
или виды учебной деятельности

Виды контроля,
измерители

Планируемые
результаты
освоения
материала

Д/з

Дата
проведения

План

Факт

1

Основные направления научно-технического прогресса: от технической революции конца XIX в. к научно-технической революции XX в.

1

Вводная лекция

Составление конспекта, участие в беседе

беседа

Давать определение понятиям научно-технического прогресса и научно-технической революции. Знать основные этапы научно-технических революций и их содержание.

§1 ?3,5,6

§2 ?1,3,4

ВИ



2

Эволюция собственности, трудовых отношений и предпринимательства во второй половине XIX – середине XX в. Изменение социальной структуры индустриального общества.

1

комбинированный

Работа с учебником

Опрос д/з

Понимать причину и специфику социально-экономических изменений индустриального общества на рубеже XIX – XX вв. Знать сущность взаимоотношений между «трудом и капиталом».

§8 ?1-6

ВИ



3

Модели ускоренной модернизации в XX в.: дискуссии о «догоняющем развитии» и «особом пути». Маргинализация общества в условиях ускоренной модернизации.

1

комбинированный

Работа с учебником:§3 ?3 пис.

Опрос д/з

Раскрывать сущность процесса модернизации, характеризовать проявления модернизации в различных сферах европейского общества. Классифицировать страны по эшелонам капиталистического развития.

§3 ?1-5

§4 ?1-4

ВИ



4

Российский монополистический капитализм и его особенности. Аграрная реформа П.А. Столыпина. Обострение экономических и социальных противоречий в условиях форсированной индустриализации. Сохранение остатков крепостничества. Роль общины в жизни крестьянства.

1

комбинированный

Работа с учебником:§1 ?1 пис.

§7 ?5

Опрос д/з

Характеризовать особенности российского варианта модернизации. Понимать сущность российского монополистического капитализма. Знать основные формы монополий, сложившихся в России. Излагать содержание, итоги и последствия реформ П.А. Столыпина. Давать оценочные суждения о результатах аграрной реформы.

ИР §1 ?2-4
§7 с.48-51

?2-3




5

Идейные течения, политические партии и общественные движения в России на рубеже XIX – XX вв. Татарское национальное движение

1

комбинированный

Работа с учебником и документами, §3, ? 5

Опрос д/з

На основе анализа документов составлять сравнительную таблицу по программам политических партий. Знать особенности татарского национального движения (джадидизм)

ИР §3 ?1пис.,3,4 (у)

§3 ИТ



6

Революция 1905-1907 гг. и ее итоги. Становление российского парламентаризма. Казанская Губерния в революционных событиях 1905-1907 гг.

1

комбинированный

Работа с документом: §4 ?1 устно, 3 пис.

§5, ?1 пис.

Опрос д/з

Называть причины, итоги и последствия для российского общества революции 1905 – 1907 гг. излагать события в хронологическом порядке. На основе документа давать оценку Манифесту 17 октября 1905 г.

ИР §4 ?2,4

§5 ?3 пис, 4,5; §6 чит.

§2 ? ИТ



7

«Восточный вопрос» во внешней политике Российской империи. Россия в системе военно-политических союзов на рубеже XIX – XX вв. Русско-японская война 1904 – 1905 гг.

1

комбинированный

Работа с учебником и картой

Опрос д/з

Определять основные направления и задачи внешней политики России в начале XX в. Понимать место «восточного вопроса» во внешнеполитическом курсе. называть основные сражения русско-японской войны в хронологическом порядке.

§2 ?7,8
с.167-168 ИР



8

Россия в Первой мировой войне 1914 – 1918 гг. Влияние войны на российское общество. Общественно-политический кризис накануне 1917 г.

1

комбинированный

Работа с картой. §8 ?3

Опрос д/з

Давать определение понятиям Антанта и Тройственный союз. излагать в хронологическом порядке основные события Первой Мировой войны. Объяснять влияние неудач на фронте на внутриполитическую обстановку.

§8 ?1,2,4-6
ИР
§7 ?1,2,6



9

Духовная жизнь российского общества на рубеже XIX – XX вв. Развитие системы образования. Научные достижения российских ученых. Идейные искания российской интеллигенции в начале XX в. Русская религиозная философия.

1

Урок исследование

Работа с учебником, §9 ?3

Опрос д/з

Называть основные достижения российской науки и ее вклад в развитие мирового научного знания. Понимать природу кризиса и идейных исканий в среде российской интеллигенции.

§9 ИР

?1,2

подготовить презентации



10

Возрождение национальных традиций в искусстве конца XIX в. «Золотой век» татарской культуры. Новаторские тенденции в развитии художественной культуры. Отражение духовного кризиса в художественной культуре декаданса.


Урок - экскурсия

Работа в группах. Подготовка презентаций.

Опрос д/з

Определять взаимосвязь процессов развития российского общества в различных сферах его жизни и идейные искания мастеров художественной культуры. Объяснять причины национального подъема татарской культуры. Знать выдающихся деятелей и их работы.

§4 ИТ

§9 ИР ?4,5



11

Революция 1917 г. Падение самодержавия. Временное правительство и Советы. Кризис власти. Провозглашение России республикой. «Революционное оборончество» - сторонники и противники.

1

комбинированный

Работа с учебником: §10 ?4 пис.

тест

Называть предпосылки, причины и ход Февральской революции. Разъяснять сущность понятий двоевластие, Временное правительство, Петроградский Совет. Сравнивать апрельский, июньский, июльский кризисы власти.

§10
?1-3 ИР



12

Маргинализация общества. Разложение армии, углубление экономических трудностей, положение на национальных окраинах. Причины слабости демократических сил России.

1

комбинированный

Работа в группах. §11 ?1

Опрос д/з

Называть причины корниловского мятежа. Определять роль армии в событиях февраля-октября 1917 г. Знать развитие политической ситуации на национальных окраинах.

§11 ?2-4
ИР



13

Политическая тактика большевиков, их приход к власти. Утверждение Советской власти. Характер событий октября 1917 г. в оценке современников и историков. Первые декреты Советской власти. Созыв и роспуск Учредительного собрания. Брестский мир. Создание РСФСР. Конституция 1918 г. Формирование однопартийной системы в России.

1

комбинированный

Работа с терминами и учебником

§12 ?4

§13 ?2 пис.

Опрос д/з

На основе анализа документов определять позицию партии большевиков по отношению ко Временному правительству. Выявлять причины взятия власти большевиками в октябре 1917 г. Излагать содержание первых декретов советской власти. Давать оценку Конституции РСФСР 1918 г. Высказывать оценочные суждения о влиянии событий октября 1917 г. на будущее России.

§12 ?1-3
§13 ?1,4,6

?5 пис.

ИР



14

Гражданская война и иностранная интервенция: причины, этапы, участники. Цели идеология противоборствующих сторон. «Белый» и «красный» террор. Причины поражения белого движения.

1

комбинированный

Работа с картой. Работа с учебником . §14 ?2

Опрос д/з

Давать определение понятиям Гражданская война, интервенция, красный и белый террор. Знать программы белого движения и интервентов. Характеризовать этапы Гражданской войны и причины поражения белых.

§14 ?1,3-6

ИР



15

Политика «военного коммунизма». Экономическое и политическое положение Советской России в годы Гражданской войны. Переход к новой экономической политике.

1

Урок-семинар

Работа с учебником и документом

§15 ?3,5

Опрос д/з

Знать определения понятий военный коммунизм, красногвардейская атака на капитал, продразверстка. Разъяснять причины перехода к политике военного коммунизма. Высказывать оценочные суждения о причинах победы партии большевиков в Гражданской войне.

§15 ?2 пис.

ИР



16

Образование СССР. Полемика о принципах национально-государственного строительства. Партийные дискуссии о путях и методах построения социализма в СССР. Концепция построения социализма в отдельно взятой стране.

1

комбинированный

Работа с терминами и документом. §17 ?3

§18 ?5

Опрос д/з

Называть предпосылки и причины образования СССР. Характеризовать варианты создания единого государства, определять их принципиальное различие. Выявлять направления дискуссий по концепции построения социализма в отдельно взятой стране.

§17 ?1,2,4

§18 ?2,3пис.

ИР




17

Успехи, противоречия и кризисы нэпа. Причины свертывания нэпа. Выбор стратегии форсированного социально-экономического развития.

1

комбинированный

Работа с учебником

§16 ?2 пис.

Опрос д/з

Давать определения понятиям НЭП, продналог, концессия. Сравнивать политику НЭП и военного коммунизма, оформив в таблицу. Характеризовать кризисы НЭП.

§16

?1,3,4

ИР



18

Казанская губерния в годы революций и Гражданской войны. Образование ТАССР.


1

Урок - практическая работа

Работа с индивидуальными заданиями по вариантам

практическая работа

Знать место и роль Казанской губернии в годы Гражданской войны. Характеризовать основные этапы и особенности национально-государственного строительства в ТАССР.

§5-9 ИТ



19

Индустриализация, ее истоки и результаты. Коллективизация, ее социальные и экономические последствия. Противоречия социалистической модернизации. Централизованная (командная) система управления. мобилизационный характер советской экономики. ТАССР в условиях модернизации.

1

комбинированный

Работа с учебником: §20 ?2 закончить.

Опрос д/з

Давать определение понятиям : индустриализация, коллективизация, социалистическое соревнование, пятилетки, раскулачивание, колхоз. Понимать взаимосвязь между индустриализации и коллективизации. Давать оценочные суждение о социально-экономических последствиях модернизации в СССР.

§10-11 ИТ

§20 ?4-8 ИР



20

Конституция 1936 г. Власть партийно-государственного аппарата. Номенклатура. Культ личности И.В. Сталина. Массовые репрессии.

1

комбинированный

Работа с учебником: §21 ?2 §22 ?3

Опрос д/з

Давать определение понятиям культ личности, репрессии. На основе документа характеризовать Конституцию 1936 г. излагать факты внутрипартийной борьбы, определять цель репрессий 1920-1930-х гг.

§21 ?3-4

§22 ?4-6 ИР



21

Кризис классических идеологий на рубеже XIX – XX вв. и поиск новых моделей общественного развития. Социальный либерализм, социал-демократия, христианская демократия. Формирование социального правового государства. Изменение принципов конституционного строительства.

1


комбинированный

Работа с таблицей, §9 ?2 ВИ

Опрос д/з

Излагать суть общественно-политических течений: марксизма, ревизионизма, социал-демократии, либерализма, христианской демократии. На основе анализа документов выявлять различия между реформистским и радикальным направлениями в рабочем движении.

§9 ?5

§10 ?1,5,6

ВИ



22

Монополистический капитализм и противоречия его развития. Переход к смешанной экономике в середине XX в. «Государство благосостояния». Политическая идеология тоталитарного типа.

1

комбинированный

Работа с учебником: §10 ?6 пис.

Опрос д/з

Давать определение понятиям: мировой экономический кризис, кейнсианство, политика «нового курса», «государство благосостояния». Высказывать оценочные суждения о вариантах перехода к смешанной экономике в Европе.

§10, С.95-98, ?4 ВИ



23

Фашизм. Национал-социализм. Особенности государственно-корпоративных (фашистских) и партократических тоталитарных режимов, их политики в области государственно-правового строительства, социальных и экономических отношений, культуры.

1

Урок-дискуссия

Работа с документами

Опрос д/з

Понимать сущность понятий тоталитаризм, фашизм и их черты. Разъяснять причины подъема фашистского движения в Италии и Германии в 1920-1930-е гг. знать особенности государственно-корпоративных (фашистских) и партократических тоталитарных режимов.

§§11-12
ВИ ?1-8



24

Идеологические основы советского общества и культура в 1920 – 1930-х гг. утверждение метода социалистического реализма в искусстве. Задачи и итоги «культурной революции». Создание советской системы образования наука в СССР в 1920 – 1930-е гг. Русское зарубежье. Раскол в РПЦ.

1

комбинированный

Работа с учебником

Опрос д/з

Определять взаимосвязь процессов развития российского общества в различных сферах его жизни и идейные искания мастеров художественной культуры. Называть задачи и итоги «культурной революции». Выявлять роль белой эмиграции в развитии русской культуры в мире. Понимать причины, сущность и последствия раскола в РПЦ.

§21 ИР

?5



25

Внешнеполитическая стратегия СССР в период между мировыми войнами. Дипломатическое признание СССР. Рост военной угрозы в начале 1930-х гг. и проблемы коллективной безопасности. Мюнхенский договор и его последствия. Военные столкновения СССР с Японией у озера Хасан, в районе реки Халхин-гол. Советско-германские отношения в 1939 – 1940 гг. политика СССР на начальном этапе Второй мировой войны. расширение территории Советского Союза.

1

комбинированный

Работа с картой и учебником: §24 ?5 пис.

Опрос д/з

Определять цели советской внешней политики в 1920-е гг. излагать в хронологическом порядке этапы дипломатического признания СССР. Разъяснять суть системы коллективной безопасности в Европе, объяснять необходимость ее создания. Характеризовать положение СССР на мировой арене перед и на начальном этапе Второй мировой войны. Давать оценочные суждения по вопросу подписания СССР и Германией пакта о ненападении и секретных протоколов к нему.

§19 ?1-4

§23 ?2,4,6

§24 ?2ИР



26

Нападение Германии на СССР. Великая Отечественная война: основные этапы военных действий. Причины неудач на начальном этапе войны. Оккупационный режим на советской территории. Смоленское сражение. Блокада Ленинграда. Военно-стратегическое и международное значение победы Красной Армии под Москвой.

1

комбинированный

Работа с документом и учебником: §25 ?2 пис.

Опрос д/з

Давать определение понятиям блицкриг, мобилизация, оккупационный режим. Раскрывать причины неудач советской армии на начальном этапе. Знать периодизацию ВОВ и ее место во Второй мировой войне.

Уяснять справедливый, освободительный характер войны со стороны СССР. Вести дискуссии о готовности СССР к войне.

§25 ?3

ИР

§15-16 ВИ



27

Разгром войск агрессоров под Сталинградом и на Орловско-Курской дуге: коренной перелом в ходе войны. Освобождение территории СССР и военные операции Красной Армии в Европе. Капитуляция нацистской Германии. Участие СССР в войне с Японией. Развитие советского военного искусства.

1

комбинированный

Работа с картой

Опрос д/з

Называть основные сражения советской армии на фронтах осень 1942 – 1945 гг. Излагать ход Сталинградской и Курской битв по исторической карте.

Высказывать оценочные суждения по вопросу открытия Второго фронта в Европе. Характеризовать государственную политику СССР на освобожденных территориях.

§25 ?1

ИР



28

Мобилизация страны. Народное ополчение. Партизанское движение и его вклад в Победу. Перевод экономики СССР на военные рельсы. Эвакуация населения и производственных мощностей на восток страны. Идеология и культура в военные годы. Русская православная церковь в годы войны. Героизм народа на фронте и в тылу.



1

Урок - семинар

Работа в группах. Подготовка докладов, сообщений, презентаций

Опрос д/з

Знать основные центры эвакуации промышленности и населения. Понимать вклад тыла в победу СССР в Великой Отечественной войне. Уметь называть основные операции партизан их роль в победах РККА.

Называть основные достижения науки и культуры в году ВОВ и Второй мировой войны.

§26 ?1,2

§27 ?1-6 ИР




29

СССР в антигитлеровской коалиции. Конференции союзников в Тегеране, Ялте и Потсдаме и их решения. Ленд-лиз и его значения. Итоги Великой Отечественной войны. Цена Победы. Роль СССР во Второй Мировой войне и решении вопросов послевоенного устройства мира.

1

комбинированный

Работа в группах. §28 ?3,5

Опрос д/з

Характеризовать взаимоотношения стран антигитлеровской коалиции. Разъяснять различные точки зрения на вклад стран антигитлеровской коалиции в победу над фашизмом. Аргументировано отвечать на вопрос «Какова цена победы?». Называть главные итоги войны.

§28 ?1,2,4ИР

§17 ВИ



30

ТАССР в годы Великой Отечественной войны

1

Урок - практическая работа

Работа с индивидуальными заданиями по вариантам

практическая работа

Понимать военный и экономический вклад ТАССР в победу СССР над врагом в годы ВОВ.

ИТ, § 14-16



31

Основные этапы развития международных отношений в последней трети XIX – середине XX в. Мировые войны в истории человечества: экономические, политические, социально-психологические и демографические причины и последствия.

1

комбинированный

Работа с картой и учебником

тестирование

Давать определение понятиям территориальный раздел мира, империалистическая война, пацифизм, Версальско-Вашингтонская система, Лига Наций, ООН. Давать оценку экономическим, политическим, социально-психологическим и демографическим и последствиям мировых войн в истории человечества.

§13 ?2-5

§14 ?1-5 ВИ




32

Духовная культура в период Новейшего времени. Формирование неклассической научной картины мира. Нарастание технократизма и иррационализма в массовом сознании.

1

Урок - семинар

Работа в группах. Подготовка докладов, сообщений, презентаций

Опрос д/з

Выявлять важнейшие изменения в научной картине мира, определять какие проблемы отразились в развитии философской и социальной мысли.

§18 с.66-71 ?5-9 ВИ



33

Модернизм – изменение мировоззренческих и эстетических основ художественного творчества. Реализм в художественном творчестве XX в. Феномен контркультуры.

1

Урок - семинар

Работа в группах. Подготовка докладов, сообщений, презентаций

Опрос д/з

Называть основные достижения мировой культуры в п.п. XX в. Знать основные направления в художественной культуре и их представителей. Давать определение понятиям модернизм, реализм, контркультура.

ВИ §19-20 с.61-66

?1-4



34

Повторение и контроль знаний по курсу «Россия и мир в первой половине XX века»


1

контрольно -обобщающий

Работа с тестами

Прочитать §§30-31 ИР



35

Социально-экономическое положение СССР после войны. Мобилизационные методы восстановления хозяйства. Идеологические кампании конца 1940-х гг. «Холодная война» и ее влияние на экономику и внешнюю политику страны. Создание ракетно-ядерного оружия в СССР.

1

лекция

Работа с учебником и документами

Опрос д/з

Характеризовать политический режим советского общества после войны. Давать определение понятиям холодная война, гонка вооружения, милитаризация экономики, конверсия. Понимать внешнеполитические причины свертывания перехода экономики на мирные рельса.

§30 ?2,4

§31?2-4 ИР



36

Борьба за власть в высшем руководстве СССР после смерти И.В. Сталина. XX Съезд КПСС и осуждение культа личности. Концепция построения коммунизма. экономические реформы 1950-х – начала 1960-х гг., реорганизация органов власти и управления.

1

комбинированный

Работа с учебником

§32 ?1

Опрос д/з

Давать определение понятиям культ личности, десталинизация, оттепель. Знать условия и этапы прихода к власти Н.С. Хрущева после смерти И.В. Сталина.

Разъяснять значение XX съезда КПСС. Излагать суть и неоднозначный характер преобразований Н.С. Хрущева.

§32 ИР

?2-3.

§33 ?1-4



37

Биполярный характер послевоенной системы международных отношений. Формирование мировой социалистической системы. СССР в глобальных и региональных конфликтах в 1950 – х – начале 1960-х гг. Карибский кризис и его значение.

1

комбинированный

Работа с учебником: §29, ?2 пис.

§34 ?3

Опрос д/з

Называть основные направления советской внешней политики в первые послевоенные десятилетия. Определять причины «холодной войны», характеризовать деятельность военно-политических блоков.

§29 ?1,3-5

§34 ?1,2,4

ИР



38

Духовная жизнь в послевоенные годы. Ужесточение партийного контроля над сферой культуры. Демократизация общественной жизни в период «оттепели». научно-техническое развитие СССР, достижения в освоении космоса.

1

комбинированный

Работа с учебником: §14-15 ?4

Опрос д/з

Характеризовать основные направления духовной жизни советского общества в 1940-1960-е гг. сравнить методы контроля за духовной жизнью, осуществлявшиеся в периоды деятельности И.В. Сталина и Н.С. Хрущева.

§31 с. 240-246

§32 ?253-260 ?7 пис. ИР



39

Демократизация общественно-политической жизни. Протестные формы общественных движений. Молодежные, антивоенные, экологические, феминистские движения. Проблема политического терроризма.

1

комбинированный

Работа с учебником

Опрос д/з

Влияние Второй мировой войны на общественную жизнь в странах Европы и Америки в 1940-1960-е гг. Знать основные идеи и формы молодежных, антивоенных, экологических, феминистских движений в мире.

§33 С.290-293 ?6

ВИ



40

Складывание международной правовой системы. Лига Наций и ООН. Развертывание интеграционных процессов в Европе. Биполярная модель международных отношений в период «холодной войны».

1

комбинированный

Работа с картой, учебником

§28 ?3 пис.

Опрос д/з

Называть с какой целью и при каких обстоятельствах создавались Лига наций и ООН, определять их принципиальные отличия. Давать определение понятиям: холодная война, гонка вооружений, биполярный мир. Излагать основные события «холодной войны».

§27 ?2-6

§17 с.167-169 ?6

§28 ?2,4 ВИ



41

Национально-освободительные движения и региональные особенности процесса модернизации в странах Азии и Африки.

1

комбинированный

Работа с картой

Опрос д/з

Называть ключевые события истории стран Азии и Африки. разъяснять сущность проблем модернизации в этих странах. Давать оценочные суждения по проблеме выбора путей и моделей развития.

§5-6

§38 ?3,4,6 ВИ



42

Формирование и развитие мировой системы социализма. Тоталитарные и авторитарные черты «реального социализма». Попытки демократизации социалистического строя.

1

комбинированный

Работа с учебником и документами

Опрос д/з

Называть основные черты политического и социально-экономического развития стран Восточной Европы. Выявлять причины и условия попыток демократизации социалистического строя.

§35 ?1,2

§36 ?1,4,6

ВИ



43

«Общество потребления» и причины его кризиса в конце 1960-х гг. Предпосылки системного (экономического, социально-психологического, идеологического) кризиса индустриального общества на рубеже 1960 – 1970-х гг. Эволюция коммунистического движения на Западе. «Новые левые».

1

Урок - семинар

Работа в группах.

Опрос д/з

Давать определение понятиям: экономический кризис, НТР, общество всеобщего благоденствия. Разъяснять взаимосвязь экономических кризисов и модели социально-экономического и политического развития стран Европы и Америки.

§31 ?1-5 ВИ



44

Дискуссия о постиндустриальной стадии общественного развития. Информационная революция конца XX в. Становление информационного общества. Собственность, труд и творчество в информационном обществе.


1

Урок-дискуссия

Работа в группах.

Опрос д/з

Давать определение понятию постиндустриальное общество / информационное общество. Высказывать оценочные суждения о перспективах развития и возможностях информационного общества.

§22 ?1-6 ВИ



45

Глобализация общественного развития на рубеже XX – XXI вв. Интернационализация экономики. Формирование единого информационного пространства.

1

комбинированный

Работа с учебником

Опрос д/з

Выявлять и анализировать новые явления в политической и социально-экономической жизни стран Европы и Америки. Определять роль ТНК в интернационализации экономики.

§23

?1-5 ВИ



46

Экономические реформы середины 1960-х гг. Замедление темпов научно-технического прогресса. Дефицит товаров народного потребления, развитие «теневой экономики» и коррупции. «Застой» как проявление кризиса советской модели развития.

1

комбинированный

Работа с учебником: §35 ?2

тест

Раскрывать основные направления реформы 1965 г. и объяснять причины краткосрочного эффекта. Анализировать и сравнивать политику в области управления экономикой Н.С. Хрущева и Л.И. Брежнева. Понимать сущность понятия «застой».

§35 ?3

§20?3-5

ИР



47

Концепция развитого социализма. Конституция 1977 г. Диссидентское и правозащитное движения. Попытки преодоления кризисных тенденций в советском обществе в начале 1980-х гг.

1

комбинированный

Работа с документом: §36 ?1пис.

Опрос д/з

На основе документа анализировать основные положения Конституции 1977 г. Понимать сущность концепции развитого социализма. Знать главных представителей диссидентского и правозащитное движения.

§36 ?2, 5 пис. ИР



48

СССР в глобальных и региональных конфликтах середины 1960-х – начала 1980-х гг. Советский Союз и политические кризисы в странах Восточной Европы. «Доктрина Брежнева». Достижение военно-стратегического паритета СССР и США. Хельсинский процесс. Политика разрядки и причины ее срыва. Афганская война и ее последствия.

1

комбинированный

Работа с картой

Опрос д/з

Характеризовать основные направления внешней политики. Проанализировать влияние событий 1968 г. в Чехословакии на политику советского руководства. Определить причины перехода к политике разрядки, высказывать обстоятельства ее свертывания. Анализировать взаимоотношения между СССР и США в период разрядки. Понимать влияние Афганской войны на будущее развитие СССР.

§39 с.311-316 ?2

ИР




49

Советская культура середины 1960-х – начала 1980-х гг. Новые течения в художественном творчестве. Роль советской науки в развертывании научно-технической революции.


1

комбинированный

Работа с учебником

Опрос д/з

Знать основных представителей советской культуры середины 1960-х – начала 1980-х гг. Понимать вклад советских ученых в развитие науки и техники. Называть этапы освоения космоса.

§36 ИР с.287-292 ?3,4

§21-22 ИТ



50

ТАССР в середине 1950 - середине 1980-х гг.

1

Урок - практическая работа

Работа в группах по индивидуальным заданиям.

практическая работа

Характеризовать политическое, социально-экономическое и культурное развитие ТАССР.

ИТ §19-22.



51

Попытки модернизации советской экономики и политической системы во второй половине 1980-х гг. Стратегия «ускорения» социально экономического развития и ее противоречия. Введение принципа самоокупаемости и хозрасчета, начало развития предпринимательства. Кризис потребления и подъем забастовочного движения в 1989 г.

1

комбинированный

Работа с учебником: §37 ?2 пис

тест

Выявлять исторические предпосылки, необходимость и неизбежность реформ. Знать сущность понятий «перестройка», «стратегия ускорения». Характеризовать изменения в сфере экономики, объяснять причины кризисных явлений. Высказывать оценочные суждения относительно целей и результатов социально-экономических реформ.

§37 с.293-298 ?1-5 ИР



52

Политика «гласности». Отмена цензуры и развитие плюрализма в СМИ. Демократизация общественной жизни. Формирование многопартийности. Кризис коммунистической идеологии. Утрата руководящей роли КПСС в жизни советского общества.

1

комбинированный

Работа в группах: §37 ?2

Опрос д/з

Давать определение понятиям кадровая революция, многопартийность, плюрализм, либерализм, гласность, демократизация. понимать причины утраты руководящей роли КПСС в жизни советского общества. Знать основные изменения в политической сфере.

§37 С.298-306 ИР
?1,3



53

Причины роста напряженности в межэтнических отношениях. Подъем национальных движений в союзных республиках и политика руководства СССР. Декларации о суверенитете союзных республик. Августовские события 1991 г. Причины распада СССР.

1

комбинированный

Работа с учебником

Опрос д/з

Раскрывать причины, приведшие к обострению межнациональных отношений в Советском государстве. Участвовать в дискуссии о причинах кризиса советской системы и распада СССР. Излагать и аргументировать суждения о сущности событий 1985 – 1991 гг. (Беловежские соглашения)

§38 ?1-3 ИР



54

«Новое политическое мышление» и основанная на нем внешнеполитическая стратегия. Советско-американский диалог во второй половине 1980-х гг. Распад мировой социалистической системы.


1

комбинированный

Работа с документом и картой: §39 ?3 пис.

Опрос д/з

Характеризовать направления и ключевые события внешней политики СССР в годы перестройки. Высказывать оценочные суждение по поводу результатов политики нового мышления для СССР, Восточной Европы и мира.

§39 С. 316-320 ?4

ИР




55

Становление новой российской государственности. Политический кризис сентября – октября 1993 г. Принятие Конституции Российской Федерации 1993 г. Общественно – политическое развитие России во второй половине 1990-х гг. Складывание новых политических партий и движений. Межнациональные и межконфессиональные отношения в современной России. Чеченский конфликт и его влияние на российское общество.

1

комбинированный

Работа с учебником

Опрос д/з

Характеризовать события, ознаменовавшие становление новой российской государственности. Составлять биографическую справку о Б.Н. Ельцине. Систематизировать информацию о национальных отношениях в 1990-гг. (задачи национальной политики, причины противоречий между Центром и регионами, межнациональные конфликты). Знать в хронологической последовательности события Чеченских конфликтов. Понимать влияние конфликтов на российское общество.

§40 С.327-332 ?2,4

§38 ?3-5

ИР

§42 С.343-344



56

Переход к рыночной экономике: реформы и их последствия. «Шоковая терапия». Структурная перестройка экономики, изменение отношений собственности. Дискуссии о результатах социально-экономических и политических реформ 1990-х гг.

1

комбинированный

Работа с терминами

Опрос д/з

Знать понятия «шоковая терапия», приватизация, отпуск цен. Объяснять, в чем заключались трудности перехода к рыночной экономике в России. Высказывать оценочные суждения о результатах социально-экономических реформ в России в 1990-х гг.

§40 С.322-327 ?1 ИР

§41 С.333-336 ?1-3



57

Российская Федерация в 1991 – 2003 гг. Президентские выборы 2000 г. Курс на укрепление государственности, экономический подъем, социальную и экономическую стабильность, упрочение национальной безопасности достойное для России место в мировом сообществе. Изменение в расстановке социально-политических сил. Роль политических технологий в общественно-политической жизни страны. Парламентские выборы 2003 г. и президентские выборы 2004 г.

1

комбинированный

Работа со СМИ и учебником:

§42 ?2-3

Опрос д/з

Знать основные итоги развития России с древнейших времен до наших дней; значение изучения истории; опасность фальсификации прошлого России в современных условиях. Фальсификация новейшей истории России – угроза национальной безопасности страны. Давать характеристику крупнейших политических партий и деятелей современной России. Обобщать информацию из различных источников об экономическом и социальном развитии России в XXI в. Давать критические суждения о политическом развитии современной России.


§42 ?4,
§28 ?3-5

§43 ?4ИР



58

Российская культура в условиях радикальных социальных преобразований и информационной открытости общества. Поиск мировоззренческих ориентиров. Обращение к историко-культурному наследию. Возрождение религиозных традиции в духовной жизни. Особенности современного развития художественной культуры.

1

Урок - семинар

Работа в группах. Подготовка презентаций и выступлений.

Опрос д/з

Давать характеристику явлений современной российской культуры: произведений литературы, искусства, кинематографии.

Понимать причины возрождения религиозных традиций и их роль в жизни современного российского общества.

Знать главные направления современной музыкальной культуры.

§41 С.336 – 341 ?5,6 §43 ?3 ИР



59

Татарстан на рубеже XX – XXI вв.

1

Урок - практическая работа

Работа по индивидуальным заданиям.

тест

Называть ключевые события в развитии Республики Татарстан на рубеже XX – XXI вв.

ИТ §25-27



60

Интеграционные и дезинтеграционные процессы в мире после окончания «холодной войны». Европейский Союз. Кризис международно-правовой системы и проблема национального суверенитета. Локальные конфликты в современном мире.

1

комбинированный

Работа с учебником

§34 ?2 по §§34,37

Опрос д/з

Давать определение понятиям: интеграция, локальные конфликты. Уметь называть основные этапы европейской интеграции и создание ЕС. Понимать причины дезинтеграции в Европе после завершения холодной войны (на примере Югославии). Знать роль локальных конфликтов в жизни современного общества.

§34 ?3-5

§37 ?1,6 ВИ



61

Особенности современных социально-экономических процессов в странах Запада и Востока. Проблема «мирового Юга».

1

комбинированный

Работа с картой

Опрос д/з

Давать определение понятиям глобализация, глобальные проблемы современности. Понимать сущность проблемы неравномерного развития стран «мирового Севера» и «мирового Юга».

§41 ?2,3,6

§39 ?3,4

ВИ



62

«Новые индустриальные страны» (НИС) Латинской Америки и Юго-Восточной Азии: экономические реформы, авторитаризм и демократия в политической жизни.

1

комбинированный

Работа с учебником и картой

Опрос д/з

Называть ключевые события истории новых индустриальных стран Латинской Америки и Юго-Восточной Азии. Давать определение понятиям: новое экономическое чудо, перонизм.

§40 ?1,4-6

§42 ?1,4-6

ВИ



63

Система международных отношений на рубеже XX – XXI вв. Распад «биполярной» модели международных отношений и становление новой структуры миропорядка.

1

комбинированный

Работа с картой

Опрос д/з

Понимать влияние распада биполярной модели мира на общемировое развитие. Знать суть идеи формирования многополярного мира. Роль стран Юго-Восточной Азии, Латинской Америки в этом процессе.

§45 ?3,6

§46 ?1-5 ВИ



64

Участие России в формировании современной международно-правовой системы. Россия в мировых интеграционных процессах. Российская Федерация в составе Содружества Независимых Государств. Россия и вызовы глобализации. Россия и проблемы борьбы с международным терроризмом.

1

комбинированный

Работа с картой §44 ?2

Опрос д/з

Систематизировать материал об основных направлениях и событиях внешней политики России в 1990-е гг. Знать роль России в формировании и функционировании СНГ. Понимать суть позиции РФ по вопросам глобализации и международного терроризма.

§44, ?1,3,4, 5 пис. по вариантам ИР



65

Особенности развития политической идеологии и представительной демократии на рубеже XX – XXI вв. Роль политических технологий в информационном обществе. Мировоззренческие основы «неоконсервативной революции». Современная социал-демократическая и либеральная идеология. Попытки формирования идеологии «третьего пути». Антиглобализм.

1

комбинированный

Работа с учебником

Опрос д/з

Знать основные этапы развития политических идеологий во второй половине XX в. Понимать причины и последствия неоконсервативной революции. Определять сущность идеологии «третьего пути». Характеризовать движение антиглобализма, его место и роль в мировых международных процессах.

§32 ?1-5 §33 ?1,2,6

ВИ



66

Повторение и контроль знаний по курсу «Россия и мир во второй половине XX в.»

1

Повтор.—обоб. урок

Контрольная работа

Прочитать §43 с.375-377 ВИ




67

Религия и церковь в современной общественной жизни. Экуменизм. Причины возрождения религиозного фундаментализма и националистического экстремизма в начале XXI в.

1

Урок - дискуссия

Работа с терминами и СМИ.

Опрос д/з

Объяснять причины возрождения религиозного фанатизма, фундаментализма и националистического экстремизма. Понимать их взаимосвязь с политическими процессами в мире. Знать понятие экуменизм.


§43 с.375-377 ВИ

?3,4




68

Особенности духовной жизни современного общества. Изменения в научной картине мира. Мировоззренческие основы постмодернизма. Культура хай-тека. Роль элитарной и массовой культуры в информационном обществе.

1

Урок - семинар

Работа в группах. Подготовка докладов, сообщений, презентаций

Опрос д/з

Называть основные достижения мировой науки и культуры второй половины XX в. Выявлять важнейшие изменения в духовной жизни. Понимать место и роль элитарной и массовой культуры в информационном обществе.

Повторить пройденный материал
























Дополнительная литература:

Учебники, учебные пособия.

      1. Баранов П. А. Реформаторы и революционеры в истории России второй половины XIX — начала XX в. — СПб., 1992.

      2. Великая Отечественная война: Цифры и факты: Кн. для учащихся старших классов и студентов / Г. Ф. Кривошеев, В. М. Андроников и др.; Под ред. Г. Ф. Кривошеева. — М., 1995.

      3. Головатенко А. Февраль 1917 года: Материал к школьному уроку // История. — 1994. — № 11—12. — С. 1—3.

      4. Дыдко С. Н. Россия в эпоху социализма (1917—1945 гг.): Учебно-лекционный курс для учащихся общеобразоват. учреждений и студентов вузов. — М., 1997.

      5. Дыдко С. Н. Становление, развитие и распад Советской государственности (1917—1991 гг.). — М., 1996. — Вып. 2. Военная история. Век XX.

      6. Жуковский С. Т., Жуковская И. Г. История Отечества. XX век: Экспресс-курс. — М., 2001. — (Б-ка журнала «Преподавание истории и обществознания в школе»; Вып. 2).

      7. История Отечества в документах. 1917—1993. В 4 ч. Хрестоматия для учащихся старших классов средней школы / Сост. Г. В. Клокова. — М., 1994—1995.

      8. История России: Учеб. пособие для самостоятельной работы / В. И. Калинов и др.; Под ред. Л. И. Семенниковой. — М., 2000.

      9. Кацва Л. А. Великая Отечественная война: Из нового учебного пособия // История. — 1999. — № 43. — С. 1—7; № 44. — C.1—14, 16; № 45. — С. 1—13.

      10. Победа: Кн. для учащихся и студентов / В. Н. Киселев, Л. В. Поздеева и др.; Под ред. Г. Н. Севостьянова. — М., 1995.

      11. Мир. Россияне. XX век / Г. В. Орлов, С. И. Рябов, В. И. Томарев и др.; Под общ. ред. Г. В. Орлова, С. И. Рябова. — Волгоград, 1997.

      12. Новые документы по новейшей истории: Хрестоматия для учащихся 10—11 классов общеобразоват. учреждений / Ред.-сост. Г. Н. Севостьянов. — М., 1996.

      13. Хрестоматия по истории России первой половины XX в.: Спорные вопросы / Cост. И.С.Хромова. — М., 1994.
 Дополнительные материалы.

      1. Неизвестная Россия. XX век : Архивы, письма, мемуары // Моск. гор. объединение архивов. В 4 кн. — М., 1992.

      2. Богоявленский Б., Митрофанов К. Мифы на фоне новейшей истории // История. — 1996. — № 38. — С. 1—3.

      3. Геллер М. Я. Утопия у власти: История Советского Союза с 1917 года до наших дней. В 3 кн. — М., 1995.

      4. Голубев А. В. Тоталитарный режим в СССР: Теория, споры, реальность // Преподавание истории в школе. — 2001. — № 2.

      5. Данилов А. А. История России. XX век: Справочный материал. — М., 1996.

      6. Ершова Е. Б. Революция, реформы и российская творческая интеллигенция в первой половине XX века // Вопросы истории. — 2001. — № 6. — С. 103—105.

      7. Поцелуев В. А. Исторические корни политики большевиков. — М., 1998.

      8. Российское государство и общество: XX век. — М., 1999.

      9. Россия в XX веке = Russia — century / Отв. ред. И. Д. Ковальченко и др. — М., 1994.

      10. Сенявская Е. Войны XX столетия: Идеология, психология, социальные факторы // История. — 1999. — № 31.

      11. Численность населения России с 1897 года: Одиннадцать войн России — потери личного состава Вооруженных сил: Статистика // Преподавание истории в школе. — 2001. — № 2. — С. 50—53.
 Экономическая история России. XX век.

      1. Население Советского Союза. 1922—1991 / Е. М. Андреев, Л. Е. Дарский, Т. Л. Харькова и др. — М., 1993.

      2. Дэвис Р. У., Гатрелл П. От царизма к нэпу // Вопросы истории. — 1992. — № 8—9. — С. 30—51.

      3. Реформы и контрреформы в России: Циклы модернизационного процесса. — М., 1996.

      4. Медников В. В., Маховникова Г. А. Экономика России: Путь реформ (1917—1995). — СПб., 1997.

      5. Судьбы реформ и реформаторов в России. В 2 ч. — М., 1996.

      6. Экономическая история России в XX веке / Г. А. Кавтарадзе, И. М. Бобович, А. А. Семенов и др. — СПб., 1998.
 Политическая история России.

      1. Авторханов А. Империя Кремля. — Минск, 1991.

      2. Авторханов А. Технология власти. — М., 1991.

      3. Данилов А. А. Из истории партий и общественно-политических движений России и СССР: Многопартийность в России: распад и возрождение (1917—1992). — М., 1992.

      4. Курскова Г. Ю. Тоталитарная система в СССР: Истоки и пути преодоления. — М., 2000.

      5. Мунчаев Ш. М., Устинов В. М. Политическая история России: От становления самодержавия до падения Советской власти. — М., 1999.

      6. Павлова И. В. Сталинизм: Становление механизма власти. — Новосибирск, 1993.

      7. Политическая история: Россия — СССР — Российская Федерация. В 2 т. — М., 1996.

      8. Тоталитаризм в Европе XX века: Из истории идеологий, движений, режимов и их преодоления / Я. С. Драбкин, Н. П. Комолова, А. О. Чубарьян и др. — М., 1996.
  Внешняя политика России.

      1. Архивы раскрывают тайны: Международные вопросы: события и люди. — М., 1991.

      2. Дипломатия и война. 1914 и 1939 годы // Вопросы истории. — 1997. — № 7. — С. 3—12.

      3. Нежинский Л. Н. Пути и перепутья внешней политики России в XX столетии // Отечественная история. — 1999. — № 6. — С. 3—16.

      4. Робертс Дж. Сферы влияния и советская внешняя политика в 1913—1945 годах: Идеология, расчет и импровизация // Новая и новейшая история. — 2001. — № 5. — С. 75—91.

      5. Россия и Германия в годы войны и мира (1941—1995). — М., 1995.

      6. Советская внешняя политика в ретроспективе, 1917—1991: Сборник статей / Под ред. А. О. Чубарьяна и др. — М., 1993.

      7. Россия (СССР) в локальных войнах и военных конфликтах второй половины XX века / Под ред. В. А. Золотарева. — М., 2000.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!