СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по кружку Декоративно- прикладное искусство"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа внеурочной деятельности по "декоративно- прикладному творчеству" для обучающихся 9-15 лет

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по кружку Декоративно- прикладное искусство"»

Долгополова Надежда Сергеевна- вожатая МБОУ Михайловской СОШ


Муниципальное Бюджетное образовательное учреждение Михайловская средняя общеобразовательная школа.


Программа дополнительного образования по декоративно- прикладному творчеству.

Возраст обучающихся : 9-15 лет.

Срок реализации: 1 год.


Пояснительная записка

Рабочая программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению «Декоративно-прикладное творчество»    разработана  на основе примерных  программ внеурочной деятельности. Начальное и основное образование/ [В.А. Горский, А.А.Тимофеев, Д.В. Смирнов и др.]; под. ред. В.А. Горского. – М.: Просвещение, 2008. – 111с. – (Стандарты второго поколения), примерной программы художественно-эстетического направления «Декоративно-прикладное искусство» Автор О.А.Кожина.

Направленность программы. Программа дополнительного образования

 « Декоративно-прикладное творчество» по содержанию является художественно-эстетической, по функциональному назначению - прикладной; по форме организации  -  кружковой; по времени организации 1 год.

Новизна программы состоит в том, что содержание ее направлено на духовно-нравственное развитие личности ребенка, каждое занятие включает элемент основ православной культуры, христианской этики, программа адаптирована под православное учреждение.

Инкрустация стразами, как и любой вид художественного творчества, постоянно развивается.

Стразы – материал древний и вечно юный. В отличие от живописи, вышивки, тканых изделий он не теряет чистоту и звучности цвета с течением времени.

Актуальность программы обусловлена тем, что в настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. Опасностью для общества сегодня является разрушение личности человека, у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости и патриотизме. Актуальность программы заключается в том, что в процессе обучения через творческую самореализацию личности происходит приобщение детей к общечеловеческим ценностям, ограждение от бездуховности и безверия.  Труд на занятии становиться источником духовно-нравственного становления и развития ребёнка. При правильной организации учебно-воспитательного процесса труд становиться неотъемлемой частью жизни ребёнка, его потребностью. Содержание программы направлено на творческий труд, умение трудиться рядом, вместе, трудится сообща, приносить людям радость.

Педагогическая целесообразность заключается в эффективном использовании для художественно-эстетического развития  детей простоты и доступности в изложении обучающего материала, использование педагогического принципа дидактики – от простого к сложному.

Цель программы – формирование у учащихся художественной культуры как составной части материальной и духовной культуры, развитие художественно-творческой активности, овладение образным языком декоративно - прикладного искусства. Формирование в детях духовно-культурных ценностей через овладение искусством инкрустации.

Задачи.

Обучающие:

-формирование знаний по основам композиции, цветоведения и материаловедения, освоение техники инкрустации.

- формировать образное, пространственное мышление и умение выразить свою мысль с помощью эскиза, рисунка, объемных форм;

-совершенствовать умения и формировать навыки работы нужными инструментами и приспособлениями;

Развивающие:

-пробуждать любознательность в области народного, декоративно-прикладного искусства, технической эстетики, архитектуры;

       -развивать смекалку, изобретательность и устойчивый интерес к творчеству художника,   дизайнера;

-формирование творческих способностей, духовной культуры;

-развивать умение ориентироваться в проблемных ситуациях;

Воспитательные:

-осуществлять трудовое, политехническое и эстетическое воспитание школьников;

-воспитывать в детях любовь к своей родине, к традиционному народному искусству;

добиться максимальной самостоятельности детского творчества

Формы реализации программы:

  • Фронтальная и индивидуальная беседа.

  • Проверка умений использовать приобретенные знания на практике.

  • Промежуточный контроль предусматривает участие в конкурсах и выставках декоративно-прикладного творчества разного уровня.

Принципы:

  • единство обучения и воспитания

  • сотрудничество и сотворчество педагога и воспитанников

  • общедоступность

  • преемственность

  • дифференциации и индивидуализации

  • свобода выбора

  • успешность

Методы:

  • наглядный

  • практические занятия

  • занятия исследования

  • рассказ, беседа, дискуссия

Содержание программы предусматривает полное усвоение и овладение необходимыми навыками инкрустации на высоком качественном уровне с учетом возраста детей.

Система отслеживания результатов усвоения материала:

  • наблюдение за детьми

  • тестирование уровня мотивации и ценностных ориентаций

  • организация и участие в выставках

  • проведение конкурсов

  • индивидуализация (учет продвижения личности в развитии).

Сведения о реализации программы:

Программа  рассчитана на обучающихся  9-15 лет.

Для обучающихся 9 -11 лет занятия проводятся 2 раза в неделю: первое  занятие – 1час (40 минут с обязательным перерывом  10 минут), второе  занятие – 2 часа ( 1 час 20 минут с обязательным перерывом 2 раза по 10 минут )

Для обучающихся 12-15 лет занятия проводятся 2 раза в неделю: первое  занятие – 1час (40 минут с обязательным перерывом  5 минут), второе  занятие – 2 часа ( 1 час 20 минут с обязательным перерывом 2 раза по 5 минут )

Возрастные особенности детей (9-15лет)

В этом возрасте у детей появляется стремление выделиться, обратить на себя внимание. Девочки стараются красиво выглядеть, наносят яркий макияж, любят носить украшения. Стремление выглядеть неординарно вызывает у детей желание изготовления собственных работ. Это вызывает у подруг чувство восхищения и некоторой зависти, а у самого ребенка чувство гордости и самовыражения. У детей формируется волевое поведение, целеустремленность, поэтому занятия в кружке дают детям возможность доводить дело до конца, добиваться поставленной цели.

В этом возрасте ребенок все еще склонен к фантазиям и воображениям, что позволяет развивать в детях творческие возможности, дети могут создавать свои уникальные работы.

На занятиях по инкрустации продуктивно решается проблема дифференцированного подхода к каждому ребенку.

Ожидаемые результаты:

Знать:

  • правила техники безопасности при работе со стразами

  • правила организации рабочего места

  • правила ухода за инструментами

  • секреты мастерства

Уметь:

  • качественно и профессионально выполнять работу

Досуговая деятельность:

  • посещение выставок

  • изготовление подарков к праздникам (к Новому году, к 8 Марта, к Пасхе)

Тематический план

(9-11 лет)

                                   

Название темы

Общее количество часов

Теория

Практика

1

Вводное занятие

2

2


2

Картины. Цветы.

9

3

6

3

Картины. Животные

8

1

7

4

Картины. Символика РФ

4

0,5

3,5

5

Картины. По страницам сказок

23

3,5

19,5

6

Сувениры, ёлочные украшения

31

6,5

24,5

7

Декор одежды

18

3

15

8

Итоговое занятие

2

2


9

Резерв времени

5




Итого

102

22

80

Содержание программы

1 Раздел: Вводное занятие (2 ч.)  

Цель и задачи объединения. Режим работы. План занятий. Демонстрация изделий. История развития инкрустации. Использование страз в народном костюме.

Современные направления инкрустации. Инструменты и материалы, необходимые для работы. Организация рабочего места. Правильное положение рук и туловища во время работы. Правила техники безопасности, ПДД, ППБ.

 2 Раздел: Картины

2.1. Картины. Цветы  (14 ч.)

Теоретические сведения. Основные приёмы инкрустации, используемые для изготовления картин. Техника выполнения. Анализ образцов. Выбор материалов. Цветовое и композиционное решение. Зарисовка схем.

Практическая работа. Подготовка основы декоративного панно, использование страз, контуров, блесток и красок по ткани.

2.2. Картины. Животные (3 ч.)

Теоретические сведения. Основные приёмы инкрустации, используемые для изготовления картин. Техника выполнения. Анализ образцов. Выбор материалов. Цветовое и композиционное решение. Зарисовка схем.

Практическая работа. Подготовка основы декоративного панно, использование страз, контуров, блесток и красок по ткани.

2.3. Картины. Символика РФ (4 ч.)

Теоретические сведения. Основные приёмы инкрустации, используемые для изготовления картин. Комбинирование приёмов. Техника выполнения. Анализ образцов. Выбор материалов. Цветовое и композиционное решение. Зарисовка схем.

Практическая работа. Подготовка основы декоративного панно, использование страз, контуров, блесток и красок по ткани.

2.4. Картины. По страницам сказок (23 ч.)

Теоретические сведения. Основные приёмы инкрустации, используемые для изготовления картин. Комбинирование приёмов.

Практическая работа. Подготовка основы декоративного панно, использование страз, контуров, блесток и красок по ткани.

3 Раздел  Сувениры  и елочные украшения (31 ч.)  

Теоретические сведения. Основные приёмы инкрустации, используемые для изготовления сувениров и ёлочных украшений  

Практическая работа. Покраска заготовок, инкрустация, использование вспомогательных материалов (кружево, блестки и другие материалы прикладного творчества.)

4 Раздел Декор одежды (23 ч.)

Теоретические сведения. Основные приёмы инкрустации, используемые для декорирования одежды.

Практическая работа. Нанесение рисунка. Выполнение отдельных элементов на основе изученных приёмов.

5. Раздел Итоговое занятие (2 ч.)  

Организация выставки лучших работ учащихся. Обсуждение результатов выставки, подведение итогов, награждение.  

Ожидаемые результаты:

Будут знать:

  • название, размер и назначение страз;

  • название и назначение инструментов и приспособлений ;

  • правила безопасности труда при работе инструментами.

Будут уметь:

  • организовать рабочее место в соответствии с используемым материалом и поддерживать порядок во время работы;

  • соблюдать правила безопасной работы инструментами;

  • под руководством учителя проводить анализ изделия, планировать последовательность его изготовления и осуществлять контроль результата практической работы;

  • подбирать детали для работы.

Календарно-тематический план

Дата

 п/п

Наименование темы

Кол-во

 часов

Тео

рия

Прак

тика


1-2

Вводное занятие. Знакомство с искусством инкрустации. Ознакомление с инструментами и правилами техники безопасности.

2

2



3

Картина. Цветок Розы.

1

1



4-5

Картина. Цветок Розы.

2


2


6

Картина. Цветок Лилии.

1

0,5

0,5


7-8

Картина. Цветок Лилии.

2


2


9

Картина. Ваза с цветами.

1

0,5

0,5


10-11

Картина. Ваза с цветами.

2

1

1


12

Картина.  Лошади

1

0,5

0,5


13-14

Картина. Лошади

2


2


15-16

Картина. Лошади

2


2


17

Картина. Тигр

1

0,5

0,5


18-19

Картина. Тигр

2


2


20-21

Картина. Российский флаг.

2

0,5

1,5


22-23

Картина. Российский флаг.

2


2


24-25

Картина. По мотивам сказок «Царевна-лягушка».

2

0,5

1,5


26-27

Картина. По мотивам сказок «Царевна-лягушка».

2

0,5

1,5


28-29

Картина. По мотивам сказок «Царевна-лягушка».

2


2


30-31

Картина. По мотивам сказок «Дюймовочка».

2

0,5

1,5


32-33

Картина. По мотивам сказок «Дюймовочка».

2

0,5

1,5


34-35

Картина. По мотивам сказок «Дюймовочка».

2


2


36-37

Картина. Рождественский ангел

2

0,5

1,5


38-39

Картина. Рождественский ангел.

2

0,5

1,5


40-41

Картина. Рождественский ангел.

2


2


42

Картина Снегурочка

1

0,5

0,5


43-44

Картина. Снегурочка.

2

0,5

1,5


45-46

Картина. Снегурочка.

2


2


47-48

Ёлочные украшения. Снежинка

2

0,5

1,5


49-50

 Елочные украшения, Снежинка

2

0,5

1,5


51-52

Елочные украшения, Снежинка

2


2


53

Ёлочные украшения. Ёлочка

1

0,5

0,5


54-55

Елочные украшения, Елочка

2

0,5

1,5


56-57

Елочные украшения, Елочка

2


2


58

Ёлочные украшения. Звезда

1

0,5

0,5


59-60

Елочные украшения, Звезда

2

0,5

1,5


61-62

Елочные украшения, Звезда

2


2


63

Ёлочные украшения. Снеговик

1

0,5

0,5


64-65

Елочные украшения, Снеговик

2

0,5

1,5


66-67

Елочные украшения, Снеговик

2


2


68

Шкатулка, покраска заготовки

1

1



69-70

Шкатулка, покраска заготовки

2


2


71-72

Шкатулка, переносим рисунок

2

0,5

1,5


73

Шкатулка, покрытие лаком.

1

0,5

0,5


74-75

Шкатулка. Инкрустация стразами

2

0,5

1,5


76-77

Шкатулка. Инкрустация стразами

2


2


78-79

Декор одежды. Футболка. Наносим рисунок

2

0,5

1,5


80-81

Декор одежды. Футболка. Инкрустация стразами

2

0,5

1,5


82-83

Декор одежды. Футболка. Инкрустация стразами

2


2


84-85

Декор одежды. Футболка, декор блестками  и контурами.

2

0,5

1,5


86-87

Декор одежды. Футболка, декор блестками  и контурами.

2


2


88-89

Декор одежды. Футболка. Горячая обработка.

2

0,5

1,5


90-91

Декор одежды. Юбка. Наносим  рисунок

2

0,5

1,5


92-93

Декор одежды. Юбка. Инкрустация стразами

2

0,5

1,5


94-95

Декор одежды. Юбка. Инкрустация стразами.  Декор блестками  и контурами. Горячая обработка.

2


2


96-97

Итоговые занятия. Выставка работ.

2

2



98-102

Резерв времени.

5



Тематический план

(11-15 лет)

                                   

Название темы

Общее количество часов

Теория

Практика

1

Вводное занятие

2

2


2

Картины. Цветы.

6

1

5

3

Картины. Символика РФ

6

1

5

4

Православная икона

63

11,5

51,5

7

Декор одежды и аксессуаров

20

3,5

16,5

8

Итоговое занятие

2

2


9

Резерв времени

3




Итого

102

21

81

Содержание программы

1 Раздел: Вводное занятие (2 ч.)  

Цель и задачи объединения. Режим работы. План занятий. Демонстрация изделий. История развития инкрустации. Использование страз в народном костюме.

Современные направления инкрустации. Инструменты и материалы, необходимые для работы. Организация рабочего места. Правильное положение рук и туловища во время работы. Правила техники безопасности, ПДД, ППБ.

 2 Раздел: Картины

2.1. Картины. Цветы  (6 ч.)

Теоретические сведения. Основные приёмы инкрустации, используемые для изготовления картин. Техника выполнения. Анализ образцов. Выбор материалов. Цветовое и композиционное решение. Зарисовка схем.

Практическая работа. Подготовка основы декоративного панно, использование страз, контуров, блесток и красок по ткани.

2.2. Картины. Символика РФ (6 ч.)

Теоретические сведения. Основные приёмы инкрустации, используемые для изготовления картин. Техника выполнения. Анализ образцов. Выбор материалов. Цветовое и композиционное решение. Зарисовка схем.

Практическая работа. Подготовка основы декоративного панно, использование страз, контуров, блесток и красок по ткани.

3 Раздел  Православная икона (63 ч.)  

Теоретические сведения. Основные приёмы инкрустации, используемые для изготовления православных икон.  

Практическая работа. Подготовка основы декоративного панно, использование страз, контуров, блесток и красок по ткани.

3.1. Православная икона. Святые земли Русской (32ч.)

3.2. Православная икона. Иисус Христос Сын Божий (4ч.).

3,3. Православная икона. Богородица Матерь Божия (3ч.).

3.4. Православная икона. Святые Архангелы (7ч.)

3.5. православная икона. Святые Апостолы (17ч.).

4 Раздел Декор одежды (23 ч.)

Теоретические сведения. Основные приёмы инкрустации, используемые для декорирования одежды.

Практическая работа. Нанесение рисунка. Выполнение отдельных элементов на основе изученных приёмов.

5.  Раздел Итоговое занятие (2 ч.)  

Организация выставки лучших работ учащихся. Обсуждение результатов выставки, подведение итогов, награждение.  

Ожидаемые результаты:

Будут знать:

  • название, размер и назначение страз;

  • название и назначение инструментов и приспособлений ;

  • правила безопасности труда при работе инструментами.

Будут уметь:

  • организовать рабочее место в соответствии с используемым материалом и поддерживать порядок во время работы;

  • соблюдать правила безопасной работы инструментами;

  • под руководством учителя проводить анализ изделия, планировать последовательность его изготовления и осуществлять контроль результата практической работы;

  • подбирать детали для работы.

Календарно-тематический план (11 – 15 лет)

Дата

 п/п

Наименование темы

Кол-во

 часов

Тео

рия

Прак

тика


1-2

Вводное занятие. Знакомство с искусством инкрустации. Ознакомление с инструментами и правилами техники безопасности.

2

2



3

Картина. Весенние цветы

1

0,5

0,5


4-5

Картина. Весенние цветы

2


2


6

Картина. Полевые цветы

1

0,5

0,5


7-8

Картина. Полевые цветы

2


2


9

Картина. Флаг  РФ

1

0,5

0,5


10-11

Картина. Флаг  РФ

2


2


12

Картина. Герб РФ

1

0,5

0,5


13-14

Картина. Герб РФ

2


2


15-16

Православная икона. Святые земли Русской. Николай Чудотворец

2

1

1


17

Православная икона. Святые земли Русской. Николай Чудотворец

1

0,5

0,5


18-19

Православная икона. Святые земли Русской. Николай Чудотворец

2


2


20-21

Православная икона. Святые земли Русской. Матрона Московская

2

0,5

1,5


22-23

Православная икона. Святые земли Русской. Матрона Московская

2


2


24-25

Православная икона. Святые земли Русской. Ксения Петербургская

2

0,5

1,5


26-27

Православная икона. Святые земли Русской. Ксения Петербургская

2

0,5

1,5


28-29

Православная икона. Святые земли Русской. Святая равноапостольная княгиня Ольга

2

0,5

1,5


30-31

Православная икона. Святые земли Русской. Святая равноапостольная княгиня Ольга

2


2


32-33

Православная икона. Святые земли Русской. Святой равноапостольный великий князь Владимир

2

0,5

1,5


34-35

Православная икона. Святые земли Русской. Святой равноапостольный великий князь Владимир

2


2


36-37

Православная икона. Святые земли Русской Преподобный Сергий Радонежский

2

0,5

1,5


38-39

Православная икона. Святые земли Русской Преподобный Сергий Радонежский

2

0,5

1,5


40-41

Православная икона. Святые земли Русской. Андрей Первозванный

2

0,5

1,5


42

Православная икона. Святые земли Русской. Андрей Первозванный

1


1


43-44

Православная икона. Святые земли Русской. Серафим  Саровский

2

0,5

1,5


45-46

Православная икона. Святые земли Русской. Серафим  Саровский

2


2


47-48

Православная икона. Иисус Христос Сын Божий

2

0,5

1,5


49-50

Православная икона. Иисус Христос Сын Божий

2

0,5

1,5


51-52

Православная икона. Богородица Матерь Божья

2

0,5

1,5


53

Православная икона. Богородица Матерь Божья

1


1


54-55

Православная икона. Святые Архангелы.

Архангел Михаил

2

0,5

1,5


56-57

Православная икона. Святые Архангелы.

Архангел Михаил

2


2


58

Православная икона. Святые Архангелы.

Архангел Гавриил.

1

0,5

0,5


59-60

Православная икона. Святые Архангелы.

Архангел Гавриил.

2


2


61-62

Православная икона. Двенадцать апостолов

2

0,5

1,5


63

Православная икона. Двенадцать апостолов

1


1


64-65

Православная икона. Апостол Лука

2

0,5

1,5


66-67

Православная икона. Апостол Лука

2


2


68

Православная икона. Апостол Фома

1

0,5

0,5


69-70

Православная икона. Апостол Фома

2


2


71-72

Первоверховные апостолы Петр и Павел.

2

0,5

1,5


73

Первоверховные апостолы Петр и Павел.

1

0,5

0,5


74-75

Православная икона. Апостол Иоанн Богослов

2

0,5

1,5


76-77

Православная икона. Апостол Иоанн Богослов

2


2


78-79

Декор одежды. Платье. Наносим рисунок.

2

0,5

1,5


80-81

Декор одежды. Платье. Инкрустация стразами

2

0,5

1,5


82-83

Декор одежды. Платье . Инкрустация стразами

2


2


84-85

Декор одежды. Платье, декор блестками  и контурами.

2

0,5

1,5


86-87

Декор одежды. Платье, декор блестками  и контурами.

2


2


88-89

Декор одежды. Платье. Горячая обработка.

2

0,5

1,5


90-91

Декор сумок.  Перенос рисунка

2

0,5

1,5


92-93

Декор сумок. Инкрустация стразами

2

0,5

1,5


94-95

Декор сумок. Инкрустация стразами

2


2


96-97

Декор сумок,  декор блестками  и контурами.  Горячая обработка.

2

0,5

1,5


98-99

Итоговые занятия. Выставка работ.

2

2



100-102

Резерв времени

2



                                          Список литературы

                                               Основная литература

1. Григорьев, Е. И. «Современные технологии социально  -  культурной деятельности» / Е. И. Григорьев.,  Тамбов, 2004.

2. Иванченко В. Н. Занятия в системе дополнительного образования детей. Учебно – методическое пособие для руководителей ОУДОД, методистов, педагогов – организаторов, специалистов по дополнительному образованию детей, руководителей образовательных учреждений, учителей, студентов педагогических учебных заведений, слушателей ИПК. Ростов н/Д: Из-во «Учитель», 2007. -288с.

3. Программа педагога дополнительного образования: От разработки до реализации / Сост. Н. К. Беспятова. – М.: Айрис – пресс, 2003. – 176с. – (Методика).

4. Астраханцева, С. В. Методические основы преподавания декоративно – прикладного творчества: учебно – методическое пособие/С. В. Астраханцева, В. Ю. Рукавица, А. В. Шушпанова; Под науч. ред. С. В. Астраханцевой. – Ростов р/Д: Феникс, 2006. – 347 с.: ил. – (Высшее образование).

                        Дополнительная литература для педагога

  1. А.Сурожский (митрополит) «О воспитании в детях христианского отношения к миру», « Не от мира сего»

    1. Игумен В.Ларичев «Пустите детей приходить ко мне»

    2. В.Грозовский «Как воцерковить детей»

    3. Т.Калинина «Трудные вопросы воспитания»

                 Дополнительная литература для детей

  1. Библия для детей

  2. Евангелие для детей

  3. Р.Балакшин «Ж




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!