СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по литературе для 5 класса к учебнику Курдюмовой Т. Ф. (по ФГОС)

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по литературе для 5 класса к учебнику Курдюмовой Т. Ф. (по ФГОС).

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературе для 5 класса к учебнику Курдюмовой Т. Ф. (по ФГОС)»

Муниципальное образовательное учреждение

лицей № 86


СОГЛАСОВАНО


Руководитель кафедры _____________


Протокол № 1 от 30.08.2013г.





УТВЕРЖДАЮ


Директор лицея № 86 __________О.В. Большакова


Приказ № 03-01/161, от 31.08.2013 г.









Рабочая программа

по литературе

наименование предмета


в классе

Быковой Светланы Алексеевны

ФИО учителя



2013 – 2014 учебный год







г. Ярославль




  1. Пояснительная записка


Рабочая программа по литературе составлена на основе следующих нормативных документов:

  1. ФГОС ООО (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897);

  2. Проект ООП лицея № 86 (Утверждена приказом директора от 29.08.2013г. № 03-01/154в);

  3. Учебный план ОУ (Утверждена приказом директора от 31.08.2013г. № 03-01/161);

  4. Календарный учебный график ОУ (Утверждена приказом директора от 31.08.2013г. № 03-01/161);

  5. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / [сост. Е.С. Савинов]. – 1-е изд. – М.: Просвещение, 2013;

  6. Авторская программа по литературе для 5 класса общеобразовательных учреждений (автор: Т.Ф.Курдюмова, составитель: А.В.Чубуков; Москва, Дрофа, 2012);

  7. Методическое письмо о преподавании учебного предмета «Литература» в общеобразовательных учреждениях Ярославской области в 2013–2014 учебном году. Составители: Соловьева М.А., Синотина Е.В.


Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.

Для реализации данной программы используется учебно-методический комплекс под редакцией Т.Ф.Курдюмовой, утвержденный приказом директора от 31.08.2013г. № 03-01/161

Состав УМК: Т.Ф.Курдюмова: Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений в 2 частях. М. Дрофа, 2013.



Цели обучения:

Главными целями изучения предмета «Литература» являются:
• формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма;
• развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности;
• постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, основанный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма;
• поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;
• овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте (или любом другом речевом высказывании), и создание  собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;
• овладение важнейшими общеучебными  умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять  библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет и др.);
• использование опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании.



Данные цели обусловливают решение следующих задач:

  • формирование способности понимать и эстетически воспринимать произведения русской литературы;

  • обогащение духовного мира обучающихся путем приобщения их к нравственным ценностям и художественному многообразию русской литературы, к вершинным произведениям зарубежной классики, к отдельным произведениям литературы народов России;

  • формирование умений находить в произведениях темы, проблемы, идеи;

  • формирование универсальных учебных действий: познавательных, регулятивных, коммуникативных;

  • развитие всех видов речевой деятельности: чтение, аудирование, говорение, письмо.


Основными формами контроля являются:

  • входной контроль в начале учебного года;

  • текущий контроль – в форме устного фронтального и индивидуального опроса, чтения наизусть, работы по анализу и переработке текста (составление плана, различные виды пересказа), создания авторского текста различных жанров (устные сообщения, творческие работы, сочинения, презентации); в форме тестирования, терминологических диктантов, самоконтроля (по словарям, справочным пособиям) ;

  • итоговый контроль – в форме итоговой контрольной работы.


2.Общая характеристика учебного предмета отражена в ООП лицея №86;


3.Место предмета:

На изучение предмета «Литература» отводится 105 часов в год (3 часа в неделю).

4.Личностные, предметные и метапредметные результаты изучения предмета «Литература» отражены в ООП лицея №86;


5.Содержание учебного предмета отражено в поурочном планировании;





  1. Тематическое планирование


п/п


Тема

Кол. часов


Планируемые результаты

Учебно-исследовательская и проектная деятельность

ность

ИКТ

личностные


метапредметные


предметные


1

1

Вводные уроки

1

Формирование стартовой мотивации к изучению нового материала. Формирование устойчивой мотивации к самосовершенствованию, навыков анализа, сопоставления, сравнения. навыков связной, аргументирован

ной речи, навыков выявления главной информации в тексте.

Извлечение необходимой информации из текста в соответствии с поставленной задачей;

осознанное построение речевого высказывания.

Знать цели и задачи изучения курса литературы в 5 классе, структуру учебника, условные обозначения; уметь самостоятельно искать и выделять необходимую информацию, отвечать на вопросы по прочитанному.

Отличать произведения художественной литературы от научно-популярных; понимать образную природу литературы как явления словесного искусства.


Компьютерная презентация,

ЦОР


2

Мифы народов мира


3

Формирование познавательного интереса, устойчивой мотивации к обучению. Формирование навыков связной, аргументирован

ной речи, навыков выявления главной информации в тексте. Формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной аналитической, исследовательской и проблемно-поисковой деятельности; к самостоятельному и коллективному проектированию, интереса к творческой деятельности. Формирование навыков интеграции индивидуального и коллективного конструирования в ходе решения общей задачи. Формирование навыков анализа и самоконтроля.

Поиск и выделение необходимой информации в соответствии с поставленной задачей, применение методов информационного поиска; овладение начальными навыками анализа текста;

структурирование знаний.

Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками - определение цели, функций участников, способов взаимодействия.

Умение выражать свои мысли в соответствии с задачами коммуникации; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме, построение диалога и полилога. Контроль, оценка.

Знать понятия «миф», «мифология»; причины возникновения и цель создания мифов, их отличительные особенности, своеобразие мифологии разных народов, причины сходства мифов разных народов, классификацию мифов, владеть терминологией.

Понимать значение мифов в жизни людей, в формировании культуры человечества.

Знать календарные мифы славян, героев и сюжеты древнегреческих мифов. Уметь характеризовать героев, понимать мотивы их поступков. Уметь соотносить иллюстрации с текстом, составлять словесный портрет.

Уметь пересказывать мифы.


Компьютерная презентация,

ЦОР

3

Устное народное творчество

10

Формирование устойчивого познавательного интереса и мотивации к изучению нового, способам обобщения,

систематизации и закрепления знаний. Формирование устойчивой мотивации к индивидуальной и коллективной

учебно-познавательной, исследовательской и творческой

деятельности, формирование навыков организации и анализа своей деятельности в составе группы, мотивации к интеграции индивидуальной и коллективной деятельности. Формирование навыков индивидуального и коллективного проектирования в ходе выполнения творческого задания, навыков творческого конструирования по алгоритму

Формирование навыков составления алгоритма выполнения задачи, устойчивой мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задачи.

Формирование устойчивой мотивации к индивидуальной деятельности по самостоятельно составленному плану, навыков самоанализа и самоконтроля.

Поиск, выделение и обобщение необходимой информации из текста в соответствии с поставленной задачей. Овладение начальными навыками анализа текста;

структурирование информации, установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений.

Моделирование, осознанное построение речевого высказывания; постановка вопросов,

умение выражать свои мысли в соответствии с задачами коммуникации, построение диалога и полилога.

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками - определение цели, функций участников, способов взаимодействия.

Рефлексия способов и условий действия, контроль процесса и результатов деятельности, оценка и самооценка.

Синтез, анализ, целеполагание, планирование.



Знать понятие «фольклор», основные особенности и жанры фольклора, осознавать место УНТ в мировой культуре, значение фольклора для развития национальной и мировой литературы, проводить параллели между народными и литературными произведениями, уметь сопоставлять их.

Знать композиционные и жанровые особенности сказок, основные виды сказок, понимать соотношение реальности и вымысла в сказках. выявлять в сказках характерные художественные приемы и на  этой основе определять жанровую разновидность сказки, отличать литературную сказку от фольклорной. Характеризовать героев сказок, видеть черты национального характера в героях народных сказок; выделять нравственную проблематику фольклорных текстов как основу для развития представлений о нравственном идеале разных народов, осознавать единство сказок разных народов в отражении идеалов добра и справедливости. пересказывать сказки, не пропуская значимых композиционных элементов, используя в своей речи характерные для народных сказок художественные приемы.

Знать малые жанры фольклора и их особенности. Уметь раскрывать смысл пословиц и поговорок, различать пословицы и поговорки; понимать поэтическую, метафорическую природу загадок, уметь отгадывать загадки; понимать юмористическую, критическую природу анекдота; знать жанровые особенности песен и частушек, народных лирических песен.

Знать историю народного театра, его героев; особенности, основные признаки драматических произведений; осознавать связь народного театра с другими формами фольклора; владеть терминологией.

Целенаправленно использовать произведения фольклорных

жанров в устных и письменных высказываниях; уметь исполнять фольклорные произведения, читать пьесу по ролям.



Проект

«Добро и зло в народных сказках»

Компьютерная презентация,

ЦОР

4

Русская литература XIX века

29

Формирование устойчивого познавательного интереса и мотивации к изучению нового, способам обобщения,

систематизации и закрепления знаний. Формирование устойчивой мотивации к индивидуальной и коллективной

учебно-познавательной, исследовательской и творческой

деятельности. Формирование навыков связной, аргументированной речи, навыков выявления информации в тексте; навыков организации и анализа своей деятельности в составе группы, мотивации к интеграции индивидуальной и коллективной деятельности. Формирование навыков индивидуального и коллективного проектирования в ходе выполнения творческого задания, навыков творческого конструирования по алгоритму.

Формирование навыков составления алгоритма выполнения задачи, устойчивой мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задачи.

Формирование устойчивой мотивации к индивидуальной деятельности по самостоятельно составленному плану, навыков самоанализа и самоконтроля.

Смысловое чтение, владение элементами анализа текста(поиск и выделение необходимой информации в соответствии с поставленной задачей, применение методов информационного поиска;

определение основной и второстепенной информации, выбор оснований и критериев для сравнения; структурирование знаний. Владение первоначальными навыками сопоставительного анализа.

Осознанное построение речевого высказывания, умение выражать свои мысли в соответствии с задачами коммуникации, построение диалога и полилога.

Установление причинно-следственных связей;

построение логической цепи рассуждений, доказательство.

Планирование учебного сотрудничества; управление поведением партнёра – контроль, оценка, коррекция его действий.

Самостоятельное создание способов решения проблемы творческого характера

Контроль, коррекция, оценка, анализ, синтез, моделирование.

Знать основные сведения о жизни и творчестве русских писателей и поэтов XIX века; осознавать их роль в развитии отечественной и мировой литературы; знать историю создания, сюжет, героев и историческую основу их произведений, осознавать преемственность в развитии литературы; понимать художественную, эстетическую и культурную ценность классических произведений.

Понимать соотношение вымысла и реальности, роль автора-рассказчика в художественном произведении; уметь составлять план эпизода, анализировать эпизод; представлять подробный и сжатый пересказ, вычленять в тексте отдельные эпизоды и определять их роль. Уметь характеризовать литературного героя, понимать мотивы его поведения, особенности и причины авторского отношения к герою; находить в тексте прием противопоставления, понимать его назначение.

Знать понятия «повествование», «описание», «рассуждение», их отличительные особенности; уметь определять типы речи в конкретных текстах. Знать понятие «пейзажная лирика», уметь характеризовать лирические произведения; усвоить понятия «стих», «ритм», «стопа», «рифма», «строка»; понимать их роль в организации стихотворного текста; знать понятие «стихотворный размер, уметь определять двусложные размеры стиха; уметь анализировать и выразительно читать поэтические тексты наизусть, выделять элементы композиции в поэтическом тексте; владеть терминологией.

Уметь составлять стихотворные тексты по предложенной модели и без нее.

Уметь сопоставлять произведения разных видов искусства; владеть приемами устного рисования, инсценировки; уметь объяснять значение устаревших, диалектных слов, военной лексики, обращаясь в случае затруднения к словарю.

Уметь создавать авторский текст (писать сочинение) по предложенному плану, анализировать и оценивать результаты своей работы.

1. «Жанр

басни в мировой литера

туре»

2. «Проба пера»

Компьютерная презентация,

ЦОР

5

Литература ХХ века

42

Формирование познавательного интереса, интереса к творческой деятельности на основе составленного плана, проекта, модели, образца.

Формирование навыков связной, аргументирован

ной речи, навыков выявления информации в тексте. Формирование устойчивой мотивации к обучению, к изучению нового на основе составленного алгоритма выполнения задания, к индивидуальной и коллективной исследовательской, творческой и проектировочной деятельности, к конструированию, творческому самовыражению, самосовершенствованию. Формирование навыков составления алгоритма выполнения задания, навыков выполнения творческого задания. Формирование навыка работы в парах по алгоритму взаимопроверки и самопроверки.

Формирование устойчивой мотивации к поэтапному самосовершенствованию

через проектирование индивидуальной программы преодоления проблемных зон в обучении. Формирование навыков самоанализа и самоконтроля

Смысловое чтение, владение навыками анализа текста и сопоставительного анализа: поиск и выделение необходимой информации в соответствии с поставленной задачей; определение основной и второстепенной информации, выбор оснований и критериев для сравнения, структурирование знаний; Установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, умение делать выводы.

Осознанное построение речевого высказывания; умение точно выражать свои мысли в соответствии с задачами коммуникации, постановка вопросов, построение диалога и полилога.

Самостоятельное создание алгоритма деятельности, планирование учебного сотрудничества; инициативное сотрудничеств. Самостоятельное формулирование проблемы и

поиск ее решения; создание способов решения проблемы творческого характера.

Анализ, синтез, обобщение; контроль, коррекция, оценка и самооценка.

Знать основные сведения о жизни и творчестве писателей и поэтов XX века; осознавать их роль в развитии отечественной и мировой литературы; знать историю создания, сюжет, героев их произведений, понимать связь современной культуры с культурой предшествующих веков.

Знать признаки литературной сказки, уметь отличать ее от народной, Уметь определять основные элементы композиции, находить в тексте художественные средства, определять их роль.

Уметь характеризовать литературного героя, понимать мотивы его поведения; различать роли автора и рассказчика в художественном произведении, понимать суть и назначение приема несобственно-прямой речи.

Знать особенности жанра «фэнтези», понимать особенности творчества переводчика; усвоить понятия «очерк», «автобиографическое произведение»;

понимать особенности лирической прозы; владеть терминологией.

Уметь составлять план произведения и эпизода, пересказывать текст (подробно и сжато) по предложенному или самостоятельно составленному плану. Владеть навыками выразительного чтения (с листа и наизусть) прозаических и поэтических произведений; навыками устного словесного рисования, инсценировки; уметь сопоставлять литературные произведения с экранизацией.

Уметь создавать авторский текст (писать сочинение) по предложенному плану, анализировать и оценивать свои и чужие творческие работы.

«Рождение сказки»

Компьютерная презентация,

ЦОР

6

Покорение пространства и времени.

Из них:

Путешествия и

приключения.

Новая жизнь знакомых героев.

15





12





3

Формирование устойчивой мотивации к обучению, к исследовательской и проектировочной деятельности; творческой инициативности через активные формы деятельности. . Формирование навыков связной, аргументирован

ной речи, навыков выявления главной информации,

Формирование навыка работы в парах по алгоритму взаимопроверки и самопроверки.

Формирование навыков конструирования, проектной работы, анализа, самоанализа, самоконтроля по алгоритму с перспективой самодиагностики результатов.

Смысловое чтение; выделение необходимой информации в соответствии с поставленной задачей;

структурирование знаний, владение элементами комплексного и сопоставительного анализа текста, умением сопоставлять произведения различных видов искусств.

Осознанное построение речевого высказывания, умение точно выражать свои мысли в соответствии с задачами коммуникации, построение диалога и полилога, постановка вопросов, построение логической цепи рассуждений.

Инициативное сотрудничество. Анализ, самоанализ, синтез.

Знать основные сведения о жизни и творчестве Д. Дефо, Р.Э. Распэ, М. Твена, А. Линдгрен, Н.С. Гумилева, Б. Лесьмяна; содержание их произведений; понимать значение образов героев и сюжетов для развития мировой литературы, осознавать связь произведений Д. Дефо и Р.Э. Распэ, Н.С. Гумилева, Б. Лесьмяна с фольклором и литературной традицией. Понимать причины популярности произведений и героев, роль перевода К.И. Чуковского в популяризации произведений М. Твена и Р.Э. Распэ.

Уметь характеризовать героев, понимать мотивы их поступков. Уметь соотносить иллюстрации с текстом, составлять словесный портрет, создавать подробный,

сжатый, выборочный пересказ, создавать авторские тексты в устной и письменной форме.

Знать понятие «робинзонада»; понятия «сюжет», «композиция»; уметь выделять элементы композиции в тексте; владеть терминологией.

Уметь анализировать творческие работы (свои и одноклассников).

«Приключения продолжаются»

Компьютерная презентация,

ЦОР

7

Итоговые уроки

5

Формирование познавательного интереса, устойчивой мотивации к обучению, творческой инициативности через активные формы деятельности. Формирование навыков конструирования, проектной работы, анализа, самоконтроля по алгоритму с перспективой самодиагностики результатов. Формирование навыка работы в парах по алгоритму взаимопроверки и самопроверки.

Формирование устойчивой мотивации к поэтапному

самосовершенствованию через проектирование индивидуальной программы преодоления проблемных зон в обучении. Формирование навыков самоанализа и самоконтроля

Осознанное построение речевого высказывания, умение точно выражать свои мысли в соответствии с задачами коммуникации, построение диалога и полилога. постановка вопросов, построение логической цепи рассуждений. Владение элементами анализа текста

( в т. ч. и поэтического).

Инициативное сотрудничество.

Контроль и самоконтроль, коррекция, оценка и самооценка.

Знать основные сведения о жизни и творчестве писателей и поэтов, произведения которых изучались в 5 классе, содержание и героев этих произведений.

Представлять основные этапы развития национальной и мировой литературы;

знать теоретико-литературные понятия; владеть терминологией. Владеть навыками комплексного анализа текста: определять тему, идею, уметь определять родовую и жанровую принадлежность художественного произведения, находить композиционные элементы и средства художественной выразительности в литературных произведениях, определять стихотворный размер. Уметь составлять план художественного произведения, создавать различные виды пересказа; создавать авторские тексты в устной и письменной форме.

Уметь анализировать допущенные ошибки, выполнять работу по их предупреждению. Научиться проводить диагностику учебных достижений.


Компьютерная презентация,

ЦОР




Поурочное планирование

№ п/п


Название темы урока

Дата

Основные виды учебной деятельности

Формы контроля

Примечание

планир.

реальн.



Вводный урок (1 час)







Художественная литература как одна из форм освоения мира. Происхождение литературы. Роль литературы в образовании и воспитании человека. Литература как искусство слова. Художественные приемы. Правила для слушающего и говорящего.

Теория литературы. Литература как искусство слова и другие виды искусств. Общее понятие о тропах и фигурах в художественном слове.



Активное слушание, беседа.

Фронтальный опрос,

аудирование.




Мифы народов мира (3 часа)







Миф как форма познания и эстетического освоения мира. Календарные мифы и календарные праздники. «Масленица». И.М. Снегирева. Народные обычаи, связанные с календарными праздниками. Персонажи славянской мифологии.

Теория литературы. Мифы. Праздники и обычаи, связанные с мифологическими представлениями о мире.



Активное слушание, коллективная работа со статьей учебника. Индивидуальные сообщения.

Фронтальный опрос,

аудирование.




Мифы разных времен и народов. Греческие мифы. Подвиги Геракла. «Золотые яблоки Гесперид».



Работа в группах со статьей учебника, работа со статьей толкового словаря. Выразительное чтение, коллективный анализ текста на основе вопросов и заданий учебника.

Выразительное чтение, устный ответ



ВН.ЧТ. 1 Мифы, изученные на уроках истории. Яркость поэтического изображения природы и Вселенной в мифах.



Работа в группах (викторина), индивидуальная работа с тестами.

тест




Устное народное творчество (фольклор) (10 часов)







Богатство отражения мира в произведениях фольклора. Жанры фольклора. Детский фольклор. Национальное восприятие мира, отраженное в фольклоре.

Теория литературы. Фольклор. Жанры фольклора. Детский фольклор.



Коллективная работа со статьей учебника, групповая работа со словарем, активное слушание, индивидуальные сообщения.

Фронтальный опрос, практическая работа.



Сказка как популярный жанр народного творчества. Особенности русских народных сказок. Рассказчики и слушатели. Начало знакомства с волшебной сказкой «Царевна-лягушка».

Теория литературы. Сказка. Виды сказок.



Индивидуальные сообщения, коллективная работа со статьей учебника и репродукциями картин В.М. Васнецова, И.Я. Билибина.

Индивидуальная работа со словарем. Активное слушание. Старт работы над проектом «Добро и зло в народных сказках».

Устный ответ, самостоятельная работа.



Работа с текстом сказки «Царевна-лягушка». Обсуждение сюжета и его особенностей. Подготовка к художественному пересказу (доступный возрасту стилистический анализ фрагментов сказки).

Теория литературы. Художественные особенности волшебной сказки: волшебный сюжет, волшебные герои, яркость языка.



Коллективная работа (анализ композиции сказки, выявление жанровых особенностей волшебной сказки), работа в группах «сильный-слабый» (составление плана сказки), проектирование выполнения домашнего задания. Работа над проектом.

Практическая работа.



Вн.чт. 2 Сказки народов мира. Богатство отражения жизни в сказках народов мира. Сборник сказок «Тысяча и одна ночь». «Путешествия Синдбада - морехода» - сказки об освоении незнакомого мира.

Теория литературы. Сюжет сказки и реальная жизнь. Путешествие как жанр.



Активное слушание, коллективная работа со статьей учебника, анализ сказки (сюжет, жанр, образ главного героя). Проектирование выполнения домашнего задания. Работа над проектом.

Практическая работа

аудирование



Малые жанры фольклора. Разнообразие малых жанров фольклора. Использование малых жанров фольклора в современной устной и письменной речи.

Теория литературы. Пословицы и поговорки. Отличительные особенности. Афоризм.



Коллективная работа со статьей учебника, коллективная работа по определению тематики пословиц, помещенных в учебнике, работа в группах (подбор и запись пословиц на заданную тему)

Практическая работа.



Загадки. Рождение загадки. Роль метафоры и сравнения в создании загадки. Процесс поиска отгадки. Типы и циклы загадок. Сказка-загадка.

Теория литературы. Загадка и особенности ее строения. Отгадка.



Работа в группах со статьей учебника (составление развернутого устного ответа о загадке как малом жанре фольклора по данному алгоритму). Индивидуальная работа (сочинение загадки). Коллективная работа (обсуждение сказки-загадки).

Устный ответ, практическая работа, самостоятельная работа.



Анекдот. Популярность анекдота. Рождение анекдотов. Герои и сюжеты анекдотов. Циклы анекдотов. Судьба анекдотов в устной речи и в литературе. Сказка-анекдот.

Теория литературы. Анекдот. Особенности сказки-анекдота. Соединение жанров в фольклоре.



Самостоятельная работа со статьей учебника (составление развернутого устного ответа об анекдоте как малом жанре фольклора по данному алгоритму). Коллективная работа (обсуждение сказки-анекдота).

Самостоятельная работа.



Песни. Частушки. Виды народных песен. Причины популярности этих

фольклорных жанров. Сказка Б. Шергина «Рифма» как пример экспромта на данную тему.

Теория литературы. Песня. Частушка. Музыка в произведениях фольклора.



Активное слушание. Коллективная работа с иллюстрациями. Прослушивание народных песен (аудиозапись) и частушек (в исполнении учащихся). Анализ поэтического текста по предложенному плану. Работа в группах (сочинение частушки).

Практическая,

работа,

аудирование




Русский народный театр в истории русской культуры. Народная драма «Озорник Петрушка». Чтение в лицах. Насыщенность пьесы малыми жанрами фольклора.

Теория литературы. Театр. Сцена. Пьеса. Особенности построения и оформления драматического произведения: акт, действие, явление, декорация, мизансцена. Диалог, реплика, ремарка. Стремительность развития сюжета пьес кукольного театра.



Активное слушание, коллективная работа со статьей учебника (запись терминов), с иллюстрацией. Проектирование выполнения домашнего задания.

Аудирование, фронтальный опрос.



РР1. Использование произведений фольклора в устной речи. Творческие задания и игровые формы работы.



Выразительное чтение по ролям, коллективный анализ пьесы (жанровое своеобразие, речевая характеристика героев).


Терминологический диктант.




Русская классическая литература XIX века (29 часов)







Введение. Славные имена русских писателей XIX века. Популярность русской классики. Золотой век русской поэзии. Общее повторение произведений XIX века, знакомых по урокам чтения в начальной школе.

Теория литературы. Классика. Классическое произведение.



Активное слушание, коллективная работа со статьей учебника. Проектирование выполнения домашнего задания. Старт проекта «Жанр басни в мировой литературе».

Аудирование, фронтальный опрос.

3 часа


И.А. Крылов – великий баснописец. Расцвет русской басни в начале XIX века. Басня «Свинья под дубом». Чтение и обсуждение басни, работа с ключевыми словами «невежа», «невежда». Злободневность морали басни «Свинья под дубом».

Теория литературы. Басня. Аллегория. Олицетворение. Сюжет и мораль басни.



Выразительное чтение. Анализ басни по предложенному плану (сюжет, жанровое своеобразие, речевая характеристика героев, мораль). Работа над проектом.

Чтение наизусть.

Практическая работа



Басни «Зеркало и Обезьяна», «Осел и мужик». Герои, сюжет, мораль басен. Олицетворение в баснях. Афоризмы из текста басен.



Презентация проекта «Жанр басни в мировой литературе».

Коллективная работа (сравнительный анализ басен Эзопа, Лафонтена, Крылова) по предложенному плану. Работа в группах (викторина).

Устный ответ

Практическая работа.



А.С. Пушкин. Детство Пушкина. Пушкин-лицеист. Поэма Пушкина «Руслан и Людмила». История создания. Связь пролога с русскими народными сказками.

Теория литературы. Поэма.


Активное слушание, индивидуальные сообщения. Коллективная работа со статьей учебника, с репродукцией.

Устный ответ. Практическая работа.

10 часов


Чтение и анализ первой песни поэмы «Руслан и Людмила». Завязка сюжета. Герои и их поступки.

Теория литературы. Сюжет поэмы.


Активное слушание, выразительное чтение, устное словесное рисование.

Устный ответ. Чтение наизусть.



Анализ самостоятельно прочитанных песен второй и третьей. Людмила – героиня поэмы. Волшебник Черномор и его злодейства. Борьба Руслана за спасение Людмилы.


Выразительное чтение. Работа в группах (сильный -слабый): характеристика героев

Устный ответ. Практическая работа



Вн.чт. 2 Обсуждение сюжета поэмы и всех героев. Автор в поэме. Яркость красочных описаний. Особенности стиха поэмы.


Индивидуальные сообщения (объяснение значения устаревших слов), выразительное чтение, коллективная работа (анализ эпизода).

Устный ответ, выразительное чтение, практическая работа



РР2. Стихи и проза. Ритм. Рифма. Стопа.

Теория литературы. Стопа. Двусложные стихотворные размеры стиха.


Индивидуальные сообщения (пересказ эпизода).Выразительное чтение.

Работа в группах(составление плана эпизода).Коллективная работа (Анализ особенностей позиции автора-рассказчика в повествовании).

Устный ответ, выразительное чтение практическая работа.



«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»






Лирика Пушкина. Родная природа в лирике поэта.

Теория литературы. Стопа. Двусложный стихотворный размер стиха – ямб. Наизусть одно из стихотворений.


Коллективная работа(обсуждение вопросов и заданий учебника).Групповая работа с иллюстрациями к поэме. Коллективное прослушивание фрагментов оперы М.И. Глинки» Руслан и Людмила» с последующим обсуждением.

Фронтальный опрос.

Словарный диктант (правописание и объяснение значения устаревших слов).



Чтение и анализ стихотворения «Няне». Обучение выразительному чтению


Коллективная, групповая и индивидуальная работа со статьей учебника, анализ текста.

Устный ответ, практическая работа.



Стихотворение «Зимнее утро». Выразительное чтение и анализ.


Активное слушание, выразительное чтение, устное словесное рисование. Коллективная работа (анализ стихотворений по предложенному плану). Старт проекта «Проба пера».

Устный ответ,

Выразительное чтение.

Практическая работа



Стихотворение «Зимний вечер». Выразительное чтение и анализ.


Индивидуальные сообщения (объяснение значений устаревших и диалектных слов).Выразительное чтение наизусть. Коллективная работа (комплексный анализ текста).

Чтение наизусть.

Устный ответ.



РР3 Конкурс чтецов «Мое любимое стихотворение А.С. Пушкина».


Выразительное чтение наизусть.

Коллективная работа со статьей учебника. Работа в группах по вопросам и заданиям учебника.

Работа над проектом.

Чтение наизусть.

Практическая работа.




М.Ю. Лермонтов. Детство поэта. Воспоминания о детстве в лирике поэта («И вижу я себя ребенком»). Начало творчества. Стихотворения «Парус», «Листок», «Из Гёте», в которых выражено отношение поэта к окружающему миру.

Теория литературы. Рифма.



Активное слушание. Индивидуальная работа со статьей учебника. Коллективная работа с иллюстрациями. Выразительное чтение. Устное словесное рисование. Коллективная работа (анализ стихотворения).

Чтение наизусть.

Устный ответ.

Практическая работа.




2 часа


РР4 Выразительное чтение стихотворений поэта. Создание словаря рифм поэта.



Выразительное чтение. Коллективная работа (анализ стихотворений). Работа в группах (поиск примеров реализации приема антитезы в стихотворении «Листок»). Работа над проектом.

Выразительное чтение наизусть.

Практическая работа.




Н.В. Гоголь. Детство и юность писателя. Цикл повестей «Вечера на хуторе близ Диканьки». Творческая история. Язык повестей. Словари, которые Гоголь создавал для своих читателей.

Теория литературы. Поверье. Быличка.



Выразительное чтение. Активное слушание. Работа в группах со статьей учебника.

Аудирование.

Фронтальный опрос

3 часа


Сюжет и герои повести «Пропавшая грамота». Нечистая сила в повести.



Коллективная работа (обсуждение вопросов по содержанию повести, определение типов речи, представленных в повести).

Индивидуальные сообщения (объяснение значения устаревших и диалектных слов). Работа в группах (составление плана рассказа деда).

Практическая работа.

Устный ответ.



Вн.чт. 3 Н.В. Гоголь. «Ночь перед Рождеством». Сюжет и герои повести.



Пересказ эпизодов по плану, составленному на прошлом уроке.

Коллективная работа (характеристика героя, реальное и фантастическое в повести).

Активное слушание.

Пересказ.

Аудирование



И.С. Тургенев. Детство в Спасском-Лутовинове. История создания рассказа «Муму». Начало знакомства с рассказом «Муму».



Активное слушание. Индивидуальная работа со статьей учебника (поиск ответов на предложенные вопросы).

Коллективная работа (беседа по содержанию первых страниц рассказа, пояснение значения устаревших слов).

Аудирование.

Самостоятельная работа.

Фронтальный опрос

4 часа


Сюжет и герои рассказа. Богатырский облик и нравственная чистота Герасима.

Теория литературы. Портрет. Связь между внешним обликом и поступками героя.



Работа в группах (портретная характеристика героя). Коллективная работа с иллюстрацией, характеристика главного героя.

Индивидуальные сообщения (образ Татьяны). Чтение по ролям. Коллективная работа (образы персонажей второго плана и их значение, воплощение и роль приема контраста, авторская ирония).

Выразительное чтение.

Устный ответ.



Год счастливой жизни Герасима. Герасим и барыня. Герасим и дворня. Причины самовольного возвращения героя в родную деревню. Роль пейзажа в сюжете рассказа. Ритм прозы Тургенева.



Индивидуальные сообщения (пересказ эпизодов). Работа в группах (составление плана эпизода). Коллективная работа (беседа, анализ эпизодов, определение роли пейзажа и интерьера в рассказе).

Устный ответ.

Практическая работа.



РР5. Развернутый ответ на вопрос «Почему Герасим был «самым замечательным лицом» из числа всей челяди барыни?» (Классное сочинение №1)



Коллективная работа (составление плана сочинения-характеристики героя). Работа в группах (подбор рабочих материалов к пунктам плана).

Сочинение («Герасим – главный герой рассказа И.С. Тургенева «Муму»).



Поэтический образ Родины. Автор и его отношение к природе в строках лирических стихов.



Индивидуальные сообщения о поэтах. Выразительное чтение. Коллективная работа с иллюстрациями учебника. Устное словесное рисование. Работа над проектом.

Устный ответ.

3 часа


Поэтический образ Родины. Автор и его отношение к природе в строках лирических стихов.



Выразительное чтение наизусть.

Коллективная работа (анализ стихотворений).

Чтение наизусть.

Практическая работа



РР6. Ритм. Стихотворная речь и стихотворные размеры как способ более точно передать мысли и чувства автора.

Теория литературы. Двусложные размеры стиха.



Презентация проекта «Проба пера»

Коллективная работа (обсуждение статьи учебника). Практическая работа в группах (определение размера стиха). Индивидуальная работа (написание четверостиший ямбом, хореем).


Устный ответ

Практическая работа.

Самостоятельная работа.



Тема «Героическое прошлое России». М.Ю. Лермонтов «Бородино». Патриотическая тема в стихотворении о войне 1812 года. Образ старого солдата. Автор и его оценка героев и событий.

Теория литературы. Строфа. Монолог и диалог в стихотворном произведении.



Активное слушание. Коллективное обсуждение прочитанного учителем стихотворения. Словарная работа. Работа в группах (составление плана (простого и цитатного) отдельных эпизодов).

Терминологический диктант.

Аудирование.

Практическая работа.

4 часа


Л.Н. Толстой «Петя Ростов». (Фрагмент из романа-эпопеи «Война и мир») Партизанская война на страницах романа и ее герои. Петя Ростов в разведке.

Теория литературы. Роман-эпопея. Эпизод как фрагмент развития сюжета.



Коллективная работа (анализ стихотворения, работа с иллюстрацией). Активное слушание.

Устный ответ.

Практическая работа



Петя в разведке. Последний бой и героическая гибель как кульминация подвига.



Коллективная работа (анализ эпизодов). Индивидуальная работа (характеристика главного героя). Работа в группах (составление плана фрагмента).

Устный ответ.

Практическая работа



М.А. Булгаков «Петя Ростов» (фрагмент из инсценировки романа Л.Н. Толстого «Война и мир»). Петя Ростов в партизанском отряде. Диалог в инсценировке.

Теория литературы. Инсценировка прозаического произведения.



Активное слушание. Выразительное чтение по ролям. Коллективная работа (сопоставление фрагмента романа и инсценировки).

Терминологический диктант. Выразительное чтение по ролям.




Литература ХХ – ХХI веков (42 часа)







Связь веков. Богатство литературы ХХ века. Авторы, произведения и герои ХХ столетия. Сохранение культурных традиций в литературе ХХ века.

Теория литературы. Темы лирики.



Индивидуальные сообщения (биография, творческий путь И. Бунина, А. Ахматовой). Коллективная работа (анализ стихотворений).

Устный ответ.

2 часа


Связь веков. Богатство литературы ХХ века. Авторы, произведения и герои ХХ столетия. Сохранение культурных традиций в литературе ХХ века.

Теория литературы. Темы лирики.



Выразительное чтение наизусть.




Литературные сказки XIX-XX веков. Сказка как постоянно живой и вечно новый жанр. Расцвет сказки в ХХ веке.



Активное слушание. Коллективная беседа. Работа в группах со статьей учебника. Старт проекта «Рождение сказки»


2 часа


К. Паустовский. «Рождение сказки» как объяснение психологических причин постоянного рождения сказок в наши дни. Обсуждение рассказа.

Теория литературы. Пути рождения сказок.



Коллективная работа (анализ эпизодов).

Выразительное чтение.

Аудирование

Устный ответ.

Практическая работа.



Х.К. Андерсен. «Снежная королева». Сюжет сказки из семи рассказов. Обсуждение плана коллективного пересказа, предложенного самим Андерсеном.



Индивидуальные сообщения (презентация творческих работ). Активное слушание. Коллективная работа со статьей учебника и иллюстрациями. Выразительное чтение фрагментов. Коллективный анализ эпизодов.

Устный ответ.

Выразительное чтение.

6 часов


Герои сказки «Снежная королева». Роль Снежной королевы в развитии сюжета сказки. Анализ 1 – 2 истории.

ЗДЕСЬ НАЧАЛАСЬ 3 ЧЕТВЕРТЬ



Индивидуальные сообщения (словесный портрет, пересказ эпизодов). Коллективная работа (беседа по тексту историй третьей и четвертой). Индивидуальная работа с иллюстрациями.

Устный ответ.



Герои сказки «Снежная королева». Анализ 3 – 4 истории.



Выразительное чтение по ролям.

Пересказ истории шестой. Коллективный анализ эпизодов. Работа в группах (характеристика героев второго плана).

Выразительное чтение.

Устный ответ.

Практическая работа.



Дружба, верность, коварство, жестокость и предательство в сюжете сказки. Победа Герды в неравной борьбе. Анализ 5 – 7 истории.
Теория литературы. Композиция и сюжет большого произведения.



Презентация рисунков к сказке.

Работа в группах (составление развернутого плана характеристики Снежной королевы, подбор цитат к пунктам плана). Коллективная беседа (определение роли образа Снежной королевы, выявление художественных приемов, используемых Андерсеном при описании ее чертогов).

Устный ответ.

Практическая работа.



РР Мастерство писателя в построении сюжета и создании характеров. «Снежная королева» в театре и в кино. Инсценирование фрагмента одной из семи глав.



Сжатый пересказ сказки. Работа в группах (в основе – вопросы и задания учебника). Коллективная беседа (определение идеи художественного произведения).

Устный ответ.

Фронтальный опрос



РР Придумывание собственной сказки, в которой шла бы речь об осколках зеркала.



Презентация иллюстраций к сказкам Андерсена.

Работа в группах (викторина).

Индивидуальная работа (мини-сочинение «Мой любимый герой»). Работа над проектом

Устный ответ.

Мини-сочинение.



А.П. Платонов. Знакомство со сказкой «Волшебное кольцо». Сохранение примет народной сказки и яркость собственной стилистики автора.

Теория литературы. Фольклорная и литературная сказка.



Работа в группах «сильный-слабый» (составление плана сказки А.П. Платонова).

Сжатый пересказ сказки по составленному плану. Коллективная беседа (характеристика героев, определение идеи сказки).

Практическая работа. Устный ответ

2 часа


Герои сказки «Волшебное кольцо». Победа дружбы и справедливости над жадностью и корыстью.




Пересказ народной сказки «Волшебное кольцо». Групповая работа со статьей учебника. Коллективная работа (выявление особенностей, характерных для литературной сказки). Работа над проектом

Устный ответ.

Практическая работа.



Джанни Родари – любимец многих поколений юных читателей. Общая характеристика «Сказок по телефону» (проблемы, герои, сюжеты). Современный подход к знакомым сюжетам. Чтение сказок в классе.



Активное слушание. Индивидуальная работа со статьей учебника. Выразительное чтение. Коллективная беседа по содержанию сказки «Про мышь, которая ела кошек».

Самостоятельная работа.

Фронтальный опрос

3 часа


Анализ «Сказок по телефону» Джанни Родари.



Представление итогов групповой домашней работы (выразительное чтение сказок по ролям). Коллективная беседа (анализ сказок). Самостоятельная работа по заданиям учебника. Работа над проектом

Устный ответ.

Самостоятельная работа.



РР5 Лаконизм и афористичность повествования как характерная черта «Сказок по телефону». Создание своей книги «Сказки по телефону»

Теория литературы. Лаконизм, его особенности и достоинства.

НАЧИНАЙ ОТСЮДА



Инсценировка одной из сказок.

Работа в группах (создание сказки). Коллективный анализ итогов работы.

Работа над проектом

Творческая работа.



Л. Кэрролл. «Алиса в Стране чудес». Сказка ученого и ее перевод-обработка В. Набокова «Аня в Стране чудес».



Активное слушание. Сжатый пересказ содержания.

Индивидуальные сообщения (подробный пересказ эпизодов).

Коллективный анализ эпизодов.

Аудирование.

Устный ответ.

4 часа


Анализ I главы. Алиса (Аня) – героиня сказок. Любознательность героини сказки и ее способность к необычным решениям и поступкам.



Индивидуальная работа (составление плана характеристики героини).

Работа в группах (подбор цитат к пунктам плана, составление связной характеристики). Коллективный анализ результатов работы.

Практическая работа.

Самостоятельная работа.




Комментированное чтение и анализ III главы.



Индивидуальные сообщения (устное сочинение-характеристика героини сказки Л. Кэрролла).

Работа со статьей учебника. Активное слушание. Коллективная работа с иллюстрациями. Работа над проектом.


Устное сочинение.

Аудирование.



Чудо и парадокс на страницах сказки ученого. Сказка ученого для детей и для взрослых.

Теория литературы. Парадокс.



Индивидуальные сообщения (пересказ сказки В.В. Набокова и выразительное чтение ее отдельных эпизодов). Коллективная беседа (анализ эпизодов, определение роли игры словами в сказке Набокова и других произведениях).

Работа со словарной статьей.

Устный ответ.

Выразительное чтение.



Фэнтези как жанр. Дж. Р.Р. Толкиен. Смысл двойного названия повести «Хоббит, или Туда и обратно». Сказочная страна. Герои повести.

Теория литературы. Фэнтези как жанр.



Активное слушание. Индивидуальные сообщения (сжатый пересказ 1-4 глав).

Работа в группах (составление плана 5 главы). Коллективная работа (анализ эпизодов, определение смысла названия).


Терминологический диктант.

Устный ответ.

Аудирование.

Практическая работа.

3 часа


Комментированное чтение и анализ 6-й главы. Составление плана.



Коллективная работа (анализ эпизодов, определение смысла названия).

Индивидуальные сообщения (сжатый пересказ содержания 7–19глав).

Представление результатов домашней работы в группах (инсценировка фрагментов 7–19 глав).

Работа над проектом

Устный ответ.

Практическая работа.




Герои повести. Ожесточенность битвы добра со злом. Нравственные принципы, утверждаемые автором. Связь произведения с фольклором.



Работа в группах со словарной статьей (определение особенностей жанра фэнтези).

Коллективная работа (черты жанра фэнтези в повести). Индивидуальная работа (характеристика главного героя). Презентация проекта «Рождение сказки»

Работа в группах (викторина).

Индивидуальная работа (тест).

Сочинение-характеристика Устный ответ.

Тест.



Проза русских писателей ХХ века.

И.С. Шмелев. «Как я встречался с Чеховым. За карасями». Чтение начала рассказа.



Активное слушание. Индивидуальные сообщения учащихся о писателях начала ХХ века.

Аудирование.

Устный ответ.

5 часов


Облик и поведение писателя в восприятии «коллеги» по рыбной ловле. Двойное название и его значение.

Теория литературы. Название произведения.



Индивидуальная работа со статьей учебника. Подробный пересказ.

Коллективная беседа по содержанию рассказа. Коллективный анализ фрагментов (поиск художественных приемов, определение их роли в тексте).

Устный ответ.

Фронтальный опрос

Практическая работа.



Е. Замятин и его рассказ шутка «Огненное «А». Герой рассказа как читатель. Сюжет, который рожден прочитанной книгой. Комическая развязка.

Теория литературы. Рассказ.



Коллективная работа с иллюстрацией (портрет писателя).

Выборочный пересказ.

Коллективная беседа по содержанию рассказа.

Устный ответ.



Автобиографический очерк А.И. Куприна «Мой полет» и его герои. Отвага и решительность героев.

Теория литературы. Очерк.



Активное слушание. Индивидуальная работа со словарной статьей. Пересказ.

Коллективный анализ очерка. Коллективная беседа (суть и назначение приема несобственно-прямой речи).

Групповая работа (анализ произведения с точки зрения жанровых особенностей).

Устный ответ.

Практическая работа.



РР Как написать очерк? Подготовка к написанию очерка.



Активное слушание. Работа в группах по вопросам и заданиям учебника.

Практическая работа.



Поэтический образ Родины. Отражение красоты природы в стихах и прозе.

Теория литературы. Богатство и многообразие художественных приемов поэтического изображения родины.



Индивидуальная работа (терминологический диктант, анализ стихотворения (размер, художественные приемы)). Активное слушание.

Индивидуальные сообщения (биография и творческий путь поэтов ХХ века, выразительное чтение любимых стихотворений).


Терминологический диктант.

Практическая работа.

Устный ответ.

4 часа


Поэтический образ Родины. Отражение красоты природы в стихах и прозе.

Теория литературы. Богатство и многообразие художественных приемов поэтического изображения родины.



Выразительное чтение наизусть.

Коллективная работа (анализ стихотворения).

Выразительное чтение наизусть.

Практическая работа



Поэтический образ Родины. Отражение красоты природы в стихах и прозе.

Теория литературы. Богатство и многообразие художественных приемов поэтического изображения родины.



Выразительное чтение наизусть.

Презентация иллюстраций учащихся к стихотворениям.

Групповая работа по вопросам и заданиям учебника с последующим коллективным анализом.


Практическая работа.

Устный ответ.



Поэтический образ Родины. Отражение красоты природы в стихах и прозе.

Теория литературы. Богатство и многообразие художественных приемов поэтического изображения родины.



Активное слушание. Выразительное чтение фрагментов произведения, коллективный анализ. Коллективная работа с иллюстрацией. Индивидуальная работа (вопросы и задания учебника).

Аудирование. Устный ответ.

Практическая работа.



Мир наших братьев меньших.

С. Есенин. «Песнь о собаке».

Теория литературы. Лирическая проза. Приемы изображения наших братьев меньших.



Индивидуальные сообщения (чтение творческих работ-описаний картин) с последующим коллективным анализом.

Активное слушание. Коллективный анализ.

Устное сочинение. Аудирование.


3 часа


В. Маяковский. «Хорошее отношение к лошадям». Гуманное отношение человека к природе и животным.



Активное слушание. Коллективный анализ. Групповая работа по заданиям и вопросам учебника.

Аудирование. Практическая работа.



РР6. Урок – концерт или час поэзии. «Край ты мой родимый, край…» Теория литературы. Песня: слово и музыка в их единстве.



Выразительное чтение. Индивидуальная работа (анализ стихотворения) с последующим коллективным анализом.

Устный ответ.

Самостоятельная работа.



Новые страницы героического прошлого России. Стихи о Великой Отечественной войне. А.И. Фатьянов. А.Т. Твардовский, А.А. Ахматова.



Активное слушание. Коллективное обсуждение прослушанных песен о войне.

Работа в группах с иллюстрациями.

Выразительное чтение наизусть.

Аудирование.

Фронтальный опрос

Устный ответ.

3 часа


Песни, созданные на стихи поэтов, и их популярность в годы войны и после нее. Р.Г. Гамзатов и др.



Выразительное чтение наизусть.

Коллективная работа (анализ стихотворений). Работа в группах по заданиям и вопросам, предложенным учителем.


Устный ответ.

Практическая работа.



РР7 Урок-концерт «Никто не забыт, ничто не забыто…»



Выразительное чтение наизусть.

Индивидуальный анализ стихотворения по предложенному плану с последующей презентацией и коллективным анализом.

Устный ответ

Самостоятельная практическая работа.



Современная литература. Разнообразие тематики современной литературы. В.П. Астафьев. «Васюткино озеро». Автобиографическое произведение писателя о детских годах.

Теория литературы. Автобиографический рассказ.



Индивидуальная работа со статьей учебника. Индивидуальные сообщения (сжатый пересказ).

Работа в группах (определение основных элементов композиции).

Коллективная беседа по содержанию рассказа, анализ эпизодов.

Устный ответ.

Практическая работа.

3 часа


Герой рассказа «Васюткино озеро» и три дня его испытаний. «Васюткино озеро» как произведение о формировании характера подростка в сибирской деревне.



Индивидуальные сообщения (цитатный план рассказа) с последующим коллективным анализом. Коллективная работа (характеристика героя). Работа в группах (составление плана к одной из предложенных тем сочинения по рассказу).


Устный ответ.

Практическая работа.



РР8. Коллективная работа над сочинением «Один день в лесу» (по рассказу «Васюткино озеро»). Классное сочинение №2.



Коллективный анализ и корректировка черновиков сочинения.

Сочинение на одну из предложенных тем.



Т. Янссон. «Последний в мире дракон». Знакомство с текстом произведения.



Коллективная работа (анализ сочинений). Активное слушание.

Сжатый пересказ фрагментов сказки. Коллективная беседа по содержанию сказки. Индивидуальные сообщения (сжатый пересказ сказок Т. Янссон).

Практическая работа.

Аудирование.

Устный ответ


2 часа


Т. Янссон. «Последний в мире дракон». Сказка с героями, созданными фантазией писательницы и художницы Янссон.

Теория литературы. Литературная сказка и иллюстрация.



Презентация творческих работ (индивидуальные сообщения).

Презентация газет и журналов ХХ века (индивидуальные сообщения).

Групповая работа по вопросам и заданиям учебника.

Устный ответ.




Путешествия и приключения (15 часов)








Покорение пространства и времени





12 часов


Вн.чт. 3 Д. Дефо. «Робинзон Крузо». Жизнь талантливого писателя и энергичного купца Даниэля Дефо. Герой его книги – Робинзон. Характерные черты героя Дефо.



Активное слушание.

Сжатый пересказ содержания романа (индивидуальное сообщение). Коллективная работа с иллюстрацией. Беседа по тексту главы. Групповая работа по заданиям и вопросам, предложенным учащимися (индивидуальные задания) и учителем. Старт проекта «Приключения продолжаются»

Устный ответ.

Практическая работа.



Развитие речи. Беседа – диспут, посвященная Робинзону и «робинзонадам».

Теория литературы. «Робинзонада».



Индивидуальные сообщения (пересказ эпизодов). Работа в группах (характеристика героя).

Коллективная беседа (аллегорический смысл романа).

Устный ответ.

Практическая работа.

Сочинение-рассуждение на заданную тему.



Вн.чт. 4 Р.Э. Распэ. «Приключения барона Мюнхгаузена». Барон Мюнхгаузен и придуманные им истории.

Теория литературы. Гротеск. Гипербола. Литота.



Чтение творческих работ (сочинения-рассуждения) с последующим коллективным анализом. Работа над проектом.

Активное слушание.

Групповая работа со статьей учебника. Коллективная работа с иллюстрацией. Пересказ фрагментов книги.

Аудирование.

Устный ответ.




Отличие рассказов «самого правдивого человека» от сказок.



Индивидуальные сообщения (прототип героя книги Р.Э. Распэ).

Коллективная беседа по содержанию книги.

Индивидуальные сообщения («Последователи барона Мюнхгаузена»). Работа над проектом.

Устный ответ.

Творческая работа.



М. Твен. «Приключения Тома Сойера». Автобиографическая повесть и ее герои. Теория литературы. Прототип.



Активное слушание. Краткий пересказ содержания романа (индивидуальные сообщения). Выразительное чтение фрагментов первой главы по ролям. Коллективная работа по заданиям и вопросам учебника.

Устный ответ.

Практическая работа.



Вн. чт. 5 М. Твен. «Приключения Тома Сойера». Провинциальный американский Санкт-Петербург и его обитатели.



Работа в группах (характеристика героев). Коллективная работа с иллюстрацией. Инсценировка фрагментов романа (итоги домашней работы в группах).

Фронтальный опрос.

Творческая работа.



Вн. чт. 6 М. Твен. «Приключения Тома Сойера». Том и Гек. Их смелость, авантюризм, неуемная фантазия. Теория литературы. Прототип.



Работа в группах (викторина, выполнение игровых заданий). Индивидуальная творческая работа (конкурс сочинителей). Работа над проектом.

Фронтальный опрос.

Сочинение.



А. Линдгрен. «Приключения Калле Блюмквиста». Знакомые герои произведений писательницы.



Активное слушание. Индивидуальные сообщения (рассказ о любимом герое одного из произведений А. Линдгрен).


Устный ответ.

Практическая работа.



Вн. чт. 7 А. Линдгрен. «Приключения Калле Блюмквиста». События и приключения повести «Калле Блюмквист играет».



Сжатый пересказ содержания повести. Групповая работа по заданиям и вопросам учебника с последующим коллективным анализом.

Устный ответ.

Практическая работа.



Вн. чт. 8 А. Линдгрен. «Приключения Калле Блюмквиста». Герои детектива. Утверждение положительного идеала и нравственных ценностей в повести.

Теория литературы. Трилогия. Детективный сюжет. Понятие о жанре детектив



Групповая работа по заданиям и вопросам учебника с последующим коллективным анализом.

Устный ответ.

Практическая работа.



РР Работа с литературоведческой статьей. Сюжет и композиция художественного произведения.



Работа в группах со статьей учебника. Коллективная практическая работа. Индивидуальная работа (выполнение заданий учебника). Работа над проектом.

Практическая работа.

Самостоятельная работа.



Итоговый урок по теме «Покорение пространства и времени».



Работа в группах (викторина, конкурс словесного портрета). Просмотр и коллективное обсуждение фрагментов кино- и мультфильмов, посвященных путешествиям и приключениям.

Фронтальный опрос




Новая жизнь старых героев





3 часа


Новая жизнь старых героев.

Н.С. Гумилев. «Орел Синдбада».

Б.Лесьмян «Новые приключения Синдбада-морехода».

Знакомый герой в произведениях ХХ века.



Активное слушание. Выразительное чтение стихотворения. Групповая работа по вопросам и заданиям учебника с последующим коллективным обсуждением.

Устный ответ.



Беседа о героях сказок в книгах писателей всех веков.

Теория литературы. Новая жизнь героев художественных произведений. Что меняется и что сохраняется в сюжетах новых произведений о старых героях.



Сжатый пересказ. Презентация иллюстраций учащихся. Выразительное чтение и коллективный анализ эпизодов.

Индивидуальная работа по вопросам и заданиям учебника. Работа над проектом.

Устный ответ.

Самостоятельная работа.



Презентация творческих работ



Презентация проекта «Приключения продолжаются».

Индивидуальная творческая работа (конкурс сочинителей).

Устное сочинение




Итоги (5 часов)







Итоговый урок по курсу литературы в 5 классе.

Итоги работы учеников в пятом классе. М.И. Цветаева. «Книги в красном переплете» Советы поэта и собственные вкусы и пристрастия учеников-читателей в организации летнего чтения.



Активное слушание. Коллективный анализ стихотворения. Индивидуальные сообщения (презентация творческих работ).

Коллективная беседа («Любимые страницы литературного произведения»).

Работа в группах (характеристика любимого героя)

Индивидуальная работа (терминологический диктант).

Устный ответ.

Практическая работа.

Терминологический диктант.



Контрольная работа за курс 5 класса.



Индивидуальная работа (тест).

Тест.



Резерв.







Резерв.







Резерв.






Развитие речи – 8 часов

Классное сочинение – 2

Домашнее сочинение – 2

Наизусть – 10 произведений (или отрывков)

Внеклассное чтение – 6

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса соответствует требованиям, предъявляемым к организации образовательного процесса, и обеспечивает реализацию учебной программы.


Планируемые результаты изучения литературы в 5 классе:


Ученик научится:

• осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания; адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ; интерпретировать прочитанное, устанавливать поле «читательских ассоциаций», отбирать произведения для чтения;

осознанно воспринимать и понимать фольклорный текст; различать фольклорные и литературные произведения, обращаться к пословицам, поговоркам, фольклорным образам, традиционным фольклорным приемам в различных ситуациях речевого общения, сопоставлять фольклорную сказку и ее интерпретацию средствами других искусств (иллюстрация, мультипликация, художественный фильм);

• видеть черты национального характера народа в героях народных сказок; анализировать и истолковывать произведения разной жанровой природы, аргументировано формулируя свое отношение к прочитанному;

• выделять нравственную проблематику фольклорных текстов как основу для развития представлений о нравственном идеале народа, формирования представлений о национальном характере;

• целенаправленно использовать малые фольклорные жанры в своих устных и письменных высказываниях;

• определять с помощью пословицы жизненную/вымышленную ситуацию;

• воспринимать художественный текст как произведение искусства, «послание» автора читателю, современнику и потомку;

• определять  актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения;

• выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определяя свое к ней отношение, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации;

• определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в диалог с другими читателями;

• анализировать и истолковывать произведения разной жанровой природы, аргументировано формулируя свое отношение к прочитанному;

• создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах;

• сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах;

• работать  с разными источниками информации и владеть основными способами ее обработки и презентации;

• выразительно читать произведения, соблюдая соответствующий интонационный рисунок;

• пересказывать художественные произведения, четко выделяя сюжетные линии, не пропуская значимых композиционных элементов, используя в своей речи характерные художественные приемы;

• выявлять в литературных текстах характерные художественные приемы и на  этой основе определять жанровую разновидность произведения;

• видеть «необычное в обычном», устанавливать неочевидные связи между предметами, явлениями, действиями.

Ученик получит возможность научиться:

сравнивая фольклорные произведения разных народов определять черты национального характера;

сравнивая сказки, принадлежащие разным народам, видеть в них воплощение нравственного идеала конкретного народа

устанавливать связи между фольклорными произведениями разных народов на уровне тематики, проблематики, образов (по принципу сходства и различия);

сочинять сказку (в том числе и по пословице), и/или придумывать сюжетные линии;

рассказывать о самостоятельно прочитанном произведении, обосновывая свой выбор;

выбирать произведения для самостоятельного чтения, руководствуясь конкретными целевыми установками;

выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста;

дифференцировать элементы поэтики художественного текста, видеть их художественную и смысловую функцию;

сопоставлять «чужие» тексты интерпретирующего характера, аргументировано оценивать их.

Мониторинг успешности усвоения учебного материала


Дата

№ К.Р.

Тема контрольной работы

Класс

Кол-во уч-ся в классе

Выполняли работу

Справились

Получили «4»-«5»

1

2

3

4

5

6

7

8


Развернутый ответ на вопрос «Почему Герасим был «самым замечательным лицом» из числа всей челяди барыни?» (Классное сочинение №1)

29

29

24

24


Сочинение «Один день в лесу» (по рассказу «Васюткино озеро»). Классное сочинение №2.

30

30

26

22


Контрольная работа за курс 5 класса.

30

не проводилась


Анализ выполнения Программы


Параметры

Учебный период

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

Учебный год

Кол-во часов


%


1





6

7


Кол-во часов по программе

27

24

32

25

105

100

Проведено фактически

27

20

28

24

99

94

Разница в часах

0

-1

-4

-1

-6


Причины

  1. Проверка олимпиад

  1. Ассистирование ГЦ ПМСС

  2. Праздничные дни

  1. Праздничные дни



Выполнение программы

Программа выполнена

Программа выполнена

Программа выполнена

Программа выполнена

Программа выполнена


Дата заполнения

02/11/13

28/12/13

21/03/14

30/05/2014

30/05/2014


Подпись учителя









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!