Директор лицея № 86 __________О.В. Большакова
Рабочая программа по литературе составлена на основе следующих нормативных документов:
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.
Для реализации данной программы используется учебно-методический комплекс под редакцией Т.Ф.Курдюмовой, утвержденный приказом директора от 31.08.2013г. № 03-01/161
Состав УМК: Т.Ф.Курдюмова: Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений в 2 частях. М. Дрофа, 2013.
На изучение предмета «Литература» отводится 105 часов в год (3 часа в неделю).
№ п/п | Тема | Кол. часов | Планируемые результаты | Учебно-исследовательская и проектная деятельность ность | ИКТ |
личностные | метапредметные | предметные |
1 1 | Вводные уроки | 1 | Формирование стартовой мотивации к изучению нового материала. Формирование устойчивой мотивации к самосовершенствованию, навыков анализа, сопоставления, сравнения. навыков связной, аргументирован ной речи, навыков выявления главной информации в тексте. | Извлечение необходимой информации из текста в соответствии с поставленной задачей; осознанное построение речевого высказывания. | Знать цели и задачи изучения курса литературы в 5 классе, структуру учебника, условные обозначения; уметь самостоятельно искать и выделять необходимую информацию, отвечать на вопросы по прочитанному. Отличать произведения художественной литературы от научно-популярных; понимать образную природу литературы как явления словесного искусства. | | Компьютерная презентация, ЦОР |
2 | Мифы народов мира | 3 | Формирование познавательного интереса, устойчивой мотивации к обучению. Формирование навыков связной, аргументирован ной речи, навыков выявления главной информации в тексте. Формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной аналитической, исследовательской и проблемно-поисковой деятельности; к самостоятельному и коллективному проектированию, интереса к творческой деятельности. Формирование навыков интеграции индивидуального и коллективного конструирования в ходе решения общей задачи. Формирование навыков анализа и самоконтроля. | Поиск и выделение необходимой информации в соответствии с поставленной задачей, применение методов информационного поиска; овладение начальными навыками анализа текста; структурирование знаний. Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками - определение цели, функций участников, способов взаимодействия. Умение выражать свои мысли в соответствии с задачами коммуникации; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме, построение диалога и полилога. Контроль, оценка. | Знать понятия «миф», «мифология»; причины возникновения и цель создания мифов, их отличительные особенности, своеобразие мифологии разных народов, причины сходства мифов разных народов, классификацию мифов, владеть терминологией. Понимать значение мифов в жизни людей, в формировании культуры человечества. Знать календарные мифы славян, героев и сюжеты древнегреческих мифов. Уметь характеризовать героев, понимать мотивы их поступков. Уметь соотносить иллюстрации с текстом, составлять словесный портрет. Уметь пересказывать мифы. | | Компьютерная презентация, ЦОР |
3 | Устное народное творчество | 10 | Формирование устойчивого познавательного интереса и мотивации к изучению нового, способам обобщения, систематизации и закрепления знаний. Формирование устойчивой мотивации к индивидуальной и коллективной учебно-познавательной, исследовательской и творческой деятельности, формирование навыков организации и анализа своей деятельности в составе группы, мотивации к интеграции индивидуальной и коллективной деятельности. Формирование навыков индивидуального и коллективного проектирования в ходе выполнения творческого задания, навыков творческого конструирования по алгоритму Формирование навыков составления алгоритма выполнения задачи, устойчивой мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задачи. Формирование устойчивой мотивации к индивидуальной деятельности по самостоятельно составленному плану, навыков самоанализа и самоконтроля. | Поиск, выделение и обобщение необходимой информации из текста в соответствии с поставленной задачей. Овладение начальными навыками анализа текста; структурирование информации, установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений. Моделирование, осознанное построение речевого высказывания; постановка вопросов, умение выражать свои мысли в соответствии с задачами коммуникации, построение диалога и полилога. Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками - определение цели, функций участников, способов взаимодействия. Рефлексия способов и условий действия, контроль процесса и результатов деятельности, оценка и самооценка. Синтез, анализ, целеполагание, планирование. | Знать понятие «фольклор», основные особенности и жанры фольклора, осознавать место УНТ в мировой культуре, значение фольклора для развития национальной и мировой литературы, проводить параллели между народными и литературными произведениями, уметь сопоставлять их. Знать композиционные и жанровые особенности сказок, основные виды сказок, понимать соотношение реальности и вымысла в сказках. выявлять в сказках характерные художественные приемы и на этой основе определять жанровую разновидность сказки, отличать литературную сказку от фольклорной. Характеризовать героев сказок, видеть черты национального характера в героях народных сказок; выделять нравственную проблематику фольклорных текстов как основу для развития представлений о нравственном идеале разных народов, осознавать единство сказок разных народов в отражении идеалов добра и справедливости. пересказывать сказки, не пропуская значимых композиционных элементов, используя в своей речи характерные для народных сказок художественные приемы. Знать малые жанры фольклора и их особенности. Уметь раскрывать смысл пословиц и поговорок, различать пословицы и поговорки; понимать поэтическую, метафорическую природу загадок, уметь отгадывать загадки; понимать юмористическую, критическую природу анекдота; знать жанровые особенности песен и частушек, народных лирических песен. Знать историю народного театра, его героев; особенности, основные признаки драматических произведений; осознавать связь народного театра с другими формами фольклора; владеть терминологией. Целенаправленно использовать произведения фольклорных жанров в устных и письменных высказываниях; уметь исполнять фольклорные произведения, читать пьесу по ролям. | Проект «Добро и зло в народных сказках» | Компьютерная презентация, ЦОР |
4 | Русская литература XIX века | 29 | Формирование устойчивого познавательного интереса и мотивации к изучению нового, способам обобщения, систематизации и закрепления знаний. Формирование устойчивой мотивации к индивидуальной и коллективной учебно-познавательной, исследовательской и творческой деятельности. Формирование навыков связной, аргументированной речи, навыков выявления информации в тексте; навыков организации и анализа своей деятельности в составе группы, мотивации к интеграции индивидуальной и коллективной деятельности. Формирование навыков индивидуального и коллективного проектирования в ходе выполнения творческого задания, навыков творческого конструирования по алгоритму. Формирование навыков составления алгоритма выполнения задачи, устойчивой мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задачи. Формирование устойчивой мотивации к индивидуальной деятельности по самостоятельно составленному плану, навыков самоанализа и самоконтроля. | Смысловое чтение, владение элементами анализа текста(поиск и выделение необходимой информации в соответствии с поставленной задачей, применение методов информационного поиска; определение основной и второстепенной информации, выбор оснований и критериев для сравнения; структурирование знаний. Владение первоначальными навыками сопоставительного анализа. Осознанное построение речевого высказывания, умение выражать свои мысли в соответствии с задачами коммуникации, построение диалога и полилога. Установление причинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждений, доказательство. Планирование учебного сотрудничества; управление поведением партнёра – контроль, оценка, коррекция его действий. Самостоятельное создание способов решения проблемы творческого характера Контроль, коррекция, оценка, анализ, синтез, моделирование. | Знать основные сведения о жизни и творчестве русских писателей и поэтов XIX века; осознавать их роль в развитии отечественной и мировой литературы; знать историю создания, сюжет, героев и историческую основу их произведений, осознавать преемственность в развитии литературы; понимать художественную, эстетическую и культурную ценность классических произведений. Понимать соотношение вымысла и реальности, роль автора-рассказчика в художественном произведении; уметь составлять план эпизода, анализировать эпизод; представлять подробный и сжатый пересказ, вычленять в тексте отдельные эпизоды и определять их роль. Уметь характеризовать литературного героя, понимать мотивы его поведения, особенности и причины авторского отношения к герою; находить в тексте прием противопоставления, понимать его назначение. Знать понятия «повествование», «описание», «рассуждение», их отличительные особенности; уметь определять типы речи в конкретных текстах. Знать понятие «пейзажная лирика», уметь характеризовать лирические произведения; усвоить понятия «стих», «ритм», «стопа», «рифма», «строка»; понимать их роль в организации стихотворного текста; знать понятие «стихотворный размер, уметь определять двусложные размеры стиха; уметь анализировать и выразительно читать поэтические тексты наизусть, выделять элементы композиции в поэтическом тексте; владеть терминологией. Уметь составлять стихотворные тексты по предложенной модели и без нее. Уметь сопоставлять произведения разных видов искусства; владеть приемами устного рисования, инсценировки; уметь объяснять значение устаревших, диалектных слов, военной лексики, обращаясь в случае затруднения к словарю. Уметь создавать авторский текст (писать сочинение) по предложенному плану, анализировать и оценивать результаты своей работы. | 1. «Жанр басни в мировой литера туре» 2. «Проба пера» | Компьютерная презентация, ЦОР |
5 | Литература ХХ века | 42 | Формирование познавательного интереса, интереса к творческой деятельности на основе составленного плана, проекта, модели, образца. Формирование навыков связной, аргументирован ной речи, навыков выявления информации в тексте. Формирование устойчивой мотивации к обучению, к изучению нового на основе составленного алгоритма выполнения задания, к индивидуальной и коллективной исследовательской, творческой и проектировочной деятельности, к конструированию, творческому самовыражению, самосовершенствованию. Формирование навыков составления алгоритма выполнения задания, навыков выполнения творческого задания. Формирование навыка работы в парах по алгоритму взаимопроверки и самопроверки. Формирование устойчивой мотивации к поэтапному самосовершенствованию через проектирование индивидуальной программы преодоления проблемных зон в обучении. Формирование навыков самоанализа и самоконтроля | Смысловое чтение, владение навыками анализа текста и сопоставительного анализа: поиск и выделение необходимой информации в соответствии с поставленной задачей; определение основной и второстепенной информации, выбор оснований и критериев для сравнения, структурирование знаний; Установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, умение делать выводы. Осознанное построение речевого высказывания; умение точно выражать свои мысли в соответствии с задачами коммуникации, постановка вопросов, построение диалога и полилога. Самостоятельное создание алгоритма деятельности, планирование учебного сотрудничества; инициативное сотрудничеств. Самостоятельное формулирование проблемы и поиск ее решения; создание способов решения проблемы творческого характера. Анализ, синтез, обобщение; контроль, коррекция, оценка и самооценка. | Знать основные сведения о жизни и творчестве писателей и поэтов XX века; осознавать их роль в развитии отечественной и мировой литературы; знать историю создания, сюжет, героев их произведений, понимать связь современной культуры с культурой предшествующих веков. Знать признаки литературной сказки, уметь отличать ее от народной, Уметь определять основные элементы композиции, находить в тексте художественные средства, определять их роль. Уметь характеризовать литературного героя, понимать мотивы его поведения; различать роли автора и рассказчика в художественном произведении, понимать суть и назначение приема несобственно-прямой речи. Знать особенности жанра «фэнтези», понимать особенности творчества переводчика; усвоить понятия «очерк», «автобиографическое произведение»; понимать особенности лирической прозы; владеть терминологией. Уметь составлять план произведения и эпизода, пересказывать текст (подробно и сжато) по предложенному или самостоятельно составленному плану. Владеть навыками выразительного чтения (с листа и наизусть) прозаических и поэтических произведений; навыками устного словесного рисования, инсценировки; уметь сопоставлять литературные произведения с экранизацией. Уметь создавать авторский текст (писать сочинение) по предложенному плану, анализировать и оценивать свои и чужие творческие работы. | «Рождение сказки» | Компьютерная презентация, ЦОР |
6 | Покорение пространства и времени. Из них: Путешествия и приключения. Новая жизнь знакомых героев. | 15 12 3 | Формирование устойчивой мотивации к обучению, к исследовательской и проектировочной деятельности; творческой инициативности через активные формы деятельности. . Формирование навыков связной, аргументирован ной речи, навыков выявления главной информации, Формирование навыка работы в парах по алгоритму взаимопроверки и самопроверки. Формирование навыков конструирования, проектной работы, анализа, самоанализа, самоконтроля по алгоритму с перспективой самодиагностики результатов. | Смысловое чтение; выделение необходимой информации в соответствии с поставленной задачей; структурирование знаний, владение элементами комплексного и сопоставительного анализа текста, умением сопоставлять произведения различных видов искусств. Осознанное построение речевого высказывания, умение точно выражать свои мысли в соответствии с задачами коммуникации, построение диалога и полилога, постановка вопросов, построение логической цепи рассуждений. Инициативное сотрудничество. Анализ, самоанализ, синтез. | Знать основные сведения о жизни и творчестве Д. Дефо, Р.Э. Распэ, М. Твена, А. Линдгрен, Н.С. Гумилева, Б. Лесьмяна; содержание их произведений; понимать значение образов героев и сюжетов для развития мировой литературы, осознавать связь произведений Д. Дефо и Р.Э. Распэ, Н.С. Гумилева, Б. Лесьмяна с фольклором и литературной традицией. Понимать причины популярности произведений и героев, роль перевода К.И. Чуковского в популяризации произведений М. Твена и Р.Э. Распэ. Уметь характеризовать героев, понимать мотивы их поступков. Уметь соотносить иллюстрации с текстом, составлять словесный портрет, создавать подробный, сжатый, выборочный пересказ, создавать авторские тексты в устной и письменной форме. Знать понятие «робинзонада»; понятия «сюжет», «композиция»; уметь выделять элементы композиции в тексте; владеть терминологией. Уметь анализировать творческие работы (свои и одноклассников). | «Приключения продолжаются» | Компьютерная презентация, ЦОР |
7 | Итоговые уроки | 5 | Формирование познавательного интереса, устойчивой мотивации к обучению, творческой инициативности через активные формы деятельности. Формирование навыков конструирования, проектной работы, анализа, самоконтроля по алгоритму с перспективой самодиагностики результатов. Формирование навыка работы в парах по алгоритму взаимопроверки и самопроверки. Формирование устойчивой мотивации к поэтапному самосовершенствованию через проектирование индивидуальной программы преодоления проблемных зон в обучении. Формирование навыков самоанализа и самоконтроля | Осознанное построение речевого высказывания, умение точно выражать свои мысли в соответствии с задачами коммуникации, построение диалога и полилога. постановка вопросов, построение логической цепи рассуждений. Владение элементами анализа текста ( в т. ч. и поэтического). Инициативное сотрудничество. Контроль и самоконтроль, коррекция, оценка и самооценка. | Знать основные сведения о жизни и творчестве писателей и поэтов, произведения которых изучались в 5 классе, содержание и героев этих произведений. Представлять основные этапы развития национальной и мировой литературы; знать теоретико-литературные понятия; владеть терминологией. Владеть навыками комплексного анализа текста: определять тему, идею, уметь определять родовую и жанровую принадлежность художественного произведения, находить композиционные элементы и средства художественной выразительности в литературных произведениях, определять стихотворный размер. Уметь составлять план художественного произведения, создавать различные виды пересказа; создавать авторские тексты в устной и письменной форме. Уметь анализировать допущенные ошибки, выполнять работу по их предупреждению. Научиться проводить диагностику учебных достижений. | | Компьютерная презентация, ЦОР |
№ п/п | | Название темы урока | Дата | Основные виды учебной деятельности | Формы контроля | Примечание |
планир. | реальн. |
| | Вводный урок (1 час) | | | | | |
| | Художественная литература как одна из форм освоения мира. Происхождение литературы. Роль литературы в образовании и воспитании человека. Литература как искусство слова. Художественные приемы. Правила для слушающего и говорящего. Теория литературы. Литература как искусство слова и другие виды искусств. Общее понятие о тропах и фигурах в художественном слове. | | | Активное слушание, беседа. | Фронтальный опрос, аудирование. | |
| | Мифы народов мира (3 часа) | | | | | |
| | Миф как форма познания и эстетического освоения мира. Календарные мифы и календарные праздники. «Масленица». И.М. Снегирева. Народные обычаи, связанные с календарными праздниками. Персонажи славянской мифологии. Теория литературы. Мифы. Праздники и обычаи, связанные с мифологическими представлениями о мире. | | | Активное слушание, коллективная работа со статьей учебника. Индивидуальные сообщения. | Фронтальный опрос, аудирование. | |
| | Мифы разных времен и народов. Греческие мифы. Подвиги Геракла. «Золотые яблоки Гесперид». | | | Работа в группах со статьей учебника, работа со статьей толкового словаря. Выразительное чтение, коллективный анализ текста на основе вопросов и заданий учебника. | Выразительное чтение, устный ответ | |
| | ВН.ЧТ. 1 Мифы, изученные на уроках истории. Яркость поэтического изображения природы и Вселенной в мифах. | | | Работа в группах (викторина), индивидуальная работа с тестами. | тест | |
| | Устное народное творчество (фольклор) (10 часов) | | | | | |
| | Богатство отражения мира в произведениях фольклора. Жанры фольклора. Детский фольклор. Национальное восприятие мира, отраженное в фольклоре. Теория литературы. Фольклор. Жанры фольклора. Детский фольклор. | | | Коллективная работа со статьей учебника, групповая работа со словарем, активное слушание, индивидуальные сообщения. | Фронтальный опрос, практическая работа. | |
| | Сказка как популярный жанр народного творчества. Особенности русских народных сказок. Рассказчики и слушатели. Начало знакомства с волшебной сказкой «Царевна-лягушка». Теория литературы. Сказка. Виды сказок. | | | Индивидуальные сообщения, коллективная работа со статьей учебника и репродукциями картин В.М. Васнецова, И.Я. Билибина. Индивидуальная работа со словарем. Активное слушание. Старт работы над проектом «Добро и зло в народных сказках». | Устный ответ, самостоятельная работа. | |
| | Работа с текстом сказки «Царевна-лягушка». Обсуждение сюжета и его особенностей. Подготовка к художественному пересказу (доступный возрасту стилистический анализ фрагментов сказки). Теория литературы. Художественные особенности волшебной сказки: волшебный сюжет, волшебные герои, яркость языка. | | | Коллективная работа (анализ композиции сказки, выявление жанровых особенностей волшебной сказки), работа в группах «сильный-слабый» (составление плана сказки), проектирование выполнения домашнего задания. Работа над проектом. | Практическая работа. | |
| | Вн.чт. 2 Сказки народов мира. Богатство отражения жизни в сказках народов мира. Сборник сказок «Тысяча и одна ночь». «Путешествия Синдбада - морехода» - сказки об освоении незнакомого мира. Теория литературы. Сюжет сказки и реальная жизнь. Путешествие как жанр. | | | Активное слушание, коллективная работа со статьей учебника, анализ сказки (сюжет, жанр, образ главного героя). Проектирование выполнения домашнего задания. Работа над проектом. | Практическая работа аудирование | |
| | Малые жанры фольклора. Разнообразие малых жанров фольклора. Использование малых жанров фольклора в современной устной и письменной речи. Теория литературы. Пословицы и поговорки. Отличительные особенности. Афоризм. | | | Коллективная работа со статьей учебника, коллективная работа по определению тематики пословиц, помещенных в учебнике, работа в группах (подбор и запись пословиц на заданную тему) | Практическая работа. | |
| | Загадки. Рождение загадки. Роль метафоры и сравнения в создании загадки. Процесс поиска отгадки. Типы и циклы загадок. Сказка-загадка. Теория литературы. Загадка и особенности ее строения. Отгадка. | | | Работа в группах со статьей учебника (составление развернутого устного ответа о загадке как малом жанре фольклора по данному алгоритму). Индивидуальная работа (сочинение загадки). Коллективная работа (обсуждение сказки-загадки). | Устный ответ, практическая работа, самостоятельная работа. | |
| | Анекдот. Популярность анекдота. Рождение анекдотов. Герои и сюжеты анекдотов. Циклы анекдотов. Судьба анекдотов в устной речи и в литературе. Сказка-анекдот. Теория литературы. Анекдот. Особенности сказки-анекдота. Соединение жанров в фольклоре. | | | Самостоятельная работа со статьей учебника (составление развернутого устного ответа об анекдоте как малом жанре фольклора по данному алгоритму). Коллективная работа (обсуждение сказки-анекдота). | Самостоятельная работа. | |
| | Песни. Частушки. Виды народных песен. Причины популярности этих фольклорных жанров. Сказка Б. Шергина «Рифма» как пример экспромта на данную тему. Теория литературы. Песня. Частушка. Музыка в произведениях фольклора. | | | Активное слушание. Коллективная работа с иллюстрациями. Прослушивание народных песен (аудиозапись) и частушек (в исполнении учащихся). Анализ поэтического текста по предложенному плану. Работа в группах (сочинение частушки). | Практическая, работа, аудирование | |
| | Русский народный театр в истории русской культуры. Народная драма «Озорник Петрушка». Чтение в лицах. Насыщенность пьесы малыми жанрами фольклора. Теория литературы. Театр. Сцена. Пьеса. Особенности построения и оформления драматического произведения: акт, действие, явление, декорация, мизансцена. Диалог, реплика, ремарка. Стремительность развития сюжета пьес кукольного театра. | | | Активное слушание, коллективная работа со статьей учебника (запись терминов), с иллюстрацией. Проектирование выполнения домашнего задания. | Аудирование, фронтальный опрос. | |
| | РР1. Использование произведений фольклора в устной речи. Творческие задания и игровые формы работы. | | | Выразительное чтение по ролям, коллективный анализ пьесы (жанровое своеобразие, речевая характеристика героев). | Терминологический диктант. | |
| | Русская классическая литература XIX века (29 часов) | | | | | |
| | Введение. Славные имена русских писателей XIX века. Популярность русской классики. Золотой век русской поэзии. Общее повторение произведений XIX века, знакомых по урокам чтения в начальной школе. Теория литературы. Классика. Классическое произведение. | | | Активное слушание, коллективная работа со статьей учебника. Проектирование выполнения домашнего задания. Старт проекта «Жанр басни в мировой литературе». | Аудирование, фронтальный опрос. | 3 часа |
| | И.А. Крылов – великий баснописец. Расцвет русской басни в начале XIX века. Басня «Свинья под дубом». Чтение и обсуждение басни, работа с ключевыми словами «невежа», «невежда». Злободневность морали басни «Свинья под дубом». Теория литературы. Басня. Аллегория. Олицетворение. Сюжет и мораль басни. | | | Выразительное чтение. Анализ басни по предложенному плану (сюжет, жанровое своеобразие, речевая характеристика героев, мораль). Работа над проектом. | Чтение наизусть. Практическая работа | |
| | Басни «Зеркало и Обезьяна», «Осел и мужик». Герои, сюжет, мораль басен. Олицетворение в баснях. Афоризмы из текста басен. | | | Презентация проекта «Жанр басни в мировой литературе». Коллективная работа (сравнительный анализ басен Эзопа, Лафонтена, Крылова) по предложенному плану. Работа в группах (викторина). | Устный ответ Практическая работа. | |
| | А.С. Пушкин. Детство Пушкина. Пушкин-лицеист. Поэма Пушкина «Руслан и Людмила». История создания. Связь пролога с русскими народными сказками. Теория литературы. Поэма. | | | Активное слушание, индивидуальные сообщения. Коллективная работа со статьей учебника, с репродукцией. | Устный ответ. Практическая работа. | 10 часов |
| | Чтение и анализ первой песни поэмы «Руслан и Людмила». Завязка сюжета. Герои и их поступки. Теория литературы. Сюжет поэмы. | | | Активное слушание, выразительное чтение, устное словесное рисование. | Устный ответ. Чтение наизусть. | |
| | Анализ самостоятельно прочитанных песен второй и третьей. Людмила – героиня поэмы. Волшебник Черномор и его злодейства. Борьба Руслана за спасение Людмилы. | | | Выразительное чтение. Работа в группах (сильный -слабый): характеристика героев | Устный ответ. Практическая работа | |
| | Вн.чт. 2 Обсуждение сюжета поэмы и всех героев. Автор в поэме. Яркость красочных описаний. Особенности стиха поэмы. | | | Индивидуальные сообщения (объяснение значения устаревших слов), выразительное чтение, коллективная работа (анализ эпизода). | Устный ответ, выразительное чтение, практическая работа | |
| | РР2. Стихи и проза. Ритм. Рифма. Стопа. Теория литературы. Стопа. Двусложные стихотворные размеры стиха. | | | Индивидуальные сообщения (пересказ эпизода).Выразительное чтение. Работа в группах(составление плана эпизода).Коллективная работа (Анализ особенностей позиции автора-рассказчика в повествовании). | Устный ответ, выразительное чтение практическая работа. | |
| | «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» | | | | | |
| | Лирика Пушкина. Родная природа в лирике поэта. Теория литературы. Стопа. Двусложный стихотворный размер стиха – ямб. Наизусть одно из стихотворений. | | | Коллективная работа(обсуждение вопросов и заданий учебника).Групповая работа с иллюстрациями к поэме. Коллективное прослушивание фрагментов оперы М.И. Глинки» Руслан и Людмила» с последующим обсуждением. | Фронтальный опрос. Словарный диктант (правописание и объяснение значения устаревших слов). | |
| | Чтение и анализ стихотворения «Няне». Обучение выразительному чтению | | | Коллективная, групповая и индивидуальная работа со статьей учебника, анализ текста. | Устный ответ, практическая работа. | |
| | Стихотворение «Зимнее утро». Выразительное чтение и анализ. | | | Активное слушание, выразительное чтение, устное словесное рисование. Коллективная работа (анализ стихотворений по предложенному плану). Старт проекта «Проба пера». | Устный ответ, Выразительное чтение. Практическая работа | |
| | Стихотворение «Зимний вечер». Выразительное чтение и анализ. | | | Индивидуальные сообщения (объяснение значений устаревших и диалектных слов).Выразительное чтение наизусть. Коллективная работа (комплексный анализ текста). | Чтение наизусть. Устный ответ. | |
| | РР3 Конкурс чтецов «Мое любимое стихотворение А.С. Пушкина». | | | Выразительное чтение наизусть. Коллективная работа со статьей учебника. Работа в группах по вопросам и заданиям учебника. Работа над проектом. | Чтение наизусть. Практическая работа. | |
| | М.Ю. Лермонтов. Детство поэта. Воспоминания о детстве в лирике поэта («И вижу я себя ребенком»). Начало творчества. Стихотворения «Парус», «Листок», «Из Гёте», в которых выражено отношение поэта к окружающему миру. Теория литературы. Рифма. | | | Активное слушание. Индивидуальная работа со статьей учебника. Коллективная работа с иллюстрациями. Выразительное чтение. Устное словесное рисование. Коллективная работа (анализ стихотворения). | Чтение наизусть. Устный ответ. Практическая работа. | 2 часа |
| | РР4 Выразительное чтение стихотворений поэта. Создание словаря рифм поэта. | | | Выразительное чтение. Коллективная работа (анализ стихотворений). Работа в группах (поиск примеров реализации приема антитезы в стихотворении «Листок»). Работа над проектом. | Выразительное чтение наизусть. Практическая работа. | |
| | Н.В. Гоголь. Детство и юность писателя. Цикл повестей «Вечера на хуторе близ Диканьки». Творческая история. Язык повестей. Словари, которые Гоголь создавал для своих читателей. Теория литературы. Поверье. Быличка. | | | Выразительное чтение. Активное слушание. Работа в группах со статьей учебника. | Аудирование. Фронтальный опрос | 3 часа |
| | Сюжет и герои повести «Пропавшая грамота». Нечистая сила в повести. | | | Коллективная работа (обсуждение вопросов по содержанию повести, определение типов речи, представленных в повести). Индивидуальные сообщения (объяснение значения устаревших и диалектных слов). Работа в группах (составление плана рассказа деда). | Практическая работа. Устный ответ. | |
| | Вн.чт. 3 Н.В. Гоголь. «Ночь перед Рождеством». Сюжет и герои повести. | | | Пересказ эпизодов по плану, составленному на прошлом уроке. Коллективная работа (характеристика героя, реальное и фантастическое в повести). Активное слушание. | Пересказ. Аудирование | |
| | И.С. Тургенев. Детство в Спасском-Лутовинове. История создания рассказа «Муму». Начало знакомства с рассказом «Муму». | | | Активное слушание. Индивидуальная работа со статьей учебника (поиск ответов на предложенные вопросы). Коллективная работа (беседа по содержанию первых страниц рассказа, пояснение значения устаревших слов). | Аудирование. Самостоятельная работа. Фронтальный опрос | 4 часа |
| | Сюжет и герои рассказа. Богатырский облик и нравственная чистота Герасима. Теория литературы. Портрет. Связь между внешним обликом и поступками героя. | | | Работа в группах (портретная характеристика героя). Коллективная работа с иллюстрацией, характеристика главного героя. Индивидуальные сообщения (образ Татьяны). Чтение по ролям. Коллективная работа (образы персонажей второго плана и их значение, воплощение и роль приема контраста, авторская ирония). | Выразительное чтение. Устный ответ. | |
| | Год счастливой жизни Герасима. Герасим и барыня. Герасим и дворня. Причины самовольного возвращения героя в родную деревню. Роль пейзажа в сюжете рассказа. Ритм прозы Тургенева. | | | Индивидуальные сообщения (пересказ эпизодов). Работа в группах (составление плана эпизода). Коллективная работа (беседа, анализ эпизодов, определение роли пейзажа и интерьера в рассказе). | Устный ответ. Практическая работа. | |
| | РР5. Развернутый ответ на вопрос «Почему Герасим был «самым замечательным лицом» из числа всей челяди барыни?» (Классное сочинение №1) | | | Коллективная работа (составление плана сочинения-характеристики героя). Работа в группах (подбор рабочих материалов к пунктам плана). | Сочинение («Герасим – главный герой рассказа И.С. Тургенева «Муму»). | |
| | Поэтический образ Родины. Автор и его отношение к природе в строках лирических стихов. | | | Индивидуальные сообщения о поэтах. Выразительное чтение. Коллективная работа с иллюстрациями учебника. Устное словесное рисование. Работа над проектом. | Устный ответ. | 3 часа |
| | Поэтический образ Родины. Автор и его отношение к природе в строках лирических стихов. | | | Выразительное чтение наизусть. Коллективная работа (анализ стихотворений). | Чтение наизусть. Практическая работа | |
| | РР6. Ритм. Стихотворная речь и стихотворные размеры как способ более точно передать мысли и чувства автора. Теория литературы. Двусложные размеры стиха. | | | Презентация проекта «Проба пера» Коллективная работа (обсуждение статьи учебника). Практическая работа в группах (определение размера стиха). Индивидуальная работа (написание четверостиший ямбом, хореем). | Устный ответ Практическая работа. Самостоятельная работа. | |
| | Тема «Героическое прошлое России». М.Ю. Лермонтов «Бородино». Патриотическая тема в стихотворении о войне 1812 года. Образ старого солдата. Автор и его оценка героев и событий. Теория литературы. Строфа. Монолог и диалог в стихотворном произведении. | | | Активное слушание. Коллективное обсуждение прочитанного учителем стихотворения. Словарная работа. Работа в группах (составление плана (простого и цитатного) отдельных эпизодов). | Терминологический диктант. Аудирование. Практическая работа. | 4 часа |
| | Л.Н. Толстой «Петя Ростов». (Фрагмент из романа-эпопеи «Война и мир») Партизанская война на страницах романа и ее герои. Петя Ростов в разведке. Теория литературы. Роман-эпопея. Эпизод как фрагмент развития сюжета. | | | Коллективная работа (анализ стихотворения, работа с иллюстрацией). Активное слушание. | Устный ответ. Практическая работа | |
| | Петя в разведке. Последний бой и героическая гибель как кульминация подвига. | | | Коллективная работа (анализ эпизодов). Индивидуальная работа (характеристика главного героя). Работа в группах (составление плана фрагмента). | Устный ответ. Практическая работа | |
| | М.А. Булгаков «Петя Ростов» (фрагмент из инсценировки романа Л.Н. Толстого «Война и мир»). Петя Ростов в партизанском отряде. Диалог в инсценировке. Теория литературы. Инсценировка прозаического произведения. | | | Активное слушание. Выразительное чтение по ролям. Коллективная работа (сопоставление фрагмента романа и инсценировки). | Терминологический диктант. Выразительное чтение по ролям. | |
| | Литература ХХ – ХХI веков (42 часа) | | | | | |
| | Связь веков. Богатство литературы ХХ века. Авторы, произведения и герои ХХ столетия. Сохранение культурных традиций в литературе ХХ века. Теория литературы. Темы лирики. | | | Индивидуальные сообщения (биография, творческий путь И. Бунина, А. Ахматовой). Коллективная работа (анализ стихотворений). | Устный ответ. | 2 часа |
| | Связь веков. Богатство литературы ХХ века. Авторы, произведения и герои ХХ столетия. Сохранение культурных традиций в литературе ХХ века. Теория литературы. Темы лирики. | | | Выразительное чтение наизусть. | | |
| | Литературные сказки XIX-XX веков. Сказка как постоянно живой и вечно новый жанр. Расцвет сказки в ХХ веке. | | | Активное слушание. Коллективная беседа. Работа в группах со статьей учебника. Старт проекта «Рождение сказки» | | 2 часа |
| | К. Паустовский. «Рождение сказки» как объяснение психологических причин постоянного рождения сказок в наши дни. Обсуждение рассказа. Теория литературы. Пути рождения сказок. | | | Коллективная работа (анализ эпизодов). | Выразительное чтение. Аудирование Устный ответ. Практическая работа. | |
| | Х.К. Андерсен. «Снежная королева». Сюжет сказки из семи рассказов. Обсуждение плана коллективного пересказа, предложенного самим Андерсеном. | | | Индивидуальные сообщения (презентация творческих работ). Активное слушание. Коллективная работа со статьей учебника и иллюстрациями. Выразительное чтение фрагментов. Коллективный анализ эпизодов. | Устный ответ. Выразительное чтение. | 6 часов |
| | Герои сказки «Снежная королева». Роль Снежной королевы в развитии сюжета сказки. Анализ 1 – 2 истории. ЗДЕСЬ НАЧАЛАСЬ 3 ЧЕТВЕРТЬ | | | Индивидуальные сообщения (словесный портрет, пересказ эпизодов). Коллективная работа (беседа по тексту историй третьей и четвертой). Индивидуальная работа с иллюстрациями. | Устный ответ. | |
| | Герои сказки «Снежная королева». Анализ 3 – 4 истории. | | | Выразительное чтение по ролям. Пересказ истории шестой. Коллективный анализ эпизодов. Работа в группах (характеристика героев второго плана). | Выразительное чтение. Устный ответ. Практическая работа. | |
| | Дружба, верность, коварство, жестокость и предательство в сюжете сказки. Победа Герды в неравной борьбе. Анализ 5 – 7 истории. Теория литературы. Композиция и сюжет большого произведения. | | | Презентация рисунков к сказке. Работа в группах (составление развернутого плана характеристики Снежной королевы, подбор цитат к пунктам плана). Коллективная беседа (определение роли образа Снежной королевы, выявление художественных приемов, используемых Андерсеном при описании ее чертогов). | Устный ответ. Практическая работа. | |
| | РР Мастерство писателя в построении сюжета и создании характеров. «Снежная королева» в театре и в кино. Инсценирование фрагмента одной из семи глав. | | | Сжатый пересказ сказки. Работа в группах (в основе – вопросы и задания учебника). Коллективная беседа (определение идеи художественного произведения). | Устный ответ. Фронтальный опрос | |
| | РР Придумывание собственной сказки, в которой шла бы речь об осколках зеркала. | | | Презентация иллюстраций к сказкам Андерсена. Работа в группах (викторина). Индивидуальная работа (мини-сочинение «Мой любимый герой»). Работа над проектом | Устный ответ. Мини-сочинение. | |
| | А.П. Платонов. Знакомство со сказкой «Волшебное кольцо». Сохранение примет народной сказки и яркость собственной стилистики автора. Теория литературы. Фольклорная и литературная сказка. | | | Работа в группах «сильный-слабый» (составление плана сказки А.П. Платонова). Сжатый пересказ сказки по составленному плану. Коллективная беседа (характеристика героев, определение идеи сказки). | Практическая работа. Устный ответ | 2 часа |
| | Герои сказки «Волшебное кольцо». Победа дружбы и справедливости над жадностью и корыстью. | | | Пересказ народной сказки «Волшебное кольцо». Групповая работа со статьей учебника. Коллективная работа (выявление особенностей, характерных для литературной сказки). Работа над проектом | Устный ответ. Практическая работа. | |
| | Джанни Родари – любимец многих поколений юных читателей. Общая характеристика «Сказок по телефону» (проблемы, герои, сюжеты). Современный подход к знакомым сюжетам. Чтение сказок в классе. | | | Активное слушание. Индивидуальная работа со статьей учебника. Выразительное чтение. Коллективная беседа по содержанию сказки «Про мышь, которая ела кошек». | Самостоятельная работа. Фронтальный опрос | 3 часа |
| | Анализ «Сказок по телефону» Джанни Родари. | | | Представление итогов групповой домашней работы (выразительное чтение сказок по ролям). Коллективная беседа (анализ сказок). Самостоятельная работа по заданиям учебника. Работа над проектом | Устный ответ. Самостоятельная работа. | |
| | РР5 Лаконизм и афористичность повествования как характерная черта «Сказок по телефону». Создание своей книги «Сказки по телефону» Теория литературы. Лаконизм, его особенности и достоинства. НАЧИНАЙ ОТСЮДА | | | Инсценировка одной из сказок. Работа в группах (создание сказки). Коллективный анализ итогов работы. Работа над проектом | Творческая работа. | |
| | Л. Кэрролл. «Алиса в Стране чудес». Сказка ученого и ее перевод-обработка В. Набокова «Аня в Стране чудес». | | | Активное слушание. Сжатый пересказ содержания. Индивидуальные сообщения (подробный пересказ эпизодов). Коллективный анализ эпизодов. | Аудирование. Устный ответ. | 4 часа |
| | Анализ I главы. Алиса (Аня) – героиня сказок. Любознательность героини сказки и ее способность к необычным решениям и поступкам. | | | Индивидуальная работа (составление плана характеристики героини). Работа в группах (подбор цитат к пунктам плана, составление связной характеристики). Коллективный анализ результатов работы. | Практическая работа. Самостоятельная работа. | |
| | Комментированное чтение и анализ III главы. | | | Индивидуальные сообщения (устное сочинение-характеристика героини сказки Л. Кэрролла). Работа со статьей учебника. Активное слушание. Коллективная работа с иллюстрациями. Работа над проектом. | Устное сочинение. Аудирование. | |
| | Чудо и парадокс на страницах сказки ученого. Сказка ученого для детей и для взрослых. Теория литературы. Парадокс. | | | Индивидуальные сообщения (пересказ сказки В.В. Набокова и выразительное чтение ее отдельных эпизодов). Коллективная беседа (анализ эпизодов, определение роли игры словами в сказке Набокова и других произведениях). Работа со словарной статьей. | Устный ответ. Выразительное чтение. | |
| | Фэнтези как жанр. Дж. Р.Р. Толкиен. Смысл двойного названия повести «Хоббит, или Туда и обратно». Сказочная страна. Герои повести. Теория литературы. Фэнтези как жанр. | | | Активное слушание. Индивидуальные сообщения (сжатый пересказ 1-4 глав). Работа в группах (составление плана 5 главы). Коллективная работа (анализ эпизодов, определение смысла названия). | Терминологический диктант. Устный ответ. Аудирование. Практическая работа. | 3 часа |
| | Комментированное чтение и анализ 6-й главы. Составление плана. | | | Коллективная работа (анализ эпизодов, определение смысла названия). Индивидуальные сообщения (сжатый пересказ содержания 7–19глав). Представление результатов домашней работы в группах (инсценировка фрагментов 7–19 глав). Работа над проектом | Устный ответ. Практическая работа. | |
| | Герои повести. Ожесточенность битвы добра со злом. Нравственные принципы, утверждаемые автором. Связь произведения с фольклором. | | | Работа в группах со словарной статьей (определение особенностей жанра фэнтези). Коллективная работа (черты жанра фэнтези в повести). Индивидуальная работа (характеристика главного героя). Презентация проекта «Рождение сказки» Работа в группах (викторина). Индивидуальная работа (тест). | Сочинение-характеристика Устный ответ. Тест. | |
| | Проза русских писателей ХХ века. И.С. Шмелев. «Как я встречался с Чеховым. За карасями». Чтение начала рассказа. | | | Активное слушание. Индивидуальные сообщения учащихся о писателях начала ХХ века. | Аудирование. Устный ответ. | 5 часов |
| | Облик и поведение писателя в восприятии «коллеги» по рыбной ловле. Двойное название и его значение. Теория литературы. Название произведения. | | | Индивидуальная работа со статьей учебника. Подробный пересказ. Коллективная беседа по содержанию рассказа. Коллективный анализ фрагментов (поиск художественных приемов, определение их роли в тексте). | Устный ответ. Фронтальный опрос Практическая работа. | |
| | Е. Замятин и его рассказ шутка «Огненное «А». Герой рассказа как читатель. Сюжет, который рожден прочитанной книгой. Комическая развязка. Теория литературы. Рассказ. | | | Коллективная работа с иллюстрацией (портрет писателя). Выборочный пересказ. Коллективная беседа по содержанию рассказа. | Устный ответ. | |
| | Автобиографический очерк А.И. Куприна «Мой полет» и его герои. Отвага и решительность героев. Теория литературы. Очерк. | | | Активное слушание. Индивидуальная работа со словарной статьей. Пересказ. Коллективный анализ очерка. Коллективная беседа (суть и назначение приема несобственно-прямой речи). Групповая работа (анализ произведения с точки зрения жанровых особенностей). | Устный ответ. Практическая работа. | |
| | РР Как написать очерк? Подготовка к написанию очерка. | | | Активное слушание. Работа в группах по вопросам и заданиям учебника. | Практическая работа. | |
| | Поэтический образ Родины. Отражение красоты природы в стихах и прозе. Теория литературы. Богатство и многообразие художественных приемов поэтического изображения родины. | | | Индивидуальная работа (терминологический диктант, анализ стихотворения (размер, художественные приемы)). Активное слушание. Индивидуальные сообщения (биография и творческий путь поэтов ХХ века, выразительное чтение любимых стихотворений). | Терминологический диктант. Практическая работа. Устный ответ. | 4 часа |
| | Поэтический образ Родины. Отражение красоты природы в стихах и прозе. Теория литературы. Богатство и многообразие художественных приемов поэтического изображения родины. | | | Выразительное чтение наизусть. Коллективная работа (анализ стихотворения). | Выразительное чтение наизусть. Практическая работа | |
| | Поэтический образ Родины. Отражение красоты природы в стихах и прозе. Теория литературы. Богатство и многообразие художественных приемов поэтического изображения родины. | | | Выразительное чтение наизусть. Презентация иллюстраций учащихся к стихотворениям. Групповая работа по вопросам и заданиям учебника с последующим коллективным анализом. | Практическая работа. Устный ответ. | |
| | Поэтический образ Родины. Отражение красоты природы в стихах и прозе. Теория литературы. Богатство и многообразие художественных приемов поэтического изображения родины. | | | Активное слушание. Выразительное чтение фрагментов произведения, коллективный анализ. Коллективная работа с иллюстрацией. Индивидуальная работа (вопросы и задания учебника). | Аудирование. Устный ответ. Практическая работа. | |
| | Мир наших братьев меньших. С. Есенин. «Песнь о собаке». Теория литературы. Лирическая проза. Приемы изображения наших братьев меньших. | | | Индивидуальные сообщения (чтение творческих работ-описаний картин) с последующим коллективным анализом. Активное слушание. Коллективный анализ. | Устное сочинение. Аудирование. | 3 часа |
| | В. Маяковский. «Хорошее отношение к лошадям». Гуманное отношение человека к природе и животным. | | | Активное слушание. Коллективный анализ. Групповая работа по заданиям и вопросам учебника. | Аудирование. Практическая работа. | |
| | РР6. Урок – концерт или час поэзии. «Край ты мой родимый, край…» Теория литературы. Песня: слово и музыка в их единстве. | | | Выразительное чтение. Индивидуальная работа (анализ стихотворения) с последующим коллективным анализом. | Устный ответ. Самостоятельная работа. | |
| | Новые страницы героического прошлого России. Стихи о Великой Отечественной войне. А.И. Фатьянов. А.Т. Твардовский, А.А. Ахматова. | | | Активное слушание. Коллективное обсуждение прослушанных песен о войне. Работа в группах с иллюстрациями. Выразительное чтение наизусть. | Аудирование. Фронтальный опрос Устный ответ. | 3 часа |
| | Песни, созданные на стихи поэтов, и их популярность в годы войны и после нее. Р.Г. Гамзатов и др. | | | Выразительное чтение наизусть. Коллективная работа (анализ стихотворений). Работа в группах по заданиям и вопросам, предложенным учителем. | Устный ответ. Практическая работа. | |
| | РР7 Урок-концерт «Никто не забыт, ничто не забыто…» | | | Выразительное чтение наизусть. Индивидуальный анализ стихотворения по предложенному плану с последующей презентацией и коллективным анализом. | Устный ответ Самостоятельная практическая работа. | |
| | Современная литература. Разнообразие тематики современной литературы. В.П. Астафьев. «Васюткино озеро». Автобиографическое произведение писателя о детских годах. Теория литературы. Автобиографический рассказ. | | | Индивидуальная работа со статьей учебника. Индивидуальные сообщения (сжатый пересказ). Работа в группах (определение основных элементов композиции). Коллективная беседа по содержанию рассказа, анализ эпизодов. | Устный ответ. Практическая работа. | 3 часа |
| | Герой рассказа «Васюткино озеро» и три дня его испытаний. «Васюткино озеро» как произведение о формировании характера подростка в сибирской деревне. | | | Индивидуальные сообщения (цитатный план рассказа) с последующим коллективным анализом. Коллективная работа (характеристика героя). Работа в группах (составление плана к одной из предложенных тем сочинения по рассказу). | Устный ответ. Практическая работа. | |
| | РР8. Коллективная работа над сочинением «Один день в лесу» (по рассказу «Васюткино озеро»). Классное сочинение №2. | | | Коллективный анализ и корректировка черновиков сочинения. | Сочинение на одну из предложенных тем. | |
| | Т. Янссон. «Последний в мире дракон». Знакомство с текстом произведения. | | | Коллективная работа (анализ сочинений). Активное слушание. Сжатый пересказ фрагментов сказки. Коллективная беседа по содержанию сказки. Индивидуальные сообщения (сжатый пересказ сказок Т. Янссон). | Практическая работа. Аудирование. Устный ответ | 2 часа |
| | Т. Янссон. «Последний в мире дракон». Сказка с героями, созданными фантазией писательницы и художницы Янссон. Теория литературы. Литературная сказка и иллюстрация. | | | Презентация творческих работ (индивидуальные сообщения). Презентация газет и журналов ХХ века (индивидуальные сообщения). Групповая работа по вопросам и заданиям учебника. | Устный ответ. | |
| | Путешествия и приключения (15 часов) | | | | | |
| | Покорение пространства и времени | | | | | 12 часов |
| | Вн.чт. 3 Д. Дефо. «Робинзон Крузо». Жизнь талантливого писателя и энергичного купца Даниэля Дефо. Герой его книги – Робинзон. Характерные черты героя Дефо. | | | Активное слушание. Сжатый пересказ содержания романа (индивидуальное сообщение). Коллективная работа с иллюстрацией. Беседа по тексту главы. Групповая работа по заданиям и вопросам, предложенным учащимися (индивидуальные задания) и учителем. Старт проекта «Приключения продолжаются» | Устный ответ. Практическая работа. | |
| | Развитие речи. Беседа – диспут, посвященная Робинзону и «робинзонадам». Теория литературы. «Робинзонада». | | | Индивидуальные сообщения (пересказ эпизодов). Работа в группах (характеристика героя). Коллективная беседа (аллегорический смысл романа). | Устный ответ. Практическая работа. Сочинение-рассуждение на заданную тему. | |
| | Вн.чт. 4 Р.Э. Распэ. «Приключения барона Мюнхгаузена». Барон Мюнхгаузен и придуманные им истории. Теория литературы. Гротеск. Гипербола. Литота. | | | Чтение творческих работ (сочинения-рассуждения) с последующим коллективным анализом. Работа над проектом. Активное слушание. Групповая работа со статьей учебника. Коллективная работа с иллюстрацией. Пересказ фрагментов книги. | Аудирование. Устный ответ. | |
| | Отличие рассказов «самого правдивого человека» от сказок. | | | Индивидуальные сообщения (прототип героя книги Р.Э. Распэ). Коллективная беседа по содержанию книги. Индивидуальные сообщения («Последователи барона Мюнхгаузена»). Работа над проектом. | Устный ответ. Творческая работа. | |
| | М. Твен. «Приключения Тома Сойера». Автобиографическая повесть и ее герои. Теория литературы. Прототип. | | | Активное слушание. Краткий пересказ содержания романа (индивидуальные сообщения). Выразительное чтение фрагментов первой главы по ролям. Коллективная работа по заданиям и вопросам учебника. | Устный ответ. Практическая работа. | |
| | Вн. чт. 5 М. Твен. «Приключения Тома Сойера». Провинциальный американский Санкт-Петербург и его обитатели. | | | Работа в группах (характеристика героев). Коллективная работа с иллюстрацией. Инсценировка фрагментов романа (итоги домашней работы в группах). | Фронтальный опрос. Творческая работа. | |
| | Вн. чт. 6 М. Твен. «Приключения Тома Сойера». Том и Гек. Их смелость, авантюризм, неуемная фантазия. Теория литературы. Прототип. | | | Работа в группах (викторина, выполнение игровых заданий). Индивидуальная творческая работа (конкурс сочинителей). Работа над проектом. | Фронтальный опрос. Сочинение. | |
| | А. Линдгрен. «Приключения Калле Блюмквиста». Знакомые герои произведений писательницы. | | | Активное слушание. Индивидуальные сообщения (рассказ о любимом герое одного из произведений А. Линдгрен). | Устный ответ. Практическая работа. | |
| | Вн. чт. 7 А. Линдгрен. «Приключения Калле Блюмквиста». События и приключения повести «Калле Блюмквист играет». | | | Сжатый пересказ содержания повести. Групповая работа по заданиям и вопросам учебника с последующим коллективным анализом. | Устный ответ. Практическая работа. | |
| | Вн. чт. 8 А. Линдгрен. «Приключения Калле Блюмквиста». Герои детектива. Утверждение положительного идеала и нравственных ценностей в повести. Теория литературы. Трилогия. Детективный сюжет. Понятие о жанре детектив | | | Групповая работа по заданиям и вопросам учебника с последующим коллективным анализом. | Устный ответ. Практическая работа. | |
| | РР Работа с литературоведческой статьей. Сюжет и композиция художественного произведения. | | | Работа в группах со статьей учебника. Коллективная практическая работа. Индивидуальная работа (выполнение заданий учебника). Работа над проектом. | Практическая работа. Самостоятельная работа. | |
| | Итоговый урок по теме «Покорение пространства и времени». | | | Работа в группах (викторина, конкурс словесного портрета). Просмотр и коллективное обсуждение фрагментов кино- и мультфильмов, посвященных путешествиям и приключениям. | Фронтальный опрос | |
| | Новая жизнь старых героев | | | | | 3 часа |
| | Новая жизнь старых героев. Н.С. Гумилев. «Орел Синдбада». Б.Лесьмян «Новые приключения Синдбада-морехода». Знакомый герой в произведениях ХХ века. | | | Активное слушание. Выразительное чтение стихотворения. Групповая работа по вопросам и заданиям учебника с последующим коллективным обсуждением. | Устный ответ. | |
| | Беседа о героях сказок в книгах писателей всех веков. Теория литературы. Новая жизнь героев художественных произведений. Что меняется и что сохраняется в сюжетах новых произведений о старых героях. | | | Сжатый пересказ. Презентация иллюстраций учащихся. Выразительное чтение и коллективный анализ эпизодов. Индивидуальная работа по вопросам и заданиям учебника. Работа над проектом. | Устный ответ. Самостоятельная работа. | |
| | Презентация творческих работ | | | Презентация проекта «Приключения продолжаются». Индивидуальная творческая работа (конкурс сочинителей). | Устное сочинение | |
| | Итоги (5 часов) | | | | | |
| | Итоговый урок по курсу литературы в 5 классе. Итоги работы учеников в пятом классе. М.И. Цветаева. «Книги в красном переплете» Советы поэта и собственные вкусы и пристрастия учеников-читателей в организации летнего чтения. | | | Активное слушание. Коллективный анализ стихотворения. Индивидуальные сообщения (презентация творческих работ). Коллективная беседа («Любимые страницы литературного произведения»). Работа в группах (характеристика любимого героя) Индивидуальная работа (терминологический диктант). | Устный ответ. Практическая работа. Терминологический диктант. | |
| | Контрольная работа за курс 5 класса. | | | Индивидуальная работа (тест). | Тест. | |
| | Резерв. | | | | | |
| | Резерв. | | | | | |
| | Резерв. | | | | | |
• осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания; адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ; интерпретировать прочитанное, устанавливать поле «читательских ассоциаций», отбирать произведения для чтения;
осознанно воспринимать и понимать фольклорный текст; различать фольклорные и литературные произведения, обращаться к пословицам, поговоркам, фольклорным образам, традиционным фольклорным приемам в различных ситуациях речевого общения, сопоставлять фольклорную сказку и ее интерпретацию средствами других искусств (иллюстрация, мультипликация, художественный фильм);
• видеть черты национального характера народа в героях народных сказок; анализировать и истолковывать произведения разной жанровой природы, аргументировано формулируя свое отношение к прочитанному;
• выделять нравственную проблематику фольклорных текстов как основу для развития представлений о нравственном идеале народа, формирования представлений о национальном характере;
• целенаправленно использовать малые фольклорные жанры в своих устных и письменных высказываниях;
• воспринимать художественный текст как произведение искусства, «послание» автора читателю, современнику и потомку;
• определять актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения;
• выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определяя свое к ней отношение, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации;
• определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в диалог с другими читателями;
• анализировать и истолковывать произведения разной жанровой природы, аргументировано формулируя свое отношение к прочитанному;
• создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах;
• сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах;
• работать с разными источниками информации и владеть основными способами ее обработки и презентации;
• выразительно читать произведения, соблюдая соответствующий интонационный рисунок;
• пересказывать художественные произведения, четко выделяя сюжетные линии, не пропуская значимых композиционных элементов, используя в своей речи характерные художественные приемы;
• выявлять в литературных текстах характерные художественные приемы и на этой основе определять жанровую разновидность произведения;
• видеть «необычное в обычном», устанавливать неочевидные связи между предметами, явлениями, действиями.