СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по литературному чтению перспективная начальная школа 3 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по литературному чтению перспективная начальная школа, 3 класс, аннотация, ктп

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературному чтению перспективная начальная школа 3 класс»


Аннотация

Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и концепции системы «Перспективная начальная школа», на основе Примерной программы начального общего образования.

Рабочая программа для учащихся 3 класса разработана на основе авторской программы по литературному чтению Н. А. Чураковой, О.В. Малаховской - «Программы по учебным предметам», М.: Академкнига/учебник , 2011 г. – Ч.1: 240 с) Проект «Перспективная начальная школа», соотнесённых с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования (приказ Минобрнауки РФ № 373 от 6 октября 2009г)


Программа обеспечена:

  1. Чуракова Н.А. Литературное чтение. 3 класс: Учебник. В 2 ч. Часть 1 и 2. — М.: Академкнига/Учебник

  2. Малаховская О.В. Литературное чтение. 3 класс: Хрестоматия/Под редакцией Чураковой Н.А. — М.: Академкнига/Учебник

Контрольно-измерительные материалы

  1. Малаховская О.В. Литературное чтение. 3 класс: Тетрадь для самостоятельной работы №1 и №2. — М.: Академкнига/Учебник.


Программа рассчитана на 136 часов (4 ч. в нед. X 34 нед.)


Формы и методы работы с обучающимися:

  •  многоаспектная работа с текстом, анализ художественной формы произведений,      словарная работа в связи с наблюдениями за законами создания текстов;

  • речевой портрет героя;

  • пересказ (аналитический, сжатый, комментированный)

  •  создание контекста к образному средству;

  •  изменение текста с помощью использования средств выразительности;

  •  сравнительный анализ художественных текстов на одну тему;

  •  сочинения разных видов  и их качественный анализ (сочинения по наблюдениям, по впечатлениям эмоционального характера (по литературному произведению, картине, спектаклю, фильму, по мотивам музыкальных произведений и т.д.);

  •  стихосложение;

  •  ролевые игры и речевые импровизации (пересказ эпизода произведения от лица героя, устная или письменная  презентация книги, отзыв, рецензия,  вступительная статья к литературному сборнику, комментарий к различным произведениям искусства, составление вопросов для интервью с художником, писателем, режиссером, актером и т.п.);

  • подготовка и защита проектов на литературную тему;

  • подготовка и презентация исследовательских работ на литературную тему;

  • соучастие в подготовке лекции учителя;

  • создание сценария,  инсценирование отрывков литературных произведений и т.д.

Виды и формы контроля

Текущий контроль по чтению проходит на каждом уроке в виде индивидуального или фронтального устного опроса: чтение текста, пересказ содержания произведения (полно, кратко, выборочно), выразительное чтение наизусть или с листа. Текущий контроль осуществляется на материале изучаемых программных произведений в основном в устной форме. Возможны небольшие по объему письменные работы, а также самостоятельные работы с книгой, иллюстрациями и оглавлением. Целесообразно для этого использовать и тестовые задания.

Тематический контроль проводится после изучения определенной темы и может проходить как в устной, так и в письменной форме. Письменная работа также может быть проведена в виде тестовых заданий, построенных с учетом предмета чтения.

Итоговый контроль по проверке чтения вслух проводится индивидуально. Для проверки подбираются доступные по лексике и содержанию незнакомые тексты. При выборе текста осуществляется подсчет количества слов (слово «средней» длины равно 6 знакам, к которым относят как букву, так и пробел между словами). Для проверки понимания текста учитель задает после чтения вопросы. Проверка навыка чтения про себя проводится фронтально или группами. Для проверки учитель заготавливает индивидуальные карточки, которые получает каждый ученик. Задания на карточках могут быть общими, а могут быть дифференцированными. Для учета результатов проверки навыка чтения учитель пользуется соответствующей схемой.

Устный опрос требует устного изложения учеником изученного материала, связного повествования о конкретном объекте окружающего мира. Такой опрос может строиться как беседа, рассказ ученика, объяснение, чтение текста, сообщение о наблюдении или опыте.

Устный опрос как диалог учителя с одним учащимся или со всем классом (ответы с места) проводится в основном на первых этапах обучения, когда требуются систематизация и уточнение знаний школьников, проверка того, что усвоено на этом этапе обучения, что требует дополнительного учебного времени или других способов учебной работы. Для учебного диалога очень важна продуманная система вопросов, которые проверяют не только (и не столько) способность учеников запомнить и воспроизвести информацию, но и осознанность усвоения, способность рассуждать, высказывать свое мнение, аргументировано строить ответ, активно участвовать в общей беседе, умение конкретизировать общие понятия.

Монологическая форма устного ответа не является для начальной школы распространенной. Это связано с тем, что предлагаемый для воспроизведения учащимися материал, как правило, небольшой по объему и легко запоминаем, поэтому целесообразно для монологических ответов учащихся у доски выбирать доступные проблемные вопросы, требующие от школьника творчества, самостоятельности, сообразительности, а не повторения выученного дома текста статьи учебника. Например, составление тематических творческих рассказов на основе использования нескольких источников и т.п.

Письменный опрос заключается в проведении различных самостоятельных и контрольных работ.

Самостоятельная работа- небольшая по времени (15-20 мин) письменная проверка знаний и умений школьников по небольшой (еще не пройденной до конца) теме курса. Одной из главных целей этой работы является проверка усвоения школьниками способов решения учебных задач; осознание понятий; ориентировка в конкретных правилах и закономерностях. Если самостоятельная работа проводится на начальном этапе становления умения и навыка, то она не оценивается отметкой. Вместо нее учитель дает аргументированный анализ работы учащихся, который он проводит совместно с учениками. Если умение находится на стадии закрепления, автоматизации, то самостоятельная работа может оцениваться отметкой.

Самостоятельная работа может проводиться фронтально, небольшими группами и индивидуально. Цель такого контроля определяется индивидуальными особенностями, темпом продвижения учащихся в усвоении знаний. Так, например, индивидуальную самостоятельную работу может получить ученик, который пропустил много учебных дней, не усвоил какой-то раздел программы, работающий в замедленном или ускоренном темпе. Целесообразно использовать индивидуальные самостоятельные работы и для застенчивых, робких учеников, чувствующих дискомфорт при ответе у доски. В этом случае хорошо выполненная работа становится основанием для открытой поддержки школьника, воспитания уверенности в собственных силах.

К стандартизированным методикам проверки успеваемости относятся тестовые задания. Они привлекают внимание, прежде всего тем, что дают точную количественную характеристику не только уровня достижений школьника по конкретному предмету, но также могут выявить уровень общего развития: умения применять знания в нестандартной ситуации, находить способ построения учебной задачи, сравнивать правильный и неправильный ответы и т.п.

Стандартизированные методики позволяют достаточно точно и объективно при минимальной затрате времени получить общую картину развития класса, школы; собрать данные о состоянии системы образования в целом.

Особой формой письменного контроля являются графические работы. К ним относятся рисунки, диаграммы, схемы, чертежи и др. Такие работы могут использоваться на уроках по любому предмету. Их цель - проверка умения учащихся использовать знания в нестандартной ситуации, пользоваться методом моделирования, работать в пространственной перспективе, кратко резюмировать и обобщать знания.

№ п/п

Разделы, темы

3 кл.



136


1


2

3


4

5


6


7

8

3 класс

Учимся наблюдать, и копим впечатления


Постигаем секреты сравнения

Пытаемся понять, почему люди фантазируют


Учимся любить

Набираемся житейской мудрости


Продолжаем разгадывать загадки смешного


Как рождается герой

Сравниваем прошлое и настоящее


20


13

14


16

11


15


28

18






















Личностные, метапредметные, предметные результаты учебной программы

Планируемые результаты освоения учебной программы по курсу «Литературное чтение» к концу 3-го года обучения

Раздел «Виды речевой и читательской деятельности»

Обучающиеся научатся:

• читать правильно и выразительно целыми словами вслух, учитывая индивидуальный темп чтения;

• читать про себя в процессе первичного ознакомительного чтения, повторного просмотрового чтения, выборочного и повторного изучающего чтения;

• писать письма и правильно реагировать на полученные письма в процессе предметной переписки с научным клубом младшего школьника «Ключ и заря»;

• называть имена писателей и поэтов – авторов изучаемых произведений; перечислять названия их произведений и коротко пересказывать содержание текстов, прочитанных в классе;

• рассказывать о любимом литературном герое;

• выявлять авторское отношение к герою;

• характеризовать героев произведений; сравнивать характеры героев разных произведений;

• читать наизусть 6–8 стихотворений разных авторов (по выбору);

• ориентироваться в книге по ее элементам (автор, название, страница «Содержание», иллюстрации).

Обучающиеся в процессе самостоятельной, парной, групповой и коллективной работы получат возможность научиться:

• составлять тематический, жанровый и монографический сборники произведений;

• делать самостоятельный выбор книги и определять содержание книги по ее элементам;

• самостоятельно читать выбранные книги;

• высказывать оценочные суждения о героях прочитанных произведений;

• самостоятельно работать со словарями.

Раздел «Литературоведческая пропедевтика»

Обучающиеся научатся:

• различать сказку о животных, басню, волшебную сказку, бытовую сказку;

• различать сказку и рассказ по двум основаниям (или одному из двух оснований): особенности построения и основная целевая установка повествования;

• находить и различать средства художественной выразительности в авторской литературе (приемы: сравнение, олицетворение, гипербола (называем преувеличением), звукопись, контраст; фигуры: повтор).

Обучающиеся получат возможность научиться:

• понимать развитие сказки о животных во времени и помещать изучаемые сказки на простейшую ленту времени;

• обнаруживать «бродячие» сюжеты («бродячие сказочные истории») в сказках разных народов мира.

Раздел «Элементы творческой деятельности учащихся»

Обучающиеся научатся:

• понимать содержание прочитанного; осознанно выбирать интонацию, темп чтения и необходимые паузы в соответствии с особенностями текста;

• эмоционально и адекватно воспринимать на слух художественные произведения, определенные программой, и оформлять свои впечатления (отзывы) в устной речи;

• интерпретировать литературный текст, живописное и музыкальное произведения, (выражать свои мысли и чувства по поводу увиденного, прочитанного и услышанного);

• принимать участие в инсценировке (разыгрывании по ролям) крупных диалоговых фрагментов литературных текстов.

Обучающиеся в процессе самостоятельной, парной, групповой и коллективной работы получат возможность научиться:

• читать вслух стихотворный и прозаический тексты на основе передачи их художественных особенностей, выражения собственного отношения и в соответствии с выработанными критериями выразительного чтения;

• рассматривать иллюстрации в учебнике и репродукции живописных произведений в разделе «Музейный Дом», слушать музыкальные произведения и сравнивать их с художественными текстами и живописными произведениями с точки зрения выраженных в них мыслей, чувств и переживаний;

• устно и письменно (в форме высказываний и/или коротких сочинений) делиться своими личными впечатлениями и наблюдениями, возникшими в ходе обсуждения литературных текстов, музыкальных и живописных произведений.

Ожидаемые результаты формирования УУД к концу3-го года обучения

В области познавательных общих учебных действий обучающиеся научатся:

• свободно ориентироваться в корпусе учебных словарей, быстро находить нужную словарную статью;

• свободно ориентироваться в учебной книге: смогут читать язык условных обозначений; находить нужный текст по страницам «Содержание» и «Оглавление»; быстро находить выделенный фрагмент текста, выделенные строчки и слова на странице и развороте; находить в специально выделенных разделах нужную информацию;

• работать с текстом: выделять в нем тему и основную мысль (идею, переживание), разные жизненные позиции (точки зрения, установки, умонастроения); выделять информацию, заданную аспектом рассмотрения, и удерживать заявленный аспект;

• работать с несколькими источниками информации (учебной книгой, тетрадью для самостоятельной работы и хрестоматией; учебной книгой и учебными словарями; учебной книгой и дополнительными источниками информации (другими учебниками комплекта, библиотечными книгами, сведениями из Интернета); текстами и иллюстрациями к текстам.

Обучающиеся получат возможность научиться:

• освоить алгоритм составления сборников: монографических, жанровых и тематических (сами термины — определения сборников — не используются).

В области коммуникативных учебных действий обучающиеся научатся:

а) в рамках коммуникации как сотрудничества:

• работать с соседом по парте, в малой группе, в большой группе: распределять между собой работу и роли, выполнять свою часть работы и встраивать ее в общее рабочее поле;

б) в рамках коммуникации как взаимодействия:

• понимать основание разницы между двумя заявленными точками зрения, двумя позициями и мотивированно присоединяться к одной из них или пробовать высказывать собственную точку зрения;

• находить в тексте подтверждение высказанным героями точкам зрения.

В области регулятивных учебных действий обучающиеся научатся:

• осуществлять самоконтроль и контроль за ходом выполнения работы и полученного результата.


Планируемые результаты освоения учебной программы

по курсу «Литературное чтение» к концу 4-го года обучения

Раздел «Виды речевой и читательской деятельности»

Выпускник научится:

• читать про себя в процессе ознакомительного, просмотрового чтения, выборочного и изучающего чтения;

• грамотно писать письма и отвечать на полученные письма в процессе предметной переписки с сотрудниками научного клуба младшего школьника «Ключ и заря»;

• определять тему и главную мысль произведения; делить текст на смысловые части, составлять план текста и использовать его для пересказа; пересказывать текст кратко и подробно;

• представлять содержание основных литературных произведений, изученных в классе, указывать их авторов и названия;

• перечислять названия двух-трех детских журналов и пересказывать их основное содержание (на уровне рубрик);

• характеризовать героев произведений; сравнивать характеры героев одного и разных произведений; выявлять авторское отношение к герою;

• читать наизусть (по выбору) стихотворные произведения или отрывки из них, спокойно воспринимать замечания и критику одноклассников по поводу своей манеры чтения;

• обосновывать свое высказывание о литературном произведении или герое, подтверждать его фрагментами или отдельными строчками из произведения;

• ориентироваться в книге по ее элементам (автор, название, титульный лист, страница «Содержание» или «Оглавление», аннотация, иллюстрации);

• составлять тематический, жанровый и монографический сборники произведений; составлять аннотацию на отдельное произведение и на сборники произведений;

• делать самостоятельный выбор книг в библиотеке с целью решения разных задач (чтение согласно рекомендованному списку; подготовка устного сообщения на определенную тему);

• высказывать оценочные суждения о героях прочитанных произведений и тактично воспринимать мнения одноклассников;

• самостоятельно работать с разными источниками информации (включая словари и справочники разного направления).

Раздел «Литературоведческая пропедевтика»

Выпускник научится:

• представлять основной вектор движения художественной культуры: от народного творчества к авторским формам;

• отличать народные произведения от авторских;

• находить и различать средства художественной выразительности в авторской литературе (сравнение, олицетворение, гипербола (называем преувеличением), звукопись, контраст, повтор, разные типы рифмы).

Выпускник в процессе самостоятельной, парной, групповой и коллективной работы получит возможность научиться:

• отслеживать особенности мифологического восприятия мира в сказках народов мира, в старославянских легендах и русских народных сказках;

• отслеживать проникновение фабульных элементов истории (в виде примет конкретно-исторического времени, исторических и географических названий) в жанры устного народного творчества — волшебной сказки и былины;

• представлять жизнь жанров фольклора во времени (эволюция жанра волшебной сказки; сохранение жанровых особенностей гимна);

• обнаруживать связь смысла стихотворения с избранной поэтом стихотворной формой (на примере классической и современной поэзии);

• понимать роль творческой биографии писателя (поэта, художника) в создании художественного произведения;

• понимать, что произведения, принадлежащие к разным видам искусства (литературные, музыкальные, живописные) могут сравниваться не только на основе их тематического сходства, но и на основе сходства или различия мировосприятия их авторов (выраженных в произведении мыслей и переживаний).

Раздел «Элементы творческой деятельности учащихся»

Выпускник в процессе самостоятельной, парной, групповой и коллективной работы получит возможность научиться:

• читать вслух стихотворный и прозаический тексты на основе восприятия и передачи их художественных особенностей, выражения собственного отношения и в соответствии с выработанными критериями выразительного чтения;

• обсуждать с одноклассниками литературные, живописные и музыкальные произведения с точки зрения выраженных в них мыслей, чувств и переживаний;

• устно и письменно (в форме высказываний и/или коротких сочинений) делиться своими личными впечатлениями и наблюдениями, возникшими в ходе обсуждения литературных текстов, музыкальных и живописных произведений.

Ожидаемые результаты формирования УУД к концу 4-го года обучения

В области познавательных общих учебных действий выпускник научится:

• свободно работать с текстом: уметь выделять информацию, заданную аспектом рассмотрения, и удерживать заявленный аспект; уметь быстро менять аспект рассмотрения;

• свободно ориентироваться в текущей учебной книге и в других книгах комплекта; в корпусе учебных словарей, в периодических изданиях; в фонде школьной библиотеки: уметь находить нужную информацию и использовать ее в разных учебных целях;

• свободно работать с разными источниками информации (представленными в текстовой форме, в виде произведений изобразительного и музыкального искусства).

В области коммуникативных учебных действий выпускник научится:

а) в рамках коммуникации как сотрудничества:

• разным формам учебной кооперации (работа вдвоем, в малой группе, в большой группе) и разным социальным ролям (ведущего и исполнителя);

б) в рамках коммуникации как взаимодействия:

• понимать основание разницы между заявленными точками зрения, позициями и уметь мотивированно и корректно присоединяться к одной из них или аргументированно высказывать собственную точку зрения; уметь корректно критиковать альтернативную позицию.

В области регулятивных учебных действий выпускник научится:

• осуществлять самоконтроль и контроль за ходом выполнения работы и полученного результата.

В области личностных учебных действий выпускник получит возможность научиться:

• осознавать значение литературного чтения в формировании собственной культуры и мировосприятия;

• профилировать свою нравственно-этическую ориентацию (накопив в ходе анализа произведений и общения по их поводу опыт моральных оценок и нравственного выбора).

Содержание курса «Литературное чтение» 3 класс (136 ч)


Программа 3 класса знакомит школьников с такими жанрами, как сказка о животных, бытовая сказка, басня, пословица. Именно в 3 классе формируются самые первые представления о литературном процессе как движении от фольклора к авторской литературе. Углубляется знакомство с особенностями поэтики разных жанров. Расширяется читательский кругозор младших школьников. Круг чтения расширяется за счет фольклорных текстов разных народов, а также за счет современной литературы, которая близка и понятна и детям и взрослым.

Продолжается знакомство с живописными произведениями, которые представляют собой каждый раз живописную параллель тому мировосприятию, которое разворачивается в литературном произведении.

Итогом третьего года обучения должно стать представление о движении литературного процесса, об общих корнях и путях развития литературы разных народов; переживание особенностей художественного образа в прозаическом и поэтическом произведении.


Содержание программы

Раздел «Виды речевой и читательской деятельности»

Понимание на слух смысла звучащей речи. Формирование умения понимать общий смысл воспринятого на слух лирического стихотворения, стихов русских классиков.

Дальнейшее совершенствование умений и навыков осознанного и выразительного чтения. Анализ собственного чтения вслух. Совершенствование навыков техники чтения.

Умение читать про себя в процессе первичного ознакомительного чтения, повторного просмотрового чтения, выборочного и повторного изучающего чтения.

Формировать умение при чтении вслух передавать индивидуальные особенности текстов и используемых в них художественных приемов.

Дальнейшее освоение диалогического общения: умение слушать высказывания одноклассников, дополнять их или тактично и аргументировано опровергать.

Раздел «Формирование библиографической культуры»

Формирование представлений о жанровом, тематическом и монографическом сборнике. Формировать умение составлять разные сборники.

Раздел «Литературоведческая пропедевтика»

Устное народное творчество.

Формирование общего представления о сказке, как произведении устного народного творчества, которое есть у всех народов мира. Познакомить с простейшей лентой времени.

Жанр пословицы.

Пословица как школа народной мудрости и жизненного опыта. Знакомство с пословицами разных народов. Использование пословиц «к слову», «к случаю» : для характеристики сложившейся или обсуждаемой ситуации.

Авторское творчество

Жанр басни.

Структура басни. Происхождение сюжетной части басни из сказки о животных.

Жанр бытовой сказки.

Обобщенность характеров, наличие морали. Связь с жанром басни.

Формирование представлений о жанре рассказа. Герой рассказа. Сравнительный анализ характера героев. Различие композиций рассказа и сказки. Различие целевых установок жанров.

Поэзия

Способы раскрытия внутреннего мира лирического героя. Средства художественной выразительности, используемые для создания яркого поэтического образа художественные приемы (олицетворение, контраст, повтор)

Лента времени.

Формирование начальных наглядно-образных представлений о линейном движении времени путем помещения на нее произведений.

Раздел «Элементы творческой деятельности учащихся»

Дальнейшее формирование умения рассматривать репродукции живописных произведений в разделе «Музейный дом»

Формировать умения устно и письменно делиться своими личными впечатлениями и наблюдениями.

Круг чтения

Сказки народов мира о животных

Африканские сказки «Гиена и черепаха», «Нарядный бурундук»; бирманская сказка «Отчего цикада потеряла свои рожки»*; бурятская сказка «Снег и заяц»; венгерская сказка «Два жадных медвежонка»; индийские сказки «О собаке, кошке и обезьяне», «Золотая рыба», «О радже и птичке»*, «Хитрый шакал»; корейская сказка «Как барсук и куница судились»; кубинская сказка «Черепаха, кролик и удав-маха»; шведская сказка «По заслугам и расчёт»*; хакасская сказка «Как птицы царя выбирали»; сказка индейцев Северной Америки «Откуда пошли болезни и лекарства».

Пословицы и поговорки из сборника В. Даля.

Русская бытовая сказка

«Каша из топора», «Волшебный кафтан», «Солдатская шинель».

Авторская литература народов мира

Эзоп «Ворон и лисица», «Лисица и виноград», «Рыбак и рыбёшка», «Соловей и ястреб», «Отец и сыновья», «Быки и лев»; Ж. Лафонтен «Волк и журавль»*; Л. Муур «Крошка Енот и тот, кто сидит в пруду»*; японские хокку Басё, Бусон, Дзёсо, Ранран.

Классики русской литературы

Поэзия

А.С. Пушкин «зимнее утро», «Вот север, тучи нагоняя…», «Опрятней модного паркета…», «Сказка о царе Салтане»*, «Цветок»; И. Крылов «Волк и журавль»*, «Квартет», «Лебедь, рак и щука», «Ворона и лисица», «Лиса и виноград», «Ворона в павлиньих перьях»*; Н. Некрасов «На Волге» («Детство Валежникова»); И. Бунин «Листопад»; К. Бальмонт «Гномы»; С. Есенин «Нивы сжаты, рощи голы…»; В. Маяковский «Тучкины штучки».

Проза

А. Куприн «Слон»; К. Паустовский «Заячьи лапы», «Стальное колечко»*, «Растрёпанный воробей; Н. Гарин-Михайловский «Детство Тёмы».

Классики советской и русской детской литературы

Поэзия

В. Берестов «Большой мороз», «Плащ», «Первый листопад»*, «Урок листопада»*, «Отражение»*; Н. Матвеева «Картофельные олени», «Гуси на снегу»; В. Шефнер «Середина марта»; С. Козлов «Июль», «Мимо белого яблока луны», «Сентябрь»; Д. Дмитриев «Встреча»; М. Бородицкая «На контрольной»; Э. Мошковская «Где тихий-тихий пруд», «Вода в колодце», «Мотылёк»*, «Осенняя вода»*;, «Нужен он…»*, «Когда я уезжаю»*; Ю. Мориц «Жора Кошкин».

Проза

А. Гайдар «Чук и Гек»; А. Пантелеев «Честное слово»; Б. Житков «Как я ловил человечков»; Саша Чёрный «Дневник фокса Микки»; Н. Тэффи «Преступник»; Н. Носов «Мишкина каша*; Б. Заходер «История гусеницы»; В. Драгунский «Ровно 25 кило», «Вола с закрытыми глазами», «Под соснами»*; С. Козлов «Как оттенить тишину», «Разрешите с вами посумерничать», «Если меня совсем нет», «Звуки и голоса»*; К. Чуковский «От двух до пяти»; Л. Каминский «Сочинение»; И. Пивоварова «Сочинение».

Современная детская литература на рубеже 20-21 веков

Поэзия

В. Лунин «Идём в лучах зари»*, «Ливень»*; Д. Дмитриев «Встреча»*; Л. Яковлев «Для Лены»; М. Яснов «Подходящий угол», «Гусеница – бабочке», «Мы и птицы»*; Г. Остер «Вредные советы»; Л. Яхнин «Лесные жуки».

Проза

Тим. Собакин «Игра в птиц», «Самая большая драгоценность»*; Маша Вайсман «Лучший друг медуз», «Приставочка моя любименькая»*; Т. Пономарёва «Прогноз погоды», «Лето в чайнике», «Автобус», «В шкафу», «Помощь»; О. Кургузов «Мальчик-папа»*; С. Махотин «Самый маленький»*; А. Иванов «Как Хома картины собирал»*,

Примечание. Произведения, помеченные звездочкой, входят не в учебник, а в хрестоматию.


Тематическое распределение часов 3 класс 4 часа - в неделю 136 часов – в год

Раздел

Номер урока

Содержание

( тема)

Кол-во часов



Оборудование


Учебные материалы

Уч-к, часть; стр.;

Хрестоматия

Тетрадь, номер; стр.



1



1

Учимся наблюдать и копим впечатления (20 ч)

Сергей Козлов "Июль". Приём олицетворения

1

цор


с.7-9

№1: у.1

1

2

Юрий Коваль "Берёзовый пирожок"

1

цор

с.9-13


№1: у.2

1

3

Работа по хрестоматии.

В.Берестов «Первый листопад», В.Лунин «Идём в лучах зари»

Поход в Музейный Дом

Ван Гог «Лодки в море у Сен-Мари»

1


Х.с.6-8


1

4

Владимир Маяковский "Тучкины штучки", С.Козлов "Мимо белого яблока луны…", С Есенин "Нивы сжаты, рощи голы…" (работа над приёмами "сравнение", "олицетворение")

1

цор

с.13-17


№1:у.3

1

5

Работа по хрестоматии.

В.Лунин «Ливень», В. Берестов «Отражение»

Поход в Музейный Дом

Г.Захаров «Десять минут после полуночи»

1


Х.с.8-12


1

6

Александр Пушкин "Вот север, тучи нагоняя…", "Опрятней модного паркета…",

1


рамка

с.18-20


№1: у.4

1

7

Вадим Шефнер "Середина марта", хокку Дзёсо, Басё (работа над приёмами "сравнение", "олицетворение", "контраст")

1

рамка

с.21-23



1

8

В. Берестов «Урок листопада»

1


Х.с.12-13


1

9

Н.Матвеева "Гуси на снегу", Эмма Мошковская "Где тихий, тихий пруд...", хокку Ёса Бусона (работа над приёмами "контраст" и "звукопись")

1


с.24-27

№1: у.5

1

10

Проверочная работа № 1

1




1

11

С.Козлов "Сентябрь", "Как оттенить тишину" (работа над приёмами "сравнение" и "контраст")

1


с.28-33

№1: у.6

1

12

Иван Бунин "Листопад"

1


с.34-37


1

13

Заседание клуба

Записная книжка Кости Погодина. Подготовка школьников к использованию приёма олицетворения в своём сочинении

1


с.38-43


1

14

Александр Пушкин "Зимнее утро" (приём контраста и смысл его использования в литературе)

1


с.44-46


1

15

Валентин Берестов "Большой мороз",

1

рамка

с.47-49


№1: у.7

1

16

Валентин Берестов "Плащ"

1

рамка

с. 50-51


1

17

С.Козлов "Разрешите с вами посумерничать"

1


с.51-55


1

18

Работа по хрестоматии.

А. Иванов «Как Хома картины собирал»

Поход в Музейный Дом

В.Попков «С санками»


лупа,

рамка

Х.с.14-23


1

19

Юрий Коваль "Вода с закрытыми глазами",

1

С.55-60


1

20

Хокку Ранрана

1

цор

с. 61-63




2



21

Постигаем секреты сравнения (13 ч)

Сказка "Откуда пошли болезни и лекарства"

1




с.64-67


2

22

Сравнительный анализ сказок "Гиена и черепаха" и "Нарядный бурундук"

1


с.67-72


2

23

Проектирование сборника сказок

1


с.72-73

№1:у.8

2

24

Сравнительный анализ сказок "Два жадных медвежонка" и "Как барсук и куница судились"

1


с.73-77


2

25

Представление о бродячем сказочном сюжете. Сравнительный анализ сказок "Два жадных медвежонка" , "Как барсук и куница судились" и "О собаке, кошке и обезьяне", "Золотая рыбка"

1


с.78-83


2

26

Представление о бродячем сюжете

1




2

27

Кубинская сказка "Черепаха, кролик и удав-маха". Проблема различения Самых древних сказочных историй и Просто древних сказочных историй. Появление в сказке нового героя - великодушного и благородного

1


с.84-89

№1:у.9

2

28

Индийская сказка "Хитрый шакал". Распознание черт бродячего сказочного сюжета

1


с.89-95

№1:у.10

2

29

Работа по хрестоматии.

Бирманская сказка «Отчего цикада потеряла свои рожки»

1


Х.с. 24-28


2

30

Работа со школьной библиотекой

Русские народные сказки: «Яичко», «У страха глаза велики».

1


Х.с.29


2

31

Работа по хрестоматии.

Д. Дмитриев «Встреча»

1


Х.с.30


2

32

Бурятская сказка "Снег и заяц" и хакасская сказка "Как птицы царя выбирали"

1


с.95-101

№1:у.11

2

33

Работа по хрестоматии.

Шведская сказка «По заслугам расчёт»

1


Х.с.31-34

№1: у.12



3



34

Пытаемся понять, почему люди фантазируют (14 ч)

Новелла Матвеева "Картофельные олени"

1

словарь



с.101-108




№1: у.13

3

35

Саша Чёрный "Дневник Фокса Микки"

1


с. 109-113


3

36

Сравнительный анализ произведений Н. Матвеевой и С. Чёрного

1


с. 101-113


3

37

Татьяна Пономарёва "Автобус",

1


с. 113-117


№1: у.14

3

38

Татьяна Пономарёва "В шкафу"

1


с. 117-120


3

39

Эмма Мошковская "Вода в колодце" и др. стихи

1


с.120-124


3

40

Работа по хрестоматии.

М. Яснов «Мы и птицы»; Э. Мошковская «Мотылёк», «Осенняя вода…»

1


Х.с.35-39


3

41

Борис Житков "Как я ловил человечков".

1


с. 124-130


№1: у.15

3

42

Переживания героя литературного произведения. Различия вранья и фантазии.

1


с. 131-134


3

43

Работа по хрестоматии.

С.Козлов «Звуки и голоса»

1


Х.с.40-43

№1: у.16

3

44

Работа по хрестоматии.

Составление литературных сборников

1


Х.с.43

№1: у.17

3

45

Тим Собакин "Игра в птиц"

1


с.134-138


3

46

Работа по хрестоматии.

О.Кургузов «Мальчик – папа»

Поход в Музейный Дом

М. Шагал «Крылатая лошадь»

1


Х. с.43-48


3

47

Константин Бальмонт "Гномы"

1

словарь цор

с.138-142

№1: у.18


4


48

Учимся любить (16 ч)

Татьяна Пономарёва "Прогноз погоды"

1

цор


с.142-145


№1: у.19

4

49

Работа по хрестоматии.

Э. Мошковская «Когда я уезжаю»

1


Х.с.48-49


4

50

Татьяна Пономарёва "Лето в чайнике"

1


с. 146-147


4

51

Мария Вайсман "Лучший друг медуз"

1


с.148-151

№1: у.20

4

52

Работа по хрестоматии.

В.Драгунский «Кот в сапогах»

1


Х.с. 50-55


4

53

Работа со школьной библиотекой

В. Драгунский «Похититель собак»

1


Х.с.56


4

54

Работа со школьной библиотекой

В. Драгунский «Девочка на шаре»

1


Х.с.56


4

55

Александр Куприн "Слон" ознакомительное чтение

1


с.151-163

№1: у.21

4

56

Александр Куприн "Слон" характеристика главных героев

1


с. 151-163


4

57

Работа по хрестоматии.

Тим Собакин «Самая большая драгоценность»

1


Х.с.57-61


4

58

Константин Паустовский "Заячьи лапы". Ознакомительное чтение

1

словарь

с.163-170



4

59

Константин Паустовский "Заячьи лапы" чувства и переживания героев.

1


с. 163-170

№1: у.22

4

60

Сергей Козлов "Если меня совсем нет"

1


с.170-174


4

61

Работа по хрестоматии.

Э. Мошковская «Нужен он…»

1


Х.с.62


4

62

Работа над составлением литературного сборника.

1

цор

с.  174-176


4

63

Подготовка своих видов сборников. Письмо в клуб.

1


с. 176

№1: у.23



5



64

Набираемся житейской мудрости (11 ч)

Басня. Композиция басни. Эзоп "Рыбак и рыбёшка"

1

словарь



с. 6-10


5

65

Эзоп "Отец и сыновья", "Быки и лев". Лента времени. Пословицы

1


с.10-15

№2: у.1

5

66

Работа по хрестоматии.

Жан де Лафонтен «Волк и журавль»

Поход в Музейный Дом

В. Серов «Волк и журавль»

1


Х.с.63-65


5

67

Работа по хрестоматии.

Жан де Лафонтен «Ворона в павлиньих перьях»

Поход в Музейный Дом

В. Серов «Ворона в павлиньих перьях»

1


Х.с.66-68


5

68

Эзоп "Ворон и лисица", Иван Крылов "Ворона и лисица". Лента времени. Бродячие басенные истории.

1

словарь

с.16-21


№2: у.2-3

5

69

Работа по хрестоматии.

И. Крылов «Волк и журавль»

1


Х.с.68-69


5

70

Эзоп "Лисица и виноград", Иван Крылов "Лисица и виноград". Смысл басни. Специфика басни.

1

словарь

с.21-26

№2: у.4

5

71

Иван Крылов "Квартет".

1

словарь

с. 26-31

№2: у.6

5

72

Сравнение басен Ивана Крылова "Лебедь, рак и щука" и "Квартет". Басня "Волк и журавль"

1


с.32-34


5

73

Работа по хрестоматии.

Индийская народная сказка «О радже и птичке»

1


Х.с.69-72


5

74

Самостоятельная работа по заданиям учебника

1


с.35-37

№2: у.5, 7



6



75

Продолжаем разгадывать секреты смешного (15 ч)

Леонид Каминский "Сочинение"

1




с.38-42



№2: у.8

6

76

Ирина Пивоварова "Сочинение"

1


с. 43-47

№2: у.9

6

77

Работа по хрестоматии.

Н.Носов «Мишкина каша»

1


Х.с.73-86

№2: у.10

6

78

Работа со школьной библиотекой. Чтение рассказов Н. Носова

Составление сборника из 5 рассказов Н. Носова

1


Х.с.86


6

79

Марина Бородицкая "На контрольной…" Лев Яковлев " Для Лены", Михаил Яснов "Подходящий угол"

1

словарь

с.47-50

№2: у. 11

6

80

Надежда Тэффи "Преступник" деление текста на части

1


с.50-61


№2: у.12

6

81

Надежда Тэффи "Преступник" пересказ

1


с. 50-61


6

82

Работа по хрестоматии.

М.Вайсман «Приставочка моя любимая»

1


Х.с. 86-91


6

83

Короткие истории из книги Корнея Чуковского "От двух до пяти" , стихи Григория Остера "Вредные советы"

1

словарь

с. 62-64



6

84

Рассказ Татьяны Пономарёвой "Помощь"

1


с. 65-66


6

85

Виктор Драгунский "Ровно 25 кило" ознакомительное чтение

1


с.66-77


№2: у.13

6

86

Работа по хрестоматии.

Т. Кочиев «Такая яблоня»

Инсценирование

1


Х.с.91-92



6

87

Виктор Драгунский "Ровно 25 кило" ознакомительное чтение

1


с.66-70

№2: у.14

6

88

Виктор Драгунский "Ровно 25 кило" деление текста на части

1


с.70-76

№2: у.15

6

89

Виктор Драгунский "Ровно 25 кило" анализ произведения

1


С.77



7


90

Как рождается герой (28 ч)

Черты сказочного героя. Сказки "Колобок" и "Гуси-лебеди"

1



с. 78-80


№2: у.16

7

91

Борис Заходер "История гусеницы" (начало)

1


с.80-84



7

92

Работа по хрестоматии.

Пытаемся выяснить, как рождается герой.

С. Махотин «Самый маленький»

1


Х.с.92-101


7

93

Юнна Мориц "Жора Кошкин"

1


с. 85-87


7

94

Черты характера героя.

Борис Заходер "История гусеницы" (продолжение)

1


с. 87-90


№2: у.17

7

95

Работа по хрестоматии.

Л. Муур «Крошка енот и то, кто сидит в пруду»

1


Х.с.101-110


7

96

Леонид Яхнин "Лесные жуки"

1


с. 91-93


7

97

Главная мысль и тема текста. Борис Заходер "История гусеницы" (продолжение)

1

словарь

с.93-97


7

98

Черты характера героя «История гусеницы»

1

цор

с.97-105


7

99

Главная мысль и тема текста Бориса Заходера "История гусеницы" (окончание)

1


с.97-105



7

100

Михаил Яснов "Гусеница - Бабочке"

1


с.97-104



7

101

Поход в Музейный Дом

С. Жуковский «Плотина»

1


с.104-105


7

102

Николай Гарин-Михайловский "Детство Тёмы". Ознакомительное чтение.

1


с.106-110


7

103

Николай Гарин-Михайловский "Детство Тёмы". Деление текста на смысловые части

1


с.110-112



№2: у.18

7

104

Николай Гарин-Михайловский "Детство Тёмы". Характеристика поступков героя

1


с.113-117


7

105

Николай Гарин-Михайловский "Детство Тёмы". Черты сходства и отличия между героем сказки и героем рассказа

1


с.117-119



7

106

Николай Гарин-Михайловский "Детство Тёмы". Пересказ.

1


с.110-119



7

107

Леонид Пантелеев «Честное слово» ознакомительное чтение

1

словарь цор

с.119-127



7

108

Леонид Пантелеев «Честное слово» характеристика героя

1


с.119-127



7

109

Леонид Пантелеев «Честное слово» поступки героя

1


с.119-127


7

110

Поход в Музейный Дом

З. Серебрякова «За обедом»

1


С.128-129


7

111

Отрывки из поэмы Николая

Некрасова "На Волге" (Детство Валежникова)

1 часть

1

словарь цор

с.130



7

112

Николай Некрасов "На Волге" (Детство Валежникова)

2 часть

1


с. 131-133


7

113

Николай Некрасов "На Волге" (Детство Валежникова)

3 часть

1


С.134-135


7

114

Поход в Музейный Дом

А. Мещерский «У лесного озера»

1


С.135


7

115

Работа по хрестоматии.

А.Пушкин «Сказка о царе Салтане…» (отрывок)

1


Х.с.

110-119


7

116

Работа со школьной библиотекой.

А. Пушкин «Сказка о царе Салтане…» ознакомительное чтение всего произведения

1


Х.с.120


7

117

Работа со школьной библиотекой.

А. Пушкин «Сказка о царе Салтане…» анализ произведения



Х.с.120




8


118

Сравниваем прошлое и настоящее (18 ч)

Сравнение прошлого и настоящего в жизни людей (использование картины Б.Кустодиева и фрагментов музыкальных произведений Н.Римского-Корсакова

1

лупа, рамка, цор



с.137-139



№2: у.19

8

119

Константин Паустовский "Растрёпанный воробей" Ознакомительное чтение.

1

цор

с.139-149



8

120

Константин Паустовский "Растрёпанный воробей" Выразительное чтение.

1


с. 139-149


8

121

Константин Паустовский "Растрёпанный воробей" красота окружающего мира в произведении.

1


с. 139-149


8

123

Работа по хрестоматии.

Ю.Коваль «Под соснами».

Поход в Музейный Дом. В. Попков «Интерьер с фикусами»



Х.с.

120-125


8

124

Работа по хрестоматии.

К. Паустовский «Стальное колечко» (1 часть)

1


Х.с.126-129


8

125

Работа по хрестоматии.

К. Паустовский «Стальное колечко» (2 часть)

1


Х.с.130-131


8

126

Работа по хрестоматии.

К. Паустовский «Стальное колечко» (3 часть)

1


Х.с.132-134


8

127

Работа по хрестоматии.

К. Паустовский «Стальное колечко» (4 часть)

1


Х.с.135-137


8

128

Поход в Музейный Дом Александр Пушкин "Цветок"

1

цор

с. 149-151


8

129

Аркадий Гайдар "Чук и Гек" «Телеграмма»

1

словарь

с.152-157


8

130

Аркадий Гайдар "Чук и Гек" «Дорога к отцу»

1


с.158-160


8

131

Аркадий Гайдар «Чук и Гек» «Вот и приехали…»

1


с.160-164


8

132

Аркадий Гайдар "Чук и Гек" « Одни в лесной сторожке»

1


с.165-170


8

133

Проверочная работа № 2

1




8

134

Аркадий Гайдар "Чук и Гек" «Вот оно – счастье!»

1


с.171-175

№2: у.20-21

8

135

Аркадий Гайдар "Чук и Гек". Главные ценности в жизни людей

Поход в Музейный Дом

К.Юон «Весенний солнечный день. Сергиев Посад»

1

рамка, цор

с.175


8

136

Итоговый урок. Письмо в клуб

1


с.176






Учебно-методическое обеспечение программы:

Учебники

  1. Чуракова Н.А. Литературное чтение. 3 класс: Учебник. В 2 ч. Часть 1 и 2. — М.: Академкнига/Учебник

  2. Малаховская О.В. Литературное чтение. 3 класс: Хрестоматия/Под редакцией Чураковой Н.А. — М.: Академкнига/Учебник


Контрольно-измерительные материалы

  1. Малаховская О.В. Литературное чтение. 3 класс: Тетрадь для самостоятельной работы №1 и №2. — М.: Академкнига/Учебник.


Методические рекомендации для учителя

  1. Борисенкова О.В., Чуракова Н.А., Малаховская О.В. Литературное чтение. 3 класс: Методическое пособие. — М.: Академкнига/Учебник.






Материально-технические обеспечение образовательного процесса

Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц. Персональный компьютер. Мультимедийный проектор. Принтер

Интернет-ресурсы

1. Сайт МОУ лицей № 8 «Олимпия»: центр дистанционного образования, курс «Начальная школа». – Режим доступа : http://olympia.pp.ru/course/category.php&id=15

2. Официальный сайт государственной системы «Школа 2100». – Режим доступа : http://www. school2100.ru

3. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. – Режим доступа : http://school-collection.edu.ru

4. Газета «1 сентября». – Режим доступа : www.festival.1september.ru

5. Михеева, А. В. Обучение фразеологии русского языка в начальной школе (на материале учебников А. В. Поляковой) / А. В. Михеева. – Режим доступа : http://www.zankov.ru/practice/stuff/article=50

6. Поурочные планы, методическая копилка, информационные технологии в школе. – Режим доступа : www.uroki.ru

7. Презентации уроков «Начальная школа». – Режим доступа : http://nachalka.info/about/193

8. Учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий». – Режим доступа : www. km.ru/ed

9. Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). – Режим доступа : http://nsc.1september.ru/urok

Наглядные пособия.

1. Репродукции картин русских художников.

2. Таблицы «Портреты писателей».

Справочный блок программы

1. С.И. Ожегов. «Толковый словарь русского языка» Москва, «Русский язык», 1999г.

2. Энциклопедия для детей «Русская литература» М., издательство «Аванта», 1999 г., автор М.Д. Аксенова.

3.В.И.Даль “Толковый словарь живого великорусского языка”. Москва, 1999г.

4.Детские книги разных типов из круга детского чтения.






















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!