МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РУСАНОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
«РАССМОТРЕНО» на заседании ШМО Руководитель ШМО: ______/Бабанян Т. А../ Протокол № 1 от .08.2016 г. | «СОГЛАСОВАНО» Зам.директора по УВР ____/Бессонова Е.Н./ | «ПРИНЯТО» Педагогческим советом школы Протокол № 1 от 30.08.2016 г. | «УТВЕРЖДАЮ» Директор школы __________ /Новокрещенов М.И./ Приказ № 75 от 31.08.2016 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА НА 2016 - 2017 УЧЕБНЫЙ ГОД
Предмет__математика ___________
Учитель__Деева О. В._____________
Класс_____4_____________________
Количество часов в неделю____4___
Учебник(название)__Математика 4 класс
Автор учебника___ _ М. И. Моро
Издательство____ Просвещение 2015г.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального Государственного образовательного стандарта начального общего образования по математике, на основе авторской программы по математике под руководством М.И.Моро, Ю.М.Колягиной, М.А.Бантовой
село Русаново – 2016__ год.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
У учащегося будут сформированы:
навыки в проведении самоконтроля и самооценки результатов своей учебной деятельности;
основы мотивации учебной деятельности и личностного смысла изучения математики, интерес, переходящий в потребность к расширению знаний, к применению поисковых и творческих подходов к выполнению заданий и пр., предложенных в учебнике или учителем;
положительное отношение к урокам математики, к учебе, к школе;
понимание значения математических знаний в собственной жизни;
понимание значения математики в жизни и деятельности человека;
восприятие критериев оценки учебной деятельности и понимание оценок учителя успешности учебной деятельности;
умение самостоятельно выполнять определенные учителем виды работ (деятельности), понимая личную ответственность за результат;
знать и применять правила общения, осваивать навыки сотрудничества в учебной деятельности;
начальные представления об основах гражданской идентичности (через систему определенных заданий и упражнений);
уважение и принятие семейных ценностей, понимания необходимости бережного отношения к природе, к своему здоровью и здоровью других людей.
Учащийся получит возможность для формирования:
начальные представления об универсальности математических способов познания окружающего мира;
осознание значения математических знаний в жизни человека, при изучении других школьных дисциплин;
осознанное проведение самоконтроля и адекватной самооценки результатов своей учебной деятельности;
интерес к изучению учебного предмета математика: количественных и пространственных отношений, зависимостей между объектами, процессами и явлениями окружающего мира и способами их описания на языке математики, к освоению математических способов решения познавательных задач.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Регулятивные
Учащийся научится:
понимать, принимать и сохранять различные учебные задачи; осуществлять поиск средств для достижения учебной задачи;
находить способ решения учебной задачи и выполнять учебные действия в устной и письменной форме, использовать математические термины, символы и знаки;
планировать свои действия в соответствии с поставленной учебной задачей для ее решения;
проводить пошаговый контроль под руководством учителя, а в некоторых случаях – самостоятельно;
выполнять самоконтроль и самооценку результатов своей учебной деятельности на уроке и по результатам изучения отдельных тем;
Учащийся получит возможность научиться:
самостоятельно планировать и контролировать учебные действия в соответствии с поставленной целью; находить способ решения учебной задачи;
адекватно проводить самооценку результатов своей учебной деятельности, понимать причины неуспеха на том или ином этапе;
самостоятельно делать несложные выводы о математических объектах и их свойствах;
** контролировать свои действия и соотносить их с поставленными целями и действиями других участников, работающих в паре, в группе.
Познавательные
Учащийся научится:
устанавливать математические отношения между объектами, взаимосвязи в явлениях и процессах и представлять информацию в знаково-символической и графической форме, строить модели, отражающие различные отношения между объектами;
проводить сравнение по одному или нескольким признакам и на этой основе делать выводы;
устанавливать закономерность следования объектов (чисел, числовых выражений, равенств, геометрических фигур и др.) и определять недостающие в ней элементы;
выполнять классификацию по нескольким предложенным или самостоятельно найденным основаниям;
делать выводы по аналогии и проверять эти выводы;
проводить несложные обобщения и использовать математические знания в расширенной области применения;
понимать базовые межпредметные предметные понятия: число, величина, геометрическая фигура;
фиксировать математические отношения между объектами и группами объектов в знаково-символической форме (на моделях);
стремление полнее использовать свои творческие возможности;
общее умение смыслового чтения текстов математического содержания в соответствии с поставленными целями и задачами;
самостоятельно осуществлять расширенный поиск необходимой информации в учебнике, в справочнике и в других источниках;
осуществлять расширенный поиск информации и представлять информацию в предложенной форме.
Учащийся получит возможность научиться:
умениям самостоятельно находить необходимую информацию и использовать знаково-символические средства для ее представления, для построения моделей изучаемых объектов и процессов;
осуществлять поиск и выделять необходимую информацию для выполнения учебных и поисково-творческих заданий.
Коммуникативные
Учащийся научится:
строить речевое высказывание в устной форме, использовать математическую терминологию;
понимать различные позиции в подходе к решению учебной задачи, задавать вопросы для их уточнения, четко и аргументировано высказывать свои оценки и предложения;
принимать активное участие в работе в паре и в группе, использовать умения вести диалог, речевые коммуникативные средства;
принимать участие в обсуждении математических фактов, в обсуждении стратегии успешной математической игры, высказывать свою позицию;
** знать и применять правила общения, осваивать навыки сотрудничества в учебной деятельности;
контролировать свои действия при работе в группе и осознавать важность своевременного и качественного выполнения взятого на себя обязательства для общего дела.
Учащийся получит возможность научиться:
умение использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий при работе в паре, в группе в ходе решения учебно-познавательных задач, во время участия в проектной деятельности;
согласовывать свою позицию с позицией участников по работе в группе, в паре, признавать возможность существования различных точек зрения, корректно отстаивать свою позицию;
** контролировать свои действия и соотносить их с поставленными целями и действиями других участников, работающих в паре, в группе;
готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ЧИСЛА И ВЕЛИЧИНЫ
Учащийся научится:
образовывать, называть, читать, записывать числа от 0 до 1 000 000;
сравнивать числа и записывать результат сравнения, упорядочивать заданные числа, заменять число суммой разрядных слагаемых, уметь заменять мелкие единицы счета крупными и наоборот;
устанавливать закономерность – правило, по которому составлена числовая последовательность (увеличение/уменьшение числа на несколько единиц, увеличение/уменьшение числа в несколько раз); продолжать ее или восстанавливать пропущенные в ней числа;
группировать числа по заданному или самостоятельно установленному одному или нескольким признакам;
читать, записывать и сравнивать значения величины площади, используя изученные единицы измерения этой величины (квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр), и соотношения между ними: 1 дм2 = 100 см2, 1 м2 = 100 дм2; переводить одни единицы площади в другие;
читать, записывать и сравнивать значения величины массы, используя изученные единицы измерения этой величины (килограмм, грамм) и соотношение между ними: 1 кг = 1 000 г; переводить мелкие единицы массы в более крупные, сравнивать и упорядочивать объекты по массе.
Учащийся получит возможность научиться:
классифицировать числа по нескольким основаниям (в более сложных случаях) и объяснять свои действия;
самостоятельно выбирать единицу для измерения таких величин как площадь, масса в конкретных условиях и объяснять свой выбор.
АРИФМЕТИЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ
Учащийся научится:
выполнять табличное умножение и деление чисел; выполнять умножение на 1 и на 0, выполнять деление вида: а : а, 0 : а;
выполнять внетабличное умножение и деление, в том числе деление с остатком; выполнять проверку арифметических действий умножение и деление;
выполнять письменно действия сложение, вычитание, умножение и деление на однозначное, двузначное и трехзначное число в пределах 1 000 000;
вычислять значение числового выражения, содержащего 2 – 5 действий (со скобками и без скобок).
Учащийся получит возможность научиться:
использовать свойства арифметических действий для удобства вычислений;
вычислять значение буквенного выражения при заданных значениях входящих в него букв;
решать уравнения на основе связи между компонентами и результатами умножения и деления.
РАБОТА С ТЕКСТОВЫМИ ЗАДАЧАМИ
Учащийся научится:
анализировать задачу, выполнять краткую запись задачи в различных видах: в таблице, на схематическом рисунке, на схематическом чертеже;
составлять план решения задачи в 2 – 3 действия, объяснять его и следовать ему при записи решения задачи;
преобразовывать задачу в новую, изменяя ее условие или вопрос;
составлять задачу по краткой записи, по схеме, по ее решению;
решать задачи, рассматривающие взаимосвязи: цена, количество, стоимость; расход материала на 1 предмет, количество предметов, общий расход материала на все указанные предметы и др.; задачи на увеличение/уменьшение числа в несколько раз.
Учащийся получит возможность научиться:
сравнивать задачи по сходству и различию отношений между объектами, рассматриваемых в задачах;
дополнять задачу с недостающими данными возможными числами;
находить разные способы решения одной и той же задачи, сравнивать их и выбирать наиболее рациональный;
решать задачи на нахождение доли числа и числа по его доле;
решать задачи практического содержания, в том числе задачи-расчеты.
ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ. ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ
Учащийся научится:
обозначать геометрические фигуры буквами;
различать круг и окружность;
чертить окружность заданного радиуса с использованием циркуля;
Учащийся получит возможность научиться:
различать треугольники по соотношению длин сторон; по видам углов;
изображать геометрические фигуры (отрезок, прямоугольник) в заданном масштабе;
читать план участка (комнаты, сада и др.).
ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ВЕЛИЧИНЫ
Учащийся научится:
измерять длину отрезка;
вычислять площадь прямоугольника (квадрата) по заданным длинам его сторон;
выражать площадь объектов в разных единицах площади (квадратный сантиметр, квадратный дециметр. квадратный метр), используя соотношения между ними;
Учащийся получит возможность научиться:
выбирать наиболее подходящие единицы площади для конкретной ситуации;
вычислять площадь прямоугольного треугольника, достраивая его до прямоугольника.
РАБОТА С ИНФОРМАЦИЕЙ
Учащийся научится:
анализировать готовые таблицы, использовать их для выполнения заданных действий, для построения вывода;
устанавливать правило, по которому составлена таблица, заполнять таблицу по установленному правилу недостающими элементами;
самостоятельно оформлять в таблице зависимости между пропорциональными величинами;
выстраивать цепочку логических рассуждений, делать выводы.
Учащийся получит возможность научиться:
читать несложные готовые таблицы;
понимать высказывания, содержащие логические связки («… и …», «если …, то …», «каждый», «все» и др.), определять «верно» или «неверно» приведенное высказывание о числах, результатах действиях, геометрических фигурах.
Содержание учебного предмета
Числа от 1 до 1000 (продолжение) (16 ч)
Четыре арифметических действия. Порядок их выполнения в выражениях, содержащих 2 — 4 действия. Письменные приемы вычислений.
Числа, которые больше 1000. Нумерация (9 ч)
Новая счетная единица — тысяча.
Разряды и классы: класс единиц, класс тысяч, класс миллионов и т. д.
Чтение, запись и сравнение многозначных чисел.
Представление многозначного числа в виде суммы разрядных слагаемых.
Увеличение (уменьшение) числа в 10, 100, 1000 раз.
Величины (19ч)
Единицы длины: миллиметр, сантиметр, дециметр, метр, километр. Соотношения между ними.
Единицы площади: квадратный миллиметр, квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр, квадратный километр. Соотношения между ними.
Единицы массы: грамм, килограмм, центнер, тонна. Соотношения между ними.
Единицы времени: секунда, минута, час, сутки, месяц, год, век. Соотношения между ними. Задачи на определение начала, конца события, его продолжительности.
Сложение и вычитание (11 ч)
Сложение и вычитание (обобщение и систематизация знаний): задачи, решаемые сложением и вычитанием; сложение и вычитание с числом 0; переместительное и сочетательное свойства сложения и их использование для рационализации вычислений; взаимосвязь между компонентами и результатами сложения и вычитания; способы проверки сложения и вычитания.
Решение уравнений вида:
х+312=654+79
729-х=217+163
х- 137 = 500 -140.
Устное сложение и вычитание чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100, и письменное — в остальных случаях.
Сложение и вычитание значений величин
Умножение и деление (70 ч)
Умножение и деление (обобщение и систематизация знаний): задачи, решаемые умножением и делением; случаи умножения с числами 1 и 0; деление числа 0 и невозможность деления на 0; переместительное и сочетательное свойства умножения, распределительное свойство умножения относительно сложения; рационализация вычислений на основе перестановки множителей, умножения суммы на число и числа на сумму, деления суммы на число, умножения и деления числа на произведение; взаимосвязь между компонентами и результатами умножения и деления; способы проверки умножения и деления.
Решение уравнений вида 6 · х = 429 + 120, х · 18 = 270- 50, 360: х = 630:7 на основе взаимосвязей между компонентами и результатами действий.
Устное умножение и деление на однозначное число в случаях, сводимых к действиям в пределах 100; умножение и деление на 10, 100, 1000.
Письменное умножение и деление на однозначное и двузначное числа в пределах миллиона. Письменное умножение и деление на трехзначное число (в порядке ознакомления).
Умножение и деление значений величин на однозначное число.
Итоговое повторение (11 ч)
Связь между величинами (скорость, время, расстояние; масса одного предмета, количество предметов, масса всех предметов и др.).
В течение всего года проводится:
- вычисление значений числовых выражений в 2 — 4действия (со скобками и без них), требующих применения всех изученных правил о порядке выполнения действий;
- решение задач в одно действие, раскрывающих:
а)смысл арифметических действий;
б)нахождение неизвестных компонентов действий;
в)отношения больше, меньше, равно;,
г)взаимосвязь между величинами;
-решение задач в 2 — 4 действия;
-решение задач на распознавание геометрических фигур в составе более сложных; разбиение фигуры па заданные части; составление заданной фигуры из 2 — 3 ее частей;
построение изученных фигур с помощью линейки и циркуля.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | Количество часов | дата |
план | факт |
| Числа от 1 до 1000 (16 ч) | 1 | 1 | |
1 | Знакомство с учебником |
2 | Повторение.Нумерация, счет предметов. Разряды. | 1 | 5 | |
3 | Числовые выражения. Порядок выполнения действий. | 1 | 6 | |
4 | Сложение и вычитание | 1 | 7 | |
5 | Нахождение суммы нескольких слагаемых | 1 | 8 | |
6 | Алгоритм письменного вычитания трёхзначных чисел. | 1 | 12 | |
7 | Умножение трёхзначного числа на однозначное | 1 | 13 | |
8 | Свойства умножения | 1 | 14 | |
9 | Алгоритм письменного деления на однозначное число | 1 | 15 | |
10 | Приёмы письменного деления. | 1 | 19 | |
11 | Закрепление навыка письменных приёмов деления | 1 | 20 | |
12 | Контрольная работа по теме « Числа от 1 до 1000» | 1 | 21 | |
13 | Работа над ошибками Закрепление по теме «Числа от 1 до 1000» | 1 | 22 | |
14 | Закрепление навыка деления | 1 | 26 | |
15 | Диаграммы | 1 | 27 | |
16 | Закрепление изученного по теме: «Четыре арифметических действия» | 1 | 28 | |
| Числа, которые больше 1000 Нумерация (9 ч) | 1 | | |
17 | Нумерация больше 1000. Класс единиц и класс тысяч |
18 | Чтение многозначных чисел | 1 | | |
19 | Запись многозначных чисел. | 1 | | |
20 | Разрядные слагаемые. | 1 | | |
21 | Входная контрольная работа | 1 | | |
22 | Работа над ошибками Сравнение чисел | 1 | | |
23 | Увеличение, уменьшение числа в 10, 100, 1000 раз | 1 | | |
24 | Класс миллионов, класс миллиардов | 1 | | |
25 | «Нумерация чисел, которые больше 1000» . Проверочная работа | 1 | | |
| Величины (19ч) |
26 | Единицы длины – километр | 1 | | |
27 | Таблица единиц длины | 1 | | |
28 | Закрепление знаний таблицы единиц длины | 1 | | |
29 | Единицы площади | 1 | | |
30 | Закрепление знаний единиц площади | 1 | | |
31 | Проверочная работа по теме: «Величины» | 1 | | |
32 | Закрепление изученного по теме «Величины» | 1 | | |
33 | Таблица единиц площади | 1 | | |
34 | Измерение площади с помощью палетки | 1 | | |
35 | Единицы массы. Тонна, центнер | 1 | | |
36 | Таблица единиц массы | 1 | | |
37 | Единицы времени Определение времени по часам | 1 | | |
38 | Решение задач с величинами | 1 | | |
39 | Секунда | 1 | | |
40 | Единицы времени. Век | 1 | | |
41 | Таблица единиц времени | 1 | | |
42 | Закрепление . | 1 | | |
43 | Контрольная работа по теме «Величины» | 1 | | |
44 | Анализ контрольной работы. Работа над ошибками. | 1 | | |
45 | Сложение и вычитание (11 ч) Устные и письменные приёмы вычислений | 1 | | |
46 | Устные и письменные приёмы вычислений | 1 | | |
47 | Нахождение неизвестного слагаемого | 1 | | |
48 | Нахождение неизвестного уменьшаемого и вычитаемого | 1 | | |
49 | Нахождение нескольких долей целого. | 1 | | |
50 | Решение задач изученных видов | 1 | | |
51 | Сложение и вычитание величин | 1 | | |
52 | Решение задач изученных видов. Проверочная работа по теме «сложение и вычитание» | 1 | | |
53 | Закрепление по теме «Сложение и вычитание» | 1 | | |
54 | Контрольная работа по теме « Сложение и вычитание». | 1 | | |
55 | Анализ контрольной работы, работа над ошибками. Свойства умножения. | 1 | | |
| | 1 | | |
56 | Письменные приёмы умножения |
57 | Письменные приёмы умножения | 1 | | |
58 | Умножение чисел, запись которых оканчивается нулями | 1 | | |
59 | Нахождение неизвестного множителя делимого делителя. | 1 | | |
60 | Деление с числами 0 и 1 | 1 | | |
61 | Письменные приёмы деления | 1 | | |
62 | Письменные приёмы деления | 1 | | |
63 | Решение задач на увеличение и уменьшение числа в несколько раз. | 1 | | |
64 | Решение косвенных задач | 1 | | |
65 | Закрепление знаний Решение задач | 1 | | |
66 | Письменные приёмы деления. Решение задач | 1 | | |
67 | Письменные приёмы деления. Решение задач | 1 | | |
68 | Закрепление изученных приемов вычислений. Проверочная работа по теме «Умножение и деление многозначных чисел». | 1 | | |
69 | Закрепление по теме «Умножение и деление многозначных чисел». | 1 | | |
70 | Контрольная работа по теме «Умножение и деление на однозначное число». | 1 | | |
71 | Анализ контрольной работы, работа над ошибками. Закрепление изученного. | 1 | | |
72 | Умножение и деление на однозначное число | 1 | | |
73 | Скорость. Единицы скорости Взаимосвязь между скоростью, временем и расстоянием | 1 | | |
74 | Решение задач на движение | 1 | | |
75 | Решение задач на движение | 1 | | |
76 | Решение задач на движение | 1 | | |
77 | Умножение числа на произведение | 1 | | |
78 | Письменное умножение на числа, оканчивающиеся нулями | 1 | | |
79 | Письменное умножение чисел, запись которых оканчивается нулями | 1 | | |
80 | Письменное умножение двух чисел, оканчивающихся нулями | 1 | | |
81 | Решение задач на движение | 1 | | |
82 | Перестановка и группировка множителей | 1 | | |
83 | Закрепление изученного по теме «Умножение и деление» | 1 | | |
84 | Закрепление изученного по теме «Умножение и деление». | 1 | | |
85 | Контрольная работа по теме « Письменное умножение». | 1 | | |
86 | Анализ контрольной работы, работа над ошибками. Закрепление изученного. | 1 | | |
87 | Деление числа на произведение. | 1 | | |
88 | Деление с остатком на 10, 100, 1000 | 1 | | |
89 | Решение задач изученных видов | 1 | | |
90 | Письменное деление на числа, оканчивающиеся нулями | 1 | | |
91 | Письменное деление на числа, оканчивающиеся нулями | 1 | | |
92 | Письменное деление на числа, оканчивающиеся нулями | 1 | | |
93 | Письменное деление на числа, оканчивающиеся нулями | 1 | | |
94 | Решение задач на движение в противоположных направлениях | 1 | | |
95 | Закрепление по теме «Умножение и деление» | 1 | | |
96 | Контрольная работа по теме « Умножение и деление на числа, оканчивающиеся нулями». | 1 | | |
97 | Анализ контрольной работы, работа над ошибками. | 1 | | |
98 | Умножение числа на сумму | 1 | | |
99 | Умножение числа на сумму. | 1 | | |
100 | Письменное умножение на двузначное число. | 1 | | |
101 | Письменное умножение на двузначное число. | 1 | | |
102 | Решение задач изученных видов | 1 | | |
101 | Решение задач изученных видов. Проверочная работа по теме «Письменное умножение на двузначное число» | 1 | | |
102 | Письменное умножение на трехзначное число. | 1 | | |
103 | Письменное умножение на трехзначное число. | 1 | | |
104 | Письменное умножение на трехзначное число . | 1 | | |
105 | Письменное умножение на трехзначное число. | 1 | | |
106 | Закрепление изученного по теме «Умножение и деление» | 1 | | |
107 | Контрольная работа по теме « Умножение на двузначное и трехзначное число». | 1 | | |
108 | Анализ контрольной работы, работа над ошибками. | 1 | | |
109 | Письменное деление на двузначное число. | 1 | | |
110 | Письменное деление с остатком на двузначное число | 1 | | |
111 | Алгоритм письменного деления на двузначное число | 1 | | |
112 | Письменное деление на двузначное число. Закрепление. | 1 | | |
113 | Письменное деление на двузначное число | 1 | | |
114 | Письменное деление на двузначное число. Закрепление | 1 | | |
115 | Решение задач изученных видов | 1 | | |
116 | Закрепление изученного. Проверочная работа по теме «Письменное деление на двузначное число». | 1 | | |
117 | Письменное деление на двузначное число. Закрепление. | 1 | | |
118 | Письменное деление на трехзначное число | 1 | | |
119 | Письменное деление на трехзначное число | 1 | | |
120 | Письменное деление на трехзначное число | 1 | | |
121 | Закрепление изученного по теме «умножение и деление» | 1 | | |
122 | Деление с остатком. | 1 | | |
123 | Письменное деление на трехзначное число. Закрепление. | 1 | | |
124 | Контрольная работа « Письменное деление на трехзначное число». | 1 | | |
125 | Анализ контрольной работы, работа над ошибками. | 1 | | |
| Итоговое повторение (11 ч) | | | |
126 | Нумерация. | 1 | | |
127 | Выражения и уравнения. | 1 | | |
128 | Сложение и вычитание. | 1 | | |
129 | Умножение и деление. | 1 | | |
130 | Порядок выполнение действий. | 1 | | |
131 | Итоговая контрольная работа | 1 | | |
132 | Анализ контрольной работы. Работа над ошибками. | 1 | | |
133 | Величины. Геометрические фигуры. | 1 | | |
134 | Решение задач изученных видов. | 1 | | |
135-136 | Закрепление материала 4 класса | 2 | | |
Лист внесения изменений и дополнений
Дата | Причина и основание изменений | Корректировка |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |