МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РУСАНОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
«РАССМОТРЕНО» на заседании ШМО Руководитель ШМО: ______/Бабанян Т. А../ Протокол № 1 от .08.2016 г. | «СОГЛАСОВАНО» Зам.директора по УВР ____/Бессонова Е.Н./ | «ПРИНЯТО» Педагогческим советом школы Протокол № 1 от 30.08.2016 г. | «УТВЕРЖДАЮ» Директор школы __________ /Новокрещенов М.И./ Приказ № 75 от 31.08.2016 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА НА 2016_ - 2017 УЧЕБНЫЙ ГОД
Предмет__ окружающий мир
Учитель__Деева О. В._____________
Класс_____4_____________________
Количество часов в неделю____2___
Учебник(название)__ Окружающий мир 4 класс
Автор учебника А. А. Плешаков
Издательство____М. Просвещение 2015г.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального Государственного образовательного стандарта начального общего образования по окружающему миру, на основе авторской программы по окружающему миру под руководством А. А. Плешакова
село Русаново – 2016__ год.
Планируемые результаты
Освоение курса «Окружающий мир» вносит существенный вклад в достижение личностных результатов начального образования, а именно:
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Изучение курса «Окружающий мир» играет значительную роль в достижении метапредметных результатов начального образования, таких как:
Регулятивные УУД:
Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.
Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.
Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.
Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.
Познавательные УУД:
Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.
Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.
Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.
Работать с текстом: осознанное чтение текста с целью удовлетворения познавательного интереса, освоения и использование информации; достаточно полно и доказательно строить устное высказывание; описывать объекты наблюдения, выделять в них существенные признаки; устанавливать последовательность основных исторических событий в России в изучаемый период; оформлять результаты исследовательской работы; составлять план текста и небольшое письменное высказывание; формулировать выводы, основываясь на тексте; находить аргументы, подтверждающие вывод; приобретение первичного опыта критического отношения к получаемой информации, сопоставление её с информацией из других источников и имеющимся жизненным опытом; делать выписки из прочитанных текстов с учётом цели их дальнейшего использования.
Коммуникативные УУД:
Донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
Донести свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться обосновать, приводя аргументы.
Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести "диалог с автором" (прогнозировать будущее чтение, ставить вопросы к тексту и искать ответы, проверять себя), отделять новое от известного, выделять главное, составлять план.
Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать совместном решении проблемы (задачи).
Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.
При изучении курса «Окружающий мир» достигаются следующие предметные результаты:
1) понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;
2) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
3) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
4) освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
5) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.
В результате изучения окружающего мира четвероклассники научатся:
определять на глобусе и географических картах стороны горизонта, находить и показывать изученные географические объекты;
различать важнейшие полезные ископаемые родного края;
различать растения и животных, которые наиболее характерны для леса, луга, водоема родного края; основные сельскохозяйственные растения и животных;
объяснять в пределах требований программы взаимосвязи в природе и между природой и человеком;
самостоятельно находить в учебнике и дополнительных источниках сведения по определенной теме, излагать их на уроке в виде сообщения, рассказа;
проводить самостоятельные наблюдения в природе;
оперировать с моделями, указанными в программе, самостоятельно разрабатывать и изготавливать отдельные модели;
в учебных и реальных ситуациях в доступной форме давать оценку деятельности людей с точки зрения ее экологической допустимости, определять возможные причины наблюдаемых в природе отрицательных изменений, предлагать простейшие прогнозы возможных последствий воздействия человека на природу, определять необходимые меры охраны природы, варианты личного участия в сохранении природного окружения;
формулировать и практически выполнять правила поведения в природе;
в доступной форме пропагандировать знания о природе, об отношении к ней; лично участвовать в практической работе по охране природы;
называть способы изображения Земли, ее поверхности (глобус, географическая карта);
называть океаны, материки;
называть природные зоны России, рассказывать об особенностях природы и хозяйства, об экологических проблемах в этих зонах;
рассказывать о государственной символике России, о государственных праздниках России;
объяснять, что такое Конституция;
характеризовать исторические периоды: первобытное общество, Древний мир, Средние века, Новое время, Новейшее время;
называть важнейшие события и великих людей отечественной истории.
Четвероклассники получат возможность научиться:
наблюдать объекты окружающего мира;
самостоятельно работать с учебником, словарем, справочником, энциклопедиями;
составлять план учебной статьи;
работать с памятками, алгоритмами, схемами-опорами;
работать с различными картами;
готовить сообщение, рецензировать ответы и выступления учеников;
рассуждать, участвовать в беседе, дискуссии;
работать в паре, группе, индивидуально;
оценивать себя и товарища;
формировать коммуникативные умения;
развивать познавательные, интеллектуально-учебные умения;
показывать на карте, глобусе материки и океаны, горы, реки, равнины, моря; границы России, некоторые города России;
описывать отдельные (изучаемые) события истории Отечества;
пользоваться приобретенными знаниями в повседневной практической жизни для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родном крае, родной стране, нашей планете.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Земля и человечество (10 ч).
Мир глазами астронома. Что изучает астрономия. Небесные тела: звезды, планеты и спутники планет. Земля - планета Солнечной системы. Луна - естественный спутник Земли. Движение в космическом пространстве; причины смены дня и ночи и времен года. Звездное небо - «книга» природы.
Мир глазами географа. Что изучает география. Изображение Земли с помощью глобуса и географической карты. Распределение солнечного тепла на Земле и его влияние на живую природу.
Мир глазами историка. Что изучает история. Исторические источники. Счет лет в истории. Историческая карта.
Прошлое и настоящее глазами эколога. Представление о современных экологических проблемах планеты. Охрана окружающей среды - задача всего человечества. Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды. Всемирное наследие. Международная Красин книга.
Природа России (11 ч).
Разнообразие и красота природы России. Важнейшие равнины и горы, моря, озера и реки нашейстраны (в форме путешествия по физической карте России).
Природные зоны нашей страны: зона арктических пустынь, зона тундры, зона лесов, зона пустынь, субтропики. Карта природных зон России. Особенности природы каждой зон. Взаимосвязи в природе, приспособленность организмов к условиям обитания в разных природных зонах. Особенности хозяйственной деятельности людей, связанные с природными зонами. Экологические проблемы каждой из природных зон, охрана природы, виды растений и животных, внесенные в Красную книгу России. Необходимость бережного отношения к природе в местах отдыха населения. Правила безопасного поведения отдыхающих у моря.
Представление об экологическом равновесии и необходимости его учета в процессе хозяйственной деятельности людей.
Родной край - часть большой страны (13 ч).
Наш край на карте Родины. Карта родного края. Формы земной поверхности в нашем крае. Изменение поверхности края в результате деятельности человека. Охрана поверхности края (восстановление земель на месте карьеров, предупреждение появления свалок, борьба с оврагами). Водоемы края, их значение в природе и жизни человека. Изменение водоемов в результате деятельности человека. Охрана водоемов нашего края. Полезные ископаемые нашего края, их основные свойства, практическое значение, места и способы добычи. Охрана недр в нашем крае.
Ознакомление с важнейшими видами почв края (подзолистые, черноземные и т. д.). Охрана водоемов в нашем крае.
Природные сообщества (на примере леса, луга, пресного водоема). Разнообразие растений и животных различных сообществ. Экологические связи в сообществах. Охрана природных сообществ.
Особенности сельского хозяйства края, связанные с природными условиями. Растениеводство в нашем крае, его отрасли (полеводство, овощеводство, плодоводство, цветоводство). Сорта культурных растений. Представление о биологической защите урожая, ее значении для сохранения окружающей среды и производства экологически чистых продуктов питания.
Животноводство в нашем крае, его отрасли (разведение крупного и мелкого рогатого скота, свиноводство, птицеводство, рыбоводство, пчеловодство и др.). Породы домашних животных.
Страницы всемирной истории (5 ч).
Представление о периодизации истории. Начало истории человечества: первобытное общество. Древний мир; древние сооружения - свидетельства прошлого. Средние века; о чем рассказывают христианский храм, мусульманская мечеть, замок феодала, дом крестьянина. Новое время; достижения науки и техники, объединившие весь мир: пароход, паровоз, железные дороги, электричество, телеграф. Великие географические открытия. Новейшее время. Представление о скорости перемен в XX веке. Достижения науки и техники. Осознание человечеством ответственности за сохранение мира на планете.
Страницы истории Отечества (20 ч).
Кто такие славяне. Восточные славяне. Природные условия жизни восточных славян, их быт,нравы,верования.
Века Древней Руси. Территория и население Древней Руси. Княжеская власть. Крещение Руси. Русь - страна городов. Киев - столица Древней Руси. Господин Великий Новгород. Первое свидетельство о Москве. Культура, быт и нравы Древней Руси.
Наше Отечество в XIII-XVвеках. Нашествие хана Батыя. Русь и Золотая Орда. Оборона северо-западных рубежей Руси. Князь Александр Невский. Московская Русь. Московские князья - собиратели русских земель. Дмитрий Донской. Куликовская битва. Иван Третий. Образование то| единого Русского государства. Культура, быт и нравы страны в XIII-XVвеках.
Наше Отечество в XVI-XVIIвеках. Иван Грозный и его правление. Патриотический подвиг Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского. Утверждение новой царской династии Романовых. Освоение Сибири. Землепроходцы. Культура, быт и нравы страны в XVI-XVIIвеках.
Россия в XVIII веке Петр Первый - царь-преобразователь. Новая столица России - Петербург. Провозглашение России империей. Россия при Екатерине Второй. Дворяне и крестьяне. Век русской славы: А. В. Суворов, Ф. Ф. Ушаков. Культура, быт и нравы России в XVIII веке.
Россия в XIX - начале XX века. Отечественная война 1812 года. Бородинское сражение. М. И. Кутузов. Царь-освободитель Александр Второй. Культура, быт и нравы России в XIX - начале XX века.
Россия в XX веке. Участие России в Первой мировой войне. Николай Второй - последний император России. Революции 1917 года. Гражданская война. Образование СССР. Жизнь страны т в 20-30-е годы. Великая Отечественная война 1941-1945 годов. Героизм и патриотизм народа. День Победа - всенародный праздник.
Наша страна в 1945-1991 годах. Достижения ученых: запуск первого искусственного спутника Земли, полётв космосIO. А. Гагарина, космическая станция «Мир».Преобразования в России в 90-е годы XX века. Культура России XX века. Прошлое родного края. История страны и родного края в названиях городов, поселков, улиц, в памяти народа, семьи.
Современная Россия (9 ч).
Мы - граждане России. Конституция России - наш основной закон. Права человека в современной России. Права и обязанности гражданина. Права ребенка.
Государственное устройство России: Президент, Федеральное Собрание, Правительство.
Государственная символика нашей страны (флаг, герб, гимн). Государственные праздники.
Многонациональный состав населения России.
Регионы России: Дальний Восток, Сибирь, Урал, Север Европейской России, Центр Европейской России, Юг Европейской России. Природа, хозяйство, крупные города, исторические места, знаменитые люди, памятники культуры в регионах
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Дата | Тема урока | Кол-во часов |
План | факт |
| | | Раздел «Земля и человечество» (10 ч.) | 1 |
1 | | | Мир глазами астронома |
2 | | | Планеты Солнечной системы. | 1 |
3 | | | Звёздное небо – Великая книга Природы | 1 |
4 | | | Мир глазами географа. | 1 |
5 | | | Мир глазами историка | 1 |
6 | | | Когда и где? | 1 |
7 | | | Мир глазами эколога | 1 |
8 | | | Природное сообщество «Водоем». | 1 |
9 | | | Сокровища Земли под охраной человечества. Всемирное наследие | 1 |
10 | | | Сокровища Земли под охраной человечества. Международная Красная книга. | 1 |
| | | Раздел «Природа России» (11 ч.) | |
11 | | | Равнины и горы России. | 1 |
12 | | | Моря, озёра и реки России. Практическая работа № 6 «Поиск и показ на физической карте морей, озёр и рек России» | 1 |
13 | | | Природные зоны России. | 1 |
14 | | | Зона арктических пустынь. | 1 |
15 | | | Тундра. | 1 |
16 | | | Леса России. | 1 |
17 | | | Растения и животные леса. | 1 |
18 | | | Лес и человек. | 1 |
|
19 | | | Зона степей. | 1 |
20 | | | Пустыни | 1 |
21 | | | У Чёрного моря. | 1 |
| | | Раздел «Родной край – часть большой страны» (13 ч.) | |
22 | | | Родной край – часть большой страны. | 1 |
23 | | | Наш край. | 1 |
24 | | | Поверхность нашего края | 1 |
25 | | | Водные богатства нашего края | 1 |
26 | | | Наши подземные богатства. | 1 |
27 | | | Земля - кормилица | 1 |
28 | | | Жизнь леса. | 1 |
29 | | | Жизнь луга. | 1 |
30 | | | Жизнь в пресных водах | 1 |
31 | | | Растениеводство в нашем крае | 1 |
32 | | | Проверим себя и оценим свои достижения. | 1 |
|
33 | | | Животноводство в нашем крае | 1 |
34 | | | Презентация проектов. | 1 |
| | | Раздел «Страницы Всемирной истории» (5 ч.) | |
35 | | | Начало истории человечества | 1 |
36 | | | Мир древности: далёкий и близкий | 1 |
37 | | | Средние века: время рыцарей и замков | 1 |
38 | | | Новое время: встреча Европы и Америки | 1 |
39 | | | Новейшее время: история продолжается сегодня. | 1 |
| | | Раздел «Страницы истории России» (20 ч.) | |
40 | | | Жизнь древних славян | 1 |
41 | | | Во времена Древней Руси | 1 |
42 | | | Страна городов | 1 |
43 | | | Из книжной сокровищницы Древней Руси | 1 |
44 | | | Трудные времена на Русской земле | 1 |
45 | | | Русь расправляет крылья | 1 |
46 | | | Куликовская битва | 1 |
47 | | | Иван Третий | 1 |
48 | | | Мастера печатных дел | 1 |
49 | | | Патриоты России | 1 |
50 | | | Пётр Великий | 1 |
51 | | | Михаил Васильевич Ломоносов | 1 |
52 | | | Екатерина Великая | 1 |
53 | | | Отечественная война 1812 года | 1 |
54 | | | Страницы истории XIX века | 1 |
55 | | | Россия вступает в XX век | 1 |
56 | | | Страницы истории 1920 – 1930-х годов | 1 |
57 | | | Великая война и великая Победа | 1 |
58 | | | Великая война и великая Победа | 1 |
59 | | | Страна, открывшая путь в космос. | 1 |
Раздел «Современная Россия» (9 ч.) |
60 | | | Основной закон России и права человека | 1 |
61 | | | Мы – граждане России | 1 |
62 | | | Славные символы России | 1 |
63 | | | Такие разные праздники | 1 |
64 | | | Проверим себя и оценим свои достижения за второе полугодие. | 1 |
65 | | | Путешествие по России (по Дальнему Востоку, на просторах Сибири) | 1 |
66 | | | Путешествие по России (по Уралу, по северу европейской России) | 1 |
67 | | | Путешествие по России (по Волге, по югу России) | 1 |
68 | | | Обобщение по разделу «Современная Россия» | 1 |
Лист внесения изменений и дополнений
Дата | Причина и основание изменений | Корректировка |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |