СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по ОПК 2-5 кл

Категория: ОРКиСЭ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по ОПК 2-5 кл.  2 класс - ОПК 3 класс - ОПК

4 класс - ОРКСЭ

5 класс ОДНКНР

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по ОПК 2-5 кл»

1. Планируемые результаты освоения учащимися программы по основам православной культуры

Личностные результаты УУД  изучения учебного предмета «Основы православной культуры» учащимися 2 класса:

–осознание себя ответственным членом семьи, школы, общества и Российского государства (российская идентичность);

–развитие чувства преданности и любви к Родине, её истории и культуре, её традициям и преданиям, а в дальнейшем — осознание ответственности за сохранение культурноисторического наследия России;

–знание важнейших страниц священной истории Отечества, выдающихся имён в истории России, святынь земли Русской и знаменитых памятников православной культуры России;

–осознание необходимости для личностного развития таких добродетелей, как благодарность, дружба, ответственность, честность, осторожность, трудолюбие и милосердие;

–умение следить за своими словами и делами; способность контролировать собственную деятельность на основе выбора добра и пользы;

–настроенность на доброе поведение и добрые взаимоотношения с окружающими;

– как результат преданности и уважения к традициям своего народа — уважительное отношение к людям других верований, другой национальной культуры, умение взаимодействовать с людьми других верований и убеждений.

Метапредметные результаты изучения основ православной культуры учащимися 2 класса.

Познавательные УУД:

–развитие познавательной деятельности младшего школьника в гуманитарной сфере;

–любовь к родному языку, родной истории, литературе и культуре;

–умение сравнивать и анализировать документальные и литературные источники;

–умение описывать достопамятные события родного края, школы, семьи;

-строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

-проводить сравнение, классификацию по заданным критериям.

Регулятивные УУД:

-в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

-преобразовывать практическую задачу в познавательную;

-проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.

Коммуникативные УУД:

-учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

-формулировать собственное мнение и позицию, умение отстаивать их;

-формирование эстетических потребностей;

-овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности.

Предметные результаты изучения основ православной культуры во 2 классе:

–развитие чувства прекрасного в процессе знакомства с памятниками православной культуры;

–знание достопамятных событий отечественной истории, имён и подвигов величайших просветителей, государственных деятелей, героев и святых людей России;

–умение соотносить имена выдающихся исторических личностей с основными вехами и важнейшими событиями родной истории (к примеру, Александр Невский — Ледовое побоище);

–умение видеть в памятниках письменности и произведениях русской классической литературы славянизмы, их необычные формы и понимать их смысл;

–умение соотносить старый и новый стили (даты юлианского и григорианского календарей), знание причины расхождения этих календарей;

–приобщение к духовно-нравственным ценностям своего народа;

–усвоение нравственных норм и правил поведения в ходе знакомства с богатейшей православной культурой России, имеющей особое значение в истории России, в становлении её духовности и культуры;

–приобретение устойчивых представлений о нравственности и духовности в рамках понятий добро – зло, правда – ложь, свобода и ответственность, совесть и долг;

– формирование потребности в нравственном совершенствовании.


2. Содержание тематического учебного курса.

РАЗДЕЛ I. Основные религиозные понятия и представления

Понятие о Боге. Бог Отец, Бог Сын, Бог Дух Святой. Их единство и нераздельность. Пресвятая Троица. Изображение Троицы в русской иконописи. Свойства Божии.

Бог и Его творение мира и человека. Термины: Создатель и Творец. Человек как Образ Божий.

Человек – не только телесное существо. Священный дар жизни. Ценность жизни каждого человека. Тело человека – храм Божий. Необходимость беречь и заботиться о теле и душе. Чудеса Иисуса Христа: исцеление людей, спасение их жизни. Что нужно для жизни тела, для жизни души? Забота о личном здоровье. Соблюдение медицинских норм, норм безопасности в быту и на улице, советов старших по сохранению здоровья. Помощь другим в беде, болезни, несчастном случае. Выполнение заветов Иисуса Христа о любви к ближнему.


РАЗДЕЛ II. История Ветхого и Нового Завета


Ветхий Завет. Сотворение мира и человека. Жизнь первых людей в раю. Грехопадение прародителей. Изгнание из рая. Жизнь людей после изгнания из рая – основные события. Авраам. Иосиф. Моисей. Жизнь евреев в земле обетованной. Первые цари евреев (Саул, Давид и Соломон) и их деяния. Вавилонское пленение. Возвращение из плена. Ожидание Мессии.

Новый Завет. Рождество Пресвятой Богородицы. Благовещение Пресвятой Богородицы. Рождество Христово. Поклонение волхвов. Сретение Господне. Крещение Господне. Чудеса Спасителя. Преображение Господне. Воскрешение Лазаря. Вход Господень в Иерусалим. Тайная Вечеря. Страдание, смерть и погребение Иисуса Христа. Воскресение Христово. Сошествие Святого Духа на Апостолов. Успение Божией Матери. Обретение и Воздвижение Креста Господня.


РАЗДЕЛ III. Церковь, храм, искусство


Церковь как община верующих людей. Что или Кто объединяет людей?

Храм, внешнее строение храма. Символика храма. Внутреннее строение храма: притвор, собственно храм, алтарь.

Священнослужители: епископ, священник. Их служение в храме. Диакон и его обязанности, псаломщик, пономарь, певчие. Встреча со священником.

Духовная литература. Устное народное творчество: духовные стихи и песни. Литература. Знакомство с доступными для детей произведениями древнерусской литературы.


РАЗДЕЛ IV. Православная этика


Отношения человека и Бога. Десять заповедей. Заповеди блаженства. Наибольшая заповедь, в которой отражены весь закон и пророки. Отношение ребенка к Богу. Иисус Христос и дети. Качества, которые Господь хочет видеть в детях. Какие качества по преданию огорчают, а какие радуют Господа.

Отношение ребенка к своим родителям. Беседа о родителях Иисуса Христа: Пресвятой и Пречистой Деве Марии и Ее обручнике Иосифе. Качества Матери Божией, отраженные по мнению ребенка, в его маме. Заповедь о почитании родителей.

Отношения ребенка со сверстниками. Доброе отношение. Прощение. Новый Завет о прощении. Служение людям.

Беседа о судьбах апостолов. Жизнь апостолов и их служение людям. Жизнь апостолов и Божией Матери – великий пример жертвенности и любви.

Отношение ребенка к собственности. Христос о богатстве и бедности. Всегда ли деньги и вещи дают счастья человеку? Что нужно ребенку. Умение ограничивать себя. Жадность как порок. Доброта и желание помочь другим есть выполнение заповедей Христовых. Основные заповеди Христа. Нравственное поведение ребенка. Что такое нравственное поведение. Основные заповеди о нравственном поведении человека. Главные нравственные качества человека. Нравственное отношение к природе. Сохранение природы и забота о ней. Сохранение живого. Бережное отношение ко всему окружающему.


РАЗДЕЛ V. Главные православные праздники


Происхождение церковных праздников. Наиболее известные церковные праздники и их обрядность. Формы проведения праздников на территории Курской области. Произведения искусства, посвященные праздникам: из музыкального, изобразительного и литературного творчества.











1. Планируемые результаты освоения учащимися программы по основам православной культуры


Личностные результаты УУД  изучения учебного предмета «Основы православной культуры» учащимися 3 класса:

–осознание себя ответственным членом семьи, школы, общества и Российского государства (российская идентичность);

–развитие чувства преданности и любви к Родине, её истории и культуре, её традициям и преданиям, а в дальнейшем — осознание ответственности за сохранение культурноисторического наследия России;

–знание важнейших страниц священной истории Отечества, выдающихся имён в истории России, святынь земли Русской и знаменитых памятников православной культуры России;

–осознание необходимости для личностного развития таких добродетелей, как благодарность, дружба, ответственность, честность, осторожность, трудолюбие и милосердие;

–умение следить за своими словами и делами; способность контролировать собственную деятельность на основе выбора добра и пользы;

–настроенность на доброе поведение и добрые взаимоотношения с окружающими;

– как результат преданности и уважения к традициям своего народа — уважительное отношение к людям других верований, другой национальной культуры, умение взаимодействовать с людьми других верований и убеждений.

Метапредметные результаты изучения основ православной культуры учащимися 3 класса.

Познавательные УУД:

–развитие познавательной деятельности младшего школьника в гуманитарной сфере;

–любовь к родному языку, родной истории, литературе и культуре;

–умение сравнивать и анализировать документальные и литературные источники;

–умение описывать достопамятные события родного края, школы, семьи;

-строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

-проводить сравнение, классификацию по заданным критериям.

Регулятивные УУД:

-в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

-преобразовывать практическую задачу в познавательную;

-проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.

Коммуникативные УУД:

-учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

-формулировать собственное мнение и позицию, умение отстаивать их;

-формирование эстетических потребностей;

-овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности.


Предметные результаты изучения основ православной культуры в 3 классе:

–развитие чувства прекрасного в процессе знакомства с памятниками православной культуры;

–знание достопамятных событий отечественной истории, имён и подвигов величайших просветителей, государственных деятелей, героев и святых людей России;

–умение соотносить имена выдающихся исторических личностей с основными вехами и важнейшими событиями родной истории (к примеру, Александр Невский — Ледовое побоище);

–умение видеть в памятниках письменности и произведениях русской классической литературы славянизмы, их необычные формы и понимать их смысл;

–умение соотносить старый и новый стили (даты юлианского и григорианского календарей), знание причины расхождения этих календарей;

–приобщение к духовно-нравственным ценностям своего народа;

–усвоение нравственных норм и правил поведения в ходе знакомства с богатейшей православной культурой России, имеющей особое значение в истории России, в становлении её духовности и культуры;

–приобретение устойчивых представлений о нравственности и духовности в рамках понятий добро – зло, правда – ложь, свобода и ответственность, совесть и долг;

– формирование потребности в нравственном совершенствовании.

2. Содержание курса



Тема 1. «ЧТО МЫ ЗНАЕМ О ЕВАНГЕЛИИ?» — 2 ч.

Рождество Христово и новая эра. Значение названия «Евангелие» в переводе с греческого — «Благая весть». Раскрытие смысла этого названия. Евангелие как главная часть Нового Завета, рассказывающая о Спасителе и спасении.

Как распространялось Евангелие.


Тема 2. «ОБРАЗ ВСЕЛЕННОЙ В ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЕ» — 7 ч.

Храм как образ вселенной. Понятие о горнем и дольнем мире. Устроение и значение частей храма. Господь-Вседержитель.

Умеют ли говорить иконы? Язык иконы. Особенности изображения святости. Представленность тварного мира в иконе.

О чём рассказывает цвет? Особенности использования цвета в иконе.

Как иконы представляют святых. Понятие о каноне. Изображение преподобных, столпников, блаженных, юродивых, целителей, бессребреников.

Иконы святых апостолов, евангелистов, святителей, равноапостольных. Евангелисты Матфей, Марк, Лука, Иоанн. Святые равноапостольные Кирилл и Мефодий. Святая равноапостольная Нина. Святые равноапостольные князь Владимир и княгиня Ольга.

Понятие об иконографии. Образ и первообраз.

История иконы Покрова Пресвятой Богородицы и иконы «Нечаянная радость».

Представление об истории иконоборчества и иконопочитания.


Тема 3. «ПО ПРАЗДНИЧНЫМ ИКОНАМ

ВСПОМИНАЕМ ЕВАНГЕЛИЕ» — 6 ч.

Иконы о Рождестве и земной жизни Пресвятой Богородицы. Праведные Иоаким и Анна.

Икона Благовещения Пресвятой Богородицы.

Иконы Рождества Христова, Сретения Господня, Крещения Господа Иисуса Христа.

Иконы «Преображение Господне» и «Вход Господень в Иерусалим». Фавор, Фаворский свет. Пророки Илия и Моисей. Небесный Иерусалим.

Иконы Воскресения Христова, Вознесения Господня и Сошествия Святого Духа. Пятидсятница. День Святой Троицы.

История и духовный смысл иконы Воздвижения Креста Господня. Святой равноапостольный Константин Великий. Святая равноапостольная царица Елена. Патриарх Макарий.


Тема 4. «БИБЛИЯ РАССКАЗЫВАЕТ О СОБЫТИЯХ

ДО СПАСИТЕЛЯ» — 18 ч.

Повествование о сотворении мира. Сотворение неба — невидимого духовного мира. Сотворение земли — видимого вещественного мира. Священное Писание. Ветхий Завет и Новый Завет. Бытие. Понятие о духах, Деннице, аде.

Второй – пятый дни творения мира.

Шестой день творения мира. Первые люди. Представление о рае.

Дерево жизни и дерево познания добра и зла. Грехопадение. Изгнание из рая. Последствия грехопадения и миссия Спасителя.

Каин и Авель. Первое человекоубийство.

Расселение людей. Потомки Сифа. Патриархи. Святой Енох.

Всемирный потоп.

Ной. Строительство ковчега. Жизнь Ноя и его детей после потопа. Сим, Иафет и Хам. Осуждение Хама.

Вавилонское столпотворение и рассеяние людей.

Праведный Авраам. Идолопоклонство. Сарра. Лот. Земля Ханаанская. Хеврон и дубрава Мамре.

Завет Господа с Авраамом.

Рождение Измаила. Агарь.

Явление Святой Троицы Аврааму. Ипостась. Икона Андрея Рублева «Троица».

Гибель нечестивых городов Содома и Гоморры. Соленое море — Мёртвое море.

Египетское рабство евреев. Рождение и юность пророка Моисея.

Призвание пророка Моисея. Неопалимая Купина. Аарон.

Пасха Ветхозаветная. Пасхальный агнец. Выход израильтян из Египта. Манна. Гора Синай. Синайское законодательство. Скрижали. Золотой телец. Земля обетованная.

Ветхозаветное законодательство. Отражение сюжетов Ветхого Завета в живописи, скульптуре, поэзии и музыке.

Новый Израиль. Отражение преемственности Ветхого и Нового Заветов в иконостасе. Ветхозаветные пророки о Мессии.

Итоговое занятие – 1 час



п/п

Наименование раздела

Кол-во часов

Контрольные мероприятия

1

Наша Родина

1


2

История Ветхого Завета

11

Текущий контроль. Устный опрос. Самостоятельная работа.

3

История Нового Завета

10

Текущий контроль. Устный опрос. Самостоятельная работа.

4

Православная этика

12

Текущий контроль. Устный опрос. Самостоятельная работа.

5


Обобщение изученного год.

1





Всего

34




















1. Планируемые результаты изучения курса «ОРКСЭ»


Личностными результатами изучения данного курса должны быть

следующие умения школьников:

– оценивать жизненные ситуации и поступки людей с точки зрения общепринятых норм и ценностей, отделять поступки человека от него самого;

– объяснять и обосновывать с точки зрения общепринятых норм и ценностей, какие поступки считаются хорошими и плохими;

– самостоятельно определять и формулировать самые простые, общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей);

– опираясь на эти правила, делать выбор своих поступков в предложенных ситуациях;

– чувствовать ответственность за свой выбор; понимать, что человек всегда несёт ответственность за свои поступки;

– средством достижения этих результатов служит учебный материал и задания учебников, направленные на реализацию 1-й и 2-й линий развития школьников.


Метапредметными результатами (регулятивные, познавательные и коммуникативные):

Регулятивные УУД:

– самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения;

– совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную задачу (проблему);

– совместно с учителем составлять план решения проблемы;

– работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки с помощью учителя;

– в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и оценивать свою работу и работу других учащихся.

Средства формирования регулятивных УУД – это технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).


Познавательные УУД:

– ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация понадобится для решения учебной задачи в один шаг;

– отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников и других материалов;

– добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, рисунок и др.);

– читать вслух и про себя тексты учебников и при этом вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план;

– перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений и событий;

– перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний;

– преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста;

– преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.

Средства формирования познавательных УУД – это учебный материал и задания учебников, направленные на реализацию 1-й линии развития, а также технология продуктивного чтения.


Коммуникативные УУД:

– доносить свою позицию до других людей: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций;

– доносить свою позицию до других людей: высказывать свою точку  зрения и обосновывать её, приводя аргументы;

– слушать других людей, рассматривать их точки зрения, относиться к ним с уважением, быть готовым изменить свою точку зрения;

– договариваться с людьми: сотрудничать в совместном решении задачи, выполняя разные роли в группе.

Средства формирования коммуникативных УУД – это технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог), работа в малых группах.


Предметные результаты. 

- знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России;

- знакомство с основами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе;

- формирование первоначальных представлений о религиозной культуре и их роли в истории и современности России;

- осознание ценности нравственности духовности в человеческой жизни.


К 1-й линии развития относятся следующие из них:

– определять и объяснять своё отношение к общественным нормам и ценностям (нравственным, гражданским, патриотическим, общечеловеческим);

– излагать своё мнение по поводу значения светской и религиозной культуры в жизни отдельных людей и общества;

– знать основные понятия религиозных культур, их особенности и традиции, историю их возникновения в мире и в России;

– устанавливать взаимосвязи между определённой светской или религиозной культурой и поведением людей, мыслящих в её традициях;

– проявлять уважение к любой вере или к отсутствию её (за исключением тоталитарных сект, направленных на разрушение и подавление личности);

– осознавать сходство некоторых важных духовно-нравственных оснований разных религий при их существенных отличиях.


Ко 2-й линии развития относятся следующие знания и умения:

– строить толерантные отношения с представителями разных мировоззрений и культурных традиций;

– делать свой выбор в учебных моделях общественно значимых жизненных ситуаций и отвечать за него;

– договариваться с людьми, предотвращая или преодолевая конфликты в учебных моделях жизненных ситуаций;

– осознавать разницу между «внутренней искренней верой» и «внешним обрядоверием»;

– на самом простом уровне различать традиционные религии и тоталитарные секты.

Диагностика успешности достижения этих результатов осуществляется прежде всего в ходе проектной работы учащихся. Основной способ диагностики – рефлексивная самооценка каждого ребёнка (по знаниям и умениям каждой из линий развития) и коллективная оценка детьми  друг друга под руководством учителя. Дополнительный способ диагностики – экспертная оценка учителем в результате наблюдения за деятельностью учащихся при осуществлении проектов и представлении их классу.


2. Содержание учебного курса

Учебный модуль «Основы православной культуры»

Раздел I. Введение в православную духовную традицию.

1.Россия – наша Родина. Что такое духовный мир человека. Что такое культурные традиции и для чего они существуют.

2.Культура и религия. Как человек создаёт культуру. О чем говорит религия.

Знакомятся с историей возникновения и распространения православной культуры.

3.Человек и Бог в православии. Какие дары Бог дал человеку. Как вера в Бога может влиять на поступки людей.

Изучают основы духовной традиции православия.

4.Православная молитва, ее происхождение и значение. Молитвенная культура Православия: виды молитв, о молитве «Отче Наш». Кто такие святые.

5.Библия и Евангелие. Кто такие христиане. Что такое Библия. Евангелие — добрая весть. Смысл Евангелия.

Дают определения основных понятий православной культуры

6.Проповедь Христа. Чему учил Христос. Нагорная проповедь. Какое сокровище нельзя украсть.

7.Христос и Его крест. Как Бог стал человеком. Почему Христос не уклонился от казни. Какова символика креста.

Учатся устанавливать взаимосвязь между религиозной (православной) культурой и поведением людей.

8.Пасха. Воскресение Христа. Русская Пасха. Как праздную Пасху.

9.Православное учение о человеке. Душа. Когда болит душа. Что такое образ Божий в человеке.

10.Совесть и раскаяние. О подсказках совести. Раскаяние. Как исправить ошибки.

11.Заповеди. Какие заповеди даны людям. Что общего у убийства и воровства. Как зависть гасит радость.

12.Милосердие и сострадание. Чем милосердие отличается от дружбы. Кого называют ближним. Как христианин должен относиться к людям.

Знакомятся с описанием основных содержательных составляющих священных книг, описанием священных сооружений, религиозных праздников и святынь православной культуры

13.Золотое правило этики. Главное правило человеческих отношений. Что такое неосуждение.

14.Храм. Что люди делаю в храмах. Как устроен православный храм.

15.Икона. Почему икона так необычна. Зачем изображают невидимое.

Учатся описывать различные явления православной духовной традиции и культуры.

16.Творческие работы учащихся. Конкурс сочинений. Подведение итогов. Выполнение праздничного проекта.

Излагают своё мнение по поводу значения православной культуры в жизни людей, общества

Раздел II. Православие в России.

17.Как христианство пришло на Русь. Что такое Церковь. Что такое крещение.

18.Подвиг. О том, что такое подвиг. О человеческой жертвенности.

Знакомятся с развитием православной культуры в истории России.

19.Заповеди блаженств. Когда христиане бывают счастливы. Как плач может обернуться радостью. Когда сердце бывает чистым.

20.Зачем творить добро? Как подражают Христу. Чему радуются святые.

21.Чудо в жизни христианина. О Святой Троице. О христианских добродетелях.

22.Православие о Божием суде. Как видеть в людях Христа. Почему христиане верят в бессмертие.

Учатся анализировать жизненные ситуации, выбирать нравственные формы поведения, сопоставляя их с нормами религиозной культуры

23.Таинство Причастия. Как Христос передал Себя ученикам. Что такое Причастие. Что такое церковное таинство.

24.Монастырь. Почему люди идут в монахи. От чего отказываются монахи.

25.Отношение христианина к природе. Что делает человека выше природы. Какую ответственность несет человек за сохранение природы.

26.Христианская семья. Что такое венчание. Что означает обручальное кольцо.

27.Защита Отечества. Когда война бывает справедливой. О святых защитниках Родины.

28.Христианин в труде. О первом грехе людей. Какой труд напрасен.

29.Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.

Учатся толерантному отношению к представителям разных мировоззрений и культурных традиций.

30.Повторительно - обобщающий урок по второму разделу.

Осуществляют поиск необходимой информации для выполнения заданий.

31.Итоговая презентация творческих проектов учащихся.

Участвуют в диспутах: учатся слушать собеседника, излагать своё мнение.

Готовят сообщение по выбранной теме.

32-34.Итоговая презентация творческих проектов учащихся (продолжение).




  1. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Основы духовно-нравственной культуры народов России» в 5 классе

Рабочая программа по по учебному предмету «Основы духовно-нравственной культуры народов России» для 5 класса составлена на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1897; изменения утверждены приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 декабря 2015 года № 1577), Письма Министерства образования и науки Российской Федерации «Об изучении предметных областей: "Основы религиозных культур и светской этики" и "Основы духовно-нравственной культуры народов России"» от 25.05.2015, Базисного учебного плана школы, учебного плана МБОУ «СОШ 41», локального акта школы «Положение о рабочей программе по ФГОС», Рабочей программы к учебнику «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур народов России» К.А.Кочегарова – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2012.

На изучение учебного предмета «Основы духовно-нравственной культуры народов России» в 5 классе в учебном плане СОШ 41 отводится 1 час в неделю. Всего 34 учебные недели. Итого: 34 часа (урока) в год. В 1-й четверти – 8 учебных недель, 8 уроков; во 2-й четверти – 8 недель, 8 уроков; в 3-й четверти – 10 недель, 10 уроков; в 4-й четверти – 8 недель, 8 уроков.

Освоение учебного предмета «Основы духовно-нравственной культуры народов России» в 5 классе направлено на достижение планируемых результатов:

  1. Личностных.

  • воспитание способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию;

  • воспитание веротерпимости, уважительного отношения к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию;

  • знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве;

  • формирование представлений об основах светской этики, культуры традиционных религий, их роли в развитии культуры и истории России и человечества, в становлении гражданского общества и российской государственности;

  • понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и общества;

  • формирование представлений об исторической роли традиционных религий и гражданского общества в становлении российской государственности.


  1. Метапредметных.

Выпускник 5 класса научится:

  • овладеть навыками начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

  • овладеть навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;

  • овладеть начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.

Выпускник 5 класса получит возможность научиться:

  • слушать собеседника и веста диалог, признавать возможность существования различных точек, зрения на оценку событий;

  • устанавливать причинно-следственные связи;

  • структурировать тексты.

  1. Предметных.

Выпускник 5 класса научится:

  • раскрывать содержание основных составляющих мировых религиозных

культур (религиозная вера и мораль, священные книги и места, сооружения,

ритуалы, обычаи и обряды, религиозные праздники и календари, нормы отношений людей друг к другу, в семье, религиозное искусство, отношение к труду и др.); – ориентироваться в истории возникновения религиозных

православия, ислама, буддизма, иудаизма, истории их формирования в России;

  • понимать значение традиционных религий, религиозных культур в жизни

людей, семей, народов, российского общества, в истории России;

  • излагать свое мнение по поводу значения религии, религиозной культуры в

жизни людей и общества;

  • соотносить нравственные формы поведения с нормами религиозной

морали;

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий;

участвовать в диспутах, слушать собеседника и излагать свое мнение; готовить сообщения по выбранным темам.

Выпускник 5 класса получит возможность научиться:

  • развивать нравственную рефлексию, совершенствовать нравственное самосознание, регулировать собственное поведение на основе

традиционных для российского общества, народов России духовно-нравственных ценностей;

  • устанавливать взаимосвязь между содержанием религиозной культуры и

поведением людей, общественными явлениями;

  • выстраивать отношения с представителями разных мировоззрений и

культурных традиций на основе взаимного уважения прав и законных интересов сограждан;

  • акцентировать внимание на религиозных духовно-нравственных аспектах

человеческого поведения при изучении гуманитарных предметов на последующих уровнях общего образования.

  1. Содержание учебного предмета «ОДНКНР» В 5 классе.
  1. Введение в предмет. Язычество. Возникновение монотеистических религий.

Возникновение первобытных религий. Представления древних людей о загробном мире.

Обожествление сил природы. Понятие души. Язычество. Возникновение монотеистических религий – выход человека на новый уровень нравственного развития. Отличие монотеизма от язычества.

2. Христианство. Древние предания христиан. Ветхий Завет – часть Библии. Сотворение Богом мира и человека. Адам и Ева. Грехопадение первых людей и их изгнание из рая. Первородный грех. Понятие греха. Дьявол (сатана). Свобода выбора человека. Всемирный потоп. Вавилонская башня. Пророк Моисей и Десять заповедей.

Возникновение христианства. Новый Завет – часть Библии. Евангелие –благая весть. Рождение Иисуса Христа. Проповедь Иисуса. Любовь к Богу и к ближнему – основа христианского учения. Апостолы – ученики Иисуса Христа. Предательство Иисуса Иудой. Тайная вечеря. Арест и распятие Иисуса Христа. Сошествие в ад и воскресение Иисуса. Второе пришествие Христа Гонения на первых христиан в Римской империи. Катакомбы – место, где укрывались первые христиане.

Христианская церковь. Церковь. Появление священников. Распространение и утверждение христианства в Римской империи в качестве государственной религии. Император Константин. Складывание церковной организации: священник, епископ, митрополит, патриарх. Монастыри и монашество. Римские папы. Разделение

единой христианской Церкви на Католическую и Православную

Православие. Русь и Византия. Владимир – креститель Руси. Посольства о вере. Крещение Руси, его значение для русской истории и культуры. Возникновение Русской православной церкви. Появление иконописи. Роль Русской православной церкви в истории России. Сергий Радонежский и победа на Куликовом поле. Ликвидация патриаршества при Петре Великом. Гонения на Церковь при советской власти. Церковь в современной России Почитание святых в христианстве. Мощи – нетленные останки святых. Первые русские святые Борис и Глеб. Серафим Саровский – один из самых почитаемых святых Русской православной церкви. Храм, его место в жизни христианина.

Первые христианские храмы на Руси. Фреска и мозаика. Название храма. Праздник Покрова Пресвятой Богородицы. Устройство храма. Икона Владимирской Божией Матери. Правила поведения в храме. Церковное богослужение, его распорядок

и связь с событиями земной жизни Иисуса Христа. Церковные праздники. Рождество

Христово и Рождественский пост. Крещение Господне и Благовещение Пресвятой Богородицы. Пасха – главный христианский праздник. Вербное воскресенье. Подвижные и неподвижные праздники. Христианские таинства.

Католичество. Католичество – самое распространенное христианское учение на Земле. Рим – главный город для католиков всего мира. Ватикан. Римский папа – глава Католической церкви. Кардиналы. Понятие чистилища. Франциск Ассизский. Мать Тереза. Уния и униатская церковь.

Протестанты. Понятия протестантизма и реформации. Мартин Лютер. Основные положения протестантского вероучения. Борьба между католиками и протестантами. Распространение протестантизма в Европе и Америке. Община протестантов. Пастор. Течения протестантизма.

3.Ислам. Детство и юность Мухаммада. Первое откровение Аллаха, ниспосланное Мухаммаду. Начало проповеди ислама. Хиджра – уход Мухаммада из Мекки в Медину. Распространение ислама среди арабских племен. Возникновение мусульманского государства. Понятие шариата. Смерть Мухаммада Аллах – творец и повелитель мира. Ангелы и демоны. Пророки – посланники Аллаха. Судный день. Намаз, закят, хадж Коран – священная книга мусульман. Сунна – книга преданий о жизни и деяниях про рока Мухаммада. Мусульманский календарь и мусульманское летосчисление. Месяц Рамадан в жизни мусульман. Мусульманские праздники: Рождение пророка Мухаммада, Ночь прощения, Ночь могущества, Праздник разговения, Праздник жертвоприношения (Курбан-байрам). Пятница – самый почитаемый день недели у мусульман. Устройство мечети: михраб и минбар. Минарет.

4. Иудаизм. Иудаизм – вера одного народа (евреев). Легендарное происхождение еврейского народа. Завет, заключенный Авраамом с Богом. Земля Ханаанская. Рождение Исаака. Иосиф и переселение еврейского народа в Египет. Порабощение евреев египетскими фараонами. Пророк Моисей. Десять казней египетских и исход евреев из Египта. Дарование Богом Моисею десяти заповедей на горе Синай. Возвращение

еврейского народа в Ханаан. Первый храм в Иерусалиме. Вавилонское пленение евреев.

Возвращение евреев в Иерусалим и построение второго храма. Иудейское царство. Покорение еврейского народа римлянами. Расселение евреев по разным странам Иегова (Яхве) – единый Бог для иудеев. Десять заповедей в жизни иудея. Заповеди Ноя. Галаха – свод иудейских религиозных норм и заповедей. Вера иудеев в избранничество еврейского народа. Вера в мессию. Священные книги иудеев: Танах и Талмуд Иудейский календарь.

Почитание субботы иудеями. Иудейские праздники: Рош-ашана, Песах, Шавуот. наиболее авторитетный иудей, хорошо знающий тексты священных книг. Синагога – место собрания членов иудейской общины.

5. Буддизм. Древня Индия – родина буддизма. Распространение буддизма Сиддхартха

Гаутама – основатель буддизма. Четыре встречи царевича Сиддхартхи и его уход из дома.

Странствия Сиддхартхи. Понятие медитации. Просветление Сиддхартхи. Нирвана. Будда.

Четыре благородные истины буддизма. Понятия сансары и кармы. Счастливые и несчастливые перерождения. Правильная речь, правильное поведение и правильное сосредоточение в буддизме. Йога. Три драгоценности буддизма: Будда, Дхарма, сангха. Сутры – записи бесед и проповедей Будды Основные направления буддизма – махаяна, хинаяна и ваджраяна. Бодхисатва и шесть качеств в махаяне. Тантры – священные тексты ваджраяны. Мантры – магические заклинания ваджраяны. Монастыри и монашество в буддизме. Буддийский календарь. Буддийские праздники: Новый год, Рождение Будды, Уход Будды на небеса и др.

















2 класс

№ п/п

Тема урока

Кол-во часов

1

Мир Божий.

1

2

Мир видимый и невидимый

1

3

Бог - Творец видимого мира и человека

1

4

Жизнь первых людей в раю

1

5

Тайна Пресвятой Троицы

1

6

Рождение и детство Девы Марии

1

7

Спаситель приходит в мир.

1

8

Праздник воздвижения креста Господня

1

9

Детство Иисуса Христа. Крещение

1

10

Чему учил людей Иисус Христос

1

11

Как Иисус Христос помогал людям

1

12

Страдания, смерть, погребение и воскресение Иисуса Христа.

1

13

Праздник покрова Пресвятой Богородицы

1

14

Явление воскресшего Господа ученикам.

1

15

Сошествие Святого Духа на апостолов

1

16

Православный храм - дом Божий

1

17

Праздник казанской иконы Божией Матери

1

18

Святые иконы. История первой иконы

1

19

Как человек говорит с Богом. Молитва

1

20

Преподобный Серафим Саровский

1

21

Что такое пост.

1

22

Православные праздники в нашем доме

1

23

Праздник введения во храм Пресвятой Богородицы

1

24

Любовь - венец всех человеческих добродетелей

1

25

Совесть - голос Божий в душе человека

1

26

Добрые и злые дела человека

1

27

Простить - исправить зло

1

28

Радость послушания. Дети и родители.

1

29

Милосердие

1

30

Доброе отношение к животным

1

31

Зависть

1

32

Отношение к чужому.

1

33

Не укради.

1

34

Трусость и жадность - пороки нашей души

1


3 класс

№ п/п

Тема урока

Кол-во часов

1.

Наша Родина – Россия.

1

2.

Откуда мы знаем о Боге.

1

3.

Что говорится в Библии о свойствах Божиих.

1

4.

Тайна Пресвятой Троицы.

1

5.

Начало творения мира. Мир ангельский.

1

6.

Творение мира и людей.

1

7.

Каин и Авель.

1

8.

Всемирный потоп.

1

9.

Сыновья Ноя.

1

10.

Вавилонская башня.

1

11.

Пророк Моисей. Освобождение еврейского народа от египетского рабства.

1

12.

Десять заповедей Закона Божия.

1

13.

Рождество, Введение во храм и Благовещение Пресвятой Богородицы.

1

14.

Рождество Христово. Детство и юность Иисуса Христа.

1

15.

Крещение Господне.

1

16.

Иисус Христос в пустыне. Первые ученики Иисуса Христа.

1

17.

Учение Господа Иисуса Христа.

1

18.

Чудеса Господа Иисуса Христа.

1

19.

Вход Господень в Иерусалим. Тайная Вечеря.

1

20.

Крёстные страдания, смерть и Воскресение Иисуса Христа.

1

21.

Вознесение Господне. Сошествие Святого Духа на апостолов.

1

22.

Успение Божией Матери.

1

23.

Таинства крещения, миропомазания, исповеди.

1

24.

Что такое добролюбие.

1

25.

Святые апостолы- создатели Церкви Христовой.

1

26.

Великомученик Георгий Победоносец.

1

27.

Святитель Николай Чудотворец.

1

28.

Святой великомученик Пантелеймон- целитель и помощник болящих.

1

29.

Равноапостольный князь Владимир Великий

1

30.

Святой Илья Муромец. Ратные и духовные подвиги.

1

31.

Святой князь Александр Невский- защитник земли русской.

1

32.

Святая Иулиания Лазаревская. Великое милосердие.

1

33.

Святой Серафим Саровский. Простить- исправить зло.

1

34.

Святая блаженная Матрона Московская.

1


4 класс

№ п/п

Тема урока

Кол-во часов

1

Россия – наша Родина.

1

2

Культура и религия

1

3

Человек и Бог в православии

1

4

Православная молитва

1

5

Библия и Евангелие

1

6

Проповедь Христа

1

7

Христос и Его крест

1

8

Пасха

1

9

Православное учение о человеке

1

10

Совесть и раскаяние

1

11

Заповеди

1

12

Милосердие и сострадание

1

13

Золотое правило этики

1

14

Храм

1

15

Икона

1

16

Творческие работы учащихся

1

17

Подведение итогов

1

18

Как христианство пришло на Русь

1

19

Подвиг

1

20

Заповеди блаженств

1

21

Зачем творить добро?

1

22

Чудо в жизни христианина

1

23

Православие о Божием суде

1

24

Таинство Причастия

1

25

Монастырь

1

26

Отношение христианина к природе

1

27

Христианская семья

1

28

Защита Отечества

1

29

Христианин в труде

1

30

Любовь и уважение к Отечеству

1

31

Подготовка творческих проектов учащихся

1

32

Выступление учащихся со своими творческими работами

1

33

Выступление учащихся со своими творческими работами

1

34

Обобщение курса за год

1






5 класс

№ п/п

Тема урока

Кол-во часов


1-2

В мире культуры (4 часа)

Величие многонациональной российской культуры


2

3-4

Человек – творец и носитель культуры

2

5-6

Нравственные ценности (14 часов)

«Береги землю родимую, как мать любимую»

2

7-8

Жизнь ратными подвигами полна

2

9-10

В труде – красота человека

2

11-12

«Плод добрых трудов славен»

2

13-14

Люди труда

2

15-16

Бережное отношение к природе

2

17-18

Семья – хранитель духовных ценностей

2


19-20

Религия и культура (10 часов)

Роль религии в развитии культуры


2

21-22

Культурное наследие христианской Руси.

2

23-24

Культура ислама

2

25-26

Иудаизм и культура

2

27-28

Культурные традиции буддизма

2


29-30

Как сохранить духовные ценности (4 часа)

Забота государства о сохранении духовных ценностей


2

31-32

Хранить память предков

2


33-34

Твой духовный мир (2 часа)

Твой духовный мир


2





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!