СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по ОРР 11 класс

Категория: ОРКиСЭ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по ОРР (основы регионального развития) 11 класс

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по ОРР 11 класс»

  1. Пояснительная записка.

Нормативная основа реализации программы.

  1. Закон РФ «Об образовании».

  2. Примерной программы учебного предмета «Основы регионального развития». Авторы: Молодцова И.В. (зав. Центром гражданского образования КК ИПКиПП РО), Лисина С.А. (к.и.н., доцент Красс. Торг.-экон. Института), Петрова Н.А. (учитель гимназии № 2 г. Красноярска).

  3. Закон Красноярского края «О краевом (национально-региональном) компоненте государственных образовательных стандартов Общего образования Красноярского края» (от 25.06. 04 № 11-2071).

  4. Закон Красноярского края «Об установлении краевого (национально-регионального компонента) государственных образовательных стандартов общего образования в Красноярском крае» (от 20.12.05 № 17-4256).
















Изучение учебного предмета «Основы регионального развития» направлено на достижение следующих целей:

- формирование у обучающихся гражданской ответственности и правового самосознания, духовной культуры, социального мышления и способности к успешной социализации в обществе;

- воспитание приверженности к гуманистическим ценностям, положенным в основу законов Красноярского края;

- освоение системы знаний о деятельности жителей Красноярского края, об обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений в Красноярском крае, необходимых для эффективного взаимодействия с социальной средой;

- овладение умениями получения и осмысления социальной информации, систематизации полученных данных; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для позитивного участия в жизни Красноярского края;

- формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений; в сфере гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, включая отношения между людьми разных национальностей и народов, проживающих на территории Красноярского края, познавательной, коммуникативной, семейно-бытовой деятельности.

В результате изучения учебного предмета «Основы регионального развития» обучающийся должен:

  • - знать место и роль человека в системе общественных отношений Красноярского края;

  • - знать тенденции политико-экономического и социального развития Красноярского края;

  • - уметь анализировать явления и события, происходящие в современной социальной жизни Красноярского края;

  • - уметь использовать приобретенные знания и умения в практической и повседневной жизни для:

- эффективного выполнения типичных социальных ролей, сознательного взаимодействия с социальными институтами;

- успешной адаптации к социальной среде Красноярского края;

- решения задач в области социальных отношений по типу «человек-человек», «человек – общество»;

- ориентировки в актуальных общественных событиях и процессах, выработки собственной гражданской позиции.


III. Структура курса «Основы регионального развития».

Модуль

Количество часов

Экономические и политические предпосылки развития хозяйственной деятельности в Красноярском крае. Рыночные отношения и отношения собственности в Красноярском крае, их развитие.


35

Особенности социальной структуры Красноярского края.

15

Проблемы развития духовной культуры в Красноярском крае.

10

Отражение глобальных проблем общества в жизни Красноярского края.

6

Политико-экономические и социальные перспективы развития Красноярского края.

4











IV. Календарно-тематическое планирование по курсу «Основы регионального развития». В год – 68 часов; в неделю – 2 часа.

урока

Название раздела, тема урока

Кол-во часов

Применение ИКТ, ЦОР

Формы контроля

Дата проведения

план

факт

Раздел 1. Экономические и политические предпосылки развития хозяйственной деятельности в Красноярском крае. Рыночные отношения и отношения собственности в Красноярском крае, их развитие.

33





1 - 2

Стратегия социально-экономического развития края.

2


Составление отчетов по экономическим экспедициям



3 - 4

Работа с источниками. Основные экономические показатели.

2


Составление графиков, диаграмм по основным экономическим показателям (района, села)



5

Валовой региональный продукт, промышленное производство.

1


ВК



6

Добыча полезных ископаемых.

1

Компьютерная презентация

Презентация



7

Производство и распределение электроэнергии, газа и воды.

1





8

Обрабатывающие производства.

1


Проблемное задание



9 - 10

Сельское хозяйство.

2


Творческое задание



11 - 12

Транспорт и связь.

2

Компьютерная презентация

Тест



13 - 14

Строительство.

2

Презентация



15

Потребительский рынок (розничный товарооборот, платные услуги).

1


Составление диаграммы



16 - 17

Жилищно-коммунальный комплекс

2


Составление отчета по экономической экспедиции



18

Инвестиции.

1


Разработка проекта



19

Основы рыночных отношений в крае.

1


Решение текстовых задач



20 - 21

Требования к современному работнику края.

2

Компьютерная презентация

Творческое задание



22 - 23

Особенности трудовых отношений в крае.

2


Проблемное задание



24 - 25

Рынок труда в крае.

2


Тест



26 - 27

Предпринимательство в крае.

2


Проблемное задание



28 - 29

Развитие малого и среднего бизнеса в крае.

2


Проблемное задание



30 - 31

Подготовка презентаций в группах.

2


Презентация



32 - 33

Защита проектов.

2


Презентация



Раздел 2. Особенности социальной структуры Красноярского края.

15





34 - 35

Социальная структура края. Введение.

2


Тест



36 - 37

Работа с источниками.

2


Составление графиков, диаграмм



38 - 39

Основные тенденции развития социальной жизни общества.

2

Компьютерная презентация

Творческое задание



40 - 41

Социальное неравенство: проблемы бедности.

2


Тест



42 - 43

Демографические процессы в крае.

2


Тест



44, 45, 46

Основные тенденции в развитии межнациональных отношений в крае.

3


Презентация



47 - 48

Повторительно-обобщающий урок по разделу «Особенности социальной структуры Красноярского края».

2


ПК



Раздел 3. Проблемы развития духовной культуры в Красноярском крае.

10





49, 50, 51

Вводное занятие: особенности культурной жизни Красноярского края.

3

Компьютерная презентация

Тест



52 – 53

Образ жизни, особенности менталитета красноярцев.

2


Творческое задание



54, 55, 56

Развитие образования в регионе.

3


Проблемное задание



57

Повторительно-обобщающий урок по разделу «Проблемы развития духовной культуры в Красноярском крае».

1

Тест



Раздел 4. Отражение глобальных проблем общества в жизни Красноярского края.

6





58

Наш край в глобальном мире.

1


Проблемное задание



59

Отражение глобальной проблемы социально-экономического характера.

1


Проблемное задание



60

Отражение глобальной проблемы социально-политического характера.

1

Компьютерная презентация

Тест



61

Отражение глобальной проблемы человека, включая человеческое измерение общественного прогресса.

1


Презентация



62

Отражение социально-экологической проблемы.

1


Творческое задание



63

Повторительно-обобщающий урок по разделу «Отражение глобальных проблем общества в жизни Красноярского края».

1

Тест



Раздел 5. Политико-экономические и социальные перспективы развития Красноярского края.

4





64 - 65

Проблемы социально-экономического развития края.

2


Проблемное задание



66 - 67

Стратегия развития Красноярского края.

2


Тест



68 - 69

Итоговые уроки по курсу «Основы регионального развития».

2


ИК



70

Резервный урок

1







V. Контроль и реализация программы.

1) Входящий контроль.

I вариант.

  1. Регион – это …

А) то же, что район;

Б) территория (акватория), часто очень значительная по своим размерам, не обязательно являющаяся таксономической единицей в какой-либо системе территориального членения;

В) значительная по размерам территория, обладающая некоторой общностью природных условий;

Г) все ответы верны;

Д) ни один из ответов не верен.

2) Красноярский край занимает территорию площадью …

А) 1,68 млн. кв. км.;

Б) 2,34 млн. кв. км.;

В) 2,68 млн. кв. км.;

Г) 3,34 млн. кв. км.

3) В систему исполнительных органов государственной власти Красноярского края не входит…

А) Совет администрации края;

Б) Законодательное Собрание края;

В) департаменты администрации;

Г) службы администрации края;

Д) агентства администрации края;

Е) Региональная энергетическая комиссия края;

Ж) Постоянное представительство Совета администрации Красноярского края и администрации Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа при Правительстве РФ;

З) управление делами администрации Красноярского края.

4) Действующий Устав Красноярского края был принят в …

А) 2006;

Б) 2007;

В) 2008;

Г) 2009.

5) Назовите общественные организации Красноярского края:

1.

2.

3.

6) Институты самоуправления, в том числе и местного, в России возникли…

А) в Древней Руси;

Б) после монгольского нашествия;

В) во времена правления Ивана Грозного;

Г) во времена Смуты;

Д) в эпоху абсолютизма.

7) Назовите основные функции местного самоуправления.

8) Соотнесите понятия и определения.

А) Правовой статус личности

1) гарантируемая законом мера возможного поведения индивида;

Б) Права человека

2) узаконенная возможность поступать в соответствии со своей волей, отсутствие стеснений, ограничений деятельности человека;

В) Свобода человека

3) совокупность прав и свобод, которые принадлежат личности по закону;

9) Из перечня прав и свобод человека выберите социальные:

А) свобода выбора места жительства; Б) право на защиту материнства и детства;

В) право на свободу творчества; Г) право на образование; Д) право на участие в культурной жизни; Е) право направлять личные и коллективные обращения (петиции) в органы государственной власти; Ж) равенство перед законом и судом; Е) право на благоприятную окружающую среду.



II вариант.

  1. Региональная политика…

А) является составной частью общегосударственной политики в области экономического и социального развития страны;

Б) это сфера деятельности по управлению политическим, экономическим, социальным и экологическим развитием страны в пространственном, региональном аспекте и отражающая как взаимоотношения между государством и регионами, так и регионов между собой;

В) это система государственных мер, определяющих взаимоотношения государства с регионами на различных этапах социально-политического развития;

Г) все ответы верны;

Д) ни один из ответов не верен.

2) Красноярский край занимает … территории Российской Федерации.

А) 12 %;

Б) 13 %;

В) 14 %;

Г) 15 %.

3) Соотнесите понятия и определения.

А) Менталитет

1) Обеспечение популярности в массах за счет необоснованных обещаний

Б) Политическая культура

2) Сознание народа, в котором коренятся традиции, привычки, способы освоения мира

В) Популизм

3) Исторический опыт, убеждения, взгляды и ценности, касающиеся политической системы и политических вопросов

4) Референдум по объединению Красноярского края, Эвенкийского и Таймырского АО прошел в …

А) 2004 г.;

Б) 2005 г.;

В) 2006 г.;

Г) 2007 г.


5) Признаком политической партии не является:

А) наличие программы, в которой сформулированы цели и стратегия партии;

Б) наличие устава, содержащего важнейшие нормы внутрипартийной жизни;

В) высокий возрастной и имущественный ценз как условие постоянного членства;

Г) фиксированное членство;

Д) разветвленная сеть первичных местных организаций.


6) Что такое местное самоуправление?

7) Назовите виды основ местного самоуправления:


8) Из перечня прав и свобод человека выберите гражданские:

А) право на жизнь; Б) свобода слова; В) презумпция невиновности; Г) право наследования; Д) право на образование; Е) неприкосновенность жилища и частной жизни; Ж) право на доступ к культурным ценностям; З) право на честь и достоинство.

9) Соотнесите понятия и определения.

А) Правовой статус личности

1) гарантируемая законом мера возможного поведения индивида;

Б) Права человека

2) узаконенная возможность поступать в соответствии со своей волей, отсутствие стеснений, ограничений деятельности человека;

В) Свобода человека

3) совокупность прав и свобод, которые принадлежат личности по закону;









  1. Итоговый контроль.

  1. Охарактеризуйте экономическое положение края после 1991 года. Назовите рыночные реформы, проведенные в данное время и их последствия.

  2. Назовите основные положения «Программы социально-экономического развития Красноярского края до 2010 года»

  3. Перечислите лидеров экономики Красноярского края.

  4. Назовите приоритетные долгосрочные направления в Красноярском крае в 2009 г.

  5. Назовите основные направления социальной политики в крае.

  6. Составьте схему модели занятости населения.

  7. Назовите востребованные профессии, существующие в крае. Аргументируйте ваш выбор.

  8. Охарактеризуйте демографическую ситуацию в крае, которая сложилась на данный момент.

  9. Что такое бедность? Назовите методики её определения.

  10. Назовите достопримечательности Красноярского края.





VI. Перечень контрольных работ по модулям.

Модуль

Количество часов

Особенности социальной структуры Красноярского края.

2

Проблемы развития духовной культуры в Красноярском крае.

1

Отражение глобальных проблем общества в жизни Красноярского края.

1

Итоговые уроки по курсу «Основы регионального развития»

2



VII. Комплект теоретических вопросов (в конце темы).

Тема

Вопросы

Экономические и политические предпосылки развития хозяйственной деятельности в Красноярском крае. Рыночные отношения и отношения собственности в Красноярском крае, их развитие.

  • На решение каких задач направлена политика занятости в Красноярском крае?

  • Назовите предприятия, лидеры экономики Красноярского края.

  • Что такое «рынок труда», «занятость населения»?

Особенности социальной структуры Красноярского края.

  • Каковы основные приоритеты социально-экономической политики Красноярского края?

  • Какие меры социальной поддержки населения существуют в Красноярском крае?

  • Охарактеризуйте демографические процессы, протекающие в крае на данный момент.

Проблемы развития духовной культуры в Красноярском крае.

  • Каковы основные тенденции в развитии межнациональных отношений в Красноярском крае?

  • Назовите религиозные объединения края на современном этапе.

  • Каким образом формировалась этническая карта края.

Отражение глобальных проблем общества в жизни Красноярского края.

  • Назовите основные группы глобальных проблем.

  • Какая группа проблем характерна для нашего края?

  • Назовите экологические проблемы Красноярского края на современном этапе.

Политико-экономические и социальные перспективы развития Красноярского края.

  • Назовите проблемы, которые существуют в промышленности, транспорте, лесном комплексе, в агропромышленном комплексе Красноярского края.

  • Охарактеризуйте стратегию развития Красноярского края.

  • Что такое SWOT-анализ?



VIII. Планирование по модулям.

Модуль

Компетенции

Базовый уровень

Повышенный уровень

Экономические и политические предпосылки развития хозяйственной деятельности в Красноярском крае. Рыночные отношения и отношения собственности в Красноярском крае, их развитие.

  • Умение объяснять социальные последствия рыночной экономики.

  • Умение осуществлять поиск необходимых экономических показателей развития региона.

  • Умение выделять основные направления стратегии социально-экономического развития края; значение рыночной инфраструктуры для функционирования рынка региона, экономические показатели развития региона.

  • Понимание тенденций развития края в интересующих выпускников отраслях экономики.

  • Умение соотносить основные законы рыночного общества с реальной жизнью в России и в крае.

  • Умение объяснять сущность предпринимательства как социального и экономического института общества, знать особенности и роль малого и среднего бизнеса в крае.

Особенности социальной структуры Красноярского края.

  • Умение объяснять социальные последствия рыночной экономики для края.

  • Умение использовать метод сравнительного анализа в различных проявлениях социальной жизни края.

  • Умение подобрать источники информации.

  • Объяснение и оценка тенденций социальной жизни и демографических процессов в крае.

Проблемы развития духовной культуры в Красноярском крае.

  • Объяснять влияние рыночной экономики на тенденции развития культуры.

  • Умение характеризовать особенности материальной и духовной культуры края.

  • Осознание культурных особенностей населения Красноярского края.

Отражение глобальных проблем общества в жизни Красноярского края.

  • Умение характеризовать особенности взаимодействия общества, природы на территории края и экологическую политику органов местной власти.


Политико-экономические и социальные перспективы развития Красноярского края.





VIII. Информационно-методическое обеспечение.

    1. Конституция Российской Федерации. – М.: АСТ:АСТРЕЛЬ, 2005.

    2. Гладкий Ю.Н., Чистобаева А.И. Основы региональной политики. Учебник. СПб, 1998.

    3. Волков Ю.Г. и др. Социология молодежи. Феникс: Ростов-на-Дону, 2001.

    4. Красноярский край: XX век. – Красноярск: Буква, 2001.

    5. Лесной и химический комплексы – проблемы и решения: Научно-практическая конференция. Сборник статей студентов и аспирантов. – Часть 1. СибГТУ, 2005.

    6. Мкртчян Г.М., Чистяков И.М. Молодежь на рынке труда//Социологические исследования. - №12. – 2000 г.

    7. Рафиков Р.Г. Этноатлас Красноярского края. Красноярск, 2006.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!