Пояснительная записка.
Нормативная основа реализации программы.
Закон РФ «Об образовании».
Примерной программы учебного предмета «Основы регионального развития». Авторы: Молодцова И.В. (зав. Центром гражданского образования КК ИПКиПП РО), Лисина С.А. (к.и.н., доцент Красс. Торг.-экон. Института), Петрова Н.А. (учитель гимназии № 2 г. Красноярска).
Закон Красноярского края «О краевом (национально-региональном) компоненте государственных образовательных стандартов Общего образования Красноярского края» (от 25.06. 04 № 11-2071).
Закон Красноярского края «Об установлении краевого (национально-регионального компонента) государственных образовательных стандартов общего образования в Красноярском крае» (от 20.12.05 № 17-4256).
Изучение учебного предмета «Основы регионального развития» направлено на достижение следующих целей:
- формирование у обучающихся гражданской ответственности и правового самосознания, духовной культуры, социального мышления и способности к успешной социализации в обществе;
- воспитание приверженности к гуманистическим ценностям, положенным в основу законов Красноярского края;
- освоение системы знаний о деятельности жителей Красноярского края, об обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений в Красноярском крае, необходимых для эффективного взаимодействия с социальной средой;
- овладение умениями получения и осмысления социальной информации, систематизации полученных данных; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для позитивного участия в жизни Красноярского края;
- формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений; в сфере гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, включая отношения между людьми разных национальностей и народов, проживающих на территории Красноярского края, познавательной, коммуникативной, семейно-бытовой деятельности.
В результате изучения учебного предмета «Основы регионального развития» обучающийся должен:
- знать место и роль человека в системе общественных отношений Красноярского края;
- знать тенденции политико-экономического и социального развития Красноярского края;
- уметь анализировать явления и события, происходящие в современной социальной жизни Красноярского края;
- уметь использовать приобретенные знания и умения в практической и повседневной жизни для:
- эффективного выполнения типичных социальных ролей, сознательного взаимодействия с социальными институтами;
- успешной адаптации к социальной среде Красноярского края;
- решения задач в области социальных отношений по типу «человек-человек», «человек – общество»;
- ориентировки в актуальных общественных событиях и процессах, выработки собственной гражданской позиции.
III. Структура курса «Основы регионального развития».
Модуль | Количество часов |
Экономические и политические предпосылки развития хозяйственной деятельности в Красноярском крае. Рыночные отношения и отношения собственности в Красноярском крае, их развитие. | 35 |
Особенности социальной структуры Красноярского края. | 15 |
Проблемы развития духовной культуры в Красноярском крае. | 10 |
Отражение глобальных проблем общества в жизни Красноярского края. | 6 |
Политико-экономические и социальные перспективы развития Красноярского края. | 4 |
IV. Календарно-тематическое планирование по курсу «Основы регионального развития». В год – 68 часов; в неделю – 2 часа.
№ урока | Название раздела, тема урока | Кол-во часов | Применение ИКТ, ЦОР | Формы контроля | Дата проведения |
план | факт |
Раздел 1. Экономические и политические предпосылки развития хозяйственной деятельности в Красноярском крае. Рыночные отношения и отношения собственности в Красноярском крае, их развитие. | 33 | | | | |
1 - 2 | Стратегия социально-экономического развития края. | 2 | | Составление отчетов по экономическим экспедициям | | |
3 - 4 | Работа с источниками. Основные экономические показатели. | 2 | | Составление графиков, диаграмм по основным экономическим показателям (района, села) | | |
5 | Валовой региональный продукт, промышленное производство. | 1 | | ВК | | |
6 | Добыча полезных ископаемых. | 1 | Компьютерная презентация | Презентация | | |
7 | Производство и распределение электроэнергии, газа и воды. | 1 | | | | |
8 | Обрабатывающие производства. | 1 | | Проблемное задание | | |
9 - 10 | Сельское хозяйство. | 2 | | Творческое задание | | |
11 - 12 | Транспорт и связь. | 2 | Компьютерная презентация | Тест | | |
13 - 14 | Строительство. | 2 | | Презентация | | |
15 | Потребительский рынок (розничный товарооборот, платные услуги). | 1 | | Составление диаграммы | | |
16 - 17 | Жилищно-коммунальный комплекс | 2 | | Составление отчета по экономической экспедиции | | |
18 | Инвестиции. | 1 | | Разработка проекта | | |
19 | Основы рыночных отношений в крае. | 1 | | Решение текстовых задач | | |
20 - 21 | Требования к современному работнику края. | 2 | Компьютерная презентация | Творческое задание | | |
22 - 23 | Особенности трудовых отношений в крае. | 2 | | Проблемное задание | | |
24 - 25 | Рынок труда в крае. | 2 | | Тест | | |
26 - 27 | Предпринимательство в крае. | 2 | | Проблемное задание | | |
28 - 29 | Развитие малого и среднего бизнеса в крае. | 2 | | Проблемное задание | | |
30 - 31 | Подготовка презентаций в группах. | 2 | | Презентация | | |
32 - 33 | Защита проектов. | 2 | | Презентация | | |
Раздел 2. Особенности социальной структуры Красноярского края. | 15 | | | | |
34 - 35 | Социальная структура края. Введение. | 2 | | Тест | | |
36 - 37 | Работа с источниками. | 2 | | Составление графиков, диаграмм | | |
38 - 39 | Основные тенденции развития социальной жизни общества. | 2 | Компьютерная презентация | Творческое задание | | |
40 - 41 | Социальное неравенство: проблемы бедности. | 2 | | Тест | | |
42 - 43 | Демографические процессы в крае. | 2 | | Тест | | |
44, 45, 46 | Основные тенденции в развитии межнациональных отношений в крае. | 3 | | Презентация | | |
47 - 48 | Повторительно-обобщающий урок по разделу «Особенности социальной структуры Красноярского края». | 2 | | ПК | | |
Раздел 3. Проблемы развития духовной культуры в Красноярском крае. | 10 | | | | |
49, 50, 51 | Вводное занятие: особенности культурной жизни Красноярского края. | 3 | Компьютерная презентация | Тест | | |
52 – 53 | Образ жизни, особенности менталитета красноярцев. | 2 | | Творческое задание | | |
54, 55, 56 | Развитие образования в регионе. | 3 | | Проблемное задание | | |
57 | Повторительно-обобщающий урок по разделу «Проблемы развития духовной культуры в Красноярском крае». | 1 | | Тест | | |
Раздел 4. Отражение глобальных проблем общества в жизни Красноярского края. | 6 | | | | |
58 | Наш край в глобальном мире. | 1 | | Проблемное задание | | |
59 | Отражение глобальной проблемы социально-экономического характера. | 1 | | Проблемное задание | | |
60 | Отражение глобальной проблемы социально-политического характера. | 1 | Компьютерная презентация | Тест | | |
61 | Отражение глобальной проблемы человека, включая человеческое измерение общественного прогресса. | 1 | | Презентация | | |
62 | Отражение социально-экологической проблемы. | 1 | | Творческое задание | | |
63 | Повторительно-обобщающий урок по разделу «Отражение глобальных проблем общества в жизни Красноярского края». | 1 | | Тест | | |
Раздел 5. Политико-экономические и социальные перспективы развития Красноярского края. | 4 | | | | |
64 - 65 | Проблемы социально-экономического развития края. | 2 | | Проблемное задание | | |
66 - 67 | Стратегия развития Красноярского края. | 2 | | Тест | | |
68 - 69 | Итоговые уроки по курсу «Основы регионального развития». | 2 | | ИК | | |
70 | Резервный урок | 1 | | | | |
V. Контроль и реализация программы.
1) Входящий контроль.
I вариант.
Регион – это …
А) то же, что район;
Б) территория (акватория), часто очень значительная по своим размерам, не обязательно являющаяся таксономической единицей в какой-либо системе территориального членения;
В) значительная по размерам территория, обладающая некоторой общностью природных условий;
Г) все ответы верны;
Д) ни один из ответов не верен.
2) Красноярский край занимает территорию площадью …
А) 1,68 млн. кв. км.;
Б) 2,34 млн. кв. км.;
В) 2,68 млн. кв. км.;
Г) 3,34 млн. кв. км.
3) В систему исполнительных органов государственной власти Красноярского края не входит…
А) Совет администрации края;
Б) Законодательное Собрание края;
В) департаменты администрации;
Г) службы администрации края;
Д) агентства администрации края;
Е) Региональная энергетическая комиссия края;
Ж) Постоянное представительство Совета администрации Красноярского края и администрации Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа при Правительстве РФ;
З) управление делами администрации Красноярского края.
4) Действующий Устав Красноярского края был принят в …
А) 2006;
Б) 2007;
В) 2008;
Г) 2009.
5) Назовите общественные организации Красноярского края:
1.
2.
3.
6) Институты самоуправления, в том числе и местного, в России возникли…
А) в Древней Руси;
Б) после монгольского нашествия;
В) во времена правления Ивана Грозного;
Г) во времена Смуты;
Д) в эпоху абсолютизма.
7) Назовите основные функции местного самоуправления.
8) Соотнесите понятия и определения.
А) Правовой статус личности | 1) гарантируемая законом мера возможного поведения индивида; |
Б) Права человека | 2) узаконенная возможность поступать в соответствии со своей волей, отсутствие стеснений, ограничений деятельности человека; |
В) Свобода человека | 3) совокупность прав и свобод, которые принадлежат личности по закону; |
9) Из перечня прав и свобод человека выберите социальные:
А) свобода выбора места жительства; Б) право на защиту материнства и детства;
В) право на свободу творчества; Г) право на образование; Д) право на участие в культурной жизни; Е) право направлять личные и коллективные обращения (петиции) в органы государственной власти; Ж) равенство перед законом и судом; Е) право на благоприятную окружающую среду.
II вариант.
Региональная политика…
А) является составной частью общегосударственной политики в области экономического и социального развития страны;
Б) это сфера деятельности по управлению политическим, экономическим, социальным и экологическим развитием страны в пространственном, региональном аспекте и отражающая как взаимоотношения между государством и регионами, так и регионов между собой;
В) это система государственных мер, определяющих взаимоотношения государства с регионами на различных этапах социально-политического развития;
Г) все ответы верны;
Д) ни один из ответов не верен.
2) Красноярский край занимает … территории Российской Федерации.
А) 12 %;
Б) 13 %;
В) 14 %;
Г) 15 %.
3) Соотнесите понятия и определения.
А) Менталитет | 1) Обеспечение популярности в массах за счет необоснованных обещаний |
Б) Политическая культура | 2) Сознание народа, в котором коренятся традиции, привычки, способы освоения мира |
В) Популизм | 3) Исторический опыт, убеждения, взгляды и ценности, касающиеся политической системы и политических вопросов |
4) Референдум по объединению Красноярского края, Эвенкийского и Таймырского АО прошел в …
А) 2004 г.;
Б) 2005 г.;
В) 2006 г.;
Г) 2007 г.
5) Признаком политической партии не является:
А) наличие программы, в которой сформулированы цели и стратегия партии;
Б) наличие устава, содержащего важнейшие нормы внутрипартийной жизни;
В) высокий возрастной и имущественный ценз как условие постоянного членства;
Г) фиксированное членство;
Д) разветвленная сеть первичных местных организаций.
6) Что такое местное самоуправление?
7) Назовите виды основ местного самоуправления:
8) Из перечня прав и свобод человека выберите гражданские:
А) право на жизнь; Б) свобода слова; В) презумпция невиновности; Г) право наследования; Д) право на образование; Е) неприкосновенность жилища и частной жизни; Ж) право на доступ к культурным ценностям; З) право на честь и достоинство.
9) Соотнесите понятия и определения.
А) Правовой статус личности | 1) гарантируемая законом мера возможного поведения индивида; |
Б) Права человека | 2) узаконенная возможность поступать в соответствии со своей волей, отсутствие стеснений, ограничений деятельности человека; |
В) Свобода человека | 3) совокупность прав и свобод, которые принадлежат личности по закону; |
Итоговый контроль.
Охарактеризуйте экономическое положение края после 1991 года. Назовите рыночные реформы, проведенные в данное время и их последствия.
Назовите основные положения «Программы социально-экономического развития Красноярского края до 2010 года»
Перечислите лидеров экономики Красноярского края.
Назовите приоритетные долгосрочные направления в Красноярском крае в 2009 г.
Назовите основные направления социальной политики в крае.
Составьте схему модели занятости населения.
Назовите востребованные профессии, существующие в крае. Аргументируйте ваш выбор.
Охарактеризуйте демографическую ситуацию в крае, которая сложилась на данный момент.
Что такое бедность? Назовите методики её определения.
Назовите достопримечательности Красноярского края.
VI. Перечень контрольных работ по модулям.
Модуль | Количество часов |
Особенности социальной структуры Красноярского края. | 2 |
Проблемы развития духовной культуры в Красноярском крае. | 1 |
Отражение глобальных проблем общества в жизни Красноярского края. | 1 |
Итоговые уроки по курсу «Основы регионального развития» | 2 |
VII. Комплект теоретических вопросов (в конце темы).
Тема | Вопросы |
Экономические и политические предпосылки развития хозяйственной деятельности в Красноярском крае. Рыночные отношения и отношения собственности в Красноярском крае, их развитие. | На решение каких задач направлена политика занятости в Красноярском крае? Назовите предприятия, лидеры экономики Красноярского края. Что такое «рынок труда», «занятость населения»? -
|
Особенности социальной структуры Красноярского края. | Каковы основные приоритеты социально-экономической политики Красноярского края? Какие меры социальной поддержки населения существуют в Красноярском крае? Охарактеризуйте демографические процессы, протекающие в крае на данный момент. |
Проблемы развития духовной культуры в Красноярском крае. | Каковы основные тенденции в развитии межнациональных отношений в Красноярском крае? Назовите религиозные объединения края на современном этапе. Каким образом формировалась этническая карта края. |
Отражение глобальных проблем общества в жизни Красноярского края. | Назовите основные группы глобальных проблем. Какая группа проблем характерна для нашего края? Назовите экологические проблемы Красноярского края на современном этапе. |
Политико-экономические и социальные перспективы развития Красноярского края. | Назовите проблемы, которые существуют в промышленности, транспорте, лесном комплексе, в агропромышленном комплексе Красноярского края. Охарактеризуйте стратегию развития Красноярского края. Что такое SWOT-анализ? |
VIII. Планирование по модулям.
Модуль | Компетенции |
Базовый уровень | Повышенный уровень |
Экономические и политические предпосылки развития хозяйственной деятельности в Красноярском крае. Рыночные отношения и отношения собственности в Красноярском крае, их развитие. | Умение объяснять социальные последствия рыночной экономики. Умение осуществлять поиск необходимых экономических показателей развития региона. Умение выделять основные направления стратегии социально-экономического развития края; значение рыночной инфраструктуры для функционирования рынка региона, экономические показатели развития региона. Понимание тенденций развития края в интересующих выпускников отраслях экономики. | Умение соотносить основные законы рыночного общества с реальной жизнью в России и в крае. Умение объяснять сущность предпринимательства как социального и экономического института общества, знать особенности и роль малого и среднего бизнеса в крае. |
Особенности социальной структуры Красноярского края. | Умение объяснять социальные последствия рыночной экономики для края. Умение использовать метод сравнительного анализа в различных проявлениях социальной жизни края. Умение подобрать источники информации. | |
Проблемы развития духовной культуры в Красноярском крае. | | |
Отражение глобальных проблем общества в жизни Красноярского края. | | |
Политико-экономические и социальные перспективы развития Красноярского края. | | |
VIII. Информационно-методическое обеспечение.
Конституция Российской Федерации. – М.: АСТ:АСТРЕЛЬ, 2005.
Гладкий Ю.Н., Чистобаева А.И. Основы региональной политики. Учебник. СПб, 1998.
Волков Ю.Г. и др. Социология молодежи. Феникс: Ростов-на-Дону, 2001.
Красноярский край: XX век. – Красноярск: Буква, 2001.
Лесной и химический комплексы – проблемы и решения: Научно-практическая конференция. Сборник статей студентов и аспирантов. – Часть 1. СибГТУ, 2005.
Мкртчян Г.М., Чистяков И.М. Молодежь на рынке труда//Социологические исследования. - №12. – 2000 г.
Рафиков Р.Г. Этноатлас Красноярского края. Красноярск, 2006.