Пояснительная записка
Рабочая программа по ОБЖ составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного 5 марта 2004 года приказ № 1089, и примерной программой по ОБЖ для 5–11 классов общеобразовательных учреждений, 2010 г. с учетом авторской программы «Основы безопасности жизнедеятельности. 5-9 классы». под общей редакцией А.Т. Смирнова, Москва, «Просвещение» 2011
В данной рабочей программе реализованы требования федеральных законов:
– «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»;
– «Об охране окружающей природной среды»;
– «О пожарной безопасности»;
– «О гражданской обороне»;
– «Об обороне»;
– «О воинской обязанности и военной службе»;
– «О безопасности дорожного движения».
Используемый УМК:
В качестве основного используется учебник «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся 8 классов/ авторов А.Т. Смирнова и Б. И Мишина В. А Васнева, Москва, «Просвещение» 2013 год.
Количество учебных часов.
Рабочая программа рассчитана на 34 часа. 1 час в неделю.
Программа оптимизирована для преподавания предмета ОБЖ объемом 34 часа в год путем сокращения некоторых тем. Все разделы программы и основные темы в программе сохранены. С 2017года, в ходе заседания Комиссии по охране ПАО «Россети», состоявшегося 29 июня 2017 года, МКУ «Методический центр» принял решение о включении в программу уроков ОБЖ вопросов электробезопасности с целью профилактики травматизма среди детей и подростков. Поэтому вводится 1 час по электробезопасности, а путём перераспределения некоторых тем, общее количество часов сохраняется.
Планируемые результаты
В процессе изучения данного курса учащиеся ознакомятся с организацией российской системы защиты населения от последствий чрезвычайных ситуаций, приобретут теоретические навыки по оказанию само- и взаимопомощи и знания по основам здорового образа жизни.
В результате изучения основ безопасности жизнедеятельности в 8 классах ученик должен знать:
потенциальные опасности природного, техногенного и социального характера, наиболее часто возникающие в повседневной жизни, их возможные последствия и правила личной безопасности;
основные виды активного отдыха в природных условиях и правила личной безопасности при активном отдыхе в природных условиях;
законодательную и нормативно-правовую базу Российской Федерации по обеспечению безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз и по организации борьбы с терроризмом;
наиболее часто возникающие чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера, их последствия и классификацию;
основные виды террористических актов, их цели и способы осуществления;
правила поведения при угрозе террористического акта;
государственную политику противодействия наркотизму;
♦ основные меры по профилактике наркомании.
Ученик должен уметь:
предвидеть возникновение наиболее часто встречающихся опасных ситуаций по их характерным признакам;
принимать решения и грамотно действовать, обеспечивая личную безопасность при возникновении чрезвычайных ситуаций;
действовать при угрозе возникновения террористического акта, соблюдая правила личной безопасности;
пользоваться средствами индивидуальной и коллективной защиты;
оказывать первую медицинскую помощь при неотложных состояниях.
Кроме того, учащиеся должны уметь применять полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
обеспечения личной безопасности в различных опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;
активного отдыха в природных условиях;
оказания первой медицинской помощи пострадавшим;
соблюдения норм здорового образа жизни.
Требования к уровню подготовки учащихся 8 классов.
Оценка "5" выставляется, если ответ:
полный, содержание материала раскрыто в объеме программы и отличается самостоятельностью суждений обучающихся, использованы ранее приобретенные знания (на уроках ОБЖ и других предметах), а также знания из личного опыта и опыта других людей; ответ построен логично, грамотно и последовательно с использованием общенаучных приемов (анализа, сравнения, сопоставления, обобщения и выводов); четко даны определения и раскрыто содержание понятий, верно, использованы научные термины.
Оценка "4" выставляется, если:
раскрыто основное содержание материала, ответ самостоятелен и построен достаточно уверенно, грамотно в речевом отношении; в основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины; встречаются 1-2 неточности в ответе, определение понятий неполное, допускаются незначительные нарушения последовательности, искажение научного термина (в выводах и обобщениях).
Оценка "3" выставляется, если:
усвоено основное содержание предмета ОБЖ, но изложение фрагментарное, не всегда последовательное; определения понятий даны недостаточно четко; не используются в качестве доказательства выводы и обобщения, неумело применяются полученные знания в жизненных ситуациях, но могут быть устранены с помощью учителя; допускаются ошибки и неточности в использовании научной терминологии.
Оценка "2" выставляется, если:
не раскрыто основное содержание учебного материала; не даны ответы на вспомогательные вопросы; допущены грубые ошибки в определении понятий, при использовании терминологии.
Содержание учебной программы ОБЖ для 8 класса.
Раздел 1. Основы комплексной безопасности (16 ч)
Глава 1.Пожарная безопасность (3 ч)
Темы уроков:
Пожары в жилых и общественных зданиях, их причины и последствия.
Профилактика пожаров в повседневной жизни и организация защиты населения.
Права, обязанности и ответственность граждан в области пожарной безопасности. Обеспечение личной безопасности при пожарах.
Глава 2.Безопасность на дорогах (3 ч)
Темы уроков:
Причины дорожно-транспортных происшествий и травматизма людей.
Организация дорожного движения, обязанности пешеходов и пассажиров.
Велосипедист — водитель транспортного средства.
Глава 3. Безопасность на водоёмах (3 ч)
Темы уроков:
Безопасное поведение на водоёмах в различных условиях.
Безопасный отдых на водоёмах.
Оказание помощи терпящим бедствие на воде.
Глава 4. Экология и безопасность (2 ч)
Темы уроков:
Загрязнение окружающей среды и здоровье человека.
Правила безопасного поведения при неблагоприятной экологической обстановке.
Глава 5. Чрезвычайные ситуации техногенного характера и их возможные последствия (5 ч)
Темы уроков:
Классификация чрезвычайных ситуаций техногенного характера.
Аварии на радиационно опасных объектах и их возможные последствия.
Аварии на химически опасных объектах и их возможные последствия.
Пожары и взрывы на взрывопожароопасных объектах экономики и их возможные последствия.
Аварии на гидротехнических сооружениях и их последствия.
Раздел 2. Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций (7 ч)
Глава 6. Обеспечение защиты населения от чрезвычайных ситуаций (4 ч)
Темы уроков:
Обеспечение радиационной безопасности населения.
Обеспечение химической защиты населения.
Обеспечение защиты населения от последствий аварий на взрывопожароопасных объектах.
Обеспечение защиты населения от последствий аварий на гидротехнических сооружениях.
Глава 7.Организация защиты населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера (3 часа)
Темы уроков:
Организация оповещения населения о чрезвычайных ситуациях техногенного характера.
Эвакуация населения.
Мероприятия по инженерной защите населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера.
Раздел 3. Основы здорового образа жизни (8 ч)
Глава 8. Здоровый образ жизни и его составляющие (8 ч)
Темы уроков:
Общие понятия о здоровье как основной ценности человека.
Индивидуальное здоровье человека, его физическая, духовная и социальная сущность.
Репродуктивное здоровье — составляющая здоровья человека и общества.
Здоровый образ жизни как необходимое условие сохранения и укрепления здоровья человека и общества.
Здоровый образ жизни и профилактика основных неинфекционных заболеваний
Вредные привычки и их влияние на здоровье.
Профилактика вредных привычек.
Здоровый образ жизни и безопасность жизнедеятельности.
Электробезопасность.
Раздел 4. Основы медицинских знаний и оказание первой помощи (4 ч)
Глава 9. Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи (4 ч)
Темы уроков
Первая помощь пострадавшим и её значение.
Первая помощь при отравлениях аварийно-химически опасными веществами (практическое занятие).
Первая помощь при травмах (практическое занятие).
Первая помощь при утоплении (практическое занятие)
Форма обучения.
Основной организационной формой обучения является урок. Основные принципы, методы и средства обучения конкретизируются и реализуются в ходе урока и через него.
Типы уроков - вводный, изучения нового материала, комбинированный, обобщающий.
Вид урока определяется по основным методам обучения, или активным формам. Основные виды - объяснительно-иллюстративный, проблемный, телеурок, лекция и т.д.
Контроль результатов обучения
Основной формой текущего контроля знаний учащихся являются устные ответы учащихся на теоретические вопросы. Письменный контроль предлагается осуществлять в форме тестирований. Тесты по содержанию вопросов и уровню их сложности позволяют учителю осуществить проверку знаний, а учащимся дают возможность подготовиться к опросу, зачетам и самостоятельно проверить правильность усвоения материала. Итоговая контрольная письменная работа проводится после изучения программы курса ОБЖ в конце учебного года. Контрольные работы служат для контроля за качеством усвоения учащимися учебного материала и их умением применять знания на практике. На основании выполнения этих работ преподаватель может иметь точное и ясное представление о полученных учащимися знаниях и приобретенных ими навыках и умениях.
Календарно-тематический план.
№ урока | Тема урока | Количество часов | Дата проведения |
план | факт |
Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни |
1 | Пожар в жилых и общественных зданиях, их причины и последствия | 1 | | |
2 | Профилактика пожаров, в повседневной жизни и организация защиты населения | 1 | | |
3 | Права обязанности и ответственность граждан в области пожарной безопасности. | 1 | | |
4 | Причины дорожно - транспортных происшествий и травматизма людей | 1 | | |
5 | Организация дорожного движения. Обязанности пешеходов и пассажиров | 1 | | |
6 | Велосипедист-водитель транспортного средства. | 1 | | |
7 | Правила безопасного поведения на водоемах в различных условиях. | 1 | | |
8 | Безопасный отдых у воды. | 1 | | |
9 | Оказание первой помощи терпящим бедствие на воде. | 1 | | |
10 | Загрязнение окружающей природной среды и здоровье человека. | 1 | | |
11 | Правила безопасного поведения при неблагоприятной экологической обстановки | 1 | | |
Чрезвычайные ситуации техногенного характера и безопасность населения |
12 | Классификация чрезвычайных ситуаций техногенного характера. | 1 | | |
13. | Аварии на радиационно опасных объектах и их возможные последствия. | 1 | | |
14 | Обеспечение радиационной безопасности населения. | 1 | | |
15 | Аварии на химически опасных объектах и их возможные последствия. | 1 | | |
16 | Обеспечение химической защиты населения. | 1 | | |
17 | Пожары на взрыво - опасных объектах экономики и их возможные последствия. | 1 | | |
18 | Обеспечение защиты населения от последствий аварий на взрывопожароопасных объектах | 1 | | |
19 | Аварии на гидротехнических сооружениях и их последствия. | 1 | | |
20 | Обеспечение защиты населения от аварий на гидротехнических сооружениях. | 1 | | |
21 | Оповещение о чрезвычайных ситуациях техногенного характера. | 1 | | |
22 | Эвакуация населения. | 1 | | |
23 | Мероприятия по инженерной защите населения от ЧС техногенного характера. | 1 | | |
Основы здорового образа жизни. |
24 | Общее понятие о здоровье как основной ценности человека. | 1 | | |
25 | Индивидуальное здоровье, его физическая, духовная и социальная сущность. | 1 | | |
26 | Репродуктивное здоровье - составляющая часть здоровья человека и общества. | 1 | | |
27 | Здоровый образ жизни как необходимое условие укрепления здоровья человека и общества. | 1 | | |
28 | Здоровый образ жизни и профилактика основных инфекционных заболеваний | 1 | | |
29 | Вредные привычки и их влияние на здоровье. Профилактика вредных привычек. | 1 | | |
30 | Здоровый образ жизни и безопасность жизнедеятельности | 1 | | |
31 | «Электробезопасность» | 1 | | |
Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи |
32 | Первая медицинская помощь пострадавшим и её значение | 1 | | |
33 | Первая медицинская помощь при отравлении АХОВ. | 1 | | |
34 | Первая медицинская помощь при травмах и утоплении. | 1 | | |
| Итого: | 34 | | |