.
Данная программа по основам безопасности жизнедеятельности составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного образовательного стандарта по ОБЖ (приказ Министерства образования РФ от 05.03.2004г. №1809).
При составлении программы была использована программа под общей редакцией А.Т.Смирнова. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями обучения ОБЖ, которые определены стандартом.
Ни в одном из предметов школьной программы, как в уроках основ безопасности жизнедеятельности, так явно не прослеживается связь между знанием и воспитанием. Потому, что, не знание предмета ОБЖ может стоить слишком дорого: здоровья, разрушений или чьей-то жизни, а чтобы применить эти знания требуются определенные качества характера.
Поэтому такой прозаичный предмет как "Основы безопасности жизнедеятельности" можно охарактеризовать философскими высказываниями великих людей: «Знание – броня от всех бед» сказал Абуль Хасан Рудаки, персидско-таджикский писатель; «Знание и могущество – одно и то же» - это высказывание английского философа Фрэнсиса Бэкона. И вот еще одно высказывание римского писателя Анея Люция Сенеки «Незнание – плохое средство от всех бед».
То есть понятно, что даже в древности знание считалось очень сильным оружием и защитой для людей. К тому же знание должно быть именно то, которое действительно полезно для практического применения, которое способно предотвратить беду или защитить в чрезвычайной ситуации. «Мудр не тот, кто знает много, а тот, чьи знания полезны» - считал древнегреческий драматург Эсхил.
Целью уроков по основам безопасности жизнедеятельности является заложить в школьников умение ориентироваться в сложной ситуации, не растеряться и при необходимости оказать посильную помощь пострадавшим. То есть задача учителя вложить в ученика знания и умения, чтобы в последующем ученик смог применить эти знания на практике, в любой экстремальной ситуации уже без помощи учителя.
Предмет «ОБЖ» введён в школах нашей страны сравнительно недавно, в 1991 году. Вводился он нелегко и постепенно.
Итоговый и промежуточный (в конце I полугодия) контроль знаний обучающихся осуществляется в виде тестирования.
Рабочая программа по ОБЖ профильной школы составлена на основе авторской программы по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» в 10-11 классах общеобразовательных учреждений (автор А.Т.Смирнов, издательство «Просвещение», Москва 2013г).
С целью реализации непрерывного изучения курса «Основы безопасности жизнедеятельности» в образовательном учреждении за счёт часов регионального компонента вводится изучение в 10-11 классах предмета «Основы безопасности жизнедеятельности».
Учебные программы 10-11 класса скорректированы в связи с необходимостью охвата главных, узловых тем программы 5-9 классов, вовсе не изучаемых в этих классах из-за отсутствия плановых занятий. Учебники ОБЖ выходя из типографии уже устаревают, не успевают за быстро меняющейся жизнью.
Дополнительные знания по основам безопасности жизнедеятельности учащиеся получают на элективных курсах:
Наиболее распространённой технологией обучения ОБЖ, основанной на классно-урочной организации учебного процесса, является дифференцированное обучение. Для развития индивидуальности ученика и обучения ОБЖ применяется личностно-ориентированное обучение. В системе урока личностно-ориентированного обучения меняется функция, форма организации. В этом случае урок подчиняется не сообщению и проверке знаний (хотя и такие уроки нужны), а выявлению опыта учеников по отношению к излагаемому учителем содержанию.
Результаты контроля и оценки знаний, навыков и умений являются важной составляющей для анализа организации и состояния учебного процесса. На основании этого анализа вносятся необходимые коррективы в методическую систему обучения учащихся
В результате изучения основ безопасности жизнедеятельности на базовом уровне ученик должен
(в соответствии с требованиями, установленными Федеральным государственным стандартом и образовательной программой школы)
«Основы безопасности жизнедеятельности» в 10-11 классах общеобразовательных учреждений (автор А.Т.Смирнов, издательство «Просвещение», Москва 2013г).
Реализация указанных целей обеспечивается содержанием программы, которая систематизирует знания в области безопасности, полученные обучающимися в основной общеобразовательной школе, способствует формированию у них цельного представления о безопасности жизнедеятельности личности. общества и государства, поможет определить направление самостоятельной подготовки к выбранной профессиональной деятельности.
Ни в одном из предметов школьной программы, как в уроках основ безопасности жизнедеятельности, так явно не прослеживается связь между знанием и воспитанием. Потому, что, не знание предмета ОБЖ может стоить слишком дорого: здоровья, разрушений или чьей-то жизни, а чтобы применить эти знания требуются определенные качества характера.
В целях изучения положений Стратегии национальной безопасности России, введена тема «Современный комплекс проблем безопасности» (10 класс - 6 часов, 11 класс - 6 часов).
№ п/п | Дата | Тема урока | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки | Тип урока | Д/з |
10 «а» | 10 «б» |
| | | Безопасность и защита человека в опасных м чрезвычайных ситуациях | | |
1. | | | Автономное пребывание человека в природной среде | Знать причины попадания человека в условия вынужденного автоном-ного существования. Меры профи-лактики и подготовки к безопасно-му существованию в природе. Правила ориентирования на местности, движение по азимуту. Правила обеспечения водой, питанием. Оборудование временного жилища, добывание огня. | Знать об основных опасных ситуациях, возникающих в повседневной жизни. и провала поведения в них. Уметь назвать способы ориентирования на местности, подачи сигналов бедствия и другие приёмы обеспечения безопасности в случае автономного существования в природных условиях | Изучение нового материала ИНМ | § 1.1 |
2. | | | Правила поведения в условиях вынужденной автономии | Знать причины попадания человека в условия вынужденного автоном-ного существования. Меры профи-лактики и подготовки к безопасно-му существованию в природе. Правила ориентирования на местности, движение по азимуту. Правила обеспечения водой, питанием. Оборудование временного жилища, добывание огня. | Знать об основных опасных ситуациях, возникающих в повседневной жизни. и правилах поведения в них. Уметь назвать способы ориентирования на местности, подачи сигналов бедствия и другие приёмы обеспечения безопасности в случае автономного существования в природных условиях | Изучение нового материала ИНМ | § 1.2 |
3. | | | Обеспечение личной безопасности на дорогах | Знать что такое дорожно-транспорт-ное происшествие ДТП, устройстве дорог, дорожной разметке, кто является участником дорожного движения. Правила поведения пешеходов на улицах, дорогах, правила поведения пассажиров в общественном транспорте. Роль «человеческого фактора» в безопасности дорожного движения, когда не хватает водителю культуры | Знать основные направления в формировании общей культуры по обеспечению безопасности дорожного движения. Уметь дать оценку общему уровню культуры участников дорожного движения (водителей, пешеходов, пассажиров) в обеспечении безопасности дорожного движения. | Изучение нового материала ИНМ | § 1.3 |
4. | | | Правила поведения в ситуации криминогенного характера | Возможные ситуации при встрече с незнакомцами на улице, в общест-венном транспорте, в подъезде дома в лифте. Правила безопасного поведения в местах с повышенной криминогенной опасностью: на рынке, на стадионе, на вокзале и т.д. | Знать правила поведения в криминогенных ситуациях. Уметь объяснить элементарные способы самозащиты, применяемые в конкретной ситуации криминогенного характера. Использовать приобретённые навыки безопасного поведения и приёмы самозащиты в зонах криминогенной опасности | Комбинированный | § 1.15 |
5. | | | Уголовная ответственность несовершеннолетних | Особенности уголовной ответст-венности и наказания несовершен-нолетних. Виды наказаний, назначаемые несовершеннолетним. Правила поведения в общественном транспорте. Хулиганство и вандализм, общие понятия. Уголовная ответственность за хулиганские действия и вандализм | Знать об уголовной ответствен-ности несовершеннолетних и видах наказаний, назначаемых несовершеннолетним. Использовать полученные знания в повседневной жизни для развития черт личности, необходимых для безопасного поведения. | Комбинированный | § 1.16 |
| | | Безопасность социального характера | | |
6. | | | Военные угрозы национальной безопасности и национальная оборона | Национальная безопасность России состояние защищённости личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, кото-рая позволяет обеспечить консти-туционные права и свободы, достой-ное качество и уровень жизни граждан, суверенитет, территориа-льную целостность и устойчивое развитие России, оборону и безопасность государства | Знать, что обеспечение военной безопасности России стало важнейшим направлением деятельности государства. Уметь анализировать существу-ющие угрозы национальной безопасности России с учётом изменений, произошедших в области военного и боевого противостояния между Россией и Западным противником, США | Комбинированный | § 1.30 |
7. | | | Характер современных войн и вооружённых конфликтов | Знать основные особенности современных военных конфликтов и соответствие их военно-политичес-ким целям, средства достижения этих целей и масштабами военных действий. Знать что войны на нашей планете имеют будущее. По ходу истории они не исчезают, но развиваются вместе с цивилизацией. | Знать что даже локальные военные конфликты могут вестись на относительно больших площадях с самыми решительными целями. Уметь анализировать прошедшие за последние 50 лет локальные военные конфликты , эволюцию боевой техники и оружия | Изучение нового материала ИНМ | § 1.31 |
8. | | | Терроризм и безопасность человека, общества | Знать, что такое террористический акт, основные цели, способы и средства его осуществления. Знать что характерной особенностью терроризма является опора на силу в достижении своих целей- запугать население и посеять панику. Знать что терроризм направлен на дестабилизацию государственной власти, осуществление политичес-ких, религиозных, этнических требований. | Знать что при захвате в заложники нельзя впадать в панику, думать о спасении и не терять веры в счастливый исход. Уметь незаметно для террористов вести наблюдение за происходящим, запоминать как можно больше деталей захвата, дорогу и место где содержится заложник. Эти наблюдения очень понадобятся после освобождения для спецслужб освободителей. | Изучение нового материала ИНМ | § 1.31 |
9. | | | Виды террористических актов, их цели и способы осуществления | Знать, что такое террористический акт, основные цели, способы и средства его осуществления. Знать что характерной особенностью терроризма является опора на силу в достижении своих целей- запугать население и посеять панику. Знать что терроризм направлен на дестабилизацию государственной власти, осуществление политичес-ких, религиозных, этнических требований. | Знать что при захвате в заложники нельзя впадать в панику, думать о спасении и не терять веры в счастливый исход. Уметь незаметно для террористов вести наблюдение за происходящим, запоминать как можно больше деталей захвата, дорогу и место где содержится заложник. Эти наблюдения очень понадобятся после освобождения для спецслужб освободителей. | Изучение нового материала ИНМ | § 1.32 |
10. | | | Экстремизм и экстремистская деятельность. Молодёжная субкультура | Экстремизм может иметь разную идеологическую ориентацию и вторгаться в разные сферы социа-льно-экономических отношений: национальную, религиозную, эконо-мическую, внутреннюю и внешнюю политику. Под экстремизмом можно понимать и любую форму экстремального социального поведения. | Знать что экстремизм многоликое социальное явление, проявляю-щееся в различных формах, порождение не стабильных социально-экономических условий национальных, политических, расовых, религиозных обострений Уметь различать направления современных молодёжных экстремистских формирований | Изучение нового материала ИНМ | § 1.33 |
11. | | | Наркотизм и национальная безопасность России | Понятие «наркотики», «наркобизнес», «наркомания». Убеждённость в том, что наркомания среди молодёжи является одним из основных факторов, угрожающих национальной безопасности России | Знать что средняя продол-жительность жизни наркомана не превышает пять лет. Уметь отказаться дот предложе-ния попробовать «лёгкий» наркотик, Даже единичная проба уже требует обращения к врачу. | ИНМ | § 1.33 |
| | | Гражданская оборона | | |
12. | | | Гражданская оборона, основные понятия, определения, задачи. Видео | Гражданская оборона, история её создания, предназначение и задачи по обеспечению защиты населения от опасностей, возникающих при ведении боевых действий или вследствие этих действий. Организация управления гражданской обороной. Структура управления и органы управления гражданской обороной в России Мероприятия по защите населения от современного оружия | Знать историю, предназначение гражданской обороны России, её структуре и задачах. Использовать полученные знания и умения для обеспечения личной безопасности в чрезвычайных ситуациях военного и мирного времени | Комбинированный | § 2.1 |
13. | | | Организация гражданской обороны в школе | Гражданская оборона, история её создания, предназначение и задачи по обеспечению защиты населения от опасностей, возникающих при ведении боевых действий или вследствие этих действий. Организация управления гражданской обороной. Структура управления и органы управления гражданской обороной в России | Знать историю, предназначение гражданской обороны России, её структуре и задачах. Использовать полученные знания и умения для обеспечения личной безопасности в чрезвычайных ситуациях военного и мирного времени | Комбинированный | § 2.2 |
14. | | | Современные обычные средства поражения | Наиболее распространёнными современными обычными средства- ми поражения которые могут применяться по городам и населён-ным пунктам могут быть осколочные авиабомбы, фугасные авиабомбы, шариковые авиабомбы боеприпасы объёмного взрыва, зажигательное оружие | Знать поражающие свойства осколочные авиабомбы, фугасные авиабомбы, шариковые авиабомбы боеприпасы объёмного взрыва, зажигательное оружие. Уметь при попадании в зону боевых действий правильно и своевременно используя свойства местности укрыться | Изучение нового материала ИНМ | § 2.3 |
15. | | | Высокоточное оружие. Высокоточное оружие ВМФ | Высокоточное оружие история появления. Боевое применение высокоточного оружия в локальных конфликтах: Балканы, Югославия, Мальвинские (Фолклендские острова) Ирак, Ливия. Боевые возможности современного высокоточного оружия. Высоточное оружие ВМФ | Знать боевые возможности высокоточного оружия современности. Уметь при попадании в зону боевых действий правильно и своевременно используя свойства местности укрыться | Изучение нового материала ИНМ | § 2.4 |
16. | | | Высокоточное оружие авиации, сухопутных войск | Высокоточное оружие история появления. Боевое применение высокоточного оружия в локальных конфликтах: Балканы, Югославия, Мальвинские (Фолклендские острова) Ирак, Ливия. Боевые возможности современного высокоточного оружия. Высоточное оружие авиации, сухопутных войск | Знать боевые возможности высокоточного оружия современности. Уметь при попадании в зону боевых действий правильно и своевременно используя свойства местности укрыться | Изучение нового материала ИНМ | § 2.4 |
17. | | | Оружие на новых физических принципах | Оружие на новых физических принципах. История появления и развития оружия на новых физических принципах. Боевые возможности, не летальный исход применения против населения и противника. Ускорительное (пучковое) оружие, инфразвук-убийца. Радиочастотное оружие. Атмосферное (погодное) оружие. Литосферное оружие. Гидросферное оружие. Сейсмологические провокации. Озонное оружие. Генетический червь-гурман | Знать оружие на новых физических принципах. История появления и развития оружия на новых физических принципах. Боевые возможности, не летальный исход применения против населения и противника. Уметь при попадании в зону боевых действий правильно и своевременно используя свойства местности укрыться | Изучение нового материала ИНМ | § 2.5 |
18. | | | Ядерное оружие, поражающие факторы | Ядерное оружие. История появления и боевое применение атомной бомбы в августе 1945 года на Японские города Хиросима и Нагасаки. Последствия ядерной бомбардировки для жителей Японии Атомные заряды. Термоядерные заряды. Нейтронное оружие. Схематическое устройство атомных бомб пушечного и имплозивного типа | Знать что такое атомные заряды. Термоядерные заряды. Нейтрон-ное оружие. Схематическое устройство атомных бомб пушечного и имплозивного типа Уметь при попадании в зону боевых действий правильно и своевременно используя свойства местности укрыться от поражающих факторов ядерного оружия | Изучение нового материала ИНМ | § 2.6 |
19. | | | Тактическое ядерное оружие | В отличие от стратегического ядерного оружия тоннаж тактических ядерных зарядов не превышает нескольких килотонн, а часто бывает менее одной килотонны. ТЯО может существо-вать в виде широкой номенклатуры | Уметь при попадании в зону боевых действий правильно и своевременно используя свойства местности укрыться от поражающих факторов ядерного оружия | ИНМ | § 2.7 |
20. | | | Химическое оружие. | Химическое оружие история появления и боевого применения. Классификация химических отравляющих веществ (ОВ). Боевое применение в современных вооружённых конфликтах, перспек-тивы дальнейшего применения в локальных конфликтах. Дивер-сионно-терроистические акты с применением химического оружия. | Знать поражающие свойства химического оружия, их характе-ристики. Смертельные концентрации. Уметь при попадании в зону боевых действий правильно и своевременно используя свойства местности укрыться от поражающих факторов химичес-кого оружия | Изучение нового материала ИНМ | § 2.8 |
21. | | | Биологическое оружие | Бактериологическое (биологичес-кое) оружие. История боевого применения в современных вооружённых конфликтах, перспек-тивы дальнейшего применения в локальных войнах. Вирусы, бактерии, грибки, риккетсии. Способы и признаки применения биологического оружия. | Знать поражающие свойства биологического оружия, их характеристики. Вирусы, бактерии, грибки, риккетсии Уметь при попадании в зону боевых действий правильно и своевременно используя свойства местности, привила использования средств индивидуальной защиты | Изучение нового материала ИНМ | § 2.9 |
22. | | | Инженерная защита населения от ЧС мирного и военного времени | Мероприятия инженерной защиты населения от современных средств поражения. Защитные сооружения гражданской обороны. Виды защитных сооружений. Основное предназначение и классификация защитных сооружений. Правила поведения в защитных сооружениях | Знать правила поведения в защитных сооружениях. Уметь действовать в чрезвычай-ных ситуациях, использовать средства коллективной защиты Называть виды защитных сооружений | Изучение нового материала ИНМ | § 2.10 |
23. | | | Рассредоточение и эвакуация населения | Система оповещения населения о чрезвычайной ситуации. Порядок подачи сигнала «Внимание всем!» передача речевой информации о ЧС. Действия населения по сигналам оповещения о ЧС. Мероприятия по эвакуации и рассредоточении | Знать правила поведения в защитных сооружениях. Уметь действовать в чрезвычай-ных ситуациях, использовать средства коллективной защиты Называть виды защитных сооружений | Изучение нового материала | § 2.11 |
24. | | | Аварийно-спасательные работы в зоне чрезвычайной ситуации | Предназначение аварийно-спаса-тельных и других неотложных работ проводимых в зонах чрезвычайных ситуаций. Организация и основное содержание аварийно-спасательных работ. Санитарная обработка людей после пребывания в зоне ЧС | Знать об организации аварийно-спасательных работ в зонах ЧС. Использовать полученные знания и умения для обеспечения личной безопасности | Изучение нового материала | § 2.12 |
25. | | | Медицинская служба гражданской обороны | Медицинская служба гражданской обороны, её задачи и возможности. Невоенизированные формирования медицинской службы ГО. Санитар-ный пост. Санитарная дружина. Отряд первой медицинской помощи. Подвижной противоэпиде-миологическиу отряд. Отряд специализированной медпомощи | Знать об организации аварийно-спасательных работ в зонах ЧС. Медицинской помощи, оказы-ваемой пострадавшему населению в зоне ЧС. Использовать полученные знания и умения для обеспечения личной безопасности | Изучение нового материала | § 2.13 |
| | | Основы военной службы. Воинская обязанность | | |
26. | | | Войны в истории человечества и России История создания Вооружённых сил России | Роль и место войны в жизни общества. Её разрушительный, деструктивный характер. Некоторые позитивные стороны влияния военной деятельности народов на развитие культуры. Военные реформы в России во второй половине XIX века, создание массовой армии | Знать что основная и решающая форма борьбы в войне-вооружённая, заключающаяся в применении вооружённых сил и других воинских формирований Использовать полученные знания и умения для обеспечения личной безопасности, осознанным отношением к военной службе | Изучение нового материала | § 5.1 |
27. | | | Традиции и воинские ритуалы Вооружённых сил России | Получить представление о высоких морально-духовных качествах воинов Российской армии. Современный российский воин в совершенстве знает и содержит в постоянной готовности к применению вверенное ему оружие и боевую технику, постоянно овладевает военно-профессиональ-ными знаниями и совершенствует своё воинское мастерство | Знать требования воинской деятельности. Патриотизм- одно из основных качеств защитника Отечества, без которых он может превраться в наёмника. Использовать полученные знания и умения для обеспечения личной безопасности, осознанным отношением к военной службе | Изучение нового материала | § 5.2 |
28. | | | Военная присяга – клятва воина на верность Родине - России | В Российских Вооружённых силах традиционно рассматривают принятие присяги как: - акт духовно-нравственный; - акт юридический; - акт волевой В российской армии принято присягать один раз, повторное принятие присяги превращает её из священной клятвы в пустую формальность | Знать требования воинской деятельности. Патриотизм- одно из основных качеств защитника Отечества, без которых он может превраться в наёмника. Использовать полученные знания и умения для обеспечения личной безопасности, осознанным отношением к военной службе | Изучение нового материала, комбинированный | § 5.3 |
29. | | | Памяти поколений – дни воинской Славы России | Дни воинской славы-дни славных побед, сыгравших решающую роль в истории государства Российского. Основные формы увековечивания памяти Российских воинов, отличившихся в сражениях, связанных с днями воинской славы России | Знать о днях воинской славы и о формах увековечивания памяти. Уметь отстаивать свою гражданскую позицию, формировать свои мировоззрен-ческие взгляды. | Комбинированный | § 5.4 |
30. | | | Патриотизм и верность воинскому долгу – качества защитников Родины | Современный российский воин в совершенстве знает и содержит в постоянной готовности к применению вверенное ему оружие и боевую технику, постоянно овладевает военно-профессиональными знаниями и совершенствует своё воинское мастерство | Знать требования воинской деятельности. Патриотизм- одно из основных качеств защитника Отечества, без которых он может превраться в наёмника. Использовать полученные знания и умения для обеспечения личной безопасности, осознанным отношением к военной службе | Изучение нового материала, комбинированный | § 5.5 |
31. | | | Дружба и войсковое товарищество – основа боевой готовности воинских частей | Особенности воинского коллектива, значение войскового товарищества в боевых условиях и повседневной жизни частей и подразделений. Войсковое товарищество-боевая традиция Российской армии и Флота | Иметь представление о дружбе и войсковом товариществе как основе боевой готовности частей и подразделений. Использовать приобретённые знания для развития в себе духовных и физических качеств, необходимых для военной службы | Изучение нового материала | § 5.6 |
32. | | | Основные понятия о воинской обязанности | Воинская обязанность и военная служба. Порядок медицинского освидетельствования и постановки на воинский учет. Призыв в ряды Вооружённых сил России. Увольнение с военной службы. Военная форма одежды и знаки различия военнослужащих. К чему обязывает венная форма одежды | Знать порядок и организацию призыва в Вооружённые силы России. Законодательство России о военной службе. Использовать приобретённые знания для развития в себе качеств, необходимых для военной службы | Комбинированный | § 5.7 |
33. | | | Организация воинского учёта | Цель установления военной обязанности граждан России Содержание воинской обязанности в период мобилизации и в военное время. Воинский учёт- составная часть воинской обязанности граждан | Знать порядок и организацию призыва в Вооружённые силы России. Законодательство России о военной службе. Использовать приобретённые знания для развития в себе качеств, для военной службы | ИНМ | § 5.8 |
34. | | | Медицинское освидетельствование допризывников Категории годности | Медицинское освидетельствование граждан. Требования к состоянию здоровья. Категории годности к военной службе. Отсрочки по болезни. Не подлежат призыву на военную службу. Соотношение роста и массы тела. «А» — годен к военной службе; «Б» — годен к военной службе с незначительными ограничениями; «В» — ограниченно годен к военной службе; «Г» — временно не годен к военной службе; «Д» — не годен к военной службе | Знать порядок и организацию призыва в Вооружённые силы России. Законодательство России о военной службе. знать категории годности к военной службе Условия поступления в военные учебные заведения Использовать приобретённые знания для развития в себе качеств, необходимые для военной службы | Изучение нового материала | § 5.9 |
35. | | | Профессиональный психологический отбор при первоначальной постановке на воинский учёт | Профессиональный отбор включает следующие виды: социальный, медицинский (военно-врачебная экспертиза), профессиональный психологический, образовательный (по общей и профессиональной подготовленности), отбор по физической подготовленности. граждан. Требования к состоянию здоровья. Категории годности к военной службе | Знать порядок и организацию призыва в Вооружённые силы России. Законодательство России о военной службе. знать категории годности к военной службе Условия поступления в военные учебные заведения Использовать приобретённые знания для развития в себе качеств, необходимые для военной службы | | § 5.10 |
Примечание: в конце занятия возможен тест |
Всего за учебный год – 35 часов |
№ п/п | Дата | Тема урока | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки | Тип урока | Д/з |
11 «а» | 11 «б» |
| | | Основы медицинских знаний | | |
1. | | | Первая медицинская помощь при сердечной недостаточности и инсульте | Инфаркт миокарда- острое заболевание сердца, обусловленное развитием одного или нескольких очагов омертвления в сердечной мышце и проявляющееся нарушением сердечной деятель-ности. Наблюдается чаще у мужчин в возрасте 40-60 лет. Инсульт-острое нарушение мозгового кровообращения с повреждением ткани мозга и расстройством его функций | Знать об основных опасных симптомах инфаркта миокарда и инсульта. Уметь оказать первую медицинскую помощь пострадавшему. Сделать искусственную вентиляцию лёгких, непрямой массаж сердца. Реанимационные мероприятия не прекращать до прибытия «скорой помощи» | Изучение нового материала ИНМ | § 2.1 |
2. | | | Первая медицинская помощь при ранениях. Виды ран. | Раны-это нарушение целостности кожных покровов, слизистых оболочек, тканей, вызванных механическими, термическими, химическими и другими воздействиями, приводящими к расстройствам функций органов и всего организма. Огнестрельные раны, резаные раны, рубленные раны, колотые раны, ушибленные, разможжёные раны, укушенные раны. Столбняк | Знать об основных опасных ситуациях, возникающих в повседневной жизни. и правилах поведения в них. Уметь оказать первую медицинскую помощь при ранениях, обработать рану перекисью водорода, йодом, зелёнкой, правильно наложить стерильную повязку. При необходимости наложить шину, создав неподвижность травме. | Изучение нового материала ИНМ | § 2.2 |
3. | | | Первая медицинская помощь при переломах, ушибах, растяжении связок | Перелом-нарушение целостности кости. Он может быть полным и неполным, закрытым или открытым. Для открытого перелома характерно наличие раны.. Вывих-смещение кости по отношению к ее нормальному положению в суставе. Растяжение и разрыв связок происходят при чрезмерной нагрузке | Знать основные признаки переломов, вывихов, растяжении и разрыве связок. Уметь оказать первую медицинскую помощь при ранениях, обработать рану перекисью водорода, йодом, зелёнкой, правильно наложить стерильную повязку. При необходимости наложить шину, создав неподвижность травме | Изучение нового материала ИНМ | § 2.3 |
4. | | | Экстренная реанимационная помощь при остановке сердца и дыхания | Реанимация (оживление) представляет собой систему мероприятий, направленных на восстановление жизнедеятельности организма и выведение его из терминального состояния. Эти мероприятия обеспечивают в первую очередь эффективное дыхание и кровообращение. | Знать признаки клинической смерти, признаки отсутствия дыхания. Уметь оказать первую медицинскую помощь пострадавшему. Сделать искусственную вентиляцию лёгких, непрямой массаж сердца. Реанимационные мероприятия не прекращать до прибытия «скорой помощи» | Комбинированный | § 2.4 |
5. | | | Уголовная ответственность несовершеннолетних | Особенности уголовной ответст-венности и наказания несовершен-нолетних. Виды наказаний, назначаемые несовершеннолетним. Правила поведения в общественном транспорте. Хулиганство и вандализм, общие понятия. Уголовная ответственность за хулиганские действия и вандализм | Знать об уголовной ответствен-ности несовершеннолетних и видах наказаний, назначаемых несовершеннолетним. Использовать полученные знания в повседневной жизни для развития черт личности, необходимых для безопасного поведения. | Комбинированный | § 2.5 |
| | | Обеспечение военной безопасности государства | | |
6. | | | Безопасность России Угрозы национальной безопасности | Национальная безопасность России состояние защищённости личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, кото-рая позволяет обеспечить консти-туционные права и свободы, достой-ное качество и уровень жизни граждан, суверенитет, территориа-льную целостность и устойчивое развитие России, оборону и безопасность государства | Знать, что обеспечение военной безопасности России стало важнейшим направлением деятельности государства. Уметь анализировать существу-ющие угрозы национальной безопасности России с учётом изменений, произошедших в области военного и боевого противостояния между Россией и Западным противником, США | Комбинированный | § 3.1 |
7. | | | Безопасность России. Опасности военного характера | Знать основные особенности современных военных конфликтов и соответствие их военно-политичес-ким целям, средства достижения этих целей и масштабами военных действий. Знать что войны на нашей планете имеют будущее. По ходу истории они не исчезают, но развиваются вместе с цивилизацией. | Знать что даже локальные военные конфликты могут вестись на относительно больших площадях с самыми решительными целями. Уметь анализировать прошедшие за последние 50 лет локальные военные конфликты , эволюцию боевой техники и оружия | Изучение нового материала ИНМ | § 3.2 |
8. | | | Безопасность России. Кто Угрожает России? | Государства делятся на два типа - державы суши и державы моря. Первые должны развивать флот, чтобы отстоять свои ресурсы. А вторые должны отрезать их от побережья и отнимать ресурсы. Британия и США - классические державы моря. Мы - квинтэссенция суши. Геополитика говорит: вас как большую евразийскую цивилизацию суши все равно цивилизация моря будет стараться дробить и отрезать от побережья. Вспомним крушение СССР. Какие республики бывшего Советского Союза сразу приняли в НАТО, отрезали от России и ввели туда войска? Прибалтийские. Почему? Это выход к морю | Знать что сейчас наступает эпоха борьбы за главные ресурсы планеты - за углеводородное сырье, уран, питьевую воду, леса, не загаженную отходами природу, пока еще израсходованные лишь частично. Уметь анализировать прошедшие за последние 50 лет локальные военные конфликты , эволюцию боевой техники и оружия Использовать полученные знания и умения для обеспечения личной безопасности в чрезвычайных ситуациях военного и мирного времени | Изучение нового материала ИНМ | § 3.3 |
9. | | | Безопасность России. Большая война в мире | Карта Ральфа Петерса. Америка и её агрессивная политика. Цели новой войны. Борьба за природные ресурсы-новый передел мира. Проект «Новый Ближний Восток» Экономики стран мира выросли и упёрлись в тупик в плане своего развития. Есть огромная экономика, огромная людская масса, огромный капитал-и они упёрлись в отсутствие ресурсов, причём в полное отсутствие ресурсов. | Понимать, Западу, включая сюда и Японию — необходимы ресурсы. Чтобы обезопасить себя, обеспечить устойчивое развитие, эти страны должны контролировать месторасположения ресурсов в Средней Азии и на территории России. Пути транспортировки природных ресурсов тоже проходят через территорию России и через Кавказский коридор — Азербайджан, Грузия и российский Северный Кавказ. | Изучение нового материала ИНМ | § 3.4 |
10. | | | Безопасность России. Войны шестого поколения | Первое поколение - войны с использованием холодного оружия. Второе поколение- войны средних веков. Тяжело вооружённая пехота и рыцари Третье поколение-нарезное оружие Четвёртое поколение- автоматичес-кое оружие Пятое поколение-ядерное оружие Шестое-высокоточное оружие | Знать что четвёртое поколение войн-это войны «массовых армий» войны с применением фронтовых наступательных и оборонительных операций стратегического масштаба. Шестое поколение войн началось с операции США против Ирака «Буря в пустыне» в 1990 году. | Изучение нового материала ИНМ | § 3.5 |
11. | | | Безопасность России. «Умная» оборона НАТО-новые вызовы и угрозы для России | Инициатива НАТО на Чикагском саммите 21 мая 2012года. Три уровня целей «умной обороны». Цикл Джона Бойда. Суни-цзы и Клаузевиц о победе в войне. Помни войну! Адмирал Макаров | Знать что одержательно цикл Бойда может быть определен как длительность совокупности процедур планирования и управления конфликтом от момента первого появления информации об объекте до его исключения из списка целей после уничтожения. | ИНМ | § 3.7 |
12. | | | Безопасность России. Информационная война | Понятие информации. Понятие информационной войны. Составные части информационной войны. Цели информационной войны. Сетевой враг. Войны по сети. Социальные сети и «мягкая сила». Информация-это совокупный объём данных и сведений, которые человек получает из окружающего мира благодаря органам чувств (зрение, слух, осязание) | Знать что информация результат двух вещей-воспринятых событий (данных) и команд, требуемых для интерпретации данных и связывания с ними значения. Понимать, что знание об информации, которой владеет противник, является средством, позволяющим усилить нашу мощь и понизить мощь врага или противостоять ей, а также защитить наши ценности, включая нашу информацию. | Комбинированный | § 3.8 |
13. | | | Безопасность России. Национальный антитеррористический комитет | Национальный антитеррорис-тический комитет (НАК) — орган, обеспечивающий координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти и органов местного самоуправления по противодействию, а также осуществляющий подготовку соответствующих предложений Президенту России | Знать Наибольшую опасность в плане терроризма представляют экстремистские акции и устремления отдельных фанатиков, использующих террор как средство достижения своих целей. Использовать полученные знания и умения для обеспечения личной безопасности при захвате в заложники, теракте | Комбинированный | § 3.9 |
14. | | | Безопасность России. Диверсионно-террористические войны | Главные мишени диверсионно-террористической войны. Терроризм-глобальная проблема современности. Терроризм и трансформация военных обычаев в отношении пленных. | Знать роль и место диверсионно-террористических войн в мире-как современных методов ведения боевых действий. Уметь при попадании в зону боевых действий правильно и своевременно используя свойства местности укрыться | Изучение нового материала ИНМ | § 3.10 |
15. | | | Безопасность России. Противоракетная оборона США в Европе | 13 июля 2002 года можно считать отправной точкой в вопросе строительства системы ПРО в Европе - в этот день США вышли из Договора об ограничении систем стратегической противоракетной обороны от 26 мая 1972 года. В июле 2007 года Агентство ПРО США опубликовало на своем сайте краткий обзор официального плана по созданию третьего позиционного района этой системы. Согласно представленным материалам, он будет состоять из десяти ракет-перехватчиков, размещенных в Польше, а также одного радара в Чехии. | Знать.С передовых позиций у границ России американские «противоракеты» могут выполнять стратегические задачи несравне-нно лучше межконтинентальных ракет. Критически минимальное подлётное время американских ракет (5-6 минут) делает российский ответно-встречный удар почти невозможным. Время принятия решения на ответный удар составляет не менее 4 минут Уметь при попадании в зону боевых действий правильно и своевременно используя свойства местности укрыться | Изучение нового материала ИНМ | § 3.11 |
16. | | | Безопасность России. Сетецентрическая война против России | Геополитический код государства. Сетецентрические войны. Война «изнутри-наружу». Приоритеты объектов поражения. Геополитический код государства в общем виде включает национальные интересы и ценности, принятую шкалу идентификации опасностей, рисков, вызовов и угроз и возможные способы их нейтрализации | Знать что национальное государство, которое сегодня лежит в основе мирового устройства, рассматривается стратегами сетевых войн в виде концентрических кругов. В центре находится национальный лидер, как правило, глава государства, вокруг него располагаются политические элиты. | Изучение нового материала ИНМ | § 3.12 |
17. | | | Международнй терроризм как глобальная опасность | Международный терроризм — специфическая форма терроризма, зародившаяся в конце 1960-х годов и получившая значительное развитие к концу XX — началу XXI века. Основными целями международного терроризма является дезорганизация государственного управления, нанесение экономического и политического ущерба, дестабилизация, которые должны побудить правительство к изменению политики. | Знать Международный терроризм в наши дни является преимущественно исламистским терроризмом. Международный терроризм представляет особую опасность в связи с тем, что угрожает международному правопорядку и межгосударственным отношениям. Уметь при попадании в зону боевых действий правильно и своевременно используя любую возможность укрыться | Изучение нового материала ИНМ | § 3.13 |
| | | Международное гуманитарное право | | |
18. | | | История создания международной системы гуманитарного реагирования на ЧС мирного и военного времени | Швейцарский общественный деятель Дюнан Анри Жан (1828-1910) стал инициатором создания международного общества «Красный Крест» (1863), лауреатом Нобелевской премии мира (1901 г. совместно с французским экономистом и общественным деятелем Ф. Пасси). | Знать что МГП в своём развитии за полторы сотни лет прошло огромный организационный и правовой путь, научилось защищать не только воинов на поле боя, но и мирное население, культурные ценности | Изучение нового материала ИНМ | § 4.1 |
19. | | | Международное гуманитарное право. Защита жертв войны | В 1859 году Анри Дюран организовал МККК. Первая конвенция 1864 года. об отношении к раненым воинам. Вторая конвенция 1868 года — на море; Третья конвенция 1929 года — после Первой мировой войны о защите военнопленных. Четвёртая 1949 года-о защите гражданского населения. | Знать: нормы международного гуманитарного права формируются главным образом не на основе практики государств в ходе вооруженных конфликтов, а на базе договорной практики государств и резолюций международных организаций. | ИНМ | § 4.2 |
20. | | | Международное гуманитарное право по защите населения. Режим оккупации | МГП распространяет свое действие прежде всего на военную оккупацию, т.е. на временное занятие территории войсками противника в ходе вооруженного конфликта. Другим видом оккупации, также имеющим связь с вооруженным конфликтом, является послевоенная оккупация как средство обеспечения выполнения государством, несущим ответственность за агрессию, своих обязательств.. | Знать: Население не может принуждаться к деятельности, имеющей военное значение. Допускается привлечение лиц старше 18 лет к принудительному труду, если это необходимо для оккупационных войск, коммунальных служб, для обеспечения населения едой, медицинским обслуживанием, жильем, одеждой | Изучение нового материала ИНМ | § 4.3 |
21. | | | Международное гуманитарное право Нейтралитет | Статус военнопленных предоставляется законным участникам военных сражений, именуемых комбатантами. Круг их был сравнительно узок. Все раненые и больные пользуются одинаковым покровительством. | Знать: НАЁМНМИКИ не имеют статуса комбатанта и не могут рассчитывать на режим военнопленных наемники. Наемник - это лицо, фактически принимающее участие в военных действиях в целях получения материального вознаграждения. | Изучение нового материала ИНМ | § 4.4 |
22. | | | Международное гуманитарное право в конфликтах не международного характера | Гуманитарная помощь - это помощь, оказываемая на добровольной основе населению при чрезвычайных ситуациях различного характера, без стремления к какой-либо финансовой или политической выгоде с целью облегчения тягот и лишений пострадавших | Знать: Мирное население подвергается особому риску во внутренних конфликтах. Во внутренние конфликты вовлекается значительное число подростков. Принудительное перемещение населения может иметь место только по соображениям его безопасности. | Изучение нового материала ИНМ | § 4.5 |
23. | | | Военные аспекты международного военного права. Как происходят войны | Право войны» — это совокупность договорных и обычных юридических норм, применяемых воюющими сторонами в ходе вооруженных конфликтов, регулирующих применение средств и методов ведения вооруженной борьбы, обеспечивающих защиту раненых, больных, военнопленных и гражданского населения, устанавливающих международно-правовую ответственность государств и уголовную ответственность отдельных лиц за их нарушения | Знать: Право войны» призвано ограничить и облегчить, насколько это возможно, бедствия войны. «Право войны» согласовывает военную необходимость (ведение вооруженной борьбы) с требованиями гуманности. Оно проводит границу между тем, что разрешено в вооруженной борьбе, и тем, что запрещено. «Право войны» устанавливает определенные ограничения в отношении ведения военных действий в целом и поведения комбатантов в бою | Изучение нового материала | § 4.6 |
24. | | | Международная ответственность за военные преступления | В качестве военных преступлений в конфликтах немеждународного характера четыре серьезных нарушения общей статьи 3: - (посягательство на жизнь и физическую неприкосновенность,- посягательство на человеческое достоинство, - взятие заложников и суммарные казни - и двенадцать серьезных нарушений законов и обычаев войны (таких, как нападения на гражданских лиц, грабеж, изнасилования, причинение увечий). | Знать: незаконный захват самолетов, о противоправные действиях в отношении безопасности гражданской авиации, о преступлениях против лиц, находящихся под международной защитой, о захвате заложников. - правонарушения, связанные с использованием бомб, гранат, ракет, автоматического оружия, посылок с опасными вложениями. - как преступление и попытку совершения террористического акта или участие в качестве сообщника. | Изучение нового материала | § 4.7 |
25. | | | Гуманитарные акции МЧС | Гуманитарная помощь преследует следующую основную цель: - обеспечить спасение и выживание наибольшего числа людей, пострадавших при стихийном бедствии, техногенной катастрофе или вооруженном конфликте, сохранить их здоровье, насколько это возможно, в условиях ЧС; | Знать: Участие России в международном гуманитарном сотрудничестве возведено сегодня в ранг государственной политики. Интегрирование МЧС России в деятельность аналогичных структур мирового сообщества - процесс объективно закономерный и необходимый. | Изучение нового материала | § 4.8 |
| | | Основы военной службы. Воинская обязанность | | |
26. | | | Войны в истории человечества и России История создания Вооружённых сил России | Роль и место войны в жизни общества. Её разрушительный, деструктивный характер. Некоторые позитивные стороны влияния военной деятельности народов на развитие культуры. Военные реформы в России во второй половине XIX века, создание массовой армии | Знать что основная и решающая форма борьбы в войне-вооружённая, заключающаяся в применении вооружённых сил и других воинских формирований Использовать полученные знания и умения для обеспечения личной безопасности, осознанным отношением к военной службе | Изучение нового материала | § 5.1 |
27. | | | Традиции и воинские ритуалы Вооружённых сил России | Получить представление о высоких морально-духовных качествах воинов Российской армии. Современный российский воин в совершенстве знает и содержит в постоянной готовности к применению вверенное ему оружие и боевую технику, постоянно овладевает военно-профессиональ-ными знаниями и совершенствует своё воинское мастерство | Знать требования воинской деятельности. Патриотизм- одно из основных качеств защитника Отечества, без которых он может превраться в наёмника. Использовать полученные знания и умения для обеспечения личной безопасности, осознанным отношением к военной службе | Изучение нового материала | § 5.2 |
28. | | | Военная присяга – клятва воина на верность Родине - России | В Российских Вооружённых силах традиционно рассматривают принятие присяги как: - акт духовно-нравственный; - акт юридический; - акт волевой В российской армии принято присягать один раз, повторное принятие присяги превращает её из священной клятвы в пустую формальность | Знать требования воинской деятельности. Патриотизм- одно из основных качеств защитника Отечества, без которых он может превраться в наёмника. Использовать полученные знания и умения для обеспечения личной безопасности, осознанным отношением к военной службе | Изучение нового материала, комбинированный | § 5.3 |
29. | | | Памяти поколений – дни воинской Славы России | Дни воинской славы-дни славных побед, сыгравших решающую роль в истории государства Российского. Основные формы увековечивания памяти Российских воинов, отличившихся в сражениях, связанных с днями воинской славы России | Знать о днях воинской славы и о формах увековечивания памяти. Уметь отстаивать свою гражданскую позицию, формировать свои мировоззрен-ческие взгляды. | Комбинированный | § 5.4 |
30. | | | Патриотизм и верность воинскому долгу – качества защитников Родины | Современный российский воин в совершенстве знает и содержит в постоянной готовности к применению вверенное ему оружие и боевую технику, постоянно овладевает военно-профессиональными знаниями и совершенствует своё воинское мастерство | Знать требования воинской деятельности. Патриотизм- одно из основных качеств защитника Отечества, без которых он может превраться в наёмника. Использовать полученные знания и умения для обеспечения личной безопасности, осознанным отношением к военной службе | Изучение нового материала, комбинированный | § 5.5 |
31. | | | Дружба и войсковое товарищество – основа боевой готовности воинских частей | Особенности воинского коллектива, значение войскового товарищества в боевых условиях и повседневной жизни частей и подразделений. Войсковое товарищество-боевая традиция Российской армии и Флота | Иметь представление о дружбе и войсковом товариществе как основе боевой готовности частей и подразделений. Использовать приобретённые знания для развития в себе духовных и физических качеств, необходимых для военной службы | Изучение нового материала | § 5.6 |
32. | | | Основные понятия о воинской обязанности | Воинская обязанность и военная служба. Порядок медицинского освидетельствования и постановки на воинский учет. Призыв в ряды Вооружённых сил России. Увольнение с военной службы. Военная форма одежды и знаки различия военнослужащих. К чему обязывает венная форма одежды | Знать порядок и организацию призыва в Вооружённые силы России. Законодательство России о военной службе. Использовать приобретённые знания для развития в себе качеств, необходимых для военной службы | Комбинированный | § 5.7 |
33. | | | Организация воинского учёта | Цель установления военной обязанности граждан России Содержание воинской обязанности в период мобилизации и в военное время. Воинский учёт- составная часть воинской обязанности граждан | Знать порядок и организацию призыва в Вооружённые силы России. Законодательство России о военной службе. Использовать приобретённые знания для развития в себе качеств, для военной службы | ИНМ | § 5.8 |
34. | | | Медицинское освидетельствование допризывников Категории годности | Медицинское освидетельствование граждан. Требования к состоянию здоровья. Категории годности к военной службе. Отсрочки по болезни. Не подлежат призыву на военную службу. Соотношение роста и массы тела. «А» — годен к военной службе; «Б» — годен к военной службе с незначительными ограничениями; «В» — ограниченно годен к военной службе; «Г» — временно не годен к военной службе; «Д» — не годен к военной службе | Знать порядок и организацию призыва в Вооружённые силы России. Законодательство России о военной службе. знать категории годности к военной службе Условия поступления в военные учебные заведения Использовать приобретённые знания для развития в себе качеств, необходимые для военной службы | Изучение нового материала | § 5.9 |
35. | | | Профессиональный психологический отбор при первоначальной постановке на воинский учёт | Профессиональный отбор включает следующие виды: социальный, медицинский (военно-врачебная экспертиза), профессиональный психологический, образовательный (по общей и профессиональной подготовленности), отбор по физической подготовленности. граждан. Требования к состоянию здоровья. Категории годности к военной службе | Знать порядок и организацию призыва в Вооружённые силы России. Законодательство России о военной службе. знать категории годности к военной службе Условия поступления в военные учебные заведения Использовать приобретённые знания для развития в себе качеств, необходимые для военной службы | | § 5.10 |
Примечание: в конце занятия возможен тест |
Всего за учебный год – 35 часов |