СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по предмету "Устная речь" з класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Министерство образования и науки Республики Бурятия

ГКОУ «Новобрянская специальная (коррекционная) общеобразовательная

школа-интернат VIII вида»

 

 

Рабочая программа

по предмету «Устная речь» для 3 класса

специального коррекционного обучения

Учитель: Финаева О.С.

 

   

 

 

 

 

2016 год

с. Новая Брянь

Пояснительная записка.

 

      Рабочая программа разработана в соответствии  с Законом Российской  Федерации  «Об образовании», Типовым положением о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для учащихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, инструктивными письмами Министерства образования и науки, Уставом ГКОУ  для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Новобрянская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат 8 вида», образовательной программой школы.

      Рабочая программа разработана на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида для 0-4 классов, под редакцией И. М. Бгажноковой, Москва "Просвещение" 2011 г., авторы А. К.Аксёнов, С. В.Комарова, Э. В.Якубовская.

     Программа 3 класса рассчитана на 2 часа в неделю, 68 часов в год.

 

     Цель: подготовить учащихся с нарушением интеллекта к развитию их собственной разговорной речи как средству общения с целью включения младших школьников в разнообразные нормы коммуникации.

     Задачи:

  • способствовать совершенствованию речевого опыта учащихся;
  • корригировать и обогащать языковую базу устных высказываний детей;
  • формировать выразительную сторону речи;
  • учить детей строить устные связные высказывания;
  • воспитывать культуру речевого общения.

 

Специальной образовательной, коррекционной и воспитательной задачей является:

  • развитие умения школьников пользоваться речью как средством общения, обеспечивая для реализации этой задачи чёткость произносительных навыков, необходимый словарь, точность в построении предложения, связность устного высказывания.

 

Общая характеристика учебного предмета.

      Рабочая программа  по устной речи для 2 — 4  классов разработана с учетом особенностей познавательной деятельности детей с отклонениями в интеллектуальном развитии и способствует их умственному развитию, содержит материал, помогающий учащимся достичь того уровня знаний, который необходим им для социальной адаптации.

       Введение в программу «Русский язык» раздела «Устная речь» во 2 – 4 классах обусловлено несовершенством речевой практики младших школьников с нарушением интеллекта, что задерживает развитие их речи как средства общения, затрудняет включение детей в разнообразные нормы коммуникации.

      Программа построена таким образом, что в каждом классе (2 – 4) раздел «Устная речь» включает в себя несколько подразделов с постепенным расширением и усложнением программного материала по каждому из них. Это подчёркивает преемственность при изучении данного предмета в начальной школе.

     Подраздел «Аудирование» способствует развитию у детей способности воспринимать и понимать обращённую к ним речь. Умение слушать является межпредметным умением, уровень сформированности которого определяет эффективность усвоения информации, заложенной в устном высказывании.

     В содержание работы по развитию навыков аудирования включены упражнения на слушание и понимание речи, записанной на магнитофон. Это важное направление работы, в ходе которого дети учатся вслушиваться в речь, ориентируясь только на её вербальный компонент.

    Материал, включённый в подраздел «Аудирование», реализуется на каждом уроке устной речи в виде самостоятельных тренировочных упражнений или сопровождает задания других подразделов.

    В 3 – 4 классах вводится подраздел «Общение и его значение в жизни». Его задача – организация наблюдений учащихся за речью и речевым общением на уроках и в повседневном обиходе, анализ ситуаций, подчёркивающих важность речи в жизни человека. Реализация содержания данного подраздела осуществляется в ситуативных играх, в выполнении различных практических заданий.

   Подраздел «Дикция и выразительность речи» ориентирует учителя на отработку у школьников чёткости произношения, его эмоциональной выразительности.  В процессе обучения дети учатся отчётливо произносить слоги, слова, чистоговорки, стихотворения; тренируются в практическом различении интонационных средств выразительности, так как невербальные средства наряду с вербальной выразительностью, играют значимую роль в общении, привлекая внимание собеседника к процессу коммуникации.

    Подраздел «Подготовка речевой ситуации и организация высказывания» определён как ведущий в содержании устной разговорной речи. В содержание подраздела входит перечень лексических тем и речевых ситуаций, связанных со школьной жизнью и бытом детей, с их играми, взаимоотношениями с окружающими.

    Подраздел «Культура общения» и его содержание предполагает организацию специальной работы по обогащению речи учащихся словами, оборотами другими языковыми и неязыковыми средствами, служащими для выражения благодарности, просьбы, приветствия, помогающими выбрать правильную форму обращения к собеседнику.

    Реализуя программу «Устная речь» младшие школьники, в силу своих потенциальных возможностей и способностей, уровня актуального развития приобретают речевые умения и навыки, которые пригодятся им в последующей жизни при различных видах взаимодействия и коммуникации.  А это в свою очередь является подготовительной работой при  написании творческих заданий на уроках русского языка в 5 – 9 классах в блоке «Развитие речи».

 

            I. Общение и его значение в жизни (10 ч).

Общение с природой. Что «говорят» деревья, цветы? Попробуем разгадать язык животных, их повадки и позы. Правильно ли мы общаемся с животными? Понимают ли нас они?  Речевое общение. Для чего оно нужно людям? Правила речевого общения. Освоение правил речевого общения. Нужно говорить по очереди, а не всем сразу.  Говорить нужно достаточно громко (но не кричать), чтобы тебя все слышали. Когда говоришь, надо смотреть на того, с кем разговариваешь. Вежливое  возражение собеседнику. Употребление «вежливых» слов: пожалуйста, спасибо, извини(-те-). Письменное общение в жизни человека.

            II. Аудирование (8 ч).

Повторение за учителем оппозиционных слоговых структур.  Повторение за учителем слов-паронимов. Повторение предложений, разных по количеству слов. Слушание коротких сказок   с магнитофонной записи. Просмотр коротких видеофильмов. Ответы на вопросы по содержанию. Выполнение  инструкции, данной в письменном виде. Включение письменного задания в ролевую ситуацию. Выбор из  картинок той, которая соответствует предложению.

          III. Дикция и выразительность речи (13 ч).

Упражнения для развития речевого дыхания. Чёткое и выразительное произнесение чистоговорок.  Чёткое и выразительное произнесение стихотворных диалогов. Громкая, спокойная, тихая, шёпотная речь. Использование  силы голоса в  речевых ситуациях. Тренировочные упражнения в использовании силы голоса. Вежливый тон голоса в разговоре. Передача различных чувств соответствующим тоном голоса в  диалогах. Тренировочные упражнения в передаче чувств. Различение на рисунках выражения этих чувств. Различение на пиктограммах  выражения этих чувств. Произнесение одной  фразы с разной интонацией. Обыгрывание ситуаций.

            IV. Подготовка речевой ситуации и организация высказывания (12 ч).

Определение темы ситуации («В зоопарке у зверей»). Обсуждение и подготовка атрибутов речевой ситуации. Отгадывание  загадок с опорой на наглядный материал. Составление загадок с опорой на наглядный материал. Отгадывание и составление загадок с опорой на наглядный материал. Тренировочные упражнения в составлении загадок. Участие детей в  диалогах «Настя и Марфуша в гостях у Морозко”. Составление диалогов на тему «Обмениваемся бытовыми советами». Составление диалогов на  тему «Привычки хорошие и не очень». Составление предложений на тему «Это моя школа». Замена часто повторяющегося слова  другими словами. Фиксация символами предложений, составление высказывания.

Примерная тематика речевых ситуаций. (13 ч).

«Вместе после уроков». «Успехи и неудачи бывают у каждого». «Волк и семеро козлят». «Гуси-лебеди». «Я тебе позвоню». «В гости на день рождения». «Я пешеход». «На приёме у врача». «Я зритель».  «Хочешь со мной дружить?» «Вместе нам не скучно». «Погода и мы». «Мы – друзья или враги природы?»

            V. Культура общения (12 ч).

Выражение просьбы. Тренировочные упражнения в выражении просьбы.

Выражение извинения. Тренировочные упражнения в выражении извинения.

Речевое общение со старшими. Тренировочные упражнения: общение со старшими. Общение с друзьями. Дифференциация речевого поведения в соответствии с ситуацией. Тренировочные упражнения по дифференциации речевого поведения. Речевое общение с малознакомыми людьми. Тренировочные упражнения: общение с малознакомыми людьми. Обобщающий урок по теме «Культура общения».

№ п/п

Разделы программы, темы

Кол-во часов

Основное содержание по темам

 

1

Общение и его значение в жизни

10

Общение с природой. Речевое общение. Для чего оно нужно людям? Правила речевого общения. Вежливое  возражение собеседнику. Употребление «вежливых» слов: пожалуйста, спасибо, извини(-те-). Письменное общение в жизни человека.

 

2

Аудирование

 

8

Повторение за учителем оппозиционных слоговых структур и слов – паронимов. Повторение предложений, разных по количеству слов. Слушание коротких сказок   с магнитофонной записи. Просмотр коротких видеофильмов. Ответы на вопросы по содержанию. Выполнение  инструкции, данной в письменном виде. Включение письменного задания в ролевую ситуацию. Выбор из  картинок той, которая соответствует предложению.

 

3

Дикция и выразительность речи

 

13

Упражнения для развития речевого дыхания. Чёткое и выразительное произнесение чистоговорок и  стихотворных диалогов. Громкая, спокойная, тихая, шёпотная речь. Использование  силы голоса в  речевых ситуациях. Вежливый тон голоса в разговоре. Передача различных чувств соответствующим тоном голоса в  диалогах. Тренировочные упражнения в передаче чувств.  Произнесение одной  фразы с разной интонацией. Обыгрывание ситуаций.

 

4  

Подготовка речевой ситуации и организация высказывания    

12

Определение темы ситуации. Обсуждение и подготовка атрибутов речевой ситуации. Отгадывание  загадок с опорой на наглядный материал. Составление загадок с опорой на наглядный материал. Участие детей в  диалогах. Составление различных  диалогов.

 

    5 

Примерная тематика речевых ситуаций

13

«Вместе после уроков». «Успехи и неудачи бывают у каждого». «Волк и семеро козлят». «Гуси-лебеди». «Я тебе позвоню». «В гости на день рождения». «Я пешеход». «На приёме у врача». «Я зритель».  «Хочешь со мной дружить?» «Вместе нам не скучно». «Погода и мы». «Мы – друзья или враги природы?»

 

6

Культура общения

 

12

Выражение просьбы и извинения. Речевое общение со старшими. Общение с друзьями. Речевое общение с малознакомыми людьми. Обобщающий урок по теме «Культура общения».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тематическое планирование:

 

Тема

Количество  

часов

экскурсий

1.

Школьная жизнь

8

1

2.

Мы собрались поиграть

4

 

3. 

Играем в сказку

11

 

4.

Я дома

13

 

5.

Я и мои товарищи

8

 

6

Я за порогом дома

14

 1

7

Мир природы

9

2

8

Итоговое занятие

1

 

9

Всего

68 ч

4

 

 

 

 

 

 

 

Основные требования к умениям учащихся:

 

Учащиеся должны уметь:

- передавать содержание сказок и рассказов, прочитанных учителем или артистами в магнитофонной записи;

- выполнять инструкцию, предложенную в письменной форме;

- выразительно произносить чистоговорки, короткие стихотворения после анализа;

- участвовать в диалогах по темам речевых ситуаций;

- правильно выражать свои просьбы, употребляя «вежливые» слова; здороваться, прощаться, просить прощения и извиняться, используя соответствующие выражения;

- сообщать о себе: имя и фамилию, домашний адрес, имена и фамилии своих родственников;

- принимать участие в коллективном составлении рассказов по темам речевых ситуаций.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература.

 

1.       С.В. Комарова Устная речь. Учебник для 2 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Москва, «Просвещение», 2013 г., 95 с.

2.      С.В. Комарова Устная речь. Учебник для 3 класса специальных коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.  Москва, «Просвещение», 2013 г., 95 с.

3.      С.В. Комарова Устная речь. Учебник для 4 класса специальных коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.  Москва, «Просвещение», 2013 г., 95 с.

4.      Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 0 — 4 классы. Сборник. Под ред. к. псих. н. И.М. Бгажноковой. — Москва, «ПРОСВЕЩЕНИЕ», 2011 г.

5.      А.К. Аксёнова «Методика обучения русскому языку в коррекционной школе», Москва, издательский центр «Владос», 2000 г.

6.      О.А. Белобрыкина «Речь и общение», Ярославль, «Академия развития», 2008 г.

7.      Т.В. Волосовец «Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников», институт общегуманитарных исследований, Москва, 2006 г.

8.      Е. П. Костина, С.А. Морозова «Развитие речи учащихся начальных классов», Краснодар, 2001 г. ДОН КК.

 

 

 

 

 

 

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по предмету "Устная речь" з класс»

Министерство образования и науки Республики Бурятия

ГКОУ «Новобрянская специальная (коррекционная) общеобразовательная

школа-интернат VIII вида»



Рабочая программа

по предмету «Устная речь» для 3 класса

специального коррекционного обучения

Учитель: Финаева О.С.






2016 год

с. Новая Брянь

Пояснительная записка.


Рабочая программа разработана в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», Типовым положением о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для учащихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, инструктивными письмами Министерства образования и науки, Уставом ГКОУ для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Новобрянская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат 8 вида», образовательной программой школы.

Рабочая программа разработана на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида для 0-4 классов, под редакцией И. М. Бгажноковой, Москва "Просвещение" 2011 г., авторы А. К.Аксёнов, С. В.Комарова, Э. В.Якубовская.

Программа 3 класса рассчитана на 2 часа в неделю, 68 часов в год.


Цель: подготовить учащихся с нарушением интеллекта к развитию их собственной разговорной речи как средству общения с целью включения младших школьников в разнообразные нормы коммуникации.

Задачи:

  • способствовать совершенствованию речевого опыта учащихся;

  • корригировать и обогащать языковую базу устных высказываний детей;

  • формировать выразительную сторону речи;

  • учить детей строить устные связные высказывания;

  • воспитывать культуру речевого общения.

 

Специальной образовательной, коррекционной и воспитательной задачей является:

    • развитие умения школьников пользоваться речью как средством общения, обеспечивая для реализации этой задачи чёткость произносительных навыков, необходимый словарь, точность в построении предложения, связность устного высказывания.

 

Общая характеристика учебного предмета.

Рабочая программа  по устной речи для 2 — 4  классов разработана с учетом особенностей познавательной деятельности детей с отклонениями в интеллектуальном развитии и способствует их умственному развитию, содержит материал, помогающий учащимся достичь того уровня знаний, который необходим им для социальной адаптации.

Введение в программу «Русский язык» раздела «Устная речь» во 2 – 4 классах обусловлено несовершенством речевой практики младших школьников с нарушением интеллекта, что задерживает развитие их речи как средства общения, затрудняет включение детей в разнообразные нормы коммуникации.

Программа построена таким образом, что в каждом классе (2 – 4) раздел «Устная речь» включает в себя несколько подразделов с постепенным расширением и усложнением программного материала по каждому из них. Это подчёркивает преемственность при изучении данного предмета в начальной школе.

Подраздел «Аудирование» способствует развитию у детей способности воспринимать и понимать обращённую к ним речь. Умение слушать является межпредметным умением, уровень сформированности которого определяет эффективность усвоения информации, заложенной в устном высказывании.

В содержание работы по развитию навыков аудирования включены упражнения на слушание и понимание речи, записанной на магнитофон. Это важное направление работы, в ходе которого дети учатся вслушиваться в речь, ориентируясь только на её вербальный компонент.

Материал, включённый в подраздел «Аудирование», реализуется на каждом уроке устной речи в виде самостоятельных тренировочных упражнений или сопровождает задания других подразделов.

В 3 – 4 классах вводится подраздел «Общение и его значение в жизни». Его задача – организация наблюдений учащихся за речью и речевым общением на уроках и в повседневном обиходе, анализ ситуаций, подчёркивающих важность речи в жизни человека. Реализация содержания данного подраздела осуществляется в ситуативных играх, в выполнении различных практических заданий.

Подраздел «Дикция и выразительность речи» ориентирует учителя на отработку у школьников чёткости произношения, его эмоциональной выразительности.  В процессе обучения дети учатся отчётливо произносить слоги, слова, чистоговорки, стихотворения; тренируются в практическом различении интонационных средств выразительности, так как невербальные средства наряду с вербальной выразительностью, играют значимую роль в общении, привлекая внимание собеседника к процессу коммуникации.

Подраздел «Подготовка речевой ситуации и организация высказывания» определён как ведущий в содержании устной разговорной речи. В содержание подраздела входит перечень лексических тем и речевых ситуаций, связанных со школьной жизнью и бытом детей, с их играми, взаимоотношениями с окружающими.

Подраздел «Культура общения» и его содержание предполагает организацию специальной работы по обогащению речи учащихся словами, оборотами другими языковыми и неязыковыми средствами, служащими для выражения благодарности, просьбы, приветствия, помогающими выбрать правильную форму обращения к собеседнику.

Реализуя программу «Устная речь» младшие школьники, в силу своих потенциальных возможностей и способностей, уровня актуального развития приобретают речевые умения и навыки, которые пригодятся им в последующей жизни при различных видах взаимодействия и коммуникации.  А это в свою очередь является подготовительной работой при  написании творческих заданий на уроках русского языка в 5 – 9 классах в блоке «Развитие речи».



I. Общение и его значение в жизни (10 ч).

Общение с природой. Что «говорят» деревья, цветы? Попробуем разгадать язык животных, их повадки и позы. Правильно ли мы общаемся с животными? Понимают ли нас они? Речевое общение. Для чего оно нужно людям? Правила речевого общения. Освоение правил речевого общения. Нужно говорить по очереди, а не всем сразу. Говорить нужно достаточно громко (но не кричать), чтобы тебя все слышали. Когда говоришь, надо смотреть на того, с кем разговариваешь. Вежливое возражение собеседнику. Употребление «вежливых» слов: пожалуйста, спасибо, извини(-те-). Письменное общение в жизни человека.

II. Аудирование (8 ч).

Повторение за учителем оппозиционных слоговых структур. Повторение за учителем слов-паронимов. Повторение предложений, разных по количеству слов. Слушание коротких сказок с магнитофонной записи. Просмотр коротких видеофильмов. Ответы на вопросы по содержанию. Выполнение инструкции, данной в письменном виде. Включение письменного задания в ролевую ситуацию. Выбор из картинок той, которая соответствует предложению.

III. Дикция и выразительность речи (13 ч).

Упражнения для развития речевого дыхания. Чёткое и выразительное произнесение чистоговорок. Чёткое и выразительное произнесение стихотворных диалогов. Громкая, спокойная, тихая, шёпотная речь. Использование силы голоса в речевых ситуациях. Тренировочные упражнения в использовании силы голоса. Вежливый тон голоса в разговоре. Передача различных чувств соответствующим тоном голоса в диалогах. Тренировочные упражнения в передаче чувств. Различение на рисунках выражения этих чувств. Различение на пиктограммах выражения этих чувств. Произнесение одной фразы с разной интонацией. Обыгрывание ситуаций.

IV. Подготовка речевой ситуации и организация высказывания (12 ч).

Определение темы ситуации («В зоопарке у зверей»). Обсуждение и подготовка атрибутов речевой ситуации. Отгадывание загадок с опорой на наглядный материал. Составление загадок с опорой на наглядный материал. Отгадывание и составление загадок с опорой на наглядный материал. Тренировочные упражнения в составлении загадок. Участие детей в диалогах «Настя и Марфуша в гостях у Морозко”. Составление диалогов на тему «Обмениваемся бытовыми советами». Составление диалогов на тему «Привычки хорошие и не очень». Составление предложений на тему «Это моя школа». Замена часто повторяющегося слова другими словами. Фиксация символами предложений, составление высказывания.

Примерная тематика речевых ситуаций. (13 ч).

«Вместе после уроков». «Успехи и неудачи бывают у каждого». «Волк и семеро козлят». «Гуси-лебеди». «Я тебе позвоню». «В гости на день рождения». «Я пешеход». «На приёме у врача». «Я зритель». «Хочешь со мной дружить?» «Вместе нам не скучно». «Погода и мы». «Мы – друзья или враги природы?»

V. Культура общения (12 ч).

Выражение просьбы. Тренировочные упражнения в выражении просьбы.

Выражение извинения. Тренировочные упражнения в выражении извинения.

Речевое общение со старшими. Тренировочные упражнения: общение со старшими. Общение с друзьями. Дифференциация речевого поведения в соответствии с ситуацией. Тренировочные упражнения по дифференциации речевого поведения. Речевое общение с малознакомыми людьми. Тренировочные упражнения: общение с малознакомыми людьми. Обобщающий урок по теме «Культура общения».

№ п/п

Разделы программы, темы

Кол-во часов

Основное содержание по темам


1

Общение и его значение в жизни

10

Общение с природой. Речевое общение. Для чего оно нужно людям? Правила речевого общения. Вежливое  возражение собеседнику. Употребление «вежливых» слов: пожалуйста, спасибо, извини(-те-). Письменное общение в жизни человека.


2

Аудирование

 

8

Повторение за учителем оппозиционных слоговых структур и слов – паронимов. Повторение предложений, разных по количеству слов. Слушание коротких сказок   с магнитофонной записи. Просмотр коротких видеофильмов. Ответы на вопросы по содержанию. Выполнение  инструкции, данной в письменном виде. Включение письменного задания в ролевую ситуацию. Выбор из  картинок той, которая соответствует предложению.


3

Дикция и выразительность речи

 

13

Упражнения для развития речевого дыхания. Чёткое и выразительное произнесение чистоговорок и  стихотворных диалогов. Громкая, спокойная, тихая, шёпотная речь. Использование  силы голоса в  речевых ситуациях. Вежливый тон голоса в разговоре. Передача различных чувств соответствующим тоном голоса в  диалогах. Тренировочные упражнения в передаче чувств.  Произнесение одной  фразы с разной интонацией. Обыгрывание ситуаций.


4  

Подготовка речевой ситуации и организация высказывания    

12

Определение темы ситуации. Обсуждение и подготовка атрибутов речевой ситуации. Отгадывание  загадок с опорой на наглядный материал. Составление загадок с опорой на наглядный материал. Участие детей в  диалогах. Составление различных  диалогов.


    5 

Примерная тематика речевых ситуаций

13

«Вместе после уроков». «Успехи и неудачи бывают у каждого». «Волк и семеро козлят». «Гуси-лебеди». «Я тебе позвоню». «В гости на день рождения». «Я пешеход». «На приёме у врача». «Я зритель».  «Хочешь со мной дружить?» «Вместе нам не скучно». «Погода и мы». «Мы – друзья или враги природы?»


6

Культура общения

 

12

Выражение просьбы и извинения. Речевое общение со старшими. Общение с друзьями. Речевое общение с малознакомыми людьми. Обобщающий урок по теме «Культура общения».













Тематическое планирование:

Тема

Количество

часов

экскурсий

1.

Школьная жизнь

8

1

2.

Мы собрались поиграть

4

3.

Играем в сказку

11

4.

Я дома

13

5.

Я и мои товарищи

8

6

Я за порогом дома

14

1

7

Мир природы

9

2

8

Итоговое занятие

1

9

Всего

68 ч

4













Основные требования к умениям учащихся:


Учащиеся должны уметь:

- передавать содержание сказок и рассказов, прочитанных учителем или артистами в магнитофонной записи;

- выполнять инструкцию, предложенную в письменной форме;

- выразительно произносить чистоговорки, короткие стихотворения после анализа;

- участвовать в диалогах по темам речевых ситуаций;

- правильно выражать свои просьбы, употребляя «вежливые» слова; здороваться, прощаться, просить прощения и извиняться, используя соответствующие выражения;

- сообщать о себе: имя и фамилию, домашний адрес, имена и фамилии своих родственников;

- принимать участие в коллективном составлении рассказов по темам речевых ситуаций.






















Литература.


1.       С.В. Комарова Устная речь. Учебник для 2 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Москва, «Просвещение», 2013 г., 95 с.

2.      С.В. Комарова Устная речь. Учебник для 3 класса специальных коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.  Москва, «Просвещение», 2013 г., 95 с.

3.      С.В. Комарова Устная речь. Учебник для 4 класса специальных коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.  Москва, «Просвещение», 2013 г., 95 с.

4.      Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 0 — 4 классы. Сборник. Под ред. к. псих. н. И.М. Бгажноковой. — Москва, «ПРОСВЕЩЕНИЕ», 2011 г.

5.      А.К. Аксёнова «Методика обучения русскому языку в коррекционной школе», Москва, издательский центр «Владос», 2000 г.

6.      О.А. Белобрыкина «Речь и общение», Ярославль, «Академия развития», 2008 г.

7.      Т.В. Волосовец «Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников», институт общегуманитарных исследований, Москва, 2006 г.

8.      Е. П. Костина, С.А. Морозова «Развитие речи учащихся начальных классов», Краснодар, 2001 г. ДОН КК.















Тема урока

Аудирование

Речевая ситуация

Культура общения

Контрольно- диагностические материалы

Инновационные технологии


Школьная жизнь






1.

Добро пожаловать!


Поздравление с началом учебного года.

Приветствие и прощание в школе и дома. Употребление слов здравствуйте, доброе утро, до свидания.

Ответные реплики в типовом диалоге.


2.

Мы снова в школе


Составление описания школы по плану.

Конструирование диалогов -приветствий из заданных реплик

Дифференциация обращений к ровеснику и старшему, к хорошо знакомому и малознакомому человеку.

Проигрывание диалогов-приветствий на основе образцов учебника и личного опыта.

Здоровьесберегающие технологии

3.

У нас новые ученики.


Выполнение инструкций по заданию учителя (организационные инструкции).

Знакомство с новой ученицей.

Употребление слов здравствуйте, доброе утро, до свидания. Правила поведения при знакомстве.

Игра «Подари улыбку» (тренировочные упражнения в изображении доброжелательного выражения лица). Прослушивание песни «Улыбка» В.

Шаинского. Игра

«Наши имена»

Игровые технологии.

4.

Успехи и неудачи бывают у каждого.


Конструирование реплик по теме.

Введение детей в ситуацию конфликта и в ситуацию успеха. Развитие умения участвовать в вопросноответном диалоге.

Расширение представления детей о правилах при конфликте и при успехе.

Игра «Дополни предложение» по условно-графическим схемам. Проигрывание диалогов при конфликте и при успехе. Правильная реакция на похвалу и порицание.

Игровые технологии.

5.

Где же взять мне книгу почитать?


Знакомство со специальным словом - формуляр.

Совершенствовать диалогические умения, умение ставить уточняющие вопросы

Составление правил поведения в библиотеке, обсуждение целесообразности каждого правила

Ролевая игра «В библиотеке»

Игровые технологии. Здоровьесберегающие технологии.

6.

В библиотеке


Экскурсия в школьную библиотеку

Употребление слов здравствуйте, доброе утро, до свидания.

Участие в диалоге с библиотекарем, умение ставить уточняющие вопросы

Здоровьесберегающие технологии.

7.

Истории о лете

отгадывание загадки о лете, беседа по картине

Составление предложений с опорой на схемы и слова: по картине, далее – на основе личного опыта

Повторение правил участия в беседе.

Игра «Рассказ по кругу»

Игровые технологии.

8.

Я расскажу

вам, где

отдыхал


Разучивание считалок

Обмен впечатлениями о самых интересных событиях, произошедших во время летних каникул, между учителем и учащимися

Познакомить с правилами участия в полилоге

Игра «Где я был – не

расскажу, а что делал - покажу»

Игровые технологии.


Мы

собрались поиграть






1.

Мы хотели

поиграть

Разучивание считалок

Учимся строить диалог типа

«предложение - возражение»

Конструирование диалога-конфликта и обсуждение вопроса о том, как можно избежать конфликта

Проигрывание составленных диалогов

Игровые технологии. Здоровьесберегающие технологии.

2.

Игра «Рыбаки»

Коллективное составление рассказа о правилах игры

Обсуждение содержания серии картин.

Умение конструктивно участвовать в споре

Проигрывание игры «Рыбаки»

Игровые технологии. Здоровьесберегающие технологии.

3.

Наша любимая игра

Обмен мнениями о любимой игре

Составление рассказа – описания любимой игры

Развитие

интонационных умений

Игра «Покажи любимую игру»

Игровые технологии.

4.

Играем в

нашу любимую игру

Составление описания правил игры.

Правильное поведение в ситуации спора

Игра с правилами в классе

Игровые технологии. Здоровьесберегающие технологии.


Играем в сказку.






1.

Вспоминаем сказку «Маша и Медведь»

Прослушивание аудиозаписи со сказкой «Маша и медведь»

Пересказ сказки с опорой на серию картинок

Умение понимать речь, записанную на аудионоситель

Коллективное рассказывание сказки с опорой на картинки

Игровые технологии.

2.


Инсценировка сказки «Маша и медведь»

Коллективное рассказывание сказки.

Инсценирование сказки с использованием элементов костюмов

Развивать интонационные и жестово-мимические умения школьников в процессе инсценировки сказки

Беседа «Самая интересная сказка про Машу» с привлечением личного опыта учащихся

Игровые технологии.

3.

Вспоминаем сказку «Три медведя»

Загадка о сказке

Пересказ сказки с опорой на серию картинок

Продолжать формировать представления детей о правилах поведения при знакомстве.

Коллективное рассказывание сказки с опорой на картинки (рассказ по кругу)

Здоровьесберегающие технологии.

4.


Инсценировка сказки «Три медведя»

Составление предложений по сюжету сказки

Инсценирование сказки с использованием элементов костюмов

Развивать интонационные и жестово-мимические умения школьников в процессе инсценировки сказки

Рассказывание по собственным иллюстрациям к сказке.

Здоровьесберегающие технологии.

5.

Составление новой сказки про Машу.

Обсуждение пословицы «Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок!» (А.С. Пушкин)

Закреплять умение рассказывать с опорой на собственный опыт

Коллективное составление новой сказки про Машу

Здоровьесберегающие технологии.

6.

Вспоминаем сказку «Волк и семеро козлят»

Загадка о сказке

Пересказ сказки с опорой на серию картинок

Продолжить формирование представлений детей о взаимопомощи и правилах поведения, когда одни дома

Коллективное рассказывание сказки с опорой на картинки (рассказ по кругу)

Здоровьесберегающие технологии.

7.


Инсценировка сказки «Волк и семеро козлят»

Прослушивание аудиозаписи сказки «Волк и семеро козлят»

Инсценирование сказки и использование элементов костюмов

Развивать интонационные и жестово-мимические умения школьников в процессе инсценировки сказки

Рассказывание по собственным иллюстрациям к сказке.

Здоровьесберегающие технологии.

8.

Знакомство со сказкой «Гуси-Лебеди»

Прослушивание загадки в форме «звукового письма»

Познакомить учащихся со сказкой «Гуси-Лебеди»

Продолжать формировать представления детей о правилах поведения, когда остаются одни дома

Игра «Расскажи по кругу» с опорой на картинки

Игровые технологии.

9.


Инсценировка сказки «Гуси - Лебеди»

Коллективное рассказывание сказки.

Инсценирование сказки и использование элементов костюмов

Развивать интонационные и жестово-мимические умения школьников в процессе инсценировки сказки

Рассказывание сказки учащимися с опорой на предметные картинки.

Здоровьесберегающие технологии.

10.

Знакомство со сказкой «Морозко»

Просмотр мультфильма «Морозко»

Познакомить учащихся со сказкой «Морозко»

Воспитывать у детей доброту, отзывчивость, прилежание, любовь к труду.

Воспроизведение содержания стихотворения по сюжетным картинкам.

Здоровьесберегающие технологии.

11.


Инсценировка сказки

«Морозко»

Разбор пословицы «Какова работа, такова и награда»

Инсценирование сказки и использование элементов костюмов

Развивать интонационные и жестово-мимические умения школьников в процессе инсценировки сказки

Инсценировка сказки

Здоровьесберегающие технологии.


Я дома






1.

Мой дом и моя семья

Слушание стихотворения М. Шварца «Семья»

Понимание прямых родственных отношений:

мама, папа, дедушка, бабушка, братья, сестры. Знание имени, отчества и фамилии своих родителей, места их работы, имён братье и сестёр, их занятий. «Кто старше, кто младше?».

Формировать уважительное отношение к старшим

Выявление знаний учащихся о членах своей семьи, о понимании отношений:

старше - младше, умения составлять предложения по сюжетным картинкам.

Здоровьесберегающие технологии.

2.

«Дома маме помогу…»

Слушание стихотворения М. Веркина «Семья»

Понимание своих обязанностей в семье

Составление рассказа по картинному плану «Я маме помогаю»

Здоровьесберегающие технологии.

3.


Обмениваемся бытовыми советами

Расширение словарного запаса о бытовых предметах

Формировать уважительное отношение к старшим

Составление и проигрывание диалогов о просьбе помочь


4.

Содержу одежду в чистоте

Отрывок из стихотворения В. Маяковского «Что такое хорошо, что такое плохо?»

Расширить словарный запас школьников, обозначающие предметы, используемые при уходе за одеждой.

Формирование навыков взаимопомощи. Употребление слов спасибо, пожалуйста.

Составление рассказа о том, как проходит день школьника, после возвращения из школы. Игра «Кто знает, пусть продолжает»

Игровые технологии.

5.

Вещи в моем шкафу

Отгадывание загадок

Употребление в речи предлогов в, на, под.

Употребление слов спасибо, пожалуйста

Практические упражнения по складыванию одежды.

Здоровьесберегающие технологии.

6.

Я тебе позвоню

С. Михалкова «Телефон»

Составление диалогов разговора по телефону по образцу и с использованием собственного опыта

Правила общения по телефону со сверстниками

Проигрывание составленных диалогов

Здоровьесберегающие технологии.

7.

Телефонный разговор

Прослушивание стихотворения К. И. Чуковского «Телефон»

Чтение по ролям диалогов сказки

Правила общения по телефону

Проигрывание диалогов из сказки

Здоровьесберегающие технологии.

8.

Мы разговариваем по телефону

Составление диалогов по телефону на различные темы

Правила общения по телефону со взрослыми

Проигрывание составленных диалогов

Здоровьесберегающие технологии.

9.

Мой мобильный телефон

Составление ответов на вопросы по картинкам

Составление правил пользования мобильным телефоном

Игра «Позвони мне на мобильный»

Игровые технологии.

10.

Я вызываю пожарных

Слушание стихотворения «Очень очень важные правила»

Уточнение телефона экстренной службы

Правила разговора с экстренными службами по телефону

Игра «Я звоню в пожарную»

Игровые технологии.

11.

Я вызываю полицию

Слушание стихотворения «У милиции нашей немало забот»

Уточнение телефона экстренной службы

Правила разговора с экстренными службами по телефону

Игра «Я звоню в полицию»

Игровые технологии.

12.

Я вызываю скорую

Уточнение телефона экстренной службы

Правила разговора с экстренными службами по телефону

Игра «Я звоню в скорую помощь»

Игровые технологии.

13

. Я звоню в экстренные службы

Расширение знаний детей о экстренных службах.

Составление диалогов с экстренными службами

Правила разговора по телефону экстренной службы

Проигрывание диалогов с

экстренными службами

Здоровьесберегающие технологии.


Мои друзья






1.

Узнай меня!

Знание своего имени, отчества, фамилии, адреса.

Рассказ о себе по образцу,

Здоровьесберегающие технологии.

2.

«Свет мой, зеркальце.

Скажи…»

Знание качеств своего характера. Умение называть свои привычки

Актуализация знаний о себе

Составление рассказа о себе с описание качеств своего характера и своих привычек

Здоровьесберегающие технологии.

3.

Узнай одноклассника!

Знание имен одноклассников, их привычек, характеров.

Формировать внимательное отношение к людям

Рассказать об однокласснике по образцу, «Игра Светофор»

Здоровьесберегающие технологии.

4.


«Знакомьтесь, на класс!»

Описывание фотографий, принесенных из дома. Составление рассказа «Я и моя семья» по плану

Формировать внимательное отношение к своей семье и к людям

Составление коллажа «Наш класс»

Здоровьесберегающие технологии.

5.

Вместе после уроков

Слушание стихотворения С. Маршака «Друзьятоварищи»

Моделирование спорных ситуации и способы их решения.

Продолжать формировать умение уступать в конфликтах

Умение играть по правилам. Игра «Самый быстрый»

Здоровьесберегающие технологии.

6.

Хочешь со мной дружить?

Слушание стихотворения Е. Стеквашовой «Друзья», ответы на

вопросы стихотворения

Формировать умение школьников разворачивать диалог в ситуации знакомства и игровых ситуациях

Формировать доброжелательное отношение друг к другу, умение правильно дружить

Проигрывание диалогов между детьми с использованием соответствующей мимики, силы голоса, жестов.

Игра «Что такое хорошо?»

Здоровьесберегающие технологии.

7.

Вместе нам не скучно

Слушание песни «Дружба крепкая не сломается»,

Выявление представлений детей по теме «Наши любимые игры и игрушки» с помощью вопросов учителя и с опорой на иллюстративный материал

Закреплять умение строить высказывание, просьбу и отвечать на просьбу согласием или отказом

Проигрывание диалогов между детьми с использованием соответствующей мимики, силы голоса, жестов. Уточнение обязанностей дежурных.

Здоровьесберегающие технологии.

8.

Привычки хорошие и не очень..

Слушание стихотворения Г.П. Шалаевой «Если друг попал в беду, помоги ему», обсуждение пословицы «Друг познается в беде»

Выявление представлений детей по теме «Опасные ситуации» с помощью вопросов учителя и с опорой на иллюстративный материал

Закреплять умение строить высказывание, просьбу, обращенную к учителю; умение объяснять другу опасность ситуации

Рассказ по сюжетным картинкам порядка действий в опасной ситуации

Здоровьесберегающие технологии.


Я за порогом дома






1.

Я пешеход

Слушание стихотворения «Светофор»

Расширить словарный запас школьников знаками пешеходного перехода

Формирование навыков взаимопомощи. Употребление слов спасибо, пожалуйста.

Моделирование ситуации «Я перехожу дорогу»

Здоровьесберегающие технологии.

2.

Правила дорожного движения достойны уважения

Слушание песенки «Светофор»

Расширить словарный запас школьников, словами, обозначающими дорожные знаки

Формировать умение соблюдать правила дорожного движения

Моделирование ситуации «Я на дороге»

Здоровьесберегающие технологии.

3.

Я зритель

Расширение словарного запаса предметной лексикой

Моделирование диалогов между кассиром и покупателем

Игра «Я дарю тебе билет»

Игровые технологии.

4.

Я иду в кино

Слушание песни «Фильм, фильм, фильм»

Составление рассказа по картинке

Формировать навык правильного общения с кассиром

Моделирование ситуации «Я иду в кино»

Здоровьесберегающие технологии.

5.

Мы в кинотеатре

Составление диалогов по образцу

Правила вежливого зрителя

Ролевая игра «Я в кинотеатре»

Игровые технологии.

6.

Отправляюсь в магазин

Конструирование возможных диалогов между продавцом и покупателями в магазине с опорой на содержание картинки

Помочь первоклассникам перенести полученные знания о ситуации «Покупка в магазине» в новые условия

Повторить основные правила поведения в магазине.

Ролевая игра «Магазин игрушек»

Игровые технологии.

7.

Мы в продуктовом магазине

Конструирование возможных диалогов между продавцом и покупателями в магазине с опорой на содержание картинки

Ролевая ситуация «Я пришел за продуктами» , расширение словарного запаса продуктами

Повторить основные правила поведения в магазине.

Беседа с опорой на личный опыт

Здоровьесберегающие технологии.

8.

Мы в канцелярском магазине

Конструирование возможных диалогов между продавцом и покупателями в магазине с опорой на содержание картинки

Перенести полученные знания о ситуации «Покупка в магазине» в новые условия, расширение словарного запаса канцтоварами

Повторить основные правила поведения в магазине.

Ролевая игра «Канцелярский магазин»

Игровые технологии.

9.

Мы пришли в магазин

Экскурсия в магазин

Повторение проигранных диалогов

Повторить основные правила поведения в магазине.

Здоровьесберегающие технологии.

10.

Веселый праздник

Слушание песни З. Петровой «День рождения»

Расширять представления учащихся о правилах поведения в гостях

Учить школьников правильно вести себя при знакомстве со старшим по возрасту

Коллективное составление рассказа

«Как мы отмечали день рождения» по опорным картинкам

Здоровьесберегающие технологии.

11.

Мы идем на день рождения

Слушание стихотворения Б. Заходера «Подарок»

Расширить словарный запас школьников, обозначающие предметы посуды. Правила этикета за столом. Расширять представления учащихся о правилах поведения при прощании с ровесниками и старшими

Учить школьников правильно вести себя при прощании со старшим по возрасту Использование в речи слов «передайте, пожалуйста», «подайте, пожалуйста»

Ролевая игра «Мой день рождения»

Игровые технологии.

12.

Погода и мы

Слушание песни «Хорошая погода» А. Олейникова

Расширение словарного запаса о погодных явлениях

Составление ответов на вопросы по картинкам

Составление описания по плану

Здоровьесберегающие технологии.

13.

Какая сегодня погода?

Слушание стихотворения А. Барто «Нестойкая погода»

Расширение словарного запаса о погодных явлениях

Умение отвечать на вопросы

Составление описания погоды сегодня

Здоровьесберегающие технологии.

14.

Одеваемся по погоде

Отгадывание загадок

Расширить словарный запас школьников, обозначающие предметы одежды и распределение их по сезонам и по принадлежности.

Умение отвечать на вопросы по картинке

Усвоить последовательность действий при одевании. Игра «Оденься правильно»

Игровые технологии.


Мир природы






1.

Сказка

Одоевского

«Снегурочка»

Слушание стихотворения А. Плещеева «Весна»

Расширить словарный запас школьников, обозначающие признаки весны

Составление рассказа с опорой на картинный план

Здоровьесберегающие технологии.

2.


Инсценировка сказки «Снегурочка»

Слушание стихотворения «Подснежник»

Расширить словарный запас школьников, названий первые весенние цветы

Называние первоцветов ласково.

Составление описания первоцветов по картиннографическому плану

Здоровьесберегающие технологии.

3.

Весенняя прогулка.

Отгадывание загадок

Экскурсия на школьный двор.

Составление рассказа о весне по впечатлениям о прогулке.

Здоровьесберегающие технологии.

4.

Учимся понимать животных

Слушание стихотворения А.

Крылова «Кот

Василий»

Закреплять умение составлять рассказ из личного опыта

Называние ласково

Закрепить умение составлять предложения по картинке

Здоровьесберегающие технологии.

5.

Я ухаживаю за своим домашним животным

Е. Благина «Котенок»

Расширение словарного запаса

Закреплять умение составлять рассказ из личного опыта

Составление правил ухода за домашними животными

Здоровьесберегающие технологии.

6.

Мое домашнее животное

Закреплять умение составлять рассказ из личного опыта

Называние ласково

Составляем рассказ про свое домашнее животное

Здоровьесберегающие технологии.

7.

В зоопарке у зверей

Слушание стихотворения С. Я. Маршака «Где обедал воробей?»

Расширять словарный запас животных зоопарка

Называние ласково

Составление описания животного по картиннографическому плану

Здоровьесберегающие технологии.

8.

Мы друзья или враги природы?

Составление предложений по картинкам

Закреплять умение составлять рассказ из личного опыта

Составление правил поведения в природе

Здоровьесберегающие технологии.

9.

Здравствуй, лето!

Отгадывание загадок, доскажи словечко

Экскурсия на школьный двор.

Составление рассказа о лете по впечатлениям о прогулке. Правила поведения в лесу

Здоровьесберегающие технологии.

10.

Итоговое занятие











Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!