с. Новая Брянь
Рабочая программа разработана в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», Типовым положением о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для учащихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, инструктивными письмами Министерства образования и науки, Уставом ГКОУ для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Новобрянская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат 8 вида», образовательной программой школы.
Рабочая программа разработана на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида для 0-4 классов, под редакцией И. М. Бгажноковой, Москва "Просвещение" 2011 г., авторы А. К.Аксёнов, С. В.Комарова, Э. В.Якубовская.
Программа 3 класса рассчитана на 2 часа в неделю, 68 часов в год.
Рабочая программа по устной речи для 2 — 4 классов разработана с учетом особенностей познавательной деятельности детей с отклонениями в интеллектуальном развитии и способствует их умственному развитию, содержит материал, помогающий учащимся достичь того уровня знаний, который необходим им для социальной адаптации.
Введение в программу «Русский язык» раздела «Устная речь» во 2 – 4 классах обусловлено несовершенством речевой практики младших школьников с нарушением интеллекта, что задерживает развитие их речи как средства общения, затрудняет включение детей в разнообразные нормы коммуникации.
Программа построена таким образом, что в каждом классе (2 – 4) раздел «Устная речь» включает в себя несколько подразделов с постепенным расширением и усложнением программного материала по каждому из них. Это подчёркивает преемственность при изучении данного предмета в начальной школе.
В содержание работы по развитию навыков аудирования включены упражнения на слушание и понимание речи, записанной на магнитофон. Это важное направление работы, в ходе которого дети учатся вслушиваться в речь, ориентируясь только на её вербальный компонент.
Материал, включённый в подраздел «Аудирование», реализуется на каждом уроке устной речи в виде самостоятельных тренировочных упражнений или сопровождает задания других подразделов.
Реализуя программу «Устная речь» младшие школьники, в силу своих потенциальных возможностей и способностей, уровня актуального развития приобретают речевые умения и навыки, которые пригодятся им в последующей жизни при различных видах взаимодействия и коммуникации. А это в свою очередь является подготовительной работой при написании творческих заданий на уроках русского языка в 5 – 9 классах в блоке «Развитие речи».
I. Общение и его значение в жизни (10 ч).
Общение с природой. Что «говорят» деревья, цветы? Попробуем разгадать язык животных, их повадки и позы. Правильно ли мы общаемся с животными? Понимают ли нас они? Речевое общение. Для чего оно нужно людям? Правила речевого общения. Освоение правил речевого общения. Нужно говорить по очереди, а не всем сразу. Говорить нужно достаточно громко (но не кричать), чтобы тебя все слышали. Когда говоришь, надо смотреть на того, с кем разговариваешь. Вежливое возражение собеседнику. Употребление «вежливых» слов: пожалуйста, спасибо, извини(-те-). Письменное общение в жизни человека.
II. Аудирование (8 ч).
Повторение за учителем оппозиционных слоговых структур. Повторение за учителем слов-паронимов. Повторение предложений, разных по количеству слов. Слушание коротких сказок с магнитофонной записи. Просмотр коротких видеофильмов. Ответы на вопросы по содержанию. Выполнение инструкции, данной в письменном виде. Включение письменного задания в ролевую ситуацию. Выбор из картинок той, которая соответствует предложению.
III. Дикция и выразительность речи (13 ч).
Упражнения для развития речевого дыхания. Чёткое и выразительное произнесение чистоговорок. Чёткое и выразительное произнесение стихотворных диалогов. Громкая, спокойная, тихая, шёпотная речь. Использование силы голоса в речевых ситуациях. Тренировочные упражнения в использовании силы голоса. Вежливый тон голоса в разговоре. Передача различных чувств соответствующим тоном голоса в диалогах. Тренировочные упражнения в передаче чувств. Различение на рисунках выражения этих чувств. Различение на пиктограммах выражения этих чувств. Произнесение одной фразы с разной интонацией. Обыгрывание ситуаций.
IV. Подготовка речевой ситуации и организация высказывания (12 ч).
Определение темы ситуации («В зоопарке у зверей»). Обсуждение и подготовка атрибутов речевой ситуации. Отгадывание загадок с опорой на наглядный материал. Составление загадок с опорой на наглядный материал. Отгадывание и составление загадок с опорой на наглядный материал. Тренировочные упражнения в составлении загадок. Участие детей в диалогах «Настя и Марфуша в гостях у Морозко”. Составление диалогов на тему «Обмениваемся бытовыми советами». Составление диалогов на тему «Привычки хорошие и не очень». Составление предложений на тему «Это моя школа». Замена часто повторяющегося слова другими словами. Фиксация символами предложений, составление высказывания.
Примерная тематика речевых ситуаций. (13 ч).
«Вместе после уроков». «Успехи и неудачи бывают у каждого». «Волк и семеро козлят». «Гуси-лебеди». «Я тебе позвоню». «В гости на день рождения». «Я пешеход». «На приёме у врача». «Я зритель». «Хочешь со мной дружить?» «Вместе нам не скучно». «Погода и мы». «Мы – друзья или враги природы?»
V. Культура общения (12 ч).
Выражение просьбы. Тренировочные упражнения в выражении просьбы.
Выражение извинения. Тренировочные упражнения в выражении извинения.
Речевое общение со старшими. Тренировочные упражнения: общение со старшими. Общение с друзьями. Дифференциация речевого поведения в соответствии с ситуацией. Тренировочные упражнения по дифференциации речевого поведения. Речевое общение с малознакомыми людьми. Тренировочные упражнения: общение с малознакомыми людьми. Обобщающий урок по теме «Культура общения».
- передавать содержание сказок и рассказов, прочитанных учителем или артистами в магнитофонной записи;
- правильно выражать свои просьбы, употребляя «вежливые» слова; здороваться, прощаться, просить прощения и извиняться, используя соответствующие выражения;
- сообщать о себе: имя и фамилию, домашний адрес, имена и фамилии своих родственников;
- принимать участие в коллективном составлении рассказов по темам речевых ситуаций.
№ | Тема урока | Аудирование | Речевая ситуация | Культура общения | Контрольно- диагностические материалы | Инновационные технологии |
| Школьная жизнь | | | | | |
1. | Добро пожаловать! | | Поздравление с началом учебного года. | Приветствие и прощание в школе и дома. Употребление слов здравствуйте, доброе утро, до свидания. | Ответные реплики в типовом диалоге. | |
2. | Мы снова в школе | Составление описания школы по плану. | Конструирование диалогов -приветствий из заданных реплик | Дифференциация обращений к ровеснику и старшему, к хорошо знакомому и малознакомому человеку. | Проигрывание диалогов-приветствий на основе образцов учебника и личного опыта. | Здоровьесберегающие технологии |
3. | У нас новые ученики. | Выполнение инструкций по заданию учителя (организационные инструкции). | Знакомство с новой ученицей. | Употребление слов здравствуйте, доброе утро, до свидания. Правила поведения при знакомстве. | Игра «Подари улыбку» (тренировочные упражнения в изображении доброжелательного выражения лица). Прослушивание песни «Улыбка» В. Шаинского. Игра «Наши имена» | Игровые технологии. |
4. | Успехи и неудачи бывают у каждого. | Конструирование реплик по теме. | Введение детей в ситуацию конфликта и в ситуацию успеха. Развитие умения участвовать в вопросноответном диалоге. | Расширение представления детей о правилах при конфликте и при успехе. | Игра «Дополни предложение» по условно-графическим схемам. Проигрывание диалогов при конфликте и при успехе. Правильная реакция на похвалу и порицание. | Игровые технологии. |
5. | Где же взять мне книгу почитать? | Знакомство со специальным словом - формуляр. | Совершенствовать диалогические умения, умение ставить уточняющие вопросы | Составление правил поведения в библиотеке, обсуждение целесообразности каждого правила | Ролевая игра «В библиотеке» | Игровые технологии. Здоровьесберегающие технологии. |
6. | В библиотеке | | Экскурсия в школьную библиотеку | Употребление слов здравствуйте, доброе утро, до свидания. | Участие в диалоге с библиотекарем, умение ставить уточняющие вопросы | Здоровьесберегающие технологии. |
7. | Истории о лете | отгадывание загадки о лете, беседа по картине | Составление предложений с опорой на схемы и слова: по картине, далее – на основе личного опыта | Повторение правил участия в беседе. | Игра «Рассказ по кругу» | Игровые технологии. |
8. | Я расскажу вам, где отдыхал | Разучивание считалок | Обмен впечатлениями о самых интересных событиях, произошедших во время летних каникул, между учителем и учащимися | Познакомить с правилами участия в полилоге | Игра «Где я был – не расскажу, а что делал - покажу» | Игровые технологии. |
| Мы собрались поиграть | | | | | |
1. | Мы хотели поиграть | Разучивание считалок | Учимся строить диалог типа «предложение - возражение» | Конструирование диалога-конфликта и обсуждение вопроса о том, как можно избежать конфликта | Проигрывание составленных диалогов | Игровые технологии. Здоровьесберегающие технологии. |
2. | Игра «Рыбаки» | Коллективное составление рассказа о правилах игры | Обсуждение содержания серии картин. | Умение конструктивно участвовать в споре | Проигрывание игры «Рыбаки» | Игровые технологии. Здоровьесберегающие технологии. |
3. | Наша любимая игра | Обмен мнениями о любимой игре | Составление рассказа – описания любимой игры | Развитие интонационных умений | Игра «Покажи любимую игру» | Игровые технологии. |
4. | Играем в нашу любимую игру | | Составление описания правил игры. | Правильное поведение в ситуации спора | Игра с правилами в классе | Игровые технологии. Здоровьесберегающие технологии. |
| Играем в сказку. | | | | | |
1. | Вспоминаем сказку «Маша и Медведь» | Прослушивание аудиозаписи со сказкой «Маша и медведь» | Пересказ сказки с опорой на серию картинок | Умение понимать речь, записанную на аудионоситель | Коллективное рассказывание сказки с опорой на картинки | Игровые технологии. |
2. | Инсценировка сказки «Маша и медведь» | Коллективное рассказывание сказки. | Инсценирование сказки с использованием элементов костюмов | Развивать интонационные и жестово-мимические умения школьников в процессе инсценировки сказки | Беседа «Самая интересная сказка про Машу» с привлечением личного опыта учащихся | Игровые технологии. |
3. | Вспоминаем сказку «Три медведя» | Загадка о сказке | Пересказ сказки с опорой на серию картинок | Продолжать формировать представления детей о правилах поведения при знакомстве. | Коллективное рассказывание сказки с опорой на картинки (рассказ по кругу) | Здоровьесберегающие технологии. |
4. | Инсценировка сказки «Три медведя» | Составление предложений по сюжету сказки | Инсценирование сказки с использованием элементов костюмов | Развивать интонационные и жестово-мимические умения школьников в процессе инсценировки сказки | Рассказывание по собственным иллюстрациям к сказке. | Здоровьесберегающие технологии. |
5. | Составление новой сказки про Машу. | Обсуждение пословицы «Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок!» (А.С. Пушкин) | Закреплять умение рассказывать с опорой на собственный опыт | | Коллективное составление новой сказки про Машу | Здоровьесберегающие технологии. |
6. | Вспоминаем сказку «Волк и семеро козлят» | Загадка о сказке | Пересказ сказки с опорой на серию картинок | Продолжить формирование представлений детей о взаимопомощи и правилах поведения, когда одни дома | Коллективное рассказывание сказки с опорой на картинки (рассказ по кругу) | Здоровьесберегающие технологии. |
7. | Инсценировка сказки «Волк и семеро козлят» | Прослушивание аудиозаписи сказки «Волк и семеро козлят» | Инсценирование сказки и использование элементов костюмов | Развивать интонационные и жестово-мимические умения школьников в процессе инсценировки сказки | Рассказывание по собственным иллюстрациям к сказке. | Здоровьесберегающие технологии. |
8. | Знакомство со сказкой «Гуси-Лебеди» | Прослушивание загадки в форме «звукового письма» | Познакомить учащихся со сказкой «Гуси-Лебеди» | Продолжать формировать представления детей о правилах поведения, когда остаются одни дома | Игра «Расскажи по кругу» с опорой на картинки | Игровые технологии. |
9. | Инсценировка сказки «Гуси - Лебеди» | Коллективное рассказывание сказки. | Инсценирование сказки и использование элементов костюмов | Развивать интонационные и жестово-мимические умения школьников в процессе инсценировки сказки | Рассказывание сказки учащимися с опорой на предметные картинки. | Здоровьесберегающие технологии. |
10. | Знакомство со сказкой «Морозко» | Просмотр мультфильма «Морозко» | Познакомить учащихся со сказкой «Морозко» | Воспитывать у детей доброту, отзывчивость, прилежание, любовь к труду. | Воспроизведение содержания стихотворения по сюжетным картинкам. | Здоровьесберегающие технологии. |
11. | Инсценировка сказки «Морозко» | Разбор пословицы «Какова работа, такова и награда» | Инсценирование сказки и использование элементов костюмов | Развивать интонационные и жестово-мимические умения школьников в процессе инсценировки сказки | Инсценировка сказки | Здоровьесберегающие технологии. |
| Я дома | | | | | |
1. | Мой дом и моя семья | Слушание стихотворения М. Шварца «Семья» | Понимание прямых родственных отношений: мама, папа, дедушка, бабушка, братья, сестры. Знание имени, отчества и фамилии своих родителей, места их работы, имён братье и сестёр, их занятий. «Кто старше, кто младше?». | Формировать уважительное отношение к старшим | Выявление знаний учащихся о членах своей семьи, о понимании отношений: старше - младше, умения составлять предложения по сюжетным картинкам. | Здоровьесберегающие технологии. |
2. | «Дома маме помогу…» | Слушание стихотворения М. Веркина «Семья» | Понимание своих обязанностей в семье | | Составление рассказа по картинному плану «Я маме помогаю» | Здоровьесберегающие технологии. |
3. | Обмениваемся бытовыми советами | | Расширение словарного запаса о бытовых предметах | Формировать уважительное отношение к старшим | Составление и проигрывание диалогов о просьбе помочь | |
4. | Содержу одежду в чистоте | Отрывок из стихотворения В. Маяковского «Что такое хорошо, что такое плохо?» | Расширить словарный запас школьников, обозначающие предметы, используемые при уходе за одеждой. | Формирование навыков взаимопомощи. Употребление слов спасибо, пожалуйста. | Составление рассказа о том, как проходит день школьника, после возвращения из школы. Игра «Кто знает, пусть продолжает» | Игровые технологии. |
5. | Вещи в моем шкафу | Отгадывание загадок | Употребление в речи предлогов в, на, под. | Употребление слов спасибо, пожалуйста | Практические упражнения по складыванию одежды. | Здоровьесберегающие технологии. |
6. | Я тебе позвоню | С. Михалкова «Телефон» | Составление диалогов разговора по телефону по образцу и с использованием собственного опыта | Правила общения по телефону со сверстниками | Проигрывание составленных диалогов | Здоровьесберегающие технологии. |
7. | Телефонный разговор | Прослушивание стихотворения К. И. Чуковского «Телефон» | Чтение по ролям диалогов сказки | Правила общения по телефону | Проигрывание диалогов из сказки | Здоровьесберегающие технологии. |
8. | Мы разговариваем по телефону | | Составление диалогов по телефону на различные темы | Правила общения по телефону со взрослыми | Проигрывание составленных диалогов | Здоровьесберегающие технологии. |
9. | Мой мобильный телефон | | Составление ответов на вопросы по картинкам | Составление правил пользования мобильным телефоном | Игра «Позвони мне на мобильный» | Игровые технологии. |
10. | Я вызываю пожарных | Слушание стихотворения «Очень очень важные правила» | Уточнение телефона экстренной службы | Правила разговора с экстренными службами по телефону | Игра «Я звоню в пожарную» | Игровые технологии. |
11. | Я вызываю полицию | Слушание стихотворения «У милиции нашей немало забот» | Уточнение телефона экстренной службы | Правила разговора с экстренными службами по телефону | Игра «Я звоню в полицию» | Игровые технологии. |
12. | Я вызываю скорую | | Уточнение телефона экстренной службы | Правила разговора с экстренными службами по телефону | Игра «Я звоню в скорую помощь» | Игровые технологии. |
13 | . Я звоню в экстренные службы | Расширение знаний детей о экстренных службах. | Составление диалогов с экстренными службами | Правила разговора по телефону экстренной службы | Проигрывание диалогов с экстренными службами | Здоровьесберегающие технологии. |
| Мои друзья | | | | | |
1. | Узнай меня! | | Знание своего имени, отчества, фамилии, адреса. | | Рассказ о себе по образцу, | Здоровьесберегающие технологии. |
2. | «Свет мой, зеркальце. Скажи…» | | Знание качеств своего характера. Умение называть свои привычки | Актуализация знаний о себе | Составление рассказа о себе с описание качеств своего характера и своих привычек | Здоровьесберегающие технологии. |
3. | Узнай одноклассника! | | Знание имен одноклассников, их привычек, характеров. | Формировать внимательное отношение к людям | Рассказать об однокласснике по образцу, «Игра Светофор» | Здоровьесберегающие технологии. |
4. | «Знакомьтесь, на класс!» | | Описывание фотографий, принесенных из дома. Составление рассказа «Я и моя семья» по плану | Формировать внимательное отношение к своей семье и к людям | Составление коллажа «Наш класс» | Здоровьесберегающие технологии. |
5. | Вместе после уроков | Слушание стихотворения С. Маршака «Друзьятоварищи» | Моделирование спорных ситуации и способы их решения. | Продолжать формировать умение уступать в конфликтах | Умение играть по правилам. Игра «Самый быстрый» | Здоровьесберегающие технологии. |
6. | Хочешь со мной дружить? | Слушание стихотворения Е. Стеквашовой «Друзья», ответы на вопросы стихотворения | Формировать умение школьников разворачивать диалог в ситуации знакомства и игровых ситуациях | Формировать доброжелательное отношение друг к другу, умение правильно дружить | Проигрывание диалогов между детьми с использованием соответствующей мимики, силы голоса, жестов. Игра «Что такое хорошо?» | Здоровьесберегающие технологии. |
7. | Вместе нам не скучно | Слушание песни «Дружба крепкая не сломается», | Выявление представлений детей по теме «Наши любимые игры и игрушки» с помощью вопросов учителя и с опорой на иллюстративный материал | Закреплять умение строить высказывание, просьбу и отвечать на просьбу согласием или отказом | Проигрывание диалогов между детьми с использованием соответствующей мимики, силы голоса, жестов. Уточнение обязанностей дежурных. | Здоровьесберегающие технологии. |
8. | Привычки хорошие и не очень.. | Слушание стихотворения Г.П. Шалаевой «Если друг попал в беду, помоги ему», обсуждение пословицы «Друг познается в беде» | Выявление представлений детей по теме «Опасные ситуации» с помощью вопросов учителя и с опорой на иллюстративный материал | Закреплять умение строить высказывание, просьбу, обращенную к учителю; умение объяснять другу опасность ситуации | Рассказ по сюжетным картинкам порядка действий в опасной ситуации | Здоровьесберегающие технологии. |
| Я за порогом дома | | | | | |
1. | Я пешеход | Слушание стихотворения «Светофор» | Расширить словарный запас школьников знаками пешеходного перехода | Формирование навыков взаимопомощи. Употребление слов спасибо, пожалуйста. | Моделирование ситуации «Я перехожу дорогу» | Здоровьесберегающие технологии. |
2. | Правила дорожного движения достойны уважения | Слушание песенки «Светофор» | Расширить словарный запас школьников, словами, обозначающими дорожные знаки | Формировать умение соблюдать правила дорожного движения | Моделирование ситуации «Я на дороге» | Здоровьесберегающие технологии. |
3. | Я зритель | | Расширение словарного запаса предметной лексикой | Моделирование диалогов между кассиром и покупателем | Игра «Я дарю тебе билет» | Игровые технологии. |
4. | Я иду в кино | Слушание песни «Фильм, фильм, фильм» | Составление рассказа по картинке | Формировать навык правильного общения с кассиром | Моделирование ситуации «Я иду в кино» | Здоровьесберегающие технологии. |
5. | Мы в кинотеатре | | Составление диалогов по образцу | Правила вежливого зрителя | Ролевая игра «Я в кинотеатре» | Игровые технологии. |
6. | Отправляюсь в магазин | Конструирование возможных диалогов между продавцом и покупателями в магазине с опорой на содержание картинки | Помочь первоклассникам перенести полученные знания о ситуации «Покупка в магазине» в новые условия | Повторить основные правила поведения в магазине. | Ролевая игра «Магазин игрушек» | Игровые технологии. |
7. | Мы в продуктовом магазине | Конструирование возможных диалогов между продавцом и покупателями в магазине с опорой на содержание картинки | Ролевая ситуация «Я пришел за продуктами» , расширение словарного запаса продуктами | Повторить основные правила поведения в магазине. | Беседа с опорой на личный опыт | Здоровьесберегающие технологии. |
8. | Мы в канцелярском магазине | Конструирование возможных диалогов между продавцом и покупателями в магазине с опорой на содержание картинки | Перенести полученные знания о ситуации «Покупка в магазине» в новые условия, расширение словарного запаса канцтоварами | Повторить основные правила поведения в магазине. | Ролевая игра «Канцелярский магазин» | Игровые технологии. |
9. | Мы пришли в магазин | Экскурсия в магазин | Повторение проигранных диалогов | Повторить основные правила поведения в магазине. | | Здоровьесберегающие технологии. |
10. | Веселый праздник | Слушание песни З. Петровой «День рождения» | Расширять представления учащихся о правилах поведения в гостях | Учить школьников правильно вести себя при знакомстве со старшим по возрасту | Коллективное составление рассказа «Как мы отмечали день рождения» по опорным картинкам | Здоровьесберегающие технологии. |
11. | Мы идем на день рождения | Слушание стихотворения Б. Заходера «Подарок» | Расширить словарный запас школьников, обозначающие предметы посуды. Правила этикета за столом. Расширять представления учащихся о правилах поведения при прощании с ровесниками и старшими | Учить школьников правильно вести себя при прощании со старшим по возрасту Использование в речи слов «передайте, пожалуйста», «подайте, пожалуйста» | Ролевая игра «Мой день рождения» | Игровые технологии. |
12. | Погода и мы | Слушание песни «Хорошая погода» А. Олейникова | Расширение словарного запаса о погодных явлениях | Составление ответов на вопросы по картинкам | Составление описания по плану | Здоровьесберегающие технологии. |
13. | Какая сегодня погода? | Слушание стихотворения А. Барто «Нестойкая погода» | Расширение словарного запаса о погодных явлениях | Умение отвечать на вопросы | Составление описания погоды сегодня | Здоровьесберегающие технологии. |
14. | Одеваемся по погоде | Отгадывание загадок | Расширить словарный запас школьников, обозначающие предметы одежды и распределение их по сезонам и по принадлежности. | Умение отвечать на вопросы по картинке | Усвоить последовательность действий при одевании. Игра «Оденься правильно» | Игровые технологии. |
| Мир природы | | | | | |
1. | Сказка Одоевского «Снегурочка» | Слушание стихотворения А. Плещеева «Весна» | Расширить словарный запас школьников, обозначающие признаки весны | | Составление рассказа с опорой на картинный план | Здоровьесберегающие технологии. |
2. | Инсценировка сказки «Снегурочка» | Слушание стихотворения «Подснежник» | Расширить словарный запас школьников, названий первые весенние цветы | Называние первоцветов ласково. | Составление описания первоцветов по картиннографическому плану | Здоровьесберегающие технологии. |
3. | Весенняя прогулка. | Отгадывание загадок | Экскурсия на школьный двор. | | Составление рассказа о весне по впечатлениям о прогулке. | Здоровьесберегающие технологии. |
4. | Учимся понимать животных | Слушание стихотворения А. Крылова «Кот Василий» | Закреплять умение составлять рассказ из личного опыта | Называние ласково | Закрепить умение составлять предложения по картинке | Здоровьесберегающие технологии. |
5. | Я ухаживаю за своим домашним животным | Е. Благина «Котенок» | Расширение словарного запаса | Закреплять умение составлять рассказ из личного опыта | Составление правил ухода за домашними животными | Здоровьесберегающие технологии. |
6. | Мое домашнее животное | | Закреплять умение составлять рассказ из личного опыта | Называние ласково | Составляем рассказ про свое домашнее животное | Здоровьесберегающие технологии. |
7. | В зоопарке у зверей | Слушание стихотворения С. Я. Маршака «Где обедал воробей?» | Расширять словарный запас животных зоопарка | Называние ласково | Составление описания животного по картиннографическому плану | Здоровьесберегающие технологии. |
8. | Мы друзья или враги природы? | | Составление предложений по картинкам | Закреплять умение составлять рассказ из личного опыта | Составление правил поведения в природе | Здоровьесберегающие технологии. |
9. | Здравствуй, лето! | Отгадывание загадок, доскажи словечко | Экскурсия на школьный двор. | | Составление рассказа о лете по впечатлениям о прогулке. Правила поведения в лесу | Здоровьесберегающие технологии. |
10. | Итоговое занятие | | | | | |