МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РУСАНОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
«РАССМОТРЕНО» на заседании ШМО Руководитель ШМО: ______/Бабанян Т. А../ Протокол № 1 от .08.2016 г. | «СОГЛАСОВАНО» Зам.директора по УВР ____/Бессонова Е.Н./ | «ПРИНЯТО» Педагогческим советом школы Протокол № 1 от 30.08.2016 г. | «УТВЕРЖДАЮ» Директор школы __________ /Новокрещенов М.И./ Приказ № 75 от 31.08.2016 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА НА 2016 - 2017 УЧЕБНЫЙ ГОД
Предмет__русский язык___________
Учитель__Деева О. В._____________
Класс_____4_____________________
Количество часов в неделю____5___
Учебник(название)__Русский язык 4 класс
Автор учебника___ В. П. Канакина _
Издательство____ Просвещение 2015г.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального Государственного образовательного стандарта начального общего образования по русскому языку, на основе авторской программы по русскому языку под руководством В. П. Канакиной, В. Г. Горецкого
село Русаново – 2016__ год.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
ПРЕДМЕТНЫЕ
1.Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.
2. Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общении.
3. Позитивное эмоционально-оценочное отношение к русскому языку, понимание значимости хорошего владения русским языком, его роли в дальнейшем образовании.
4. Понимание значимости правильной устной и письменной речи как показателя общей культуры человека, проявления собственного уровня культуры.
5. Овладение начальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических), правилах речевого этикета (в объеме материала изучаемого курса; использование этих норм для успешного решения коммуникативных задач в ситуациях учебной языковой деятельности и свободного общения; формирование сознательного отношения к качеству своей речи, контроля над ней.
6. Приобретение опыта ориентироваться в целях, задачах и средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для решения коммуникативных задач.
7. Освоение первоначальных научных преставлений об основных понятиях и правилах из области фонетики, графики, лексики, морфемики, морфологии, синтаксиса, орфографии (в объеме материала изучаемого курса); понимание взаимосвязи и взаимозависимости между разными сторонами языка.
8. Овладение учебными действиями с языковыми единицами: находить, опознавать, характеризовать, сравнивать, классифицировать основные единицы языка (звуки, буквы, слова, предложения), конструировать из этих единиц единицы более высокого уровня (слова, словосочетания, предложения, тексты), использовать эти действия для решения познавательных, практических и коммуникативных задач (в объеме материала изучаемого курса).
9. Овладение основами грамотного письма: основными орфографическими и пунктуационными умениями (в объеме материала изучаемого курса), умениями применять правила орфографии и правила постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов, умение проверять написанное.
ЛИЧНОСТНЫЕ
1. Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.
2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
4. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
5. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
6. Развитие самостоятельности личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
7. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
8. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
9. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
10. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
1.Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.
2. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
3. Использование знаково-символических средств представления информации.
4. Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач.
5.Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации.
6.Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.
7.Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
8.Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.
9.Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
10. Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
11.Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».
12.Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
13.Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».
Обучающиеся 4 класса научатся:
- различать основные языковые средства: слова, словосочетания, предложения, текста;
- различать и называть: а) значимые части слова (корень, приставка, суффикс, окончание); б) части речи, включая личные местоимения; в) основные типы предложений по цели высказывания и по эмоциональной окрашенности: вопросительные, повествовательные, побудительные, восклицательные;
- применять при письме правила орфографические (правописание падежных окончаний имен существительных, имен прилагательных, местоимений, личных окончаний глаголов, употребление мягкого знака после шипящих в глаголах), пунктуационные (употребление знаков препинания в конце предложения, запятой в предложениях с однородными второстепенными членами предложения);
- практически использовать знания алфавита при работе со словарем;
- выявлять слова, значение которых требует уточнения;
- определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря;
- различать родственные (однокоренные) слова и формы слова;
- определять грамматические признаки имен существительных, имён прилагательных, глаголов;
- находить в тексте личные местоимения, предлоги, союзы и, а, но, частицу не при глаголах;
- различать произношение и написание слов, находить способ проверки написания слова и выбирать нужную букву для обозначения звуков;
- грамотно и каллиграфически правильно списывать и писать под диктовку тексты (в 70-90 слов, 75-80 слов), включающие изученные орфограммы и пунктограммы;
- соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (умение слышать, точно реагировать на реплики, поддерживать разговор);
- ориентироваться в заголовке, оглавлении, ключевых словах с целью извлечения информации (уметь читать);
- осознанно передавать содержание прочитанного текста, строить высказывание в устной и письменной формах;
- выражать собственное мнение, аргументировать его с учётом ситуации общения.
Получат возможность научиться:
- производить элементарные языковые анализы слов (звуко-буквенный, по составу, как часть речи) в целях решения орфографических задач, синтаксический анализ предложений для выбора знаков препинания;
- соблюдать нормы русского литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объёме представленного в учебнике материала);
- проверять правильность постановки ударения или произношения слова по словарю учебника (самостоятельно) или обращаться за помощью (к учителю, родителям и др.);
- подбирать синонимы для устранения повторов в тексте и более точного и успешного решения коммуникативной задачи;
- подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении;
- различать употребление в тексте слов в прямом и переносном значении (простые случаи);
- оценивать уместность и точность использования слов в тексте;
- определять назначение второстепенных членов предложения: обозначать признак предмета, место, причину, время, образ действия и пр.;
- осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки;
при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающих предотвратить её в последующих письменных работах;
- составлять устный рассказ на определённую тему с использованием разных типов речи: описание, повествование, рассуждение;
- корректировать тексты с нарушениями логики изложения, речевыми недочётами;
- соблюдать нормы речевого взаимодействия при интерактивном общении (sms-сообщения, электронная почта, Интернет и другие способы связи) использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для обмена мыслями, чувствами в устной и письменной речи (уметь слушать, читать и создавать небольшие тексты/высказывания) в учебных и бытовых ситуациях.
В конце обучения учащийся должен: орфографически и каллиграфически правильно списы¬вать и писать под диктовку текст (70—85 слов), включающий все изученные орфограммы по программе начальной школы; проверять написанное;
производить звуко-буквенный разбор слов типа школьный, сливки, народ, ружьё, ель, морковь;
производить разбор по составу (находить в слове окончание, выделять корень, приставку, суффикс) слов типа по¬звонить, смелость, лимонный, подсказка, заморский, пообедали;
производить разбор слова как части речи: начальная форма, род, склонение, падеж, число имен существительных; начальная форма, род, падеж, число имен прилагательных; начальная (неопределенная) форма, спряжение, число, время, лицо (в настоящем и будущем времени), род (в прошедшем времени) глаголов; начальная форма, падеж, лицо, число, род (в 3-м лице единственного числа) местоимений;
производить синтаксический разбор простого предложения, предложения с однородными членами;
определять тему текста, его основную мысль, автором прямо не сформулированную, подбирать заголовок к тексту, делить текст на части, составлять план текста;
определять тип текста (повествование, описание, рассуждение); использовать эти типы текстов в речи;
писать изложение и сочинение (60—75 слов) повествовательного текста с элементами описания и рассуждения по коллективно или самостоятельно составленному плану под руководством учителя;
в соответствии с правилами культуры общения выражать просьбу, благодарность, извинение, отказ, приглашение, поздравление.
Содержание курса
№ п/п | Название раздела | Количество часов | Содержание раздела |
1 | Повторение | 11 | Наша речь и наш язык. Текст. Предложение. Обращение. Главные и второстепенные члены предложения. Основа предложения. Словосочетание. Однородные члены предложения. Простые и сложные предложения. |
2 | Предложение | 9 | Однородные члены предложения. Предложения с однородными членами без союзов и с союзами и, а, но. Запятая между однородными членами, соединенными союзами. Простые и сложные предложения. |
3 | Слово в языке и речи | 21 | Лексическое значение слова. Состав слова. Значимые части слова. Правописание гласных и согласных в значимых частях слова. Правописание разделительных знаков. Части речи. Повторение и углубление представлений о частях речи. Наречие. |
4 | Имя существительное | 43 | Изменение по падежам. Три склонения имен существительных. Правописание безударных падежных окончаний имен существительных в единственном (множественном) числе. |
5 | Имя прилагательное | 30 | Повторение и углубление представлений об имени прилагательном. Изменение по падежам имен прилагательных. Правописание падежных окончаний имен прилагательных. Склонение имен прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе. Склонение имен прилагательных женского рода в единственном числе. Склонение имен прилагательных во множественном числе. |
28 | Личные местоимения | 7 | Местоимение. Изменение по падежам личных местоимений. Правописание местоимений. |
29 | Глагол | 34 | Неопределенная форма глагола. Спряжение глагола. Изменение глаголов в настоящем и будущем времени по лицам и числам. I и II спряжение глаголов. Правописание глаголов с безударными личными окончаниями. Правописание возвратных глаголов. Правописание глаголов в прошедшем времени. |
30 | Повторение | 15 | Повторение изученного материала в учебном году |
Итого:170 часов |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Тема | Дата | |
|
план | факт |
|
-
| ПОВТОРЕНИЕ | (11ч) | |
Знакомство с учебником. Наша речь и наш язык | 1 |
-
| Текст. План текста | | |
-
| Текст. Типы текстов. | | |
-
| Текст. Р\р. Изложение повествовательного текста «Первая вахта» | | |
-
| Предложение. Виды предложений. | | |
-
| Виды предложений по эмоциональной окраске | | |
-
| Контрольная работа по теме «Повторение за курс 3 класса» | | |
-
| Работа над ошибками. Обращение | | |
-
| Главные и второстепенные члены предложения. Основа предложения | | |
-
| Главные и второстепенные члены предложения. Основа предложения. | | |
-
| Словосочетание. Проверочная работа по теме «Повторение» | | |
-
| ПРЕДЛОЖЕНИЕ | (9ч) | |
Однородные члены предложения | | |
-
| Связь однородных членов предложения | | |
-
| Предложения с однородными членами без союзов и с союзами | | |
-
| Запятая между однородными членами, соединенными союзами | | |
-
| Р/р. Сочинение по картине И. И. Левитана «Золотая осень» | | |
-
| Простые и сложные предложения | | |
-
| Простые и сложные предложения | | |
-
| Р/р. Письменное изложение повествовательного текста по самостоятельно составленному плану. | | |
-
| Проверочная работа по теме «Предложение» | | |
-
| СЛОВО В ЯЗЫКЕ И РЕЧИ | (21ч) | |
Лексическое значение слова | | |
-
| Лексическое значение слова | | |
-
| Лексическое значение слова. Фразеологизмы. | | |
-
| Р/р Составление текста по рисунку и фразеологизму. | | |
-
| Состав слова. Значимые части слова | | |
-
| Состав слова. Значимые части слова. | | |
-
| Состав слова. Значимые части слова. | | |
-
| Правописание гласных и согласных в значимых частях слова | | |
-
| Правописание гласных и согласных в значимых частях слова | | |
-
| Правописание гласных и согласных в значимых частях слова | | |
-
| Правописание гласных и согласных в значимых частях слова | | |
-
| Правописание Ъ и Ь разделительных знаков | | |
-
| Контрольный диктант по теме «Лексическое значение слова. Состав слова» | | |
-
| Р/р. Изложение повествовательного текста. | | |
-
| Работа над ошибками. Повторение и углубление представлений о частях речи. | | |
| Повторение и углубление представлений о частях речи | | |
| Повторение и углубление представлений о частях речи. | | |
-
| Наречие. Наречие как часть речи ( | | |
-
| Наречие. Наречие как часть речи | | |
-
| Наречие. Проверочная работа по теме «Части речи» | | |
41 | Р/р. Сочинение - отзыв по репродукции картины В. М. Васнецова «Иван-Царевич на Сером Волке» | | |
| ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ (43ч) | |
| | |
42 | Изменение по падежам | | |
43 | Изменение по падежам | | |
44 | Изменение по падежам | | |
45 | Изменение имен существительных по падежам | | |
46 | Изменение имен существительных по падежам | | |
| | |
47 | Три склонения имен существительных Первое склонение . | | |
48 | Падежные окончания имён существительных первого склонения. | | |
49 | Р/р. Сочинения по репродукции картины А. А. Пластова «Первый снег» | | |
50 | Второе склонение имен существительных | | |
51 | Падежные окончания имен существительных второго | | |
52 | Третье склонение имен существительных | | |
53 | Падежные окончания имен существительных третьего склонения | | |
54 | Р/р Сочинение - отзыв по картине В. А. Тропинина «Кружевница» | | |
| | |
55 | Способы проверки безударных падежных окончаний имен существительных | | |
56 | Именительный и винительный падежи | | |
57 | Родительный падеж | | |
58 | Родительный падеж | | |
59 | Именительный, родительный и винительный падежи одушевленных имен существительных | | |
60 | Именительный, родительный и винительный падежи одушевленных имен существительных | | |
61 | Дательный падеж | | |
62 | Дательный падеж | | |
63 | Дательный падеж | | |
64 | Творительный падеж | | |
65 | Творительный падеж | | |
66 | Предложный падеж | | |
67 | Предложный падеж. Словарный диктант. | | |
68 | Правописание безударных окончаний во всех падежах | | |
69 | Правописание безударных окончаний во всех падежах | | |
70 | Правописание безударных окончаний во всех падежах | | |
71 | | |
72 | Р/р Изложение повествовательного текста по плану | | |
73 | Контрольная работа по теме «Правописание безударных окончаний имен существительных» | | |
74 | Работа над ошибками, допущенными в контрольной работе | | |
| | |
75 | Общее представление о склонении во множественном числе. | | |
76 | Именительный падеж | | |
77 | Родительный падеж | | |
78 | Родительный падеж | | |
79 | Винительный падеж одушевленных имен существительных | | |
80 | Дательный, творительный, предложный падежи | | |
81 | Дательный, творительный, предложный падежи | | |
82 | Контрольный диктант по теме «Правописание безударных падежных окончаний | | |
| | |
83 | Работа над ошибками. Обобщение знаний об имени существительном. | | |
84 | Р/Р Изложение повествовательного текста | | |
85 | ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ | (30ч) | |
Роль имен прилагательных .Словообразование | | |
86 | Значение и употребление в речи. Словообразование | | |
87 | . Р/р Сочинение - описание «Моя любимая игрушка» | | |
88 | Начальная форма имён прилагательных. | | |
89 | Изменение по падежам имен прилагательных в единственном числе | | |
90 | Р/р Составление текста-рассуждения по картине В. А. Серова «Мика Морозов» | | |
| | |
| | |
91 | Склонение имён прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе | | |
92 | Именительный падеж | | |
93 | Родительный падеж | | |
94 | Дательный падеж | | |
95 | Именительный, винительный, родительный падежи прилагательных | | |
96 | Именительный, винительный, родительный, падежи | | |
97 | Творительный и предложный падежи | | |
98 | Р/р Контрольное изложение повествовательного текста | | |
99 | Работа над ошибками, допущенными в изложении. Окончания имён прилагательных мужского и среднего рода | | |
100 | Контрольная работа по теме «Имя прилагательное». | | |
| | |
101 | Работа над ошибками. Склонение имен прилагательных в единственном числе | | |
102 | Именительный и винительный падежи | | |
103 | Родительный, дательный, творительный и предложный падежи | | |
104 | Родительный, дательный, творительный и предложный падежи | | |
105 | Упражнение в правописании падежных окончаний имен прилагательных женского рода | | |
106 | | |
107 | Р/р Письмо по памяти сравнительного описательного текста. | | |
| | |
108 | Склонение имен прилагательных во множественном числе | | |
109 | Именительный и винительный падежи | | |
110 | Родительный и предложный падежи | | |
111 | Дательный и творительный падежи | | |
112 | Р/р Подробное изложение повествовательного текста | | |
| | |
113 | Обобщение знаний об имени прилагательном Составление устного сообщения | | |
114 | Контрольный диктант по теме «Падежные окончания имен прилагательных | | |
115 | Местоимение | (7 ч) | |
Работа над ошибками. Роль личных местоимений в речи | | |
116 | Личные местоимения 1, 2, 3-го лица | | |
117 | Склонение личных местоимений | | |
118 | Склонение личных местоимений | | |
119 | Склонение личных местоимений 3-го | | |
120 | Р/р Изложение повествовательного текста. Составление поздравительной открытки. | | |
121 | Окончания личных местоимений в косвенных формах | | |
| ГЛАГОЛ (34ч) | |
| | |
122 | Значение глаголов в языке и | | |
123 | Значение глаголов в языке и речи | | |
124 | Время глаголов. | | |
125 | Неопределенная форма глагола | | |
126 | Неопределенная форма глагола | | |
127 | | |
128 | Неопределенная форма глагола | | |
129 | Р/р Письменное изложение по самостоятельно составленному плану | | |
| | |
130 | Спряжение глаголов. Изменение глаголов в настоящем и будущем времени по лицам и числам | | |
131 | Лицо и число глаголов. | | |
132 | Правописание окончаний глаголов во 2-м лице настоящего и будущего | | |
133 | Правописание окончаний глаголов во 2-м лице | | |
134 | Р/р Сочинение по репродукции картины И. И. Левитана «Весна. Большая вода» | | |
| | |
135 | I и II спряжения глаголов. Спряжение глаголов в настоящем времени. | | |
136 | Спряжение глаголов в будущем времени | | |
137 | . Личные окончания глаголов I и II спряжения | | |
| | |
138 | Правописание глаголов с безударными личными окончаниями | | |
139 | Правописание глаголов с безударными личными окончаниями | | |
140 | Правописание глаголов с безударными личными окончаниями | | |
141 | Правописание глаголов с безударными личными окончаниями | | |
142 | Правописание глаголов с безударными личными окончаниями | | |
143 | | |
144 | Контрольная работа по теме «Глагол» | | |
145 | Работа над ошибками. Правописание глаголов с безударными личными окончаниями. | | |
| | |
146 | Возвратные глаголы | | |
147 | Правописание возвратных глаголов в настоящем и будущем времени | | |
148 | Правописание -тся и -ться в возвратных глаголах. | | |
| | |
149 | Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам. | | |
150 | Правописание глаголов в прошедшем | | |
151 | Правописание глаголов в прошедшем времени | | |
| | |
152 | Обобщение по теме «Глагол». | | |
153 | Обобщение по теме «Глагол | | |
154 | Р/р Контрольное изложение повествовательного текста | | |
155 | Контрольный диктант по теме «Глагол» | | |
156 | Повторение (15 ч) | | |
Работа над ошибками. Язык и речь | | |
157 | Повторение. Текст. Типы текстов | | |
158 | Контрольный диктант по теме «Повторение» | | |
159 | Работа над ошибками, допущенными в диктанте. Повторение. Предложение и словосочетание. | | |
160 | Повторение. Предложение и словосочетание. | | |
161 | Повторение. Предложение. | | |
162 | Слово и его лексическое значение | | |
163 | Р/р Составление текста по картине И. И. Шишкина «Рожь» | | |
164 | Повторение. Значимые части слова. Словообразование | | |
165 | Повторение. Правописание гласных и согласных в корне слов | | |
166 | Повторение. Части речи. | | |
167 | Части речи. | | |
168 | Части речи. | | |
169 | Части речи. | | |
170 | Обобщение изученного | | |
Лист внесения изменений и дополнений
Дата | Причина и основание изменений | Корректировка |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |