методического совета МОУ «СОШ п. Садовый» «СОШ п. Садовый»
МОУ «СОШ п. Садовый» ___________ /А.А. Карпов/ ___________Н.Ю. Козак
Протокол № ______ «___» _________ 20_____г. «___» _________ 20_____г.
от «___» __________ 20____г. Приказ № ____ от _________
Основное содержание по темам | Характеристика основных видов деятельности учащихся |
1. СОДЕРЖАНИЕ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕЕ ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ (22 ч.) |
Речь и речевое общение (5 ч.) |
Умение общаться - важная часть культуры человека. Речь и речевое общение. Речевая ситуация. Речь устная и письменная. Речь диалогическая и монологическая. Виды монолога (повествование, описание, рассуждение). Диалоги разного характера (этикетный, диалог-расспрос). | Иметь представление об основных особенностях устной и письменной речи. Различать образцы устной и письменной речи. Иметь представление о ситуациях и условиях общения, коммуникативных целях говорящего. Иметь представление о различных видах монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога, о нормах речевого поведения в типичных ситуациях общения. Различать образцы диалогической и монологической речи. Выбирать языковые средства в зависимости от цели, темы, основной мысли, ситуации общения. |
Речевая деятельность (4 ч.) |
Речь как деятельность. Виды речевой деятельности: аудирование (слушание), говорение, чтение, письмо. Аудирование (слушание) и его виды (выборочное, ознакомительное). Чтение. Стратегии ознакомительного, изучающего, поискового способа чтения; приёмы работы с учебной книгой и словарём. Поиск информации в Интернете по указанным в учебнике ссылкам. Говорение. Сжатый, выборочный, развернутый пересказ прочитанного, прослушанного, увиденного в соответствии с условиями общения. Письмо. Подробное и сжатое изложение прочитанного или прослушанного текста, в том числе с использованием аудиоприложения к учебнику. Особенности написания официального и неофициального письма. | Различать язык и речь, понимать речь как деятельность, основанную на реализации языковой системы. Иметь представление об основных видах речевой деятельности. Воспринимать зрительно или на слух основную информацию текста. Пользоваться различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным), различными видами чтения (ознакомительным, изучающим, поисковым). Овладеть приёмами работы с учебной книгой и словарём, аудиоприложением к учебнику. Передавать в устной форме содержание прочитанного или прослушанного текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с ситуацией речевого общения. Излагать в письменной форме содержание прослушанного или прочитанного текста (подробно, сжато, выборочно) в форме ученического изложения. Создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания на бытовые, учебные темы в соответствии с целями и ситуацией общения. Отбирать материал на определенную тему. Осуществлять поиск информации, извлечённой из различных источников, представлять и передавать её с учётом заданных условий общения. |
Текст (11 ч.) |
Текст как продукт речевой деятельности. Понятие текста, основные признаки текста. План текста (простой) как один из видов информационной переработки текста. Тема, основная мысль текста. Микротема текста. Структура текста. Абзац как средство композиционно-стилистического членения текста. Функционально-смысловые типы речи: повествование (рассказ), описание (предмета), рассуждение, их основные особенности. Лексические и грамматические средства связи предложений и частей текста | Знать признаки текста. Определять тему, основную мысль текста, ключевые слова, лексические и грамматические средства связи предложений и частей текста; выделять микротемы текста, делить его на абзацы; знать композиционные элементы абзаца и целого текста (зачин, основная часть, концовка); озаглавливать текст, аргументировать свое предложение. Анализировать и характеризовать текст с точки зрения единства темы, последовательности изложения. Делить текст на смысловые части, осуществлять информационную переработку текста, передавая его содержание в виде простого плана. Создавать собственные тексты с учетом требований к построению связного текста; осуществлять редактирование текста с нарушением правил построения связного текста. |
Функциональные разновидности языка (2 ч.) |
Функциональные разновидности языка: разговорный язык; функциональные стили; язык художественной литературы. Сфера употребления разговорного языка, типичные ситуации речевого общения. Основные жанры: рассказ, беседа, спор. Личное письмо Сфера употребления научного стиля, типичные ситуации речевого общения. Жанры: выступление, сообщение Сфера употребления публицистического стиля, типичные ситуации речевого общения. Жанры: выступление, статья. Сфера употребления официально-делового стиля, типичные ситуации речевого общения. Жанры: объявление Изобразительные средства языка художественной литературы | Различать образцы разговорной речи и языка художественной литературы. Иметь общее представление о функциональных разновидностях русского языка, различать тексты разных функциональных стилей литературного языка. Соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и и основной мысли). Оценивать чужие и собственные речевые высказывания с точки зрения соответствия их коммуникативным требованиям, языковым нормам. Исправлять речевые недостатки. |
2. СОДЕРЖАНИЕ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕЕ ФОРМИРОВАНИЕ ЯЗЫКОВОЙ И ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ (ЯЗЫКОВЕДЧЕСКОЙ) КОМПЕТЕНЦИИ (145 ч.) |
Общие сведения о языке (4 ч.) |
Русский язык — национальный язык русского народа, государственный язык Российской Федерации и язык межнационального общения. Формы функционирования современного русского языка: общенародный русский язык и литературный язык; диалекты, жаргон. Русский язык – язык русской художественной литературы. Лингвистика как наука о языке. Основные разделы лингвистики (общие сведения). Система русского литературного языка Соотношение языка и речи Выдающиеся отечественные лингвисты | Осознавать роль русского языка в жизни общества и государства; роль языка в жизни человека; красоту, богатство, выразительность русского языка. Иметь представление о функциональных разновидностях современного русского языка Иметь представление об основных разделах линвистики, о уровнях системы современного русского языка, об основных единицах .каждого уровня. |
Фонетика, орфоэпия, графика (9 ч.) |
Фонетика как раздел лингвистики. Звук как единица языка. Смыслоразличительная функция звуков. Система гласных звуков русского языка; гласные ударные и безударные. Система согласных звуков русского языка. Согласные звонкие и глухие шипящие, сонорные Мягкие и твёрдые согласные. Согласные, образующие пары по звонкости/глухости, по мягкости/твёрдости. Шипящие согласные. Устройство речевого аппарата. Элементы фонетической транскрипции. Слог и ударение. Смыслоразличительная роль ударения. Особенности ударения в русском языке (силовое и количественное, подвижное, разноместное). Орфоэпия как раздел лингвистики. Основные правила литературного произношения и ударения. Трудные случаи ударения в словах и в формах слов (прилагательные). Допустимые варианты произношения и ударения. | Овладевать основными понятиями фонетики. Осознавать (понимать) смыслоразличительную функцию звука. Понимать устройство речевого аппарата, способы образования звуков русского языка. Распознавать гласные и согласные; ударные и безударные гласные; согласные шипящие звонкие/ глухие и сонорные, мягкие и твёрдые; пары согласных по мягкости/твёрдости, звонкости/глухости. Анализировать и характеризовать отдельные звуки речи; особенности произношения и написания слова устно и с помощью элементов транскрипции; звуки в речевом потоке, слово с точки зрения деления его на слоги . Проводить фонетический анализ слова. Классифицировать и группировать звуки речи по заданным признакам; слова по заданным параметрам их звукового состава. Выразительно читать прозаические и поэтические тексты. Членить слова на слоги и правильно их переносить с одной строки на другую. Определять место ударного слога, наблюдать за перемещением ударения при изменении формы слова, употреблять в речи слова и их формы в соответствии с акцентологическими нормами. Использовать орфоэпический словарь |
Состав русского алфавита, названия букв. Соотношение звука и буквы. Обозначение на письме твёрдости и мягкости согласных. Способы обозначения [j']. Прописные и строчные буквы | Сопоставлять и анализировать звуковой и буквенный состав слова. Использовать знание алфавита при поиске информации в словарях, энциклопедиях. |
Морфемика и словообразование (11 ч.) |
Морфемика как раздел лингвистики. Морфема как минимальная значимая единица языка. Словообразование и изменение форм слов. Основа слова. Окончание как формообразующая морфема. Приставка, суффикс как словообразующие морфемы. Корень. Однокоренные слова. Чередование звуков в морфемах. Словообразование как раздел лингвистики. Словообразовательная пара. Основные способы образования слов. Образование слов с помощью морфем (приставочный, суффиксальный способы, сложение). | Осознавать морфему как значимую единицу языка; отличие морфемы от других значимых единиц языка; роль морфем в процессах формо- и словообразования. Опознавать морфемы и членить слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и словообразовательного анализа; характеризовать морфемный состав слова, уточнять лексическое значение слова с опорой на его морфемный состав. Сопоставлять морфемную структуру слова и способ его образования.. Анализировать словообразовательную структуру слова, выделяя исходную основу и словообразующую морфему; различать изученные способы словообразования существительных, прилагательных, глаголов, составлять словообразовательные пары. Применять знания и умения по морфемике и словообразованию в практике правописания, а также при проведении грамматического и лексического анализа слов |
Лексикология и фразеология (10 ч.) |
Лексикология как раздел лингвистики. Слово как единица языка. Лексическое и грамматическое значения слова. Однозначные и многозначные слова; прямое и переносное значения слова. Переносное значение слов как основа метафоры, метонимии в текстах разных стилей. Тематические группы слов. Толковые словари русского языка. Лексические омонимы, их отличия от многозначных слов. Синонимы. Смысловые и стилистические различия синонимов. Антонимы. Словари синонимов и антонимов русского языка. Понятие о фразеологизмах. Пословицы, поговорки. | Понимать роль слова в формировании и выражении мыслей, чувств, эмоций; расширять свой лексикон; осознавать основания для переноса наименования (сходство, смежность объектов или признаков). Понимать различие лексического и грамматического значений слова. Различать однозначные и многозначные слова, прямое и переносное значения слова; опознавать омонимы, синонимы, антонимы; основные виды тропов. Осознавать смысловые и стилистические различия синонимов. Сопоставлять прямое и переносное значения слова; синонимы в синонимических цепочках; пары антонимов, омонимов. Наблюдать за использованием слов в переносном значении в художественной и разговорной речи; синонимов и антонимов в художественных и учебно-научных текстах. Использовать в собственной речи синонимы, антонимы, слова одной тематической группы, омонимы, многозначные слова. Группировать слова по тематическим группам. Понимать смысл пословиц на основе адекватного восприятия переносного значения и метафоры. Извлекать необходимую информацию из лингвистических словарей различных типов (толкового словаря, словарей синонимов, антонимов, фразеологического словаря) и использовать её в различных видах деятельности. Опознавать фразеологические обороты. Уместно использовать фразеологические обороты в речи. |
Морфология (34 ч.) |
Грамматика как раздел лингвистики. Морфология как раздел грамматики. Грамматическое значение слова и его отличие от лексического значения. Части речи как лексико-грамматические разряды слов. Система частей речи в русском языке. Имя существительное как часть речи, его общекатегориальное значение, морфологические свойства, синтаксические функции. Нарицательные и собственные имена существительные; лексико-грамматические разряды нарицательных имен существительных. Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. Правило об одушевлённости/неодушевленности А.А. Зализняка Род, число, падеж имени существительного. Имена существительные общего рода. Имена существительные, имеющие форму только единственного или только множественного числа. Типы склонений имен существительных, разносклоняемые имена существительные. Существительные, которые называют несклоняемыми. Имя прилагательное как часть речи, его общекатегориальное значение, морфологические свойства, синтаксические функции. Прилагательные качественные, относительные и притяжательные. Род, число и падеж имен прилагательных. Степени сравнения качественных прилагательных, их образование и грамматические признаки. Полные и краткие качественные прилагательные, их грамматические признаки Глагол как часть речи, его общекатегориальное значение, морфологические свойства, синтаксические функции. Инфинитив. Глаголы совершенного и несовершенного вида. Изъявительное, повелительное и условное (сослагательное) наклонения. Настоящее, будущее и прошедшее время глагола в изъявительном наклонении. Спряжение глаголов. Разноспрягаемые глаголы. | Овладеть основными понятиями морфологии. Осознавать (понимать) особенности грамматического значения слова в отличие от лексического значения. Распознавать изученные самостоятельные (знаменательные) части речи и их формы. Анализировать и характеризовать слово с точки зрения его принадлежности к той или иной части речи (осуществлять морфологический разбор слова); грамматические словоформы в тексте. Анализировать и характеризовать общекатегориальное значение, морфологические признаки имени существительного, его синтаксическую роль. Распознавать одушевленные и неодушевленные, собственные и нарицательные имена существительные; существительные общего рода, имена существительные, имеющие форму только множественного или только единственного числа; приводить соответствующие примеры; имена существительные разных типов склонения. Определять род, число, падеж, тип склонения имен существительных. Группировать имена существительные по заданным морфологическим признакам. Правильно употреблять в речи имена существительные с суффиксами оценочного значения; синонимичные имена существительные для связи предложений в тексте и частей текста. Анализировать и характеризовать общекатегориальное значение, морфологические признаки имени прилагательного, определять его синтаксическую роль. Определять род, число, падеж имен прилагательных; определять синтаксическую роль прилагательных. Правильно употреблять имена прилагательные с существительными. Использовать в речи синонимичные имена прилагательные, имена прилагательные в роли эпитетов. Наблюдать за особенностями использования имен прилагательных в изучаемых текстах. Анализировать и характеризовать общекатегориальное значение, морфологические признаки глагола, определять его синтаксическую функцию. Определять тип спряжения глаголов, соотносить личные формы глагола с инфинитивом. Группировать глаголы по заданным морфологическим признакам. Правильно употреблять при глаголах имена существительные в косвенных падежах. Использовать в речи форму настоящего и будущего времени в значении прошедшего времени, соблюдать видо-временную соотнесенность глаголов-сказуемых в связном тексте. |
Синтаксис (10 ч.) |
Синтаксис как раздел грамматики. Словосочетание как единица синтаксиса. Основные признаки словосочетания. Предложение как минимальное речевое высказывание. Виды предложений по цели высказывания: невопросительные (повествовательные, побудительные) и вопросительные. Их интонационные и смысловые особенности. Виды предложений по эмоциональной окраске: невосклицательные и восклицательные. Их интонационные и смысловые особенности. Грамматическая основа предложения. Предложения простые и сложные. Второстепенные члены предложения: определение, дополнение, обстоятельство. Предложения с однорусскими членами. Средства связи однородных членов предложения. Обращение, его функции. Интонация предложений с обращением. Вводные конструкции (слова, словосочетания) как средство выражения оценки высказывания, воздействия на собеседника. | Осознавать роль синтаксиса в формировании и выражении мысли, различие словосочетания и предложения. Группировать и моделировать словосочетания по заданным признакам. Определять границы предложений и способы их передачи в устной и письменной речи. Распознавать виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске. Различать интонационные и смысловые особенности повествовательных, побудительных, вопросительных, восклицательных предложений; употреблять их в речевой практике. Находить грамматическую основу предложения, опознавать предложения простые и сложные. Распознавать главные и второстепенные члены предложения. Разграничивать предложения распространенные и нераспространенные. Опознавать предложения с однорусскими членами, правильно интонировать их, употреблять в устной и письменной речи. Понимать основные функции обращения. Опознавать и правильно интонировать предложения с обращениями. Моделировать и употреблять в речи предложения с различными формами обращений в соответствии со сферой и ситуацией общения. Распознавать вводные конструкции в речи. Опознавать и правильно интонировать предложения с вводными словами, словосочетаниями. |
Правописание: орфография и пунктуация (39 ч.) |
Орфография как система правил правописания слов и их форм. Орфограмма и орфографическое правило. Пунктуация как система правил употребления знаков препинания в предложении. Орфографические правила, связанные с правописанием морфем. Правописание гласных и согласных в корнях слов. Правописание гласных и согласных в приставках. Правописание суффиксов в именах существительных и прилагательных, глаголах. Правописание окончаний в именах существительных, прилагательных; н и нн в прилагательных. Орфографические правила, связанные с употреблением ъ и ь. Правописание гласных после шипящих и Ц в именах существительных, прилагательных, глаголах. Орфографические правила, связанные со слитным и раздельным написанием слов. Слитное и раздельное написание не и ни со словами разных частей речи. Правописание некоторых предлогов, союзов. Употребление строчной и прописной букв. Пунктуация как система правил употребления знаков препинания в предложении. Основные функции знаков препинания. Знаки препинания в конце предложения.. Правила пунктуации, связанные с постановкой знаков препинания в простом предложении (тире между подлежащим и сказуемым). Знаки препинания в предложениях с однорусскими членами, обращением, вводными словами. Правила пунктуации, связанные с постановкой знаков препинания в сложном предложении. Знаки препинания в предложениях с прямой речью. Оформление диалога на письме | Иметь представление об орфографии как о системе правил. Формировать орфографическую и пунктуационную зоркость. Освоить содержание изученных орфографических и пунктуационных правил и алгоритмы их использования. Соблюдать основные орфографические и пунктуационные нормы в письменной речи. Опираться на фонетический, морфемно-словообразовательный и морфологический анализ при выборе правильного написания слова; на грамматико-интонационный анализ при объяснении расстановки знаков препинания в предложении. Использовать орфографические словари и справочники по правописанию для решения орфографических и пунктуационных проблем |
3. СОДЕРЖАНИЕ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕЕ ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРОВЕДЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ (8 ч.) |
Культура речи (5 ч.) |
Культура речи как раздел лингвистики. Языковая норма, ее функции. Основные нормы русского литературного языка: орфоэпические, лексические, грамматические, правописные. Варианты норм. Речевые ошибки. Лексическое богатство русского языка и культура речи Нормативные словари современного русского языка (орфоэпический словарь, толковый словарь, словарь орфографический словарь), их роль в овладении нормами современного русского литературного языка | Владеть основными нормами русского литературного языка, освоенными в процессе изучения русского языка в школе; соблюдать их в устных и письменных высказываниях различной коммуникативной направленности. Осознавать важность нормативного произношения для культурного человека. Овладеть основными правилами литературного произношения и ударения в рамках изучаемого словарного состава. Анализировать и оценивать с орфоэпической точки зрения чужую и собственную речь; корректировать собственную речь. Употреблять имена существительные, имена прилагательные, глаголы в соответствии с грамматическими и лексическими нормами. Осознавать важность овладения лексическим богатством и разнообразием литературного русского языка для формирования собственной речевой культуры. Оценивать собственную и чужречь с точки зрения ее правильности, . в случае необходимости корректировать речевые высказывания. Использовать нормативные словари для получения информации о нормах современного русского литературного языка |
Язык и культура (3 ч.) |
Русский речевой этикет: этикетные ситуации приветствия, прощания, поздравления. Обращения в диалогах-побуждениях к действию. Отражение в языке культуры и истории народа. Единицы языка с национально-культурным компонентом в произведениях фольклора, в художественной литературе. | Иметь представление об особенностях русского речевого этикета в учебной деятельности и повседневной жизни при проведении этикетных диалогов приветствия, прощания, поздравления с использованием обращений; уместно использовать правила речевого поведения в собственной речевой практике. Осознавать связь русского языка с культурой и историей России, находить языковые единицы с национально-культурным компонентом в изучаемых текстах. |
№ п/п | Наименование раздела, общее количество часов | Тема урока | Кол-во часов | Дата проведения | Примечание |
план | факт |
| Глава 1. Наш родной язык (23ч.) | | | | | |
| О языке и речи | | | | | |
1 | | Родной язык. Язык и речь | 1 | | | |
| Система языка Повторение изученного в начальной школе | | | | | |
2 | | Звуки и буквы | 1 | | | |
3 | | Состав слова | 1 | | | |
4 | | Имя существительное | 1 | | | |
5 | | Имя прилагательное | 1 | | | |
6 | | Местоимение | 1 | | | |
7 | | Глагол | 1 | | | |
8 | | Предложение | 1 | | | |
9 | | Диктант | 1 | | | |
| Правописание | | | | | |
10 | | Орфограммы и орфографические правила Проверяемые безударные гласные в корне слова | 1 | | | |
11 | | Непроверяемые безударные гласные в корне слова | 1 | | | |
12 | | Проверяемые глухие и звонкие согласные в корне слова Непроверяемые глухие и звонкие согласные в корне слова | 1 | | | |
13 | | Двойные согласные в корне слова Непроизносимые согласные | 1 | | | |
| Текст | | | | | |
14 | | Признаки текста. Комплексный анализ текста | 1 | | | |
| Язык и культура. Культура речи | | | | | |
15 | | Культура речи | 1 | | | |
| Повторение | | | | | |
16 | | Повторение | 1 | | | |
17 | | Сжатое изложение «Не поискать ли Хомку» | 1 | | | |
18 | | Сочинение « Поговорка в нашем доме» | 1 | | | |
19 | | Работа над проектом «Карточки для словарной работы» | 1 | | | |
| Глава 2. На каком языке мы говорим (22ч.) | | | | | |
| О языке и речи | | | | | |
20 | | Общенародный русский язык Русский литературный язык | 1 | | | |
21 | | Система русского литературного языка | 1 | | | |
| Система языка | | | | | |
| Фонетика | | | | | |
22 | | Звуковой состав слова и транскрипция Слог и ударение | 1 | | | |
23 | | Согласные звуки: шумные и сонорные | 1 | | | |
24 | | Согласные звуки: твердые и мягкие | 1 | | | |
25 | | Гласные звуки: ударные и безударные | 1 | | | |
| Графика | | | | | |
26 | | Буквы русского алфавита Обозначение звука й | 1 | | | |
27 | | Фонетический разбор слова | 1 | | | |
28 | | Диктант | 1 | | | |
| Правописание | | | | | |
29 | | Буквы а, у, и после шипящих Буквы а, у, и, ы после ц | 1 | | | |
30 | | Буква ь как знак мягкости Буква ь после шипящих | 1 | | | |
31 | | Разделительные ь и ъ | 1 | | | |
32 | | Собственные имена людей, клички животных. Географические названия | 1 | | | |
| Текст | | | | | |
33 | | Тема и основная мысль текста. Комплексный анализ текста | 1 | | | |
| Язык и культура | | | | | |
| Культура речи | | | | | |
34 | | Нормы русского литературного языка | 1 | | | |
| Повторение | | | | | |
35 | | Повторение | 1 | | | |
36 | | Сжатое изложение «Кошка» | 1 | | | |
37 | | Сочинение по картине Васнецова «Витязь на распутье» | 1 | | | |
| Глава 3. Как язык служит для общения (27ч.) | | | | | |
| О языке и речи | | | | | |
38 | | Разговорная и книжная речь | 1 | | | |
| Система языка | | | | | |
| Морфемика | | | | | |
39 | | Морфемы – значимые части слова Образование форм слова | 1 | | | |
40 | | Основа слова | 1 | | | |
41 | | Корень слова и однокоренные слова | 1 | | | |
42 | | Суффиксы | 1 | | | |
43 | | Приставки | 1 | | | |
44 | | Варианты морфем | 1 | | | |
| Словообразование | | | | | |
45 | | Образование слов с помощью приставок | 1 | | | |
46 | | Образование слов с помощью суффиксов | 1 | | | |
47 | | Образование слов способом сложения | 1 | | | |
48 | | Морфемный разбор слова | 1 | | | |
49 | | Диктант | 1 | | | |
| Правописание | | | | | |
50 | | Корни –зар-//-зор-,-гар-//-гор- | 1 | | | |
51 | | Корень –лаг-//-лож- | 1 | | | |
52 | | Корень –рос-//-раст-//-ращ- | 1 | | | |
53 | | Корень –скак-//-скоч- Беглые гласные | 1 | | | |
54 | | Безударные гласные в приставках | 1 | | | |
55 | | Буква а и о в приставках раз-//рас- и роз-//рос- Правописание приставок на з//с | 1 | | | |
| Текст | | | | | |
56 | | Строение текста План текста | 1 | | | |
| Язык и культура | | | | | |
| Культура речи | | | | | |
57 | | Речевой этикет | 1 | | | |
| Повторение | | | | | |
58 | | Повторение | 1 | | | |
59 | | Изложение «Кипрей» | 1 | | | |
60 | | Сочинение «Нет у нас лучших друзей, чем растения» | 1 | | | |
| Глава 4. В чем заключается богатство языка (23ч.) | | | | | |
| О языке и речи | | | | | |
61 | | Разновидности русского языка | 1 | | | |
62 | | Стили литературного языка (общее понятие) | 1 | | | |
| Система языка | | | | | |
| Лексикология | | | | | |
63 | | Слово – основная единица лексики Способы толкования слова | 1 | | | |
64 | | Однозначные и многозначные слова | 1 | | | |
65 | | Прямое и переносное значение слова | 1 | | | |
66 | | Тематические группы слов | 1 | | | |
67 | | Омонимы | 1 | | | |
68 | | Синонимы | 1 | | | |
69 | | Антонимы | 1 | | | |
| Фразеология | | | | | |
70 | | Фразеологизмы | 1 | | | |
71 | | Словари русского языка | 1 | | | |
72 | | Диктант | 1 | | | |
| Правописание | | | | | |
73 | | Буквы о и ё после шипящих в корне | 1 | | | |
74 | | Гласные буквы и и ы в корне после приставок | 1 | | | |
| Текст | | | | | |
75 | | Типы речи | 1 | | | |
| Язык и культура | | | | | |
| Культура речи | | | | | |
76 | | Лексическое богатство русского языка и культура речи | 1 | | | |
| Повторение | | | | | |
77 | | Повторение | 1 | | | |
78 | | Изложение (упр.130) | 1 | | | |
79 | | Сочинение – рассуждение (по упр.131) | 1 | | | |
| Глава 5. Как в языке выражаются отношения людей (26ч.) | | | | | |
| О языке и речи | | | | | |
80 | | Диалогическая и монологическая речь | 1 | | | |
| Система языка | | | | | |
| Синтаксис | | | | | |
81 | | Словосочетание и предложение | 1 | | | |
82 | | Синтаксический разбор словосочетания | 1 | | | |
83 | | Виды предложений | 1 | | | |
84 | | Распространенные и нераспространенные предложения Главные члены предложения | 1 | | | |
85 | | Второстепенные члены предложения | 1 | | | |
86 | | Предложения с однородными членами | 1 | | | |
87 | | Предложения с обращениями и вводными словами | 1 | | | |
88 | | Синтаксический разбор простого предложения | 1 | | | |
89 | | Сложное предложение | 1 | | | |
90 | | Способы передачи чужой речи | 1 | | | |
91 | | Диктант | 1 | | | |
| Правописание | | | | | |
92 | | Тире между подлежащим и сказуемым | 1 | | | |
93 | | Знаки препинания в предложениях с однородными членами | 1 | | | |
94 | | Знаки препинания в предложениях с обращениями и вводными словами | 1 | | | |
95 | | Знаки препинания в предложениях в сложном предложении | 1 | | | |
96 | | Знаки препинания в предложениях в предложениях с прямой речью | 1 | | | |
| Текст | | | | | |
97 | | Повествование: рассказ | 1 | | | |
| Язык и культура | | | | | |
| Культура речи | | | | | |
98 | | Формы обращения и речевой этикет | 1 | | | |
| Повторение | | | | | |
99 | | Повторение | 1 | | | |
100 | | Сжатое изложение «Маленькое чудовище» | 1 | | | |
101 | | Составление плана текста упр.125 | 1 | | | |
| Глава 6. Чем различаются устная и письменная речь (26ч.) | | | | | |
| О языке и речи | | | | | |
102 | | Речь устная и письменная | 1 | | | |
| Система языка | | | | | |
| Морфология | | | | | |
103 | | Части речи | 1 | | | |
| Имя существительное | | | | | |
104 | | Имя существительное как часть речи Разряды имен существительных по значению | 1 | | | |
105 | | Одушевленные и неодушевленные имена существительные | 1 | | | |
106 | | Род имен существительных Род несклонямых существительных | 1 | | | |
107 | | Склонение имен существительных | 1 | | | |
108 | | Число – непостоянный признак имен существительных | 1 | | | |
109 | | Падеж – непостоянный признак имен существительных | 1 | | | |
110 | | Морфологический разбор имени существительного | 1 | | | |
111 | | Диктант | 1 | | | |
| Правописание | | | | | |
112 | | Прописная буква в именах собственных | 1 | | | |
113 | | Мягкий знак после шипящих на конце имен существительных | 1 | | | |
114 | | Правописание падежных окончаний имен существительных | 1 | | | |
115 | | Гласные в суффиксах имен существительных –ек- и –ик- | 1 | | | |
116 | | Гласные о и е после шипящих и ц в суффиксах и окончаниях имен существительных | 1 | | | |
117 | | Правописание существительных с суффиксом –чик-//-щик- | 1 | | | |
118 | | Слитное и раздельное написание не с существительными | 1 | | | |
| Текст | | | | | |
119 | | Типы речи: рассуждение | 1 | | | |
| Язык и культура Культура речи | | | | | |
120 | | Что такое грамматические нормы | 1 | | | |
| Повторение | | | | | |
121 | | Повторение | 1 | | | |
122 | | Подробное изложение «Галчонок» | 1 | | | |
123 | | Сочинение по картине Саврасова «Грачи прилетели» | 1 | | | |
| Глава 7. Что такое современный язык (21ч.) | | | | | |
| О языке и речи | | | | | |
124 | | Современный русский литературный язык | 1 | | | |
| Система языка | | | | | |
| Имя прилагательное | | | | | |
125 | | Имя прилагательное как часть речи Разряды имен прилагательных по значению | 1 | | | |
126 | | Полная и краткая форма качественных прилагательных | 1 | | | |
127 | | Формы степеней сравнения качественных прилагательных | 1 | | | |
128 | | Склонение качественных и относительных прилагательных | 1 | | | |
129 | | Склонение притяжательных прилагательных | 1 | | | |
130 | | Морфологический разбор имени прилагательного | 1 | | | |
131 | | Диктант | 1 | | | |
| Правописание | | | | | |
132 | | Слитное и раздельное написание не с прилагательными | 1 | | | |
133 | | Буквы о и е после шипящих и ц в суффиксах и окончаниях имен прилагательных | 1 | | | |
134 | | Правописание нн и н в прилагательных | 1 | | | |
135 | | Правописание суффикса –ск-//-к- в именах прилагательных | 1 | | | |
| Текст | | | | | |
136 | | Типы речи: описание предмета | 1 | | | |
| Язык и культура Культура речи | | | | | |
137 | | Употребление имен прилагательных в речи | 1 | | | |
| Повторение | | | | | |
138 | | Повторение | 1 | | | |
139 | | Сочинение «Моя любимая книга» | 1 | | | |
140 | | Подробное изложение «В королевстве кривых зеркал» | 1 | | | |
141 | | Проект «Моя книга рекордов» | 1 | | | |
| Глава 8. Как язык объединяет народы (36ч.) | | | | | |
| О языке и речи | | | | | |
142 | | Русский язык – государственный язык РФ | 1 | | | |
| Система языка | | | | | |
| Глагол | | | | | |
143 | | Глагол как часть речи | 1 | | | |
144 | | Инфинитив | 1 | | | |
145 | | Вид глагола | 1 | | | |
146 | | Переходные и непереходные глаголы | 1 | | | |
147 | | Возвратные и невозвратные глаголы | 1 | | | |
148 | | Определение типа спряжения глаголов | 1 | | | |
149 | | Изменение глаголов по наклонениям | 1 | | | |
150 | | Изменение глаголов по временам | 1 | | | |
151 | | Изменение глаголов по лицам и числам | 1 | | | |
152 | | Изменение глаголов по родам и числам | 1 | | | |
153 | | Образование и изменение форм условного наклонения | 1 | | | |
154 | | Образование и изменение форм повелительного наклонения | 1 | | | |
155 | | Безличные глаголы | 1 | | | |
156 | | Морфологический разбор глагола | 1 | | | |
157 | | Диктант | 1 | | | |
| Правописание | | | | | |
158 | | Слитное и раздельное написание не с глаголами | 1 | | | |
159 | | Гласные е и и в корнях с чередованием | 1 | | | |
160 | | Суффиксы глаголов –ова-//-ева- и –ива-//-ыва- | 1 | | | |
161 | | Ь после шипящих в глаголах | 1 | | | |
| Текст | | | | | |
162 | | Типы речи: описание состояния | 1 | | | |
163 | | Комплексный анализ текста | 1 | | | |
| Язык и культура | | | | | |
| Культура речи | | | | | |
164 | | Употребление глаголов в речи | 1 | | | |
| Повторение | | | | | |
165-171 | | Комплексное повторение курса русского языка в 5 классе | 6 | | | |
172-173 | | Контрольное тестирование по курсу | 2 | | | |
173 | | Анализ контрольного тестирования | 1 | | | |
174 | | Обобщающий урок | 1 | | | |
175 | | Резервный урок | 1 | | | |