СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по русскому языку 7 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа +календарно-тематическое планирование.НЕ ФГОС (4 часа), Разумовская

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по русскому языку 7 класс»


АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА НИЖНЕГО НОВГОРОДА


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Школа № 62»


Рассмотрено

на заседании ШМО

Пр.№ ___от_____________

Председатель ШМО

_______/________________


Согласовано

Зам. директора _________________


Утверждено

Директор школы

_______________

Е.А.Платонова




Рабочая программа по русскому языку

7 класс



Разработчик:

Петрова Алиса Владимировна,

учитель русского языка


Разработана на основе программы:

Программы к учебнику. Русский язык. 7 класс.

Авторы: М.М. Разумовская, С.И.Львова, В.И.Капинос и др.

М.:

Рассчитана на:

140 часов в год

(4 часа в неделю)










Нижний Новгород

2016-2017 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Главная цель обучения русскому языку состоит в том, чтобы обеспечить языковое развитие учащихся, помочь им овладеть речевой деятельностью: сформировать умения и навыки грамотного письма, рационального чтения, полноценного восприятия звучащей речи, научить их свободно говорить и писать на родном языке, пользоваться в жизни как основным средством общения.

Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в 7 классе формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.

  • Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся. Коммуникативная компетентность проявляется в умении определять цели коммуникации, оценивать речевую ситуацию, учитывать коммуникативные намерения партнёра, выбирать адекватные стратегии коммуникации, быть готовым к осмысленному изменению собственного речевого поведения.

  • Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – систематизация знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; общих сведений о лингвистике как науке; овладение основными нормами русского литературного языка, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; совершенствование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, умения пользоваться различными лингвистическими словарями.

  • Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения, способность объяснять значение слов с национально-культурным компонентом.


Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся. Русский язык представлен в рабочей программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок рабочей программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, рабочая программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка.

Содержание курса 7 класса нацелено на достижение предметных и метапредметных целей обучения, что возможно на основе компетентностного подхода, обеспечивающего формирование и развитие коммуникативной, языковой, лингвистической и культуроведческой компетенций. Рабочая программа направлена на повторение и систематизацию учебного материала, изученного в 5-6 классах, на изучение нового в 7 классе, на развитие устной и письменной речи учащихся, на постепенную подготовку учащихся к новым формам аттестации – сжатому изложению, сочинению-рассуждению на лингвистическую тему, комплексному анализу текста, тестированию.

Структуру курса русского языка в 7 классе в отличие от традиционного курса составляет изучение служебных частей речи - предлогов, союзов , частиц, междометий. Из самостоятельных частей речи рассматриваются только наречия, все остальные самостоятельные части речи изучались в предыдущих классах.. Из-за разгруженности курса появилась возможность системного повторения основных разделов русского языка в начале года и больше времени на контроль, учет полученных знаний. Итак, 7 класс имеет морфолого-орфографическую направленность. Специфику учебника составляет его структура, которая предусматривает изучение следующих разделов: «Язык. Правописание. Культура речи», «Речь». Однако языковой и речевой аспекты взаимосвязаны и взаимообусловлены. Уроки развития речи органично входят в языковую часть курса русского языка, изучение речевых тем «вкраплено» в основной курс языка.

Курс русского языка 7 класса направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:

воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения;

развитие и совершенствование способности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; информационных умений и навыков; навыков самоорганизации и саморазвития;

освоение знаний о русском языке как многофункциональной знаковой системе и общественном явлении; языковой норме и ее разновидностях; нормах речевого поведения в различных сферах общения;

овладение умениями опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности; различать функциональные разновидности языка и моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения;

применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике; повышение уровня речевой культуры, орфографической и пунктуационной грамотности.


Рабочая программа по русскому языку в 7 классе составлена на основе:

  • Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования,

  • Примерной программы основного общего образования по русскому языку,

  • Программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений (5-9 классы), авторы: М.М.Разумовская, В.И.Капинос, С.И.Львова, Г.А.Богданова, В.В.Львов/ М.: Дрофа, 2010.

  • Устава МБОУ Верхнеобливской ООШ,

  • Приказа № 2885 от 27 декабря 2011 г. «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2012 – 2013 уч.год» (регистрационный номер № 23290 от 21 февраля 2012 г.)


В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.


Место предмета «Русский язык» в базисном учебном плане :

Федеральный базисный (образовательный) учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение русского (родного) языка на этапе основного общего образования в объеме 735 часов. В том числе: в 5 классе — 210 ч, в 6 классе — 210 ч, в 7 классе — 140 ч, в 8 классе —105 ч, в 9 классе — 68 ч. В соответствии с учебным планом МБОУ «Школа №62» на преподавание русского языка в 7 классе отводится 140 часов (из расчета 4 часа в неделю).

Формы организации образовательного процесса

Основной формой проведения занятий является урок: овладения новыми знаниями, комбинированный, контрольная работа, практическая работа, зачёт, в ходе которого используются:

-формы организации образовательного процесса: групповые, индивидуально- групповые, фронтальные, практикумы;

-технологии обучения: наблюдение, беседа, фронтальный опрос, опрос в парах, контрольная и лабораторная работа;

-виды и формы контроля: устный опрос (индивидуальный и фронтальный), тест, самостоятельная работа, контрольная работа, лаботаторная работа, итоговый, текущий, тематический контроль.

Технологии обучения

Проблемное обучение, информативное, модульное обучение, практико-ориентированное, деятельностный подход, личностно-ориентированное, системное обучение, развивающее обучение, дифференцированное обучение, творческий подход,

здоровье сберегающие технологии.

Особое внимание уделено способности учащихся самостоятельно организовывать свою учебную деятельность (постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств и др.), оценивать ее результаты, определять причины возникших трудностей и пути их устранения, осознавать сферы своих интересов и соотносить их со своими учебными достижениями, чертами своей личности. Акцентированное внимание к продуктивным формам учебной деятельности предполагает актуализацию информационной компетентности учащихся: формирование простейших навыков работы с информацией, представленной в разной форме.

Виды и формы контроля

Тематический контроль осуществляется по завершении крупного блока (темы). Он позволяет оценить знания и умения учащихся, полученные в ходе достаточно продолжительного периода работы.

Итоговый контроль осуществляется по завершении каждого года обучения.

Тестирование также рассматривается как одна из форм контроля теоретического материала

Преподавание ведется по учебнику «Русский язык. 7 класс» под редакцией М.М.Разумовской, П.А.Леканта. - М.: Дрофа. – 2007 г.



Основные содержательные линии

Направленность курса русского (родного) языка на формирование коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций нашла отражение в структуре примерной программы. В ней выделяются три сквозные содержательные линии, обеспечивающие формирование указанных компетенций:
• содержание, обеспечивающее формирование коммуникативной компетенции;
• содержание, обеспечивающее формирование языковой и лингвистической (языковедческой) компетенций;
• содержание, обеспечивающее формирование культуроведческой компетенции.
Первая содержательная линия представлена в примерной программе разделами, изучение которых направлено на сознательное формирование навыков речевого общения: «Речь и речевое общение», «Речевая деятельность», «Текст», «Функциональные разновидности языка».
Вторая содержательная линия включает разделы, отражающие устройство языка и особенности функционирования языковых единиц: «Общие сведения о языке», «Фонетика и орфоэпия», «Графика», «Морфемика и словообразование», «Лексикология и фразеология», «Морфология», «Синтаксис», «Культура речи», «Правописание: орфография и пунктуация».
Третья содержательная линия представлена в примерной программе разделом «Язык и культура», изучение которо-
го позволит раскрыть связь языка с историей и культурой народа.



Содержание учебного материала

О языке

Язык как развивающееся явление.


Речь

Повторение изученного о тексте, стилях и типах речи; расширение представления о языковых средствах, характерных для разных типов и стилей речи.

Текст: прямой и обратный (экспрессивный) порядок слов в предложениях текста.

Стили речи: публицистический стиль (сфера употребления, задача речи, характерные языковые средства).

Типы речи: описание состояния человека. Композиционные формы: заметка в газету, рекламное сообщение, портретный очерк.


Закрепление и углубление изученного в 5 – 6 классах

Звуковая сторона речи: звуки речи; словесное и логическое ударение; интонация. Словообразование знаменательных частей речи. Правописание: орфография и пунктуация. Лексическая система языка. Грамматика: морфология и синтаксис. Глагол, его спрягаемые формы. Правописание личных окончаний глагола. Причастие и деепричастие. Правописание суффиксов глагола и причастия. Не с глаголами, причастиями, деепричастиями.

ЯЗЫК. ПРАВОПИСАНИЕ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

Морфология. Орфография


НАРЕЧИЕ

Наречие как часть речи: общее грамматическое значение, морфологические признаки, роль в предложении.

Степени сравнения наречий.

Правописание не и ни в наречиях; не с наречиями на -о (-е); о и а в конце наречий; ь после шипящих в конце наречий; употребление дефиса, н и нн в наречиях; слитное и раздельное написание наречных слов. Разряды наречий по значению: определительные и обстоятельственные. Слова категории состояния (знакомство).

Свободное владение орфографическим, толковым, орфоэпическим, этимологическим словарями для получения необходимой справки по наречию.

Наречие в художественном тексте (наблюдение и анализ). Синонимия наречий при характеристике действия, признака.

Культура речи. Правильное произношение наиболее употребительных наречий. Использование местоименных наречий как средства связи предложений в тексте.


СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ

ПРЕДЛОГ

Общее понятие о предлогах. Разряды предлогов: простые, сложные и составные; непроизводные и производные. Правописание предлогов.

Культура речи. Правильное употребление предлогов в составе словосочетаний (отзыв о книге, рецензия на книгу и т.д.). Употребление существительных с предлогами благодаря, согласно, вопреки. Правильное произношение предлогов.

СОЮЗ

Общее понятие о союзе. Разряды союзов: сочинительные и подчинительные. Употребление союзов в простом и сложном предложениях. Правописание союзов типа зато, чтобы, также, тоже, соотносимых с формами других частей речи.

Культура речи. Союзы как средство связи членов предложения и средство связи предложений. Правильное произношение союзов.

ЧАСТИЦА

Общее понятие о частице. Разряды частиц: формообразующие и модальные (отрицательные, вопросительные, выделительные, усилительные и др.). Правописание частиц не и ни с различными частями речи и в составе предложения. Частицы как средство выразительности речи.

Культура речи. Употребление частиц в соответствии со смыслом высказывания и стилем речи. Правильное произношение частиц.

МЕЖДОМЕТИЯ И ЗВУКОПОДРАЖАТЕЛЬНЫЕ СЛОВА

Общее понятие о междометиях и звукоподражательных словах. Междометия, обслуживающие сферу эмоций, сферу волеизъявления, сферу речевого этикета. Правописание междометий и звукоподражаний. Знаки препинания в предложениях с междометиями.

Культура речи. Правильное произношение и употребление междометий и звукоподражательных слов в речи.


Омонимия слов разных частей речи

Семантико-грамматический анализ внешне сходных явлений языка: по прежнему — по-прежнему, ввиду — в виду, стекло (гл.) — стекло (сущ.), что(мест.) — что (союз), обежать — обижать и т. п.


ПОВТОРЕНИЕ

Требования к уровню подготовки учащихся


Результаты обучения

1. Общие учебные умения

В результате изучения русского языка ученик должен

знать/понимать:

  • роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения;

  • смысл понятий: речь устная и письменная; монолог, диалог; сфера и ситуация речевого общения;

  • основные признаки разговорной речи, научного, публицистического, официально-делового стилей, языка художественной литературы;

  • особенности основных жанров научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи;

  • признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания, рассуждения);

  • основные единицы языка, их признаки;

  • основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные); нормы речевого этикета;

  • знать определения основных изучаемых в 7 классе языковых явлений, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил, обосновывать свои ответы и приводить нужные примеры.

2. Специальные предметные умения

Ученик должен уметь:

  • различать разговорную речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы;

  • определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль речи; анализировать структуру и языковые особенности текста;

  • опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;

  • объяснять с помощью словаря значение слов с национально-культурным компонентом;

аудирование и чтение

  • адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения (цель, тему текста, основную, дополнительную, явную и скрытую информацию);

  • читать тексты разных стилей и жанров; владеть разными видами чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое);

  • извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации; свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой;

говорение и письмо

  • воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, изложение, конспект);

  • создавать тексты различных стилей и жанров (отзыв, аннотация, реферат, выступление, письмо, расписка, заявление);

  • осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения;

  • владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога (побуждение к действию, обмен мнениями, установление и регулирование межличностных отношений);

  • свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;

  • соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;

  • соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;

  • соблюдать нормы русского речевого этикета; уместно использовать паралингвистические (внеязыковые) средства общения;

  • осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения её правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  • для осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, значения родного языка в жизни человека и общества;

  • развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку, сохранения чистоты русского языка как явления культуры;

  • удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения;

  • увеличения словарного запаса; расширения круга используемых грамматических средств; развития способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;

  • использования родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам и продолжения образования.

    Учащиеся должны знать определение основных изучаемых в 7 классе языковых единиц, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя примеры.

К концу 7 класса учащиеся должны уметь:

1. Владеть всеми видами речевой деятельности:

Чтение и аудирование:

  • адекватно понимать содержание информации, воспринимаемой на слух и зрительно;

  • выразительно читать тексты публицистического стиля;

  • извлекать информацию из различных источников; фиксировать главное содержание прочитанного в виде тезисов.

Говорение:

  • определять цели предстоящей учебной деятельности, оценивать достигнутые результаты и формулировать их в устной и письменной речи;

  • подробно, сжато и выборочно (устно и пись­менно) пересказывать тексты, содержащие описание состояние человека, его оценку и другие изученные типы речи;

  • сохранять в пересказе, близком к тексту, типологическую структуру текста и выразительные языковые и речевые средства;

  • создавать устные высказывания художественного и публицистического стилей, раскрывая в них своё отношение к предмету речи, оценивая явления и поступки людей.

Письмо:

  • подробно, сжато и выборочно (устно и пись­менно) пересказывать тексты, содержащие описание состояние человека, его оценку и другие изученные типы речи;

  • сохранять в изложении, близком к тексту, типологическую структуру текста и выразительные языковые и речевые средства;

  • уметь видеть проявление физического и психологического состояния человека во внешности людей и передавать его словами, пользуясь богатой синонимикой глаголов, наречий, прилагательных и существительных со значением состояния лица;

  • создавать письменные высказывания художественного и публицистического стилей, раскрывая в них своё отношение к предмету речи, оценивая явления и поступки людей;

  • писать сочинения-описания внешности и состояния человека; сочинения повествовательного характера; сочинения-размышления, сочинения дискуссионного характера на морально-этическую тему с доказательством от противного;

  • писать заметки в газету, рекламные аннотации.

2. Применять приобретённые знания, умения и навыки в повседневной жизни; использовать русский язык как средство получения знаний по другим предметам.

3. Коммуникативно целесообразно взаимодействовать с окружающими людьми в процессе речевого общения.

Предметные результаты:

по орфоэпии: правильно произносить употребительные слова изученных частей речи;

по словообразованию: объяснять значение слова, его написание и грамматические признаки, опираясь на словообразовательный анализ и типичные словообразовательные модели;

по морфологии: распознавать части речи; знать морфологические признаки частей речи и систему формоизменения;

по орфографии: характеризовать изученные ор­фограммы и объяснять их написание; правильно пи­сать слова с изученными орфограммами;

по синтаксису: определять синтаксическую роль частей речи; различать и правильно строить сложные предложения с сочинительными и подчинительными союзами; использовать сочинительные союзы как средство связи предложений в тексте; соблюдать правильную интонацию предложений в речи;

по пунктуации: обосновывать и правильно употреблять знаки препинания на основе изученного в 5-7 классах.


Средства контроля


Контроль за результатами обучения осуществляется по трём направлениям:

  1. Учитывается умение учащегося производить разбор звуков речи, слова, предложения, текста, используя лингвистические знания, системно излагая их в связи с производимым разбором или по заданию учителя.

  2. Учитывается способность учащегося выразить себя, свои знания, своё отношение к действительности в устной и письменной форме.

  3. Учитываются речевые умения учащегося, практическое владение нормами произношения, словообразования, сочетаемости слов, конструирования предложений и текста, владение лексикой и фразеологией русского языка, его изобразительно-выразительными возможностями, нормами орфографии и пунктуации.

Формами контроля, выявляющего подготовку учащегося по русскому языку, служат соответствующие виды разбора, устные сообщения учащегося, письменные работы типа изложения с творческим заданием, сочинения разнообразных жанров, рефераты.


Нормы оценок по русскому языку:


Оценка «5» ставится, если ученик:

1) полно излагает изученный материал, дает правильное определение языковых понятий; 2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные;

3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.


Оценка «4» ставится, если ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «5», но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1-2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.


Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но:

1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил;

2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры;

3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.


Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.


Оценка («5», «4», «3») может ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку подготовки ученика отводится определенное время), но и за рассредоточенный во времени, то есть за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока (выводится поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике.


Оценка диктантов


Диктант – одна из основных форм проверки орфографической и пунктуационной грамотности.

При оценке диктанта исправляются, но не учитываются орфографические и пунктуационные ошибки:

1) В переносе слов;

2) На правила, которые не включены в школьную программу;

3) На еще не изученные правила;

4) В словах с непроверяемыми написаниями, над которыми не проводилась специальная работа;

5) В передаче авторской пунктуации.


Исправляются, но не учитываются описки, неправильные написания, искажающие звуковой облик слова, например: «рапотает» (вместо работает), «дулпо» (вместо дупло), «мемля» (вместо земля).

При оценке диктантов важно также учитывать характер ошибки. Среди ошибок следует выделять негрубые, то есть не имеющие существенного значения для характеристики грамотности. При подсчете ошибок две негрубые считаются за одну. К негрубым относятся ошибки:

1) В исключениях из правил;

2) В написании большой буквы в составных собственных наименованиях;

3) В случаях слитного и раздельного написания приставок в наречиях, образованных от существительных с предлогами, правописание которых не регулируется правилами;

4) В случаях раздельного и слитного написания «не» с прилагательными и причастиями, выступающими в роли сказуемого;

5) В написании ы и и после приставок;

6) В случаях трудного различия не и ни (Куда он только не обращался! Куда он ни обращался, никто не мог дать ему ответ. Никто иной не …; не кто иной как; ничто иное не…; не что иное как и др.);

7) В собственных именах нерусского происхождения;

8) В случаях, когда вместо одного знака препинания поставлен другой;

9) В пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или в нарушении их последовательности.


Необходимо учитывать также повторяемость и однотипность ошибок. Если ошибка повторяется в одном и том же слове или в корне однокоренных слов, то она считается за одну ошибку.

Однотипными считаются ошибки на одно правило, если условия выбора правильного написания заключены в грамматических (в армии, в роще; колют, борются) в фонетических (пирожок, сверчок) особенностях данного слова.

Не считаются однотипными ошибками на такое правило, в котором для выяснения правильного написания одного слова требуется подобрать другое (опорное) слово или его форму (вода – воды, рот – ротик, грустный – грустить, резкий – резок).

Первые три однотипные ошибки считаются за одну ошибку, каждая следующая подобная ошибка учитывается как самостоятельная.


Примечание. Если в одном непроверяемом слове допущены 2 и более ошибок, то все они считаются за одну ошибку.


При наличии в контрольном диктанте более 5 поправок (исправление неверного написания на верное) оценка снижается на 1 балл. Отличная оценка не выставляется при наличии 3-х и более исправлений.


Диктант оценивается одной отметкой.


Оценка «5» выставляется за безошибочную работу, а также при наличии в ней одной негрубой орфографической или одной негрубой пунктуационной ошибки.


Оценка «4» выставляется при наличии в диктанте двух орфографических и двух пунктуационных ошибок, или 1 орфографической и 3-х пунктуационных ошибок или 4-х пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок. Оценка «4» может выставляться при 3-х орфографических ошибках, если среди них есть однотипные.


Оценка «3» выставляется за диктант, в котором допущены 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок или 7 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок. В 4 классе допускается выставление оценки «3» за диктант при 5 орфографических и 4-х пунктуационных ошибках. Оценка «3» может быть поставлена также при наличии 6 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, если среди тех и других имеются однотипные и негрубые ошибки.


Оценка «2» выставляется за диктант, в котором допущено до 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, или 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, или 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок.


При большем количестве ошибок диктант оценивается баллом «1».


При некоторой вариативности количества ошибок, учитываемых при выставлении оценки за диктант, следует принимать во внимание предел, превышение которого не позволяет выставлять данную оценку. Таким пределом является для оценки «4» 2 орфографические ошибки, для оценки «3» - 4 орфографические ошибки (для 5 класса – 5 орфографических ошибок), для оценки «2» - 7 орфографических ошибок.


В комплексной контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного (фонетического, лексического, орфографического, грамматического) задания, выставляются 2 оценки за каждый вид работы.


При оценке выполнения дополнительных заданий рекомендуется руководствоваться следующим:


Оценка «5» ставится, если ученик выполнил все задания верно.

Оценка «4» ставится, если ученик выполнил правильно не менее ¾ задания.

Оценка «3» ставится за работу, в которой правильно выполнено не менее половины заданий.

Оценка «2» ставится за работу, в которой не выполнено более половины заданий.

Оценка «1» ставится, если ученик не выполнил не одного задания.


Примечание. Орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные при выполнении дополнительных заданий, учитываются при выведении оценки за диктант.


При оценке контрольного словарного диктанта рекомендуется руководствоваться следующим:


Оценка «5» ставится за диктант, в котором нет ошибок.

Оценка «4» ставится за диктант, в котором ученик допустил 1-2 ошибки.

Оценка «3» ставится за диктант, в котором допущено 3-4 ошибки.

Оценка «2» ставится за диктант, в котором допущено до 7 ошибок. При большем количестве ошибок диктант оценивается баллом «1».


Оценка обучающих работ


Обучающие работы (различные упражнения и диктанты неконтрольного характера) оцениваются менее строго, чем контрольные работы.


При оценке обучающихся работ учитывается: 1) степень самостоятельности учащегося; 2) этап обучения; 3) объем работы; 4) четкость, аккуратность, каллиграфическая правильность письма.


Если возможные ошибки были предупреждены в ходе работы, оценки «5» и «4» ставятся только в том случае, когда ученик не допустил ошибок или допустил, но исправил ошибку. При этом выбор одной из оценок при одинаковом уровне грамотности и содержания определяется степенью аккуратности записи, подчеркиваний и других особенностей оформления, а также наличием или отсутствием описок. В работе, превышающей по количеству слов объем диктантов для данного класса, для оценки «4» допустимо и 2 исправления ошибок.


Первая и вторая работа как классная, так и домашняя при закреплении определенного умения или навыка проверяется, но по усмотрению учителя может не оцениваться.


Самостоятельные работы, выполненные без предшествовавшего анализа возможных ошибок, оцениваются по нормам для контрольных работ соответствующего или близкого вида.


Оценка тестовых работ.

При проведении тестовых работ по русскому языку критерии оценок следующие:

«5» - 90 – 100 %;

«4» - 78 – 89 %;

«3» - 60 – 77 %;

«2»- менее 59 %.








Календарно - тематическое планирование 7 класс





Тема урока

Кол-во часов



Содержание урока


Требования к

уровню подготовки

учащихся



Виды деятельности уч-ся.

Электронные пособия


Домашнее задание


Мониторинг


Дата


план

факт







1

Язык как развивающееся явление.

1

Язык как развивающееся явление.

Знать некоторые особенности развития русского языка. Иметь представление о том, как язык развивается, изменяется с течением времени.

Уметь обобщать знания о языке, полученные в 5–6 классах, строить небольшое рассуждение на данную лингвистическую тему с использованием материалов этимологического анализа.

Беседа, работа

с опорными записями Тренировочные упражнения.

1\ упр.3




2

Этимология как раздел лингвистики.

1

Этимология как раздел лингвистики.

Знать понятие этимологии.

Уметь пользоваться этимологическим словарем при объяснении значения, происхождения и правописания слов.

Исследование языкового материала. презентация

1\ ЗСП-1

тест



3

Р.р. Что мы знаем о стилях и типах речи.

1

Стили речи: разговорный, официально-деловой, публицистический, научный, художественный. Их признаки. Типы речи: описание, повествование, рассуждение. Их признаки.

Знать стили и типы речи и их признаки.

Уметь определять стиль и ведущий тип речи текста.


Стилистический анализ текста, создание текстов определенного типа и стиля речи

2\ упр.13




4

Повторение изученного в 5-6 кл.

1

Определить уровень усвоения изученного материала

Проверить уровень владения орфографическими и пунктуационными навыками на уровне ОС.

Уметь “видеть” в словах ранее изученные орфограммы

Контроль знаний.

3\ упр.19




5

Фонетика и орфоэпия.


1

Основные сведения из области фонетики и орфоэпии.

Знать трудные вопросы темы (роль букв е, ё, ю, я), порядок и особенности фонетического разбора, соотнесенность произношения и написания слов в русском языке, орфограммы, связанные с безударными гласными, проверяемыми согласными, с правописанием ъ и ь.

Уметь проводить фонетический и орфоэпический разбор слов, работать с орфографическим и орфоэпическим словарем

Применение знаний и умений по фонетике в практике правописания

4\упр.25




6

Звуковой анализ слов.

1

Орфоэпический тренинг. Работа с орфоэпическим словарем

4\ упр. 41

самостоят. работа



7

Способы словообразования.

1

Способы образования слов: приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, сложение.

Словообразовательный разбор.

Знать способы образования слов с помощью морфем: приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, сложение. Вспомнить и закрепить навыки словообразовательного разбора. Повторить орфограммы в корнях, суффиксах и окончаниях.

Уметь различать формы слова и однокоренные слова; определять способы образования слов.

Работа со словообразовательным словарем.


работа по карточкам презентация

5\ упр. 47

словарный диктант



8

Словообразовательная цепочка.

1

Словообразовательная цепочка.

Уметь построить словообразовательную цепочку однокоренных слов и на ее основе определить морфемное строение.

Тренировочные упражнения

5\ упр.54




9

Словообразовательные гнезда.

1

Словообразовательные гнезда.

Иметь представление о словообразовательном гнезде как группе однокоренных слов, расположенных в определенном порядке, который показывает последовательность образования родственных слов друг от друга.

Уметь работать со словообразовательным словариком, анализируя словообразовательные гнезда и словообразовательные цепочки.

Разбор слов по составу. Построение словообразова-тельных цепочек, презентация

5\ упр.61







5\ упр.66







10

Словообразование знаменательных изменяемых частей речи.





11

Неморфологические способы образования слов.

1

Неморфологические способы образования слов: переход слова из одной части речи в другую, сращение частей словосочетания в одно слово.

Иметь представление об основных способах неморфологического образования слов: переход слова из одной части речи в другую, сращение частей словосочетания в одно слово.

Тренировочные упражнения, Распределительный диктант

5\ упр. 74

ЗСП-2




12

Контрольная работа по теме «Фонетика. Словообразование».

1

Определить уровень усвоения изученного материала

Овладеть орфографическими и пунктуационными навыками на уровне ОС.

Уметь “видеть” в словах ранее изученные орфограммы

Контроль знаний.

упр.77

контрольн. диктант



13

Р.р. Способы и средства связи предложений в тексте. Подготовка к изложению.

1

Комплексный анализ текста и написание изложения.

При подготовке к изложению провести комплексный анализ текста: определить тему, основную мысль текста, установить стиль текста, найти характерные языковые средства, определить ведущий тип речи и включенные в него фрагменты с иным типовым значением; составить план и типологическую схему текста; написать изложение, сохраняя стиль речи и типологическое строение текста.


Работа с текстом

6\ ЗСП-3

изложение



14

Р.р. Изложение по тексту М. Бубличенко «Ленька, любимец ребят»

1

Комплексный анализ текста и написание изложения. (или по отрывку из рассказа Ю Казакова «Арктур – гончий пес»).

Работа с текстом



упр.81

изложение



15

Правила употребления Ь и Ъ.

1

Разделительные ъ и ь, ь для обозначения мягкости согласных и определенных грамматических форм.


Знать правила употребления на письме разделительных ъ и ь, ь для обозначения мягкости согласных и определенных грамматических форм.

Уметь безошибочно писать слова с этими орфограммами.

Исследование языкового материала презентация

7\ упр. 92

словарный диктант



16

Буквы о - ё после шипящих и ц.

1

Правописание букв о-е(ё) после шипящих и ц в разных морфемах.


Знать правила употребления букв о-е(ё) после шипящих и ц в разных морфемах.

Уметь безошибочно писать слова с этими орфограммами.

Актуализация знаний. Тренировочные упражнения презентация

7\ упр.99




17

Правописание приставок.

1

Правописание неизменяемых приставок, приставок на з-с, приставок пре-при.

Знать, какие выделяются 3 группы приставок с учетом правил их правописания. Уметь привести соответствующие примеры; верно писать слова с данными приставками.

Актуализация знаний. Тренировочные упражнения

7\ упр.104





18

Правописание приставок пре-, при-.

1

Правописание приставок пре-, при-.

Знать правила правописания приставок пре-, при-

Тренировочные упражнения, Распределительный диктант

7\ ЗСП-4

самостоят. работа



19

Орфограммы в корнях слов.


1

Проверяемые гласные и согласные, непроверяемые гласные, чередующиеся гласные о-а, е-и, о-ё после шипящих, непроизносимые согласные.

Знать виды орфограмм в корне слова: проверяемые гласные и согласные, чередующиеся о-а, е-и; о-ё после шипящих, непроизносимые согласные.

Уметь характеризовать орфограммы корня, верно обозначать на письме гласные и согласные корня, аргументируя написание.

Тренировочные упражнения презентация

7\ упр. 109




20

Написание гласных в корне.

1

Тренировочные упражнения

упр.114




21

Правописание суффиксов существительных.

1

Правописание суффиксов существительных: ость, от, изн, тель, ик, ек.

Знать вызывающие трудности на письме суффиксы существительных (ость, от, изн, тель, ик, ек).

Уметь привести примеры слов с данными суффиксами, верно их писать.

Тренировочные упражнения

7\ упр. 116

словарный диктант



22

Правописание суффиксов причастий.

1

Правописание суффиксов причастий: ущ, ющ, ащ, ящ, ом, ем, им.

Знать условия выбора гласной в суффиксах действительных и страдательных причастий.

Уметь применять изученную орфограмму

Тренировочные упражнения презентация

7\ упр. 120




23

Правописание н – нн в суффиксах.

1

Правописание н – нн в суффиксах прилагательных и причастий.

Знать правила правописания н и нн в причастиях и прилагательных, образованных от глагола.

Уметь различать прилагательные и причастия, избирательно применять орфографические правила.

Тренировочные упражнения. тестирование

7\ упр. 127




24

Проверочная работа по теме «Орфография».

1

Определить уровень усвоения изученного материала

Овладеть орфографическими и пунктуационными навыками на уровне ОС.

Уметь “видеть” в словах ранее изученные орфограммы

Контроль знаний


контрольн. диктант



25

Анализ контрольного диктанта.

1

Анализ контрольной работы и работа над ошибками.

Уметь анализировать контрольную работу

и осуществлять работу над ошибками.

Тренировочные упражнения

упр. 128




26

Правописание окончаний существительных, глаголов.

1

Правописание окончаний существительных, глаголов.

Знать правила написания букв е, и в окончаниях существительных, безударных личных окончаниях глаголов.

Уметь определять склонение существительных и спряжение глаголов; верно писать окончания в словах на основе правил.

Тренировочные упражнения


работа по карточкам презентация

7\ упр. 133




27

Правописание окончаний причастий, прилагательных.

1

Правописание окончаний причастий, прилагательных.

Знать правила написания окончаний прилагательных и причастий; ставить вопрос к прилагательному и причастию от определяемого слова.

Уметь верно писать окончания в словах на основе правил.

Тренировочные упражнения,

тестирование

ЗСП-5, упр. 134




28

Правописание не с разными частями речи.

1

Написание не с существительными, прилагательными, глаголами, деепричастиями, причастиями.

Знать правила написания не с существительными, прилагательными, глаголами, деепричастиями, причастиями.

Уметь приводить примеры, опознавать в тексте соответствующие словоформы, грамотно употреблять их в собственных письменных работах.

Объяснительный диктант презентация

7\ упр.137

самостоят. работа



29

Правописание не с разными частями речи.

1

Самостоятельная работа, само- и взаимоконтроль

7\ упр.144




30

Не и ни в отрицательных местоимениях.

1

Не и ни в отрицательных местоимениях.

Знать правила написания не, ни в составе отрицательных местоимений, условия их слитного и раздельного употребления.

Уметь приводить соответствующие примеры и верно писать указанные слова.

Беседа, работа

с опорными записями презентация

упр.146




31

Употребление дефиса.

1

Правила написания дефиса в предлогах, существительных, прилагательных, местоимениях.

Знать правила употребления дефиса в предлогах, сложных существительных и прилагательных, местоимениях.

Уметь приводить примеры; грамотно употреблять дефис в изученных группах слов.

словарный диктант


работа по карточкам

упр.151

словарный диктант



32

Словарное богатство русского языка.

1

Синонимы, антонимы, фразеологизмы, слова в прямом и переносном значении, омонимы.

Владеть изученными сведениями из области лексики.

Уметь работать с толковым словарем, словарями синонимов, антонимов; опознавать в тексте слова использованные в переносном значении; употреблять в речи слова-синонимы.

Самостоятельная работа, само- и взаимоконтроль

8\ упр. 164




33

Словарное богатство русского языка

1

Творческое задание.

8\упр. 172




34

Грамматика: морфология и синтаксис.

1

Грамматика; основные разделы грамматики. Части речи, их морфологические признаки.

Понимать, что такое грамматика. Знать ее основные разделы, Опознавать части речи и их морфологические признаки.

Уметь производить разбор слов по частям речи; проводить синтаксический разбор предложений.

Тренировочные упражнения


работа по карточкам

9\ упр.184,

словарный диктант



35

Контрольная работа по теме «Повторение изученного в 5 – 6 классах».

1

Определить уровень усвоения изученного материала

Овладеть орфографическими и пунктуационными навыками на уровне ОС.

Уметь “видеть” в словах ранее изученные орфограммы

Урок контроля.


контрольн. работа



36

Анализ контрольной работы.

1

Анализ контрольной работы и работа над ошибками.

Уметь анализировать контрольную работу

и осуществлять работу над ошибками.

Самостоятельная работа, само- и взаимоконтроль

ЗСП-7




37

Р.р. Публицистический стиль речи.

1

Характерные языковые и речевые средства публицистического стиля. Формирование умения анализировать тексты публицистического стиля.

Уметь анализировать тексты публицистического стиля, видеть характерные языковые и речевые средства публицистического стиля: совмещение в одном тексте книжных и разговорных слов, стандартных и экспрессивных выражении, активность вопросительных, побудительных, восклицательных предложений, параллельного способа связи предложений, экспрессивного повтора как средства связи предложений.

Работа с текстом


работа по карточкам презентация

10\ упр.194.




38

Р.р. Заметка в газету как жанр.

1

Характеристика жанра заметки в газету.

Знать характеристику жанра: тематика - сообщение об интересном факте, событии общественной жизни; цель речи – привлечь внимание к этому событию, документальность жанра – сообщается, где, когда произошло событие, называются его участники, сообщается имя автора.

Практическая работа

11\ упр. 196




39

Р.р. Заметка в газету о школьной жизни.

1

Подготовка к сочинению в жанре заметки в газету.

Уметь использовать в заметке средства публицистического воздействия на читателя.

Исследование языкового материала


сочинение












40

Какие слова являются наречиями.

1

Общее значение, морфологические признаки и синтаксическую роль наречий; формирование умения находить наречия в тексте, определять их синтаксическую роль в предложении, в тексте для “живописания действия”

Знать общее грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксическую роль наречий. Знать, что синтаксическая роль наречия в предложении – обстоятельство, определение.

Уметь находить наречия

в тексте, определять их синтаксическую роль в предложении

Нахождение наречий в тексте, выписывание словосочетаний с наречиями. презентация

12\ упр. 199




41

Наречие как часть речи.

1

Лингвистический рассказ

Распределительный диктант с взаимопроверкой.

презентация



12\упр.201




42

Как отличить наречие от созвучных форм других частей речи.

1

Тематический тест. (15мин.)



Составление тематического словарного диктанта

13\ упр.203

самостоят. работа



43

Разряды наречий по значению.


1

Знакомство с разрядами наречий по значению.

Знать разряды наречий по значению.

Уметь определять в тексте значение употребленных наречий.

Лингвистический рассказ по таблице «Разряды наречий», самостоятельный подбор примеров.

14\ упр.208 (2)




44

Разряды наречий по значению.


1

Самостоят. работа

презентация

упр. 209

Самостоят работа



45

Степени сравнения наречий.

1

Знакомство со способами образования сравнительной и превосходной степени наречий, синтаксической ролью наречий

в сравнительной степени в предложении, формирование умения образовывать наречия сравнительной степени, определять их синтаксическую роль в предложении, отличать сравнительную степень наречия от сравнительной степени прилагательного

Знать способы образования сравнительной и превосходной степени наречия, синтаксическую роль в предложении.

Уметь определять синтаксическую роль наречий в предложении, отличать наречия в сравнительной степени от прилагательных в сравнительной степени.

Тренировочные упражнения по алгоритму. презентация

15\ упр. 215

словарный диктант



46

Степени сравнения наречий.

1

Работа в парах с блок-схемой по теме

упр. 220




47

Морфологический разбор наречий.

1

Морфологический разбор наречия как систематизация сведений об этой части речи

Знать порядок морфологического разбора наречия.

Уметь провести морфологический разбор наречия; составлять связное высказывание как образец полного морфологического разбора наречия.

работа по карточкам

упр. 221 (8,9)




48

Словообразование наречий.


1

Знакомство с морфологическими способами образования наречий.

Знать морфологические способы образования наречий: суффиксальный, приставочный, приставочно-суффиксальный, сложение разных видов.

Уметь определять указанные способы образования наречий; проводить морфемный разбор наречия на основе семантико-словообразовательного анализа.

Работа в парах с блок-схемой по теме презентация

16\ упр. 224

самостоят. работа



49

Способы образования наречий.

1

Диктант с дополнительными заданиями

упр. 229




50

Морфемный разбор наречий.

1

Морфемный разбор наречий.

Знать порядок морфемного разбора наречия.

Уметь проводить морфемный разбор наречия на основе семантико-словообразовательного анализа.

Лингвистический рассказ. Работа со словарями по лексике.

упр. 235

словарный диктант



51

Контрольная работа № 5 по теме «Наречие».

1

Опознание в тексте наречий, определение их разряда, способа образования.

Овладеть орфографическими и пунктуационными навыками на уровне ОС. Уметь “видеть” в словах ранее изученные орфограммы.

контрольн. диктант


контрольндиктант



52

Р.Р. Беседа по картине В.Е. Маковского «Свидание».

1

Обучение сочинению по картине.

Знать признаки текста.

Уметь отбирать материал для сочинения по картине, составлять план сочинения, определять его идею и тему, писать сочинение по картине.

Материалы для сочинения


План сочинения



53

Р.Р. Беседа по картине В.Е. Маковского «Свидание».

1

Мини-сочинение

упр.239

Фрагменты сочинения



54

Правописание наречий, образованных от имен существительных.

1

Правописание наречий, образованных от имен существительных.

Знать правописание наречий, предложенных для заучивания; на граматико-семантической основе разграничивать наречия и созвучные им формы других частей речи (вмиг - в миг удачи, потому – по тому и т.п.).

Объяснительный диктант презентация

17\ упр. 247




55

Правописание наречий, образованных от имен существительных

1

Синтаксический разбор. Нахождение наречий в тексте, образование степеней сравнения, составление предложений

упр.251

словарный диктант



56

Не в наречиях на -о, -е.

1

Формирование навыка правописания не с наречиями

Знать правило о слитном и раздельном написании не с наречиями.

Уметь грамотно писать не

с наречиями.

Подбор к наречиям синонимов с приставкой НЕ- Распределительный диктант: слитно или раздельно? презентация

18\ упр.255




57

Буквы н-нн в наречиях на -о, -е.


1

Формирование навыка написания н и нн в наре-чиях, оканчивающихся на о (ё).

Знать условия выбора написания н и нн в наречиях на –о,-е.

Уметь применять изученные правила, основываясь на определении части речи и морфемы, в которой встретилась орфограмма.

Образование наречий с Н и НН от прилагательных. Распределительный диктант. Работа с текстом. презентация

18\ упр.260




58

Буквы н-нн в наречиях на -о, -е.

1

Распределительный диктант

упр. 264

самостоят. работа



59


Буквы о, е на конце наречий после шипящих.

1

Знакомство с условиями выбора и написания букв о и ё после шипящих на конце наречий.

Знать условия выбора написания букв о и ё после шипящих на конце наречий.

Уметь применять изученные правила, основываясь на определении части речи и морфемы, в которой встретилась орфограмма.

Выбор предложений с наречиями в тексте среди предложений с омонимичными частями речи. Составление предложений или текста с такими конструкциями.

упр. 266




60

Р.р. Рассуждение-размышление.

1

Знакомство со строением типового фрагмента со значением рассуждения-размышления. Формирование умения находить в анализируемых текстах и использовать в своих рассуждениях-размышлениях средства публицистической выразительности: доказательство «от противного», цитаты из высказываний писателей, вопросы размышления типа «или – или».

Знать особенности строения рассуждения-размышления.

Уметь находить в анализируемых текстах и использовать в своих рассуждениях-размышлениях средства публицистической выразительности: доказательство «от противного», цитаты из высказываний писателей, вопросы размышления типа «или – или».

Работа с текстом. Анализ текстов-рассужденийРедактирование текста.

Создание небольшого текста-рассуждения

19\ упр.272




61

Р.р. Сочинение-рассуждение публицистического стиля (упр. 273, 274).

1

Написание сочинения-рассуждения публицистического стиля.

Уметь писать сочинение-рассуждение публицистического стиля. Возможная тематика: «Хочу» и «надо» или «Свободное время! Многое в твоей жизни будет зависеть от того, как ты его проводишь».

Сочинение


сочинение



62

Буквы о, а на конце наречий.

1

Формирование навыка написания букв о и а на конце наречий с приставками из-, до-, с-, в-, на-, за-.

Знать, что выбор суффикса наречия связан с определенной приставкой.

Образование наречий с приставками ИЗ-, ДО-, С-, В-, НА-, ЗА-. Работа с текстом презентация

20\ упр.277




63

Дефис в наречиях.


1

Формирование навыка написания дефиса в наречиях.

Знать правило постановки дефиса в наречиях, прилагательных.

Уметь отличать наречия от омонимичных прилагательных.

Комментированное письмо.


21\ упр.281




64

Не и ни в отрицательных наречиях.

1

Формирование навыка написания не и ни в наречиях.

Знать правила написания не и ни в отрицательных наречиях

Уметь применять данные правила.

Распределительный диктант.

Аналитическая работа с текстом.

упр.289, 290




65

Буква ь на конце наречий после шипящих.

1

Формирование навыка написания ь после шипящих на конце наречий, повторение аналогичных правил.

Знать правила написания ь после шипящих в различных частях речи.

Уметь применять данные правила.

Лингвистический рассказ презентация

23\ упр 291

словарный диктант



66

Употребление наречий в речи.

1

Роль наречий в художественном и научном тексте.

Уметь объяснять роль наречий в текстах разных стилей и употреблять их точно и выразительно в собственном высказывании.

Работа с текстами художественного стиля.

24\ упр.294




67

Произношение наречий.

1

Произношение наречий, работа с орфоэпическим словарем.

Уметь произносить наиболее употребительные наречия, применяя известные правила произношения и ударения.

Работа с орфоэпическим словарем.

25\ упр.305




68

Употребление и произношение наречий.

1

Употребление и произношение наречий.

Редактирование текста. Творческое списывание.

упр.310

самостоят. работа



69

Обобщающий урок по теме «Наречие».

1

Систематизация

и обобщение знаний о наречии.

Знать основные орфограммы, изученные в разделе “Наречие”; словарные слова, изучаемые в разделе “Наречие”.

Уметь определять синтаксическую роль наречий.

Практическая работа презентация

упр.312

тест



70

Зачет по теме «Наречие».

1

Определение уровня усвоения изученного материала

Знать теоретический материал темы «Наречие».

Уметь применять знания при решении теста.

тест

12-25\

Устный опрос



71

Зачет по теме «Наречие».

1

Определение уровня усвоения изученного материала

Овладеть орфографическими и пунктуационными навыками на уровне ОС.

Контроль знаний


тест



72

Р.р. Описание состояния человека.

1

Знакомство со строением фрагмента текста со значением «описание состояния человека». («Данное» обозначает лицо, «новое» - его состояние, ведущий способ связи предложений – параллельный).

Уметь замечать и выделять типовые фрагменты со значением состояния лица при чтении художественных произведений; находить в предложениях опорные слова и выражения, предающие состояние героев произведения.

Работа с текстами художественного стиля.

26\ упр.321




73

Р.р. Подготовка к сочинению по картине Ф.П. Решетникова «Опять двойка»

1

Написание сочинения по картине с использованием описания состояния человека.





Знать признаки текста.

Уметь отбирать материал для сочинения по картине, составлять план сочинения, определять его идею и тему, писать сочинение по картине.

сочинение

упр.323

сочинение



74

Р.р. Сочинение по картине Ф.П. Решетникова «Опять двойка»

1

сочинение


сочинение









75

Предлог как часть речи.

1

Представление о грамматических особенностях служебных частей речи и их отличиях от знаменательных частей речи. Знакомство с морфологическими признаками предлога.

Иметь представление о грамматических особенностях служебных частей речи и их отличиях от знаменательных частей речи. Знать морфологические признаки предлога.

Уметь находить предлоги среди других частей речи, подбирать предлоги к заданным существительным.

Лингвистический рассказ. Работа с текстом: синонимическая замена предлогов. презентация

27\ упр.334




76

Разряды предлогов. Морфологический разбор предлога.

1

Формирование навыка определения разряда наречий. Знакомство с морфологическим разбором предлога.

Знать разряды предлогов: производные - непроизводные; простые - составные, производные и непроизводные предлоги; порядок морфологического разбора предлога.

Уметь различать предлог и самостоятельную синонимичную часть речи; выполнять морфологический разбор предлогов.

Работа с текстом: синонимическая замена предлогов. презентация

упр.338




77

Правописание предлогов.


1

Слитное, раздельное и дефисное правописание производных и непроизводных предлогов

Знать условия слитного и раздельного написания производных предлогов.

Уметь применять правила слитного и раздельного написания предлогов; правильно писать производные предлоги вследствие, навстречу, несмотря, ввиду, в течение, в продолжение, в заключение.

словарный диктант Морфологический разбор предлога.

28\ упр.342

словарный диктант



78

Правописание производных предлогов.

1

Тест 15 мин.

Взаимодиктант.

творческое списывание. Морфологический разбор предлога.

упр.343




79

Употребление предлогов в речи.


1

Совершенствование умения употреблять предлоги в составе словосочетаний, соблюдая современные нормы русского литературного языка.

Знать нормы употребления предлогов в речи и соблюдать их.

Работа с текстами: вычленение словосочетаний с предлогами, характеристика предлогов

29\ упр.348




80

Употребление предлогов в речи.


1

Работа с текстами: вычленение словосочетаний с предлогами

упр.351




81

Обобщающий урок по теме «Предлог».

1

Систематизация

и обобщение знаний о предлоге.

Знать морфологические признаки предлога, классификацию предлогов, орфографию предлога.

Уметь грамотно употреблять предлоги в письменной и устной речи.

Тест 15 мин.

Взаимодиктант.

творческое списывание. Морфологический разбор предлога.

упр.353

словарный диктант



82

Устный опрос по теме «Предлог».

1

Определение уровня усвоения изученного материала

Знать теоретический материал темы «Предлог».

Уметь применять знания при решении теста.

тест

27-29\

Устный опрос



83

Контрольная работа по теме «Предлог».

1

Определение уровня усвоения изученного материала

Овладеть орфографическими и пунктуационными навыками на уровне ОС.

контрольн. Работа


контрольн. работа



84

Анализ контрольной работы.

1

Анализ контрольной работы и работа над ошибками.

Уметь анализировать контрольную работу

и осуществлять работу над ошибками.

анализ ошибок

выполнение упражнений





85

Р.р. Порядок слов в спокойной монологической речи.

1

Прямой порядок слов в спокойной монологической речи. Зависимость порядка слов в предложении от замысла автора.

Уметь устанавливать нужный порядок слов с учетом развития мысли в тексте.

Рассуждение по поводу установления порядка слов в спокойной монологической речи.

30\ упр.358




86

Р.р. Прямой порядок слов.

1

Рассуждение по поводу установления порядка слов в спокойной монологической речи.

упр. 366




87

Р.р. Обратный порядок слов.

1

Обратный порядок слов в экспрессивной речи. Изменение порядка слов как способ усиления эмоциональности речи.

Обучение применению приема при создании высказываний.

Уметь замечать обратный порядок слов в предложениях текста, понимать смысл его использования; осознанно пользоваться порядком слов как средством для лучшего выражения мыслей и передачи эмоциональной речи.




Редактирование текста.

упр. 371




88

Р.р. Обратный порядок слов, усиливающий эмоциональность речи.

1

Редактирование текста.

упр. 376

самостоят. работа









89

Союз как часть речи.

1

Обобщение всех сведений о союзе как части речи; совершенствование умения опознавать союзы в предложении; составление схем предложений, оформление их пунктуационно.

Знать о признаках союза как служебной части речи, его роли в предложении.

Уметь находить союзы среди других частей речи, самостоятельно анализировать новый материал, составлять схемы.

Лингвистический рассказ «Что я знаю о союзе» презентация

32\ упр.384




90

Разряды союзов.


1

Различение разрядов союзов (сочинительные и подчинительные) и типов предложений, в которых они употреблены: простое, сложное (сложносочиненное, сложноподчиненное).

Знать классификацию союзов по строению (простые и сложные); по значению, группы сочинительных и подчинительных союзов.

Уметь определять вид союза по строению и значению, тип предложений, составлять предложения по заданным схемам; различать сочинительные и подчинительные союзы; проводить морфологический разбор союза.

Тест

Осложненное списывание презентация

упр. 388




91

Сочинительные союзы.


1

Конструирование предложений с союзами в простом и сложном предложении.

упр. 390




92

Подчинительные союзы. Морфологический разбор союзов.

1

Составление предложений по схемам.

упр.395

самостоят. работа



93

Правописание союзов.


1

Правописание союзов тоже, чтобы, также, зато. Отличие их от наречий и местоимений с частицей.

Знать правила правописания союзов тоже, также, чтобы, зато.

Уметь правильно писать и применять союзы в речи; отличать союзы от наречий и местоимений с частицей (что бы, так же, за то, то же и т. п.); применять на письме изученные орфографические правила.

Осложненное списывание

33\ упр.400




94

Правописание союзов и омонимичных им слов.

1

Выполнение упражнений

упр.401 (3,4)




95

Правописание союзов.

1

Составление предложений по схемам.

упр.403




96

Употребление союзов в простых предложениях.


1

Роль союзов в простом и сложном предложении.

Уметь обнаруживать союз, определять тип предложения и пунктуационно правильно оформлять его на письме.
Иметь представление о союзных словах, их роли в СПП и отличии от подчинительных союзах.

Тренинг, упражнения

34\ упр.408

словарный диктант



97

Употребление союзов в сложных предложениях

1

Тренинг, упражнения

упр.413




98

Обобщающий урок по теме «Союз».

1

Систематизация

и обобщение знаний о союзах

Знать морфологические признаки союза, основные орфограммы, изученные в разделе “Союз”; словарные слова, изучаемые в разделе “Союз”.

Уметь определять роль союзов в предложении.

Тренинг, упражнения презентация

упр. 416

тест



99

Устный опрос по теме «Союз».

1

Определение уровня усвоения изученного материала

Знать теоретический материал темы «Наречие».

Уметь применять знания при решении теста.

тест

32-34\

тест



100

Контрольная работа по теме «Союз».

1

Определение уровня усвоения изученного материала

Овладеть орфографическими и пунктуационными навыками на уровне ОС.

Контроль знаний


контрольн. работа



101

Р.р. Описание внешности человека.

1

Описание внешности человека – деловое и художественное.

Уметь отбирать признаки для делового и художественного описания; строить текст, со значением описания внешность человека, выбирая в зависимости от основной мысли тот или иной способ выражения признака (словосочетание, предложение, тип речи),

Аналитическая работа с художественным текстом произведения.

упр. 423




102

Р.р. Описание внешности человека.

1

Аналитическая работа с художественным текстом произведения.

35\ упр. 437




103

Р.р. Подготовка к изложению с элементами описания внешности.

1

Подготовка к изложению

Уметь писать изложение, определять тему, основную мысль текста, стиль и тип речи.

изложение



изложение



104

Р.р. Изложение с элементами описания внешности.

1

Написание изложения.

Уметь писать изложение, определять тему, основную мысль текста, стиль и тип речи.


изложение



изложение














105

Частица как часть речи.

1

Особенности частицы как служебной части речи.

Отличие частицы от других служебных частей речи.

Знать признаки частицы как части речи, роль частицы в предложении и при образовании форм слова.

Уметь опознавать частицы в предложениях, с верной интонацией произносить предложения с частицами, предающими разные оттенки значения; отличать частицу от других единиц служебных частей речи.

Лингвистический рассказ по таблице. Составление текста с употреблением в нем частиц. презентация

36\ упр.447




106

Разряды частиц.

1

Разряды частиц: модальные, отрицательные, формообразующие.

Знать разряды частиц.

Уметь видеть частицы в тексте, оценивать их выразительную роль, конструировать предложения с различными частицами.

Объяснительный диктант.


36\упр.449




107

Морфологический разбор частиц.

1

Морфологический разбор частиц.

Знать порядок морфологического разбора частиц.

Уметь проводить морфологический разбор частиц.

Составление текста с употреблением частиц.

упр. 451

самостоят. работа



108

Правописание частиц бы, ли, же, -то, -ка.

1

Раздельное написание частиц бы, ли, же, дефисное написание частиц -то, -ка.

Знать о дефисном написании частиц -то, -ка, раздельном написании частиц бы, ли, же.

Уметь применять изученные орфографические правила. Совершенствовать навык раздельного написания частиц бы, ли, же.

Выполнение упражнений

37\ упр.454




109

Правописание частиц не и ни.


1

Разграничение частиц не, ни.

Определение смысла положительных и отрицательных предложений с частицей не

Знать правила написания частиц не, ни понятие о двойном отрицании; понимать значение частицы ни в устойчивых сочетаниях.

Уметь определять смысл положительных и отрицательных предложений с частицей не.

Лингвистический рассказ по таблице. Составление текста с употреблением в нем частиц. презентация

37\ упр.456




110

Правописание частиц не и ни.

1

Выполнение упражнений

37\ упр.460




111

Употребление в речи частиц не и ни.

1

Употребление в речи частиц не и ни.

Уметь употреблять частицы не и ни в речи, учитывая их значения.


упр.463

тест



112

Различение частиц и приставок не и ни.

1

Правописание не и ни с разными частями речи.

Знать и применять правила, регулирующие написание не и ни с разными частями речи.

Уметь различать краткие прилагательные и краткие причастия.

Самостоятельная

работа

упр. 465 (2)

самостоятработа



113

Употребление частиц в речи.

1

Роль частиц в речи и художественном тексте.

Уметь объяснить смысловую роль частицы в анализируемом высказывании. Наблюдать за использованием частиц в отрывках из художественных текстов.

Составление текста с употреблением в нем частиц.

38\ упр.470




114

Употребление частиц в речи.

1

Составление текста с употреблением в нем частиц.

упр. 476




115

Произношение предлогов, союзов, частиц.

1

Правила ударения в предлогах, союзах и частицах.


Знать некоторые правила ударения в предлогах, союзах и частицах.

Уметь правильно произносить наиболее употребительные предлоги, союзы и частицы в текстах и фразах разных жанров и стилей.

Работа с орфоэпическим словарем.

39\ упр.479




116

Обобщающий урок по теме «Частица».

1

Систематизация

и обобщение знаний о частицах.

Знать морфологические признаки частицы, основные орфограммы, изученные в разделе “Частица”; словарные слова, изучаемые в разделе “Частица”.

Уметь определять роль частиц в предложении.

тест презентация

упр. 483

тест



117

Устный по теме «Частица».

1

Определение уровня усвоения изученного материала

Знать теоретический материал темы «Частица».

Уметь применять знания при решении теста.

тест

36-39

тест



118

Контрольная работа по теме «Частица».

1

Определение уровня усвоения изученного материала

Овладеть орфографическими и пунктуационными навыками на уровне ОС.


Контрольный диктант


контрольн. диктант









119

Междометия.

1

Языковые особенности междометий. Роль междометий в речи. Совершенствование навыков выразительного чтения высказывания.

Знать языковые особенности междометий; изучить перечень наиболее употребительных междометий.

Уметь определять роль междометия в высказывании; применять пунктуационные правила, конструировать предложения

с междометиями.

Образование слов разных частей речи от междометий


40\ упр.488




120

Междометия и звукоподражательные слова.

1

Звукоподражательные слова, их роль в речи.

Уметь опознавать звукоподражательные слова. Выразительно читать предложения со звукоподражаниями.

Образование глаголов и прилагательных от звукоподражательных слов.

упр. 500




121

Омонимия слов разных частей речи.

1

Различение омонимичных слов разных частей речи.

Уметь различать омонимичные части речи на основе семантико-грамматического анализа.

Тренинг, упражнения

41\ упр.510




122

Омонимия слов разных частей речи.

1

Тренинг, упражнения

упр.514

самостоят. работа



123

Р.р. Характеристика человека.

1

Краткая (строится по типу описание предмета) и полная (рассуждение) характеристика человека. Деловая (информативная речь) и художественная характеристика Изобразительная речь. Роль характеристики в художественном произведении.

Знать особенности краткой и полной, деловой и художественной характеристики.

Уметь анализировать тексты делового и художественного стилей, создавать сжатую деловую характеристику на основе художественной (стилистическая трансформация)

Работа с текстом

42\ упр.525




124

Р.р. Подготовка к сжатому изложению по тексту К.И. Чуковского « О Чехове».

1

Подготовка к сжатому изложению.

Уметь отбирать материал для сжатого изложения.

изложение

упр.522

изложение



125

Р.р. Сжатое изложение по тексту К.И. Чуковского « О Чехове».

1

Написание сжатого изложения.



Уметь писать сжатое изложение.

изложение


изложение









126

Повторение по теме «Фонетика. Орфоэпия».

1

Повторение сведений по фонетике и орфоэпии.

Знать характеристики звуков, порядок фонетического разбора слова.

Уметь выполнять фонетический и орфоэпический разбор слова, работать с орфографическим и орфоэпическим словарем.

Работа с учебником, составление таблицы

упр. 530

тест



127

Повторение по теме «Фонетика. Орфоэпия».




128

Повторение по теме «Состав слова и словообразование»

1

Повторение сведений по морфемике и словообразованию.

Знать состав слова, способы словообразования.

Уметь производить морфемный и словообразовательный разборы слов.

Тренинг, упражнения

упр. 540




129

Повторение по теме «Лексика»

1

Повторение сведений по лексике и фразеологии.

Знать понятия лексическое значение слова, прямое и переносное значение, синонимы, антонимы, омонимы, неологизмы, профессионализмы, диалектизмы, устаревшие слова, фразеологизмы.

Уметь оперировать терминами при лексическом анализе слова.

Работа с учебником, составление таблицы






Упр 552

тест



130

Повторение по теме «Фразеология».

1



131

Повторение изученного по орфографии и пунктуации


Определение уровня усвоения изученного материала

Овладеть орфографическими, пунктуационными и грамматическими навыками на уровне ОС.

урок корректировки знаний

упр.557

Тренировочная работа



132

Повторение по теме «Морфология: самостоятельные части речи».

1

Повторение сведений по морфологии и синтаксису.

Знать основные понятия раздела.

Уметь различать части речи, определять их морфологические и синтаксические признаки, соблюдать морфологические нормы.

Диктант «проверяю себя», работа по карточкам

упр. 562




133


Повторение по теме «Морфология: служебные части речи».

1



134

Повторение по теме «Синтаксис».

1

Проверочный диктант.

упр.568

тест



135

Повторение по теме «Орфография».

1

Повторение сведений по орфографии и пунктуации.

Знать понятие «орфограмма». Соблюдать правописные и пунктуационные нормы.

Уметь применять изученные орфограммы; применять изученные пунктуационные правила на письме.

Работа с опорным конспектом

упр. 588

тест



136

Повторение по теме «Пунктуация».

1



137

Итоговая контрольная работа за курс 7 класса.

1

Определение уровня усвоения изученного материала

Овладеть орфографическими, пунктуационными и грамматическими навыками на уровне ОС.

урок контроля


контрольн. работа



138

Анализ итоговой работы.

1

Анализ контрольной работы и работа над ошибками.

Уметь анализировать контрольную работу

и осуществлять работу над ошибками.

работа по карточкам

Упр.591




139

Р.р. Повторение по теме «Стили и типы речи».

1

Повторение изученного в разделе «Речь» (стили, типы речи, строение типовых фрагментов текста)

Знать понятия, изученные в разделе «Речь»: стили и типы речи, прямой и обратный порядок слов, последовательная (цепная) и параллельная связь предложений в тексте и др.

Работа с текстами разных типов и стилей речи





140

Р.р. Повторение по теме «Стили и типы речи».




Работа с текстами разных типов и стилей речи







Перечень учебно-методического обеспечения.

  1. «Русский язык. 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений» «Дрофа», 2008 г. Авторы: М. М. Разумовская, С. И. Львова, В. И. Капинос, В. В. Львов, Н. Н. Сергеева, М. В. Соловейчик.

2. Л. И Новикова. «Поурочные разработки по русскому языку» К учебнику М. М. Разумовской и др. «Русский язык. 7 класс» «Экзамен», Москва, 2008.

3. Методические рекомендации. «Русский язык. 7 класс» Под редакцией М. М. Разумовской. «Дрофа», Авторы: М. М. Разумовская, С. И. Львова, В. И. Капинос, В. В. Львов. Москва, 2009. 5-е издание, переработанное.

Дополнительная литература

1. Н.В. Горбунова, Л.В. Кочкина. Методика организации работы над проектом. – М.: Школьные технологии, №4, 2000.

2. Метод проектов – теория и практика обучения: Методическое пособие / Федеральное агентство по образованию; Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Шадринский государственный педагогический институт»; ГОУ СПО «Катайское педагогическое училище». – Шадринск – Катайск, 2006. – 40 с.

3. Технология организации проектной и исследовательской деятельности учащихся в универсальном (непрофильном) обучении.

4.Электронные средства обучения

Уроки русского языка Кирилла и Мефодия. 7 класс. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. ООО «Кирилл и Мефодий», с изменениями и дополнениями, 2005.

6.Мультимедийные пособия.

«Фраза» Программа-тренажер по правилам орфографии и пунктуации для школьников и абитуриентов.

1-С Репетитор «Русский язык» Обучающая программа для школьников старших классов и абитуриентов.

Электронный репетитор-тренажер «Курс русского языка»

Образовательный комплекс «1С: Школа. Академия речевого этикета»

Уроки русского языка Кирилла и Мефодия 7 класс.

Грамотей. Школьный комплект: Орфографический тренажер русского языка.

Обучающая программа (орфографический тренажер) для школьников от 10 лет и абитуриентов. Возраст: 5 – 11 классы.

Звуковое пособие по русскому языку для VII класса.





36



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!