СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по технологии 5-8 классы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа учебного предмета «Технология»   позволяет всем участникам образо­вательного процесса получить представление о целях, содер­жании, об общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета, задает тема­тические и сюжетные линии курса, дает примерное распреде­ление учебных часов по разделам курса и вариант последова­тельности их изучения с учетом межпредметных и внутри- предметных связей...

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по технологии 5-8 классы»

Рабочая программа по технологии 5-8 классы Пояснительная записка Рабочая программа разработана на основе образовательной программы МОУ СОШ с.Решетино основного общего образования по направлению «Технология. Обслуживающий труд», рассчитана на 245 ч.

Программа учебного предмета «Технология» позволяет всем участникам образо­вательного процесса получить представление о целях, содер­жании, об общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета, задает тема­тические и сюжетные линии курса, дает примерное распреде­ление учебных часов по разделам курса и вариант последова­тельности их изучения с учетом межпредметных и внутри- предметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, сензитивных периодов их развития.

Она предоставляет широкие возможности для реализации раз­личных подходов к построению авторского учебного курса с учетом позиции и творческого потенциала педагога, индиви­дуальных способностей, интересов и потребностей учащихся, материальной базы образовательных учреждений, местных со­циально-экономических условий, национальных традиций ха­рактера рынка труда.

Программа по курсу «Технология» выполняет следующие функции:



• информационно-семантическое нормирование учебного процесса. Это обеспечивает детерминированный объем, чет­кую тематическую дифференциацию содержания обучения и задает распределение времени по разделам содержания;

  • организационно-плановое построение содержания. Определяется примерная последовательность изучения содер­жания технологии в основной школе и его распределение с учетом возрастных особенностей учащихся;

  • общеметодическое руководство. Задаются требования к материально-техническому обеспечению учебного процесса, предоставляются общие рекомендации по проведению различ­ных видов занятий.

Основной целью изучения учебного предмета «Техноло­гия» в системе общего образования является формирование представлений о составляющих техносферы, о современном производстве и о распространенных в нем технологиях.

Освоение технологического подхода как универсального алгоритма преобразующей и созидательной деятельности определяет общие цели учебного предмета «Технология».

Предмет обеспечивает формирование представлений о технологической культуре производства, развитие культуры труда подрастающих поколений, становление системы техни­ческих и технологических знаний и умений, воспитание тру­довых, гражданских и патриотических качеств личности.

Технология как учебный предмет способствует профессио­нальному самоопределению школьников в условиях рынка труда, формированию гуманистически и прагматически ори­ентированного мировоззрения, социально обоснованных цен­ностных ориентаций.

В основной школе учащийся должен овладеть необходи­мыми в повседневной жизни базовыми приемами ручного и механизированного труда с использованием распространенных инструментов, механизмов и машин, способами управления отдельными видами распространенной в быту техники, необ­ходимой в обыденной жизни и будущей профессиональной деятельности; научиться применять в практической деятель­ности знания, полученные при изучении основ наук.

  • Программа предмета «Технология» составлена с учетом полученных учащимися при обучении в начальной шко­ле технологических знаний и опыта трудовой деятельности



Общая характеристика учебного предмета «Технология»

Обучение школьников технологии строится на основе ос­воения конкретных процессов преобразования и использова­ния материалов, энергии, информации, объектов природной и социальной среды.

Содержанием программы по направлению «Технология. Обслуживающий труд» предусматривается освоение материала по следующим сквозным образовательным линиям:

  • технологическая культура производства;

  • распространенные технологии современного производ­ства;

  • культура, эргономика и эстетика труда;

  • получение, обработка, хранение и использование техни­ческой и технологической информации;

  • основы черчения, графики, дизайна;

  • элементы домашней и прикладной экономики, пред­принимательства;

  • знакомство с миром профессий, выбор учащимися жиз­ненных, профессиональных планов;

  • влияние технологических процессов на окружающую среду и здоровье человека;

  • методы творческой, проектной деятель­ности;

Cодержанием рабочей программы предусматривается изучение материала по следующим сквозным образовательным линиям:

  • культура и эстетика труда;

  • получение, обработка, хранение и использование информации;

  • основы черчения, графики, дизайна;

  • элементы домашней и прикладной экономики, предпринимательства;

  • знакомство с миром профессий, выбор жизненных, профессиональных планов учащимися;

  • влияние технологических процессов на окружающую среду и здоровье человека;

  • проектная деятельность;

  • история, перспективы и социальные последствия развития технологии и техники.

Базовыми для программы по направлению «Технология. Обслуживающий труд» являются разделы «Кулинария», «Создание изделий из текстильных и поделочных материалов». Программа обязательно включают в себя также разделы «Электротехнические работы», «Технологии ведения дома», «Современное производство и профессиональное образование».

Изучение технологии в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • освоение технологических знаний, основ культуры созидательного труда, представлений о технологической культуре на основе включения учащихся в разнообразные виды трудовой деятельности по созданию личностно или общественно значимых изделий;

  • овладение общетрудовыми и специальными умениями, необходимыми для поиска и использования технологической информации, проектирования и создания продуктов труда, ведения домашнего хозяйства, самостоятельного и осознанного определения своих жизненных и профессиональных планов; безопасными приемами труда;

  • развитие познавательных интересов, технического мышления, пространственного воображения, интеллектуальных, творческих, коммуникативных и организаторских способностей;

  • воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности; уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда;

  • получение опыта применения политехнических и технологических знаний и умений в самостоятельной практической деятельности.

В процессе обучения технологии учащиеся:

познакомятся:



с предметами потребления, потребительной стоимостью продукта труда, материальным изделием или нематериальной услугой, дизайном, проектом, конструкцией

  • с информационными технологиями в производстве и сфере услуг; перспективными технологиями;

  • с функциональными и стоимостными характеристика­ми предметов труда и технологий; себестоимостью продукции; экономией сырья, энергии, труда;

  • с производительностью труда; реализацией продук­ции;

  • с рекламой, ценой, налогом, доходом и прибылью; предпринимательской деятельностью; бюджетом семьи;

  • с экологичностью технологий производства;

  • с экологическими требованиями к технологиям произ­водства (безотходные технологии, утилизация и рациональное использование отходов; социальные последствия применения технологий);

  • с понятием о научной организации труда, средствах и методах обеспечения безопасности труда; культурой труда; технологической дисциплиной; этикой общения на производ­стве;

овладеют:

  • навыками созидательной, преобразующей, творческой деятельности;

  • навыками чтения и составления технической и техно­логической документации, измерения параметров технологи­ческого процесса и продукта труда, выбора, моделирования, конструирования, проектирования объекта труда и технологии с использованием компьютера

  • умением распознавать и оценивать свойства конструк­ционных и природных поделочных материалов;

  • умением ориентироваться в назначении, применении ручных инструментов и приспособлений;

  • навыками подготовки, организации и планирования трудовой деятельности на рабочем месте

  • навыками организации рабочего места.

Каждый компонент программы включает в се­бя основные теоретические сведения и практические работы. При этом предполагается, что изучение материала, связанно­го с практическими работами, должно предваряться освоени­ем учащимися необходимого минимума теоретических сведе­ний с опорой на лабораторные исследования.

В программе предусмотрено выполнение школьниками творческих или проектных работ. Соответствующий раздел по учебному плану может даваться в конце каждого года обуче­ния. Вместе с тем методически возможно построение годово­го учебного плана занятий с введением творческой, проект­ной деятельности в учебный процесс с начала или с середи­ны учебного года. При организации творческой или проект­ной деятельности учащихся очень важно акцентировать их внимание на потребительском назначении продукта труда или того изделия, которое они выдвигают в качестве творческой идеи (его потребительной стоимости).

Основным дидактическим средством обучения технологии в основной школе является учебно-практическая деятельность учащихся.

Приоритетными методами являются упражнения, лабораторно-практические, практические работы, выполнение про­ектов. Все виды практических работ в программе направлены на освоение различных технологий.

Темы раздела «Технологии ведения дома» включа­ют в себя обучение элементам семейной экономики, освое­ние некоторых видов ремонтно-отделочных и санитарно-технических работ. Соответствующие работы проводятся в фор­ме учебных упражнений с использованием стендов и наборов раздаточного материала.

Интегративный характер содержания обучения технологии предполагает построение образовательного процесса на осно­ве использования межпредметных связей. Это связи с алгеб­рой и геометрией при проведении расчетных и графических операций; с химией при характеристике свойств конструкци­онных материалов; с физикой при изучении механических свойств конструкционных материалов, устройства и принци­пов работы машин, механизмов, приборов, видов современ­ных технологий; с историей и искусством при освоении тех­нологий традиционных промыслов. При этом возможно про­ведение интегрированных занятий, создание интегрированных курсов или отдельных комплексных разделов.


Место учебного предмета «Технология» в учебном плане

Предмет «Технология» является необходимым компонентом общего образования школьников. Его содержание предоставляет учащимся возможность бесконфликтно войти в мир искусственной, созданной людьми среды техники и технологий.

При формировании учебного плана как составляющей организационного компонента основной образовательной программы основного общего образования на преподавание предметной области «Технология» в 5-7 классах выделено по 2 часа в неделю (210 часов в год), в 8-м классе 1час в неделю (35 часов в год)


Ценностные ориентиры содержания предмета «Технология»

В результате обучения учащиеся овладеют:

  • Трудовыми и технологическими знаниями и умениями по преобразованию и использованию материалов, энергии, информации, необходимыми для создания продуктов труда в соответствии с их предполагаемыми функциональными и эстетическими свойствами;

  • Навыками использования распространенных ручных инструментов и приборов; культуры труда, уважительного отношения к труду и результатам труда.

В результате изучения технологии ученик получает возможность познакомиться:

  • С основными технологическими понятиями и характеристиками;

  • С назначением и технологическими свойствами материалов;

  • С назначением и устройством применяемых ручных инструментов, приспособлений, машин и оборудования;

  • Со значением здорового питания для сохранения своего здоровья.

Выполнять по установленным нормативам следующие трудовые операции и работы:

  • Рационально организовывать свое рабочее место;

  • Находить необходимую информацию в различных источниках;

  • Применять конструкторскую и технологическую документацию;

  • Составлять последовательность выполнения технологической операции;

  • Соблюдать безопасные приемы труда и правила пользования ручными инструментами, приспособлениями, машинами и оборудованием;

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • Понимания ценности материальной культуры для жизни и развития человека;

  • Формирования эстетической среды обитания;

  • Развития творческих способностей;

  • Изготовления изделий декоративно-прикладного искусства для оформления интерьера;

  • Изготовления или ремонта изделий;

  • Выполнения безопасных приемов труда и правил электробезопасности, санитарии и гигиены.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения

учебного предмета.

Изучение технологии в основной школе обеспечивает дос­тижение личностных, метапредметных и предметных резуль­татов.

Личностными результатами освоения учащимися основ­ной школы курса «Технология» являются:

Кулинария

  • формирование у учащихся представления о значении труда в жизни человека, особое внимание обращаем на разграничение хозяйственно-бытового труда между членами семьи и учащимися в трудовых группах;

  • воспитание у учащихся трудолюбия, ответственности за качество своей деятельности, навыков культурного поведения, готовности к рациональному ведению домашнего хозяйства.

Создание изделий из текстильных материалов

  • научить учащихся подбору деталей, гармонирующих друг с другом по форме, цвету и рисунку, характеру отделки;

  • развить пространственное воображение, творческое мышление, эстетический вкус;

  • воспитать уважение к труду старших поколений;

  • познакомить с элементами технической терминологии швейного производства;

  • дать первоначальные представления о контроле качества продукции на промышленном предприятии.

Художественные ремесла

  • познакомить с творчеством народных умельцев старшего поколения своего края;

  • показать применение рукоделия в народном и современном костюме;

  • развить понимание необходимости декоративной переработке изображаемых предметов и образов реального мира;

  • воспитать вкус и пробуждать фантазию.

Проектная деятельность

  • научиться самостоятельно выполнять творческий проект, решать конструкторско-технологические задачи.

Метапредметными результатами освоения выпускника­ми основной школы курса «Технология» являются:

Кулинария

  • формирование понятий о составе пищи и режиме питания, используя знания, полученные на уроках природоведение;

  • обобщение знаний об овощных растениях;

  • объективное оценивание результатов работы в группах с точки зрения эстетических и технологических требований;

  • расширить знания о сервировке стола и правилах этикета.

Создание изделий из текстильных материалов

  • систематизировать и дополнить знания, полученные учащимися в начальных классах о тканях и их изготовлениях;

  • конструировать и моделировать изделия;

  • изучить историю появления рабочей одежды (фартука);

  • закрепить умения выполнять простейшие прямоугольные развертки выкроек швейных изделий, используя знания, полученные на уроках математики;

  • развить у учащихся пространственные представления о линиях, мысленно проводимых на фигуре человека через ориентирные точки, научить определять положение этих линий по отношению друг к другу.

Художественные ремесла

  • научить изготавливать шаблоны, используя знания, полученные на уроках математики;

  • дать представление по композиционном и цветовом решении изделия;

  • научить подбирать ткани с позиции экологии и домашней экономики;

  • научить создавать изделие, имеющее значимую потребительскую стоимость.

Проектная деятельность

  • выбор для решения поставленных задач различных источников информации, включая энцикло­педии, словари, интернет-ресурсы и другие базы данных;

  • диагностика результатов познавательно-трудовой дея­тельности по принятым критериям и показателям;

Предметными результатами освоения учащимися основ­ной школы программы «Технология» являются:

Кулинария

  • научить приготовлению пищи с учетом санитарных, практических, эстетических требований и мер безопасности;

  • научить составлять технологические карты с соблюдением норм, стандартов и ограничений;

  • сохранять витамины при кулинарной обработке;

  • научить приемам нарезки овощей и приемам первичной и тепловой обработке продуктов;

  • научить экономному расходованию продуктов.

Создание изделий из текстильных материалов

  • научить организации рабочего места и приемам безопасного труда на швейной машине и утюге;

  • научить рациональному выбору рабочего костюма и опрятному содержанию рабочей одежды;

  • научить последовательности изготовления одежды от эскиза до готового изделия;

  • научить раскраивать изделие, экономно расходуя ткань;

  • научить работать с инструкционными картами;

  • научить выполнять различные виды швов и оценивать качество выполненной работы.

Художественные ремесла

  • научить техническим приемам и условиям выполнения ручной вышивки;

  • научить оценке технологических свойств материалов и областей их применения;

  • развить моторику и координацию движений рук при работе с ручными инструментами;

  • достичь необходимой точности движений при выполнении технологических операций.

Проектная деятельность

  • рациональное использование учебной и дополнительной технической и технологической информации для проектиро­вания и создания объектов труда;

  • применение элементов прикладной экономики при обосновании технологий и проектов.

  • проектирование последовательности операций и состав­ление операционной карты работ;

  • выполнение технологических операций с соблюдением установленных норм, стандартов и ограничений;

  • соблюдение норм и правил безопасности труда, пожар­ной безопасности, правил санитарии и гигиены;

  • соблюдение трудовой и технологической дисципли­ны;

  • формирование рабочей группы для выполнения проек­та с учетом общности интересов и возможностей будущих членов трудового коллектива;

  • презентация и защита проекта изделия;

  • сочетание образного и логического мышления в про­цессе проектной деятельности.



Планируемые результаты освоения программы по

предмету «Технология» учеником

Обучение в основной школе является второй ступенью про­педевтического технологического образования. Одной из важ­нейших задач этой ступени является подготовка обучающихся к осознанному и ответственному выбору жизненного и профес­сионального пути. В результате обучающиеся должны научить­ся самостоятельно формулировать цели и определять пути их достижения, использовать приобретенный в школе опыт дея­тельности в реальной жизни, за рамками учебного процесса.

Общие результаты технологического образования состоят:

  • в сформированности целостного представления о тех­носфере, которое основано на приобретенных школьниками соответствующих знаниях, умениях и способах деятельности;

  • в приобретенном опыте разнообразной практической деятельности, познания и самообразования; созидательной, преобразующей, творческой деятельности;

  • в формировании ценностных ориентаций в сфере сози­дательного труда и материального производства;

  • в готовности к осуществлению осознанного выбора ин­дивидуальной траектории последующего профессионального образования.

Изучение технологии призвано обеспечить:

  • становление у школьников целостного представления о современном мире и роли техники и технологии в нем; уме­ние объяснять объекты и процессы окружающей действитель­ности — природной, социальной, культурной, технической среды, используя для этого технико-технологические знания;

  • развитие личности обучающихся, их интеллектуальное и нравственное совершенствование, формирование у них то­лерантных отношений и экологически целесообразного пове­дения в быту и трудовой деятельности;

  • формирование у молодых людей системы социальных ценностей: понимание ценности технологического образова­ния, значимости прикладного знания для каждого человека, общественной потребности в развитии науки, техники и тех­нологий, отношения к технологии как возможной области бу­дущей практической деятельности;

  • приобретение учащимися опыта созидательной и твор­ческой деятельности, опыта познания и самообразования; на­выков, составляющих основу ключевых компетентностей и имеющих универсальное значение для различных видов дея­тельности. Это навыки выявления противоречий и решения проблем, поиска, анализа и обработки информации, коммуни­кативных навыков, базовых трудовых навыков ручного и умственного труда; навыки измерений, навыки сотрудничества, безопасного обращения с веществами в повседневной жизни.


Кулинария

Знать/понимать

влияние способов обработки на пищевую ценность продуктов; санитарно-гигиенические требования к помещению кухни и столовой, к обработке пищевых продуктов; виды оборудования современной кухни; виды экологического загрязнения пищевых продуктов, влияющие на здоровье человека.

Уметь

выбирать пищевые продукты для удовлетворения потребностей организма в белках, углеводах, жирах, витаминах; определять доброкачественность пищевых продуктов по внешним признакам; составлять меню завтрака, обеда, ужина; выполнять механическую и тепловую обработку пищевых продуктов; соблюдать правила хранения пищевых продуктов, полуфабрикатов и готовых блюд; заготавливать на зиму овощи и фрукты; оказывать первую помощь при пищевых отравлениях и ожогах.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

приготовления и повышения качества, сокращения временных и энергетических затрат при обработке пищевых продуктов; консервирования и заготовки пищевых продуктов в домашних условиях; соблюдения правил этикета за столом; приготовления блюд по готовым рецептам, включая блюда национальной кухни; выпечки хлебобулочных и кондитерских изделий; сервировки стола и оформления приготовленных блюд.


Создание изделий из текстильных
и поделочных материалов

Знать/понимать

  • назначение различных швейных изделий; основные стили в одежде и современные направления моды; виды традиционных народных промыслов.



Уметь

  • выбирать вид ткани для определенных типов швейных изделий; снимать мерки с фигуры человека; строить чертежи простых поясных и плечевых швейных изделий; выбирать модель с учетом особенностей фигуры; выполнять не менее трех видов художественного оформления швейных изделий; проводить примерку изделия; выполнять не менее трех видов рукоделия с текстильными и поделочными материалами.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • изготовления изделий из текстильных и поделочных материалов с использованием швейных машин, оборудования и приспособлений, приборов влажно-тепловой и художественной обработки изделий и полуфабрикатов; выполнения различных видов художественного оформления изделий.

Электротехнические работы

Знать/понимать

назначение и виды устройств защиты бытовых электроустановок от перегрузки; правила безопасной эксплуатации бытовой техники; пути экономии электрической энергии в быту.

Уметь

объяснять работу простых электрических устройств по их принципиальным или функциональным схемам; рассчитывать стоимость потребляемой электрической энергии; включать в электрическую цепь маломощный двигатель с напряжением до 42 В.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

безопасной эксплуатации электротехнических и электробытовых приборов; оценивания возможности подключения различных потребителей электрической энергии к квартирной проводке и определение нагрузки сети при их одновременном использовании; осуществления сборки электрических цепей простых электротехнических устройств по схемам.



Технологии ведения дома

Знать/понимать

характеристики основных функциональных зон в жилых помещениях; инженерные коммуникации в жилых помещениях, виды ремонтно-отделочных работ; материалы и инструменты для ремонта и отделки помещений; основные виды бытовых домашних работ; средства оформления интерьера; назначение основных видов современной бытовой техники; санитарно-технические работы; виды санитарно-технических устройств; причины протечек в кранах, вентилях и сливных бачках канализации.

Уметь

планировать ремонтно - отделочные работы с указанием материалов, инструментов, оборудования и примерных затрат; подбирать покрытия в соответствии с функциональным назначением помещений; заменять уплотнительные прокладки в кране или вентиле; соблюдать правила пользования современной бытовой техникой.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

выбора рациональных способов и средств ухода за одеждой и обувью; применения бытовых санитарно-гигиенические средств; выполнения ремонтно-отделочных работ с использованием современных материалов для ремонта и отделки помещений; применения средств индивидуальной защиты и гигиены.



Содержание учебного предмета «Технология»


Содержание курса «Технология» определяется образовательным учреждением с учётом региональных особенностей, материально-технического обеспечения, а также использования следующих направлений и разделов курса:

Кулинария Санитария и гигиена Основные теоретические сведения

Санитарные требования к помещению кухни и столовой. Правила санитарии и гигиены при обработке пищевых продуктов.


Практические работы

Приведение помещения кухни в соответствие с требованиями санитарии и гигиены. Проведение сухой и влажной уборки. Рациональное размещение инструментов на рабочих местах. Безопасные приемы работы с оборудованием, инструментами, горячими жидкостями. Освоение способов применения различных моющих и чистящих средств. Оказание первой помощи при ожогах, порезах и других травмах.

Варианты объектов труда.

Рабочее место бригады на кухне.


Физиология питания Основные теоретические сведения

Понятие о процессе пищеварения. Общие сведения о питательных веществах и витаминах. Содержание витаминов в пищевых продуктах. Суточная потребность в витаминах.

Практические работы

Работа с таблицами по составу и количеству витаминов в различных продуктах. Определение количества и состава продуктов, обеспечивающих суточную потребность человека в витаминах.

Варианты объектов труда.

Таблицы, справочные материалы.


Технология приготовления пищи Бутерброды, горячие напитки Основные теоретические сведения

Продукты, используемые для приготовления бутербродов. Виды бутербродов. Способы оформления открытых бутербродов. Условия и сроки хранения бутербродов.

Виды горячих напитков. Способы заваривания кофе, какао, чая и трав.

Практические работы

Выполнение эскизов художественного оформления бутербродов. Нарезка продуктов. Подбор ножей и разделочных досок. Приготовление бутербродов и горячих напитков к завтраку.


Варианты объектов труда.

Бутерброды и горячие напитки к завтраку.


Блюда из яиц Основные теоретические сведения

Строение яйца. Способы определения свежести яиц. Приспособления и оборудование для приготовления блюд из яиц. Особенности кулинарного использования перепелиных яиц.

Практические работы

Определение свежести яиц. Первичная обработка яиц. Приготовление блюда из яиц. Выполнение эскизов художественной росписи яиц. Крашение и роспись яиц.

Варианты объектов труда.

Омлет, яичница, вареные яйца.


Блюда из овощей Основные теоретические сведения

Виды овощей, содержание в них минеральных веществ, белков, жиров, углеводов, витаминов.

Методы определения качества овощей. Влияние экологии на качество овощей. Назначение, виды и технология механической обработки овощей.

Виды салатов. Изменение содержания витаминов и минеральных веществ в зависимости от условий кулинарной обработки. Принципы подбора овощных гарниров к мясу, рыбе.

Практические работы

Современные инструменты и приспособления для механической обработки и нарезки овощей. Фигурная нарезка овощей для художественного оформления салатов. Выполнение эскизов оформления салатов для различной формы салатниц: круглой, овальной, квадратной. Приготовление блюд из сырых и вареных овощей. Жаренье овощей и определение их готовности.

Варианты объектов труда.

Эскизы оформления салатов. Салаты из сырых овощей и вареных овощей. Овощные гарниры.


Сервировка стола Основные теоретические сведения

Составление меню на завтрак. Правила подачи горячих напитков. Столовые приборы и правила пользования ими. Эстетическое оформление стола. Правила поведения за столом.

Практические работы

Выполнение эскизов художественного украшения стола к завтраку. Оформление готовых блюд и подача их к столу. Складывание тканевых и бумажных салфеток различными способами.

Варианты объектов труда.

Эскизы художественного украшения стола к завтраку. Салфетки.


Заготовка продуктов Основные теоретические сведения

Роль продовольственных запасов в экономном ведении домашнего хозяйства. Способы приготовления домашних запасов. Правила сбора ягод, овощей, фруктов грибов, лекарственных трав для закладки на хранение. Условия и сроки хранения сушеных и замороженных продуктов. Температура и влажность в хранилище овощей и фруктов.

Практические работы

Закладка яблок на хранение. Сушка фруктов, ягод, грибов, кореньев, зелени, лекарственных трав. Замораживание и хранение ягод, фруктов, овощей и зелени в домашнем холодильнике.

Варианты объектов труда.

Фрукты, ягоды, грибы, коренья, зелень, лекарственные травы.


Создание изделий из текстильных и поделочных материалов Рукоделие. Художественные ремесла Вышивка Основные теоретические сведения

Традиционные виды рукоделия и декоративно-прикладного творчества. Применение вышивки в народном и современном костюме. Знакомство с видами вышивки. Композиция, ритм, орнамент, раппорт в вышивке. Построение узора в художественной отделке вышивкой. Холодные, теплые, хроматические и ахроматические цвета. Цветовые контрасты.

Практические работы

Зарисовка традиционных орнаментов, определение колорита и материалов для вышивки. Организация рабочего места для ручного шитья. Вышивание метки, монограммы стебельчатым швом. Выполнение эскизов композиции вышивки для отделки фартука или салфетки. Определение места и размера узора на изделии.

Перевод рисунка на ткань, увеличение и уменьшение рисунка. Заправка изделия в пяльцы. Выполнения простейших вышивальных швов: стебельчатого, тамбурного, «вперед иголку», «назад иголку», петельного, «козлик». Способы безузлового закрепления рабочей нити. Свободная вышивка по рисованному контуру узора. Отделка вышивкой скатерти, салфетки, фартука, носового платка.

Варианты объектов труда.

Скатерть, салфетка, фартук, носовой платок.


Узелковый батик Основные теоретические сведения

Виды росписи по ткани. Материалы и красители. Технология крашения.

Практическая работа:

Подготовка красителя. Выбор способа складывания ткани и завязывания узлов. Оформление салфеток в технике «узелковый батик»

Варианты объектов труда.

Салфетки. Шарфик. Кепка.


Элементы материаловедения Основные теоретические сведения

Классификация текстильных волокон. Натуральные растительные волокна. Изготовление нитей и тканей в условиях прядильного и ткацкого производства и в домашних условиях. Основная и уточная нити, кромка и ширина ткани. Полотняное переплетение. Лицевая и изнаночная сторона ткани. Свойства тканей из натуральных растительных волокон. Краткие сведения об ассортименте хлопчатобумажных и льняных тканей. Материалы, применяемые в декоративно-прикладном искусстве.

Практические работы

Изучение свойств нитей основы и утка. Определение направления долевой нити в ткани. Определение лицевой и изнаночной сторон ткани. Выполнение образца полотняного переплетения.

Варианты объектов труда.

Образцы ткани. Образец полотняного переплетения.


Элементы машиноведения Основные теоретические сведения

Виды передач поступательного, колебательного и вращательного движения. Виды машин, применяемых в швейной промышленности. Бытовая универсальная швейная машина, ее технические характеристики. Назначение основных узлов. Виды приводов швейной машины, их устройство, преимущества и недостатки.

Практические работы

Подготовка универсальной бытовой швейной машины к работе. Безопасные приемы труда при работе на швейной машине. Намотка нитки на шпульку. Заправка верхней и нижней нитей. Выполнение машинных строчек на ткани по намеченным линиям. Регулировка длины стежка.

Варианты объектов труда.

Швейная машина. Образцы машинных строчек.


Конструирование и моделирование рабочей одежды Основные теоретические сведения

Виды рабочей одежды. Фартуки в национальном костюме. Общие правила построения и оформления чертежей швейных изделий. Типы линий в системе ЕСКД. Правила пользования чертежными инструментами и принадлежностями. Понятие о масштабе, чертеже, эскизе.

Фигура человека и ее измерение. Правила снятия мерок.

Понятие о форме, контрасте, симметрии и асимметрии. Использование цвета, фактуры материала, различных видов отделки при моделировании швейных изделий.

Практические работы

Снятие мерок и запись результатов измерений. Построение чертежа фартука в масштабе 1:4 и в натуральную величину по своим меркам. Моделирование фартука выбранного фасона. Подготовка выкройки к раскрою.

Варианты объектов труда.

Чертеж и выкройка фартука. Виды отделок.


Технология изготовления рабочей одежды Основные теоретические сведения

Прямые стежки. Строчки, выполняемые прямыми стежками: сметочная, заметочная, наметочная, копировальная, строчки для образования сборок. Шов, строчка, стежок, длина стежка, ширина шва.

Правила безопасной работы с колющим и режущим инструментом.

Конструкция машинного шва. Длина стежка, ширина шва. Назначение и конструкция соединительных и краевых швов, их условные графические обозначения и технология выполнения.

Способы рациональной раскладки выкройки в зависимости от ширины ткани и направления рисунка. Художественная отделка изделия. Влажно-тепловая обработка и ее значение при изготовлении швейных изделий.

Практические работы

Организация рабочего места для ручных работ. Подбор инструментов и материалов. Выполнение ручных стежков, строчек и швов.

Подготовка ткани к раскрою. Раскладка выкройки фартука и головного убора. Обмеловка и раскрой ткани. Перенос контурных и контрольных линий и точек на ткань. Обработка нагрудника и нижней части фартука швом вподгибку с закрытым срезом или тесьмой. Обработка накладных карманов, пояса и бретелей. Соединение деталей изделия машинными швами. Отделка и влажно-тепловая обработка изделия. Контроль и оценка качества готового изделия.

Варианты объектов труда.

Образцы ручных стежков, строчек и швов, фартук, головной убор.

Технологии ведения дома Эстетика и экология жилища Основные теоретические сведения

Краткие сведения из истории архитектуры и интерьера. Национальные традиции, связь архитектуры с природой. Интерьер жилых помещений и их комфортность. Современные стили в интерьере.

Рациональное размещение оборудования кухни и уход за ним. Создание интерьера кухни с учетом запросов и потребностей семьи и санитарно-гигиенических требований. Современные системы фильтрации воды. Разделение кухни на зону для приготовления пищи и зону столовой. Отделка интерьера тканями, росписью, резьбой по дереву. Декоративное украшение кухни изделиями собственного изготовления.

Влияние электробытовых приборов и технологий приготовления пищи на здоровье человека.

Практические работы:

Выполнение эскиза интерьера кухни. Выполнение эскизов прихваток, полотенец и др.

Варианты объектов труда.

Интерьер кухни. Прихватки, салфетки, полотенца.

Творческие, проектные работы Примерные темы

Блюда национальной кухни для традиционных праздников.

Отделка швейного изделия вышивкой.






Тематическое планирование изучения учебного предмета «Технология»



Разделы и темы


Количество часов



5кл.

6кл.

7кл.

8кл.



КУЛИНАРИЯ

16

14

14

8


Санитария и гигиена

2




Физиология питания

2

2

2


Технология приготовления пищи

8

10

10

4



Сервировка стола

2



2

Заготовка продуктов

2

2

2

2


СОЗДАНИЕ ИЗДЕЛИЙ ИЗ ТЕКСТИЛЬНЫХ И ПОДЕЛОЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ

32

34

32

13


Рукоделие. Художественные ремесла

8

10

8

6

Элементы материаловедения

2

2

2


Элементы машиноведения

4

4

4


Конструирование и моделирование швейных изделий

6

6

6

3

Технология изготовления швейных изделий

12

12

12

4

ТЕХНОЛОГИИ ВЕДЕНИЯ ДОМА

4

2

4

5

Эстетика и экология жилища

4


4


Уход за одеждой и обувью


2



Ремонт помещений




2

Санитарно-технические работы




2

Бюджет семьи




1

ЭЛЕКТРОТЕХНИЧЕСКИЕ РАБОТЫ


2

2

3

Электромонтажные работы


2



Электроосветительные приборы



2


СОВРЕМЕННОЕ ПРОИЗВОДСТВО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ




3

ТВОРЧЕСКИЕ, ПРОЕКТНЫЕ РАБОТЫ

10

10

10

3


Резерв учебного времени

8

8

8




Итого:

70


70

70

35
















Календарно-тематическое планирование изучения учебного предмета «Технология» (5класс)


№п/п

Наименование темы

Кол-во

часов

Дата проведения

по плану

факт

КУЛИНАРИЯ.

16



1.

Санитария и гигиена. Правила санитарии и гигиены при обработке пищевых продуктов.

2



2.

Физиология питания. Понятие о процессе пищеварения.

2




Технология приготовления пищи

8



3.

Завтрак, состав блюд. Простейшие правила приготовления завтрака. Многообразие блюд из хлеба.

2



4

Многообразие блюд из яиц.

2



5.

Твой завтрак. Разнообразные завтраки из овощей.

2



6.

Горячий завтрак.. Совершенствование умений по приготовлению завтрака.

2



7.

Сервировка стола. Составление меню на завтрак.

2



8.

Заготовка продуктов. Способы приготовления домашних запасов.

2



СОЗДАНИЕ ИЗДЕЛИЙ ИЗ ТЕКСТИЛЬНЫХ И ПОДЕЛОЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ

32




Рукоделие. Художественные ремесла.

8



9.

Вышивка. Знакомство с видами вышивки.

2



10.

Композиция, ритм, орнамент, раппорт в вышивке.

2



11.

Построение узора в художественной отделке вышивкой. Выполнение эскизов композиции вышивки для отделки фартука или салфетки.

2



12.

Узелковый батик. Виды росписи по ткани. Салфетки.

2



Элементы материаловедения

2



13.


Классификация текстильных волокон.


2



14.

Элементы машиноведения

4



15.

Знакомство со швейным оборудованием и техникой.

2



16.

Правила и приемы работы на швейной машине. Техника безопасности во время швейных работ.

2




Конструирование и моделирование рабочей одежды.

6



17.

Виды рабочей одежды. Общие правила построения и оформления чертежей швейных изделий.

2



18.

Фигура человека и ее измерение. Правила снятия мерок.

2



19.

Чертеж и выкройка фартука. Виды отделок.

2




Технология изготовления швейных изделий.

12



20.


Правила безопасной работы с колющим и режущим инструментом.

2




21.

Шов, строчка, стежок, длина стежка, ширина шва.

2



22.

Подготовка ткани к раскрою. Раскладка выкройки фартука и головного убора.

2



23.

Соединение деталей изделий машинными швами.

2



24.

Фартук и шапочка (продолжение работы).

2



25.

Фартук и шапочка (завершение работы).

2



ТЕХНОЛОГИИ ВЕДЕНИЯ ДОМА

4



26.

Эстетика и экология жилища. Краткие сведения из истории архитектуры и интерьера.

2



ТВОРЧЕСКИЕ, ПРОЕКТНЫЕ РАБОТЫ

10



27.

Основные этапы проектной деятельности.

2



28.

Выполнение творческих проектов. Организация и проведение праздников.

2



29.

Новая жизнь старых вещей.

2



30

Особенности национальной кухни.

2



31

Защита творческих проектов.

2



32-35.

Резерв учебного времени.(уборка кабинета в конце каждой четверти)

8




Итого

70 часов


















Календарно-тематическое планирование по технологии

(7 класс)


№п/п



Наименование темы

Кол-во часов


Дата

проведения

план

факт

Кулинария.

14

1.

Физиология питания.

Понятие о микроорганизмах

2




Технология приготовления пищи.

10

2.

Виды теста. Инструменты и приспособления для приготовления теста.

2



3.

Приготовление кулинарных изделий из бездрожжевого теста.

2



4.

Приготовление блюд из дрожжевого теста.

2



5.

Приготовление блюд из пресного теста.

2



6.

Приготовление холодных десертов.

2



7.

Заготовка продуктов. Консервирование плодов и ягод.


2



Создание изделий из текстильных и поделочных материалов.

32


Рукоделие. Художественные ремесла.

8

8.

Вязание крючком. Краткие сведения из истории старинного рукоделия. Раппорт узора и его запись.

2



9.

Выполнение различных петель. Изготовление образцов вязания крючком.

2



10.

Макраме. История узелкового плетения.

2



11.

Техника плетения. Основные узлы и узоры.

2



Материаловедение

2

12.


Химические волокна. Свойства волокон.





Элементы машиноведения.


4

13.

Общие сведения о соединении деталей в изделии.

Образование челночного стежка.

2



14.

Приспособления малой механизации, применяемые при изготовлении швейных изделий.

2



Конструирование и моделирование.

6

15.

Конструирование и моделирование плечевого изделия с цельнокроеным рукавом.

Снятие мерок для построения чертежа основы плечевого изделия с цельнокроеным рукавом.

2



16.

Построение чертежа основы плечевого изделия с цельнокроеным рукавом.

2



17.

Моделирование плечевого изделия с цельнокроеным рукавом.

2



Технология изготовления швейных изделий.

12

18.

Изготовление блузки с цельнокроеным рукавом. Раскрой изделия.

Подготовка изделия к первой примерке.

2



19.

Обработка плечевых срезов. Способы обработки горловины.

2



20.

Обработка боковых срезов изделия. Способы обработки проймы.

2



21.

Проведение второй примерки.

2



22.

Отделка и влажно-тепловая обработка изделия.

2



23.




Изготовление блузки с цельнокроеным рукавом

(завершение работы).

Контроль и оценка качества готового изделия.

2



Технология ведения дома.

4

24.

Эстетика и экология жилища.

2



25.

Оформление интерьера комнатными растениями. Выбор комнатных растений. Уход за растениями.

2



Электротехнические работы.

2

26.

Электроосветительные приборы.

2


Творческий проект

10

27.

Выполнение творческих проектов. Особенности национальной кухни.

2



28.

Организация и проведение праздников.

2



29.

История швейной машины.

2



30.

Создание моделей школьной формы.

2



31.

Защита творческих проектов.

2





32-35

Резерв учебного времени.

(уборка кабинета в конце каждой четверти)

8

Итого

70 часов


Календарно-тематическое планирование по технологии (6класс)


№п/п

Наименование темы

Кол-во часов

Дата

проведения

план

факт


14

1.

КУЛИНАРИЯ.Физиология питания. Минеральные соли и микроэлементы, содержание их в пищевых продуктах.

2



2.

Технология приготовления пищи. Кулинарное значение молока и молочных продуктов. Условия и сроки хранения.

2



3

Молочные супы и каши.

2



4.

Блюда из рыбы и нерыбных продуктов моря.

2



5.

Блюда из круп, бобовых и макаронных изделий.

2



6.

Приготовление обеда в походных условиях.

2



7.

Заготовка продуктов. Способы приготовления домашних запасов.Консервирование.

2



8.

Рукоделие. Художественные ремесла.Лоскутное шитье. Возможности лоскутного шитья, его связь с направлениями современной моды.

2



9.

Симметрия и асимметрия в композиции. Изготовление шаблонов из картона для выкраивания элементов орнамента.

2



10.

Изготовление эскиза изделия в технике лоскутного шитья. Технология соединения деталей между собой и с прокладкой.

2



11.

Свободная роспись по ткани. Приемы выполнения свободной росписи.

2



12.

Создание композиции с изображением пейзажа для панно в технике «свободной росписи» по ткани.

2



13.


Элементы материаловедения .Классификация текстильных волокон. Сравнительные характеристики свойств хлопчатобумажных, льняных, шелковых и шерстяных тканей.


2




Элементы машиноведения

4

14.

Знакомство со швейным оборудованием и техникой. Подбор толщины иглы и нитей в зависимости от вида ткани.

2



15.

Правила и приемы работы на швейной машине. Техника безопасности во время швейных работ. Замена иглы в швейной машине.

2




Конструирование и моделирование поясных швейных изделий.

6

16.

Правила построения и оформления чертежей швейных изделий. Прибавки к меркам на свободу облегания.

2



17.

Снятие мерок и запись результатов измерений. Построение основы чертежа юбки в масштабе 1:4 и в натуральную величину по своим меркам..

2



18.

Чертеж и выкройка юбки.

2




Технология изготовления поясных швейных изделий.

12

19.


Правила безопасной работы с колющим и режущим инструментом. Раскладка выкройки, обмеловка и раскрой ткани.

2




20.

Прокладывание контурных и контрольных линий и точек на деталях кроя. Обработка деталей кроя. Способы обработки нижнего и верхнего срезов юбки.

2



21.

Скалывание и сметывание деталей кроя. Подготовка юбки к примерке.

2



22.

Примерка юбки, выравнивание низа изделия, выявление и исправление дефектов, подгонка изделия по фигуре. Соединение деталей изделий машинными швами.

2



23.

Стачивание деталей изделия. Окончательная отделка и влажно-тепловая обработка изделия.

2



24.

Художественное оформление изделия. Контроль и оценка качества готового изделия.

2



ТЕХНОЛОГИИ ВЕДЕНИЯ ДОМА

2

25.

Уход за одеждой и обувью. Удаление пятен с одежды.

2



ЭЛЕКТРОТЕХНИЧЕСКИЕ РАБОТЫ

2

26.

Электромонтажные работы. Правила электробезопасности и эксплуатации бытовых электроприборов.

2



ТВОРЧЕСКИЕ, ПРОЕКТНЫЕ РАБОТЫ

10

27.

Основные этапы проектной деятельности.

2



28.

Выполнение творческих проектов. Организация и проведение праздников.

2



29.

Изготовление сувенира.

2



30

Особенности национальной кухни.

2



31

Защита творческих проектов.

2



32-35.

Резерв учебного времени.(уборка кабинета в конце каждой четверти)

8


Итого

70 часов

Календарно-тематическое планирование изучения учебного предмета «Технология» 5 класс


№п/п

Наименование темы

Кол-во

часов

Дата проведения

план

факт

КУЛИНАРИЯ.

16



1.

Санитария и гигиена. Правила санитарии и гигиены при обработке пищевых продуктов.

2



2.

Физиология питания. Понятие о процессе пищеварения.

2




Технология приготовления пищи

8



3.

Завтрак, состав блюд. Простейшие правила приготовления завтрака. Многообразие блюд из хлеба.

2



4

Многообразие блюд из яиц.

2



5.

Твой завтрак. Разнообразные завтраки из овощей.

2



6.

Горячий завтрак.. Совершенствование умений по приготовлению завтрака.

2



7.

Сервировка стола. Составление меню на завтрак.

2



8.

Заготовка продуктов. Способы приготовления домашних запасов.

2



СОЗДАНИЕ ИЗДЕЛИЙ ИЗ ТЕКСТИЛЬНЫХ И ПОДЕЛОЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ

32




Рукоделие. Художественные ремесла.

8



9.

Вышивка. Знакомство с видами вышивки.

2



10.

Композиция, ритм, орнамент, раппорт в вышивке.

2



11.

Построение узора в художественной отделке вышивкой. Выполнение эскизов композиции вышивки для отделки фартука или салфетки.

2



12.

Узелковый батик. Виды росписи по ткани. Салфетки.

2



Элементы материаловедения

2



13.


Классификация текстильных волокон.


2




Элементы машиноведения

4



14.

Знакомство со швейным оборудованием и техникой.

2



15.

Правила и приемы работы на швейной машине. Техника безопасности во время швейных работ.

2




Конструирование и моделирование рабочей одежды.

6



16.

Виды рабочей одежды. Общие правила построения и оформления чертежей швейных изделий.

2



17.

Фигура человека и ее измерение. Правила снятия мерок.

2



18.

Чертеж и выкройка фартука. Виды отделок.

2




Технология изготовления рабочей одежды.

12



19.


Правила безопасной работы с колющим и режущим инструментом.

2




20.

Шов, строчка, стежок, длина стежка, ширина шва.

2



21.

Подготовка ткани к раскрою. Раскладка выкройки фартука и головного убора.

2



22.

Соединение деталей изделий машинными швами.

2



23.

Фартук и шапочка (продолжение работы).

2



24.

Фартук и шапочка (завершение работы).

2



ТЕХНОЛОГИИ ВЕДЕНИЯ ДОМА

4



25-26.

Эстетика и экология жилища. Краткие сведения из истории архитектуры и интерьера.

2

2



ТВОРЧЕСКИЕ, ПРОЕКТНЫЕ РАБОТЫ

10



27.

Основные этапы проектной деятельности.

2



28.

Выполнение творческих проектов. Организация и проведение праздников.

2



29.

Новая жизнь старых вещей.

2



30.

Особенности национальной кухни.

2



31.

Защита творческих проектов.

2



32-35.

Резерв учебного времени.

8




Итого

70 часов








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!