Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности «Малыши-крепыши» для 4 класса составлена в соответствии с требованиями следующих нормативных документов:
1. Закона «Об образовании РФ»
2. Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения.
Реализация внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению – это обучение школьников бережному отношению к своему здоровью, начиная с раннего детства. В современных условиях проблема сохранения здоровья детей чрезвычайно важна в связи с резким снижением процента здоровых детей. Может быть предложено много объяснений складывающейся ситуации. Это и неблагоприятная экологическая обстановка, и снижение уровня жизни, и нервно-психические нагрузки и т.д. Весьма существенным фактором «школьного нездоровья» является неумение самих детей быть здоровыми, незнание ими элементарных законов здоровой жизни, основных навыков сохранения здоровья. Отсутствие личных приоритетов здоровья способствует значительному распространению в детской среде и различных форм разрушительного поведения, в том числе курения, алкоголизма и наркомании.
Как никогда актуальной остаётся проблема сохранения и укрепления здоровья с раннего возраста. Решающая роль в её решении отводится школе. Ей доверено воспитание новых поколений россиян. Помочь России выйти из кризиса смогут только успешные люди. Успешные – значит понимающие своё предназначение в жизни, умеющие управлять своей судьбой, здоровые физически и нравственно (способные к самопознанию, самоопределению, самореализации, самоутверждению). Только здоровый ребёнок может успешно учиться, продуктивно проводить свой досуг, стать в полной мере творцом своей судьбы.
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Малыши-крепыши» включает в себя знания, установки, личностные ориентиры и нормы поведения, обеспечивающие сохранение и укрепление физического и психического здоровья. Данная программа является комплексной программой по формированию культуры здоровья обучающихся, способствующая познавательному и эмоциональному развитию ребёнка. Включает в себя, как теоретическую – изучение полезных и вредных привычек, так и практическую части – организация подвижных игр.
Программа помогает создать поведенческую модель, направленную на развитие коммуникабельности, умение делать самостоятельный выбор, принимать решения, ориентироваться в информационном пространстве.
В программу включено знакомство с различными подвижными играми. Игра – естественный спутник жизни, ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой.
Народные игры являются частью патриотического, эстетического и физического воспитания детей. У них формируются устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создаются эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств: любви к Родине; ее культуре и наследию.
Подвижные игры имеют и оздоровительное значение.Правильно организованные подвижные игры должны оказывать благотворное влияние на рост, развитие и укрепление костно-связочного аппарата, мышечной системы, на формирование правильной осанки детей.
Цель программы:
- удовлетворить потребность младших школьников в движении, стабилизировать эмоции, научить владеть своим телом, развить физические, умственные и творческие способности, нравственные качества;
- формировать установки на ведение здорового образа жизни и коммуникативные навыки, такие как, умение сотрудничать, нести ответственность за принятые решения;
-развивать навыки самооценки и самоконтроля в отношении собственного здоровья;
-обучать способам и приемам сохранения и укрепления собственного здоровья.
Задачи:
укрепление здоровья школьников посредством развития физических качеств;
развитие двигательных реакций, точности движения, ловкости;
развитие сообразительности, творческого воображения;
развитие коммуникативных умений;
воспитание внимания, культуры поведения;
создание проблемных ситуаций, активизация творческого отношения учащихся к себе;
обучить умению работать индивидуально и в группе,
развить природные задатки и способности детей;
развитие доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказание помощи тем, кто в ней нуждается.
развитие коммуникативной компетентности младших школьников на основе организации совместной продуктивной деятельности.
Программа рассчитана на 35 часа
Количество учебных недель – 35
Количество часов в неделю – 1
Срок реализации программы: 1 год
Предполагаемый результат деятельности:
В процессе обучения и воспитания собственных установок, потребностей в значимой мотивации на соблюдение норм и правил здорового образа жизни, культуры здоровья у обучающихся, формируются познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные универсальные учебные действия.
Основная образовательная программа учреждения предусматривает достижение следующих результатов образования:
Личностные результаты — готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности;
Обучающийся получит возможность для формирования:
- внутренней позиции на уровне понимания необходимости творческой деятельности как одного из средств самовыражения в социальной жизни;
- выраженной познавательной мотивации;
- устойчивого интереса к новым способам познания
Метапредметные результаты:
Регулятивные универсальные учебные действия
Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
Проговаривать последовательность действий на уроке.
Учить высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией, учить работать по предложенному учителем плану.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.
Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Обучающийся получит возможность научиться:
- проявлять познавательную инициативу;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале;
- преобразовывать практическую задачу в познавательную;
- самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
Делать предварительный отбор источников информации
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков).
Обучающийся получит возможность научиться:
- осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
- использовать методы и приемы художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
Слушать и понимать речь других.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Обучающийся получит возможность научиться:
- учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
- с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь
Предметные результаты:
Предметные результаты — освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.
Обучающийся получит возможность научиться:
-формирование первоначальных представлений о значении физической культуры для укрепления здоровья человека (физического, социального и психологического), о ее позитивном влиянии на развитие человека (физическое, интеллектуальное, эмоциональное, социальное), о физической культуре и здоровье как факторах успешной учебы и социализации;
-овладение умениями организовать здоровьесберегающую жизнедеятельность (режим дня, утренняя зарядка, оздоровительные мероприятия, подвижные игры и т.д.);
-формирование навыка систематического наблюдения за своим физическим состоянием, величиной физических нагрузок, данными мониторинга здоровья (длины и массы тела и др.), показателями основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, координации, гибкости).
Календарно-тематическое планирование
внеурочной деятельности «Малыши-крепыши»
№ п/п | Название мероприятия | Количество часов | Дата проведения |
| Секреты здоровья | 13 ч. | |
-
| Беседа о спорте. Виды спорта | 1 | | |
-
| Как сохранить зрение | 1 | | |
-
| Твой организм | 1 | | |
-
| Подвижные игры | 1 | | |
-
| Подвижные игры | 1 | | |
-
| О полезных продуктах питания | 1 | | |
-
| Весёлые старты | 1 | | |
-
| Время физкульминутки | 1 | | |
-
| День здоровья | 1 | | |
-
| Игры на свежем воздухе | 1 | | |
-
| Кроссворды, ребусы | 1 | | |
-
| Малые спортивные игры | 1 | | |
-
| Олимпийские игры | 1 | | |
| Питание и здоровье | 4 ч. | |
-
| Правильное питание – залог здоровья. Меню из трех блюд на всю жизнь | 1 | | |
-
| Викторина «Светофор здорового питания» | 1 | | |
-
| Культура питания. Этикет. | 1 | | |
-
| Спортивный праздник «Богатырская силушка» | 1 | | |
| Моё здоровье в моих руках | 4 ч. | |
-
| Сон и его значение для здоровья человека. | 1 | | |
-
| Иммунитет. Как сохранять и укреплять свое здоровье | 1 | | |
-
| Домашняя аптечка | 1 | | |
-
| Спортивный праздник «Дальше, быстрее, выше». | 1 | | |
| Я в школе и дома | 4 ч. | |
-
| Шалости и травмы | 1 | | |
-
| Я сажусь за уроки | 1 | | |
-
| Переутомление и утомление | 1 | | |
-
| Как защитить себя от болезни (выставка рисунков) | 1 | | |
| Почему некоторые привычки называются вредными | 4 ч. | |
-
| Почему вредной привычке ты скажешь «НЕТ»? | 1 | | |
-
| Злой волшебник – табак | 1 | | |
-
| Злой волшебник – алкоголь | 1 | | |
-
| Злой волшебник – наркотик | 1 | | |
| Движение – это жизнь | 6 ч. | |
-
| Игры «Штандр», «Выбивалы» | 1 | | |
-
| Игротека «На болоте» | 1 | | |
-
| Игра «Меткий стрелок» | 1 | | |
-
| Спортивный праздник «Ты, я, он, она – вместе спортивная семья» | 1 | | |
-
| КВН «Я здоровье берегу – сам себе я помогу» | 1 | | |
-
| Экскурсия «Природа – источник здоровья» | 1 | | |
Содержание тем учебного курса
Секреты здоровья -13 ч.
Беседа о спорте. Виды спорта. Как сохранить зрение. Твой организм. Подвижные игры. О полезных продуктах питания. Весёлые старты. Время физкульминутки. День здоровья. Игры на свежем воздухе. Кроссворды, ребусы. Малые спортивные игры. Олимпийские игры.
Питание и здоровье - 4 ч.
Правильное питание – залог здоровья. Меню из трех блюд на всю жизнь. Викторина «Светофор здорового питания». Культура питания. Этикет. Спортивный праздник «Богатырская силушка».
Моё здоровье в моих руках -4 ч.
Сон и его значение для здоровья человека. Иммунитет. Как сохранять и укреплять свое здоровье. Домашняя аптечка. Спортивный праздник «Дальше, быстрее, выше».
Я в школе и дома - 4 ч.
Шалости и травмы. Я сажусь за уроки . Переутомление и утомление. Как защитить себя от болезни (выставка рисунков)
Почему некоторые привычки называются вредными - 4 ч.
Почему вредной привычке ты скажешь «НЕТ»? Злой волшебник – табак. Злой волшебник – алкоголь. Злой волшебник – наркотик.
Движение – это жизнь - 6 ч.
Игры «Штандр», «Выбивалы». Игротека «На болоте». Игра «Меткий стрелок». Спортивный праздник «Ты, я, он, она – вместе спортивная семья». КВН «Я здоровье берегу – сам себе я помогу». Экскурсия «Природа – источник здоровья»
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса
Литература для учителя
Антропова, М.В., Кузнецова, Л.М. Режим дня школьника. М.: изд. Центр
«Вентана-граф». 2002.- 205 с.
Бабкина, Н.В. О психологической службе в условиях учебно-воспитательного комплекса // Начальная школа – 2001 – № 12 – С. 3–6.
Дереклеева, Н.И. Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья: 1-5 классы. – М.: ВАКО, 2007 г. - / Мастерская учителя.
Дереклеева, Н.И. Справочник классного руководителя: 1-4 классы / Под ред. И.С. Артюховой. – М.: ВАКО, 2007 г., - 167 с. (Педагогика. Психология. Управление.)
Захаров. А.Н. Как предупредить отклонения в поведении детей. М. 2005. - 85 с.
Карасева, Т.В. Современные аспекты реализации здоровьесберегающих технологий // Начальная школа – 2005. – № 11. – С. 75–78.
Ковалько, В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе [Текст] : 1-4 классы / В.И. Ковалько. – М. : Вако, 2004. – 124 c.
Ковалько, В.И. Школа физкультминуток (1-11 классы): Практические разработки физкультминуток, гимнастических комплексов, подвижных игр для младших школьников. – М.: ВАКО, 2007 г. – / Мастерская учителя.
Невдахина, З.И. Дополнительное образование: сборник авторских программ / ред.-сост. З.И. Невдахина. - Вып. 3.- М.: Народное образование; Ставрополь: Ставропольсервисшкола, 2007. – 134 с.
Патрикеев, А.Ю. Подвижные игры.1-4 класса. М.: Вако, 2007. - 176с. - / Мозаика детского отдыха.
Синягина, Н.Ю. Как сохранить и укрепить здоровье детей: психологические установки и упражнения [Текст] / Н.Ю. Синягина, И.В. Кузнецова. – М.: Владос, 2003. – 112 с.
Смирнов, Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и Школы. М.: АРКТИ, 2003. – 268 с.
Степанова, О.А. Оздоровительные технологии в начальной школе// Начальная школа, №1 - 2003, с.57.
Якиманская, И.С. Личностно-ориентированное обучение. – М.: 1991. – 120 с.
Литература для обучающихся
Алексин Н.В. Что такое. Кто такой.- М.: Педагогика - Пресс, 1992.год.
Былеев Л.В., Сборник подвижных игр. – М., 1990.
Вавилова Е.Н. Учите бегать, прыгать, лазать, метать. – Москва, Просвещение, 1983г.
Васильков Г.А. От игр к спорту. – М., 1995
Дедулевич М.Д. Не пропустить миг игры: подвижные игры, игровые поединки – Мозырь Белый ветер 2002 г.
Елкина Н. В., Тараборина Т. Н. 1000 загадок. Популярное пособие для родителей и педагогов.- Ярославль: Академия развития, 1997.
Чудакова Н. В. Я познаю мир: Детская энциклопедия. – Издательство ACT -ЛТД, 1997.
Шебеко В.Н., Овсянин В.А., Карманова А. В. Физкульт – ура! Программа физического воспитания под редакцией В.Н. Шебеко – Минск ИЗД. В.М. Скакун, 1997 г.