СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Форма 6 Участие обучающихся во внеурочной деятельности по предмету

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Аттестационный материал. Внеурочная деятельность

Просмотр содержимого документа
«планирование внеурочка»




СОДЕРЖАНИЕ


  1. Пояснительная записка ________________________________1-4


  1. Учебно – тематический план_____________________________5


  1. Содержание__________________________________________6-9

  1. Календарно – темаический план__________________________10


  1. Методическое обеспечение______________________________11

  1. Литература ___________________________________________12


Пояснительная записка


Программа «Планета Загадок» определяет содержание и организацию внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению. Данная программа способствует формированию экологической культуры обучающихся, их духовно-нравственному, социальному, личностному и интеллектуальному развитию. Выполнение программы обеспечивает социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, а также сохранение и укрепление здоровья обучающихся.

Актуальность данной программы заключается в следующем:

  • Наличие в современном мире безграничного информационного пространства, уже на начальном этапе обучения требует умения принимать информацию, уметь её анализировать, выдвигать гипотезы, строить предположения.

  • Появляется возможность организовать работу с различного рода детской познавательной литературой, литературой энциклопедического характера.

  • При введении в образовательный процесс проектно-исследовательской деятельности, не менее важно проведение на занятиях практических работ, минимум которых обозначен в программе.

  • Социальный заказ на выпускника I образовательной ступени диктует формирование ребенка как субъекта учебного процесса, в связи с чем, его самостоятельность регулируется выбором варианта получения знаний на уровне его инициативы (через проблематизацию, через получение индивидуальных заданий).

  • Наличие в ОУ материально-технической базы (программное обеспечение, библиотечный фонд, наличие компьютерных классов, DVD, видеотехника) дает основание для активного включения обучающихся в процесс обретения знаний в урочном и внеурочном пространстве.

  • Программа позволяет акцентировать внимание на развитие познавательной активности, исследовательской и поисковой деятельности.

Новизна программы внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению «Планета загадок» заключается в том, что любознательность младшего школьника, пытливость его ума, быстрая увлекаемость новым заставляет расширять границы информационного пространства. Предлагаемая программа позволяет в большем объеме и более разнопланово донести до ребенка неизвестное, загадочное, тайное, открывая перед ним горизонты информационного поля.

Программа построена на основании современных научных представлений о физиологическом, психологическом развитии ребенка этого возраста, раскрывает особенности соматического, психологического и социального здоровья.

Нормативно-правовой и документальной базой программы внеурочной деятельности по формированию общеинтеллектуальной культуры учащихся на ступени начального общего образования являются:

  1. Закон Российской Федерации «Об образовании»;

  2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утвержден приказом МО от 6 октября 2009 г. № 373, зарегистрирован в Минюсте России 22 декабря 2009 г., регистрационный номер 17785) с изменениями (утверждены приказом Минобрнауки России от 26 ноября 2010 г. № 1241, зарегистрированы в Минюсте России 4 февраля 2011 г., регистрационный номер 19707);

  3. СанПиН 2.4.2. 2821 – 10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (29 декабря 2010 г. № 189, зарегистрированы в Минюсте России 3 марта 2011 г., регистрационный номер 19993);

  4. Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников (утверждены приказом Мин-обрнауки России от 28 декабря 2010 г. № 2106, зарегистрированы в Минюсте России 2 февраля 2011 г., регистрационный номер 19676).

  5. Методическое письмо МО РФ № 03-296 от 12 мая 2011 года "Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования".


Цель и задачи обучения, воспитания и развития детей по общеинтеллектуальному направлению внеурочной деятельности


Программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению «Планета загадок» носит образовательно-воспитательный характер и направлена на осуществление следующей цели:

формирование устойчивого познавательного интереса к познанию неизвестного в окружающем мире, осуществление подготовки к самостоятельному изучению научно-популярной литературы.

Цель конкретизирована следующими задачами:

1. Формировать представления об образе Земли как уникальном природном доме человечества; интерес к познанию окружающего мира, к учебным предметам естественно-научного цикла;

2. Обучать учащихся работать с детской научно-художественной, справочной, энциклопедической литературой.

3. Развивать воображение и эмоциональную сферу учащихся.


Цель и задачи программы внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению «Планета загадок» соответствуют цели и задачам основной образовательной программы, реализуемой в МКОУ Караваевской ОШ

Программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению «Планета загадок» предназначена для учащихся 1- 4 го классов. Именно принадлежность к внеурочной деятельности определяет режим проведения, а именно все занятия по внеурочной деятельности проводятся после всех уроков основного расписания, продолжительность соответствует рекомендациям СанПиН, т. е. 35 минут. Данная программа составлена в соответствии с возрастными особенностями учащихся и рассчитана на проведение 1 часа в неделю:

1 год обучения – 33 часа;

2 год обучения – 34 часа;

3 год обучения – 34 часа;

4 год обучения – 34 часа;

Итого – 135 часов.

Здоровьесберегающая организация образовательного процесса предполагает использование форм и методов обучения, адекватных возрастным возможностям младшего школьника: информационные, проектная деятельность, экскурсии, занятия – практикумы, конкурсные программы, викторины, сюжетно-ролевые игры.


При составлении программы и методики её реализации были учтены принципы реализации внеурочной деятельности такие как:

  • Непрерывное дополнительное образование как механизм обеспечения полноты и цельности образования в целом. Вовлечение каждого ребёнка в активную деятельность.

  • Развитие индивидуальности каждого ребёнка в процессе социального и профессионального самоопределения в системе внеурочной деятельности. Учёт возрастных особенностей детей.

  • Единство и целостность партнёрских отношений всех субъектов дополнительного образования.

  • Системная организация управления учебно-воспитательным процессом.

  • Сочетание индивидуальных и коллективных форм деятельности.

  • Целенаправленность и последовательность деятельности (от простого к сложному). Связь теории с практикой.


В результате реализации программы внеурочной деятельности по формированию устойчивого познавательного интереса к познанию неизвестного в окружающем мире у учащихся развиваются группы качеств: отношение к самому себе, отношение к другим людям, отношение к вещам, отношение к окружающему миру.

Благодаря тому, что содержание данной программы раскрывает все стороны интеллекта, учащиеся будут демонстрировать такие качества личности как: товарищество, уважение к старшим, доброта, честность, трудолюбие, бережное отношение к природе, дисциплинированность, соблюдение порядка, любознательность, любовь к прекрасному.


Ожидаемые результаты освоения учащимися программы внеурочной деятельности

В процессе обучения и воспитания собственных установок, потребностей в значимой мотивации на способы поиска ответов на поставленные вопросы, умение работать со справочной, энциклопедической и научно-популярной литературой, умение её анализировать, выдвигать гипотезы, строить предположения у учащихся формируются познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные, универсальные учебные действия.

Личностными результатами программы внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению «Планета загадок» является формирование следующих умений:

  1. Определять и высказывать под руководством учителя самые простые и общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);

  2. В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению «Планета загадок» является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

  1. Регулятивные УУД.

  • Определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя.

  • Проговаривать последовательность действий на занятии.

  • Учить высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией, учить работать по предложенному учителем плану.

  • Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.

  • Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности группы на занятии.

2. Познавательные УУД.

  • Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя дополнительную литературу, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии.

  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всей группы.

  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (рисунков, схем).

3. Коммуникативные УУД.

  • Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

  • Слушать и понимать речь других.

  • Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).

  • Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

  • Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

  • Средством формирования этих действий служит организация работы в парах и малых группах

Первостепенным результатом реализации программы внеурочной деятельности будет сознательное отношение учащихся к окружающему миру. Подобная реализация программы внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению «Планета загадок» соответствует возрастным особенностям учащихся, способствует формированию интеллектуального развития учащихся через организацию различных занятий.

Программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению «Планета загадок», предполагает обучение на двух основных уровнях: первый - информативный, который заключается в изучении интересных фактов из жизни природы; второй — поведенческий, позволяющий закрепить социально одобряемые модели поведения.

Социально одобряемая модель поведения может быть выработана только в результате вовлечения учащихся в интеллектуальные практики. Принимая во внимание этот факт, наиболее рациональным способом будет подведение итогов каждого изучаемого раздела в игровой форме, при организации коллективного творческого дела.

Учет знаний и умений для контроля и оценки результатов освоения программы внеурочной деятельности происходит путем архивирования творческих работ учащихся, накопления материалов по типу «портфолио».

Контроль и оценка результатов освоения программы внеурочной деятельности зависит от тематики и содержания изучаемого раздела. Продуктивным будет контроль в процессе организации следующих форм деятельности: викторины, творческие конкурсы, КВНы, ролевые игры, школьная научно-практическая конференция.

Подобная организация учета знаний и умений для контроля и оценки результатов освоения программы внеурочной деятельности будет способствовать формированию и поддержанию ситуации успеха для каждого учащегося, а также будет способствовать процессу обучения в командном сотрудничестве, при котором каждый учащийся будет значимым участником деятельности.



Содержание изучаемого курса


1 год обучения (33 ч.)

Введение (1 ч)

Раскрытые и нераскрытые загадки нашей планеты: обзор ос­новных тем курса. Романтика научного поиска, радость путеше­ствий и открытий.

1.Тайны за горизонтом (4 ч)

Какой остров самый большой в мире? Существует ли остров похожий на блюдце?

Какая страна самая маленькая в мире? Как древние находили путь?

Практические работы с картой.

2. Жили-были динозавры... и не только они (5 ч).

Существовали ли драконы на самом деле? Персонажи сказок? Почему люди не летают? Крокодилы. Какое животное первым появилось на суше? Как черепахи дышат под водой?

Практическая работа: рассматривание окаменелостей.

Рекомендуемые внеурочные экскурсии: геоло­гический или краеведческий музей.

3. Тайны камней (4 ч).

Когда были открыты драгоценные камни? Что такое песок? Малахитовая шкатулка. Чем знаменит малахит? Как образуется золото?

4. Загадки растений (5 ч).

История открытия удивительных растений: поиск съедобных растений.

Хлебное дерево. Зачем деревьям кора? Железное дерево.

Где растут орехи? (практическая работа через сравнение)

Почему крапива жжется?

Как растет банановое дерево?

Рекомендуемые внеурочные экскурсии: в природу для знакомства с местной флорой, в ботанический сад для ознакомления с экзоти­ческими растениями.

5. Эти удивительные животные (3 ч).

Потомки волка.

Чутье обычное… и чутье особое. «Нюх» на землетрясения.

Кошки во времена прошлые. Все ли кошки мурлыкают?

Рекомендуемые внеурочные экскурсии: в зоопарк, краеведческий или зоологический музей для ознакомления с экзотическими животными.

6. Планета насекомых (4 ч).

Разнообразие и многочисленность насекомых, их роль в природе и жизни человека. Чем питается бабочка? Бабочки-путешественники.

Как пауки плетут свою паутину? Что происходит с пчелами зимой?

Правда ли что у многоножки сто ног? Охрана насекомых.

Практические работы: рассматривание насекомых в коллекции.

Рекомендуемые внеурочные экскурсии: в краеведческий или зоологический музей для ознакомления с энтомологическими коллекциями.

7. Загадки под водой и под землей (6 ч).

Как изучают подводный мир. Что находится на морском дне?

Что можно найти на морском берегу? Есть ли глаза у морской звезды?

Что такое каракатица? Каково происхождение золотой рыбки?

Почему майские жуки забираются в землю?

Рекомендуемые внеурочные экскурсии: в морской аквариум, дельфинарий, зоологический музей для знакомства с морской фауной.

8. Растения-рекордсмены (1 ч).

Заключение (1 ч)

Что мы узнали и чему научились за год.


2 год обучения (34 ч.)

1. Тайны за горизонтом (4 ч).

Кто открыл Австралию? Существует ли жизнь в Антарктиде?

Как образовались Гавайские острова? Где родина фигового дерева?

Практические работы с картой.

2. Жили-были динозавры... и не только они (5 ч).

Голубые лягушки. Когда появились первые рептилии? Какими были первые рыбы?

Как улитка строит свой панцирь? Где живут «карманные динозавры?»

Практическая работа: рассматривание окаменелостей.

Рекомендуемые внеурочные экскурсии: на геологическое обна­жение для поиска окаменелостей, в палеонтологический или геоло­гический музей.

3. Тайны камней (4 ч).

Разнообразие камней. Айсберг.Что такое коралловый остров?

Где находится самая большая и самая глубокая пещера? Сады камней.

Практические работы: рассматривание образцов (кремень, ян­тарь, каменная соль и т. д.).

Рекомендуемые внеурочные экскурсии: в геологический музей для ознакомления с разнообразием горных пород и минералов.

4. Загадки растений (5 ч).

Растения -путешественники?(Что такое эвкалипт?)

Кактусы. Эдельвейс, водяной орех, сон-трава, кув­шинка белая, купальница европейская, ландыш, колокольчики и др.

Лекарственные растения (например, валериана, плаун, пижма, подорожник, тысячелистник, пастушья сумка, птичья гречишка), их важнейшие свойства, правила сбора. Охрана лекарственных растений.

Почему оливу называют деревом мира?

Рекомендуемые внеурочные экскурсии: в природу для знакомства с местной флорой, в ботанический сад для ознакомления с экзоти­ческими растениями.

5. Эти удивительные животные (3 ч).

«Речные лошади»(бегемоты, среда их обитания.) Выхухоль. Красная книга Смоленской области. Разумные дельфины.

Рекомендуемые внеурочные экскурсии: в зоопарк, зоологический музей для ознакомления с экзотическими животными.

6. Планета насекомых (4 ч).

Обладают ли кузнечики слухом? Почему комар считается злейшим врагом человека?

Муравьи и их квартиранты. Какие из бабочек имеют хвостики и крылышки?

Практические работы: рассматривание насекомых в коллекции.

Рекомендуемые внеурочные экскурсии: в краеведческий или зоологический музей для ознакомления с энтомологическими коллекциями.

7. Загадки под водой и под землей (6 ч).

Что такое ракушка-прилипала? Как передвигается осьминог?

Что такое насекомоядные растения?

Что называют гейзерами? Почему вода в гейзерах горячая?

Может ли вода течь в гору?

Почему некоторые животные выглядят как растения?

Рекомендуемые внеурочные экскурсии: в морской аквариум, дельфинарий, зоологический музей для знакомства с морской фауной.

Животные-рекордсмены (2 ч).

Интересные сведения о животных и их особенностях

Заключение (1 ч)

Что мы узнали и чему научились за год


3 год обучения (34 ч.)


1.Тайны за горизонтом (4 ч).

Атлантида – сказка или реальность. (2ч.) Что такое водопад? Как образовалось Чёрное и Каспийское моря? Что такое семь чудес света?

Практические работы с картой.


2. Жили-были динозавры... и не только они (5 ч).

Что такое ледниковый период? Как нашли ископаемого мамонта? Что такое меловые отложения? Голубые киты - миф или реальность? Что такое сухопутный крокодил?

Практическая работа: рассматривание окаменелостей.

Рекомендуемые внеурочные экскурсии: на геологическое обнажение для поиска окаменелостей, в палеонтологический или геологический музей.

3. Тайны камней (4 ч).

Дальмены – что это? Откуда взялись статуи на острове Пасха? Почему нефрит называют национальным камнем Китая? Откуда взялись алмазы?

Практические работы: рассматривание образцов (кремень, янтарь, каменная соль и т. д.).

Рекомендуемые внеурочные экскурсии: в геологический музей для ознакомления с разнообразием горных пород и минералов.

4 Загадки животного мира (5ч.)

Рассказы о жизни животных в лесу, их приспособленности к зимнему периоду в книгах В.Бианки, С. Чарушина, Н.Сладкова (3ч). Знакомство с обитателями Липецкого зоопарка - их жизнь зимой.

Рекомендуемые внеурочные экскурсии: заочное морское путешествие.

5. О чем шепчут деревья ? (3ч.)

Зимой и летом одним зеленым цветом красавица елочка. Есть колючие друзья у ели – сосна, кедр, лиственница. Как помочь дереву перезимовать?

6. Природа в нашем доме (6ч.)

Наблюдение за домашними животными, их правильным питанием и уходом. Мы в ответе за тех, кого приручили. Рассказы детей на основе наблюдений. Комнатные растения, домашние животные – им особое внимание, но не только! Борьба с « сорными» словами. Общение семьи с природой.

Практическая работа: составление именной книги – копилки с именами – кличками своих домашних питомцев.

  1. Человек – часть живой природы (6ч.)

Лекарственные растения края. Лесной календарь. Экологический светофором. Жалобная книга живой природы. Зеленая арифметика.

Практическая работа: изготовление книжек – малышек о природе.

Заключение (1 ч)

Что мы узнали и чему научились за год



4 год обучения (34 ч.)


Введение (1ч)

Раскрытые и нераскрытые загадки нашей планеты: обзор ос­новных тем курса. Романтика научного поиска, радость путеше­ствий и открытий.

1. Тайны за горизонтом (4 ч).

Географические открытия в древности. Путешествие Марко Поло. Открытие Америки. Экспедиции Д. Кука. Покорение Север­ного и Южного полюса. Открытия русских путешественников (А. Никитин, Н. М. Пржевальский).

Практические работы с картой.

2. Жили-были динозавры... и не только они (5 ч).

Движение материков. Древние материки: Пангея, Лавразия, Гондвана. Как изучают прошлое Земли. Картины развития жизни на на­шей планете: жизнь в древнем море, выход организмов на сушу, леса каменноугольного периода, эпоха динозавров, птицы и звери прошлого.

Практическая работа: рассматривание окаменелостей.

Рекомендуемые внеурочные экскурсии: на геологическое обна­жение для поиска окаменелостей, в палеонтологический или геоло­гический музей.

3. Тайны камней (4 ч).

Разнообразие камней. Кремень и его роль в жизни первобытного человека. Алмаз, его применение в ювелирном искусстве и технике, знаменитые бриллианты. Загадки янтаря и жемчуга. Обыкновенное чудо — соль.

Практические работы: рассматривание образцов (кремень, ян­тарь, каменная соль и т. д.).

Рекомендуемые внеурочные экскурсии: в геологический музей для ознакомления с разнообразием горных пород и минералов.

4. Загадки растений (5 ч).

История открытия удивительных растений: виктории-регии, раффлезии, сейшельской пальмы и др. Родина комнатных растений. Экзотические фрукты: ананас, банан, кокос, финики и др. История возделывания и замечательные свойства обычных овощей и фруктов. Интересные особенности и необычное применение рас­пространенных дикорастущих растений («дубовая каша», салат из одуванчиков, чай из иван-чая и т. д.).

Практические работы: рассматривание растений в гербариях, рассматривание овощей, фруктов и их муляжей, приготовление салатов и чая с использованием овощей и дикорастущих трав.

Рекомендуемые внеурочные экскурсии: в природу для знакомства с местной флорой, в ботанический сад для ознакомления с экзоти­ческими растениями.

5. Утконос и компания (3 ч).

История открытия удивительных животных: утконоса, комодского варана,, латимерии и др. Тайна озера Лох-Несс. Существует ли снежный человек? Загадки обычных животных («эхолокатор» ле­тучих мышей, способность голубя возвращаться домой, органы чувств кошки и т. д.).

Рекомендуемые внеурочные экскурсии: в зоопарк, зоологический музей для ознакомления с экзотическими животными.

6. Планета насекомых (4 ч).

Разнообразие и многочисленность насекомых, их роль в природе и жизни человека. Жуки. Дровосек-титан — самый крупный жук. Скарабей — священный жук древних египтян. Бабочки. Совка-агриппа — самая крупная бабочка.

Охрана насекомых.

Практические работы: рассматривание насекомых в коллекции.

Рекомендуемые внеурочные экскурсии: в краеведческий или зоологический музей для ознакомления с энтомологическими коллекциями.

7. Загадки под водой и под землей (6 ч).

Как изучают подводный мир. Киты, дельфины, акулы. История открытия гигантского кальмара. Морские цветы (актинии), звезды, ежи и другие живые «чудеса». Жизнь в темных глубинах океана. Загадочный мир пещер.

Рекомендуемые внеурочные экскурсии: в морской аквариум, дельфинарий, зоологический музей для знакомства с морской фауной.

8. Что такое НЛО? (1 ч).

Загадки НЛО: свидетельства, сомнения, предположения.

Заключение (1 ч)

Что мы узнали и чему научились за год



Краткий перечень материалов («Условия реализации программы», «Управление программой).

Не менее значимым при развитии здоровьесберегающей среды учреждения является состояние и перспективы обогащения материально-технической базы наглядными пособиями, техническими средствами обучения, а также обеспечение и поддержка состояния экологической комфортности среды школьных помещений, в которых дети проводят значительную часть дня.

Для реализации программы «Планета загадок» необходима материально-техническая база:

  • Учебные пособия:

1.Географическая карта России и мира;

2.Изобразительные наглядные пособия (рисунки, схематические рисунки, схемы, таблицы).

3. Эциклопедии.

  • Оборудование для демонстрации мультимедийных презентаций: компьютер, мультимедийный проектор, DVD, и др.


Подобная связь содержания программы внеурочной деятельности с учебной деятельностью обеспечивает единство учебной и внеучебной деятельности, что позволит сформировать у обучающихся не только мотивацию на изучение нового, а будет способствовать формированию познавательной активности, исследовательской и поисковой деятельности.

Занятия проводятся в учебном кабинете, закрепленном за классом, приветствуется проведение занятий в специально оборудованном учебном кабинете, а также на свежем воздухе. Курс может вести как классный руководитель, так и любой другой учитель начальных классов.



















Список рекомендованной литературы.

Список литературы для учителя:

1. Алтынов П.И. Краткий справочник школьника. – М.: Дрофа.

2. Бантов М.А., Бельтюкова Г.В., Волкова С.И. и др. Школа России. Концепция и программы для начальных классов. - М.: Просвещение.

3.Дмитриева О.И., Мокрушина О.А. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир», 1 класс. – М.: Вако.

4.Иллюстративная энциклопедия школьника «Мир живой природы». М.

5. Плешаков А.А. Мир вокруг нас. – М.: Просвещение.

6. Чиварди Э., Рут Томсон. Обо всём на свете от А до Я. – М.: Махаон.

7. Шойгу С.К. Чрезвычайные ситуации. Энциклопедия школьника. – Москва.



Список литературы для учащихся:

1. Большая иллюстрированная энциклопедия школьника. – М.: Махаон.

2. Грушко Ю.А. Энциклопедия знаменитых россиян. – М.: Диадемапресс.

3. Женевьев Варно. Животные. Моя первая энциклопедия. – ЗАО ОМЕГА.

4. Чиварди Э., Рут Томсон. Обо всём на свете от А до Я. – М.: Махаон.

























Учебно – тематический план 1 год.


Перечень тем

Количество часов по теме

1.

Введение

1

2.

Тайны за горизонтом

4

3.

Жили-были динозавры… и не только они

5

4.

Тайны камней

4

5.

Загадки растений

5

6.

Эти удивительные животные

3

7.

Планета насекомых

4

8.

Загадки под водой и под землёй

6

9.

Растения- рекордсмены

1





































Календарно – тематический план

п/п

Дата

Тема занятия

1.

07.09

Введение

2.

14.09

Какой остров самый большой в мире?

3.

21.09

Существует ли остров похожий на блюдце?

4.

28.09

Какая страна самая маленькая в мире?

5.

05.10

Как древние находили путь?

6.

12.10

Существовали ли драконы на самом деле?

7.

19.10

Персонажи сказок

8.

26.10

Почему люди не летают?

9.

09.11

Крокодилы. Какое животное первым появилось на суше?

10.

16.11

Как черепахи дышат под водой?

11.

23.11

Когда были открыты драгоценные камни?

12.

30.11

Что такое песок?

13.

07.12

Малахитовая шкатулка. Чем знаменит малахит?

14.

14.12

Как образуется золото?

15.

21.12

История открытия удивительных растений: поиск съедобных растений.

16.

18.01

Хлебное дерево. Зачем деревьям кора? Железное дерево.

17.

25.01

Где растут орехи? (Практическая работа через сравнение)

18.

01.02

Почему крапива жжется?

19.

08.02

Как растёт банановое дерево?

20.

15.02

Потомки волка. Чутьё обычное… и чуть особое.

21.

22.02

«Нюх» на землетрясения.

22.

29.02

Кошки во времена прошлые. Все ли кошки мурлыкают?

23.

07.03

Разнообразие и многочисленность насекомых, их роль в природе и жизни человека.

24.

14.03

Чем питается бабочка? Бабочки – путешественники.

25.

21.03

Как пауки плетут свою паутину? Что происходит с пчёлами зимой?

26.

04.04

Правда ли что у многоножки сто ног? Охрана насекомых.

27.

11.04

Как изучают подводный мир. Что находится на морском дне?

28.

18.04

Что можно найти на морском берегу?

29.

25.04

Есть ли глаза у морской звезды?

30.

02.05

Что такое каракатица?

31.

16.05

Каково происхождение золотой рыбки?

32.

23.05

Почему майские жуки забираются в землю?

33

30.05

Растения – рекордсмены.





Учебно – тематический план 2 год.


Перечень тем

Количество часов по теме

1.

Тайны за горизонтом

4

2.

Жили-были динозавры… и не только они

5

3.

Тайны камней

4

4.

Загадки растений

5

5.

Эти удивительные животные

3

6.

Планета насекомых

4

7.

Загадки под водой и под землёй

6

8.

Животные - рекордсмены

2

9.

Заключение

1





































Календарно – тематический план

п/п

Дата

Тема занятия

1.

02.09

Кто открыл Австралию? Практическая работа с картой.

2.

09.09

Существует ли жизнь в Антарктиде? Практическая работа с картой.

3.

16.09

Как образовались Гавайские острова? Практическая работа с картой.

4.

23.09

Где родина фигового дерева? Практическая работа с картой.

5.

30.09

Голубые лягушки. Когда появились первые рептилии?

6.

07.10

Какими были первые рыбы?

7.

14.10

Как улитка строит свой панцирь?

8.

21.10

Где живут «карманные динозавры?»

9.

28.10

Виртуальная экскурсия в палеонтологический музей.

10.

11.11

Разнообразие камней. Виртуальная экскурсия в геологический музей.

11.

18.11

Что такое коралловый остров?

12.

25.11

Где находится самая большая и самая глубокая пещера?

13.

02.12

Сады камней. Практическая работа: рассматривание образцов (кремень, ян­тарь, каменная соль и т. д.).

14.

09.12

Растения -путешественники?(Что такое эвкалипт?)

15.

16.12

Кактусы. Эдельвейс, водяной орех, сон-трава, кув­шинка белая, купальница европейская, ландыш, колокольчики и др.

16.

23.12

Лекарственные растения (например, валериана, плаун, пижма, подорожник, тысячелистник, пастушья сумка, птичья гречишка), их важнейшие свойства, правила сбора. Охрана лекарственных растений.

17.

13.01

Почему оливу называют деревом мира?

18.

20.01

Экскурсия в природу для знакомства с местной флорой.

19.

27.01

«Речные лошади»(бегемоты, среда их обитания.)

20.

03.02

Выхухоль. Красная книга Смоленской области.

21.

10.02

Разумные дельфины.

22.

17.02

Обладают ли кузнечики слухом?

23.

24.02

Почему комар считается злейшим врагом человека?

24.

03.03

Муравьи и их квартиранты.

25.

10.03

Какие из бабочек имеют хвостики и крылышки?

26.

17.03

Что такое ракушка-прилипала?

27.

24.03

Как передвигается осьминог?

28.

07.04

Что такое насекомоядные растения?

29.

14.04

Что называют гейзерами? Почему вода в гейзерах горячая?

30.

21.04

Может ли вода течь в гору?

31.

28.04

Почему некоторые животные выглядят как растения?

32.

05.05

Интересные сведения о животных и их особенностях.

33.

12.05

Интересные сведения о животных и их особенностях.

34.

19.05

Что мы узнали и чему научились за год.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!