СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Смотрю на мир глазами художника»

Нажмите, чтобы узнать подробности

       Рабочая программа кружка «Смотрю на мир глазами художника» для внеурочной деятельности разработана на основе авторской программы  Е. И. Коротеевой  («Примерные программы внеурочной деятельности». Начальное и основное образование -М., «Просвещение», 2011).

            Цель программы состоит в том, чтобы дать возможность детям проявить себя, творчески раскрыться в области изобразительного искусства.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по внеурочной деятельности «Смотрю на мир глазами художника»»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Новосклюихинская средняя общеобразовательная школа»




Рассмотрено: Утверждаю:

На заседании ШМО Директор школы:
учителей начальных классов Тишкина О.В.
Протокол № 1 от Приказ № 149 от

27.08.2015 г. 31.08.201 г.










РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по внеурочной деятельности

«смотрю на мир глазами художника»

Направление: общекультурное

(художественно-эстетическое)

для 1 класса

на 2015-2016 учебный год






Составитель: Фетисова Т. А.

квалификационная категория: высшая






с. Новосклюиха, 2015

Содержание

Стр.


  1. Пояснительная записка ……………………………………………………………….. 3

  2. Структура предмета … ………………………………………………………….. 6

  3. Календарно – тематическое планирование …………….. ………………………….. 10

  4. Планируемые образовательные результаты обучающихся.……………………….. 16

  5. Материально–техническое и учебно – методическое обеспечение образовательного процесса………………………………………………………………………………… 17

  6. Лист внесения изменений в рабочую программу……………………... ……………. 19




































Пояснительная записка

Нормативно – правовая основа рабочей программы

  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (Приказ №373 от 06.10.2009 Минобрнауки РФ)

  • Программа развития МБОУ «Новосклюихинская СОШ» на 2011 -15 гг.

  • ООП МБОУ «Новосклюихинская СОШ» (Приказ от 28.08.2015 №145)

  • Положение о рабочей программе по внеурочной деятельности МБОУ «Новосклюихинская СОШ» (Приказ от 11.02.2015 №5)

  • Годовой календарный учебный график на 2016-2016 уч. год (Приказ №144 от 28.08.2015)


Рабочая программа кружка «Смотрю на мир глазами художника» для внеурочной деятельности разработана на основе авторской программы Е. И. Коротеевой («Примерные программы внеурочной деятельности». Начальное и основное образование -М., «Просвещение», 2011).

Цель программы состоит в том, чтобы дать возможность детям проявить себя, творчески раскрыться в области изобразительного искусства.

Задачи:

  • Развивать природные задатки и способности, помогающие достижению в данном виде искусства;

  • Научить видеть, понимать и анализировать произведения искусства;

  • Научить правильно использовать термины, формулировать определения понятий, используемых в опыте мастеров искусства.

Программа «Смотрю на мир глазами художника» рассчитана на учащихся начальной школы, увлекающихся изобразительным искусством и художественно- творческой деятельностью.

Задания направлены на освоение языка художественной выразительности станкового искусства (живопись, графика, скульптура), а также языка декоративно-прикладного искусства (аппликация, декоративные композиции из скульптурного материала) и бумажной пластики. Кроме этого предполагается творческая работа с природными материалами.

Программа поможет решить различные учебные задачи:

-освоение детьми основных правил изображения;

-овладение материалами и инструментами изобразительной деятельности;

-развитие стремления к общению с искусством;

воспитательные задачи:

-формирование эстетического отношения к красоте окружающего мира;

-развитие умения контактировать со сверстниками в творческой деятельности;

-формирование чувства радости от результатов индивидуальной и коллективной деятельности;

творческие задачи:

-умение осознанно использовать образно-выразительные средства для решения творческой задачи;

-развитие стремления к творческой самореализации средствами художественной деятельности.

Формы организации внеурочной деятельности.

Форма организации работы по программе в основном – коллективная, а также используется групповая и индивидуальная формы работы.

Теоретические занятия

 Беседа

 Сообщения

 Встречи с интересными людьми

 Просмотр и обсуждение видеоматериала


Практические занятия

 Творческие конкурсы

 Выставки декоративно-прикладного искусства

 Коллективные творческие дела

 Соревнования

 Викторины

 Интеллектуально-познавательные игры

 Акции благотворительности, милосердия

 Творческие проекты, презентации


Занятия проходят во внеурочное время один раз в неделю. Продолжительность занятий строится из расчета 34 часа (по одному часа в неделю). Итоги занятий могут быть подведены в форме отчетной выставки.

В результате изучения курса «Смотрю на мир глазами художника» в начальной школе должны быть достигнуты определенные результаты.

Планируемые результаты реализации программы:

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета по программе «Мир глазами художника»:

— чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;

— уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;

— понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;

— сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;

— сформированность эстетических потребностей (потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности), ценностей и чувств;

— овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;

— умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:

— освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

— овладение умением творческого видения с позиций художника, т. е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;

— освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

— овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;

— использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов, отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.;

— умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;

— осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.


Предметные результаты освоения изобразительного искусства проявляются в следующем:


в познавательной сфере - понимание значения искусства в жизни человека и общества; восприятие и характеристика художественных образов, представленных в произведениях искусства; умение различать основные виды и жанры пластических искусств, характеризовать их специфику; сформированность представлений о ведущих музеях России и художественных музеях своего региона;


в ценностно-эстетической сфере - умение различать и передавать в художественно-творческой "деятельности характер, эмоциональное состояние и свое отношение к природе, чело веку, обществу; осознание общечеловеческих ценностей, выраженных в главных темах искусства, и отражение их в собственной художественной деятельности; умение эмоционально оценивать шедевры русского и мирового искусства (в пределах изученного); проявление устойчивого интереса к художественным традициям своего и других народов;


в коммуникативной сфере - способность высказывать суждения о художественных особенностях произведений, изображающих природу и человека в различных эмоциональных со стояниях; умение обсуждать коллективные результаты художественно – творческой деятельности;


в трудовой сфере - умение использовать различные материалы и средства художественной выразительности для передачи замысла в собственной художественной деятельности; моделирование новых образов путем трансформации известных.






Структура предмета


Наименование разделов,

блоков, тем

Всего, час

Количество часов

Характеристика деятельности обучающихся

аудиторные

внеуадиторные

1

Живопись

11

2

9

Овладевать первичными живописными навыками

Учиться различать и сравнивать темные и светлые оттенки цвета и тона

Осваивать способ насыщения цвета серой краской

Создавать живописными материалами пейзажи

2

Графика

10

2

8

Осваивать вырази­тельность графической неразомкнутой линии, развивать дина­мику руки . Рас­ширять представления о контрасте толстой и тонкой линии. Продолжать осваивать разный нажим на мягкий графичес­кий материал (карандаш) с целью получения тонового пятна. Познакомить с графическими материала­ми — углём, сангиной, мелом и со спецификой работы с ними в различных сочетаниях. Развивать навыки работы с цветными карандашами. Закреплять представлений о значении ритма, контраста тёмного и светлого пятен в созда­нии графического образа.

3

Скульптура

3

1

2

Овладевать навыками использования приёмов работы (защипление, заминание, вдавли­вание и т.д.) со скульптурными материалами — глиной и пластилином.

Изучать приемы передачи в объёмной форме.

4

Аппликация

4

1

3

Осваивать технику обрывной аппликации, правила работы с ножницами, использовать прием симметрии, создавать композицию по образцу или собственному замыслу.

5

Бумажная пластика

3

1

2

Использовать приемы силуэтного вырезания формы

Осваивать способ получения объёма с помощью бумаги.

6

Работа с природными мате­риалами

2

1

1

Осваивать приемы соединения природных материалов при помощи пластилина. Составлять композицию их природных материалов.

7

Организация и обсуждение выставки детских работ

1


1



итого

35

9

26



Содержание курса

  1. Живопись.

Углубление знаний об основных и составных цветах, о теплых и холодных, о контрасте теплых и холодных цветов. Расширение опыта получения эмоционального изменения цвета путем насыщения его ахроматической шкалой (насыщение цвета белой и черной краской). Осваивается способ насыщения цвета серой краской, и дети знакомятся с эмоциональной выразительностью глухих цветов..

Практическая работа: изображение пейзажей, выразительных объектов природы, цветов, камней, сказочных персонажей.

2. Графика.

Продолжение освоения выразительности графической неразомкнутой линии, развитие динамики руки (проведение пластичных, свободных линий). Расширение представлений о контрасте толстой и тонкой линий. Продолжение освоения разного нажима на мягкий графический материал (карандаш) с целью получения тонового пятна. Кроме этого, знакомство с другими графическими материалами – углем, сангиной, мелом и со спецификой работы с ними в различных сочетаниях. Знакомство с техникой рисования цветными карандашами. Закрепление представлений о значении ритма, контраста темного и светлого пятен в создании графического образа.

Практическая работа: изображение животных и птиц, портрет человека, предметов быта.

3. Скульптура.

Развитие навыка использования основных приемов работы (защипление, заминание, вдавливание и т. д.) со скульптурными материалами – глиной и пластилином. Работа с пластикой плоской формы (изображение листьев), изучение приемов передачи в объемной форме фактуры.

Практическая работа: лепка листьев, объемных форм (ваз), сказочных персонажей.

  1. Аппликация.

Развитие навыка использования техники обрывной аппликации, навыка работы с ножницами и получения симметричных форм. Особое внимание уделяется работе с готовыми эталонами двух или трех цветовых гамм.

Практическая работа: изображение пейзажей, архитектурных сооружений, овощей, фруктов.

  1. Бумажная пластика.

Знакомство с выразительностью силуэтного вырезания формы, при котором в создании художественного образа участвует как вырезанный белый силуэт, так и образовавшаяся после вырезания дырка. Углубление представлений о получении объема с помощью мятой бумаги.

Практическая работа: изображение природных объектов (деревьев, кустов), отдельных фигурок.

6. Работа с природными материалами.

Разнообразие природных материалов расширяется введением в работу скорлупок грецких орехов, молодых побегов, шишек, косточек, семян и т.д.

Практическая работа: изображение домиков в лесу, флота с парусами, уголков природы и других сюжетов (по выбору детей).

7. Организация и обсуждение выставки детских работ.

При организации выставки педагог активизирует общение детей, чтобы они могли воспроизвести темы заданий и вспомнили то новое, что они узнали на занятиях.



Календарно-тематический планирование


Раздел программы

Тема урока

Основное содержание

Дата по плану

Дата по факту

Кол-во часов

1-2

Живопись (11ч.)

Создание выразительных объектов природы.

Рисование пейзажа «Золотая осень»


Углубление знаний об основных и составных цветах, о теплых и холодных



2 ч.

3-4


Цвет – основа языка живописи. Основные и составные цвета.

«Радуга и праздник красок».

Основные и составные цвета.



2 ч.

5


Теплые и холодные цвета.

«Цветы и бабочки»

Теплые и холодные, контраст теплых и холодных цветов



1 ч.

6


Теплые и холодные цвета.

«Подводный мир»

Теплые и холодные, контраст теплых и холодных цветов



1 ч.

7


Выполнение упражнений с изменением цвета путем насыщения его ахроматической шкалой (насыщение цвета белой и черной краской). Волшебное мороженое.


Расширение опыта получения эмоционального изменения цвета путем насыщения его ахроматической шкалой



1 ч.

8


Контрастные цвета.

«Мы – строили. Домики» (рисование фантастических зданий, построенных и составленных из геометрических фигур.).

Контраст теплых и холодных цветов



1 ч.

9


"Пейзаж. Состояние природы" (мазок в живописи). Изображение пейзажа с ярко выраженным настроением.

Расширение опыта получения эмоционального изменения цвета



1 ч.

10


"Цветовушка". Красочный отпечаток. Нарисовать увиденное, домыслить изображение.



Нарисовать увиденное, домыслить изображение



1 ч.

11


«Живая капля". Сделать каплю причудливой формы, дорисовать и придумать название.





1 ч.

12

Графика (10ч.)

Линия – основа языка рисунка. Изображение птиц.


Освоения выразительности графической неразомкнутой линии, проведение пластичных, свободных линий.





1 ч.

13


Контраст толстой и тонкой линии.

Изображение животных

Контраст толстой и тонкой линии



1 ч.

14-15


Тоновые пятна.

Тоновой рисунок натюрморта из предметов быта.

Освоения разного нажима на мягкий графический материал (карандаш) с целью получения тонового пятна



2 ч.

16


Приемы работы цветными карандашами

Рисование сказочного дерева.

Знакомство с техникой рисования цветными карандашами.



1 ч.

17-18


Композиция в графике «Встреча муравья с фантастическим насекомым»

Закрепление представлений о значении ритма, контраста темного и светлого пятен в создании графического образа.



2 ч.

19-20


Приемы работы цветными карандашами. Натюрморт «Ваза и стакан»

Техника рисования цветными карандашами.



2 ч.

21


Контраст темных и светлых пятен в графическом образе. Портрет друга.

Контраст темных и светлых пятен



1 ч.

22

Скульптура

( 3ч.)


Основные приемы работы с пластилином. Лепка листьев.



Основные приемы работы (защипление, заминание, вдавливание) со скульптурным материалом – пластилином. Работа с пластикой плоской формы.



1 ч.

23


Приемы передачи в объемной форме фактуры. Лепка ваз.

Изучение приемов передачи в объемной форме фактуры





1 ч.

24


Лепка сказочных персонажей к сказке «Заюшкина избушка»



Развитие навыка использования основных приемов работы (защипление, заминание, вдавливание и т. д.) со скульптурными материалами – глиной и пластилином.



1 ч.

25

Аппликация (4ч.)


Из истории аппликации. Обрывная аппликация «Овощи и фрукты»

Развитие навыка использования техники обрывной аппликации



1 ч.

26


Симметричное вырезание из бумаги. Коллективная аппликация «Лесная полянка»

Работа с ножницами и получения симметричных форм



1 ч.

27


Создание орнаментов и узоров из различной бумаги. Букет для сказочного героя.

Работа с ножницами и получения симметричных форм



1 ч.

28


Объемная аппликация «Кувшинки»

Способы выполнения объемной аппликации.



1ч.

29

Бумажная пластика (3ч.)

Из истории оригами. Котенок и щенок.




1 ч.

30


Игрушки - небывальщины

Знакомство с выразительностью силуэтного вырезания формы



1 ч.

31


Мозаика из газетных комков «Барашек»

Углубление представлений о получении объема с помощью мятой бумаги.




1 ч.

32

Работа с природным материалом (2ч.)

Композиция из шишек, листьев, веточек «На лесной поляне»

Разнообразие природных материалов



1 ч.

33


Композиция из скорлупы «Флот под парусами»

Разнообразие природных материалов



1 ч.

34

Организация и обсуждение

выставки детских работ

(1 ч.)


Выставка детских работ


Организация и обсуждение выставки детских работ



1 ч.



Материально–техническое и учебно – методическое обеспечение образовательного процесса

Оборудование:


  • Учебные столы.

  • Доска большая универсальная ( с возможностью магнитного крепления).

  • Мультимедийный проектор.

  • Компьютер.

  • Экран.

  • Фотоаппарат цифровой «Олимпус»

  • Картины – репродукции «Государственная Третьяковская галерея» № 1, 2, 3

  • Таблицы по ИЗО 1-4 класс

  • Таблицы «Русская игрушка»

  • Таблицы «Мастера Палеха»

  • Таблицы «Золотая Хохлома»

  • Таблицы «Игрушки Крутца»

  • Репродукции произведений изобразительного искусства, методические рисунки, детские работы как примеры выполнения творческих заданий, музыка для релаксации.


Цифровые образовательные ресурсы (Диски CD) :

  • CD «Затерянная мелодия».

  • CD «Рисуем сказку».

  • Электронный образовательный курс « Окружающий мир в произведениях живописи»




Литература:

1. Н. Баттершилл «Учитесь рисовать пейзаж». Минск, « Попурри», 2002

2.С.Д. Левин «Беседы с юным художником». М., «Советский художник», 1988

3.А. Мильборн «Как научиться рисовать животных». Москва, РОСМЭН, 2002


4.Б.М. Неменский «Изобразительное искусство и художественный труд». Книга для учителя. М., «Просвещение», 2004


5.Э. Норминг «Объёмный рисунок и перспектива». М., ЭКСМО, 2004


6. Н.Н. Ростовцев «Учебный рисунок» М., «Просвещение», 1995


7. Сервер Ф.А. «Акварель для начинающих» М., АСТ – Астрель, 2004


8. Н.А. Цирульник «Технология. Умные руки». М. «Учебная литература», 2007

Абрамова М.А. Беседы и дидактические игры на уроках по изобразительному искусству: 1-4кл / М.А. Абрамова. – М.: ВЛАДОС, 2003.

9. Буткевич Л.М. История орнамента: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Л.М. Буткевич. – М.: ВЛАДОС, 2003.

10. Вакуленко Е.Г. Народное декоративно-прикладное искусство: теория, история, практика / Е.Г. Вакуленко. – Ростов н/Д: Феникс, 2007.

11.Варавва Л.В. Декоративно-прикладное искусство. Современная энциклопедия / Л.В. Варавва. – Ростов н/Д., 2007.

12.Жемчугова П.П. Изобразительное искусство / П.П. Жемчугова. – СПб.: «Литера», 2006.

13.Живой мир искусства: программа полихудожественного развития школьников 1-4 классов. – М., 1998.

14.Комарова Т.С. как научить ребенка рисовать Т.С. Комарова. – М.: Столетие, 1998.

15. Кузин В.С. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальных классах: учеб. пособие для учащихся пед. уч-щ. / В.С. Кузин. – М.: Просвещение, 1984.

16. Кузин В.С. Методика преподавания изобразительного искусства в 1-3 классах: Пособие для учителя / В.С. Кузин. – М.: Просвещение, 1979.

17.Кузин В.С. Изобразительное искусство. 1кл.: книга для учителя / В.С. Кузин. – М.: Дрофа, 2004.



18.Кузин В.С., Кубышкина В.И. Изобразительное искусство (1-4 классы) / В.С. Кузин. – М., 2005.

19.Неменская Л.А. Под ред. Неменского Б.М. Искусство и ты. 2 класс. – М., 2005.

20.Неменский Б.М. Мудрость красоты / Б.М. Неменский. – М.: Просвещение, 1987.

21.Савенкова Л.Г. изобразительное искусство: 1-4 классы: методическое пособие для учителя / Л.Г. Савенкова, Н.В. Богданова. – М.: Вентана-Граф. 2008.

Для родителей и обучающихся.

  1. Варавва Л.В. Декоративно-прикладное искусство. Современная энциклопедия / Л.В. Варавва. – Ростов н/Д., 2007.

  2. Искусство (Малая детская энциклопедия) / сост. К. Люцис. – М.: Русское энциклопедическое товарищество, 2001.

  3. Маккэлэм Г.Л. 4000 мотивов: цветы и растения: справочник / Г.Л. Маккэлэм. – М.: АСТ: Астрель, 2006.

  4. Энциклопедический словарь юного художника. – М.: Педагогика, 1983.

Лист внесения изменений в рабочую программу


Дата урока по плану

Дата проведения по факту

Содержание корректировки

(тема урока)

Обоснование проведения корректировки

Реквизиты документа (дата и

№ приказа)

Подпись заместителя директора по УВР


















































































3




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!