СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Рефлексивная деятельность"

Нажмите, чтобы узнать подробности

программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС. 

Цель: формирование контрольно-оценочной самостоятельности младших школьников, закладывающей основы учебной самостоятельности школьников (основы умения учиться).

 Главной задачей учителя является научить учеников самостоятельно оценивать свой труд, так как формирование самооценки, а именно адекватной – залог успешности ученика.

Просмотр содержимого документа
«рабочая программа по внеурочной деятельности "Рефлексивная деятельность"»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

основная общеобразовательная школа с. Котиково

Вяземского муниципального района Хабаровского края









Рассмотрено: Утверждаю:

На заседании педагогического совета директор

От 28 августа 2015г.протокол №1 Салиновская Е.В.

Приказ № 124 от 01.09.15г.








РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по внеурочной деятельности

«Рефлексивная деятельность»

1- 4 класс




Разработчик:

Демиденко В.М.






2015-2016







Программа составлена на основе ФГОС НОО

Программа рассчитана на 135 часов(1кл. -33ч., 2,3,4кл.- 34ч.), 1 час в неделю

Ребёнок, не познавший радости труда в учении, не переживший гордости от того, что трудности преодолены, глубоко несчастен… Интерес к учению появляется только тогда, когда есть вдохновение, рождающееся от успеха в овладении знаниями; без вдохновения учение превращается для детей в тягость» В.А. Сухомлинский Одной из важных задач педагогической деятельности учителя и существенной составляющей процесса обучения является оценка учебных достижений младших школьников. Этот компонент, наряду с другими компонентами учебно-воспитательного процесса должен соответствовать современным требованиям педагогической науки и отражать основные приоритеты и цели образования в первом звене школы.

Перенос акцента с предметных знаний, умений и навыков на общеучебные умения, на развитие самостоятельности учебных действий повлёк за собой изменение системы оценивания. Оцениванию подвергаются теперь не только учебные достижения, но и творчество, и личная инициатива ребёнка во всех сферах школьной жизни. Для этого необходимо перейти на такую систему оценивания учебных достижений школьников, которая требует отказа от отметки, а оценку делает более доступной и содержательной. В такой системе обучения приоритетной становится самооценка как результат оценочной деятельности ученика. Данный подход к оцениванию позволяет устранить негативные моменты в обучении, способствует индивидуализации учебного процесса, повышению учебной мотивации, сохранению и укреплению здоровья


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Цель программы: формирование контрольно – оценочной самостоятельности младших школьников, закладывающей основы учебной самостоятельности школьников (основы умения учиться).

  Главная задача учителя – научить учеников  самостоятельно оценивать свой труд, так как формирование самооценки, а именно адекватной  - залог успешности ученика. Каждый школьник должен пройти все этапы оценочной деятельности, для того, чтобы осознать, что нужно оценивать, как оценивать, зачем оценивать, какие формы оценок существуют.

Задачи:

- самооценка ученика должна предшествовать учительской оценке.

для оценивания (самооценивания), особенно для первоклассников, должны выбираться только те задания, где неизбежна субъективность оценки (например, красота, аккуратность выполнения работы).

- оцениваться должны только достижения учащихся, предъявленные самими детьми для оценки, с опорой на правило «добавлять, а не вычитать». Ребёнок должен иметь возможность сам выбирать  ту часть работы, которую он хочет сегодня предъявить учителю (или сверстникам) для оценки. Он сам может назначать критерий оценивания. Фактически оцениваются в первую очередь индивидуальные достижения учащихся, различные у всех.

- содержательное (само)оценивание должно быть неотрывно от умения себя контролировать. На первых этапах обучения контрольные  действия учащихся производятся после сопоставления оценки учителя и оценки ребёнка. Несовпадение этих оценок создаёт условия для постановки специальной задачи для учащихся - контроля для своих действий (а не просто достижение  результата). Кроме этого необходимо предусмотреть особые задания, обучающие ребёнка сличать свои действия с образцом.

- учащиеся должны иметь право на самостоятельный выбор сложности контролируемых  заданий, сложности  и объёма домашних заданий. При обучении необходимо постепенно вводить средства, позволяющие самому ребёнку и его родителям прослеживать динамику учебной успешности, давать относительные, а не только абсолютные оценки (графики скорости чтения,  количество ошибок в диктанте в оценочных  листах учащихся,  тетради «Мои достижения»)

-   учащиеся должны иметь право на сомнение и незнание, которые оформляются в классе и дома особым образом. Для этого можно вводить специально организованное место в пространстве класса: «Место сомнений», в противовес этому месту может быть «Место на оценку». Могут вводиться специальные знаки, использование которых высоко оценивается учителем. Создаётся система заданий, специально направленных на обучение ребёнка отделять известное от неизвестного.

- для итоговой аттестации  учащихся должна использоваться накопительная система оценок.  Данный принцип оценивания связан прежде всего с освоением западной технологии «учебное портфолио». При такой системе накапливаются не отметки за работы учащихся, а содержательная информация о них и даже сами работы  в рамках определённых     информативных технологий.

Содержание программы:

Оценивание достижений происходит не в сравнении с другими, а с самим собой, сегодняшний результат с предыдущим, где поощряется любое незначительное достижение.

Самооценивание – как один из компонентов деятельности. Самооценка не связана с выставлением отметок, а связана с процедурой оценивания себя. Самооценивание меньше всего связано  с выставлением баллов, в большей мере с характеристикой выполнения задания. Преимущество самооценки заключается в том, что она позволяет увидеть ученику свои слабые и сильные стороны. На основе рефлексивной деятельности ребёнок пытается выстроить свою собственную программу развития.

 Формирование оценочной самостоятельности  начинается  с первых дней пребывания  ребёнка в школе, с разъяснения смысла однокоренных слов – «цена» и «оценка». Организовывая наблюдения за природой и за предметами, сделанными руками человека, за действиями и поступками людей, можно подвести детей к пониманию того, что всё на свете имеет «цену». Поскольку первоклассник в силу возрастных особенностей не готов серьёзным размышлениям и мир воспринимает душой и глазами, начинается работа с описания зримого и чувственного образа.

Обучаясь в первом классе учащиеся  приобретают следующие умения:

  •  оценивать свою работу по заданным учителям критериям с помощью «Волшебных линеечек», цветовой радуги и т.д.

  • соотносить свою оценку с оценкой учителя;

  • договариваться о выборе образца для сопоставления работ;

  • обнаруживать совпадение и различие своих действий с  образцом.

На первых уроках работая  над этим можно выяснить, какой элемент в написании буквы у детей не получается и почему, что необходимо сделать, чтобы добиться соответствия образцу.  Необходимо обсудить, что даёт красиво выполненная работа самому себе.  Напоминать о том, что все работы нужно делать аккуратно, чисто и в соответствии с образцом. Итак, вырабатывается первый критерий аккуратность. После выполнения предложенного задания ученик может зафиксировать на полях тетради мнение о красоте своей работы. Затем в совместной деятельности вырабатываются другие понятные детям критерии для оценки устных ответов и письменных работ. Каждый раз ученики совершенствуются в умении оценивать свою работу, ищут причины, которые пока не позволяют достичь желаемого результата.  Таким образом, первоклассники оценивают свою работу, как сумму многих умений, каждое из которых имеет свой критерий оценивания.

Составляется план совместных действий, определяется    последовательность. После завершения работы идёт самопроверка, где ребёнок учится контролировать самого себя. На полях  тетради фиксирует знаком, символом  результат выполнения задания. Проверив работу, учитель может согласиться или не согласиться с поставленной ребёнком оценкой. При таком несовпадении идёт  разъяснительная работа с учащимся. Ошибки, исправленные детьми, считаются их достоинством, так как в большинстве случаев своих ошибок дети не видят. Особое внимание необходимо уделять и взаимооценке. Оценка одноклассника воспринимается как более конкретная, деловая. Негативная оценка вовсе не означает, что ты плохой ученик, а лишь фиксирует сам факт ошибки. Одноклассники говорят, что и как нужно сделать, дают рекомендации. При этом у ребёнка всегда есть право выбора: отказаться от оценки одноклассника, не согласиться с ней или, наоборот, согласиться. 

  Систематическое вовлечение детей в оценочную деятельность даёт возможность формировать адекватную самооценку, поскольку, оценивая ответ других, он оценивает относительно себя.

Первый и второй этап формирования оценочной самостоятельности целесообразно развернуть в III классах. Критерием того, что первые два этапа становления оценочной самостоятельности завершены, может служить умение учащихся по выработанным критериям произвести оценку своей работы, соотнести её с оценкой учителя.


  Приемы оценочной деятельности, используемые на уроке при безотметочном обучении.


      Лесенка ученики на ступеньках лесенки отмечают как усвоили материал: нижняя ступенька - не понял, вторая ступенька- требуется небольшая помощь или коррекция, верхняя ступенька – ребёнок хорошо усвоил материал и работу может выполнить самостоятельно.


      Волшебная линеечка на полях тетрадей чертят шкалы и отмечают крестиком, на каком уровне, по их мнению, выполнена работа. При проверке учитель, если согласен с оценкой ученика, обводит крестик, если  нет, то чертит свой крестик ниже или выше


      Светофор оценивание  выполнения  заданий с помощью цветовых сигналов: красный – я умею сам, жёлтый – я умею, но не уверен, зелёный – нужна помощь.


      Символы Фиксация оценки производится следующим образом:

+ - ученик хорошо знает материал, умеет использовать знания в нестандартной ситуации %

            - ученик знает материал, но применяет знания по образцу в нестандартной ситуации;

             -  ученик испытывает затруднения в выполнении задания;

          -  - ученик не знает материал и не справляется с заданием;

(+ - согласен,   ? –предлагаю повторить материал,   !-  поработаем ещё раз вместе)

      Словесное оценивание устным ответам учитель даёт словесную оценку: если очень хорошо - «Умница!», «Молодец!», «Отлично!»,  если есть маленькие недочёты – «Хорошо» и т.д.

Освоение конкретных ЗУНов по предметам отслеживается  с помощью следующих документов:


      Листы учебных достижений. 


Цель: отследить уровень продвижения учащихся в освоении ЗУНов.  При создании данных листов учитывалась программа и требования к обязательному минимуму содержания образования. Предназначен для ученика и заполняется в 1-2 классах совместно с учителем, в 3-4 классах – самостоятельно, после выполнения самостоятельных работ.  Рассчитан на четверть и имеется по каждому предмету.


      Лист рубежного контроля. Цель этой формы учёта - показать результат письменных работ по всем образовательным областям. В них находят отражение количества баллов, полученных каждым учеником за выполнение заданий, и их процентное соотношение с требованиями, предъявляемыми к заданиям.


      Журнал учёта учебных достижений. В нём фиксируются результаты изучения каждым учеником основных разделов учебной программы. Данный журнал рассчитан на четыре года обучения.  При таком отслеживании результатов учитель видит затруднения каждого ученика, планирует дальнейшую коррекционную работу. В этом же журнале имеются странички для каждого ученика, где фиксируются результаты наблюдений, которые учитель делает в течение года


      Дневник первоклассника


      Тетрадь открытий -  одна из форм для оценки творчества и инициативы ребёнка во всех сферах школьной жизни. В «Тетради открытий» помещаются  творческие работы ученика, его интересные вопросы, гипотезы, версии, мнения, выводы о чём – либо.


      Тетрадь «Что я знаю и умею». Такая тетрадь есть у каждого ученика. Цель – видеть своё продвижение, свои успехи и пробелы в знаниях.

Эти документы постоянно хранятся в классной комнате, и все заинтересованные (ученики, учителя, администрация школы) могут в любое время ознакомиться с ними.


      Классный журнал заполняется в соответствии с тематическим планом. В нём отражаются результаты письменных работ учащихся по всем предметам. Основная его функция констатация факта успеха или неуспеха ученика за определённый промежуток  учебного времени, содержания занятий, количества часов, посещаемости учащихся.

Вместе с детьми создаются правила оценочной безопасности. Например:

        не скупиться на похвалу

        хвалить исполнителя, критиковать исполнение (вместо «Ты сделал три ошибки в этом предложении»  лучше сказать», «Давай с тобой найдём в этом предложении три ошибки»)

        «на ложку дёгтя – бочка мёда» Даже в море неуспеха можно найти островок успешности  и закрепиться на нем.

        ставить перед ребёнком только конкретные цели. Вместо заклинания: «Постарайся быть внимательным и не пропускай букв» эффективней установка «В прошлом диктанте ты пропустил шесть букв, сегодня – не больше пяти»

        «за двумя зайцами…» Не надо ставить перед первоклассником несколько задач одновременно. Если вы сегодня ставите задачу не забыть о точке в конце предложения, простите ему на то, что он забыл, как пишется заглавная буква Д.

        формула «опять ты НЕ…» - верный способ выращивания неудачника.

        учитель, начни практику оценочной безопасности с собственной самооценки.

Данный список правил оценочной безопасности является принципиально открытым имеет дополняться в ходе учебного процесса.

Календарно- тематическое планирование 1 класс 2015-2016 уч. г.

«Рефлексивная деятельность» 1 ч в неделю- 34 часа



ТЕМА

Кол- во часов

Дата

1-3

Лист самооценки по математике

3


4-6

Лист самооценки по русскому языку

3


7-9

Лист индивидуальных достижений .по чтению.

3


10-12

Лист индивидуальных достижений по математике

3


13-15

. Лист самооценки по окружающему миру

3


16-18

Лист самооценки по чтению

3


19-21

Лист открытий

3


22-24

Лист индивидуальных достижений по окружающему миру

3


25-27

Лист индивидуальных достижений по изобразительному искусству

3


28-30

Лист открытий

3


31-34

Лист рубежного контроля

4














ФИО__________________________________________________________________________

Я умею

октябрь

ноябрь

декабрь

январь

февраль

март

апрель

май

итог

Писать цифры











Решать равенства на сложение в пределах десяти










Решать равенства на вычитание в пределах десяти










Решать равенства с переходом через десяток










Решать задачи на увеличение (уменьшение) числа










Решать простые уравнения










Чертить отрезки










Определять длину отрезка










Я знаю










термины(+ и-)










Единицы длины










Состав числа






















ФИО__________________________________________________________________________

Я умею

октябрь

ноябрь

декабрь

январь

февраль

март

апрель

май

итог

Читать по слогам










Читать по слогам и целыми словами










Читать целыми словами










Выделять ударный слог










Безошибочно читать










Выразительно читать










Понимать прочитанное










Пересказывать с помощью










Пересказывать без помощи










Читать стихотворения наизусть










Составлять рассказ










Читать слов в минуту










1 класс

Лист самооценки по математике

ФИО_____________________________________



1 . Что нужно было сделать в задаче (задании)? Какова была цель, что нужно было получить в результате?

2. Удалось получить результат? Найдено решение, ответ?

3. Справился полностью правильно с незнакомой задачей

4. Справился самостоятельно без помощи

5. Справился с заданием, но у меня есть сомнения или недочеты

6.Задание выполнить не удалось

7. Моя работа мной и учителем была оценена так (возможно 2 кружочка) :








Я справился с новой, совершенно незнакомой задача





Я справился с заданием самостоятельно без помощи



Я справился с заданием, но у меня есть сомнения или недочеты


Задание выполнить не удалось





1 класс

Лист самооценки по русскому языку

ФИО_____________________________________

1 . Что нужно было сделать в задаче (задании)? Какова была цель, что нужно было получить в результате?

2. Удалось получить результат? Найдено решение, ответ?

3. Справился полностью правильно с незнакомой задачей

4. Справился самостоятельно без помощи

5. Справился с заданием, но у меня есть сомнения или недочеты

6.Задание выполнить не удалось

7. Моя работа мной и учителем была оценена так (возможно 2 кружочка) :



Максимальный уровень






Я справился с новой, совершенно незнакомой задача

Программный уровень





Я справился с заданием самостоятельно без помощи

Необходимый уровень



Я справился с заданием, но у меня есть сомнения или недочеты

Ниже необходимого


Задание выполнить не удалось












Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!