Пояснительная записка
Настоящая программа по русскому языку для VII класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы «Русский язык» под редакцией М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М. Шанского. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом.
Рабочая программа по русскому языку представляет собой целостный документ, включающий шесть разделов: пояснительную записку; учебно-тематический план; содержание тем учебного курса; требования к уровню подготовки учащихся; перечень учебно-методического обеспечения и каледарно-тематическое планирование.
Содержание курса русского языка представлено в программе в виде трех тематических блоков, обеспечивающих формирование коммуникативной, лингвистической (языковедческой), языковой и культуроведческой компетенций.
Общая характеристика учебного предмета
Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.
Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России.
Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.
В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.
Курс русского языка для VII класса направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Учитывая то, что сегодня обучение русскому языку происходит в сложных условиях, когда снижается общая культура населения, расшатываются нормы литературного языка, в программе усилен аспект культуры речи. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Рабочая программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.
Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся. Русский язык представлен в программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в школе.
Идея взаимосвязи речевого и интеллектуального развития нашла отражение и в структуре программы. Она, как уже отмечено, состоит их трех тематических блоков. В первом представлены дидактические единицы, обеспечивающие формирование навыков речевого общения; во втором – дидактические единицы, которые отражают устройство языка и являются базой для развития речевой компетенции учащихся; в третьем – дидактические единицы, отражающие историю и культуру народа и обеспечивающие культурно-исторический компонент курса русского языка в целом.
Указанные блоки в учебном процессе неразрывно взаимосвязаны или интегрированы. Так, например, при обучении морфологии учащиеся не только получают соответствующие знания и овладевают необходимыми умениями и навыками, но и совершенствуют все виды речевой деятельности, различные коммуникативные навыки, а также углубляют представление о родном языке как национально-культурном феномене. Таким образом, процессы осознания языковой системы и личный опыт использования языка в определенных условиях, ситуациях общения оказываются неразрывно связанными друг с другом.
Цели обучения
Курс русского языка направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:
воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;
совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;
формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.
Общие учебные умения, навыки и способы деятельности
Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия и для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения ученик получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей. В процессе изучения русского (родного) языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения: коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения), интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация), информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом), организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).
Результаты обучения
Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки выпускников основной школы, которые содержат следующие компоненты: знать/понимать – перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний; уметь – перечень конкретных умений и навыков по русскому языку, основных видов речевой деятельности; выделена также группа знаний и умений, востребованных в практической деятельности ученика и его повседневной жизни.
Учебно-тематический план
Содержание | Кол-во часов | Кол-во контрольных | Развитие речи |
В примерной программе | В рабочей программе |
Русский язык как развивающееся явление. | 1 | 1 | | |
Повторение пройденного в 5-6 классах. | 14 | 14 | 1 | 2 |
Морфология. Орфография. Культура речи. В том числе: | 137 | 137 | | 22 |
Причастие. | 31 | 31 | 2 | 6 |
Деепричастие. | 12 | 12 | 1 | 2 |
Наречие. | 24 | 24 | 1 | 3 |
Категория состояния. | 6 | 6 | | 2 |
Служебные части речи. Культура речи. | 1 | 1 | | |
Предлог. | 13 | 13 | | 2 |
Союз. | 18 | 18 | 1 | 2 |
Частица. | 22 | 22 | 1 | 4 |
Междометие | 4 | 4 | | |
Повторение о обобщение изученного в 5-7 классах. | 14 | 14 | 1 | 2 |
Содержание тем учебного курса
Русский язык как развивающееся явление (1 ч)
ПОВТОРЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО В V—VI КЛАССАХ (12+2)
Публицистический стиль, его жанры, языковые особенности.
МОРФОЛОГИЯ. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ (115+22)
Причастие (26+6)
I. Повторение пройденного о глаголе в V и VI классах. Причастие. Свойства прилагательных и глаголов у причастия. Синтаксическая роль причастий в предложении. Действительные и страдательные причастия. Полные и краткие страдательные причастия. Причастный оборот; выделение запятыми причастного оборота. Текстообразующая роль причастий.
Склонение полных причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий. Образование действительных и страдательных причастий настоящего и прошедшего времени (ознакомление).
Не с причастиями. Правописание гласных в суффиксах действительных и страдательных причастий. Одна и две буквы н в суффиксах полных причастий и прилагательных, образованных от глаголов. Одна буква н в кратких причастиях.
II. Умение правильно ставить ударение в полных и кратких страда
тельных причастиях (принесённый, принесён, принесена, принесено, при
несены), правильно употреблять причастия с суффиксом -ся, согласовывать причастия с определяемыми существительными, строить предложения с причастным оборотом.
III. Описание внешности человека: структура текста, языковые особенности (в том числе специальные «портретные» слова). Устный пересказ исходного текста с описанием внешности. Выборочное изложение текста с описанием внешности. Описание внешности знакомого по личным впечатлениям, по фотографии.
Виды публичных общественно-политических выступлений. Их структура.
Деепричастие (10+2)
I. Повторение пройденного о глаголе в V и VI классах.
Деепричастие. Глагольные и наречные свойства деепричастия. Синтаксическая роль деепричастий в предложении. Текстообразующая роль деепричастий. Деепричастный оборот; знаки препинания при деепричастном обороте. Выделение одиночного деепричастия запятыми (ознакомление). Деепричастия совершенного и несовершенного вида и их образование.
Не с деепричастиями.
II. Умение правильно строить предложение с деепричастным оборотом.
III. Рассказ по картине.
Наречие (28+6)
I. Наречие как часть речи. Синтаксическая роль наречий в предложении. Степени сравнения наречий и их образование. Текстообразующая роль наречий. Словообразование наречий.
Правописание не с наречиями на -о и -е; не- и ни- в наречиях. Одна и две буквы я в наречиях на -о и -е.
Буквы о я е после шипящих на конце наречий. Суффиксы -о и -а на конце наречий. Дефис между частями слова в наречиях. Слитные и раздельные написания наречий. Буква ъ после шипящих на конце наречий.
II. Умение правильно ставить ударение в наречиях.
Умение использовать в речи наречия-синонимы и антонимы.
III. Описание действий как вид текста: структура текста, его языковые особенности. Пересказ исходного текста с описанием действий.
Категория состояния (4+2)
I. Категория состояния как часть речи. Ее отличие от наречий. Синтаксическая роль слов категории состояния.
II. Выборочное изложение текста с описанием состояния человека или природы.
СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ. КУЛЬТУРА РЕЧИ (1 ч)
Предлог (11+2)
I. Предлог как служебная часть речи. Синтаксическая роль предлогов в предложении. Непроизводные и производные предлоги. Простые и составные предлоги. Текстообразующая роль
предлогов.
Слитные и раздельные написания предлогов (в течение, ввиду, вследствие и др.). Дефис в предлогах из-за, из-под.
II. Умение правильно употреблять предлоги в и на, с и из. Умение правильно употреблять существительные с предлогами по, благодаря, согласно, вопреки.
Умение пользоваться в речи предлогами-синонимами.
III. Рассказ от своего имени на основе прочитанного. Рассказ на основе увиденного на картине.
Союз (16+2)
I. Союз как служебная часть речи. Синтаксическая роль союзов в предложении. Простые и составе союзы. Союзы сочинительные и подчинительные; сочинительные союзы — соединительные, разделительные и противительные. Употребление сочинительных союзов в простом и сложном предложениях; употребление подчинительных союзов в сложном предложении. Текстообразующая роль союзов.
Слитные и раздельные написания союзов. Отличие на письме союзов зато, тоже, чтобы от местоимений с предлогом и частицами и союза также от наречия так с частицей же.
II. Умение пользоваться в речи союзами-синонимами.
III. Устное рассуждение на дискуссионную тему; его языковые особенности.
Частица (18+4)
I. Частица как служебная часть речи. Синтаксическая роль частиц в предложении. Формообразующие и смысловые частицы. Текстообразующая роль частиц.
Различение на письме частиц не и ни. Правописание не и ни с различными частями речи.
II. Умение выразительно читать предложения с модальными частицами.
III. Рассказ по данному сюжету.
Междометие. Звукоподражательные слова (4)
I. Междометие как часть речи. Синтаксическая роль междометий в предложении.
Звукоподражательные слова и их отличие от междометий. Дефис в междометиях. Интонационное выделение междометий. Запятая и восклицательный знак при междометиях.
II. Умение выразительно читать предложения с междометиями.
ПОВТОРЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ПРОЙДЕННОГО В VII КЛАССЕ (12+2)
Сочинение-рассуждение на морально-этическую тему или публичное выступление на эту тему.
Требования к уровню подготовки учащихся за курс VII класса
Учащиеся должны знать определения основных изученных в VII классе языковых явлений, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры.
II. К концу VII класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:
производить морфологический разбор частей речи, изученных в VII классе, синтаксический разбор предложений с причастным и деепричастным оборотами (в простейших случаях), а также сложных предложений с изученными союзами;
составлять предложения с причастными и деепричастными оборотами;
соблюдать нормы литературного языка в пределах изученного материала.
По орфографии. Находить в словах изученные орфограммы, обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами; находить и исправлять орфографические ошибки.
Правильно писать изученные в VII классе слова с непроверяемыми орфограммами.
По пунктуации. Выделять запятыми причастные обороты (стоящие после существительного), деепричастные обороты.
По связной речи. Адекватно воспринимать и создавать тексты публицистического стиля на доступные темы. Подробно и сжато излагать повествовательные тексты с элементами описания (как письменно, так и устно) внешности человека, процессов труда. Описывать человека, процессы труда; писать рассказы на предложенные сюжеты; сочинения-рассуждения (на материале жизненного опыта учащихся). Грамотно и четко рассказывать о произошедших событиях, аргументировать свои выводы.
ЛИТЕРАТУРА:
Программы по русскому языку 5-9 классы М., «Просвещение» 2007г.
Русский язык 7 класс Учебник для общеобразовательных учреждений М., «Просвещение» 2009г.
А.Б.Малюшкин «Тестовые задания по русскому языку 7 класс»
О.С..Егорова «Уроки русского языка 7 класс» Пособие для учителя
Различные виды словарей
Раздел VI. Календарно-тематическое планирование
№ урока | Тема урока | Дата | Тип урока | Вводимое понятие | Наглядность Оборудование | Домашнее задание | |
| |
1 | Русский зык как развивающееся явление | | Вводный урок | Русский язык - основное средство общения в национальном коллективе | | | |
Повторение изученного в 5-6 классах (12+2) | |
2 | Синтаксис. Синтаксический разбор | | Комбинированный | Синтаксис. Отличие словосочетания от предложения. Виды предложений. | | П.1, упр.9 |
3 | Пунктуация | | Комбинированный | Пунктуация. Пунктуационный разбор. | | П.2,упр.11 |
4 | Пунктуационный разбор | | Комбинированный | | | П.2 |
5 | Лексика фразеология | | Комбинированный | Лексический состав языка. Лексические нормы | | П.3, упр.16 |
6 | Фонетика и орфография | | Комбинированный | Звуки речи. Оценка собственной и чужой речи с точки зрения орфоэпических норм | | П.4, упр.20 |
7 | Фонетический разбор слова | | Комбинированный | | | П.4, упр.22 |
8 | Словообразование и орфография. Разбор слова по составу | | Комбинированный | Морфемы. Способы образования слов. Правописание морфем | | П.5, упр.27 |
9-10 | Морфология и орфография | | Комбинированный | Система частей речи. Соблюдение основных морфологических норм русского языка | | П.6, упр.33 П.6, упр.40 |
11 | Морфологический разбор слова | | Комбинированный | | | Упр. 31 |
12 | Р/р Текст. Стили русского литературного языка | | Урок развития речи | Текст. Средства связи предложений в тексте | | П.7-8, упр.47 |
13 | Р/р Сочинение-описание по картине Бродского «Летний сад осенью» | | Урок развития речи | | Репродукция картины | Подготовиться к диктанту |
14 | Контрольный диктант | | Урок контроля | | | |
15 | Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками | | Урок коррекции | | | |
Морфология. Орфография. Культура речи Причастие (25+6) | |
| | | | | | | |
16 | Причастие как часть речи | | | Вопрос о причастии в системе частей речи. Признаки глагола и прилагательного в причастии. | | | |
Урок изучения нового материала | П.9, упр.57 | |
17 | Р/р Публицистический стиль | | Урок развития речи | | | П.10, упр.63(уст.) | |
18 19 | Склонение причастий | | Комбинированный | Склонение полных причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий | | П.11, упр66 П.11, упр.68 | |
20 | Причастный оборот | | Урок изучения нового материала | | | П.12, упр.72 | |
21 22 | Выделение причастного оборота запятыми. | | Комбинированный | Причастный оборот, выделение запятыми причастного оборота | | П.12, упр.75 П.12 | |
23 | Р/р. Описание внешности человека | | Урок развития речи | Описание внешности человека: структура текста, языковые особенности («портретные» слова) | | П.13, упр.82 | |
24 | Действительные и страдательные причастия | | Урок изучения нового материала | Действительные и страдательные причастия. Нормы употребления | | П.14, упр.84 | |
25 | Краткие и полные страдательные причастия | | Урок изучения нового материала | Краткие страдательные причастия, их синтаксическая роль в предложении | | П.15, упр.88 | |
26 | Действительные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени | | Комбинированный | Образование действительных причастий настоящего времени. Правописание гласных в суффиксах действительных причастий настоящего времени | | П.16, упр.93 | |
27 | Действительные причастия прошедшего времени | | Комбинированный | Образование действительных причастий прошедшего времени. Орфоэпические нормы | | П.17, упр.98 | |
28 | Страдательные причастия настоящего времени | | Комбинированный | Образование страдательных причастий настоящего времени. | | П.18, упр.104 | |
29 | Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени | | Комбинированный | Правописание гласных в суффиксах страдательных причастий настоящего времени. | | П.18, упр.107 | |
30 | Страдательные причастия прошедшего времени | | Комбинированный | Образование страдательных причастий прошедшего времени | | П.19, упр.110 | |
31 | Гласные перед Н в полных и кратких страдательных причастиях | | Комбинированный | | | П.20, упр.112, подготовиться к диктанту | |
32 | Контрольный диктант | | Урок контроля | | | | |
33 | Одна и две Н буквы в отглагольных прилагательных | | Комбинированный | | | П.21, упр.120 | |
34 35 | Одна и две буквы Н в суффиксах кратких страдательных причастий и кратких отглагольных прилагательных | | Комбинированный | | | П.22, упр.124 П.22, упр.129 | |
36 37 | Р/р Выборочное изложение (упр. 130) | | Урок развития речи | Основные способы сжатия текста | | | |
38 | Морфологический разбор причастия | | Комбинированный | Общее значение причастия, синтаксическая роль | | П.23, задание в тетради | |
39 40 | Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями | | Комбинированный | Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями | | П.24, упр.134 П.24, упр.137 | |
41 | Буквы е-ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени | | Комбинированный | | | П.25, упр.142 | |
42 43 | Р/р Сочинение-описание «Мой знакомый» | | Урок развития речи | Описание внешности человека | фотографии | | |
44 | Повторение и обобщение изученного о причастии | | Урок повторения | | тесты | Вопросы на стр.72,упр.152 | |
45 | Контрольный диктант | | Урок контроля | Многоаспектный анализ текста | | | |
46 | Анализ диктанта и работа над ошибками | | Урок коррекции | Классификация и исправление допущенных ошибок | | Упр.156 | |
Деепричастие (10+2) | |
47 | Понятие о деепричастии | | Урок изучения нового материала | Вопрос о деепричастии в системе частей речи. Глагольные и наречные признаки деепричастия | | П.26,упр.160 | |
48 | Деепричастный оборот | | Урок изучения нового материала | Деепричастный оборот | | П.27,упр.164 | |
49 | Знаки препинания при деепричастном обороте | | Комбинированный | | | П.27, упр.169 | |
50 | P/p. Описание действий | | Урок развития речи | Описание действий как вид текста: структура, языковые особенности | | | |
51 | Раздельное написание не с деепричастиями | | Комбинированный | | | П.28, упр.173 | |
52 | Деепричастия несовершенного вида | | Комбинированный | Деепричастия несовершенного вида и их образование | | П.29, упр.177 | |
53 | Деепричастия совершенного вида | | Комбинированный | | | П.30, упр.184 | |
54 | Р/р Сочинение-описание по картине Григорьева «Вратарь» | | Урок развития речи | | Репродукция картины | | |
55 | Морфологический разбор деепричастия | | Комбинированный | | | П.31, упр.185 | |
56 | Повторение по теме «Деепричастие» | | Урок повторения | | тесты | Вопросы на стр.91-92, упр.194 | |
57 | Контрольный диктант. | | Урок контроля | | | | |
58 | Анализ контрольного диктанта | | Урок коррекции | | | | |
Наречие (28+6) | |
59 60 | Наречие как часть речи | | Урок изучения нового материала | Наречие как самостоятельная неизменяемая часть речи | | П.32, упр.199 П.32, упр.201 | |
61 62 63 | Смысловые группы наречий | | Комбинированный | Разряды наречий по значению. Употребление наречий | | П.33. упр.205 П.33. упр.210 П.33 | |
64 65 | Р/р Сочинение-описание по картине Попова «Первый снег» | | Урок развития речи | | Репродукция картины | | |
| |
66 67 | Степени сравнения наречий | | Комбинированный | Образование степеней сравнения наречий | | П.34, упр215 П.34,задание в тетраде | |
68 | Морфологический разбор наречия | | Комбинированный | Морфологические признаки наречия. Разграничение наречий и других частей речи | | П.35, упр.218 | |
69 70 | Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на -о и -е | | Комбинированный | Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на О-Е | | П.36, упр.221 П.36, упр.226 | |
71 72 | Буквы Е и И в приставках НЕ и НИ отрицательных наречий | | Комбинированный | Правописание отрицательных наречий | | П.37, упр.228 П.37, упр.232 | |
73 74 | Н и НН в наречиях на - о и -е | | Комбинированный | Образование наречий от прилагательных. Н и НН в наречиях на 0- Е | | П.38, упр.236 П.38 | |
75 | Р/р. Описание действий | | Урок развития речи | Сочинение - описание | | П.39 | |
76 | Буквы О и Е после шипящих на конце наречий | | Комбинированный | Буквы 0-Е после шипящих на конце наречий | | П.40, упр.243 | |
77 78 | Буквы О и А на конце наречий с приставками ИЗ, ДО, С | | Комбинированный | Буквы О-А на конце наречий с приставками ИЗ-, ДО-, С-, В-, НА-, ЗА- | | П.41, упр.247 П.41, упр.249 | |
79 | Р/р Сочинение-описание по картине Широкова «Друзья» | | Урок развития речи | Сочинение-описание | Репродукция картины | | |
80 81 | Дефис между частями слова в наречиях | | Комбинированный | Дефис между частями слова в наречиях | | П.42, упр.253 П.42, упр.256 | |
82 83 | Слитное и раздельное написание приставок в наречиях, образованных от существительных и количественных числительных | | Комбинированный | Слитное и раздельное написание наречий, образованных от существительных и количественных числительных | | П.43, упр.259 П.43, упр.262 | |
84 85 | Р/р Изложение с элементами сочинения (упр.248) | | Урок развития речи | Изложение с элементами сочинения | | | |
86 | Мягкий знак после шипящих на конце наречий | | Комбинированный | Ь после шипящих на конце наречий | | П.44, упр.266 | |
87 88 | Повторение и систематизация изученного по теме «Наречие» | | Комбинированный | Морфологические признаки, синтаксическая роль, правописание наречий | тесты | Вопросы на стр.123, упр.272 | |
89 90 | Урок-зачет по теме «Наречие» (тестирование) | | Урок контроля | | тесты | | |
91 | Контрольный диктант. | | Урок контроля | | | | |
92 | Анализ контрольного диктанта | | Урок коррекции | | | | |
Категория состояния(4+2) | |
93 94 | Категория состояния как часть речи | | Урок изучения нового материала | | | П.45, упр.277 П.45, упр.279 | |
95 | Морфологический разбор категории состояния | | Комбинированный | | | П.46, задание в тетради | |
96 97 | Р/р Сжатое изложение Паустовский «Обыкновенная земля» | | Урок развития речи | | | | |
98 | Повторение изученного о категории состояния | | Урок повторения | | тесты | Вопросы на стр.132 | |
Служебные части речи. Культура речи(1) | |
99 | Самостоятельные и служебные части речи | | Комбинированный | Служебные части речи. Основная роль служебных частей речи | | П.47 | |
Предлог(11+2) | |
100 | Предлог как часть речи | | Комбинированный | Предлог как служебная часть речи. Роль предлогов в словосочетании и предложении | | П.48, упр.288 | |
101 | Употребление предлогов | | Комбинированный | Предлоги однозначные и многозначные. Употребление предлогов | | П.49, упр.294 | |
102 | Непроизводные и производные предлоги | | Комбинированный | Непроизводные и производные предлоги | | П.50, упр.300 | |
103 | Простые и составные предлоги | | Комбинированный | Простые и составные предлоги | | П.51, упр.304 | |
104 | Морфологический разбор предлога | | Комбинированный | | | П.52, упр.306 | |
105 106 | Р/р. Рассказ-репортаж на основе увиденного на картине по данному началу (Сайкина «Детская спортивная школа» | | Урок развития речи | | репродукция картины | | |
107- 108- 109- 110- | Слитное и раздельное написание производных предлогов | | Комбинированный | Слитные и раздельные написания предлогов (в течение, ввиду, вследствие и др.). Дефис в предлогах из-за, из-под | | П.53, упр.310 Упр.311 Задание в тетради П.53 | |
111 | Обобщение изученного о предлоге | | Урок повторения и обобщения | | | Повторить П.48-53 | |
112 | Урок-зачет по теме «Предлог» | | Урок контроля | | тесты | | |
Союз (16+2) | |
113 | Союз как часть речи | | Комбинированный | Союз как служебная часть речи, как средство связи однородных членов предложения и частей сложного пред. | | П.54, упр.317 | |
114 | Простые и составные союзы | | Комбинированный | Союзы простые и составные | | П 55, упр.319 | |
115 | Сочинительные и подчинительные союзы | | Комбинированный | Союзы сочинительные и подчинительные. Запятая перед союзами в простом и сложном предложении | | П.56, упр.322 | |
116 117 | Запятая перед союзами в сложном предложении | | Комбинированный | Запятая перед союзами в простом и сложном предложении. | | П.57, упр.326 П.57 | |
118 119 | Сочинительные союзы. | | Комбинированный | Группы сочинительных союзов, их назначение | | П.58, упр.330 П.58, упр.334 | |
120 121 | Подчинительные союзы | | Комбинированный | Группы подчинительных союзов по значению | | П.59, упр.339 П.59 | |
122 | Морфологический разбор союза | | Комбинированный | Морфологический разбор. Разряды союзов по строению и значению | - | П.60, упр.342 | |
123 124 | Слитное написание союзов ТОЖЕ, ТАКЖЕ, ЧТОБЫ | | Комбинированный | Слитное написание союзов. Отличие написания союзов зато, тоже, чтобы от местоимений с предлогами и частицами и союза также от наречия так с частицей же | | П.61, упр.347 П.61, упр.350 | |
| |
125 126 | Р/р. Сочинение публицистического стиля о пользе чтения | | Урок развития речи | | | | |
127 | Обобщение сведений о предлогах союзах | | Урок повторения | Общее и отличное между предлогами и союзами. | | Вопросы на стр.165, упр.356 | |
128 | Урок-зачет по теме «Предлог», «Союз» | | Урок контроля | | тесты | | |
129 | Контрольный диктант | | Урок контроля | | | | |
130 | Анализ диктанта и работа над ошибками | | Урок коррекции | | | | |
Частица (18+4) | |
131 | Частица как часть речи | | Комбинированный | Частица как служебная часть речи. Роль частиц в предложении | | П.62, упр.359 | |
132 | Разряды частиц. Формообразующие частицы | | Комбинированный | Разряды частиц. Формообразующие частицы | | П.63, упр.363 | |
133 | Р/р Составление рассказа по данному началу и концу (упр.364) | | Урок развития речи | | | | |
134 135 | Смысловые частицы | | Комбинированный | Смысловые частицы. Роль смысловых частиц в предложении | | П.64, упр.368 П.64, упр.373 | |
136 | Раздельное и дефисное написание частиц | | Комбинированный | | | П.65, упр.381 | |
137 | Р/р Сочинение-репортаж (упр.382) | | Урок развития речи | Сочинение-репортаж | Репродукция картины | | |
138 | Морфологический разбор частицы | | Комбинированный | | | П.66, упр.384 | |
139140 | Отрицательные частицы | | Комбинированный | Отрицательные частицы. | | П.67, упр.388 П.67, упр.392 | |
141 142 | Различение на письме частиц не и приставки не | | Комбинированный | Различение на письме частиц НЕ и приставки не | | П.68, упр.397 П.68, упр.401 | |
143 144 | Р/р Сочинение-рассказ по данному сюжету (упр.402) | | Урок развития речи | | | | |
145 146 | Частица ни, приставка ни, союз ни-ни | | Комбинированный | | | П.69, упр.406 Вопросы на стр.187 | |
147 | Обобщение изученного о частицах | | Урок повторения и обобщения | | | Подготовиться к зачету | |
148 149 | Урок-зачет по теме «Частица» | | Урок контроля | | тесты | Подготовиться к диктанту | |
150 151 | Контрольный диктант и его анализ | | Урок контроля | | | | |
Междометие. Звукоподражательные слова (4) | |
152 | Междометие как часть речи | | Урок изучения нового материала | Междометие | | П.70, упр.416 | |
153 | Дефис в междометиях | | Комбинированный | | | П.71, упр.418 | |
154 155 | Знаки препинания при междометиях | | Комбинированный | | | П.71,упр.421 | |
Повторение и систематизация изученного в 7 классе (12+2) | |
156 | Разделы науки о языке | | Комбинированный | | | П.72 | |
157 | Р/р Текст. Стили речи | | Урок развития речи | | | П.73 | |
158 | Р/р Контрольное изложение (упр.423) | | Урок развития речи | | | | |
159 | Фонетика. Графика | | Комбинированный | | | П.74 | |
160 | Лексика и фразеология | | Комбинированный | | | П.75 | |
161 | Морфемика. Словообразование | | Комбинированный | | | П.76 | |
162 | Морфология | | Комбинированный | | | П.77 | |
163 | Морфология | | Комбинированный | | | П.77 | |
164 | Орфография | | Комбинированный | | | П.78 | |
165 | Орфография | | Комбинированный | | | П.78 | |
166 | Синтаксис и пунктуация | | Комбинированный | | | П.79 | |
167 | Итоговое тестирование | | Урок контроля | | тесты | | |
168 | Итоговое тестирование | | Урок контроля | | | | |
169 | Анализ теста | | Урок коррекции | | | | |
170 | Заключительный урок | | | | | | |
7