СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа спецкурса по русскому языку «Трудные вопросы орфографии» для учащихся 9 класса

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа спецкурса по русскому языку «Трудные вопросы орфографии» для учащихся 9 а класса.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа спецкурса по русскому языку «Трудные вопросы орфографии» для учащихся 9 класса»

Гимназия № 1 г.Лаишево

Лаишевского муниципального района Республики Татарстан



«Рассмотрено»

Руководитель МО

_________________________

Протокол ____

«_____»____________2016г.

«Согласовано»

Заместитель директора по УР

__________________

«______»_______________2016г.

«Утверждаю»

Директор МБОУ «Гимназия № 1»

___________________________

Приказ №____

от «___» ___________2016г.




Рабочая программа

спецкурса по русскому языку

«Трудные вопросы орфографии»

для учащихся 9 а класса

учителя русского языка и литературы

Козиной Марины Ивановны




2016-2017 учебный год

 



Пояснительная записка

Программа курса «Орфография» составлена в соответствии с программой по русскому языку (авторы М.М.Разумовская, С.И.Львова, В.И.Капинос, В.В.Львов) и на основании Единых требований к знаниям выпускников средних общеобразовательных школ.



Цели:

  • Повторить теорию школьного курса русского языка.

  • Выявить пробелы в знаниях учащихся и ликвидировать их путем практических занятий.

  • Повысить интерес учащихся к русскому языку.

  • Расширить активный и пассивный словарный запас учащихся.

  • Развивать творческий и интеллектуальный потенциал школьников.

Перед учениками ставится ряд задач:

  • Знать нормы литературного языка.

  • Владеть приемами лингвистического анализа.

  • Уметь применять свои знания при анализе текстов и языкового материала.

  • В последние годы много говорится о необходимости модернизации содержания языкового образования. Причем, все сознают, что цель школьного курса — изучение языка и развитие речи. Но на деле мы сталкиваемся с тем, что количество часов гуманитарного цикла сильно урезано. Спецкурсы, которые предлагаются ученикам — единственная возможность преподнести свой предмет в более полном объеме, содействовать более гармоничному развитию учеников.

  • Данный курс имеет коммуникативную направленность, способствует становлению у детей учебной самостоятельности, развивает интерес к изучению русского языка и письменную связную речь, совершенствует орфографическую зоркость учащихся.

  • Одна из основных проблем современного преподавания русского языка – это орфографическая грамотность учащихся. Причин несколько. Здесь и абстрактность предмета, и несформированная орфографическая зоркость, и низкий уровень чтения. Ещё одной особенностью орфографии является то, что данный раздел изучается на протяжении всего курса русского языка в школе, но не как единый блок. Это во многом оправдано самой структурой программы. Но к концу 8-го класса, когда практически все основные орфографические правила изучены, грамотность письма оставляет желать лучшего. Тем более, что в 8 и 9 классах основным содержанием программы является синтаксис и пунктуация. Возникает необходимость регулярного повторения орфографии. Данный курс предлагает это делать комплексно и целенаправленно, ведь многие орфографические правила, изучаемые разрозненно, имеют общую основу и могут быть представлены в едином блоке, что упрощает их понимание и, следовательно, запоминание. Например, написание не с разными частями речи изучается в соответствующих разделах морфологии. Но правописание не с существительными прилагательными, наречиями практически идентично. И при повторении целесообразно представить это одним правилом. В этом случае правописание не с причастием, отличающееся всего одним пунктом, даётся в сравнении и таким образом также воспринимается легче.

  • Некоторые темы, требующие подробного разбора, вынесены в отдельные занятия, например, «Одна и две буквы н в суффиксах причастий».

  • Тема курса выбрана с учетом лингвистических интересов учеников, откликнувшихся на анкетирование. Основная цель курса — систематизировать знания в области русского языка, полученные учащимися в 5-8 классах, особое внимание уделить темам повышенной сложности.

  • Программа не допускает учебных перегрузок для школьников, т.к. домашние задания предполагается совмещать с работами учащихся по литературе. При изучении курса реализуются межпредметные связи (русский язык — литература).







В результате изучения данного курса обучающиеся должны уметь:

  • Орфографически и пунктуационно грамотно оформлять письменные работы (диктанты, изложения, сочинения).

  • Анализировать языковые явления, проводить самостоятельные лингвистические исследования.

  • Применять полученные теоретические знания на практике.



Программа носит ориентировочный характер, а значит, предполагает варьирование, которое может быть связано как с творческим индивидуальным подходом учителя к решению отдельных теоретических и практических вопросов, так и с конкретными условиями ее реализации.

Методическое обеспечение.

Занятия построены в виде уроков-практикумов с промежуточным и итоговым тестированием, которое оценивается по пятибалльной системе.

Тематическое планирование

п/п

Тема

Количество часов

Практические работы

Контрольные работы

1.

Вводная тема. Задачи и цели курса. Трудные вопросы орфографии.

1

--

--

2.

Правописание гласных и согласных в корне слова

10

3

1-

3.

Правописание гласных и согласных в приставках

3

1

-

4.

Правописание гласных и согласных в суффиксах.

9

3

1

5.

Правописание гласных и согласных в окончаниях слов.

3

1

-

6.

Слитное и дефисное написание слов. Правописание частиц со словами.

8

1

1


Итого

34

9

3



Календарно-тематическое планирование

п/п


Тема

Кол-во часов

Дата по плану

Дата по факту

1

Вопросы орфографии

1



2

Правописание гласных и согласных в корне слова. Безударные гласные в корне слова.

1



3

Правописание заимствованных слов.

1



4

Практическая работа по теме «Правописание корней».

1



5

Согласные в корне слова.

1



6

Практическая работа по теме «Правописание корней».

1



7

. Слова – исключения.

1



8

Буквы О - Ё после шипящих и Ц.

1



9

Гласные И - Ы после Ц.

1



10

Практическая работа по теме «Правописание гласных и согласных в корне слова».

1



11

Контрольный тест по теме

1



12

Гласные и согласные в приставках

1



13

Слова – исключения.

1



14

Практическая работа по теме. Решение тестов.

1



15

Гласные в суффиксах существительных, прилагательных

1



16

Гласные в суффиксах глаголов и причастий

1



17

Практическая работа. Решение тестов по теме.

1



18

Буквы Н - НН в суффиксах прилагательных и наречий.

1



19

Одна и две Н в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных

1



20

Одна и две Н в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных

1



21

Практическая работа по теме. Решение тестов.

1



22

Практическая работа по теме. Решение тестов.

1



23

Контрольная работа по теме.

1



24

Гласные в окончаниях слов.

1



25

Правописание Е – И в окончаниях существительных.

1



26

Практическая работа по теме. Решение тестовых заданий.

1



27

Не с существительными, прилагательными и наречиями

1



28

Не с причастием

1



29

Правописание слов с НЕДО-.

1



30

Слова – исключения.

1



31

Практическая работа по теме. Решение тестовых заданий.

1



32

Дефис между частями самостоятельных слов, между словами, в служебных словах

1



33

Частицы НЕ - НИ

1



34

Контрольный тест по курсу

1































Список литературы:

  1. Воителева Т.М., Войлова К.А. и др. Большой справочник «Русский язык для школьников и поступающих в ВУЗы». — М.: Дрофа, 2005.

  2. Голуб М.Б., Розенталь Д.Э. Сборник упражнений по русской орфографии и пунктуации. — М., 2005.






Приложение



КОНТРОЛЬНЫЙ ТЕСТ ПО ОРФОГРАФИИ



1. Вставь пропущенные буквы. Отметь «третий лишний».

а) Белл_тристика, лаур_ ат, ш_нель

б) дел_гат, д_плом, эксп_римент

в) впеч_тляющий, вообр_жение, прот_тип

г) к_валерия, дек_рация, к_нгресс

д) пан_рама, пор_жать, п_триот

е) р_петиция, р_ликвия, с_мфония


2. Рассмотри таблицу и укажи ту колонку, в которой количество согласных соответствует написанию всех приведенных слов.

Слова

1

2

3

4

5

Арти___ерия

лл

л

лл

л

лл

А__естат

тт

т

тт

тт

тт

Иску___ный

сс

с

с

с

с

Пье__а

с

сс

с

сс

сс

Те__итория

рр

рр

рр

рр

р

Приви__егия

лл

л

л

л

лл





3. Укажи слова с непроверяемой гласной в корне.

а) заг_релся

б) с_мфония

в) лаур_ат

г) зан_мательный

д) укр_титель


4. В каком ряду во всех словах пропущена проверяемая безударная гласная?

а) об_лиск, подр_стающий, отл_жить, ск_чок

б) м_невр, р_стовщик, з_мовье, К_рнавал

в) др_жать, д_лина, погл_щать,под_конник

г) л_скать котенка, ув_дающий цветок, скр_петь пером, р_внина


5. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

а) пост_мент, пр_лог, р_стовщик

б) сп_ртакиада, г_рантия, попл_вок

в) инф_рмация, к_ндидат, б_гряный


6. Найдите слова, в которых допущены орфографические ошибки. Выпиши эти слова в исправленном виде.

а) Этот звук и блеск солнца, тысячекратно отроженного рябью моря, гармонично сливались в неприрывное движение.

Б) Прищуривая глаза от яркой игры солнечных лучей на волнах, он довольно улыбался.

в) Челкаш чувствовал себя овеянным примеряющей, ласковой струей родного воздуха, донесшего с собой до его слуха слова матери.

г) А они оба кружились во тьме ночи плавно и безмолвно, и некак не мог красавец Лойко поровняться с гордой Радой.

д) С моря дул влажный ветер, разнося по степи задумчивую мелодию плеска набегавшей на берег волны и шелеста пребрежных кустов.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!