Гимназия № 1 г.Лаишево
Лаишевского муниципального района Республики Татарстан
«Рассмотрено» Руководитель МО _________________________ Протокол ____ «_____»____________2016г. | «Согласовано» Заместитель директора по УР __________________ «______»_______________2016г. | «Утверждаю» Директор МБОУ «Гимназия № 1» ___________________________ Приказ №____ от «___» ___________2016г. |
Рабочая программа
спецкурса по русскому языку
«Трудные вопросы орфографии»
для учащихся 9 а класса
учителя русского языка и литературы
Козиной Марины Ивановны
2016-2017 учебный год
Пояснительная записка
Программа курса «Орфография» составлена в соответствии с программой по русскому языку (авторы М.М.Разумовская, С.И.Львова, В.И.Капинос, В.В.Львов) и на основании Единых требований к знаниям выпускников средних общеобразовательных школ.
Цели:
Повторить теорию школьного курса русского языка.
Выявить пробелы в знаниях учащихся и ликвидировать их путем практических занятий.
Повысить интерес учащихся к русскому языку.
Расширить активный и пассивный словарный запас учащихся.
Развивать творческий и интеллектуальный потенциал школьников.
Перед учениками ставится ряд задач:
Знать нормы литературного языка.
Владеть приемами лингвистического анализа.
Уметь применять свои знания при анализе текстов и языкового материала.
В последние годы много говорится о необходимости модернизации содержания языкового образования. Причем, все сознают, что цель школьного курса — изучение языка и развитие речи. Но на деле мы сталкиваемся с тем, что количество часов гуманитарного цикла сильно урезано. Спецкурсы, которые предлагаются ученикам — единственная возможность преподнести свой предмет в более полном объеме, содействовать более гармоничному развитию учеников.
Данный курс имеет коммуникативную направленность, способствует становлению у детей учебной самостоятельности, развивает интерес к изучению русского языка и письменную связную речь, совершенствует орфографическую зоркость учащихся.
Одна из основных проблем современного преподавания русского языка – это орфографическая грамотность учащихся. Причин несколько. Здесь и абстрактность предмета, и несформированная орфографическая зоркость, и низкий уровень чтения. Ещё одной особенностью орфографии является то, что данный раздел изучается на протяжении всего курса русского языка в школе, но не как единый блок. Это во многом оправдано самой структурой программы. Но к концу 8-го класса, когда практически все основные орфографические правила изучены, грамотность письма оставляет желать лучшего. Тем более, что в 8 и 9 классах основным содержанием программы является синтаксис и пунктуация. Возникает необходимость регулярного повторения орфографии. Данный курс предлагает это делать комплексно и целенаправленно, ведь многие орфографические правила, изучаемые разрозненно, имеют общую основу и могут быть представлены в едином блоке, что упрощает их понимание и, следовательно, запоминание. Например, написание не с разными частями речи изучается в соответствующих разделах морфологии. Но правописание не с существительными прилагательными, наречиями практически идентично. И при повторении целесообразно представить это одним правилом. В этом случае правописание не с причастием, отличающееся всего одним пунктом, даётся в сравнении и таким образом также воспринимается легче.
Некоторые темы, требующие подробного разбора, вынесены в отдельные занятия, например, «Одна и две буквы н в суффиксах причастий».
Тема курса выбрана с учетом лингвистических интересов учеников, откликнувшихся на анкетирование. Основная цель курса — систематизировать знания в области русского языка, полученные учащимися в 5-8 классах, особое внимание уделить темам повышенной сложности.
Программа не допускает учебных перегрузок для школьников, т.к. домашние задания предполагается совмещать с работами учащихся по литературе. При изучении курса реализуются межпредметные связи (русский язык — литература).
В результате изучения данного курса обучающиеся должны уметь:
Орфографически и пунктуационно грамотно оформлять письменные работы (диктанты, изложения, сочинения).
Анализировать языковые явления, проводить самостоятельные лингвистические исследования.
Применять полученные теоретические знания на практике.
Программа носит ориентировочный характер, а значит, предполагает варьирование, которое может быть связано как с творческим индивидуальным подходом учителя к решению отдельных теоретических и практических вопросов, так и с конкретными условиями ее реализации.
Методическое обеспечение.
Занятия построены в виде уроков-практикумов с промежуточным и итоговым тестированием, которое оценивается по пятибалльной системе.
Тематическое планирование
№ п/п | Тема | Количество часов | Практические работы | Контрольные работы |
1. | Вводная тема. Задачи и цели курса. Трудные вопросы орфографии. | 1 | -- | -- |
2. | Правописание гласных и согласных в корне слова | 10 | 3 | 1- |
3. | Правописание гласных и согласных в приставках | 3 | 1 | - |
4. | Правописание гласных и согласных в суффиксах. | 9 | 3 | 1 |
5. | Правописание гласных и согласных в окончаниях слов. | 3 | 1 | - |
6. | Слитное и дефисное написание слов. Правописание частиц со словами. | 8 | 1 | 1 |
| Итого | 34 | 9 | 3 |
Календарно-тематическое планирование
№ № п/п | Тема | Кол-во часов | Дата по плану | Дата по факту |
1 | Вопросы орфографии | 1 | | |
2 | Правописание гласных и согласных в корне слова. Безударные гласные в корне слова. | 1 | | |
3 | Правописание заимствованных слов. | 1 | | |
4 | Практическая работа по теме «Правописание корней». | 1 | | |
5 | Согласные в корне слова. | 1 | | |
6 | Практическая работа по теме «Правописание корней». | 1 | | |
7 | . Слова – исключения. | 1 | | |
8 | Буквы О - Ё после шипящих и Ц. | 1 | | |
9 | Гласные И - Ы после Ц. | 1 | | |
10 | Практическая работа по теме «Правописание гласных и согласных в корне слова». | 1 | | |
11 | Контрольный тест по теме | 1 | | |
12 | Гласные и согласные в приставках | 1 | | |
13 | Слова – исключения. | 1 | | |
14 | Практическая работа по теме. Решение тестов. | 1 | | |
15 | Гласные в суффиксах существительных, прилагательных | 1 | | |
16 | Гласные в суффиксах глаголов и причастий | 1 | | |
17 | Практическая работа. Решение тестов по теме. | 1 | | |
18 | Буквы Н - НН в суффиксах прилагательных и наречий. | 1 | | |
19 | Одна и две Н в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных | 1 | | |
20 | Одна и две Н в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных | 1 | | |
21 | Практическая работа по теме. Решение тестов. | 1 | | |
22 | Практическая работа по теме. Решение тестов. | 1 | | |
23 | Контрольная работа по теме. | 1 | | |
24 | Гласные в окончаниях слов. | 1 | | |
25 | Правописание Е – И в окончаниях существительных. | 1 | | |
26 | Практическая работа по теме. Решение тестовых заданий. | 1 | | |
27 | Не с существительными, прилагательными и наречиями | 1 | | |
28 | Не с причастием | 1 | | |
29 | Правописание слов с НЕДО-. | 1 | | |
30 | Слова – исключения. | 1 | | |
31 | Практическая работа по теме. Решение тестовых заданий. | 1 | | |
32 | Дефис между частями самостоятельных слов, между словами, в служебных словах | 1 | | |
33 | Частицы НЕ - НИ | 1 | | |
34 | Контрольный тест по курсу | 1 | | |
Список литературы:
Воителева Т.М., Войлова К.А. и др. Большой справочник «Русский язык для школьников и поступающих в ВУЗы». — М.: Дрофа, 2005.
Голуб М.Б., Розенталь Д.Э. Сборник упражнений по русской орфографии и пунктуации. — М., 2005.
Приложение
КОНТРОЛЬНЫЙ ТЕСТ ПО ОРФОГРАФИИ
1. Вставь пропущенные буквы. Отметь «третий лишний».
а) Белл_тристика, лаур_ ат, ш_нель
б) дел_гат, д_плом, эксп_римент
в) впеч_тляющий, вообр_жение, прот_тип
г) к_валерия, дек_рация, к_нгресс
д) пан_рама, пор_жать, п_триот
е) р_петиция, р_ликвия, с_мфония
2. Рассмотри таблицу и укажи ту колонку, в которой количество согласных соответствует написанию всех приведенных слов.
Слова | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Арти___ерия | лл | л | лл | л | лл |
А__естат | тт | т | тт | тт | тт |
Иску___ный | сс | с | с | с | с |
Пье__а | с | сс | с | сс | сс |
Те__итория | рр | рр | рр | рр | р |
Приви__егия | лл | л | л | л | лл |
3. Укажи слова с непроверяемой гласной в корне.
а) заг_релся
б) с_мфония
в) лаур_ат
г) зан_мательный
д) укр_титель
4. В каком ряду во всех словах пропущена проверяемая безударная гласная?
а) об_лиск, подр_стающий, отл_жить, ск_чок
б) м_невр, р_стовщик, з_мовье, К_рнавал
в) др_жать, д_лина, погл_щать,под_конник
г) л_скать котенка, ув_дающий цветок, скр_петь пером, р_внина
5. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?
а) пост_мент, пр_лог, р_стовщик
б) сп_ртакиада, г_рантия, попл_вок
в) инф_рмация, к_ндидат, б_гряный
6. Найдите слова, в которых допущены орфографические ошибки. Выпиши эти слова в исправленном виде.
а) Этот звук и блеск солнца, тысячекратно отроженного рябью моря, гармонично сливались в неприрывное движение.
Б) Прищуривая глаза от яркой игры солнечных лучей на волнах, он довольно улыбался.
в) Челкаш чувствовал себя овеянным примеряющей, ласковой струей родного воздуха, донесшего с собой до его слуха слова матери.
г) А они оба кружились во тьме ночи плавно и безмолвно, и некак не мог красавец Лойко поровняться с гордой Радой.
д) С моря дул влажный ветер, разнося по степи задумчивую мелодию плеска набегавшей на берег волны и шелеста пребрежных кустов.