Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Хоронхойская средняя общеобразовательная школа»
«Рассмотрено» руководитель МО __________/Высотин Т.Г/ Протокол № 1 от «25» августа 2017 г. | «Согласовано» заместитель директора по УВР _________/Жанаева Т. З./ 28.08.2017 г. | «Утверждаю» Директор _________/Красикова Н. Г./ Приказ №1 §38 от «01» сентября 2017 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Секции «БАСКЕТБОЛ»
для 5-7 классов
Высотин Тимофей Геннадьевич 1-ая категория
Хоронхой 2017 г
Пояснительная записка
Рабочая программа спортивного кружка «Баскетбол» составлена на основе программы по физической культуре: Программы общеобразовательных учреждений. Комплексная программа физического воспитания 1 – 11 классы. Авторы В.И.Лях, А.А.Зданевич, Москва, «Просвещение», 2013 год. Рекомендована Министерством образования РФ.
Интерес к баскетболу с каждым годом растет, поэтому по массовости и популярности он опережает многие виды спорта. У баскетбола есть ещё одно ценное качество – он универсален. Так, систематические занятия баскетболом оказывают на организм школьников всестороннее развитие, повышают общий уровень двигательной активности, совершенствуют функциональную деятельность организма, обеспечивая правильное физическое развитие. Баскетбол - это не только средство физической подготовки, освоения технической и тактической стороной игры, но и повышения умственной работоспособности, снятия утомления учащихся, возникающего в ходе занятий по общеобразовательным дисциплинам.
Баскетбол формирует такие положительные навыки и черты характера, как умение подчинять личные интересы коллектива, класса, команды, взаимопомощь, чувство долга, дисциплины.
Польза от занятий баскетболом огромна - это здоровье детей, это готовность к труду, это подготовка к военной службе.
Важнейшее требование к занятиям - дифференцированный подход к занимающимся, учитывая их состояние здоровья, физическое развитие, двигательную подготовленность, а также знание навыков для самостоятельных занятий.
Актуальность физкультурно-спортивного направления деятельности обуславливается тем, что в детском возрасте двигательные навыки развиваются наиболее интенсивно, так как в этот период происходит формирование всего биодвигательного аппарата и физических качеств. Слабое, негармоничное развитие мышечной системы значительно задерживает развитие двигательных способностей ребенка.
Как известно, игра с давних пор составляет неотъемлемую часть жизни человека. Она занимает досуг, воспитывает, удовлетворяет потребность в общении, получении информации, дает приятную физическую нагрузку. Так же, игра оказывает благотворное влияние на формирование организма человека, развитие физической силы и способностей. В игре растущий человек познает окружающий мир, жизнь, ищет себя.
Цель программы заключается в гармоничном физическом и духовно-нравственном развитии личности учащихся, воспитании из них достойных представителей своего народа и патриотов своей Родины, граждан своего государства, сознающих ценность явлений жизни и человека.
Основными задачами программы «Баскетбол» являются:
укрепление здоровья школьников;
содействие правильному физическому развитию детского организма;
приобретение учащимися необходимых теоретических знаний;
овладение юными баскетболистами основными приемами техники и тактики игры;
воспитание у ребят воли, смелости, настойчивости, дисциплинированности, коллективизма, навыков культурного поведения, чувства дружбы;
развитие мотивации личности к познанию и самосовершенствованию
формирование потребности в регулярных занятиях физической культурой и спортом
привитие учащимся организаторских навыков (судейство)
организация условий для полезного проведения свободного времени
Важнейшими дидактическими принципами обучения являются сознательность и активность, наглядность, доступность, индивидуализация, систематичность, последовательность, прочность. Основная задача педагога дополнительного образования состоит в умении правильно сочетать принципы обучения на занятиях по баскетболу в зависимости от возраста учащихся, их индивидуальных способностей усваивать учебный материал и черты характера.
Ведущими методами обучения, рекомендуемыми данной программой являются:
словесные методы, создающие у учащихся предварительное представление об изучаемом движении. Для этой цели рекомендуется использовать: объяснение, рассказ, замечания; команды, распоряжения, указания, подсчет и т.д.
наглядные методы – применяются главным образом в виде показа упражнений. Эти методы помогают создать у учащихся конкретные представления об изучаемых действиях;
практические методы: метод упражнений, игровой метод, соревновательный.
Главным является метод упражнений, который предусматривает многократное повторение движений. Разучивание упражнений осуществляется двумя способами: - в целом; - по частям. Игровой и соревновательный методы применяются после того, как у учащихся образовались некоторые навыки игры.
В основу методики физической подготовки по программе «Баскетбол» положена концепция тренировки, как научно обоснованная теория управления повышением физического потенциала школьников. Высокий уровень развития двигательных качеств и способностей, общей и физической работоспособности могут быть приобретены воспитанниками путем тренировки, путем реализации целенаправленного процесса адаптации их к двигательной деятельности необходимого объема и достаточной интенсивности.
Наиболее распространенными формами работы с детьми при реализации данной программы являются тренировки, обучающие игры, двусторонние игры, товарищеские встречи, соревнования различных уровней.
Показателями результативности программы являются:
Повышение роли атлетической подготовки. Ее направленность определяется морфофункциональными и психологическими особенностями школьников, используется в зависимости от этапа подготовки в развивающем, поддерживающем и компенсирующем режимах.
Повышение эффективности средств технико-тактической подготовки;
Приобретение опыта борьбы с другими командами;
Специализированность всех средств подготовки воспитанников.
Основными факторами, обуславливающими эффективность физической деятельности учащихся по итогам реализации программы «Баскетбол», являются:
Социальные черты личности, мотивация к физической активности;
Технико-тактическая подготовленность;
Общая и специальная физическая подготовленность;
Психологическая подготовленность;
Показатели психических процессов;
Особенности темперамента, эмоционально-волевой сферы, типологические свойства нервной системы;
Благоприятное функциональное состояние на базе хорошего здоровья;
Антропометрические показания;
Возраст и стаж физических занятий;
Успешность игровой деятельности.
Условия реализации программы
Программа составлена для учащихся 5 – 7 классов.
В течение периода реализации программы путем многократных тренировочных занятий достичь и выработать у баскетболистов наиболее правильное выполнение основных технико-тактических приемов и действий, дающих возможности участвовать в районных соревнованиях по баскетболу.
Настоящая программа включает в себя материал, освоение которого дает возможность детям добиваться хороших результатов не только в баскетболе, но и в духовно-нравственном развитии формирований здорового образа жизни, а также повышения уровня общей физической подготовки в целом.
Продолжительность подготовки детей для участия в соревнованиях на начальном этапе занятий баскетболом должна быть не менее одного учебного года.
Литература: Уроки физической культуры в 4-6 классах, 7-8 классах средней школы, «Просвещение», М., 2016 г., Спортивные игры, «Просвещение», М., 2015 г
Требования к знаниям и умениям обучающихся
К концу обучения должны:
Знать
– технику безопасности при занятиях спортивными играми;
- историю Российского баскетбола;
- лучших игроков области и России;
- знать простейшие правила игры.
- правила личной гигиены;
- следить за выступлением краевых команд в Российском чемпионате;
- знать азбуку баскетбола (основные технические приемы).
- профилактику травматизма на занятиях;
- основные этапы Олимпийского движения;
- правила проведения соревнований.
Уметь
- выполнять перемещения в стойке;
- остановку в два шага и прыжком;
- выполнять ловлю и передачу мяча с места, в шаге, со сменой места после передачи;
- бросать мяч в корзину двумя руками от груди с места;
- владеть техникой ведения мяча по прямой, с изменением скорости.
- передвигаться в защитной стойке;
- выполнять остановку прыжком после ускорения и остановку в шаге;
- ловить и передавать мяч двумя и одной рукой в движении без сопротивления;
- выполнять ведение мяча с изменением направления в различных стойках;
- владеть техникой броска одной и двумя руками с места и в движении;
- играть по упрощенным правилам мини-баскетбола.
- выполнять броски мяча в корзину одной и двумя руками в прыжке;
- владеть технико-тактическими действиями при вбрасывании мяча в игру;
- вырывать и выбивать мяч;
- играть в баскетбол по правилам.
Тематический план
Разделы | Группы и приемы | Способы и разновидности |
Упражнения без мяча | Основная стойка, передвижения приставными шагами; остановка двумя шагами и прыжком Прыжок вверх толчком одной с приземлением на другую; передвижения в основной стойке; остановка прыжком после ускорения; в шаге Повороты вперед и назад; на месте | С изменением направления; с чередованием скорости передвижений Правило поворота на опорной ноге |
Упражнения с мячом | Ловля и передача мяча двумя руками от груди в парах и тройках Ловля мяча после отскока от пола; Ловля и передача мяча с шагом Ловля катящегося мяча; Передача одной рукой от плеча после ведения | Стоя на месте, при передвижении приставным шагом левым правым боком На месте и в движении |
Ведение мяча на месте, в движении, с изменением направления | По прямой, по кругу, «змейкой» На месте и в движении С изменение скорости передвижения; с отскоком мяча на разную высоту |
Броски мяча в корзину двумя руками от груди; Бросок мяча в баскетбольный щит одной (двумя) руками от груди после ведения Бросок мяча в прыжке одной рукой с места | С места; снизу (выполнение штрафного броска) |
Упражнения специальной физической и технической подготовки |
Игра по упрощенным правилам Игра в баскетбол по правилам |
Подвижные игры | «Передача мячей в колоннах», «Мяч на полу», «Круговая охота», «Ловля парами», «Борьба за мяч», «Защита стойки», «Салки спиной к щиту» «Салки», «Мяч капитану», «Всадники», «Ловец и перехватчик», «Салки в тройках», «Не давай мяч водящему», «Мяч своему» |
Эстафеты с мячом | Упражнения с мячом и без мяча, постепенно усложняющихся к игровым формам и др. |
Календарно – тематическое планирование
№ занятия | Тема занятия | Дата проведения | Примечание |
1 | Основы знаний о физкультурной деятельности. Техника безопасности | 05.09 | |
2 | Содержание и этапы развития игры «Баскетбол» | 07.09 | |
3 | Разминка перед игрой. Основные стойки баскетболиста. | 12.09 | |
4 | Передвижение в стойке баскетболиста. Остановки с мячом и без него. | 14.09 | |
5 | Остановки в шаге и прыжком по сигналу учителя. Ловля и передачи мяча. | 19.09 | |
6 | Передача мяча. Ловля двумя руками на уровне груди | 21.09 | |
7 | Обучение ведению мяча правой и левой рукой. Зрительный контроль мяча. | 26.09 | |
8 | Ведения мяча. Отработка остановки с мячом. Бросок в кольцо двумя руками. | 28.09 | |
9 | Техника ловли и передач мяча двумя руками, со сменой мест. | 05.10 | |
10 | Ведения мяча правой и левой рукой. Повороты с контролем мяча. | 10.10 | |
11 | Ловля и передача мяч двумя руками от груди с шагом и сменой места | 12.10 | |
12 | Техника ведения мяча шагом и бегом | 17.10 | |
13 | Ведения мяча в низкой, средней и низкой стойке. | 19.10 | |
14-15 | Комбинации из ведения мяча с изменением направления, поворотами, остановками | 24.10 26.10 | |
16 | Броски мяча в кольцо от плеча с места и после ведения. | 07.11 | |
17 | Бросок мяча от плеча, после ведения | 09.11 | |
18 | Ведение мяча с изменением направления и скорости | 14.11 | |
19-20 | Передача мяча от плеча одной рукой на расстояние, двумя руками снизу от пола. Одной рукой снизу | 16.11 21.11 | |
21-22 | Развитие координации движений. Подвижные игры «Мяч капитану», «Десять передач» | 23.11 28.11 | |
23 | Техника ближнего броска в кольцо от щита | 30.11 | |
24 | Обучение защитным действиям. Вырывание и выбивание мяча | 05.12 | |
25 | Обучение перехвату мяча с помощью опережения соперника. | 07.09 | |
26 | Защитные действия. Накрывание броска | 12.12 | |
27 | Комбинация из изученных защитных действий. Работа в защите один в один. | 14.12 | |
28 | Техника броска. Броски с ближней и средней дистанции. Штрафные броски | 19.12 | |
29-30 | Передача мяча в парах на месте, при встречном движении и с отскоком от пола | 21.12 26.12 | |
31 | Ведения мяча с поворотами и изменением направления. | 11.01 | |
32 | Тактика игры. Обучение личной защите. Личная опека игрока. | 16.01 | |
33 | Передача мяча в движении приближенная к игровой обстановке | 18.01 | |
34 | Двусторонняя игра. Правила игры. Жесты судьи. | 23.01 | |
35 | Обманные и скрытные передачи мяча в движении. | 25.01 | |
36-37 | Ведение мяча попеременно правой и левой рукой, обводка, финты с мячом | 30.01 01.02 | |
38-39 | Ловля высоколетящих мячей в прыжке двумя руками и после отскока от щита. Добивание в кольцо | 06.02 08.02 | |
40-41 | Обучение броскам мяча в движении после двух шагов | 13.02 15.02 | |
42 | Двусторонняя игра. С применением броска с двух шагов. | 20.02 | |
43 | Передача мяча от плеча одной рукой, двумя руками снизу. Одной рукой снизу | 22.02 | |
44 | Индивидуальные действия. Выбор позиции. Опека игрока без мяча | 27.02 | |
45 | Штрафной бросок в корзину | 01.03 | |
46-47 | Групповые действия в защите. Взаимодействия двух игроков. Взаимодействия трех игроков | 06.03 08.03 | |
48 | Ведение мяча при сближении с соперником,обыграв его финтом. | 13.03 | |
49-50 | Броски мяча в движении после двух шагов в прыжке. | 15.03 20.03 | |
51 | Техника владения мячом и противодействия. Вырывание и выбивание мяча, перехват. | 22.03 | |
52 | Ведение мяча с изменением направления и скорости | 03.04 | |
53 | Броски по кольцу сверху, снизу; одной рукой, двумя руками с разных дистанций. | 05.04 | |
54 | Передача мяча в движении, верхом и низом на разное расстояние. | 10.04 | |
55-56 | Броски мяча одной, двумя руками от головы в прыжке. Броски мяча снизу | 12.04 17.04 | |
57 | Ведение мяча попеременно правой и левой рукой, бросок в кольцо в движении | 19.04 | |
58 | Ведение мяча с изменением направления и скорости | 24.04 | |
59-60 | Тактика нападения. Тактика защиты. Передвижения в нападении и в защите. Опека игроков. Прессинг | 26.04 03.05 | |
61-62 | Командные действия. Зонная защита. Концентрированная защита | 08.05 10.05 | |
63 | Подвижная защита. Зонный прессинг. Личный прессинг | 15.05 | |
64-65 | Двусторонняя игра. Правила соревнований | 17.05 22.05 | |
66 | Двусторонняя игра. Судейство игры | 24.05 | |