РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
субботних дополнительных занятий «Готовимся к ОГЭ по географии»
ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 9 КЛАССОВ
НА 2016 / 2017 УЧЕБНЫЙ ГОД
Пояснительная записка.
Данный курс предназначен для обучающихся 9 классов.
Цель курса: способствовать развитию у учеников продуктивной работы при решении тестовых заданий экзаменационной работы государственной (итоговой) аттестации (в новой форме) по географии. Повышение уровня предметной и психологической подготовки учащихся к сдаче ОГЭ.
Задачи: способствовать развитию
-умений ориентироваться в источниках информации (карты атласа, стат. материалы, таблицы и схемы);
-продуктивной работы при решении географических задач, тестов;
-познавательного интереса и творческого потенциала учащихся.
Программа рассчитана на 1 год: 34 часа (1 час в неделю).
Программа выстроена в соответствии с разделами кодификатора и спецификации контрольных измерительных материалов для проведения в 2016 году ОГЭ (ФИПИ).
Основные разделы школьного курса, подлежащие проверке в ОГЭ:
1. Источники географической информации.
2. Природа Земли и человек.
3. Материки, океаны, народы и страны.
4. Природопользование и геоэкология.
5. География России.
Разделы состоят из теоретической (лекции) и практической части (тесты с выбором ответа, ответ в краткой форме и развернутый ответ). После выполнения тестов проводится анализ трудных заданий.
В процессе подготовки предполагается использовать Демо-версии ОГЭ, источники географической информации, тренажеры ОГЭ, Интернет-ресурсы.
Содержание
ИСТОЧНИКИ ГЕОГРАФИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ
1.1 Географические модели: глобус, географическая карта, план местности, их основные параметры и элементы (масштаб, условные знаки, способы картографического изображения, градусная сеть)
1.2 Выдающиеся географические исследования, открытия и путешествия
ПРИРОДА ЗЕМЛИ И ЧЕЛОВЕК
2.1 Земля как планета. Форма, размеры, движение Земли
2.2 Земная кора и литосфера. Состав, строение и развитие. Земная поверхность: формы рельефа суши, дна Мирового океана; Полезные ископаемые, зависимость их размещения от строения земной коры и рельефа. Минеральные ресурсы Земли, их виды и оценка
2.3 Гидросфера, ее состав и строение. Мировой океан и его части, взаимодействие с атмосферой и сушей. Поверхностные и подземные воды суши. Ледники и многолетняя мерзлота. Водные ресурсы Земли
2.4 Атмосфера. Состав, строение, циркуляция. Распределение тепла и влаги на Земле. Погода и климат. Изучение элементов погоды.
2.5 Биосфера, ее взаимосвязи с другими геосферами. Разнообразие растений и животных, особенности их распространения. Почвенный покров. Почва как особое природное образование. Условия образования почв разных типов
2.6 Географическая оболочка Земли. Широтная зональность и высотная поясность, цикличность и ритмичность процессов. Территориальные комплексы: природные, природно- хозяйственные
МАТЕРИКИ, ОКЕАНЫ, НАРОДЫ И СТРАНЫ
3.1 Современный облик планеты Земля. Происхождение материков и впадин океанов. Соотношение суши и океана на Земле
3.2 Население Земли. Численность населения Земли. Человеческие расы, этносы
3.3 Материки и страны. Основные черты природы Африки, Австралии, Северной и Южной Америки, Антарктиды, Евразии. Население материков. Природные ресурсы и их использование. Изменение природы под влиянием хозяйственной деятельности человека. Многообразие стран, их основные типы
ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ И ГЕОЭКОЛОГИЯ
4.1 Влияние хозяйственной деятельности людей на природу 4.2 Основные типы природопользования
4.3 Стихийные явления в литосфере, гидросфере, атмосфере
5 ГЕОГРАФИЯ РОССИИ
5.1 Особенности географического положения России
5.1.1 Территория и акватория, морские и сухопутные границы
5.1.2 Часовые пояса
5.1.3 Административно-территориальное устройство России
5.2 Природа России
5.2.1 Особенности геологического строения и распространения крупных форм рельефа
5.2.2 Типы климатов, факторы их формирования, климатические пояса.
Климат и хозяйственная деятельность людей. Многолетняя мерзлота
5.2.3 Внутренние воды и водные ресурсы, особенности их размещения на территории страны
5.2.4 Природно-хозяйственные различия морей России
5.2.5 Почвы и почвенные ресурсы. Меры по сохранению плодородия почв
5.2.6 Растительный и животный мир России. Природные зоны. Высотная поясность
5.3 Население России
5.3.1 Численность, естественное движение населения
5.3.2 Половой и возрастной состав населения
5.3.3 Размещение населения. Основная полоса расселения
5.3.4 Направления и типы миграции
5.3.5 Народы и основные религии России
5.3.6 Городское и сельское население. Крупнейшие города
5.4 Хозяйство России
5.4.1 Особенности отраслевой и территориальной структуры хозяйства России
5.4.2 Природно-ресурсный потенциал и важнейшие территориальные сочетания природных ресурсов
5.4.3 География отраслей промышленности
5.4.4 География сельского хозяйства
5.4.5 География важнейших видов транспорта
5.5 Природно-хозяйственное районирование России.
Географические особенности отдельных районов и регионов: Север и Северо-Запад, Центральная Россия, Поволжье, Юг Европейской части страны, Урал, Сибирь и Дальний Восток. Географическое положение регионов, их природный, человеческий и хозяйственный потенциал
5.6 Россия в современном мире
Требования по окончании курса:
Знать\понимать:
1.1.Основные географические понятия и термины;
1.2 различия плана, глобуса и географических карт по содержанию, масштабу, способам картографического изображения;
1.3 результаты выдающихся географических открытий и путешествий;
1.4 географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязь между ними, их
изменение в результате деятельности человека;
1.5 географическую зональность и поясность;
1.6 географические особенности природы материков и океанов, а также географию народов Земли; различия в хозяйственном
освоении разных территорий и акваторий; связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;
1.7 специфику географического положения и административно- территориального устройства Российской Федерации; особенности ее природы, населения, основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов;
1.8 природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений
Уметь:
2.1 определять на местности, плане и карте расстояния, направления, высоты точек; географические координаты и местоположение географических объектов;
2.2 выделять (узнавать) существенные признаки географических объектов и явлений;
2.3 описывать существенные признаки географических объектов и явлений;
2.4 объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
2.5 составлять краткую географическую характеристику разных территорий;
2.6 приводить примеры: природных ресурсов, их использования и охраны, формирования культурно-бытовых особенностей
народов под влиянием среды их обитания; крупнейших сырьевых и топливно-энергетических баз, районов и центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, внутригосударственных и внешних экономических связей России, а также крупнейших регионов и стран мира;
2.7 находить в разных источниках информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных
территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;
2.8 анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;
2.9 представлять результаты измерений в разной форме, выявлять на этой основе эмпирические зависимости
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
3.1 определения поясного времени;
3.2 чтения карт различного содержания;
3.3 решения практических задач по определению качества окружающей среды, ее использованию
Календарно-тематическое планирование
Наименование темы | Всего часов Из них лекций | Практич. часть (тест) | Дата (неделя месяца) |
Введение. Особенности ОГЭ. Правила заполнения бланков. 1. ИСТОЧНИКИ ГЕОГРАФИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ 1.1 Географические модели: глобус, геогр. карта, план местности, их основные параметры и элементы (масштаб, условные знаки, способы картографического изображения, градусная сеть) Выдающиеся географические исследования, открытия ипутешествия. | 1 1-лекция | 1 | Сентябрь. 2 |
2. ПРИРОДА ЗЕМЛИ И ЧЕЛОВЕК 2.1 Земля как планета. Форма, размеры, движение Земли 2.2 Земная кора и литосфера. Состав, строение и развитие. Земная поверхность: формы рельефа суши, дна Мирового океана; Полезные ископаемые, зависимость их размещения от строения земной коры и рельефа. Минеральные ресурсы Земли, их виды и оценка 2.3 Гидросфера, ее состав и строение. Мировой океан и его части, взаимодействие с атмосферой и сушей. Поверхностные и подземные воды суши. Ледники и многолетняя мерзлота. Водные ресурсы Земли 2.4 Атмосфера. Состав, строение, циркуляция. Распределение тепла и влаги на Земле. Погода и климат. Изучение элементов погоды. 2.5 Биосфера, ее взаимосвязи с другими геосферами. Разнообразие растений и животных, особенности их распространения. Почвенный покров. Почва как особое природное образование. Условия образования почв разных типов 2.6 Географическая оболочка Земли. Широтная зональность и высотная поясность, цикличность и ритмичность процессов. Территориальные комплексы: природные, природно- хозяйственные 2.7.Тест. Анализ трудных заданий. | 7 1-лекция | 1 1 1 1 1 1 | 3 4 Октябрь 1 2 3 4 Ноябрь 1 |
3. МАТЕРИКИ, ОКЕАНЫ, НАРОДЫ И СТРАНЫ 3.1 Современный облик планеты Земля. Происхождение материков и впадин океанов. Соотношение суши и океана на Земле Население Земли. Численность населения Земли. Человеческие расы, этносы 3.2 Материки и страны. Основные черты природы Африки, Австралии, Северной и Южной Америки, Антарктиды, Евразии. Население материков. Природные ресурсы и их использование. Изменение природы под влиянием хозяйственной деятельности человека. Многообразие стран, их основные типы 3.3. Тест. Анализ трудных заданий. | 5 1-лекция | 3 1 | 3 4 Декабрь 1 |
4. ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ И ГЕОЭКОЛОГИЯ 4.1 Влияние хозяйственной деятельности людей на природу Основные типы природопользования Стихийные явления в литосфере, гидросфере, атмосфере | 1 1-лекция | | 2 |
5. ГЕОГРАФИЯ РОССИИ 1 Особенности географического положения России -Территория и акватория, морские и сухопутные границы. Часовые пояса. Административно-территориальное устройство России. 2 Природа России -Особенности геологического строения и распространения крупных форм рельефа -Типы климатов, факторы их формирования, климатические пояса. Климат и хозяйственная деятельность людей. Многолетняя мерзлота -Внутренние воды и водные ресурсы, особенности их размещения на территории страны -Почвы и почвенные ресурсы. Меры по сохранению плодородия почв.Растительный и животный мир России. Природные зоны.Высотная поясность 3 Население России -Численность, естественное движение населения. Половой и возрастной состав населения. -Размещение населения. Основная полоса расселения. Направления и типы миграции. Народы и основные религии России. -Городское и сельское население. Крупнейшие города. 4 Хозяйство России -Особенности отраслевой и территориальной структуры хозяйства России. Природно-ресурсный потенциал и важнейшие территориальные сочетания природных ресурсов. -География отраслей промышленности. -География сельского хозяйства. -География важнейших видов транспорта. 5 Природно-хозяйственное районирование России. Географические особенности отдельных районов и регионов: Север и Северо-Запад, Центральная Россия, Поволжье, Юг Европейской части страны, Урал, Сибирь и Дальний Восток. Географическое положение регионов, их природный, человеческий и хозяйственный потенциал. 6 Россия в современном мире 7.Решение вариантов ОГЭ. Анализ. | 21 1-лекция 1-лекция 1-лекция 1-лекция 1-лекция 1-лекция | 1 1 1 1 1 2 1 1 3 1 | 3 4 Январь 3 4 Февраль 1 2 3 4 Март 1 2 3 Апрель 1, 2,3,4 Май 1 2 |
ИТОГО: 34 часа | 10ч-лекция | 24 | |
ЛИТЕРАТУРА
Федеральный институт педагогических измерений. Единый государственный экзамен. Контрольные измерительные материалы. География., Москва, издательский центр «Вентана-Граф», 2014-2016.
Э.М.Амбарцумян,С.Е.Дюкова – ГИА-2014, экзамен в новой форме география, АСТ –«Астрель», Москва 2014г.
Ю.А.Моргунова, О.В.Чичерина. Эксперимнтальная экзаменационная работа 9 класс. Москва, издательство «ЭКЗАМЕН2к, 2014.
Е.М. Курашаева География России в схемах и таблицах 8-9 классы, Москва, издательство «ЭКЗАМЕН», 2013.
Единый государственный экзамен: География: Контрольные измерительные материалы. . Москва, издательский центр «Вентана-Граф», 2013-2016.
Единый государственный экзамен 2014: Контрольные измерительные материалы: География/ Г.П.Аксакалова, Э.М.Амбарцумова, В.В. Барабанов и др., М-во образования РФ, М. Просвещение. 2013,2014,2015,2016
Сайт Федерального института педагогических измерений (ФИПИ) http://www.fipi.ru.
Интернет-ресурсы