МКОУБаклушинская средняя школа
Рабочая программа рассмотрена на заседании ШМО учителей начальных классов протокол №1.от __26.08.17. Руководитель ШМО _________ | Согласовано. Зам. директора по УВР _________Муртазина О.В. от 30.08.17. | Утверждаю Директор школы ___________ Косинская О.В Приказ №________________ от 31.08.17. |
Рабочая программа учебного курса
«Основы религиозных культур и светской этики»
в 4 классе. Модуль «Основы светской этики»
Учитель начальных классов Сидорова М. А.
2017-2018 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа курса «Основы светской этики» в 4 классе по модулю «Основы светской этики» составлена на основе Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. [А.Я.Данилюк, А.М.Кондаков, В.А.Тишков] – М.: Просвещение, 2010 г. (Стандарты второго поколения) и Программы Основы светской этики к учебнику М.Т.Студеникина «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики». 4 класс / авт. сост. М.Т.Студеникин. - М.: ООО Русское слово, 2012, а также с использованием Рабочей программы к учебнику М.Т.Студеникина «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики». 4 класс/ авт. сост.М.Т.Студеникин.- М.: ООО Русское слово, 2012.
УМК:Для реализации программного содержания используется учебник М.Т.Студеникина «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики». 4 класс /авт. сост. М.Т.Студеникин. - М.: ООО Русское слово, 2013., Книга для родителей, Справочные материалы для общеобразовательных учреждений, Интернет-ресурсы.
Способы и формы оценивания образовательных результатов учащихся Уроки по курсу ОРКСЭ - уроки безотметочные, объектом оценивания становится нравственная и культурологическая компетентность ученика, рассматриваемые как универсальная способность человека понимать значение нравственных норм, правил морали, веры и религии в жизни человека, семьи, общества, воспитание потребности к духовному развитию. Поэтому для оценивания учащихся на уроках по данному курсу используются вербальное поощрение, похвала, одобрение.
Изучение основы светской этики предполагает дальнейшее развитие учащихся; воспитание патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа; формирование готовности к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию; ознакомление с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе; понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества; формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России; об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности; становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести; воспитание нравственности, основанной на основе свободы совести и вероисповедания, духовных традиций народов России; осознание ценности человеческой жизни.
Системно-деятельностный подход, лежащий в основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, предполагает воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям построения демократического, гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава российского общества. В соответствии со Стандартом, на ступени основного общего образования осуществляется дальнейшее формирование основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся; духовно-нравственное развитие и воспитание, предусматривающее принятие подростками моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей; укрепление духовного здоровья обучающихся.
Модуль «Основы курса светской этики» в рамках предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» предполагает изучение духовно-нравственной культуры и призван ознакомить учеников с основами нормами нравственности, дать первичные представления о морали. Поставлена задача нравственного развития школьников, воспитания культуры поведения с опорой на представления о положительных поступках людей. В процессе учебной деятельности предстоит дать детям новые нравственные ориентиры и упорядочить уже имеющиеся у них.
Место учебного предмета, курса в учебном плане
Данная рабочая программа реализует содержание одного из 6 модулей курса – модуль «Основы светской этики». На данный момент Федеральный базисный учебный план отводит в 4 классе на предметную область «Основы курса светской этики» 35 часов по учебному плану МОУ Баклушинской СОШ , 1 час в неделю.
Цель учебного курса:
Формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Задачи учебного курса:
Формировать нормы светской морали;
Дать представление о светской этике;
Познакомить учащихся с основами культур;
Развивать представления о значении нравственных норм;
Обобщить знания о духовной культуре и морали;
Развивать способности к общению;
Формировать этическое самосознание;
Улучшать взаимоотношения детей и родителей;
Противодействовать суициду детей.
Данный модуль выступает в качестве связующего звена всего учебно-воспитательного процесса, расширяя знания об этике.. Он призван обеспечить общественно значимую мотивацию поведения детей, их поступков. Школьникам следует научиться адекватно оценивать собственное поведение и поведение других учеников.
На уроках светской этики в 4 классе учащимся предстоит выяснить, кто такой гражданин, в чём состоят его права и обязанности; раскрываются важнейшие нравственные понятия: честь и достоинство, совесть и порядочность, сострадание и милосердие, правда и ложь и многие другие. Насущными проблемами современного российского общества посвящены темы: «Терпение и труд», «Честность и искренность», «Дружба и порядочность». При изучении этих тем ученики убеждаются в ценности самого дорогого, что есть у человека, - жизни. Развитию и совершенствованию личности подростка, его организованности и самостоятельности помогут темы: «Правила твоей жизни», «Семейные традиции».
Особое внимание обращается на формирование спаянного и дружного коллектива класса, умения избегать конфликтов, находить выход из спорных ситуаций. На уроках светской этики осуществляется развитие у детей терпимого отношения к другим народам, понимания особенностей их культуры. Модуль «Основы светской этики» вносит также вклад в формирование у детей коммуникативной и социальной компетентности, социокультурной идентичности, национального самосознания – чувства принадлежности к своей стране и народу.
На уроках светской этики ученики знакомятся с Конституцией Российской Федерации, определяющей нормы и правила жизни нашего общества и государства. У детей в этом возрасте слишком мал собственный опыт, и задача преподавателя – помочь им усвоить положительный опыт поведения других людей. Содержание курса даёт детям возможность на «физиологическом уровне» усвоить ценные знания поведенческого характера. Которые могут и должны стать стержнем их позитивного поведения в последующей жизни. У учеников формируется положительное, доброжелательное отношение к окружающим людям и обществу в целом, к духовным и культурным ценностям. У них возникает потребность выполнять в повседневной жизни социальные нормы и правила поведения.
В связи с эти важен деятельностный подход в обучении, проявление активности и самостоятельности учащихся в получении новых знаний. Большое внимание обращается на деятельность ученика по анализу текста, его логической обработке при составлении плана, решению практических задач. В процессе деятельности у учеников возникают положительные эмоции, чувство удовольствия от умственной деятельности, формируются познавательные потребности.
В ходе изучения светской этики и этикета у учеников вырабатываются социально-коммуникативные умения: говорить и слушать, участвовать в беседе, дискутировать, аргументированно обосновывать свою точку зрения.
На уроках светской этики учитель устанавливает и реализует межпредметные связи с русским языком и литературой, историей, изобразительным искусством, музыкой. Межпредметные связи присутствуют как в основных и дополнительных текстах, так в вопросах и заданиях к ним. Ученики, например, определяют части речи, находят однокоренные слова, вспоминают героев произведений, рассматривают положительные и отрицательные стороны их поступков. В ходе диалога-беседы ученики оценивают поступки героев, выясняют свою собственную позицию.
Курс этики считается светским, однако он небезразличен к религиозным ценностям верующих людей. В ознакомительном порядке учащиеся узнают об основных религиях россиян.
Способы контроля и оценивания образовательных достижений учащихся.
Преподавание модуля «Основы светской этики» в 4 классе так же, как и других модулей проводится по безотметочной системе. Это не означает отказ от оценки знаний. Каждый модуль курса несёт определенный знаниевый элемент и проверка усвоения этих знаний необходима. Текущая диагностика проводится в тестовой форме.
Система домашних заданий сохраняется, но это должны быть такие задания, которые легко выполнить детям, советуясь со своими близкими.
В течение года планируется провести две диагностических работы.
Стартовая диагностика проводится в начале прохождения курса с целью выявления стартовых знаний по предмету в форме анкетирования.
Итоговая диагностика проходит в конце учебного года в форме защиты творческих работ учащихся: индивидуальных, групповых или коллективных. Творческие проекты могут быть связаны с традициями семьи, историей своего города или села, с традициями праздников - семейных, народных, религиозных.
Содержание курса
Введение
Знакомство с учебником..
Тема 1..
Понятия гражданин и гражданство. Конституция – Основной закон РФ. Основные права и обязанности граждан РФ. Выполнение обязанностей – гражданский долг каждого гражданина России. Управление государством. Президент, Правительство. Федеральное Собрание. Совет Федерации. Государственная Дума. Столица, герб, флаг, гимн Российской Федерации. Уважительное отношение к символам государства.
Тема 2. Этика и этикет.
Понятие порядочность. Связь слов порядочность и порядок. Качества порядочного человека: справедливость, внутренняя стойкость, смелость, решительность. Взаимосвязь порядочности, благородства, достоинства. Общественная ценность порядочности.
Тема 3. Вежливость.
Понятие вежливость. Вежливость – важнейшая составная часть порядочности человека. . Развитие чувства вежливости и уважения. Умение понять и простить. Правдивость и её цена. Взаимосвязь совести и сострадания, совести и стыда. Вежливость– «внутренний голос человека». Жить по законам вежливости. Несовместимость совести с эгоизмом и корыстолюбием. Кодекс взаимоотношения одноклассников.
Тема 4. Добро и зло.
Добро – важнейшее качество личности. Понятия добра и зла.. Признаки личного доверия. Возникновение доверительных отношений. Доверие и доверчивость. Правила установлений доверительных отношений. Что значит потерять доверие. Понятие самодоверия. Как следует поступить в экстренных случаях. Телефон доверия. Психологическая помощь.
Тема 5. Дружба и порядочность.
Понятие дружбы. Общественная ценность порядочность. Взаимосвязь сострадания и порядочности, милосердия и жалости. Антиподы милосердия. Обязанности учащихся по отношению к другим людям. Проявление интереса к жизни другого человека, стремление ему помочь. Человеколюбие. Правила дружбы. Воспитание милосердия. Умение понять и простить.
Тема 6. Честность и искренность.
Понятия честность и искренность.. Правда – то, что соответствует действительности. Ложь – намеренное искажение действительности. Правдивость. Искренность. Честность. Взаимосвязь правдивости и душевного покоя. Святая ложь. Хитрость.
Тема 7. Гордость и гордыня.
Понятия гордость и гордыня. Чувство собственного достоинства человека, самоуважение. Традиции воспитания у разных сословий. Дворяне России, их традиции и правила поведения. .Нормы морали. Любовь и уважение к Отечеству. Государство и мораль гражданина. Этикет.
Тема 8. Обычаи и обряды русского народа.
Что такое обычай и обряд. Из истории обряда бракосочетания на Руси. Образцы нравственности в культуре Отечества. . Этикет.Проявление патриотизма учащихся.
Тема 9. Терпение и труд.
Отношение к людям иной национальности, религии, культуры, привычек и убеждений. Россия – многонациональное государство. Что такое терпимость (толерантность). Уважение свободы другого человека, проявление великодушия и расположенности к другим людям. Роль мигрантов в жизни российских городов. Правила толерантного общения. Различие понятий терпение и терпимость. Трудовая мораль. Методы нравственного самосовершенствования.
Тема 10. Семья.
Семья- объединение людей разного возраста, основанное на кровно-родственных связях. Из истории семьи. Семья на Руси. Имя и фамилия. Фамилия- наследственное семейное имя. Происхождение фамилии. Роль родителей в современной семье. Крепость и стабильность семьи. Родословная семьи
Тема 11. Семейные традиции
Традиция –передача из поколения в поколение правил поведения в семье, семейных обычаев и обрядов. Разнообразие традиций, собственные традиции семьи, их создание.
.
Тема 12. Сердце матери.
Роль матери в семье. День матери в России. Традиция празднования Дня матери у народов мира. Материнская любовь. Мать и счастье-неразделимые понятия. Мать-творец человека. Подарить радость маме. Бережное отношение детей к родителям, родным и близким
Тема 13.Правила твоей жизни.
Цель обучения в школе. Приёмы работы учащихся со школьным учебником. Выработка у учеников уверенности в себе и своих делах. Приёмы работы учеников на уроке. Рекомендации по развитию воли. Умение распределять внимание. Совершенствование памяти подростка. Правила и приёмы запоминания. Сочетание труда умственного и физического.
Тема 14. Праздники народов России.
Праздники: государственные, светские, религиозные, школьные, семейные. Происхождение Масленицы. Великий пост. Христианские праздники: Пасха, Рождество Христово, Крещение. Мусульманские праздники: Рамадан-байрам, Курбан- байрам. Буддийские праздники
Тема 15. Защитники Отечества.
23февраля-День защитника Отечества. Состав Вооружённых сил Р Ф Страницы Родины с 13до 20 в., Невская битва, сражение на Чудском озере, Куликовская битва, борьба с поляками в 17 в,, подвиги полководца А. В. Суворова, Отечественная война 1812г., Великая Отечественная война 1941-1945г,, Защита Родины-долг каждого гражданина Р Ф. Служба в Вооруженных силах Р Ф-почётная обязаность.
Тема 16. Мои права и обязанности
Устав школы. Права и обязанности учащихся. Соблюдение правил школьного распорядка. Обязанность посещения учащимися школьных занятий, добросовестного учебного труда. Участие в самообслуживающем труде. Единство действий классного руководителя и родителей учащихся. Требования к поведению учащихся в школе. Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.
Итоговое повторение
Календарно-тематическое планирование
№ | Дата | Тема урока | Кол- во ча-сов | Домаш-нее задание |
План | Факт |
-
| | | Введение в предмет | 1 | Ответить на вопросы виктори-ны на стр.4-6 |
2-3 | | | Россия –Родина моя. | 2 | Знать понятия «Родина», «Россия», «РФ», «государство», «гражда- нин», «граждан-ство» и т.д. |
4-5 | | | Этика и этикет. | 2 | Привести примеры порядоч-ности и непорядочности. |
6-7 | | | Вежливость | 2 | Приду-мать рассказ или сказку о вежливых словах. |
8-9 | | | Добро и зло. | 2 | При помощи родителей ответьте на вопрос «Можно ли доверять информа-ции, размещён-ной в Интернете»? Аргументируйте свой ответ. |
10-11. | | | Дружба и порядочность. | 2 | Объяснить смысл высказываний на стр.50. Выучить правила по записям в тетрадях. |
12-13 | | | Честность и искренность | 2 | Объяснить слова А.С.Пуш-кина «Сказка ложь, да в ней намёк! Добрым молодцам урок»? |
14-15 | | | Гордость и гордыня. | 1 | Рассказать родителям о различии в воспитании детей различных сословий.
|
16-17 | | | Обычаи и обряды русского народа. | 2 | Подготовить выступление об обычаях и обрядах своего народа. |
18-19 | | | Терпение и труд | 2 | Ответить на вопрос: почему надо терпимо относиться к людям другой национальности, иных взглядов и убеждений? |
20-21 | | | Семья | 2 | Подберите народные сказки, былины, пословицы,воспеваю-щие семью. Составить свою родословную. |
22-23 | | | Семейные традиции | 2 | Написать мини-сочинение «Семейные традиции в моей семье» |
24-25 | | | Сердце матери. | 2 | Написать сочинение о своей маме.. |
26-27 | | | Правила твоей жизни | 2 | Правила твоей жизни. |
28-29 | | | Праздники народов России. | 2 | Праздники народов России. |
30-31 | | | Защитники Отечества. | 2 | Написать письмо « Служил мой дед, Служил и отец!» |
32-33 | | | Мои права и обязан-ности | 2 | Выучить пункты Устава школы о правах и обязаннос-тях школьника |
34-35 | | | Итоговое повторение | 2 | Подгото-вить презента-цию по одной из изученных тем. |
Учебно-методическое, материально-техническое и информационное обеспечение образовательного процесса.
оборудование: ученические столы и стулья по количеству учащихся, учительский стол, шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр., настенные доски для вывешивания иллюстративного материала;
технические средства обучения (предметы и устройства, которые выполняют информационную, управляющую, тренирующую, контролирующие функции в учебно-воспитательном процессе)
учебно-методические комплекты, обеспечивающие изучение/преподавание учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» (комплексная программа, учебные пособия для учащихся, методическая литература для учителя и др.);
нормативные документы, регламентирующие взаимоотношения государства и религиозных организаций, а также отражающие правовые основы изучения в учреждениях системы общего образования основ религиозных культур и светской этики;
специальные дополнительные пособия для учителей и литература, предназначенная для оказания им информационной и методической помощи (учебники по религиоведению, культурологии, книги для учителя по истории, обществознанию, мировой художественной культуре, истории религий, окружающему миру, литературе и др.);
научно-популярные книги, содержащие дополнительный познавательный материал развивающего характера по различным темам курса;
хрестоматийные материалы, включающие тексты художественных произведений, тематически связанные с содержанием курса;
документальные источники (фрагменты текстов исторических письменных источников, в том числе и религиозных, дающих целостное представление об историческом развитии ведущих религий мира);
энциклопедическая и справочная литература (философские и религиоведческие словари, справочники по теории и истории религий, биографии религиозных деятелей и значимых персоналий и др.);
религиозная литература (произведения, составляющие «золотой фонд» мировой религиозной мысли; книги, содержащие актуальную информацию о событиях, происходящих в религиозной сфере жизни общества);
художественные альбомы, содержащие иллюстрации к основным разделам курса;
печатные пособия, в т.ч. картографические издания, иллюстративные материалы, включая портреты выдающихся людей России.
Планируемые результаты изучения модуля «Основы светской этики»
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования определяет как знаниевый компонент содержания образования, так и формирование универсальных учебных действий в личностных, коммуникативных, познавательных, регулятивных сферах, обеспечивающих способность к организации самостоятельной учебной деятельности ученика. Стандарт ориентирует на становление следующих характеристик школьника.
Личностные результаты
Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России; знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России; усвоения гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
Формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, а также на основе положительного отношения к труду;
Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
Формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
Формирование целостного мировоззрения, учитывающего духовное многообразие современного мира;
Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми;
Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению. Мировоззрению, культуре, языку, вере, а также истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания.
Предметные результаты
Воспитание способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию; воспитание веротерпимости, уважительного отношения к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию;
Знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве;
Формирование представлений об основах светской этики;
Понимание значения нравственности в жизни человека, с6емьи и общества.
Метапредметные результаты
Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе; находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формировать. Аргументировать и отстаивать своё мнение;
Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.
Литература
При изучении курса предполагается использование следующих учебников, учебных комплексов и пособий:
1.М.Т.Студеникин «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики». 4 класс / авт. сост. М.Т.Студеникин. - М.: ООО Русское слово - учебник, 2012.
2.Основы религиозных культур и светской этики. Книга для родителей. А.Я.Данилюк.- М.: Просвещение, 2010.
Дополнительная литература
1.Бачинин В.А. Этика: энциклопедический словарь. СПб.: 2010
2.Вакса О., Потапов С. Уроки вежливости: этикет для детей. М.: 2011
3.Даль В.И. Пословицы русского народа: в 3т. М.: 2010.
4.Остер Г. Вредные советы. М.:2010
5.Панкеев И.А. Энциклопедия этикета. М.: 2011.
6.Словарь по этике/ Под ред. И.С.Кона. М.: 2010