СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа учебного курса. ОРКСЭ в 4 классе. Модуль " Основы светской этики"

Категория: ОРК

Нажмите, чтобы узнать подробности

ОРКСЭ к учебнику М.Т. Студеникина М. ООО Русское слово, 2012 г. ФГОС.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа учебного курса. ОРКСЭ в 4 классе. Модуль " Основы светской этики"»


МКОУБаклушинская средняя школа



Рабочая программа рассмотрена

на заседании ШМО учителей

начальных классов

протокол №1.от __26.08.17.

Руководитель ШМО

_________

Согласовано.

Зам. директора по УВР

_________Муртазина О.В.

от 30.08.17.

Утверждаю

Директор школы

___________ Косинская О.В

Приказ №________________

от 31.08.17.





Рабочая программа учебного курса

«Основы религиозных культур и светской этики»

в 4 классе. Модуль «Основы светской этики»




Учитель начальных классов Сидорова М. А.


2017-2018 учебный год






Пояснительная записка

Рабочая программа курса «Основы светской этики» в 4 классе по модулю «Основы светской этики» составлена на основе Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. [А.Я.Данилюк, А.М.Кондаков, В.А.Тишков] – М.: Просвещение, 2010 г. (Стандарты второго поколения) и Программы Основы светской этики к учебнику М.Т.Студеникина «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики». 4 класс / авт. сост. М.Т.Студеникин. - М.: ООО Русское слово, 2012, а также с использованием Рабочей программы к учебнику М.Т.Студеникина «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики». 4 класс/ авт. сост.М.Т.Студеникин.- М.: ООО Русское слово, 2012.

УМК:Для реализации программного содержания используется учебник М.Т.Студеникина «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики». 4 класс /авт. сост. М.Т.Студеникин. - М.: ООО Русское слово, 2013., Книга для родителей, Справочные материалы для общеобразовательных учреждений, Интернет-ресурсы.

Способы и формы оценивания образовательных результатов учащихся Уроки по курсу ОРКСЭ - уроки безотметочные, объектом оценивания становится нравственная и культурологическая компетентность ученика, рассматриваемые как универсальная способность человека понимать значение нравственных норм, правил морали, веры и религии в жизни человека, семьи, общества, воспитание потребности к духовному развитию. Поэтому для оценивания учащихся на уроках по данному курсу используются вербальное поощрение, похвала, одобрение.

Изучение основы светской этики предполагает дальнейшее развитие учащихся; воспитание патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа; формирование готовности к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию; ознакомление с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе; понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества; формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России; об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности; становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести; воспитание нравственности, основанной на основе свободы совести и вероисповедания, духовных традиций народов России; осознание ценности человеческой жизни.

Системно-деятельностный подход, лежащий в основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, предполагает воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям построения демократического, гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава российского общества. В соответствии со Стандартом, на ступени основного общего образования осуществляется дальнейшее формирование основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся; духовно-нравственное развитие и воспитание, предусматривающее принятие подростками моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей; укрепление духовного здоровья обучающихся.

Модуль «Основы курса светской этики» в рамках предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» предполагает изучение духовно-нравственной культуры и призван ознакомить учеников с основами нормами нравственности, дать первичные представления о морали. Поставлена задача нравственного развития школьников, воспитания культуры поведения с опорой на представления о положительных поступках людей. В процессе учебной деятельности предстоит дать детям новые нравственные ориентиры и упорядочить уже имеющиеся у них.




Место учебного предмета, курса в учебном плане

Данная рабочая программа реализует содержание одного из 6 модулей курса – модуль «Основы светской этики». На данный момент Федеральный базисный учебный план отводит в 4 классе на предметную область «Основы курса светской этики» 35 часов по учебному плану МОУ Баклушинской СОШ , 1 час в неделю.


Цель учебного курса:

Формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

Задачи учебного курса:

  • Формировать нормы светской морали;

  • Дать представление о светской этике;

  • Познакомить учащихся с основами культур;

  • Развивать представления о значении нравственных норм;

  • Обобщить знания о духовной культуре и морали;

  • Развивать способности к общению;

  • Формировать этическое самосознание;

  • Улучшать взаимоотношения детей и родителей;

  • Противодействовать суициду детей.

Данный модуль выступает в качестве связующего звена всего учебно-воспитательного процесса, расширяя знания об этике.. Он призван обеспечить общественно значимую мотивацию поведения детей, их поступков. Школьникам следует научиться адекватно оценивать собственное поведение и поведение других учеников.

На уроках светской этики в 4 классе учащимся предстоит выяснить, кто такой гражданин, в чём состоят его права и обязанности; раскрываются важнейшие нравственные понятия: честь и достоинство, совесть и порядочность, сострадание и милосердие, правда и ложь и многие другие. Насущными проблемами современного российского общества посвящены темы: «Терпение и труд», «Честность и искренность», «Дружба и порядочность». При изучении этих тем ученики убеждаются в ценности самого дорогого, что есть у человека, - жизни. Развитию и совершенствованию личности подростка, его организованности и самостоятельности помогут темы: «Правила твоей жизни», «Семейные традиции».

Особое внимание обращается на формирование спаянного и дружного коллектива класса, умения избегать конфликтов, находить выход из спорных ситуаций. На уроках светской этики осуществляется развитие у детей терпимого отношения к другим народам, понимания особенностей их культуры. Модуль «Основы светской этики» вносит также вклад в формирование у детей коммуникативной и социальной компетентности, социокультурной идентичности, национального самосознания – чувства принадлежности к своей стране и народу.

На уроках светской этики ученики знакомятся с Конституцией Российской Федерации, определяющей нормы и правила жизни нашего общества и государства. У детей в этом возрасте слишком мал собственный опыт, и задача преподавателя – помочь им усвоить положительный опыт поведения других людей. Содержание курса даёт детям возможность на «физиологическом уровне» усвоить ценные знания поведенческого характера. Которые могут и должны стать стержнем их позитивного поведения в последующей жизни. У учеников формируется положительное, доброжелательное отношение к окружающим людям и обществу в целом, к духовным и культурным ценностям. У них возникает потребность выполнять в повседневной жизни социальные нормы и правила поведения.

В связи с эти важен деятельностный подход в обучении, проявление активности и самостоятельности учащихся в получении новых знаний. Большое внимание обращается на деятельность ученика по анализу текста, его логической обработке при составлении плана, решению практических задач. В процессе деятельности у учеников возникают положительные эмоции, чувство удовольствия от умственной деятельности, формируются познавательные потребности.

В ходе изучения светской этики и этикета у учеников вырабатываются социально-коммуникативные умения: говорить и слушать, участвовать в беседе, дискутировать, аргументированно обосновывать свою точку зрения.

На уроках светской этики учитель устанавливает и реализует межпредметные связи с русским языком и литературой, историей, изобразительным искусством, музыкой. Межпредметные связи присутствуют как в основных и дополнительных текстах, так в вопросах и заданиях к ним. Ученики, например, определяют части речи, находят однокоренные слова, вспоминают героев произведений, рассматривают положительные и отрицательные стороны их поступков. В ходе диалога-беседы ученики оценивают поступки героев, выясняют свою собственную позицию.

Курс этики считается светским, однако он небезразличен к религиозным ценностям верующих людей. В ознакомительном порядке учащиеся узнают об основных религиях россиян.


Способы контроля и оценивания образовательных достижений учащихся.


Преподавание модуля «Основы светской этики» в 4 классе так же, как и других модулей проводится по безотметочной системе. Это не означает отказ от оценки знаний. Каждый модуль курса несёт определенный знаниевый элемент и проверка усвоения этих знаний необходима. Текущая диагностика проводится в тестовой форме.

Система домашних заданий сохраняется, но это должны быть такие задания, которые легко выполнить детям, советуясь со своими близкими.

В течение года планируется провести две диагностических работы.

Стартовая диагностика проводится в начале прохождения курса с целью выявления стартовых знаний по предмету в форме анкетирования.

Итоговая диагностика проходит в конце учебного года в форме защиты творческих работ учащихся: индивидуальных, групповых или коллективных. Творческие проекты могут быть связаны с традициями семьи, историей своего города или села, с традициями праздников - семейных, народных, религиозных.


Содержание курса


Введение

Знакомство с учебником..


Тема 1..

Понятия гражданин и гражданство. Конституция – Основной закон РФ. Основные права и обязанности граждан РФ. Выполнение обязанностей – гражданский долг каждого гражданина России. Управление государством. Президент, Правительство. Федеральное Собрание. Совет Федерации. Государственная Дума. Столица, герб, флаг, гимн Российской Федерации. Уважительное отношение к символам государства.


Тема 2. Этика и этикет.

Понятие порядочность. Связь слов порядочность и порядок. Качества порядочного человека: справедливость, внутренняя стойкость, смелость, решительность. Взаимосвязь порядочности, благородства, достоинства. Общественная ценность порядочности.


Тема 3. Вежливость.

Понятие вежливость. Вежливость – важнейшая составная часть порядочности человека. . Развитие чувства вежливости и уважения. Умение понять и простить. Правдивость и её цена. Взаимосвязь совести и сострадания, совести и стыда. Вежливость– «внутренний голос человека». Жить по законам вежливости. Несовместимость совести с эгоизмом и корыстолюбием. Кодекс взаимоотношения одноклассников.


Тема 4. Добро и зло.

Добро – важнейшее качество личности. Понятия добра и зла.. Признаки личного доверия. Возникновение доверительных отношений. Доверие и доверчивость. Правила установлений доверительных отношений. Что значит потерять доверие. Понятие самодоверия. Как следует поступить в экстренных случаях. Телефон доверия. Психологическая помощь.


Тема 5. Дружба и порядочность.

Понятие дружбы. Общественная ценность порядочность. Взаимосвязь сострадания и порядочности, милосердия и жалости. Антиподы милосердия. Обязанности учащихся по отношению к другим людям. Проявление интереса к жизни другого человека, стремление ему помочь. Человеколюбие. Правила дружбы. Воспитание милосердия. Умение понять и простить.


Тема 6. Честность и искренность.

Понятия честность и искренность.. Правда – то, что соответствует действительности. Ложь – намеренное искажение действительности. Правдивость. Искренность. Честность. Взаимосвязь правдивости и душевного покоя. Святая ложь. Хитрость.


Тема 7. Гордость и гордыня.

Понятия гордость и гордыня. Чувство собственного достоинства человека, самоуважение. Традиции воспитания у разных сословий. Дворяне России, их традиции и правила поведения. .Нормы морали. Любовь и уважение к Отечеству. Государство и мораль гражданина. Этикет.


Тема 8. Обычаи и обряды русского народа.

Что такое обычай и обряд. Из истории обряда бракосочетания на Руси. Образцы нравственности в культуре Отечества. . Этикет.Проявление патриотизма учащихся.


Тема 9. Терпение и труд.

Отношение к людям иной национальности, религии, культуры, привычек и убеждений. Россия – многонациональное государство. Что такое терпимость (толерантность). Уважение свободы другого человека, проявление великодушия и расположенности к другим людям. Роль мигрантов в жизни российских городов. Правила толерантного общения. Различие понятий терпение и терпимость. Трудовая мораль. Методы нравственного самосовершенствования.

Тема 10. Семья.

Семья- объединение людей разного возраста, основанное на кровно-родственных связях. Из истории семьи. Семья на Руси. Имя и фамилия. Фамилия- наследственное семейное имя. Происхождение фамилии. Роль родителей в современной семье. Крепость и стабильность семьи. Родословная семьи

Тема 11. Семейные традиции


Традиция –передача из поколения в поколение правил поведения в семье, семейных обычаев и обрядов. Разнообразие традиций, собственные традиции семьи, их создание.

.



Тема 12. Сердце матери.


Роль матери в семье. День матери в России. Традиция празднования Дня матери у народов мира. Материнская любовь. Мать и счастье-неразделимые понятия. Мать-творец человека. Подарить радость маме. Бережное отношение детей к родителям, родным и близким


Тема 13.Правила твоей жизни.

Цель обучения в школе. Приёмы работы учащихся со школьным учебником. Выработка у учеников уверенности в себе и своих делах. Приёмы работы учеников на уроке. Рекомендации по развитию воли. Умение распределять внимание. Совершенствование памяти подростка. Правила и приёмы запоминания. Сочетание труда умственного и физического.


Тема 14. Праздники народов России.

Праздники: государственные, светские, религиозные, школьные, семейные. Происхождение Масленицы. Великий пост. Христианские праздники: Пасха, Рождество Христово, Крещение. Мусульманские праздники: Рамадан-байрам, Курбан- байрам. Буддийские праздники


Тема 15. Защитники Отечества.


23февраля-День защитника Отечества. Состав Вооружённых сил Р Ф Страницы Родины с 13до 20 в., Невская битва, сражение на Чудском озере, Куликовская битва, борьба с поляками в 17 в,, подвиги полководца А. В. Суворова, Отечественная война 1812г., Великая Отечественная война 1941-1945г,, Защита Родины-долг каждого гражданина Р Ф. Служба в Вооруженных силах Р Ф-почётная обязаность.


Тема 16. Мои права и обязанности

Устав школы. Права и обязанности учащихся. Соблюдение правил школьного распорядка. Обязанность посещения учащимися школьных занятий, добросовестного учебного труда. Участие в самообслуживающем труде. Единство действий классного руководителя и родителей учащихся. Требования к поведению учащихся в школе. Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.


Итоговое повторение






Календарно-тематическое планирование


Дата


Тема урока

Кол- во ча-сов


Домаш-нее задание

План

Факт



Введение в предмет

1

Ответить на вопросы виктори-ны на стр.4-6

2-3



Россия –Родина моя.

2

Знать понятия

«Родина», «Россия», «РФ», «государство», «гражда-

нин», «граждан-ство» и т.д.

4-5



Этика и этикет.

2

Привести примеры порядоч-ности и непорядочности.

6-7



Вежливость

2

Приду-мать рассказ или сказку о вежливых словах.

8-9



Добро и зло.

2

При помощи родителей ответьте на вопрос «Можно ли доверять информа-ции, размещён-ной в Интернете»? Аргументируйте свой ответ.

10-11.



Дружба и порядочность.

2

Объяснить смысл высказываний на стр.50.

Выучить правила по записям в тетрадях.

12-13



Честность и искренность

2

Объяснить слова А.С.Пуш-кина «Сказка ложь, да в ней намёк! Добрым молодцам урок»?


14-15



Гордость и гордыня.

1

Рассказать родителям о различии в воспитании детей различных сословий.












16-17



Обычаи и обряды русского народа.

2

Подготовить выступление об обычаях и обрядах своего народа.

18-19



Терпение и труд

2

Ответить на вопрос: почему надо терпимо относиться к людям другой национальности, иных взглядов и убеждений?

20-21



Семья

2

Подберите народные сказки, былины, пословицы,воспеваю-щие семью. Составить свою родословную.

22-23



Семейные традиции

2

Написать мини-сочинение «Семейные традиции в моей семье»

24-25



Сердце матери.

2

Написать сочинение о своей маме..

26-27



Правила твоей жизни

2

Правила твоей жизни.

28-29



Праздники народов России.

2

Праздники народов России.


30-31



Защитники Отечества.

2

Написать письмо « Служил мой дед, Служил и отец!»

32-33



Мои права и обязан-ности

2

Выучить пункты Устава школы о правах и обязаннос-тях школьника

34-35



Итоговое повторение

2

Подгото-вить презента-цию по одной из изученных тем.

















Учебно-методическое, материально-техническое и информационное обеспечение образовательного процесса.


  • оборудование: ученические столы и стулья по количеству учащихся, учительский стол, шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр., настенные доски для вывешивания иллюстративного материала;

  • технические средства обучения (предметы и устройства, которые выполняют информационную, управляющую, тренирующую, контролирующие функции в учебно-воспитательном процессе)

    • классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, картинок;

  • библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

    • учебно-методические комплекты, обеспечивающие изучение/преподавание учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» (комплексная программа, учебные пособия для учащихся, методическая литература для учителя и др.);

    • нормативные документы, регламентирующие взаимоотношения государства и религиозных организаций, а также отражающие правовые основы изучения в учреждениях системы общего образования основ религиозных культур и светской этики;

    • специальные дополнительные пособия для учителей и литература, предназначенная для оказания им информационной и методической помощи (учебники по религиоведению, культурологии, книги для учителя по истории, обществознанию, мировой художественной культуре, истории религий, окружающему миру, литературе и др.);

    • научно-популярные книги, содержащие дополнительный познавательный материал развивающего характера по различным темам курса;

    • хрестоматийные материалы, включающие тексты художественных произведений, тематически связанные с содержанием курса;

    • документальные источники (фрагменты текстов исторических письменных источников, в том числе и религиозных, дающих целостное представление об историческом развитии ведущих религий мира);

    • энциклопедическая и справочная литература (философские и религиоведческие словари, справочники по теории и истории религий, биографии религиозных деятелей и значимых персоналий и др.);

    • религиозная литература (произведения, составляющие «золотой фонд» мировой религиозной мысли; книги, содержащие актуальную информацию о событиях, происходящих в религиозной сфере жизни общества);

    • художественные альбомы, содержащие иллюстрации к основным разделам курса;

  • печатные пособия, в т.ч. картографические издания, иллюстративные материалы, включая портреты выдающихся людей России.


Планируемые результаты изучения модуля «Основы светской этики»


Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования определяет как знаниевый компонент содержания образования, так и формирование универсальных учебных действий в личностных, коммуникативных, познавательных, регулятивных сферах, обеспечивающих способность к организации самостоятельной учебной деятельности ученика. Стандарт ориентирует на становление следующих характеристик школьника.

Личностные результаты

  • Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России; знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России; усвоения гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

  • Формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, а также на основе положительного отношения к труду;

  • Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

  • Формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

  • Формирование целостного мировоззрения, учитывающего духовное многообразие современного мира;

  • Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми;

  • Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению. Мировоззрению, культуре, языку, вере, а также истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания.

Предметные результаты

  • Воспитание способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию; воспитание веротерпимости, уважительного отношения к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию;

  • Знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве;

  • Формирование представлений об основах светской этики;

  • Понимание значения нравственности в жизни человека, с6емьи и общества.

Метапредметные результаты

  • Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

  • Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

  • Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

  • Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

  • Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе; находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формировать. Аргументировать и отстаивать своё мнение;

  • Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.




Литература


При изучении курса предполагается использование следующих учебников, учебных комплексов и пособий:

1.М.Т.Студеникин «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики». 4 класс / авт. сост. М.Т.Студеникин. - М.: ООО Русское слово - учебник, 2012.

2.Основы религиозных культур и светской этики. Книга для родителей. А.Я.Данилюк.- М.: Просвещение, 2010.

Дополнительная литература


1.Бачинин В.А. Этика: энциклопедический словарь. СПб.: 2010

2.Вакса О., Потапов С. Уроки вежливости: этикет для детей. М.: 2011

3.Даль В.И. Пословицы русского народа: в 3т. М.: 2010.

4.Остер Г. Вредные советы. М.:2010

5.Панкеев И.А. Энциклопедия этикета. М.: 2011.

6.Словарь по этике/ Под ред. И.С.Кона. М.: 2010






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!