Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Студеновская средняя общеобразовательная школа
Рабочая программа учебного предмета «Чтение и развитие речи» предназначена для обучающегося 5 класса с умеренной умственной отсталостью. Нормативно-правовым основанием для разработки являются следующие документы:
Рабочая программа по чтению и развитию речи для обучающегося 5 класса с умеренной умственной отсталостью включают в себя:
Чтение – один из основных предметов в системе подготовки школьника с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью. Наряду с письмом оно формирует функциональную грамотность, способствует общему развитию и воспитанию ребёнка. Успешность изучения курса чтения обеспечивает результативность обучения и по другим предметам коррекционной школы.
1. научить детей читать доступный их пониманию текст вслух и «про себя», осмысленно воспринимать прочитанное;
2. формировать у учащихся навык сознательного, правильного, беглого и выразительного чтения;
3. формировать умение с помощью учителя разбираться в содержании прочитанного.
-дать школьникам доступные их развитию и пониманию первоначальные знания о языке, литературе;
- развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;
- формирование важнейших нравственных и эстетических представлений, усвоение общечеловеческих моральных ценностей;
- обогащение конкретных представлений детей об окружающей действительности, о человеке, природе и обществе;
- развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России;
- развитие интереса к учебным занятиям, к книге – источнику знаний.
Тематика произведений для чтения подобрана с учетом максимального развития познавательных интересов детей, расширения их кругозора, воспитания нравственных качеств.
Подбираются произведения народного творчества, классиков русской и зарубежной литературы, доступные пониманию статьи из газет и журналов. В программе дается примерная тематика произведений, определяется уровень требований к технике чтения, анализу текстов, совершенствованию навыков устной речи и объему внеклассного чтения.
Читаются произведения о нашей Родине, ее прошлом и настоящем, о мудрости и героизме русского народа.
Усвоение содержания читаемого осуществляется в процессе анализа произведений. При этом очень важна система работы по установлению причинно-следственных связей и закономерностей, так как этот вид деятельности имеет огромное коррекционное значение.
Учебный предмет «Чтение и развитие речи» изучается в объеме 4 часов в неделю, 136 часов в год.
С.Михалков «Важный день»; Т.Чинарева «Здравствуйте»; В.Берестов «Где право, где лево»; В.Драгунский «Что любит мишка»; По М.Коршунову «Петя и его жизнь»; К.Чуковский «Мойдодыр»; Обобщающий урок по теме «Здравствуй, школа!». Внеклассное чтение «Рассказы из жизни школьников».
Е.Трутнева «Осень»; И.Соколов-Микитов «Осень в лесу»; Загадка; И.Соколов-Микитов «Улетают журавли»; В.Китаев «Грибы»; А.Прокофьев «В лес по грибы»; Н.Сладков «Эхо»; Рассказ по картинке; Загадки; Е.Григорьева «Рябиновая скороговорка»; М. Бородицкая «Сентябрьская скороговорка»; Н. Грибачев «Рыжие листья»; А.Плещеев «Осень наступила»; А.Фет «Ласточки пропали»; Н.Некрасов Отрывок из поэмы «Железная дорога»; К.Бальмонт «Осень»; Обобщающий урок по теме «Славная осень»; Внеклассное чтение «Поэты об осени».
Л.Толстой «Котенок»; В.Орлов «Ученый кот»; Л.Толстой «Птичка»; М.Пришвин «Ребята и утята»; Г.Снегирев «Береза»; В.Бианки «Ёж-спасатель»; Р.Фраерман «Мальчик в лесу»; А.Барков «Шустрик»; Обобщающий урок по теме «Люби все живое»; Внеклассное чтение про животных.
С.Михалков «Важные дела»; По В. Крупину «Как Ваня грядки полол»; М.Пожаров «Мои работники» загадка; По Е.Пермяку «Смородинка»; По О.Донченко «Теленок». А.Маркуша «Важная профессия»; Обобщающий урок по теме «Учимся трудиться»; С.Баруздин «Маляр»; Внеклассное чтение по теме «Все работы хороши».
М.Басина «Удивительная вревка»; А.Барто «Уехали»; К.Киршина «Вот какая история»; Л.Воронкова «Что сказала бы мама?»; По Я.Пинясову «Кем быть и кем не быть?»; По Н.Носову «Огурцы»; В.Осеева «Волшебное слово»; Е.Пермяк «Бумажный змей»; А.Котовщикова «Как же так получилось?»; По Пентелееву «Честное слово»; Обобщающий урок по теме «Что такое хорошо»; Внеклассное чтение «Что такое хорошо…»
И.Суриков «Зима»; А.Чехов «Первый снег»; В.Орлов «Никто не обижается»; Н.Сладков «Воробьиный термометр»; Загадка; Н.Носов «На горке»; Д.Мамин-Сибиряк «Река стала»; А.Пушкин «Зимнее утро». К.Ушинский «Проказы старушки зимы»; Сказка. В.Лебедев-Кумач «Здравствуй, елка!»; Е.Пермяк «Знакомые следы»; В.Бианки «Из «Лесной газеты»; По В.Одоевскому «В гостях в Дедушки Мороза»; Сказка.
Пословицы; По Г.Скребицкому «Дружба»; А.Барков «Кот в сапогах»; По Я. Длуголенскому «Как Зубов однажды был врачом». По К.Ушинскому «Четыре желания»; Обобщающий урок по теме «Вот пришли морозы - и зима настала…»;
«Лиса и журавль» Русская сказка; «Как мужик волка спас» Мордовская сказка; «Три сестры» Татарская сказка; «Кукушка» Ненецкая сказка; «Каждый свое получил» Эстонская сказка; «Хаврошечка» Русская сказка. Обобщающий урок по теме «Народные сказки»; Внеклассное чтение «Сказки народов мира».
«У страха глаза велики» Русская народная сказка; К.Чуковский «Путаница»; С.Маршак «Вот какой рассеянный»; Н.Носов «Живая шляпа».
Б.Заходер «Хрюк на елке» сказка; По Н.Носову «Как Незнайка катался на газированном автомобиле»; Обобщающий урок по теме «Смешные истории»; Внеклассное чтение «Смешные истории».
Ф.Фет «Весна в окно стучится»; К.Паустовский Рассказ; А.Плещеев «Весна»; Э.Шим «Камень, ручей, сосулька и солнце»; Сказка; С.Михалков «А что у вас?»; По Б.Емельянову «Мамины руки»; Н.Артюхова «Большая береза».
К концу года предусматривается усвоение программного материала по чтению детьми с умеренной и тяжелой формой умственной отсталости следующих компонентов:
-по вопросам учителя и по иллюстрациям рассказывать, о чем читали или слушали.
-наизусть 3—5 коротких стихотворений, отчетливо читать их перед классом.
Чтение является сложным видом интеллектуальной деятельности, поэтому его элементами может овладеть только некоторая часть детей с умеренными и тяжёлыми нарушениями развития. С учетом индивидуальных возможностей часть детей овладевает простейшими навыками чтением.
№ Урока | Тема учебного занятия (урока) | Планируемые результаты (знать, уметь, понимать) | Дата план. | Дата факт. |
1 | С.Михалков «Важный день» | развивать устную связную речь | | |
2 | Т. Чинарева «Здравствуйте» | развивать память, внимание, мышление. | | |
3 | В.Берестов «Где право, где лево» | коррекция умения рассказывать считалки, потешки. | | |
4 | В.Драгунский «Что любит мишка» | заучивать пословицы, поговорки и загадки. | | |
5 | По М.Коршунову «Петя и его жизнь» | коррекция правильного произношения, грамматического строя речи. | | |
6 | К.Чуковский «Мойдодыр» | участвовать в устном общении на уроке; | | |
7 | Обобщающий урок по теме «Здравствуй, школа!». Внеклассное чтение «Рассказы из жизни школьников». | рассказывать по вопросам учителя и по иллюстрациям, о чем читали или слушали. | | |
8 | Е.Трутнева «Осень». | участвовать в устном общении на уроке; | | |
9 | И.Соколов-Микитов «Осень в лесу». | участвовать в устном общении на уроке; | | |
10 | Загадка | рассказывать по вопросам учителя и по иллюстрациям, о чем читали или слушали. | | |
11 | И.Соколов-Микитов «Улетают журавли». | рассказывать по вопросам учителя и по иллюстрациям, о чем читали или слушали. | | |
12 | В.Китаев «Грибы». | рассказывать по вопросам учителя и по иллюстрациям, о чем читали или слушали. | | |
13 | А.Прокофьев «В лес по грибы». | рассказывать по вопросам учителя и по иллюстрациям, о чем читали или слушали. | | |
14 | Н.Сладков «Эхо». | рассказывать по вопросам учителя и по иллюстрациям, о чем читали или слушали. | | |
15 | Рассказ по картинке. | рассказывать по вопросам учителя и по иллюстрациям, о чем читали или слушали. | | |
16 | Загадки. | рассказывать по вопросам учителя и по иллюстрациям, о чем читали или слушали. | | |
17 | Е.Григорьева «Рябиновая скороговорка». | развивать интерес к учебным занятиям, к книге | | |
18 | М. Бородицкая «Сентябрьская скороговорка». | развивать интерес к учебным занятиям, к книге | | |
19 | Н. Грибачев «Рыжие листья». | развивать интерес к учебным занятиям, к книге | | |
20 | Загадка. К.Бальмонт «Осень». | рассказывать по вопросам учителя и по иллюстрациям, о чем читали или слушали. | | |
21 | А.Плещеев «Осень наступила» | рассказывать по вопросам учителя и по иллюстрациям, о чем читали или слушали. | | |
22 | А.Фет «Ласточки пропали». | рассказывать по вопросам учителя и по иллюстрациям, о чем читали или слушали. | | |
23 | Н.Некрасов Отрывок из поэмы «Железная дорога». | рассказывать по вопросам учителя и по иллюстрациям, о чем читали или слушали. | | |
24 | Обобщающий урок по теме «Славная осень» | рассказывать по вопросам учителя и по иллюстрациям, о чем читали или слушали | | |
25 | Внеклассное чтение «Поэты об осени». | рассказывать по вопросам учителя и по иллюстрациям, о чем читали или слушали | | |
26 | Внеклассное чтение «Поэты об осени». | рассказывать по вопросам учителя и по иллюстрациям, о чем читали или слушали | | |
27 | Внеклассное чтение «Поэты об осени». | рассказывать по вопросам учителя и по иллюстрациям, о чем читали или слушали | | |
28 | Л.Толстой «Котенок». | рассказывать по вопросам учителя и по иллюстрациям, о чем читали или слушали | | |
29 | В.Орлов «Ученый кот». | рассказывать по вопросам учителя и по иллюстрациям, о чем читали или слушали | | |
30 | Л.Толстой «Птичка». | рассказывать по вопросам учителя и по иллюстрациям, о чем читали или слушали | | |
31 | М.Пришвин «Ребята и утята». | рассказывать по вопросам учителя и по иллюстрациям, о чем читали или слушали | | |
32 | М.Пришвин «Ребята и утята». | рассказывать по вопросам учителя и по иллюстрациям, о чем читали или слушали | | |
33 | Г.Снегирев «Береза». | рассказывать по вопросам учителя и по иллюстрациям, о чем читали или слушали | | |
34 | Г.Снегирев «Береза». | рассказывать по вопросам учителя и по иллюстрациям, о чем читали или слушали | | |
35 | В.Бианки «Ёж-спасатель». | рассказывать по вопросам учителя и по иллюстрациям, о чем читали или слушали. | | |
36 | В.Бианки «Ёж-спасатель». | рассказывать по вопросам учителя и по иллюстрациям, о чем читали или слушали. | | |
37 | Р. Фраерман «Мальчик в лесу». | рассказывать по вопросам учителя и по иллюстрациям, о чем читали или слушали. | | |
38 | Р. Фраерман «Мальчик в лесу». | рассказывать по вопросам учителя и по иллюстрациям, о чем читали или слушали. | | |
39 | А.Барков «Шустрик». | рассказывать по вопросам учителя и по иллюстрациям, о чем читали или слушали. | | |
40 | А.Барков «Шустрик». | рассказывать по вопросам учителя и по иллюстрациям, о чем читали или слушали. | | |
41 | Обобщающий урок по теме «Люби все живое». Внеклассное чтение про животных. | рассказывать по вопросам учителя и по иллюстрациям, о чем читали или слушали. | | |
42 | Обобщающий урок по теме «Люби все живое». Внеклассное чтение про животных. | рассказывать по вопросам учителя и по иллюстрациям, о чем читали или слушали. | | |
43 | С.Михалков «Важные дела». | рассказывать по вопросам учителя и по иллюстрациям, о чем читали или слушали. | | |
44 | С.Михалков «Важные дела». | рассказывать по вопросам учителя и по иллюстрациям, о чем читали или слушали. | | |
45 | По В. Крупину «Как Ваня грядки полол». | рассказывать по вопросам учителя и по иллюстрациям, о чем читали или слушали. | | |
46 | По В. Крупину «Как Ваня грядки полол». | рассказывать по вопросам учителя и по иллюстрациям, о чем читали или слушали. | | |
47 | М.Пожаров «Мои работники» загадка. | иметь конкретные представления об окружающей действительности, о человеке, природе и обществе; | | |
48 | По Е.Пермяку «Смородинка». | читать по слогам короткие тексты; | | |
49 | По О. Донченко «Теленок». | читать по слогам короткие тексты; | | |
50 | А. Маркуша «Важная профессия». | читать по слогам короткие тексты; | | |
51 | С. Баруздин «Маляр». | читать по слогам короткие тексты; | | |
52 | Обобщающий урок по теме «Учимся трудиться». | иметь конкретные представления об окружающей действительности, о человеке, природе и обществе; | | |
53 | Внеклассное чтение по теме «Все работы хороши». | развивать интерес к учебным занятиям, к книге | | |
54 | Внеклассное чтение по теме «Все работы хороши». | развивать интерес к учебным занятиям, к книге | | |
55 | М. Басина «Удивительная веревка». | развивать интерес к учебным занятиям, к книге | | |
56 | А. Барто «Уехали». | развивать интерес к учебным занятиям, к книге | | |
57 | К.Киршина «Вот какая история». | развивать интерес к учебным занятиям, к книге | | |
58 | Л.Воронкова «Что сказала бы мама?». | развивать интерес к учебным занятиям, к книге | | |
59 | По Я. Пинясову «Кем быть и кем не быть?» | развивать интерес к учебным занятиям, к книге | | |
60 | По Н.Носову «Огурцы». | рассказывать по вопросам учителя и по иллюстрациям, о чем читали или слушали. | | |
61 | По Н.Носову «Огурцы». | рассказывать по вопросам учителя и по иллюстрациям, о чем читали или слушали. | | |
62 | В.Осеева «Волшебное слово». | рассказывать по вопросам учителя и по иллюстрациям, о чем читали или слушали. | | |
63 | Е.Пермяк «Бумажный змей». | рассказывать по вопросам учителя и по иллюстрациям, о чем читали или слушали. | | |
64 | Е.Пермяк «Бумажный змей». | рассказывать по вопросам учителя и по иллюстрациям, о чем читали или слушали. | | |
65 | А. Котовщикова «Как же так получилось?» | рассказывать по вопросам учителя и по иллюстрациям, о чем читали или слушали. | | |
66 | А. Котовщикова «Как же так получилось?» | рассказывать по вопросам учителя и по иллюстрациям, о чем читали или слушали. | | |
67 | Л.Пантелеев «Трус». | рассказывать по вопросам учителя и по иллюстрациям, о чем читали или слушали. | | |
68 | По Пентелееву «Честное слово». | рассказывать по вопросам учителя и по иллюстрациям, о чем читали или слушали. | | |
69 | Обобщающий урок по теме «Что такое хорошо». | рассказывать по вопросам учителя и по иллюстрациям, о чем читали или слушали. | | |
70 | Обобщающий урок по теме «Что такое хорошо». | рассказывать по вопросам учителя и по иллюстрациям, о чем читали или слушали. | | |
71 | Внеклассное чтение «Что такое хорошо…» | рассказывать по вопросам учителя и по иллюстрациям, о чем читали или слушали. | | |
72 | И.Суриков «Зима». | рассказывать по вопросам учителя и по иллюстрациям, о чем читали или слушали. | | |
73 | А.Чехов «Первый снег». | рассказывать по вопросам учителя и по иллюстрациям, о чем читали или слушали. | | |
74 | В.Орлов «Никто не обижается». | рассказывать по вопросам учителя и по иллюстрациям, о чем читали или слушали. | | |
75 | Н.Сладков «Воробьиный термометр». | рассказывать по вопросам учителя и по иллюстрациям, о чем читали или слушали. | | |
76 | Загадка. | рассказывать по вопросам учителя и по иллюстрациям, о чем читали или слушали. | | |
77 | Н.Носов «На горке». | рассказывать по вопросам учителя и по иллюстрациям, о чем читали или слушали. | | |
78 | Д.Мамин-Сибиряк «Река стала». | рассказывать по вопросам учителя и по иллюстрациям, о чем читали или слушали. | | |
79 | Д.Мамин-Сибиряк «Река стала». | рассказывать по вопросам учителя и по иллюстрациям, о чем читали или слушали. | | |
80 | А.Пушкин «Зимнее утро». | рассказывать по вопросам учителя и по иллюстрациям, о чем читали или слушали. | | |
81 | К.Ушинский «Проказы старушки зимы» Сказка. | рассказывать по вопросам учителя и по иллюстрациям, о чем читали или слушали. | | |
82 | К.Ушинский «Проказы старушки зимы» Сказка. | рассказывать по вопросам учителя и по иллюстрациям, о чем читали или слушали. | | |
83 | В.Лебедев-Кумач «Здравствуй, елка!» | рассказывать по вопросам учителя и по иллюстрациям, о чем читали или слушали. | | |
84 | Е.Пермяк «Знакомые следы». | рассказывать по вопросам учителя и по иллюстрациям, о чем читали или слушали. | | |
85 | Е.Пермяк «Знакомые следы». | рассказывать по вопросам учителя и по иллюстрациям, о чем читали или слушали. | | |
86 | Сказка «Два мороза». | рассказывать по вопросам учителя и по иллюстрациям, о чем читали или слушали. | | |
87 | Сказка «Два мороза». | рассказывать по вопросам учителя и по иллюстрациям, о чем читали или слушали. | | |
88 | В.Бианки «Из «Лесной газеты». | рассказывать по вопросам учителя и по иллюстрациям, о чем читали или слушали. | | |
89 | В.Бианки «Из «Лесной газеты». | рассказывать по вопросам учителя и по иллюстрациям, о чем читали или слушали. | | |
90 | По В.Одоевскому «В гостях в Дедушки Мороза» Сказка. | рассказывать по вопросам учителя и по иллюстрациям, о чем читали или слушали. | | |
91 | По В.Одоевскому «В гостях в Дедушки Мороза» Сказка. | рассказывать по вопросам учителя и по иллюстрациям, о чем читали или слушали. | | |
92 | Пословицы. | рассказывать по вопросам учителя и по иллюстрациям, о чем читали или слушали. | | |
93 | По Г.Скребицкому «Дружба». | рассказывать по вопросам учителя и по иллюстрациям, о чем читали или слушали. | | |
94 | По Г.Скребицкому «Дружба». | рассказывать по вопросам учителя и по иллюстрациям, о чем читали или слушали. | | |
95 | А.Барков «Кот в сапогах». | участвовать в устном общении на уроке | | |
96 | По Я. Длуголенскому «Как Зубов однажды был врачом». | участвовать в устном общении на уроке | | |
97 | По Я. Длуголенскому «Как Зубов однажды был врачом». | участвовать в устном общении на уроке | | |
98 | По К.Ушинскому «Четыре желания». | участвовать в устном общении на уроке | | |
99 | По К.Ушинскому «Четыре желания». | участвовать в устном общении на уроке | | |
100 | Обобщающий урок по теме «Вот пришли морозы - и зима настала…». Внеклассное чтение «Здравствуй, зимушка-зима!» | рассказывать по вопросам учителя и по иллюстрациям, о чем читали или слушали | | |
101 | Обобщающий урок по теме «Вот пришли морозы - и зима настала…». Внеклассное чтение «Здравствуй, зимушка-зима!» | рассказывать по вопросам учителя и по иллюстрациям, о чем читали или слушали | | |
102 | «Лиса и журавль» Русская сказка. | рассказывать по вопросам учителя и по иллюстрациям, о чем читали или слушали | | |
103 | «Как мужик волка спас» Мордовская сказка. | рассказывать по вопросам учителя и по иллюстрациям, о чем читали или слушали | | |
104 | «Как мужик волка спас» Мордовская сказка. | рассказывать по вопросам учителя и по иллюстрациям, о чем читали или слушали | | |
105 | «Три сестры» Татарская сказка. | рассказывать по вопросам учителя и по иллюстрациям, о чем читали или слушали. | | |
106 | «Три сестры» Татарская сказка. | рассказывать по вопросам учителя и по иллюстрациям, о чем читали или слушали. | | |
107 | «Кукушка» Ненецкая сказка. | рассказывать по вопросам учителя и по иллюстрациям, о чем читали или слушали. | | |
108 | «Кукушка» Ненецкая сказка. | рассказывать по вопросам учителя и по иллюстрациям, о чем читали или слушали. | | |
109 | «Каждый свое получил» Эстонская сказка. | рассказывать по вопросам учителя и по иллюстрациям, о чем читали или слушали. | | |
110 | «Каждый свое получил» Эстонская сказка. | рассказывать по вопросам учителя и по иллюстрациям, о чем читали или слушали. | | |
111 | «Хаврошечка» Русская сказка. | рассказывать по вопросам учителя и по иллюстрациям, о чем читали или слушали. | | |
112 | «Хаврошечка» Русская сказка. | рассказывать по вопросам учителя и по иллюстрациям, о чем читали или слушали. | | |
113 | Обобщающий урок по теме «Народные сказки». Внеклассное чтение «Сказки народов мира». | развивать интерес к учебным занятиям, к книге; | | |
114 | «У страха глаза велики» Русская народная сказка. | рассказывать по вопросам учителя и по иллюстрациям, о чем читали или слушали. | | |
115 | К.Чуковский «Путаница». | рассказывать по вопросам учителя и по иллюстрациям, о чем читали или слушали. | | |
116 | К.Чуковский «Путаница». | рассказывать по вопросам учителя и по иллюстрациям, о чем читали или слушали. | | |
117 | С.Маршак «Вот какой рассеянный». | рассказывать по вопросам учителя и по иллюстрациям, о чем читали или слушали. | | |
118 | С.Маршак «Вот какой рассеянный». | рассказывать по вопросам учителя и по иллюстрациям, о чем читали или слушали. | | |
119 | Н.Носов «Живая шляпа». | рассказывать по вопросам учителя и по иллюстрациям, о чем читали или слушали. | | |
120 | Н.Носов «Живая шляпа». | рассказывать по вопросам учителя и по иллюстрациям, о чем читали или слушали. | | |
121 | Б. Заходер «Хрюк на елке» сказка. | участвовать в устном общении на уроке; | | |
122 | Б. Заходер «Хрюк на елке» сказка. | участвовать в устном общении на уроке; | | |
123 | По Н.Носову «Как Незнайка катался на газированном автомобиле». | участвовать в устном общении на уроке; | | |
124 | По Н.Носову «Как Незнайка катался на газированном автомобиле». | участвовать в устном общении на уроке; | | |
125 | По Н.Носову «Как Незнайка катался на газированном автомобиле». | участвовать в устном общении на уроке; | | |
126 | Обобщающий урок по теме «Смешные истории». Внеклассное чтение «Смешные истории». | рассказывать по вопросам учителя и по иллюстрациям, о чем читали или слушали; | | |
127 | Ф.Фет «Весна в окно стучится». | рассказывать по вопросам учителя и по иллюстрациям, о чем читали или слушали. | | |
128 | К.Паустовский Рассказ | понимать тему и главную мысль текста; | | |
129 | А.Плещеев «Весна». | рассказывать по вопросам учителя и по иллюстрациям, о чем читали или слушали | | |
130 | Э.Шим «Камень, ручей, сосулька и солнце». Сказка. | рассказывать по вопросам учителя и по иллюстрациям, о чем читали или слушали | | |
131 | С.Михалков «А что у вас?». | рассказывать по вопросам учителя и по иллюстрациям, о чем читали или слушали | | |
132 | С.Михалков «А что у вас?». | рассказывать по вопросам учителя и по иллюстрациям, о чем читали или слушали | | |
133 | По Б.Емельянову «Мамины руки». | рассказывать по вопросам учителя и по иллюстрациям, о чем читали или слушали | | |
134 | По Б.Емельянову «Мамины руки». | рассказывать по вопросам учителя и по иллюстрациям, о чем читали или слушали | | |
135 | Н.Артюхова «Большая береза». | рассказывать по вопросам учителя и по иллюстрациям, о чем читали или слушали | | |
136 | Н.Артюхова «Большая береза». | рассказывать по вопросам учителя и по иллюстрациям, о чем читали или слушали | | |