Рабочая программа учебного предмета
Основы безопасности жизнедеятельности.
класс 7 базовый уровень
разработана преподавателем - организатором ОБЖ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, программы по ОБЖ для общеобразовательных школ (сборник - М.: Просвещение 2010.), базовый уровень, полностью отражающей содержание Примерной программы, с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся.
Рабочая программа по ОБЖ для 7 класса разработана в соответствии с:
1. Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»» от 29.12.2012года №273-ФЗ;
2. Приказа Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 г. №1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
3. Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПин 2.4.2. 2821-10, постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 24.11.15 №81 об утверждении изменений №3 зарегистрированный в Мин-Юсте России 18.12.2015 регист. №40154
4. Распоряжения Министерства образования Ульяновской области от 31 января 2012 г. № 320-р «О введении федерального образовательного стандарта основного общего образования в общеобразовательных учреждениях Ульяновской области», от 25 февраля 2013г. № 559-р «О введении федерального образовательного стандарта основного общего образования в общеобразовательных учреждениях Ульяновской области»;
5. Письма Министерства образования и науки Ульяновской области №74-иогв-01-6203 исх «Об организации образовательного процесса в общеобразовательных организациях Ульяновской области в 2016/2017 учебном году».
На основе:
Учебной программы для 5-9 классов под общей редакцией А.Т.Смирнова. М.:- Просвещение, 2010 г.
Учебника Основы безопасности жизнедеятельности. 7 класс. Авт. А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников. - М.: Просвещение, 2009 г.
Курс «Основы безопасности жизнедеятельности» предназначен для воспитания личности безопасного типа, хорошо знакомой с современными проблемами безопасности жизни и жизнедеятельности человека, осознающей их исключительную важность, стремящейся решать эти проблемы, разумно сочетая личные интересы с интересами общества.
Программа разработана с учетом комплексного подхода к формированию у учащихся современного уровня культуры безопасности и позволяет:
последовательно и логически структурировать тематику курса ОБЖ;
эффективно использовать межпредметные связи;
обеспечить непрерывность образования и более тесную преемственность процессов обучения;
повышать эффективность процесса формирования у учащихся современного уровня культуры безопасности с учетом возрастных особенностей и уровня подготовки по другим учебным дисциплинам, а также с учетом особенностей обстановки в регионе в области безопасности при разработке региональных учебных программ.
Основными целями изучения курса ОБЖ являются:
Освоение знаний о безопасном поведении человека в опасных и чрезвычайных ситуациях (ЧС) природного, техногенного и социального характера; здоровье и здоровом образе жизни (ЗОЖ); государственной системе защиты населения от опасных и ЧС; об обязанностях граждан по защите государства.
Воспитание ценностного отношения к человеческой жизни и здоровью.
Развитие черт личности, необходимых для безопасного поведения в ЧС; бдительности по предотвращению актов терроризма; потребности в соблюдении ЗОЖ.
Овладение умениями оценивать ситуации, опасные для жизни и здоровья; действовать в ЧС; использовать СИЗ и СКЗ; оказывать ПМП пострадавшим.
Изучение тематики данной рабочей программы направлено на решение следующих задач:
- формирование у учащихся научных представлений о принципах и путях снижения «фактора риска» в деятельности человека и общества;
- выработка умений предвидеть опасные и чрезвычайные ситуации природного характера и адекватно противодействовать им;
- формирование у учащихся модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, а также развитие способностей оценивать опасные ситуации, принимать решения и действовать безопасно с учетом своих возможностей.
2. Общая характеристика учебного предмета
Курс ОБЖ на ступени основного общего образования направлен на формирование у школьников современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности;
Формирование индивидуальной системы здорового образа жизни;
Воспитание антитеррористического поведения и отрицательного отношения к психоактивным веществам и асоциальному поведению.
Планирование и реализация данной рабочей программы по ОБЖ возможна при использовании в учебном процессе:
- Конституции Российской Федерации;
-Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»;
- Закона Российской Федерации «О безопасности»;
- Федерального закона «О гражданской обороне»;
Основными принципами обучения ОБЖ являются: сознательность, активность и самостоятельность; системность, последовательность и комплексность; обучение на высоком уровне трудности; прочность формирования знаний, умений и навыков; групповой и индивидуальные принципы обучения.
Принципы реализуются с помощью различных методов и средств (ТСО, наглядность), приемов позволяющих представлять взаимосвязь изучаемых явлений с реальной действительностью.
Основные методы обучения - наблюдения, повседневный опыт, интуитивное предсказание, активные методы обучения, стимулирующие познавательную деятельность учащихся, интеракивное обучение- обучение, основанное на общении, компьютерные методы обучения (адаптивные методы, метод проблем и открытий, метод научных исследований и т.д.)
3.Место курса ОБЖ в Базисном учебном плане.
Согласно действующему Базисному учебному плану, рабочая программа для 7 класса предусматривает обучение ОБЖ в объеме 1 часа в неделю, 35 часов в год.
При составлении программы учитывались Федеральный и Региональный базисные учебные планы по курсу ОБЖ, в соответствие с которыми, на изучение курса ОБЖ в 7 классе отводится 35 часов в год за счет регионального компонента.
Планируемые результаты изучения курса ОБЖ
В результате изучения основ безопасности жизнедеятельности ученик должен
уметь:
доступно объяснить значения здорового образа жизни для обеспечения личной безопасности и здоровья;
предвидеть опасные ситуации по их характерным признакам, принимать решение и действовать, обеспечивая личную безопасность;
соблюдать правила личной безопасности в криминогенных ситуациях и в местах скопления большого количества людей:
перечислять последовательность действий при оповещении о возникновении угрозы ЧС и во время ЧС:
пользоваться средствами индивидуальной и коллективной защиты;
оказывать первую медицинскую помощь при неотложных состояниях;
использовать полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: выработки потребности в соблюдении норм здорового образа жизни, невосприимчивости к вредным привычкам;
- обеспечения личной безопасности в различных опасных и ЧС;
- безопасного пользования различными бытовыми приборами,
- инструментами и препаратами бытовой химии в повседневной жизни;
подготовки и участия в различных видах активного отдыха в природных условиях (походы выходного дня, дальний и выездной туризм);
- проявления бдительности и безопасного поведения при угрозе террористического акта или при захвате в качестве заложника;
- оказания первой медицинской помощи пострадавшим в различных опасных или бытовых ситуациях.
Знать/понимать:
основные составляющие здорового образа жизни, обеспечивающие духовное, физическое и социальное благополучие;
потенциальные опасности природного, техногенного и социального характера, возникающие в повседневной жизни, их возможные последствие и правила личной безопасности;
меры безопасности при активном отдыхе в природных условиях;
основные положения Концепции национальной безопасности Российской Федерации по обеспечению безопасности личности, общества и государства;
наиболее часто возникающие чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера, их последствия и классификацию;
организацию защиты населения от ЧС природного и техногенного характера в Российской Федерации;
права и обязанности граждан в области безопасности жизнедеятельности;
рекомендации специалистов в области безопасности жизнедеятельности по правилам безопасного поведения в различных опасных и ЧС;
приемы и правила оказания первой медицинской помощи;
Содержание программы ОБЖ
Основные разделы (модули) тематического плана для 7 класса.
№ п/п | Раздел | Количество часов |
1 | Основы комплексной безопасности | 16 |
2 | Защита населения РФ от ЧС | 8 |
3 | Основы ЗОЖ | 7 |
4 | Основы медицинских знаний и оказание ПМП | 4 |
Всего | 35 |
Критерии оценивания результатов деятельности, знаний и умений учащихся на уроках ОБЖ
производится на основании устных ответов (выступлений), а также практической деятельности, учитывая их соответствие требованиям программы обучения, по пятибалльной системе оценивания.
Оценку «5» получает учащийся, чей устный ответ (выступление), письменная работа, практическая деятельность или их результат соответствуют в полной мере требованиям программы обучения. Если при оценивании учебного результата используется зачёт в баллах, то оценку «5» получает учащийся, набравший 90 – 100% от максимально возможного количества баллов.
Оценку «4» получает учащийся, чей устный ответ (выступление), письменная работа, практическая деятельность или их результат, в общем, соответствуют требованиям программы обучения, но недостаточно полные или имеются мелкие ошибки. Если при оценивании учебного результата используется зачёт в баллах, то оценку «4» получает учащийся, набравший 70 – 89% от максимально возможного количества баллов.
Оценку «3» получает учащийся, чей устный ответ (выступление), письменная работа, практическая деятельность или их результат соответствуют требованиям программы обучения, но имеются недостатки и ошибки. Если при оценивании учебного результата используется зачёт в баллах, то оценку «3» получает учащийся, набравший 45 - 69% от максимально возможного количества баллов.
Оценку «2» получает учащийся, чей устный ответ (выступление), письменная работа, практическая деятельность или их результат частично соответствуют требованиям программы обучения, но имеются существенные недостатки и ошибки. Если при оценивании учебного результата используется зачёт в баллах, то оценку «2» получает учащийся, набравший 20 - 44% от максимально возможного количества баллов.
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение учебного процесса.
Литература
Конституция Российской Федерации /последняя редакция/.
Основы безопасности жизнедеятельности: справочник. Под общей редакцией А.Т. Смирнова. М. «Просвещение. 2010г.
Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности: 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. М. «Просвещение». 2010г
Сайты по ОБЖ
http://vaizyumova.narod.ru/p14aa1.html - Сайт Учителя ОБЖ
http://satinoschool.narod.ru/test1/p108aa1.html - Методические пособия для учителей ОБЖМетодические пособия, статьи для обучения в сферах безопасности, здоровья, БЖД, ОБЖ, ПДД, ЗОЖ, педагогики, методики преподавания для ДОУ, школ, вузов (программы, учебники).
http://bobych.ru/ege/obg9/
Электронные книги. Скачать бесплатно электронную книгу «Преподавание ОБЖ в школе и ССОУ»
http://bank.orenipk.ru/str42.htm
Поурочные тематические календарные планы, разработки уроков, сценарии, правила, акты, приказы по ОБЖ.
http://school13.jino-net.ru/v1/daytb.php
Разработки уроков поурочные планы рекомендации, все бесплатно.
http://kuhta.clan.su/
Энциклопедия статей по безопасности жизнедеятельности в России. Возможность скачать бесплатно.
http://it-n.ru/communities.aspx?cat_no=21983&lib_no=28578&tmpl=lib
Сообщество учителей основ безопасности жизнедеятельности. Объединение преподавателей ОБЖ, использующих в своей работе ИКТ, желающих поделиться своим опытом с другими. Нормативно-правовое обеспечение работы преподавателя - организатора курса ОБЖ в школе.
http://www.mchs.gov.ru. [email protected]
Электронная версия газеты «Спасатель МЧС». Возможность бесплатно скачать статьи из архива газеты.
http://www.stopgaseta.ru
Электронная версия газеты «Стоп - газета». Возможность бесплатно скачать статьи из архива газеты.
http://www.school.edu.ru
ООО "Стоп-газета - безопасность на дорогах". Всероссийская газета для детей, педагогов и родителей.
http://pedsovet.org/forum/index.php?showtopic
Основы безопасности жизнедеятельности. Методика и опыт.
http://in-works.ru/dolzhnostnye-instrukcii/u/215-dolzhnostnaja-instruk
Должностная инструкция учителя ОБЖ. Должностные инструкции - регулярно обновляемая база данных.
http://www.mchs.gov.ru.
Портал МЧС России. Новости. Прогнозы, Сводка ЧС. Полезная информация. Статистика. Материалы СМИ.
http://www.referatec.com/referat_32768_str_7.html
Банк рефератов на тему: Безопасность жизнедеятельности. Возможность скачать бесплатно.
http://www.studentsos.ru/files/types_gum/0-100/2/osnovyi-bezopasnosti-?
Специфика и особенности преподавания ОБЖ в основной школе.
http://www.obzh.ru/dbo2007.html
ОБЖ.РУ. Образовательный портал. Нормативные документы. Рефераты по ОБЖ. Словарь терминов. Статьи и публикации. Учебники и пособия. Экзамены по ОБЖ.
http://www.obzh.info/
Портал. Личная безопасность. Стихийные бедствия. Катастрофы. Дикая природа. Животные. На воде. Нападения. Кражи. Ваш Дом. Болезни. Первая помощь.
http://ikt.oblcit.ru/47/Kondakow/razdel.htm
Технология применения средств ИКТ в обучении ОБЖ. Творческая работа учителя ОБЖ.
http://www.school-obz.org/
ОБЖ. Основы Безопасности Жизнедеятельности. Журнал МЧС России.
http://window.edu.ru/window/library?p_rubr=2.1.15
Методические рекомендации для учителя ОБЖ по использованию ИКТ.
http://lexed.ru/standart/02/02/21.html