СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа внеурочной деятельности "Волшебный карандаш"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа  внеурочной деятельности "волшебный карандаш" составлена на 4 года.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности "Волшебный карандаш"»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 7»



УТВЕРЖДЕНА

приказом МБОУ «СОШ № 7»

от 30.08.2016 № 161






РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

курса внеурочной деятельности

«Художественная студия

«Волшебный карандаш»

3 класс




Составители:

Н.В Котова,

учитель начальных классов,

высшая квалификационная категория,


И. Б. Кравцова, Л.Д. Шевченко,

учителя начальных классов,

первая квалификационная категория,


К.А. Морозова, И.Н. Алтынбаева,

учитель начальных классов,

вторая квалификационная категория






Мариинск



1 .Результаты освоения курса внеурочной деятельности

1.1.Личностные результаты:

1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

У учащегося будут сформированы:

- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;

- широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно­познавательные и внешние мотивы;

- учебно­познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

- ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;

- способность к оценке своей учебной деятельности;

- основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие;

- ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;

- знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;

- развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения; понимание чувств других людей и сопереживание им;

- установка на безопасный, здоровый образ жизни;

- основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;

- чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.

Учащийся получит возможность для формирования:

- внутренней позиции учащегося на уровне положительного отношения к образовательной организации, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно­ познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;

- выраженной устойчивой учебно ­ познавательной мотивации учения;

- устойчивого учебно­познавательного интереса к новым общим способам решения задач;

- адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;

- положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;

- компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;

- морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;

- установки на здоровый образ жизни и реализации её в реальном поведении и поступках;

- осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;

- эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь другим и обеспечение их благополучия.

Учащиеся получат возможность:

учащийся может приобрести опыт исследовательской деятельности, опыт участия в художественно-творческой деятельности, опыт самообслуживания и организации совместной деятельности с другими людьми, опыт охраны памятников культуры.

Учащиеся развивают свои умения, учатся работать в разных техниках

рисования карандашами, создание собственных проектов. Умение защитить

свою работу, передать свои мысли и переживания в работе.

-развивать и совершенствовать чувство цвета;

-передача форм и структуры, передать свои мысли и переживания в работе.

-развивать и совершенствовать чувство цвета;

-передача форм и структуры предметов, величину и соотношение частей;

-творческие работы.

У учащихся будут сформированы:

- широкая мотивационная основа изобразительной деятельности, включающая социальные, учебно-творческие и внешние мотивы;

- устойчивый познавательный интерес к новым видам изобразительного искусства, новым способам самовыражения;

- адекватное понимание причин успешности / неуспешности творческой деятельности.

Учащийся получит возможность для формирования:

- внутренней позиции на уровне понимания необходимости творческой деятельности как одного из средств самовыражения в социальной жизни;

- выраженной познавательной мотивации;

- адекватного понимания причин успешности / неуспешности творческой деятельности.

1.2.Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности  универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:

  • овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;

  • овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;

  • использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала;

  • умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;

  • умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;

  • осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.


1.2.1. Познавательные универсальные учебные действия

Учащийся научится:

- применять полученные знания в собственной художественно- творческой деятельности.

Учащийся получит возможность научиться:

- использовать методы и приемы художественно- творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.


1.2.2.Регулятивные универсальные учебные действия:

Учащийся научится:

-принимать и сохранять учебно- творческую задачу;

- планировать свои действия;

Адекватно воспринимать оценку учителя;

Различать способ и результат действия;

- вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок.

Учащийся получит возможность научиться:

- проявлять познавательную инициативу;

- самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.

1.2.3.Коммуникативные универсальные учебные действия:

Учащийся научится:

- понимать возможность существования различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;

- учитывать разные мнения;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- договариваться и приходить к общему решению;

- соблюдать корректность в высказываниях;

- задавать вопросы по существу;

Использовать речь для регуляции своего действия;

- стремиться к координации действий при выполнении коллективных работ;

- контролировать действия партнера;

- владеть монологической и диалогической формами речи.

Учащийся получит возможность научиться:

- учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;

- осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую помощь.

1.3.Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности,    который приобретается и закрепляется в процессе освоения курса «Волшебный карандаш»:

  • знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства);

  • знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;

  • понимание образной природы искусства;

  • эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;

  • применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;

  • способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;

  • умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах; 

  • усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;

  • умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;

  • способность использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники;  

  • способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;

  • умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;

  • освоение умений применять в художественно—творческой  деятельности основ цветоведения, основ графической грамоты;

  • умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;

  • умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;

  • изображение в творческих работах  особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;

  • умение узнавать и называть, к каким художественным культурам относятся предлагаемые (знакомые по урокам) произведения изобразительного искусства и традиционной культуры;

  • способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, — свидетелей нашей истории;

  • умение  объяснять значение памятников и архитектурной среды древнего зодчества для современного общества;

  • выражение в изобразительной деятельности своего отношения к архитектурным и историческим ансамблям древнерусских городов;

  • умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего  мира человека.


В результате занятий по предложенному курсу учащиеся получат возможность:

- развивать воображение, образное мышление, сформировать познавательные интересы;

- совершенствовать навыки деятельности в коллективе: умение общаться со сверстниками и со старшими, умение оказывать помощь другим, оценивать деятельность окружающих и свою собственную;

- сформировать систему универсальных учебных действий.





2.Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности

Раздел 1. Виды изобразительного искусства

Что такое изобразительное искусство? Как часто мы встречаемся с ним? Какое место оно занимает в нашей жизни? Зачем надо уметь рисовать? Что значит понимать искусство? Кто создаёт произведе­ния искусства?

Виды изобразительного искусства:

живопись монументальная и станковая;

  • графика станковая, прикладная;

  • гравюра;

  • скульптура

  • искусство фотографии;

  • архитектура;

  • декоративно-прикладное искусство.

Искусства выразительной формы: архитектура и дизайн.

Художественный язык конструктивного искусства. Дизайн и архитектура в жизни человека. Архитектурные элементы зданий. Цвет в архитектуре и дизайне. Зарисовки конкретных зда­ний. Конструирование зданий. Самое древнее искусство - народное искусство. Значение слова «декор» (украшать). Материалы для создания предметов: глина, дерево, камень, ткань, кожа, металл и т.д.

Приёмы изготовления изделий:

  • резьба по дереву: роспись по дереву;

  • резьба по кости;

  • миниатюрная живопись на папье-маше;

  • народная керамика;

  • кружевоплетение;

  • роспись но ткани;

  • вышивка;

  • художественная обработка металла.

Образный язык декоративно-прикладного искус­ства, художественные средства. Символическое значение цвета и элементов орнамента. Цель изобразительных видов искусства художественное позна­ние и формирование образных представлений о мире. Основные виды изобразительного искусства: живопись, графика, скульптура (слай­ды). Темы произведений изобразительного искусства. Кто создаёт произведения изобразительного искусства.

Раздел 2. Творение рук человеческих

Пространственно-изобразительное искусство, осваивающее мир в пластических образах. Работа выполняется в объёме, путем высекания, лепки, отливки. Скульптурные материалы: глина, гипс, дере­во, металл, различные виды камня. Две разновидности скульптуры: объёмная трёхмерная (круговая) и рельеф. Объёмные изображения в скульптуре (слайды). Монументальная скульптура - памятники, монументы, мемориалы для улиц и площадей (слайды). Станковая скульптура - для украшения внутренних помещений (слайд). Декоративная скульптура - для украшения быта (предметы мелкой пластики).

Виды рельефа:

  • горельеф - высокий рельеф;

  • бирельеф – низкийрельеф;

  • контррельеф - врезной рельеф.

Графика - работа, выполненная линиями, штрихами, на пло­скости без красок. Специфика графики линейные соотношения. Графические материалы: карандаши, разнообразные мелки, палоч­ки обожжённого древесного угля, фломастеры и разнообразные ручки, тушь и перо. В.А. Серов «Портрет К.С. Станиславского. Уголь. XX век. П.П. Рубенс. «Портрет сына». Сангина, уголь. XVI век. А.С. Богородская. «На выставке собак». Цветной карандаш. XX век. Практическая работа: штрихи и линии разной длины и толщи­ны разными графическими материалами.

Что такое пастель. Из истории пастели. Методы работы пасте­лью. Три вида пастели: сухая, жирная и восковая. Художники- пастелицы. Информация о художниках и картинах. Практическая работа. Рисование пастелью изображения осеннего леса. Рисунок — основа изобразительного творчества. Материалы для выполнения рисунка: карандаш, уголь, перо, ручка, кисть.

Виды рисунка:

  • набросок;

  • зарисовка;

  • технический рисунок;

  • учебный рисунок;

  • творческий рисунок.

Практическая работа. Создание графических зарисовок с натуры. Разные мелкие предметы или растения. Живопись создание художественных образов с помощью красок на плоскости. Живописные материалы: акварель, гуашь, темпера, масло. Художественные техники - способы работы тем или иным материалом. Живопись монументальная. Фрески, мозаика - основ­ные техники монументальной живописи. Живопись станковая: полотно, которое создаётся на мольберте. Что такое композиция. Цветовые отношения. Цвета тёплые и холодные. Колорит произведе­ния. Практическая работа. Создание композиции с использованием разных возможностей красок.

Раздел 3. Жанры изобразительного искусства

Что такое жанр. Жанры изобразительного искусства:

  • пейзаж;

  • натюрморт; портрет;

  • анималистический жанр;

  • бытовой;

  • батальный;

  • сказочно-былинный;

  • исторический;

  • мифологический;

  • -библейский.

Жанр - то, что изображено. Содержание произведения - то, что хотел сказать художник. Что такое натюрморт. Время и место появ­ления самостоятельного жанра натюрморта. Цветочный натюрморт. Изображение предметов быта, орудий труда, фрукты в натюрмор­те. Натюрморт в графике. Информация о художниках и карти­нах - натюрмортах. Исторический жанр рассказывает об исторически важных момен­тах жизни общества. Показ слайдов. Информация о картинах. С. Герасимов «М.И. Кутузов на Бородинском поле», В.В. Верещагин «В мастерской художника».

Баталисты - художники, работающие в батальном жанре. Баталия. В.В. Верещагин «Нападают врасплох», «С оружием в руках - расстре­лять». Картины Туркестанской серии. Картины Балканской серии. М.И. Авилов «Поединок Пересвета с Кочубеем». А.И. Иванов «Подвиг молодого киевлянина». Отражение повседневной жизни людей, нрава и обычаев, тради­ция того или иного этноса. Основоположник жанра - А. Веницианов. Показ слайдов.

  1. Веницианов «На пашне», «Жница».

Дети в произведениях художников. Изображение животного как главного героя художественного произведения. Кто такой анималист. Информация о художниках Серов, В. Ватагин, Л. Кукунов. Рисунки Е. Чарушина к своим произведениям. Что такое сатира в изобразительном искусстве. Сатирический рисунок. Что такое шарж. Что такое карикатура. Художники- шаржинисты. Информация о художниках. Худож­ники-карикатуристы. Б.Е. Ефимов. Е.Б.Щеглов. Кукрыниксы; М.В. Куприянов, II.Н. Крылов, Н.А. Соколов. Попробуй сделать дружеский шарж.

Кто такие иллюстраторы. Кто создаёт иллюстрации. Цель иллюстрации: помочь понять содержание книги, лучше представить героев, их внешность, характер, поступки, обстановку, в которой они живут. Практическая работа. Рисование своей иллюстрации к любимой книге.

Раздел 4. Лицо времени

Портрет- изображение человека на картине. Основная задача: передать представление о внешнем облике человека, раскрыть внутренний мир человека, подчеркнуть его индивидуальность. Виды портретов. Фамильные портреты. Парадный портрет. Камерный портрет. Портреты:одиночный, групповой, поясной, парный, в рост. Автопортрет. Детские портреты. Великие портретисты прошлого. Особенности рисунка в графике.

Раздел 5. В голубом просторе. Пейзаж в русской живописи и графике.

Что такое пейзаж. Как появился пейзаж. Элементы пейзажа. Мотив пейзажа. Виды пейзажа: городской, деревенский, морской, архитектурный, исторический, фантастический, по временам года. Кто такие маринисты.

Зимний пейзаж. Информация о художниках и картинах. Весенний, летний, осенний, городской, деревенский пейзажи. Информация о художниках и картинах. Создание зарисовок реальных улиц своего города. Романтический пейзаж. Какие бывают романтические пейзажи? Что изображается на картине:

-романтика моря и морской жизни;

-бурная и грозная стихия;

-картины подводного мира;

-бескрайние просторы природы.

Пейзаж в графике. Зарисовки и наброски- виды пейзажной графики. Гравюра. Мастера- гравёры. Выполнение графического пейзажа.

Раздел 6. Как рождаются музеи.

Крупнейшие картинные галереи и музеи мира. Историческая справка о музеях и галереях. Лувр, Дрезденская галерея, Государственный Эрмитаж, Государственная Третьяковская галерея, Государственный Русский музей.




3.Тематическое планирование



Третий год

Раздел

кол-во часов

1

Виды изобразительного искусства


2

2

Творение рук человеческих


2

3

Жанры изобразительного искусства


4

4

Лицо времени


2

5

В голубом просторе. Пейзаж в русской живописи и графике


6

6

Как рождаются музеи


1


Итого

17




















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!