Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 7»
УТВЕРЖДЕНА
приказом МБОУ «СОШ № 7»
от 30.08.2016 № 161
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
«Художественная студия
«Волшебный карандаш»
3 класс
Составители:
Н.В Котова,
учитель начальных классов,
высшая квалификационная категория,
И. Б. Кравцова, Л.Д. Шевченко,
учителя начальных классов,
первая квалификационная категория,
К.А. Морозова, И.Н. Алтынбаева,
учитель начальных классов,
вторая квалификационная категория
Мариинск
1 .Результаты освоения курса внеурочной деятельности
1.1.Личностные результаты:
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
У учащегося будут сформированы:
- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;
- широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебнопознавательные и внешние мотивы;
- учебнопознавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
- ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;
- способность к оценке своей учебной деятельности;
- основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие;
- ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
- знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
- развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения; понимание чувств других людей и сопереживание им;
- установка на безопасный, здоровый образ жизни;
- основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;
- чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.
Учащийся получит возможность для формирования:
- внутренней позиции учащегося на уровне положительного отношения к образовательной организации, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
- выраженной устойчивой учебно познавательной мотивации учения;
- устойчивого учебнопознавательного интереса к новым общим способам решения задач;
- адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;
- положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;
- компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;
- морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
- установки на здоровый образ жизни и реализации её в реальном поведении и поступках;
- осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;
- эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь другим и обеспечение их благополучия.
Учащиеся получат возможность:
учащийся может приобрести опыт исследовательской деятельности, опыт участия в художественно-творческой деятельности, опыт самообслуживания и организации совместной деятельности с другими людьми, опыт охраны памятников культуры.
Учащиеся развивают свои умения, учатся работать в разных техниках
рисования карандашами, создание собственных проектов. Умение защитить
свою работу, передать свои мысли и переживания в работе.
-развивать и совершенствовать чувство цвета;
-передача форм и структуры, передать свои мысли и переживания в работе.
-развивать и совершенствовать чувство цвета;
-передача форм и структуры предметов, величину и соотношение частей;
-творческие работы.
У учащихся будут сформированы:
- широкая мотивационная основа изобразительной деятельности, включающая социальные, учебно-творческие и внешние мотивы;
- устойчивый познавательный интерес к новым видам изобразительного искусства, новым способам самовыражения;
- адекватное понимание причин успешности / неуспешности творческой деятельности.
Учащийся получит возможность для формирования:
- внутренней позиции на уровне понимания необходимости творческой деятельности как одного из средств самовыражения в социальной жизни;
- выраженной познавательной мотивации;
- адекватного понимания причин успешности / неуспешности творческой деятельности.
1.2.Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:
овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала;
умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;
осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.
1.2.1. Познавательные универсальные учебные действия
Учащийся научится:
- применять полученные знания в собственной художественно- творческой деятельности.
Учащийся получит возможность научиться:
- использовать методы и приемы художественно- творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.
1.2.2.Регулятивные универсальные учебные действия:
Учащийся научится:
-принимать и сохранять учебно- творческую задачу;
- планировать свои действия;
Адекватно воспринимать оценку учителя;
Различать способ и результат действия;
- вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок.
Учащийся получит возможность научиться:
- проявлять познавательную инициативу;
- самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.
1.2.3.Коммуникативные универсальные учебные действия:
Учащийся научится:
- понимать возможность существования различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;
- учитывать разные мнения;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться и приходить к общему решению;
- соблюдать корректность в высказываниях;
- задавать вопросы по существу;
Использовать речь для регуляции своего действия;
- стремиться к координации действий при выполнении коллективных работ;
- контролировать действия партнера;
- владеть монологической и диалогической формами речи.
Учащийся получит возможность научиться:
- учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую помощь.
1.3.Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения курса «Волшебный карандаш»:
знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства);
знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;
понимание образной природы искусства;
эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;
применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;
способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;
умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;
усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;
умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;
способность использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники;
способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;
умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;
освоение умений применять в художественно—творческой деятельности основ цветоведения, основ графической грамоты;
умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;
умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;
изображение в творческих работах особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;
умение узнавать и называть, к каким художественным культурам относятся предлагаемые (знакомые по урокам) произведения изобразительного искусства и традиционной культуры;
способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, — свидетелей нашей истории;
умение объяснять значение памятников и архитектурной среды древнего зодчества для современного общества;
выражение в изобразительной деятельности своего отношения к архитектурным и историческим ансамблям древнерусских городов;
умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека.
В результате занятий по предложенному курсу учащиеся получат возможность:
- развивать воображение, образное мышление, сформировать познавательные интересы;
- совершенствовать навыки деятельности в коллективе: умение общаться со сверстниками и со старшими, умение оказывать помощь другим, оценивать деятельность окружающих и свою собственную;
- сформировать систему универсальных учебных действий.
2.Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности
Раздел 1. Виды изобразительного искусства
Что такое изобразительное искусство? Как часто мы встречаемся с ним? Какое место оно занимает в нашей жизни? Зачем надо уметь рисовать? Что значит понимать искусство? Кто создаёт произведения искусства?
Виды изобразительного искусства:
живопись монументальная и станковая;
Искусства выразительной формы: архитектура и дизайн.
Художественный язык конструктивного искусства. Дизайн и архитектура в жизни человека. Архитектурные элементы зданий. Цвет в архитектуре и дизайне. Зарисовки конкретных зданий. Конструирование зданий. Самое древнее искусство - народное искусство. Значение слова «декор» (украшать). Материалы для создания предметов: глина, дерево, камень, ткань, кожа, металл и т.д.
Приёмы изготовления изделий:
резьба по дереву: роспись по дереву;
резьба по кости;
миниатюрная живопись на папье-маше;
народная керамика;
кружевоплетение;
роспись но ткани;
вышивка;
художественная обработка металла.
Образный язык декоративно-прикладного искусства, художественные средства. Символическое значение цвета и элементов орнамента. Цель изобразительных видов искусства художественное познание и формирование образных представлений о мире. Основные виды изобразительного искусства: живопись, графика, скульптура (слайды). Темы произведений изобразительного искусства. Кто создаёт произведения изобразительного искусства.
Раздел 2. Творение рук человеческих
Пространственно-изобразительное искусство, осваивающее мир в пластических образах. Работа выполняется в объёме, путем высекания, лепки, отливки. Скульптурные материалы: глина, гипс, дерево, металл, различные виды камня. Две разновидности скульптуры: объёмная трёхмерная (круговая) и рельеф. Объёмные изображения в скульптуре (слайды). Монументальная скульптура - памятники, монументы, мемориалы для улиц и площадей (слайды). Станковая скульптура - для украшения внутренних помещений (слайд). Декоративная скульптура - для украшения быта (предметы мелкой пластики).
Виды рельефа:
Графика - работа, выполненная линиями, штрихами, на плоскости без красок. Специфика графики линейные соотношения. Графические материалы: карандаши, разнообразные мелки, палочки обожжённого древесного угля, фломастеры и разнообразные ручки, тушь и перо. В.А. Серов «Портрет К.С. Станиславского. Уголь. XX век. П.П. Рубенс. «Портрет сына». Сангина, уголь. XVI век. А.С. Богородская. «На выставке собак». Цветной карандаш. XX век. Практическая работа: штрихи и линии разной длины и толщины разными графическими материалами.
Что такое пастель. Из истории пастели. Методы работы пастелью. Три вида пастели: сухая, жирная и восковая. Художники- пастелицы. Информация о художниках и картинах. Практическая работа. Рисование пастелью изображения осеннего леса. Рисунок — основа изобразительного творчества. Материалы для выполнения рисунка: карандаш, уголь, перо, ручка, кисть.
Виды рисунка:
набросок;
зарисовка;
технический рисунок;
учебный рисунок;
творческий рисунок.
Практическая работа. Создание графических зарисовок с натуры. Разные мелкие предметы или растения. Живопись создание художественных образов с помощью красок на плоскости. Живописные материалы: акварель, гуашь, темпера, масло. Художественные техники - способы работы тем или иным материалом. Живопись монументальная. Фрески, мозаика - основные техники монументальной живописи. Живопись станковая: полотно, которое создаётся на мольберте. Что такое композиция. Цветовые отношения. Цвета тёплые и холодные. Колорит произведения. Практическая работа. Создание композиции с использованием разных возможностей красок.
Раздел 3. Жанры изобразительного искусства
Что такое жанр. Жанры изобразительного искусства:
натюрморт; портрет;
анималистический жанр;
бытовой;
батальный;
сказочно-былинный;
исторический;
мифологический;
-библейский.
Жанр - то, что изображено. Содержание произведения - то, что хотел сказать художник. Что такое натюрморт. Время и место появления самостоятельного жанра натюрморта. Цветочный натюрморт. Изображение предметов быта, орудий труда, фрукты в натюрморте. Натюрморт в графике. Информация о художниках и картинах - натюрмортах. Исторический жанр рассказывает об исторически важных моментах жизни общества. Показ слайдов. Информация о картинах. С. Герасимов «М.И. Кутузов на Бородинском поле», В.В. Верещагин «В мастерской художника».
Баталисты - художники, работающие в батальном жанре. Баталия. В.В. Верещагин «Нападают врасплох», «С оружием в руках - расстрелять». Картины Туркестанской серии. Картины Балканской серии. М.И. Авилов «Поединок Пересвета с Кочубеем». А.И. Иванов «Подвиг молодого киевлянина». Отражение повседневной жизни людей, нрава и обычаев, традиция того или иного этноса. Основоположник жанра - А. Веницианов. Показ слайдов.
Веницианов «На пашне», «Жница».
Дети в произведениях художников. Изображение животного как главного героя художественного произведения. Кто такой анималист. Информация о художниках Серов, В. Ватагин, Л. Кукунов. Рисунки Е. Чарушина к своим произведениям. Что такое сатира в изобразительном искусстве. Сатирический рисунок. Что такое шарж. Что такое карикатура. Художники- шаржинисты. Информация о художниках. Художники-карикатуристы. Б.Е. Ефимов. Е.Б.Щеглов. Кукрыниксы; М.В. Куприянов, II.Н. Крылов, Н.А. Соколов. Попробуй сделать дружеский шарж.
Кто такие иллюстраторы. Кто создаёт иллюстрации. Цель иллюстрации: помочь понять содержание книги, лучше представить героев, их внешность, характер, поступки, обстановку, в которой они живут. Практическая работа. Рисование своей иллюстрации к любимой книге.
Раздел 4. Лицо времени
Портрет- изображение человека на картине. Основная задача: передать представление о внешнем облике человека, раскрыть внутренний мир человека, подчеркнуть его индивидуальность. Виды портретов. Фамильные портреты. Парадный портрет. Камерный портрет. Портреты:одиночный, групповой, поясной, парный, в рост. Автопортрет. Детские портреты. Великие портретисты прошлого. Особенности рисунка в графике.
Раздел 5. В голубом просторе. Пейзаж в русской живописи и графике.
Что такое пейзаж. Как появился пейзаж. Элементы пейзажа. Мотив пейзажа. Виды пейзажа: городской, деревенский, морской, архитектурный, исторический, фантастический, по временам года. Кто такие маринисты.
Зимний пейзаж. Информация о художниках и картинах. Весенний, летний, осенний, городской, деревенский пейзажи. Информация о художниках и картинах. Создание зарисовок реальных улиц своего города. Романтический пейзаж. Какие бывают романтические пейзажи? Что изображается на картине:
-романтика моря и морской жизни;
-бурная и грозная стихия;
-картины подводного мира;
-бескрайние просторы природы.
Пейзаж в графике. Зарисовки и наброски- виды пейзажной графики. Гравюра. Мастера- гравёры. Выполнение графического пейзажа.
Раздел 6. Как рождаются музеи.
Крупнейшие картинные галереи и музеи мира. Историческая справка о музеях и галереях. Лувр, Дрезденская галерея, Государственный Эрмитаж, Государственная Третьяковская галерея, Государственный Русский музей.
3.Тематическое планирование
Третий год
№ | Раздел | кол-во часов |
1 | Виды изобразительного искусства | 2 |
2 | Творение рук человеческих | 2 |
3 | Жанры изобразительного искусства | 4 |
4 | Лицо времени | 2 |
5 | В голубом просторе. Пейзаж в русской живописи и графике | 6 |
6 | Как рождаются музеи | 1 |
| Итого | 17 |