Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
Хохол-Тростянская основная общеобразовательная школа
Рассмотрено на заседании МО учителей предметников Протокол № ____ от «__»_________20___ г. | Согласовано на заседании педагогического совета Протокол № ____ от «__»_________20___ г. | Утверждено Директор МКОУ Хохол-Тростянская ООШ ____________Зарвигорова В.Ф. Приказ от_____ 20__ г № ____ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности «Юный краевед»
духовно-нравственного направления
5-7 классы
Результаты освоения курса внеурочной деятельности
В сфере познавательных универсальных учебных действий:
Знать:
-историю и традиции своей семьи;
-историю образования своего села, района, области;
- символику района, области;
- реликвии своей семьи;
- фамилии, имена, отчества своих прародителей в 3-4 поколениях;
- профессии своих родителей, бабушек, дедушек;
- некоторых выдающихся людей – уроженцев села, района, области;
- историко-культурные достопримечательности села, области;
- историю и традиции родной школы;
Уметь:
- собирать краеведческую информацию у членов своей семьи;
- делиться собранной информацией с друзьями;
- обобщать собранный материал;
- объяснять причины образования села, района, области;
- проявлять уважение к людям разного возраста и разных профессий.
В сфере личностных универсальных учебных действий у учащихся будут сформированы:
- внутренняя позиция на уровне положительного отношения к школе;
- основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие;
- ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей;
- развитие чувства патриотизма , гордости за свою Родину, свой народ.
В сфере коммуникативных универсальных учебных действий:
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- формировать собственное мнение и позицию;
- задавать вопросы;
- контролировать действия партнёра;
- использовать речь для регуляции своего действия.
В сфере регулятивных универсальных учебных действий выпускник научится:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
- адекватно воспринимать оценку учителя.
Содержание курса.
Блок 1. Я и моё село
История села Хохол-Тростянка.
Крестьянский быт. Знакомство с крестьянской избой. Русская печь, внутреннее убранство крестьянской избы. Утварь деревенского дома (ухват, чугунок, рубель, кочерга, коромысло, и т.д.). Заботы селян. Современный сельский житель, его быт, дом, хозяйство.
Обряды, обычаи и традиции нашего села. Родильно-крестильный обряд. Свадебный обряд. Рекрутский обряд. Календарно-обрядовые празднования. Семейные традиции.
Национальная одежда. Русский народный костюм. Его элементы, история. Праздничная и повседневная одежда. Национальные головные уборы. Русская прялка. Сундук. Русская национальная обувь (сапожки, валенки). Лапти
Фольклор. Малые жанры фольклора. Колыбельные песни. Лирические песни. Календарно-обрядовые песни. Частушки.
Литературное наследие. Писатели – земляки. Жизнь и творчество Надежды Васильевны Ермаковой. Книги «Сиреневое счастье», «Сказки для Ладушки».
Блок 2. Я и мой край
Воронеж и Воронежская область.
Воронеж – областной центр. Символика Воронежской области и города Воронеж. Достопримечательности Воронежа. Воронеж – город - герой. Традиции Воронежской области.
Острогожск и Острогожский район.
Острогожский район и его символика. Острогожск – районный центр. Основные вехи истории Острогожска. Острогожск во время Великой Отечественной войны. Достопримечательности города.
Блок 3. Я и моё Отечество. Символика России. (Герб. Флаг. Гимн) Знатоки символики.
Москва – столица нашей Родины. Заочные экскурсии по музеям Москвы. Города Золотого кольца России. Проект «Заочные экскурсии по городам Золотого кольца России».
Праздники и памятные дни России.
Работа осуществляется через организацию следующих видов деятельности:
- познавательной (наблюдение, получение информации от педагога, чтение литературы, выполнение заданий на применение знаний)
- ценностно - ориентационной (оценка значения изучаемых объектов и обоснование своей точки зрения)
- коммуникативной (коллективное планирование и обсуждение результатов дел)
- художественно- эстетической (восприятие эстетических свойств природных объектов)
- трудовой природоохранительной (сохранение окружающей среды, поддержание порядка радом с домом, в школе)
ФОРМЫ РАБОТЫ:
Занятия, наблюдения, целевые прогулки, экскурсии, игры, практические работы, индивидуальная работа, проекты.
Тематическое планирование
Тематическое планирование для 5 класса
№ урока | Тема урока, раздела | Коли-чество часов | Содержание | Дата |
план | факт |
| История села Хохол-Тростянка | 1 | | | |
-
| История села Хохол-Тростянка. | 1 | История образования села с 1652 года. Первые поселенцы. Происхождение названия села. | | |
| Крестьянский быт | 1 | | | |
-
| Знакомство с крестьянской избой. | 1 | Русская печь, внутреннее убранство крестьянской избы. Бабий кут. Красный угол. Заботы селян. Утварь деревенского дома (ухват, чугунок, рубель, кочерга, коромысло, и т.д.). Современный сельский житель, его быт, дом, хозяйство. | | |
| Обряды, обычаи и традиции нашего села | 4 | | | |
-
| Свадебный и родильно-крестильный обряды. | 1 | Знакомство со структурой обряда. Отличие старинного обряда от современного. | | |
-
| Рекрутский обряд. | 1 | | |
-
| Календарно-обрядовые празднования. | 1 | Празднование Нового года. Рождество. Святочные гуляния. Масленица. Пасха. Календарно-обрядовые песни. Колядки. Овсени. Песни на Троицу. Частушки о колхозной жизни, войне. Любовно-бытовые частушки. | | |
-
| Семейные традиции. | 1 | Семейные традиции земляков. | | |
| Национальная одежда. | 1 | | | |
-
| Русский народный костюм. | 1 | Элементы костюма, история. Праздничная и повседневная одежда. Национальные головные уборы. Русская прялка. Сундук. Русская национальная обувь (сапожки, валенки). Лапти. | | |
| Фольклор. | 1 | | | |
-
| Малые жанры фольклора. Русские народные песни. | 1 | Загадки. Считалки. Потешки и прибаутки. Пословицы и поговорки. Колыбельные песни. Лирические песни. | | |
-
| Литературное наследие края | 1 | Писатели – земляки. Жизнь и творчество Надежды Васильевны Ермаковой. | | |
Тематическое планирование для 6 класса
№ урока | Тема урока, раздела | Количество часов | Содержание | Дата |
план | факт |
| Воронеж и Воронежская область. | 4 | | | |
-
| Воронеж – областной центр. | 1 | Основные вехи истории Воронежа. Символика города Воронеж. | | |
-
| Достопримечательности Воронежа. | 1 | Видео-экскурсия по достопримечательностям Воронежа | | |
-
| Воронеж–город - герой. | 1 | Воинская слава города Воронеж. | | |
-
| Воронежская область | 1 | Символика Воронежской области. Традиции Воронежской области. | | |
| Острогожск и Острогожский район. | 5 | | | |
-
| Острогожск – районный центр. | 1 | Основные вехи истории Острогожска. Достопримечательности города | | |
-
| Острогожск – город воинской славы. | 1 | Острогожск во время Великой Отечественной войны. | | |
-
| Острогожский район и его символика. | 1 | Путешествие по карте Острогожского района. | | |
-
| Экскурсия «Наши соседи» | 2 | Экскурсия в соседние сёла Веретье и Нижний Ольшан. Посещение школьных музеев. | | |
-
| Экскурсия «Наши соседи» | | |