СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа внеурочной деятельности "Безопасное детство" для 5 класса

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа внеурочной деятельности "Безопасное детство" для 5 класса (2016-2017 учебный год). Программа состоит из 4 разделов: «Улица полна неожиданностей», «Мир вокруг нас», «Не шути с огнем», «Внимание! Опасность!». Программа рассчитана на 1 год обучения для обучающихся 5 класса, 1 час в неделю, всего 35 часов в год.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности "Безопасное детство" для 5 класса»


  1. Пояснительная записка


Современные дети растут в мире высоких технологий развивающиеся стремительно и бесповоротно. Социальное образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день. Каким стал опасным окружающий мир – это дороги; бытовая техника; пожары в природе и в доме; ядовитые и опасные для детей растительный мир. Ведь если опираться на статические данные, то мы увидим, насколько современный мир опасен для маленького человека.

Безопасность – важная цель жизни человека. Каждый человек должен уметь защитить себя и ближнего в чрезвычайных ситуациях, оказать первую помощь пострадавшему. Чтобы защитить, надо знать, что такое безопасность, необходимо уметь и знать, как защищать.

Правильно научить ребенка вести себя в опасных ситуациях, одна из важных задач родителей и воспитателей, то есть взрослых людей, которые находятся рядом с ребенком.

Проблема безопасности дорожного движения в целом и детского дорожно-транспортного травматизма в частности возникла с появлением первого автотранспортного средства. С каждым годом число автомобилей на дорогах, особенно в крупных городах, растет, движение становится все более интенсивным, маленькому человеку все сложнее разобраться и сориентироваться в движущемся потоке машин и пешеходов. Несмотря на то, что движение ЮИД (юные инспектора движения) существует уже более 30 лет, это направление актуально и востребовано по сей день для детей младшего и среднего школьного возраста.

Вторая проблема - это пожарная безопасность. Пожары не знают границ, ни национальностей, не щадят ни молодых, ни старых, это обязывает знать о пожарах как можно больше, чтобы защитить себя. Пожар – это зло, творимое руками человека. Ежегодно в огне погибают тысячи людей, в том числе и дети. Все это говорит о важной проблеме подготовки детей к избежанию опасной ситуации и правильному поведению в случае пожара. Пожарная безопасность как и безопасность человека вообще, во многом зависит от его просвещенности, в том числе осведомленности о возможных факторах, источниках, носителях пожарных бедствий, обученности правилам действий в чрезвычайных ситуациях – пожарах, готовности противостоять опасностям огня, которые подстерегают нас в природе (лесные пожары, молния), в городских условиях (электрооборудование, газоснабжение, легко воспламеняющиеся жидкости и т.д.)- повсюду, где мы живем, трудимся, отдыхаем.

Третья проблема – безопасность в окружающей их среде. Походы, экскурсии, краеведческие исследования способствуют развитию физических качеств младших школьников, закаляют организм, пробуждают пытливый, активный интерес к явлениям и фактам как в области естествознания, так и в области общественной жизни, в частности, охране окружающей среды. Знание истории своего края, исторических и природных памятников, краеведческие исследования помогают воспитать патриотов своей Родины, граждан с активной жизненной позицией. В походах рождается товарищеская поддержка и взаимопомощь, создается коллектив и воспитывается сознательная дисциплина. Участники программы в дальнейшем смогут применять полученные знания в жизни для обеспечения собственной безопасности.

Четвертая проблема – личная безопасность. Особенно актуальна проблема правовой защиты ребенка, обеспечение его социальной безопасности. Количество насильственных преступлений в отношении детей, часто заканчивающихся трагически, к сожалению, не имеет тенденций к снижению. Как уберечь ребенка от подобных встреч?

Таким образом, данная программа ориентирована на воспитание личности, способной на управление своим поведением с опорой на существующие стандарты, нормы и законы общества. Особое внимание в программе уделено проблеме общения и усвоения нравственных норм и правил поведения, что обусловлено проблемами вхождения ребенка в социальную среду, усвоения социального опыта воспитанниками Останинской основной общеобразовательной школы.

Актуальность программы. Педагогическая целесообразность программы внеурочной деятельности в сфере социально-личностного развития воспитанников обусловлена необходимостью помочь ребенку раскрывать индивидуальные способности, творческие начала собственной личности, формирование устремлений ребенка в интеграции личностных позиций «Я - хочу» и «Я - могу» как основы взаимодействия воспитанника с другими детьми, воспитателем и другими взрослыми. Партнерские отношения, сопричастность взрослого воспитателя к делам и поступкам детей (позиция «мы вместе», а не «над»), разработка занятий, развивающих потребность в приобретении умений и навыков - это и многое другое учитывается в программе «Безопасное детство».

При переходе на Федеральные государственные стандарты, современные требования к образованию предусматривают необходимость сконцентрировать внимание на формирование у обучающихся культуры личной безопасности, развитие коммуникативных умений.

Новизна программы.

  • Данная программы позволяет более основательно изучить правила безопасного поведения в различных ситуациях.

  • Воспитание личности обучающегося происходит посредством ИКТ, ролевых игр, креативных заданий.

Образовательная программа внеурочной деятельности «Безопасное детство» социального направления разработана на основе положений концепции «Школа жизни – окружающий мир», разработанной доктором педагогических наук А.А.Остапцом, «Программ для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ», программы курса «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся государственных общеобразовательных учебных заведений Российской Федерации.

Нормативно-правовой и документальной основой Программы являются:

  • Конвенция о правах ребенка;

  • Закон Российской Федерации «Об образовании»;

  • Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897.

Цель: Формирование знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психического здоровья как одного из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования; формирование социального опыта школьника, воспитание правильного отношения к среде обитания и правил поведения в ней; понимание своей индивидуальности, своих способностей и возможностей.

Задачи:

  • формировать у обучающихся сознательное отношение к вопросам личной и общественной безопасности и стремления к здоровому образу жизни;

  • научить обучающихся делать осознанный выбор поступков, поведения, позволяющие сохранять и укреплять здоровье;

  • сформировать навыки позитивного коммуникативного общения;

  • создать условия для приобретения практических навыков и умений поведения детей в экстремальных ситуациях.

  • сформировать навыки по организации охраны окружающей среды.


Содержание данной программы соответствует целям и задачам основной образовательной программы, реализуемой в МОУ «Останинская ООШ».

В основу программы положены следующие принципы:

  • принцип актуальности;

  • принцип опоры (учет интересов и потребностей обучающихся, опора на них);

  • принцип систематичности (реализация задач через связь внеурочной деятельности с учебным процессом);

  • принцип доступности и наглядности;

  • принцип практической направленности;

  • принцип учета индивидуальных особенностей каждого обучающегося;

  • принцип обратной связи (каждое занятие должно заканчиваться рефлексией: обсудить, что получилось и что не получилось, изучить мнение детей, определить перспективу действий).

Образовательная программа внеурочной деятельности «Безопасное детство» осуществляет связь с предметами «Природоведение», «Литература», «Математика», «Физическая культура», «Труд», «Изобразительное искусство», программа позволяет детям расширить знания, получаемые не только на уроках в школе, но и во внеурочное время. Походы, экскурсии, краеведческие исследования способствуют развитию физических качеств школьников, закаляют организм, пробуждают пытливый, активный интерес к явлениям и фактам, как в области естествознания, так и в области общественной жизни, в частности, охране окружающей среды. В походах рождается товарищеская поддержка и взаимопомощь, создается коллектив и воспитывается сознательная дисциплина. Обучающиеся в дальнейшем смогут применять полученные знания в жизни для обеспечения собственной безопасности.


Место курса в учебном плане

Программа состоит из 4 разделов: «Улица полна неожиданностей», «Мир вокруг нас», «Не шути с огнем», «Внимание! Опасность!». Программа рассчитана на 1 год обучения для обучающихся 5 класса, 1 час в неделю, всего 35 часов в год.


Формы и методы работы

Формы воспитательной работы:

  • познавательная беседа;

  • этическая беседа;

  • профилактическая беседа;

  • игры: ролевые, ситуационные;

  • занятия с использованием художественных средств выразительности;

  • упражнения;

  • тренинги;

  • экскурсии;

  • тестирование, что осуществляется в режиме коллективных (массовых), групповых, микро групповых и индивидуальных занятиях.

Методы воспитания:

    • методы формирования сознания личности (рассказ, беседа, диспут, метод примера);

    • методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения личности (приучение, метод создания воспитывающих ситуаций, педагогическое требование, инструктаж, иллюстрации и демонстрации);

    • методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения личности (соревнование, познавательная игра, эмоциональное воздействие, поощрение и др.);

    • методы контроля, самоконтроля и самооценки в воспитании.

Аудиторные занятия проходят в виде бесед, которые проводит руководитель программы в учебном кабинете; просмотра видеофильмов в компьютерном классе.

Внеаудиторные занятия организованы в форме прогулок, экскурсий, походов, практических тренировок, тренингов, соревнований на местности, исследовательских и творческих работ в лесу, пришкольном участке.

Образовательная программа внеурочной деятельности «Безопасное детство» предусматривает использование следующих технологий:

Групповая. В течение всего периода обучения дети вместе решают и выполняют конкретные задачи, определенную работу, успех которой зависит от вклада каждого.

Игровая. Позволяет активно включить детей в деятельность, решить задачу воссоздания и усвоения общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.

КТД. Предполагает такую организацию совместной деятельности детей и взрослых, при которой все члены коллектива участвуют в планировании, подготовке, осуществлении и анализе любого дела.

Личностно-ориентированная технология. Содержание, методы и приемы её направлены на то, чтобы использовать субъективный опыт каждого ученика, помочь становлению его личности.

Исследовательская и проектная деятельность.


Основные результаты реализации программы оцениваются через:

  • анкетирование обучающихся;

  • мониторинг результатов обучения и личностного развития;

  • тесты на определение уровня сформированности общеучебных умений и навыков.


Итоги реализации программы будут представлены через итоговые занятия по каждому разделу.







2. Прогнозируемые результаты освоения программы


Программа предусматривает достижение 3 уровней результатов:

1-й уровень – приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности в повседневной жизни: о технике безопасности при занятиях туризмом, о способах и средствах самозащиты; о способах ориентирования на местности и элементарных правилах выживания в природе; о принятых в обществе нормах отношения к природе; о правилах групповой работы; об основах разработки социальных проектов и организации коллективной творческой деятельности; о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации.

2-й уровень – формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом: развитие ценностных отношений школьника к своему здоровью и здоровью окружающих его людей, к физкультуре, к природе, к родному Отечеству, к труду, к другим людям.

3-й уровень – приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия: приобретение школьником опыта актуализации обж в социальном пространстве; опыта заботы о младших и организации их досуга; опыта волонтерской деятельности; опыта самообслуживания, самоорганизации и организации совместной деятельности с другими школьниками


На I уровне обучающие должны знать:

  • о биполярных качествах личности и нравственных нормах поведения; 

  • о своих желаниях, потребностях, чертах своего характера, о своих достоинствах и недостатках;

  • о конфликтах и способах их разрешения;

  • об основных моделях коммуникативного поведения;

  • о правилах поведения в различных ситуациях: в школе, в магазине, на улице, в транспорте и др.

На II уровне уметь:

  • соблюдать личностную неприкосновенность и достоинства других, нравственные нормы поведения;

  • анализировать поступки свои и других людей;

  • вступать в контакт и вести разговор с собеседником;

  • владеть коммуникативными моделями поведения, общения и взаимодействия с людьми в разных жизненных ситуациях;

  • адекватно отвечать на просьбы, чувства, приветствия замечания, возражения, отвержения и т.д.


На III уровне уметь:

  • использовать нормы и правила поведения в различных ситуациях: в школе, в магазине, на улице, в транспорте и др.;

  • адекватно откликаться на просьбы, чувства, приветствия, замечания, возражения, отвержения и принимать помощь других и т.д.;

  • нести ответственность за свои поступки;

  • взаимодействовать со взрослыми и сверстниками в различных ситуациях;

знать:

  • принципы самоорганизации и организации совместной деятельности с другими детьми ;

  • правила хорошего тона.


К концу 1 года обучения дети должны:

Знать:

  • предназначение основных частей улицы, дороги; элементарные правила движения по улице и переход ее; значение красного, желтого, зеленого сигналов светофора; разнообразие видов транспорта; обязанности пешехода и пассажира.

  • сезонные признаки природы;

  • топографические знаки;

  • съедобные и несъедобные растения нашего края;

  • пожароопасные предметы;

  • правила поведения при пожаре в школе;

  • знать систему оповещения при пожаре;

  • номер пожарной службы.

  • как вести себя с незнакомыми людьми на улице, в подъезде, транспорте, дома.

Уметь:

  • найти место пешеходного перехода на улице, самостоятельно идти по тротуару и обочине, по безопасному пути по дороге в школу.

  • преодолевать естественные препятствия;

  • оказывать первую доврачебную помощь при ушибах, порезах, ожогах, растяжениях, вывихах, укусах насекомых;

  • вести и фиксировать наблюдения за природой и погодой при помощи условных знаков, рисунков, аппликаций, мини- сочинений.

  • проявлять заботу о личной гигиене;

  • стремление следовать правилам поведения в природе и в обществе;

оценивать свое поведение

  • эвакуироваться во время пожара в школе;

  • действовать при возникновении пожара

  • сказать нет.










3. Личностные и метапредметные результаты освоения курса внеурочной деятельности


В процессе изучения программы «Безопасное детство» обучающиеся овладеют универсальными учебными действиями (УУД): личностными, метапредметными (регулятивными, познавательными, коммуникативными). Каждый раздел программы раскрывает возможность для формирования УУД, определяемые его функцией и его предметным содержанием.

Личностные результаты:

умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами;

знание моральных норм;

умение выделить нравственный аспект поведения и ориентацию в социальных ролях;

умение выражать свои мысли, аргументировать;

овладение креативными навыками, действуя в нестандартной ситуации;

умение выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков;

умение сотрудничать с учителем и сверстниками в разных ситуациях.


Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД обеспечивают организацию обучающимися своей деятельности: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция.

Познавательные УУД включают самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера; поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; структурирование знаний; умение адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной речи; рефлексия; способность и умение учащихся производить простые логические действия (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, доказательство, вывод аналогий и др.)

Коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и сознательную ориентацию учащихся на позиции других людей (прежде всего, партнера по общению или деятельности), умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.



4. Учебно-тематический план



п/п

Название разделов и тем

Количество часов

В том числе

Теоретические занятия

Практические занятия

1.

Вводное занятие

1

1

0

2.

«Улица полна неожиданностей»

8

5

3

3.

«Мир вокруг нас»

8

5

3

4.

«Не шути с огнем»

8

3

5

5.

«Внимание! Опасность!»

8

3

5

6.

Итоговое занятие

2

0

2

Итого

35

17

18






5. Содержание курса внеурочной деятельности


Раздел 1. «Улица полна неожиданностей», знакомит младших школьников с правилами дорожного движения, воспитывает в них навыки безопасного поведения на улице.

Занятия построены в форме тематических бесед, игровых занятий, конкурсов, соревнований и викторин, а для контроля знаний составлены вопросы и задания.

Модуль позволит достичь успешных результатов в обучении и воспитании дисциплинированных участников дорожного движения, а также поможет снизить уровень детского травматизма на дорогах.

Цель:

Формирование представления младших школьников о безопасности дорожного движения.

Задачи:

  • обучить правилам безопасного поведения на дорогах и улицах;

  • научить приемам оказания первой доврачебной помощи, пострадавшим в ДТП;

  • развить природные задатки, способствующие успеху в социальном самоопределении детей.


Раздел 2. «Мир вокруг нас», пробуждает и развивает чувства ребенка, знакомить с окружающим миром через чувственно-эмоциональное восприятие, способствует освоению элементарных практических навыков и правил поведения во время походов, прогулок и экскурсий.

Дети получают первоначальные теоретические знания и практические навыки по организации пешего туристского путешествия, проходят топографическую подготовку, учатся ориентироваться на местности, изучают природные условия, флору родного края. Знакомятся со своим ближайшим окружением.


Цель: Формирование знаний и умений обучающихся безопасного поведения в природе.

Задачи:

  • научить детей применять знания и умения в согласии с законами природы, законами бытия;

  • сформировать стремление к сохранению и укреплению своей безопасности.

Раздел 3. «Не шути с огнем». В истории человечества немало событий, связанных с пожарами, память о которых хранится веками. Ежегодно при пожарах погибают тысячи людей, в том числе и дети.

Пожарная безопасность, как и безопасность человека, вообще, во многом зависит от его просвещенности, в том числе осведомленности о возможных факторах, источниках, носителях пожарных бедствий, обученности правилам действия в чрезвычайных ситуациях.

Цель:

Обучить детей противопожарным мерам, действиям при пожаре и первой помощи пострадавшим от огня.

Задачи:

  • познакомить обучающихся с возможными факторами, источниками носителями пожарных бедствий;

  • сформировать знания и умения по пожарной безопасности, оказание первой помощи пострадавшим;

  • обучить правилам действий в чрезвычайных ситуациях.


Раздел 4. «Внимание! Опасность!», знакомит детей, как нужно вести себя в экстремальной ситуации, уметь применять три модели поведения в экстремальной ситуации: «Зови на помощь», «Уходи из ситуации», «Принимай меры по самоспасению»; знакомит, как уберечь свою жизнь, достоинство от преступного посягательства. Особенно актуальна проблема правовой защиты ребенка, обеспечение его социальной безопасности.

Количество насильственных преступлений в отношении детей, часто заканчивающихся трагически, к сожалению, не имеет тенденций к снижению. Как уберечь ребенка от подобных встреч?

Следует объяснять и учить детей правилам предосторожности.


Цель: Уберечь жизнь и достоинство от преступного посягательства.

Задачи:

  • показать связь дружбы и социального здоровья

  • описать различные влияния друзей друг на друга

  • познакомить с видами давления и способами сопротивления давлению

  • показать ученикам ситуации, в которых отказ – единственный способ ответственного поведения

  • познакомить с формами отказа.


1. Вводное занятие. (1 ч.) Ознакомление обучающихся с программой «Безопасное детство», чередование творческих поручений (ЧТП).

Раздел «Улица полна неожиданностей» (8 ч.)

1. Мы идем в школу (1 ч). Практическое занятие: разбор конкретных маршрутов детей в школу. Особенности места, где находится школа. Наиболее безопасный путь школьника в школу.

2. Наша улица. Село, где мы живем (1 ч). Улица, дорога, их составные части: проезжая часть, тротуар, газон.

3. Движение пешеходов по улицам и дорогам (1ч). Движение пешеходов по тротуару и обочине. Особенности движения пешеходов по обочине улицы.

4. Общие правила перехода улиц и дорог (1 ч). Практическое занятие: разбор действий пешеходов в конкретных ситуациях.

5. Дорожные знаки (1 ч). Дорожные знаки, их предназначение. Название и предназначение знаков «Пешеходный переход», «Дети».

6. Где можно играть?(1 ч). Почему нельзя играть на лицах и дорогах? Места для игр, катания на детских велосипедах, лыжах, санках и коньках.

7. Мы пассажиры (1 ч). Правила пользования общественного транспорта. Как нужно обходить автобус, автомобиль.

8 Обобщающее занятие «Посвящение в пешеходы» (1ч). Практическое занятие: проведение игровой программы «Посвящение в пешеходы». Обобщение знаний и представлений младшего школьника о безопасности дорожного движения, полученные за год обучения.

Раздел «Мир вокруг нас» (8 ч.)

«Веселый рюкзачок»:

1. Чем полезны и интересны туристические походы и путешествия (1 ч). Практическое занятие: распределение поручений работы в группе. Поход. Разновидности походов. Обязанности туристов. Правила поведения в природе.

2. Физическая подготовка юного туриста. Преодоление препятствий в походе

(1ч). Обеспечение безопасности в походе. Обязанности ведущего и замыкающего. Виды и характер естественных препятствий.

3. Ориентирование на местности (3 ч).

-Карты.

- Ориентирование на местности по местным признакам.

- Практическое занятие: проведение прогулки «Наше окружение».

4. Организация туристского путешествия (3 ч).

- Спортивное туристское снаряжение и его назначение. Укладка рюкзака.

- Природоохранные действия человека во время отдыха на природе и при оборудовании туристских стоянок.

- Практическое занятие: установка палатки. Установка палатки. Разведение костра. Приготовление пиши.

Раздел «Не шути с огнем» (8 ч.)

1. Огонь в жизни человека (1 ч). История возникновения огня. Огонь не только друг, но и враг.

2 Пожароопасные предметы (1 ч). Практическое занятие: отгадывание ребусов о пожароопасных предметах». Отчего может возникнуть пожар.

3. Правила поведения при пожаре в школе (2 ч).

- Изучение правила эвакуации при пожаре. Правила поведения при пожаре.

- Практическое занятие: проведение инструктажа по пожарной безопасности в учреждении.

4. Подготовка и проведение учебной эвакуации «Пожар в школе» (1 ч).

Практическое занятие: учебная эвакуация «Пожар в школе».

5. Система оповещения при пожаре (1 ч). Система оповещения, ее виды.

Практическое занятие: проведение игры «Доскажи словечко», разгадывание кроссворда «Что может привести к пожару».

6. Профессия пожарного. (1 ч). Почему телефон пожарной службы 01?

7. Обобщающее занятие. Проведение викторины «Азбука противопожарной безопасности» (1 ч). . Практическое занятие: проведение викторины «Азбука противопожарной безопасности».


Раздел «Внимание! Опасность» (8 ч.)

1. Правила поведение на улице. Правила предосторожности (2 ч).

- Правила поведения на улице.

- Практическое занятие: решение и разбор ситуационных задач.

2. Правила предосторожности в транспорте (1 ч).

Практическое занятие: решение и разбор ситуационных задач.

3. Правила поведении в подъезде (1 ч). Правила предосторожности.

Практическое занятие: решение и разбор ситуационных задач.

4. Правила поведения «В гостях» (2 ч).

- Место пребывания в гостях и время возвращения.

- Практическое занятие: решение и разбор ситуационных задач.

5. Правила поведения «Один дома» (2 ч)

- Правила поведения.

- Практическое занятие: решение и разбор ситуационных задач.


Итоговое занятие (2 ч). Повторение правил предосторожности. Составление памятки.

6. Календарно-тематическое планирование



п/п

Наименование

разделов и тем занятий

Планируемые результаты

Дата

предметные

личностные

метапредметные

1

Вводное занятие.

Знакомство с программой. Инструктаж по технике безопасности. Начальная диагностика.

Осуществлять поиск необходимой информации (задавать вопросы о круге интересов и отвечать на них), анализировать, отбирать, обобщать полученную информацию

Самоопределение

(мотивация учения, формирование основ гражданской идентичности личности).

Определение под руководством педагога самых простых правил поведения при сотрудничестве. Понимание причин успеха и неудач в собственной учебе.


2

«Улица полна неожиданностей»

Мы идем в школу.

Актуализировать имеющиеся знания о родном селе.

Сравнивать, различать и описывать маршруты к школе; отвечать на итоговые вопросы.

Умение выражать свои мысли, аргументировать; овладение креативными навыками, действуя в нестандартной ситуации; умение выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков.

В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества делать выбор, как поступить.



3

«Наша улица. Село, где мы живем».

Сравнивать, различать и описывать улицы села; рассказывать о них; отвечать на вопросы.

С Понимать учебную задачу занятия и стремиться её выполнить, работать в группе.

Анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков.



4

Движение пешеходов по улицам и дорогам.


Изучить правила движения по улицам и дорогам; использовать представленную информацию для получения новых знаний о правилах дорожного движения.



Оценивать жизненные ситуации и поступки героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм.


Принимать и осваивать социальную роль обучающегося. Осознавать собственные мотивы учебной деятельности и личностного смысла учения.


5

Общие правила перехода улиц и дорог.

Учиться планировать свои действия.


Слушать и понимать речь других. Оценивать результаты собственного труда и труда товарищей.

Определять план выполнения заданий на занятии, жизненных ситуациях под руководством учителя.

Умение согласованно работать в группе; взаимодействие и сотрудничество.


6

Дорожные знаки.

Научится различать дорожные знаки, группировать их. Оценивать свои достижения на занятии.



Ценить и принимать базовые ценности «безопасность», «самосохранение».

Организовывать свое рабочее место под руководством учителя.

Осознание собственных мотивов учебной деятельности.


7

Где можно играть?

Уметь делать самовывод.

Ценить и принимать базовые ценности «безопасность», «самосохранение».

Умение согласованно работать в группе.

Взаимодействие и сотрудничество.

Умение подчиняться правилам.

Разрешение конфликтов.



8

Мы пассажиры.

Учиться планировать свои действия.

Ценить и принимать базовые ценности «безопасность», «самосохранение».

Адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности; осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

предлагать помощь и сотрудничество.


9

Обобщающее занятие «Посвящение в пешеходы».

Самостоятельно конструировать свои знания;

ориентироваться в информационном пространстве.


Строить простые речевые высказывания с использованием изученных терминов.

Умение согласованно работать в группе; взаимодействие и сотрудничество, управление поведением партнера, оценка действий партнера.


10

Мир вокруг нас»

«Веселый рюкзачок»

Чем полезны и интересны туристические походы и путешествия. Обязанности туристов.

Изучить обязанности туристов.

Приобретение первоначальных знаний и умений самообслуживания в школе и дома; о различных видах труда; опыта уважительного и творческого отношения к учебному труду.

Анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков. Подведение под понятие на основе распознавания объектов.

Умение распределять роли между собой.


11

Физическая подготовка юного туриста. Преодоление препятствий в походе.

Научиться подбирать способ выполнения задания.

Осознание здорового образа жизни, необходимость физической подготовки.

Адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.


12

Ориентирование на местности.

Изучить способы ориентирования на местности с помощью карты.

Приобретение первоначального опыта эстетического, эмоционально-нравственного отношения к природе.

Заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий, умение анализировать свои действия и управлять ими.


13

Ориентирование на местности.

Изучить способы ориентирования на местности по местным признакам.

Приобретение первоначального опыта эстетического, эмоционально-нравственного отношения к природе.

Анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков.


14

Ориентирование на местности.

Умение ориентироваться на местности

Оценивать своё знание и незнание (с помощью учителя, самооценка); предлагать собственные способы решения.


Анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков.


15

Организация туристского путешествия.

Знать спортивное туристское снаряжение и его назначение

Приобретение первоначального опыта эстетического, эмоционально-нравственного отношения к природе.

Заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий.


16

Организация туристского путешествия.

Изучить природоохранные действия человека во время отдыха на природе и при оборудовании туристских стоянок.

Оценивать своё знание и незнание (с помощью учителя, самооценка); предлагать собственные способы решения;

Положительное отношение к процессу учения, к приобретению знаний и умений; готовность оценивать свой учебный труд.


17

Организация туристского путешествия.

Знать спортивное туристское снаряжение и его назначение, уметь разбивать палатку.

Оценивать своё знание и незнание (с помощью учителя, самооценка); предлагать собственные способы решения; осуществлять поиск учебной информации из рассказа учителя.

Желание открывать новое знание, новые способы действия, готовность преодолевать учебные затруднения, умение сотрудничать.



18

«Не шути с огнем»

Огонь в жизни человека.


Понимать, что огонь, не только, друг, но и враг; изучить историю огня.

Ценить и принимать следующие базовые ценности »добро», «природа»; оценивать жизненные ситуации с точки зрения общечеловеческих норм.


Принятие и освоение социальной роли обучающегося. Осознание собственных мотивов учебной деятельности.


19

Пожароопасные предметы.


Логически рассуждать, пользуясь приёмами анализа, сравнения, обобщения, классификации, систематизации; сравнивать предметы, понятия; выделять существенные признаки и закономерности предметов.

Освоение обучающимися основных социальных норм:

нормы ведения ЗОЖ.

Нормы сохранения и поддержания физического, психического и социального здоровья.

Умение выделять нравственный аспект поведения, соотносить поступки с принятыми в обществе морально-этическими принципами.


20

Правила поведения при пожаре в школе.

Знать правила эвакуации при пожаре.

Оценивать своё знание и незнание (с помощью учителя, самооценка); предлагать собственные способы решения.

Умение выделять нравственный аспект поведения, соотносить поступки с принятыми в обществе морально-этическими принципами.


21

Правила поведения при пожаре в школе.

Ознакомиться с инструктажом по пожарной безопасности в учреждении.


Осуществлять поиск учебной информации из рассказа учителя.

Планирование результата; составление плана последовательности действий.



22

Система оповещения при пожаре.

Самостоятельно выполнять задания; осуществлять самоконтроль, оценивать себя, искать и исправлять свои ошибки.

Работать в группе: выполнять задания, фор­мулировать выводы, осуществлять самопроверку; оценивать свои достижения.

Желание открывать новое знание, новые способы действия, готовность преодолевать учебные затруднения.


23

Подготовка и проведение учебной эвакуации «Пожар в школе».

Знать, что нужно делать при пожаре.

Освоение обучающимися основных социальных норм:

нормы ведения ЗОЖ.

Нормы сохранения и поддержания физического, психического и социального здоровья.

Организация своего рабочего места под руководством учителя;

Определять цель выполнения заданий в жизненной ситуации под руководством учителя.


24

Профессия пожарного.

Логически рассуждать, пользуясь приёмами анализа, сравнения, обобщения, классификации, систематизации; сравнивать предметы, понятия; выделять существенные признаки и закономерности предметов.

Уважение к профессии пожарного; учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками.

Заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий, умение анализировать свои действия и управлять ими.


25

Обобщающее занятие «Азбука противопожарной безопасности».

Обобщать и классифицировать понятия, предметы, явления; определять отношения между понятиями или связи между явлениями и понятиями.

Ценить и принимать базовые ценности «безопасность», «самосохранение».

Умение согласованно работать в группе.

Взаимодействие и сотрудничество;

Умение подчиняться правилам;

Разрешение конфликтов.



26

«Внимание! Опасность»

Правила поведение на улице. Правила предосторожности.

Концентрировать, переключать своё внимание;


Приобретение социальных знаний

о моральных нормах и правилах нравственного поведения

Желание открывать новое знание, новые способы действия, готовность преодолевать учебные затруднения.


27

Правила поведение на улице. Правила предосторожности.

Самостоятельно выполнять задания; осуществлять самоконтроль, оценивать себя, искать и исправлять свои ошибки; решение и разбор ситуационных задач.

Формулиро­вать выводы из коллективного обсуждения; оценивать своё знание и незнание (с помощью учителя, самооценка); предлагать собственные способы решения.

Положительное отношение к процессу учения, к приобретению знаний и умений; готовность оценивать свой учебный труд, принимать оценки одноклассников, учителя.


28

Правила предосторожности в транспорте.

Знать правила предосторожности в транспорте.


Адекватно использовать речевые средства для решения задач общения (приветствие, прощание, игра, диалог); осваивать различные способы взаимной помощи партнёрам по общению.

Заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к Планирование результата; составление плана последовательности действий.


29

Правила поведения в подъезде.

Знать правила поведения в подъезде.

Целенаправленно наблюдать объекты окружающего мира и описывать их отличительные признаки; использовать готовые модели для изучения строения природных объектов.

Планирование результата; составление плана последовательности действий.


30

Правила поведения в гостях.

Логически рассуждать, пользуясь приёмами анализа, сравнения, обобщения, знать правила поведения в гостях.

Приобретение социальных знаний

о моральных нормах и правилах нравственного поведения.

Планирование результата; составление плана последовательности действий.


31

Правила поведения в гостях.

Знать правила поведения в гостях.

Приобретение социальных знаний

о моральных нормах и правилах нравственного поведения.

Желание открывать новое знание, новые способы действия, готовность преодолевать учебные затруднения.


32

Правила поведения «Один дома».

Знать правила поведения дома, умение вести себя в разных ситуациях.


Адекватно использовать речевые средства для решения задач общения (приветствие, прощание, игра, диалог).

Заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий.


33

Правила поведения «Один дома».

Знать правила поведения дома, умение вести себя в разных ситуациях.


Приобретение социальных знаний

о моральных нормах и правилах нравственного поведения

Планирование результата; составление плана последовательности действий.




34

Составление памятки.

Обобщать и классифицировать понятия, предметы, явления; определять отношения между понятиями или связи между явлениями и понятиями.

Адекватно использовать речевые средства для решения Планирование результата; составление плана последовательности действий.задач общения.



35

Итоговое занятие.

Обобщать и классифицировать понятия, предметы, явления; определять отношения между понятиями или связи между явлениями и понятиями.

Ценить и принимать базовые ценности «безопасность», «самосохранение».

Планирование результата; составление плана последовательности действий.


7. Учебная литература и материально-техническое обеспечение


Для педагога:

Алексеев В.А. 300 вопросов и ответов по экологии - Ярославль: Академия развития, 1998.

Головкин Б. Н. О чем говорят названия растений - М: Колос , 1992.

Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя/Д.В.Григорьев, П.В. Степанов.-М.:Просвещение,2010.-223с.-(Стандарты второго поколения)

Дмитриев Ю.О. Кто в лесу живет и что в лесу растет - М: Детская литература, 1985.

Дмитриев Ю.О. О природе для больших и маленьких - М: Педагогика ,1982

Дорожная безопасность: обучение и воспитание младшего школьника/ Допущено Министерством образования РФ/Учебно-методическое пособие под общей редакцией В.Н.Кирьянова.-М.:Третий Рим,2007.

Иванова Т.С. Экологическое образование и воспитание в начальной школе -М: Просвещение, 2003.

Ковалько В.И. Игровой модульный курс по ПДД, или Школьник вышел на улицу: 1-4 классы. – М.:ВАКО, 2008.

Корабельников В.А. Краски природы - М: Просвещение , 1989.

Николаева, С.О. Занятия по культуре поведения с дошкольниками и младшими школьниками: Литературный и музыкально-игровой материал: учеб.- метод. пособие / С.О. Николаева. - М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС,2003. – 80 с.

Обухова Л.А.Школа Докторов природы, или 135 уроков здоровья(1-4 классы). Изд. 2-е, испр. И доп. –М.:ВАКО, 2005,208с. – (Мастерская учителя).

Плешаков А.А. Зеленые страницы - М: Просвещение, 1997

Павлова О.В.Пожарная безопасность в начальной школе/конспекты занятий и классных часов-Волгоград:Учитель,2006,-143с.

Полезные привычки/пособие для учителя-2000

Энциклопедический словарь юного географа-краеведа / Составитель


Для обучающихся:


Завьялова О.Г. Азбука экологии.

Энциклопедия Все обо всем М: «Слово АСТ», 1998.

Настольные развивающие игры:

«Я – водитель»;

«Я – спасатель»;

«Я – доктор».



8. Лист корректировки рабочей программы

п/п

Класс

Название раздела, темы

Дата проведения по плану

Причина корректировки

Корректирующие мероприятия

Дата проведения по факту

Подпись директора

.


 

 

 




.








.








.








.








.








.








.













Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!