Пояснительная записка
Современные дети растут в мире высоких технологий развивающиеся стремительно и бесповоротно. Социальное образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день. Каким стал опасным окружающий мир – это дороги; бытовая техника; пожары в природе и в доме; ядовитые и опасные для детей растительный мир. Ведь если опираться на статические данные, то мы увидим, насколько современный мир опасен для маленького человека.
Безопасность – важная цель жизни человека. Каждый человек должен уметь защитить себя и ближнего в чрезвычайных ситуациях, оказать первую помощь пострадавшему. Чтобы защитить, надо знать, что такое безопасность, необходимо уметь и знать, как защищать.
Правильно научить ребенка вести себя в опасных ситуациях, одна из важных задач родителей и воспитателей, то есть взрослых людей, которые находятся рядом с ребенком.
Проблема безопасности дорожного движения в целом и детского дорожно-транспортного травматизма в частности возникла с появлением первого автотранспортного средства. С каждым годом число автомобилей на дорогах, особенно в крупных городах, растет, движение становится все более интенсивным, маленькому человеку все сложнее разобраться и сориентироваться в движущемся потоке машин и пешеходов. Несмотря на то, что движение ЮИД (юные инспектора движения) существует уже более 30 лет, это направление актуально и востребовано по сей день для детей младшего и среднего школьного возраста.
Вторая проблема - это пожарная безопасность. Пожары не знают границ, ни национальностей, не щадят ни молодых, ни старых, это обязывает знать о пожарах как можно больше, чтобы защитить себя. Пожар – это зло, творимое руками человека. Ежегодно в огне погибают тысячи людей, в том числе и дети. Все это говорит о важной проблеме подготовки детей к избежанию опасной ситуации и правильному поведению в случае пожара. Пожарная безопасность как и безопасность человека вообще, во многом зависит от его просвещенности, в том числе осведомленности о возможных факторах, источниках, носителях пожарных бедствий, обученности правилам действий в чрезвычайных ситуациях – пожарах, готовности противостоять опасностям огня, которые подстерегают нас в природе (лесные пожары, молния), в городских условиях (электрооборудование, газоснабжение, легко воспламеняющиеся жидкости и т.д.)- повсюду, где мы живем, трудимся, отдыхаем.
Третья проблема – безопасность в окружающей их среде. Походы, экскурсии, краеведческие исследования способствуют развитию физических качеств младших школьников, закаляют организм, пробуждают пытливый, активный интерес к явлениям и фактам как в области естествознания, так и в области общественной жизни, в частности, охране окружающей среды. Знание истории своего края, исторических и природных памятников, краеведческие исследования помогают воспитать патриотов своей Родины, граждан с активной жизненной позицией. В походах рождается товарищеская поддержка и взаимопомощь, создается коллектив и воспитывается сознательная дисциплина. Участники программы в дальнейшем смогут применять полученные знания в жизни для обеспечения собственной безопасности.
Четвертая проблема – личная безопасность. Особенно актуальна проблема правовой защиты ребенка, обеспечение его социальной безопасности. Количество насильственных преступлений в отношении детей, часто заканчивающихся трагически, к сожалению, не имеет тенденций к снижению. Как уберечь ребенка от подобных встреч?
Таким образом, данная программа ориентирована на воспитание личности, способной на управление своим поведением с опорой на существующие стандарты, нормы и законы общества. Особое внимание в программе уделено проблеме общения и усвоения нравственных норм и правил поведения, что обусловлено проблемами вхождения ребенка в социальную среду, усвоения социального опыта воспитанниками Останинской основной общеобразовательной школы.
Актуальность программы. Педагогическая целесообразность программы внеурочной деятельности в сфере социально-личностного развития воспитанников обусловлена необходимостью помочь ребенку раскрывать индивидуальные способности, творческие начала собственной личности, формирование устремлений ребенка в интеграции личностных позиций «Я - хочу» и «Я - могу» как основы взаимодействия воспитанника с другими детьми, воспитателем и другими взрослыми. Партнерские отношения, сопричастность взрослого воспитателя к делам и поступкам детей (позиция «мы вместе», а не «над»), разработка занятий, развивающих потребность в приобретении умений и навыков - это и многое другое учитывается в программе «Безопасное детство».
При переходе на Федеральные государственные стандарты, современные требования к образованию предусматривают необходимость сконцентрировать внимание на формирование у обучающихся культуры личной безопасности, развитие коммуникативных умений.
Новизна программы.
Данная программы позволяет более основательно изучить правила безопасного поведения в различных ситуациях.
Воспитание личности обучающегося происходит посредством ИКТ, ролевых игр, креативных заданий.
Образовательная программа внеурочной деятельности «Безопасное детство» социального направления разработана на основе положений концепции «Школа жизни – окружающий мир», разработанной доктором педагогических наук А.А.Остапцом, «Программ для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ», программы курса «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся государственных общеобразовательных учебных заведений Российской Федерации.
Нормативно-правовой и документальной основой Программы являются:
Конвенция о правах ребенка;
Закон Российской Федерации «Об образовании»;
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897.
Цель: Формирование знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психического здоровья как одного из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования; формирование социального опыта школьника, воспитание правильного отношения к среде обитания и правил поведения в ней; понимание своей индивидуальности, своих способностей и возможностей.
Задачи:
формировать у обучающихся сознательное отношение к вопросам личной и общественной безопасности и стремления к здоровому образу жизни;
научить обучающихся делать осознанный выбор поступков, поведения, позволяющие сохранять и укреплять здоровье;
сформировать навыки позитивного коммуникативного общения;
создать условия для приобретения практических навыков и умений поведения детей в экстремальных ситуациях.
сформировать навыки по организации охраны окружающей среды.
Содержание данной программы соответствует целям и задачам основной образовательной программы, реализуемой в МОУ «Останинская ООШ».
В основу программы положены следующие принципы:
принцип актуальности;
принцип опоры (учет интересов и потребностей обучающихся, опора на них);
принцип систематичности (реализация задач через связь внеурочной деятельности с учебным процессом);
принцип доступности и наглядности;
принцип практической направленности;
принцип учета индивидуальных особенностей каждого обучающегося;
принцип обратной связи (каждое занятие должно заканчиваться рефлексией: обсудить, что получилось и что не получилось, изучить мнение детей, определить перспективу действий).
Образовательная программа внеурочной деятельности «Безопасное детство» осуществляет связь с предметами «Природоведение», «Литература», «Математика», «Физическая культура», «Труд», «Изобразительное искусство», программа позволяет детям расширить знания, получаемые не только на уроках в школе, но и во внеурочное время. Походы, экскурсии, краеведческие исследования способствуют развитию физических качеств школьников, закаляют организм, пробуждают пытливый, активный интерес к явлениям и фактам, как в области естествознания, так и в области общественной жизни, в частности, охране окружающей среды. В походах рождается товарищеская поддержка и взаимопомощь, создается коллектив и воспитывается сознательная дисциплина. Обучающиеся в дальнейшем смогут применять полученные знания в жизни для обеспечения собственной безопасности.
Место курса в учебном плане
Программа состоит из 4 разделов: «Улица полна неожиданностей», «Мир вокруг нас», «Не шути с огнем», «Внимание! Опасность!». Программа рассчитана на 1 год обучения для обучающихся 5 класса, 1 час в неделю, всего 35 часов в год.
Формы и методы работы
Формы воспитательной работы:
познавательная беседа;
этическая беседа;
профилактическая беседа;
игры: ролевые, ситуационные;
занятия с использованием художественных средств выразительности;
упражнения;
тренинги;
экскурсии;
тестирование, что осуществляется в режиме коллективных (массовых), групповых, микро групповых и индивидуальных занятиях.
Методы воспитания:
методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения личности (приучение, метод создания воспитывающих ситуаций, педагогическое требование, инструктаж, иллюстрации и демонстрации);
методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения личности (соревнование, познавательная игра, эмоциональное воздействие, поощрение и др.);
Аудиторные занятия проходят в виде бесед, которые проводит руководитель программы в учебном кабинете; просмотра видеофильмов в компьютерном классе.
Внеаудиторные занятия организованы в форме прогулок, экскурсий, походов, практических тренировок, тренингов, соревнований на местности, исследовательских и творческих работ в лесу, пришкольном участке.
Образовательная программа внеурочной деятельности «Безопасное детство» предусматривает использование следующих технологий:
Групповая. В течение всего периода обучения дети вместе решают и выполняют конкретные задачи, определенную работу, успех которой зависит от вклада каждого.
Игровая. Позволяет активно включить детей в деятельность, решить задачу воссоздания и усвоения общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.
КТД. Предполагает такую организацию совместной деятельности детей и взрослых, при которой все члены коллектива участвуют в планировании, подготовке, осуществлении и анализе любого дела.
Личностно-ориентированная технология. Содержание, методы и приемы её направлены на то, чтобы использовать субъективный опыт каждого ученика, помочь становлению его личности.
Исследовательская и проектная деятельность.
Основные результаты реализации программы оцениваются через:
мониторинг результатов обучения и личностного развития;
тесты на определение уровня сформированности общеучебных умений и навыков.
Итоги реализации программы будут представлены через итоговые занятия по каждому разделу.
2. Прогнозируемые результаты освоения программы
Программа предусматривает достижение 3 уровней результатов:
1-й уровень – приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности в повседневной жизни: о технике безопасности при занятиях туризмом, о способах и средствах самозащиты; о способах ориентирования на местности и элементарных правилах выживания в природе; о принятых в обществе нормах отношения к природе; о правилах групповой работы; об основах разработки социальных проектов и организации коллективной творческой деятельности; о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации.
2-й уровень – формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом: развитие ценностных отношений школьника к своему здоровью и здоровью окружающих его людей, к физкультуре, к природе, к родному Отечеству, к труду, к другим людям.
3-й уровень – приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия: приобретение школьником опыта актуализации обж в социальном пространстве; опыта заботы о младших и организации их досуга; опыта волонтерской деятельности; опыта самообслуживания, самоорганизации и организации совместной деятельности с другими школьниками
На I уровне обучающие должны знать:
о биполярных качествах личности и нравственных нормах поведения;
о своих желаниях, потребностях, чертах своего характера, о своих достоинствах и недостатках;
о конфликтах и способах их разрешения;
об основных моделях коммуникативного поведения;
о правилах поведения в различных ситуациях: в школе, в магазине, на улице, в транспорте и др.
На II уровне уметь:
соблюдать личностную неприкосновенность и достоинства других, нравственные нормы поведения;
анализировать поступки свои и других людей;
вступать в контакт и вести разговор с собеседником;
владеть коммуникативными моделями поведения, общения и взаимодействия с людьми в разных жизненных ситуациях;
адекватно отвечать на просьбы, чувства, приветствия замечания, возражения, отвержения и т.д.
На III уровне уметь:
использовать нормы и правила поведения в различных ситуациях: в школе, в магазине, на улице, в транспорте и др.;
адекватно откликаться на просьбы, чувства, приветствия, замечания, возражения, отвержения и принимать помощь других и т.д.;
нести ответственность за свои поступки;
взаимодействовать со взрослыми и сверстниками в различных ситуациях;
знать:
К концу 1 года обучения дети должны:
Знать:
предназначение основных частей улицы, дороги; элементарные правила движения по улице и переход ее; значение красного, желтого, зеленого сигналов светофора; разнообразие видов транспорта; обязанности пешехода и пассажира.
сезонные признаки природы;
топографические знаки;
съедобные и несъедобные растения нашего края;
пожароопасные предметы;
правила поведения при пожаре в школе;
знать систему оповещения при пожаре;
номер пожарной службы.
как вести себя с незнакомыми людьми на улице, в подъезде, транспорте, дома.
Уметь:
найти место пешеходного перехода на улице, самостоятельно идти по тротуару и обочине, по безопасному пути по дороге в школу.
преодолевать естественные препятствия;
оказывать первую доврачебную помощь при ушибах, порезах, ожогах, растяжениях, вывихах, укусах насекомых;
вести и фиксировать наблюдения за природой и погодой при помощи условных знаков, рисунков, аппликаций, мини- сочинений.
проявлять заботу о личной гигиене;
стремление следовать правилам поведения в природе и в обществе;
оценивать свое поведение
эвакуироваться во время пожара в школе;
действовать при возникновении пожара
сказать нет.
3. Личностные и метапредметные результаты освоения курса внеурочной деятельности
В процессе изучения программы «Безопасное детство» обучающиеся овладеют универсальными учебными действиями (УУД): личностными, метапредметными (регулятивными, познавательными, коммуникативными). Каждый раздел программы раскрывает возможность для формирования УУД, определяемые его функцией и его предметным содержанием.
Личностные результаты:
умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами;
знание моральных норм;
умение выделить нравственный аспект поведения и ориентацию в социальных ролях;
умение выражать свои мысли, аргументировать;
овладение креативными навыками, действуя в нестандартной ситуации;
умение выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков;
умение сотрудничать с учителем и сверстниками в разных ситуациях.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД обеспечивают организацию обучающимися своей деятельности: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция.
Познавательные УУД включают самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера; поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; структурирование знаний; умение адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной речи; рефлексия; способность и умение учащихся производить простые логические действия (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, доказательство, вывод аналогий и др.)
Коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и сознательную ориентацию учащихся на позиции других людей (прежде всего, партнера по общению или деятельности), умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
4. Учебно-тематический план
№ п/п | Название разделов и тем | Количество часов | В том числе |
Теоретические занятия | Практические занятия |
1. | Вводное занятие | 1 | 1 | 0 |
2. | «Улица полна неожиданностей» | 8 | 5 | 3 |
3. | «Мир вокруг нас» | 8 | 5 | 3 |
4. | «Не шути с огнем» | 8 | 3 | 5 |
5. | «Внимание! Опасность!» | 8 | 3 | 5 |
6. | Итоговое занятие | 2 | 0 | 2 |
Итого | 35 | 17 | 18 |
5. Содержание курса внеурочной деятельности
Раздел 1. «Улица полна неожиданностей», знакомит младших школьников с правилами дорожного движения, воспитывает в них навыки безопасного поведения на улице.
Занятия построены в форме тематических бесед, игровых занятий, конкурсов, соревнований и викторин, а для контроля знаний составлены вопросы и задания.
Модуль позволит достичь успешных результатов в обучении и воспитании дисциплинированных участников дорожного движения, а также поможет снизить уровень детского травматизма на дорогах.
Цель:
Формирование представления младших школьников о безопасности дорожного движения.
Задачи:
обучить правилам безопасного поведения на дорогах и улицах;
научить приемам оказания первой доврачебной помощи, пострадавшим в ДТП;
развить природные задатки, способствующие успеху в социальном самоопределении детей.
Раздел 2. «Мир вокруг нас», пробуждает и развивает чувства ребенка, знакомить с окружающим миром через чувственно-эмоциональное восприятие, способствует освоению элементарных практических навыков и правил поведения во время походов, прогулок и экскурсий.
Дети получают первоначальные теоретические знания и практические навыки по организации пешего туристского путешествия, проходят топографическую подготовку, учатся ориентироваться на местности, изучают природные условия, флору родного края. Знакомятся со своим ближайшим окружением.
Цель: Формирование знаний и умений обучающихся безопасного поведения в природе.
Задачи:
научить детей применять знания и умения в согласии с законами природы, законами бытия;
сформировать стремление к сохранению и укреплению своей безопасности.
Раздел 3. «Не шути с огнем». В истории человечества немало событий, связанных с пожарами, память о которых хранится веками. Ежегодно при пожарах погибают тысячи людей, в том числе и дети.
Пожарная безопасность, как и безопасность человека, вообще, во многом зависит от его просвещенности, в том числе осведомленности о возможных факторах, источниках, носителях пожарных бедствий, обученности правилам действия в чрезвычайных ситуациях.
Цель:
Обучить детей противопожарным мерам, действиям при пожаре и первой помощи пострадавшим от огня.
Задачи:
познакомить обучающихся с возможными факторами, источниками носителями пожарных бедствий;
сформировать знания и умения по пожарной безопасности, оказание первой помощи пострадавшим;
обучить правилам действий в чрезвычайных ситуациях.
Раздел 4. «Внимание! Опасность!», знакомит детей, как нужно вести себя в экстремальной ситуации, уметь применять три модели поведения в экстремальной ситуации: «Зови на помощь», «Уходи из ситуации», «Принимай меры по самоспасению»; знакомит, как уберечь свою жизнь, достоинство от преступного посягательства. Особенно актуальна проблема правовой защиты ребенка, обеспечение его социальной безопасности.
Количество насильственных преступлений в отношении детей, часто заканчивающихся трагически, к сожалению, не имеет тенденций к снижению. Как уберечь ребенка от подобных встреч?
Следует объяснять и учить детей правилам предосторожности.
Цель: Уберечь жизнь и достоинство от преступного посягательства.
Задачи:
показать связь дружбы и социального здоровья
описать различные влияния друзей друг на друга
познакомить с видами давления и способами сопротивления давлению
показать ученикам ситуации, в которых отказ – единственный способ ответственного поведения
познакомить с формами отказа.
1. Вводное занятие. (1 ч.) Ознакомление обучающихся с программой «Безопасное детство», чередование творческих поручений (ЧТП).
Раздел «Улица полна неожиданностей» (8 ч.)
1. Мы идем в школу (1 ч). Практическое занятие: разбор конкретных маршрутов детей в школу. Особенности места, где находится школа. Наиболее безопасный путь школьника в школу.
2. Наша улица. Село, где мы живем (1 ч). Улица, дорога, их составные части: проезжая часть, тротуар, газон.
3. Движение пешеходов по улицам и дорогам (1ч). Движение пешеходов по тротуару и обочине. Особенности движения пешеходов по обочине улицы.
4. Общие правила перехода улиц и дорог (1 ч). Практическое занятие: разбор действий пешеходов в конкретных ситуациях.
5. Дорожные знаки (1 ч). Дорожные знаки, их предназначение. Название и предназначение знаков «Пешеходный переход», «Дети».
6. Где можно играть?(1 ч). Почему нельзя играть на лицах и дорогах? Места для игр, катания на детских велосипедах, лыжах, санках и коньках.
7. Мы пассажиры (1 ч). Правила пользования общественного транспорта. Как нужно обходить автобус, автомобиль.
8 Обобщающее занятие «Посвящение в пешеходы» (1ч). Практическое занятие: проведение игровой программы «Посвящение в пешеходы». Обобщение знаний и представлений младшего школьника о безопасности дорожного движения, полученные за год обучения.
Раздел «Мир вокруг нас» (8 ч.)
«Веселый рюкзачок»:
1. Чем полезны и интересны туристические походы и путешествия (1 ч). Практическое занятие: распределение поручений работы в группе. Поход. Разновидности походов. Обязанности туристов. Правила поведения в природе.
2. Физическая подготовка юного туриста. Преодоление препятствий в походе
(1ч). Обеспечение безопасности в походе. Обязанности ведущего и замыкающего. Виды и характер естественных препятствий.
3. Ориентирование на местности (3 ч).
-Карты.
- Ориентирование на местности по местным признакам.
- Практическое занятие: проведение прогулки «Наше окружение».
4. Организация туристского путешествия (3 ч).
- Спортивное туристское снаряжение и его назначение. Укладка рюкзака.
- Природоохранные действия человека во время отдыха на природе и при оборудовании туристских стоянок.
- Практическое занятие: установка палатки. Установка палатки. Разведение костра. Приготовление пиши.
Раздел «Не шути с огнем» (8 ч.)
1. Огонь в жизни человека (1 ч). История возникновения огня. Огонь не только друг, но и враг.
2 Пожароопасные предметы (1 ч). Практическое занятие: отгадывание ребусов о пожароопасных предметах». Отчего может возникнуть пожар.
3. Правила поведения при пожаре в школе (2 ч).
- Изучение правила эвакуации при пожаре. Правила поведения при пожаре.
- Практическое занятие: проведение инструктажа по пожарной безопасности в учреждении.
4. Подготовка и проведение учебной эвакуации «Пожар в школе» (1 ч).
Практическое занятие: учебная эвакуация «Пожар в школе».
5. Система оповещения при пожаре (1 ч). Система оповещения, ее виды.
Практическое занятие: проведение игры «Доскажи словечко», разгадывание кроссворда «Что может привести к пожару».
6. Профессия пожарного. (1 ч). Почему телефон пожарной службы 01?
7. Обобщающее занятие. Проведение викторины «Азбука противопожарной безопасности» (1 ч). . Практическое занятие: проведение викторины «Азбука противопожарной безопасности».
Раздел «Внимание! Опасность» (8 ч.)
1. Правила поведение на улице. Правила предосторожности (2 ч).
- Правила поведения на улице.
- Практическое занятие: решение и разбор ситуационных задач.
2. Правила предосторожности в транспорте (1 ч).
Практическое занятие: решение и разбор ситуационных задач.
3. Правила поведении в подъезде (1 ч). Правила предосторожности.
Практическое занятие: решение и разбор ситуационных задач.
4. Правила поведения «В гостях» (2 ч).
- Место пребывания в гостях и время возвращения.
- Практическое занятие: решение и разбор ситуационных задач.
5. Правила поведения «Один дома» (2 ч)
- Правила поведения.
- Практическое занятие: решение и разбор ситуационных задач.
Итоговое занятие (2 ч). Повторение правил предосторожности. Составление памятки.
6. Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Наименование разделов и тем занятий | Планируемые результаты | Дата |
предметные | личностные | метапредметные |
1 | Вводное занятие. Знакомство с программой. Инструктаж по технике безопасности. Начальная диагностика. | Осуществлять поиск необходимой информации (задавать вопросы о круге интересов и отвечать на них), анализировать, отбирать, обобщать полученную информацию | Самоопределение (мотивация учения, формирование основ гражданской идентичности личности). | Определение под руководством педагога самых простых правил поведения при сотрудничестве. Понимание причин успеха и неудач в собственной учебе. | |
2 | «Улица полна неожиданностей» Мы идем в школу. | Актуализировать имеющиеся знания о родном селе. Сравнивать, различать и описывать маршруты к школе; отвечать на итоговые вопросы. | Умение выражать свои мысли, аргументировать; овладение креативными навыками, действуя в нестандартной ситуации; умение выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков. | В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества делать выбор, как поступить. | |
3 | «Наша улица. Село, где мы живем». | Сравнивать, различать и описывать улицы села; рассказывать о них; отвечать на вопросы. | С Понимать учебную задачу занятия и стремиться её выполнить, работать в группе. | Анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков. | |
4 | Движение пешеходов по улицам и дорогам. | Изучить правила движения по улицам и дорогам; использовать представленную информацию для получения новых знаний о правилах дорожного движения. | Оценивать жизненные ситуации и поступки героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм. | Принимать и осваивать социальную роль обучающегося. Осознавать собственные мотивы учебной деятельности и личностного смысла учения. | |
5 | Общие правила перехода улиц и дорог. | Учиться планировать свои действия. | Слушать и понимать речь других. Оценивать результаты собственного труда и труда товарищей. | Определять план выполнения заданий на занятии, жизненных ситуациях под руководством учителя. Умение согласованно работать в группе; взаимодействие и сотрудничество. | |
6 | Дорожные знаки. | Научится различать дорожные знаки, группировать их. Оценивать свои достижения на занятии. | Ценить и принимать базовые ценности «безопасность», «самосохранение». | Организовывать свое рабочее место под руководством учителя. Осознание собственных мотивов учебной деятельности. | |
7 | Где можно играть? | Уметь делать самовывод. | Ценить и принимать базовые ценности «безопасность», «самосохранение». | Умение согласованно работать в группе. Взаимодействие и сотрудничество. Умение подчиняться правилам. Разрешение конфликтов. | |
8 | Мы пассажиры. | Учиться планировать свои действия. | Ценить и принимать базовые ценности «безопасность», «самосохранение». | Адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности; осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме; предлагать помощь и сотрудничество. | |
9 | Обобщающее занятие «Посвящение в пешеходы». | Самостоятельно конструировать свои знания; ориентироваться в информационном пространстве. | Строить простые речевые высказывания с использованием изученных терминов. | Умение согласованно работать в группе; взаимодействие и сотрудничество, управление поведением партнера, оценка действий партнера. | |
10 | Мир вокруг нас» «Веселый рюкзачок» Чем полезны и интересны туристические походы и путешествия. Обязанности туристов. | Изучить обязанности туристов. | Приобретение первоначальных знаний и умений самообслуживания в школе и дома; о различных видах труда; опыта уважительного и творческого отношения к учебному труду. | Анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков. Подведение под понятие на основе распознавания объектов. Умение распределять роли между собой. | |
11 | Физическая подготовка юного туриста. Преодоление препятствий в походе. | Научиться подбирать способ выполнения задания. | Осознание здорового образа жизни, необходимость физической подготовки. | Адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности. | |
12 | Ориентирование на местности. | Изучить способы ориентирования на местности с помощью карты. | Приобретение первоначального опыта эстетического, эмоционально-нравственного отношения к природе. | Заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий, умение анализировать свои действия и управлять ими. | |
13 | Ориентирование на местности. | Изучить способы ориентирования на местности по местным признакам. | Приобретение первоначального опыта эстетического, эмоционально-нравственного отношения к природе. | Анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков. | |
14 | Ориентирование на местности. | Умение ориентироваться на местности | Оценивать своё знание и незнание (с помощью учителя, самооценка); предлагать собственные способы решения. | Анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков. | |
15 | Организация туристского путешествия. | Знать спортивное туристское снаряжение и его назначение | Приобретение первоначального опыта эстетического, эмоционально-нравственного отношения к природе. | Заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий. | |
16 | Организация туристского путешествия. | Изучить природоохранные действия человека во время отдыха на природе и при оборудовании туристских стоянок. | Оценивать своё знание и незнание (с помощью учителя, самооценка); предлагать собственные способы решения; | Положительное отношение к процессу учения, к приобретению знаний и умений; готовность оценивать свой учебный труд. | |
17 | Организация туристского путешествия. | Знать спортивное туристское снаряжение и его назначение, уметь разбивать палатку. | Оценивать своё знание и незнание (с помощью учителя, самооценка); предлагать собственные способы решения; осуществлять поиск учебной информации из рассказа учителя. | Желание открывать новое знание, новые способы действия, готовность преодолевать учебные затруднения, умение сотрудничать. | |
18 | «Не шути с огнем» Огонь в жизни человека. | Понимать, что огонь, не только, друг, но и враг; изучить историю огня. | Ценить и принимать следующие базовые ценности »добро», «природа»; оценивать жизненные ситуации с точки зрения общечеловеческих норм. | Принятие и освоение социальной роли обучающегося. Осознание собственных мотивов учебной деятельности. | |
19 | Пожароопасные предметы. | Логически рассуждать, пользуясь приёмами анализа, сравнения, обобщения, классификации, систематизации; сравнивать предметы, понятия; выделять существенные признаки и закономерности предметов. | Освоение обучающимися основных социальных норм: нормы ведения ЗОЖ. Нормы сохранения и поддержания физического, психического и социального здоровья. | Умение выделять нравственный аспект поведения, соотносить поступки с принятыми в обществе морально-этическими принципами. | |
20 | Правила поведения при пожаре в школе. | Знать правила эвакуации при пожаре. | Оценивать своё знание и незнание (с помощью учителя, самооценка); предлагать собственные способы решения. | Умение выделять нравственный аспект поведения, соотносить поступки с принятыми в обществе морально-этическими принципами. | |
21 | Правила поведения при пожаре в школе. | Ознакомиться с инструктажом по пожарной безопасности в учреждении. | Осуществлять поиск учебной информации из рассказа учителя. | Планирование результата; составление плана последовательности действий. | |
22 | Система оповещения при пожаре. | Самостоятельно выполнять задания; осуществлять самоконтроль, оценивать себя, искать и исправлять свои ошибки. | Работать в группе: выполнять задания, формулировать выводы, осуществлять самопроверку; оценивать свои достижения. | Желание открывать новое знание, новые способы действия, готовность преодолевать учебные затруднения. | |
23 | Подготовка и проведение учебной эвакуации «Пожар в школе». | Знать, что нужно делать при пожаре. | Освоение обучающимися основных социальных норм: нормы ведения ЗОЖ. Нормы сохранения и поддержания физического, психического и социального здоровья. | Организация своего рабочего места под руководством учителя; Определять цель выполнения заданий в жизненной ситуации под руководством учителя. | |
24 | Профессия пожарного. | Логически рассуждать, пользуясь приёмами анализа, сравнения, обобщения, классификации, систематизации; сравнивать предметы, понятия; выделять существенные признаки и закономерности предметов. | Уважение к профессии пожарного; учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками. | Заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий, умение анализировать свои действия и управлять ими. | |
25 | Обобщающее занятие «Азбука противопожарной безопасности». | Обобщать и классифицировать понятия, предметы, явления; определять отношения между понятиями или связи между явлениями и понятиями. | Ценить и принимать базовые ценности «безопасность», «самосохранение». | Умение согласованно работать в группе. Взаимодействие и сотрудничество; Умение подчиняться правилам; Разрешение конфликтов. | |
26 | «Внимание! Опасность» Правила поведение на улице. Правила предосторожности. | Концентрировать, переключать своё внимание; | Приобретение социальных знаний о моральных нормах и правилах нравственного поведения | Желание открывать новое знание, новые способы действия, готовность преодолевать учебные затруднения. | |
27 | Правила поведение на улице. Правила предосторожности. | Самостоятельно выполнять задания; осуществлять самоконтроль, оценивать себя, искать и исправлять свои ошибки; решение и разбор ситуационных задач. | Формулировать выводы из коллективного обсуждения; оценивать своё знание и незнание (с помощью учителя, самооценка); предлагать собственные способы решения. | Положительное отношение к процессу учения, к приобретению знаний и умений; готовность оценивать свой учебный труд, принимать оценки одноклассников, учителя. | |
28 | Правила предосторожности в транспорте. | Знать правила предосторожности в транспорте. | Адекватно использовать речевые средства для решения задач общения (приветствие, прощание, игра, диалог); осваивать различные способы взаимной помощи партнёрам по общению. | Заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к Планирование результата; составление плана последовательности действий. | |
29 | Правила поведения в подъезде. | Знать правила поведения в подъезде. | Целенаправленно наблюдать объекты окружающего мира и описывать их отличительные признаки; использовать готовые модели для изучения строения природных объектов. | Планирование результата; составление плана последовательности действий. | |
30 | Правила поведения в гостях. | Логически рассуждать, пользуясь приёмами анализа, сравнения, обобщения, знать правила поведения в гостях. | Приобретение социальных знаний о моральных нормах и правилах нравственного поведения. | Планирование результата; составление плана последовательности действий. | |
31 | Правила поведения в гостях. | Знать правила поведения в гостях. | Приобретение социальных знаний о моральных нормах и правилах нравственного поведения. | Желание открывать новое знание, новые способы действия, готовность преодолевать учебные затруднения. | |
32 | Правила поведения «Один дома». | Знать правила поведения дома, умение вести себя в разных ситуациях. | Адекватно использовать речевые средства для решения задач общения (приветствие, прощание, игра, диалог). | Заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий. | |
33 | Правила поведения «Один дома». | Знать правила поведения дома, умение вести себя в разных ситуациях. | Приобретение социальных знаний о моральных нормах и правилах нравственного поведения | Планирование результата; составление плана последовательности действий. | |
34 | Составление памятки. | Обобщать и классифицировать понятия, предметы, явления; определять отношения между понятиями или связи между явлениями и понятиями. | Адекватно использовать речевые средства для решения Планирование результата; составление плана последовательности действий.задач общения. | | |
35 | Итоговое занятие. | Обобщать и классифицировать понятия, предметы, явления; определять отношения между понятиями или связи между явлениями и понятиями. | Ценить и принимать базовые ценности «безопасность», «самосохранение». | Планирование результата; составление плана последовательности действий. | |
7. Учебная литература и материально-техническое обеспечение
Для педагога:
Алексеев В.А. 300 вопросов и ответов по экологии - Ярославль: Академия развития, 1998.
Головкин Б. Н. О чем говорят названия растений - М: Колос , 1992.
Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя/Д.В.Григорьев, П.В. Степанов.-М.:Просвещение,2010.-223с.-(Стандарты второго поколения)
Дмитриев Ю.О. Кто в лесу живет и что в лесу растет - М: Детская литература, 1985.
Дмитриев Ю.О. О природе для больших и маленьких - М: Педагогика ,1982
Дорожная безопасность: обучение и воспитание младшего школьника/ Допущено Министерством образования РФ/Учебно-методическое пособие под общей редакцией В.Н.Кирьянова.-М.:Третий Рим,2007.
Иванова Т.С. Экологическое образование и воспитание в начальной школе -М: Просвещение, 2003.
Ковалько В.И. Игровой модульный курс по ПДД, или Школьник вышел на улицу: 1-4 классы. – М.:ВАКО, 2008.
Корабельников В.А. Краски природы - М: Просвещение , 1989.
Николаева, С.О. Занятия по культуре поведения с дошкольниками и младшими школьниками: Литературный и музыкально-игровой материал: учеб.- метод. пособие / С.О. Николаева. - М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС,2003. – 80 с.
Обухова Л.А.Школа Докторов природы, или 135 уроков здоровья(1-4 классы). Изд. 2-е, испр. И доп. –М.:ВАКО, 2005,208с. – (Мастерская учителя).
Плешаков А.А. Зеленые страницы - М: Просвещение, 1997
Павлова О.В.Пожарная безопасность в начальной школе/конспекты занятий и классных часов-Волгоград:Учитель,2006,-143с.
Полезные привычки/пособие для учителя-2000
Энциклопедический словарь юного географа-краеведа / Составитель
Для обучающихся:
Завьялова О.Г. Азбука экологии.
Энциклопедия Все обо всем М: «Слово АСТ», 1998.
Настольные развивающие игры:
«Я – водитель»;
«Я – спасатель»;
«Я – доктор».
8. Лист корректировки рабочей программы
№ п/п | Класс | Название раздела, темы | Дата проведения по плану | Причина корректировки | Корректирующие мероприятия | Дата проведения по факту | Подпись директора |
. | | | | | | | |
. | | | | | | | |
. | | | | | | | |
. | | | | | | | |
. | | | | | | | |
. | | | | | | | |
. | | | | | | | |
. | | | | | | | |