СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа занятий внеурочной деятельности «Юный биолог» для 7-10 классов

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа занятий внеурочной деятельности «Юный биолог»разработана на основе рабочей программы по предмету «Биология» для средней школы. Программа включает 35 часов теоретических и практических занятий. Содержание программы «Юный биолог» связано с предметами естественнонаучного цикла. На курс отводится по 1 часу в неделю и расчитана на углубленное изучение биологии для подготовки обучающихся к ЕГЭ.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа занятий внеурочной деятельности «Юный биолог» для 7-10 классов»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Супрягинская средняя общеобразовательная школа »

Почепского района Брянской области


Расмотрено Утверждаю


Руководитель ШМО Директор школы


__________________ Фисунова С.И. _______________ Будина О.Н.


Протокол от ____ _____20____ г приказ от ______ ________20____ г

_________ № __________




Рабочая программа

занятий внеурочной деятельности

«Юный биолог»

для 7-10 классов


Программу разработала


Будина Ольга Николаевна

учитель биологии

МБОУ «Супрягинская СОШ» на 2016 – 2017 учебный год














Пояснительная записка



Рабочая программа занятий внеурочной деятельности «Юный биолог»разработана на основе рабочей программы по предмету «Биология» для средней школы. Программа включает 35 часов теоретических и практических занятий. Содержание программы «Юный биолог» связано с предметами естественнонаучного цикла. На курс отводится по 1 часу в неделю и расчитана на углубленное изучение биологии для подготовки обучающихся к ЕГЭ. 
Несмотря на то, что вопросы профориентации не являются главной целью занятий, разнообразная деятельность, запланированная на занятиях, возможно, поможет юным биологам определиться с выбором своей будущей профессии. 
Программа курса предназначена для обучающихся основной и средней школы, интересующихся исследовательской деятельностью, и направлена на формирование у учащихся умения поставить цель и организовать её достижение, а также креативных качеств – гибкость ума, терпимость к противоречиям, критичность, наличие своего мнения, коммуникативных качеств. 

Актуальность программы курса обусловлена тем, что знания и умения, необходимые для организации учебно-исследовательской деятельности, в будущем станут основой для реализации учебно-исследовательских проектов в среднем и старшем звене школы. Программа курса позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы. 


Рабочая программа предусматривает:

  • использование разнообразных наглядных материалов – видеофильмов, слайдовых презентаций, анимаций, фотоизображений, таблиц и схем в цифровом формате, которые сопровождают теоретический материал и способствуют своевременному закреплению знаний;

  • использование теоретического материала в электронной форме, который соответствует кодификатору элементов содержания контрольно-измерительных материалов ГИА и ЕГЭ, что позволяет самостоятельно изучить материалы в случае пропуска занятий;

  • применение комплектов тестовых материалов и заданий, составленных по контрольно-измерительным материалам ГИА и ЕГЭ по биологии и позволяющих проводить контроль и самоконтроль знаний по всем блокам содержания.

Цели курса:

    • повышение качества биологического образования на основе применения современных информационно-коммуникационных технологий.

    • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе работы с различными источниками информации, умений по выполнению типовых заданий, применяемых в контрольно-измерительных материалах ГИА и ЕГЭ;

    • воспитание культуры труда при работе с цифровыми образовательными ресурсами, позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей;


Ведущие методы:

  • словесный (лекция, объяснение алгоритмов решения заданий, беседа, дискуссия);

  • наглядный (демонстрация натуральных объектов, презентаций уроков, видеофильмов, анимаций, фотографий, таблиц, схем в цифровом формате);

  • частично-поисковый, поисковый, проблемный (обсуждение путей решения проблемной задачи);

  • практический (выполнение генетических задач, доказательство на основе опыта и др.).

Формы обучения:

  • коллективные (лекция, беседа, дискуссия, мозговой штурм, объяснение и т.п.);

  • групповые (обсуждение проблемы в группах, решение задач в парах и т.п.);

  • индивидуальные (индивидуальная консультация, тестирование и др).

Изучение каждого раздела начинается с лекции, которая сопровождается демонстрацией наглядных материалов. В конце раздела сначала индивидуально выполняются тесты, аналогичные части А. Задания части В и С по изученной теме выполняются в парах или в группах, затем, идет коллективное обсуждение. По результатам выполнения различных вариантов КИМов проводятся индивидуальные консультации.

Основные средства обучения:

  • электронные учебные пособия;

  • теоретические материалы в электронном и печатном формате;

  • презентации уроков;

  • видеофильмы, анимации, фотографии, таблицы, схемы в электронном формате;

  • различные варианты контрольно-измерительных материалов по биологии;

  • другие наглядные материалы (влажные препараты, макеты, модели и муляжи, рельефные таблицы по биологии; коллекции насекомых, раковин моллюсков, семян и плодов; гербарные экземпляры растений, микропрепараты, модели-аппликации, комнатные растения и др.).

Формы контроля:

  • текущий контроль (оценка активности при обсуждении проблемных вопросов, результатов выполнения домашних заданий);

  • тематический контроль (оценка результатов тематического тестирования);

  • итоговый контроль (оценка результатов выполнения различных вариантов КИМов)

Программа кружка включает в себя содержание, планирование занятий по разделам и темам (в часах), формы контроля и критерии оценки работ по разделам, учебно-методическое обеспечение, перечень цифровых образовательных и Интернет ресурсов, требования к знаниям и умениям учащихся, список литературы.

Учебно - тематическое планирование


№ п\п

Тема

Количество часов

1

Цитология – наука о клетке

3

2

Клетка как биологическая система

9

3

Организм как биологическая система. Ткани

5

4

Органы размножения организмов.

2

5

Многообразие организмов

8

6

Характеристика мира животных

4

7

Оформление презентаций и проектов

3

8

Экскурсия

1


Итого:

35



Содержание учебного предмета

1. Цитология – наука о клетке (3часа)

Цитология - как наука, ее достижения, методы исследования, связи с другими науками. Роль цитологии в жизни и практической деятельности человека.

Признаки и свойства живого: клеточное строение, особенности химического состава, обмен веществ и превращения энергии, гомеостаз, раздражимость, воспроизведение, развитие.

Клеточная теория, её основные положения, роль в формировании современной естественнонаучной картины мира. Развитие знаний о клетке. Клеточное строение организмов, сходство строения клеток всех организмов - основа единства органического мира, доказательства родства живой природы.

Основные уровни организации живой природы: клеточный, организменный, популяционно-видовой, биогеоценотический, биосферный.

2. Клетка как биологическая система (9часов)

Клетка - единица строения, жизнедеятельности, роста и развития организмов. Многообразие клеток. Строение про- и эукариотной клетки. Взаимосвязь строения и функций частей и органоидов клетки - основа ее целостности.Сравнительная характеристика клеток растений, животных, бактерий, грибов.

Химическая организация клетки. Взаимосвязь строения и функций неорганических и органических веществ (белков, нуклеиновых кислот, углеводов, липидов, АТФ), входящих в состав клетки. Обоснование родства организмов на основе анализа химического состава их клеток.

Метаболизм: энергетический и пластический обмен, их взаимосвязь. Ферменты, их химическая природа, роль в метаболизме. Биосинтез белка и нуклеиновых кислот. Матричный характер реакций биосинтеза. Гены, генетический код и его свойства.

Хромосомы, их строение (форма и размеры) и функции. Число хромосом и их видовое постоянство. Определение набора хромосом в соматических и половых клетках. Жизненный цикл клетки: интерфаза и митоз. Митоз - деление соматических клеток. Мейоз. Фазы митоза и мейоза. Развитие половых клеток у растений и животных. Сходство и отличие митоза и мейоза, их значение. Деление клетки - основа роста, развития и размножения организмов.


  1. Организм как биологическая система. Ткани (5 часов)

Виды тканей, отличие растительной ткани от животной.особенности строения и функции тканей.

4.Органы размножения организмов. (2 час)

Воспроизведение организмов, его значение. Способы размножения, сходство и отличие полового и бесполого размножения. Использование полового и бесполого размножения в практической деятельности человека. Роль мейоза и оплодотворения в обеспечении постоянства числа хромосом в поколениях.


5. Многообразие организмов (8 часов)

Систематика. Основные систематические (таксономические) категории: вид, род, семейство, отряд (порядок), класс, тип (отдел), царство; их соподчиненность.

Царство бактерий, особенности строения и жизнедеятельности, роль в природе. Бактерии - возбудители заболеваний растений, животных, человека. Профилактика заболеваний, вызываемых бактериями

Царство грибов, строение, жизнедеятельность, размножение. Использование грибов для получения продуктов питания и лекарств. Распознавание съедобных и ядовитых грибов. Лишайники, их разнообразие, особенности строения и жизнедеятельности. Роль в природе грибов и лишайников.

Царство растений. Особенности строения тканей и органов. Жизнедеятельность и размножение растительного организма, его целостность. Распознавание (на рисунках) органов растений.

Многообразие растений.

6.Характеристика мира животных (4 часа)

Главные признаки подцарстводноклеточных и многоклеточных животных. Одноклеточные и беспозвоночные животные, их классификация, особенности строения и жизнедеятельности, роль в природе и жизни человека. Характеристика основных типов беспозвоночных, классов членистоногих.

Хордовые животные, их классификация, особенности строения и жизнедеятельности, роль в природе и жизни человека. Характеристика основных классов хордовых. Поведение животных. Распознавание (на рисунках) органов и систем органов у животных.

7. Оформление презентаций – 2часа (для проведения итоговой контрольной работы)

8. Экскурсии (1 час).




























Перечень учебно-методических средств обучения


Учебники для учащихся:


  1. Биология. Бактерии. Грибы. Растения. 6класс. Пасечник В. В.

  2. Биология. Животные.7 класс Суматохин., Шапкин В. А

  3. Биология. Человек. 8 кл. Колесов В. Д., Маш Р. Д. и др.

  4. Био­логия. Введение в общую биологию и экологию. 9 кл. Каменский А. А.,Криксунов Е. А., Пасечник В. В.

  5. Биология. Человек. 9 класс, Батуев А. С.

  6. Биология 10-11 кл. Трайтак О.В.


Учебные пособия для учащихся:

  1. Единый государственный экзамен: Биология: методика подготовки/Г.И. Лернер – М., Просвещение, ЭКСМО, 2014.

  2. Лернер Г.И. Уроки биологии. Растения, бактерии, грибы, лишайники. 6 класс. Тесты, вопросы, задачи: Учебное пособие. – М.: ЭКСМО, 2014.

  3. Лернер Г.И. Уроки биологии. Животные.7, 8 классы. Тесты, вопросы, задачи: Учебное пособие. М.:ЭКСМО, 2009.

  4. Лернер Г.И. Уроки биологии. Человек: анатомия, физиология гигиена. 8, 9 классы. Тесты, вопросы, задачи: Учебное пособие. – М.:ЭКСМО, 2005.

  5. Лернер Г.И .ГИА 2010.Биология: сборник заданий :9 класс. Учебное пособие. – М.: ЭКСМО, 2009

  6. Лернер Г.И. ГИА 2014. Биология:сборник заданий:9класс-М.:Эксмо,2014.-240с..


Электронные учебные пособия:

    1. Учебное электронное пособие «Уроки биологии». Кирилл и Мефодий.

    2. Учебное электронное пособие «Биология. 6-9 класс» Кирилл и Мефодий

    3. Полный интерактивный курс биологии «Физикон»

    4. Учебное электронное пособие «Экология» 1С:Образование3.0.

    5. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия.


Ресурсы Интернет


www.ed.gov.ru – Министерство образования Российской Федерации

www.informika.ru – Центр информатизации Министерства образования РФ

www.school.eddo.ru – "Российское школьное образование"

www.mediaeducation.ru – Медиаобразование в России

http://www.shkola2.com/library/ -тексты многих школьных учебников

www.school.mos.ru – сайт "Школьник"

http://www.nsu.ru/biology/courses/internet/main.html - Ресурсы по биологии

http://infomine.ucr.edu/search/bioagsearch.phtml - База данных по биологии.

http://www.rnmc.ru/pro/bio/bio.html - Вебсайт Республиканского мультимедиа центра, страничка поддержки ЭИ «Биология 6-11 класс

http://www.en.edu.ru/db/sect/1798/ - Естественно-научный образовательный портал






















Требования к знаниям и умениям учащихся:

В результате посещения занятий, учащиеся на базовом уровне должны:

Знать /понимать:

  • основные положения биологических теорий (клеточная, хромосомная, эволюционная теория Ч.Дарвина); учения В.И.Вернадского о биосфере; сущность законов Г.Менделя, закономерностей изменчивости;

  • строение биологических объектов: генов и хромосом, клетки, тканей, органов, систем органов, организма растений, животных, человека, грибов, бактерий,; вида и экосистем (структура);

  • сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение, действие искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, образование видов, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере;

Уметь:

  • объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции, изменяемости видов, нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций, устойчивости и смены экосистем; необходимости сохранения многообразия видов;

  • решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания);

  • описывать особей видов по морфологическому критерию;

  • выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;

  • сравнивать: биологические объекты (химический состав тел живой и неживой природы, зародыши человека и других млекопитающих, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности), процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы на основе сравнения;

  • анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека, глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;

  • изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;

  • находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернет) и критически ее оценивать;

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); правил поведения в природной среде;

  • оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами;

  • оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).



Условия реализации программы:


    1. Наличие в учебном кабинете компьютера, проектора и экрана.

    2. Наличие необходимых учебников и электронных учебных пособий по биологии.

    3. Наличие презентаций уроков по различным разделам биологии.

    4. Наличие различных вариантов контрольно-измерительных материалов ГИА по биологии в печатном и электронном формате.

    5. Наличие тематических тестов, аналогичных заданиям ГИА по биологии.




Календарно-тематическое планирование


Название темы

Кол-во часов

Дата по плану

Дата

фактически

1

Введение.



2

Цитология - наука о клетке.



3

Практическая работа: Ознакомление с методами сбора грибов.



4

Основные положения клеточной теории.



5

Экскурсия: " Разнообразие растительного и животного мира в окрестностях с. Супрягино».



6

Неорганические вещества клетки.



7

Органические вещества клетки.



8

Ферменты, их роль в жизнедеятельности клетки.



9

Практическая работа: Проведение цитохимических реакций для обнаружения неорганических и органических веществ.



10

Витамины растений и грибов.



11

Ядовитые и лекарственные растения.



12

Прокариотические и эукариотические клетки.



13

Строение и функции клеточных органоидов.



14

Строение и функции ядра.



15

Деление клетки.



16

Практическая работа: Работа с готовыми микропрепаратами и приготовление микропрепаратов.

1 ч



17

Ткани растений.



18

Ткани животных.



19- 21

Практическая работа: Изучения тканей под микроскопом. Определение их принадлежности к животному или растительному организму.

Зч



22

Вегетативные и генеративные органы растений.




23

Корневая система и процессы жизнедеятельности с ней связанные.



24

Побег и процессы жизнедеятельности с ним связанные.



25

Цветок и плод.



26- 27

Растительный мир Брянской области.



28- 29

Изготовление гербария.



30

Системы органов животных.



31

Процессы жизнедеятельности и органы их осуществляющие.



32- 33

Животный мир Брянской области.



34- 35

Оформление и презентация проектов.











Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!