СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа 1-4 Окружающи мир УКМ "Начальная школа XXI" века

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа 1-4 Окружающи мир УКМ "Начальная школа XXI" века»


Рассмотрено

Согласовано

Утверждаю

Руководитель МО учителей

Заместитель директора

Директор

начальных классов

по УВР

МОУ « СОШ №31»

(наименование)



О.В.Курмышкина

А.К. Кайбалиева

С.А.Веревко




Протокол №

«___» 20___ г.

Приказ №

от «____» 20_____ г.


от «____» 20___ г.








Рабочая программа


учебного предмета «Окружающий мир»

начального общего образования
















Рассмотрено на заседании

педагогического совета

протокол №____

от «_____»______2020 г.







1.Пояснительная записка


Рабочая программа по учебному курсу «Окружающий мир» для 1-4 классов разработана на основе:

- Федерального государственного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 г.

- Авторской программы Н.Ф. Виноградовой «Окружающий мир» курса УМК «Начальная школа XXI века»;

    - Основной образовательной программы начального общего образования МОУ «СОШ №31» ;

- Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века» - М.:Вентана – Граф).



2.Планируемые результаты обучения


К концу обучения в первом классе учащиеся научатся:

– воспроизводить свое полное имя, домашний адрес, название города, страны, достопримечательности столицы России;

– различать дорожные знаки, необходимые для безопасного пребывания на улице; применять знания о безопасном пребывании на улице;

– ориентироваться в основных помещениях школы, их местоположении;

– различать особенности деятельности людей в разных учреждениях культуры и быта; приводить примеры различных профессий;

– различать понятия «живая природа», «неживая природа», «изделия»;

– определять последовательность времен года (начиная с любого), находить ошибки в предъявленной последовательности; кратко характеризовать сезонные изменения;

– устанавливать зависимости между явлениями неживой и живой природы;

– описывать (характеризовать) отдельных представителей растительного и животного мира;

– сравнивать домашних и диких животных.


К концу обучения в первом классе учащиеся смогут научиться:

– анализировать дорогу от дома до школы, в житейских ситуациях избегать опасных участков, ориентироваться на знаки дорожного движения;

– различать основные нравственно-этические понятия;

– рассказывать о семье, своих любимых занятиях, составлять словесный портрет членов семьи, друзей;

– участвовать в труде по уходу за растениями и животными уголка природы.

Регулятивные УУД:

планирование – выполнять задания в соответствии с поставленной целью, ориентироваться в конструкции и системе навигации учебника, рабочей тетради.

осуществление учебных действий – отвечать на поставленный вопрос, ориентироваться в тетради и учебнике.


Познавательные УУД:

общеучебные – выделять и формулировать познавательную цель;

предметные – понимать, что
такое окружающий мир, что такое живая и неживая природа; уточнять понятия: «объект природы», «живая и неживая природа»; нахождение отличий среди объектов природы и объектов, созданных человеком, приведение соответствующих примеров;

логические – подведение под понятие на основе распознавания объектов,
выделение существенных признаков.

Коммуникативные УУД:

инициативное сотрудничество – рассказывать о мире с опорой на материалы учебника и собственные представления.

знаково-символические – использовать условные знаки, символы, приведенные в учебной литературе.

взаимодействие – строить сообщения в соответствии с учебной задачей, конструировать игровые и учебные ситуации, раскрывающие правила поведения на уроке, выбирать оптимальные формы поведения во взаимоотношениях с одноклассниками, друзьями, взрослыми; инициативное сотрудничество – проявлять активность во взаимодействии для решения познавательных задач.

Личностные УУД:

самоопределение – принимают и осваивают социальную роль обучающегося;

смыслообразование – осознают значение учебной деятельности и личностный смысл учения.

нравственно-этическая ориентация – оценивают эмоционально-эстетические впечатления от знакомства с новым коллективом, одноклассниками, отмечают в окружении то, что особенно нравится, принимают ценности мира

Формирование ИКТ компетенций:

- Фиксация информации о внешнем мире и о самом себе с использованием инструментов ИКТ.

- Планирование и осуществление несложных наблюдений, сбор числовых данных, проведение опытов с помощью инструментов ИКТ.

- Поиск дополнительной информации для решения учебных и самостоятельных познавательных задач, в том числе в контролируемом Интернете.

- Создание информационных объектов в качестве отчёта о проведённых исследованиях.

Использование компьютера при работе с картой (планом территории, лентой времени).


Планируемые результаты обучения во 2классе.


К концу обучения во втором классе учащиеся научатся:

— составлять небольшие тексты о семье: труде, отдыхе, взаимоотношениях членов семьи.

— называть основные права и обязанности граждан России, права ребенка;

— оценивать жизненную ситуацию, а также представленную в художественном произведении с точки зрения этики и правил нравственности;

— различать (соотносить) прошлое-настоящее-будущее; год-век (столетие); соотносить событие с датой его происхождения;

— кратко характеризовать Солнечную систему (солнечную «семью»); называть отличия Земли от других планет Солнечной системы;

— называть царства природы;

— описывать признаки животного и растения как живого существа;

— моделировать жизнь сообщества на примере цепи питания;

— различать состояния воды как вещества, приводить примеры различных состояний воды;

— устанавливать основные признаки разных сообществ; сравнивать сообщества;

— описывать представителей растительного и животного мира разных сообществ;

— сравнивать представителей растительного и животного мира по условиям их обитания;


К концу обучения во втором классе учащиеся могут научиться:

— «читать» информацию, представленную в виде схемы;

— воспроизводить в небольшом рассказе-повествовании (рассказе-описании) изученные сведения из истории Древней Руси;

— ориентироваться в понятиях: Солнечная система; сообщество, деревья-кустарники-травы, лекарственные и ядовитые растения; плодовые и ягодные культуры»

— проводить несложные опыты и наблюдения (в соответствии с программой);

— приводить примеры из Красной книги России (своей местности).


Планируемые результаты обучения в 3 классе.


К концу обучения в третьем классе учащиеся научатся:

— характеризовать условия жизни на Земле;

— устанавливать зависимости между состоянием воды и температурой воздуха;

— описывать свойства воды (воздуха);

— различать растения разных видов, описывать их;

— объяснять последовательность развития жизни растения, характеризовать значение органов растения;

— объяснять отличия грибов от растений;

— характеризовать животное как организм;

— устанавливать зависимость между внешним видом, особенностями поведения и условиями обитания животного;

— составлять описательный рассказ о животном;

—приводить примеры (конструировать) цепи питания;

— характеризовать некоторые важнейшие события в истории российского государства (в пределах изученного);

— сравнивать картины природы, портреты людей, одежду, вещи и др. разны эпох;

— называть даты образования Древней Руси, венчания на царства первого русского царя; отмены крепостного права; свержения последнего русского царя;

— работать с географической и исторической картой, контурной картой.


К концу обучения в третьем классе учащиеся могут научиться:

— ориентироваться в понятии «историческое время»; различать понятия «век», «столетие», «эпоха»;

— анализировать модели, изображающие Землю (глобус, план, карту). Различать географическую и историческую карты. Анализировать масштаб, условные обозначения на карте;

— приводить примеры опытов, подтверждающих различные их свойства;

— проводить несложные опыты по размножению растений.

— проводить классификацию животных по классам; выделять признак классификации;

— рассказывать об особенностях быта людей в разные исторические времена

— ориентироваться в сущности и причинах отдельных событий в истории родной страны (крепостное право и его отмена; возникновение ремесел; научные открытия и др.);

— высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы, сравнивать свои высказывания с текстом учебника.

Ожидаемые результаты формирования УУД к концу 3 года обучения:

В области познавательных УУД:

  • школьник научится проводить несложные наблюдения и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование, делать выводы на основе полученных результатов

  • использовать определители (гербарий растений и т.д.), дополнительный материал из интернета в процессе изучения нового материала или при составлении плана рассказа, доклада, презентации;

  • проводить сравнение, сериацию, классификации;

  • строить объяснение в устной форме по предложенному плану;

  • использовать готовые модели (условные знаки, глобус, план-карту и др.) для наблюдений, объяснения явлений природы, выявления признаков и свойств объектов

  • использовать знания о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья.

В области коммуникативных УУД:

  • школьник научится взаимодействовать (сотрудничать) с соседом по парте, в группе.

В области регулятивных УУД:

  • школьник научится контролировать свою деятельность по ходу и результатам выполнения заданий на основе выполнения задания по правилу, алгоритму, с помощью таблицы, инструментов, рисунков

В области личностных УУД:

  • школьник получит возможность научиться проявлять познавательную инициативу;

  • определять характер взаимоотношений человека с природой

  • формирование основ российской гражданской идентичности, понимания особой роли многонациональной России в объединении народов, в современном мире, в развитии общемировой культуры; понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные достижения;

  • воспитание уважительного отношения к своей стране, ее истории, любви к родному краю, своей семье, гуманного отношения, толерантности к людям, независимо от возраста, национальности, вероисповедания;

  • понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения в природе, обществе, правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками;

  • формирование основ экологической культуры, понимание ценности любой жизни, освоение правил индивидуальной безопасной жизни с учетом изменений среды обитания.


Формирование ИКТ-компетентности

Фиксация информации о внешнем мире и о самом себе

Планирование и осуществление несложных наблюдений, сбор числовых данных, проведение опытов.

Поиск дополнительной информации.

Создание информационных объектов в качестве отчёта о проведённых исследованиях.

Использование компьютера при работе с картой (планом территории, «лентой времени»), добавление ссылок в тексты и графические объекты. Работа с микроскопом, датчиками.


Планируемые результаты обучения в 4 классе.

К концу обучения в 4 классе учащиеся должны:

1. называть (приводить примеры):

• признаки живого организма; признаки, характерные для человека (в отличие от животных);

• основные органы и системы органов человека и их
функции;
• правила здорового образа жизни;

• права гражданина и ребенка в России;
• основных правителей российского государства (князь, первый царь, первый и последний императоры);
• народы, населяющие Россию;

2. различать (соотносить):

• год и век, арабские и римские цифры;

• искусственные тела (изделия) и тела природы;

• эмоциональные состояния и чувства окружающих (страх, радость и др.);

• события, персоналии и их принадлежность конкретной исторической эпохе (древняя Русь, Московская Русь, Россия, современная Россия);

3. решать задачи в учебных и бытовых ситуациях:

•раскрывать значение нервной, опорно-двигательной, пищеварительной, кровеносной систем, органов человека.;

•применять правила здорового образа жизни в самостоятельной повседневной деятельности (уход за зубами, защита органов чувств, двигательный режим и др.);

• раскрывать причины отдаленных событий в жизни страны, причины возникновения войн и даты основных войн в истории России;

•узнавать по тексту, к какому времени относится это событие (в соответствии с программой);

• составлять связный рассказ на следующие темы: «Человек – биологическое существо», «Как быть здоровым», «Как развивать свою память», «Если случилась беда»; «Чем человек отличается от животных», «Какими были школа и образование в разные исторические времена», «Родной край»;

•объяснять значение понятий «человек – живой организм», «здоровый образ жизни», «вредные привычки», «государство», «права ребенка»;

•в повседневной жизни применять правила нравственного поведения (в отношении ко взрослым, детям, знакомым и незнакомым);

•работать с географической и исторической картами; выполнять задания на контурной карте, представленные в рабочей тетради.



3.Содержание учебного курса «Окружающий мир»


1 класс (66 ч)

Введение. Что такое окружающий мир (1ч)

Нас окружает удивительный мир: неживая и живая природа, объекты, сделанные руками человека, люди.

Мы — школьники (10 ч)

  • Ты — первоклассник. Режим дня первоклассника. Определение времени по часам с точностью до часа. Домашний адрес.

  • Школа, школьные помещения: гардероб, класс, столовая, игровая, спортзал и др. Уважение к труду работников школы: учителя, воспитателя, уборщицы и др. Оказание посильной помощи взрослым: подготовка к уроку, уборка класса, дежурство в столовой и др. Правила поведения на уроке: подготовка рабочего места, правильная осанка, гигиена письма, внимательность, сдержанность, аккуратность.

  • ОБЖ: безопасная дорога от дома до школы. Улица (дорога): тротуар, обочина, проезжая часть, мостовая. Правила пользования транспортом. Дорожные знаки: «пешеходный переход», «подземный пешеходный переход», «железнодорожный переезд», «велосипедная дорожка», «велосипедное движение запрещено» и др. Светофор. Правила поведения на дорогах и улицах, во дворах домов и на игровых площадках.

  • Твои новые друзья. Кого называют друзьями. Коллективные игры и труд. Правила дружбы: справедливо распределять роли в игре, поручения в работе, правильно оценивать деятельность сверстника и свою, радоваться успехам друзей. Школа, учебный труд. Правила взаимодействия со взрослыми и сверстниками, культура поведения в школе.

Универсальные учебные действия:

  • определять время по часам с точностью до часа;

  • анализировать дорогу от дома до школы: замечать опасные участки,

    знаки дорожного движения;

  • воспроизводить домашний адрес, правила ДД и пользования транспортом;

  • различать дорожные знаки, необходимые для безопасного пребывания на улице;

  • описывать назначение различных школьных помещений;

  • конструировать игровые и учебные ситуации, раскрывающие правила поведения

    на уроке;

  • реализовывать в процессе парной работы правила совместной деятельности.

Ты и здоровье (6 ч)

Забота о своем здоровье и хорошем настроении. Гигиена зубов, ротовой полости, кожи. Охрана органов чувств: зрения, слуха, обоняния и др.

Солнце, воздух, вода — факторы закаливания. Проветривание помещения. Утренняя гимнастика. Прогулки, игры на воздухе. Режим питания. Культура поведения за столом.

Универсальные учебные действия:

  • демонстрировать в учебных и игровых ситуациях правила гигиены, упражнения утренней гимнастики, правила поведения во время еды.


Мы и вещи (6 ч)

Ты и вещи, которые тебя окружают. Труд людей, которые делают для нас одежду, обувь, книги и другие вещи. Профессии. Бережное отношение к вещам, уход за ними.

ОБЖ: правила пожарной безопасности. Правила обращения с бытовыми и газовыми приборами. Телефоны экстренных вызовов.

Универсальные учебные действия:

  • классифицировать предметы (изделия) по принадлежности (одежда, обувь, мебель и т. д.);

  • ориентироваться при решении учебных и практических задач на правила безопасного поведения с предметами быта. Строить небольшой текст информационного характера на основе телефонных диалогов.


Родная природа (25 ч)

  • Красота природы. Природа родного края. Природа и творчество человека (поэзия, живопись, музыка). Природа и фантазия (поделки из природного материала, мини-сочинения о явлениях и объектах природы).

  • Сезонные изменения в природе родного края (характеристика времени года, сравнение разных сезонов; зависимость изменений в живой природе от состояния неживой). Явления природы (общее представление о 3 - 4 явлениях). Особенности времен года (на основе наблюдений). Погода, предсказание погоды.

  • Растения пришкольного парка: название, внешний вид (4–5 растений). Растения сада и огорода: название, окраска, форма, размер, употребление в пищу (4–5 растений). Комнатные растения: название, внешний вид (3–4 растения). Условия роста (тепло, свет, вода). Уход за комнатными растениями.

  • Животные вокруг нас: звери, насекомые, птицы нашего края и др. Домашние и дикие животные. Сезонная жизнь животных. Бережное отношение к растениям и животным.

  • ОБЖ: правила безопасного поведения на природе (опасные растения и животные).

Универсальные учебные действия:

  • описывать сезонные изменения в природе;

  • создавать мини-сочинения о явлениях и объектах природы;

  • определять последовательность времен года (начиная с любого), находить ошибки в предъявленной последовательности;

  • устанавливать зависимости между явлениями неживой и живой природы;

  • описывать внешние признаки растения;

  • характеризовать условия роста растения;

  • выделять из группы растений опасные для жизни и здоровья людей;

  • различать животных по классам (без термина);

  • сравнивать домашних и диких животных, выделять признаки домашних животных;

  • различать животных по месту обитания.

Родная страна (19 ч)

  • Семья. Члены семьи. Труд, отдых в семье. Взаимоотношения членов семьи.

  • Название города (села), в котором мы живем. Главная улица (площадь). Памятные места нашего города (села). Труд людей родного города (села), профессии (например, строитель, шахтер, тракторист, доярка и др.). Машины, помогающие трудиться. Труд работников магазина, почты, ателье, библиотеки, музея и профессии людей, работающих в них (продавец, библиотекарь, почтальон, музыкант, художник и др.). Уважение к труду людей.

  • Россия. Москва. Красная площадь. Кремль.

  • Народное творчество: пение, танцы, сказки, игрушки. Народное творчество родного города(р.к.)

Универсальные учебные действия:

  • составлять небольшой рассказ о своей семье;

  • взаимодействовать с участниками диалога: слушать друг друга, обмениваться мнениями на темы, близкие опыту детей; отвечать на вопросы, формулировать вопрос;

  • различать особенности деятельности людей в разных учреждениях культуры и быта; кратко рассказывать на тему «Что делают в …»;

  • называть достопримечательности столицы (с опорой на фото, рисунки), своего родного края, ориентироваться в понятии «народное творчество»: приводить примеры малых фольклорных жанров (без термина), народных сказок, игрушек;

  • различать (сопоставлять) основные нравственно-этические понятия; называть к ним антонимы и синонимы;

  • реализовывать в труде в уголке природы действия по уходу за животными и растениями.

Экскурсии. Сезонные экскурсии «Времена года»; Экскурсии, знакомящие учащихся с различным трудом (по выбору учителя с учетом местных особенностей).

Практические работы. Уход за комнатными растениями и животными уголка природы.


2 класс (68 ч)


Введение. Что тебя окружает (2 ч)

Окружающий мир: неживая природа (солнце, воздух, вода и др.); живая природа (животные, растения, люди); предметы и изделия, созданные человеком. Настоящее, прошлое, будущее. Понимание связи неживой и живой природы.

Универсальные учебные действия:

  • «читать» информацию, представленную в виде схемы;

  • сравнивать внешность разных людей: выделять черты сходства и различия.

Кто ты такой (10 ч)

  • Чем люди похожи. Что отличает одного человека от другого. Каким родится человек. Что природа дает человеку при рождении. Зачем нужно знать, какой я, каковы другие люди. Можно ли изменить себя.

  • Наши помощники — органы чувств.

  • Ты и твое здоровье. Что такое здоровье. Почему здоровье нужно беречь. Значение режима дня, гигиены и закаливания. Определение времени по часам (арабские и римские цифры).

  • Физическая культура. Закаливание. Твое здоровье и питание. Культура поведения за столом. Воспитание у себя организованности, любознательности, желание изменить себя.

  • ОБЖ: здоровье и осторожность. Правила поведения на дорогах. Правила и безопасность дорожного движения (в части, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств).

  • Правила поведения при опасных жизненных ситуациях (обращение с водой, огнем, электричеством). Помощь человеку, попавшему в беду. Правила поведения при плохом самочувствии и несчастном случае.

  • Путешествие в прошлое (исторические сведения). Как человек открыл для себя огонь.

Универсальные учебные действия:

  • описывать кратко особенности разных органов чувств;

  • сопоставлять орган чувств с выполняемой им функцией;

  • анализировать режим дня, рассказывать о его значении в жизни школьника;

  • различать арабские и римские цифры, время с точностью до минуты;

  • характеризовать значение и особенности физической культуры, закаливания;

  • реализовывать в учебных, игровых и житейских ситуациях правила поведения при возникающих опасностях.


Кто живет рядом с тобой (11 ч)

  • Что такое семья. Что объединяет членов семьи, поколения в семье. Семейное «древо», имена и отчества членов семьи, их семейные обязанности. Как семья трудится, проводит свободное время. Характер взаимоотношений в семье: любовь, привязанность, взаимопомощь, внимательность, доброта. Твое участие в жизни семьи. Забота о старших и младших членах семьи. Семейные традиции.

  • Правила поведения. Значение их выполнение для благополучия человека. Правила культурного поведения в общественных местах: в транспорте, на природе, в учреждениях культуры. Проявление внимательного и заботливого отношения к пожилым, старым, больным людям, маленьким детям. Доброта, справедливость, честность, внимательность, уважение к чужому мнению — правила взаимоотношений и дружбы. Твои друзья-одноклассники.

  • Внешнее проявление чувств. Внимание человека к используемым жестам и мимике. Как управлять своими эмоциями, как научиться «читать» выражения лица, мимику и жесты. Ссоры, их предупреждение.

  • Путешествие в прошлое (исторические сведения). Когда и почему появились правила. Игровой и потешный семейный фольклор.

Универсальные учебные действия.

  • составлять небольшие тексты о семье: труде, отдыхе, взаимоотношениях

    членов семьи;

  • характеризовать правила поведения в среде сверстников, взрослых, со старшими

    и младшими;

  • реализовывать правила поведения в учебной, игровой деятельности и житейских

    ситуациях.

Россия — твоя Родина (20 ч)

  • Что такое Родина. Почему человек любит свою Родину, как выражает свою любовь. Флаг и герб России. Человек - член общества. Государственные праздники.

  • Родной край. Особенности родного края, отличающие его от других мест родной страны. Достопримечательности родного края. Труд, быт людей родного края. Культурные учреждения. Знаменитые люди родного края.

  • Как сегодня трудятся россияне. Зачем человек трудится. Ценности, которые человек создает в процессе труда. Хлеб — главное богатство России. Труд хлебороба, фермера. Профессии людей, занятых в промышленности, на транспорте. Профессии, значение которых возросло в последние годы (экономист, программист).

  • Города России, расположение на карте. Москва — столица РФ, крупнейший культурный центр. Достопримечательности Москвы, труд и отдых москвичей. Санкт-Петербург — северная столица России. Достопримечательности Санкт-Петербурга.

  • Конституция — главный закон России. Права граждан России. Права детей России. Россия — многонациональная страна. Жизнь разных народов России (труд, быт, культура, язык) на примере двух-трех народов.

  • Путешествие в прошлое (исторические сведения). Как Русь начиналась. Древняя Русь. Славяне — предки русского народа. Первое упоминание о славянах. Славянское поселение в V–IХ веках. Первые русские князья: Рюрик, Олег, Игорь; Ольга. Занятия славян. Первые орудия сельскохозяйственного труда. Особенности быта славян. Русская трапеза. Образование городов.

  • Как Москва возникла и строилась. Юрий Долгорукий, Иван Калита, Дмитрий Донской. Их роль в возникновении и процветании Москвы. Древние города: «Золотое кольцо» России. Достопримечательности древних городов. Как возникло и что обозначает слово «гражданин».

Универсальные учебные действия:

  • ориентироваться в понятии «Родина», приводить примеры синонимов к

    слову «Родина»;

  • различать флаг и герб России. Основные достопримечательности.

  • ориентироваться в понятии «Конституция РФ»: называть основные права

    и обязанности граждан России, права ребенка;

  • воспроизводить в небольшом рассказе-повествовании (рассказе-рассуждении)

    события, связанные с историей Древней Руси.


Мы — жители Земли (25 ч)

  • Солнечная «семья». Звезда по имени Солнце. Земля — планета. Чем Земля отличается от других планет Солнечной системы.

  • Царства природы. Животное и растение — живые существа. Деревья, кустарники, травы (наблюдения в ближайшем окружении, сравнение).

  • Природные сообщества.

  • Жизнь леса. Этажи леса. Леса России: хвойные, лиственные; дубрава, березняк, осинник и др. Травянистые растения леса, лекарственные, ядовитые. Млекопитающие (звери), насекомые, пресмыкающиеся, птицы — обитатели леса, их жизнь в разные времена года.

  • Правила поведения в лесу. Охрана растений и животных леса.

  • Жизнь водоема. Вода как одно из главных условий жизни. Свойства воды. Три состояния воды: пар, твердая и жидкая вода. Водоемы, особенности разных водоемов (пруд, озеро, океан, море, болото). Типичные представители растительного и животного мира разных водоемов (пруда, болота). Река как водный поток.) Типичные представители растительного и животного мира реки.

  • Использование водоемов и рек человеком. Правила поведения на водоемах и реках.

  • Жизнь луга. Растения и животные луга. Лекарственные растения луга. Использование и охрана лугов человеком.

  • Жизнь поля. Какие бывают поля, разнообразие культур, выращиваемых на полях : зерновые, овощные, технические и др. Животные поля.

  • Жизнь сада и огорода. Растения сада и огорода. Плодовые и ягодные культуры. Сезонный труд людей. Вредители сада и огорода.

  • Природа и человек.

  • Природа как источник пищи, здоровья, различных полезных предметов для людей. Красота природы. Отражение явлений природы в искусстве и литературе.

  • Роль человека в сохранении природных объектов. Правила поведения в природе. Охранные мероприятия. Красная книга. «Черная» книга Земли.

  • Путешествие в прошлое (исторические сведения). Как человек одомашнил животных.

  • Экскурсии. В лес (лесопарк), поле, на луг, водоем; в краеведческий музей, места сельскохозяйственного труда. Правила поведения в природе.

  • Экскурсии в исторический (краеведческий) музей города, на предприятие, в учреждение культуры и быта

Практические работы.

  • Составление режима дня для будней и выходных.

  • Правила организации домашней учебной работы.

  • Первая помощь при ожогах, порезах, ударах.

  • Составление семейного «древа».

  • Работа с натуральными объектами, гербариями, муляжами (съедобные и ядовитые грибы; редкие растения своей местности; растения разных сообществ).

Универсальные учебные действия:

  • кратко характеризовать Солнечную систему (солнечную «семью»); выделять отличия Земли от других планет Солнечной системы;

  • называть царства природы, описывать признаки животного и растения как живого существа;

  • различать этажи леса: называть особенности каждого этажа;

  • узнавать в реальной обстановке и на рисунке деревья леса (с ориентировкой на родной край);

  • различать понятия (без термина): сообщество, деревья-кустарники-травы, лекарственные и ядовитые растения;

  • составлять небольшое описание на тему «Лес — сообщество»;

  • моделировать на примере цепи питания жизнь леса;

  • конструировать в игровых и учебных ситуациях правила безопасного поведения в лесу;

  • отличать водоем как сообщество от других сообществ; кратко характеризовать его особенности;

  • различать состояния воды как вещества, приводить примеры различных состояний воды;

  • проводить несложные опыты по определению свойств воды;

  • отличать водоем от реки как водного потока;

  • описывать представителей растительного и животного мира луга (поля, сада);

  • приводить примеры лекарственных растений луга;

  • узнавать в процессе наблюдения (по рисункам) опасные для человека растения;

  • отличать поле (луг, сад) как сообщество от других сообществ. Приводить примеры культур, выращиваемых на полях. «Читать» информацию, представленную в виде схемы;

  • описывать сезонный труд в саду и огороде (по проведенным наблюдениям). Различать плодовые и ягодные культуры;

  • составлять небольшой рассказ о роли природы в жизни человека;

  • приводить примеры произведений живописи (музыки), посвященных природе;

  • приводить примеры из Красной книги России (своего края)


3 класс (68 ч)


Введение (1 ч)

  • Где ты живешь. Когда ты живешь. Историческое время. Счет лет в истории.

Универсальные учебные действия:

  • ориентироваться в понятии «историческое время»;

  • различать понятия «век», «столетие», «эпоха».

Земля — наш общий дом (10 ч)

Солнечная система. Солнце — звезда. Земля — планета Солнечной системы.

«Соседи» Земли по Солнечной системе. Земля - планета. Материки и океаны

(общее представление, расположение на глобусе, карте).

Изображение Земли. Глобус — модель Земли. План. Карта (географическая

и историческая). Масштаб, условные обозначения карты. Карта России.

Работа с готовыми моделями (глобус, карта и др.); создание несложных моделей.

Наблюдения, опыты, эксперименты — методы познания человеком окружающего

мира. Изображение Земли.

    Условия жизни на Земле. Солнце — источник тепла и света. Вода. Значение воды для жизни на Земле.

    Источники воды на Земле. Водоемы, их разнообразие. Охрана воды от загрязнения. Воздух. Значение воздуха для жизни на Земле. Воздух — смесь газов. Охрана воздуха. Опыты с природными объектами, простейшие измерения (температуры воздуха, воды, тела человека с помощью термометра; времени по часам; своего веса, роста).

    Расширение кругозора школьников. Представления людей древних цивилизаций о происхождении Земли. История возникновения жизни на Земле. Как человек исследовал Землю. История возникновения карты.

Универсальные учебные действия:

  • характеризовать Солнечную систему: называть, кратко описывать планеты, входящие в нее;

  • анализировать модели, изображающие Землю (глобус, план, карту). Различать географическую и историческую карты;

  • анализировать масштаб, условные обозначения на карте;

  • характеризовать условия жизни на Земле: воды, воздуха, тепла, света;

  • устанавливать зависимости между состоянием воды и температурой воздуха;

  • описывать свойства воды (воздуха), приводить примеры опытов, подтверждающих различные их свойства;

  • называть источники воды, характеризовать различные водоемы ;

  • моделировать несложные ситуации (опыты, эксперименты) в соответствии с поставленной учебной задачей;

  • ориентироваться на плане, карте: находить объекты в соответствии с учебной задачей;

  • объяснять назначение масштаба и условных обозначений.

Растительный мир Земли (11 ч)

  • Распространение растений на Земле, значение растений для жизни. Растения и человек. Дикорастущие и культурные растения родного края (различение).

  • Разнообразие растений: водоросли, мхи, папоротники, хвойные (голосеменные), цветковые, их общая характеристика. Разнообразие растений Вологодской области (р.к.)

  • Растения — живые тела (организмы). Жизнь растений. Продолжительность жизни: однолетние, двулетние, многолетние. Питание растений. Роль корня и побега в питании. Размножение растений. Распространение плодов и семян.


  • Расширение кругозора школьников. Разнообразие растений родного края. Ядовитые растения. Предупреждение отравлений ими.

Универсальные учебные действия:

  • характеризовать значение растений для жизни;

  • различать (классифицировать) растения разных видов ;

  • объяснять последовательность развития жизни растения, характеризовать значение органов растения;

  • проводить несложные опыты по размножению растений;

Грибы (1 ч)

  • Отличие грибов от растений. Разнообразие грибов. Съедобные и несъедобные грибы.

  • Расширение кругозора школьников. Правила сбора грибов.

  • Предупреждение отравлений грибами.

Универсальные учебные действия:

  • объяснять отличия грибов от растений;

  • различать грибы съедобные от ядовитых.

Животный мир Земли (11 ч)

  • Животные — часть природы. Роль животных в природе. Животные и человек. Разнообразие животных: одноклеточные, многоклеточные, беспозвоночные. Позвоночные (на примере отдельных групп и представителей). Животные: разнообразие (насекомые, рыбы, птицы, звери); особенности их внешнего вида, питания,

  • Животные — живые тела (организмы). Поведение животных. Приспособление к среде обитания. Охрана животных нашего края.

  • Расширение кругозора школьников. Животные родного края. Цепи питания. Как животные воспитывают своих детенышей.

  • Как человек одомашнил животных.

  • Универсальные учебные действия:

  • характеризовать роль животных в природе;

  • приводить примеры (классифицировать) одноклеточных и многоклеточных животных;

  • характеризовать животное как организм;

  • устанавливать зависимость между внешним видом, особенностями поведения и условиями обитания животного;

  • приводить примеры (конструировать) цепи питания;

  • составлять описательный рассказ о животных разных классов;

  • составлять рассказ-рассуждение на тему «Охрана животных в России»; перечислять причины исчезновения животных;

  • ориентироваться в понятии «одомашнивание» животных: перечислять признаки, приводить примеры домашних животных.

Каким был человек в разные времена (исторические эпохи) (14 ч)

  • Названия русского государства в разные исторические времена (эпохи).

  • Портрет славянина в Древней, Московской Руси, в России. Патриотизм, смелость, трудолюбие, добросердечность, гостеприимство — основные качества славянина.

  • Крестьянское жилище. Городской дом. Культура быта: интерьер дома, посуда, утварь в разные исторические времена. Одежда. Костюм богатых и бедных, горожан и крестьян, представителей разных сословий (князя, боярина, дворянина).

  • Во что верили славяне. Принятие христианства на Руси.

  • Расширение кругозора школьников. Происхождение имен и фамилий. Имена в далекой древности.

Универсальные учебные действия:

  • воспроизводить названия русского государства в разные исторические эпохи;

  • составлять словесный портрет славянина: отвечать на вопрос «Какими были наши предки?»;

  • описывать особенности труда, быта, одежды, трапезы славян;

  • воспроизводить дату Крещения Руси, кратко рассказывать о значении этого события.

Как трудились люди в разные времена (исторические эпохи) (20 ч)

  • Человек и растения. Культурные растения. Что такое земледелие. Хлеб — главное богатство России. Крепостные крестьяне и помещики. Отмена крепостного права.

  • Ремесла. Возникновение и развитие ремесел на Руси, в России (кузнечное, ювелирное, гончарное, оружейное и др.).Знаменитые мастера литейного дела. Андрей Чохов. Появление фабрик и заводов. Рабочие и капиталисты.

  • Торговля. Возникновение денег.

  • Развитие техники в России (на примере авиации, автостроения). Освоение космоса. Строительство. Первые славянские поселения, древние города (Великий Новгород, Москва, Владимир).

  • Расширение кругозора школьников. Орудия труда в разные исторические эпохи. «Женский» и «мужской» труд. Особенности труда людей родного края. Как дом «вышел» из-под земли.

Уроки-обобщения.

  • Древняя Русь (повторение материала 2 класса);

  • Московская Русь (основные исторические события, произошедшие до провозглашения первого русского царя); Россия (основные исторические события, произошедшие до 1917 года).

    Экскурсии. В природные сообщества (с учетом местных условий), на водный объект с целью изучения использования воды человеком, ее охраны от загрязнения. В краеведческий музей города, на предприятие (сельскохозяйственное производство), в учреждение быта и культуры.

    Опыты. Распространение тепла от его источника. Смена сезонов, дня и ночи. Роль света и воды в жизни растений. Состав почвы.

    Практические работы. Работа с картой (в соответствии с заданиями в рабочей тетради). Работа с живыми растениями и гербарными экземплярами.

Универсальные учебные действия:

  • ориентироваться в понятиях «земледелие», «культурные растения»,

    «крестьяне», «помещики», «крепостное право», кратко характеризовать их;

  • рассказывать о возникновении ремесел на Руси, различать характер ремесла по результату труда ремесленника;

  • приводить примеры изобретений в прошлом и настоящем России;

  • называть древние города, описывать их достопримечательности;

  • ориентироваться в понятиях «рабочий», «капиталист»;

  • объединять (обобщать) события, относящиеся к одной исторической эпохе (например, «Древняя Русь», «Московская Русь»); рассказывать об основных исторических событиях, происходивших в это время;

  • называть даты образования Древней Руси, венчания на царства первого русского царя; отмены крепостного права; свержения последнего русского царя;

  • называть имена отдельных руководителей государств, деятелей, просветителей Руси и России.




4 класс (68 ч)


Введение (1 ч)

  • Человек — часть природы. Природа — источник существования человека. Зависимость жизни и благополучия человека от природы. Как человек познает природу, общество, самого себя.

Универсальные учебные действия:

  • объяснять значение природы как источника существования человеческого общества.

Человек — живое существо (организм) (30 ч)

  • Человек — живой организм. Признаки живого организма. Органы и системы органов человека. Нервная система. Головной и спинной мозг. Кора больших полушарий (общие сведения). Роль нервной системы в организме.

  • Опорно-двигательная система: скелет и мышцы (общие сведения). Ее значение в организме. Осанка. Развитие и укрепление опорно-двигательной системы. Движения и физкультура.

  • Пищеварительная система. Ее органы (общие сведения). Значение пищеварительной системы. Зубы, правила ухода за ними. Правильное питание как условие здоровья.

  • Дыхательная система. Ее органы (общие сведения). Значение дыхательной системы. Защита органов дыхания (от повреждений, простуды и др.).

  • Кровеносная система. Ее органы. Кровь, ее функции. Сердце — главный орган кровеносной системы (общие сведения). Предупреждение заболеваний сердца и кровеносных сосудов.

  • Органы выделения (общие сведения). Их роль в организме. Главный орган выделения — почки. Кожа, ее роль в организме. Защита кожи и правила ухода за ней. Закаливание.

  • Как человек воспринимает окружающий мир. Органы чувств, их значение в жизни человека. Эмоции: радость, смех, боль, плач, гнев. Зависимость благополучия и хорошего настроения людей от умения управлять своими эмоциями. Охрана органов чувств.

  • Внимание, память, речь, мышление. Условия их развития.

  • Развитие человека от рождения до старости. Детство. Отрочество. Взрослость. Старость. Условия роста и развития ребенка. Значение чистого воздуха, питания, общения с другими людьми и деятельности ребенка для его развития. Охрана детства. Права ребенка. Уважительное отношение к старости и забота о престарелых и больных.

  • Ты и твое здоровье. Человек и его здоровье. Знание своего организма — условие здоровья и эмоционального благополучия. Режим дня школьника. Здоровый сон. Правильное питание. Закаливание. Охрана своего здоровья.

  • Вредные привычки.

  • ОБЖ: когда дом становится опасным. Улица и дорога. Опасности на дороге. Поведение во время грозы, при встрече с опасными животными. Детские болезни (общее представление о гриппе, аллергии и др.).

  • Человек — часть природы. Чем человек отличается от животных. Мышление и речь. Развитие человека от рождения до старости. Детство. Отрочество. Взрослость. Старость. Условия роста и развития ребенка: значение чистого воздуха, питания, общения с другими людьми и игровой деятельности ребенка.

  • Человек среди людей.

  • Доброта, справедливость, забота о больных и стариках — качества культурного человека. Правила культурного общения.

  • ОБЖ: почему нужно избегать общения с незнакомыми людьми.

  • Расширение кругозора школьников. Предшественники человека. Отличие человека от животного (прямохождение, речь, сознание, деятельность, творчество). Передача отношения человека к природе в верованиях, искусстве, литературе. Детские болезни, их причины и признаки заболевания. Правила поведения во время болезней.

Универсальные учебные действия:

  • характеризовать человека как живое существо, организм: раскрывать особенности деятельности различных органов;

  • объяснять роль нервной системы в организме;

  • рассказывать о вреде курения, наркотиков, алкоголя;

  • конструировать в учебных и игровых ситуациях правила безопасного поведения в среде обитания;

  • характеризовать человека как часть природы: выделять общее и отличное от организма животного;

  • устанавливать последовательность возрастных этапов развития человека;

  • характеризовать условия роста и развития ребенка;

  • различать положительные и отрицательные качества человека, приводить житейские примеры проявления отзывчивости, доброты, справедливости и др.


Человек и общество, в котором он живет (37 ч)

  • Родная страна от края до края. Природные зоны России: Арктика, тундра, тайга, смешанные леса, степь, пустыня, влажные субтропики (растительный и животный мир, труд и быт людей). Природная зона нашего края.

  • Почвы России. Почва — среда обитания растений и животных. Плодородие почв. Охрана почв. Почвы нашего края.

  • Рельеф России. Восточно-Европейская равнина, Западно-Сибирская равнина (особенности, положение на карте). Формы поверхности: равнина, горы, холмы, овраги (узнавание в природе, на рисунке, карте).

  • Как развивались и строились города. Особенности расположения древних городов. «Кремлевские» города. Улицы нашего города, история и происхождение названий.

  • Россия и ее соседи. Япония, Китай, Финляндия, Дания (особенности географического положения, природы, труда и культуры народов).

  • Гражданин и государство. Россия — наша Родина. Права и обязанности граждан России. Правители древнерусского и российского государства. Первый царь, императоры России. Символы царской власти в России. Первый Президент России. Государственная Дума современной России.

  • Человек и культура. Человек — творец культурных ценностей. Школы, книги, библиотеки как часть культуры в разные времена (исторические эпохи). О чем рассказывают летописи. Первые школы на Руси. Первые печатные книги. Иван Федоров. Просвещение в России при Петре I, во второй половине ХVIII века. Первые университеты в России. М.В. Ломоносов. Школа и образование в ХIХ веке, в Советской России. Возникновение и развитие библиотечного дела.

  • Искусство России в разные времена (исторические эпохи). Памятники архитектуры (зодчества) Древней Руси. Древнерусская икона. Андрей Рублев. Художественные ремесла в Древней Руси. Музыка в Древней Руси. Древнерусский театр.

  • Искусство России ХVIII века. Памятники архитектуры. Творения В.И. Баженова. Изобразительное искусство ХVIIIвека. Возникновение публичных театров.

  • Искусство России ХIХ века. «Золотой век» русской культуры. А.С. Пушкин — «солнце русской поэзии» (страницы жизни и творчества). Творчество поэтов, писателей, композиторов, художников (В.А. Жуковский, А.Н. Плещеев, Н.А. Некрасов, В.И. Даль, А.А. Фет, Л.Н. Толстой, А.П. Чехов, М.И. Глинка, П.И. Чайковский, В.А. Тропинин, И.И. Левитан и др.).

  • Искусство России ХХ века. Творчество архитекторов, художников, поэтов, писателей. Известные сооружения советского периода (Мавзолей, МГУ, Останкинская телебашня и др.). Произведения художников России (А.А. Пластов, К.Ф. Юон, Ф.А. Малявин, К. Малевич и др.). Поэты ХХ века (М.И. Цветаева, С.А. Есенин, В.В. Маяковский, Б.Л. Пастернак, А.Т. Твардовский и др.). Детские писатели и поэты (К.И. Чуковский, С.Я. Маршак и др.). Композиторы и их произведения (С.С. Прокофьев, Д.Д. Шостакович). Современный театр.

  • Человек — воин. Почему люди воюют. Войны в Древней Руси. Борьба славян с половцами. Александр Невский и победа над шведскими и немецкими рыцарями. Монгольское иго и борьба русских людей за независимость родины. Куликовская битва. Дмитрий Донской.

  • Отечественная война 1812 года. М.И. Кутузов.

  • Великая Отечественная война. Главные сражения советской армии с фашистами. Помощь тыла фронту.

  • Расширение кругозора школьников. Литературные памятники Древней Руси. Новгородские берестяные грамоты. «Поучение» Владимира Мономаха. Первые книги по истории России. Борьба русского народа с польскими захватчиками в ХVII веке. Минин и Пожарский. Иван Сусанин. Партизанская война 1812 года. Василиса Кожина. Отражение борьбы русского народа за свободу родины в произведениях изобразительного и музыкального искусства. Боги войны. Ордена и награды. Военные костюмы разных эпох.

  • Экскурсии. В биологический (краеведческий), художественный музеи, музей художника, писателя, композитора (с учетом местных условий).

  • Практические работы. Составление режима дня школьника для будней и выходных. Подсчет пульса в спокойном состоянии и после физических нагрузок. Оказание первой помощи при несчастных случаях (обработка ран, наложение повязок, компрессов и пр.).

  • Работа с исторической картой (в соответствии с заданиями в учебнике и рабочей тетради).


Универсальные учебные действия:

  • описывать картины природных зон, узнавать на рисунках (фото, схемах) особенности разных природных зон;

  • моделировать схему строения почвы, характеризовать особенности разных почв;

  • находить на карте равнины и горы России (своего края);

  • выделять особенности кремлевских городов, узнавать по рисункам (достопримечательностям);

  • составлять рассказ-описание о странах-соседях России;

  • ориентироваться в понятии «культура», «наполнять» его характеристику конкретными примерами;

  • составлять рассказы-повествования об исторических событиях, связанных с развитием культуры Российского государства;

  • называть основные события в культурной жизни России и их даты (в разные исторические времена);

  • называть имена выдающихся деятелей, писателей, композиторов разных исторических эпох (в том числе своих земляков);

  • называть имена наиболее известных правителей Древней Руси и России разных исторических эпох, рассказывать об их вкладе в развитие общества и его культуры;

  • узнавать символы царской власти;

  • знать имя Президента современной России;

  • составлять рассказ-повествование об основных событиях, связанных с освободительными войнами Руси и России, называть даты их протекания.





Согласно учебному плану школы всего на изучение предмета «Окружающий мир» в начальной школе выделяется 270 ч, из них :

в 1 классе 66 ч (2ч в неделю, 33 учебные недели);

во 2-4 классах по 68 часов (2 часа в неделю, 34 учебные недели в каждом классе).



4.Тематическое планирование учебного курса.


Тематическое планирование учебного предмета «окружающий мир» 1 класс.

Количество часов:

всего 66 часов, в неделю 2 часа, плановых контрольных уроков 3 часа.


№п/п

Наименование разделов, тем

Количество часов, отводимых на их изучение

В том числе контрольных / диагностических уроков

1

Введение

1ч.


2

Мы - школьники

10ч.

1

3

Родная природа

24ч.

1

4

Родная страна

17ч.


5

Мы и вещи

7ч.


6

Ты и твоѐ здоровье

7ч.

1


Итого

66ч.

3



Тематическое планирование учебного предмета «окружающий мир» 2 класс.

Количество часов:

всего 68 часов, в неделю 2 часа, плановых контрольных уроков 4 часа.


№п/п

Наименование разделов, тем

Количество часов, отводимых на их изучение

В том числе контрольных / диагностических уроков

1

Введение. Что окружает человека.

1ч.


2

Кто ты такой.

14ч.

1

3

Кто живет рядом с тобой.

6ч.


4

Россия – твоя Родина.

13ч.

1

5

Мы – жители Земли.

9ч.

1

6

Природные сообщества

23ч.

1

7

Природа и человек.

2



Итого

68ч.

4





Тематическое планирование учебного предмета «окружающий мир» 3 класс.

Количество часов:

всего 68 часов, в неделю 2 часа, плановых контрольных уроков 7 часа.


№п/п

Наименование разделов, тем

Количество часов, отводимых на их изучение

В том числе контрольных / диагностических уроков

1

Введение.

1ч.


2

Земля — наш общий дом

10ч.

2

3

Грибы .

1ч.


4

Растительный мир Земли

11ч.

2

5

Животный мир Земли

11ч.

1

6

Каким был человек в разные времена (исторические эпохи)

14ч.

1

7

Как трудились люди в разные времена (исторические эпохи)

20ч.

1


Итого

68ч.

7




Тематическое планирование учебного предмета «окружающий мир» 4 класс

Количество часов:

всего 68 часов, в неделю 2 часа, плановых контрольных уроков 10 часа.


№п/п

Наименование разделов, тем

Количество часов, отводимых на их изучение

В том числе контрольных / диагностических уроков

1

Введение.

1ч.


2

Человек – живое существо (организм)

17ч.

3

3

Ты и твоѐ здоровье

10ч.

2

4

Человек – часть природы

3ч.

1

5

Качества культурного человека

1ч.


6

Родная страна: от края до края

15ч.

2

7

Человек- культурных ценностей

13ч.

1

8

Человек- защитник своего Отечества

6ч.

1

9

Гражданин и государство

2ч.



Итого

68ч.

10



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!