СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа 10-11 класс (углубленный уровень)

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа 10-11 класса углубленного уровня с пояснительной запиской и тематическим планированием.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа 10-11 класс (углубленный уровень)»


РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ЯМАЛО-НЕНЕЦКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ
ДЕПАРТАМЕНТОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА НОЯБРЬСКА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №7»

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД НОЯБРЬСК

















Рабочая программа

по физике

для изучения на углубленном уровне

для 10 - 11 классов



















АННОТАЦИЯ

к рабочей программе


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

к рабочей программе



Учебный предмет

Физика

Класс

10-11

Предметная область

Естественнонаучные предметы

Уровень (базовый, углубленный)

Углубленный

Рабочая программа составлена на основе:

- федерального государ­ственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ Минобрнауки РФ от 17.12.2010 г. № 1897);

- Физика. Углублённый уровень. 10—11 классы : рабочая программа к линии УМК Г. Я. Мякишева : учебно-методическое пособие / О. А. Крысанова, Г. Я. Мякишев. — М. : Дрофа, 2020. — 78, [2] с.— (Российский учебник). ISBN 978-5-358-19226-3 https://rosuchebnik.ru/material/fizika-10-11-klassy-rabochaya-programma-myakishev/

УМК

Мякишев, Г.Я. Физика : Механика. 10 кл. Углубленный уровень : учебник / Г.Я. Мякишев, А.З. Синяков. – 6-е изд., испр. – М. : Дрофа, 2018. – 510, [2] с. : ил.

Мякишев, Г.Я. Физика : Молекулярная физика. Термодинамика. 10 кл. Углубленный уровень : учебник / Г.Я. Мякишев, А.З. Синяков. – 6-е изд., испр. – М. : Дрофа, 2018. – 351, [1] с. : ил.

Мякишев, Г.Я. Физика : Электродиналика. 10 – 11 кл.. Углубленный уровень : учебник / Г.Я. Мякишев, А.З. Синяков. – 6-е изд., испр. – М. : Дрофа, 2018. – 476, [4] с. : ил.

Мякишев, Г.Я. Физика : Колебания и волны. Углубленный уровень. 11 кл. : учебник / Г.Я. Мякишев, А.З. Синяков. – 5-е изд., испр. – М. : Дрофа, 2018. – 284, [4] с. : ил.

Мякишев, Г.Я. Физика : Оптика. Квантовая физика. Углубленный уровень. 11 кл. : учебник / Г.Я. Мякишев, А.З. Синяков. – 5-е изд., стереотип. – М. : Дрофа, 2018. – 478, [2] с. : ил

Место предмета в учебном плане

Обязательная часть

Количество часов: в неделю/за год

10 класс - 5/175

11 класс - 5/170

Цели и задачи изучения курса

Школьный курс физики является системообразующим для естественно-научных предметов, поскольку физические законы являются основой содержания курсов химии, биологии, географии и астрономии. Физика вооружает школьников научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире. Освоение учащимися методов научного познания является основополагающим компонентом процессов формирования их научного мировоззрения, развития познавательных способностей, становления школьников субъектами учебной деятельности.

Цели изучения физики в средней школе следующие:

• формирование системы знаний об общих физических закономерностях, законах, теориях, представлений о действии во Вселенной физических законов, открытых в земных условиях;

• формирование умения исследовать и анализировать разнообразные физические явления и свойства объектов, объяснять принципы работы и характеристики приборов и устройств, объяснять связь основных космических объектов с геофизическими явлениями;

• овладение умениями выдвигать гипотезы на основе знания основополагающих физических закономерностей и законов, проверять их экспериментальными средствами, формулируя цель исследования;

• овладение методами самостоятельного планирования и проведения физических экспериментов, описания и анализа полученной измерительной информации, определения достоверности полученного результата;

• формирование умений прогнозировать, анализировать и оценивать последствия бытовой и производственной деятельности человека, связанной с физическими процессами, с позиций экологической безопасности.




  1. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Физика»


ФГОС основного и среднего общего образования провозглашают в качестве целевых ориентиров общего образования достижение совокупности личностных, предметных и метапредметных образовательных результатов.

Личностными результатами обучения физике в средней школе являются:

в сфере отношений обучающихся к себе, к своему здоровью,

к познанию себя — ориентация на достижение личного счастья, реализацию позитивных жизненных перспектив, инициативность, креативность, готовность и способность к личностному самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы; готовность и способность обеспечить себе и своїм близким достойную жизнь в процессе самостоятельной, творческой и ответственной деятельности, к отстаиванию личного достоинства, собственного мнения, вырабатывать собственную позицию по отношению к общественно-политическим событиям прошлого и настоящего на основе осознания и осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей страны, к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни, бережное, ответственное и компетентное отношение к собственному физическому и психологическому здоровью;

в сфере отношений обучающихся к России как к Родине (Отечеству) — российская идентичность, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме, чувство причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России, патриотизм, готовность к служению Отечеству, его защите; уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн); формирование уважения к русскому языку как государственному языку Российской Федерации, являющемуся основой российской

идентичности и главным фактором национального самоопределения; воспитание уважения к культуре, языкам, традиціям и обычаям народов, проживающих в Российской Федерации;

в сфере отношений обучающихся к закону, государству и к гражданскому обществу — гражданственность, гражданская позиция активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности, готового к участию в общественной жизни; признание неотчуждаемости основных прав и свобод человека, которые принадлежат каждому от рождения, готовность к осуществлению собственных прав и свобод без нарушения прав и свобод других лиц, готовность отстаивать собственные права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации, правовая и политическая грамотность; мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики, основанное на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире; интериоризация ценностей демократии и социальной солидарности, готовность к договорному регулированию отношений в группе или социальной организации; готовность обучающихся к конструктивному участию в принятии решений, затрагивающих права и интересы, в том числе в различных формах общественной самоорганизации, самоуправления, общественно значимой деятельности; приверженность идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи народов; воспитание уважительного отношения к национальному достоинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям; готовность обучающихся противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, коррупции, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям;

в сфере отношений обучающихся с окружающими людьми — нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей, толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения; принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению; способность к сопереживанию и формированию позитивного отношения к людям, в том числе к лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам; бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью других людей, умение оказывать первую помощь; формирование выраженной в поведении

нравственной позиции, в том числе способность к сознательному выбору добра, нравственного сознания и поведения на основе усвоения общечеловеческих ценностей и нравственных чувств (честь, долг, справедливость, милосердие и дружелюбие); компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;

в сфере отношений обучающихся к окружающему миру, к живой природе, художественной культуре — мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки, значимость науки, готовность к научно-техническому творчеству, владение достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, заинтересованность в научных знаниях об устройстве мира и общества; готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности; экологическая культура, бережное отношение к родной земле, природным багатствам России и мира, понимание влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды, ответственность за состояние природных ресурсов, умений и навыков разумного природопользования, нетерпимое отношение к действиям, приносящим вред экологии; приобретение опыта эколого-направленной деятельности; эстетическое отношение к миру, готовность к эстетическому обустройству собственного быта;

в сфере отношений обучающихся к труду, в сфере социально-экономических отношений — уважение всех форм собственности, готовность к защите своей собственности; осознанный выбор будущей профессии как путь и способ реализации собственных жизненных планов; готовность обучающихся к трудовой профессиональной деятельности как к возможностиучастия в решении личных, общественных, государственных,

общенациональных проблем; потребность трудиться, уважение к труду и людям труда, трудовым достижениям, добросовестное, ответственное и творческое отношение к разным видам трудовой деятельности, готовность к самообслуживанию, включая обучение и выполнение домашних обязанностей.

Метапредметные результаты обучения физике в среднейшколе представлены тремя группами универсальных учебныхдействий.

Регулятивные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

• самостоятельно определять цели, ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;

• оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной ранее цели;

• сопоставлять имеющиеся возможности и необходимые для достижения цели ресурсы;

• организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели;

• определять несколько путей достижения поставленной цели;

• выбирать оптимальный путь достижения цели с учетом эффективности расходования ресурсов и основываясь на соображениях этики и морали;

• задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;

• сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью;

• оценивать последствия достижения поставленной цели в учебной деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей.

Познавательные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

• критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций;

• распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;

• использовать различные модельно-схематические средства для представления выявленных в информационных источниках противоречий;

• осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи;

• искать и находить обобщенные способы решения задач;

• приводить критические аргументы как в отношении собственного суждения, так и в отношении действий и суджений другого;

• анализировать и преобразовывать проблемно-противоречивые ситуации;

• выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможности широкого переноса средств и способов действия;

• выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения;

• менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности (быть учеником и учителем; формулировать образовательный запрос и выполнять консультативные функции самостоятельно; ставить проблему и работать над ее решением;

управлять совместной познавательной деятельностью и подчиняться).

Коммуникативные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

• осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами);

• при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом проектной команды в разных ролях (генератором идей, критиком, исполнителем, презентующим и т. д.);

• развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств;

• распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы;

• координировать и выполнять работу в условиях виртуального взаимодействия (или сочетания реального и виртуального);

• согласовывать позиции членов команды в процессе работы над общин продуктом/решением;

• представлять публично результаты индивидуальной и групповой деятельности, как перед знакомой, так и перед незнакомой аудиторией;

• подбирать партнеров для деловой коммуникации, исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий;

• воспринимать критические замечания как ресурс собственного развития;

• точно и емко формулировать как критические, так и одобрительные замечания в адрес других людей в рамках деловой и образовательной коммуникации, избегая при этом личностных оценочных суждений.

Предметные результаты обучения физике в средней школе

Выпускник на углубленном уровне научится:

• объяснять и анализировать роль и место физики в формировании современной научной картины мира, в развитии современной техники и технологий, в практической деятельности

людей;

• характеризовать взаимосвязь между физикой и другими естественными науками;

• характеризовать системную связь между основополагающими научными понятиями: пространство, время, материя (вещество, поле), движение, сила, энергия;

• понимать и объяснять целостность физической теории,

различать границы ее применимости и место в ряду других физических теорий;

• владеть приемами построения теоретических доказательств, а также прогнозирования особенностей протекания физических явлений и процессов на основе полученных теоретических выводов и доказательств;

• самостоятельно конструировать экспериментальные установки для проверки выдвинутых гипотез, рассчитывать абсолютную и относительную погрешности;

• самостоятельно планировать и проводить физические эксперименты;

• решать практико-ориентированные качественные и расчетные физические задачи как с опорой на известные физические законы, закономерности и модели, так и с опорой на тексты с избыточной информацией;

• объяснять границы применения изученных физических моделей при решении физических и межпредметных задач;

• выдвигать гипотезы на основе знания основополагающих физических закономерностей и законов;

• характеризовать глобальные проблемы, стоящие перед человечеством: энергетические, сырьевые, экологические и роль физики в решении этих проблем;

• объяснять принципы работы и характеристики изученных машин, приборов и технических устройств;

• объяснять условия применения физических моделей при решении физических задач, находить адекватную предложенной задаче физическую модель, разрешать проблему как на основе имеющихся знаний, так и при помощи методов оценки.




2.Содержание учебного предмета «Физика»


Физика и естественно-научный метод познания природы

Физика — фундаментальная наука о природе. Научный метод познания мира. Взаимосвязь между физикой и другими естественными науками. Методы научного исследования физических явлений. Погрешности измерений физических величин. Моделирование явлений и процессов природы. Закономерность и случайность. Границы применимости физического закона. Физические теории и принцип соответствия. Роль и место физики в формировании современной научной картины мира, в практической деятельности людей. Физика и культура.

Механика

Предмет и задачи классической механики. Кинематические характеристики движения. Модели тел и движений. Движение точки и тела. Прямолинейное движение точки. Координаты. Система отсчета. Средняя скорость при неравномерном движении. Мгновенная скорость. Описание движения на плоскости. Ускорение. Скорость при движении с постоянным ускорением. Зависимость координат и радиуса-вектора от времени при движении с постоянным ускорением. Свободное падение. Движение тела, брошенного под углом к горизонту. Равномерное движение точки по окружности. Угловая скорость.

Относительность движения. Преобразования Галилея.

Основное утверждение механики. Взаимодействие тел. Принцип суперпозиции сил. Первый закон Ньютона. Инерциальные системы отсчета. Сила. Связь между силой и ускорением. Второй закон Ньютона. Масса. Третий закон Ньютона. Основные задачи механики. Состояние системы тел в механике. Принцип относительности в механике.

Сила всемирного тяготения. Закон всемирного тяготения. Равенство инертной и гравитационной масс. Движение небес ных тел и их искусственных спутников. Первая космическая скорость. Деформация и сила упругости. Закон Гука. Вес тела. Невесомость и перегрузки. Сила трения. Природа и виды сил трения. Сила сопротивления при движении тел в вязкой среде.

Неинерциальные системы отсчета, движущиеся прямолинейно с постоянным ускорением. Вращающиеся системы отсчета. Центробежная сила.

Импульс материальной точки и системы тел. Закон изменения и сохранения импульса. Реактивная сила. Уравнение Мещерского. Реактивный двигатель. Успехи в освоении космического пространства. Работа силы. Мощность. Кинетическая

энергия. Потенциальная энергия. Механическая энергия материальной точки и системы. Закон изменения и сохранения энергии в механике. Столкновение упругих шаров. Уменьшение механической энергии под действием сил трения.

Абсолютно твердое тело и виды его движения. Центр масс твердого тела. Теорема о движении центра масс. Основное уравнение динамики вращательного движения твердого тела. Закон сохранения момента импульса.

Условия равновесия твердого тела. Момент силы. Центр тяжести. Виды равновесия.

Виды деформаций твердых тел. Механические свойства твердых тел. Пластичность и хрупкость. Давление в гидкостях и газах. Закон Паскаля. Закон Архимеда. Гидродинамика. Ламинарное и турбулентное течения. Уравнение Бернулли. Подъемная сила крыла самолета.

Классификация колебаний. Уравнение движения груза, подвешенного на пружине. Уравнение движения математического маятника. Гармонические колебания. Период и частота гармонических колебаний. Фаза колебаний. Определение амплитуды и начальной фазы из начальных условий. Скорость и ускорение при гармонических колебаниях. Превращения энергии. Затухающие колебания. Вынужденные колебания. Резонанс. Сложение гармонических колебаний. Спектр колебаний. Автоколебания.

Волновые явления. Поперечные волны. Длина волны. Скорость распространения волны. Продольные волны. Уравнение бегущей волны. Стоячие волны как свободные колебания тел. Волны в среде. Звуковые волны. Скорость звука. Музыкальные звуки и шумы.

Громкость и высота звука. Тембр. Диапазоны звуковых частот. Акустический резонанс. Излучение звука. Ультразвук и инфразвук. Интерференция волн. Принцип Гюйгенса. Закон отражения волн. Преломление волн. Дифракция волн.

Молекулярная физика и термодинамика

Физика и механика. Тепловые явления. Краткий очерк развития представлений о природе тепловых явлений. Термодинамика и молекулярно-кинетическая теория.

Основные положения молекулярно-кинетической теории (МКТ). Экспериментальные доказательства МКТ. Масса молекул. Моль. Постоянная Авогадро. Броуновское движение. Силы взаимодействия молекул. Строение газообразных, жидких

и твердых тел.

Состояние макроскопических тел в термодинамике. Температура. Тепловое равновесие. Равновесные (обратимые) и неравновесные (необратимые) процессы. Газовые законы. Модель идеального газа. Абсолютная температура. Уравнение состояния идеального газа. Газовый термометр. Применение газов в технике.

Системы с большим числом частиц и законы механики. Идеальный газ в молекулярно-кинетической теории. Основное уравнение молекулярно-кинетической теории. Температура — мера средней кинетической энергии. Распределение Максвелла. Измерение скоростей молекул газа. Внутренняя энергия идеального газа.

Равновесие между жидкостью и газом. Насыщенные пары.

Изотермы реального газа. Критическая температура. Критическое состояние. Кипение. Сжижение газов. Влажность воздуха.

Молекулярная картина поверхностного слоя. Поверхностная энергия. Сила поверхностного натяжения. Смачивание. Капиллярные явления.

Кристаллические тела. Кристаллическая решетка. Аморфные тела. Жидкие кристаллы. Дефекты в кристаллах. Объяснение механических свойств твердых тел на основе молекулярно-кинетической теории. Плавление и отвердевание. Изменение объема тела при плавлении и отвердевании. Тройная точка.

Тепловое расширение тел. Тепловое линейное расширение. Тепловое объемное расширение. Учет и использование теплового расширения тел в технике.

Работа в термодинамике. Количество теплоты. Внутренняя энергия. Первый закон термодинамики. Теплоемкости газов при постоянном объеме и постоянном давлении. Адиабатный процесс. Необратимость процессов в природе. Второй закон термодинамики. Статистическое истолкование необратимости процессов в природе. Тепловые двигатели. Максимальный КПД тепловых двигателей.

Электродинамика

Роль электромагнитных сил в природе и технике. Электрический заряд и элементарные частицы. Электризация тел. Закон Кулона. Взаимодействие неподвижных электрических зарядов внутри однородного диэлектрика.

Близкодействие и действие на расстоянии. Электрическое поле. Напряженность электрического поля. Принцип суперпозиции полей. Линии напряженности электрического поля. Теорема Гаусса. Поле заряженной плоскости, сферы и шара. Проводники в электростатическом поле. Диэлектрики в электростатическом поле. Поляризация диэлектриков.

Потенциальность электростатического поля. Потенциальная энергия заряда в однородном электрическом поле. Потенциал электростатического поля и разность потенциалов. Связь между напряженностью электростатического поля и разностью потенциалов. Эквипотенциальные поверхности. Измерение разности потенциалов. Экспериментальное определение элементарного электрического заряда.

Электрическая емкость. Конденсаторы. Емкость плоского конденсатора. Различные типы конденсаторов. Соединения конденсаторов. Энергия заряженных конденсаторов и проводников. Применения конденсаторов.

Электрический ток. Плотность тока. Сила тока. Электрическое поле проводника с током. Закон Ома для участка цепи. Сопротивление проводника. Зависимость электрического сопротивления от температуры. Сверхпроводимость. Работа и мощность тока. Закон Джоуля—Ленца. Электрические цепи. Последовательное и параллельное соединения проводников. Измерение силы тока, напряжения и сопротивления.

Электродвижущая сила. Гальванические элементы. Аккумуляторы. Закон Ома для полной цепи. Закон Ома для участка цепи, содержащего ЭДС. Работа и мощность тока на участке цепи, содержащем ЭДС. Расчет сложных электрических цепей.

Электрическая проводимость различных веществ. Электронная проводимость металлов. Электрический ток в растворах и расплавах электролитов. Закон электролиза. Техническое применение электролиза. Электрический ток в газах. Несамостоятельный и самостоятельный разряды. Различные типы самостоятельного разряда и их техническое применение. Плазма. Электрический ток в вакууме. Электронные лампы: диод и триод. Электронные пучки. Электронно-лучевая трубка. Электрический ток в полупроводниках. Собственная и примесная электропроводимость полупроводников. Электронно-дырочный переход (p—n-переход). Полупроводниковый диод. Транзистор. Термисторы и фоторезисторы.

Магнитные взаимодействия. Магнитное поле токов. Вектор магнитной индукции. Поток магнитной индукции. Линии магнитной индукции. Закон Био—Савара—Лапласа. Закон Ампера. Применения закона Ампера. Электроизмерительные приборы. Действие магнитного поля на движущийся заряд. Сила Лоренца. Применение силы Лоренца. Циклический ускоритель.

Открытие электромагнитной индукции. Правило Ленца. Закон электромагнитной индукции. Вихревое электрическое поле. ЭДС индукции в движущихся проводниках. Индукционные токи в массивных проводниках. Самоиндукция. Индуктивность. Энергия магнитного поля тока.

Магнитная проницаемость — характеристика магнитных свойств веществ. Три класса магнитных веществ. Объяснение пара- и диамагнетизма. Основные свойства ферромагнетиков. О природе ферромагнетизма. Применение ферромагнетиков.

Свободные и вынужденные электрические колебания. Процессы в колебательном контуре. Формула Томсона. Переменный электрический ток. Действующие значения силы тока и напряжения. Резистор в цепи переменного тока. Конденсатор в

цепи переменного тока. Катушка индуктивности в цепи переменного тока. Закон Ома для цепи переменного тока. Мощность в цепи переменного тока. Резонанс в электрической цепи. Ламповый генератор. Генератор на транзисторе.

Генерирование электрической энергии. Генератор переменного тока. Трансформатор. Выпрямление переменного тока. Трехфазный ток. Соединение обмоток генератора трехфазного тока. Соединение потребителей электрической энергии. Асинхронный электродвигатель. Трехфазный трансформатор. Производство и использование электрической энергии. Передача и распределение электрической энергии. Эффективное использование электрической энергии.

Электромагнитное поле. Электромагнитная волна. Излучение электромагнитных волн. Энергия электромагнитной волны. Свойства электромагнитных волн. Принципы радиосвязи. Амплитудная модуляция. Детектирование колебаний. Простейший радиоприемник. Распространение радиоволн. Радиолокация. Понятие о телевидении. Развитие средств связи.

Геометрическая оптика. Световые лучи. Закон прямолинейного распространения света. Фотометрия. Сила света. Освещенность. Яркость. Фотометры.

Принцип Ферма и законы геометрической оптики. Отражение света. Плоское зеркало. Сферическое зеркало. Построение изображений в сферическом зеркале. Увеличение зеркала.

Преломление света. Полное отражение. Преломление света в плоскопараллельной пластинке и треугольной призме. Преломление на сферической поверхности. Линза. Фокусное расстояние и оптическая сила линзы. Формула линзы. Построение изображений в тонкой линзе. Увеличение линзы. Освещенность изображения, даваемого линзой. Недостатки линз. Фотоаппарат. Проекционный аппарат. Глаз. Очки. Лупа. Микроскоп.

Зрительные трубы. Телескопы.

Волновые свойства света. Скорость света. Дисперсия света.Интерференция света. Длина световой волны. Интерференцияв тонких пленках. Кольца Ньютона. Некоторые применения интерференции. Дифракция света. Теория дифракции. Дифракция Френеля на простых объектах. Дифракция Фраунгофера. Дифракционная решетка. Разрешающая способность микроскопа и телескопа. Поперечность световых волн. Поляризация света. Поперечность световых волн и электромагнитная теория света.

Виды излучений. Источники света. Спектры и спектральне приборы. Виды спектров. Спектральный анализ. Инфракрасное и ультрафиолетовое излучения. Рентгеновские лучи. Шкала электромагнитных излучений.

Основы специальной теории относительности

Законы электродинамики и принцип относительности.

Опыт Майкельсона. Постулаты теории относительности. Относительность одновременности. Преобразования Лоренца. Относительность расстояний. Относительность промежутков времени. Релятивистский закон сложения скоростей. Релятивистская динамика. Зависимость массы от скорости. Синхрофазотрон.

Связь между массой и энергией.

Квантовая физика.

Физика атома и атомного ядра

Предмет и задачи квантовой физики. Зарождение квантовой теории.

Тепловое излучение. Распределение энергии в спектре абсолютно черного тела.

Гипотеза Планка о квантах. Фотоэффект. Теория фотоэффекта. Фотоны. Применение фотоэффекта.

Опыты П. Н. Лебедева и С. И. Вавилова. Давление света. Химическое действие света. Фотография. Запись и воспроизведение звука в кино.

Спектральные закономерности. Строение атома. Модель Томсона. Опыты Резерфорда. Планетарная модель атома. Постулаты Бора. Модель атома водорода по Бору. Экспериментальное доказательство существования стационарных состояний. Трудности теории Бора. Квантовая механика. Гипотеза де Бройля о волновых свойствах частиц. Корпускулярно-волновой дуализм. Дифракция электронов. Соотношение неопределенностей Гейзенберга. Волны вероятности. Интерференция вероятностей. Многоэлектронные атомы. Квантовые источники света — лазеры.

Атомное ядро и элементарные частицы. Методы наблюдения и регистрации элементарных частиц. Открытие естественной радиоактивности. Альфа-, бета- и гамма-излучение. Радиоактивные превращения. Закон радиоактивного распада. Период полураспада. Изотопы. Правило смещения. Искусственное превращение атомных ядер. Открытие нейтрона. Строение атомного ядра. Ядерные силы. Энергия связи атомных ядер. Искусственная радиоактивность. Ядерные реакции. Деление ядер урана. Цепные ядерные реакции. Ядерный реактор. Термоядерные реакции. Применение ядерной энергии. Получение радиоактивных изотопов и их применение. Биологическое действие радиоактивных излучений.

Три этапа в развитии физики элементарных частиц. Открытие позитрона. Античастицы. Распад нейтрона. Открытие нейтрино. Промежуточные бозоны — переносчики слабых взаимодействий. Сколько существует элементарных частиц. Кварки.

Взаимодействие кварков. Глюоны.

Строение Вселенной

Применимость законов физики для объяснения природы космических объектов. Солнечная система как комплекс тел, имеющих общее происхождение. Общие характеристики планет. Планеты земной группы. Далекие планеты. Солнце и звезды. Классификация звезд. Эволюция Солнца и звезд.

Строение и эволюция Вселенной. Темная материя и темная энергия.

Единая физическая картина мира. Физика и научно-техническая революция.



3.Тематическое планированиеi


Программой предусмотрено проведение текущего контроля успеваемости обучающихся по разделам курса и лабораторных работ.

10 класс


Наименование разделов

Количество часов

Контрольные работы (количество)

Практическая часть (лабораторные, практические работы)

1.

Введение

4



2.

Механика

64

3

2

3.

Молекулярная физика. Термодинамика

34

2

1

4.

Электродинамика

34

2

2

5.

Лабораторный практикум

28


20

6.

Резервное время

11

1



Итого

175

8

5


Лабораторные работы

  1. Изучение движения тела по окружности под действием сил упругости и тяжести.

  2. Изучение закона сохранения механической энергии

  3. Изучение закона Гей-Люссака

  4. Изучение параллельного и последовательного соединения проводников

  5. Измерение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока



Лабораторный практикум

1. Измерение ускорения свободного падения с помощью математического маятника.

2. Изучение второго закона Ньютона.

3. Исследование модели движения тела, брошенного под. углом к горизонту.

4. Изучение закона сохранения импульса при соударении стальных шаров.

5. Изучение закона сохранения механической энергии.

6. Измерение КПД электродвигателя при поднятии груза.

7. Опытная проверка закона Гей-Люссака.

8. Определение процентного содержания влаги в мокром снеге.

9. Изучение распределения молекул идеального газа по скоростям (компьютерное моделирование).

10. Изучение идеальной тепловой машины Карно (компьютерное моделирование).

11. Изучение теплового взаимодействия (компьютерное моделирование).

12. Измерение модуля Юнга резины.

13. Измерение температурного коэффициента линейного расширения твердых тел.

14. Определение коэффициента поверхностного натяжения жидкости.

15. Измерение емкости конденсатора.

16. Измерение удельного сопротивления проводника.

17. Измерение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока.

18. Изучение цепи постоянного тока, содержащей ЭДС.

19. Сборка и градуировка омметра.

20. Расширение предела измерения вольтметра/амперметра.

11 класс

Наименование разделов

Количество часов

Контрольные работы (количество)

Практическая часть (лабораторные, практические работы)

1

Электродинамика (продолжение)

32

3

2

2

Колебания и волны

36

3

1

3

Оптика

20

2

5

4

Основы теории относительности

4



5

Квантовая физика

36

3

1

6

Строение Вселенной

7



7

Значение физики для объяснения мира и развития производительных сил общества

2



9

Резервное время (Итоговое повторение)

5

1


10

Лабораторный практикум

28


22


Итого

170

12

9


Лабораторные работы

1. Наблюдение действия магнитного поля на ток. 2. Изучение электромагнитной индукции. 3. Измерение ускорения свободного падения с помощью маятника. 4. Измерение показателя преломления стекла. 5. Определение оптической силы и фокусного расстояния собирающей линзы.

6. Измерение длины световой волны.

7. Наблюдение интерференции и дифракции света. 8. Наблюдение сплошного и линейчатого спектров. 9. Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям.


Лабораторный практикум

  1. Изучение температурной зависимости сопротивления металлов и полупроводников.

  2. Изучение процесса прохождения электрического тока в растворах электролитов.

  3. Изучение полупроводникового диода.

  4. Изучение процессов выпрямления переменного тока.

  5. Изучение процесса прохождения тока в биполярном транзисторе.

  6. Изучение цепи переменного тока.

  7. Изучение резонанса в цепи переменного тока.

  8. Измерение коэффициента мощности цепи переменного тока.

  9. Изучение однофазного трансформатора.

  10. Измерение емкости конденсатора и индуктивности катушки.

  11. Изучение автоколебаний.

  12. Изучение поперечных волн в струне с закрепленными концами.

  13. Изучение свойств звуковых волн.

  14. Ознакомление с процессами модуляции и демодуляции (детектирования) электромагнитных колебаний.

  15. Изучение закона преломления света.

  16. Измерение показателя преломления стекла при помощи микроскопа.

  17. Измерение фокусного расстояния рассеивающей линзы.

  18. Сборка оптических систем.

  19. Исследование интерференции света.

  20. Исследование дифракции света.

  21. Определение длины световой волны при помощи дифракционной решетки.

  22. Изучение явлений фотоэффекта. Измерение работы выхода электрона.



4. Календарно - тематическое планирование


10 класс


Дата по плану

Дата по факту

Наименование темы

Количество часов

Примечание


Введение. Основные особенности физического метода исследования. 4 часа



Инструктаж по технике безопасности. Необходимость познания природы. Моделирование явлений и объектов природы.

1




Физика – фундаментальная наука о природе. Научные методы познания окружающего мира.

1




Физические законы и теории, границы их применимости. Роль эксперимента и теории в процессе познания природы.

1




Научные гипотезы. Принцип соответствия. Физическая картина мира. Роль математики в физике.

1



Механика. (64 ч.)

Кинематика точки. Основные понятия кинематики. (19 ч.)



Механическое движение. Движение точки и тела. Прямолинейное движение точки.

1




Координаты. Система отсчета.

1




Средняя скорость при неравномерном движении.

1




Мгновенная скорость. Описание движения на плоскости. Радиус-вектор.

1




Практикум решения задач «Средняя скорость».

1




Ускорение. Скорость при движении с постоянным ускорением.

1




Зависимость координат и радиуса-вектора от времени при движении с постоянным ускорением.

1




Практикум решения задач «Равноускоренное движение». Уравнения прямолинейного равноускоренного движения.

1




Свободное падение.

1




Практикум решения задач «Свободное падение»

1




Движение тела, брошенного под углом к горизонту.

1




Равномерное движение точки по окружности. Центростремительное ускорение.

1




Тангенциальное, нормальное и полное ускорения. Угловая скорость.

1




Практикум решения задач «Движение точки по окружности».

1




Относительность движения. Преобразования Галилея.

1




Практикум решения задач «Относительность движения».

1




Зачет по теме «Кинематика»

1




Практикум решения задач «Кинематика».

1




Контрольная работа №1: «Кинематика».

1




Контрольная работа №1: «Кинематика».

1



Динамика. Законы механики Ньютона. Силы в механике.

Неинерциальные системы отсчета. (21 ч.)



Основное утверждение механики. Материальная точка.

1




Первый закон Ньютона. Инерциальные системы отсчета.

1




Сила. Связь между силой и ускорением. Второй закон Ньютона. Масса. Принцип суперпозиции сил.

1




Третий закон Ньютона. Понятие о системе единиц. Основные задачи механики.

1




Состояние системы тел в механике. Принцип относительности в механике. Пространство и время в классической механике.

1




Практикум решения задач «Законы Ньютона».

1




Самостоятельная работа «Законы Ньютона».

1




Сила тяжести. Сила всемирного тяготения. Закон всемирного тяготения.

1




Равенство инертной и гравитационной масс. Первая космическая скорость.

1




Деформация и сила упругости. Закон Гука.

1




Вес тела. Невесомость и перегрузки.

1




Лабораторная работа №1: Изучение движения тела по окружности под действием сил упругости и тяжести.

1




Сила трения. Природа и виды сил трения. Сила сопротивления при движении тел в вязкой среде.

1




Практикум решения задач «Силы в механике».

1




Самостоятельная работа «Силы в механике».

1




Силы инерции. Неинерциальные системы отсчета, движущиеся прямолинейно с постоянным ускорением.

1




Вращающиеся системы отсчета. Центробежная сила.

1




Практикум решения задач «Неинерциальные системы отсчета».

1




Зачет по теме «Динамика».

1




Контрольная работа №2 «Динамика».

1




Контрольная работа №2 «Динамика».

1



Законы сохранения в механике. Движение твердого тела. Статика. Механика деформируемых тел. (23 ч.)



Импульс. Закон сохранения импульса.

1




Реактивная сила. Уравнение Мещерского. Реактивный двигатель. Успехи в освоении космического пространства.

1




Практикум решения задач «Закон сохранения импульса».

1




Работа силы. Мощность.

1




Кинетическая энергия. Потенциальная энергия. Закон сохранения энергии в механике.

1




Столкновение упругих шаров. Уменьшение механической энергии под действием сил трения.

1




Лабораторная работа №2: «Изучение закона сохранения механической энергии».

1




Практикум решения задач «Законы сохранения в механике». Использование законов механики для объяснения движения небесных тел и для развития космических исследований.

1




Самостоятельная работа «Законы сохранения в механике».

1




Абсолютно твердое тело. Центр масс твердого тела. Теорема о движении центра масс.

1




Основное уравнение динамики вращательного движения твердого тела.

1




Закон сохранения момента импульса.

1




Практикум решения задач «Движение твердого тела».

1




Условие равновесия твердого тела. Момент силы.

1




Центр тяжести. Виды равновесия.

1




Практикум решения задач «Статика».

1




Виды деформаций твердых тел. Механические свойства твердых тел. Пластичность и хрупкость.

1




Давление в жидкостях и газах. Закон Паскаля. Закон Архимеда. Гидродинамика.

1




Ламинарное и турбулентное течения. Уравнение Бернулли. Подъёмная сила крыла самолета.

1




Практикум решения задач «Механика деформируемых тел».

1




Зачет по теме «Законы сохранения в механике. Статика».

1




Контрольная работа №3 «Законы сохранения в механике. Статика».

1




Контрольная работа №3 «Законы сохранения в механике. Статика».

1



Лабораторный практикум (12 ч.)



1. Измерение ускорения свободного падения с помощью математического маятника.

1




1. Измерение ускорения свободного падения с помощью математического маятника.

1




2.Изучение второго закона Ньютона.

1




2.Изучение второго закона Ньютона.

1




3. Исследование модели движения тела, брошенного пол углом к горизонту.

1




3.Исследование модели движения тела, брошенного пол углом к горизонту.

1




4.Изучение закона сохранения импульса при соударении стальных шаров.

1




4.Изучение закона сохранения импульса при соударении стальных шаров.

1




5.Изучение закона сохранения механической энергии.

1




5.Изучение закона сохранения механической энергии.

1




6.Измерение КПД электродвигателя при поднятии груза.

1




6.Измерение КПД электродвигателя при поднятии груза.

1




Решение задач. Срезовая контрольная работа №4 (за первое полугодие)




Молекулярная физика. Термодинамика. (34 ч.)

Основы молекулярно-кинетической теории. (3 ч.)



Атомистическая гипотеза строения вещества и её экспериментальные доказательства. Масса молекул. Моль. Постоянная Авогадро.

1




Броуновское движение. Решение задач.

1




Строение газообразных, жидких и твердых тел.

1



Температура. Газовые законы. (7 ч.)



Состояние макроскопических тел в термодинамике. Температура. Тепловое равновесие.

1




Равновесные (обратимые) и неравновесные (необратимые) процессы.

1




Идеальный газ, его модель. Абсолютная температура. Газовый термометр.

1




Газовые законы. Изопроцессы.

1




Лабораторная работа №3: «Изучение закона Гей-Люссака».

1




Уравнение состояния идеального газа.

1




Самостоятельная работа «Газовые законы».

1


Молекулярно-кинетическая теория идеального газа. (6 ч).



Системы с большим числом частиц и законы механики.

1




Идеальный газ в молекулярно-кинетической теории. Основное уравнение молекулярно-кинетической теории.

1




Температура – мера средней кинетической энергии.

1




Распределение Максвелла. Измерение скоростей молекул газа. Границы применимости модели идеального газа.

1




Контрольная работа № 4 «МКТ идеального газа».

1




Контрольная работа № 4 «МКТ идеального газа».

1


Законы термодинамики. (7 ч.)



Внутренняя энергия. Работа в термодинамике.

1




Количество теплоты. Первый закон термодинамики.

1




Адиабатный процесс. Необратимость процессов в природе.

1




Второй закон термодинамики. Статистическое истолкование необратимости процессов в природе.

1




Тепловые двигатели. Принцип действия тепловых машин. Максимальный КПД тепловых двигателей. Проблемы энергетики и охраны окружающей среды.

1




Самостоятельная работа

«Законы термодинамики».

1



Взаимные превращения жидкостей и газов. (3 ч.)




Равновесие между жидкостью и газом. Насыщенные пары. Изотермы реального газа. Ненасыщенные пары

1




Критическая температура. Критическое состояние. Кипение. Сжижение газов.

1




Влажность воздуха.

1



Поверхностное натяжение в жидкостях. (3 ч.)




Модель строения жидкостей. Молекулярная картина поверхностного слоя. Поверхностное натяжение. Поверхностная энергия. Сила поверхностного натяжения.

1




Смачивание. Капиллярные явления.

1




Практикум решения задач «Поверхностное натяжение. Смачивание. Капиллярность».

1



Твердые тела и их превращение в жидкости. (5ч.)



Модель строения твердого тела. Кристаллические тела. Кристаллическая решетка. Аморфные тела. Жидкие кристаллы. Дефекты в кристаллах.

1




Объяснение механических свойств твердых тел на основе молекулярно-кинетической теории. Изменение агрегатных состояний вещества.

1




Плавление и отвердевание. Изменение объема при плавлении и отвердевании. Тройная точка. Тепловое расширение твердых и жидких тел.

1




Зачет по теме «Молекулярная физика. Термодинамика».

1




Контрольная работа №5 «Термодинамика»

1



Лабораторный практикум (8 ч.)



7. Опытная проверка закона Гей-Люссака.

1




8. Определение процентного содержания влаги в мокром снеге.

1




9. Изучение распределения молекул идеального газа по скоростям (компьютерное моделирование).

1




10. Изучение идеальной тепловой машины Карно (компьютерное моделирование).

1




11. Изучение теплового взаимодействия (компьютерное моделирование).

1




12. Измерение модуля Юнга резины.

1




13. Измерение температурного коэффициента линейного расширения твердых тел.

1




14. Определение коэффициента поверхностного натяжения жидкости.

1



Электродинамика (34 ч.)

Электростатика. (17 ч.)



Электростатика. Роль электромагнитных сил в природе и технике.

1




Электрический заряд и элементарные частицы. Закон сохранения электрического заряда. Электризация тел. Закон Кулона. Единицы электрического заряда.

1




Практикум решения задач «Закон Кулона».

1




Взаимодействие зарядов внутри диэлектрика. Близкодействие и действие на расстоянии.

1




Электрическое поле. Напряжённость электрического поля. Принцип суперпозиции полей. Линии напряжённости электрического поля.

1




Теорема Гаусса. Поле заряженной плоскости, сферы и шара.

1




Диэлектрики в электростатическом поле. Поляризация диэлектриков. Проводники в электростатическом поле.

1




Практикум решения задач «Теорема Гаусса».

1




Потенциальность электростатического поля. Потенциальная энергия заряда в однородном электрическом поле.

1




Энергия взаимодействия точечных зарядов. Потенциал электростатического поля и разность потенциалов. Связь между напряженностью электростатического поля и разностью потенциалов.

1




Экспериментальное определение элементарного электрического заряда. Решение задач «Потенциал и разность потенциалов электростатического поля».

1




Электрическая ёмкость. Конденсаторы. Ёмкость плоского конденсатора. Энергия заряженного конденсатора. Энергия электрического поля

1




Решение задач по теме «Электростатика».

1




Практикум решения задач по теме «Конденсаторы».

1




Зачет по теме «Электростатика».

1




Контрольная работа №6 по теме «Электростатика».

1




Контрольная работа №6 по теме «Электростатика».

1



Законы постоянного тока (17 ч.)



Постоянный электрический ток. Плотность тока. Сила тока. Электрическое поле проводника с током.

1




Закон Ома для участка цепи. Сопротивление проводника.

1




Зависимость сопротивления от температуры. Сверхпроводимость.

1




Решение задач по теме «Закон Ома для участка цепи».

1




Работа и мощность тока. Закон Джоуля – Ленца.

1




Электрические цепи. Последовательное и параллельное соединения проводников.

1




Лабораторная работа №4: «Изучение параллельного и последовательного соединения проводников».

1




Практикум решения задач «Электрические цепи».

1




Электродвижущая сила. Гальванические элементы. Закон Ома для полной цепи.

1




Лабораторная работа №5: «Измерение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока».

1




Практикум решения задач «Закон Ома для полной цепи».

1




Закон Ома для участка цепи, содержащего ЭДС

1




Расчет сложных электрических цепей. Правила Кирхгофа.

1




Практикум решения задач «Законы постоянного тока».

1




Зачет по теме «Законы постоянного тока».

1




Контрольная работа №7: «Законы постоянного тока».

1




Контрольная работа №7: «Законы постоянного тока».

1



Лабораторный практикум (8 ч.)



15. Измерение емкости конденсатора.

1




16. Измерение удельного сопротивления проводника.

1




17. Измерение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока.

1




17. Изучение цепи постоянного тока, содержащей ЭДС.

1




18. Сборка и градуировка омметра.

1




18. Сборка и градуировка омметра.

1




20. Расширение предела измерения вольтметра / амперметра.

1




20. Расширение предела измерения вольтметра / амперметра.

1



Резервное время (Итоговое повторение) (12 ч.)



Итоговое повторение (Механика)

1




Итоговое повторение. Основы МКТ.

1




Итоговое повторение. Основы термодинамики.

1




Итоговое повторение. Электростатика.

1




Итоговое повторение. Постоянный ток.

1




Итоговая контрольная работа № 8

1




Итоговая контрольная работа № 8

1




Резерв. Решение задач.

1




Резерв. Решение задач.

1




Резерв. Решение задач.

1




Резерв. Решение задач.

1






Календарно - тематическое планирование


11 класс


ii

Дата по плану

Дата по факту

Наименование темы

Количество часов

Примечание

Часть 1. Электродинамика 32 часа

Глава 1. Электрический ток в различных средах. 10 ч

1.



Инструктаж по технике безопасности. Электрический ток в металлах



2.



Электрический ток в электролитах



3.



Электрический ток в газах



4.



Электрический ток вакууме



5.



Электрический ток в полупроводниках



6.



Собственная и примесная проводимость



7.



Транзистор



8.



Полупроводниковая электроника



9.



Практикум решения задач "Электрический ток в различных средах"



10.



Самостоятельная работа "Электрический ток в различных средах".




Глава 2. Магнитное поле ток (10 ч.)



Инструктаж по технике безопасности. Магнитные взаимодействия. Индукция магнитного поля. Вектор магнитной индукции. Поток магнитной индукции.

1




Линии магнитной индукции. Закон Био – Савара – Лапласа.

1




Лабораторная работа №1: "Наблюдение действия магнитного поля на ток".

1




Сила Ампера. Электроизмерительные приборы.

1




Практикум решения задач по теме «Сила Ампера».

1




Действие магнитного поля на движущиеся заряды. Сила Лоренца. Циклический ускоритель.

1




Практикум решения задач по теме «Сила Лоренца».

1




Практикум решения задач «Магнитное поле тока»

1




Контрольная работа №1 «Электрический ток в различных средах. Магнитное поле тока»

1




Контрольная работа №1 «Электрический ток в различных средах. Магнитное поле тока»

1



Глава 3. Электромагнитная индукция. Магнитные свойства вещества. 12 часов.



Открытие электромагнитной индукции. Правило Ленца.

1




Закон электромагнитной индукции Фарадея. Вихревое электрическое поле.

1




Решение задач

1




Лабораторная работа № 2 "Изучение электромагнитной индукции"

1




ЭДС индукции в движущихся проводниках.

1




Самоиндукция. Индуктивность. Энергия магнитного поля.

1




Практикум решения задач по теме «Электромагнитная индукция»

1




Магнитная проницаемость. Три класса магнитных веществ. Объяснение диа- и парамагнетизма.

1




Основные свойства ферромагнетиков. Применение ферромагнетиков.

1




Практикум решения задач по теме «Электромагнитная индукция»

1




Зачет по теме «Электродинамика»

1




Контрольная работа №3 «Электромагнитная индукция»

1


Лабораторный практикум 8 часов.



Лабораторный практикум №1. «Изучение температурной зависимости сопротивления металлов и полупроводников».

1




Лабораторный практикум №2 «Изучение процесса прохождения электрического тока в растворах электролитов».

1




Лабораторный практикум №3 «Изучение полупроводникового диода».

1




Лабораторный практикум №3 «Изучение полупроводникового диода».

1




Лабораторный практикум №4. «Изучение процессов выпрямления переменного тока».

1




Лабораторный практикум № 4. «Изучение процессов выпрямления переменного тока».

1




Лабораторный практикум №5. «Изучение процесса прохождения тока в биполярном транзисторе».

1




Лабораторный практикум №5 «Изучение процесса прохождения тока в биполярном транзисторе».

1


Часть 2. Колебания и волны. 36 часа

Глава 1. Вращение твердого тела. Механические колебания. 8 часов



Законы вращения твердого тела.

1




Свободные и вынужденные колебания. Уравнение движения груза на пружине.

1




Уравнение движения математического маятника. Решение задач «Маятники».

1




Лабораторная работа № 3 "Измерение ускорения свободного падения с помощью маятника"

1




Гармонические колебания. Период, частота, амплитуда и фаза гармонических колебаний. Уравнение гармонических колебаний.

1




Затухающие колебания. Вынужденные колебания. Сложение гармонических колебаний. Резонанс.

1




Практикум решения задач «Механические колебания»

1




Контрольная работа №4 «Механические колебания»

1



Глава 2. Электрические колебания. Производство, передача.

Распределение и использование электрической энергии. 14 часов



Колебательный контур. Процессы в колебательном контуре. Формула Томсона. Свободные электромагнитные колебания.

1




Вынужденные электрические колебания. Переменный электрический ток.

1




Действующие значения силы тока и напряжения. Резистор в цепи переменного тока.

1




Конденсатор и катушка индуктивности в цепи переменного тока.

1




Закон Ома для цепи переменного тока.

1




Мощность в цепи переменного тока.

1




Резонанс в электрической цепи. Генератор на транзисторе. Автоколебания.

1




Практикум решения задач «Электрические колебания».

1




Генератор переменного тока. Трансформатор. Выпрямление переменного тока.

1




Трехфазный ток. Соединение обмоток генератора и потребителей трехфазного тока.

1




Асинхронный электродвигатель.

1




Использование электрической энергии.

1




Передача и распределение электрической энергии.

1




Практикум решения задач «Трансформатор».

1




Контрольная работа №5 «Электрические колебания».

1



Глава 3. Механические волны. Звук. 6 часов



Волновые явления. Поперечные и продольные волны. Длина волны. Скорость распространения волн.

1




Уравнение бегущей волны. Стоячие волны как свободные колебания тел. Уравнение гармонической волны.

1




Волны в среде. Звуковые волны. Скорость звука. Музыкальные звуки и шумы. Громкость, высота и тембр звука.

1




Излучение звука. Ультразвук и инфразвук. Интерференция волн. Принцип Гюйгенса.

1




Закон отражения волн. Преломление волн. Дифракция волн.

1




Практикум решения задач «Механические волны».

1


Глава 4. Электромагнитные волны. 7 часов



Связь между переменным электрическим и переменным магнитным полями. Электромагнитное поле.

1




Электромагнитная волна. Излучение электромагнитных волн. Скорость электромагнитных волн. Энергия электромагнитной волны. Свойства электромагнитных волн.

1




Изобретение радио А.С.Поповым. Принципы радиосвязи. Амплитудная модуляция. Детектирование.

1




Радиоприемник. Распространение радиоволн. Радиолокация. Телевидение.

1




Практикум решения задач «Электромагнитные волны»

1




Зачет по теме «Колебания и волны»

1




Контрольная работа №6 «Механические и электромагнитные волны»

1


Лабораторный практикум 12 часов.



Лабораторный практикум №6. «Изучение цепи переменного тока».

1




Лабораторный практикум №7. «Изучение резонанса в цепи переменного тока».

1




Лабораторный практикум №8. «Измерение коэффициента мощности цепи переменного тока».

1




Лабораторный практикум №9.»Изучение однофазного трансформатора»

1




Лабораторный практикум №9. «Изучение однофазного трансформатора»

1




Лабораторный практикум №10. «Измерение емкости конденсатора и индуктивности катушки».

1




Лабораторный практикум №10. «Измерение емкости конденсатора и индуктивности катушки».

1




Лабораторный практикум №11. «Изучение автоколебаний».

1




Лабораторный практикум №12. «Ознакомление с процессами модуляции и демодуляции (детектирования) электромагнитных колебаний».

1




Лабораторный практикум №12. «Ознакомление с процессами модуляции и демодуляции (детектирования) электромагнитных колебаний».

1




Лабораторный практикум №13. «Изучение поперечных волн в струне с закрепленными концами».

1




Лабораторный практикум №14. «Изучение свойств звуковых волн».

1


Часть 3. Оптика. 20 часов


Глава 1. Геометрическая оптика. 10 часов



Развитие взглядов на природу света. Световые лучи. Фотометрия. Сила света. Освещенность.

1




Яркость. Фотометры. Решение задач на тему «Фотометрия».

1




Принцип Ферма. Закон отражения света. Сферическое зеркало.

1




Закон преломления света. Полное внутреннее отражение. Преломление света на сферической поверхности.

1




Лабораторная работа № 4 "Измерение показателя преломления стекла"

1




Линза. Фокусное расстояние и оптическая сила линзы. Формула тонкой линзы.

1




Построение изображения, даваемого линзой. Недостатки линз. Фотоаппарат. Глаз. Очки. Лупа. Микроскоп. Телескоп.

1




Лабораторная работа №5 "Определение оптической силы и фокусного расстояния собирающей линзы"

1




Практикум решения задач по теме «Геометрическая оптика».

1




Контрольная работа №7 «Геометрическая оптика».

1


Глава 2. Световые волны. Излучение и спектры. 10 часов



Скорость света. Дисперсия света. Интерференция света. Когерентность.

1




Длина световой волны. Кольца Ньютона. Дифракция света. Дифракция Френеля на простых объектах.

1




Дифракция Фраунгофера. Дифракционная решетка. Разрешающая способность микроскопа и телескопа.

1




Лабораторная работа № 6 "Измерение длины световой волны".

1




Лабораторная работа №7 «Наблюдение интерференции и дифракции света».

1




Поперечность световых волн. Поляризация света. Поперечность световых волн и электромагнитная теория света.

1




Источники света. Спектры и спектральные аппараты. Виды спектров. Спектральный анализ. Инфракрасное и ультрафиолетовое излучения.

1




Рентгеновские лучи. Шкала электромагнитных излучений. Лабораторная работа №8 «Наблюдение сплошного и линейчатого спектров».

1




Зачет по теме «Оптика».

1




Контрольная работа №8 «Световые волны. Излучения и спектры».

1


Часть 4. Основы теории относительности. 4 часа.



Законы электродинамики и принцип относительности. Опыт Майкельсона. Постулаты теории относительности Эйнштейна.

1




Пространство и время в СТО. Относительность одновременности. Преобразования Лоренца. Относительность расстояния и промежутков времени.

1




Релятивистский закон сложения скоростей. Релятивистская динамика. Синхрофазотрон. Связь массы с энергией, импульсом. Дефект массы и энергия связи.

1




Полная энергия, энергия покоя. Релятивистский импульс. Самостоятельная работа «Основы теории относительности».

1


Часть 5. Квантовая физика. 36 часов

Глава 1. Световые кванты. Действия света. 9 часов



Зарождение квантовой теории. Гипотеза М.Планка о квантах. Постоянная Планка. Фотоэффект. Теория фотоэффекта.

1




Опыты А.Г. Столетова. Уравнение А.Эйнштейна для фотоэффекта. Фотоны. Применение фотоэффекта.

1




Практикум решения задач по теме «Фотоэффект. Фотоны».

1




Давление света. Химическое действие света. Фотография. Опыты П.Н.Лебедева и С.И.Вавилова.

1




Запись и воспроизведение звука в кино. Решение задач по теме «Давление света».

1




Практикум решения задач «Световые кванты. Действия света»

1




Практикум решения задач «Световые кванты. Действия света»

1




Контрольная работа №9 «Световые кванты. Действия света».

1




Контрольная работа №9 «Световые кванты. Действия света».

1


Глава 2. Атомная физика. Квантовая теория. 8 часов



Спектральные закономерности. Планетарная модель атома. Опыты Резерфорда.

1




Постулаты Бора. Модель атома водорода по Бору. Линейчатые спектры. Экспериментальное доказательство существования стационарных состояний.

1




Трудности теории Бора. Корпускулярно-волновой дуализм. Формула де Бройля. Дифракция электронов.

1




Соотношение неопределенностей Гейзенберга. Статистический характер квантовой механики.

1




Многоэлектронные атомы. Принцип Паули. Решение задач по теме «Атомная физика».

1




Спонтанное и вынужденное излучение света. Квантовые источники света – лазеры. Понятие о нелинейной оптике.

1




Практикум решения задач по теме «Атомная физика»

1




Контрольная работа №10 «Атомная физика. Квантовая теория».

1



Глава 3. Физика атомного ядра. Элементарные частицы. 19 часов



Методы наблюдения и регистрации элементарных частиц.

1




Естественная радиоактивность. Альфа-, бета- и гамма-излучения. Радиоактивные превращения.

1




Лабораторные работы №9 "Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям".

1




Практикум решения задач по теме «Радиоактивные превращения».

1




Закон радиоактивного распада. Период полураспада.

1




Изотопы. Искусственное превращение атомных ядер. Открытие нейтрона.

1




Строение атомного ядра. Нуклонная модель ядра. Ядерные силы. Пи-мезоны. Энергия связи атомных ядер.

1




Практикум решения задач по теме «Энергия связи атомных ядер».

1




Ядерные реакции. Ядерные спектры.

1




Деление ядер урана. Цепные ядерные реакции. Ядерный реактор.

1




Термоядерные реакции.

1




Получение радиоактивных изотопов и их применение.

1




Биологическое действие радиоактивных излучений. Дозиметрия.

1




Практикум решения задач по теме «Физика атомного ядра».

Ядерная энергетика.

1




Статистический характер процессов в микромире. Три этапа в развитии физики элементарных частиц. Открытие позитрона. Античастицы. Открытие нейтрино.

1




Промежуточные бозоны – переносчики слабых взаимодействий. Кварки. Взаимодействие кварков. Глюоны. Законы сохранения в микромире.

1




Зачет по теме «Квантовая физика».

Фундаментальные взаимодействия.

1




Контрольная работа №11 «Физика атомного ядра. Элементарные частицы».

1




Контрольная работа №11 «Физика атомного ядра. Элементарные частицы».

1


Лабораторный практикум по оптике и квантовой физике. 8 часов



Лабораторный практикум №15. «Изучение закона преломления света».

1




Лабораторный практикум №16. «Измерение показателя преломления стекла при помощи микроскопа».

1




Лабораторный практикум №17. «Измерение фокусного расстояния рассеивающей линзы».

1




Лабораторный практикум №18. «Сборка оптических систем».

1




Лабораторный практикум №19. «Исследование интерференции света».

1




Лабораторный практикум №20. «Исследование дифракции света».

1




Лабораторный практикум №21. «Определение длины световой волны при помощи дифракционной решетки».





Лабораторный практикум №22. «Изучение явлений фотоэффекта. Измерение работы выхода электрона».




Строение Вселенной. 7 часов



Солнечная система как комплекс тел, имеющих общее происхождение.

1




Общие характеристики планет.

1




Планеты земной группы.

1




Далекие планеты.

1




Солнце и звезды. Галактики. «Красное смещение» в спектрах галактик.

1




Строение и эволюция Вселенной. Масштабы Вселенной. Применимость законов физики для объяснения природы космических объектов.

1




Зачет по теме «Строение Вселенной».

1


Значение физики для объяснения мира и развития производительных сил общества. 2 часа



Единая физическая картина мира.

1




Физика и научно-техническая революция.

1


Итоговое повторение. 5 часов



Повторение. Энергия. Кинетическая энергия и её изменение. Потенциальная энергия. Закон сохранения энергии в механике.

1




Повторение. Модель идеального газа. Связь между давлением идеального газа и средней кинетической анергией теплового движения его молекул.

1




Повторение. Уравнение состояния идеального газа. Изопроцессы в газах.

1




Повторение. Первый закон термодинамики

1




Итоговая контрольная работа №12.

1




























i

ii


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!