Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
"Седлистинская средняя общеобразовательная школа"
Икрянинский район, Астраханской области
"Рассмотрено" Руководитель МО _____________ Д.Т.Джалмухамбетова Протокол №___ От "__"___ 2019г. | "Согласовано" Заместитель Директора по УВР ____________________ И.А. Максимова От "__"_______2019г | "Утверждаю" Директор МБОУ "Седлистинская СОШ" _____________________ Л.Г. Сапрыкина Приказ № __ От "__"___ 2019г |
Рабочая программа
Предмет: биология
Класс : 11
Уровень обучения: базовый
Всего часов на изучение программы: 34
Количество часов в неделю: 1
Джакьяева М.Р.
Учитель химии и биологии
2019-2020 уч. год
Результаты освоения курса биологии
В процессе обучения биологии в 11 классе предусмотрено достижение учащимися следующих личностных результатов:
сформированность мотивации к творческому труду, к работе на результат; бережному отношению к природе, к материальным и духовным ценностям;
сформированность убежденности в важной роли биологии в жизни общества, понимания особенностей методов, применяемых в биологических исследованиях;
реализация этических установок по отношению к биологическим открытиям, исследованиям и их результатам;
сформированность научной картины мира как компонента общечеловеческой и личностной культуры на базе биологических знаний и умений;
признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, здоровья своего и других людей; реализация установок здорового образа жизни;
сформированность познавательных мотивов, направленных на овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний;
знание о многообразии живой природы, методах ее изучения, роли учебных умений для личности, основных принципов и правил отношения к живой природе.
Также предусмотрено достижение метапредметных результатов, таких как:
овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, в том числе умением видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
Компетентность в области использования ИКТ, умение работать с разными источниками биологической информации; самостоятельно находить биологическую информацию в различных источниках; анализировать и оценивать информацию, преобразовывать ее из одной формы в другую;
умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, выслушивать и сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения;
способность выбирать целевые и смысловые установки для своих действий, поступков по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих.
Достижение предметных результатов- знаний, умений, компетентностей, характеризующих качество овладения учащимися содержанием учебного предмета, предусматривает:
характеристику содержания биологических теорий, учений В.И. Вернадского о биосфере, законов Г.Менделя, закономерностей изменчивости, вклада выдающихся ученых в развитие биологической науки;
Умение определять существенные признаки биологических объектов и процессов, совершающихся в живой природе на разных уровнях организации жизни;
объяснение роли биологии в формировании научного мировоззрения; вклада биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; отрицательного влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека;
умение приводить доказательства единства живой и неживой природы, ее уровневой организации и эволюции; родства живых организмов;
умение пользоваться биологической терминологией и символикой;
умение решать элементарные биологические задачи, составлять схемы скрещивания;
умение проводить анализ и оценку различных гипотез о сущности жизни
оценку этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии
постановку биологических экспериментов и объяснение их результатов.
Содержание курса биологии
11 класс (34ч, 1ч в неделю)
Введение (1ч)
Глава 1. Вид (20ч)
История эволюционных идей. Развитие биологии в додарвиновский период. Значение работ К. Линнея, учения Ж.Б. Ламарка, теории Ж.Кювье. Предпосылки возникновения учения Ч.Дарвина. Эволюционная теория Ч.Дарвина. Роль эволюционной теории в формировании современной естественно- научной картины мира. Вид. Критерии вида. Популяция. Синтетическая теория эволюции. Движущая сила эволюции. Движущий и стабилизирующий естественный отбор. Адаптации. Видообразование. Сохранение многообразия видов. Доказательства эволюции органического мира. Развитие представлений о возникновении жизни. Опыты Ф.Реди, Л.Пастера. Гипотезы происхождения жизни. Современные взгляды на возникновение жизни. Теория Опарина- Холдейна. Усложнение живых организмов на Земле в процессе эволюции. Гипотезы происхождения человека. Расы человека. Происхождение человеческих рас. Видовое единство человечества.
Лабораторная работа №1 "Выявление приспособлений у организмов к среде обитания"
Глава 2. Экосистемы (12ч)
Организм и среда. Предмет и задачи экологии. Экологические факторы среды( абиотические, биотические, антропогенные), их значение в жизни организмов. Закономерности влияния экологических факторов на организмы. Взаимоотношения между организмами. Межвидовые отношения: паразитизм, хищничество, конкуренция, симбиоз. Видовая и пространственная структура экосистем. Пищевые связи, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах. Причины устойчивости и смены экосистем. Влияние чеовека на экосистемы. Искусственные сообщества- агроценозы. Биосфера. Состав и структура биосферы. Учение В.И. Вернадского о биосфере. Роль живых организмов в биосфере. Биомасса Земли. Биологический круговорот веществ. Биосфера и человек. Глобальные экологические проблемы и пути их решения. Последствия деятельности человека для окружающей среды. Правила поведения в природной среде. Охрана природы и рациональное использование природных ресурсов.
Практическая работа №1
"Составление схем передачи веществ и энергии в экосистеме"
Заключение (1ч)
Тематическое планирование
11 класс. 34ч (2ч в неделю)
Дата | № | Тема урока | Д/з |
План | Факт |
Введение(1ч) |
| | 1 | Введение | |
Глава 1. Вид (20ч) |
| | 2 | Развитие биологии в додарвиновский период. Работа К.Линнея | П.1.1 |
| | 3 | Эволюционная теория Ж.Б. Ламарка | П.1.2 |
| | 4 | Предпосылки возникновения учения Ч.Дарвина | П.1.3 |
| | 5 | Эволюционная теория Ч.Дарвина | П.1.4 |
| | 6 | Вид: критерии и структура | П.1.5 |
| | 7 | Популяция как структурная единица вида | П.1.6 |
| | 8 | Популяция как единица эволюции | П.1.7 |
| | 9 | Факторы эволюции | П.1.8 |
| | 10 | Естественный отбор- главная движущая сила эволюции | П.1.9 |
| | 11 | Адаптации организмов к условиям обитания как результат действия естественного отбора Лабораторная работа №1 " Выявление приспособлений у организмов к среде обитания" | П.1.10 |
| | 12 | Видообразование как результат эволюции | П.1.11 |
| | 13 | Сохранение многообразия видов как основа устойчивого развития биосферы | П.1.12 |
| | 14 | Доказательства эволюции органического мира | П.1.13 |
| | 15 | Развитие представлений о происхождении жизни на Земле | П.1.14 |
| | 16 | Современные представления о возникновении жизни | П.1.15 |
| | 17 | Развитие жизни на Земле | П.1.16 |
| | 18 | Гипотезы происхождения человека | П.1.17 |
| | 19 | Положение человека в системе животного мира | П.1.18 |
| | 20 | Эволюция человека | П.1.19 |
| | 21 | Человеческие расы | П.1.20 |
Глава 2. Экосистемы (12ч) |
| | 22 | Организм и среда. Экологические факторы | П.2.1 |
| | 23 | Абиотические факторы среды | П.2.2 |
| | 24 | Биотические факторы среды | П.2.3. |
| | 25 | Структура экосистем | П.2.4 |
| | 26 | Пищевые связи. Круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах Практическая работа №1 "Составление схем передачи веществ и энергии в экосистеме" | П.2.5 |
| | 27 | Причины устойчивости и смены экосистем | П.2.6 |
| | 28 | Влияние человека на экосистемы | П.2.7 |
| | 29 | Биосфера- глобальная экосистема | П.2.8 |
| | 30 | Роль живых организмов в биосфере | П.2.9 |
| | 31 | Биосфера и человек | П.2.10 |
| | 32 | Основные экологические проблемы современности | П.2.11 |
| | 33 | Пути решения экологических проблем | П.2.12 |
Заключение(1ч) |
| | 34 | Обобщение и систематизация знаний по курсу биологии 11 класса | |
Список литературы
1.Биология. Общая биология. Базовый и углубленный уровни. 11 кл.:учебник /И.Б. Агафонова, В.И. Сивоглазов.- 4-е изд., стереотип.-М.: Дрофа,2014.-208с.:ил-(Навигатор).