1.Федеральным государственным стандартом основного общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897.
2. Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ.
3. Учебным планом МБОУ «Городищенская ООШ» на 2019-2020 учебный год.
федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации 31 марта 2014 г. № 253».
общеобразовательных организациях, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 г. № 189.
Учебник География.9 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / [А.И. Алексеев и др.]. – М.: Просвещение, 2019.-239 с.
- формирование комплексного мышления и целостного восприятия территории, знаний и понимания географических закономерностей, понимания насущных проблем взаимодействия человека и природной среды, подготовка учащихся к решению многих проблем: политических, экономических, социальных, экологических;
- знакомство с основными факторами, принципами и направлениями формирования новой территориальной структуры российского общества, с путями перехода России к устойчивому развитию;
- формирование целостного представления об особенностях природы, населения, хозяйства России, о месте нашей страны в современном мире;
- воспитание любви к родной стране, родному краю, уважения к истории и культуре Родины и населяющих ее народов;
- формирование личности, осознающей себя полноправным членом общества, гражданином, патриотом, ответственно относящимся к природе и ресурсам своей страны.
- формирование географического образа своей страны, представления о России как целостном географическом регионе и одновременно как о субъекте глобального географического пространства;
- формирование позитивного географического образа России как огромной территории с уникальными природными условиями и ресурсами, многообразными традициями населяющих ее народов;
- развитие умений анализировать, сравнивать, использовать в повседневной жизни информацию из различных источников – карт, учебников, статистических данных, интернет – ресурсов;
- развитие умений и навыков вести наблюдения за объектами, процессами и явлениями географической среды, их изменениями в результате деятельности человека, принимать простейшие меры по защите и охране природы.
География в основной школе — учебный предмет, формирующий у обучающихся систему комплексных социально ориентированных знаний о Земле как о планете людей, закономерностях развития природы, размещении населения и хозяйства, об особенностях, о динамике и территориальных следствиях главных природных, экологических, социально-экономических и иных процессов, протекающих в географическом пространстве, проблемах взаимодействия общества и природы, об адаптации человека к географическим условиям проживания, о географических подходах к устойчивому развитию территорий.
Учебный предмет «География» является необходимым компонентом общего образования школьников. География в основной школе изучается с 5 – 9 класс. На изучение географии в 9 классе отводится 2 часа.. Рабочая программа География. Сборник примерных рабочих программ. Предметная линия «Полярная звезда». 5 – 11 классы. Предметная линия В.П. Максаковского. 10 – 11 классы. Базовый уровень : учеб. пособие для общеобразоват. организаций / [А.И. Алексеев и др.]. М. : Просвещение, 2019. – 204 с.
используется в данной рабочей программе с изменениями и рассчитана на 68 часов в год.
Добавлена тема: «Россияне» – 3 часа в тему «Хозяйство страны», в связи с тем, что этот учебный материал не предусмотрен в данном учебнике.
Численность и естественный прирост населения.
Народы и религии России.
Миграции населения. Городское и сельское население.
Развитие хозяйства.
Особенности экономики России.
Учимся с «Полярной звездой».
Топливно – энергетический комплекс. Угольная промышленность.
Нефтяная промышленность.
Газовая промышленность.
Электроэнергетика.
Черная металлургия.
Цветная металлургия.
Машиностроение.
Химическая промышленность.
Лесопромышленный комплекс.
Сельское хозяйство. Растениеводство.
Сельское хозяйство. Животноводство.
Учимся с «Полярной звездой».
Транспортная инфраструктура. Сухопутный транспорт.
Транспортная инфраструктура. Водный, авиационный транспорт.
Социальная инфраструктура.
Учимся с «Полярной звездой».
Информационная инфраструктура.
Пространство Центральной России.
Центральная Россия: освоение территории и население.
Центральная Россия: хозяйство.
Центральная Россия: особенности южной части.
Центральная Россия: особенности восточной части.
Учимся с «Полярной звездой».
Москва – столица России.
Пространство Северо-Запада.
Северо-Запад: «окно в Европу».
Северо-Запад: хозяйство.
Санкт – Петербург – культурная столица России.
Создание электронной презентации «Санкт-Петербург – вторая столица России».
Пространство Европейского Севера.
Европейский Север: освоение территории и население.
Европейский Север: хозяйство и проблемы.
Учимся с «Полярной звездой».
Пространство Европейского Юга.
Европейский Юг. Население.
Европейский Юг: освоение территории и хозяйство.
Учимся с «Полярной звездой».
Пространство Поволжья.
Поволжье: освоение территории и население.
Поволжье: хозяйство и проблемы.
Учимся с «Полярной звездой».
Пространство Урала.
Урал: населения и города.
Урал: освоение территории и хозяйство.
Учимся с «Полярной звездой».
Повторение по теме: «Европейская Россия».
Пространство Сибири.
Сибирь: освоение территории, население и хозяйство.
Западная Сибирь.
Восточная Сибирь.
Учимся с «Полярной звездой».
Пространство Дальнего Востока.
Природные контрасты. Памятники Всемирного природного наследия.
Дальний Восток: освоение территории и население.
Дальний Восток: хозяйство.
Дальний Восток: хозяйство и перспективы.
Учимся с «Полярной звездой».
Россия в мире.
Роль России в мировом хозяйстве.
Взаимодействие природы и человека на примере своего места проживания.
Практическая работа: Составление характеристики природных особенностей, населения и хозяйства своей местности.
- воспитание российской гражданской идентичности: патриотизм, уважение к Отечеству, осознание своей этнической принадлежности, усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду;
- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;
- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
- развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
- развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России, творческой деятельности эстетического характера.
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы;
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе; находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
- формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
- формирование представлений о географии, ее роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования;
- формирование первичных компетенций использования территориального подхода как основы географического мышления для осознания своего места в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нем;
- формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени, основных этапах ее географического освоения, особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах на разных материках и в отдельных странах;
- овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды, в том числе ее экологических параметров;
- овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из языков международного общения;
- овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации;
- формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
- формирование представлений об особенностях деятельности людей, ведущей к возникновению и развитию или решению экологических проблем на различных территориях и акваториях, умений и навыков безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.
№ п\п | Тема | К-во часов | Дата | Требования к результату | Характеристика основных видов деятельности | Виды контроля |
| Тема 1. Хозяйство России. | 23 ч. | | | | |
1. | Численность и естественный прирост населения. | 1 | | Численность населения России. Естественный прирост. Отрицательный прирост – проблема России. Темпы роста численности населения в разные исторические периоды. Демографический кризис, демографические кризисы и потери России в 20 в. | Определяют место России в мире по численности населения на основе анализа статистических данных. Определяют и сравнивают показатели естественного прироста населения в разных частях страны, в своем регионе. Наблюдают динамику численности населения. Прогнозируют темпы роста населения России. | Ответы на вопросы. |
2. | Народы и религии России. Агротехнологический компонент: Сельское население Омской области. | 1 | | Этнос. Этническая территория. Этническая структура регионов России. Россиия – многонаци-ональное государство. Определение по статистическим данным крупнейших по численности народов, Национальный состав. Языковая семья. Языковые группы | Определяют по статистическим данным крупнейшие по численности народы, особенности размещения народов, основные языковые семьи и группы народов России, современный религиозный состав, главные районы распространения религий, сопоставляют географию крупнейших народов с политико-административным делением РФ | Текущий контроль, индивид. работа |
3. | Миграции населения. Городское и сельское население. Практическая работа: определение на основе различных источников информации основных направлений миграционных потоков в России. | 1 | | Миграции: причины, направления и их типы. Мигранты. Основные направления миграционных потоков на разных этапах развития страны. Показатели миграционного прироста для отдельных территорий. | Определяют типы и причины внутренних и внешних миграций, основные направления современных миграционных потоков в России, территории с наиболее высокими показателями миграционного прироста и убыли по статистическим данным. Выявляют изменение численности населения регионов России. | Текущий контроль, ответы на вопросы |
4. | Развитие хозяйства. Практическая работа: сравнение природно-ресурсного капитала различных регионов России. | 1 | | Понятия «экономика», «хозяйство». Экономические ресурсы. Природно-ресурсный, человеческий и производствен-ный капитал. Цикличность развития хозяйства. «Циклы Кондратьева». Секторы экономики. | Анализируют схемы отраслевой и функциональной структуры хозяйства, определяют их различия. Выделяют типы территориальной структуры хозяйства России на основе анализа экономических карт. Выявляют значение человеческого капитала как основного фактора развития общества. | Текущий контроль, ответы на вопросы |
5. | Особенности экономики России. Агротехнологический компонент: Сельскохозяйственные профессии в растениеводстве. | 1 | | Национальная экономика России, ее особенности. Отраслевая структура хозяйства и качество населения страны – важнейшие показатели уровня ее экономического развития. Исторические этапы развития хозяйства России. Проблемы и перспективы развития экономики страны. | Выделяют особенности национальной экономики страны, структуру и циклы в развитии хозяйства своего региона. Прогнозируют развитие экономики своего края. | Текущий контроль, индивид. работа |
6. | Учимся с «Полярной звездой». | 1 | | Формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве со сверстниками в творческом виде деятельности. Формирование основ экологического сознания. | Подбирают и систематизируют информацию по предложенным темам. Устанавливают причинно-следственные связи. Формулируют, аргументируют и отстаивают своё мнение, обмениваются с партнёром важной информацией, участвуют в обсуждении. Оценивают результат, подводят итоги | Ответы на вопросы. |
7. | Топливно – энергетический комплекс. Угольная промышленность. Практическая работа: составление характеристики угольного бассейна России. | 1 | | Топливно-энергетический комплекс (ТЭК). Состав, место и значение в хозяйстве страны. Особенности топливной промышленности. Изменение роли отдельных видов топлива. Топливно-энергетический баланс. Межотраслевой комплекс. Современные проблемы ТЭК. ТЭК и охрана окружающей среды. Угольная промышленность. Главные угольные бассейны страны, их география. Перспективные районы добычи. Значение угольной промышленности в хозяйстве России. Технико-экономические показатели добычи угля, его стоимость | Анализируют схему «Состав топливно-энергетического комплекса» с объяснением функций его отдельных звеньев и взаимосвязи между ними. Устанавливают экономические следствия концентрации топливных ресурсов на востоке страны, а основных потребителей на западе. Высказывают мнение о воздействии ТЭК на состояние окружающей среды и мерах по её охране. Проводят сопоставительный анализ величины добычи угля в основных угольных бассейнах на основе статистических материалов и карт. Составляют характеристику одного из угольных бассейнов по картам и статистическим материалам. Наносят на контурную карту основные районы добычи угля | Ответы на вопросы. |
8. | Нефтяная промышленность. | 1 | | Нефтяная промышленность. Значение нефти в современном мире. Роль нефти во внешней торговле. Россия — один из крупнейших производителей нефти. Особенности размещения нефтяной промышленности России. Крупнейшие районы нефтедобычи. Основные месторождения. Перспективные районы нефтедобычи. Система трубопроводов. Экологические проблемы отрасли. | Наносят на контурную карту основные районы добычи нефти. Сопоставляют карту нефтяной промышлен-ности с картой плотности населения, формулировать выводы. Составляют характеристику одного из нефтяных бассейнов (месторождений) по картам и статистическим материалам. Систематизируют знания об экологических проблемах нефтяной промышленности в таблице. | Текущий контроль, тестирование |
9. | Газовая промышленность. | 1 | | Газовая промышленность. Преимущества и особенности природного газа в сравнении с другими видами топливных ресурсов. Россия - одна из крупнейших газодобывающих стран. Роль газа во внешней торговле. Особенности размещения газовой промышленности. Крупнейшие разрабатываемые месторождения газа. Основные газопроводы. Перспективы развития газовой промышленности. Экологи-ческие проблемы отрасли. | Наносят на контурную карту основные разрабатываемые месторождения газа. Сопоставляют карту газовой промышленности с картой плотности населения, формулируют выводы. Составляют характеристику одного из газовых месторождений по картам и статистическим материалам. Систематизируют знания об экологических проблемах газовой промышленности в таблице. | Текущий контроль |
10. | Электроэнергетика. | 1 | | Электроэнергетика. Роль электроэнергетики в хозяйстве страны. Типы электростанций, их особенности, доля в производстве электроэнергии, воздействие на окружающую среду. Энергосистемы. Размещение электростанций по территории страны. Крупнейшие электростанции. Проблемы и перспективы электроэнергетики. | Составляют структурные схемы электроэнергетики и типов электростанций. Составляют и анализируют таблицу «Различия типов электростанций по особенностям эксплуатации (преимущества, недостатки), строительства, воздействию на окружающую среду, стоимости электроэнергии». Выявляют причинно-следственные связи в размещении гидроэнергетических ресурсов и географии ГЭС. Аргументируют необходимость экономии электроэнергии. | Текущий контроль, индивид. работа |
11. | Черная металлургия. Агротехнологический компонент: Механизированные орудия труда для сельскохозяйственного производства. | 1 | | Особенности металлургического комплекса. Состав, место и его значение в хозяйстве страны. Типы предприятий. Особенности размещения предприятий чёрной металлургии. Основные центры чёрной металлургии. Влияние металлургического производства на состояние окружающей среды и здоровье человека. | Сопоставляют по картам географию месторождений железных руд и каменного угля с размещением крупнейших центров чёрной металлургии. Формулируют главные факторы размещения предприятий чёрной металлургии. Приводят примеры (с использованием карт атласа) различных вариантов размещения предприятий чёрной металлургии. Наносят на контурную карту главные металлургические районы и центры | Текущий контроль, ответы на вопросы |
12. | Цветная металлургия. | 1 | | Особенности цветной металлургии. Руды цветных металлов. Особенности размещения предприятий цветной металлургии. Алюминиевая промышленность. Крупнейшие центры производства алюминия. | Сопоставляют по картам географию месторождений цветных металлов с размещением крупнейших центров цветной металлургии. Выявляют главную закономерность в размещении предприятий цветной металлургии тяжёлых металлов. Сопоставляют карты «Цветная металлургия» и «Электроэнергетика», устанавливают главный фактор размещения крупнейших центров алюминиевого производства. | Ответы на вопросы, индивид. контроль |
13. | Машиностроение. Практическая работа: Определение главных районов размещения трудоемкого и металлоемкого машиностроения. | 1 | | Машиностроение -основная отрасль экономики. Состав, место и значение в хозяйстве. Факторы размещения машиностроительных предприятий. Специализация. Кооперирование. Связи машиностроительных заводов с другими предприятиями. География важнейших отраслей машиностроения: основные районы и центры. Проблемы и перспективы развития машиностроения. Повышение качества продукции машиностроения. Машиностроение и охрана окружающей среды. | Формулируют причины решающего воздействия машиностроения на общий уровень развития страны. Составляют схему связей автомобильного завода с другими предприятиями. Анализируют карту основных центров автомобилестроения. Выявляют по картам главные районы размещения отраслей трудоёмкого и металлоёмкого машиностроения; районы, производящие наибольшую часть машиностроительной продукции; районы с наиболее высокой долей машиностроения в промышленности. | Ответы на вопросы, индивид. контроль |
14. | Химическая промышленность. | 1 | | Химическая промышленность. Состав, место и значение в хозяйстве страны. Факторы размещения предприятий химической промышленности. Связь химической промышленности с другими отраслями. География важнейших отраслей: основные районы и химические комплексы. Основные центры производства минеральных удобрений. Воздействие химической промышленности на окружающую среду. Пути решения экологических проблем. | Выявляют роль химической промышленности и её важнейших отраслей в хозяйстве страны. Приводят примеры изделий химического производства и называть отрасль, её изготовившую. Определяют по карте основные районы и центры химической промышленности, развивающиеся на собственном и ввозимом сырье. Анализируют карту основных центров производства минеральных удобрений. Наносят на контурную карту основные центры химической промышленности. Приводят примеры негативного влияния на природу и здоровье человека химических производств. | Ответы на вопросы, индивид. контроль |
15. | Лесопромышленный комплекс. | 1 | | Лесопромышленный комплекс. Состав, место и значение в хозяйстве страны. Главные районы лесозаготовок. География важнейших отраслей: основные районы и лесоперерабатывающие комплексы. Механическая обработка древесины, целлюлозно-бумажная промышленность, факторы их размещения. Крупнейшие центры целлюлозно-бумажной промышленности. Проблемы лесопромышленного комплекса. Воздействие комплекса на окружающую среду. Охрана лесов. | Выявляют направления использования древесины в хозяйстве, её главных потребителей. Определяют по картам географическое положение основных районов лесозаготовок и лесопромышленных комплексов с обоснованием принципов их размещения. Выявляют роль потребительского и экологического факторов в размещении предприятий лесной промышленности. Высказывают мнение о проблемах и задачах развития лесной промышленности. | Текущий контроль |
16. | Сельское хозяйство. Растениеводство. Практическая работа: определение по картам основных районов выращивания зерновых и технических культур в России. Агротехнологический компонент: Растениеводство в нашем крае. | 1 | | Сельское хозяйство — важнейшая отрасль экономики. Состав, место и значение в хозяйстве, отличие от других отраслей. Земельные ресурсы. Сельскохозяйственные угодья: состав и назначение. Главные сельскохозяйственные районы России. Растениеводство. Особенности зернового хозяйства. Главные районы возделывания зерновых культур. Технические культуры. Районы возделывания технических культур. Характеристика отрасли растениеводства. | Анализируют схему «Отрасли сельского хозяйства». Проводят сравнительный анализ земельных ресурсов и сельскохозяйственных угодий России с земельными ресурсами и сельскохозяйственными угодьями других стран. Характеризуют отрасль растениеводства по плану. Определяют по картам и эколого-климатическим показателям основные районы выращивания зерновых и технических культур. Выясняют особенности сельского хозяйства своего региона. Обозначают на контурной карте главные сельскохозяйственные районы страны. | Текущий контроль |
17. | Сельское хозяйство. Животноводство. Агротехнологический компонент: Условия содержания сельскохозяйственных животных. | 1 | | Животноводство. Отраслевой состав животноводства. Особенности животноводства в России. Отрасли специализации скотоводства. Свиноводство. Овцеводство. Сравнение сельскохозяйствен-ного производства России и некоторых стран мира | Сравнивают сельскохозяйственное производство России и некоторых стран мира. Определяют по картам и эколого-климатическим показателям основные районы животноводства. Наносят на контурную карту основные животноводческие районы. Выясняют специализацию животноводства своего региона и перспективы его развития. Сравнивают показатели сельскохозяйствен - ного производства России и некоторых стран мира. | Тестирование |
18. | Учимся с «Полярной звездой». Агротехнологический компонент: Оборудование для молочнотоварной фермы. | 1 | | Формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве со сверстниками в творческом виде деятельности. Формирование основ экологического сознания. | Подбирают и систематизируют информацию по предложенным темам. Устанавливают причинно-следственные связи. Формулируют, аргументируют и отстаивают своё мнение, обмениваются с партнёром важной информацией, участвуют в обсуждении. Оценивают результат, подводят итоги | Текущий контроль, индивид. работа |
19. | Транспортная инфраструктура. Сухопутный транспорт. | 1 | | Состав, место и значение транспорта в хозяйстве страны. Специфика транспорта как отрасли хозяйства. Транспорт — «кровеносная» система страны. Виды транспорта, их особенности и взаимосвязь. Уровень развития транспорта. Грузооборот и пассажирооборот. Основные виды сухопутного транспорта. Железнодорожный, автомобильный, трубопроводный транс порт: его особенности и основные транспортные магистрали. | Сравнивают различные виды транспорта по ряду показателей (скорость, себестоимость, грузооборот, пассажирооборот, зависимость от погодных условий, степень воздействия на окружающую среду) на основе анализа статистических данных. Выявляют преимущества и недостатки железнодорожного и автомобильного транспорта. Устанавливают по картам причины ведущей роли железнодорожного транспорта в России. Определяют по статистическим данным долю железнодорожного и автомобильного транспорта в транспортной работе. Наносят на контурную карту главные железнодорожные магистрали России. | Ответы на вопросы. |
20. | Транспортная инфраструктура. Водный, авиационный транспорт. Практическая работа: составление характеристики одного из видов транспорта. | 1 | | Водный транспорт, его виды. Речной и' морской транспорт: место и значение в хозяйстве, недостатки и преимущества. Объём и характер перевозимых грузов. Главные морские порты. Особенности авиационного транспорта. Основные узлы авиасообщений. Основные проблемы развития авиационного транспорта. Воздействие на окружающую среду. Транспортные узлы и магистрали. Транспорт и экологические проблемы. Особенности транспорта своего региона. | Выявляют преимущества и недостатки речного и морского транспорта. Устанавливают по картам роль отдельных речных и морских бассейнов в работе транспорта. Определяют по статистическим данным долю речного и морского транспорта в транспортной работе. Определяют по материалам учебника преимущества и недостатки авиационного транспорта. Определяют по статистическим данным долю авиационного транспорта в транспортной работе. Составляют характеристику одного из видов транспорта (по выбору). | Ответы на вопросы. тестирование |
21. | Социальная инфраструктура. | 1 | | Социальная инфраструктура как часть инфраструктурного комплекса. Состав, место и значение сферы услуг в хозяйстве страны. Виды услуг. Территориальная организация сферы обслуживания. Особенности организации обслуживания в городах и сельской местности. Территориальная система обслуживания. Наука — новый вид ресурса. | Устанавливают долю сферы обслуживания в экономике России. Оценивают степень её развития. Составляют и анализируют таблицу «Состав сферы обслуживания». | Текущий контроль, парная работа |
22. | Учимся с «Полярной звездой». | 1 | | Формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве со сверстниками в творческом виде деятельности. Формирование основ экологического сознания. | Подбирают и систематизируют информацию по предложенным темам. Устанавливают причинно-следственные связи. Формулируют, аргументируют и отстаивают своё мнение, обмениваются с партнёром важной информацией, участвуют в обсуждении. Оценивают результат, подводят итоги | Ответы на вопросы. Текущий контроль |
23. | Информационная инфраструктура. | 1 | | Информация и связь, их роль и значение в современной экономике. Виды связи. Формирование информационного пространства. Информационная инфраструктура, её состав. Достоверность информации. Информационная безопасность. Качество и структура информационных продуктов и услуг. Территориальная организация общества. Влияние системы связи на территориальную организацию общества. | Выявляют значение информации и связи в современном мире. Анализируют способы обеспечения информационной безопасности и высказывать мнение об их надёжности. | Ответы на вопросы. |
| Тема 2. Европейская часть России. | 30 ч. | | | | |
| Центральная Россия. | | | | | |
24. | Пространство Центральной России. Практическая работа: Выявление и анализ условий для развития Центральной России. | 1 | | Пространство Центральной России. Состав территории. Своеобразие географического положения. Особенности природы: рельеф, климат, природные зоны, природные ресурсы. Крупнейшие реки. Памятники Всемирного культурного наследия Центральной России. Характеристика экономико-географического положения района. | Оценивают и сравнивают положительные и отрицательные стороны географического положения района. Устанавливают характер воздействия географического положения на природу, жизнь людей и хозяйство. | Ответы на вопросы. Текущий контроль |
25. | Центральная Россия: освоение территории и население. | 1 | | Центральная Россия — историческое ядро Русского государства. Освоение территории и степень её заселённости. Население: специфика расселения, национальный состав, традиции и культура. Условия жизни и занятия населения. Города Центральной России .Золотое кольцо России. Современные проблемы и перспективы Центральной России. | Анализируют схемы и статистические материалы, формулируют самостоятельные выводы. Составляют описания и характеристики, схемы, таблицы на основе анализа источников информации, в том числе карт. | Ответы на вопросы. Текущий контроль |
26. | Центральная Россия: хозяйство. | 1 | | Центральный район. Состав и географическое положение. Место и роль района в социально-экономическом развитии страны. География важнейших отраслей хозяйства, особенности его территориальной организации. Особенности развития хозяйства. Отрасли специализации. Крупные промышленные и культурные центры. Города науки. Проблемы сельской местности. Географические аспекты экономических, социальных, экологических проблем | Выявляют и анализируют условия для развития хозяйства. Сравнивают на основе анализа тематических карт природные условия районов и их влияние на специализацию отраслей хозяйства. Проводят сопоставительный анализ различных по содержанию физико- географических и социально-экономических тематических карт, устанавливают причинно-следственные связи и закономерности размещения географических объектов, проявления географических процессов и явлений. | Ответы на вопросы. Текущий контроль |
27. | Центральная Россия: особенности южной части. | 1 | | Волго-Вятский район. Состав района и его своеобразие. Специфика природы. Население, его этническое разнообразие. Крупнейшие города и промышленные центры. Место и роль района в социально-экономическом развитии страны | Определяют черты сходства и различия в особенностях природы, населения, хозяйства разных частях района. Анализируют взаимодействие природы и человека на примере отдельных территорий. Решают практические и познавательные задачи, осуществляют проектную деятельность, работают с системой вопросов и заданий, контурными картами. | Ответы на вопросы. Текущий контроль |
28. | Центральная Россия: особенности восточной части. | 1 | | Центрально-Чернозёмный район. Состав и географическое положение. Этапы освоения территории. Особенности природы и хозяйства. Специализация хозяйства. Крупные города и промышленные центры. Проблемы района и пути их решения | Ответы на вопросы. Текущий контроль |
29. | Учимся с «Полярной звездой». | 1 | | Формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве со сверстниками в творческом виде деятельности. Формирование основ экологического сознания. | Подбирают и систематизируют информацию по предложенным темам. Устанавливают причинно-следственные связи. Формулируют, аргументируют и отстаивают своё мнение, обмениваются с партнёром важной информацией, участвуют в обсуждении. Оценивают результат, подводят итоги. | тестирование |
30. | Москва – столица России. | 1 | | Москва — столица России. Роль Москвы в политике, экономике, культуре России. Функции Москвы. Московская агломерация. Подмосковье. Особенности экономики. Города науки Подмосковья | Определяют, как события происходящие в Москве, играют определяющую роль в политике, экономике и культуре. Формулируют, аргументируют и отстаивать своё мнение. При работе в паре или группе обмениваются с партнёром важной информацией, участвуют в обсуждении. | Ответы на вопросы. Текущий контроль |
31. | Дискуссия на тему: «Рост Москвы – это хорошо или плохо». | 1 | | Подготовка и проведение дискуссии на тему «Рост Москвы — это хорошо или плохо?» | Формулируют, аргументируют и отстаивать своё мнение. При работе в паре или группе обмениваются с партнёром важной информацией, участвуют в обсуждении. Осуществляют смысловое чтение в соответствии с задачами ознакомления с жанром и основной идеей текста. Используют средства информационных технологий. | Ответы на вопросы. Текущий контроль |
| Европейский Северо-Запад. | | | | | |
32. | Пространство Северо-Запада. | 1 | | Пространство Северо-Запада. Географическое положение, состав и соседи района. Особенности природы: рельеф, климат, природные зоны, природные ресурсы. Крупнейшие реки и озёра. Памятники Всемирного культурного наследия Северо-Запада. | Оценивают и сравнивают положительные и отрицательные стороны географического положения района. Устанавливают характер воздействия географического положения на природу, жизнь людей и хозяйство. | Текущий контроль, ответы на вопросы |
33. | Северо-Запад: «окно в Европу». | 1 | | Северо-Запад: «окно в Европу». Влияние географического положения Северо-Запада на его роль и место в хозяйстве России. Изменение роли Новгорода в истории развития района. Особенности географического положения Санкт-Петербурга, его макрогеографическое и микрогеографическое положение. Дельта Невы. | Анализируют схемы и статистические материалы, формулируют самостоятельные выводы. Составляют описания и характеристики, схемы, таблицы на основе анализа источников информации, в том числе карт. | Текущий контроль, индивид. работа |
34. | Северо-Запад: хозяйство. | 1 | | Особенности развития хозяйства Северо-Запада. Роль Санкт-Петербурга в развитии хозяйства района. Этапы развития хозяйства и отрасли специализации Санкт-Петербурга. Крупнейшие порты Северо-Запада. Сельское хозяйство района. Калининградская область российский анклав. Географическое положение. Природные условия, особенности развития хозяйства. Отрасли специализации. | Выявляют и анализируют условия для развития хозяйства. Сравнивают на основе анализа тематических карт природные условия районов и их влияние на специализацию отраслей хозяйства. Проводят сопоставительный анализ различных по содержанию физико- географических и социально-экономических тематических карт, устанавливают причинно-следственные связи и закономерности размещения географических объектов. | Ответы на вопросы. |
35. | Санкт – Петербург – культурная столица России. | 1 | | Санкт-Петербург - вторая столица России. Значение Санкт-Петербурга в экономике, науке и культуре страны. Облик города. Особенности планировки. Музеи Санкт- Петербурга и дворцово-парковые ансамбли его пригородов. | Анализируют схемы и статистические материалы, формулируют самостоятельные выводы. Составляют описания и характеристики, схемы, таблицы на основе анализа источников информации, в том числе карт. | Ответы на вопросы. |
36. | Создание электронной презентации «Санкт – Петербург – вторая столица России». | 1 | | Создание электронной презентации «Санкт-Петербург — вторая столица России». | Подбирают и систематизируют информацию по предложенным темам. Устанавливают причинно-следственные связи. Формулируют, аргументируют и отстаивают своё мнение, обмениваются с партнёром важной информацией, участвуют в обсуждении. Оценивают результат, подводят итоги. | Текущий контроль, тестирование |
| Европейский Север. | | | | | |
37. | Пространство Европейского Севера. | 1 | | Европейский Север. Географическое положение. Состав и соседи района. Особенности природы: рельеф, климат, природные зоны, природные ресурсы. Крупнейшие реки. Роль моря в развитии района. | Оценивают и сравнивают положительные и отрицательные стороны географического положения района. Устанавливают характер воздействия географического положения на природу, жизнь людей и хозяйство. | Ответы на вопросы, индивид. контроль |
38. | Европейский Север: освоение территории и население. | 1 | | Этапы освоения территории Европейского Севера. Роль моря на разных этапах развития района. Население: национальный состав, численность народов, населяющих район, специфика расселения. Традиции и быт населения. Особенности городов Европейского Севера. Крупнейшие города — порты Архангельск, Мурманск. Древние русские города. Памятники Всемирного культурного наследия. | Определяют черты сходства и различия в особенностях природы, населения, хозяйства разных частях района. Анализируют взаимодействие природы и человека на примере отдельных территорий. Решают практические и познавательные задачи, осуществляют проектную деятельность, работают с системой вопросов и заданий, контурными картами. | тестирование |
39. | Европейский Север: хозяйство и проблемы. | 1 | | Развитие хозяйства Европейского Севера. Отрасли специализации и промышленные центры. Географические аспекты экономических, социальных и экологических проблем. | Выявляют и анализируют условия для развития хозяйства. Сравнивают на основе анализа тематических карт природные условия районов и их влияние на специализацию отраслей хозяйства. Проводят сопоставительный анализ различных по содержанию физико- географических и социально-экономических тематических карт, устанавливают причинно-следственные связи и закономерности размещения географических объектов, проявления географических процессов и явлений. | Ответы на вопросы. Текущий контроль |
40. | Учимся с «Полярной звездой». | 1 | | Формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве со сверстниками в творческом виде деятельности. Составление карты на основе решения познавательной задачи» Почему крупный металлургический комбинат «Северная Магнитка» был построен в Череповце?». | Подбирают и систематизируют информацию по предложенным теме. Устанавливают причинно-следственные связи. Формулируют, аргументируют и отстаивают своё мнение, обмениваются с партнёром важной информацией, участвуют в обсуждении. Оценивают результат, подводят итоги | Текущий контроль, ответы на вопросы |
| Европейский Юг. | | | | | |
41. | Пространство Европейского Юга. | 1 | | Пространство Северного Кавказа. . Состав и географическое положение. Особенности природы. Кавказские минеральные воды и города-курорты. Черноморское побережье Кавказа- зона рекреации. Северный Кавказ: освоение территории и население. География народов Северного Кавказа и специфика его расселения. Этническая и религиозная пестрота. Быт, традиции, занятия населения. Особенности городов Северного Кавказа. Крупнейшие города — Ростов-на-Дону, Новороссийск. | Оценивают и сравнивают положительные и отрицательные стороны географического положения района. Устанавливают характер воздействия географического положения на природу, жизнь людей и хозяйство. | Ответы на вопросы, индивид. контроль |
42. | Европейский Юг. Население. | 1 | | Определяют черты сходства и различия в особенностях природы, населения, хозяйства разных частях района. Анализируют взаимодействие природы и человека на примере отдельных территорий. Решают практические и познавательные задачи, осуществляют проектную деятельность, работают с системой вопросов и заданий, контурными картами. | Ответы на вопросы, индивид. контроль |
43. | Европейский Юг: освоение территории и хозяйство. | 1 | | Этапы хозяйственного освоения территории. Особенности современного хозяйства. Сельское хозяйство — главная отрасль экономики Северного Кавказа. АПК района. Значение Кавказа для России. | Выявляют и анализируют условия для развития хозяйства. Сравнивают на основе анализа тематических карт природные условия районов и их влияние на специализацию отраслей хозяйства. Проводят сопоставительный анализ различных по содержанию физико- географических и социально-экономических тематических карт, устанавливают причинно-следственные связи и закономерности размещения географических объектов, проявления географических процессов и явлений. | Текущий контроль |
44. | Учимся с «Полярной звездой». | 1 | | Формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве со сверстниками в творческом виде деятельности. Разработка проекта «Развитие рекреации на Северном Кавказе» Использование научных методов исследования в создании проекта Формирование основ экологического сознания. | Подбирают и систематизируют информацию по предложенным темам. Устанавливают причинно-следственные связи. Формулируют, аргументируют и отстаивают своё мнение, обмениваются с партнёром важной информацией, участвуют в обсуждении. Оценивают результат, подводят итоги | Текущий контроль, ответы на вопросы |
| Поволжье. | | | | | |
45. | Пространство Поволжья. | 1 | | Пространство Поволжья. Географическое положение. Состав и соседи района. Особенности природы: рельеф, климат, природные зоны, природные ресурсы. Волга — главная хозяйственная ось района. Всемирное культурное наследие Поволжья. | Оценивают и сравнивают положительные и отрицательные стороны географического положения района. Устанавливают характер воздействия географического положения на природу, жизнь людей и хозяйство. | Ответы на вопросы. |
46. | Поволжье: освоение территории и население. | 1 | | Этапы освоения территории Поволжья. Население: численность, национальный состав, специфика расселения. Традиции и обычаи народов. Особенности размещения крупнейших городов. Волжские города-миллионеры. | Определяют черты сходства и различия в особенностях природы, населения, хозяйства разных частях района. Анализируют взаимодействие природы и человека на примере отдельных территорий. Решают практические и познавательные задачи, осуществляют проектную деятельность, работают с системой вопросов и заданий, контурными картами. | Текущий контроль |
47. | Поволжье: хозяйство и проблемы. | 1 | | Особенности развития и размещения хозяйства Поволжья. Влияние природных условий на сельское хозяйство района. География важнейших отраслей хозяйства. Отрасли специализации промышленности и основные центры. Экологические проблемы и перспективы развития Поволжья. | Выявляют и анализируют условия для развития хозяйства. Сравнивают на основе анализа тематических карт природные условия районов и их влияние на специализацию отраслей хозяйства. Проводят сопоставительный анализ различных по содержанию физико- географических и социально-экономических тематических карт, устанавливают причинно-следственные связи и закономерности размещения географических объектов, проявления географических процессов и явлений. | Ответы на вопросы. |
48. | Учимся с «Полярной звездой». | 1 | | Формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве со сверстниками в творческом виде деятельности. Формирование основ экологического сознания. Подготовка и проведение дискуссии «Экологические проблемы Поволжья». | Подбирают и систематизируют информацию по предложенным темам. Устанавливают причинно-следственные связи. Формулируют, аргументируют и отстаивают своё мнение, обмениваются с партнёром важной информацией, участвуют в обсуждении. Оценивают результат, подводят итоги | Текущий контроль, парная работа |
| Урал. | | | | | |
49. | Пространство Урала. | 1 | | Пространство Урала. Своеобразие географического положения. Состав и соседи района. Роль Урала в обеспечении связей европейской и азиатской частей России. Особенности природы: рельеф, климат, природные зоны, природные ресурсы. Реки Урала. Особенности распределения водных ресурсов. | Оценивают и сравнивают положительные и отрицательные стороны географического положения района. Устанавливают характер воздействия географического положения на природу, жизнь людей и хозяйство. | Ответы на вопросы. |
50. | Урал: населения и города. | 1 | | Этапы развития хозяйства Урала. Урал — старейший горнопромышленный район России. Роль Урала в создании «атомного щита» России. Современное хозяйство Урала. Отрасли специализации и основные центры. Проблемы района. | Определяют черты сходства и различия в особенностях природы, населения, хозяйства разных частях района. Анализируют взаимодействие природы и человека на примере отдельных территорий. Решают практические и познавательные задачи, осуществляют проектную деятельность, работают с системой вопросов и заданий, контурными картами. | Ответы на вопросы. Текущий контроль |
51. | Урал: освоение территории и хозяйство. Практическая работа: составление сравнительной характеристики развития Поволжья и Урала. | 1 | | Население: численность, национальный состав, специфика расселения, занятия. Быт и традиции народов Урала. Особенности городов Урала. Крупнейшие города — Екатеринбург, Челябинск, Уфа, Пермь, Ижевск. Проблемы уральских городов. | Выявляют и анализируют условия для развития хозяйства. Сравнивают на основе анализа тематических карт природные условия районов и их влияние на специализацию отраслей хозяйства. Проводят сопоставительный анализ различных по содержанию физико- географических и социально-экономических тематических карт, устанавливают причинно-следственные связи и закономерности размещения географических объектов, проявления географических процессов и явлений. | Ответы на вопросы. Текущий контроль |
52. | Учимся с «Полярной звездой». | 1 | | Формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве со сверстниками в творческом виде деятельности. Формирование основ экологического сознания. Анализ ситуации «Специфика проблем Урала» | Подбирают и систематизируют информацию по предложенным темам. Устанавливают причинно-следственные связи. Формулируют, аргументируют и отстаивают своё мнение, обмениваются с партнёром важной информацией, участвуют в обсуждении. Оценивают результат, подводят итоги | Ответы на вопросы. Текущий контроль |
53. | Повторение по теме: «Европейская Россия». | 1 | | Формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве со сверстниками в творческом виде деятельности. | Подбирают и систематизируют информацию по предложенным темам. Формулируют, аргументируют и отстаивают своё мнение, обмениваются с партнёром важной информацией, участвуют в обсуждении, подводят итоги. | Ответы на вопросы. Индивид. работа |
| Тема 5: Азиатская часть России. | 11ч. | | | | Ответы на вопросы. тестирование |
| Сибирь. | | | | | |
54. | Пространство Сибири. Практическая работа: сравнительная оценка географического положения Западной и Восточной Сибири. | 1 | | Пространство Сибири. Географическое положение. Особенности природы: рельеф, климат, природные зоны, природные ресурсы. Крупнейшие реки и озёра. Памятники Всемирного природного наследия. | Определяют черты сходства и различия в особенностях природы, населения, хозяйства разных частях района. Анализируют взаимодействие природы и человека на примере отдельных территорий. Решают практические и познавательные задачи, осуществляют проектную деятельность, работают с системой вопросов и заданий, контурными картами. | Ответы на вопросы, индивид. контроль |
55. | Сибирь: освоение территории, население и хозяйство. | 1 | | Заселение и освоение территории Сибири. Население: национальный состав, специфика расселения. Численность народов, населяющих Сибирь. Жизнь, быт и занятия населения. Коренные народы Севера. Хозяйство Сибири. Возникновение промышленных и транзитных функций Сибири. Значение Транссибирской магистрали в развитии хозяйства и городов Сибири. Этапы промышленного развития. Отрасли специализации. Важнейшие промышленные районы. Роль Сибири в хозяйстве России. | Выявляют и анализируют условия для развития хозяйства. Сравнивают на основе анализа тематических карт природные условия районов и их влияние на специализацию отраслей хозяйства. Проводят сопоставительный анализ различных по содержанию физико- географических и социально-экономических тематических карт, устанавливают причинно-следственные связи и закономерности размещения географических объектов, проявления географических процессов и явлений. | тестирование |
56. | Западная Сибирь. Агротехнологический компонент: Сельскохозяйственные профессии в животноводстве. | 1 | | Западная Сибирь — главная топливная база России. География отраслей хозяйства. Отрасли специализации и крупнейшие центры. Особенности АПК. Крупные города Западной Сибири. Города-миллионеры — Новосибирск, Омск. Экологические проблемы Западной Сибири. Заболоченность территории — одна из проблем района. Перспективы развития | Определяют черты сходства и различия в особенностях природы, населения, хозяйства разных частях района. Анализируют взаимодействие природы и человека на примере отдельных территорий. Решают практические и познавательные задачи, осуществляют проектную деятельность, работают с системой вопросов и заданий, контурными картами. | Ответы на вопросы, индивид. контроль |
57. | Восточная Сибирь. | 1 | | Восточная Сибирь. Отрасли специализации и крупнейшие центры. Норильский промышленный район. Озеро Байкал — объект Всемирного природного наследия. БАМ Крупнейшие города — Иркутск. Красноярск. Проблемы и перспективы развития района | Ответы на вопросы, индивид. контроль |
58. | Учимся с «Полярной звездой». | 1 | | Формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве со сверстниками в творческом виде деятельности. Формирование основ экологического сознания. Разработка проекта «Путешествие по Транссибирской железной дороге». | Подбирают и систематизируют информацию по предложенным темам. Устанавливают причинно-следственные связи. Формулируют, аргументируют и отстаивают своё мнение, обмениваются с партнёром важной информацией, участвуют в обсуждении. Оценивают результат, подводят итоги. | Ответы на вопросы, индивид. контроль |
| Дальний Восток. | | | | | |
59. | Пространство Дальнего Востока. | 1 | | Пространство Дальнего Востока. Уникальность географического положения. Состав и соседи района. Особенности природы: геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые. Геологическая «молодость» района. Сейсмичность. Вулканизм. Особенности климата. Природные зоны. Высотная поясность. Природные контрасты: растительный и животный мир. Уссурийская тайга — уникальный природный комплекс. Памятники Всемирного природного наследия. Охрана природы | Определяют черты сходства и различия в особенностях природы, населения, хозяйства разных частях района. Анализируют взаимодействие природы и человека на примере отдельных территорий. Решают практические и познавательные задачи, осуществляют проектную деятельность, работают с системой вопросов и заданий, контурными картами. | Ответы на вопросы. |
60. | Природные контрасты. Памятники Всемирного природного наследия. | 1 | | Подбирают и систематизируют информацию по предложенным темам. Формулируют, аргументируют и отстаивают своё мнение, обмениваются с партнёром важной информацией, участвуют в обсуждении, подводят итоги. | Текущий контроль, ответы на вопросы |
61. | Дальний Восток: освоение территории и население. | 1 | | Освоение территории Дальнего Востока. Исследователи Дальнего Востока. Население: национальный состав, специфика расселения. Численность народов, населяющих Дальний Восток. Коренные народы. Изменение национального состава населения Дальнего Востока в XX в. Особенности половозрастного состава населения. | Определяют черты сходства и различия в особенностях природы, населения, хозяйства разных частях района. Анализируют взаимодействие природы и человека на примере отдельных территорий. Решают практические и познавательные задачи, осуществляют проектную деятельность, работают с системой вопросов и заданий, контурными картами. | Текущий контроль |
62. | Дальний Восток: хозяйство. | 1 | | Различия северной и южной частей Дальнего Востока. Роль морского транспорта в осуществлении связей между севером и югом района. Особенности городского расселения на Дальнем Востоке. Динамика численности населения. Крупнейшие города Дальнего Востока — Владивосток и Хабаровск. | Выявляют и анализируют условия для развития хозяйства. Сравнивают на основе анализа тематических карт природные условия районов и их влияние на специализацию отраслей хозяйства. Проводят сопоставительный анализ различных по содержанию физико- географических и социально-экономических тематических карт, устанавливают причинно-следственные связи и закономерности размещения географических объектов, проявления географических процессов и явлений. | Ответы на вопросы. |
63. | Дальний Восток: хозяйство и перспективы. | 1 | | Хозяйство Дальнего Востока. Зависимость размещения населения и хозяйства от природных условий и ресурсов. Специфика природных ресурсов. География отраслей хозяйства. Отрасли специализации и крупные центры. | Выявляют и анализируют условия для развития хозяйства. Сравнивают на основе анализа тематических карт природные условия районов и их влияние на специализацию отраслей хозяйства. Проводят сопоставительный анализ различных по содержанию физико- географических и социально-экономических тематических карт, устанавливают причинно-следственные связи и закономерности размещения географических объектов, проявления географических процессов и явлений. | Ответы на вопросы. |
64. | Учимся с «Полярной звездой». | 1 | | Формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве со сверстниками в творческом виде деятельности. Формирование основ экологического сознания. Разработка проекта «Развитие Дальнего Востока в первой половине ХХ1 века». | Подбирают и систематизируют информацию по предложенным темам. Устанавливают причинно-следственные связи. Формулируют, аргументируют и отстаивают своё мнение, обмениваются с партнёром важной информацией, участвуют в обсуждении. Оценивают результат, подводят итоги | Ответы на вопросы. Текущий контроль |
| Тема 6: Россия в мире. | 4 ч | | | | |
65. | Россия в мире. | 1 | | Место России в мире. Соседи России и взаимоотношения с ними. Россия в системе международного географического разделения труда. Экономические, культурные, информационные, политические связи России со странами ближнего и дальнего зарубежья. | Оценивают по статистическим данным и тематическим картам место и роль России в системе международного разделения труда. Подготавливают и обсуждать презентации о сотрудничестве (взаимоотношениях, связях) России с отдельными странами мира. | Ответы на вопросы. Текущий контроль |
66. | Роль России в мировом хозяйстве. Практическая работа: анализ показателей внешнеторгового оборота России | 1 | | Сфера влияния России. Геополитическое и экономическое влияние России в разные исторические периоды. Внешнеторговые отношения современной России. Соотношение экспорта и импорта. | Выявляют особенности геополитического и экономического влияния России в разные исторические периоды. Оценивают современное геополитическое и экономическое влияние России в мире. Определяют структуру внешней торговли России. Определяют по статистическим материалам соотношение экспорта и импорта в мировой торговле. | Ответы на вопросы. Текущий контроль |
67. | Взаимодействие природы и человека на примере Омской области | 1 | | Подготовка реферата. Составление географической характеристики природы, населения, хозяйства своего края. | Составляют реферат по плану. Подготавливают и проводят защиту реферата. Обсуждают содержание реферата. Составляют описание и характеристик;, природных особенностей, населения и хозяйства своего края. | Текущий контроль |
68 | Практическая работа: Составление характеристики природных особенностей, населения и хозяйства Омской области. | 1 | | Подготовка презентации о природных особенностях, населении, хозяйстве, проблемах и перспективах развития своего края. | Участвуют в социально -ориентированной деятельности по изучению экологических проблем своего края и путей их решения. | Текущий контроль |