СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

рабочая программа по географии предназначена для 9 класса

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа»

Пояснительная записка


Рабочая программа «География» для учащихся 9 класса предназначена для базового уровня и разработана в соответствии:


1.Федеральным государственным стандартом основного общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897.

2. Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ.

3. Учебным планом МБОУ «Городищенская ООШ» на 2019-2020 учебный год.

Рабочая программа разработана с учетом следующих нормативных документов:

  1. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации № 345 от 28.12.2018 «О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».

  2. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации № 233 от 08.05.2019 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования утвержденным приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 28 декабря 2018 года № 345».

  3. Приказ Минобрнауки России от 21 апреля 2016 года № 459 «О внесении изменений в

федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации 31 марта 2014 г. № 253».

  1. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения

общеобразовательных организациях, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 г. № 189.

  1. География. Сборник примерных рабочих программ. Предметная линия «Полярная звезда». 5 – 11 классы. Предметная линия В.П. Максаковского. 10 – 11 классы. Базовый уровень : учеб. пособие для общеобразоват. организаций / [А.И. Алексеев и др.]. М. : Просвещение, 2019. – 204 с.

Учебник География.9 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / [А.И. Алексеев и др.]. – М.: Просвещение, 2019.-239 с.


Цели обучения:

- формирование системы географических знаний как компонента научной картины мира;

- формирование системы интеллектуальных, практических, учебных, оценочных,

коммуникативных умений, обеспечивающих безопасное, социальное и экологически

целесообразное поведение в окружающей среде;

- формирование комплексного мышления и целостного восприятия территории, знаний и понимания географических закономерностей, понимания насущных проблем взаимодействия человека и природной среды, подготовка учащихся к решению многих проблем: политических, экономических, социальных, экологических;

- знакомство с основными факторами, принципами и направлениями формирования новой территориальной структуры российского общества, с путями перехода России к устойчивому развитию;

- формирование целостного представления об особенностях природы, населения, хозяйства России, о месте нашей страны в современном мире;

- воспитание любви к родной стране, родному краю, уважения к истории и культуре Родины и населяющих ее народов;

- формирование личности, осознающей себя полноправным членом общества, гражданином, патриотом, ответственно относящимся к природе и ресурсам своей страны.


Задачи обучения:

- формирование географического образа своей страны, представления о России как целостном географическом регионе и одновременно как о субъекте глобального географического пространства;

- формирование позитивного географического образа России как огромной территории с уникальными природными условиями и ресурсами, многообразными традициями населяющих ее народов;

- развитие умений анализировать, сравнивать, использовать в повседневной жизни информацию из различных источников – карт, учебников, статистических данных, интернет – ресурсов;

- развитие умений и навыков вести наблюдения за объектами, процессами и явлениями географической среды, их изменениями в результате деятельности человека, принимать простейшие меры по защите и охране природы.


Общая характеристика учебного предмета

География в основной школе — учебный предмет, формирующий у обучающихся систему комплексных социально ориентированных знаний о Земле как о планете людей, закономерностях развития природы, размещении населения и хозяйства, об особенностях, о динамике и территориальных следствиях главных природных, экологических, социально-экономических и иных процессов, протекающих в географическом пространстве, проблемах взаимодействия общества и природы, об адаптации человека к географическим условиям проживания, о географических подходах к устойчивому развитию территорий.


Место предмета в учебном плане


Учебный предмет «География» является необходимым компонентом общего образования школьников. География в основной школе изучается с 5 – 9 класс. На изучение географии в 9 классе отводится 2 часа.. Рабочая программа География. Сборник примерных рабочих программ. Предметная линия «Полярная звезда». 5 – 11 классы. Предметная линия В.П. Максаковского. 10 – 11 классы. Базовый уровень : учеб. пособие для общеобразоват. организаций / [А.И. Алексеев и др.]. М. : Просвещение, 2019. – 204 с.

используется в данной рабочей программе с изменениями и рассчитана на 68 часов в год.

Добавлена тема: «Россияне» – 3 часа в тему «Хозяйство страны», в связи с тем, что этот учебный материал не предусмотрен в данном учебнике.


Содержание курса


Тема 1. Хозяйство России – 23 ч.

Численность и естественный прирост населения.

Народы и религии России.

Миграции населения. Городское и сельское население.

Развитие хозяйства.

Особенности экономики России.

Учимся с «Полярной звездой».

Топливно – энергетический комплекс. Угольная промышленность.

Нефтяная промышленность.

Газовая промышленность.

Электроэнергетика.

Черная металлургия.

Цветная металлургия.

Машиностроение.

Химическая промышленность.

Лесопромышленный комплекс.

Сельское хозяйство. Растениеводство.

Сельское хозяйство. Животноводство.

Учимся с «Полярной звездой».

Транспортная инфраструктура. Сухопутный транспорт.

Транспортная инфраструктура. Водный, авиационный транспорт.

Социальная инфраструктура.

Учимся с «Полярной звездой».

Информационная инфраструктура.



Тема 2. Европейская Россия – 30 ч.

Центральная Россия.

Пространство Центральной России.

Центральная Россия: освоение территории и население.

Центральная Россия: хозяйство.

Центральная Россия: особенности южной части.

Центральная Россия: особенности восточной части.

Учимся с «Полярной звездой».

Москва – столица России.

Дискуссия на тему: «Рост Москвы – это хорошо или плохо?»


Европейский Северо-Запад.

Пространство Северо-Запада.

Северо-Запад: «окно в Европу».

Северо-Запад: хозяйство.

Санкт – Петербург – культурная столица России.

Создание электронной презентации «Санкт-Петербург – вторая столица России».


Европейский Север.

Пространство Европейского Севера.

Европейский Север: освоение территории и население.

Европейский Север: хозяйство и проблемы.

Учимся с «Полярной звездой».


Европейский Юг.

Пространство Европейского Юга.

Европейский Юг. Население.

Европейский Юг: освоение территории и хозяйство.

Учимся с «Полярной звездой».


Поволжье.

Пространство Поволжья.

Поволжье: освоение территории и население.

Поволжье: хозяйство и проблемы.

Учимся с «Полярной звездой».


Урал.

Пространство Урала.

Урал: населения и города.

Урал: освоение территории и хозяйство.

Учимся с «Полярной звездой».

Повторение по теме: «Европейская Россия».


Тема 5: Азиатская часть России. – 11 ч.


Сибирь.

Пространство Сибири.

Сибирь: освоение территории, население и хозяйство.

Западная Сибирь.

Восточная Сибирь.

Учимся с «Полярной звездой».


Дальний Восток.

Пространство Дальнего Востока.

Природные контрасты. Памятники Всемирного природного наследия.

Дальний Восток: освоение территории и население.

Дальний Восток: хозяйство.

Дальний Восток: хозяйство и перспективы.

Учимся с «Полярной звездой».


Тема 6: Россия в современном мире. – 4 ч.

Россия в мире.

Роль России в мировом хозяйстве.

Взаимодействие природы и человека на примере своего места проживания.

Практическая работа: Составление характеристики природных особенностей, населения и хозяйства своей местности.


Планируемые результаты


Личностные результаты обучения:

- воспитание российской гражданской идентичности: патриотизм, уважение к Отечеству, осознание своей этнической принадлежности, усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду;

- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;

- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

- развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

- развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России, творческой деятельности эстетического характера.



Метапредметные результаты обучения:

- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

- умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы;

- смысловое чтение;

- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе; находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;

- формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.


Предметные результаты обучения


- формирование представлений о географии, ее роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования;

- формирование первичных компетенций использования территориального подхода как основы географического мышления для осознания своего места в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нем;

- формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени, основных этапах ее географического освоения, особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах на разных материках и в отдельных странах;

- овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды, в том числе ее экологических параметров;

- овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из языков международного общения;

- овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации;

- формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;

- формирование представлений об особенностях деятельности людей, ведущей к возникновению и развитию или решению экологических проблем на различных территориях и акваториях, умений и навыков безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.















































Календарно-тематическое планирование по географии 9 класс 2ч в неделю, всего 68 ч.

п\п

Тема


К-во часов

Дата

Требования к результату

Характеристика основных видов деятельности

Виды контроля


Тема 1. Хозяйство России.

23 ч.





1.

Численность и естественный прирост населения.


1


Численность населения России. Естественный прирост. Отрицательный прирост – проблема России. Темпы роста численности населения в разные исторические периоды. Демографический кризис, демографические кризисы и потери России в 20 в.

Определяют место России в мире по численности населения на основе анализа статистических данных. Определяют и сравнивают показатели естественного прироста населения в разных частях страны, в своем регионе. Наблюдают динамику численности населения. Прогнозируют темпы роста населения России.

Ответы на вопросы.


2.

Народы и религии России. Агротехнологический компонент: Сельское население Омской области.


1


Этнос. Этническая территория. Этническая структура регионов России. Россиия – многонаци-ональное государство. Определение по статистическим данным крупнейших по численности народов, Национальный состав. Языковая семья. Языковые группы

Определяют по статистическим данным крупнейшие по численности народы, особенности размещения народов, основные языковые семьи и группы народов России, современный религиозный состав, главные районы распространения религий, сопоставляют географию крупнейших народов с политико-административным делением РФ

Текущий контроль, индивид. работа

3.

Миграции населения. Городское и сельское население. Практическая работа: определение на основе различных источников информации основных направлений миграционных потоков в России.

1


Миграции: причины, направления и их типы. Мигранты. Основные направления миграционных потоков на разных этапах развития страны. Показатели миграционного прироста для отдельных территорий.

Определяют типы и причины внутренних и внешних миграций, основные направления современных миграционных потоков в России, территории с наиболее высокими показателями миграционного прироста и убыли по статистическим данным. Выявляют изменение численности населения регионов России.

Текущий контроль, ответы на вопросы

4.

Развитие хозяйства. Практическая работа: сравнение природно-ресурсного капитала различных регионов России.


1


Понятия «экономика», «хозяйство». Экономические ресурсы. Природно-ресурсный, человеческий и производствен-ный капитал. Цикличность развития хозяйства. «Циклы Кондратьева». Секторы экономики.

Анализируют схемы отраслевой и функциональной структуры хозяйства, определяют их различия. Выделяют типы территориальной структуры хозяйства России на основе анализа экономических карт. Выявляют значение человеческого капитала как основного фактора развития общества.

Текущий контроль, ответы на вопросы

5.

Особенности экономики России. Агротехнологический компонент: Сельскохозяйственные профессии в растениеводстве.


1


Национальная экономика России, ее особенности. Отраслевая структура хозяйства и качество населения страны – важнейшие показатели уровня ее экономического развития. Исторические этапы развития хозяйства России. Проблемы и перспективы развития экономики страны.

Выделяют особенности национальной экономики страны, структуру и циклы в развитии хозяйства своего региона. Прогнозируют развитие экономики своего края.

Текущий контроль, индивид. работа

6.

Учимся с «Полярной звездой».


1


Формирование коммуникативной компетентности в со­трудничестве со све­рстниками в твор­ческом виде дея­тельности. Форми­рование основ эко­логического созна­ния.

Подбирают и систематизируют информацию по предложенным темам. Ус­танавливают причинно-следственные связи. Формулируют, аргу­ментируют и отстаивают своё мнение, обмени­ваются с партнёром важной информа­цией, участвуют в обсуждении. Оце­нивают результат, подводят итоги

Ответы на вопросы.


7.

Топливно – энергетический комплекс. Угольная промышленность. Практическая работа: составление характеристики угольного бассейна России.


1


Топливно-энергетический комп­лекс (ТЭК). Состав, место и зна­чение в хозяйстве страны. Особенности топливной промышлен­ности. Изменение роли отдельных видов топлива. Топливно-энерге­тический баланс. Межотраслевой комплекс. Современные проблемы ТЭК. ТЭК и охрана окружающей среды.

Угольная промышленность. Глав­ные угольные бассейны страны, их география. Перспективные райо­ны добычи. Значение угольной про­мышленности в хозяйстве России. Технико-экономические показате­ли добычи угля, его стоимость

Анализируют схему «Состав топлив­но-энергетического комплекса» с объяс­нением функций его отдельных звеньев и взаимосвязи между ними. Уста­навливают экономические следствия концентрации топливных ресурсов на востоке страны, а основных потреби­телей на западе. Высказывают мне­ние о воздействии ТЭК на состояние окружающей среды и мерах по её охране. Проводят сопоставительный анализ величины добычи угля в основ­ных угольных бассейнах на основе статистических материалов и карт. Сос­тавляют характеристику одного из уголь­ных бассейнов по картам и статистичес­ким материалам. Наносят на контур­ную карту основные районы добычи угля

Ответы на вопросы.


8.

Нефтяная промышленность.


1


Нефтяная промышленность. Зна­чение нефти в современном мире. Роль нефти во внешней торговле. Россия — один из крупнейших производителей нефти. Особен­ности размещения нефтяной про­мышленности России. Крупней­шие районы нефтедобычи. Основ­ные месторождения. Перспектив­ные районы нефтедобычи. Систе­ма трубопроводов. Экологические проблемы отрасли.

Наносят на контурную карту основ­ные районы добычи нефти. Сопостав­ляют карту нефтяной промышлен-ности с картой плотности населения, формулировать выводы. Составляют характе­ристику одного из нефтяных бассей­нов (месторождений) по картам и ста­тистическим материалам. Систематизи­руют знания об экологических проб­лемах нефтяной промышленности в таблице.



Текущий контроль, тестирование

9.

Газовая промышленность.


1


Газовая промышленность. Преи­мущества и особенности природ­ного газа в сравнении с другими видами топливных ресурсов. Рос­сия - одна из крупнейших газодо­бывающих стран. Роль газа во внешней торговле. Особенности размещения газовой промышлен­ности. Крупнейшие разрабатывае­мые месторождения газа. Основные газопроводы. Перспективы разви­тия газовой промышленности. Экологи-ческие проблемы отрасли.

Наносят на контурную карту основ­ные разрабатываемые месторождения газа. Сопоставляют карту газовой про­мышленности с картой плотности на­селения, формулируют выводы. Сос­тавляют характеристику одного из газо­вых месторождений по картам и стати­стическим материалам. Систематизи­руют знания об экологических про­блемах газовой промышленности в таблице.


Текущий контроль

10.

Электроэнергетика.


1


Электроэнергетика. Роль электроэнергетики в хозяйстве страны. Типы электростанций, их особен­ности, доля в производстве элект­роэнергии, воздействие на окружа­ющую среду. Энергосистемы. Раз­мещение электростанций по тер­ритории страны. Крупнейшие элек­тростанции. Проблемы и перспек­тивы электроэнергетики.


Составляют структурные схемы элект­роэнергетики и типов электростанций. Составляют и анализируют таблицу «Различия типов электростанций по особенностям эксплуатации (преиму­щества, недостатки), строительства, воздействию на окружающую среду, стоимости электроэнергии». Выявляют причинно-следственные связи в раз­мещении гидроэнергетических ресур­сов и географии ГЭС. Аргументируют необходимость эко­номии электроэнергии.

Текущий контроль, индивид. работа

11.

Черная металлургия.

Агротехнологический компонент: Механизированные орудия труда для сельскохозяйственного производства.

1


Особенности металлургического ком­плекса. Состав, место и его значе­ние в хозяйстве страны. Типы предп­риятий. Особенности размещения предприятий чёрной металлургии. Основные центры чёрной метал­лургии. Влияние металлургическо­го производства на состояние окру­жающей среды и здоровье чело­века.

Сопоставляют по картам географию месторождений железных руд и камен­ного угля с размещением крупнейших центров чёрной металлургии. Форму­лируют главные факторы размеще­ния предприятий чёрной металлургии. Приводят примеры (с использовани­ем карт атласа) различных вариантов размещения предприятий чёрной метал­лургии. Наносят на контурную карту главные металлургические районы и центры

Текущий контроль, ответы на вопросы

12.

Цветная металлургия.


1


Особенности цветной металлургии. Руды цветных металлов. Особен­ности размещения предприятий цветной металлургии. Алюминиевая промышленность. Крупнейшие цен­тры производства алюминия.

Сопоставляют по картам географию месторождений цветных металлов с размещением крупнейших центров цветной металлургии. Выявляют глав­ную закономерность в размещении предприятий цветной металлургии тяжёлых металлов. Сопоставляют кар­ты «Цветная металлургия» и «Электроэнергетика», устанавливают главный фактор размещения крупнейших цент­ров алюминиевого производства.

Ответы на вопросы, индивид. контроль


13.

Машиностроение. Практическая работа: Определение главных районов размещения трудоемкого и металлоемкого машиностроения.


1


Машиностроение -основная отрасль экономики. Состав, место и значение в хозяйстве. Факторы размещения машиностроительных предприятий. Специализация. Ко­оперирование. Связи машиностро­ительных заводов с другими предп­риятиями. География важнейших отраслей машиностроения: основ­ные районы и центры. Проблемы и перспективы разви­тия машиностроения. Повышение качества продукции машинострое­ния. Машиностроение и охрана окружающей среды.

Формулируют причины решающего воздействия машиностроения на общий уровень развития страны. Составляют схему связей автомобильного завода с другими предприятиями. Анализируют карту основных центров автомобилест­роения. Выявляют по картам главные районы размещения отраслей трудоём­кого и металлоёмкого машиностроения; районы, производящие наибольшую часть машиностроительной продукции; районы с наиболее высокой долей машиностроения в промышленности.


Ответы на вопросы, индивид. контроль


14.

Химическая промышленность.


1


Химическая промышленность. Состав, место и значение в хозяйстве страны. Факторы размещения предп­риятий химической промышлен­ности. Связь химической промыш­ленности с другими отраслями. География важнейших отраслей: основные районы и химические комплексы. Основные центры про­изводства минеральных удобрений. Воздействие химической промыш­ленности на окружающую среду. Пути решения экологических проб­лем.

Выявляют роль химической промышленности и её важнейших отраслей в хозяйстве страны. Приводят примеры изделий химического производства и называть отрасль, её изготовившую. Определяют по карте основные районы и центры химической промышленнос­ти, развивающиеся на собственном и ввозимом сырье. Анализируют карту основных центров производства мине­ральных удобрений. Наносят на кон­турную карту основные центры хими­ческой промышленности. Приводят примеры негативного влияния на при­роду и здоровье человека химических производств.

Ответы на вопросы, индивид. контроль


15.

Лесопромышленный комплекс.


1


Лесопромышленный комплекс. Сос­тав, место и значение в хозяйстве страны. Главные районы лесозаго­товок. География важнейших от­раслей: основные районы и лесо­перерабатывающие комплексы. Ме­ханическая обработка древесины, целлюлозно-бумажная промыш­ленность, факторы их размеще­ния. Крупнейшие центры цел­люлозно-бумажной промышленно­сти. Проблемы лесопромышленно­го комплекса. Воздействие комп­лекса на окружающую среду. Ох­рана лесов.

Выявляют направления использования древесины в хозяйстве, её главных потребителей. Определяют по картам географическое положение основных районов лесозаготовок и лесопромыш­ленных комплексов с обоснованием принципов их размещения. Выявляют роль потребительского и экологического факторов в размещении предприятий лесной промышленности. Высказывают мнение о проблемах и задачах развития лесной промышленности.

Текущий контроль

16.

Сельское хозяйство. Растениеводство. Практическая работа: определение по картам основных районов выращивания зерновых и технических культур в России. Агротехнологический компонент: Растениеводство в нашем крае.


1


Сельское хозяйство — важнейшая отрасль экономики. Состав, место и значение в хозяйстве, отличие от других отраслей. Земельные ресур­сы. Сельскохозяйственные угодья: состав и назначение. Главные сельс­кохозяйственные районы России. Растениеводство. Особенности зер­нового хозяйства. Главные районы возделывания зерновых культур. Технические культуры. Районы воз­делывания технических культур. Ха­рактеристика отрасли растениевод­ства.

Анализируют схему «Отрасли сельс­кого хозяйства». Проводят сравни­тельный анализ земельных ресурсов и сельскохозяйственных угодий России с земельными ресурсами и сельскохо­зяйственными угодьями других стран. Характеризуют отрасль расте­ниеводства по плану. Определяют по картам и эколого-климатическим по­казателям основные районы выращи­вания зерновых и технических куль­тур. Выясняют особенности сельского хозяйства своего региона. Обозначают на контурной карте главные сельско­хозяйственные районы страны.

Текущий контроль


17.

Сельское хозяйство. Животноводство. Агротехнологический компонент: Условия содержания сельскохозяйственных животных.


1


Животноводство. Отраслевой сос­тав животноводства. Особенности животноводства в России. Отрасли специализации скотоводства. Сви­новодство. Овцеводство. Сравне­ние сельскохозяйствен-ного произ­водства России и некоторых стран мира

Сравнивают сельскохозяйственное произ­водство России и некоторых стран мира. Определяют по картам и эколого-кли­матическим показателям основные районы животноводства. Наносят на контурную карту основные животно­водческие районы. Выясняют специа­лизацию животноводства своего регио­на и перспективы его развития. Срав­нивают показатели сельскохозяйствен - ного производства России и некоторых стран мира.

Тестирование

18.

Учимся с «Полярной звездой». Агротехнологический компонент: Оборудование для молочнотоварной фермы.


1


Формирование коммуникативной компетентности в со­трудничестве со све­рстниками в твор­ческом виде дея­тельности. Форми­рование основ эко­логического созна­ния.

Подбирают и систематизируют информацию по предложенным темам. Ус­танавливают причинно-следственные связи. Формулируют, аргу­ментируют и отстаивают своё мнение, обмени­ваются с партнёром важной информа­цией, участвуют в обсуждении. Оце­нивают результат, подводят итоги

Текущий контроль, индивид. работа

19.

Транспортная инфраструктура. Сухопутный транспорт.


1


Состав, место и значение транс­порта в хозяйстве страны. Специ­фика транспорта как отрасли хозяйства. Транспорт — «кровенос­ная» система страны. Виды транс­порта, их особенности и взаимо­связь. Уровень развития транспорта. Грузооборот и пассажирооборот. Основные виды сухопутного транс­порта. Железнодорожный, автомо­бильный, трубопроводный транс порт: его особенности и основные транспортные магистрали.

Сравнивают различные виды транс­порта по ряду показателей (скорость, себестоимость, грузооборот, пассажи­рооборот, зависимость от погодных условий, степень воздействия на окру­жающую среду) на основе анализа статистических данных. Выявляют пре­имущества и недостатки железнодо­рожного и автомобильного транспор­та. Устанавливают по картам причи­ны ведущей роли железнодорожного транспорта в России. Определяют по статистическим данным долю желез­нодорожного и автомобильного транс­порта в транспортной работе. Нано­сят на контурную карту главные железнодорожные магистрали России.

Ответы на вопросы.


20.

Транспортная инфраструктура. Водный, авиационный транспорт. Практическая работа: составление характеристики одного из видов транспорта.


1


Водный транспорт, его виды. Реч­ной и' морской транспорт: место и значение в хозяйстве, недостатки и преимущества. Объём и харак­тер перевозимых грузов. Главные морские порты. Особенности ави­ационного транспорта. Основные узлы авиасообщений. Основные проблемы развития авиационного транспорта. Воздействие на окру­жающую среду. Транспортные уз­лы и магистрали. Транспорт и эко­логические проблемы. Особеннос­ти транспорта своего региона.

Выявляют преимущества и недостатки речного и морского транспорта. Уста­навливают по картам роль отдельных речных и морских бассейнов в работе транспорта. Определяют по статисти­ческим данным долю речного и морс­кого транспорта в транспортной рабо­те. Определяют по материалам учебника преимущества и недостатки авиацион­ного транспорта. Определяют по ста­тистическим данным долю авиацион­ного транспорта в транспортной рабо­те. Составляют характеристику одного из видов транспорта (по выбору).

Ответы на вопросы.

тестирование

21.

Социальная инфраструктура.


1


Социальная инфраструктура как часть инфраструктурного комплек­са. Состав, место и значение сфе­ры услуг в хозяйстве страны. Виды услуг. Территориальная организа­ция сферы обслуживания. Осо­бенности организации обслужива­ния в городах и сельской местности. Территориальная система обслу­живания. Наука — новый вид ресур­са.

Устанавливают долю сферы обслужива­ния в экономике России. Оценивают степень её развития. Составляют и ана­лизируют таблицу «Состав сферы обслуживания».

Текущий контроль, парная работа


22.

Учимся с «Полярной звездой».


1


Формирование коммуникативной компетентности в со­трудничестве со све­рстниками в твор­ческом виде дея­тельности. Форми­рование основ эко­логического созна­ния.

Подбирают и систематизируют информацию по предложенным темам. Ус­танавливают причинно-следственные связи. Формулируют, аргу­ментируют и отстаивают своё мнение, обмени­ваются с партнёром важной информа­цией, участвуют в обсуждении. Оце­нивают результат, подводят итоги

Ответы на вопросы.

Текущий контроль

23.

Информационная инфраструктура.



1


Информация и связь, их роль и значение в современной экономике. Виды связи. Формирование инфор­мационного пространства. Инфор­мационная инфраструктура, её состав. Достоверность информации. Информационная безопасность. Качество и структура информаци­онных продуктов и услуг. Террито­риальная организация общества. Влияние системы связи на террито­риальную организацию общества.

Выявляют значение информации и связи в современном мире. Анали­зируют способы обеспечения инфор­мационной безопасности и высказы­вать мнение об их надёжности.

Ответы на вопросы.



Тема 2. Европейская часть России.

30 ч.






Центральная Россия.






24.

Пространство Центральной России.

Практическая работа: Выявление и анализ условий для развития Центральной России.

1


Пространство Центральной Рос­сии. Состав территории. Своеоб­разие географического положения. Особенности природы: рельеф, климат, природные зоны, природ­ные ресурсы. Крупнейшие реки. Памятники Всемирного культурно­го наследия Центральной России. Характеристика экономико-геогра­фического положения района.

Оценивают и сравнивают положитель­ные и отрицательные стороны геогра­фического положения района. Уста­навливают характер воздействия гео­графического положения на природу, жизнь людей и хозяйство.

Ответы на вопросы.

Текущий контроль

25.

Центральная Россия: освоение территории и население.


1


Центральная Россия — историчес­кое ядро Русского государства. Освоение территории и степень её заселённости. Население: спе­цифика расселения, националь­ный состав, традиции и культура. Условия жизни и занятия населе­ния. Города Центральной России .Золотое кольцо России. Современные проблемы и перспективы Цент­ральной России.

Анализируют схемы и статистические материалы, формулируют самостоятельные выво­ды. Составляют описания и характе­ристики, схемы, таблицы на основе анализа источников информации, в том числе карт.

Ответы на вопросы.

Текущий контроль

26.

Центральная Россия: хозяйство.


1


Центральный район. Состав и гео­графическое положение. Место и роль района в социально-экономи­ческом развитии страны. География важнейших отраслей хозяйства, особенности его территориальной организации. Особенности разви­тия хозяйства. Отрасли специализа­ции. Крупные промышленные и культурные центры. Города науки. Проблемы сельской местности. Географические аспекты экономи­ческих, социальных, экологических проблем

Выявляют и анализируют условия для развития хозяйства. Сравнивают на основе ана­лиза тематических карт природные ус­ловия районов и их влияние на спе­циализацию отраслей хозяйства. Прово­дят сопоставительный анализ различ­ных по содержанию физико- географи­ческих и социально-экономических те­матических карт, устанавливают при­чинно-следственные связи и законо­мерности размещения географических объектов, проявления географических процессов и явлений.

Ответы на вопросы.

Текущий контроль

27.

Центральная Россия: особенности южной части.


1


Волго-Вятский район. Состав рай­она и его своеобразие. Специфика природы. Население, его этническое разнообразие. Крупнейшие города и промышленные центры. Место и роль района в социально-экономическом развитии страны

Определяют черты сходства и различия в особенностях природы, населения, хозяйства разных частях райо­на. Анализируют взаимодействие природы и человека на примере отдельных территорий. Решают прак­тические и познавательные задачи, осуществляют проектную деятельность, работают с системой вопросов и зада­ний, контурными картами.

Ответы на вопросы.

Текущий контроль

28.

Центральная Россия: особенности восточной части.


1


Центрально-Чернозёмный район.

Состав и географическое положе­ние. Этапы освоения территории. Особенности природы и хозяй­ства. Специализация хозяйства. Крупные города и промышленные центры. Проблемы района и пути их решения

Ответы на вопросы.

Текущий контроль

29.

Учимся с «Полярной звездой».


1


Формирование коммуникативной компетентности в со­трудничестве со све­рстниками в твор­ческом виде дея­тельности. Форми­рование основ эко­логического созна­ния.

Подбирают и систематизируют информацию по предложенным темам. Ус­танавливают причинно-следственные связи. Формулируют, аргу­ментируют и отстаивают своё мнение, обмени­ваются с партнёром важной информа­цией, участвуют в обсуждении. Оце­нивают результат, подводят итоги.

тестирование

30.

Москва – столица России.


1


Москва — столица России. Роль Москвы в политике, экономике, культуре России. Функции Моск­вы. Московская агломерация. Под­московье. Особенности экономи­ки. Города науки Подмосковья

Определяют, как события происходящие в Москве, играют определяющую роль в политике, экономике и культуре. Формули­руют, аргументируют и отстаивать своё мнение. При работе в паре или группе обмениваются с партнёром важ­ной информацией, участвуют в об­суждении.

Ответы на вопросы.

Текущий контроль

31.

Дискуссия на тему: «Рост Москвы – это хорошо или плохо».

1


Подготовка и проведение дискус­сии на тему «Рост Москвы — это хорошо или плохо?»

Формули­руют, аргументируют и отстаивать своё мнение. При работе в паре или группе обмениваются с партнёром важ­ной информацией, участвуют в об­суждении. Осуществляют смысловое чтение в соответствии с задачами ознакомления с жанром и основной идеей текста. Используют средства информационных технологий.

Ответы на вопросы.

Текущий контроль


Европейский Северо-Запад.






32.

Пространство Северо-Запада.


1


Пространство Северо-Запада. Гео­графическое положение, состав и соседи района. Особенности при­роды: рельеф, климат, природные зоны, природные ресурсы. Круп­нейшие реки и озёра. Памятники Всемирного культурного наследия Северо-Запада.

Оценивают и сравнивают положитель­ные и отрицательные стороны геогра­фического положения района. Уста­навливают характер воздействия гео­графического положения на природу, жизнь людей и хозяйство.

Текущий контроль, ответы на вопросы

33.

Северо-Запад: «окно в Европу».


1


Северо-Запад: «окно в Европу». Влияние географического положе­ния Северо-Запада на его роль и место в хозяйстве России. Изме­нение роли Новгорода в истории развития района. Особенности гео­графического положения Санкт-Пе­тербурга, его макрогеографическое и микрогеографическое положе­ние. Дельта Невы.

Анализируют схемы и статистические материалы, формулируют самостоятельные выво­ды. Составляют описания и характе­ристики, схемы, таблицы на основе анализа источников информации, в том числе карт.

Текущий контроль, индивид. работа

34.

Северо-Запад: хозяйство.


1


Особенности развития хозяйства Северо-Запада. Роль Санкт-Петербурга в развитии хозяйства райо­на. Этапы развития хозяйства и отрасли специализации Санкт-Пе­тербурга. Крупнейшие порты Се­веро-Запада. Сельское хозяйство района. Калининградская область российский анклав. Географичес­кое положение. Природные усло­вия, особенности развития хозяй­ства. Отрасли специализации.

Выявляют и анализируют условия для развития хозяйства. Сравнивают на основе ана­лиза тематических карт природные ус­ловия районов и их влияние на спе­циализацию отраслей хозяйства. Прово­дят сопоставительный анализ различ­ных по содержанию физико- географи­ческих и социально-экономических те­матических карт, устанавливают при­чинно-следственные связи и законо­мерности размещения географических объектов.

Ответы на вопросы.


35.

Санкт – Петербург – культурная столица России.


1


Санкт-Петербург - вторая столи­ца России. Значение Санкт-Петер­бурга в экономике, науке и куль­туре страны. Облик города. Осо­бенности планировки. Музеи Санкт- Петербурга и дворцово-парковые ансамбли его пригородов.

Анализируют схемы и статистические материалы, формулируют самостоятельные выво­ды. Составляют описания и характе­ристики, схемы, таблицы на основе анализа источников информации, в том числе карт.

Ответы на вопросы.


36.

Создание электронной презентации «Санкт – Петербург – вторая столица России».

1


Создание электронной презента­ции «Санкт-Петербург — вторая столица России».

Подбирают и систематизируют информацию по предложенным темам. Ус­танавливают причинно-следственные связи. Формулируют, аргу­ментируют и отстаивают своё мнение, обмени­ваются с партнёром важной информа­цией, участвуют в обсуждении. Оце­нивают результат, подводят итоги.

Текущий контроль, тестирование


Европейский Север.






37.

Пространство Европейского Севера.


1


Европейский Север. Географичес­кое положение. Состав и соседи района. Особенности природы: рель­еф, климат, природные зоны, при­родные ресурсы. Крупнейшие реки. Роль моря в развитии района.

Оценивают и сравнивают положитель­ные и отрицательные стороны геогра­фического положения района. Уста­навливают характер воздействия гео­графического положения на природу, жизнь людей и хозяйство.

Ответы на вопросы, индивид. контроль


38.

Европейский Север: освоение территории и население.


1


Этапы освоения территории Евро­пейского Севера. Роль моря на разных этапах развития района. Население: национальный состав, численность народов, населяющих район, специфика расселения. Тра­диции и быт населения. Особен­ности городов Европейского Севе­ра. Крупнейшие города — порты Архангельск, Мурманск. Древние русские города. Памятники Все­мирного культурного наследия.

Определяют черты сходства и различия в особенностях природы, населения, хозяйства разных частях райо­на. Анализируют взаимодействие природы и человека на примере отдельных территорий. Решают прак­тические и познавательные задачи, осуществляют проектную деятельность, работают с системой вопросов и зада­ний, контурными картами.

тестирование

39.

Европейский Север: хозяйство и проблемы.


1


Развитие хозяйства Европейского Севера. Отрасли специализации и промышленные центры. Географические аспекты экономических, социальных и экологических проблем.

Выявляют и анализируют условия для развития хозяйства. Сравнивают на основе ана­лиза тематических карт природные ус­ловия районов и их влияние на спе­циализацию отраслей хозяйства. Прово­дят сопоставительный анализ различ­ных по содержанию физико- географи­ческих и социально-экономических те­матических карт, устанавливают при­чинно-следственные связи и законо­мерности размещения географических объектов, проявления географических процессов и явлений.

Ответы на вопросы.

Текущий контроль

40.

Учимся с «Полярной звездой».


1


Формирование коммуникативной компетентности в со­трудничестве со све­рстниками в твор­ческом виде дея­тельности. Составление карты на основе реше­ния познавательной задачи» Почему крупный металлургический комбинат

«Северная Магнитка» был построен в Череповце?».

Подбирают и систематизируют информацию по предложенным теме. Ус­танавливают причинно-следственные связи. Формулируют, аргу­ментируют и отстаивают своё мнение, обмени­ваются с партнёром важной информа­цией, участвуют в обсуждении. Оце­нивают результат, подводят итоги

Текущий контроль, ответы на вопросы


Европейский Юг.






41.

Пространство Европейского Юга.


1


Пространство Северного Кавказа. . Состав и гео­графическое положение. Особенности природы. Кавказские минеральные воды и города-курорты. Черноморское побережье Кавказа- зона рекреации. Северный Кавказ: освоение тер­ритории и население. География народов Северного Кавказа и спе­цифика его расселения. Этничес­кая и религиозная пестрота. Быт, традиции, занятия населения. Осо­бенности городов Северного Кав­каза. Крупнейшие города — Ростов-на-Дону, Новороссийск.

Оценивают и сравнивают положитель­ные и отрицательные стороны геогра­фического положения района. Уста­навливают характер воздействия гео­графического положения на природу, жизнь людей и хозяйство.

Ответы на вопросы, индивид. контроль


42.

Европейский Юг. Население.


1


Определяют черты сходства и различия в особенностях природы, населения, хозяйства разных частях райо­на. Анализируют взаимодействие природы и человека на примере отдельных территорий. Решают прак­тические и познавательные задачи, осуществляют проектную деятельность, работают с системой вопросов и зада­ний, контурными картами.

Ответы на вопросы, индивид. контроль


43.

Европейский Юг: освоение территории и хозяйство.

1


Этапы хозяйственного освоения территории. Особенности совре­менного хозяйства. Сельское хо­зяйство — главная отрасль эконо­мики Северного Кавказа. АПК района. Значение Кавказа для России.

Выявляют и анализируют условия для развития хозяйства. Сравнивают на основе ана­лиза тематических карт природные ус­ловия районов и их влияние на спе­циализацию отраслей хозяйства. Прово­дят сопоставительный анализ различ­ных по содержанию физико- географи­ческих и социально-экономических те­матических карт, устанавливают при­чинно-следственные связи и законо­мерности размещения географических объектов, проявления географических процессов и явлений.

Текущий контроль

44.

Учимся с «Полярной звездой».


1


Формирование коммуникативной компетентности в со­трудничестве со све­рстниками в твор­ческом виде дея­тельности. Разработка проекта «Развитие рек­реации на Северном Кавказе» Использование научных методов исследования в создании проекта Форми­рование основ эко­логического созна­ния.

Подбирают и систематизируют информацию по предложенным темам. Ус­танавливают причинно-следственные связи. Формулируют, аргу­ментируют и отстаивают своё мнение, обмени­ваются с партнёром важной информа­цией, участвуют в обсуждении. Оце­нивают результат, подводят итоги

Текущий контроль, ответы на вопросы


Поволжье.






45.

Пространство Поволжья.


1


Пространство Поволжья. Геогра­фическое положение. Состав и соседи района. Особенности при­роды: рельеф, климат, природные зоны, природные ресурсы. Вол­га — главная хозяйственная ось района. Всемирное культурное наследие Поволжья.

Оценивают и сравнивают положитель­ные и отрицательные стороны геогра­фического положения района. Уста­навливают характер воздействия гео­графического положения на природу, жизнь людей и хозяйство.

Ответы на вопросы.


46.

Поволжье: освоение территории и население.


1


Этапы освоения территории По­волжья. Население: численность, национальный состав, специфика расселения. Традиции и обычаи народов. Особенности размеще­ния крупнейших городов. Волж­ские города-миллионеры.

Определяют черты сходства и различия в особенностях природы, населения, хозяйства разных частях райо­на. Анализируют взаимодействие природы и человека на примере отдельных территорий. Решают прак­тические и познавательные задачи, осуществляют проектную деятельность, работают с системой вопросов и зада­ний, контурными картами.

Текущий контроль

47.

Поволжье: хозяйство и проблемы.


1


Особенности развития и размеще­ния хозяйства Поволжья. Влияние природных условий на сельское хозяйство района. География важнейших отраслей хозяйства. От­расли специализации промышлен­ности и основные центры. Эколо­гические проблемы и перспективы развития Поволжья.

Выявляют и анализируют условия для развития хозяйства. Сравнивают на основе ана­лиза тематических карт природные ус­ловия районов и их влияние на спе­циализацию отраслей хозяйства. Прово­дят сопоставительный анализ различ­ных по содержанию физико- географи­ческих и социально-экономических те­матических карт, устанавливают при­чинно-следственные связи и законо­мерности размещения географических объектов, проявления географических процессов и явлений.

Ответы на вопросы.


48.

Учимся с «Полярной звездой».


1


Формирование коммуникативной компетентности в со­трудничестве со све­рстниками в твор­ческом виде дея­тельности. Форми­рование основ эко­логического созна­ния. Подготовка и проведение дискус­сии «Экологические проблемы По­волжья».

Подбирают и систематизируют информацию по предложенным темам. Ус­танавливают причинно-следственные связи. Формулируют, аргу­ментируют и отстаивают своё мнение, обмени­ваются с партнёром важной информа­цией, участвуют в обсуждении. Оце­нивают результат, подводят итоги

Текущий контроль, парная работа



Урал.






49.

Пространство Урала.


1


Пространство Урала. Своеобразие географического положения. Со­став и соседи района. Роль Урала в обеспечении связей европейской и азиатской частей России. Осо­бенности природы: рельеф, кли­мат, природные зоны, природные ресурсы. Реки Урала. Особенности распределения водных ресурсов.

Оценивают и сравнивают положитель­ные и отрицательные стороны геогра­фического положения района. Уста­навливают характер воздействия гео­графического положения на природу, жизнь людей и хозяйство.

Ответы на вопросы.


50.

Урал: населения и города.


1


Этапы развития хозяйства Урала. Урал — старейший горнопромышленный район России. Роль Урала в создании «атомного щита» Рос­сии. Современное хозяйство Урала. Отрасли специализации и основ­ные центры. Проблемы района.

Определяют черты сходства и различия в особенностях природы, населения, хозяйства разных частях райо­на. Анализируют взаимодействие природы и человека на примере отдельных территорий. Решают прак­тические и познавательные задачи, осуществляют проектную деятельность, работают с системой вопросов и зада­ний, контурными картами.

Ответы на вопросы.

Текущий контроль

51.

Урал: освоение территории и хозяйство. Практическая работа: составление сравнительной характеристики развития Поволжья и Урала.


1


Население: численность, нацио­нальный состав, специфика рассе­ления, занятия. Быт и традиции народов Урала. Особенности горо­дов Урала. Крупнейшие города — Екатеринбург, Челябинск, Уфа, Пермь, Ижевск. Проблемы уральс­ких городов.

Выявляют и анализируют условия для развития хозяйства. Сравнивают на основе ана­лиза тематических карт природные ус­ловия районов и их влияние на спе­циализацию отраслей хозяйства. Прово­дят сопоставительный анализ различ­ных по содержанию физико- географи­ческих и социально-экономических те­матических карт, устанавливают при­чинно-следственные связи и законо­мерности размещения географических объектов, проявления географических процессов и явлений.

Ответы на вопросы.

Текущий контроль

52.

Учимся с «Полярной звездой».


1


Формирование коммуникативной компетентности в со­трудничестве со све­рстниками в твор­ческом виде дея­тельности. Форми­рование основ эко­логического созна­ния. Анализ ситуации «Специфика проб­лем Урала»

Подбирают и систематизируют информацию по предложенным темам. Ус­танавливают причинно-следственные связи. Формулируют, аргу­ментируют и отстаивают своё мнение, обмени­ваются с партнёром важной информа­цией, участвуют в обсуждении. Оце­нивают результат, подводят итоги

Ответы на вопросы.

Текущий контроль

53.

Повторение по теме: «Европейская Россия».

1


Формирование коммуникативной компетентности в со­трудничестве со све­рстниками в твор­ческом виде дея­тельности.

Подбирают и систематизируют информацию по предложенным темам. Формулируют, аргу­ментируют и отстаивают своё мнение, обмени­ваются с партнёром важной информа­цией, участвуют в обсуждении, подводят итоги.

Ответы на вопросы.

Индивид. работа


Тема 5: Азиатская часть России.


11ч.




Ответы на вопросы.

тестирование


Сибирь.






54.

Пространство Сибири.

Практическая работа: сравнительная оценка географического положения Западной и Восточной Сибири.

1


Пространство Сибири. Географи­ческое положение. Особенности при­роды: рельеф, климат, природные зоны, природные ресурсы. Крупней­шие реки и озёра. Памятники Всемирного природного наследия.

Определяют черты сходства и различия в особенностях природы, населения, хозяйства разных частях райо­на. Анализируют взаимодействие природы и человека на примере отдельных территорий. Решают прак­тические и познавательные задачи, осуществляют проектную деятельность, работают с системой вопросов и зада­ний, контурными картами.

Ответы на вопросы, индивид. контроль


55.

Сибирь: освоение территории, население и хозяйство.


1


Заселение и освоение территории Сибири. Население: националь­ный состав, специфика расселе­ния. Численность народов, насе­ляющих Сибирь. Жизнь, быт и за­нятия населения. Коренные наро­ды Севера. Хозяйство Сибири. Возникнове­ние промышленных и транзитных функций Сибири. Значение Транс­сибирской магистрали в развитии хозяйства и городов Сибири. Эта­пы промышленного развития. От­расли специализации. Важнейшие промышленные районы. Роль Си­бири в хозяйстве России.

Выявляют и анализируют условия для развития хозяйства. Сравнивают на основе ана­лиза тематических карт природные ус­ловия районов и их влияние на спе­циализацию отраслей хозяйства. Прово­дят сопоставительный анализ различ­ных по содержанию физико- географи­ческих и социально-экономических те­матических карт, устанавливают при­чинно-следственные связи и законо­мерности размещения географических объектов, проявления географических процессов и явлений.

тестирование

56.

Западная Сибирь. Агротехнологический компонент: Сельскохозяйственные профессии в животноводстве.

1


Западная Сибирь — главная топ­ливная база России. География отраслей хозяйства. Отрасли специализации и крупнейшие цент­ры. Особенности АПК. Крупные города Западной Сибири. Горо­да-миллионеры — Новосибирск, Омск. Экологические проблемы Западной Сибири. Заболоченность территории — одна из проблем района. Перспективы развития

Определяют черты сходства и различия в особенностях природы, населения, хозяйства разных частях райо­на. Анализируют взаимодействие природы и человека на примере отдельных территорий. Решают прак­тические и познавательные задачи, осуществляют проектную деятельность, работают с системой вопросов и зада­ний, контурными картами.

Ответы на вопросы, индивид. контроль


57.

Восточная Сибирь.


1


Восточная Сибирь. Отрасли спе­циализации и крупнейшие цент­ры. Норильский промышленный район. Озеро Байкал — объект Всемирного природного наследия. БАМ Крупнейшие города — Иркутск. Красноярск. Проблемы и перспективы развития района

Ответы на вопросы, индивид. контроль


58.

Учимся с «Полярной звездой».


1


Формирование коммуникативной компетентности в со­трудничестве со све­рстниками в твор­ческом виде дея­тельности. Форми­рование основ эко­логического созна­ния. Разработка проекта «Путешествие по Транссибирской железной до­роге».

Подбирают и систематизируют информацию по предложенным темам. Ус­танавливают причинно-следственные связи. Формулируют, аргу­ментируют и отстаивают своё мнение, обмени­ваются с партнёром важной информа­цией, участвуют в обсуждении. Оце­нивают результат, подводят итоги.

Ответы на вопросы, индивид. контроль



Дальний Восток.






59.

Пространство Дальнего Востока.


1













Пространство Дальнего Востока. Уникальность географического положения. Состав и соседи райо­на. Особенности природы: геоло­гическое строение, рельеф и по­лезные ископаемые. Геологическая «молодость» района. Сейсмичность. Вулканизм. Особенности климата. Природные зоны. Высотная пояс­ность. Природные контрасты: рас­тительный и животный мир. Уссу­рийская тайга — уникальный при­родный комплекс. Памятники Все­мирного природного наследия. Охрана природы

Определяют черты сходства и различия в особенностях природы, населения, хозяйства разных частях райо­на. Анализируют взаимодействие природы и человека на примере отдельных территорий. Решают прак­тические и познавательные задачи, осуществляют проектную деятельность, работают с системой вопросов и зада­ний, контурными картами.

Ответы на вопросы.


60.

Природные контрасты. Памятники Всемирного природного наследия.

1


Подбирают и систематизируют информацию по предложенным темам. Формулируют, аргу­ментируют и отстаивают своё мнение, обмени­ваются с партнёром важной информа­цией, участвуют в обсуждении, подводят итоги.

Текущий контроль, ответы на вопросы

61.

Дальний Восток: освоение территории и население.


1


Освоение территории Дальнего Востока. Исследователи Дальнего Востока. Население: национальный состав, специфика расселения. Численность народов, населяющих Дальний Восток. Коренные наро­ды. Изменение национального состава населения Дальнего Востока в XX в. Особенности половозра­стного состава населения.

Определяют черты сходства и различия в особенностях природы, населения, хозяйства разных частях райо­на. Анализируют взаимодействие природы и человека на примере отдельных территорий. Решают прак­тические и познавательные задачи, осуществляют проектную деятельность, работают с системой вопросов и зада­ний, контурными картами.

Текущий контроль

62.

Дальний Восток: хозяйство.


1


Различия северной и южной час­тей Дальнего Востока. Роль морс­кого транспорта в осуществлении связей между севером и югом района. Особенности городского расселения на Дальнем Востоке. Динамика численности населения. Крупнейшие города Дальнего Вос­тока — Владивосток и Хабаровск.

Выявляют и анализируют условия для развития хозяйства. Сравнивают на основе ана­лиза тематических карт природные ус­ловия районов и их влияние на спе­циализацию отраслей хозяйства. Прово­дят сопоставительный анализ различ­ных по содержанию физико- географи­ческих и социально-экономических те­матических карт, устанавливают при­чинно-следственные связи и законо­мерности размещения географических объектов, проявления географических процессов и явлений.

Ответы на вопросы.


63.

Дальний Восток: хозяйство и перспективы.


1


Хозяйство Дальнего Востока. Зави­симость размещения населения и хозяйства от природных условий и ресурсов. Специфика природных ресурсов. География отраслей хозяй­ства. Отрасли специализации и крупные центры.

Выявляют и анализируют условия для развития хозяйства. Сравнивают на основе ана­лиза тематических карт природные ус­ловия районов и их влияние на спе­циализацию отраслей хозяйства. Прово­дят сопоставительный анализ различ­ных по содержанию физико- географи­ческих и социально-экономических те­матических карт, устанавливают при­чинно-следственные связи и законо­мерности размещения географических объектов, проявления географических процессов и явлений.

Ответы на вопросы.


64.

Учимся с «Полярной звездой».


1


Формирование коммуникативной компетентности в со­трудничестве со све­рстниками в твор­ческом виде дея­тельности. Форми­рование основ эко­логического созна­ния. Разработка проекта «Развитие Даль­него Востока в первой половине ХХ1 века».

Подбирают и систематизируют информацию по предложенным темам. Ус­танавливают причинно-следственные связи. Формулируют, аргу­ментируют и отстаивают своё мнение, обмени­ваются с партнёром важной информа­цией, участвуют в обсуждении. Оце­нивают результат, подводят итоги

Ответы на вопросы.

Текущий контроль


Тема 6: Россия в мире.

4 ч





65.

Россия в мире.

1


Место России в мире. Соседи Рос­сии и взаимоотношения с ними. Россия в системе международного географического разделения труда. Экономические, культурные, ин­формационные, политические свя­зи России со странами ближнего и дальнего зарубежья.

Оценивают по статистическим дан­ным и тематическим картам место и роль России в системе международ­ного разделения труда. Подготавли­вают и обсуждать презентации о сот­рудничестве (взаимоотношениях, свя­зях) России с отдельными странами мира.

Ответы на вопросы.

Текущий контроль

66.

Роль России в мировом хозяйстве. Практическая работа: анализ показателей внешнеторгового оборота России


1


Сфера влияния России. Геополи­тическое и экономическое влия­ние России в разные историчес­кие периоды. Внешнеторговые отношения современной России. Соотношение экспорта и импорта.

Выявляют особенности геополитичес­кого и экономического влияния Рос­сии в разные исторические периоды. Оценивают современное геополитичес­кое и экономическое влияние России в мире. Определяют структуру внешней торговли России. Определяют по ста­тистическим материалам соотношение экспорта и импорта в мировой торговле.

Ответы на вопросы.

Текущий контроль

67.

Взаимодействие природы и человека на примере Омской области

1


Подготовка реферата. Составление географической характеристики при­роды, населения, хозяйства своего края.



Составляют реферат по плану. Подготавливают и проводят защиту рефера­та. Обсуждают содержание реферата. Составляют описание и характеристик;, природных особенностей, населения и хозяйства своего края.

Текущий контроль

68

Практическая работа: Составление характеристики природных особенностей, населения и хозяйства Омской области.

1


Подготовка пре­зентации о природных особенностях, населении, хозяй­стве, проблемах и перспективах разви­тия своего края.

Участвуют в социально -ориентированной деятель­ности по изучению экологических проблем своего края и путей их реше­ния.

Текущий контроль




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!