СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа»



  1. Планируемые результаты изучения курса «Русский язык» в 6 классе.


Личностные результаты:

1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;

2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к одному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;

3) достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметные результаты:

1) владение всеми видами речевой деятельности:

аудирование и чтение:

адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации);

владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;

адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);

способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;

овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему; умение вести самостоятельный

поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования;

умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;

говорение и письмо:

способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий; оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;

умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свёрнутости (план, пересказ, конспект, аннотация);

умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учётом замысла, адресата и ситуации общения;

способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.), адекватно выражать своё отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;

владение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) и диалога (этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог — обмен мнениями и др.; сочетание разных видов

диалога);

соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;

способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения;

способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения её содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочёты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;

умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом; участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием различных средств аргументации;

2) применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);

3) коммуникативное целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.

Предметные результаты:

1) представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;

2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;

3) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;

4) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и её основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально- смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;

5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;

6) опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;

7) проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определённым функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;

8) понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;

9) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.

Продвижение учащихся в освоении курса русского (родного) языка проверяется на каждом этапе обучения. Уровень сформированности метапредметных и предметных умений оценивается в баллах в результате проведения текущего, тематического, итогового контроля, что предполагает выполнение учащимися разнообразной работы: заданий, определяющих уровень развития языковых и речевых умений и навыков; заданий творческого и поискового характера, выявляющих уровень овладения коммуникативными умениями и навыками; комплексных работ, выполняющихся на межпредметной основе и устанавливающих уровень овладения универсальными учебными действиями. Личностные результаты обучения оцениваются без выставления отметки — только на качественном уровне.

Ученик научится:

  • использовать различные виды монолога и диалога;

  • оценивать образцы устной монологической и диалогической речи с точки зрения соответствия ситуации речевого общения, достижения коммуникативных целей речевого взаимодействия, уместности использования языковых средств;

  • обсуждать и четко формулировать цели, план совместной групповой учебной деятельности, распределение частей работы;

  • соблюдать в практике письма основные лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка; стилистически корректно использовать лексику и фразеологию, правила речевого этикета;

  • различать самостоятельные части речи (существительное, глагол, прилагательное, числительное, местоимение) по совокупности признаков и аргументировано доказывать принадлежность слова к той или иной части речи;

  • находить орфограммы в соответствии с изученными правилами;

  • различать лексические и функциональные омонимы с учетом значения и синтаксической функции слова;

  • использовать языковые средства, устраняя разнообразное повторение слов в тексте;

  • производить морфемный и морфологический разбор изученных частей речи;

  • соблюдать литературные нормы употребления различных частей речи в устной и письменной формах речи;

  • строить тексты различных типов речи, учитывая при их создании роль изученных частей речи; анализировать и создавать тексты изученных стилей (отзыв о книге, индивидуальная характеристика, описание места, биография, правила, случаи из жизни);

Ученик получит возможность научиться:

  • участвовать в коллективном обсуждении проблем, аргументировать собственную позицию;

  • понимать основные причины коммуникативных неудач и объяснять их;

  • понимать, анализировать, оценивать явную и скрытую (подтекстовую) информацию в прочитанных текстах;

  • извлекать информацию по заданной проблеме из различных источников (включая противоположные точки зрения на ее решение);

  • создавать устные монологические и диалогические высказывания в учебно – научной сфере общения;

  • публично защищать проект;

  • анализировать и оценивать речевые высказывания с точки зрения их успешности в достижении прогнозируемого результата;

  • различать и анализировать тексты разных типов и стилей с точки зрения специфики использования в них языковых средств;

  • характеризовать вклад выдающихся лингвистов в развитие русистики;

  • выразительно читать поэтические и прозаические тексты;

  • демонстрировать роль орфографии и пунктуации в передаче смысловой стороны речи.




































  1. Содержание учебного предмета «Русский язык»

6 класс

(170ч)

ВВЕДЕИЕ (2+1 )

Русский язык – один из развитых языков мира

ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В 5 КЛАССЕ (12+1)

Звуки и буквы. Части слова. Орфограммы в приставках, корнях, суффиксах, окончаниях. Словосочетание. Простое предложение. Сложное предложение. Пунктуация в простом и сложном предложении. Прямая речь, диалог.

Развитие речи

Обучающиеся должны знатьроль русского языка среди языков мира; изученные в 5 классе орфограммы, пунктограммы.

Обучающиеся должны уметьобосновывать выбор изученных орфограмм и пунктограмм; определять тему и основную мысль текста, его стиль.

Контроль знанийанализ устных ответов, анализ ежедневных письменных работ в тетрадях; анализ промежуточных практических работ; контрольный диктант с грамматическим заданием.

ТЕКСТ  (4 ч)

Текст, его особенности. Тема и основная мысль текста. Заглавие текста. Начальные и конечные предложения текста. Ключевые слова. Основные признаки текста. Текст и стили речи. Официально-деловой стиль речи

 ЛЕКСИКА. ФРАЗЕОЛОГИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ (3+1)

Повторение пройденного по лексике в V классе. Лингвистические словари. Общеупотребительные слова. Профессиональные слова. Диалектные слова. Устаревшие слова. Неологизмы. Исконно-русская и заимствованная лексика. Понятие о фразеологизмах.

Развитие речи

Использование слов в соответствии с их лексическим значением. Способы сжатия текста. Описание помещения.

Обучающиеся должны знатьобщеупотребительные, диалектные, профессиональные слова; устаревшие слова и неологизмы; исконно-русскую и заимствованную лексику; эмоционально-окрашенные слова; фразеологизмы.

Обучающиеся должны уметьпользоваться различными словарями; определять лексическую принадлежность слова; использовать слова в соответствии с их лексическим значением; сжато излагать содержание текста; составлять рабочие материалы к описанию помещения.

Контроль знанийанализ устных ответов, анализ ежедневных письменных работ в тетрадях; анализ промежуточных практических работ; сжатое обучающее и контрольное изложение.

 СЛОВООБРАЗОВАНИЕ И ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ (21+4)

Повторение пройденного по словообразованию в V классе.

Этимология слова. Основные способы образования слов в русском языке. Правописание чередующихся гласных О и А в корнях -ГОР-/-ГАР-, -КОС/КАС-, -ЗАР-/-ЗОР-. Правописание гласных в приставках ПРЕ- И ПРИ-, буквы Ы и И после приставок на согласные. Сложные слова. Правописание соединительных гласных О и Е. Сложносокращенные слова. Разбор слова по составу и словообразовательный разбор.

Развитие речи

Систематизация материала к сочинению. Сложный план. Описание картины.

Обучающиеся должны знатьспособы образования слов; возможности изменения морфем; орфограммы, связанные с морфемикой.

Обучающиеся должны уметьпроизводить морфемный анализ слов; выбирать правильные написания, зависящие от строения слова; согласовывать со сложносокращенными словами прилагательные и глаголы в прошедшем времени; пользоваться словообразовательными словарями; составлять сложный план; писать сочинение по картине.

Контроль знанийанализ устных ответов, анализ ежедневных письменных работ в тетрадях; анализ промежуточных практических работ; изложение-описание помещения; сочинение по картине; контрольный диктант с грамматическим заданием.

МОРФОЛОГИЯ. ОРФОГРАФИЯ. (83+19)

 ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ (16+3)

Повторение сведений об имени существительном, полученных в V классе. Морфологические признаки существительного. Разносклоняемые существительные. Несклоняемые существительные (ознакомление). Род несклоняемых существительных. Существительные общего рода. Образование существительных. НЕ с существительными. Правописание гласных в суффиксах -ЕК/-ИК; буквы О и Е после шипящих и Ц в суффиксах существительных. Согласные Ч и Щ в суффиксе -ЧИК (-ЩИК).

Развитие речи

Употребление в речи разносклоняемых и несклоняемых существительных. Описание помещения по личным впечатлениям.

Обучающиеся должны знатьморфологические признаки существительного; способы образования существительных; правописание не с существительными и суффиксов существительных.

Обучающиеся должны уметьразличать существительное среди других частей речи; пользоваться орфографическими правилами при выборе написаний, основанных на морфологическом принципе; правильно употреблять изученную морфологическую единицу в речи; производить морфологический разбор существительного; создавать тексты типа описания.

Контроль знанийанализ устных ответов, анализ ежедневных письменных работ в тетрадях; анализ промежуточных практических работ; сочинение-описание помещения; контрольные диктанты с грамматическим заданием.

ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ (19+4)

Повторение пройденного об имени прилагательном в V классе. Морфологические признаки прилагательного. Разряды прилагательных: качественные, относительные и притяжательные прилагательные. Образование прилагательных. Степени сравнения прилагательных; обра- зование степеней сравнения. НЕ с именами прилагательными. Буквы О и Е после шипящих и Ц в суффиксах прилагательных. Правописание гласных Н и НН в именах прилагательных. Различение на письме суффиксов -К- и -СК-. Слитное и дефисное написание сложных прилагательных.

Развитие речи

Употребление в речи прилагательных. Описание природы. Выборочная работа с текстом. Описание картины.

Обучающиеся должны знатьморфологические признаки прилагательного; способы образования прилагательных; правописание не с прилагательными и суффиксов прилагательных; правописание сложных прилагательных.

Обучающиеся должны уметьразличать прилагательное среди других частей речи; пользоваться орфографическими правилами при выборе написаний, основанных на морфологическом принципе; правильно употреблять изученную морфологическую единицу в речи; производить морфологический разбор прилагательного; создавать тексты типа описания.

Контроль знанийанализ устных ответов, анализ ежедневных письменных работ в тетрадях; анализ промежуточных практических работ; сочинение по картине; выборочное изложение; контрольный диктант с грамматическим заданием.

ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ (14+2)

Имя числительное как часть речи. Морфологические признаки числительного. Синтаксическая роль имен числительных в предложении. Числительные количественные и порядковые. Числительные простые и составные. Склонение количественных числительных. Правописание гласных в падежных окончаниях. Буква Ь в середине и на конце числительных. Слитное и раздельное написание числительных. Склонение порядковых числительных. Правописание гласных в падежных окончаниях порядковых числительных.

Развитие речи

Употребление в речи прилагательных. Устное выступление. Выборочное изложение.

Обучающиеся должны знатьморфологические признаки числительного; способы образования числительных; правописание числительных.

Обучающиеся должны уметьразличать числительное среди других частей речи; пользоваться орфографическими правилами при выборе написаний, основанных на морфологическом принципе; правильно употреблять изученную морфологическую единицу в речи; производить морфологический разбор прилагательного; писать выборочное изложение, публично выступать.

Контроль знанийанализ устных ответов, анализ ежедневных письменных работ в тетрадях; анализ промежуточных практических работ; сжатое изложение; контрольный диктант с грамматическим заданием.

МЕСТОИМЕНИЕ (16+4)

Местоимение как часть речи. Морфологические признаки местоимения. Синтаксическая роль местоимений в предложении. Разряды местоимений. Склонение местоимений. Раздельное написание предлогов с местоимениями. Буква Н в личных местоимениях 3-го лица после предлогов. Образование неопределённых местоимений. Дефис в неопределенных местоимениях. НЕ в неопределенных местоимениях. Слитное и раздельное написание НЕ и НИ в отрицательных местоимениях.

Развитие речи Употребление в речи местоимений. Рассказ по сюжетным рисункам. Изложение с элементами сочинения.

Обучающиеся должны знатьморфологические признаки местоимения; способы образования местоимений; правописание местоимений.

Обучающиеся должны уметьразличать местоимение среди других частей речи; пользоваться орфографическими правилами при выборе написаний, основанных на морфологическом принципе; правильно употреблять изученную морфологическую единицу в речи; производить морфологический разбор местоимения; писать изложение с элементами сочинения, составлять рассказ по сюжетным рисункам.

Контроль знанийанализ устных ответов, анализ ежедневных письменных работ в тетрадях; анализ промежуточных практических работ; рассказ по сюжетным рисункам; контрольное изложение с элементами сочинения; контрольное сочинение;  контрольный диктант с грамматическим заданием.

ГЛАГОЛ (18+6)

Повторение пройденного о глаголе в V классе. Морфологические признаки глагола. Переходные и непереходные глаголы. Изъявительное, условное и повелительное наклонение. Раздельное написание БЫ(Б) с глаголами в условном наклонении. Правописание глаголов повелительного наклонения. Разноспрягаемые глаголы. Безличные глаголы. Образование глаголов. Правописание гласных в суффиксах глаголов.

Развитие речи

Употребление в речи глагола. Употребление наклонений глагола. Рассказ. Рассказ по рисункам. Рассказ на основе услышанного.

Обучающиеся должны знатьморфологические признаки глагола; способы образования глагола; правописание суффиксов глаголов.

Обучающиеся должны уметьразличать глагол среди других частей речи; пользоваться орфографическими правилами при выборе написаний, основанных на морфологическом принципе; правильно употреблять изученную морфологическую единицу в речи; производить морфологический разбор глагола; создавать тексты-рассказы.

Контроль знанийанализ устных ответов, анализ ежедневных письменных работ в тетрадях; анализ промежуточных практических работ; изложение с элементами сочинения; сочинение-рассказ на основе услышанного, контрольное сочинение-рассказ; контрольные диктанты с грамматическим заданием.

ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В 6 КЛАССЕ (8 ч)

Разделы науки о языке. Орфография. Орфографический разбор. Пунктуация. Пунктуационный разбор. Лексика и фразеология. Словообразование. Морфология. Синтаксис.









  1. Тематическое планирование учебного предмета «Русский язык»

6 класс

п/п

Тема урока

Кол-во часов

Основные виды учебной деятельности

ЯЗЫК. РЕЧЬ. ОБЩЕНИЕ (2+1)

1

Русский язык – один из развитых языков мира.

1

Осознают связь русского языка с культурой и историей России и мира. Строят рассуждение, используя как тезис приведенное в учебнике высказывание.

2

Язык, речь, общение.

1

Осознают роль языка, речи, общения в жизни человека. Определяют разницу между выражением настроения и передачей точной информации. Анализируют текст.

3

Р/Р. Сочинение-поздравление.

1

Пишут поздравление учителю. Высказывают свое мнение о прочитанном тексте. Анализируют стихотворения.

ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В 5 КЛАССЕ (12+1)

4

Фонетика. Орфоэпия.

1

Активизируют знания в области фонетики и орфоэпии. Выполняют фонетический разбор слов. Устраняют нарушения произносительных норм в словах. Делят слова на группы: с разделительным ъ и разделительным ь.

5

Морфемы в слове. Орфограммы в приставках и корнях слов.

1

Активизируют знания в области морфемики. Выполняют морфемный разбор слов. Определяют основную мысль текста, отвечают на вопросы к текстам. Графически обозначают орфограммы.

6

Орфограммы в приставках и корнях слов.



7

Части речи.

1

Активизируют знания в области морфологии. Выполняют морфологический разбор слов. Определяют тип и стиль речи в тексте, его основную мысль. Активизируют изученные в 5 классе орфограммы в окончаниях слов.

8

Морфологический разбор слова



9

Орфограммы в окончаниях слов.



10

Р/Р. Сочинение «Интересная встреча».

1

Ищут в тексте языковые средства, придающие ему выразительность. Пишут сочинение на одну из предложенных тем.

11

Словосочетание.

1

Активизируют знания в области синтаксиса словосочетания и простого предложения. Выделяют, группируют и составляют словосочетания. Списывают тексты, расставляя знаки препинания.

12

Простое предложение. Знаки препинания.



13

Сложное предложение. Запятые в сложном предложении. Синтаксический разбор предложений.

1

Активизируют знания в области синтаксиса сложного предложения. Выписывают из текстов простые и сложные предложения, расставляя знаки препинания. Составляют сложные предложения по схемам. Осуществляют синтаксический разбор предложений.

14

Прямая речь. Диалог.

1

Активизируют знания в области синтаксиса, касающиеся прямой речи и диалога. Составляют схемы предложений. Составляют диалоги. Подбирают предложения по схемам.

15

Контрольный диктант по теме «Повторение изученного в 5 классе».

1

Пишут диктант, выполняют грамматические задания.

16

Анализ контрольного диктанта



ТЕКСТ (4 ч)

17

Текст, его особенности. Тема и основная мысль текста. Заглавие текста.

1

Узнают признаки текста. Характеризуют текст по форме, виду и типу речи. Озаглавливают тексты, расставляют знаки препинания. Анализируют текст с точки зрения его темы и основной мысли, смысловой цельности.

18

Начальные и конечные предложения текста. Ключевые слова. Основные признаки текста.

1

Анализируют текст с точки зрения последовательности изложения. Определяют роль начальных и конечных предложений текста. Выделяют ключевые слова в текстах. Систематизируют основные признаки текста.

19

Р/Р. Сочинение-рассказ.

1

Анализируют диалог. Пишут рассказ.

20

Текст и стили речи. Официально-деловой стиль речи.

1

Выявляют особенности функциональных стилей речи. Определяют стили речи текстов упражнений. Узнают особенности текстов официально-делового стиля. Реализовывают тексты заявления, объяснительной записки.

ЛЕКСИКА. КУЛЬТУРА РЕЧИ (9+2)

21

Слово и его лексическое значение.

1

Активизируют знания об основных понятиях лексикологии. Определяют лексическое значение слов. Выделяют многозначные слова и слова, употребленные в переносном значении, подбирают синонимы и антонимы к словам.

22

Р/Р. Собирание материалов к сочинению. Устное описание картины А.М.Герасимова «».

1

Анализируют данные в учебнике материалы к сочинению по картине и устно описывают картину.

23

Общеупотребительные слова.

1

Выделяют в тексте общеупотребительные слова. Находят в текстах общеупотребительные и необщеупотребительные слова.

24

Профессионализмы.

1

Различают профессионализмы. Находят профессионализмы в текстах учебника и в толковом словаре. Составляют предложения с профессионализмами. Определяют сферу употребления профессионализмов.

25

Диалектизмы.

1

Различают диалектизмы. Находят диалектизмы в текстах учебника и в толковом словаре. Подбирают соответствующие диалектизмам общеупотребительные слова.

26

Р/Р. Сжатое изложение.

1

Пишут сжатое изложение.

27

Исконно русские и заимствованные слова.

1

Различают исконно русские и заимствованные слова, объясняют причины заимствования слов . Определяют происхождение слов по этимологическому словарю.

28

Новые слова (неологизмы).

1

Характеризуют слова с точки зрения принадлежности к активному или пассивному запасу. Выделяют неологизмы, объясняют причины их появления, объясняют лексическое значение неологизмов..

29

Устаревшие слова (архаизмы, историзмы).

1

Выделяют в речи устаревшие слова. Определяют значение устаревших слов при помощи толкового словаря. Выделяют устаревшие слова в тексте.

30

Словари.

1

Извлекают необходимую информацию из лингвистических словарей различных типов. Записывают примеры словарных статей.

31

Проверочная работа.

1

Выполняют проверочную работу, отвечают на контрольные вопросы по теме.

ФРАЗЕОЛОГИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ (3+1)

32

Фразеологизмы.

1

Осознают основные признаки фразеологизмов. Различают свободные сочетания слов и фразеологизмы. Находят фразеологизмы в текстах и в толковом словаре и составляют с ними предложения. Подбирают к словам синонимы-фразеологизмы.

33

Источники фразеологизмов.

1

Осознают источники появления фразеологизмов. Составляют предложения с фразеологизмами.

34

Р/Р. Составление сообщения о возникновении фразеологизмов.

1

Готовят сообщения о происхождении некоторых фразеологизмов. Рецензируют сообщения товарищей.

35

Контрольная работа.

1

Отвечают на контрольные вопросы. Выполняют контрольную работу.

СЛОВООБРАЗОВАНИЕ. ОРФОРГАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ(21+4)

36

Анализ контрольной работы. Морфемика и словообразование.

1

Выполняют работу над ошибками, допущенными в контрольной работе. Активизируют знания об основных понятиях морфемики и словообразования. Выделяют морфемы в словах.

37

Морфемика и словообразование.

1

Группируют однокоренные слова. Составляют словосочетания и небольшие тексты. Работают с текстом.

38

Р/Р. Описание помещения.

1

Характеризуют тексты, содержащие описание помещения. Находят в художественных текстах элементы описания помещений.

39

Основные способы словообразования в русском языке. Словообразовательная цепочка.

1

Анализируют слово с точки зрения способа его образования; различают способы образования слов; оценивают основные выразительные средства словообразования. Определяют, от чего и с помощью чего образованы данные в учебнике слова, составляют цепочки однокоренных слов.

40

Основные способы словообразования в русском языке.

1

Анализируют слово с точки зрения способа его образования; различают способы образования слов; оценивают основные выразительные средства словообразования.

41

Основные способы словообразования в русском языке. Словообразовательная цепочка и гнездо.

1

Анализируют слово с точки зрения способа его образования; различают способы образования слов; оценивают основные выразительные средства словообразования. Определяют, от чего и с помощью чего образованы данные в учебнике слова, составляют цепочки однокоренных слов.

42

Этимология слов.

1

Определяют происхождение слов по этимологическому словарю. Анализируют текст с точки зрения состава и способа образования слов.

43

Р/Р. Систематизация материалов к сочинению. Сложный план.

1

Систематизируют материалы для написания сочинения и составляют сложный план сочинения.

44

Р/Р. Сочинение-описание помещения.

1

Пишут сочинение, используя составленный план и собранные материалы.

45

Чередование гласных а-о в корнях –кас- - -кос-, -лаг- - -лож-.

1

Усваивают правило написания букв а и о в корне кас-кос. Выполняют упражнения по правилу. Определяют значение слов с корнем кас-кос.

46

Чередование гласных а-о в корне –гар- - -гор-.

1

Усваивают правило написания букв а и о в корне гар-гор. Выполняют упражнения по правилу.

47

Чередование гласных а-о в корне –зар- - -зор-.

1

Усваивают правило написания букв а и о в корне зар-зор. Выполняют упражнения по правилу.

48

Гласные ы-и после приставок.

1

Усваивают правило написания букв ы-и после приставок. Выполняют упражнения по правилу. Образовывают от слов однокоренные приставочным способом.

49

Повторение и закрепление правил написание орфограмм в корне слова.

1

Выполняют упражнения по правилам. Образовывают от слов однокоренные приставочным способом.

50

Гласных в приставках пре-при.

1

Усваивают правила написания гласных в приставках пр-при. Выполняют упражнения.

51

Гласных в приставках пре-при.

1

Выполняют упражнения. Определяют способы образования слов. Отрабатывают навыки работы сос словарем.

52

Контрольный диктант по теме «Словообразование. Орфография»

1

Пишут диктант.

53

Анализ диктанта. Повторение и закрепление изученного.

1

Работают над ошибками. Выполняют упражнения.

54

Соединительные О и Е в сложных словах.

1

Усваивают понятие сложного слова и правило написания соединительных о и е в сложных словах. Образуют сложные слова. Объясняют условия выбора орфограмм в сложных словах.

55

Сложносокращенные слова.

1

Усваивают понятие сложносокращенного слова. Образуют сложносокращенные слова. Определяют, как образованы сложносокращенные слова в упражнениях.

56

Р/Р. Устное описание картины Т.Н. Яблонской «Утро».

1

Описывают картину. Составляют связное высказывание. Работают в парах и группах.

57

Морфемный и словообразовательный разбор слова.

1

Выделяют значимые части слова и способ его образования. Выполняют письменный морфемный и словообразовательный разбор слов.

58

Повторение и обобщение изученного по теме «Словообразование».

1

Отвечают на контрольные вопросы и выполняют задания по теме раздела. Анализируют текст.

59

Контрольный диктант по теме «Словообразование».

1

Пишут диктант, выполняют грамматические задания.

60

Анализ ошибок, допущенных в контрольном диктанте. Повторение и закрепление изученного.

1

Работают над ошибками. Выполняют упражнения.


МОРФОЛОГИЯ. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ (83+19)

ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ (16+3)

61

Имя существительное. Повторение изученного в 5 классе.

1

Активизируют знания об имени существительном как о части речи. Характеризуют морфологические признаки имени существительного и его синтаксическую роль. Выделяют имена собственные в текстах. Объясняют правописание окончаний существительных. Склоняют существительные по падежам. Определяют способ образования существительных.

62

Р/Р. Составление письма другу.

1

Пишут письмо товарищу.

63

Разносклоняемые имена существительные.

1

Распознают разносклоняемые имена существительные. Заполняют и озаглавливают таблицу. Склоняют по падежам разносклоняемые имена существительные, составляют с ними словосочетания.

64

Правописание гласной е в суффиксе –ен- имен существительных на –мя.

1

Усваивают правило написания буквы е в суффиксе -ен- существительных на -мя. Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом.

65

Р/Р. Составление устного публичного выступления о происхождении имен.

1

Записывают план словарной статьи для словаря русских личных имён. Готовят устное выступление о происхождении имён.

66

Несклоняемые имена существительные.

1

Распознают несклоняемые имена существительные. Составляют словосочетания с несклоняемыми именами существительными, ставя их в разных падежах.

67

Род несклоняемых имен существительных.

1

Определяют род несклоняемых имён существительных. Составляют словосочетания и предложения с несклоняемыми именами существительными. Записывают текст.

68

Имена существительные общего рода.

1

Распознают имена существительные общего рода. Составляют предложения с именами существительными общего рода. Согласуют их с другими частями речи.

69

Морфологический разбор имени существительного.

1

Характеризуют имя существительное по его морфологическим признакам и синтаксической роли. Выполняют устный и письменный разбор имён существительных. Анализируют текст. Подбирают примеры существительных, обозначающих состояние человека.

70

Р/Р. Сочинение-описание по личным впечатлениям.

1

Пишут сочинение – описание.

71

Правописание НЕ с именами существительными.

1

Усваивают правило написания не с существительными. Различают не- - приставку, не- - часть корня и не – отрицательную частицу. Списывают текст упражнений, обозначая условия выбора орфограмм и расставляя знаки препинания.

72

Правописание НЕ с именами существительными.

1

Усваивают правило написания не с существительными. Различают не- - приставку, не- - часть корня и не – отрицательную частицу. Списывают текст упражнений, обозначая условия выбора орфограмм и расставляя знаки препинания.

73

Правописание Ч и Щ в суффиксах имен существительных –чик и –щик.

1

Усваивают правило написания букв ч и щ в суффиксах существительных -чик и -щик. Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом; обозначают условия выбора орфограмм. Узнают слова по толкованию их лексического значения.

74

Правописание Ч и Щ в суффиксах имен существительных –чик и –щик.

1

Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом; обозначают условия выбора орфограмм. Узнают слова по толкованию их лексического значения. Пишут диктант.

75

Правописание гласных Е-И в суффиксах имен существительных –ек и –ик.

1

Усваивают правило написания гласных в суффиксах существительных -ек и -ик. Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом.

76

Правописание гласных О-Е после шипящих в суффиксах имен существительных.

1

Усваивают правило написания гласных о – е после шипящих в суффиксах существительных. Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом; обозначают условия выбора орфограмм. Определяют значения суффиксов в словах.

77

Повторение изученного по теме «Имя существительное».

1

Отвечают на контрольные вопросы и выполняют задание по теме раздела. Пишут диктант из слов, правописание которых изучалось в разделе. Составив сложный план, делают устное сообщение об имени существительном. Составляют и заполняют таблицы. Характеризуют имена существительные. Анализируют стихотворный текст. Определяют основную мысль, тему текста и ключевые слова.

78

Контрольный диктант по теме «Имя существительное».

1

Пишут контрольный диктант. Выполняют грамматические задания.

79

Анализ ошибок, допущенных в контрольном диктанте. Повторение и закрепление изученного.

1

Исправляют типичные ошибки. Выполняют упражнения.

ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ (19+4)

80

Повторение изученного в 5 классе по теме «Имя прилагательное».

1

Активизируют знания об имени прилагательном как о части речи. Характеризуют морфологические признаки имени прилагательного и его синтаксическую роль. Составляют словосочетания с именами прилагательными. Анализируют текст, выделяя основную мысль. Обозначают изученные орфограммы, относящиеся к имени прилагательному.

81

Р/Р. Описание природы.

1

Характеризуют тексты, содержащие описание природы. Определяют основную мысль, структуру описания природы; языковые средства, используемые в описании. Создают собственное описание природы.

82

Степени сравнения имен прилагательных.

1

Правильно образовывают сравнительную и превосходную степени сравнения имён прилагательных. Выделяют имена прилагательные в разных степенях сравнения как член предложения. Выделяют морфемы в именах прилагательных в степенях сравнения. Письменно сравнивают различные объекты.

83

Образование сравнительной степени имен прилагательных.

1

Правильно образовывают сравнительную степень имён прилагательных. Выделяют морфемы в именах прилагательных в степенях сравнения. Письменно сравнивают различные объекты.

84

Образование превосходной степени имен прилагательных.

1

Правильно образовывают превосходную степень сравнения имён прилагательных. Выделяют морфемы в именах прилагательных в степенях сравнения. Письменно сравнивают различные объекты.

85

Разряды имен прилагательных по значению. Качественные имена прилагательные.



86

Относительные прилагательные.

1

Распознают относительные имена прилагательные. Анализируют данные в учебнике относительные имена прилагательные, обозначающие разные признаки предмета. Озаглавливают тексты и выделяют в них основную мысль.

87

Р/Р. Выборочное изложение.

1

Пишут выборочное изложение по произведению художественной литературы.

88

Притяжательные прилагательные.

1

Распознают притяжательные имена прилагательные. Анализируют и списывают текст. Обозначают условия выбора букв ъ и ь.

89

Морфологический разбор имени прилагательного.

1

Характеризуют имя прилагательное по его морфологическим признакам, синтаксической роли. Выполняют устный и письменный разбор имён прилагательных.

90

НЕ с прилагательными.

1

Усваивают правило написания не с именами прилагательными. Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом. Различают не- - приставку, не- - часть корня и не – отрицательную частицу.

91

Слитное и раздельное написание НЕ с прилагательными.

1

Усваивают правило написания не с именами прилагательными. Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом. Различают не- - приставку, не- - часть корня и не – отрицательную частицу. Пишут диктант.

92

Буквы о и е после шипящих и ц в суффиксах прилагательных.

1

Усваивают правило написания буквы о – ё после шипящих и ц в суффиксах прилагательных. Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом.

93

Р.р. Устное описание картины Н.П.Крымова «Зимний вечер»


Описание картины

94

Одна и две буквы н в суффиксах прилагательных.

1

Усваивают правило написания одной и двух букв н в суффиксах прилагательных. Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом.

95

Правописание н-нн в суффиксах прилагательных.

1

Подбирают к приведённым в учебнике существительным однокоренные прилагательные с изучаемой орфограммой. Образуют от полных имён прилагательных краткие. Анализируют и исправляют таблицу.

96

Р/Р. Описание игрушки.

1

Описывают предмет (куклу).

97

Различение на письме суффиксов прилагательных –к- и –ск-.

1

Усваивают правило написания суффиксов прилагательных -к- и -ск-Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом. Заполняют таблицу. Пишут диктант.

98

Дефисное и слитное написание сложных прилагательных.

1

Усваивают правило написания дефисного и слитного написания сложных прилагательных. Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом.

99

Правописание сложных прилагательных.

1

Образуют сложные имена прилагательные от данных в учебнике слов. Анализируют текст отрывков из произведений художественной литературы.

100

Повторение и обобщение изученного по теме «Имя прилагательное».

1

Отвечают на контрольные вопросы и выполняют задания по теме раздела. Пишут диктант из слов, правописание которых изучалось в разделе.

101

Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Имя прилагательное».

1

Пишут контрольный диктант, выполняют грамматические задания.

102

Анализ ошибок, допущенных в диктанте. Закрепление изученного.

1

Исправляют типичные ошибки. Выполняют упражнения.

ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ (14+2)

103

Имя числительное как часть речи.

1

Анализируют и характеризуют общекатегориальное значение, морфологические признаки, синтаксическую роль имени числительного.

104

Простые и составные числительные.

1

Распознают простые и составные числительные. Различают сочетания слов, указывающих на точное и приблизительное количество предметов. Анализируют числительные в тексте.

105

Мягкий знак на конце и в середине числительных.

1

Усваивают правило написание мягкого знака на конце и в середине числительных. Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом. Делят слова на группы согласно виду орфограммы. Определяют стиль текста, списывают его, заменяя цифры словами.

106

Порядковые числительные.

1

Распознают порядковые числительные. Составляют словосочетания и предложения с порядковыми числительными. Анализируют примеры объявлений. Составляют и записывают своё объявление. Записывают слова на тему «Спортивная гимнастика». Составляют с ними сложные предложения.

107

Употребление и правописание порядковых числительных.

1

Усваивают правила правописания порядковых числительных. Выполняют упражнения.

108

Разряды количественных числительных.

1

Определяют разряды количественных числительных. Заполняют таблицу. Доказывают, что предложения, приведённые в упражнении, составляют текст.

109

Числительные, обозначающие целые числа.

1

Правильно изменяют по падежам числительные, обозначающие целые числа. Обозначают падежи числительных в упражнениях. Заменяют цифры словами в упражнениях.

110

Дробные числительные.

1

Распознают дробные числительные. Записывают словами арифметические примеры. Пишут диктант.

111

Р/Р. Составление юмористического рассказа.

1

Составляют рассказ по рисунку.

112

Собирательные числительные.

1

Распознают собирательные числительные. Составляют словосочетания и предложения с собирательными числительными. Анализируют рисунки. Составляют по ним предложения. Заменяют цифры в предложениях собирательными числительными. Пишут диктант.

113

Склонение количественных числительных.

1

Правильно склоняют количественные числительные. Выполняют упражнения.

114

Морфологический разбор имени числительного.

1

Характеризуют имя числительное по морфологическим признакам и синтаксической роли. Выполняют устный и письменный разбор имён числительных. Составляют предложения по рисункам. Определяют основную мысль текста, заменяют числительные цифрами и списывают один из абзацев.

115

Повторение изученного по теме «Имя числительное».

1

Отвечают на контрольные вопросы и выполняют задания по теме раздела. Пишут диктант из слов, правописание которых изучалось в разделе.

116

Контрольная работа по теме «Имя числительное».

1

Пишут контрольную работу, выполняют задания.

117

Анализ ошибок, допущенных в контрольной работе. Закрепление изученного.

1

Анализируют типичные ошибки. Выполняют упражнения.

118

Р/Р. Публичное выступление на тему «Береги природу!».

1

Готовят устное выступление перед классом.

МЕСТОИМЕНИЕ (16+4)

119

Местоимение как часть речи.

1

Характеризуют местоимение как часть речи. Списывают предложения, вставляя местоимения. Подчёркивают местоимения как члены предложения. Отмечают недочёты в употреблении местоимений.

120

Личные местоимения.

1

Распознают личные местоимения. Склоняют личные местоимения по падежам. Составляют словосочетания с личными местоимениями. Заменяют в предложениях имена существительные местоимениями.

121

Возвратное местоимение себя.

1

Распознают возвратное местоимение себя.

Определяют падеж возвратного местоимения в текстах. Заменяют выделенные в тексте слова фразеологизмами с местоимением себя. Устраняют недочёты в употреблении местоимений.

122

Р/Р. Рассказ по рисункам.

1

Пишут рассказ от первого лица по рисункам.

123

Вопросительные местоимения.

1

Распознают вопросительные местоимения. Склоняют вопросительные местоимения по падежам. Вставляют пропущенные местоимения в предложения. Составляют предложения с местоимениями. Находят морфологические ошибки в образовании форм глаголов и местоимений. Анализируют текст.

124

Относительные местоимения.

1

Распознают относительные местоимения. Склоняют относительные местоимения по падежам. Вставляют пропущенные местоимения в предложения. Составляют предложения с местоимениями. Находят морфологические ошибки в образовании форм глаголов и местоимений. Анализируют текст.

125

Неопределенные местоимения.

1

Распознают неопределённые местоимения. Анализируют таблицу. Составляют предложения с неопределёнными местоимениями, вставляют пропущенные местоимения в текст.

126

Отрицательные местоимения.

1

Распознают отрицательные местоимения. Определяют способ образования отрицательных местоимений. Составляют словосочетания и предложения с отрицательными местоимениями.

127

Правописание отрицательных местоимений.

1

Обозначают условия выбора не или ни и слитного или раздельного написания в отрицательных местоимениях. Пишут диктант.

128

Притяжательные местоимения.

1

Распознают притяжательные местоимения. Склоняют притяжательные местоимения по падежам, определяют их разряд. Заменяют существительные местоимениями в предложениях.

129

Р/Р. Рассуждение. Сочинение-рассуждение.

1

Пишут сочинение-рассуждение на заданную тему, предварительно составив план. Выделяют в сочинении местоимения.

130

Указательные местоимения.

1

Распознают указательные местоимения. Определяют падеж указательных местоимений, склоняют их по падежам.

131

Определительные местоимения.

1

Распознают определительные местоимения. Определяют синтаксическую роль определительных местоимений в предложениях. Анализируют таблицу. Склоняют словосочетания с определительными местоимениями.

132

Р/Р. Сочинение (по упр.494).

1

Пишут сочинение на заданную тему.

133

Местоимения и другие части речи.

1

Выделяют местоимения по признаку сходства с другими частями речи. Заполняют таблицу. Анализируют пословицы, содержащие местоимения.

134

Морфологический разбор местоимения.

1

Характеризуют местоимения по морфологическим признакам и синтаксической роли. Выполняют устный и письменный разбор местоимений.

135

Р.р. Сочинение по картине Е.В. Сыромятниковой «первые зрители»



136

Повторение и обобщение изученного по теме «Местоимение».

1

Отвечают на контрольные вопросы и выполняют задания по теме раздела. Пишут диктант из слов, правописание которых изучалось в разделе.

137

Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Местоимение»

1

Пишут контрольный диктант, выполняют грамматические задания.

138

Анализ ошибок, допущенных в диктанте. Закрепление изученного.

1

Анализируют типичные ошибки. Выполняют упражнения.

ГЛАГОЛ (18+6)

139

Глагол как часть речи. Повторение изученного в 5 классе.

1

Активизируют знания о глаголе как о части речи. Характеризуют морфологические признаки глагола и его синтаксическую роль.

140

Глагол как часть речи. Повторение изученного в 5 классе.

1

Определяют вид, форму, спряжение глаголов при выполнении упражнений. Объясняют условия выбора гласных в корнях и окончаниях глаголов.

141

Р/Р. Подготовка к сочинению.

1

Собирают материал для сочинения.

142

Р/Р. Сочинение-рассказ по данному началу.

1

Пишут сочинение-рассказ на заданную тему.

143

Разноспрягаемые глаголы.

1

Распознают разноспрягаемые глаголы. Указывают время, лицо, число разноспрягаемых глаголов в предложениях. Спрягают изучаемые глаголы. Анализируют таблицу. Составляют и записывают диалог на заданную тему. Анализируют значение слов.

144

Глаголы переходные и непереходные.

1

Распознают переходные и непереходные глаголы. Составляют и анализируют словосочетания с переходными и непереходными глаголами. Составляют схемы предложений.

145

Глаголы переходные и непереходные.

1

Распознают переходные и непереходные глаголы. Составляют и анализируют словосочетания с переходными и непереходными глаголами. Отмечают ошибки в употреблении глаголов.

146

Наклонение глагола. Изъявительное наклонение.

1

Определяют наклонение глаголов. Распознают глаголы в изъявительном наклонении. Указывают вид и время глаголов в изъявительном наклонении.

147

Р/Р. Подготовка к изложению.

1

Готовятся к изложению.

148

Р/Р. Изложение (по упр.542).

1

Пишут изложение на заданную тему.

149

Условное наклонение.

1

Распознают глаголы в условном наклонении. Определяют способ образования условного наклонения.

150

Повелительное наклонение.

1

Распознают глаголы в повелительном наклонении. Анализируют таблицу, демонстрирующую способы образования повелительного наклонения. Обозначают основу, суффикс и окончание в глаголах повелительного наклонения.

151

Правописание глаголов в повелительном наклонении.

1

Выполняют упражнения, руководствуясь правилом правописания глаголов в повелительном наклонении.

152

Р/Р. Сочинение по рисункам.

1

Пишут рассказ по рисункам.

153

Употребление наклонений.

1

Правильно употребляют наклонение в речи. Выражают просьбу, используя разные наклонения. Анализируют стихотворение. Заменяют в тексте глаголы в неопределённой форме глаголами в форме повелительного наклонения. Обозначают вид и наклонение глаголов в текстах.

154

Диктант оп теме «Глагол»

1

Пишут диктант.

155

Безличные глаголы.

1

Распознают безличные глаголы. Употребляют безличные глаголы в прошедшем, настоящем и будущем времени. Составляют предложения с безличными глаголами.

156

Безличные глаголы.

1

Распознают безличные глаголы. Употребляют безличные глаголы в прошедшем, настоящем и будущем времени. Составляют предложения с безличными глаголами. Пишут диктант.

157

Морфологический разбор глагола.

1

Характеризуют глагол по морфологическим признакам и синтаксической роли. Выполняют устный и письменный разбор глаголов.

158

Р/Р. Рассказ на основе услышанного.

1

Анализируют вступление и заключительную часть рассказа на основе услышанного. Пишут сочинение на основе услышанного от старших рассказа.

159

Правописание гласных в суффиксах глаголов.

1

Усваивают правило написания гласных в суффиксах глаголов. Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом. Образуют от глаголов разные формы времени, лица и наклонения.

160

Повторение и обобщение изученного по теме «Глагол».

1

Отвечают на контрольные вопросы и выполняют задания по теме раздела. Пишут диктант из слов, правописание которых изучалось в разделе. Составляют сложный план сообщения о глаголе как части речи, готовят сообщения.

161

Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Глагол». Промежуточная аттестация.

1

Пишут контрольный диктант, выполняют грамматические задания.

162

Анализ ошибок, допущенных в диктанте. Закрепление изученного.

1

Анализируют типичные ошибки. Выполняют упражнения.

ПОВТОРЕНИЕ (8ч)

163

Разделы науки о языке.

1

Систематизируют знания о разделах науки о языке. Заполняют таблицу. Составляют и записывают сложный план устного сообщения на тему «Разделы науки о языке».

164

Орфография

1

Повторяют содержание изученных орфографических правил и алгоритмы их использования. Обозначают условия выбора орфограмм в упражнениях. Составляют и заполняют таблицы. Группируют слова по видам орфограмм. Записывают примеры заданных орфограмм.

165

Пунктуация в простом и сложном предложении.

1

Повторяют содержание изученных пунктуационных правил. Расставляют знаки препинания в текстах упражнений.

166

Лексика и фразеология.

1

Систематизируют знания о лексикологии и фразеологии как разделах науки о языке. Характеризуют устаревшие слова в отрывке из произведения художественной литературы. Определяют стиль и основную мысль текста, выписывают слова с орфограммами.

167

Словообразование.

1

Систематизируют знания о словообразовании как о разделе науки о языке. Подбирают к словам формы и однокоренные слова. Обозначают состав слов и способ их образования.

168

Морфология.

1

Систематизируют знания о морфологии как о разделе науки о языке. Указывают падежи именных частей речи. Читают текст, выписывают примеры числительных, подбирают синонимы к одному из слов текста.

169

Синтаксис.

1

Систематизируют знания и синтаксисе как о разделе науки о языке. Списывают текст, определяют его основную мысль, выделяют однородные члены и основы предложения. Определяют значение выделенного в тексте слова.

170

Итоговый урок.

1

Выполняют упражнения.



































Календарно-тематическое планирование

6 класс

п/п

Тема урока

Кол-во часов

Дата проведения

план

факт

ВВЕДЕНИЕ. ЯЗЫК. РЕЧЬ. ОБЩЕНИЕ (2+1)

1

Русский язык – один из развитых языков мира.

1



2

Язык, речь, общение. Ситуация общения.

1



3

Р/Р. Сочинение-поздравление.

1



ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В 5 КЛАССЕ (12+1)

4

Фонетика. Орфоэпия.

1



5

Морфемы в слове. Орфограммы в приставках и корнях слов.

1



6

Орфограммы в приставках и корнях слов.

1



7

Части речи.

1



8

Морфологический разбор слова

1



9

Орфограммы в окончаниях слов.

1



10

Р/Р. Сочинение «Интересная встреча».

1



11

Словосочетание.

1



12

Простое предложение. Знаки препинания.

1



13

Сложное предложение. Запятые в сложном предложении. Синтаксический разбор предложений.

1



14

Прямая речь. Диалог.

1



15

Контрольный диктант по теме «Повторение изученного в 5 классе».

1



16

Анализ контрольного диктанта

1



ТЕКСТ (4ч)

17

Текст, его особенности. Тема и основная мысль текста. Заглавие текста.

1



18

Начальные и конечные предложения текста. Ключевые слова. Основные признаки текста.

1



19

Р/Р. Сочинение-рассказ.

1



20

Текст и стили речи. Официально-деловой стиль речи.

1




ЛЕКСИКА. КУЛЬТУРА РЕЧИ (9+2)

21

Слово и его лексическое значение.

1



22

Р/Р. Собирание материалов к сочинению. Устное описание картины А.М.Герасимова «После дождя».

1



23

Общеупотребительные слова.

1



24

Профессионализмы.

1



25

Диалектизмы.

1



26

Р/Р. Сжатое изложение.

1



27

Исконно русские и заимствованные слова.

1



28

Новые слова (неологизмы).

1



29

Устаревшие слова (архаизмы, историзмы).

1



30

Словари.

1



31

Проверочная работа.

1



ФРАЗЕОЛОГИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ (3+1)

32

Фразеологизмы.




33

Источники фразеологизмов.




34

Р/Р. Составление сообщения о возникновении фразеологизмов.




35

Контрольная работа по теме «Фразеологизмы. Культура речи»




СЛОВООБРАЗОВАНИЕ. ОРФОРГАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ(21+4)

36

Анализ контрольной работы. Морфемика и словообразование.

1



37

Морфемика и словообразование.

1



38

Р/Р. Описание помещения.

1



39

Основные способы словообразования в русском языке. Словообразовательная цепочка.

1



40

Основные способы словообразования в русском языке.

1



41

Основные способы словообразования в русском языке. Словообразовательная цепочка и гнездо.

1



42

Этимология слов.

1



43

Р/Р. Систематизация материалов к сочинению. Сложный план.

1



44

Р/Р. Сочинение-описание помещения.

1



45

Чередование гласных а-о в корнях –кас- - -кос-

1



46

Чередование гласных а-о в корне –гар- - -гор-.

1



47

Чередование гласных а-о в корне –зар- - -зор-.

1



48

Гласные ы-и после приставок.

1



49

Повторение и закрепление правил написание орфограмм в корне слова.

1



50

Гласные в приставках пре-при.

1



51

Гласные в приставках пре-при.

1



52

Контрольный диктант по теме «Словообразование. Орфография»

1



53

Анализ диктанта.

1



54

Соединительные О и Е в сложных словах.

1



55

Сложносокращенные слова.

1



56

Р/Р. Устное описание картины Т.Н. Яблонской «Утро».

1



57

Морфемный и словообразовательный разбор слова.

1



58

Повторение и обобщение изученного по теме «Словообразование».

1



59

Контрольный диктант по теме «Словообразование».

1



66

Анализ ошибок, допущенных в контрольном диктанте.

1



МОРФОЛОГИЯ. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ (83+19)

ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ (16+3)

61

Имя существительное. Повторение изученного в 5 классе.

1



62

Р/Р. Составление письма другу.

1



63

Разносклоняемые имена существительные.

1



64

Правописание гласной е в суффиксе –ен- имен существительных на –мя.

1



65

Р/Р. Составление устного публичного выступления о происхождении имен.

1



66

Несклоняемые имена существительные.

1



67

Род несклоняемых имен существительных.

1



68

Имена существительные общего рода.

1



69

Морфологический разбор имени существительного.

1



70

Р/Р. Сочинение-описание по личным впечатлениям.

1



71

Правописание НЕ с именами существительными.

1



72

Правописание НЕ с именами существительными.

1



73

Правописание Ч и Щ в суффиксах имен существительных –чик и –щик.

1



74

Правописание Ч и Щ в суффиксах имен существительных –чик и –щик.

1



75

Правописание гласных Е-И в суффиксах имен существительных –ек и –ик.

1



76

Правописание гласных О-Е после шипящих в суффиксах имен существительных.

1



77

Повторение изученного по теме «Имя существительное».

1



78

Контрольный диктант по теме «Имя существительное».

1



79

Анализ ошибок, допущенных в контрольном диктанте

1



ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ (19+4)

80

Повторение изученного в 5 классе по теме «Имя прилагательное».

1



81

Р/Р. Описание природы.

1



82

Степени сравнения имен прилагательных.

1



83

Образование сравнительной степени имен прилагательных.

1



84

Образование превосходной степени имен прилагательных.

1



85

Разряды имен прилагательных по значению. Качественные имена прилагательные.

1



86

Относительные прилагательные.

1



87

Р/Р. Выборочное изложение.

1



88

Притяжательные прилагательные.

1



89

Морфологический разбор имени прилагательного.

1



90

НЕ с прилагательными.

1



91

Слитное и раздельное написание НЕ с прилагательными.

1



92

Буквы о и е после шипящих и ц в суффиксах прилагательных.

1



93

Р.р. Устное описание картины Н.П.Крымова «Зимний вечер»

1



94

Одна и две буквы н в суффиксах прилагательных.

1



95

Правописание н-нн в суффиксах прилагательных.

1



96

Р/Р. Описание игрушки.

1



97

Различение на письме суффиксов прилагательных –к- и –ск-.

1



98

Дефисное и слитное написание сложных прилагательных.

1



99

Правописание сложных прилагательных.

1



100

Повторение и обобщение изученного по теме «Имя прилагательное».

1



101

Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Имя прилагательное».

1



102

Анализ ошибок, допущенных в диктанте. Закрепление изученного.

1



ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ (14+2)

103

Имя числительное как часть речи.

1



104

Простые и составные числительные.

1



105

Мягкий знак на конце и в середине числительных.

1



106

Порядковые числительные.

1



107

Употребление и правописание порядковых числительных.

1



108

Разряды количественных числительных.

1



109

Числительные, обозначающие целые числа.

1



110

Дробные числительные.

1



111

Р/Р. Составление юмористического рассказа.

1



112

Собирательные числительные.

1



113

Склонение количественных числительных.

1



114

Морфологический разбор имени числительного.

1



115

Повторение изученного по теме «Имя числительное».

1



116

Контрольная работа по теме «Имя числительное».

1



117

Анализ ошибок, допущенных в контрольной работе. Закрепление изученного.

1



118

Р/Р. Публичное выступление на тему «Береги природу!».

1



МЕСТОИМЕНИЕ (16+4)

119

Местоимение как часть речи.

1



120

Личные местоимения.

1



121

Возвратное местоимение себя.

1



122

Р/Р. Рассказ по рисункам.

1



123

Вопросительные местоимения.

1



124

Относительные местоимения.

1



125

Неопределенные местоимения.

1



126

Отрицательные местоимения.

1



127

Правописание отрицательных местоимений.

1



128

Притяжательные местоимения.

1



129

Р/Р. Рассуждение. Сочинение-рассуждение.

1



130

Указательные местоимения.

1



131

Определительные местоимения.

1



132

Р/Р. Сочинение (по упр.494).

1



133

Местоимения и другие части речи.

1



134

Морфологический разбор местоимения.

1



135

Р.р. Сочинение по картине Е.В. Сыромятниковой «первые зрители»

1



136

Повторение и обобщение изученного по теме «Местоимение».

1



137

Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Местоимение»

1



138

Анализ ошибок, допущенных в диктанте. Закрепление изученного.

1



ГЛАГОЛ (18+6)

139

Глагол как часть речи. Повторение изученного в 5 классе.

1



140

Глагол как часть речи. Повторение изученного в 5 классе.

1



141

Р/Р. Подготовка к сочинению.

1



142

Р/Р. Сочинение-рассказ по данному началу.

1



143

Разноспрягаемые глаголы.

1



144

Глаголы переходные и непереходные.

1



145

Глаголы переходные и непереходные.

1



146

Наклонение глагола. Изъявительное наклонение.

1



147

Р/Р. Подготовка к изложению.

1



148

Р/Р. Изложение (по упр.542).

1



149

Условное наклонение.

1



150

Повелительное наклонение.

1



151

Правописание глаголов в повелительном наклонении.

1



152

Р/Р. Сочинение по рисункам.

1



153

Употребление наклонений.

1



154

Диктант.

1



155

Безличные глаголы.

1



156

Безличные глаголы.

1



157

Морфологический разбор глагола.

1



158

Р/Р. Рассказ на основе услышанного.

1



159

Правописание гласных в суффиксах глаголов.

1



160

Повторение и обобщение изученного по теме «Глагол».

1



161

Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Глагол». Промежуточная аттестация.

1



162

Анализ ошибок, допущенных в диктанте. Закрепление изученного.

1



ПОВТОРЕНИЕ (8ч)

163

Разделы науки о языке.




164

Орфография




165

Пунктуация в простом и сложном предложении.




166

Лексика и фразеология.




167

Словообразование.




168

Морфология.




169

Синтаксис.




170

Итоговый урок.












Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!