Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Чертовицкая основная общеобразовательная школа
Рамонского муниципального района Воронежской области
Рассмотрено на заседании ШМО Пр.№ __ от _______________ Руководитель ШМО______________ Белкина Л.И. | Согласовано Зам.директора по УВР________________ Вялкина О.В. | Утверждено Пр.№____ от_____________ Директор школы________________ Лырьщикова С.А. |
Рабочая программа
учебного предмета
«Математика»
3 класс
Составитель:
Попова Н.М.
С. Чертовицы
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена по предмету «Математика» для 3 класса в соответствии с ФГОС НОО
Цели и задачи:
- математическое развитие младшего школьника — формирование способности к интеллектуальной деятельности (логического и знаково-символического мышления), пространственного воображения, математической речи; умение строить рассуждения, выбирать аргументацию, различать обоснованные и необоснованные суждения, вести поиск информации (фактов, оснований для упорядочения, вариантов и др.);
- освоение начальных математических знаний — понимание значения величин и способов их измерения; использование арифметических способов для разрешения сюжетных ситуаций; формирование умения решать учебные и практические задачи средствами математики; работа с алгоритмами выполнения арифметических действий;
- развитие интереса к математике, стремления использовать математические знания в повседневной жизни.
Количество часов по учебному плану: по 4 часа в неделю, всего 136 часов (34 учебные недели)
Формы и методы контроля: математический диктант, тесты, самостоятельная работа, контрольная работа.
Учебник Моро М.И., Бантова М.А., Бельтюкова М.А. Математика 3 класс в 2-х ч. Просвещение, 2020г.
Планируемые результаты освоения учебного курса
Личностные результаты: готовность ученика целенаправленно использовать знания в учении и в повседневной жизни для исследования математической сущности предмета (явления, события, факта); способность характеризовать собственные знания по предмету, формулировать вопросы, устанавливать, какие из предложенных математических задач могут быть им успешно решены; познавательный интерес к математической науке.
Метапредметные результаты: способность анализировать учебную ситуацию с точки зрения математических характеристик, устанавливать количественные и пространственные отношения объектов окружающего мира, строить алгоритм поиска необходимой информации, определять логику решения практической и учебной задачи; умение моделировать - решать учебные задачи с помощью знаков (символов), планировать, контролировать и корректировать ход решения учебной задачи.
Предметные результаты: у обучающихся формируется представление о числах как результате счёта и измерения, о принципе записи чисел. Они учатся выполнять устно арифметические действия с числами, составлять числовое выражение и находить его значение в соответствии с правилами прядка выполнения действий; накапливают опыт решения арифметических задач. Обучающиеся в процессе наблюдений и опытов знакомятся с простейшими геометрическими формами, приобретают начальные навыки изображения геометрических фигур, овладевают способами измерения длин.
Числа и величины
Обучающийся научится:
образовывать, называть, читать, записывать числа от 0 до 1 000;
сравнивать трехзначные числа и записывать результат сравнения упорядочивать заданные числа заменять трехзначное число суммой разрядных слагаемых уметь заменять мелкие единицы счета крупными и наоборот;
устанавливать закономерность – правило, по которому составлена числовая последовательность (увеличение/уменьшение числа на несколько единиц, увеличение/уменьшение числа в несколько раз); продолжать ее или восстанавливать пропущенные в ней числа;
группировать числа по заданному или самостоятельно установленному одному или нескольким признакам;
читать, записывать и сравнивать значения величины площади, используя изученные единицы измерения этой величины (квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр), и соотношения между ними: 1 дм2 = 100 см2, 1 м2 = 100 дм2; переводить одни единицы площади в другие;
читать, записывать и сравнивать значения величины массы, используя изученные единицы измерения этой величины (килограмм, грамм) и соотношение между ними: 1 кг = 1 000 г; переводить мелкие единицы массы в более крупные, сравнивать и упорядочивать объекты по массе.
Обучающийся получит возможность научиться:
классифицировать числа по нескольким основаниям (в более сложных случаях) и объяснять свои действия;
самостоятельно выбирать единицу для измерения таких величин как площадь, масса в конкретных условиях и объяснять свой выбор.
Арифметические действия
Обучающийся научится:
выполнять табличное умножение и деление чисел; выполнять умножение на 1 и на 0, выполнять деление вида: а : а, 0 : а;
выполнять внетабличное умножение и деление, в том числе деление с остатком; выполнять проверку арифметических действий умножение и деление;
выполнять письменно действия сложение, вычитание, умножение и деление на однозначное число в пределах 1 000;
вычислять значение числового выражения, содержащего 2 – 3 действия (со скобками и без скобок).
Обучающийся получит возможность научиться:
использовать свойства арифметических действий для удобства вычислений;
вычислять значение буквенного выражения при заданных значениях входящих в него букв;
решать уравнения на основе связи между компонентами и результатами умножения и деления.
Работа с текстовыми задачами
Обучающийся научится:
анализировать задачу, выполнять краткую запись задачи в различных видах: в таблице, на схематическом рисунке, на схематическом чертеже;
составлять план решения задачи в 2 – 3 действия, объяснять его и следовать ему при записи решения задачи;
преобразовывать задачу в новую, изменяя ее условие или вопрос;
составлять задачу по краткой записи, по схеме, по ее решению;
решать задачи, рассматривающие взаимосвязи: цена, количество, стоимость; расход материала на 1 предмет, количество предметов, общий расход материала на все указанные предметы и др.; задачи на увеличение/уменьшение числа в несколько раз.
Обучающийся получит возможность научиться:
сравнивать задачи по сходству и различию отношений между объектами, рассматриваемых в задачах;
дополнять задачу с недостающими данными возможными числами;
находить разные способы решения одной и той же задачи, сравнивать их и выбирать наиболее рациональный;
решать задачи на нахождение доли числа и числа по его доле;
решать задачи практического содержания, в том числе задачи-расчеты.
Пространственные отношения, геометрические фигуры
Обучающийся научится:
обозначать геометрические фигуры буквами;
различать круг и окружность;
чертить окружность заданного радиуса с использованием циркуля.
Обучающийся получит возможность научиться:
различать треугольники по соотношению длин сторон; по видам углов;
изображать геометрические фигуры (отрезок, прямоугольник) в заданном масштабе;
читать план участка (комнаты, сада и др.).
Геометрические величины
Обучающийся научится:
измерять длину отрезка;
вычислять площадь прямоугольника (квадрата) по заданным длинам его сторон;
выражать площадь объектов в разных единицах площади (квадратный сантиметр, квадратный дециметр. квадратный метр), используя соотношения между ними.
Обучающийся получит возможность научиться:
выбирать наиболее подходящие единицы площади для конкретной ситуации;
вычислять площадь прямоугольного треугольника, достраивая его до прямоугольника.
Работа с информацией
Обучающийся научится:
анализировать готовые таблицы, использовать их для выполнения заданных действий, для построения вывода;
устанавливать правило, по которому составлена таблица, заполнять таблицу по установленному правилу недостающими элементами;
самостоятельно оформлять в таблице зависимости между пропорциональными величинами;
выстраивать цепочку логических рассуждений, делать выводы.
Обучающийся получит возможность научиться:
читать несложные готовые таблицы;
понимать высказывания, содержащие логические связки («… и …», «если …, то …», «каждый», «все» и др.), определять «верно» или «неверно» приведенное высказывание о числах, результатах действий, геометрических фигурах.
Содержание учебного предмета
Числа от 1 до 100. Сложение и вычитание (9 ч)
Нумерация чисел в пределах 100. Устные и письменные приемы сложения и вычитания чисел в пределах 100.
Взаимосвязь между компонентами и результатом сложения (вычитания).
Уравнение. Решение уравнения.
Обозначение геометрических фигур буквами.
Числа от 1 до 100. Табличное умножение и деление (46 ч)
Таблица умножения однозначных чисел и соответствующие случаи деления.
Умножение числа 1 и на 1. Умножение числа 0 и на 0, деление числа 0, невозможность деления на 0.
Нахождение числа, которое в несколько раз больше или меньше данного; сравнение чисел с помощью деления.
Примеры взаимосвязей между величинами (цена, количество, стоимость и др.).
Решение уравнений вида 58 – х =27, х – 36 = 23, х + 38 = 70 на основе знания взаимосвязей между компонентами и результатами действий.
Решение подбором уравнений вида х – 3 = 21, х : 4 = 9, 27 : х = 9.
Площадь. Единицы площади: квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр. Соотношения между ними.
Площадь прямоугольника (квадрата).
Практическая работа: Площадь; сравнение площадей фигур на глаз, наложением, с помощью подсчета выбранной мерки.
Доли (9 ч)
Нахождение доли числа и числа по его доле. Сравнение долей.
Единицы времени: год, месяц, сутки. Соотношения между ними.
Круг. Окружность. Центр, радиус, диаметр окружности (круга).
Практическая работа: Круг, окружность; построение окружности с помощью циркуля.
Числа от 1 до 100. Внетабличное умножение и деление (27 ч)
Умножение суммы на число. Деление суммы на число.
Устные приемы внетабличного умножения и деления.
Деление с остатком.
Проверка умножения и деления. Проверка деления с остатком.
Выражения с двумя переменными вида а + b, а – b, а • b, c: d; нахождение их значений при заданных числовых значениях входящих в них букв.
Уравнения вида х – 6 = 72, х: 8 = 12, 64: х = 16 и их решение на основе знания взаимосвязей между результатами и компонентами действий.
Числа от 1 до 1000. Нумерация (13 ч)
Образование и названия трехзначных чисел. Порядок следования чисел при счете.
Запись и чтение трехзначных чисел. Представление трехзначного числа в виде суммы разрядных слагаемых. Сравнение чисел.
Увеличение и уменьшение числа в 10, 100 раз.
Единицы массы: грамм, килограмм. Соотношение между ними.
Практическая работа: Единицы массы; взвешивание предметов.
Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание (11 ч)
Устные приемы сложения и вычитания, сводимых к действиям в пределах 100.
Письменные приемы сложения и вычитания.
Виды треугольников: разносторонние, равнобедренные (равносторонние); прямоугольные, остроугольные, тупоугольные.
Решение задач в 1 – 3 действия на сложение, вычитание в течение года.
Числа от 1 до 1000. Умножение и деление (13 ч)
Устные приемы умножения и деления чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100.
Письменные приемы умножения и деления на однозначное число.
Решение задач в 1 – 3 действия на умножение и деление в течение года.
Итоговое повторение (8 ч)
Числа от 1 до 1000. Нумерация чисел. Сложение, вычитание, умножение, деление в пределах 1000: устные и письменные приемы. Порядок выполнения действий.
Решение уравнений.
Решение задач изученных видов.
Тематическое планирование:
№ п/п | Тема | Кол-во часов |
1. | Числа от 1 до 100. Сложение и вычитание | 9 |
2. | Числа от 1 до 100. Табличное умножение и деление | 46 |
3. | Доли | 9 |
4. | Числа от 1 до 100. Внетабличное умножение и деление | 27 |
5. | Числа от 1 до 1000. Нумерация | 13 |
6. | Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание | 11 |
7. | Числа от 1 до 1000. Умножение и деление | 13 |
8. | Итоговое повторение | 8 |
| ИТОГО | 136 |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Дата | |
План | Факт | |
1 | Нумерация чисел в пределах 100. | 1 | | | |
2 | Устные и письменные приёмы сложения и вычитания. | 1 | | | |
3 | Выражение с переменной. | 1 | | | |
4 | Решение уравнений. | 1 | | | |
5 | Решение уравнений. Решение составных задач. | 1 | | | |
6 | Решение уравнений. Обозначение геометрических фигур буквами. | 1 | | | |
7 | Обобщение и систематизация изученного материала. | 1 | | | |
8 | Входная контрольная работа | 1 | | | |
9 | Анализ контрольной работы. Решение задач на нахождение суммы и остатка. | 1 | | | |
10 | Связь умножения и сложения. | 1 | | | |
11 | Связь между компонентами и результатом умножения. | 1 | | | |
12 | Чётные и нечётные числа. | 1 | | | |
13 | Таблица умножения и деления с числом 3. | 1 | | | |
14 | Решение задач с величинами: «цена», «количество», «стоимость». | 1 | | | |
15 | Решение задач с понятиями «масса» и «количество». | 1 | | | |
16 | Порядок выполнения действий. | 1 | | | |
17 | Порядок выполнения действий. Решение задач в два действия. | 1 | | | |
18 | Порядок выполнения действий. Решение задач на умножение. | 1 | | | |
19 | Что узнали? Чему научились? | 1 | | | |
20 | Таблица умножения и деления с числом 4. | 1 | | | |
21 | Таблица умножения. Закрепление. | 1 | | | |
22 | Задачи на увеличение числа в несколько раз. | 1 | | | |
23 | Задачи на увеличение числа в несколько раз. Таблица умножения. | 1 | | | |
24 | Задачи на уменьшение числа в несколько раз. | 1 | | | |
25 | Решение задач. | 1 | | | |
26 | Таблица умножения и деления с числом 5. | 1 | | | |
27 | Задачи на кратное сравнение. | 1 | | | |
28 | Решение задач на кратное сравнение. | 1 | | | |
29 | Решение задач изученных типов. | 1 | | | |
30 | Таблица умножения и деления с числом 6. | 1 | | | |
31 | Решение задач. | 1 | | | |
32 | Решение составных задач. | 1 | | | |
33 | Контрольная работа №2 по теме: «Табличное умножение и деление». | 1 | | | |
34 | Анализ контрольной работы. Таблица умножения и деления с числом 7. | 1 | | | |
35 | Странички для любознательных. Что узнали? Чему научились? | 1 | | | |
36 | Площадь. Единицы площади. | 1 | | | |
37 | Площадь. Сравнение площадей Фигур. | 1 | | | |
38 | Квадратный сантиметр. | 1 | | | |
39 | Площадь прямоугольника. | 1 | | | |
40 | Таблица умножения и деления с числом 8. | 1 | | | |
41 | Закрепление изученного. Решение составных задач. | 1 | | | |
42 | Таблица умножения и деления с числом 9. | 1 | | | |
43 | Контрольная работа №3 по теме: «Табличное умножение и деление. Решение задач». | 1 | | | |
44 | Анализ контрольной работы. Квадратный дециметр. | 1 | | | |
45 | Таблица умножения. Систематизация знаний. | 1 | | | |
46 | Закрепление изученного материала. | 1 | | | |
47 | Квадратный метр. | 1 | | | |
48 | Закрепление изученного материала. | 1 | | | |
49 | Странички для Любознательных. Что узнали? Чему научились? | 1 | | | |
50 | Умножение на 1. | 1 | | | |
51 | Умножение на 0. | 1 | | | |
52 | Умножение и деление с числами 1, 0. | 1 | | | |
53 | Деление нуля на число. | 1 | | | |
54 | Обобщение и систематизация изученного материала. | 1 | | | |
55 | Обобщение и систематизация изученного материала. | 1 | | | |
56 | Контрольная работа за 1 полугодие. | 1 | | | |
57 | Работа над ошибками. Доли. | 1 | | | |
58 | Образование и сравнение долей. | 1 | | | |
59 | Работа над ошибками. Круг. | 1 | | | |
60 | Окружность. | 1 | | | |
61 | Диаметр окружности (круга). | 1 | | | |
62 | Решение задач. | 1 | | | |
63 | Единицы времени, год, месяц. | 1 | | | |
64 | Обобщение и систематизация изученного материала. Таблица умножения, таблица деления. | 1 | | | |
65 | Умножение и деление круглых чисел. | 1 | | | |
66 | Случаи деления вида 80:20. | 1 | | | |
67 | Умножение суммы на число. | 1 | | | |
68 | Умножение суммы на число. Таблица умножения. | 1 | | | |
69 | Умножение двузначного числа на однозначное. | 1 | | | |
70 | Умножение двузначного числа на однозначное. Таблица деления. | 1 | | | |
71 | Решение задач на приведение к единице. | 1 | | | |
72 | Закрепление изученного материала. | 1 | | | |
73 | Деление суммы на число. | 1 | | | |
74 | Деление суммы на число. Таблица умножения, таблица деления. | 1 | | | |
75 | Деление двузначного числа на однозначное. | 1 | | | |
76 | Делимое. Делитель. | 1 | | | |
77 | Проверка деления. | 1 | | | |
78 | Деление двузначного числа на двузначное. | 1 | | | |
79 | Проверка умножения. | 1 | | | |
80 | Решение уравнений. | 1 | | | |
81 | Решение уравнений. Решение задач. | 1 | | | |
82 | Закрепление изученного материала. | 1 | | | |
83 | Деление с остатком. Правило остатка. | 1 | | | |
84 | Контрольная работа № 5 по теме: «Внетабличное умножение и деление». | 1 | | | |
85 | Анализ контрольной работы. Деление с остатком. | 1 | | | |
86 | Деление с остатком методом подбора. | 1 | | | |
87 | Задачи на деление с остатком. | 1 | | | |
88 | Случаи деления, когда делитель больше делимого. | 1 | | | |
89 | Проверка деления с остатком. | 1 | | | |
90 | Контрольная работа № 6 по теме: «Деление с остатком». | 1 | | | |
91 | Работа над ошибками. Обобщение и систематизация изученного материала. | 1 | | | |
92 | Тысяча. Числа от 1 до 1000. | 1 | | | |
93 | Устная нумерация чисел в пределах 1000. | 1 | | | |
94 | Единицы первого, второго, третьего разрядов. | 1 | | | |
95 | Письменная нумерация чисел в пределах 1000. | 1 | | | |
96 | Увеличение, уменьшение числа в 10, 100 раз. Трёхзначные числа - сумма разрядных слагаемых. | 1 | | | |
97 | Контрольная работа № 7 по теме: «Нумерация в пределах 1000». | 1 | | | |
98 | Работа над ошибками. Приёмы устных вычислений в пределах 1000. | 1 | | | |
99 | Сравнение трёхзначных чисел. | 1 | | | |
100 | Письменная нумерация чисел в пределах 1000. | 1 | | | |
101 | Римские цифры. | 1 | | | |
102 | Единицы массы. Грамм. | 1 | | | |
103 | Контрольная работа № 8 по теме: «Сложение и вычитание». | 1 | | | |
104 | Анализ контрольной работы. Закрепление изученного материала. | 1 | | | |
105 | Приёмы устных вычислений. | 1 | | |
106 | Приёмы устных вычислений вида 450+30, 620-200. | 1 | | |
107 | Приёмы устных вычислений вида 470+80, 560-90. | 1 | | |
108 | Приёмы устных вычислений вида 260+310, 670-140. | 1 | | |
109 | Приёмы письменных вычислений. | 1 | | |
110 | Алгоритм сложения трёхзначных чисел. | 1 | | |
111 | Алгоритм вычитания трёхзначных чисел. | 1 | | |
112 | Виды треугольников. | 1 | | |
113 | Что узнали? Чему научились? | 1 | | |
114 | Контрольная работа № 9 по теме «Сложение и вычитание в пределах 1000». | 1 | | |
115 | Анализ контрольной работы. Обобщение и систематизация изученного материала. | 1 | | |
116 | Умножение и деление. Приёмы устных вычислений. | 1 | | | |
117 | Умножение и деление. Приёмы устных вычислений. | 1 | | | |
118 | Приёмы устных вычислений. | 1 | | | |
119 | Виды треугольников. | 1 | | | |
120 | Закрепление изученного материала. | 1 | | | |
121 | Приёмы умножения в пределах 1000. | 1 | | | |
122 | Алгоритм письменного умножения трёхзначного числа на однозначное. | 1 | | | |
123 | Письменные приёмы умножения в пределах 1000. | 1 | | | |
124 | Приёмы письменного деления в пределах 1000. | 1 | | | |
125 | Алгоритм деления трехзначного числа на однозначное. | 1 | | | |
126 | Проверка деления. | 1 | | | |
127 | Приёмы письменного деления чисел. Закрепление изученного материала. | 1 | | | |
128 | Закрепление изученного. Знакомство с калькулятором. | 1 | | | |
129 | Итоговая контрольная работа № 10 | 1 | | | |
130 | Анализ контрольной работы. Нумерация. Сложение и вычитание. | 1 | | | |
131 | Умножение и деление. | 1 | | | |
132 | Правила о порядке выполнения действий. Решение задач изученных видов. | 1 | | | |
133 | Геометрические фигуры и величины. | 1 | | | |
134 | Закрепление изученного материала. | 1 | | | |
135 | Обобщающий урок. Игра «По океану математики» | 1 | | | |
136 | Закрепление и обобщение изученного материала за 3 класс. | 1 | | | |