МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «БОДЕЕВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА» ЛИСКИНСКОГО РАЙОНА ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ
Рассмотрено | Согласовано | Утверждаю |
на заседании методического | с зам. директора по УВР | Директор школы: |
объединения учителей - | _________/__________/ | _________/________________/ |
предметников | | |
Протокол № ____ | | Приказ № ____ |
от «___» ____________2021 г. | «___» ____________2021 г. | от «___» ____________2021 г. |
Руководитель МО: | | |
_________/________________/ | | |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
основного общего образования
по алгебре
для 8 класса
(ФГОС ООО)
Разработала:
учитель математики и физики
Милосердова Ирина Борисовна
2021-2022 учебный год
Пояснительная записка
Программа разработана на основе следующих документов:
1. Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» с изменениями, утвержденными приказами Минобрнауки России от 29 декабря 2014 года № 1644, от 31 декабря 2015 года № 1577, приказом Минпросвещения России от 11 декабря 2020 года №712.
2. ООП ООО МКОУ «Бодеевская СОШ».
3. Авторской программы по алгебре для 7-9 классов (авторы Ю.Н.Макарычев, Н.Г. Миндюк, К.И. Нешков и др, издательство: М: Просвещение, 2014).
в соответствии с Положением о структуре, порядке разработки и утверждении рабочих программ учебных предметов, элективных курсов, курсов по выбору, факультативных занятий, учебных модулей, кружков, индивидуальных занятий во внеурочное время, рабочих программ для работы с детьми с ОВЗ муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Бодеевская средняя общеобразовательная школа».
УМК: «Алгебра 8 класс» учебник для общеобразовательных учреждений (Ю. Н. Макарычев, К. И. Нешков, Н. Г. Миндюк, С. Б. Суворова; под ред. С. А. Теляковского. - М.: Просвещение, 2018), рекомендован Министерством образования и науки Российской Федерации.
Объем часов: - В год - 105 часов
- В неделю - 3 часа
В соответствии с ФГОС содержание разработанного курса направлено на реализацию следующих целей изучения алгебры в основной образовательной школе :
развитие интереса к математическому творчеству и математических способностей. ,интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе: ясность и точность мысли, критичность мышления, интуиция, логическое мышление, элементы алгоритмической культуры, пространственных представлений, способность к преодолению трудностей;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими;
воспитание качеств личности, обеспечивающих социальную мобильность, способность принимать самостоятельные решения;
формирование качеств мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе;
воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для научно-технического прогресса;
формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, о значимости математики в развитии цивилизации и современного общества;
овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
формирование учебной и общепользовательской компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий ;
развитие алгоритмического мышления, необходимого для освоения курса информатики; овладение навыками дедуктивных рассуждений, развитие воображения, способностей к математическому творчеству;
получение школьниками конкретных знаний о функциях как важнейшей математической модели для описания и исследования разнообразных процессов;
формирование у учащихся умения воспринимать и анализировать информацию, представленную в различных формах.
Форма организации образовательного учебного процесса:
творческая деятельность;
исследовательские проекты;
публичные презентации;
лекции;
самостоятельная деятельность;
практическая деятельность (решение задач, выполнение практических работ).
Технологии, используемые в обучении: традиционная классно-урочная, элементы проблемного обучения, технологии уровневой дифференциации, здоровьесберегающие технологии, ИКТ .
Методы и приёмы обучения:
- обобщающая беседа по изученному материалу;
- индивидуальный устный опрос;
- фронтальный опрос;
- выборочная проверка заданий;
- работа в парах;
- самостоятельная работа проверочного характера.
Основными формами и видами контроля являются: промежуточный в форме самостоятельных работ и тестов, контрольные работы и зачеты
Сроки реализации программы: один учебный год.
.
Планируемые результаты изучения учебного предмета
Программа обеспечивает достижение следующих результатов освоения образовательной программы основного общего образования:
личностные:
сформированность ответственного отношения к учению, готовность и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору дальнейшего образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учётом устойчивых познавательных интересов;
сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;
сформированность коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими, в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
представление о математической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах её развития, о её значимости для развития цивилизации;
критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении алгебраических задач;
умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;
способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений.
метапредметные:
первоначальные представления об идеях и о методах математики как об универсальном языке науки и техники, о средстве моделирования явлений и процессов;
умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;
умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять её в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;
умение понимать и использовать математические средства наглядности (рисунки, чертежи, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;
умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач;
понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;
умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера.
предметные:
Ученик научится:
систематизировать сведения о рациональных числах и получить представление об иррациональных числах;
умение выполнять арифметические действия с рациональными числами, вычислять значения числовых выражений;
умение применять свойства арифметических квадратных корней;
умение решать квадратные уравнения и уравнения , сводящиеся к ним , задачи , сводящиеся к решению квадратных уравнений;
умение решать дробные рациональные уравнения и решать задачи с помощью рациональных уравнений;
умение решать линейные неравенства с одной переменной, используя понятие числового промежутка, системы линейных неравенств, а также двойные неравенства;
умение применять свойства степени с целым показателем в вычислениях и преобразованиях;
умение записывать большие и маленькие числа в стандартном виде.
Ученик получит возможность научиться:
углубить и развить представление о числах;
научиться использовать приемы, рационализирующие вычисления, приобрести привычку контролировать вычисления, выбирая подходящий для ситуации способ;
развить и углубить знания о десятичной записи действительного числа;
применять графическое представление для исследования неравенств ,разнообразные приемы доказательства неравенств;
проводить исследования, связанные с изучением свойств функций , на основе графиков изученных функций:
строить более сложные функции.
Содержание учебного предмета
1. Рациональные дроби (23 ч)
Рациональная дробь. Основное свойство дроби, сокращение дробей. Тождественные преобразования рациональных выражений. Функция у = и её график.
Цель: выработать умение выполнять тождественные преобразования рациональных выражений.
Так как действия с рациональными дробями существенным образом опираются на действия с многочленами, то в начале темы необходимо повторить с обучающимися преобразования целых выражений.
Главное место в данной теме занимают алгоритмы действий с дробями. Учащиеся должны понимать, что сумму, разность, произведение и частное дробей всегда можно представить в виде дроби. Приобретаемые в данной теме умения выполнять сложение, вычитание, умножение и деление дробей являются опорными в преобразованиях дробных выражений. Поэтому им следует уделить особое внимание. Задания на все действия с дробями не должны быть излишне громоздкими и трудоемкими.
Изучение темы завершается рассмотрением свойств графика функции у =.к/х.
2. Квадратные корни (19 ч)
Понятие об иррациональных числах. Общие сведения о действительных числах. Квадратный корень. Понятие о нахождении приближенного значения квадратного корня. Свойства квадратных корней. Преобразования выражений, содержащих квадратные корни. Функция у = Vx , её свойства и график.
Цель: систематизировать сведения о рациональных числах и дать представление об иррациональных числах, расширив тем самым понятие о числе; выработать умение выполнять преобразования выражений, содержащих квадратные корни.
Основное внимание уделяется понятию арифметического квадратного корня и свойствам арифметических квадратных корней. Специальное внимание уделяется освобождению от иррациональности в знаменателе дроби в выражениях вида , . Умение преобразовывать выражения, содержащие корни, часто используется как в самом курсе алгебры, так и в курсах геометрии, алгебры и начал анализа.
3. Квадратные уравнения (21 ч)
Квадратное уравнение. Формула корней квадратного уравнения. Решение рациональных уравнений. Решение задач, приводящих к квадратным уравнениям и простейшим рациональным уравнениям.
Цель: выработать умения решать квадратные уравнения и простейшие рациональные уравнения и применять их к решению задач.
В начале темы приводятся примеры решения неполных квадратных уравнений.. Рассматриваются алгоритмы решения неполных квадратных уравнений различного вида.
Основное внимание следует уделить решению уравнений вида ах2 + bх + с = 0, В данной теме учащиеся знакомятся с формулами Виета, Учащиеся овладевают способом решения дробных рациональных уравнений, который состоит в том, что решение таких уравнений сводится к решению соответствующих целых уравнений с последующим исключением посторонних корней.
Изучение данной темы позволяет существенно расширить аппарат уравнений, используемых для решения текстовых задач.
4. Неравенства (20 ч)
Числовые неравенства и их свойства. Почленное сложение и умножение числовых неравенств. Погрешность и точность приближения. Линейные неравенства с одной переменной и их системы.
Цель: ознакомить обучающихся с применением неравенств для оценки значений выражений, выработать умение решать линейные неравенства с одной переменной и их системы.
Свойства числовых неравенств составляют ту базу, на которой основано решение линейных неравенств с одной переменной. Вводятся понятия абсолютной погрешности и точности приближения, относительной погрешности.
В связи с решением линейных неравенств с одной переменной дается понятие о числовых промежутках, вводятся соответствующие названия и обозначения. Рассмотрению систем неравенств с одной переменной предшествует ознакомление обучающихся с понятиями пересечения и объединения множеств.
. Особое внимание следует уделить отработке умения решать простейшие неравенства вида ах b, ах
В этой теме рассматривается также решение систем двух линейных неравенств с одной переменной, в частности таких, которые записаны в виде двойных неравенств.
5. Степень с целым показателем. Элементы статистики (11 ч)
Степень с целым показателем и ее свойства. Стандартный вид числа. Начальные сведения об организации статистических исследований.
Цель: выработать умение применять свойства степени с целым показателем в вычислениях и преобразованиях, сформировать начальные представления о сборе и группировке статистических данных, их наглядной интерпретации.
В этой теме формулируются свойства степени с целым показателем. Метод доказательства этих свойств показывается на примере умножения степеней с одинаковыми основаниями. Дается понятие о записи числа в стандартном виде..
Учащиеся получают начальные представления об организации статистических исследований. Они знакомятся с понятиями генеральной и выборочной совокупности. Приводятся примеры представления статистических данных в виде таблиц частот и относительных частот. Обучающимся предлагаются задания на нахождение по таблице частот таких статистических характеристик.
6. Повторение (11 час: 4 + 7)
Повторение, обобщение и систематизация знаний, умений и навыков за курс алгебры 8 класса.
Тематическое планирование
№ п/п | Наименование раздела / темы | Кол-во часов | Кол-во контрольных работ |
| Повторение | 3 | 1 |
1 | Рациональные дроби | 23 | 2 |
2 | Квадратные корни | 19 | 2 |
3 | Квадратные уравнения | 21 | 2 |
4 | Неравенства | 20 | 2 |
5 | Степень с целым показателем. Элементы статистики | 11 | 1 |
6 | Повторение | 7 | 1 |
7 | Итого | 105 | 11 |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Дата проведения | Тема урока | Примечание |
план | факт |
1 | | | Повторение. Формулы сокращенного умножения | |
2 | | | Решение систем линейных уравнений | |
3 | | | Решение задач с помощью уравнений | |
4 | | | Контрольная работа № 1 по теме « Повторение за курс 7 класса» | |
Рациональные дроби (23 ч) |
1\5 | | | Рациональные выражения | |
2\6 | | | Рациональные дроби | |
3\7 | | | Основное свойство дроби | |
4\8 | | | Сокращение дробей | |
5\9 | | | Сокращение дробей | |
6\10 | | | Сложение дробей с одинаковыми знаменателями | |
7\11 | | | Вычитание дробей с одинаковыми знаменателями | |
8\12 | | | Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями | |
9\13 | | | Вычитание дробей с разными знаменателями | |
10\14 | | | Обобщающий урок «Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями» | |
11\15 | | | Контрольная работа № 2 по теме «Рациональные дроби» | |
12\16 | | | Умножение дробей | |
13\17 | | | Возведение дроби в степень | |
14\18 | | | Умножение дробей. Возведение дроби в степень | |
15\19 | | | Деление дробей | |
16\20 | | | Деление дробей | |
17\ 21 | | | Преобразование рациональных выражений | |
18\22 | | | Преобразование рациональных выражений | |
19\23 | | | Преобразование рациональных выражений | |
20\24 | | | Функция у = k/x и ее график | |
21\25 | | | Функция у = k/x и ее график | |
22\ 26 | | | Обобщающий урок по теме «Преобразование рациональных выражений» | |
23\ 27 | | | Контрольная работа № 3 по теме «Преобразование рациональных выражений» | |
Квадратные корни (19 ч) |
1\28 | | | Рациональные числа | |
2\ 29 | | | Иррациональные числа | |
3\30 | | | Квадратные корни. Арифметический квадратный корень | |
4\31 | | | Уравнение у = х2 | |
5\ 32 | | | Нахождение приближенных значений квадратного корня | |
6\33 | | | Функция у = √x и ее график | |
7\34 | | | Функция у = √x и ее график | |
8\35 | | | Квадратный корень из произведения и дроби | |
9\36 | | | Квадратный корень из произведения и дроби | |
10\37 | | | Квадратный корень из степени | |
11\38 | | | Контрольная работа № 4 по теме «Квадратные корни» | |
12\39 | | | Вынесение множителя за знак корня | |
13\40 | | | Внесение множителя под знак корня | |
14\41 | | | Преобразование выражений, содержащих квадратные корни | |
15\42 | | | Преобразование выражений, содержащих квадратные корни | |
16\43 | | | Преобразование выражений, содержащих квадратные корни | |
17\44 | | | Преобразование выражений, содержащих квадратные корни | |
18\45 | | | Обобщающий урок по теме «Преобразование выражений, содержащих квадратные корни» | |
19\46 | | | Контрольная работа№ 5 по теме «Преобразование выражений, содержащих квадратные корни» | |
Квадратные уравнения (21 ч) |
1\47 | | | Определение квадратного уравнения | |
2\48 | | | Неполные квадратные уравнения | |
3\49 | | | Формула корней квадратного уравнения | |
4\50 | | | Решение квадратных уравнений по формуле | |
5\51 | | | Решение квадратных уравнений по формуле | |
6\52 | | | Решение задач с помощью квадратных уравнений | |
7\53 | | | Решение задач с помощью квадратных уравнений | |
8\54 | | | Решение задач с помощью квадратных уравнений | |
9\55 | | | Теорема Виета | |
10\56 | | | Теорема Виета | |
11\57 | | | Контрольная работа № 6 по теме «Квадратные уравнения» | |
12\58 | | | Решение дробных рациональных уравнений | |
13\59 | | | Решение дробных рациональных уравнений | |
14\60 | | | Решение дробных рациональных уравнений | |
15\61 | | | Решение дробных рациональных уравнений | |
16\62 | | | Решение дробных рациональных уравнений | |
17\63 | | | Решение задач с помощью рациональных уравнений | |
18\64 | | | Решение задач с помощью рациональных уравнений | |
19\65 | | | Решение задач с помощью рациональных уравнений | |
20\66 | | | Решение задач с помощью рациональных уравнений | |
21\67 | | | Контрольная работа № 7 по теме «Дробные рациональные уравнения» | |
Неравенства (20 ч) |
1\68 | | | Сравнение чисел | |
2\69 | | | Числовые неравенства | |
3\70 | | | Свойства числовых неравенств | |
4\71 | | | Свойства числовых неравенств | |
5\72 | | | Сложение числовых неравенств | |
6\73 | | | Умножение числовых неравенств | |
7\74 | | | Сложение и умножение числовых неравенств | |
8\75 | | | Погрешность и точность приближения | |
9\76 | | | Контрольная работа № 8 по теме «Числовые неравенства и их свойства» | |
10\77 | | | Пересечение и объединение множеств | |
11\78 | | | Числовые промежутки | |
12\79 | | | Решение неравенств с одной переменной | |
13\80 | | | Решение неравенств с одной переменной | |
14\81 | | | Решение неравенств с одной переменной | |
15\82 | | | Решение неравенств с одной переменной | |
16\83 | | | Решение систем неравенств с одной переменной | |
17\84 | | | Решение систем неравенств с одной переменной | |
18\85 | | | Решение систем неравенств с одной переменной | |
19\86 | | | Обобщающий урок по теме «Решение неравенств и систем неравенств с одной переменной» | |
20\87 | | | Контрольная работа № 9 по теме «Решение неравенств и систем неравенств с одной переменной» | |
Степень с целым показателем. Элементы статистики (11 ч) |
1\88 | | | Определение степени с целым отрицательным показателем | |
2\89 | | | Определение степени с целым отрицательным показателем | |
3\90 | | | Свойства степени с целым показателем | |
4\91 | | | Свойства степени с целым показателем | |
5\92 | | | Стандартный вид числа | |
6\93 | | | Обобщающий урок по теме «Степень с целым отрицательным показателем» | |
7\94 | | | Контрольная работа № 10 по теме «Степень с целым показателем» | |
8\95 | | | Сбор и группировка статистических данных | |
9\96 | | | Сбор и группировка статистических данных | |
10\97 | | | Наглядное их представление статистической информации | |
11\98 | | | Наглядное представление статистической информации | |
Повторение (7 ч) |
1\99 | | | Обобщающий урок за курс 8 класса | |
2\100 | | | Итоговая контрольная работа № 11 «Итоговая» | |
3\101 | | | Квадратные уравнения | |
4\102 | | | Решение задач с помощью квадратных уравнений | |
5\103 | | | Решение неравенств и их систем | |
6\104 | | | Степень с целым показателем | |
7\105 | | | Итоговый урок | |