с. Таштып
Рабочая программа по хакасской литературе составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта, основной образовательной программы основного общего образования, учебного плана МБОУ «Таштыпская школа-интернат № 1», Методических рекомендаций по составлению рабочих программ по учебным предметам «Хакасский язык», «Литературное чтение», «Хакасская литература», «Хакасский язык и литература» (1-11кл). На хакасском языке. – Абакан. Хак.кн.изд-во, 2014.
Рабочая программа ориентирована на использование учебника (Хакасская литература. 7 кл.: учебник для общеобразовательных организаций с приложением на электронном носителе. Составитель Боргоякова М.П. , 2014г.), утвержденного приказом № __ от _________ МБОУ «Таштыпская школа-интернат № 1»
Программа рассчитана на 34 ч. в год (1 час в неделю).
Данная программа составлена для реализации курса хакасской литературы на базовом уровне.
При организации процесса обучения в рамках данной программы предполагается применение следующих педагогических технологий обучения: проблемно-диалогическая технология, технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов), технология продуктивного чтения, смыслового чтения, проектные технологии.
Текущая, промежуточная и итоговая аттестация учащихся проводится в соответствии с локальными актами ОУ.
№ п/п | Наименование разделов, тем | Количество часов | Содержание | Характеристика основных видов деятельности учащихся | Планируемые результаты (УДД) |
| 7 класс | | | | |
1 | Хакасский фольклор. Героический эпос «Албынчы». | 6 | Понятие о героическом эпосе хакасского народа. Ритмико- мелодичное своеобразие героического сказания в сопоставлении с русскими былинами. Образ богатыря в родном и русском фольклоре, а также в фольклоре других народов. Хайджи-нымахчы. Начальное понятие о хайджи-нымахчы. Особенности художественного мастерства известных исполнителей фольклорных жанров. | Выразительное чтение эпизодов эпоса «Албынчы», подготовка сообщений, экскурсия по галерее изображений героев эпоса (слайдовая презентация). | Понимать героический эпос хакасского народа, Составление плана эпоса и таблицы в ходе исследования композиции, лексическая работа, сообщения учащихся, художественный пересказ. |
2 | Хакасская литература 20 века | 24 | В. А. Кобяков (2 ч.). Жизнь и творчество (обзор). Рассказ «Мылтых табызы» (возможен выбор другого рассказа) Основной конфликт произведения Кобякова-рассказчика. Рол детали в раскрытии характера. Н. Г. Доможаков (2 ч.).Жизнь и творчество (обзор). Поэма «Тыттыг таг». Художественное мастерство поэта-лирика. Гуманизм. А.И. Кузугашев (4 ч.). Жизнь и творчество (обзор). Повесть «Оорл1г пуурлер». Трагедия гражданской войны в детском восприятии. Художественные средства создания характеров. Своеобразие языка повести. М.Е. Кильчичаков (2 ч.). Жизнь и творчество (обзор). Стихотворения: «1ю кинек», «1чем». Война и мир в лирике поэта. Особенности лирического героя в произведениях М.Е. Кильчичакова. В. В. Угдыжеков (Зч.). Жизнь и творчество (обзор). Стихотворения: «Тореен чир1м», «Чазыда ког», «Минby турам», «Аргысха», «Анда син не пыролыгзьy». Тема Родины в поэзии В. Угдыжекова. Идейное и художественное своеобразие лирики поэта. Связь с традициями русской поэзии. М.Н. Чебодаев (3 ч.) Жизнь и творчество (обзор). Очерки: «Кургеннbг чазы», «Ким хазында», «Абазанаy bкb тоuазыг». Своеобразие воспроизведения окружающей действительности. особенности поэтики писателя. М.Р. Баинов(2 ч.). Жизнь и творчество (обзор). Стихотворения: «Анпус чача», «Ол1м пbлбессер чол». Особенности лирики поэта. Общечеловеческое и национальное начало в поэзии. В.Ф. Барашков (2 ч.). Жизнь и творчество (обзор). Стихотворения: «Чуртас хырилары», «Чир1м амыры» П.М. Боргояков «Тeбb чох ээлbг Харачы суu» | Рассказывать основные факты жизненного и творческого пути В.А. Кобякова, Н.Г. Доможакова, М.Е. Кильчичакова, И.М. Костякова, КТ. Нербышева и др. Осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров. определения своего круга чтения по родной литературе, выбора произведений, обладающих эстетической ценностью, и правильной их оценки; формирования культуры межнациональных отношений. Форма и содержание литературного произведения: тема, идея, проблематика, сюжет, композиция, стадии развития действия: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог; лирическое отступление; конфликт, образ автора, автор-повествователь, литературный герой, лирический герой. Язык художественного произведения. Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: эпитет, метафора, сравнение. Гипербола. Аллегория. Проза и поэзия. Основы стихосложения: стихотворный размер, ритм, рифма, строфа. | Воспринимать и анализировать художественный текст; выделять смысловые части художественного текста, составлять план и тезисы прочитанного; определять род и жанр литературного произведения; выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; характеризовать героев; сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев; выявлять авторскую позицию; строить устные и письменные высказывания в связи с изученными произведениями русской и родной литературы; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: создания связного устного и письменного текста на родном языке с учетом норм хакасского литературного языка (1-1,5 стр.); |
3 | Литература тюркоязычных народов России. Творческие искания писателей (А. Адаров, Б. Бедюров, А. Даржай, Н. Куулар. 1. Косточаков и др.). | 2 | Основные темы, проблематика, традиции и новаторство в произведениях алтайской, тывинской, шорской литератур. Поиски нравственного идеала в хакасской литературе и литературах тюркоязычных народов России. | Воспринимать и анализировать художественный текст; выделять смысловые части художественного текста, составлять план и тезисы прочитанного; определять род и жанр литературного произведения; | Выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; характеризовать героев; сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев; выявлять авторскую позицию |
4 | Резервные уроки | 2 | Обобщение и систематизация полученных знаний; обучение анализу эпизода художественного произведения. Формирование нравственно-эстетических представлений. | Сообщения учащихся, работа с планом анализа эпизода, составление рабочих материалов, конструирование начала и финала сочинения | Уметь обобщать и систематизировать полученные знаний; анализировать эпизод художественного произведения. Формирование нравственно-эстетических представлений |
| Итого | 34 | | | |
Календ. сроки | № уроков | Тема | Тип урока | Планируемые результаты обучения | Возможные виды деятельности учащихся/ Возможные формы контроля | Возможные направления творческой, исследовательской деятельности | Фактическая дата проведения урока |
Освоение предметных знаний (базовые понятия) | Универсальные учебные действия |
| | | | 1 четверть (8 часов) | | | | |
| | | | Хакасский фольклор(6) | | | | |
1 неделя сент | 1 | Хакасский фольклор. Древний миф «Сотворение мира» | Урок усвоения новых знаний | Отражение общенародных представлений о сотворении мира | Понимать героический эпос хакасского народа, Составление плана эпоса и таблицы в ходе исследования композиции, лексическая работа, сообщения учащихся, художественный пересказ. | | | |
2нед сент | 2 | Героическое сказание «Албынxы» | Урок актуализации знаний | Понятие о героическом эпосе хакасского народа. Образ богатыря в родном фольклоре | Понимать героический эпос хакасского народа, Составление плана эпоса и таблицы в ходе исследования композиции, лексическая работа, сообщения учащихся, художественный пересказ. | | | |
3 нед сент | 3 | «Албынчы». Хулатай – кок тас | Урок актуализации | Ритмико- мелодичное своеобразие героического сказания. Образ богатыря Хулатая | Понимать героический эпос хакасского народа, Составление плана эпоса и таблицы в ходе исследования композиции, лексическая работа, сообщения учащихся, художественный пересказ. | Анализ текста | | |
4 нед сент | 4 | «Албынчы». Встреча Хан-Мергена с Юзут-Арыг | Урок закрепления | Ритмико- мелодичное своеобразие героического сказания. Образ богатырей Хан-Мергена с Юзут-Арыг | Понимать героический эпос хакасского народа, Составление плана эпоса и таблицы в ходе исследования композиции, лексическая работа, сообщения учащихся, художественный пересказ. | | | |
5нед сент-окт | 5 | «Албынчы». Битва с Кир-Палых | Урок усвоения новых знаний | Ритмико- мелодичное своеобразие героического сказания. Образ богатыря Албынчи | Понимать героический эпос хакасского народа, Составление плана эпоса и таблицы в ходе исследования композиции, лексическая работа, сообщения учащихся, художественный пересказ. | Выразительное чтение | | |
6 нед окт | 6 | «Албынчы». Победа Основная мысль героического сказания | Урок систематизации и обобщения знаний | Образ богатыря в родном и русском фольклоре, а также в фольклоре других народов. | Понимать героический эпос хакасского народа, Составление плана эпоса и таблицы в ходе исследования композиции, лексическая работа, сообщения учащихся, художественный пересказ. | Пересказ эпизода | | |
7нед окт | 7 | Р.р. Сочинение по героическому сказанию «Албынчы». | | Образ богатырей в хакасском и русском фольклоре, а также в фольклоре других народов. Выявление основной мысли героического сказания | Понимать героический эпос хакасского народа, Составление плана эпоса и таблицы в ходе исследования композиции, лексическая работа, сообщения учащихся, художественный пересказ. | | Проект «Ада Чир-сууна хыныс темазы хакас паза орыс фольклорында» | |
8 нед окт | 8 | Хайджи-нымахчы. | Урок усвоения новых знаний | Начальное понятие о хайджи-нымахчы. Особенности художественного мастерства известных исполнителей фольклорных жанров. | Понимать героический эпос хакасского народа, Составление плана эпоса и таблицы в ходе исследования композиции, лексическая работа, сообщения учащихся, художественный пересказ. | | Проект « Известные Хайджи-нымахчы» | |
| | | | | | | | |
| | | | 2 четверть(8ч.) | | | | |
| | | | Хакасская литература(20ч.) | | | | |
9нед окт | 9 | В.А.Кобяков. «Мылтых табызы». | Урок усвоения новых знаний | Рассказывать оосновные факты жизненного и творческого пути В.А. Кобякова, | Воспринимать и анализировать художественный текст; выделять смысловые части художественного текста, составлять план и тезисы прочитанного; определять род и жанр литературного произведения; | | | |
10нед нояб | 10 | Основной конфликт произведения В.А.Кобякова-рассказчика | Урок актуализации | Выделять и формулировать тему, идею, проблематику произведения; -характеризовать особенности сюжета, композиции, роль и разительно-выразительных средств; сопоставлять произведения родной и русской литературв близкие по тематике, проблематике, жанру, раскрывать в них общие черты и национально обусловленные различия; выявлять авторскую позицию; | Сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев; выявлять авторскую позицию; | Анализ эпизода | | |
11нед нояб | 11 | А.И.Кузугашев. «Оорл1г пуурлер». Трагедия гражданской войны в детском восприятии | Урок усвоения знаний | Рассказывать оосновные факты жизненного и творческого пути А. Кузугашева выделять и формулировать тему, идею, проблематику иэуч - ного произведения; выявлять авторскую позицию; | Выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; характеризовать героев; | Пересказ эпизода | | |
12 нед нояб | 12 | Н.Г.Доможаков. «Тыттыг таг». Мир природы и человека в поэме. | Урок усвоения новых знаний | Рассказывать оосновные факты жизненного и творческого пути Н.Г. Доможакова, выделять и формулировать тему, идею, проблематику произведения; | Воспринимать и анализировать художественный текст; выделять смысловые части художественного текста, составлять план и тезисы прочитанного; определять род и жанр литературного произведения; | Выразительное чтение наизусть | | |
13нед дек | 13 | Н.Г.Доможаков. «Тыттыг таг». Женская доля в поэме. | Урок закрепления знаний | выделять и формулировать тему, идею, проблематику произведения; Воспринимать и анализировать художественный текст; выделять смысловые части художественного текста, составлять план и тезисы прочитанного; определять род и жанр литературного произведения; | | Выразительное чтение наизусть | | |
14 нед дек | 14 | Война и мир в лирике М.Е.Кильчичаков. «1к1 кинек». Худ. мастерство поэта-лирика. Рефрен. | Урок развития речи | Характеризовать особенности сюжета, композиции, роль и разительно-выразительных средств поэмы; выявлять авторскую позицию; | сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев; выявлять авторскую позицию; | Сочинение | | |
15нед дек | 15 | Контрольная работа по творчеству А.Кузугашева, Н.Доможакова, М.Кильчичакова | Урок усвоения новых знаний | Рассказывать оосновные факты жизненного и творческого пути М.Е. Кильчичакова, выделять и формулировать тему, идею, проблематику произведения; -характеризовать особенности сюжета, композиции, роль и разительно-выразительных средств; выявлять авторскую позицию; | Выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; характеризовать героев; | Выразительное чтение наизусть | | |
16 нед дек | 16 | Резервный урок | | | | | | |
| | | | 3 четверть (10ч.) | | | | |
17нед янв | 17 | Тема родины в поэзии В.В.Угдыжекова («Тореен чир1м», «Чазыда кjг» и др.) | Урок усвоения новых знаний | Рассказывать оосновные факты жизненного и творческого пути В. Угдыжекова; выделять и формулировать тему, идею, проблематику произведения; | Воспринимать и анализировать художественный текст; выделять смысловые части художественного текста, составлять план и тезисы прочитанного; определять род и жанр литературного произведения; выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; | | | |
18нед янв | 18 | Тема родины в поэзии В.В.Угдыжекова («Минiy турам», «Арuысха».) | Урок актуализации знаний | Характеризовать особенности сюжета, композиции, роль и разительно-выразительных средств; сопоставлять произведения родной и русской литературв близкие по тематике, проблематике, жанру, раскрывать в них общие черты и национально обусловленные различия; выявлять авторскую позицию; | Характеризовать героев; сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев; выявлять авторскую позицию; | Анализ стихотворения | | |
19нед янв | 19 | М.Н.Чебодаев. «Кургенн1г чазы» | Урок усвоения новых знаний | Рассказывать оосновные факты жизненного и творческого пути М.Н. Чебодаева; выделять и формулировать тему, идею, проблематику произведения; -характеризовать особенности сюжета, композиции, роль и разительно-выразительных средств; выявлять авторскую позицию. | Воспринимать и анализировать художественный текст; выделять смысловые части художественного текста, составлять план и тезисы прочитанного; определять род и жанр литературного произведения; выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; | | | |
20нед февр | 20 | М.Н. Чебодаев «Ким хазында» | Урок усвоения новых знаний | Выделять и формулировать тему, идею, проблематику произведения; -характеризовать особенности сюжета, композиции, роль и разительно-выразительных средств; выявлять авторскую позицию; | характеризовать героев; сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев; выявлять авторскую позицию; | Анализ текста | | |
21нед февр | 21 | М.Н. Чебодаев «Абазанан тогазыг» | Урок усвоения новых знаний | Выделять и формулировать тему, идею, проблематику произведения; -характеризовать особенности сюжета, композиции, роль и разительно-выразительных средств; | Воспринимать и анализировать художественный текст; выделять смысловые части художественного текста, составлять план и тезисы прочитанного; определять род и жанр литературного произведения; | | | |
22 нед февр | 22 | М.Н. Чебодаев «Абазанан тогазыг» | Урок актуализации знаний | Выявлять тематику, проблематику произведениявыявлять авторскую позицию; | выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; характеризовать героев; сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев; выявлять авторскую позицию; | | Проект «Прошлое и настоящее Абазы» | |
23нед февр | 23 | М.Р.Баинов. «Анпус ача» | Урок усвоения новых знаний | Рассказывать оосновные факты жизненного и творческого пути М. Баинова; выделять и формулировать тему, идею, проблематику иэуч ного произведения; -характеризовать особенности сюжета, композиции, роль и разительно-выразительных средств; выявлять авторскую позицию; | Воспринимать и анализировать художественный текст; выделять смысловые части художественного текста, составлять план и тезисы прочитанного; | | | |
24 нед марта | 24 | М.Р. Баинов «Ол1м п1лбессер чол» | Урок усвоения новых знаний | Выделять и формулировать тему, идею, проблематику иэуч ного произведения; -характеризовать особенности сюжета, композиции, роль и разительно-выразительных средств; выявлять авторскую позицию; | определять род и жанр литературного произведения; выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; характеризовать героев; сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев; выявлять авторскую позицию; | Мини-сочинение | | |
25 нед марта | 25 | В.Ф.Барашков. Нравственный пафос поэтических произведений В.Ф.Барашкова («Чуртас хырилары») | Урок усвоения новых знаний | Рассказывать оосновные факты жизненного и творческого пути В. Барашкова; выделять и формулировать тему, идею, проблематику иэуч ного произведения; -характеризовать особенности сюжета, композиции, роль и разительно-выразительных средств; выявлять авторскую позицию; | Воспринимать и анализировать художественный текст; выделять смысловые части художественного текста, составлять план и тезисы прочитанного; | | | |
26 нед марта | 26 | Мир человека и мир природы в произведениях Барашкова(«Часхы пулуттар», «Чирiм амыры» | Урок закрепления знаний | Выделять и формулировать тему, идею, проблематику иэуч ного произведения; -характеризовать особенности сюжета, композиции, роль и разительно-выразительных средств; сопоставлять произведения родной и русской литературв близкие по тематике, проблематике, жанру, раскрывать в них общие черты и национально обусловленные различия; выявлять авторскую позицию; | определять род и жанр литературного произведения; выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; характеризовать героев; сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев; выявлять авторскую позицию; | | Проект «Мир человека и мир природы в произведениях Барашкова» | |
27недмарт-апр | 27 | Контрольная работа №2 по творчеству М. Чебодаева, М. Баинова, В.Барашкова | Урок контроля | Знать: содержание изучаемых произведений; Анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотива поступков героев и сущности конфликта; характеризовать изобразительно-выразительные средства | | Контрольная работа | | |
| | | | 4 четверть (8ч.) | | | | |
28 нед апр | 28 | П.М. Боргояков «Тубi чох ээлiг Харачы суг» | Урок усвоения новых знаний | Рассказывать оосновные факты жизненного и творческого пути П. Боргоякова | Воспринимать и анализировать художественный текст; выделять смысловые части художественного текста, составлять план и тезисы прочитанного; определять род и жанр литературного произведения; выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; характеризовать героев; | | | |
29 нед апр | 29 | П.М. Боргояков «Тубi чох ээлiг Харачы суг» | | выделять и формулировать тему, идею, проблематику иэуч ного произведения; -характеризовать особенности сюжета, композиции, роль и разительно-выразительных средств; сопоставлять произведения родной и русской литературв близкие по тематике, проблематике, жанру, раскрывать в них общие черты и национально обусловленные различия; выявлять авторскую позицию; | Воспринимать и анализировать художественный текст; выделять смысловые части художественного текста, составлять план и тезисы прочитанного; выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; характеризовать героев; сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев; выявлять авторскую позицию; | Анализ эпизода | | |
| | | | Литература тюркоязычных народов России (2ч.) | | | | |
30 нед апр | 30 | Литература тюркоязычных народов России (С.П. Данилов – якутский поэт.) | Урок актуализации знаний | Рассказывать оосновные факты жизненного и творческого пути С. Данилова; выделять и формулировать тему, идею, проблематику иэуч ного произведения; -характеризовать особенности сюжета, композиции, роль и разительно-выразительных средств; раскрывать общие черты и национально обусловленные различия; выявлять авторскую позицию; | Воспринимать и анализировать художественный текст; выделять смысловые части художественного текста, составлять план и тезисы прочитанного; определять род и жанр литературного произведения; выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; | Чтение наизусть | | |
31 недапр-мая | 31 | Литература тюркоязычных народов России (З.Ш. Донгак) | Урок усвоения новых знаний | Рассказывать оосновные факты жизненного и творческого пути З. Донгака; выделять и формулировать тему, идею, проблематику иэуч ного произведения; -характеризовать особенности сюжета, композиции, роль и разительно-выразительных средств; выявлять авторскую позицию; | Воспринимать и анализировать художественный текст; выделять смысловые части художественного текста, составлять план и тезисы прочитанного; определять род и жанр литературного произведения; выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; | Сопоставительный анализ стихотворений | | |
| | | | Итоговое повторение (1ч.) | | | | |
32нед мая | 32 | Итоговое повторение | | Обобщение и систематизация знаний по хакасской литературе за курс 7 класса | Уметь обобщить и систематизировать знания за курс 7 класса | Защита проектов | Проект «Мое любимое произведение за курс 7 класса» | |
| | | | Итоговая контрольная работа (1ч.) | | | | |
33нед мая | 33 | Итоговая контрольная работа | Урок контроля | Знать: содержание изучаемых произведений; Анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотива поступков героев и сущности конфликта; характеризовать изобразительно-выразительные средства | Уметь обобщить и систематизировать знания за курс 7 класса | Контрольная работа | | |
34 нед мая | 34 | Проект «Мое любимое произведение Резервный урок | Урок систематизации и обобщения знаний | Обобщение и систематизация знаний по хакасской литературе за курс 7 класса | Уметь обобщить и систематизировать знания за курс 7 класса | Защита проектов | Проект «Мое любимое произведение за курс 7 класса» | |