Ф.И.О.
| Краткое описание Программа по алгебре составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, требований к результатам освоения образовательной программы основного общего образования, представленных в федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, с учётом преемственности с примерными программами для начального общего образования по математике. В ней также учитываются доминирующие идеи и положения программы развития и формирования универсальных учебных действий для основного общего образования, которые обеспечивают формирование российской гражданской идентичности, коммуникативных качеств личности и способствуют формированию ключевой компетенции — умения учиться. |
Нормативные акты и учебно-методические документы, на основании которых разработана рабочая программа | Федеральный Законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12. 2012 № 273-ФЗ (ред. от 02.03.2016; с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2016). Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г. № 287, зарегистрирован 05.07.2021 № 64101). Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (в ред. изменений № 1, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.06.2011 № 85, изменений № 2, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25.12.2013 № 72, изменений № 3, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от24.11.2015 № 81). Приказ Минпросвещения России от 20.05.2020 № 254 «Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность» с учетом редакций. Письмо Рособрнадзора от 03.11.15, № 02-501 "По вопросам составления рабочих программ учебных предметов". Положение о структуре рабочей программы педагога МБОУ СОШ № 13 г. Азова. Положение об организации образовательного процесса с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в период действия карантина / ограничительного режима в МБОУ СОШ №13 г.Азова. Авторская программа курса «Математика». А. Г. Мерзляк, В. Б. Полонский, М. С. Якир, Д. А. Номировский, Е. В. Буцко. Сборник «Математика: программы: 5 – 11 классы/ А. Г. Мерзляк, В. Б. Полонский, М. С. Якир и др.. – М. : Вентана-Граф, 2017. - 152 с. Учебный план МБОУ СОШ № 13 на 2022-2023 уч.год (приказ № 102 от 30.08.2022 г.) |
Общие цели и задачи образования с учетом специфики учебного предмета, курса | Курс алгебры 7-9 классов является базовым для математического образования и развития школьников. Алгебраические знания и умения необходимы для изучения геометрии в 7-9 классах, алгебры и математического анализа в 10-11 классах, а также изучения смежных дисциплин. Практическая значимость школьного курса алгебры 7 - 9 классов состоит в том, что предметом его изучения являются количественные отношения и процессы реального мира, описанные математическими моделями. В современном обществе математическая подготовка необходима каждому человеку, так как математика присутствует во всех сферах человеческой деятельности. |
Характеристики объема (количество часов) по классам | В соответствии с учебным планом программа рассчитана на 3 часа в неделю, 34 учебных недели в год. В соответствии с годовым календарным планом-графиком и расписанием занятий на 2022-2023 учебный год в МБОУ СОШ № 13 г. Азова рабочая программа реализуется в 7- б классе 98 ч учебных часа в год и обеспечивает рациональное распределение учебного материала |
Предметные результаты | Метапредметные результаты | Личностные результаты |
умение работать с математическим текстом (структурирование, извлечение необходимой информации), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи, применяя математическую терминологию и символику, использовать различные языки математики (словесный, символический, графический), обосновывать суждения, проводить классификацию, доказывать математические утверждения; владение базовым понятийным аппаратом: иметь представление о числе, владение символьным языком алгебры, знание элементарных функциональных зависимостей; умение выполнять алгебраические преобразования рациональных выражений, применять их для решения учебных математических задач и задач, возникающих в смежных учебных предметах; умение пользоваться математическими формулами и самостоятельно составлять формулы зависимостей между величинами на основе обобщения частных случаев и эксперимента; умение решать линейные уравнения, а также приводимые к ним уравнения, системы; применять графические представления для решения и исследования уравнений, систем; применять полученные умения для решения задач из математики, смежных предметов, практики; овладение системой функциональных понятий, функциональным языком и символикой, умение строить графики функций, описывать их свойства, использовать функционально-графические представления для описания и анализа математических задач и реальных зависимостей; умение применять изученные понятия, результаты и методы при решении задач из различных разделов курса, в том числе задач, не сводящихся к непосредственному применению известных алгоритмов. | умение самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; умение осуществлять контроль по результату и по способу действия на уровне произвольного внимания и вносить необходимые коррективы; умение адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, её объективную трудность и собственные возможности её решения; осознанное владение логическими действиями определения понятий, обобщения, установления аналогий, классификации на основе самостоятельного выбора оснований и критериев, установления родовидовых связей; умение устанавливать причинно-следственные связи; строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и выводы; умение создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределение функций и ролей участников, взаимодействие и общие способы работы; умение работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; слушать партнёра; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение; сформированность учебной и общепользовательской компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетентности); 9) первоначальные представления об идеях и о методах математики как об универсальном языке науки и техники, о средстве моделирования явлений и процессов; умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни; умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять её в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации; умение понимать и использовать математические средства наглядности (рисунки, чертежи, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации; умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки; умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач; понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом; умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем; умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера. | сформированность ответственного отношения к учению, готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учётом устойчивых познавательных интересов, на основе формирования уважительного отношения к труду, развитие опыта участия в социально значимом труде; сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики; сформированность коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими, в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности; умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры; представление о математической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах её развития, о её значимости для развития цивилизации; критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта; креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении алгебраических задач; умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности; способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений. |
№ п/п | Содержательные линии и их характеристика | Кол-во часов | Требования ФГОС Планируемые результаты по предмету | Модели инструментария для оценки планируемых результатов |
Базовый уровень | Повышенный (функциональный) уровень | |
1. | Алгебраические выражения Выражение с переменными. Значение выражения с переменными. Допустимые значения переменных. Тождества. Тождественные преобразования алгебраических выражений. Доказательство тождеств. Степень с натуральным показателем и её свойства. Одночлены. Одночлен стандартного вида. Степень одночлена Многочлены. Многочлен стандартного вида. Степень многочлена. Сложение, вычитание и умножение многочленов Формулы сокращённого умножения: квадрат суммы и квадрат разности двух выражений, произведение разности суммы двух выражений. Разложение многочлена на множители. Вынесение общего множителя за скобки. Метод группировки. Разность квадратов двух выражений. Сумм и разность кубов двух выражений. | 49 | Учащийся научится: оперировать понятиями «тождество», «тождественное преобразование», решать задачи, содержащие буквенные данные, работать с формулами; выполнять преобразование выражений, содержащих степени с натуральными показателями; выполнять тождественные преобразования рациональных выражений на основе правил действий над многочленами; выполнять разложение многочленов на множители. | Учащийся получит возможность: выполнять многошаговые преобразования рациональных выражений, применяя широкий набор способов и приёмов; применять тождественные преобразования для решения задач из различных разделов курса. | Текущий контроль (устная форма : фронтальный опрос, индивидуальный опрос; письменная форма: математический диктант, тестовые работы, самостоятельные работы). Тематический контроль. Итоговый контроль: контрольная работа. |
2. | Уравнения Уравнение с одной переменной. Корень уравнения. Равносильные уравнения. Свойства уравнений с одной переменной. Уравнение как математическая модель реальной ситуации. Линейное уравнение. Рациональные уравнения. Решение рациональных уравнений, сводящихся к линейным. Решение текстовых задач с помощью рациональных уравнений. Уравнение с двумя переменными. График уравнения с двумя переменными. Линейное уравнение с двумя переменными и его график. Системы уравнений с двумя переменными. Графический метод решения системы уравнений с двумя переменными. Решение систем уравнений методом подстановки и сложения. Система двух уравнений с двумя переменными как модель реальной ситуации. | 36 | Учащийся научится: решать линейные уравнения с одной переменной, системы двух уравнений с двумя переменными; понимать уравнение как важнейшую математическую модель для описания и изучения разнообразных реальных ситуаций, решать текстовые задачи алгебраическим методом; применять графические представления для исследования уравнений, исследования и решения систем уравнений с двумя переменными. | Учащийся получит возможность: овладеть специальными приёмами решения уравнений и систем уравнений; уверенно применять аппарат уравнений для решения разнообразных задач из математики, смежных предметов, практики; применять графические представления для исследования уравнений, систем уравнений, содержащих буквенные коэффициенты. | Текущий контроль (устная форма : фронтальный опрос, индивидуальный опрос; письменная форма: математический диктант, тестовые работы, самостоятельные работы). Тематический контроль. Итоговый контроль: контрольная работа. |
3. | Функции Числовые функции Функциональные зависимости между величинами. Понятие функции. Функция как математическая модель реального процесса. Область определения и область значения функции. Способы задания функции. График функции. Линейная функция, ее свойства и графики. | 11 | Учащийся научится: • понимать и использовать функциональные понятия, язык (термины, символические обозначения); строить графики линейной функций, исследовать свойства числовых функций на основе изучения поведения их графиков; понимать функцию как важнейшую математическую модель для описания процессов и явлений окружающего мира, применять функциональный язык для описания и исследования зависимостей между физическими величинами; | Учащийся получит возможность: проводить исследования, связанные с изучением свойств функций, в том числе с использованием компьютера; н основе графиков изученных функций строить боле сложные графики (кусочно-заданные, с «выколотыми» точками и т. п.); использовать функциональные представления и свойства функций для решения математических задач из раз личных разделов курса. | Текущий контроль (устная форма : фронтальный опрос, индивидуальный опрос; письменная форма: математический диктант, тестовые работы, самостоятельные работы). Тематический контроль. Итоговый контроль: контрольная работа. |
4. | Повторение и систематизация учебного материала | 5 | | | |
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Виды, формы контроля | Сроки |
план | факт |
Глава 1 «Линейное уравнение с одной переменной» (15 ч) |
1 | Повторение. Действия с рациональными числами. | 1 | Устный опрос, работа у доски | 02.09 | |
2 | Повторение. Решение уравнений. Пропорции. | 1 | Устный опрос, работа у доски | 05.09 | |
3 | Повторение. Решение текстовых задач. | 1 | Устный опрос, работа у доски, математический диктант | 06.09 | |
4 | Введение в алгебру. Числовые выражения. | 1 | Устный опрос, работа у доски, математический диктант | 09.09 | |
5 | Введение в алгебру. Алгебраические выражения. | 1 | Устный опрос, работа у доски | 12.09 | |
6 7 8 9 | Линейное уравнение с одной переменной | 4 | Устный опрос, работа по карточкам, самостоятельная работа | 13.09 16.09 19.09 20.09 | |
10 11 12 13 14 | Решение задач с помощью уравнений | 5 | Устный опрос, работа у доски, работа по карточкам, самостоятельная работа | 23.09 26.09 27.09 30.09 03.10 | |
15 | Контрольная работа № 1 «Линейное уравнение с одной переменной» | 1 | Контрольная работа | 04.10 | |
Глава 2 «Целые выражения» (50 ч) |
16 17 | Тождественно равные выражения. Тождества | 2 | Устный опрос, работа у доски, работа по карточкам | 07.10 10.10 | |
18 19 20 | Степень с натуральным показателем | 3 | Устный опрос, работа у доски, работа по карточкам, самостоятельная работа | 11.10 14.10 17.10 | |
21 22 23 | Свойства степени с натуральным показателем | 3 | Устный опрос, работа у доски, работа по карточкам, самостоятельная работа | 18.10 21.10 24.10 | |
24 25 | Одночлены | 2 | Устный опрос, работа у доски | 25.10 28.10 | |
26 | Многочлены | 1 | Устный опрос, работа у доски | 07.11 | |
27 28 29 | Сложение и вычитание многочленов | 3 | Устный опрос, работа у доски, работа по карточкам, самостоятельная работа | 08.11 11.11 14.11 | |
30 | Контрольная работа № 2 «Степень с натуральным показателем. Одночлены. Многочлены. Сложение и вычитание многочленов» | 1 | Контрольная работа | 15.11 | |
31 32 33 34 | Умножение одночлена на многочлен | 4 | Устный опрос, работа у доски, работа по карточкам, самостоятельная работа | 18.11 21.11 22.11 25.11 | |
35 36 37 38 | Умножение многочлена на многочлен | 4 | Устный опрос, работа у доски, работа по карточкам, самостоятельная работа | 28.11 29.11 02.12 05.12 | |
39 40 41 | Разложение многочленов на множители. Вынесение общего множителя за скобки | 3 | Устный опрос, работа у доски, работа по карточкам, самостоятельная работа | 06.12 09.12 12.12 | |
42 43 44 | Разложение многочленов на множители. Метод группировки | 3 | Устный опрос, работа у доски, работа по карточкам, самостоятельная работа | 13.12 16.12 19.12 | |
45 | Контрольная работа № 3 «Умножение одночлена на многочлен. Умножение многочлена на многочлен. Разложение многочленов на множители» | 1 | Контрольная работа | 20.12 | |
46 47 48 | Произведение разности и суммы двух выражений | 3 | Устный опрос, работа у доски | 23.12 26.12 27.12 | |
49 50 | Разность квадратов двух выражений | 2 | Устный опрос, работа у доски, работа по карточкам | 09.01 10.01 | |
51 52 53 54 | Квадрат суммы и квадрат разности двух выражений | 4 | Математический диктант, устный опрос, работа у доски | 13.01 16.01 17.01 20.01 | |
55 56 57 | Преобразование многочлена в квадрат суммы или разности двух выражений | 3 | Устный опрос, работа у доски, работа по карточкам | 23.01 24.01 27.01 | |
58 59 | Сумма и разность кубов двух выражений | 2 | Устный опрос, работа у доски | 30.01 31.01 | |
60 61 62 63 | Применение различных способов разложения многочлена на множители | 4 | Математический диктант, устный опрос, работа у доски, работа по карточкам, самостоятельная работа | 03.02 06.02 07.02 10.02 | |
64 | Повторение и систематизация учебного материала | 1 | Устный опрос, работа у доски | 13.02 | |
65 | Контрольная работа №4. «Формулы сокращенного умножения. Применение различных способов разложения многочлена на множители» | 1 | Контрольная работа | 14.02 | |
Глава 3. «Функции» (12 ч) |
66 67 | Связи между величинами. Функция | 2 | Устный опрос, работа у доски | 17.02 20.02 | |
68 69 | Способы задания функции | 2 | Устный опрос, работа у доски | 21.02 27.02 | |
70 71 | График функции | 2 | Устный опрос, работа у доски | 28.02 03.03 | |
72 73 74 75 | Линейная функция, её график и свойства | 4 | Устный опрос, работа у доски, работа по карточкам, самостоятельная работа | 06.03 07.03 10.03 13.03 | |
76 | Повторение и систематизация учебного материала | 1 | Устный опрос, работа у доски | 14.03 | |
77 | Контрольная работа № 5 «Функции» | 1 | Контрольная работа | 17.03 | |
Глава 4. «Системы линейных уравнений с двумя переменными» (19ч) |
78 79 | Уравнения с двумя переменными | 2 | Устный опрос, работа у доски, работа по карточкам | 20.03 21.03 | |
80 81 82 | Линейное уравнение с двумя переменными и его график | 3 | Устный опрос, работа у доски, работа по карточкам | 24.03 03.04 04.04 | |
83 84 85 | Системы уравнений с двумя переменными. Графический метод решения системы двух линейных уравнений с двумя переменными | 3 | Устный опрос, работа у доски, работа по карточкам, самостоятельная работа | 07.04 10.04 11.04 | |
86 87 | Решение систем линейных уравнений методом подстановки | 2 | Устный опрос, работа у доски, работа по карточкам, самостоятельная работа | 14.04 17.04 | |
88 89 90 | Решение систем линейных уравнений методом сложения | 3 | Устный опрос, работа у доски, работа по карточкам, самостоятельная работа | 18.04 21.04 24.04 | |
91 92 93 94 | Решение задач с помощью систем линейных уравнений | 4 | Устный опрос, работа у доски, работа по карточкам, самостоятельная работа | 25.04 28.04 02.05 05.05 | |
95 | Повторение и систематизация учебного материала | 1 | Устный опрос, работа у доски | 12.05 | |
96 | Контрольная работа № 6 «Системы линейных уравнений с двумя переменными» | 1 | Контрольная работа | 15.05 | |
Повторение и систематизация учебного материала (2 ч) |
97 | Повторение. Линейное уравнение с одной переменной | 1 | Устный опрос, работа у доски, работа по карточкам, самостоятельная работа | 16.05 | |
98 | Повторение. Системы линейных уравнений с двумя переменными | 1 | Устный опрос, работа у доски, работа по карточкам, самостоятельная работа | 19.05 | |
МБОУ СОШ № 13 г. Азова
от «27» августа 2021 г. № 1
Учитель Пивина И.А.
В связи с расхождением количества учебных часов, предусмотренных рабочей программой на проведение учебных занятий и фактическим количеством проведённых учебных занятий в рабочей программе произведена корректировка поурочно-тематического планирования: