СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа

Категория: Геометрия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа»


Рабочая программа

Рабочая программа по геометрии для 9 класса на 2022/2023 учебный год составлена на основании авторской программы, разработанной В. Ф. Бутузовым по УМК Л. С. Атанасяна, рассчитана на 2 часа в неделю, 68 за год.

Основная форма организации образовательного процесса – классно-урочная система. Предусматривается применение следующих технологий обучения: традиционная классно-урочная, элементы проблемного обучения, технологии уровневой дифференциации, здоровьесберегающие технологии, ИКТ.

1. Планируемые результаты освоения учебного предмета

1) Личностные результаты:

– использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни для моделирования практических ситуаций и исследования построенных моделей с использованием аппарата геометрии;

– формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору дальнейшего образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учётом устойчивых познавательных интересов;

– формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;

– формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;

– умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;

– критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;

– независимость и критичность мышления; креативность мышления, инициативу, находчивость, активность при решении геометрических задач;

– умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;

– способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений;

– воля и настойчивость в достижении цели.

2) Метапредметные результаты:

– самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной и индивидуальной учебной деятельности;

– выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать средства достижения цели из предложенных или их искать самостоятельно;

– составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);

– подбирать к каждой проблеме (задаче) адекватную ей теоретическую модель;

– работая по предложенному или самостоятельно составленному плану, использовать наряду с основными и дополнительные средства (справочная литература, сложные приборы, компьютер);

– планировать свою индивидуальную образовательную траекторию;

– работать по самостоятельно составленному плану, сверяясь с ним и с целью деятельности, исправляя ошибки, используя самостоятельно подобранные средства (в том числе и Интернет);

– свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся критериев, различая результат и способы действий;

– в ходе представления проекта давать оценку его результатам;

– самостоятельно осознавать причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха;

– уметь оценить степень успешности своей индивидуальной образовательной деятельности;

– давать оценку своим личностным качествам и чертам характера («каков я»), определять направления своего развития («каким я хочу стать», «что мне для этого надо сделать»);

– анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;

– осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию путём дихотомического деления (на основе отрицания);

– строить логически обоснованное рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

– создавать математические модели;

– составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст, диаграмму и пр.);

– вычитывать все уровни текстовой информации;

– уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность;

– понимая позицию другого человека, различать в его речи или созданных им текстах: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории. Для этого самостоятельно использовать различные виды чтения (изучающее, просмотровое, ознакомительное, поисковое), приёмы слушания;

– самому создавать источники информации разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности;

– уметь использовать компьютерные и коммуникационные технологии как инструмент для достижения своих целей;

– уметь выбирать адекватные задаче инструментальные программно-аппаратные средства и сервисы;

– самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом и т.д.);

– отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами;

– в дискуссии выдвинуть контраргументы;

– учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;

– понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;

– взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.

3) Предметные результаты:

Обучающиеся научатся

– распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;

– изображать геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задач;

– осуществлять преобразования фигур;

– распознавать на чертежах, моделях и в окружающей обстановке основные пространственные тела, изображать их;

– проводить операции над векторами, вычислять длину и координаты вектора угол между векторами;

– вычислять значения геометрических величин (длин, углов, площадей, объемов); в том

числе, определять значения тригонометрических функций по заданным значениям углов; находить значения тригонометрических функций по значению одной из них;

– находить стороны, углы и площади треугольников, длины ломаных, дуг окружности;

– площадей основных геометрических фигур и фигур, составленных из них;

– решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними применяя дополнительные построения, алгебраический и тригонометрический аппарат, соображения симметрии;

– проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их использования;

решать простейшие планиметрические задачи в пространстве;

использовать:

– понятия математического доказательства; приводить примеры доказательств;

– существо понятия алгоритма; приводить примеры алгоритмов;

– смысл идеализации, позволяющей решать задачи реальной действительности математическими методами, примеры ошибок, возникающих при идеализации;

– пользоваться геометрическим языком для описания предметов окружающего мира;

применять приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

описания реальных ситуаций на языке геометрии;

расчетов, включающих простейшие тригонометрические формулы;

решения геометрических задач с использованием тригонометрии;

решения практических задач, связанных с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства);

построение геометрическими инструментами (линейка, угольник, циркуль, транспортир).

Обучающиеся получат возможность научиться

– прибрести опыт выполнения проектов;

– приобрести опыт использования компьютерных программ для анализа частных случаев взаимного расположения окружностей и прямых;

– овладеть векторным методом для решения задач на вычисление и доказательство;

– овладеть координатным методом решения задач на вычисление и доказательство;

– вычислять площади фигур, составленных из двух и более прямоугольников, параллелограммов, треугольников, круга и сектора;

– вычислять площади многоугольников, используя отношения равновеликости и равносоставленности;

– применять алгебраический и тригонометрический материал при решении задач на вычисление площадей многоугольников;

– выводить формулу для вычисления угла правильного n-угольника и применять ее в процессе решения задач;

– применять свойства движения при решении задач;

– применять понятия: осевая и центральная симметрия, параллельный перенос и поворот в решении задач;

– вычислять объёмы пространственных геометрических фигур, составленных из прямоугольных параллелепипедов;

– углубить и развить представления о пространственных геометрических фигурах;

– применять понятие развёртки для выполнения практических расчётов;

– решать задачи на доказательство с использованием формул длины окружности и длины дуги окружности, формул площадей фигур;

– проводить доказательства теорем о формуле площади, стороны правильного многоугольника, радиуса вписанной и описанной окружности и следствий из теорем и применять их при решении задач;

– получить более глубокое представление о системе аксиом планиметрии и аксиоматическом методе;

– приобрести опыт применения алгебраического и тригонометрического аппарата при решении геометрических задач формулу для вычисления угла правильного n-угольника и применять ее в процессе решения задач.

2. Содержание учебного предмета

1. Повторение курса геометрии 7-8 класса (3ч)

2. Глава IX Векторы (11ч)

Понятие вектора. Равенство векторов. Сложение и вычитание векторов. Умножение вектора на число. Разложение вектора по двум неколлинеарным векторам. Координаты вектора. Простейшие задачи в координатах. Уравнения окружности и прямой. Применение векторов к решению задач.

Основная цель – научить учащихся выполнять действия над векторами как направленными отрезками, что важно для применения векторов в физике; познакомить с использованием векторов при решении геометрических задач.

3. Глава X Метод координат (10ч)

Координаты вектора. Простейшие задачи в координатах. Уравнения окружности и прямой.

4. Глава XI Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов (12ч)

Синус, косинус и тангенс угла. Теоремы синусов и косинусов. Решение треугольников. Скалярное произведение векторов и его применение в геометрических задачах.

Основная цель – развить умение учащихся применять тригонометрический аппарат при решении геометрических задач.

Синус и косинус любого угла от 0° до 180° вводятся с помощью единичной полуокружности, доказываются теоремы синусов и косинусов и выводится еще одна формула площади треугольника (половина произведения двух сторон на синус угла между ними). Этот аппарат применяется к решению треугольников.

Скалярное произведение векторов вводится как в физике (произведение длин векторов на косинус угла между ними). Рассматриваются свойства скалярного произведения и его применение при решении геометрических задач.

Основное внимание следует уделить выработке прочных навыков в применении тригонометрического аппарата при решении геометрических задач.

5. Глава XII Длина окружности и площадь круга (10ч)

Правильные многоугольники. Длина окружности и площадь круга. Окружности, описанная около правильного многоугольника и вписанная в него. Построение правильных многоугольников.

Основная цель – расширить знание учащихся о многоугольниках; рассмотреть понятия длины окружности и площади круга и формулы для их вычисления В начале темы дается определение правильного многоугольника и рассматриваются теоремы об окружностях, описанной около правильного многоугольника и вписанной в него. С помощью описанной окружности решаются задачи о построении правильного шестиугольника и правильного 12-угольника, если дан правильный п-угольник.

6. Глава XIII Движения (6ч)

Понятие движения. Отображение плоскости на себя. Параллельный перенос. Поворот. Осевая и центральная симметрии. Наложения и движения.

Основная цель – познакомить учащихся с понятием движения и его свойствами, с основными видами движений, с взаимоотношениями наложений и движений.

Движение плоскости вводится как отображение плоскости на себя, сохраняющее расстояние между точками. При рассмотрении видов движений основное внимание уделяется построению образов точек, прямых, отрезков, треугольников при осевой и центральной симметриях, параллельном переносе, повороте. На эффектных примерах показывается применение движений при решении геометрических задач. Понятие наложения относится в данном курсе к числу основных понятий. Доказывается, что понятия наложения и движения являются эквивалентными: любое наложение является движением плоскости и обратно. Изучение доказательства не является обязательным, однако следует рассмотреть связь понятий наложения и движения.

7. Глава XIV Начальные сведения из стереометрии (2ч)

Предмет стереометрия. Многогранник. Призма. Параллелепипед. Пирамида. Цилиндр. Конус. Сфера и шар. Тел и поверхности вращения.

Основная цель – познакомить учащихся с многогранниками; телами и поверхностями вращения.

8. Повторение (14ч)

Параллельные прямые. Треугольники. Четырехугольники. Окружность.

Основная цель – использовать математические знания для решения различных математических задач.

Тематическое планирование

п/п

Содержание материала

Количество часов

Проверочные работы

Контрольные работы

Повторение курса геометрии 7-8 класса

3


1

Глава IX. Векторы. Понятие вектора. Равенство векторов. Сложение и вычитание векторов. Умножение вектора на число.

11

1


Глава X. Метод координат. Координаты вектора. Простейшие задачи в координатах. Уравнения окружности и прямой.

10

1


Глава XI. Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов. Синус, косинус, тангенс угла и котангенс угла. Соотношение между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов.

12

1


Глава XII. Длина окружности и площадь круга. Правильные многоугольники. Длина окружности и площадь круга.

10

1


Глава XIII. Движения. Понятие движения. Параллельный перенос и поворот.

6

1


Глава XIV. Начальные сведения из стереометрии. Многогранники. Тела и поверхности вращения.

2



Итоговое повторение. Решение задач

14

1


Всего

68

6

1

3. Календарно-тематическое планирование по геометрии к учебнику «Геометрия 7-9» Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов, С. Б. Кадомцев, Издательство – Просвещение, 2020г.

№ п/п

Тема урока

Дата

План

Факт

Вводное повторение (3ч)


Повторение

02.09


Повторение

07.09


Входная контрольная работа

09.09


Глава IX. Векторы (11ч)

Понятие вектора. Равенство векторов. Откладывание вектора от данной точки

14.09


Сумма двух векторов. Законы сложения векторов. Правило параллелограмма

16.09


Сумма нескольких векторов

21.09


Вычитание векторов

23.09


Решение задач по теме «Сложение и вычитание векторов»

28.09


Умножение вектора на число

30.09


Умножение вектора на число

05.10


Применение векторов к решению задач

07.10


Средняя линия трапеции

19.10


Решение задач по теме: «Средняя линия трапеции»

21.10


Урок обобщение по теме: «Векторы». Проверочная работа №1

26.10


Глава X. Метод координат (10ч)

Разложение вектора по двум данным Неколлинеарным векторам

28.10


Координаты вектора

02.11


Простейшие задачи в координатах

04.11


Простейшие задачи в координатах

09.11


Решение задач методом координат

11.11


Уравнение окружности

16.11


Уравнение прямой

18.11


Итого в I триместре 21 урок

Решение задач по теме: «Уравнения прямой и окружности»

30.11


Урок подготовки к контрольной работе

02.12


Урок обобщение по теме: «Метод координат». Проверочная работа №2

07.12


Глава XI. Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов (12ч)

Синус, косинус, тангенс угла

09.12


Синус, косинус, тангенс угла

14.12


Теорема о площади треугольника

16.12


Теоремы синусов и косинусов

21.12


Решение треугольников

23.12


Решение треугольников

28.12


Измерительные работы

30.12


Обобщающий урок по теме «Соотношения между сторонами и углами треугольника»

11.01


Угол между векторами. Скалярное произведение векторов

13.01


Скалярное произведение в координатах. Свойства скалярного произведения

18.01


Обобщающий урок по теме: «Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов»

20.01


Урок обобщение по теме: «Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов». Проверочная работа №3

25.01


Глава XII. Длина окружности и площадь круга (10ч)

Правильный многоугольник

27.01


Окружность, описанная около правильного многоугольника и вписанная в правильный многоугольник

01.02


Формулы для вычисления площади правильного многоугольника, его стороны и радиуса вписанной окружности

03.02


Решение задач по теме «Правильный многоугольник»

08.02


Длина окружности

10.02


Решение задач по теме: «Длина окружности»

15.02


Площадь круга и кругового сектора

17.02


Итого во II триместре 22 урока

Решение задач по теме: «Длина окружности. Площадь круга и кругового сектора»

01.03


Урок подготовки к контрольной работе

03.03


Урок обобщение по теме: «Длина окружности и площадь круга». Проверочная работа №4

08.03


Глава XIII. Движения (6ч)

Отображение плоскости на себя. Понятие движения. Свойства движения

10.03


Решение задач по теме «Понятие движения. Осевая и центральная симметрии»

11.03


Параллельный перенос. Поворот

15.03


Решение задач по теме: «Параллельный перенос. Поворот»

17.03


Урок подготовки к контрольной работе

22.03


Урок обобщение по теме: «Движения». Проверочная работа №5

24.03


Глава XIV Начальные сведения из стереометрии (2ч)

Многогранники. Призма. Параллелепипед. Пирамида

29.03


Тела и поверхности вращения

31.03


Повторение курса планиметрии (14ч)

Повторение по темам «Начальные геометрические сведения», «Параллельные прямые»

12.04


Повторение по теме «Треугольники»

14.04


Повторение по теме «Треугольни-ки»

19.04


Повторение по темам «Четырехугольники», «Многоугольники»

21.04


Повторение по темам «Четырехугольники», «Многоугольники»

26.04


Повторение по теме «Окружность»

28.04


Повторение по теме «Окружность»

03.05


Повторение по теме «Окружность»

05.05


Повторение. Проверочная работа №6

10.05


Повторение по темам «Векторы», «Метод координат»

12.05


Повторение по темам «Векторы», «Метод координат»

17.05


Повторение по темам «Векторы», «Метод координат»

19.05


Повторение по теме «Соотношение между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов»

24.05


Повторение по теме «Соотношение между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов»

26.05


Итого в III триместре 25 уроков

Всего уроков в году: 68



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!