Рабочая программа
Рабочая программа по геометрии для 9 класса на 2022/2023 учебный год составлена на основании авторской программы, разработанной В. Ф. Бутузовым по УМК Л. С. Атанасяна, рассчитана на 2 часа в неделю, 68 за год.
Основная форма организации образовательного процесса – классно-урочная система. Предусматривается применение следующих технологий обучения: традиционная классно-урочная, элементы проблемного обучения, технологии уровневой дифференциации, здоровьесберегающие технологии, ИКТ.
1. Планируемые результаты освоения учебного предмета
1) Личностные результаты:
– использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни для моделирования практических ситуаций и исследования построенных моделей с использованием аппарата геометрии;
– формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору дальнейшего образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учётом устойчивых познавательных интересов;
– формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;
– формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
– умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
– критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
– независимость и критичность мышления; креативность мышления, инициативу, находчивость, активность при решении геометрических задач;
– умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;
– способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений;
– воля и настойчивость в достижении цели.
2) Метапредметные результаты:
– самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной и индивидуальной учебной деятельности;
– выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать средства достижения цели из предложенных или их искать самостоятельно;
– составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);
– подбирать к каждой проблеме (задаче) адекватную ей теоретическую модель;
– работая по предложенному или самостоятельно составленному плану, использовать наряду с основными и дополнительные средства (справочная литература, сложные приборы, компьютер);
– планировать свою индивидуальную образовательную траекторию;
– работать по самостоятельно составленному плану, сверяясь с ним и с целью деятельности, исправляя ошибки, используя самостоятельно подобранные средства (в том числе и Интернет);
– свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся критериев, различая результат и способы действий;
– в ходе представления проекта давать оценку его результатам;
– самостоятельно осознавать причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха;
– уметь оценить степень успешности своей индивидуальной образовательной деятельности;
– давать оценку своим личностным качествам и чертам характера («каков я»), определять направления своего развития («каким я хочу стать», «что мне для этого надо сделать»);
– анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
– осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию путём дихотомического деления (на основе отрицания);
– строить логически обоснованное рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
– создавать математические модели;
– составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст, диаграмму и пр.);
– вычитывать все уровни текстовой информации;
– уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность;
– понимая позицию другого человека, различать в его речи или созданных им текстах: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории. Для этого самостоятельно использовать различные виды чтения (изучающее, просмотровое, ознакомительное, поисковое), приёмы слушания;
– самому создавать источники информации разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности;
– уметь использовать компьютерные и коммуникационные технологии как инструмент для достижения своих целей;
– уметь выбирать адекватные задаче инструментальные программно-аппаратные средства и сервисы;
– самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом и т.д.);
– отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами;
– в дискуссии выдвинуть контраргументы;
– учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;
– понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;
– взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.
3) Предметные результаты:
Обучающиеся научатся
– распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;
– изображать геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задач;
– осуществлять преобразования фигур;
– распознавать на чертежах, моделях и в окружающей обстановке основные пространственные тела, изображать их;
– проводить операции над векторами, вычислять длину и координаты вектора угол между векторами;
– вычислять значения геометрических величин (длин, углов, площадей, объемов); в том
числе, определять значения тригонометрических функций по заданным значениям углов; находить значения тригонометрических функций по значению одной из них;
– находить стороны, углы и площади треугольников, длины ломаных, дуг окружности;
– площадей основных геометрических фигур и фигур, составленных из них;
– решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними применяя дополнительные построения, алгебраический и тригонометрический аппарат, соображения симметрии;
– проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их использования;
решать простейшие планиметрические задачи в пространстве;
– использовать:
– понятия математического доказательства; приводить примеры доказательств;
– существо понятия алгоритма; приводить примеры алгоритмов;
– смысл идеализации, позволяющей решать задачи реальной действительности математическими методами, примеры ошибок, возникающих при идеализации;
– пользоваться геометрическим языком для описания предметов окружающего мира;
– применять приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
– описания реальных ситуаций на языке геометрии;
– расчетов, включающих простейшие тригонометрические формулы;
– решения геометрических задач с использованием тригонометрии;
– решения практических задач, связанных с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства);
– построение геометрическими инструментами (линейка, угольник, циркуль, транспортир).
Обучающиеся получат возможность научиться
– прибрести опыт выполнения проектов;
– приобрести опыт использования компьютерных программ для анализа частных случаев взаимного расположения окружностей и прямых;
– овладеть векторным методом для решения задач на вычисление и доказательство;
– овладеть координатным методом решения задач на вычисление и доказательство;
– вычислять площади фигур, составленных из двух и более прямоугольников, параллелограммов, треугольников, круга и сектора;
– вычислять площади многоугольников, используя отношения равновеликости и равносоставленности;
– применять алгебраический и тригонометрический материал при решении задач на вычисление площадей многоугольников;
– выводить формулу для вычисления угла правильного n-угольника и применять ее в процессе решения задач;
– применять свойства движения при решении задач;
– применять понятия: осевая и центральная симметрия, параллельный перенос и поворот в решении задач;
– вычислять объёмы пространственных геометрических фигур, составленных из прямоугольных параллелепипедов;
– углубить и развить представления о пространственных геометрических фигурах;
– применять понятие развёртки для выполнения практических расчётов;
– решать задачи на доказательство с использованием формул длины окружности и длины дуги окружности, формул площадей фигур;
– проводить доказательства теорем о формуле площади, стороны правильного многоугольника, радиуса вписанной и описанной окружности и следствий из теорем и применять их при решении задач;
– получить более глубокое представление о системе аксиом планиметрии и аксиоматическом методе;
– приобрести опыт применения алгебраического и тригонометрического аппарата при решении геометрических задач формулу для вычисления угла правильного n-угольника и применять ее в процессе решения задач.
2. Содержание учебного предмета
1. Повторение курса геометрии 7-8 класса (3ч)
2. Глава IX Векторы (11ч)
Понятие вектора. Равенство векторов. Сложение и вычитание векторов. Умножение вектора на число. Разложение вектора по двум неколлинеарным векторам. Координаты вектора. Простейшие задачи в координатах. Уравнения окружности и прямой. Применение векторов к решению задач.
Основная цель – научить учащихся выполнять действия над векторами как направленными отрезками, что важно для применения векторов в физике; познакомить с использованием векторов при решении геометрических задач.
3. Глава X Метод координат (10ч)
Координаты вектора. Простейшие задачи в координатах. Уравнения окружности и прямой.
4. Глава XI Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов (12ч)
Синус, косинус и тангенс угла. Теоремы синусов и косинусов. Решение треугольников. Скалярное произведение векторов и его применение в геометрических задачах.
Основная цель – развить умение учащихся применять тригонометрический аппарат при решении геометрических задач.
Синус и косинус любого угла от 0° до 180° вводятся с помощью единичной полуокружности, доказываются теоремы синусов и косинусов и выводится еще одна формула площади треугольника (половина произведения двух сторон на синус угла между ними). Этот аппарат применяется к решению треугольников.
Скалярное произведение векторов вводится как в физике (произведение длин векторов на косинус угла между ними). Рассматриваются свойства скалярного произведения и его применение при решении геометрических задач.
Основное внимание следует уделить выработке прочных навыков в применении тригонометрического аппарата при решении геометрических задач.
5. Глава XII Длина окружности и площадь круга (10ч)
Правильные многоугольники. Длина окружности и площадь круга. Окружности, описанная около правильного многоугольника и вписанная в него. Построение правильных многоугольников.
Основная цель – расширить знание учащихся о многоугольниках; рассмотреть понятия длины окружности и площади круга и формулы для их вычисления В начале темы дается определение правильного многоугольника и рассматриваются теоремы об окружностях, описанной около правильного многоугольника и вписанной в него. С помощью описанной окружности решаются задачи о построении правильного шестиугольника и правильного 12-угольника, если дан правильный п-угольник.
6. Глава XIII Движения (6ч)
Понятие движения. Отображение плоскости на себя. Параллельный перенос. Поворот. Осевая и центральная симметрии. Наложения и движения.
Основная цель – познакомить учащихся с понятием движения и его свойствами, с основными видами движений, с взаимоотношениями наложений и движений.
Движение плоскости вводится как отображение плоскости на себя, сохраняющее расстояние между точками. При рассмотрении видов движений основное внимание уделяется построению образов точек, прямых, отрезков, треугольников при осевой и центральной симметриях, параллельном переносе, повороте. На эффектных примерах показывается применение движений при решении геометрических задач. Понятие наложения относится в данном курсе к числу основных понятий. Доказывается, что понятия наложения и движения являются эквивалентными: любое наложение является движением плоскости и обратно. Изучение доказательства не является обязательным, однако следует рассмотреть связь понятий наложения и движения.
7. Глава XIV Начальные сведения из стереометрии (2ч)
Предмет стереометрия. Многогранник. Призма. Параллелепипед. Пирамида. Цилиндр. Конус. Сфера и шар. Тел и поверхности вращения.
Основная цель – познакомить учащихся с многогранниками; телами и поверхностями вращения.
8. Повторение (14ч)
Параллельные прямые. Треугольники. Четырехугольники. Окружность.
Основная цель – использовать математические знания для решения различных математических задач.
Тематическое планирование
№ п/п | Содержание материала | Количество часов | Проверочные работы | Контрольные работы |
| Повторение курса геометрии 7-8 класса | 3 | | 1 |
| Глава IX. Векторы. Понятие вектора. Равенство векторов. Сложение и вычитание векторов. Умножение вектора на число. | 11 | 1 | |
| Глава X. Метод координат. Координаты вектора. Простейшие задачи в координатах. Уравнения окружности и прямой. | 10 | 1 | |
| Глава XI. Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов. Синус, косинус, тангенс угла и котангенс угла. Соотношение между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов. | 12 | 1 | |
| Глава XII. Длина окружности и площадь круга. Правильные многоугольники. Длина окружности и площадь круга. | 10 | 1 | |
| Глава XIII. Движения. Понятие движения. Параллельный перенос и поворот. | 6 | 1 | |
| Глава XIV. Начальные сведения из стереометрии. Многогранники. Тела и поверхности вращения. | 2 | | |
| Итоговое повторение. Решение задач | 14 | 1 | |
Всего | 68 | 6 | 1 |
3. Календарно-тематическое планирование по геометрии к учебнику «Геометрия 7-9» Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов, С. Б. Кадомцев, Издательство – Просвещение, 2020г.
№ п/п | Тема урока | Дата |
План | Факт |
Вводное повторение (3ч) | |
| Повторение | 02.09 | |
| Повторение | 07.09 | |
| Входная контрольная работа | 09.09 | |
Глава IX. Векторы (11ч) |
| Понятие вектора. Равенство векторов. Откладывание вектора от данной точки | 14.09 | |
| Сумма двух векторов. Законы сложения векторов. Правило параллелограмма | 16.09 | |
| Сумма нескольких векторов | 21.09 | |
| Вычитание векторов | 23.09 | |
| Решение задач по теме «Сложение и вычитание векторов» | 28.09 | |
| Умножение вектора на число | 30.09 | |
| Умножение вектора на число | 05.10 | |
| Применение векторов к решению задач | 07.10 | |
| Средняя линия трапеции | 19.10 | |
| Решение задач по теме: «Средняя линия трапеции» | 21.10 | |
| Урок обобщение по теме: «Векторы». Проверочная работа №1 | 26.10 | |
Глава X. Метод координат (10ч) |
| Разложение вектора по двум данным Неколлинеарным векторам | 28.10 | |
| Координаты вектора | 02.11 | |
| Простейшие задачи в координатах | 04.11 | |
| Простейшие задачи в координатах | 09.11 | |
| Решение задач методом координат | 11.11 | |
| Уравнение окружности | 16.11 | |
| Уравнение прямой | 18.11 | |
Итого в I триместре 21 урок |
| Решение задач по теме: «Уравнения прямой и окружности» | 30.11 | |
| Урок подготовки к контрольной работе | 02.12 | |
| Урок обобщение по теме: «Метод координат». Проверочная работа №2 | 07.12 | |
Глава XI. Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов (12ч) |
| Синус, косинус, тангенс угла | 09.12 | |
| Синус, косинус, тангенс угла | 14.12 | |
| Теорема о площади треугольника | 16.12 | |
| Теоремы синусов и косинусов | 21.12 | |
| Решение треугольников | 23.12 | |
| Решение треугольников | 28.12 | |
| Измерительные работы | 30.12 | |
| Обобщающий урок по теме «Соотношения между сторонами и углами треугольника» | 11.01 | |
| Угол между векторами. Скалярное произведение векторов | 13.01 | |
| Скалярное произведение в координатах. Свойства скалярного произведения | 18.01 | |
| Обобщающий урок по теме: «Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов» | 20.01 | |
| Урок обобщение по теме: «Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов». Проверочная работа №3 | 25.01 | |
Глава XII. Длина окружности и площадь круга (10ч) |
| Правильный многоугольник | 27.01 | |
| Окружность, описанная около правильного многоугольника и вписанная в правильный многоугольник | 01.02 | |
| Формулы для вычисления площади правильного многоугольника, его стороны и радиуса вписанной окружности | 03.02 | |
| Решение задач по теме «Правильный многоугольник» | 08.02 | |
| Длина окружности | 10.02 | |
| Решение задач по теме: «Длина окружности» | 15.02 | |
| Площадь круга и кругового сектора | 17.02 | |
Итого во II триместре 22 урока |
| Решение задач по теме: «Длина окружности. Площадь круга и кругового сектора» | 01.03 | |
| Урок подготовки к контрольной работе | 03.03 | |
| Урок обобщение по теме: «Длина окружности и площадь круга». Проверочная работа №4 | 08.03 | |
Глава XIII. Движения (6ч) |
| Отображение плоскости на себя. Понятие движения. Свойства движения | 10.03 | |
| Решение задач по теме «Понятие движения. Осевая и центральная симметрии» | 11.03 | |
| Параллельный перенос. Поворот | 15.03 | |
| Решение задач по теме: «Параллельный перенос. Поворот» | 17.03 | |
| Урок подготовки к контрольной работе | 22.03 | |
| Урок обобщение по теме: «Движения». Проверочная работа №5 | 24.03 | |
Глава XIV Начальные сведения из стереометрии (2ч) |
| Многогранники. Призма. Параллелепипед. Пирамида | 29.03 | |
| Тела и поверхности вращения | 31.03 | |
Повторение курса планиметрии (14ч) |
| Повторение по темам «Начальные геометрические сведения», «Параллельные прямые» | 12.04 | |
| Повторение по теме «Треугольники» | 14.04 | |
| Повторение по теме «Треугольни-ки» | 19.04 | |
| Повторение по темам «Четырехугольники», «Многоугольники» | 21.04 | |
| Повторение по темам «Четырехугольники», «Многоугольники» | 26.04 | |
| Повторение по теме «Окружность» | 28.04 | |
| Повторение по теме «Окружность» | 03.05 | |
| Повторение по теме «Окружность» | 05.05 | |
| Повторение. Проверочная работа №6 | 10.05 | |
| Повторение по темам «Векторы», «Метод координат» | 12.05 | |
| Повторение по темам «Векторы», «Метод координат» | 17.05 | |
| Повторение по темам «Векторы», «Метод координат» | 19.05 | |
| Повторение по теме «Соотношение между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов» | 24.05 | |
| Повторение по теме «Соотношение между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов» | 26.05 | |
Итого в III триместре 25 уроков |
Всего уроков в году: 68 |