СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя
общеобразовательная школа № 5 имени дважды Героя Советского Союза Ивана
Даниловича Черняховского»
(МАОУ «СОШ № 5 им. И.Д.Черняховского»)









Рабочая программа
по внеурочной деятельности
социального направления
«Финансовая грамотность»
6В класс
на 2022 – 2023 учебный год








Составитель:

Миценко Лидия Андреевна

учитель математики первой

квалификационной категории










город Черняховск
2022 год



Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Финансовая грамотность» разработана в соответствии с Положением о рабочей программе курсов внеурочной деятельности в соответствии с федеральным государственным
образовательным стандартом начального общего и основного общего
образования на основе:

– Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «Об
образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 15.07.2016);

– Требований Федерального Государственного образовательного стандарта и
основного общего образования (далее ФГОС ООО);

– Приказа Минобрнауки России от 31.12.2015г. № 1577 «О внесении изменений в ФГОС ООО» (зарегистрировано в Минюсте России 02.02.2016 № 40937);

– Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 24 ноября 2015 г. № 81 «О внесении изменений № 3 в СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарноэпидемиологические требования к условиям и организации обучения, содержания в общеобразовательных организациях» (зарегистрировано в Минюсте РФ 18 декабря 2015 г. Регистрационный № 40154);

– Письма Минобрнауки России от 18.08.2017 г. № 09-1672 «О направлении
Методических рекомендаций по уточнению понятия и содержания внеурочной
деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в
том числе в части проектной деятельности»;

– Плана внеурочной деятельности МАОУ «СОШ № 5 им. И.Д.Черняховского» на 2022 – 2023 учебный год.


Цели и задачи программы

Цель программы: формирование активной жизненной позиции, развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в семье и обществе, приобретение опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.

Задачи:

- освоить систему знаний о финансовых институтах современного общества и инструментах управления личными финансами;

- овладеть умением получать и критически осмысливать экономическую информацию, анализировать, систематизировать полученные данные;

- формировать опыт применения знаний о финансовых институтах для эффективной самореализации в сфере управления личными финансами;

- формировать основы культуры и индивидуального стиля экономического поведения, ценностей деловой этики;

- воспитывать ответственность за экономические решения.

Программа составлена для обучающихся 6А и 6Б классов в возрасте 12-13 лет.

Программа рассчитана на 35 часов, занятия проводятся 1 раз в неделю.


ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Личностными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:

• осознание себя как члена семьи, общества и государства: понимание экономических проблем семьи и участие в их обсуждении; понимание финансовых связей семьи и государства;

• овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, расчёт процентов, сопоставление доходности вложений на простых примерах;

• развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки; планирование собственного бюджета, предложение вариантов собственного заработка;

• развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях; участие в принятии решений о семейном бюджете.

Метапредметными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:

Познавательные:

• освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

• использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации; поиск информации в газетах, журналах, на интернет-сайтах и проведение простых опросов и интервью;

• формирование умений представлять информацию в зависимости от поставленных задач в виде таблицы, схемы, графика, диаграммы, диаграммы связей (интеллект-карты);

• овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

• овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями.

Регулятивные:

• понимание цели своих действий;

• планирование действия с помощью учителя и самостоятельно;

• проявление познавательной и творческой инициативы;

• оценка правильности выполнения действий; самооценка и взаимооценка;

• адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей.

Коммуникативные:

• составление текстов в устной и письменной формах;

• готовность слушать собеседника и вести диалог;

• готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;

• умение излагать своё мнение, аргументировать свою точку зрения и давать оценку событий;

• определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности,

осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Предметными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:

Обучающийся научится:

• понимать основные принципы экономической жизни общества: представление о роли денег в семье и обществе, о причинах и последствиях изменения доходов и расходов семьи, о роли государства в экономике семьи;

• осознавать социальную ответственность: оценка возможностей и потребностей в материальных благах;

• соотносить собственное поведение и поступки с другими людьми в экономической сфере с нормами поведения, установленными законодательством Российской Федерации.

Обучающийся получит возможность научиться:

• понимать и правильно использовать экономические термины; осваивать приёмы работы с экономической информацией, осмыслять её; проводить простые финансовые расчёты;

• применять полученные знания и умения для решения типичных задач в области семейной экономики: знание источников доходов и направлений расходов семьи и умение составлять простой семейный бюджет; знание направлений инвестирования и способов сравнения результатов на простых примерах;

• делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки экономических ситуаций; определять элементарные проблемы в области семейных финансов и находить пути их решения.







Содержание внеурочной деятельности


Вводное занятие 1 час.

Теория 0,5 часа. Познавательная беседа «Почему так важно изучать финансовую грамотность?»

Практика 0,5 часа. Практикум-игра «Где ты встречаешься с экономикой?».

Раздел 1: Доходы и расходы семьи 14 часов.

Теория 5 часов. Обсуждение выгоды обмена и причины появления денег. Знакомство с различными формами денег и областями их использования. Знакомство с различными источниками доходов семьи, рассмотрение причины различий размеров доходов у разных семей. Обсуждение направлений расходов семьи и обсуждение того, что принятие решений о покупках зависит от многих факторов. Сравнение соотношения доходов и расходов и понимание последствий их неравенства или равенства;

Практика 9 часов. Творческое задание: Постер «Бартер»; творческая работа: диаграмма связей «Доходы семьи»; дискуссия «Профессии XXI в.»; беседа «Как сократить расходы семьи»; экономическая игра «Доходы и расходы»; игра «Рациональная покупка»; решение практических задач «Услуги. Коммунальные услуги»; игра ЖЭКА; дискуссия «Почему нужно планировать семейный бюджет?»

Раздел 2: Риски потери денег и имущества и как человек может от этого защититься5 часов.

Теория 2 часа. Рассмотрение непредвиденных ситуации, требующие дополнительных расходов, и понимание, как можно смягчить их последствия. Дискуссия «Экономические последствия непредвиденных событий: болезней, аварий, природных катаклизмов». Познавательная беседа «Страховая компания. Страховой полис».

Практика 3 часа. Исследование: «Таинственные аббревиатуры»; ролевая игра «Семейный бюджет».

Раздел 3: Семья и государство: как онивзаимодействуют5 часов

Теория 3 часа. Рассмотрение того, что государство собирает налоги для выполнения своих функций и социальной поддержки.

Практика 2 часа. Деловая игра «Что такое налоги и зачем их платить»; Проект «Государство — это мы!»

Раздел 4: Финансовый бизнес: чем он может помочь семье 5 часов

Теория 3 часа. Рассмотрение видов банковских услуг для физических лиц и объяснить значение банков для экономики семьи. Знакомство с понятием предпринимательской деятельности и основных проблемах малого бизнеса. Обсуждение основных валют и знакомство с тем, как определяется валютный курс.

Практика 2 часа. Игра: Парк банковских услуг; творческое задание «Банковские услуги»; сюжетно-ролевая игра «Примеры бизнеса, которым занимаются подростки»; деловая игра «Безработные и предприниматели».

Итоговая работа по программе кружка «Финансовая грамотность» 1 час

Заключительное занятие 1 час: Конференция по итогам кружка «Финансовая грамотность».

Формы организации внеурочной деятельности:

Программа предусматривает проведение внеклассных занятий, работу в
группах, парах, индивидуальную работу. Занятия проводятся 1 раз в неделю в
учебном кабинете, в библиотеке; курс включает проведение деловых игр, практических работ, познавательных бесед, интерактивных бесед; оформление мини-проектов, проведение мини-исследований, круглых столов, творческих работ, викторин, ролевых игр; выступления обучающихся с показом презентаций, игры-путешествия, правовая игра, дидактическая игра,.

В процессе обучения используются следующие методы обучения:

На уровне основного общего образования создаются условия для освоения обучающимися образовательных программ, делается акцент на умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата) на развитие учебно-исследовательской деятельности учащихся.

В процессе обучения используются:

1. Приемы актуализации субъективного опыта обучающихся;

2. Методы диалога и полилога;

3. Приемы создания коллективного и индивидуального выбора;

4. Игровые методы;

5. Методы диагностики и самодиагностики;

6. Технологии критического мышления;

7. Информационно-коммуникационные технологии;

8. Технологии коллективного метода обучения.

Виды деятельности: решение практических и экономических задач, решение практических и проблемных ситуаций, игра с элементами тренинга, коллективные творческие дела, социально-моделирующие игры, разработка мини-проектов



Тематическое планирование


п/п


Наименование темы

Общее количество часов


Теория


Практика

1

Введение. Познавательная беседа «Почему так важно изучать финансовую грамотность?» Практикум-игра «Где ты встречаешься с экономикой?»

1

0,5

0,5

Раздел 1. Доходы и расходы семьи (14 часов)

2

«Деньги: что это?»


1


3

Творческое задание Постер «Бартер»



1

4-5

«Доходы семьи»


1

1

6

Творческая работа: диаграмма связей «Доходы семьи»



1

7

Дискуссия «Профессии XXI в.»



1

8

«Расходы семьи»


1


9

Дискуссия «Как сократить расходы семьи»



1

10

Экономическая игра «Доходы и расходы»



1

11

«Семейный бюджет»


1


12

Игра «Рациональная покупка» 



1

13

Решение практических задач «Услуги. Коммунальные услуги»



1

14

Игра ЖЭКА



1

15

Дискуссия «Почему нужно планировать семейный бюджет?»



1

Раздел 2. Риски потери денег и имущества и как человек может от этого защититься (5 часов)

16

Беседа «Особые жизненные ситуации и как с ними справиться»


1


17

Дискуссия «Экономические последствия непредвиденных событий: болезней, аварий, природных катаклизмов»


1


18

Познавательная беседа «Страховая компания. Страховой полис».




19

Исследование: «Таинственные аббревиатуры»



1

20

Ролевая игра «Семейный бюджет»



2

Раздел 3. Семья и государство: как они взаимодействуют (5 часов)

21-22

Беседа «Налоги»


2


23

Деловая игра «Что такое налоги и зачем их платить»



1

24

Беседа «Социальные пособия»


1


25-26

Проект «Государство — это мы!»


1

1

Раздел 4. Финансовый бизнес: чем он может помочь семье (7 часов)

27

Беседа: «Банковские услуги»


1


28

Игра: «Парк банковских услуг»



1

29

Творческое задание «Банковские услуги».



1

30

Беседа «Собственный бизнес»


1


31

Сюжетно-ролевая игра «Примеры бизнеса, которым занимаются подростки».



1

32

Деловая игра «Безработные и предприниматели»



1

33

Беседа «Валюта в современном мире»


1


34

Итоговая работа по программе кружка «Финансовая грамотность»

1

1


35

Конференция по итогам кружка «Финансовая грамотность».

1

1



Итого часов:

35

15,5

19,5


17



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!