Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя
общеобразовательная школа № 5 имени дважды Героя Советского Союза Ивана
Даниловича Черняховского»
(МАОУ «СОШ № 5 им. И.Д.Черняховского»)
Рабочая программа
по внеурочной деятельности
социального направления
«Финансовая грамотность»
6В класс
на 2022 – 2023 учебный год
Составитель:
Миценко Лидия Андреевна
учитель математики первой
квалификационной категории
город Черняховск
2022 год
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Финансовая грамотность» разработана в соответствии с Положением о рабочей программе курсов внеурочной деятельности в соответствии с федеральным государственным
образовательным стандартом начального общего и основного общего
образования на основе:
– Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «Об
образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 15.07.2016);
– Требований Федерального Государственного образовательного стандарта и
основного общего образования (далее ФГОС ООО);
– Приказа Минобрнауки России от 31.12.2015г. № 1577 «О внесении изменений в ФГОС ООО» (зарегистрировано в Минюсте России 02.02.2016 № 40937);
– Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 24 ноября 2015 г. № 81 «О внесении изменений № 3 в СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарноэпидемиологические требования к условиям и организации обучения, содержания в общеобразовательных организациях» (зарегистрировано в Минюсте РФ 18 декабря 2015 г. Регистрационный № 40154);
– Письма Минобрнауки России от 18.08.2017 г. № 09-1672 «О направлении
Методических рекомендаций по уточнению понятия и содержания внеурочной
деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в
том числе в части проектной деятельности»;
– Плана внеурочной деятельности МАОУ «СОШ № 5 им. И.Д.Черняховского» на 2022 – 2023 учебный год.
Цели и задачи программы
Цель программы: формирование активной жизненной позиции, развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в семье и обществе, приобретение опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.
Задачи:
- освоить систему знаний о финансовых институтах современного общества и инструментах управления личными финансами;
- овладеть умением получать и критически осмысливать экономическую информацию, анализировать, систематизировать полученные данные;
- формировать опыт применения знаний о финансовых институтах для эффективной самореализации в сфере управления личными финансами;
- формировать основы культуры и индивидуального стиля экономического поведения, ценностей деловой этики;
- воспитывать ответственность за экономические решения.
Программа составлена для обучающихся 6А и 6Б классов в возрасте 12-13 лет.
Программа рассчитана на 35 часов, занятия проводятся 1 раз в неделю.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Личностными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:
• осознание себя как члена семьи, общества и государства: понимание экономических проблем семьи и участие в их обсуждении; понимание финансовых связей семьи и государства;
• овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, расчёт процентов, сопоставление доходности вложений на простых примерах;
• развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки; планирование собственного бюджета, предложение вариантов собственного заработка;
• развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях; участие в принятии решений о семейном бюджете.
Метапредметными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:
Познавательные:
• освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
• использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации; поиск информации в газетах, журналах, на интернет-сайтах и проведение простых опросов и интервью;
• формирование умений представлять информацию в зависимости от поставленных задач в виде таблицы, схемы, графика, диаграммы, диаграммы связей (интеллект-карты);
• овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
• овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями.
Регулятивные:
• понимание цели своих действий;
• планирование действия с помощью учителя и самостоятельно;
• проявление познавательной и творческой инициативы;
• оценка правильности выполнения действий; самооценка и взаимооценка;
• адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей.
Коммуникативные:
• составление текстов в устной и письменной формах;
• готовность слушать собеседника и вести диалог;
• готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
• умение излагать своё мнение, аргументировать свою точку зрения и давать оценку событий;
• определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности,
осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:
Обучающийся научится:
• понимать основные принципы экономической жизни общества: представление о роли денег в семье и обществе, о причинах и последствиях изменения доходов и расходов семьи, о роли государства в экономике семьи;
• осознавать социальную ответственность: оценка возможностей и потребностей в материальных благах;
• соотносить собственное поведение и поступки с другими людьми в экономической сфере с нормами поведения, установленными законодательством Российской Федерации.
Обучающийся получит возможность научиться:
• понимать и правильно использовать экономические термины; осваивать приёмы работы с экономической информацией, осмыслять её; проводить простые финансовые расчёты;
• применять полученные знания и умения для решения типичных задач в области семейной экономики: знание источников доходов и направлений расходов семьи и умение составлять простой семейный бюджет; знание направлений инвестирования и способов сравнения результатов на простых примерах;
• делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки экономических ситуаций; определять элементарные проблемы в области семейных финансов и находить пути их решения.
Содержание внеурочной деятельности
Вводное занятие 1 час.
Теория 0,5 часа. Познавательная беседа «Почему так важно изучать финансовую грамотность?»
Практика 0,5 часа. Практикум-игра «Где ты встречаешься с экономикой?».
Раздел 1: Доходы и расходы семьи 14 часов.
Теория 5 часов. Обсуждение выгоды обмена и причины появления денег. Знакомство с различными формами денег и областями их использования. Знакомство с различными источниками доходов семьи, рассмотрение причины различий размеров доходов у разных семей. Обсуждение направлений расходов семьи и обсуждение того, что принятие решений о покупках зависит от многих факторов. Сравнение соотношения доходов и расходов и понимание последствий их неравенства или равенства;
Практика 9 часов. Творческое задание: Постер «Бартер»; творческая работа: диаграмма связей «Доходы семьи»; дискуссия «Профессии XXI в.»; беседа «Как сократить расходы семьи»; экономическая игра «Доходы и расходы»; игра «Рациональная покупка»; решение практических задач «Услуги. Коммунальные услуги»; игра ЖЭКА; дискуссия «Почему нужно планировать семейный бюджет?»
Раздел 2: Риски потери денег и имущества и как человек может от этого защититься5 часов.
Теория 2 часа. Рассмотрение непредвиденных ситуации, требующие дополнительных расходов, и понимание, как можно смягчить их последствия. Дискуссия «Экономические последствия непредвиденных событий: болезней, аварий, природных катаклизмов». Познавательная беседа «Страховая компания. Страховой полис».
Практика 3 часа. Исследование: «Таинственные аббревиатуры»; ролевая игра «Семейный бюджет».
Раздел 3: Семья и государство: как онивзаимодействуют5 часов
Теория 3 часа. Рассмотрение того, что государство собирает налоги для выполнения своих функций и социальной поддержки.
Практика 2 часа. Деловая игра «Что такое налоги и зачем их платить»; Проект «Государство — это мы!»
Раздел 4: Финансовый бизнес: чем он может помочь семье 5 часов
Теория 3 часа. Рассмотрение видов банковских услуг для физических лиц и объяснить значение банков для экономики семьи. Знакомство с понятием предпринимательской деятельности и основных проблемах малого бизнеса. Обсуждение основных валют и знакомство с тем, как определяется валютный курс.
Практика 2 часа. Игра: Парк банковских услуг; творческое задание «Банковские услуги»; сюжетно-ролевая игра «Примеры бизнеса, которым занимаются подростки»; деловая игра «Безработные и предприниматели».
Итоговая работа по программе кружка «Финансовая грамотность» 1 час
Заключительное занятие 1 час: Конференция по итогам кружка «Финансовая грамотность».
Формы организации внеурочной деятельности:
Программа предусматривает проведение внеклассных занятий, работу в
группах, парах, индивидуальную работу. Занятия проводятся 1 раз в неделю в
учебном кабинете, в библиотеке; курс включает проведение деловых игр, практических работ, познавательных бесед, интерактивных бесед; оформление мини-проектов, проведение мини-исследований, круглых столов, творческих работ, викторин, ролевых игр; выступления обучающихся с показом презентаций, игры-путешествия, правовая игра, дидактическая игра,.
В процессе обучения используются следующие методы обучения:
На уровне основного общего образования создаются условия для освоения обучающимися образовательных программ, делается акцент на умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата) на развитие учебно-исследовательской деятельности учащихся.
В процессе обучения используются:
1. Приемы актуализации субъективного опыта обучающихся;
2. Методы диалога и полилога;
3. Приемы создания коллективного и индивидуального выбора;
4. Игровые методы;
5. Методы диагностики и самодиагностики;
6. Технологии критического мышления;
7. Информационно-коммуникационные технологии;
8. Технологии коллективного метода обучения.
Виды деятельности: решение практических и экономических задач, решение практических и проблемных ситуаций, игра с элементами тренинга, коллективные творческие дела, социально-моделирующие игры, разработка мини-проектов
Тематическое планирование
№ п/п | Наименование темы | Общее количество часов | Теория | Практика |
1 | Введение. Познавательная беседа «Почему так важно изучать финансовую грамотность?» Практикум-игра «Где ты встречаешься с экономикой?» | 1 | 0,5 | 0,5 |
Раздел 1. Доходы и расходы семьи (14 часов) |
2 | «Деньги: что это?» | | 1 | |
3 | Творческое задание Постер «Бартер» | | | 1 |
4-5 | «Доходы семьи» | | 1 | 1 |
6 | Творческая работа: диаграмма связей «Доходы семьи» | | | 1 |
7 | Дискуссия «Профессии XXI в.» | | | 1 |
8 | «Расходы семьи» | | 1 | |
9 | Дискуссия «Как сократить расходы семьи» | | | 1 |
10 | Экономическая игра «Доходы и расходы» | | | 1 |
11 | «Семейный бюджет» | | 1 | |
12 | Игра «Рациональная покупка» | | | 1 |
13 | Решение практических задач «Услуги. Коммунальные услуги» | | | 1 |
14 | Игра ЖЭКА | | | 1 |
15 | Дискуссия «Почему нужно планировать семейный бюджет?» | | | 1 |
Раздел 2. Риски потери денег и имущества и как человек может от этого защититься (5 часов) |
16 | Беседа «Особые жизненные ситуации и как с ними справиться» | | 1 | |
17 | Дискуссия «Экономические последствия непредвиденных событий: болезней, аварий, природных катаклизмов» | | 1 | |
18 | Познавательная беседа «Страховая компания. Страховой полис». | | | |
19 | Исследование: «Таинственные аббревиатуры» | | | 1 |
20 | Ролевая игра «Семейный бюджет» | | | 2 |
Раздел 3. Семья и государство: как они взаимодействуют (5 часов) |
21-22 | Беседа «Налоги» | | 2 | |
23 | Деловая игра «Что такое налоги и зачем их платить» | | | 1 |
24 | Беседа «Социальные пособия» | | 1 | |
25-26 | Проект «Государство — это мы!» | | 1 | 1 |
Раздел 4. Финансовый бизнес: чем он может помочь семье (7 часов) |
27 | Беседа: «Банковские услуги» | | 1 | |
28 | Игра: «Парк банковских услуг» | | | 1 |
29 | Творческое задание «Банковские услуги». | | | 1 |
30 | Беседа «Собственный бизнес» | | 1 | |
31 | Сюжетно-ролевая игра «Примеры бизнеса, которым занимаются подростки». | | | 1 |
32 | Деловая игра «Безработные и предприниматели» | | | 1 |
33 | Беседа «Валюта в современном мире» | | 1 | |
34 | Итоговая работа по программе кружка «Финансовая грамотность» | 1 | 1 | |
35 | Конференция по итогам кружка «Финансовая грамотность». | 1 | 1 | |
| Итого часов: | 35 | 15,5 | 19,5 |
17