СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа

Категория: Литература
Тема: ЧАСТЬ 1.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа разработана по предмету литературное чтение для обучающихся 4 класса на весь учебный год

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа»

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Департамент образования и науки ХМАО-Югре

Комитет по образованию администрации Ханты-Мансийского района

‌‌‌ МКОУ ХМР "ООШ д. Белогорье"



Извлечение из ООП ООО

МКОУ ХМР «ООШ д.

Белогорье» приказ №110-О

от «31» августа 2023 г.






РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

(ID 249505)


учебного предмета «Литературное чтение»

для обучающихся 4 классов

















д.Белогорье‌ 2023‌


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» (предметная область «Русский язык и литературное чтение») соответствует Федеральной рабочей программе по учебному предмету «Литературное чтение» и включает пояснительную записку, содержание обучения, планируемые результаты освоения программы по литературному чтению. Пояснительная записка отражает общие цели и задачи изучения литературного чтения, место в структуре учебного плана, а также подходы к отбору содержания и планируемым результатам.

Содержание обучения представлено тематическими блоками, которые предлагаются для обязательного изучения в каждом классе на уровне начального общего образования. Содержание обучения в каждом классе завершается перечнем универсальных учебных действий (познавательных, коммуникативных, регулятивных), которые возможно формировать средствами литературного чтения с учётом возрастных особенностей обучающихся.

Планируемые результаты освоения программы по литературному чтению включают личностные, метапредметные результаты за период обучения, а также предметные достижения обучающегося за каждый год обучения на уровне начального общего образования.


ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ»


Программа по литературному чтению на уровне начального общего образования составлена на основе требований к результатам освоения программы начального общего образования ФГОС НОО, а также ориентирована на целевые приоритеты духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, сформулированные в федеральной рабочей программе воспитания.

Литературное чтение – один из ведущих учебных предметов уровня начального общего образования, который обеспечивает, наряду с достижением предметных результатов, становление базового умения, необходимого для успешного изучения других предметов и дальнейшего обучения, читательской грамотности и закладывает основы интеллектуального, речевого, эмоционального, духовно-нравственного развития обучающихся.

Литературное чтение призвано ввести обучающегося в мир художественной литературы, обеспечить формирование навыков смыслового чтения, способов и приёмов работы с различными видами текстов и книгой, знакомство с детской литературой и с учётом этого направлен на общее и литературное развитие обучающегося, реализацию творческих способностей обучающегося, а также на обеспечение преемственности в изучении систематического курса литературы.

ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ»


Приоритетная цель обучения литературному чтению – становление грамотного читателя, мотивированного к использованию читательской деятельности как средства самообразования и саморазвития, осознающего роль чтения в успешности обучения и повседневной жизни, эмоционально откликающегося на прослушанное или прочитанное произведение.

Приобретённые обучающимися знания, полученный опыт решения учебных задач, а также сформированность предметных и универсальных действий в процессе изучения литературного чтения станут фундаментом обучения на уровне основного общего образования, а также будут востребованы в жизни.

Достижение цели изучения литературного чтения определяется решением следующих задач:

  • формирование у обучающихся положительной мотивации к систематическому чтению и слушанию художественной литературы и произведений устного народного творчества;

  • достижение необходимого для продолжения образования уровня общего речевого развития;

  • осознание значимости художественной литературы и произведений устного народного творчества для всестороннего развития личности человека;

  • первоначальное представление о многообразии жанров художественных произведений и произведений устного народного творчества;

  • овладение элементарными умениями анализа и интерпретации текста, осознанного использования при анализе текста изученных литературных понятий в соответствии с представленными предметными результатами по классам;

  • овладение техникой смыслового чтения вслух, «про себя» (молча) и текстовой деятельностью, обеспечивающей понимание и использование информации

  • для решения учебных задач.

Программа по литературному чтению представляет вариант распределения предметного содержания по годам обучения с характеристикой планируемых результатов. Содержание программы по литературному чтению раскрывает следующие направления литературного образования обучающегося: речевая и читательская деятельности, круг чтения, творческая деятельность.

В основу отбора произведений для литературного чтения положены общедидактические принципы обучения: соответствие возрастным возможностям и особенностям восприятия обучающимися фольклорных произведений и литературных текстов; представленность в произведениях нравственно-эстетических ценностей, культурных традиций народов России, отдельных произведений выдающихся представителей мировой детской литературы.

Важным принципом отбора содержания программы по литературному чтению является представленность разных жанров, видов и стилей произведений, обеспечивающих формирование функциональной литературной грамотности обучающегося, а также возможность достижения метапредметных результатов, способности обучающегося воспринимать различные учебные тексты при изучении других предметов учебного плана начального общего образования.

Планируемые результаты изучения литературного чтения включают личностные, метапредметные результаты за период обучения, а также предметные достижения обучающегося за каждый год обучения на уровне начального общего образования.

МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ


Предмет «Литературное чтение» преемственен по отношению к предмету «Литература», который изучается в основной школе.

На литературное чтение в 1 классе отводится 132 часа (из них ‌не менее 80 часов‌ составляет вводный интегрированный учебный курс «Обучение грамоте»), во 2-4 классах по 136 часов (4 часа в неделю в каждом классе).

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

4 КЛАСС

О Родине, героические страницы истории. Наше Отечество, образ родной земли в стихотворных и прозаических произведениях писателей и поэтов ХIХ и ХХ веков (по выбору, не менее четырёх, например произведения С. Т. Романовского, А. Т. Твардовского, С. Д. Дрожжина, В. М. Пескова ‌Жигулин А.В.‌). Представление о проявлении любви к родной земле в литературе разных народов (на примере писателей родного края, представителей разных народов России). Страницы истории России, великие люди и события: образы Александра Невского, Михаила Кутузова и других выдающихся защитников Отечества в литературе для детей. Отражение нравственной идеи: любовь к Родине. Героическое прошлое России, тема Великой Отечественной войны в произведениях литературы (на примере рассказов Л. А. Кассиля, С. П. Алексеева). Осознание понятия: поступок, подвиг.

Круг чтения: народная и авторская песня: понятие исторической песни, знакомство с песнями на тему Великой Отечественной войны (2-3 произведения по выбору).

Произведения для чтения: С.Д. Дрожжин «Родине», В.М. Песков «Родине», А.Т. Твардовский «О Родине большой и малой» (отрывок), С.Т. Романовский «Ледовое побоище», С.П. Алексеев ‌Никитин И.С. Русь, песня защитников Брестской крепости ‌

Фольклор (устное народное творчество). Фольклор как народная духовная культура (произведения по выбору). Многообразие видов фольклора: словесный, музыкальный, обрядовый (календарный). Культурное значение фольклора для появления художественной литературы. Малые жанры фольклора (назначение, сравнение, классификация). Собиратели фольклора (А. Н. Афанасьев, В. И. Даль). Виды сказок: о животных, бытовые, волшебные. Отражение в произведениях фольклора нравственных ценностей, быта и культуры народов мира. Сходство фольклорных произведений разных народов по тематике, художественным образам и форме («бродячие» сюжеты).

Круг чтения: былина как эпическая песня о героическом событии. Герой былины – защитник страны. Образы русских богатырей: Ильи Муромца, Алёши Поповича, Добрыни Никитича, Никиты Кожемяки (где жил, чем занимался, какими качествами обладал). Средства художественной выразительности в былине: устойчивые выражения, повторы, гипербола. Устаревшие слова, их место в былине и представление в современной лексике. Народные былинно-сказочные темы в творчестве художника В. М. Васнецова.

Произведения для чтения: произведения малых жанров фольклора, народные сказки ‌Лисица и виноград, Ворон и лисица‌, сказки народов России ‌(2-3 сказки по выбору)‌, былины из цикла об Илье Муромце, Алёше Поповиче, Добрыне Никитиче ‌Три поездки Ильи Муромца‌.

Творчество А. С. Пушкина. Картины природы в лирических произведениях А. С. Пушкина. Средства художественной выразительности в стихотворном произведении (сравнение, эпитет, олицетворение). Литературные сказки А. С. Пушкина в стихах: «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». Фольклорная основа авторской сказки. Положительные и отрицательные герои, волшебные помощники, язык авторской сказки.

Произведения для чтения: А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях», «Няне», «Осень» (отрывки), «Зимняя дорога» ‌"Туча"‌.

Творчество И. А. Крылова. Представление о басне как лиро-эпическом жанре. Круг чтения: басни на примере произведений И. А. Крылова, И. И. Хемницера, Л. Н. Толстого, С. В. Михалкова. Басни стихотворные и прозаические ‌(не менее трёх)‌. Развитие событий в басне, её герои (положительные, отрицательные). Аллегория в баснях. Сравнение басен: назначение, темы и герои, особенности языка.

Произведения для чтения: Крылов И.А. «Стрекоза и муравей», «Квартет», И.И. Хемницер «Стрекоза», Л.Н. Толстой «Стрекоза и муравьи» ‌и другие‌.

Творчество М. Ю. Лермонтова. Круг чтения: лирические произведения М. Ю. Лермонтова ‌"Тебе, Кавказ, суровый царь земли..", "Люблю Кавказ", "Дары Терека".‌. Средства художественной выразительности (сравнение, эпитет, олицетворение); рифма, ритм. Метафора как «свёрнутое» сравнение. Строфа как элемент композиции стихотворения. Переносное значение слов в метафоре. Метафора в стихотворениях М. Ю. Лермонтова.

Произведения для чтения: М.Ю. Лермонтов «Утёс», «Парус», «Москва, Москва! …Люблю тебя как сын…» ‌"Синие горы Кавказа, приветствую вас!..."‌.

Литературная сказка. Тематика авторских стихотворных сказок ‌(две-три по выбору)‌. Герои литературных сказок (произведения П. П. Ершова, П. П. Бажова, С. Т. Аксакова, С. Я. Маршака ‌и др.‌). Связь литературной сказки с фольклорной: народная речь – особенность авторской сказки. Иллюстрации в сказке: назначение, особенности.

Произведения для чтения: П.П. Бажов «Серебряное копытце», П.П. Ершов «Конёк-Горбунок», С.Т. Аксаков «Аленький цветочек» ‌Одоевский В.Ф. "Городок в табакерке"‌.

Картины природы в творчестве поэтов и писателей ХIХ– ХХ веков. Лирика, лирические произведения как описание в стихотворной форме чувств поэта, связанных с наблюдениями, описаниями природы. Круг чтения: лирические произведения поэтов и писателей ‌Ушинский К.Д., Прокофьев А.А.‌: В. А. Жуковский, И.С. Никитин, Е. А. Баратынский, Ф. И. Тютчев, А. А. Фет, ‌Н. А. Некрасов, И. А. Бунин, А. А. Блок, К. Д. Бальмонт.‌ Темы стихотворных произведений, герой лирического произведения. Авторские приёмы создания художественного образа в лирике. Средства выразительности в произведениях лирики: эпитеты, синонимы, антонимы, сравнения, олицетворения, метафоры. Репродукция картины как иллюстрация к лирическому произведению.

Произведения для чтения: В.А. Жуковский «Загадка», И.С. Никитин «В синем небе плывут над полями…», Ф.И. Тютчев «Как неожиданно и ярко», А.А. Фет «Весенний дождь», Е.А. Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист», И.А. Бунин «Листопад» (отрывки) ​‌Ушинский К.Д. "Четыре желания", Прокофьев А.А. "Люблю березу русскую..."‌

Творчество Л. Н. Толстого. Круг чтения ‌Толстой С.С. "О Толстом Л.Н."‌: рассказ (художественный и научно-познавательный), сказки, басни, быль. Повесть как эпический жанр (общее представление). Значение реальных жизненных ситуаций в создании рассказа, повести. Отрывки из автобиографической повести Л. Н. Толстого «Детство». Особенности художественного текста-описания: пейзаж, портрет героя, интерьер. Примеры текста-рассуждения в рассказах Л. Н. Толстого.

Произведения для чтения: Л.Н. Толстой «Детство» (отдельные главы), «Русак», «Черепаха» ‌Толстой С.С. "О Толстом Л.Н."‌.

Произведения о животных и родной природе. Взаимоотношения человека и животных, защита и охрана природы – тема произведений литературы. Круг чтения ‌Мамин-Сибиряк Д.Н.‌: на примере произведений В. П. Астафьева, М. М. Пришвина, С.А. Есенина, ‌А. И. Куприна, К. Г. Паустовского, Ю. И. Коваля ‌

Произведения для чтения: В.П. Астафьев «Капалуха», М.М. Пришвин «Выскочка», С.А. Есенин «Лебёдушка» ​‌Мамин-Сибиряк Д.Н. "Приемыш", Астафьев В.П. "Стрижонок Скрип"‌

Произведения о детях. Тематика произведений о детях, их жизни, играх и занятиях, взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками ‌(на примере произведений не менее трёх авторов)‌: А. П. Чехова, Н. Г. Гарина-Михайловского, М.М. Зощенко, К.Г.Паустовский, ‌Б. С. Житкова, Цветаева М.И., Есенин С.А.‌ Словесный портрет героя как его характеристика. Авторский способ выражения главной мысли. Основные события сюжета, отношение к ним героев.

Произведения для чтения: А.П. Чехов «Мальчики», Н.Г. Гарин-Михайловский «Детство Тёмы» (отдельные главы), М.М. Зощенко «О Лёньке и Миньке» ‌Цветаева М.И. "Наши царства", "Бежит тропинка с бугорка..."‌, К.Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками» и другие.

Пьеса. Знакомство с новым жанром – пьесой-сказкой. Пьеса – произведение литературы и театрального искусства ‌(одна по выбору)‌. Пьеса как жанр драматического произведения. Пьеса и сказка: драматическое и эпическое произведения. Авторские ремарки: назначение, содержание.

Произведения для чтения: С.Я. Маршак «Двенадцать месяцев» и другие.

Юмористические произведения. Круг чтения ‌Велтистов Е.С. "Приключения Электроника"‌ юмористические произведения на примере рассказов В. Ю. Драгунского, Н. Н. Носова, ‌М. М. Зощенко, В. В. Голявкина‌. Герои юмористических произведений. Средства выразительности текста юмористического содержания: гипербола. Юмористические произведения в кино и театре.

Произведения для чтения: В.Ю. Драгунский «Денискины рассказы» ‌"Главные реки"‌, Н.Н. Носов «Витя Малеев в школе и дома» (отдельные главы) ‌Булычев Кир. "Путешествие Алисы"‌.

Зарубежная литература. Расширение круга чтения произведений зарубежных писателей. Литературные сказки Х.-К. Андерсена, ‌Ш. Перро, братьев Гримм ‌. Приключенческая литература: произведения Дж. Свифта, Марка Твена.

Произведения для чтения: Х.-К. Андерсен «Дикие лебеди», «Русалочка», Дж. Свифт «Приключения Гулливера» (отдельные главы), Марк Твен «Том Сойер» (отдельные главы) ‌Эзоп "Лисица и виноград‌.

Библиографическая культура (работа с детской книгой и справочной литературой). Польза чтения и книги: книга – друг и учитель. Правила читателя и способы выбора книги (тематический, систематический каталог). Виды информации в книге: научная, художественная (с опорой на внешние показатели книги), её справочно-иллюстративный материал. Очерк как повествование о реальном событии. Типы книг (изданий): книга-произведение, книга-сборник, собрание сочинений, периодическая печать, справочные издания. Работа с источниками периодической печати.

Изучение литературного чтения в 4 классе способствует освоению ряда универсальных учебных действий: познавательных универсальных учебных действий, коммуникативных универсальных учебных действий, регулятивных универсальных учебных действий, совместной деятельности.

Базовые логические и исследовательские действия как часть познавательных универсальных учебных действий способствуют формированию умений:

  • читать вслух целыми словами без пропусков и перестановок букв и слогов доступные по восприятию и небольшие по объёму прозаические и стихотворные произведения (без отметочного оценивания);

  • читать про себя (молча), оценивать своё чтение с точки зрения понимания и запоминания текста;

  • анализировать текст: определять главную мысль, обосновывать принадлежность к жанру, определять тему и главную мысль, находить в тексте заданный эпизод, устанавливать взаимосвязь между событиями, эпизодами текста;

  • характеризовать героя и давать оценку его поступкам;

  • сравнивать героев одного произведения по предложенным критериям, самостоятельно выбирать критерий сопоставления героев, их поступков (по контрасту или аналогии);

  • составлять план (вопросный, номинативный, цитатный) текста, дополнять и восстанавливать нарушенную последовательность;

  • исследовать текст: находить средства художественной выразительности (сравнение, эпитет, олицетворение, метафора), описания в произведениях разных жанров (пейзаж, интерьер), выявлять особенности стихотворного текста (ритм, рифма, строфа).

Работа с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий способствуют формированию умений:

  • использовать справочную информацию для получения дополнительной информации в соответствии с учебной задачей;

  • характеризовать книгу по её элементам (обложка, оглавление, аннотация, предисловие, иллюстрации, примечания и другое);

  • выбирать книгу в библиотеке в соответствии с учебной задачей; составлять аннотацию.

  • Коммуникативные универсальные учебные действия способствуют формированию умений:

  • соблюдать правила речевого этикета в учебном диалоге, отвечать и задавать вопросы к учебным и художественным текстам;

  • пересказывать текст в соответствии с учебной задачей;

  • рассказывать о тематике детской литературы, о любимом писателе и его произведениях;

  • оценивать мнение авторов о героях и своё отношение к ним;

  • использовать элементы импровизации при исполнении фольклорных произведений;

  • сочинять небольшие тексты повествовательного и описательного характера по наблюдениям, на заданную тему.

Регулятивные универсальные учебные способствуют формированию умений:

  • понимать значение чтения для самообразования и саморазвития; самостоятельно организовывать читательскую деятельность во время досуга;

  • определять цель выразительного исполнения и работы с текстом;

  • оценивать выступление (своё и одноклассников) с точки зрения передачи настроения, особенностей произведения и героев;

  • осуществлять контроль процесса и результата деятельности, устанавливать причины возникших ошибок и трудностей, проявлять способность предвидеть их в предстоящей работе.

Совместная деятельность способствует формированию умений:

  • участвовать в театрализованной деятельности: инсценировании и драматизации (читать по ролям, разыгрывать сценки);

  • соблюдать правила взаимодействия;

  • ответственно относиться к своим обязанностям в процессе совместной деятельности, оценивать свой вклад в общее дело.

[1] В данной рабочей программе отражено только то содержание периода «Обучение грамоте» из Федеральной предметной программы «Русский язык», которое реализуется средствами предмета «Литературное чтение», остальное содержание прописывается в рабочей программе предмета «Русский язык».

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ


Изучение литературного чтения в 1-4 классах направлено на достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета.


ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ


Личностные результаты освоения программы предмета «Литературное чтение» достигаются в процессе единства учебной и воспитательной деятельности, обеспечивающей позитивную динамику развития личности младшего школьника, ориентированную на процессы самопознания, саморазвития и самовоспитания. Личностные результаты освоения программы предмета «Литературное чтение» отражают освоение младшими школьниками социально значимых норм и отношений, развитие позитивного отношения обучающихся к общественным, традиционным, социокультурным и духовно-нравственным ценностям, приобретение опыта применения сформированных представлений и отношений на практике.

Гражданско-патриотическое воспитание:

  • становление ценностного отношения к своей Родине – России, малой родине, проявление интереса к изучению родного языка, истории и культуре Российской Федерации, понимание естественной связи прошлого и настоящего в культуре общества;

  • осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, сопричастности к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края, проявление уважения к традициям и культуре своего и других народов в процессе восприятия и анализа произведений выдающихся представителей русской литературы и творчества народов России;

  • первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных отношений.

Духовно-нравственное воспитание:

  • освоение опыта человеческих взаимоотношений, признаки индивидуальности каждого человека, проявление сопереживания, уважения, любви, доброжелательности и других моральных качеств к родным, близким и чужим людям, независимо от их национальности, социального статуса, вероисповедания;

  • осознание этических понятий, оценка поведения и поступков персонажей художественных произведений в ситуации нравственного выбора;

  • выражение своего видения мира, индивидуальной позиции посредством накопления и систематизации литературных впечатлений, разнообразных по эмоциональной окраске;

  • неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям

Эстетическое воспитание:

  • проявление уважительного отношения и интереса к художественной культуре, к различным видам искусства, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, готовность выражать своё отношение в разных видах художественной деятельности;

  • приобретение эстетического опыта слушания, чтения и эмоционально-эстетической оценки произведений фольклора и художественной литературы;

  • понимание образного языка художественных произведений, выразительных средств, создающих художественный образ.

Трудовое воспитание:

  • осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям.

Экологическое воспитание:

  • бережное отношение к природе, осознание проблем взаимоотношений человека и животных, отражённых в литературных произведениях;

  • неприятие действий, приносящих ей вред.

Ценности научного познания:

  • ориентация в деятельности на первоначальные представления о научной картине мира, понимание важности слова как средства создания словесно-художественного образа, способа выражения мыслей, чувств, идей автора;

  • овладение смысловым чтением для решения различного уровня учебных и жизненных задач;

  • потребность в самостоятельной читательской деятельности, саморазвитии средствами литературы, развитие познавательного интереса, активности, инициативности, любознательности и самостоятельности в познании произведений фольклора и художественной литературы, творчества писателей.


МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ


В результате изучения предмета «Литературное чтение» в начальной школе у обучающихся будут сформированы познавательные универсальные учебные действия:

базовые логические действия:

  • сравнивать произведения по теме, главной мысли (морали), жанру, соотносить произведение и его автора, устанавливать основания для сравнения произведений, устанавливать аналогии;

  • объединять произведения по жанру, авторской принадлежности;

  • определять существенный признак для классификации, классифицировать произведения по темам, жанрам и видам;

  • находить закономерности и противоречия при анализе сюжета (композиции), восстанавливать нарушенную последовательность событий (сюжета), составлять аннотацию, отзыв по предложенному алгоритму;

  • выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на основе предложенного алгоритма;

  • устанавливать причинно-следственные связи в сюжете фольклорного и художественного текста, при составлении плана, пересказе текста, характеристике поступков героев;

базовые исследовательские действия:

  • определять разрыв между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на основе предложенных учителем вопросов;

  • формулировать с помощью учителя цель, планировать изменения объекта, ситуации;

  • сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев);

  • проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению особенностей объекта изучения и связей между объектами (часть – целое, причина – следствие);

  • формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения (опыта, классификации, сравнения, исследования);

  • прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях;

работа с информацией:

  • выбирать источник получения информации;

  • согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде;

  • распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного учителем способа её проверки;

  • соблюдать с помощью взрослых (учителей, родителей (законных представителей) правила информационной безопасности при поиске информации в сети Интернет;

  • анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей;

  • самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления информации.

К концу обучения в начальной школе у обучающегося формируются коммуникативные универсальные учебные действия:

общение:

  • воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;

  • проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии;

  • признавать возможность существования разных точек зрения;

  • корректно и аргументированно высказывать своё мнение;

  • строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;

  • создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование);

  • готовить небольшие публичные выступления;

  • подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления.

К концу обучения в начальной школе у обучающегося формируются регулятивные универсальные учебные действия:

самоорганизация:

  • планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;

  • выстраивать последовательность выбранных действий;

самоконтроль:

  • устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности;

  • корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок.

Совместная деятельность:

  • формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учётом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;

  • принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;

  • проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;

  • ответственно выполнять свою часть работы;

  • оценивать свой вклад в общий результат;

  • выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы.


ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ


Предметные результаты освоения программы начального общего образования по учебному предмету «Литературное чтение» отражают специфику содержания предметной области, ориентированы на применение знаний, умений и навыков обучающимися в различных учебных ситуациях и жизненных условиях и представлены по годам обучения.


4 КЛАСС

  • осознавать значимость художественной литературы и фольклора для всестороннего развития личности человека, находить в произведениях отражение нравственных ценностей, фактов бытовой и духовной культуры народов России и мира, ориентироваться в нравственно-этических понятиях в контексте изученных произведений;

  • демонстрировать интерес и положительную мотивацию к систематическому чтению и слушанию художественной литературы и произведений устного народного творчества: формировать собственный круг чтения;

  • читать вслух и про себя в соответствии с учебной задачей, использовать разные виды чтения (изучающее, ознакомительное, поисковое выборочное, просмотровое выборочное);

  • читать вслух целыми словами без пропусков и перестановок букв и слогов доступные по восприятию и небольшие по объёму прозаические и стихотворные произведения в темпе не менее 80 слов в минуту (без отметочного оценивания);

  • читать наизусть не менее 5 стихотворений в соответствии с изученной тематикой произведений;

  • различать художественные произведения и познавательные тексты;

  • различать прозаическую и стихотворную речь: называть особенности стихотворного произведения (ритм, рифма, строфа), отличать лирическое произведение от эпического;

  • понимать жанровую принадлежность, содержание, смысл прослушанного/прочитанного произведения: отвечать и формулировать вопросы (в том числе проблемные) к познавательным, учебным и художественным текстам;

  • различать и называть отдельные жанры фольклора (считалки, загадки, пословицы, потешки, небылицы, народные песни, скороговорки, сказки о животных, бытовые и волшебные), приводить примеры произведений фольклора разных народов России;

  • соотносить читаемый текст с жанром художественной литературы (литературные сказки, рассказы, стихотворения, басни), приводить примеры разных жанров литературы России и стран мира;

  • владеть элементарными умениями анализа и интерпретации текста: определять тему и главную мысль, последовательность событий в тексте произведения, выявлять связь событий, эпизодов текста;

  • характеризовать героев, давать оценку их поступкам, составлять портретные характеристики персонажей, выявлять взаимосвязь между поступками и мыслями, чувствами героев, сравнивать героев одного произведения по самостоятельно выбранному критерию (по аналогии или по контрасту), характеризовать собственное отношение к героям, поступкам; находить в тексте средства изображения героев (портрет) и выражения их чувств, описание пейзажа и интерьера, устанавливать причинно-следственные связи событий, явлений, поступков героев;

  • объяснять значение незнакомого слова с опорой на контекст и с использованием словаря; находить в тексте примеры использования слов в прямом и переносном значении, средства художественной выразительности (сравнение, эпитет, олицетворение, метафора);

  • осознанно применять изученные понятия (автор, мораль басни, литературный герой, персонаж, характер, тема, идея, заголовок, содержание произведения, эпизод, смысловые части, композиция, сравнение, эпитет, олицетворение, метафора, лирика, эпос, образ);

  • участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного произведения: строить монологическое и диалогическое высказывание с соблюдением норм русского литературного языка (норм произношения, словоупотребления, грамматики); устно и письменно формулировать простые выводы на основе прослушанного/прочитанного текста, подтверждать свой ответ примерами из текста;

  • составлять план текста (вопросный, номинативный, цитатный), пересказывать (устно) подробно, выборочно, сжато (кратко), от лица героя, с изменением лица рассказчика, от третьего лица;

  • читать по ролям с соблюдением норм произношения, расстановки ударения, инсценировать небольшие эпизоды из произведения;

  • составлять устные и письменные высказывания на заданную тему по содержанию произведения (не менее 10 предложений), писать сочинения на заданную тему, используя разные типы речи (повествование, описание, рассуждение), корректировать собственный текст с учётом правильности, выразительности письменной речи;

  • составлять краткий отзыв о прочитанном произведении по заданному алгоритму;

  • сочинять по аналогии с прочитанным, составлять рассказ по иллюстрациям, от имени одного из героев, придумывать продолжение прочитанного произведения (не менее 10 предложений);

  • использовать в соответствии с учебной задачей аппарат издания (обложку, оглавление, аннотацию, иллюстрации, предисловие, приложения, сноски, примечания);

  • выбирать книги для самостоятельного чтения с учётом рекомендательного списка, используя картотеки, рассказывать о прочитанной книге;

  • использовать справочную литературу, электронные образовательные и информационные ресурсы информационно-коммуникационной сети Интернет (в условиях контролируемого входа), для получения дополнительной информации в соответствии с учебной задачей.


Тематическое планирование

4 КЛАСС

п/п


Наименование разделов и тем программы


Количество часов

Электронные (цифровые) образовательные ресурсы


Всего


Контрольные работы


Практические работы


1

О Родине, героические страницы истории

12

1


Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f412cec

2

Фольклор (устное народное творчество)

11

1


Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f412cec

3

Творчество И.А.Крылова

4



Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f412cec

4

Творчество А.С.Пушкина

12

1


Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f412cec

5

Творчество М. Ю. Лермонтова

4



Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f412cec

6

Литературная сказка

9

1


Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f412cec

7

Картины природы в творчестве поэтов и писателей ХIХ века

7



Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f412cec

8

Творчество Л. Н. Толстого

7

1


Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f412cec

9

Картины природы в творчестве поэтов и писателей XX века

6



Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f412cec

10

Произведения о животных и родной природе

12

1


Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f412cec

11

Произведения о детях

13

1


Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f412cec

12

Пьеса

5



Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f412cec

13

Юмористические произведения

6



Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f412cec

14

Зарубежная литература

8



Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f412cec

15

Библиографическая культура (работа с детской книгой и справочной литературой

7



Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f412cec

Резервное время

13

1



ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

136

8

0





Поурочное планирование

4 КЛАСС

п/п


Тема урока


Кол-во часов

Дата изучения


Электронные цифровые образовательные ресурсы

Всего


1

Знакомство с учебником по литературному чтению. Система условных обозначений. Содержание учебника. Словарь.

1

01.09

https://m.edsoo.ru/f29f5282

2

Былина и её герои. Особенности былины как жанра. «Ильины три поездочки».

1

04.09

https://m.edsoo.ru/f29f5c50

3

Поэтический текст былины «Ильины три поездочки».

1

06.09

https://m.edsoo.ru/f29f5d7c

4

Прозаический текст былины «Три поездки Ильи Муромца».

1

07.09

https://m.edsoo.ru/f2a09ae8

5

Герой былины - защитник русского государства. Картина В.Васнецова «Богатыри».

2

08.09

11.09

https://m.edsoo.ru/f2a09962

6

Летописи. «И повесил Олег щит на вратах Царьграда».

1

13.09

https://m.edsoo.ru/f29f55de

7

Летопись «И вспомнил Олег коня своего».

1

14.09

https://m.edsoo.ru/f29f5afc

8

«Житие Сергия Радонежского»- памятник древне­русской литературы.

1

15.09

https://m.edsoo.ru/f29f56ec

9

«Житие Сергия Радонежского».

1

18.09

https://m.edsoo.ru/f29f5e94

10

Рассказ о битве на Куликовом поле на основе опорных слов и репродукции картин.

2

20.09

21.09

https://m.edsoo.ru/f29f62e0

11

Проект «Календарь исторических событий».

2

22.09

25.09


12

Проверим себя «Летописи, былины, жития».

1

27.09

https://m.edsoo.ru/f29f60a6

13

Знакомство с названием раздела «Чудесный мир классики». А.С. Пушкин «Няне». Авторское отношение к изображаемому.

2

28.09

29.09

https://m.edsoo.ru/f29f61c8

14

А.С. Пушкин. «Унылая пора! Очей очарованье!», «Туча».

2

02.10

04.10

https://m.edsoo.ru/f29f6952

15

А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». Мотивы народной сказки в литературной.

1

05.10

https://m.edsoo.ru/f29f6952

16

А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». Герои сказки. Характеристика героев, отношение к ним.

1

06.10

https://m.edsoo.ru/f29f6ace

17

А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» Деление сказки на части. Составление плана.

1

09.10

https://m.edsoo.ru/f29f6d1c

18

А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Пересказ сказки.

1

11.10


19

М.Ю. Лермонтов «Ашик-Кериб». Сравнение мотивов русской и турецкой сказки.

1

11.10

https://m.edsoo.ru/f29f70aa

20

М.Ю. Лермонтов «Ашик-Кериб». Герои турецкой сказки. Характеристика героев.

1


11.10

https://m.edsoo.ru/f29f6c04

21

Жизнь и творчество Л.Н. Толстого. «Детство». События рассказа.

2

13.10

16.10

https://m.edsoo.ru/f29f783e

22

Л.Н.Толстой. «Детство». Характеристика главного героя Л.Толстого.

1

18.10

https://m.edsoo.ru/f29f76cc

23

А.П. Чехов «Мальчики». Смысл названия рассказа. Главные герои рассказа.

2

19.10

20.10

https://m.edsoo.ru/f29f6e34

24

А.П. Чехов «Мальчики». Характер героев художественного текста.

1

23.10

https://m.edsoo.ru/f29f6f38

25

А.П. Чехов «Мальчики». Главные герои рассказа - герои своего времени.

3

25.10

26.10

27.10

https://m.edsoo.ru/f2a09c64

26

Поговорим о самом главном.

2

08.11

09.11


27

Проверим себя по разделу «Чудесный мир классики».

1

10.11

https://m.edsoo.ru/f29f7956

28

Знакомство с названием раздела «Поэтическая тетрадь». К.Ушинский «Четыре желания».

2

13.11

15.11

https://m.edsoo.ru/f29f8eb4

29

Ф.И. Тютчев «Еще земли печален вид…». Отбор средств художественной выразительности для создания картины природы. Ф.И. Тютчев «Как неожиданно и ярко…».

2

16.11

17.11

https://m.edsoo.ru/f29f8ff4

30

А.А. Фет «Весенний дождь». Картины природы в лирическом стихотворении.

2

20.11

22.11

https://m.edsoo.ru/f29f91d4

31

А.А. Фет «Бабочка». Ритм и интонация стихотворения.

1

23.11

https://m.edsoo.ru/f29f9300

32

Е.А. Баратынский. «Весна, весна! как воздух чист!», «Где сладкий шепот моих лесов?» Передача настроения и чувства стихотворения.

3

24.11

27.11

29.11

https://m.edsoo.ru/f2a0bdc0

33

И.С. Никитин «В синем небе плывут над полями…». Изменение картин природы в стихотворении.

2

30.11

01.12

https://m.edsoo.ru/f29f7cbc

34

Н.А. Некрасов «Саша».

3

04.12

06.12

07.12

https://m.edsoo.ru/f29f87f2

35

И.А. Бунин «Листопад». Картина осени в стихах И.А. Бунина.

1

08.12

https://m.edsoo.ru/f29f890a

36

Проверим себя по разделу «Поэтическая тетрадь».

2

11.12

13.12

https://m.edsoo.ru/f29f8a18

37

Знакомство с названием раздела «Литературные сказки». В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке» Заглавие и главные герои.

2

14.12

15.12

https://m.edsoo.ru/f29f8b1c

38

В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке». Особенности литературного жанра.

1

18.12

https://m.edsoo.ru/f29f7ba4

39

В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке». Деление текста на части. Составление плана. Подробный пересказ.

1

20.12

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f29f7a78

40

П.П. Бажов «Серебряное копытце».

1

21.12

https://m.edsoo.ru/f29f8284

41

П.П. Бажов «Серебряное копытце». Мотивы народных сказок в авторском тексте.

1

22.12

https://m.edsoo.ru/f2a0a4b6

42

П.П. Бажов «Серебряное копытце». Герои произведения. Авторское отношение.

1

25.12

https://m.edsoo.ru/f2a09dd6

43

С.Т. Аксаков «Аленький цветочек».

1

27.12


44

С.Т. Аксаков «Аленький цветочек». Мотивы народных сказок в литературном произведении.

1

28.12

https://m.edsoo.ru/f2a0a7f4

45

С.Т. Аксаков «Аленький цветочек». Герои художественного текста.

1

29.12

https://m.edsoo.ru/f29f9558

46

С.Т. Аксаков «Аленький цветочек». Словесное иллюстрирование.

1

10.01

https://m.edsoo.ru/f29f9418

47

Поговорим о самом главном.

1

11.01

https://m.edsoo.ru/f29f9710

48

Проверим себя по разделу «Литературные сказки».

1

12.01

https://m.edsoo.ru/f29f983c

49

Знакомство с названием раздела «Делу время – потехе час».

1

15.01


50

Е.Л. Шварц «Сказка о потерянном времени». Нравственный смысл.

1

17.01


51

Е.Л. Шварц «Сказка о потерянном времени». Инсценирование произведения.

1

18.01


52

В.Ю. Драгунский «Главные реки». Особенности юмористического текста. Авторское отношение.

1

19.01

https://m.edsoo.ru/f2a0c00e

53

В. Ю. Драгунский «Главные реки». Герои произведения.

1

22.01


54

Поговорим о самом главном.

1

24.01


55

В.В. Голявкин «Никакой я горчицы не ел». Смысл заголовка. Герои произведения.

2

25.01

26.01


56

Проверим себя по разделу «Делу время-потехе час».

2

29.01

31.01

https://m.edsoo.ru/f2a0c34c

57

Знакомство с названием раздела «Страна детства». Б.С. Житков «Как я ловил человечков».

1

01.02


58

Б.С. Житков «Как я ловил человечков». Особенности развития сюжета.

2

02.02

05.02

https://m.edsoo.ru/f29faec6

59

К.Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками». Особенности развития событий.

2

07.02

08.02

https://m.edsoo.ru/f29f9c42

60

К.Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками». Герои произведения.

2

09.02

12.02

https://m.edsoo.ru/f29f9b34

61

Поговорим о самом главном. М.М. Зощенко «Ёлка». Герои произведения.

1

14.02

https://m.edsoo.ru/f29fa002

62

М.М. Зощенко «Ёлка». Составление плана. Пересказ.

1

15.02

https://m.edsoo.ru/f29fa11a

63

М.И. Цветаева «Бежит тропинка с бугорка…». «Наши царства». Тема детства в произведениях.

1

16.02

https://m.edsoo.ru/f29fa21e

64

С.А. Есенин «Бабушкины сказки». Развитие чувства в лирическом стихотворении.

1

19.02

https://m.edsoo.ru/f29f9d82

65

Проверим себя по разделу «Страна детства».

2

21.02

22.02

https://m.edsoo.ru/f29fa66a

66

Знакомство с названием раздела «Природа и мы».

1

26.02

https://m.edsoo.ru/f29fac6e

67

Д.Н. Мамин-Сибиряк «Приёмыш». Анализ заголовка.

1

28.02

https://m.edsoo.ru/f29fab56

68

Д.Н. Мамин-Сибиряк «Приёмыш». Отношение человека к природе.

1

29.02

https://m.edsoo.ru/f29faa20

69

С.А. Есенин «Лебёдушка».

1

01.03

https://m.edsoo.ru/f29fa7a0

70

С.А. Есенин «Лебёдушка». Мотивы народного творчества и авторского отношения.

1

04.03

https://m.edsoo.ru/f29fa8ae

71

М.М. Пришвин «Выскочка». Анализ заголовка. Герои произведения.

2

06.03

07.03


72

М.М. Пришвин «Выскочка». Характеристика героя на основе произведения.

1

11.03

https://m.edsoo.ru/f2a0ba28

73

Поговорим о самом главном. А.И. Куприн «Барбос и Жулька». Герои произведения о животных.

1

13.03

https://m.edsoo.ru/f29fd216

74

А.И. Куприн «Барбос и Жулька». Поступок как характеристика героя.

1

14.03

https://m.edsoo.ru/f29fd31a

75

В.П. Астафьев «Стрижонок Скрип». Герои рассказа.

1

15.03

https://m.edsoo.ru/f29fd43c

76

В.П. Астафьев «Стрижонок Скрип». План произведения.

1

18.03

https://m.edsoo.ru/f29fd554

77

Проверим себя по разделу «Природа и мы».

1

20.03

https://m.edsoo.ru/f29fd662

78

Знакомство с названием раздела «Родина». И.С. Никитин «Русь».

1

21.03

https://m.edsoo.ru/f29fdb80

79

С. Никитин «Русь». Образ Родины в поэтическом тексте.

1

22.03

https://m.edsoo.ru/f29fdcc0

80

С.Д. Дрожжин «Родине». Авторское отношение к изображаемому.

1

01.04

https://m.edsoo.ru/f29fded2

81

А.В. Жигулин «О, Родина! В неярком блеске…». Тема стихотворения. Авторское отношение.

1

03.04

https://m.edsoo.ru/f29fdff4

82

Поговорим о самом главном. Песня защитников Брестской крепости.

1

04.04

https://m.edsoo.ru/f29fe12a

83

Проект «Они защищали Родину».

1

05.04

https://m.edsoo.ru/f2a0b6a4

84

Проверим себя по разделу «Родина».

1

08.04


85

Знакомство с названием раздела «Страна фантазия». Е.С. Велтистов «Приключения Электроника».

1

10.04

https://m.edsoo.ru/f2a0c8ec

86

Е.С. Велтистов «Приключения Электроника». Особенности жанра.

1

11.04

https://m.edsoo.ru/f29fb420

87

Е.С. Велтистов «Приключения Электроника». Необычные герои фантастического рассказа.

3

12.04

15.04

17.04

https://m.edsoo.ru/f29fb556

88

Итоговая комплексная работа.

1

18.04

https://m.edsoo.ru/f29fb7e0

89

Кир Булычев «Путешествие Алисы». Особенности жанра.

1

19.04

https://m.edsoo.ru/f29fb682

90

Кир Булычев «Путешествие Алисы». Сравнение героев фантастических рассказов.

1

22.04

https://m.edsoo.ru/f29fb8f8

91

Проверим себя по разделу «Страна Фантазия».

2

24.04

25.04

https://m.edsoo.ru/f2a0a5e2

92

Знакомство с названием раздела «Зарубежная литература». Д. Свифт «Путешествие Гулливера».

1

26.04

https://m.edsoo.ru/f2a0a36c

93

Дж. Свифт «Путешествие Гулливера». Особое развитие сюжета в зарубежной литературе.

1

02.05

https://m.edsoo.ru/f29fba1a

94

Дж. Свифт «Путешествие Гулливера». Герои приключенческих рассказов.

1

03.05

https://m.edsoo.ru/f29fbb28

95

Г.Х. Андерсен «Русалочка». Авторская сказка.

1

06.05

https://m.edsoo.ru/f29fbf6a

96

Персонажи сказки Г.Х. Андерсена «Русалочка».

1

08.05

https://m.edsoo.ru/f29fc0aa

97

Фантастические события, волшебные предметы в сказке С. Т. Аксакова «Аленький цветочек».

1

13.05

https://m.edsoo.ru/f29fc7bc

98

ВПР Комплексная контрольная работа.

1

15.05

https://m.edsoo.ru/f29fc30c

99

Г.Х. Андерсен «Русалочка». Сравнение с героями русских народных сказок.

1

16.05

https://m.edsoo.ru/f29fc4c4

100

Г.Х. Андерсен «Русалочка». Рассказ о русалочке.

1

17.05

https://m.edsoo.ru/f29fce92

101

М. Твен «Приключения Тома Сойера». Герои приключенческой литературы.

1

20.05

https://m.edsoo.ru/f29fcd02

102

М. Твен «Приключения Тома Сойера». Характеристика героев.

1

22.05

https://m.edsoo.ru/f29fc1b8

103

Поговорим о самом главном

2

23.05

24.05


104

Итоговое занятие. Литература на лето.

2

27.05

29.05

https://m.edsoo.ru/f2a0c9fa

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

136




УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА

​‌• Литературное чтение (в 2 частях), 4 класс/ Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и другие, Акционерное общество «Издательство «Просвещение»‌​

​‌‌

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

​‌‌​


ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ

​​‌‌​




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!