СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа

Категория: ОРКиСЭ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа»








ПОЯСНИТЕЛЬНАЯЗАПИСКА

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОСНОВЫ ДУХОВНО- НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ»


Программа по предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (далее — ОДНКНР) для 5—6 классов образовательных организаций составлена в соответствии с:

требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО) (утверждён приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г . № 287);

требованиями к результатам освоения программы основного общего образования (личностным, метапредметным, предметным);

основными подходами к развитию и формированию универсальных учебных действий (УУД) для основного общего образования.

В программе по данному курсу соблюдается преемственность с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, а также учитываются возрастные и психологические особенности обучающихся на ступени основного общего образования, необходимость формирования межпредметных связей. Также в программе учитывается, что данная дисциплина носит культурологический и воспитательный характер, что позволяет утверждать, что именно духовно- нравственное развитие обучающихся в духе общероссийской гражданской идентичности на основе традиционных российских духовно-нравственных ценностей — важнейший результат обучения ОДНКНР.

Сохранение традиционных российских духовно-нравственных ценностей как значимой части культурного и исторического наследия народов России — один из ключевых национальных приоритетов Российской Федерации, способствующих дальнейшей гуманизации и развитию российского общества, формированию гражданской идентичности у подрастающих поколений .

Согласно Стратегии национальной безопасности Российской Федерации (утверждена указом Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 г . № 400, пункт 91), к традиционным российским духовно-нравственным ценностям относятся жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России . Именно традиционные российские духовно-нравственные ценности объединяют Россию как многонациональное и многоконфессиональное государство, лежат в основе представлений о гражданской идентичности как ключевом ориентире духовно-нравственного развития обучающихся.

Центральная идея гражданской идентичности — образ будущего нашей страны, который формируется с учётом национальных и стратегических приоритетов российского общества, культурно - исторических традиций всех народов России, духовно- нравственных ценностей, присущих ей на протяжении всей её истории.

В процессе изучения курса ОДНКНР школьники получают возможность систематизировать, расширять и углублять полученные в рамках общественно-научных дисциплин знания и представления о структуре и закономерностях развития социума, о прошлом и настоящем родной страны, находить в истории российского общества существенные связи с традиционной духовно- нравственной культурой России, определять свою идентичность как члена семьи, школьного коллектива, региональной общности, гражданина страны с опорой на традиционные духовно- нравственные ценности .

Не менее важно отметить, что данный курс формируется и преподаётся в соответствии с принципами культурологичности и культуросообразности, научности содержания и подхода к отбору информации, соответствия требованиям возрастной педагогики и психологии .

В процессе изучения курса обучающиеся получают представление о существенных взаимосвязях между материальной и духовной культурой, обусловленности культурных реалий современного общества его духовно-нравственным обликом. Изучаются основные компоненты культуры, её специфические инструменты самопрезентации, исторические и современные особенности духовно- нравственного развития народов России.

Содержание курса направлено на формирование нравственного идеала, гражданской идентичности личности обучающегося и воспитание патриотических чувств к Родине (осознание себя как гражданина своего Отечества), формирование исторической памяти. Материал курса представлен через актуализацию макроуровня (Россия в целом как многонациональное, поликонфессиональное государство, с едиными для всех законами, общероссийскими духовно-нравственными и культурными ценностями) на микроуровне (собственная идентичность, осознанная как часть малой Родины, семьи и семейных традиций, этнической и религиозной истории, к которой принадлежит обучающийся как личность).

Принцип культурологичности в преподавании означает важность культурологического, а не конфессионального подхода, отсутствие культурной, этнической, религиозной ангажированности в содержании предмета и его смысловых акцентах.

Принцип научности подходов и содержания в преподавании данной дисциплины означает важность терминологического единства, необходимость освоения основных научных подходов к рассмотрению культуры и усвоению научной терминологии для понимания культурообразующих элементов и формирования познавательного интереса к этнокультурным и религиозным феноменам.

Принцип соответствия требованиям возрастной педагогики и психологии включает отбор тем и содержания курса согласно приоритетным зонам ближайшего развития для 5—6 классов, когнитивным способностям и социальным потребностям обучающихся, содержанию гуманитарных и общественно - научных учебных предметов.

Принцип формирования гражданского самосознания и общероссийской гражданской идентичности обучающихся в процессе изучения курса предметной области ОДНКНР включает осознание важности наднационального и над конфессионального гражданского единства народов России как основополагающего элемента в воспитании патриотизма и любви к Родине. Данный принцип должен быть реализован через поиск объединяющих черт в духовно-нравственной жизни народов России, их культуре, религии и историческом развитии.


ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОСНОВЫ ДУХОВНО- НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ»

Целями изучения учебного курса являются:

  • формирование общероссийской гражданской идентичности обучающихся через изучение культуры (единого культурного пространства) России в контексте процессов этноконфессионального согласия и взаимодействия, взаимопроникновения и мирного сосуществования народов, религий, национальных культур;

  • создание условий для становления у обучающихся мировоззрения на основе традиционных российских духовно-нравственных ценностей, ведущих к осознанию своей принадлежности к многонациональному народу Российской Федерации;

  • формирование и сохранение уважения к ценностям и убеждениям представителей разных национальностей и вероисповеданий, а также способности к диалогу с представителями других культур и мировоззрений;

  • идентификация собственной личности как полноправного субъекта культурного, исторического и цивилизационного развития страны.

Цели курса определяют следующие задачи:

  • овладение предметными компетенциями, имеющими преимущественное значение для формирования гражданской идентичности обучающегося;

  • приобретение и усвоение знаний о нормах общественной морали и нравственности как основополагающих элементах духовной культуры современного общества;

  • развитие представлений о значении духовно-нравственных ценностей и нравственных норм для достойной жизни личности, семьи, общества, ответственного отношения к будущему отцовству и материнству;

  • становление компетенций межкультурного взаимодействия как способности и готовности вести межличностный, межкультурный, межконфессиональный диалог при осознании и сохранении собственной культурной идентичности;

  • формирование основ научного мышления обучающихся через систематизацию знаний и представлений, полученных на уроках литературы, истории, изобразительного искусства, музыки;

  • обучение рефлексии собственного поведения и оценке поведения окружающих через развитие навыков обоснованных нравственных суждений, оценок и выводов;

  • воспитание уважительного и бережного отношения к историческому, религиозному и культурному наследию народов России;

  • содействие осознанному формированию мировоззренческих ориентиров, основанных на приоритете традиционных российских духовно-нравственных ценностей;

  • формирование патриотизма как формы гражданского самосознания через понимание роли личности в истории и культуре, осознание важности социального взаимодействия, гражданской идентичности для процветания общества в целом.

Изучение курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» вносит значительный вклад в достижение главных целей основного общего образования, способствуя:

  • расширению и систематизации знаний и представлений школьников о культуре и духовных традициях народов России, о нравственных ценностях, полученных при изучении основ религиозной культуры и светской этики, окружающего мира, литературного чтения и других предметов начальной школы;

  • углублению представлений о светской этике, религиозной культуре народов России, их роли в развитии современного общества;

  • формированию основ морали и нравственности, воплощённых в семейных, этнокультурных и религиозных ценностях, ориентированных на соизмерение своих поступков с нравственными идеалами, на осознание своих обязанностей перед обществом и государством;

  • воспитанию патриотизма; уважения к истории, языку, культурным и религиозным традициям своего народа и других народов России, толерантному отношению к людям другой культуры, умению принимать и ценить ценности других культур, находить в них общее и особенное, черты, способствующие взаимному обогащению культур;

  • пробуждению интереса к культуре других народов, проявлению уважения, способности к сотрудничеству, взаимодействию на основе

  • поиска общих культурных стратегий и идеалов;

  • осознанию приоритетной значимости духовно-нравственных ценностей, проявляющейся в преобладании этических, интеллектуальных, альтруистических мотивов над потребительскими и эгоистическими;

  • раскрытию природы духовно-нравственных ценностей российского общества, объединяющих светскость и духовность;

  • формирование ответственного отношения к учению и труду, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору ценностных ориентаций, способствующих развитию общества в целом;

  • получению научных представлений о культуре и её функциях, особенностях взаимодействия с социальными института- ми, а, следовательно, способности их применять в анализе и изучении социально-культурных явлений в истории и куль- туре России и современном обществе, давать нравственные оценки поступков и событий на основе осознания главенствующей роли духовно- нравственных ценностей в социальных и культурно-исторических процессах;

  • развитию информационной культуры школьников, компетенций в отборе, использовании и структурировании информации, а также возможностей для активной самостоятельной познавательной деятельности.


МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОСНОВЫ ДУХОВНО- НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования предметная область «Основы духовно-нравственной культуры народов России» является обязательной для изучения.

Данная программа направлена на изучение курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» в 5—6 классах.


В целях реализации настоящей программы на изучение курса на уровне основного общего образования отводится 34 часа в 5 классе, 68 часов в 6 классе, не менее 1 учебного часа в неделю.


СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА «ОСНОВЫ ДУХОВНО НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ»


5 класс (34 ч)

Тематический блок 1. «Россия — наш общий дом»

Тема 1 . Зачем изучать курс «Основы духовно-нравственной культуры народов России»? Формирование и закрепление гражданского единства . Родина и Отечество. Традиционные ценности и ролевые моде- ли . Традиционная семья . Всеобщий характер морали и нравственности . Русский язык и единое культурное пространство. Риски и угрозы духовно-нравственной культуре народов России.

Тема 2 . Наш дом — Россия.

Россия — многонациональная страна. Многонациональный народ Российской Федерации. Россия как общий дом. Дружба народов.

Тема 3 . Язык и история.

Что такое язык? Как в языке народа отражается его история? Язык как инструмент культуры. Важность коммуникации между людьми. Языки народов мира, их взаимосвязь.

Тема 4 . Русский язык — язык общения и язык возможностей. Русский язык — основа российской культуры. Как складывался русский язык: вклад народов России в его развитие Русский язык как культурообразующий проект и язык межнационального общения . Важность общего языка для всех народов России . Возможности, которые даёт русский язык.

Тема 5 . Истоки родной культуры.

Что такое культура. Культура и природа. Роль культуры в жизни общества. Многообразие культур и его причины. Единство культурного пространства России.

Тема 6 . Материальная культура.

Материальная культура: архитектура, одежда, пища, транспорт, техника. Связь между материальной культурой и духовно - нравственными ценностями общества .

Тема 7 . Духовная культура.

Духовно-нравственная культура. Искусство, наука, духовность. Мораль, нравственность, ценности. Художественное осмысление мира. Символ и знак. Духовная культура как реализация ценностей.

Тема 8 . Культура и религия .

Религия и культура. Что такое религия, её роль в жизни общества и человека. Государствообразующие религии России. Единство ценностей в религиях России.

Тема 9 . Культура и образование.

Зачем нужно учиться? Культура как способ получения нужных знаний . Образование как ключ к социализации и духовно- нравственному развитию человека .

Тема 10 . Многообразие культур России (практическое занятие).

Единство культур народов России. Что значит быть культурным человеком? Знание о культуре народов России.


Тематический блок 2. «Семья и духовно-нравственные ценности»

Тема 11 . Семья — хранитель духовных ценностей.

Семья — базовый элемент общества. Семейные ценности, традиции и культура . Помощь сиротам как духовно-нравственный долг человека .

Тема 12 . Родина начинается с семьи.

История семьи как часть истории народа, государства, человечества. Как связаны Родина и семья? Что такое Родина и Отечество?

Тема 13 . Традиции семейного воспитания в России.

Семейные традиции народов России. Межнациональные семьи. Семейное воспитание как трансляция ценностей.

Тема 14 . Образ семьи в культуре народов России . Произведения устного поэтического творчества (сказки, поговорки и т .д .) о семье и семейных обязанностях . Семья в литературе и произведениях разных видов искусства .

Тема 15 . Труд в истории семьи.

Социальные роли в истории семьи. Роль домашнего труда . Роль нравственных норм в благополучии семьи .

Тема 16 . Семья в современном мире (практическое занятие). Рассказ о своей семье (с использованием фотографий, книг, писем и др.). Семейное древо . Семейные традиции.

Тематический блок 3. «Духовно-нравственное богатство личности»

Тема 17 . Личность — общество — культура.

Что делает человека человеком? Почему человек не может жить вне общества. Связь между обществом и культурой как реализация духовно-нравственных ценностей .

Тема 18 . Духовный мир человека. Человек — творец культуры. Культура как духовный мир человека . Мораль . Нравственность . Патриотизм . Реализация ценностей в культуре . Творчество: что это такое? Границы творчества. Традиции и новации в культуре. Границы культур . Созидательный труд . Важность труда как творческой деятельности, как реализации .

Тема 19 . Личность и духовно-нравственные ценности. Мораль и нравственность в жизни человека. Взаимопомощь, сострадание, милосердие, любовь, дружба, коллективизм, патриотизм, любовь к близким.

Тематический блок 4. «Культурное единство России»

Тема 20 . Историческая память как духовно-нравственная ценность.

Что такое история и почему она важна? История семьи — часть истории народа, государства, человечества. Важность исторической памяти, недопустимость её фальсификации. Преемственность поколений.

Тема 21 . Литература как язык культуры.

Литература как художественное осмысление действительности . От сказки к роману . Зачем нужны литературные произведения? Внутренний мир человека и его духовность .

Тема 22 . Взаимовлияние культур .

Взаимодействие культур. Межпоколенная и межкультурная трансляция . Обмен ценностными установками и идеями. Примеры межкультурной коммуникации как способ формирования общих духовно-нравственных ценностей.

Тема 23 . Духовно-нравственные ценности российского народа. Жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь, историческая память и преемственность поколений, единство народов России.

Тема 24 . Регионы России: культурное многообразие. Исторические и социальные причины культурного разнообразия. Каждый регион уникален. Малая Родина — часть общего Отечества .

Тема 25 . Праздники в культуре народов России.

Что такое праздник? Почему праздники важны. Праздничные традиции в России . Народные праздники как память куль- туры, как воплощение духовно-нравственных идеалов .

Тема 26 . Памятники архитектуры в культуре народов России .

Памятники как часть культуры: исторические, художественные, архитектурные. Культура как память . Музеи . Храмы . Дворцы . Исторические здания как свидетели истории . Архитектура и духовно-нравственные ценности народов России .

Тема 27 . Музыкальная культура народов России .

Музыка. Музыкальные произведения. Музыка как форма выражения эмоциональных связей между людьми . Народные инструменты . История народа в его музыке и инструментах

Тема 28 . Изобразительное искусство народов России.

Художественная реальность. Скульптура: от религиозных сюжетов к современному искусству. Храмовые росписи и фольклорные орнаменты. Живопись, графика. Выдающиеся художники разных народов России .

Тема 29 . Фольклор и литература народов России. Пословицы и поговорки. Эпос и сказка. Фольклор как отражение истории народа и его ценностей, морали и нравственности. Национальная литература. Богатство культуры народа в его литературе.

Тема 30 . Бытовые традиции народов России: пища, одежда, дом (практическое занятие).

Рассказ о бытовых традициях своей семьи, народа, региона.

Доклад с использованием разнообразного зрительного ряда и других источников.

Тема 31 . Культурная карта России (практическое занятие).

География культур России. Россия как культурная карта. Описание регионов в соответствии с их особенностями. Тема 32 . Единство страны — залог будущего России .

Россия — единая страна. Русский мир. Общая история, сходство культурных традиций, единые духовно-нравственные ценности народов России.

6 класс (68 часов)

Тематический блок 1. «Культура как социальность»

Тема 1 . Мир культуры: его структура.

Культура как форма социального взаимодействия. Связь между миром материальной культуры и социальной структурой общества. Расстояние и образ жизни людей.

Научно-технический прогресс как один из источников формирования социального облика общества.

Тема 2 . Культура России: многообразие регионов.

Территория России. Народы, живущие в ней. Проблемы культурного взаимодействия в обществе с многообразием культур. Сохранение и поддержка принципов толерантности и уважения ко всем культурам народов России .

Тема 3 . История быта как история культуры.

Домашнее хозяйство и его типы. Хозяйственная деятельность народов России в разные исторические периоды. Многообразие культурных укладов как результат исторического развития народов России.

Тема 4 . Прогресс: технический и социальный. Производительность труда. Разделение труда . Обслуживающий и производящий труд. Домашний труд и его механизация . Что такое технологии и как они влияют на культуру и ценности общества?

Тема 5. Образование в культуре народов России. Представление об основных этапах в истории образования. Ценность знания. Социальная обусловленность различных видов образования. Важность образования для современного мира. Образование как трансляция культурных смыслов, как способ передачи ценностей.

Тема 6. Права и обязанности человека.

Права и обязанности человека в культурной традиции народов России. Права и свободы человека и гражданина, обозначенные в Конституции Российской Федерации.

Тема 7. Общество и религия: духовно-нравственное взаимодействие.

Мир религий в истории. Религии народов России сегодня. Государствообразующие и традиционные религии как источник духовно-нравственных ценностей.

Тема 8. Современный мир: самое важное (практическое занятие). Современное общество: его портрет. Проект: описание самых важных черт современного общества с точки зрения материальной и духовной культуры народов России.

Тематический блок 2. «Человек и его отражение в культуре»

Тема 9. Каким должен быть человек? Духовно-нравственный облик и идеал человека.

Мораль, нравственность, этика, этикет в культурах народов России. Право и равенство в правах. Свобода как ценность. Долг как её ограничение. Общество как регулятор свободы. Свойства и качества человека, его образ в культуре народов России, единство человеческих качеств. Единство духовной жизни .

Тема 10 . Взросление человека в культуре народов России . Социальное измерение человека. Детство, взросление, зрелость, пожилой возраст. Проблема одиночества . Необходимость развития во взаимодействии с другими людьми. Самостоятельность как ценность.

Тема 11 . Религия как источник нравственности .

Религия как источник нравственности и гуманистического мышления. Нравственный идеал человека в традиционных религиях. Современное общество и религиозный идеал человека.

Тема 12 . Наука как источник знания о человеке и человеческом.

Гуманитарное знание и его особенности. Культура как самопознание. Этика. Эстетика. Право в контексте духовно-нравственных ценностей .

Тема 13 . Этика и нравственность как категории духовной культуры.

Что такое этика. Добро и его проявления в реальной жизни. Что значит быть нравственным. Почему нравственность важна?

Тема 14 . Самопознание (практическое занятие). Автобиография и автопортрет: кто я и что я люблю. Как устроена моя жизнь. Выполнение проекта.

Тематический блок 3. «Человек как член общества»

Тема 15. Труд делает человека человеком. Что такое труд. Важность труда и его экономическая стоимость. Безделье, лень, тунеядство. Трудолюбие, подвиг труда, ответственность. Общественная оценка труда.

Тема 16. Подвиг: как узнать героя?

Что такое подвиг. Героизм как самопожертвование. Героизм на войне. Подвиг в мирное время. Милосердие, взаимопомощь.

Тема 17. Люди в обществе: духовно- нравственное взаимовлияние. Человек в социальном измерении. Дружба, предательство. Коллектив. Личные границы Этика предпринимательства. Социальная помощь.

Тема 18. Проблемы современного общества как отражение его духовно- нравственного самосознания. Бедность. Инвалидность. Асоциальная семья. Сиротство. Отражение этих явлений в культуре общества.

Тема 19. Духовно-нравственные ориентиры социальных отношений .

Милосердие. Взаимопомощь. Социальное служение. Благотворительность. Волонтёрство. Общественные блага.

Тема 20. Гуманизм как сущностная характеристика духовно- нравственной культуры народов России.

Гуманизм . Истоки гуманистического мышления . Философия гуманизма . Проявления гуманизма в историко-культурном наследии народов России .

Тема 21. Социальные профессии; их важность для сохранения духовно- нравственного облика общества.

Социальные профессии: врач, учитель, пожарный, полицейский, социальный работник. Духовно-нравственные качества, необходимые представителям этих профессий.

Тема 22. Выдающиеся благотворители в истории. Благотворительность как нравственный долг.

Меценаты, философы, религиозные лидеры, врачи, учёные, педагоги. Важность меценатства для духовно-нравственного развития личности самого мецената и общества в целом.

Тема 23 . Выдающиеся учёные России. Наука как источник социального и духовного прогресса общества.

Учёные России. Почему важно помнить историю науки. Вклад науки в благополучие страны . Важность морали и нравственности в науке, в деятельности учёных .

Тема 24 . Моя профессия (практическое занятие).

Труд как самореализация, как вклад в общество. Рассказ о своей будущей профессии.

Тематический блок 4. «Родина и патриотизм»

Тема 25 . Гражданин.

Родина и гражданство, их взаимосвязь. Что делает человека гражданином. Нравственные качества гражданина .

Тема 26 . Патриотизм.

Патриотизм. Толерантность. Уважение к другим народам и их истории. Важность патриотизма.

Тема 27 . Защита Родины: подвиг или долг? Война и мир. Роль знания в защите Родины. Долг гражданина перед обществом . Военные подвиги . Честь . Доблесть .




Тема 28 . Государство. Россия — наша родина.

Государство как объединяющее начало. Социальная сторона права и государства. Что такое закон. Что такое Родина? Что такое государство? Необходимость быть гражданином. Российская гражданская идентичность .

Тема 29. Гражданская идентичность (практическое занятие). Какими качествами должен обладать человек как гражданин.

Тема 30. Моя школа и мой класс (практическое занятие). Портрет школы или класса через добрые дела

Тема 31. Человек: какой он? (практическое занятие) Человек. Его образы в культуре. Духовность и нравственность как важнейшие качества человека. Тема Человек и культура (проект). Итоговый проект: «Что значит быть человеком?»



ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА «ОСНОВЫ ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ» НА УРОВНЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Личностные результаты

Планируемые результаты освоения курса представляют со- бой систему ведущих целевых установок и ожидаемых результатов освоения всех компонентов, составляющих содержательную основу образовательной программы.

Личностные результаты освоения курса достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности.

Личностные результаты освоения курса включают осознание российской гражданской идентичности; готовность обучающихся к саморазвитию, самостоятельности и личностному самоопределению; ценность самостоятельности и инициативы; наличие мотивации к целенаправленной социально значимой деятельности; сформированность внутренней позиции лично- сти как особого ценностного отношения к себе, окружающим людям и жизни в целом .

Патриотическое воспитание

Самоопределение (личностное, профессиональное, жизненное): сформированность российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России через представления об исторической роли культур народов России, традиционных религий, духовно-нравственных ценностей в становлении российской государственности .

Гражданское воспитание

Осознанность своей гражданской идентичности через знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества и знание основных норм морали, нравственных и духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве; сформированность понимания и принятия гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества с помощью воспитания способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию; воспитание веротерпимости, уважительного отношения к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию.

Ценности познавательной деятельности

Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.

Смыслообразование: сформированность ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию через развитие способностей к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию; воспитание веротерпимости, уважительного отношения к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию.

Духовно-нравственное воспитание

Сформированность осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов родного края, России и народов мира; освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; сформированность нравственной рефлексии и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного вы- бора, нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; осознание значения семьи в жизни человека и общества; принятие ценности семейной жизни; уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи через знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России; готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потреблении.

Метапредметные результаты

Метапредметные результаты освоения курса включают освоение обучающимися межпредметных понятий (используются в нескольких предметных областях) и универсальные учебные действия (познавательные, коммуникативные, регулятивные); способность их использовать в учебной, познавательной и социальной практике; готовность к самостоятельному планированию и осуществлению учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогом и сверстниками, к участию в построении индивидуальной образовательной траектории; овладение навыками работы с информацией: восприятие и создание информационных текстов в различных форматах, в том числе цифровых, с учётом назначения информации и её аудитории.

Познавательные универсальные учебные действия

Познавательные универсальные учебные действия включают:

  • умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно- следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы (логические УУД);

  • умение создавать, применять и преобразовывать знаки и сим- волы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач (знаково- символические / моделирование);

  • смысловое чтение;

  • развитие мотивации к овладению культурой активного ис- пользования словарей и других поисковых систем .

Коммуникативные универсальные учебные действия

Коммуникативные универсальные учебные действия включают:

  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение (учебное сотрудничество);

  • умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, моно- логической контекстной речью (коммуникация);

  • формирование и развитие компетентности в области использования информационно- коммуникационных технологий (ИКТ-компетентность) .

Регулятивные универсальные учебные действия

Регулятивные универсальные учебные действия включают:

  • умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности (целеполагание);

  • умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач (планирование);

  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией (контроль и коррекция);

  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения (оценка);

  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной (познавательная рефлексия, саморегуляция) деятельности.

Предметные результаты

Предметные результаты освоения курса включают освоение научных знаний, умений и способов действий, специфических для соответствующей предметной области; предпосылки научного типа мышления; виды деятельности по получению нового знания, его интерпретации, преобразованию и применению в различных учебных ситуациях, в том числе при создании проектов.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

5 класс


Тема

Основное содержание

Основные виды деятельности обучающихся



Тематический блок 1. «Россия наш общий дом»


1

Зачем изучать курс «Основы духовно- нравствен ной культуры народов

России»?

Формирование и закрепление гражданского единства. Родина и Отечество. Традиционные ценности и ролевые модели. Традиционная семья. Всеобщий характер морали и нравственности. Русский язык и единое культурное пространство. Риски и угрозы духовно-нравственной культуре народов России

Формировать представление об особенностях курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» .

Слушать и понимать объяснения учителя по теме урока.

Вести самостоятельную работу с учебником


2

Наш дом

— Россия

Россия — многонациональная страна. Многонациональный народ Российской Федерации. Россия как общий дом. Дружба народов

Слушать и понимать объяснения учителя по теме урока. Формировать представление о необходимости и важности межнационального и межрелигиозного сотрудничества, взаимодействия. Выполнять задания на понимание и разграничение понятий по курсу


3

Язык и история

Что такое язык? Как в языке народа отражается его история? Язык как инструмент культуры. Важность коммуникации между людьми. Языки народов мира, их взаимосвязь

Формировать представления о языке как носителе духовно-нравственных смыслов культуры.

Понимать особенности коммуникативной роли языка

Слушать и анализировать выступления одноклассников, отбирать и сравнивать учебный материал по нескольким источникам


4

Русский

язык — язык общения и язык возможностей

Русский язык — основа российской культуры. Как складывался русский язык: вклад народов России в его развитие. Русский язык как культурообразующий проект и язык межнационального общения. Важность общего языка для всех народов России.

Формировать представление о русском языке как языке межнационального общения .

Слушать объяснения учителя, стараясь выделить главное .

Объяснять наблюдаемые в практике изучения языка явления


5

Истоки родной культуры

Что такое культура. Культура и природа. Роль культуры в жизни общества. Многообразие культур и его причины. Единство культурного пространства России

Формировать представление о том, что такое культура, об общих чертах в культуре разных народов. Слушать и понимать объяснения учителя по теме урока .

Выполнять задания на понимание и разграничение понятий по теме


6

Материальная культура

Материальная культура: архитектура, одежда, пища, транспорт, техника. Связь между материальной культурой и духовно-нравственными ценностями общества

Формировать представление о традиционных укладах жизни разных народов.

Слушать и анализировать выступления одноклассников. Работать с учебником,

анализировать проблемные ситуации

7

Духовная культура

Духовно – нравственная культура. Искусство, наука, духовность . Мораль, нравственность, ценности.

Художественное осмысление мира.

Символ и знак. Духовная культура как реализация ценностей

Формировать представление о духовной культуре разных народов.

Понимать взаимосвязь между проявлениями материальной и духовной культуры.

Выполнять задания на понимание и разграничение понятий по теме.

Учиться работать с текстом и зрительным рядом учебника

8

Культура и религия

Религия и культура. Что такое религия, её роль в жизни общества и человека. Государствообразующие религии России. Единство ценностей в религиях России

Формировать представление о понятии«религия», понимать и уметь объяснять, в чём заключается связь культуры и религии. Слушать объяснения учителя, работать с научно-популярной литературой по теме

9

Культура и образование

Зачем нужно учиться? Культура как способ получения нужных знаний . Образование как ключ к социализации и духовно-нравственному развитию человека

Понимать смысл понятия

«образование», уметь объяснять важность и необходимость образования для общества

Слушать объяснения учите

отбирать и сравнивать учебные материалы по теме

10

Многообразие культур России (практичес-кое занятие)

Единство культур народов России. Что значит быть культурным человеком?

Знание о культуре народов России

Отбирать материал по нескольким источникам, готовить доклады, работать с научно-популярной литературой.

Слушать выступления одноклассников


Тематический блок 2. «Семья и духовно-нравственные ценности»

11

Семья— хранитель духовных ценностей

Семья — базовый элемент общества. Семейные ценности, традиции и культура. Помощь сиротам как духовно-нравственный долг человека

Понимать, что такое семья, формировать представление о взаимосвязях между типом культуры и особенностями семейного уклада у разных народов.

Понимать значение термина

«поколение».

Слушать объяснения учителя, решать проблемные задачи

12

Родина начинается с

семьи

История семьи как часть истории народа, государства, человечеств. Как связаны Родина и семья? Что такое Родина и Отечество?

Понимать и объяснять, как и почему история каждой семьи тесно связана с историей страны, народа.

Слушать объяснения учителя, разграничивать понятия по теме, систематизировать учебный материал.

13

Традиции семейного воспитания в России

Семейные традиции народов России. Межнациональные семьи. Семейное воспитание как трансляция ценностей

Понимать и объяснять, что такое традиция, уметь рассказывать о традициях своей семьи, семейных традициях своего народа и других народов России.

Уметь объяснять и разграничивать основные понятия по теме. Просматривать и анализировать учебные фильмы, работать с раздаточным материалом

14

Образ семьи в культуре народов России

Произведения устного поэтического творчества (сказки, поговорки и т. д.) о семье и семейных обязанностях. Семья в литературе и произведениях разных видов искусства

Знать основные фольклорные сюжеты о семье, семейных ценностях.

Знать и понимать морально – нравственное значение семьи. Работать с научно-популярной литературой, просматривать и анализировать учебные фильмы, систематизировать учебный материал.

15

Труд в истории семьи

Социальные роли в истории семьи. Роль домашнего труда. Роль нравственных норм в благополучии семьи

Понимать, что такое «семейный труд», сознавать и характеризовать важность

общего семейного труда для укрепления целостности семьи. Слушать объяснения учителя, самостоятельно работать с

учебником

16

Семья в современном мире (практиче-

ское

занятие)

Рассказ о своей семье (с использованием фотографий, книг, писем и др .) . Семейное древо. Семейные традиции

Понимать, почему важно изучать их ранить историю своей семьи, передавать её следующим поколениям.

Готовить доклад, сообщение; создавать семейное древо; отбирать и сравнивать материал из нескольких источников


Тематический блок 3. «Духовно-нравственное богатство личности»

17

Личность-

общество

—культура

Что делает человека человеком? Почему человек не может жить вне общества.

Связь между обществом и культурой как реализация духовно-нравственных ценностей

Знать, что такое гуманизм, понимать, что делает человека человеком и какие проявления людей можно назвать гуманными. Работать с научно-популярной литературой, уметь разграничивать понятия, осваивать смысловое чтение (решать текстовые задачи)

18

Духовный

мир человека

.Человек— творец культуры.

Культура как духовный мир человека.Мораль. Нравственность Патриотизм Реализация ценностей в культуре.

Творчество: что это такое? Границы творчества. Традиции и новации в культуре. Границы культур. Созидательный труд . Важность труда как творческой деятельности.

Понимать и объяснять значение слова «человек» в контексте духовно- нравственной культуры. Слушать объяснения учителя, работать с учебником, уметь понимать и разграничивать основные понятия по теме

19

Личность и духовно

нравствен ные ценности

Мораль и нравственность в жизни человека. Взаимопомощь, сострадание, милосердие, любовь, дружба, коллективизм, патриотизм, любовь к близким

Понимать и объяснять, что такое мораль и нравственность, любовь к близким.

Показывать на примерах важность таких ценностей как взаимопомощь, сострадание

,милосердие, любовь, дружба и др. Разграничивать и определять основные понятия, решать текстовые задачи, работать с

учебником


Тематический блок 4. «Культурное единство России»

20

Историчес-к ая память как

духовно – нравствен-н ая ценность

Что такое история и почему она важна? История семьи — часть истории народа, государства, человечества Важность исторической памяти, не допустимость её фальсификации. Преемственность поколений

Объяснять смысл термина

«история», понимать важность изучения истории. Понимать и объяснять, что такое историческая память, как история каждой семьи связана с историей страны.

Работать с учебником, выделять и определять основные понятия, слушать и анализировать выступления одноклассников

21

Литература как язык культуры

Литература как художественное осмысление действительности. От сказки к роману. Зачем нужны литературные произведения?

Внутренний мир человека и его духовность.

Понимать особенности литературы, её отличия от других видов художественного творчества.

Объяснять средства выражения духовного мира человека, его морали и нравственности в произведениях литературы.

Слушать объяснения учителя

работать с художественной литературой, изучать и

анализировать источники

22

Взаимо-влия ние культур

Взаимодействие культур. Межпоколенная и межкультурная трансляция. Обмен ценностными установками и идеями. Примеры межкультурной коммуникации как способ формирования общих духовно- нравственных ценностей

Иметь представление о значении терминов «взаимодействие культур»,

«культурный обмен». Понимать и объяснять важность сохранения культурного наследия .

Слушать объяснения учителя, понимать и разграничивать понятия, отбирать и сравнивать материал по нескольким источникам.

23

Духовно – нравствен-н ые ценности российско-г о народа

Жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь, историческая память и преемственность поколений, единство народов России.

Уметь объяснять значение основных понятий, отражающих духовно-нравственные ценности. Осознавать их и защищать в качестве базовых общегражданских ценностей российского общества.

Слушать объяснения учителя, работать с учебником (смысловое чтение)

24

Регионы России: культурное многообра-з ие

Исторические и социальные причины культурного разнообразия. Каждый регион уникален. Малая Родина—часть общего Отечества

Понимать принципы федеративного устройства России, объяснять понятие «полиэтничность». Понимать ценность многообразия культурных укладов народов России . Уметь рассказывать о культурном своеобразии своей малой родины. Слушать и анализировать выступления одноклассников, работать с источниками информации

25

Праздники в культуре народов России

Что такое праздник? Почему праздники важны. Праздничные традиции в России. Народные праздники как

память культуры, как воплощение духовно-нравственных идеалов

Понимать и объяснять, что такое «народный праздник».

Уметь рассказывать о

праздничных традициях разных народов и своей семьи.

Понимать и объяснять нравственный смысл народного праздника.

Работать учебником, просматривать и анализировать учебные

фильмы.

26

Памятники в культуре народов России

Памятники как часть культуры: исторические, художественные, архитектурные. Культура как память. Музеи. Храмы. Дворцы .Исторические здания как свидетели истории. Архитектура и духовно-нравственные ценности народов России

Устанавливать связь между историей памятника и историей края.

Характеризовать памятники истории культуры. Понимать нравственный и научный смысл краеведческой работы.

Слушать объяснения учителя, работать с научно-популярной литературой,

анализировать учебные фильмы.

27

Музыкальная культура народов России

Музыка. Музыкальные произведения. Музыка как форма выражения эмоциональных связей между людьми

Народные инструменты. История народа в его музыке и инструментах

Понимать особенности музыки как вида искусства.

Знать и называть основные темы музыкального творчества народов России, понимать, как история народа отражается в его музыке.

28

Изобрази-те льное искусство народов России

Художественная реальность

Скульптура: от религиозных сюжетов к современному искусству. Храмовые росписи и фольклорные орнаменты.

Живопись, графика Выдающиеся художники разных народов России

Понимать и объяснять особенности изобразительного искусства как вида художественного творчества. Понимать и обосновывать важность искусства как формы

трансляции культурных ценностей. Знать и называть основные темы искусства народов России.

Слушать объяснения учителя, работать с научно-популярной литературой, просматривать и

анализировать учебные фильмы

29

Фольклор и литература народов России

Пословицы и поговорки. Эпос и сказка. Фольклор как отражение истории народа и его ценностей, морали и нравственности.

Национальная литература. Богатство культуры народа в его литературе

Понимать, что такое национальная литература. Объяснять и показывать на примерах, как произведения фольклора отражают историю

народа, его духовно- нравственные ценности .

Отбирать и сравнивать материал по нескольким источникам, решать текстовые задачи, слушать и

анализировать выступления одноклассников.

30

Бытовые традиции народов России: пища, одежда, дом

(практичес-к ое занятие)

Рассказ о бытовых традициях своей семьи, народа, регион Доклад с использованием разнообразного зрительного ряда и других источников

Отбирать и сравнивать учебный материал по нескольким источникам, решать текстовые задачи, слушать и анализировать выступления одноклассников, работать с научно – популярной литературой.

31-32

Культурная карта России (практичес- кое

занятие)

География культур России .Россия как культурная карта . Описание регионов в соответствии с их особенностями

Отбирать и сравнивать

несколько источников, решать текстовые задачи, слушать и анализировать выступления одноклассников, работать с научно-популярной литературой

33-34

Единство страны — залог

будущего России

Россия — единая страна. Русский мир. Общая история, сходство культурных традиций, единые духовно- нравственные ценности народов России

Понимать и объяснять значение общих элементов и черт в культуре разных народов России для обоснования её культурного, экономического единства.



6 класс




Тема

Основное содержание

Основные виды деятельности обучающихся


Тематический блок 1. «Культура как социальность»

1

Мир культуры:

его структура

Культура как форма социального взаимодействия. Связь между миром материальной культуры и социальной структурой общества. Расстояние и образ жизни людей. Научно - технический прогресс как один из источников формирования социального облика общества

Понимать специфику социальных явлений, их отличия от мира природы.

Уметь объяснять взаимосвязь материальной культуры с духовно-нравственным состоянием общества.

Слушать объяснения учителя, работать

с учебником,анализировать

проблемные ситуации

2

Культура России: многообра-зие регионов

Территория России. Народы, живущие в ней. Проблемы культурного взаимодействия в обществе с многообразием культур. Сохранение и поддержка принципов толерантности и уважения ко всем культурам народов России

Понимать и объяснять важность сохранения исторической памяти

разных народов,

культурных традиций разных регионов России.

Характеризовать

духовную культуру народов России как общее достояние нашей Родины.

Работать с картой регионов разграничивать понятия по теме, слушать объяснения

учителя

3

История

быта

как история культуры

Домашнее хозяйство и его типы. Хозяйственная деятельность народов России в разные исторические периоды. Многообразие культурных укладов как результат исторического развития народов России.

Понимать и объяснять

Взаимосвязь хозяйственной

деятельности, быта людей с историей народа, климатом,

географическими условиями

его жизни. Работать с учебником, а также научно- популярной литературой;

просматривать и анализировать учебные фильмы

4

Прогресс: технический и социальный

Производительность труда. Разделение труда. Обслужи- вающий и производящий труд

Домашний труд и его механизация. Что такое тех- нологии и как они влияют на культуру и ценности общества?

Понимать и объяснять, что такое труд, разделение труда, какова роль труда в истории и современном обществе

Работать с учебником, научно-популярной литературой; решать проблемные задачи, анализировать и разграничивать понятия

5

Образование в культуре

народов России

Представление об основных этапах в истории образования. Ценность знания. Социальная обусловленность различных видов образования .

Важность образования для современного мира . Образование как трансляция культурных смыслов, как способ передачи ценностей

Понимать и объяснять важность образования в современном мире и ценность знаний

Понимать, что образование — важная часть процесса формирования духовно- нравственных ориентиров человека.

Слушать объяснения учителя, рефлексировать собственный опыт, разграничивать понятия

6

Права и обязанности человека

Права и обязанности человека в культурной традиции народов России.

Права и свободы человека и гражданина, обозначенные в Конституции Российской Федерации

Понимать и объяснять, в чём заключается смысл понятий «права человека», правовая культура» и др .

Понимать необходимость соблюдения прав и обязанностей человека.

Слушать и анализировать выступления

одноклассников, работать с текстом учебника и с источниками

7

Общество

и

религия: духовно-нравственное взаимодействие

Мир религий в истории. Религии народов России сегодня. Государствообразующие и традиционные религии как источник духовно- нравственных ценностей

Понимать и объяснять

смысл понятий «религия», «атеизм» и др .

Знать названия традиционных религий России, уметь объяснять их роль в истории и на современном этапе раз- вития общества. Слушать объяснения учителя.

8

Современ-ный мир: самое важное (практичес-кое занятие)




мир: самое важное (практическое занятие)

Современное общество: его портрет. Проект: описание самых важных черт современного общества с точки зрения материальной и духовной культуры народов России

Понимать, в чём заключаются основные духовно-нравственные ориентиры современного общества.

Подготовить проект (или доклад, сообщение);

работать с научно- популярной литературой, разграничивать и систематизировать понятия


Тематический блок 2. «Человек и его отражение в культуре»

9

Каким должен быть человек? Духовно- нравственный облик и идеал человека

Мораль, нравственность, этика, этикет в культурах народов России . Право и равенство в правах . Свобода как ценность . Долг как её ограничение

Общество как регулятор свободы. Свойства и качества человека, его образ в культуре народов России, единство

человеческих качеств. Единство духовной жизни

Понимать и объяснять взаимосвязь таких понятий, как «свобода», ответственность, право и долг

Слушать объяснения учителя, работать с учебником, анализировать проблемные ситуации

10

Взросление человека в куль туре народов России

Социальное измерение человека. Детство, взросление, зрелость, пожилой возраст. Проблема одиночества. Необходимость развития во взаимодействии с другими людьми. Самостоятельность как ценность

Объяснять важность взаимодействия человека и общества, негативные эффекты социальной изоляции.

Слушать объяснения учителя, решать проблемные задачи, анализировать информацию из нескольких источников, анализировать собственный опыт

11

Религия как источник нравственности

Религия как источник нравственности и гуманистического мышления. Нравственный идеал человека в традиционных религиях. Современное общество и религиозный идеал человека

Понимать, какой нравственный потенциал несут традиционные религии России. Слушать объяснения учителя, работать с учебником, просматривать учебные фильмы по теме

12

Наука как источник знания о человеке и человеческом

Гуманитарное знание и его особенности. Культура как самопознание. Этика. Эсте- тика. Право в контексте духовно- нравственных ценностей

Понимать и объяснять

смысл понятия

«гуманитарное знание»; осознавать, что культура помогает человеку понимать самого себя .

Слушать объяснения учителя, работать с учебником, с

дополнительной научно-

популярной литературой

13

Этика и

нравственность как категории духовной культуры

Что такое этика. Добро и его проявления в реальной жизни Что значит быть нравственны. Почему нравственность важна?

Объяснять понятия

«добро» и «зло» с помощью примеров из истории и культуры народов России, соотносить эти понятия с личным опытом.

Решать проблемные задачи, работать с учебником, рефлексировать собственный опыт

14

Самопознание (практическое занятие)

Автобиография и автопортрет: кто я и что я люблю . Как устроена моя жизнь . Выполнение проекта.

Уметь соотносить

понятия «мораль»,

«нравственность» с самопознанием на доступном для возраста детей уровне

Формировать представления о самом себе; воспитывать навыки самопрезентации, рефлексии; слушать и анализировать доклады

одноклассников


Тематический блок 3. «Человек как член общества»

15

Труд делает человека человеком

Что такое труд. Важность труда и его экономическая стоимость. Безделье, лень, тунеядство. Трудолюбие, подвиг труда, ответственность. Общественная оценка труда

Осознавать важность труда объяснять его роль в современном обществе. Понимать и осознавать трудолюбие как ответственность перед людьми и самим собой .

Слушать объяснения учителя, решать проблемные задачи,

анализировать тексты учебника

16

Подвиг: как узнать героя?

Что такое подвиг. Героизм как самопожертвование. Героизм на войне. Подвиг в мирное время. Милосердие, взаимопомощь

Понимать и объяснять отличие подвига на войне и в мирное время. Знать и называть имена героев. Слушать

объяснения учителя, решать проблемные задачи, анализировать тексты учебника

17

Люди в обществе: духовно - нравственное взаимовлияние

Человек в социальном измерении. Дружба, предательство. Коллектив. Личные границы Этика предпринимательства . Социальная по- мощь

Понимать и объяснять понятия «дружба», «предательство»,

«честь», «коллективизм»,

«благотворительность» Слушать объяснения учителя, решать проблемные задачи, анализировать тексты

учебника

18

Проблемы современного общества как отражение его духовно-нравственного самосознания

Бедность. Инвалидность. Асоциальная семья.

Сиротство. Отражение этих явлений в культуре общества

Понимать и объяснять

понятия «бедность»,

«инвалидность», «сиротство». Предлагать пути преодоления проблем современного общества на доступном для понимания детей уровне. Слушать объяснения учителя, решать проблемные задачи, анализировать тексты учебника

19

Духовно-нравственные ориентиры социальных отношений

Милосердие. Взаимопомощь. Социальное служение.

Благотворительность.

Волонтёство. Общественные блага

Понимать и объяснять

понятия «милосердие»,

«взаимопомощь»,

«благотворительность»,

«волонтёрство» . Выявлять общие черты традиций милосердия, взаимной помощи, благотворительности у представителей разных народов .

Слушать объяснения учителя, решать проблемные задачи,

анализировать тексты учебника

20

Гуманизм

как сущностная характеристика

духовно- нравственной культуры народов России

Гуманизм. Истоки гумани- стического мышления.

Философия гуманизма. Проявления гуманизма в историко - культурном наследии народов России

Понимать и

характеризовать понятие «гуманизм» как источник духовно- нравственных ценностей народов России.

Осознавать важность

гуманизма для формирования личности, построения взаимоотношений в обществе.

Слушать объяснения учителя, работать с научно-популярной литературой

21

Социальные

профессии;

их важность

для сохранения духовно- нравственного облика общества

Социальные профессии: врач, учитель, пожарный, полицейский, социальный работник. Духовно-нрав-ственные качества, необходимые представителям этих профессий

Понимать и объяснять, что такое социальные профессии и почему выбирать их нужно особенно ответственно. Работать с научно- популярной литературой, готовить рефераты,

Слушать и анализировать доклады одноклассников

22

Выдающиеся благотворители в истории.

Благотворительность как нравственный долг

Меценаты, философы, религиозные лидеры, врачи, учёные, педагоги . Важность меценатства для духовно-нрав- ственного развития личности самого мецената и общества в целом

Приводить примеры выдающихся благотворителей в истории и в современной России

Работать с научно- популярной литературой, анализировать несколько источников,

разграничивать понятия

23

Выдающиеся учёные России. Наука как источник социального и духовного прогресса общества

Учёные России. Почему важно помнить историю науки. Вклад науки в благополучие страны. Важность морали

и нравственности в науке, в деятельности учёных

Понимать и объяснять, что такое наука; приводить имена выдающихся учёных России. Работать с научно- популярной литературой, анализировать несколько источников, разграничивать понятия

24

Моя профессия (практическое занятие)

Труд как самореализация, как вклад в общество.

Рассказ о своей будущей профессии

Обосновывать, какие духовно-нравственные качества нужны для выбранной профессии. Работать с научно- популярной литературой, анализировать несколько источников, разграничивать понятия


Тематический блок 4. «Родина и патриотизм»

25

Гражданин

Родина и гражданство, их взаимосвязь. Что делает человека гражданином. Нравственные качества гражданина

Характеризовать понятия «Родина», «гражданство»; понимать духовно - нравственный смысл патриотизма . Слушать объяснения учителя, работать с текстом

учебника

26

Патриотизм

Патриотизм. Толерантность . Уважение к другим народам и их истории . Важность патриотизма

Приводить примеры патриотизма в истории и в современном обществе

Слушать объяснения учителя, работать с учебником,

рефлексировать собственный опыт

27

Защита Родины: подвиг или долг?

Война и мир. Роль знания в защите Родины. Долг граж- данина перед обществом . Военные подвиги. Честь.

Доблесть

Характеризовать важность сохранения мира и согласия.

Приводить примеры

военных подвигов; понимать особенности защиты чести Родины в спорте, науке, культуре. Слушать объяснения учителя, работать с учебником, смотреть и анализировать учебные

фильмы

28

Государство.

Россия — наша родина

Государство как объединяю- щее начало. Социальная сторона права и государства Что такое закон. Что такое Родина? Что такое государство? Необходимость быть гражданином. Российская гражданская идентичность

Объяснять понятие

«государство». Уметь выделять и характеризовать основные особенности Российского государства с опорой на духовно нравственные ценности. Слушать объяснения учителя, работать с текстом учебника, с дополни- тельной научно-

популярной литературой

29

Гражданская идентичность

(практическое занятие)

Какими качествами должен обладать человек как гражданин

Обосновать важность духовно-нравственных качеств гражданина.

Работать с источниками,

определять понятия,

подготовить практическую работу

30

Моя школа и мой класс

(практическое занятие)

Портрет школы или класса через добрые дела

Характеризовать понятие «доброе дело» в контексте оценки собственных действий, их нравственного начала .

Работать с источниками, определять понятия, подготовить практическую работу

31-32

Человек: какой он? (практическое занятие)

Человек. Его образы в культуре

Духовность и нравственность как важнейшие качества человека

Сформулировать свой идеал человека, назвать качества, ему присущие. Работать с

источниками, определять понятия, подготовить практи-

ческую работу

33-34

Человек и культура

(проект)

Итоговый проект: «Что значит быть человеком?»

Показать взаимосвязь человека и культуры через их взаимное влияние.

Характеризовать образ человека высокой духовной культуры, создаваемый в произведениях искусства. Работать с

источниками, систематизи-ровать понятия, подготовить проект

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕОБЕСПЕЧЕНИЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГОПРОЦЕССА


ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА

Виноградова Н.Ф., Власенко В.И., Поляков А.В. Основы духовно-нравственной

культуры народов России.


МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

Методические пособия, рабочая программа, календарно-тематическое планирование, КИМ, задания для самостоятельной работы обучающихся

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕ


https://resh.edu.ru/subject/3/

https://dnevnik.r u/https://uc hi.ru

https://skysmart.ru/



МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА


УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ

Учебник, рабочая тетрадь, доска, атлас, справочные материалы


ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ

Компьютер, проектор










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!