СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по литературе 5 кл.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа к учебнику Г.С. Меркина.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературе 5 кл.»


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.


ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КОНКРЕТНОГО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА.

«ЛИТЕРАТУРА» 5 КЛАСС

Личностными результатами учащихся к окончанию 5 класса, формируемыми при изучении предмета «Литература», являются:

1)совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;

2) использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников инофрмации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.).

Метапредметные результаты проявляются в

1) умении поднимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно- следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;

2) умении самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать её, определять сферу своих интересов;

3) умении работать с разными источниками информации, находить её, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.

Предметные результаты выпускников 5 класса состоят в следующем:

1) в познавательной сфере:

  • понимание ключевых проблем изученных произведений;

  • понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;

  • умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

  • определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа);

владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе и интерпретации литературного произведения

2) в ценностно-ориентационной сфере:

  • приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;

  • формулирование собственного отношения к произведениям, их оценка;

понимание авторской позиции и формулирование своего отношения к ней

3) в коммуникативной сфере:

  • восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;

  • умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;

  • написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений; создание рефератов на литературные и общекультурные темы

4) в эстетической сфере:

  • понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;

  • понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных средств в создании художественных образов


СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.

5 класс.

Введение

Книга — твой друг. Книга и ее роль в духовной жизни чело­века и общества (родина, край, искусство, нравственная па­мять). Литература как искусство слова. Писатель — книга — читатель. Книга художественная и учебная.

Особенности работы с учебной хрестоматией (сведения о писателях, художественные произведения, вопросы и задания, статьи, справочный аппарат, иллюстрации и т. д.).

Русский фольклор

Истоки устного народного творчества, его основные виды.

Сказки. Волшебная сказка: «Царевна-лягушка». Сюжет в вол­шебной сказке: зачин, важное событие, преодоление препятствий, поединок со злой силой, победа, возвращение, преодоление пре­пятствий, счастливый финал. Сказочные образы. Нравственная проблематика сказки: добрая и злая сила в сказках. Бытовая сказ­ка: «Чего на свете не бывает». Отличие бытовой сказки от вол­шебной. Сюжеты и реальная основа бытовых сказок. Своеобразие лексики в сказках. Сказка и миф: сходства и различия. Сказки народов России. «Падчерицам.

Теория литературы: загадки, пословицы, поговорки (разви­тие представлений); антитеза, антонимы, иносказание. Сказка. Типы сказок (о животных, волшебные, бытовые). Особенности сказок (присказка, зачин, повтор, концовка, постоянные эпи­теты, сравнения и пр.). Сказочный персонаж. Типы сказочных персонажей. Образы животных, образ-пейзаж.

Развитие речи: работа со словарями, составление словар­ной статьи; сказывание сказки; сочинение собственной сказки.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, книжная выставка, кинофильмы и мультипликации по мотивам сказочных сюжетов.

Краеведение: сказки и другие жанры фольклора в регионе.

Возможные виды внеурочной деятельности: вечер сказок, фольклорный праздник, предметная неделя и др.

Древнерусская литература

Создание первичных представлений о древнерусской лите­ратуре.

Из «Повести временных лет» («Расселение славян», «Кий, Щек и Хорив», «Дань хазарам»). История: исторические собы­тия, факты жизни государства и отдельных князей и их отраже­ние в древнерусской литературе (право на вымысел у древнерус­ского автора); нравственная позиция автора в произведениях древнерусской литературы.

Теория литературы: начальное понятие о древнерусской литературе; летопись.

Развитие речи: пересказ текстов древнерусской литера­туры;

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями.

Краеведение: родной край в произведениях древнерусской литературы.


Басни народов мира и русские басни

Эзоп. Краткие сведения о баснописце. Басня «Ворон и Ли­сица». Раскрытие характеров персонажей в баснях: ум, хи­трость, сообразительность, глупость, жадность; элементы ди­дактизма в басне.

Теория литературы: басня, притча, эзопов язык.

Развитие речи: выразительное чтение, письменный ответ на вопрос.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, ри­сунки учащихся.

Русские басни. Русские баснописцы XVIII века. Нравствен­ная проблематика басен, злободневность. Пороки, недостатки, ум, глупость, хитрость, невежество, самонадеянность; просве­щение и невежество — основные темы басен. Русская басня в XX веке.

В.К. Тредиаковский. Краткие сведения о писателе. Басня «Ворон и Лиса».

А.П. Сумароков. Краткие сведения о писателе. Басня «Во­роной Лиса».

И.А. Крылов. Краткие сведения о писателе. Детство. Отно­шение к книге. Басни: «Ворона и Лисица», «Демьянова уха», «Волк на псарне», «Свинья под Дубом» и др. по выбору. Те­матика басен И.А. Крылова. Сатирическое и нравоучительное в басне. Образный мир басен И.А. Крылова.

С.В. Михалков. Басни: «Грибы», «Зеркало». Тематика, проблематика.

Теория литературы: басенный сюжет; мораль, аллегория, сравнение, гипербола.

Развитие речи: различные типы чтения (в том числе чтение наизусть, конкурс на лучшее чтение, чтение по ролям); инсце­нирование басни.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями; мультипликации басен И.А. Крылова.

Краеведение: заочная экскурсия («У памятника И.А. Кры­лову»); сбор материалов о баснописцах региона.

Возможные виды внеурочной деятельности: «В литератур­ной гостиной» — конкурс на лучшую инсценировку басни; уст­ный журнал «Дедушка Крылов».


Русская литература XIX века (первая половина)

А.С. ПУШКИН

Краткие сведения о детстве и детских впечатлениях поэта. Пушкин и книга. А.С. Пушкин и няня Арина Родионовна. Сти­хотворение «Няне*. Образы природы в стихотворениях поэта «Зимняя дорога». «Сказка о мертвой царевне и о семи бога­тырях». «Пушкинская сказка — прямая наследница народ­ной». Гуманистическая направленность пушкинской сказки. Герои и персонажи в «Сказке...». Литературная сказка и ее от­личия от фольклорной; добро и зло в сказке А.С. Пушкина; чувство благодарности; верность, преданность, зависть, под­лость; отношение автора к героям. Поэма «Руслан и Людми­ла» (отрывок). Сказочные элементы. Богатство выразитель­ных средств.

Теория литературы: первое представление о пейзажной ли­рике; риторическое обращение; фольклорные элементы.

Развитие речи: выразительное чтение, в том числе наи­зусть; письменный ответ на вопрос; рассказ о герое; словесное рисование.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, портреты поэта. Кинематографические и музыкальные произ­ведения на сюжеты сказок А.С. Пушкина.

Краеведение: литературная викторина («Пушкинские ме­ста в Москве и Петербурге»).

Возможные формы внеурочной деятельности: конкурс на лучшее знание сказок А.С. Пушкина, вечер пушкинской сказки.


Поэзия XIX века о родной природе

А.А. Фет. «Чудная картина...»

М.Ю. Лермонтов. «Когда волнуется желтеющая нива...» Ф.И. Тютчев. «Есть в осени первоначальной...», «Весен­ние воды».

Е.А. Баратынский. «Весна, весна! как воздух чист!..» И.З.Суриков. «В ночном».

М.Ю. ЛЕРМОНТОВ

Краткие сведения о детских годах писателя. Стихотворе­ние «Бородино». История создания стихотворения. Бородин­ская битва и русский солдат в изображении М.Ю. Лермонто­ва. Художественное богатство стихотворения. История и литература; любовь к родине, верность долгу.

Теория литературы: эпитет, сравнение, метафора (развитие представлений о тропах); звукопись.

Развитие речи: выразительное чтение наизусть, письмен­ный ответ на вопрос учителя, творческая работа «На Бородин­ском поле», составление кадров кинофильма (мультфильма).

Связь с другими искусствами: портрет, работа с иллюстра­циями, в том числе с материалами о Бородинской панораме в Москве.

Краеведение: литературная игра «Что? Где? Когда?» или викторина («Тарханы — Москва»; «На поле Бородина»).

Н.В. ГОГОЛЬ

Краткие сведения о писателе. Малороссия в жизни и судь­бе Н.В. Гоголя. Повесть «Ночь перед Рождеством». Отраже­ние в повести славянских преданий и легенд; образы и события повести. Суеверие, злая сила, зло и добро в повести.

Теория литературы: мифологические и фольклорные моти­вы в художественном произведении; фантастика; сюжет; ху­дожественная деталь, портрет, речевая характеристика.

Развитие речи: краткий выборочный пересказ, подбор мате­риала для изложения с творческим заданием, формулировка уча­щимися вопросов для творческой работы, словесное рисование.

Связь с другими искусствами: выставка «Различные изда­ния повести Н.В. Гоголя».

Краеведение: литературная викторина «На родине Н.В. Го­голя».

Возможные виды внеурочной деятельности: написание сце­нария, инсценирование фрагментов повести.

Русская литература XIX века (вторая половина)

И.С. ТУРГЕНЕВ

Детские впечатления И.С. Тургенева. Спасское-Лутовиново в представлениях и творческой биографии писателя. Рассказ «Мужу» и стихотворение в прозе «Воробей». Современники о рассказе «Муму». Образы центральные и второстепенные; об­раз Муму. Тематика и социальная проблематика рассказа. Со­циальная несправедливость, бесправие, беззаконие, доброде­тельность, добросердечие, добродушие, доброта, добронравие, гуманность, сострадание в рассказе. И.С. Тургенев о языке: стихотворение в прозе «Русский язык».

Теория литературы: рассказ; углубление представлений о теме художественного произведения; стихотворение в прозе; эпитет, сравнение (развитие представлений).

Развитие речи: краткий выборочный пересказ, сопоставле­ние персонажей, рассказ о герое по плану, письменный отзыв на эпизод, словесное рисование (портрет героя), составление вопросов и заданий для литературной викторины (конкурс), чтение наизусть.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, ри­сунки учащихся, экранизация рассказа И.С. Тургенева.

Краеведение: заочная литературно-краеведческая экскур­сия «Спасское-Лутовиново».

Н.А. НЕКРАСОВ

Детские впечатления поэта. Стихотворение «Крестьянские дети». Основная тема и способы ее раскрытия. Отношение авто­ра к персонажам стихотворения. Стихотворение «Тройка».

Теория литературы: фольклорные элементы в художе­ственном произведении; строфа; эпитет, сравнение (развитие представлений).

Развитие речи: выразительное чтение, рассказ о герое, ра­бота со словарями.

Связь с другими искусствами: иллюстрации к поэме.

Краеведение: страницы устного журнала о Н.А. Некрасове. («Грешнево — Карабиха».)

Л.Н. ТОЛСТОЙ

Сведения о писателе. Л.Н. Толстой в Ясной Поляне. Ясно­полянская школа. Рассказ «Кавказский пленник». Творческая история. Тема и основные проблемы: смысл жизни, справедли­вость; свобода, неволя в повести. Две жизненные позиции (Жи­лин и Костылин). Любовь как высшая нравственная основа в человеке. Своеобразие сюжета. Речь персонажей и отражение в ней особенностей характера и взгляда на жизнь и судьбу. От­ношение писателя к событиям.

Теория литературы: рассказ (развитие представлений); портрет; завязка, кульминация, развязка.

Развитие речи: различные виды чтения, письменный отзыв на эпизод, рассказ по плану, письменная формулировка выво­да, дискуссия.

Связь с другими искусствами: выставка-конкурс рисунков учащихся.

Краеведение: материалы к выставке о Л.Н. Толстом («Ясная Поляна »).

А.П. ЧЕХОВ

Детские и юношеские годы писателя. Семья А.П. Чехова. Врач А.П. Чехов и писатель Антоша Чехонте. Книга в жизни А.П. Чехова. Рассказ «Злоумышленник»', тема; приемы созда­ния характеров и ситуаций; отношение писателя к персона­жам. Жанровое своеобразие рассказа.

Теория литературы: юмор (юмористическая ситуация), ко­мическая ситуация, ирония; роль детали в создании художе­ственного образа; антитеза, метафора, градация.

Развитие речи: чтение по ролям, пересказ юмористическо­го произведения, отзыв об эпизоде, подготовка учащимися вопросов и заданий для экспресс-опроса.

Связь с другими искусствами: рисунки учащихся.

Краеведение: создание диафильма «По чеховским местам (Мелихово)».


Русская литература XX века

И.А. БУНИН

Детские годы И.А. Бунина. Семейные традиции и их влия­ние на формирование личности. Книга в жизни И.А. Бунина. Стихотворение «Густой зеленый ельник у дороги...»: тема при­роды и приемы ее реализации; художественное богатство стихо­творения; второй план в стихотворении. Рассказ «В деревне»: слияние с природой; нравственно-эмоциональное состояние персонажа. Выразительные средства создания образов.

Теория литературы: стихотворение-размышление, образ-пейзаж, образы животных (развитие представлений).

Развитие речи: пересказ и чтение наизусть, цитатный план, письменный ответ на вопрос.

Краеведение: заочная литературно-краеведческая экскур­сия «Литературный Орел».

Л.Н. АНДРЕЕВ

Краткие сведения о писателе. Рассказ «Петька на даче»: основная тематика и нравственная проблематика рассказа (тяжелое детство; сострадание, чуткость, доброта). Роль эпи­зода в создании образа героя; природа в жизни мальчика. Значение финала.

Теория литературы: тема, эпизод, финал.

Развитие речи: пересказ краткий, выборочный; состав­ление вопросов; письменный ответ на вопрос.

А.И. КУПРИН

Краткие сведения о писателе. Рассказ «Золотой петух». Тема, особенности создания образа.

Теория литературы: рассказ (расширение и углубление представлений); характеристика персонажа, портрет героя.

Развитие речи: пересказ от другого лица, отзыв об эпизоде.

Связь с другими искусствами: рисунки учащихся.

А.А. БЛОК

Детские впечатления А. Блока. Книга в жизни юного А. Блока. Блоковские места (Петербург, Шахматово). Стихотворение «Летний вечер»: умение чувствовать красоту природы и сопереживать ей; стихотворение «Полный месяц встал над лугом...»: образная система, художественное свое­образие стихотворения.

Теория литературы: антитеза.

Развитие речи: выразительное чтение, рассказ с использо­ванием ключевых слов, альтернативное изложение.

Краеведение: подбор материала о блоковском Петербурге и имении Шахматове

С.А. ЕСЕНИН

Детские годы С. Есенина. В есенинском Константинове. Стихотворения: «Ты запой мне ту песню, что прежде...», «Поет зима аукает...», «Нивы сжаты, рощи голы... » — по выбору. Единство человека и природы. Малая и большая родина.

Теория литературы: эпитет, метафора, сравнение, олице­творение (развитие представлений о понятиях).

Развитие речи: чтение наизусть, цитатный план.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, ху­дожественными и документальными фотографиями.

Краеведение: заочная литературно-краеведческая экскур­сия «Константинове — Москва».

А.П. ПЛАТОНОВ

Краткие биографические сведения о писателе. Рассказ «Ни­кита». Тема рассказа. Мир глазами ребенка (беда и радость; злое и доброе начало в окружающем мире); образ Никиты.

Развитие речи: рассказ о писателе, художественный пере­сказ фрагмента, составление словаря для характеристики предметов и явлений.

Связь с другими искусствами: рисунки учащихся.

П.П. БАЖОВ

Краткие сведения о писателе. Сказ «Каменный цветок». Человек труда в сказе П.П. Бажова (труд и мастерство, вдох­новение). Приемы создания художественного образа.

Теория литературы: сказ, отличие сказа от сказки, герой повествования, афоризм.

Развитие речи: пересказ от другого лица, отзыв об эпизоде. Связь с другими искусствами: рисунки учащихся. Краеведение: Екатеринбург П.П. Бажова.

Н.Н. НОСОВ

Краткие сведения о писателе. Рассказ «Три охотника»: тема, система образов. Развитие речи: пересказ.

В.П. АСТАФЬЕВ

Краткие сведения о писателе. Рассказ «Васюткино озеро». Образ главного героя. Борьба за спасение. Становление характера.

Развитие речи: различные виды чтения, сложный план к сочинению, подбор эпиграфа.

Е.И. НОСОВ

Краткие сведения о писателе. Рассказ «Как патефон пе­туха от смерти спас». Добро и доброта. Мир глазами ре­бенка; юмористическое и лирическое в рассказе. Воспита­ние чувства милосердия, сострадания, участия, заботы о беззащитном.

Теория литературы: юмор (развитие представлений).

Развитие речи: пересказ (краткий и от другого лица), письменный ответ на вопрос, инсценированное чтение.

Возможные виды внеурочной деятельности: инсценирование.


Родная природа в произведениях писателей XX века

Час поэзии «Поэзия и проза XX века о родной природе»:

В.Ф. Боков. «Поклон »;

Н.М. Рубцов. «В осеннем лесу»;

Р.Г. Гамзатов. «Песня Соловья»;

В.И. Белов. «Весенняя ночь»;

В.Г. Распутин. «Век живи век люби» (отрывок).


Зарубежная литература

Рассказ о мифе и мифологии. Миф — своеобразная форма мироощущения древнего человека, стремление к познанию ми­ра. Миф как явление эстетическое. Основные категории мифов. Возникновение мифов. Мифологические герои и персонажи.

ГОМЕР

Поэма «Одиссея» («Одиссей на ос­трове циклопов. Полифем»). Рассказ о Гомере. Сюжет мифа. Образы Одиссея и Полифема.

Теория литературы: миф, легенда, предание; мифологиче­ский сюжет; мифологический герой; мифологический персо­наж.

Развитие речи: подбор ключевых слов и словосочетаний, различные виды пересказа, словесное рисование, выбороч­ное чтение отдельных эпизодов и их пересказ.

Связь с другими искусствами: гомеровские сюжеты в изо­бразительном искусстве и книжной графике.

Краеведение: легенды, мифы и предания в регионе.

Возможные виды внеурочной деятельности: час поэзии (или вечер одного стихотворения) — чтение наизусть стихо­творений из античной поэзии.

Д. ДЕФО Краткие сведения о писателе. Роман «Жизнь, необыкновен­ные и удивительные приключения Робинзона Крузо» (отры­вок). Сюжетные линии, характеристика персонажей (находчи­вость, смекалка, доброта), характеристика жанра.

Теория литературы: притча, приключенческий роман, ро­ман воспитания, путешествие (первичные представления о дан­ных понятиях).

Развитие речи: различные виды пересказа, изложение с элементами сочинения.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, ри­сунки учащихся.

Х.К. АНДЕРСЕН

Краткие сведения о писателе, его детстве. Сказка «Соловей»: внешняя и внутренняя красота, благодарность.

Теория литературы: волшебная сказка (развитие представ­лений), авторский замысел и способы его характеристики.

Развитие речи: различные виды пересказов, письменный от­зыв об эпизоде.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, ри­сунки учащихся.

Возможные виды внеурочной деятельности: написание сце­нария мультфильма, инсценирование сказки и ее постановка.

М.ТВЕН

Краткие сведения о писателе. Автобиография и автобио­графические мотивы. Роман «Приключения Тома Сойера» (отрывок): мир детства и мир взрослых.

Теория литературы: юмор, приключения как форма дет­ской фантазии.

Развитие речи: различные виды чтения и пересказа, письмен­ный отзыв о герое.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, ри­сунки учащихся.

Ж. РОНИ-СТАРШИЙ

Краткие сведения о писателе. Повесть «Борьба за огонь» (отдельные главы). Гуманистическое изображение древнего человека. Человек и природа, борьба за выживание, эмоцио­нальный мир доисторического человека.

Развитие речи: составление плана, письменная и устная ха­рактеристика героя.

ДЖ. ЛОНДОН

Краткие сведения о писателе. Детские впечатления. «Ска­зание о Кише» (период раннего взросления в связи с обстоя­тельствами жизни; добро и зло, благородство, уважение взрос­лых).

Теория литературы: рассказ (развитие представлений).

Развитие речи: различные виды пересказов, устный и письменный портрет героя.

А. ЛИНДГРЕН

Краткие сведения о писательнице. Роман «Приключения Эмиля из Лённеберги» (отрывок).

Возможные виды внеурочной деятельности: литературная викторина.


Итоговый урок

Встреча в литературной гостиной («Путешествие в мир книги»), или «Литературный карнавал», или литературный час («Я хочу рассказать вам...»).


Для заучивания наизусть

И.А. Крылов. Басня — на выбор.

А.С. Пушкин. Отрывок из «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях».

М.Ю. Лермонтов. «Бородино» (отрывок).

Н.А. Некрасов. Одно из стихотворений — по выбору.

Одно из стихотворений о русской природе поэтов XIX века.

А.А. Блок. «Летний вечер».

И.А. Бунин. Одно из стихотворений — по выбору.

С.А. Есенин. Одно из стихотворений — по выбору.

Одно из стихотворений о русской природе поэтов XX века.


Для домашнего чтения

Античные мифы

Ночь, Луна, Заря и Солнце. Нарцисс.


Сказания русского народа

Устроение мира. Первая битва Правды и Кривды. Рожде­ние Семаргла, Стрибога. Битва Семаргла и Черного Змея.


Детская Библия

Русское народное творчество

Сказки: «Лиса и журавль», «Ворона и рак», «Иван кре­стьянский сын и чудо-юдо», «Поди туда не знаю куда, при­неси то не знаю что».

Загадки, частушки, пословицы, поговорки.


Литературные сказки

В.Ф. Одоевский, Л.Н. Толстой, А.Н.Толстой (1—2 по выбору).

Сказки братьев Гримм, Ш. Перро, Х.К.Андерсена (1—2 по выбору).


Из древнерусской литературы

Домострой. Как детям почитать и беречь отца и мать, и повиноваться им, и утешать их во всем.

Из «Хождения за три моря » Афанасия Никитина.


Из литературы XVIII века

М.В. Ломоносов. «Лишь только дневной шум умолк...»


Из литературы XIX века

И.А. Крылов. «Ларчик», «Обоз». К.Ф. Рылеев. «Иван Сусанин». Е.А. Баратынский. «Водопад». А.С.Пушкин. «Кавказ», «Выстрел». М.Ю. Лермонтов. «Ветка Палестины», «Пленный ры­царь», «Утес».

А.В. Кольцов. «Осень», «Урожай». Н.В. Гоголь. «Заколдованное место». Н.А. Некрасов. «Накануне светлого праздника». Д.В. Григорович. «Гуттаперчевый мальчик». И.С. Тургенев. «Бежин луг», из «Записок охотника». В.М. Г а р ш и н. «Сказка о жабе и розе». А.А. Фет. «Облаком волнистым...», «Печальная береза». И.С. Никитин. «Утро», «Пахарь». Я.П. Полонский. «Утро».

А.Н. Майков. «Весна», «Осенние листья по ветру кру­жат...».

Ф.И. Тютчев. «Утро в горах».

Н.С. Лесков. «Привидение в Инженерном замке. Из ка­детских воспоминаний».

А.Н. Островский. «Снегурочка».


Из литературы XX века

М. Горький. «Дети Пармы», из «Сказок об Италии». А.И. Куприн. «Чудесный доктор». И.А. Бунин. « Шире, грудь, распахнись...», «Деревен­ский нищий», «Затишье», «Высоко полный месяц сто­ит. ..», «Помню долгий зимний вечер...». И.С. Соколов-Микитов. «Петька», «Зима». М.М. Пришвин. «Моя родина». А.Т. Твардовский. «Лес осенью». К.М. Симонов. «Майор привез мальчишку на лафете...» Е.И. Носов. «Варька». В.П. Астафьев. «Зачем я убил коростеля?», «Белогрудка» — по выбору.









ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С УКАЗАНИЕМ КОЛИЧЕСТВА ЧАСОВ, ОТВОДИМЫХ НА ОСВОЕНИЕ КАЖДОЙ ТЕМЫ.


п/п

Раздел, тема

Количество часов

Всего

Теорети-

ческих

Практи-

ческих

Контроль

ных

Экскурсий

Введение

1


1


1

Мифология.

3





Русский фольклор

9

3

1

1

2

Древнерусская литература

2


1

1

1

Басня

8


1

1

1

Литература XIX века

24

7

1

1

6

Литература XX века

30

1


1

5

Зарубежная

литература

12

2

1

1

3


Итого

89

6

8

6

19





Конец формы


Календарно-тематическое планирование.

п/п

Тема урока

Кол-во

часов




Дата проведения

Способы и средства

обучения

на уроке

Контроль

Развитие УУД

5 а

5 в

5 д

Требования

к уровню подготовки

Способ измерения


Введение.

1








1

Книга – твой друг.

1

3.09

3.09

3.09

Беседа о прочитанных книгах, викторина по знакомым произведе­ниям.


Умение создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог.

Различные виды пересказа

Предметные: уметь правильно бегло и выразительно читать художественные и учебные тексты, в том числе и наизусть.

Личностные: книга в духовной жизни человека.

Метапредметные:

умение подбирать аргументы, строить логическое рассуждение.



Мифология.

3








2

Античный миф. Миф — своеобразная форма мироощущения древнего человека, стремление к познанию ми­ра. «Олимп».

1

5.09

4.09

5.09

Статья учебника. Подготовка вы­ставки рисунков учащихся на ми­фологические сюжеты.

Выразительно читать мифы, соблюдая соответствующую интонацию «устного высказывания».

Различные виды пересказа

Предметные: уметь делать подробный, краткий пересказ небольшого отрывка.

Личностные: формировать нравственно-эстетические представления учащихся.

Регулятивные: обучение целеполаганию.

Познавательные: умение давать определения понятиям.


3

Мифологические герои и события. «Одис­сей на острове циклопов. Полифем».

1

7.09

7.09

6.09

Подбор книг для вы­ставки: Гомер «Одис­сея»; А.И. Немеровский «Мифы и легенды Древнего Востока»; И.В. Рак «Мифы Древ­него Египта». Предания и мифы средневековой Ирландии.

Выразительное чтение мифа. Словесное рисование (портрет Полифема). Анализ понравившего­ся эпизода

Различные виды пересказа. Составле­ние плана легенды.

Предметные: уметь давать развернутый ответ на вопрос Формирование навыков выразительного чтения, логического мышления учащихся.

Метапредметные: воспитание интереса к мировой истории и культуре

4

Гомер. «Одиссея». Песнь девятая (Фрагмент)

1

10.09

10.09

10.09

Выразительное чтение поэмы.

Вырази­тельное чтение фрагмента песни. Анализ фрагмента.

Сравнить прозаический пересказ Н.А. Куна и поэтический перевод В.В. Вересаева.

Предметные: учиться делать сравнительную характеристику героев.

Личностные: умение пользоваться ресурсами Интернета



Устное народное творчество.

9








5

Малые жанры УНТ: загадки.

1

12.09

11.09

12.09

Статья учебника. Сообщения учащихся: «Загадка в русских сказках», «Что представляет собой загадка в наше время?». Таблица «Устное народное творчество».

Развитие навыков выразительного чтения.

Сочинение загадок.

Предметные: . Истоки и виды устного народного творчества. Малые жанры фольклора.

Личностные: развитие творческих способностей учащихся в процессе создания загадок, формирование логического мышления, устной речи учащихся. Метапредметные: воспитание интереса к устному народному творчеству, бережного и внимательного отношения к слову.

6

Пословицы и поговорки.

1

14.09

14.09

13.09

Сообщение о В.И.Дале. Его портрет. «Словарь живого великорусского языка» В.И.Даля и сборник «Пословицы русского народа».

Заполнение таблицы «Пословицы и поговорки».

Иллюстрации учащихся к пословицам.

Личностные: формирование представлений о духовном облике народа, его стремлениях, идеалах.

Метапредметные: умение работать индивидуально и в группах; умение критически оценивать и интерпретировать прочитанное.

Предметные: владение литературоведческими терминами «пословицы и поговорки», «антитеза», «антонимы», «иносказание».

7

Р/р Литературная игра.

1

17.09

17.09

17.09

Подбор пословиц и поговорок на заданную тему, конструирование пословиц по заданным словам.

Составление толкований, определение темы пословиц.

Защита иллюстраций к пословицам и поговоркам.

Предметные: формирование навыков работы с учебником,

Личностные: умение применять полученные знания на практике, определять основную мысль пословиц и поговорок.

Метапредметные: воспитание чувства товарищества в ходе командной игры.

8

Русские сказки.

Добрая и злая сила в волшебной сказке «Царевна-лягушка»

1

19.09

18.09

19.09

Иллюстратив ный раздаточный ма­териал к сказке. Художник И. Билибин.

Иллюстрации к народным сказ­кам. Художник В.В. Кульков.

Сказка. Типы

сказок (о животных, волшеб­ные, быто­вые).

Сказочный персонаж.


Выборочный пересказ статьи учебника. Под­бор синонимов к сло­вам: печалиться, ту­жить, кручиниться, молвить, дивиться.

Предметные: умение пользоваться литературными словарями.

Личностные: воспитание интереса к произведениям устного народного творчества,

Метапредметные: формирование представлений о подлинных ценностях.


9

Народные идеалы в сказ­ке «Царевна-лягушка».

1

21.09

21.09

20.09

Раздаточный ил­люстративный материал к сказке художника И. Билибина

Выразительное чтение сказки. Чтение по ролям. Анализ художествен­ных средств: повторов, эпитетов, гипербол.

Различные ви­ды пересказа. Подготовка вы­ставки рисунков учащихся к сказке.

Личностные: формирование представлений о красоте внешней и внутренней, справедливости, счастье людей, о торжестве справедливости.

Метапредметные: умение работать индивидуально и в группах.

Предметные: владение литературоведческими терминами «сказка», «типы сказок», «образы животных», «образ-пейзаж», композиция волшебной сказки».

10

Сказки народов России. «Падчерица».

1

24.09

24.09

24.09

Иллюстрации к народным сказ­кам.

Заполнение таблицы «Отличия народной и литературной сказок».

Владение литературоведческими терминами: «типы сказочных персонажей», «бродячий сюжет», «народная и литературная сказка». Выразительное чтение сказки.


Художественный пересказ сказки «Морозко».

Предметные: формирование навыков работы с иллюстрациями, выразительного чтения, пересказа, развитие умения выделять главное в прослушанном сообщении.

Коммуникативные.: выступать перед аудиторией; работать в группе.

11

Р/р Особенности волшебной сказки. Подготовка к сочинению.


1

26.09

25.09

26.09

Сообщения учащихся о сказочниках: Ф.П.Господарёве, М.А.Сказкине, А.Н.Корольковой, Кривополеновой М.Д.

Способность аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров. Владение литературоведческими терминами: «присказка», «зачин», «повтор», «концовка», «постоянные эпитеты», «сравнения», «композиция сказки», «сказочные формулы».

Составление рабочих материалов для сочинения.

Написание творческой работы.


Предметные: знать литературоведческие термины в объеме 5 класса. Уметь писать сочинения по литературным произведениям в объеме 0,5-1,0 страницы.

Личностные: развитие творческих способностей учащихся в процессе создания сказки.

12

Р/р Анализ письменных работ.

1

28.09

28.09

27.09


Умение создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог.

Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения.

Личностные: формирование  коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками.

Метапредметные: умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения.

Предметные: умение создавать устные монологические высказывания разного типа.

13

Контрольная работа.

1

1.10

1.10

1.10

Создание сказки.





Древнерусская литература

2








14

Литература Древней Руси. Из «Повести вре­менных лет»: «Расселение славян».

1

3.10

2.10

3.10

Начальное понятие о древнерус­ской лите­ратуре. Летопись. Сообщения учащихся: «Письменность в дохристианский период», «Крещение Руси и его значение», «Волохи». .Иллюстрация «Нестор Летописец. Скульптор М.М. Антокольский».


Выразительное чтение фрагментов «Повести». Словарно-лексическая работа.


Выразительный сжатый пересказ вступи тельной статьи.


Личностные: формирование представлений о социальных ценностях гуманизма, о проблеме народа и государства.

Метапредметные: умение работать индивидуально и в группах; формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.

Предметные: умение осознанно воспринимать и понимать древнерусский текст; уметь анализировать текст, выбирать ключевые слова, сравнивать древнерусский и современный русский язык.

15

Исторические собы­тия, факты жизни государства и отдельных князей и их отраже­ние в древнерусской литературе «Кий, Щек и Хорив», «Дань хазарам».

1

5.10

5.10

4.10

Иллюстративный материал к по­вести. Художник И. Архипов. Фотография па­мятника Кириллу и Мефодию в Москве на Сла­вянской площа­ди. Скульптор В. Клыков


Пересказ одного из отрывков «Повести временных лет» с ис­пользованием старин­ных слов и выражений (зад. № 6, стр. 65)

Личностные: формирование представлений о патриотизме как гуманистической ценности в процессе осмысления идеи объединения славянских племён.

Метапредметные: умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группах; формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.

Предметные:понимание ключевых проблем изученных произведений древнерусской литературы; владение литературоведческим термином «летопись»; формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка; понимание русского слова в его эстетической функции.


Басня

8








16

Из басен народов мира. Эзоп. Басни «Ворон и лисица». «Лисица и виноград».

1

8.10

8.10

8.10

Статья учебника об Эзопе. Сообщения учащихся.

Словарно-лексическая работа. Басня. Мораль. Аллегория.


Личностные: умение создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог.

Метапредметные: формирование нравственно-эстетических представлений.

Предметные: понимать образную природу литературы как явления

словесного искусства.

17

Жан де Лафонтен. Краткие сведения о баснописце. «Лисица и виноград». Раскрытие характеров персонажей в баснях.

1

10.10

9.10

10.10

Сопоставительная характеристика басни Эзопа и Лафонтена.

Выразительное

чтение басен.


Личностные: умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группах

Метапредметные: формирование нравственно-эстетических представлений

18

Русские басни. М.В.Ломоносов «Случились вместе  два  Астронома в пиру …». Тема просве­щения и невежества.

1

12.10

12.10

11.10

Составление вопросов к статье учебника, работа с портретом писателя и иллюстрациями, лексическая работа, исследовательская работа с текстом, сообщения учителя и учащихся

Выразительное

чтение басни.

Выразительное

чтение басни.

наизусть.

Предметные: осмысление языка басен как одного из необходимых источников русского литературного языка.

Метапредметные: формирование навыков выразительного чтения, лексической работы.

19

Краткие сведения о писателе. Образный мир басен И.А. Крылова. Басня «Ворона и лисица».

1

15.10

15.10

15.10

Сопоставле­ние басен различных авторов на одну и ту же тему.

Выразительное

чтение басен.

Чтение по ролям. Словесное рисование.

Личностные: умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группах

Метапредметные: формирование нравственно-эстетических представлений

20

Тематика басен И.А.Крылова. Басня «Волк и ягненок».

1

17.10

16.10

17.10

Биография и портрет И. А. Крылова. Крылатые выражения.

Иллюстрации к басням. лексическая работа, сообщения учащихся

Выразительное

чтение басен.


Личностные: умение самостоятельно определять цели своего обучения и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности.

Метапредметные: формирование нравственно-эстетических представлений.

21

И.А.Крылов. Басня «Волк на псарне», «Свинья под дубом». Сатирическое и нравоучительное в баснях.

1

19.10

19.10

18.10

Иллюстрации к басням, сообщения учащихся, работа с иллюстрациями. Обобщение и систематизация знаний, полученных в ходе изучения раздела «Русская басня».

Уметь выявлять мораль басен Крылова.

Выразительное чтение наизусть.

Предметные: воспитание высококвалифицированного читателя.

Личностные: освоение роли чтения в жизни человека.

22

Русская басня в 20 веке. С.В. Михалков. Тематика и проблематика басен «Зеркало» ,«Грибы»


1

22.10

22.10

22.10

Сообщения о жизни и творчестве С.В.Михалкова. Выставка изданий басен С.В.Михалкова. Лексическая работа.

Выразительное чтение по ролям.

Выразительное чтение наизусть.

Метапредметные:формирование представлений об антиценностях.

Коммуникативные: умение работать в группе – устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать; строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми.

23

Р/р Сочинение басни. Анализ письменных работ.

1

24.10

23.10

24.10

Сочинение басни с использованием морали или сюжета одной из изученных или прочитанных самостоятельно басен.

Умение создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог.

Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения.

Метапредметные: :умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения.

Предметные: умение создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог.


Из литературы XIX века

24








24

А. С. Пушкин.

Детские годы поэта.

1

26.10

26.10

25.10

Портреты А.С.Пушкина и его родных.

Сообщения учащихся о детстве поэта.

Знать биографические сведения об А.С.Пушкине.

Литературная викторина («Пушкинские места в Москве и Петербурге»).


Метапредметные: умение организовать совместную со сверстниками учебную деятельность. Предметные:формирование представления о патриотизме

25

А.С. Пушкин и няня Арина Родионовна. Стихотворение «Няне».

1

6.11

6.11

6.11

Сообщения об А.Р.Яковлевой. Иллюстрации к стихотворению.

Выразительное чтение стихотворения «Няне». Выявление роли художественно-изобразительных средств в лирическом произведении.

Выразительное чтение наизусть.

Личностные: умение понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения

Метапредметные: формирование нравственно-эстетических представлений.


26

А. С. Пушкин. «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях». Истоки рождения сюжета. Основные образы сказки.

Т/л. Ритм. Стихотворная и прозаическая речь.

1

8.11

9.11

9.11

Слайдовая презентация. Иллюстрации к сказке. Лексическая работа.

Определение роли художественно-изобразительных средств в сказке. Выразительное чтение отрывков из сказки.


Метапредметные: формирование представлений о совершенстве как нравственной ценности гуманизма.

Познавательные: анализ; сравнение; установление причинно-следственных связей.

Регулятивные: обучение целеполаганию; умение самостоятельно формулировать тему, проблему и цели урока.

27

«Пушкинская сказка – прямая наследница народной». Поэма «Руслан и Людмила» (отрывок).

Т/л. Эпитет.

1

13.11

13.11

13.11

Сообщение о жанре литературной сказки.

Сообщения о лукоморье и дубе, Коте Баюне, Лешем, Русалке. Лексическая работа.

Выявление сказочных сюжетов в прологе, значения и роли сказочных реалий и персонажей, действующих в отрывке из поэмы «Руслан и Людмила».

Выразительное чтение «Пролога». Сжатый пересказ сказки «Об Иване-царевиче, Жар-птице и о Сером Волке.

Предметные: понимание связи литературных произведений с эпохой их написания .

Метапредметные: формирование нравственно-эстетических представлений.


28

Поэзия XIX века о родной природе. М.Ю. Лермонтов «Когда волнуется желтеющая нива…», Е.А. Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист…»

1

15.11

16.11

16.11

Составление таблицы, групповая исследовательская работа с текстом, прослушивание музыкальных произведений. Сообщения учащихся. Слайдовая презентация: картины И.Шишкина, В.Поленова, А. Саврасова, К Маковского.

Выявление художественных особенностей и идей стихотворений, посвященных русской природе.


Выразительное чтение стихотворений о природе.

Личностные: владение выразительными средствами языка.

Метапредметные: формирование представлений о благотворном влиянии природы на душу человека, проявляющемся в пробуждении стремления к высоким чувствам, любви к людям

29

Представление о единстве мира природы и внутреннего мира человека. Ф.И. Тютчев «Весенняя гроза», «Весенние воды», «Есть в осени первоначальной…», А.А. Фет «Чудная картина…»

1

20.11

20.11

20.11

Знать литературоведческие понятия: сага, олицетворение.

Чтение наизусть стихотворений о природе.

Личностные: владение выразительными средствами языка.

Метапредметные: формирование представлений о благотворном влиянии природы на душу человека, проявляющемся в психологическом параллелизме

30

М.Ю.Лермонтов. Детство поэта.

1

22.11

23.11

23.11

Работа с учебником. Слайдовая презентация.

Викторина «Тарханы — Москва».

Сообщения учащихся о детстве поэта.

Знать биографические сведения о М.Ю. Лермонтове.


Метапредметные: формирование представлений о творчестве , о свободе выражения своих чувств.

Личностные: воспитание интереса к личности и творчеству поэта.

31

История создания стихотворения «Бородино». Прототипы героев. Бородинское сражение и его герои в изобразительном искусстве.

1

27.11

27.11

27.11

Литературная игра «Что? Где? Когда?» («На поле Бородина»).

Слайдовая презентация.

Формирование представлений о многообразии подходов к теме Отечественной войны 1812 г


Заполнение таблицы «Детские годы М.Ю. Лермонтова».

Метапредметные:формирование представления о патриотизме.

Личностные: воспитание интереса к отечественной истории и культуре.

Познавательные: умение

самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации..

Коммуникативные: умение

формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её.

32

Н.В.Гоголь. Малороссия в жизни и судьбе писателя. Повесть «Ночь перед Рождеством».

1

29.11

30.11

30.11

Сообщения учащихся о детстве Н.В.Гоголя, работа с иллюстрациями, слайдовая презентация, литературная викторина «На родине Н.В. Гоголя».

Уметь создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог.

Конкурс на лучшего знатока повести.

Метапредметные: утверждение роли искусства в жизни обществ

Личностные: воспитание интереса к творчеству Н. В. Гоголя

33

Картины народной жизни в повести Н.В.Гоголя. Фольклорные мотивы и источники. Историческая основа повести.

1

4.12

4.12

4.12

Работа с текстом повести «Ночь перед Рождеством». таблицей и иллюстрациями, лексическая работа

Определение черт сходства и различия героев повести и сказочных персонажей.

Выразительное чтение, художественный пересказ.

Личностные: умение характеризовать героев

Метапредметные: формирование представлений об образе рассказчика

34

Р/р Изложение с творческим заданием по повести Н.В. Гоголя «Ночь пред Рождеством».

1

6.12

7.12

7.12

Написание изложения с творческим заданием.



Личностные: развитие творческих способностей учащихся в процессе написания изложения с творческим заданием. Познавательные: излагать содержание текста выборочно.

35

Детство И. С. Тургенева. Начало литературной деятельности. История создания рассказа «Муму».

1

11.12

11.12

11.12

Слайдовая презентация, заочная экскурсия «Спасское-Лутовиново».

Сообщения учащихся о друзьях детства И.С.Тургенева;

о порядках в доме Тургеневых;

о прототипах героев рассказа «Муму»..

Выразительное чтение статьи учебника. Формулирование отве­та на вопрос: «Какие впечатления детства писателя связаны с ис­торией Герасима?» Выразительное чтение фрагментов рассказа

Художествен ный пересказ.

Метапредметные: формирование представлений о социальных ценностях. Личностные: умение ориентироваться в системе моральных норм и ценностей


36

Герасим и Татьяна.

1

13.12

14.12

14.12

Составление письменного

рассказа о героях, лексическая работа, работа с иллюстрациями

Выразительное чтение фрагментов рассказа. Рассказ о герое по плану.

Художественный пересказ фрагмента рассказа до слов «Так прошёл год…»

Личностные: умение характеризовать героев.

Метапредметные: формирование нравственно-эстетических представлений.

37

Герасим и Муму.

1

18.12

18.12

18.12

Сообщения учащихся, выразительное чтение, работа с иллюстрациями

Умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею.

Выразительное чтение эпизода «Беседа дворецкого с Капитоном».

Личностные: умение анализировать литературное произведение.

Коммуникативные: умение формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её. Регулятивные: умение принимать решение в проблемной ситуации.

Познавательные: осуществлять анализ произведения.

38

Богатырский поступок.

1

20.12


21.11

21.12

Частичный анализ центральных эпизодов прочитанной к уроку части.

Подготовка к работе над сочинением.

Выразительное чтение фрагментов, работа с иллюстрациями.

Личностные: умение характеризовать героев.

Метапредметные: формирование нравственно-эстетических представлений.

39

И.С. Тургенев. Т/л.Стихотворения в прозе. «Два богача», «Воробей», «Русский язык».

1

25.12


25.12


25.12


Сообщения учащихся. Составление плаката-цитаты.

Владение литературовед ческими терминами: «стихотворение в прозе», «эпитете», «сравнение».

Выразительное чтение наизусть стихотворения в прозе.

Личностные: умение самостоятельно ставить цели своего обучения.

Метапредметные: формирование нравственно-эстетических представлений обучения.

40

Н. А. Некрасов. Детские впечатления поэта. «Крестьянские дети». Особенности композиции произведения.

1




Работа с учебником, сообщения учителя и учащихся, заполнение таблицы, заочная экскурсия (слайдовая презентация). Иллюстрации к поэме; репродукция картины А.Венецианова «Захарка».


Выразительное чтение, работа со словарями.

Выразительное чтение наизусть фрагмента стихотворения «На Волге».

Предметные: формирование коммуникативной компетенции

Метапредметные: воспитание интереса к жизни и творчеству , формирование гуманистического мировоззрения.

41

Основная тема стихотворения «Крестьянские дети» и способы ее раскрытия. Отношение автора к персонажам стихотворения.

1




Иллюстрации к поэме; репродукция картины А.Венецианова «Захарка». Исследовательская работа с текстом.


Выразительное чтение, рассказ о герое.

Составление цитатного плана. Выразительное чтение наизусть.

Личностные:умение правильно оценивать правильность выполнения учебной задачи.

Метапредметные: выявление активной гражданской позиции автора стихотворения. Предметные: воспитание патриотических и гражданских чувств школьников.

42

Л. Н. Толстой в Ясной Поляне. «Кавказский пленник». Жилин и Костылин в плену.

1




Иллюстрации к рассказу «Кавказский пленник». Слайдовая презентация. Словарно-лексическая работа.

Формулирование отве­тов на вопросы №1, 2, 3, 4 в рубрике «Вопро­сы и задания» (с. 312-313).

Выразительное чтение фрагментов рассказа. Различные виды пере­сказа (сжатый, выбо­рочный).


Составление плана сравнительной характеристи ки.


Личностные: правильное, беглое и выразительное чтение текстов художественных произведений. Предметные: выразительное чтение по ролям, художественный пересказ, лексическая работа, устное словесное рисование, исследовательская работа с текстом.

Метапредметные: воспитание гуманистического мировоззрения.


43

Две жизненные позиции в рассказе «Кавказский пленник». Художественная идея рассказа.

1




Выявление мотивов поступков героев, художественной идеи произведения, работа с иллюстрациями.

Составление цитатного плана.

Выставка-конкурс рисунков учащихся.


Личностные: умение анализировать литературное произведение.

Метапредметные: воспитание гуманистического мировоззрения.

44

А.П.Чехов. Детские и юношеские годы. Семья А.П.Чехова. Книга в жизни А.П.Чехова.

1




Создание диафильма «По чеховским местам (Мелихово)». Сообщения учащихся. Слайдовая презентация.

Выразительное чтение, работа с изобразительным материалом.


Личностные: формирование и создание условий для самооценки.

Предметные: :правильное, беглое и выразительное чтение текстов художественных и публицистических произведений.

45

А.П.Чехов «Пересолил». Т/л. Юмор. Деталь. Диалог.

1




Определение темы; жанровых особенностей рассказа, анализ рассказа.

Владение литературоведческими терминами «юмористический рассказ», «жанр», «двойная развязка», «прием несоответствия». Выразительное чтение по ролям, пересказ.

Рисунки учащихся.

Предметные: формирование коммуникативной компетенции.

Личностные: формирование представлений о социальных ценностях гуманизма; осуждение трусости, обмана, легковерности.


46

А.П.Чехов «Злоумышленник». Приемы создания характеров и ситуаций; отношение писателя к персонажам. Жанровое своеобразие рассказа.

1




Исследовательская работа с текстом, лексическая работа. Подготовка учащимися вопросов и заданий для экспресс-опроса.

Чтение по ролям, пересказ юмористического произведения, отзыв об эпизоде.


Художественны

пересказ фрагмента рассказа.

Личностные: умение анализировать литературное произведение.

Метапредметные: осмысление противопоставления рациональной логики, основанной на законе, патриархальному «праву по совести»; авторской позиции, жанровых особенностей рассказа.

47

Р/р Подготовка к домашнему сочинению. Юмористический рассказ о случае из жизни.

1




Работа с учебником, с таблицей, конструирование начала и финала рассказа.

Обобщение и систематизация сведений, полученных в ходе анализа рассказов А. П. Чехова.

Устный рассказ о смешном случае из жизни.

Личностные: понимание ключевых проблем произведения.

Предметные: формирование навыка работы с учебником, развитие творческих способностей учащихся


Из литературы XX века.

30








48

И.А.Бунин. Детские и юношеские годы. Семейные традиции и их влияние на формирование личности. Книга в жизни И.А.Бунина.

1




Заочная литературно-краеведческая экскурсия «Литературный Орел». Сообщения учащихся, работа с иллюстрациями, слайдовая презентация.

Уметь подбирать материал о биографии и творчестве писателя, истории создания произведения.

.

Предметные: формирование высококвалифицированного читателя.

Метапредметные: семейные традиции и их влияние на формирование личности.

49

«Густой ельник у дороги …». Тема природы и приемы ее реализации. Художественное богатство стихотворения.

1




Работа с иллюстрациями, слайдовая презентация. Составление . цитатного плана, письменный ответ на вопрос.


Умение определять роль эпитетов и метафор в создании словесной картины; владение литературоведческим термином «стихотворение-размышление».

Выразительное чтение наизусть.

Личностное: правильное, беглое и выразительное чтение текстов художественных и публицистических произведений.

Предметные: выявление художественной идеи стихотворения.

Метапредметные: воспитание нравственно-эстетических представлений у учащихся.

50

Детское восприятие родной природы в рассказе И. А. Бунина «В деревне».

1




Лексическая работа, исследовательская работа с текстом, работа с репродукциями И.Шишкина, Н.Крылова, К.Юона, посвящённых зиме.

Составление цитатного плана, выразительное чтение.


Метапредметные: формирование гуманистических ценностей.

Предметные: выявление особенностей поэтического взгляда на мир героя рассказа, художественной идеи рассказа.

51

Слияние с природой и нравственно-эмоциональное состояние персонажей в рассказе И. Бунина «Подснежник»

1




Выявление художествен ной идеи рассказа.

Лексическая работа, работа с учебником.

Выразительное чтение.

Письменный ответ на вопрос.

Метапредметные: утверждение роли искусства в жизни общества.

Предметные: формирование нравственно-эстетических представлений учащихся

52

Л. Н. Андреев. Краткие сведения о писателе.

1




Сообщения учащихся. Заочная экскурсия в музей писателя. Портреты и фотографии писателя.

Выразительное чтение отрывка из фельетона «Татьянин день».

Письменный ответ на вопрос.

Предметные: умение анализировать литературное произведение.

53

Л.Н.Андреев «Петька на даче». Мир города в рассказе.

1




Знакомство с прототипом рассказа, воссоздание особенностей жизни города, выявление её пагубного влияния на души людей. Лексическая, исследовательская работа с текстом, работа с репродукцией.

Выразительное чтение фрагмента книги В. А. Гиляровского

Пересказ краткий, выборочный; составление вопросов; письменный ответ на вопрос.


Метапредметные:

формирование и создание условий для самооценки.

Личностные:правильное, беглое и выразительное чтение текстов художественных и публицистических произведений.

Предметные:

формирование нравственно-эстетических представлений учащихся.


54

Л.Н. Андреев «Петька на даче». Противопоставление города и дачи в рассказе. Тематика и нравственная проблематика рассказа.

1




Выявление смысла противопоставлений жестокой и грязной жизни города и одухотворенного бытия природы; формирование представлений об авторской позиции исследовательская работа с текстом.

Выразительное чтение. Создание иллюстраций к эпизоду «На даче» (рисунки учащихся)

Устный рассказ о даче от лица Петьки.

Личностные: правильное, беглое и выразительное чтение текстов художественных и публицистических произведений

Предметные: формирование нравственно-эстетических представлений учащихся.


55

А.И.Куприн. Краткие сведения о писателе.

1




Сообщения учащихся, выразительное чтение фрагмента статьи А.И. Куприна «Памяти Чехова», работа с фотографией писателя.

Пересказ от другого лица, Размышление о названии рассказа.

Отзыв об эпизоде. Письменный ответ на вопрос учебника №4.

Метапредметные: формирование гуманистических ценностей.

56

Рассказ А.И.Куприна «Золотой петух». Тема, особенности создания образа.

1




Выразительное чтение, лексическая работа, работа с учебником, создание иллюстраций к прочитанному (рисунки учащихся).

Пересказ от третьего лица, отзыв об эпизоде.

Устный отзыв-впечатление об услышанном или увиденном в удивительном мире природы.

Личностные: умение анализировать литературное произведение.

Предметные: выявление художественной идеи рассказа и роли художественно-изобразительных средств.

Метапредметные: формирование нравственно-эстетических представлений учащихся.

57

Детские впечатления А.А.Блока. Книга в жизни юного Блока. Блоковские места.

1




Портрет А. Бло­ка. Фотография гим­назиста А. Блока в кругу семьи на крыльце дома в Шахматове. Сообщения учащихся, работа с учебником, слайдовая презентация.

Выразительное чтение, рассказ с использованием ключевых слов, альтернативное изложение.



Метапредметные: формирование гуманистических ценностей.

Регулятивные: умение

самостоятельно формулировать тему, проблему и цели урока.

Коммуникативные: умение

строить устные и письменные высказывания; участвовать в диалоге, понимать чужую точку зрения и аргументированно отстаивать свою.

58

А.А.Блок «Летний вечер», «Полный месяц встал над лугом …».

1




Репродукция картины И. Левитана «Стога. Сумерки». Сообщения учащихся.

Иллюстрации учащихся к сти­хотворениям.

Выразительное чтение стихотворений.

Выразительное чтение наизусть стихотворения А.Блока (по выбору).

Личностные: формирование и создание условий для самооценки.

Предметные: правильное, беглое и выразительное чтение текстов художественных произведений

Метапредметные: формирование нравственно-эстетических представлений учащихся.

59

С.А.Есенин. Детские годы поэта. В есенинском Константинове.

1




Заочная литературно-краеведческая экскурсия «Константиново — Москва».

Работа с художественны ми и документальны ми фотографиями. Слайдовая презентация.


Письменный ответ на вопрос учебника.


Личностные: правильное, беглое и выразительное чтение текстов художественных и публицистических произведений, выявление роли книги, общения с природой в его судьбе.


60

С.А.Есенин «Ты запой мне эту песню, что прежде …».

1




Работа с иллюстрациями.

Сообщения учащихся, слайдовая презентация.

Развитие представлений о понятиях: эпитет, метафора, сравнение, олицетворение.


Цитатный план.


Метапредметные:

формирование гуманистических ценностей.

Предметные: воспитание любви к родине и родной природе

61

С.А.Есенин «Поет зима – аукает …», «Нивы сжаты, рощи голы …».

1




Лексическая работа, работа с репродукциями картин русских художников, исследовательская работа с текстом.

Выразительное чтение стихотворений.

Выразительное чтение наизусть.

Метапредметные: утверждение роли искусства в жизни общества.

Предметные: воспитание любви к родной природе.

62

Краткие сведения об А.П. Платонове

1




Сообщения учащихся о семье А.П.Платонова. Портрет А. Платонова, фотографии по­эта, памятника писа­телю, установ­ленного на глав­ной улице г. Воронежа.

Выразительное чтение воспоминаний Ф.Ф.Сучкова.

Письменный ответ на вопрос: «Каким я представляю себе А.П. Платонова».


Личностные: умение анализировать литературное произведение.

63

А.П. Платонов «Никита». Мир глазами ребенка

1




Составле­ние словаря для харак­теристики предметов и явлений. Объяснение значений слов и слово­сочетаний, данных ав­тором учебника. Фор­мулирование ответов на вопросы учебника. Обучение монологиче­скому высказыванию репродукция картины А.Пластова «Сенокос».

Выразительное чтение рассказа. Пересказ фрагмента

Цитатный план рассказа. Рисунки учащихся.



Личностные: уметь делать подробный, краткий пересказ небольшого отрывка, главы повести, рассказа.

Предметные: выявление художественной идеи рассказа, состоящей в утверждении трудового начала в жизни человека как созидательной силы, содействующей становлению творческой личности.

64

Образы главных героев и своеобразие языка в рассказе А. П. Платонова «Цветок на земле».

1




Выявление художественной идеи рассказа и роли художественно-изобразительных средств в нём. работа с иллюстрациями, лексическая работа, исследовательская работа с текстом, работа с учебником.

Выразительное чтение. Фор­мулирование ответов на вопросы учебника. Обучение монологиче­скому высказыванию.


Метапредметные: ормирование гуманистических ценностей. Формирование нравственно-эстетических представлений учащихся.


65

Детские годы П. П. Бажова. Т/л. Жанр литературного сказа.


1




Сообщения учащихся, работа с рефлексивной таблицей, слайдовая презентация.

Репродукция картины В. Переплетчикова «Урал».

Краеведение: Екатеринбург П.П. Бажова.

Выразительное чтение фрагмента из очерка Е.Пермяка «Долговекий мастер».

Заполнение таблицы.

Личностные: свободно владеть монологической речью (7 предложений) и диалогической речью (6-8 предложений) в процессе беседы, развернутого ответа на вопрос.

66

П.П. Бажов «Каменный цветок». Человек труда в сказке П.П. Бажова

1




Выявление особенностей характера Данилы, истоков его внутренней силы. Лексическая работа.

Создание иллюстраций.

Составление цитатного плана, выразительное чтение.

Пересказ от другого лица.

Личностные: уметь делать подробный, краткий пересказ небольшого отрывка, главы повести, рассказа.

Метапредметные: формирование нравственно-эстетических представлений учащихся

67

П.П. Бажов «Каменный цветок». Приемы создания художественного образа

1




Выявление художествен ной идеи сказа, отличий сказа от сказки осмысление, приемов создания художествен ного образа.

Сообщения учащихся.. о Хозяйке Медной горы.

Выразительное чтение фрагментов сказа. Инсценирован ное чте­ние.


Выставка рисунков учащихся «Каменный цветок».

Метапредметные: формирование и создание условий для самооценки.

Личностные:правильное, беглое и выразительное чтение текстов художественных и публицистических произведений.


68

Н.Н. Носов. Краткие сведения о писателе. Литературная игра.

1




Рассказ ученика «Каче­ства, определяющие характер мальчика Е. Носова». Портрет Е. Носова.

Викторина. Выставка рисунков учащихся «Любимые герои произведений Н.Н.Носова».

Выразительное чтение.

Пересказ любого ранее прочитанного рассказа Н.Н.Носова.

Личностные: умение анализировать литературное произведение

Коммуникативные: формулирование собственного мнения. Познавательные: осуществление . анализа. Регулятивные: умение адекватно. оценивать свои суждения, вносить коррективы.

69

Н.Н. Носов. Весёлый вымысел рассказа «Три охотника».



1




Сообщение о картине В. Г. Перова «Охотники на привале», составление описания кадров мультипликационного фильма по мотивам литературного произведения.

Выразительное чтение по ролям. Формулирование отве­тов на вопросы учебни­ка № 1, 2, 3, 6.

Выразительное чтение рассказа. Словес­ное рисование.


Метапредметные: формирование гуманистических ценностей.

Предметные: воспитание нравственно-эстетических представлений учащихся.


70

Н.Н. Носов. Рассказ «Три охотника»: тема, система образов.


1




Работа с клю­чевыми понятиями «добро» и «доброта».

Подбор синонимов и антони­мов к словам.

Выразительное чтение рассказа.

Метапредметные: выявление художественной идеи рассказа, состоящей в утверждении любви и жалости ко всему живому.

Предметные: воспитание нравственно-эстетических представлений учащихся.


71

В.П. Астафьев. "Васюткино озеро". Сюжет и композиция рассказа.

1




Работа со с словарем.

Составление устного рассказа о случае из жизни сверстников.

Выразительное чтение рассказа.

Метапредметные: умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, умение воспринимать, анализировать, критически оценивать прочитанное.

Предметные: умение различать жанровые разновидности рассказа; знать особенности юмористического рассказа; овладевать различными видами пересказа.

72

Герой рассказа В.П. Астафьева "Васюткино озеро".

1




Формулирование идеи произведения.

Составление характеристики героя.

Словес­ное рисование.


Личностные: умение анализировать литературное произведение

Коммуникативные: формулирование собственного мнения. Познавательные: осуществление . анализа. Регулятивные: умение адекватно. оценивать свои суждения, вносить коррективы.

73

Сочинение по рассказу В.П. Астафьева "Васюткино озеро".

1




Конструирование начала и финала сочинения.


Сочинение.

Метапредметные: умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, умение воспринимать, анализировать, критически оценивать прочитанное.

Предметные: умение различать жанровые разновидности рассказа.

74

Краткие сведения о Е.И. Носове. Добро и доброта в рассказе «Как патефон петуха от смерти спас».


1




Рассказ ученика «Каче­ства, определяющие характер мальчика Е. Носова». Исследовательская, лексическая работа с текстом. Мир глаза­ми ребенка, юмори­стическое и лириче­ское в рассказе.


Пересказ эпизода «Петух обнаруживает признаки жизни».

Письменный ответ на вопрос: «Витька – сторонний наблюдатель за участью петуха или заботливый друг, чуткий человек?»

Личностные: свободное владение монологической речью (7 предложений) и диалогической речью (6-8 предложений) в процессе беседы, развернутого ответа на вопрос.

75

Родная природа в произведениях писателей XX в.

В.Ф. Боков "Поклон". Н.М.Рубцов "В осеннем лесу". Р.Г. Гамзатов "Песня соловья".

1




Выявление художественных особенностей и идеи стихотворений. Сообщения учащихся, лексическая работа, создание иллюстраций, исследовательская работа с текстом.

Выразительное чтение, создание письменного высказывания в жанре лирической прозы.

Выразительное чтение наизусть.

Метапредметные: формирование и создание условий для самооценки.

Личностные: правильное, беглое и выразительное чтение текстов художественных и публицистических произведений.


76

В.И. Белов «Весенняя ночь». Т/л. Лирическая проза.

1




Сообщения учащихся о В.И.Белове. Лексическая, исследовательская работа с текстом «Весенняя ночь».

Умение находить отличительные признаки стихотворения в прозе.

Письменная работа по вариантам (описание летнего дождя, зимней вьюги, первой грозы).

Личностные: утверждение бесконечности бытия природы и жизни человека.

Метапредметные:формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.

Предметные: умение анализировать литературное произведение; владение литературоведческим термином «лирическая проза».

77

В.Г. Распутин «Век живи– век люби». В мире художественного слова В.Г. Распутина.

1




Сообщения учащихся о В.Г.Распутине. Лексическая, исследовательская работа с текстом «Век живи – век люби».

Выразительное чтение фрагмента повести.

Составить синонимический ряд ощущений героя.

Личностные: осознание самого себя как личности; ощущение кровной связи с огромным миром, наполненным жизнью;

 формирование умений воспринимать, критически оценивать прочитанное.

Предметные: умение понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения; формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы.


Зарубежная литература

13








78 - 79

Краткие сведения о Д.Д. Дефо. «Жизнь, необыкновенные и удивительные приключения Робинзона Крузо».

1+1




Выставка различных изданий книги Д.Дефо., Ж. Верна «Таинственный остров». Сообщения учащихся о Д. Дефо, о прототипе героя романа, выявление сюжетных линий романа, осмысление темы «робинзонады».

Уметь характеризовать поведение и характер героя, его душевные и нравственные качества, которые помогли выжить на острове.

Различные виды пересказа, беседа по вопросам.

Личностные: умение

делать подробный, краткий пересказ небольшого отрывка, главы повести, рассказа.

Регулятивные:

самостоятельное формулирование темы, проблемы и цели урока.

Коммуникативные: умение

строить устные и письменные высказывания; участвовать в диалоге, понимать чужую точку зрения и отстаивать свою.

80

Х.К.Андерсен. Сказка «Соловей»: внешняя и внутренняя красота, благодарность.

1




Портрет писате­ля. Иллюстрации к сказке худож­ника В. Конашевича. Выявление идеи сказки – утверждение величия подлинного искусства, служащего всем людям.

Составление вопросов по статье учебника, создание иллюстраций к прочитанному, исследователь ская работа с текстом.

Художествен ный пересказ понравивше­гося эпизода сказки. Устный и письменный портрет героя.

Метапредметные:формирование и создание условий для самооценки.

Личностные: правильное, беглое и выразительное чтение текстов художественных и публицистических произведений


81

Краткие сведения о М. Твене. Автобиография и автобиографические мотивы в произведениях М.Твена

1




Сообщения учащихся, работа с иллюстрациями учебника, оформление результатов работы во второй части рефлексивной таблицы, сообщение о произведениях М. Твена, прочитанных самостоятельно.

Знать биографию М. Твена, особенность его произведений.


Личностные: умение делать подробный, краткий пересказ небольшого отрывка, главы повести, рассказа.


82

М. Твен «Приключения Тома Сойера» (отрывок). Мир детства и мир взрослых

1




Составление рассказа о писателе по материалам статьи учебника, лексическая работа, выразительное чтение по ролям, работа с иллюстрациями в учебнике, беседа

Уметь создавать характеристику персонажа, определять жанр, проблематику, способы создания образа персонажа, анализировать эпизод, сравнивать образы героев

Различные виды чтения и пересказа, письмен­ный отзыв о герое.

Метапредметные:формирование и создание условий для самооценки.

Личностные:правильное, беглое и выразительное чтение текстов художественных и публицистических произведений.


83

Краткие сведения о Ж. Рони-Старшем. «Борьба за огонь». Гуманистическое изображение древнего человека

1




Сообщения учащихся, составление рассказа о писателе по материалам статьи учебника, цитатного плана сказания, работа с терминами, лексическая работа, выразительное чтение по ролям.

Уметь определять роль портрета героя в его характеристике, находить проблематику, создавать характеристику героя.

Различные виды пересказов, устный и письменный портрет героя.

Личностные: свободно владеть монологической речью (7 предложений) и диалогической речью (6-8 предложений) в процессе беседы, рассказа.

Предметные: выявление художественной идеи сказания – утверждение веры в справедливость, высокие законы дружбы, любви.

84

Краткие сведения о Ж. Рони-Старшем. «Борьба за огонь». Гуманистическое изображение древнего человека

1












Составление вопросов к статье учебника, цитатных планов глав повести, работа с иллюстрациями

Уметь определять жанр, находить проблематику, сравнивать героев, оценивать их поступки.

Составление плана, письменная и устная ха­рактеристика героя.

Личностные: умение анализировать литературное произведение.

85

Дж. Лондон. Краткие сведения о писателе. Детские впечатления. «Сказание о Кише.» Период раннего взросления в связи с обстоятельствами жизни.

1




Работа со статьей учебника.

Выразительное чтение по ролям.


Личностные: умение анализировать литературное произведение

Коммуникативные: умение формулировать собственное мнение. Познавательные: умение анализировать.

Регулятивные: умение адекватно оценивать свои суждения.

86

Дж. Лондон. «Сказание о Кише» . Добро и зло, благородство, уважение взрослых.


1




Сообщения учащихся, выразительное чтение по ролям.

Выразительное чтение.


Личностные: умение анализировать литературное произведение

Коммуникативные: умение аргументировать собственное мнение.

Регулятивные: умение вносить коррективы.

87

А. Линдгрен и её роман «Приключения Эмиля из Лённеберги».


1




Сообщения учащихся. Аналитическое чтение статьи о писателе. Размышления о смысле названия. Определение жанра.

Уметь определять роль портрета героя в его характеристике, находить проблематику, создавать характеристику героя.

Заполнение таблицы, художественный пересказ.

Рисунки учащихся.

Личностные: умение анализировать литературное произведение. Метапредметные:формирование ответственного отношения к учебе.

Предметные: обобщение изученного материала, выявление уровня сформированности литературных компетенций учащихся.

88

Контрольное тестирование по материалу, изученному в 5 классе

1




Тест.


Урок контроля.

Личностные:формирование ответственного отношения к учению.

Метапредметные: умение самостоятельно определять цели своего обучения, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; умение определять степень успешности своей работы и работы других.

89

Внеклассное чтение. Рекомендации для летнего чтения

1







Метапредметные: умение

формировать

потребность в

самообразовании.

Личностные: осознание роли литературы в жизни человека и общества.

Предметные:знакомство с ключевыми проблемами произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы 18 века, русских писателей 19-20 вв., литературы народов России и зарубежной литературы, которые будут изучаться в 6 классе.










ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА.


Устное народное творчество

Выпускник научится:

  • осознанно воспринимать и понимать фольклорный текст; различать фольклорные и литературные произведения, обращаться к пословицам, поговоркам, фольклорным образам, традиционным фольклорным приемам в различных ситуациях речевого общения, сопоставлять фольклорную сказку и ее интерпретацию средствами других искусств (иллюстрация, мультипликация, художественный фильм);

  • выделять нравственную проблематику фольклорных текстов как основу для развития представлений о нравственном идеале своего и русского народов, формирования представлений о русском национальном характере;

  • видеть черты русского национального характера в героях русских сказок и былин, видеть черты национального характера своего народа в героях народных сказок и былин;

  • учитывая жанрово-родовые признаки произведений устного народного творчества, выбирать фольклорные произведения для самостоятельного чтения;

  • целенаправленно использовать малые фольклорные жанры в своих устных и письменных высказываниях;

  • определять с помощью пословицы жизненную/вымышленную ситуацию;

  • выразительно читать сказки и былины, соблюдая соответствующий интонационный рисунок устного рассказывания;

  • пересказывать сказки, четко выделяя сюжетные линии, не пропуская значимых композиционных элементов, используя в своей речи характерные для народных сказок художественные приемы;

  • выявлять в сказках характерные художественные приемы и на этой основе определять жанровую разновидность сказки, отличать литературную сказку от фольклорной;

  • видеть необычное в обычном, устанавливать неочевидные связи между предметами, явлениями, действиями, отгадывая или сочиняя загадку.

Выпускник получит возможность научиться:

  • сравнивая сказки, принадлежащие разным народам, видеть в них воплощение нравственного идеала конкретного народа (находить общее и различное с идеалом русского и своего народов);

  • рассказывать о самостоятельно прочитанной сказке, былине, обосновывая свой выбор;

  • сочинять сказку (в том числе и по пословице), былину и/или придумывать сюжетные линии;

  • сравнивая произведения героического эпоса разных народов (былину и сагу, былину и сказание), определять черты национального характера;

  • выбирать произведения устного народного творчества разных народов для самостоятельного чтения, руководствуясь конкретными целевыми установками;

  • устанавливать связи между фольклорными произведениями разных народов на уровне тематики, проблематики, образов (по принципу сходства и различия).

Древнерусская литература. Русская литература XVIIIв. Русская литература XIX-XX вв. Литература народов России. Зарубежная литература

Выпускник научится:

  • осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания; адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ; интерпретировать прочитанное, устанавливать поле читательских ассоциаций, отбирать произведения для чтения;

  • воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку;

  • определять для себя актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения;

  • выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определяя свое к ней отношение, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации;

  • определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в диалог с другими читателями;

  • анализировать и истолковывать произведения разной жанровой природы, аргументированно формулируя свое отношение к прочитанному;

  • создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах;

  • сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах;

  • работать с разными источниками информации и владеть основными способами еѐ обработки и презентации.

Выпускник получит возможность научиться:

  • выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста;

  • дифференцировать элементы поэтики художественного текста, видеть их художественную и смысловую функцию;

  • сопоставлять «чужие» тексты интерпретирующего характера, аргументированно оценивать их;

  • оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств;

  • создавать собственную интерпретацию изученного текста средствами других искусств;

  • сопоставлять произведения русской и мировой литературы самостоятельно (или под руководством учителя), определяя линии сопоставления, выбирая аспект для сопоставительного анализа;

  • вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять ее результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект).




11



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!